ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2409-5125 | ||
Эксплуатационные свойства тяжелого бетона с комплексной добавкой на основе отходов промышленности С.В. Сороканич, А.В. Парамонова Получена: 16.04.2024 Рассмотрена: 18.05.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
Рассмотрена возможность использования отходов промышленности глиноземсодержащей минеральной добавки алюмошлака и отработанной формовочной смеси в качестве добавок для тяжелых цементных бетонов и представлены их характеристики. Разработаны составы тяжелых цементных бетонов с различным вяжущим (портландцемент ПЦ I-500 Н производства «ООО ДОНЦЕМЕНТ» (пгт. Новоамвросиевское, Амвросиевский район), портландцемент ЦЕМ I 42,5 Н ОАО «Новоросцемент» (г. Новороссийск, Краснодарский край); портландцемент ЦЕМ I 42,5 Н производства «Себряковцемент» (г. Михайловка, Волгоградская область)), отличающиеся концентрацией комплексной добавки. Экспериментальная часть исследований выполнялась по стандартным методикам с помощью лабораторного оборудования. Также в статье представлены результаты экспериментальных исследований влияния комплексных добавок на основе техногенных отходов на свойства тяжелых цементных бетонов, а именно на подвижность бетонной смеси, плотность, показатели прочности на 2-е и 28-е сутки твердения, водопоглощение, водонепроницаемость и морозостойкость. Ключевые слова: бетон, цементы, вяжущие, кинетика твердения, прочность, техногенные отходы, добавки, морозостойкость, водонепроницаемость, водопоглощение. Сведения об авторах:
Сороканич Станислав Васильевич (Луганск, Российская Федерация) - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Городское строительство и хозяйство», Институт строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Луганского государственного университета имени Владимира Даля (291034, Луганск, кв. Молодежный, 20 А, е-mail: stas.sorokanich.82@mail.ru). Парамонова Анастасия Владимировна (Луганск, Российская Федерация) - ассистент кафедры «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», Институт строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Луганского государственного университета имени Владимира Даля (291034, Луганск, кв. Молодежный, 20 А, е-mail: anastasia2405@inbox.ru). Список литературы: 1. Иващенко, Ю.Г. Оценка влияния минеральных добавок природного и техногенного происхождения на кинетику формирования прочности мелкозернистого бетона / Ю.Г. Иващен-ко, Н.А. Козлов, Д.К. Тимохин // Вестник Саратовского государственного технического университета: сб. ст. / Cаратовский государственный технический университет им. Гага-рина Ю.А. – Саратов, 2010. – С. 25–29. Использование горных пород с хризотил-асбестом для производства асфальтобетона К.Г. Пугин, О.В. Яконцева Получена: 22.04.2024 Рассмотрена: 06.05.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
Асфальтобетон представляет собой рационально подобранную органоминеральную смесь минеральных материалов и битума. Необоснованное использование в составе асфальтобетонной смеси одного из компонентов, как правило, приводит к резкому снижению эксплуатационных свойств асфальтобетона. Для снижения стоимости производства асфальтобетонной смеси возможно использовать местные каменные материалы. На части территории Урала горные породы имеют включения хризотил-асбеста, что снижает их ценность в качестве минеральных материалов для производства асфальтобетонных смесей. Это обусловлено образованием большого количества свободных тонкодисперсных волокон хризотил-асбеста при технологических воздействиях на горные породы. В целях регулирования содержания свободных волокон в минеральных компонентах, поступающих для получения асфальтобетона, предложено на стадии смешивания и сушки организовать дополнительную продувку сушильного барабана асфальтобетонного завода. В статье представлены исследования микроструктуры поверхности хризотил-асбеста и его элементный химический состав. Установлено низкое содержание оксида кремния в составе хризотил-асбеста, что позволяет обеспечить хорошую адгезию битума к поверхности, водостойкость, морозостойкость и трещиностойкость асфальтобетонного покрытия. На поверхности волокон хризотил-асбеста установлено наличие оксидов кальция, железа и алюминия, что позволяет характеризовать поверхность волокон, способных создавать прочные связи с битумом, за счет взаимодействия данных оксидов с кислотными компонентами битума. При таком взаимодействии, как правило, на поверхности формируется водостойкий слой, который обеспечит водостойкость асфальтобетона в целом. Представленные в статье исследования показывают перспективность вовлечения горных пород, содержащих хризотил-асбест, для производства асфальтобетонных смесей, используемых для строительства автомобильных дорог. Это подтверждено натурными испытаниями асфальтобетона, произведенного с использованием хризотил-асбеста. Ключевые слова: асфальтобетон, автомобильные дороги, хризотил-асбест, щебень, дорожно-строительные материалы. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные технологии», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (614060, Пермь, б-р Гагарина, 33, e-mail: stm@pgatu.ru). Яконцева Ольга Валерьевна (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: stm@pgatu.ru). Список литературы: 1. Закономерности распределения битума на поверхности минерального материала / А.С. Ивкин, В.В. Васильев, Н.К. Кондрашева, К.Г. Суханова // Известия СПбГТИ (ТУ). – 2017. – № 38 (64). – С. 81–85. 2. Mehrara, А. A review of state of the art on stripping phenomenon in asphalt concrete / A. Mehrara, A. Khodaii // Construction and Building Materials. – 2013. – Vol. 38. – Р. 423–442. 3. Пугин, К.Г. Повышение эксплуатационных показателей асфальтобетона, используемого для транспортного строительства / К.Г. Пугин, О.В. Яконцева // Химия. Экология. Урбанистика. – 2021. – Т. 3. – С. 141–145. 4. Пугин К.Г. Научные основы минимизации негативных воздействий на геосферу при использовании отходов производства в строительстве автореф. дис. … д-ра техн. наук / К.Г. Пугин; Моск. гос. строит. ун-т. – М., 2016. – 44 с. 5. Совершенствование методов определения сцепления битума с минеральными материалами / В.В. Васильев, А.С. Ивкин, Е.В. Саламатова, Н.В. Майданова // Известия СПбГТИ (ТУ). – 2018. – № 42 (68). – С. 58–61. 6. Мясникова, А.А. Методы регулирования свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона / А.А. Мясникова // Архитектура, градостроительство и дизайн. – 2023. – № 3 (37). – С. 26–32. 7. Влияние химического состава минеральных материалов на их сцепление с дорожным битумом / В. В. Васильев, А. С. Ивкин, Е. В. Саламатова [и др.] // Нефтепереработка и нефтехимия. – 2018. – № 12. – С. 34–38. 8. Влияние условий обработки гранитного материала адгезионными присадками на его сцепление с битумом / А.С. Ивкин, В.В. Васильев, Е.В. Саламатова [и др.] // Известия СПбГТИ (ТУ). – 2019. – № 48 (74). – С. 91–95. 9. Баранов, И.А. Оценка влияния стабилизирующих добавок на физико-механические показатели свойств щебеночно-мастичного асфальтобетона / И.А. Баранов, А.Б. Соломенцев // Строительство и реконструкция. – 2010. – № 5 (31). – С. 45–51. 10. Баранов, И.А. Структура дорожного битума и его взаимодействие со стабилизирующими волокнистыми добавками для щебеночно-мастичного асфальтобетона / И.А. Баранов, А.Б. Соломенцев // Строительство и реконструкция. – 2013. – № 4 (48). – С. 75–83. 11. Тюрюханов, К.Ю. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне / К.Ю. Тюрюханов, К.Г. Пугин // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 12. Пугин, К.Г. Использование хризатил-асбеста при производстве асфальтобетонных смесей / К.Г. Пугин, О.В. Яконцева // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2023. – Т. 1. – С. 323–327. 13. Hung, A.M. Effects of water exposure on bitumen surface microstructure / A.M. Hung, A. Goodwin, E.H. Fini // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 135. – Р. 682–688. 14. Fischer, H.R. On the interfacial interaction between bituminous binders and mineral surfaces as present in asphalt mixtures / H.R. Fischer, E.C. Dillingh, C.G.M. Hermse // Applied Surface Science. – 2013. – Vol. 265. – Р. 495–499. 15. Гридчин, А.М. Особенности взаимодействия битума с минеральными материалами из кислых пород / А.М. Гридчин, В.В. Ядыкина // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2008. – № 40. – С. 13–16. 16. Influence of short and long term aging on chemical, microstructural and macro-mechanical properties of recycled asphalt mixtures / L.D. Poulikakos, Salomé dos Santos, Moises Bueno, Simon Kuentzel [et al.] // Construction and Building Materials. – 2014. – Vol. 51. – Р. 414–423. 17. Salomedos Santos, S. Effect of annealing conditions on the molecular properties and wetting of viscoelastic bitumen substrates by liquids / S. Salomedos Santos, L.D. Poulikakos, M.N. Partl // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – № 10 (1). – Р. 2–14. Методики оценки экологических аспектов в градостроительном планировании прибрежных территорий озер В.В. Сидорова, В.В. Кузёменская Получена: 04.04.2024 Рассмотрена: 16.05.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
Исследованы современные методики организации планировки прибрежных территорий озер. Исследование проводится с целью выявления актуальных проблем, разработки эффективных стратегий и предложения по внедрению инновационных подходов для повышения эффективности использования прибрежных зон озер. Использование и функционально-планировочное зонирование водоохранных зон представляет собой важные аспекты в управлении прибрежными территориями озер. Оценка экологических аспектов прибрежных территорий в градостроительном планировании является важным этапом для обеспечения устойчивого развития и сохранения природной среды. Известно, что развитие градостроительства на прибрежных территориях озер может оказывать значительное влияние на экологическую устойчивость данной зоны. В статье освещаются существующие тенденции градостроительного регулирования прибрежных зон в России, а также в других странах мира. Представлен обзор существующих методик оценки экологических аспектов, применяемых в Европе, с акцентом на их специфику и возможное применение в контексте градостроительства прибрежных территорий озер. Проведен анализ современных инструментов и подходов, используемых для оценки экологического состояния прибрежных зон. Анализируется необходимость внедрения методики оценки антропогенной нагрузки на береговые территории озер при разработке стратегии развития. Также предлагается выделить участки особой важности для постоянного мониторинга экологического состояния и принятия мер по их восстановлению в связи с необходимостью оперативных изменений. Данная статья способствует пониманию эффективных методов использования и функционально-планировочных решений прибрежных территорий озер. Ключевые слова: планировочная организация прибрежных территорий, водоохранная зона, градоэкологические принципы, зонирование прибрежных территорий. Сведения об авторах:
Сидорова Виктория Витальевна (Симферополь, Российская Федерация) – кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Градостроительство», Институт «Академия строительства и архитектуры» Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (295493, Симферополь, ул. Киевская, 181, e-mail: nucikBBC@yandex.ru). Кузёменская Валерия Вячеславовна (Симферополь, Российская Федерация) – магистрант кафедры «Градостроительство», Институт «Академия строительства и архитектуры» Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (295493, Симферополь, ул. Киевская, 181, e-mail: kuzemenskaya.valera@mail.ru). Список литературы: 1. Coastal Systems and Coastal Communities / T. Agardy, J. Alder, P. Dayton, S. Curran, A. Kitchingman, M. Wilson, A. Catenazzi, J. Restrepo, C. Birkeland, S. Blaber, S. Saifullah, G. Branch, D. Boersma, S. Nixon, P. Dugan, C. Vöröcmarty. – Island Press, 2005. – P. 513–543. Вероятностное моделирование оценки качества конструкций из кирпичной кладки в условиях сухого жаркого климата А.П. Свинцов, А.А. Абд Нур Получена: 24.03.2024 Рассмотрена: 15.04.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
При проектировании конструкций из кирпичной кладки основными задачами являются обеспечение требуемой прочности и эксплуатационной надежности. Фактическая производственная ситуация на строительной площадке зависит от многих непредвиденных факторов. В связи с этим кирпичная кладка с заданным качеством есть случайный процесс. Гипотеза случайного возникновения дефектов каменных конструкций из кирпичной кладки объясняется тем, что невозможно заранее предвидеть время и место возникновения того или иного дефекта. Математическое моделирование каменных конструкций требует взаимосвязи каменной кладки с двумя составляющими ее элементами (кирпичом и раствором) и свойствами ее материала. Наиболее важные характеристики и особенности кладки разделены для кирпича, раствора, соединения и кладки. Целью исследования является выявление причинно-следственных связей возникновения дефектов в конструкциях из кирпичной кладки. Несмотря на жесткий контроль качества кирпичной кладки, нельзя исключить нарушение регламента и возникновение дефектов. Исследование выполнено на пяти строительных площадках в провинции Аль-Мутанна на юге Ирака. В ходе исследования была разработана и верифицирована вероятностная математическая модель оценки качества конструкций из кирпичной кладки. Использование оценки качества кирпичной кладки является нетрадиционным и новым подходом в исследованиях в области строительных технологий. Разработанная вероятностная модель оценки качества возведения стеновых конструкций из кирпича позволяет с учетом местных условий прогнозировать состояние производства с целью минимизации времени выполнения работ при эффективном использовании материальных, технических и трудовых ресурсов. Ключевые слова: кирпичная кладка, вероятностная модель, качество кладки, дефекты, кирпич, раствор, строительная система. Сведения об авторах:
Свинцов Александр Петрович (Москва, Российская Федерация) – профессор, доктор технических наук, Российский университет дружбы народов (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, e-mail: svintsov-ap@rudn.ru). Абд Нур Аббас Абдулхуссейн (Самава, Ирак) – ассистент, кандидат технических наук, Университет Аль-Матанна (66001, Самава, e-mail: abbas652002@gmail.com). Список литературы: 1. Šlivinskasa, T. Mortar Compressive Strength Estimation by Applying Various Experimental Test Methods / T. Šlivinskasa, B. Jonaitis, R. Zavalisc // Procedia Engineering. – 2017. – № 172. – Р. 1123–1128. Повреждения подпорных сооружений в условиях морозного пучения грунта Н.В. Чмых, О.В. Третьякова Получена: 19.04.2024 Рассмотрена: 21.05.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме негативного влияния природно-климатических факторов на эксплуатационное состояние подпорных стен. Значительная часть территории Российской Федерации подвержена сезонному промерзанию и морозному пучению грунтов, которые негативно влияют на работу конструкций. В процессе промерзания грунт засыпки увеличивается в объеме и создает дополнительное давление на подпорную стену, что приводит к появлению повреждений и преждевременному отказу. Промерзание подпорных сооружений происходит не только со стороны грунта засыпки, но и через тело конструкции. Несмотря на большую практическую значимость, в настоящее время проблема эксплуатации подпорных стен в условиях морозного пучения грунта засыпки недостаточно освещена в публикациях. Целью данного исследования является анализ опыта эксплуатации подпорных сооружений в зоне распространения сезоннопромерзающих грунтов и морозного пучения, а также систематизация полученных результатов. В статье выполнен обзор негативных последствий в подпорных стенах и конструкциях ограждения котлованов от воздействия сил морозного пучения на основе российской и зарубежной практики. Проведенный анализ показал, что наиболее характерными видами повреждений являются горизонтальное смещение стен и тещины в конструкциях стен. Помимо повреждений подпорных сооружений, в статье рассмотрены случаи увеличения внутренних усилий в конструкциях от влияния морозного пучения грунта. Работа имеет практическую направленность, позволяет получить представление о повреждениях подпорных стен в районах с суровым климатом, а также может послужить основой для выбора мероприятий по предотвращению негативного влияния морозного пучения грунта на эти конструкции. Ключевые слова: подпорное сооружение, морозное пучение, сезонное промерзание грунтов, повреждение, деформация, внутренние усилия, устойчивость. Сведения об авторах:
Чмых Никита Вячеславович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: chmyhnikita@gmail.com). Третьякова Ольга Викторовна (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: olga_wsw@mail.ru). Список литературы: 1. Дуброва, Г.А. Методы расчета давления грунтов на транспортные сооружения / Г.А. Дуброва. – М: Транспорт, 1969. – 232 с 2. Клейн, Г.К. Расчет подпорных стен / Г.К. Клейн. – М.: Высшая школа, 1964. – 196 с. 3. Тетиор, А.Н. Облегченные подпорные стены в транспортном строительстве / А.Н. Тетиор. – М.: Транспорт, 1987. – 79 с. 4. Абжалимов, Р.Ш. Закономерности взаимодействия пучинистого грунтового основания с фундаментами малоэтажных зданий и подземными сооружениями и методы их расчета: авторефер. дис. … д-ра тех. наук: 05.23.02 / Р. Ш. Абжалимов; Моск. гос. ун-т путей сообщения. – М., 2011. – 47 с. 5. Алексеев, А. Г. Определение горизонтального давления грунта на подпорные стены при сезонном промерзании-оттаивании: дис. … канд. техн. наук: 25.00.08 / А.Г. Алексеев; ОАО «ПНИИИС». – М., 2006. – 190 с. 6. Analysis of Internal Force and Displacement of Foundation Pit Pile Anchor Supporting Structure Based on Soil Frost Heaving / D. Shi, Y. Li, X. Gao, S. Li, T. Xiang // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2020. – № 580. – P. 1–8. DOI: 10.1088/1755-1315/580/1/012028 7. Full-Scale Model Test on Prevention of Frost Heave of L-Type Retaining Wall / D. Rui, H. Deng, D. Nakamura, S. Yamashita, T. Suzuki, and H. Zhao // Cold Regions Science and Technology. – 2016. – Vol. 132. – P. 89–104. 8. Michalowski, R. Modelling of Freezing in Frost-Susceptible Soils. Computer Assisted Mechanics and Engineering Sciences / R. Michalowski, M. Zhu // Computer Assisted Mechanics and Engineering Sciences. – 2006. – Vol. 13. – P. 613–625. 9. Long-Term Measurement of Frost-Heave Deformation in Geotextile-Reinforced Soil Walls / A. Sato, T. Yamanashi, T. Suzuki, N. Tatta, T. Kubo // 11th International Conference on Geosynthetics 2018, ICG 2018 – Seoul, Republic of Korea, Korean Geosynthetics Society. – 2018. – Vol. 3. – P. 2225–2233. 10. Effect of Freeze–Thaw Cycles on Deformation Properties of Deep Foundation Pit Supported by Pile-Anchor in Harbin / G. Cui, S. Ma, Z. Lui, S. Lui, C. Xi, Z. Cheng // Reviews on Advanced Materials Science. – 2022. – Vol. 61, no. 1. – P 756–768. DOI: 10.1515/rams-2022-0266 11. Frost Heaving Deformation Control of Pile-Anchor Retaining Structure of Deep Foundation Pits in Seasonal Frozen Soil Regions / Z. Zhang, L. Ma, X. Han, J. He // Chinese Journal of Geotechnical Engineering. – 2012. – 34 (suppl). – P. 65–71. 12. Neely, W. Collapse of MSE Wall Panels due the Effects of Freezing Temperatures / W. Neely // ASCE Earth Retention Conference 3, Bellevue, WA. – 2011. – P. 580–587. DOI: 10.1061/41128(384)59 13. Duchesne, S.M. Effects of Frost Heave on a Soil Nail Wall in Brunswick, Maine [Электронный ресурс] / S.M. Duchesne // Master’s thesis. – Maine, 2003. – 185 p. – URL: http://digitalcommons.library.umaine.edu/etd/119 (дата обращения: 13.02.2024). 14. Freeze-thaw cycling impact on the shear behavior of frozen soil-concrete interface / P. He, Y. Mu, Z. Yang, W. Ma, J. Dong, Y. Huang // Cold Regions Science and Technology. – 2020. – Vol. 173. – P. 1–11. DOI: 10.1016/j.coldregions.2020.103024 15. Experimental and Numerical Investigation on the Deterioration Mechanism for Grouted Rock Bolts Subjected to Freeze – Thaw Cycles / J. Yuan, C. Ye, J. Yang, Z. Xie, J. Lui, S. Wang, Y. Lui // Bulletin of Engineering Geology and the Environment. – 2021. – Vol. 80. – P. 5563–5574. DOI: 10.1007/s10064-021-02279-2 16. Метелкин, С.В. Морозное пучение и его влияние на распорную систему ограждающих конструкций глубоких котлованов / С.В. Метелкин, В.Н. Парамонов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2022. – Т. 19, № 1. – С. 133–142. – DOI: 10.20295/1815-588X-2022-19-1-133-142. Пешеходная эстакада в структуре линейного парка В.П. Герасимов, С.Н. Сарвилина Получена: 06.12.2023 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 09.09.2024 ![]() Аннотация:
Рассмотрены объекты, относящиеся к понятию «линейный парк». На основании анализа отечественного и зарубежного опыта и нормативных источников показано, что определение данного понятия является недостаточно точным. В частности, за рубежом доля парков, устроенных на основе новых или реконструируемых линейных инженерных магистралей, составляет не менее 50 процентов, в то время как в России данный показатель составляет только 10 процентов. В связи с неполной ясностью определения «линейный парк» предложены критерии, уточняющие данное понятие. В дополнение к известным характеристикам (протяженности и доли озеленения) предлагается использовать следующие признаки: непрерывность трассы, наличие ярусности, а также использование новых или реконструируемых инженерных линейных сооружений в качестве рекреационных территорий. Показано, что одним из ключевых элементов большинства исследованных и наиболее известных линейных парков являются пешеходные эстакады, которые не только обеспечивают неразрывную коммуникационную связь, но также создают многоплановость ландшафтных видов и существенно обогащают функциональные возможности использования территорий. Приведены примеры зарубежного и отечественного строительства, наиболее полно демонстрирующие влияние пешеходных эстакад на функциональные и эстетические качества линейных парков. Наличие пешеходных эстакад является одним из основных приемов архитектурного проектирования, позволяющих соответствовать перечисленным критериям отнесения объекта к типу «линейные парки». Показано, что строительство линейных парков при определенных обстоятельствах может быть актуальным не только для мегаполисов. Приведен пример проектного предложения и определены сочетания обстоятельств и исходных данных, при которых проект линейного парка может оказаться экономически эффективным и инвестиционно привлекательным даже для некрупных населенных пунктов. Ключевые слова: линейные парки, экологический каркас города, ревитализация городской среды, архитектурная среда, благоустройство городских территорий, пешеходные парковые эстакады. Сведения об авторах:
Герасимов Владимир Петрович (Пенза, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Дизайн и художественное проектирование интерьера», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Пенза, ул. Германа Титова, 28, e-mail: am_dialog@inbox.ru). Сарвилина Светлана Николаевна (Пенза, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Пенза, ул. Германа Титова, 28, e-mail: am_dialog@inbox.ru). Список литературы: 1. Бергман, А.В. Некоторые аспекты анализа мирового опыта создания линейных парков / А.В. Бергман // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 594–605.
| ||