ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОПОРНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С.В. Копылов Получена: 26.10.2021 Рассмотрена: 26.10.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается модель повышения транспортной доступности Якутии и Арктической зоны Российской Федерации в целом. По данным Росавтодора и Росстата на конец 2020 г. общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Саха (Якутия) составляет 30,9 тыс. км, из них около 61 % относятся к сезонным автомобильным дорогам. Круглогодичную транспортную связь по автомобильным дорогам имеют только 8,68 % территории Якутии, на котором проживает 17 % населения. Из 586 населенных пунктов 322 имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием по Якутии составляет 3,9 км дорог на 1000 км2 территории, когда как по стране этот показатель составляет 64 км дорог на 1000 км2 территории. Вышеприведенные данные показывают, что транспортная доступность Республики Саха (Якутия) находится на низком уровне. Повышение уровня транспортной доступности требует колоссальных финансовых затрат и комплексных поэтапных решений, зависящих не только от руководства республики, но решаемых и на федеральном уровне. Предлагается несколько вариантов развития опорной региональной сети автомобильных дорог, имеющих в настоящее время перспективу перехода в автомобильные дороги федерального значения с выходом на соседствующие субъекты, морские и речные порты. Территориальное расположение Республики Саха (Якутия) позволяет ее назвать проводниковым центром Крайнего Севера. По территории Якутии пролегают три крупные автомобильные дороги федерального значения, которые соединяют между собой Иркутскую, Магаданскую и Амурскую области через Республику Саха (Якутия). Также есть автомобильные дороги регионального значения, которые выходят в Чукотский автономный округ и Хабаровский край. Развитие опорной региональной сети автомобильных дорог включает целевые ориентиры развития, указанные в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 г., с учетом расширения опорной сети автомобильных дорог Арктической зоны Российской Федерации. Ключевые слова: опорная сеть автомобильных дорог, транспортная доступность, кратчайший путь, автозимник, внетранспортный эффект, плотность сети дорог. Сведения об авторах:
Копылов Сергей Вадимович (Якутск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: kopylovsergey@inbox.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ЭСТАКАД В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ М.М. Магомедов, И.Г. Овчинников Получена: 09.11.2021 Рассмотрена: 09.11.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются особенности конструктивного обоснования решений автодорожных и железнодорожных эстакад в горной местности. Будучи важными элементами транспортной инфраструктуры, они позволяют подвижным составам и транспортным средствам не только преодолеть существующие преграды в горной местности, но и защитить их от негативных геологических процессов, протекающих в ней. Поэтому при проектировании горных эстакад необходимо учитывать сильную пересеченность рельефа и влияние рельефа на особенности протекания процессов стихийных бедствий, что позволит определить рациональное местоположение опор искусственного сооружения с целью минимизации негативного воздействия продуктов. Осуществлен краткий анализ существующих статических схем эстакадных сооружений, целесообразности их применения как для автодорожных, так и для железнодорожных мостов. Показывается, что конструктивные решения, принимаемые для автодорожных эстакад, не во всех случаях актуальны для железнодорожных эстакад. При рациональном расположении опор балочно-неразрезная система является целесообразной для автодорожных эстакад ввиду ее экономичности и меньшего количества деформационных швов, в то время как для железнодорожных эстакад применение этого конструктивного решения может привести к потере устойчивости пути и излома рельсов. Также рассматриваются часто встречающиеся в горной местности геологические ситуации. Анализируется возможность применения спиральных эстакад, обсуждаются предпосылки конструктивного обоснования криволинейных в плане эстакад в горных условиях. Кроме того, отмечается существующая проблема образования наледи на ездовом полотне горных эстакад, заключающаяся в особенности аэродинамической работы воздушных потоков при их протекании через горные ущелья. Ключевые слова: мост, горная местность, большепролетные мосты, конструктивное решение, стихийные бедствия, спиральная эстакада, криволинейная эстакада. Сведения об авторах:
Магомедов Мухтар Магомедович (Саратов, Россия) – магистрант, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, тел. (987) 8-056-649, e-mail: magomedovmm751@mail.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Кафедра автомобильных дорог и мостов», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, тел. (937) 8-114-120, e-mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
ОЦЕНКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГИДРОДРЕНАЖНЫХ СИСТЕМ К.Г. Пугин, В.К. Салахова, А.В. Елькин Получена: 28.10.2021 Рассмотрена: 28.10.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Широкое использование новых материалов при создании гидродренажных систем требует всесторонней оценки техногенных воздействий на объекты окружающей среды на этапах их эксплуатации и последующей рекультивации и санации территорий размещения. Использование в составе конструкции дренажной системы элементов из различных пластмасс и полимеров влечет за собой возникновение экологических рисков. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что долгосрочная эксплуатация полимерных материалов приводит к формированию засорения микропластиком и химического загрязнения (углерод, стирол, формальдегид, фенол, хлоропрен, уретан) окружающей среды. В статье анализируются оценка и обеспечение экологической устойчивости гидродренажных систем с использованием методики оценки функциональных связей, образующихся в природно-техногенной системе «педосфера – гидродренажная система». Указано, что используемая в настоящее время методика оценки геоэкологической устойчивости гидродренажных систем не включает в себя рассмотрение вопросов рекультивации земель после окончания периода эксплуатации гидродренажей и воздействия формируемыми факторами малой интенсивности. Оценка геоэкологической устойчивости гидродренажных систем должна учитывать время исчерпания долговечности материала конструкции системы и способность переходить в естественные природные субстанции, характерные для окружающей среды. Управление природно-техногенной системой «педосфера – гидродренажная система» на протяжении всего жизненного цикла возможно за счет выбора характеристик материала элементов гидродренажных систем. Анализ структурно-функциональной организация природно-техногенной системы «педосфера – гидродренажная система» показал, что широко используемые в настоящее время полимерные материалы в конструкции гидродренажных систем не обеспечивают ее геоэкологическую устойчивость. Наиболее подходящим материалом для устройства гидродернажных систем является керамика, полученная на основе энергосберегающих технологий, способная переходить в естественные природные субстанции. Ключевые слова: охрана окружающей среды, гидродренажные системы, геоэкологическая устойчивость, полимерные материалы, техногенное воздействие, керамические материалы. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные технологии», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта. Салахова Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Охрана окружающей среды», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Елькин Александр Васильевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Охрана окружающей среды», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: alexandr.elkin.96@mail.ru). Список литературы: 1. Федоров М.П., Суздалева А.Л. Гидротехническое строительство как основа устойчивого развития // Гидротехническое строительство. – 2014. – № 11. – С. 27–30. 2. Пугина В.К., Пугин К.Г. Геоэкологическая оценка использования полимерных отходов в производстве различных строительных материалов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 1. – С. 63–69. 3. Пугин К.Г., Пугина В.К. Использование отходов в структуре органоминеральных композитов, применяемых для строительства автомобильных дорог // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 2. – С. 38–46. 4. Пугин К.Г., Юшков В.С. Использование вторичных материалов для цементобетонных покрытий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2013. – № 1. – С. 144–151. 5. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 6. Пугин К.Г., Яконцева О.В. Повышение эксплуатационных показателей асфальтобетона, используемого для транспортного строительства // Химия. Экология. Урбанистика. – 2021. – Т. 3. – С. 141–145. 7. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder // J. of Materials Science and Engineering. – 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870 8. Филатов В.В., Рукина И.М., Голованов В.И. Рециклинг полимерных отходов производства и потребления на основе биотехнологических инноваций // Муниципальная академия. – 2018. – № 3. – С. 135–142. 9. Потапова Е.В. Проблема утилизации пластиковых отходов // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 535–544. 10. Ремизова В.М. Композиты из отходов // Университетская наука. – 2018. – № 1 (5). – С. 79–82. 11. Демьянова В.С., Гусев А.Д., Денисова Н.А. Композиционный материал на основе регенерата резины и отходов пластика // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2014. – № 3. – С. 22–24. 12. From waste plastics to industrial raw materials: A life cycle assessment of mechanical plastic recycling practice based on a real-world case study / F. Gu, J. Guo, W. Zhang, P.A. Summers, P. Hall // Sci Total Environ. – 2017. – Vol. 601. – P. 1192–1197. 13. Recycling of plastic waste materials in the composition of ecological mortars / Claudiu Aciu, Dana-Adriana Ilutiu-Varvara, Daniela-Lucia Manea Yvette-Anna Orban, Florin Babota // Procedia Manufacturing. – 2018. – Vol. 22. – P. 274–279. 14. Sheila Devasahayam. Review: Opportunities for simultaneous energy/materials conversion of carbon dioxide and plastics in metallurgical processes // Sustainable Materials and Technologies. – 2019. – Vol. 22. – P. 119. 15. Sheila Devasahayam, Guntamadugu Bhaskar Raju, Chaudhery Mustansar Hussain. Utilization and recycling of end of life plastics for sustainable and clean industrial processes including the iron and steel industry // Materials Science for Energy Technologies. – 2019. – Vol. 2. – P. 634–646. 16. Hamed M. Jassim, Omar T. Mahmood, Sheelan A. Ahmed. Optimum Use of Plastic Waste to Enhance the Marshall Properties and Moisture Resistance of Hot Mix Asphalt // International Journal of Engineering Trends and Technology. – 2014. – Vol. 7. – P. 18–25. 17. Критериальная оценка состояния нарушенных геосистем / О.В. Тупицына, В.Г. Камбург, К.Л. Чертес, Д.Е. Быков // Нефтегазовое дело: электронный научный журнал. – 2012. – № 4. – С. 231–241. 18. Левашова О.А., Суздалева А.Л. Термический техногенез почвенного покрова и его экологическая оптимизация // Естественные и технические науки. – 2018. – № 6 (120). – С. 81–92. 19. Суздалева А.Л., Смирнова А.М. Роль природно-технических систем в создании управляемой биотехносферы // Естественные и технические науки. – 2016. – № 6 (96). – С. 98–100. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В КАЧЕСТВЕ СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА В СОСТАВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА К.Г. Пугин, О.В. Яконцева, В.К. Салахова Получена: 02.11.2021 Рассмотрена: 02.11.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Растущие нагрузки на конструкцию автомобильной дороги, формируемые транспортом, требуют получения асфальтобетонов, обладающих повышенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами. Анализ научной литературы показывает, что одним из перспективных для регулирования процессов структурообразования в асфальтобетоне являются полимерные отходы. Они позволяют получить асфальтобетоны с физико-механическими свойствами, удовлетворяющими нормативным требованиям, и снизить стоимость производства асфальтобетона за счёт экономии природных сырьевых материалов. Использование полимерных отходов (пластика) в составе асфальтобетона решает и вопрос утилизации отходов. В статье рассматриваются некоторые ограничения использования пластиков в технологиях получения асфальтобетонной смеси. Показано, что наиболее подходящими группами пластиков для технологии производства асфальтобетонной смеси с обеспечением экологической безопасности являются пластики PE-HD, PE-LD и PP. Представлены результаты исследования асфальтобетонных образцов, полученных с добавлением пластиков РР и PE-LD. Структура нетканого материала из РР, используемая для производства одноразовых медицинских масок, подходит для создания линейного или дисперсного армирования асфальтобетона. Пластик группы PE-LD в виде пленки толщиной 0,15 мм можно использовать для армирования асфальтобетона. Полученные образцы асфальтобетона удовлетворяют требованиям ГОСТ и отличаются от традиционного состава повышенной устойчивостью на сжатие при высоких температурах (придел прочности при 50 ºС) и пониженным показателем прочности при низких температурах (придел прочности при 0 ºС). Это говорит о лучших эксплуатационных свойствах асфальтобетонного покрытия к внешним нагрузкам в летний и зимний периоды, что достигается за счет дисперсного армирования структуры асфальтобетона и модификации битума. Планируется продолжить исследование о влиянии пластиков группы PE-LD и РР на структурообразование асфальтобетона. Ключевые слова: асфальтобетон, пластик, отходы, структурообразование, дорожное строительство, полимеры. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные технологии», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта. Яконцева Ольга Валерьевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Салахова Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Охрана окружающей среды», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Список литературы: 1. Пугин К.Г., Юшков В.С. Использование вторичных материалов для цементобетонных покрытий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2013. – № 1. – С. 144–151. 2. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 3. Получение экологически безопасных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. 4. Пугин К.Г., Юшков В.С. Отходы металлургических предприятий для создания цветного асфальтобетона // Экология и промышленность России. – 2017. – Т. 21, № 5. – С. 4–7. 5. Ядыкина В.В., Траутваин А.И. Влияние активности наполнителей из техногенного кремнеземсодержащего сырья на прочность цементных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. – С. 174–179. 6. Степушин А.П., Сабуренкова В.А. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2017. – № 1 (48). – С. 84–89. 7. Исследование углеродминеральных продуктов горючих сланцев в качестве сырья для получения минеральных компонентов / В.Д. Галдина, Е.В. Гурова, О.И. Кривонос, М.С. Черногородова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2 (48). – С. 82–89. 8. Применение электросталеплавильных шлаков в конструкциях нежестких дорожных одежд / А.С. Погромский, Г.С. Духовный, Т.В. Аниканова, Ш.М. Рахимбаев. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 100 с. 9. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder // J. of Materials Science and Engineering. – 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870. 10. Эффективное использование пород шахтных отвалов в дорожном строительстве / А.Г. Доля, Д.А. Шатворян, Д.В. Смирнова, И.П. Жуков // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 2 (124). – С. 94–101. 11. Котлярский Э.В., Кочнев В.И., Давлятова Д.Ю. Автоматизированное проектирование асфальтобетонных смесей с заданными свойствами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 1 (71). – С. 27–29. 12. Weiguang Zhang. Effect of tack coat application on interlayer shear strength of asphalt pavement: A state-of-the-art review based on application in the United States // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – Vol. 10, iss. 5. – P. 434–445. 13. Effects of coarse aggregate angularity on the microstructure of asphalt mixture / Junfeng Gao, Hainian Wang, Yin Bu, Zhanping You, MohdRosliMohd Hasan, Muhammad Irfan // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 183. – P. 472–484. 14. Primary investigation on the relationship between microstructural characteristics and the mechanical performance of asphalt mixtures with different compaction degrees / Pengfei Liu, Jing Hu, Gustavo Canon Falla, Dawei Wang, Sabine Leischner, Markus Oeser // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 223. – P. 784–793. 15. Effect of aggregate contact characteristics on densification properties of asphalt mixture / Iange Li, Peilong Li, Jinfei Su, Yu Xue, Wenyu Rao // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 204. – P. 691–702. 16. A state-of-the-art review of parameters influencing measurement and modeling of skid resistance of asphalt pavements / Reginald B. Kogbara, Eyad A. Masad, Emad Kassem, A. (Tom) Scarpas, Kumar Anupam // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 114. – P. 602–617. 17. Impact of particle morphology on aggregate-asphalt interface behavior / Dongliang Kuang, Ben Zhang, Yuan Jiao, Jianhong Fang, Huaxin Chen, Lu Wang // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 132. – P. 142–149. АНАЛИЗ СИСТЕМ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ БАТАРЕЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ NISSAN LEAF А.М. Щелудяков, А.Р. Тимергазин, Н.П. Нешатаев Получена: 20.10.2021 Рассмотрена: 20.10.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Активная популяризация электромобилей в Российской Федерация в частности и во всем мире в целом приводит к быстрому росту их парка, а также развитию инфраструктуры для комфортного использования электромобилей. Однако у электромобилей существует ряд недостатков, связанных с функционированием высоковольтных батарей. Климатические условия могут заметно влиять на протекание химических процессов в высоковольтной батарее, тем самым уменьшая уровень комфорта и надежности электромобиля. Рассматриваются условия, при которых существующие недостатки высоковольтных батарей явно проявляются. Проанализированы способы устранения недостатков от лидирующих на электромобильном рынке автопроизводителей, таких как Audi и Tesla. Результатом анализа определены преимущества и недостатки каждого из вариантов реализации системы терморегулирования. Выявлено, что далеко не каждый автопроизводитель успешно справляется с охлаждением и нагревом высоковольтных батарей в своих серийных моделях, выпущенных в массовое производство. В качестве объекта исследования выбран электромобиль Nissan Leaf. Рассмотрена конструкция высоковольтной батареи, а также способ организации системы охлаждения и обогрева высоковольтной батареи. Установлено, что система терморегулирования высоковольтной батареи Nissan Leaf неэффективна. Учитывая преимущества и недостатки высокоэффективных систем охлаждения высоковольтных батарей крупнейших производителей электромобилей, предложена методика реализации системы терморегулирования на объекте исследования. Описаны важные особенности расположения радиаторов и подогревателей, выбран материал для их изготовления. Ключевые слова: электромобиль, охлаждение, обогрев, высоковольтная батарея, низкая температура, высокая температура, эксплуатация. Сведения об авторах:
Щелудяков Алексей Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: sam@pstu.ru). Тимергазин Алексей Ринатович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: alex.black.13@list.ru). Нешатаев Николай Павлович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: neshataiev92@gmail.com). Список литературы:
АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ Р.Ф. Шаихов Получена: 15.10.2021 Рассмотрена: 15.10.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приводится анализ рынка запасных частей для автомобилей. Установлено, что на сегодняшний день более 30 % автокомпонентов поддельные. Существуют несколько вариантов фальсификации автомобильных запчастей. Наиболее распространены подделки для отечественных автомобилей, которые чаще всего произведены кустарным способом. Нередко контрафактная продукция поступает на рынок из-за границы под видом оригинальных запасных частей. Основным каналом сбыта такой продукции являются частные автомобильные сервисы и оптово-розничные рынки. В ходе исследования проведен анализ методов и средств борьбы с контрафактной продукцией. Установлено, что существует государственный контроль и регулирование данной отрасли. На законодательном уровне установлена административная и уголовная ответственность за подделку автомобильных запчастей. Кроме того, автопроизводители активно внедряют различные системы контроля оригинальности запасных частей для автомобилей: с применением двухфакторной идентификации, фирменной упаковки, нанесением специальных штрихкодов и дальнейшей их проверке на сайтах производителей. На самих оригинальных деталях также присутствуют отличительные признаки, такие как: срок изготовления, цвет компонентов и др. В статье осуществлен анализ последствий применения контрафактной продукции при проведении планового технического обслуживания или ремонта автомобилей. В первую очередь некачественная продукция влияет на безопасность движения транспортных средств, что может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, контрафактные автокомпоненты не выполняют заложенные заводом-изготовителем функции, что впоследствии приводит к дорогостоящему ремонту. Приведены примеры незначительной экономии на оригинальных запасных частях автовладельцев при проведении технического обслуживания автомобиля и последствий применения поддельных автокомпонентов. Ключевые слова: контрафакт, автомобильные запчасти, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технический сервис и ремонт машин», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ЗДАНИЯ С ПОЗИЦИИ СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ЕГО ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Е.В. Щипачева, С.С. Шаумаров Получена: 26.09.2021 Рассмотрена: 26.09.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Существуют многочисленные методики, позволяющие в той или иной степени произвести оценку степени износа зданий. Они, в первую очередь, сосредоточены на определении остаточной несущей способности основных несущих конструкций зданий и характеризуют его физический износ. Однако не менее важная роль в прогнозировании дальнейшей эксплуатации объектов строительства, особенно жилых зданий, принадлежит оценке снижения теплозащитных свойств их наружных ограждающих конструкций. Установлению физических параметров ограждающих конструкций, ответственных за формирование комфортных условий внутренней среды помещений, и посвящена настоящая статья. Представлены математические модели взаимодействия ограждающих конструкций здания (с дефектами и без таковых) с внешними климатическими факторами, учитывающие закономерности изменения характеристик наружного климата, специфику участия конвективной составляющей в процессе общего теплообмена и особенности протекания процесса теплопроводности в движущейся среде, в результате чего наиболее полно отражающие специфику формирования теплового режима здания в районах с сухим жарким климатом. Показано, что применение математической модели для расчета конвективного теплообмена и теплопередачи в толще ограждения с трещиной, описывающей деформацию температурного поля поверхности вдоль толщи ограждения и базирующейся на теоретически установленном параметре W (м3/с) – изменение расхода воздуха через ячейку свободного объема, позволяет оценить степень изменения параметров внутренней среды помещений в результате износа ограждающих конструкций здания и, как практический выход, – состояние внутреннего микроклимата в зависимости от технического состояния сооружения в целом. Изложенный теоретический подход является научной основой разработки методики диагностики качества материала ограждающей конструкции и может быть использован для оценки степени износа здания. Ключевые слова: наружные ограждающие конструкции зданий, микроклимат помещений, математическое моделирование, тепловой режим здания, теплообмен, климатические воздействия, степень износа. Сведения об авторах:
Щипачева Елена Владимировна (Ташкент, Узбекистан) – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство зданий и промышленных сооружений», Ташкентский государственный транспортный университет, тел.: +99871-299-05-64 (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Темирйулчилар 1, e-mail: eshipacheva@mail.ru). Шаумаров Саид Санатович (Ташкент, Узбекистан) – доктор технических наук, и.о. профессора, проректор по научной работе и инновациям, Ташкентский государственный транспортный университет, тел.: +998-71-299-00-29 (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Темирйулчилар 1, e-mail: shoumarovss@gmail.com). Список литературы: 1. Dębowski J. Problematyka określania stopnia zużycia technicznego budynków wielkopłytowych. – Kraków: Wydawnictwo Politechniki Krakowskiej, 2007. – P. 15–27. 2. Zayed T., Faqih F., Soliman E. Factors and defects analysis of physical and environmental condition of buildings // Journal of Building Pathology and Rehabilitation. – 2020. – № 5 (1). DOI: 10.1007/s41024-020-00084-0 3. Васильев А.А. Анализ существующей оценки физического износа конструкций зданий и сооружений // OPEN INNOVATION: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С. 36–38. 4. Holicky M. New European Document on Assessment of Existing Structures and Building Stock // 2019 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. – 2019. – Sci. 29GG12133 5. Case study for the integration of geometrical analyses for structural condition assessment in building information models / HJakob Taraben, Norman Hallermann, Jens Kersten, Guido Morgenthal and Volker Rodehorst // 2018. IOP Conf. Ser. Mater. Science. – 2018. 6. Terentyev O., Tsiutsiura M. The Method of Direct Grading and the Generalized Method of Assessment of Buildings Technical Condition // International Journal of Science and Research (IJSR). – 2015. – № 4 (7). – Р. 827–829. 7. Шаумаров С.С. О методологии проектирования наружных ограждающих конструкций энергоэффективных зданий на железнодорожном транспорте // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 11. – С. 27–30. 8. Щипачева Е.В., Шаумаров С.С., Рахимова Н.Б. О совершенствовании конструктивных решений чердачных крыш жилых зданий с целью повышения комфортности помещений верхних этажей в жаркий период года. // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 3. – С. 52–59. 9. Табунщиков Ю.А. Основы математического моделирования теплового режима здания как единой теплоэнергетической системы: дис. … д-ра техн. наук. – М.: НИИСФ, 1983. – 364 с. 10. Табунщиков Ю.А., Хромец Д.Ю., Матросов Ю.А. Тепловая защита ограждающих конструкций зданий и сооружений. – М.: Стройиздат, 1986. – 380 с. 11. Табунщиков Ю.А. Научные основы проектирования энергоэффективных зданий // Экологические системы. – 2002. – № 3. – С. 11–15. 12. Богословский В.Н. Строительная теплофизика (теплотехнические основы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха). – М.: Высшая школа, 1982. – 415 с. 13. Табунщиков Ю.А., Бородач М.М. Математическое моделирование и оптимизация тепловой эффективности зданий. – М.: АВОК, 2001. – 220 с. 14. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. – М.: Наука, 1974. – 240 с. 15. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. – М.: Мир, 1975. – 318 с. 16. Карманов В.Г. Математическое программирование. – М.: Наука, 1986. – 279 с. 17. Маделунг Э.М. Математический аппарат физики. – М.: Наука, 1968. – 619 с. 18. Щипачева Е.В. Современный подход у оценке теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций зданий // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2007. – № 4. – С. 60–62. 19. Лаврентьев М.А., Шабат Б.В. Проблемы гидродинамики и их математические модели. – М.: Наука, 1977. – 407 с. 20. Фарлоу. Уравнения с частными производными для научных работников и инженеров. – М.: Мир, 1985. – 283 с. КОНТРОЛЬ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНОГО УЗЛА МЕТРОПОЛИТЕНА В.Г. Пастушков, М.А. Кисель, К.К. Ботяновская, Л.В. Янковский Получена: 01.11.2021 Рассмотрена: 01.11.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Выполнение работ по контролю напряженно-деформированного состояния обусловлено реконструкцией платформенного участка станции «Площадь Ленина», г. Минск, для устройства пешеходного перехода пересадочного узла. При этом использовалась инновационная автоматизированная система мониторинга напряженно-деформированного состояния строительных конструкций SciGauge. Целью мониторинга было определение напряженно-деформированного состояния несущих конструкций платформенного участка во время строительства, сопоставление с теоретическими расчетными данными и требованиями нормативных документов. Проводился осмотр строительных конструкций на предмет появления в них трещин. Для анализа возможных перемещений и напряжений в конструкциях платформенного участка станции «Площадь Ленина» была разработана трехмерная модель объекта с учетом технологии производства работ по реконструкции. Создание модели осуществлялось на основе проектных чертежей и результатов обследования конструкций. Непрерывное наблюдение за напряженно-деформированным состоянием конструкций платформенного участка станции «Площадь Ленина» при помощи системы мониторинга SciGauge позволило вести строительно-монтажные работы в круглосуточном режиме. Геотехнический мониториг по реконструкции станции метрополитена позволил учесть возможные риски, связанные с воздействием на сложившееся напряженнно-деформированное состояние системы «грунт – сооружение» в условиях плотной застройки. Это позволило предупредить возможные аварийные ситуации, связанные с безопасной эксплуатацией метрополитена в период производства работ. Однако следует отметить тот факт, что компьютерное моделирование поведения сооружения под различными нагрузками не может заменить проведение натурных исследований и испытаний образцов материалов. Необходимо дальнейшее совершенствование методик расчета сложных пространственных задач, связанных с работой подземных сооружений. Ключевые слова: BIM-технологии, мониторинг, станция метрополитена, платформенный участок, переходной тоннель, реконструкция, расчетная модель, грунт, деформации, напряжения. Сведения об авторах:
Пастушков Валерий Геннадьевич (Минск, Республика Беларусь) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Кисель Максим Александрович (Минск, Республика Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Ботяновская Камилла Казимировна (Минск, Республика Беларусь) – аспирант кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23), доцент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: yanekperm@yandex.ru). Список литературы:
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В.Г. Пастушков, А.Н. Вайтович, О.В. Костюкович, Л.В. Янковский Получена: 29.10.2021 Рассмотрена: 29.10.2021 Опубликована: 21.12.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На примере строительного объекта показана возможность использования автоматизированной системы мониторинга конструкций и описаны преимущества ее применения. Рассмотрен экспериментальный строительный объект – строительство на участке пересечения просп. Дзержинского и улицы Толстого первого транспортного кольца в г. Минске. Совместно с компанией SciBim разработана программа по мониторингу напряженно-деформированного состояния строительных конструкций для возводимого съезда эстакады, вентсбойки метрополитена и перегонных тоннелей. Подготовлены варианты использования RFID-технологии для анализа возможностей их дальнейшего применения в производстве сборных и сборно-монолитных железобетонных изделий и внедрены при изготовлении опор и балок пролетного строения. Описаны и проанализированы основные преимущества вышеперечисленных технологий с точки зрения автоматизации производства и повышения уровня цифровизации. Применение автоматизированной системы мониторинга состояния строительных конструкций и RFID-технологии – это, безусловно, надежный способ отслеживания и контроля конструкционных элементов на всех этапах их жизненного цикла. Разработанная SciBIM система управления и обслуживания объектов является важной частью всего цикла информационного моделирования зданий и сооружений. Мониторинг технического состояния конструкций участков перегонных тоннелей, вентсбойки метрополитена, а также строящегося транспортного сооружения подтвердил возможность ведения строительно-монтажных работ при условии непрерывного наблюдения за напряженно-деформированным состоянием конструкций. Технология RFID с возможностью отслеживания положения маркированной конструкции позволяет избежать монтажных ошибок и способствует непрерывному производству работ. Ожидается, что такое комплексное использование технологии наряду с информационными моделями повысит эффективность автоматического сбора данных. Ключевые слова: BIM-технологии, транспортное сооружение, напряженно-деформированное состояние, эстакадный съезд, перегонные тоннели, напряжения, относительные деформации, перемещения, мониторинг, техническое состояние. Сведения об авторах:
Пастушков Валерий Геннадьевич (Минск, Республика Беларусь) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Вайтович Александр Николаевич (Минск, Республика Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Костюкович Ольга Витальевна (Минск, Республика Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: mitbntu@gmail.com). Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23), доцент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: yanekperm@yandex.ru). Список литературы:
| ||