ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ДЛЯ УСЛОВИЙ БУРУНДИ Ж. Бигиримана, А.П. Павлов Получена: 04.11.2022 Рассмотрена: 14.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Целью проведенного исследования является изучение способов повышения работоспособности наземно-транспортных технологических средств на основании сформированной системы технического обслуживания и ремонта в условиях Бурунди, одним из составных элементов которой является организация мобильных транспортных средств для оперативного решения возникающих отказов у транспортных средств на месте происшествия или необходимости транспортировки отказавшего автобуса до ближайшего пункта технического обслуживания. Для практической реализации достижения поставленной цели были выявлены основные причины выхода из эксплуатации агрегатов автобусов и грузовых автомобилей, изучено влияние тропического климата, характерного для Бурунди, на изменение периодичности проведения технического обслуживания и на изменения объема операций при его проведении, возможности существующей производственно-технической базы. На основании обработки и анализа собранных данных было установлено, что более или менее серьезный отказ подсистем автобусов и грузовых автомобилей приводит к полному нарушению как перевозок пассажиров, так и перевозки грузов. Необходимо также учитывать результаты ранее выполненных работ, результаты которых выявили, что влияние повышенной влажности и высокой температуры на детали, сборочные единицы и сами транспортные средства вынуждают сокращать интервал проведения технического обслуживания на 25–30 %, а учитывая, что система технического обслуживания и ремонта и резервирования в условиях Бурунди практически отсутствует, возникает насущная необходимость ее создания и развития. При этом необходимо учитывать тенденцию к постоянному возрастанию парка автотранспортных средств, который в основном пополняется только за счет бывших уже в эксплуатации автобусов и грузовиков с достаточно значительными пробегами. На основе анализа результатов обработки собранной информации по оценке технического состояния парка наземно-транспортных технологических средств и его возрастного состава, технической оснащенности действующих станций технического обслуживания, системы обеспечения запасными частями, уровня квалификации работников, условий эксплуатации будет разработана и предложена методика технического обслуживания и ремонта наземно-транспортных технологических средств для условий Бурунди. Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт, мобильные автомастерские, тягачи, посты ремонтно-технологической базы, отказы. Сведения об авторах:
Бигиримана Жувенал (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), (Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: 89777058261@mail.ru). Павлов Алексей Петрович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) (Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: 89037628407@mail.ru). Список литературы:
AMPLITUDE-FREQUENCY ANALYSIS OF TRAFFIC FLOW INTENSITY BASED ON PHOTO AND VIDEO RECORDING OF TRAFFIC VIOLATIONS M.G. Boyarshinov, A.S. Vavilin Получена: 14.09.2022 Рассмотрена: 20.10.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
The information obtained from the video recording systems of traffic violations allows to automatically determine the traffic flow intensity. Dependencies of traffic flow intensity at different averaging intervals on one of the main roads in Perm are collected, and features of traffic flow on the road mentioned above are described. To analyze the features obtained a traffic flow intensity function is expanded in harmonic Fourier series. The amplitude and frequency characteristics of time series are examined. Instead of the traditionally used ‘frequency-amplitude’ characteristics the ‘period-amplitude’ characteristics have been proposed as physically more substantial. It is shown that the individual harmonics of the decomposition of the traffic flow intensity into a harmonic series allow us to conditionally identify "sub-streams" that show signs of periodicity. Each such "subflow" has extremes (maximum and minimum) with corresponding periods, whereas the initial intensity of the traffic flow exhibits the properties of a random function of time. It seems appropriate to use the Fourier series expansion of the traffic flow intensity function to predict traffic flows, control the operation of traffic lights, monitor the operation of equipment, as well as in reconstruction, design and construction of roads and road facilities. Keywords: amplitude-frequency analysis, traffic flow, video recording system. Сведения об авторах:
Mikhail G. Boyarshinov (Perm, Russian Federation) – Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of «Automobiles and Technological Machines», Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky Ave., Perm, 614990, Russian Federation, e-mail: mgboyarshinov@pstu.ru, SPIN: 5958-2345, AuthorID: 79853, ORCID: 0000-0003-4473-6776, ResearcherID: ACE-0166-2022). Alexander S. Vavilin (Perm, Russian Federation) – Post-Graduate Student of the Department of «Automobiles and technological machines», Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky Ave., Perm, 614990, Russian Federation, e-mail: vavilin@tbdd.ru). Список литературы: СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА ЯКУТСКА Т.П. Егорова, А.М. Делахова Получена: 26.10.2022 Рассмотрена: 09.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведен анализ происходящих изменений транспортного комплекса Республики Саха (Якутия), связанных с запуском в эксплуатацию железной дороги Томмот – Нижний Бестях, что вносит существенные изменения в конфигурацию основных транспортных схем доставки грузов на территории региона. Проведен анализ пространственных изменений транспортной системы региона, изменений в структуре грузовых перевозок с учетом исполнения мероприятий социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Выявлены изменения в конфигурации основных транспортных схем доставки грузов на территории региона, связанных с переориентацией предпочтений грузополучателей на железнодорожный транспорт. Определены перспективы развития транспортной инфраструктуры, связанные с предлагаемыми к реализации наиболее крупными инвестиционными проектами в период 2016–2032 гг. Выполнены расчеты по определению дополнительных грузопотоков на реализацию программ социально-экономического развития региона, расчета перспективных объемов завоза грузов жизнеобеспечения (северный завоз). Учитывалась специфика ведения строительных работ на территории Республики Саха (Якутия), выраженная в отсутствии расходных материалов для строительства на местах. Для решения поставленных задач в исследовании применялись методы анализа, синтеза, статистического анализа, группировок данных. Значимость исследования выражается в определении объема транзитных грузопотоков через г. Якутск к 2032 г., который возрастает на 25 % от существующих параметров, что накладывает определенные сложности в организации бесперебойной работы транспортного комплекса г. Якутска – центра притяжения грузопотоков. Полученные результаты являются основой для прогнозных расчетов минимального значения потока транспортных средств в г. Якутске и выработке мероприятий по совершенствованию транспортного каркаса центральной зоны республики. Ключевые слова: транспортно-логистическая система, северный завоз, транспортная инфраструктура, Нижний Бестях, пространственное развитие, социально-экономическое развитие, подвижность, грузопоток. Сведения об авторах:
Егорова Татьяна Поликарповна (Якутск, Россия) – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: tp.egorova@s-vfu.ru). Делахова Анна Михайловна (Якутск, Россия) – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Список литературы:
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫНОСНЫХ ОПОР АВТОМОБИЛЬНОГО КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА НА КОЭФФИЦИЕНТ ГРУЗОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ О.Н. Мехонин, К.Г. Пугин, Р.В. Щеткин Получена: 01.11.2022 Рассмотрена: 18.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Несмотря на эффективность своего использования, прежде всего, автомобильный кран-манипулятор представляет собой средство повышенной опасности, а это значит, что теме его безопасного использования уделяется особое внимание как на стадии проектирования, так и в последующих приемных испытаниях. Ввиду непрерывного совершенствования конструкций используемых шасси, монтаж на них крано-манипуляторных установок обусловливает необходимость повышения точности в проводимых расчетах для гарантированного обеспечения безопасности конструкции машины. На сегодняшний день изучение факторов для определения коэффициента грузовой устойчивости автомобильных грузоподъемных кранов является особенно важным, поскольку широкое развитие новых видов грузоподъемного оборудования, в частности рост рынка автомобильных кранов-манипуляторов, повлекло за собой необходимость учета характерных технических факторов кранов-манипуляторов при проектировании и изготовлении данного вида грузоподъемной техники. Одним из таких факторов является использование выносных опор на автомобильном кране-манипуляторе. Выносные опоры являются механическим устройством, с помощью которого значительно увеличивается опорный контур крана-манипулятора, а следовательно, и повышается безопасность эксплуатации при подъеме груза. Однако для того, чтобы гарантированно обеспечивать требуемые технические параметры безопасного использования крана, на стадии проектирования необходимо владеть максимальным количеством конструкционных параметров выносной опоры. В рамках проведения научно-исследовательской работы по повышению точности расчета грузовой устойчивости автомобильных грузоподъемных кранов и автомобильных кранов-манипуляторов в настоящей статье рассматриваются возможные отклонения в размерной цепи сопряженных деталей конструкции выносной опоры, а также влияние данных отклонений на коэффициент грузовой устойчивости автомобильного крана-манипулятора. Ключевые слова: автомобильный кран-манипулятор, крано-манипуляторная установка, выносная опора, коэффициент грузовой устойчивости. Сведения об авторах:
Мехонин Олег Николаевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: onm13@yandex.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: e-mail: 123zzz@rambler.ru); доктор технических наук, профессор кафедры «Сервис и ремонт технологических машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова» (Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Щеткин Роман Викторович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: rv59@mail.ru). Список литературы:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОПАРКА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В Г. БРЯНСКЕ В.В. Сиваков, К.С. Боровая, И.И. Дракунов Получена: 04.10.2022 Рассмотрена: 24.10.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Осуществлен анализ состояния общественного транспорта в г. Брянске и определены перспективы его развития. Общественный транспорт является системообразующим элементом современного города, от надежного функционирования которого во многом зависит качество жизни населения. Долгое время проблемам развития городского общественного транспорта не уделялось должного внимания. К решению накопившихся проблем серьезно начали подходить около 10 лет назад. Решать проблемы, связанные с общественным транспортом, власти За время действия концепции была произведена замена всего автобусного парка в г. Брянске, что позволило начать процесс замены коммерческих маршрутов, осуществляемых маршрутными средствами малой вместимости, муниципальным транспортом, была значительно расширена существующая улично-дорожная сеть путем расширения существующих дорог, строительства новых магистралей, создания широких кольцевых развязок. Для повышения удобства пользования общественным транспортом стали внедряться цифровые сервисы, позволяющие отслеживать общественный транспорт путем применения систем позиционирования на электронных картах в сети Интернет и мобильных приложениях, безналичной системы оплаты проезда. Общественный транспорт г. Брянска представлен не только автобусами большой вместимости, но и троллейбусами, которые в настоящее время изношены практически на 100 % и не могут составить конкуренции новым автобусам. Однако, учитывая экологичность троллейбусов, было принято решение не отказываться от троллейбусного сообщения, как это происходит в ряде городов, а заменить их на новые, современные троллейбусы. Проведено сравнение затрат на различные виды городского общественного транспорта, предложено приобретение троллейбусов с запасом автономного хода. Ключевые слова: городской транспорт, автобусы, троллейбусы, электробусы, экология города. Сведения об авторах:
Сиваков Владимир Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», заместитель директора по учебной работе Института лесного комплекса, транспорта и экологии, Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: sv@bgitu.ru; ORCID: 0000-0002-0175-9030, ResearcherID: R-7264-2019). Боровая Кристина Сергеевна (Брянск, Россия) – аспирант кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: irom4u94@gmail.com). Дракунов Иван Иванович (Брянск, Россия) – студент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: drakunov_32rus@mail.ru). Список литературы: 1. Постановление БГА от 23-03-2015 № 772-п Об утверждении «Концепции развития транспорта общего пользования города Брянска на период 2015–2025 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://bga32.ru/uploads/2016/06/bga32-ru-Post-772_23-03-2015.pdf (дата обращения: 10.09.2022). 2. Сиваков В.В., Камынин В.В., Тихомиров П.В. Совершенствование городских пассажирских перевозок (на примере г. Брянска) // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 4. – С. 61–69. DOI: 10.15593/24111678/2020.04.07 3. Сиваков В.В., Тихомиров П.В., Камынин В.В. Исследование маршрутной совмещенности пассажирской сети города Брянска // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 3 (74). – С. 43–49. DOI: 10.33979/2073-7432-2021-74-3-43-49 4. Сиваков В.В., Боровая К.С. Внедрение информационных технологий при организации пассажирских маршрутных перевозок в г.Брянске // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 98–99. 5. Bryansk news [Электронный ресурс]. – URL: https://bryansk.news/2022/06/24/novye-trollejbusy/ (дата обращения: 10.09.2022). 6. В Брянске с 1 сентября изменилась схема движения нескольких троллейбусов [Электронный ресурс]. – URL: https://news.nashbryansk.ru/2022/09/02/routine/v-bryanske-izmenilas-sh/#:~:text=В%20Брянске%20планируют%20обновить%20троллейбусы,подстанций%2C%20произведут%20техническое%20перевооружение%20предприятия (дата обращения: 10.09.2022). 7. Эксперты признали: в эксплуатации электробус дороже троллейбуса как минимум на 30 % [Электронный ресурс]. – URL: https://newizv-ru.turbopages.org/newizv.ru/s/news/city/21-10-2021/eksperty-priznali-v-ekspluatatsii-elektrobus-dorozhe-trolleybusa-kak-minimum-na-30 (дата обращения: 10.09.2022). 8. В Москве появились первые электробусы [Электронный ресурс]. – URL: https:// 9. Москва установила мировой рекорд по количеству электробусов [Электронный ресурс]. – URL: https://news-ru.turbopages.org/news.ru/s/moskva/moskva-ustanovila-mirovoj-rekord-po-kolichestvu-elektrobusov/ (дата обращения: 10.09.2022). 10. Стало известно, в каких городах России внедрят электробусы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zr.ru/content/articles/933443-mosgortrans/ (дата обращения: 10.09.2022). 11. Блудян Н.О. Оценка перспективы использования электрических автобусов на городском транспорте // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – № 8. – С. 28–36. DOI: 10.36535/0236-1914-2020-08-5 12. Блудян Н.О. Перспективы развития электрических автобусов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2020. – 13. Кузнецова Е.Ю., Амосов Н.А. Применение контрактов жизненного цикла в транспортной отрасли: проблемы и перспективы // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 1 (53). – С. 92–101. DOI: 10.20291/2079-0392-2022-1-92-101 14. Utilization aspects in a life cycle contract (the example of public transport in Russia) / N.A. Amosov, E.Y. Kuznetsova, M.A. Prilutskaya, G.R. Kukushkina // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Nizhny Tagil. 2020. DOI: 10.1088/1757-899X/966/1/012098 15. Липецк в цифрах [Электронный ресурс]. – URL: https://m.lipetskcity.ru/root/proekti/lipeck_v_cifrah (дата обращения: 10.09.2022). 16. Дракунов И.И., Деревягин Р.Ю. Перспективы развития общественного транспорта ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГИДРОПРИВОДА СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ А.А. Чистоклетов, К.Г. Пугин Получена: 09.11.2022 Рассмотрена: 21.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На сегодняшний день в быстроразвивающемся мире постоянно увеличивается количество используемой строительно-дорожной техники. Гидравлические системы, применяемые в конструкции, постоянно усложняются, стоимость обслуживания техники возрастает. Рассматриваются методы диагностики технического состояния элементов гидропривода строительно-дорожных машин. Существуют субъективные и объективные методы контроля технического состояния гидропривода. На основе одного из рассмотренных методов планируется разработка методики диагностирования отдельных элементов гидропривода в условиях эксплуатации. В любой гидравлической системе существует элемент, который генерирует импульсы, есть элементы, которые совершают возвратно-поступательное движение. Любой из этих элементов может быть источником вибрации в различных диапазонах. В ходе проведения исследовательской работы по изучению возможности проведения оценки технического состояния гидросистем строительных и дорожных машин использован прибор для измерения вибрации «Диана-8». Планируется разработать методику по оценке технического состояния элементов гидропривода по параметрам вибрации в условиях эксплуатации. В ходе работы на территории ПНИПУ проведен пробный эксперимент по измерению уровня вибрации на гидроцилиндре и гидрораспределителе на прототипе мини-экскаватора. Ключевые слова: вибрационная диагностика, гидропривод, вибрация, строительные и дорожные машины, гидронасос, гидроцилиндр, гидрораспределитель. Сведения об авторах:
Чистоклетов Александр Александрович (Пермь, Россия) – аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: blade9595@mail.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (e-mail: 123zzz@rambler.ru). Список литературы:
УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ ИСПАРЕНИЯ И ВЛАГОНАКОПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ГРУНТА ДЛЯ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН ЮГО-ЗАПАДНОГО КЫРГЫЗСТАНА Э.М. Каримов, К.Ч. Кожогулов Получена: 06.09.2022 Рассмотрена: 26.09.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются периоды испарения и накопление влажности на поверхности грунта относительно высотных отметок на территории юго-западного Кыргызстана. Учитывая, что прочность и устойчивость грунтов рабочего слоя земляного полотна подвержены влиянию водно-тепловых процессов, считаем рациональными осуществить исследования влагонакопления в дорожных конструкциях, основываясь на данных об осадках на территории Кыргызстана. В задачу входит установление для каждой дорожно-климатической зоны типовых графиков сезонного колебания увлажения грунта от атмосферных осадных норм и испарения влажности, так как важнейшийми источниками почвенной влаги в горной местности являются атмосферные осадки, поступающие на поверхности почвы. Повышение качества проектирования автомобильных дорог за счет более обоснованного учета региональных природно-климатических условий и совершенствование существующих отраслевых нормативных документов Кыргызской Республики с учетом реальных условий эксплуатации особенно важно и актуально. Все инженерные мероприятия по регулированию водно-теплового режима основаны на ограничении доступа влаги в земляное полотно, причем правильное проектирование этих мероприятий возможно, только при условии точного установления периодов испарения и влагонакопления поверхности грунта. Соблюдение этих нормативов и требований, как правило, обеспечивает расчетную прочность одежды и установленные эксплуатационные качества проезжей части дорог. Изучение водно-теплового режима в разные периоды года для сложной местности, а также отражение элементов геокомплекса в климатических зонах таких дорог направлено на повышение качества прочности дорожных конструкций. Ключевые слова: периоды испарения и накопления влажности, прочность и устойчивость грунтов, водно-тепловой процесс, дорожная конструкция, атмосферная осадная норма, дорожно-климатическая зона, почвенная влага. Сведения об авторах:
Каримов Эркинбек Машанович (Ош, Кыргызстан) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Прикладная механика» Ошского технологического университета имени академика М.М. Адышева (Кыргызская Республика, 723503, г. Ош, ул. Н. Исанова, 81, e-mail: erkin.karimov.71@mail.ru). Кожогулов Камчибек Чонмурунович (Бишкек, Кыргызстан) – доктор технических наук, академик, директор Института геомеханики и освоения недр НАН КР, Институт геомеханики и освоения недр НАН КР (Кыргызская Республика, 720055, г. Бишкек, ул. Медерова, 98, e-mail: k.kozhogulov@mail.ru). Список литературы:
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УБОРКИ СНЕГА ЗА БАРЬЕРНЫМИ ОГРАЖДЕНИЯМИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ М.Ф. Закиров Получена: 25.10.2022 Рассмотрена: 14.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются способы уборки снега за барьерными ограждениями автомобильных дорог и виды применяемого снегоуборочного оборудования. Комплекс мероприятий по зимнему содержанию дорог позволяет обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств. Задачи по уборке снега с дорог в зимний и весенний период являются актуальными для большей части территории Российской Федерации. Во время патрульной снегоочистки при смещении снега к обочине дороги происходит формирование снежных валов и куч. Если снег своевременно не вывозится на снегосвалки и снегоплавильные станции, то образовавшиеся снежные валы уменьшают ширину проезжей части и ухудшают условия видимости для водителей, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Уборка локальных скоплений снега за барьерными ограждениями является наиболее затруднительной и трудоемкой. Работы по очистке барьерных ограждений от снега выполняются работниками вручную с помощью лопат либо с использованием компактных снегоочистителей на базе мотоблока, либо малогабаритной или крупногабаритной снегоуборочной техникой на базе мини-погрузчиков, тракторов, автогрейдеров и грузовых автомобилей. Для выполнения данного вида работ существуют различные виды навесного оборудования. В основном применяются плужный (отвальный) рабочий орган сдвигающего принципа действия или фрезерно-роторный рабочий орган отбрасывающего принципа действия. Уборка снега из-под барьерных ограждений и за ними вручную откидыванием лопатами в строну – трудоемкий процесс. Средства малой механизации способны работать в стесненных условиях, но их производительность значительно меньше, чем у более крупных снегоочистителей. Снегоочистители на базе мини-погрузчиков и тракторов могут быть использованы, когда есть возможность передвижения машины за ограждениями и наличие твердого дорожного покрытия. Снегоочистители со сдвигающим боковым отвалом имеют большие габаритные размеры и массу. Уборку слежавшегося и смерзшегося снега можно выполнять только после его предварительного рыхления оборудованием с фрезерным питателем, установленном на манипуляторе. Ключевые слова: снегоуборочное оборудование, снегоочиститель, рабочий орган, фреза, отвал, машина, трактор, погрузчик, уборка снега, производительность, барьерные ограждения, стесненные условия, автомобильная дорога, обочина. Сведения об авторах:
Закиров Марат Фанилевич (Ижевск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные материалы, механизация и геотехника» Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова (Россия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, e-mail: maratzf@yandex.ru). Список литературы: 1. Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. Зимнее содержание дорог. – изд. 2, испр. и доп. – Н. Новгород: НГТУ, 2012. – 369 с. 2. Мерданов Ш.М., Егоров А.Л. Зимнее содержание дорог: монография. – Тюмень: ТИУ, 2020. – 191 с. 3. Васильев А.П. Справочная энциклопедия дорожника – Т. 2: Ремонт и содержание автомобильных дорог. – М.: Информавтодор, 2004. – 507 с. 4. Баловнев В.И., Данилов Р.Г., Савельев А.Г. Машины для содержания городских и автомобильных дорог – Кн. 2: Содержание дорог в зимний период: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Баловнева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Техполиграфцентр, 2013. – 343 с. 5. Сменное навесное оборудование [Электронный ресурс]. – URL: http://sst-bobcat.ru/attachments/ (дата обращения: 28.09.2022). 6. Навесной манипулятор «Стриж» (КН-02) со сменными органами [Электронный ресурс]. – URL: http://sdtech.ru/store/road/kn02.html#specification (дата обращения: 30.09.2022). 7. Комплект навесного оборудования для содержания дорог «Стриж» [Электронный ресурс]. – URL: http://sdtech.ru/paper/komplekt-navesnogo-oborudovaniya-dlya-soderzhaniya-dorog-strizh-/ (дата обращения: 30.09.2022). 8. Фреза для дорожных обочин [Электронный ресурс]. – URL: http://sdtech.ru/store/ 9. Отвал ОТ-4 [Электронный ресурс]. – URL: http://kormz.ru/products/avtogreidery-i-traktora/otvaly/otval-ot-4.html (дата обращения: 05.10.2022). 10. Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них [Электронный ресурс]. – URL: https://os1.ru/article/5304-kdm-rossiyskogo-proizvodstva (дата обращения: 07.10.2022). 11. Очистка барьерного ограждения от снега механизированным способом [Электронный ресурс]. – URL: https://molotokrus.ru/ochistka-barernogo-ograzhdeniya-ot-snega-mehanizirovannym-sposobom/ (дата обращения: 07.10.2022). 12. Боковой отвал ОБГ-2 [Электронный ресурс]. – URL: http://kormz.ru/products/avtogreidery-i-traktora/otvaly/bokovoi-otval-obg-2.html (дата обращения: 08.10.2022). 13. Доценко А.И. Коммунальные машины и оборудование: учеб. пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005. – 344 с. 14. Закиров М.Ф. Оптимизация рабочей скорости фрезерно-роторного снегоочистителя // Строительные и дорожные машины. – 2015. – № 10. – С. 55–57. 15. Молев Ю.И. Изменение энергозатрат на зимнее содержание дорог от времени начала уборки, скорости снегоприноса и интенсивности дорожного движения // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2006. – № 4. – С. 21–24. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В.И. Брызгалов, М.О. Карпушко, А.М. Бургонутдинов Получена: 09.11.2022 Рассмотрена: 21.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются применение технологий информационного моделирования в организациях, занимающихся проектной деятельностью. Проанализирован российский и зарубежный опыт их внедрения, а также опыт работы застройщиков с информационной моделью. Оцениваются основные уровни информационного моделирования, этапы (подготовительный, основной, заключительный) и уровни проработки элементов модели. Отдельно представлены основные нормативные документы для технологий информационного моделирования в дорожной отрасли. Произведены расчеты стоимости выполнения работ по подготовке проектной и рабочей документаций с использованием технологий информационного моделирования для платной автомобильной дороги на территории Пермского края. С целью определения целесообразности применения технологий информационного моделирования была сделана оценка производительности выполнения работ. Подтверждено, что общая стоимость проектных работ с применением технологий информационного моделирования увеличивает стоимость проектирования по сравнению с традиционными методами проектирования. Приведено объяснение высокой стоимости разработки рабочей документации более детальной проработкой и большими объемами работ по составлению трехмерной модели. Выполнено сравнение отечественных программных продуктов, используемых для создания моделей, по стоимости обучения и самого программного комплекса. Установлено, что использование нового программного обеспечения позволит выполнить проектные работы на месяц раньше с учетом времени, отведенного на обучение персонала. Произведен расчет возврата инвестиций с определением количества сотрудников, необходимого для выполнения проектных работ. Для оценки эффективности внедрения технологий информационного моделирования был произведен расчет чистого дисконтируемого дохода, который оказался положительным, что подтверждает необходимость принятия проекта к реализации. Ключевые слова: технологии информационного моделирования, автомобильные дороги, проектная организация, эффективность. Сведения об авторах:
Брызгалов Владислав Игоревич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladislavbryzgalov@mail.ru). Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Список литературы: 1. ProTech в России: Обзор практики применения BIM-технологий и инновационных решений в области проектирования / PricewaterhouseCoopers. – 2020. 2. Состояние внедрения BIM в 2021 году: сравнение 7 стран [Электронный ресурс] // Рекламно-Информационное Агентство «Строительный эксперт». – URL: https://ardexpert.ru/article/21317 (дата обращения: 01.02.2022). 3. 3D-4D Building Information Modeling [Электронный ресурс] // U.S. General Services Administration. – URL: https://www.gsa.gov/real-estate/design-construction/3d4d-building-information-modeling (дата обращения: 01.02.2022). 4. I-BIM for existing airport infrastructures: Transportation Research Procedia / Francesco Abbondati, Salvatore Antonio Biancardo, Sabrina Palazzo, Francesco Saverio Capaldo, Nunzio Viscione. – 2020. – P. 596–603. 5. BIM проектирование или информационная модель объектов [Электронный ресурс] // РОСЭКО-СТПРОЙПРОЕКТ. – URL: https://roseco.net/proektirovanie/bim-proektirovanie (дата обращения: 01.02.2022). 6. Россия – мировой лидер по государственной активности в сфере распространения BIM [Электронный ресурс] // Isicad. – URL: https://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=21988 (дата обращения: 01.02.2022). 7. Брызгалов В.И., Карпушко М.О., Бургонутдинов А.М. Анализ нормативных документов по информационному моделированию в дорожном строительстве // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. – 2022. – Т. 1. – С. 248–253. 8. Выполнение работ по разработке проектной документации строительства автомобильной дороги Северный обход г. Перми [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-info.html?regNumber=0156200009919000406 (дата обращения: 12.11.2022). 9. Козлов И.М. Оценка экономической эффективности внедрения информационного моделирования зданий // Архитектура и современные информационные технологии. – 2010. – № 1. – С. 1–6. 10. Myungdo LEE, Ung-Kyun LEE. A framework for evaluting an integrated BIM ROI based on preventing rework in the construction phase // Journal of Civil Engineering and Management. – 2020. – P. 410–420. 11. Власова Г.А., Яковлева Н.В. Методы численности персонала в сфере проектных услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2012. – № 9. – С. 161. 12. Среднемесячная заработная плата на одного работника по региону Пермский край // Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит [Электронный ресурс]. – URL: https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=166 (дата обращения: 12.11.2022). 13. Building demolition estimation in urban road widening projects using as-is BIM models: Automation in Construction / Feng Jiang, Ling Ma, Tim Broyd, Ke Chen, Hanbin Luo, Muzi Du. – 2022. – P. 1–21. 14. Авсеенко А.А., Кикава Н.П. Экономическое обоснование решений при проектировании автомобильных дорог / Моск. авт.-дор. гос. техн. ун-т. – 2011. – 59 с. 15. Зайцева К.Н. Расчет и анализ экономической эффективности вариантов проекта. – Оренбург: Оренб. гос. ун-т, 2012. – 36 с. ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ Р.В. Каргин, В.И. Кирищиева Получена: 11.11.2022 Рассмотрена: 21.11.2022 Опубликована: 26.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Определена нормативная правовая база, которая устанавливает обязательные требования к дорожно-строительной технике. На основании анализа требований технических регламентов Таможенного союза, стандартов, являющихся их доказательной базой, и других нормативно-технических документов и информационных источников сформирован перечень основных видов дорожно-строительной техники, широко применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, которые объединены в группы по видам выполняемых работ. Для каждого вида техники установлен признак назначения – общестроительного или специального. В соответствии с современной ситуацией и на основании официальных данных определено количество OEM-производителей дорожно-строительной техники в мире по странам с выделением дружественных и недружественных. Приведены результаты количественного анализа OEM-производителей по видам машин и оборудования. Установлено, что в России сосредоточено самое большое количество производителей дорожно-строительной техники в мире, которые выпускают практически все основные ее виды, при этом ни один из них не входит в ТОП-50 по объемам продаж. Определено, что отечественным производителям отдельных видов техники приходится конкурировать с большим количеством иностранных производителей, ряд видов техники в России производит ограниченное количество предприятий, а некоторые виды техники в России и дружественных странах не выпускаются. Рассмотрены вопросы поддержки отечественных производителей дорожно-строительной техники с учетом вызовов, стоящих перед Российской Федерацией в условиях санкционного давления и задач по импортозамещению. Предложены мероприятия, реализация которых позволит выполнить количественную оценку существующего парка дорожно-строительной техники в стране, а также оценить потребности в ней на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Ключевые слова: дорожное хозяйство, дорожно-строительная техника, обеспеченность, импортозамещение. Сведения об авторах:
Каргин Роман Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, заместитель директора Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ», доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344064, Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, Кирищиева Виктория Игоревна (Ростов-на-Дону, Россия) – начальник отделения мониторинга рынка Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ», старший преподаватель кафедры «Экономика, учет и анализ» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344064, Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, Список литературы: 1. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) / утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827. – М., 2011. 2. О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 № 658. – М., 2017. 3. О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе: Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ. – М., 2014. 4. Об обязательных требованиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ. – М., 2020. 5. О перечне иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (с изменениями на 23 июля 2022 года): Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. – М., 2022. 6. Yellow table // Journal International Construction. – 2022. – Vol. 61, no. 4. – Р. 19–22. 7. Глазов А.А., Манаков Н.А., Панкратов А.В. Строительная, дорожная и специальная техника отечественного производства: краткий справочник. – М.: ЗАО «Бизнес-арсенал», 2000. – 816 с. 8. Глазов А.А., Манаков Н.А., Панкратов А.В. Строительная, дорожная и коммунальная техника зарубежного производства: краткий справочник. – М.: ЗАО «Бизнес-арсенал», 2000. – 528 с. 9. Каталоги и рейтинги компаний [Электронный ресурс] // Поставщики машин и оборудования: [сайт]. – URL: https://www.oborudunion.ru/ (дата обращения: 14.11.2022). 10. Техника [Электронный ресурс] // Кто есть кто на рынке спецтехники: [сайт]. – URL: https://www.cdminfo.ru/ (дата обращения: 14.11.2022). 11. Кто есть кто на рынке строительной техники из Китая [Электронный ресурс] // Основные средства: [сайт]. – URL: https://os1.ru/article/6586-kto-est-kto-na-rynke-stroitelnoy-tehniki-iz-kitaya (дата обращения: 14.11.2022). 12. Обзор китайской спецтехники [Электронный ресурс] // Аренда спецтехники. – URL: https://masterkovsh.ru/novosti/obzor-kitajskoj-spetstekhniki (дата обращения: 14.11.2022). 13. О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312. – М., 2022. 14. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 393. – М., 2022. 15. О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506. – М., 2022.
| ||