ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
МОДЕЛИРОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ТРЕКОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ С.А. Астахов, В.И. Бирюков, С.Ф. Тимушев, А.В. Катаев Получена: 27.10.2022 Рассмотрена: 20.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Наземные трековые испытания современных летательных аппаратов баллистического типа позволяют моделировать аэродинамические силовые нагрузки в условиях максимальной плотности среды и при этом имеют существенно меньшую стоимость по сравнению с летными испытаниями. При трековых испытаниях изделий со сверхзвуковыми скоростями возникают интенсивные вибрации элементов конструкции подвижного трекового снаряжения и испытуемого летательного аппарата. В статье рассматриваются процессы обтекания воздушным потоком рельсовой установки, движущейся с большим ускорением. Применены базовые модели, которые описывают движение однородной среды при различных скоростях с учетом эффектов сжимаемости, турбулентности и теплопереноса. В зависимости от условий используются различные модели турбулентности потока. Разработан алгоритм численной реализации на прямоугольной сетке с локальной адаптацией и подсеточным разрешением сложной геометрии. Методология численного решения уравнений динамики, описывающих обтекание криволинейной поверхности сжимаемым газом, основана на интегрировании движения жидкости и переноса скалярных величин в частных производных по объемам расчетных ячеек-многогранников. С использованием программного комплекса Flow Vision выполнено моделирование обтекания сверхзвуковым воздушным потоком изделий различной формы применительно к трековым испытаниям. Это позволило определить ранее неизвестные зависимости коэффициентов аэродинамического сопротивления, подъемной силы и боковой силы от скорости движения, а также моменты аэродинамических сил для оценок вклада процессов обтекания воздушным потоком в общее вибрационное поле, воздействующее на трековую каретку с изделием. Ключевые слова: рельсовый трек, ракетная каретка, численное моделирование, сверхзвуковой поток, турбулентность, алгоритмы адаптации сеток. Сведения об авторах:
Астахов Сергей Анатольевич (Белоозерский, Россия) – кандидат технических наук, директор, Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем имени Л.К. Сафронова (140250, Воскресенский р-н, пос. Белоозерский, e-mail: info@gknipas.ru). Бирюков Василий Иванович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Москва, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: aviatex@mail.ru). Тимушев Сергей Федорович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Москва, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: irico.harmony@gmail.com). Катаев Андрей Владимирович (Москва, Россия) – ведущий инженер, Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем имени Л.К. Сафронова (140250, Воскресенский р-н, пос. Белоозерский); аспирант, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Москва, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: a-kataev@mail.ru). Список литературы:
МЕТОД ИНФРАКРАСНОЙ ТЕРМОГРАФИИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ ПРИ УДАРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ С МАЛОЙ ЭНЕРГИЕЙ Г.А. Корнилов Получена: 29.11.2022 Рассмотрена: 20.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Использование теплового неразрушающего контроля изделий из полимерных композиционных материалов при ударных повреждениях является одним из перспективных направлений. В работе представлен подход мобильного мониторинга, обеспечивающий обнаружение повреждений при малых величинах ударного воздействия. Особенностью разработанного метода выявления ударного повреждения является комплексный учет наличия покрытия на поверхности композиционного материала, типа источника теплового нагружения, технического совершенства тепловизора и возможностей программного обеспечения формирования температурного изображения. При постобработке данных тепловизионной съемки в рамках метода использовалась технология монокадровой обработки, включающей совокупность операций: визуализацию данных съемки в монотонной палитре, усиление контраста термоизображения и локализацию области анализа термоизображения со сканирующим поиском. Ключевые слова: автоматическая регулировка усиления, лакокрасочное покрытие, энергия удара, локализация. Сведения об авторах:
Корнилов Глеб Андреевич (Жуковский, Россия) – начальник научно-исследовательской лаборатории, Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (Жуковский, 140180, ул. Жуковского, 1, e-mail: Gleb.Kornilov@TsAGI.ru). Список литературы:
ОЦЕНКА ГОМОГЕННОСТИ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В МАЛОЭМИССИОННОЙ КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕЛЯЦИИ ПУЛЬСАЦИЙ ДАВЛЕНИЯ И РАСХОДА ПИЛОТНОГО ТОПЛИВА В.Г. Августинович, Т.А. Кузнецова, А.И. Фатыков, В.О. Фофанов Получена: 19.12.2022 Рассмотрена: 20.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основании экспериментальных данных установлена коррелятивная связь между относительным расходом топлива через пилотный контур малоэмиссионной камеры сгорания и пульсациями давления в камере. Сформирован количественный критерий принадлежности процесса горения преимущественно к гомогенному или диффузионному типу перемешивания смеси, позволяющий оценивать качество организации горения без измерения эмиссии. На основании полученных данных реализована аппроксимация среднеквадратического отклонения распределения поля концентраций топливовоздушной смеси по сечению камеры сгорания в зависимости от коэффициента корреляции относительного расхода топлива пилотного контура и двойной амплитуды пульсаций давления в жаровых трубах для гомогенного (технически перемешанной топливовоздушной смеси) контура. Полученные результаты позволяют существенно повысить качество прогнозирования эмиссии за счет уточнения полуэмпирической математической модели генерации оксидов азота, построенной на базе термического механизма Зельдовича для малоэмиссионных режимов работы камеры сгорания газотурбинных двигателей. Уточнение ведется через учет неоднородности процесса в жаровых трубах, что позволяет перейти от допущения геометрической и газодинамической идентичности жаровых труб к их фактической неоднородности. Разработанная математическая модель может быть использована в качестве виртуального сенсора эмиссии в перспективных следящих системах управления газотурбинными двигателями. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, малоэмиссионная камера сгорания, жаровая труба, пульсации давления, гомогенный факел, диффузионный факел, относительный расход топлива пилотного контура, эмиссия, коэффициент корреляции, математическая модель. Сведения об авторах:
Августинович Валерий Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: augustinovicv3@gmail.com). Кузнецова Татьяна Александровна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструирование и технологии в электротехнике», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: tatianaakuznetsova@gmail.com). Фатыков Альмир Илгизович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: fatykov-ai@avid.ru). Фофанов Владимир Олегович (Пермь, Россия) – руководитель отдела информационных технологий, Центр профессионального развития «Европейский» (Пермь, 614077, б-р Гагарина, 54а, e-mail: Список литературы:
ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА МНОЖЕСТВЕ СИНГУЛЯРНЫХ КРИВЫХ В.П. Иванов Получена: 18.01.2023 Рассмотрена: 20.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается проблема построения общих решений задач терминального управления нелинейными системами. Доказывается, что оптимальная траектория является огибающей параметрического семейства поверхностей и, соответственно, определённым на них параметрическим семейством сингулярных кривых; оптимальное управление может быть найдено на этом семействе. Приводится конструктивный метод построения сингулярных кривых. «Свободные» параметры сингулярных кривых находятся из условия минимизации терминального функционала. Такой подход в ряде случаев позволяет избежать явного решения краевой задачи для класса нелинейных динамических систем, упростить вычислительные алгоритмы. Вводится принцип информационного дуализма. Приведен иллюстрирующий пример. Ключевые слова: нелинейные дискретные системы, оптимальное управление, огибающие, параметрическое семейство, сингулярные кривые. Сведения об авторах:
Иванов Владимир Петрович (Санкт-Петербург, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент, Санкт-Петербургский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (199178, Санкт-Петербург, 14-я линия, 39, e-mail: vpivanov.spb.su@gmail.com). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВНУТРИКАМЕРНЫХ ПРОЦЕССОВ В МНОГОСОПЛОВОМ РАКЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ЧАСТЬ 1. МЕТОДИКА РАСЧЁТА М.Ю. Егоров, Д.М. Егоров, С.М. Егоров, В.И. Белов Получена: 15.01.2023 Рассмотрена: 20.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуется динамика переходных внутрикамерных процессов бустерного (разгонного) многосоплового ракетного двигателя на твердом топливе. Метод исследования – постановка вычислительного эксперимента. Рассматриваться сопряжённая постановка задачи, включающая в себя: – срабатывание воспламенительного устройства (скорость горения воспламенительного состава описывается на основе экспериментально-теоретического подхода, учитывающего догорание продуктов сгорания за корпусом воспламенительного устройства); – прогрев, зажигание и последующее нестационарное и турбулентное горение заряда смесевого твёрдого топлива (используется квазигомогенная модель горения, сформулированная на основе уравнений теплопроводности и химической кинетики, записанных для конденсированной фазы (твёрдого топлива), с учётом влияния газовой фазы (факела) на процесс горения в конденсированной фазе; метод решения задачи – метод конечных разностей); – нестационарное трёхмерное гомогенно-гетерогенное трёхфазное течение азота (газ предварительного наддува камеры сгорания) и продуктов сгорания воспламенительного состава и смесевого твёрдого топлива в камере сгорания, многосопловом блоке и за многосопловым блоком ракетного двигателя (используются подходы механики сплошных многофазных сред; базовая система уравнений – система вихревых дифференциальных уравнений газовой динамики; метод решения – многопараметрический класс разностных схем расщепления по физическим процессам метода Давыдова); – разгерметизацию камеры сгорания и вылет заглушек многосоплового блока ракетного двигателя на твердом топливе (уравнение движения заглушки соплового блока – второй закон Ньютона; метод решения задачи – метод Эйлера). Каждая из подзадач рассматривается во взаимосвязи и разрешается одновременно – на одном шаге по времени. Для решения сформулированной задачи разработан комплекс прикладных программ с использованием (для основного расчётного модуля) стандарта многопотоковой обработки информации OpenCL. Проведена проверка работоспособности программного продукта. Ключевые слова: численное исследование, многосопловой ракетный двигатель на твёрдом топливе, горение твёрдого топлива, газовая динамика, методика расчёта. Сведения об авторах:
Егоров Михаил Юрьевич (Пермь, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры «Высшая математика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: egorov-m-j@yandex.ru). Егоров Дмитрий Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, генеральный директор, Научно-исследовательский институт полимерных материалов (Пермь, 614113, ул. Чистопольская, 16, e-mail: egorovdimitriy@mail.ru). Егоров Сергей Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, начальник расчётного отдела, Научно-исследовательский институт полимерных материалов (Пермь, 614113, ул. Чистопольская, 16, e-mail: know_nothing@bk.ru). Белов Василий Игоревич (Пермь, Россия) – старший научный сотрудник расчётного отдела, Научно-исследовательский институт полимерных материалов (Пермь, 614113, ул. Чистопольская, 16, Список литературы:
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВИБРОПРОЧНОСТИ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ТРЕКОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ С.А. Астахов, В.И. Бирюков, А.В. Катаев Получена: 21.01.2023 Рассмотрена: 27.01.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Достижение предельных значений скорости летательными аппаратами баллистического типа является приоритетной, актуальной и новой технической задачей для настоящего времени. Трековые испытания подобных изделий являются одной из заключительных стадий, подтверждающих их практическую работоспособность и эффективность. Испытания изделий авиационной и ракетной техники на установке «Ракетный рельсовый трек 3500» Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем имени Л.К. Сафронова позволяют достаточно точно моделировать реальные условия, в которых они эксплуатируются. Экспериментальная установка включает в себя двухрельсовый путь, выполненный на специальном основании, исключающем недопустимый прогиб рельса марки Р65, с закреплением его через 0,5 м специальной конструкцией заделки. Рельсовый путь имеет участок разгона с углом атаки 0,2º длиной 2500 м и участок торможения. Объект испытания размещается на ракетной трековой каретке, таким образом, чтобы исключить воздействия на него скачков уплотнения, отраженных от элементов каретки и рельефа. На каретке устанавливаются ракетные двигатели твердого топлива, которые обеспечивают нужную тягу. Опоры скольжения ракетной каретки охватывают головку рельсов. Тяга стартовых ракетных двигателей обеспечивает необходимое ускорение для достижения максимальных значений требуемой скорости испытания. Трековые высокоскоростные испытания объектов спецтехники сопровождаются интенсивной вибрацией и ударными нагружениями конструкции. По мере увеличения скорости изделий свыше 600 м/с, как показали испытания, амплитуда упругих колебаний конструкции может достигать предельных допустимых из условий прочности значений. Экспериментальное и теоретическое изучение вибрационных и ударных воздействий на конструкцию трековой каретки с испытуемыми объектами в условиях существующего рельсового трека является актуальной для практики задачей. Ключевые слова: наземные испытания, рельсовый трек, ракетная каретка, вибрация, плотность спектра мощности, корреляция, передаточные функции. Сведения об авторах:
Астахов Сергей Анатольевич (Белоозерский, Россия) – кандидат технических наук, директор, Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем имени Л.К. Сафронова (140250, Воскресенский р-н, пос. Белоозерский, e-mail: info@gknipas.ru). Бирюков Василий Иванович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Москва, 125993, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: aviatex@mail.ru). Катаев Андрей Владимирович (Москва, Россия) – ведущий инженер, Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем имени Л.К. Сафронова (140250, Воскресенский р-н, пос. Белоозерский); аспирант, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Москва, 125993, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: a-kataev@mail.ru). Список литературы:
ВЛИЯНИЕ РАЗМЕРОВ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ОБРАЗЦА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЕЛА ПРОЧНОСТИ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА МЕЖСЛОЕВОЙ СДВИГ МЕТОДОМ КОРОТКОЙ БАЛКИ А.А. Зебзеев, А.В. Торопицина, Д.В. Маклаков Получена: 31.01.2023 Рассмотрена: 03.02.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Описываются результаты испытаний стандартных образцов из тканых и однонаправленных полимерных композиционных материалов, испытанных на межслоевой сдвиг методом короткой балки. Каждая группа испытанных образцов имеет различную толщину, которая меняется с определенным шагом. Описаны ключевые особенности этих испытаний, выполнен сравнительный анализ полученных результатов. Для учета влияния внешних факторов испытания проводились при разных условиях (стандартные лабораторные условия, при пониженной температуре и влагонасыщенные образцы при повышенной температуре). На основе полученных данных и выполненного анализа построены графики зависимости предела прочности при межслоевом сдвиге от толщины образца, построены диаграммы размаха полученных значений, выполнена оценка статистической значимости при помощи критерия Стьюдента и установлено влияние размеров поперечного сечения (в данном случае толщины) стандартного образца на значение предела межслоевой прочности.Для получения более обширных и достоверных данных по этой проблеме необходимо увеличить количество образцов в каждой из групп. Полученные результаты рекомендуется использовать при проведении испытаний по определению предела прочности при межслоевом сдвиге методом короткой балки. Ключевые слова: полимерный композиционный материал, межслоевой сдвиг методом короткой балки, предел прочности при межслоевом сдвиге, геометрические размеры стандартного образца, критерий Стьюдента для оценки статистической значимости. Сведения об авторах:
Зебзеев Александр Алексеевич (Пермь, Россия) – аспирант, кафедра «Авиционные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29); инженер отдела экспериментальных исследований силовых схем и полимерных композиционных материалов, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614000, Комсомольский пр., 93, e-mail: zebzeev-aa@avid.ru). Торопицина Анна Владимировна (Пермь, Россия) – заместитель начальника отдела по экспериментальным исследованиям и работам с полимерными композиционными материалами, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614000, Комсомольский пр., 93, e-mail: toropitcina@avid.ru). Маклаков Данила Валентинович (Пермь, Россия) – начальник бригады экспериментальных исследований силовых схем и полимерных композиционных материалов, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614000, Комсомольский пр., 93, e-mail: maklakov-dv@avid.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРИ ВИБРАЦИЯХ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С.Л. Калюлин, В.Я. Модорский Получена: 16.02.2023 Рассмотрена: 21.02.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
По сравнению с исследованиями процессов обледенения конструкции без обтекания газодинамическим потоком исследований с обтеканием аэродинамического профиля существенно меньше. Из них большая часть – без вибраций, тогда как исследования при воздействии вибраций, посвященные описанию механизмов образования льда при вибрациях для различных амплитуд и частот, обнаружить не удалось. В настоящей статье представлены результаты численного моделирования обледенения аэродинамического профиля с учетом его вибрации по гармоническому закону, описаны механизмы обледенения при различных виброскоростях, показано влияние вибраций на массу ледяных наростов. Выявлены зависимости коэффициента отношения скорости набегающего газодинамического потока к виброскорости KV от массы льда. Показано, что при низких частотах превалирует эффект «прилипания» льда к стенкам аэродинамического профиля, а при повышении частот – эффект «стряхивания». Вибрации могут не только снижать массу льда, но и повышать ее. Исследование действия вибраций аэродинамического профиля на обледенение позволит учесть и при необходимости изменить диапазон собственных и вынужденных частот элементов конструкции. При постоянных виброскоростях, близких к скорости набегающего потока, при повышении частоты колебания от 2 до 60 кГц и соответствующим снижением амплитуды масса льда сначала увеличивается на 50–80 %, а потом снижается на 15–25 % относительно режима «без вибраций». Ключевые слова: обледенение, аэродинамический профиль, вибрации, численное моделирование, суперкомпьютер, виброскорость, авиационный двигатель, ледяной нарост, распределение толщины льда, механизм облеленения. Сведения об авторах:
Калюлин Станислав Львович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», инженер Центра высокопроизводительных вычислительных систем, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: ksl@pstu.ru). Модорский Владимир Яковлевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, декан аэрокосмического факультета, директор Центра высокопроизводительных вычислительных систем, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: modorsky@pstu.ru). Список литературы: 1. Приходько А.А., Алексеенко С.В. Численное моделирование процессов обледенения аэродинамических поверхностей с образованием «барьерного» льда // Ioffe Journals. – 2014. – № 3. – С. 580–589. 2. Приходько А.А., Алексеенко С.В. Численное моделирование процессов обледенения аэродинамических поверхностей при наличии крупных переохлажденных капель воды // Письма в Журнал технической физики. 2014. – Т. 40, № 19. – С. 75–82. 3. Миляев К.Е., Семенов С.В., Балакирев А.А. Обзор способов борьбы с обледенением в авиационных двигателях // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. – 2019. – № 59. – С. 5–18. 4. Dillingh J.E., Hoeijmakers H.W.M. Accumulation of ice accretion on airfoils during flight // Federal Aviation Administration In-flight Icing and Aircraft Ground De-icing. – 2003. – 13 p. 5. Cao Y., Tan W., Wu Z. Aircraft icing: An ongoing threat to aviation safety // Aerospace science and technology. – 2018. – Vol. 75. – P. 353–385. 6. Бабулин А.А., Большунов К.Ю. Применение численных методов при определении АХ самолета с учетом обледенения // Труды Моск. авиац. ин-та. – 2012. – № 51. – С. 1–18. 7. Гуревич О.С., Сметанин С.А., Трифонов М.Е. Оценка ухудшения характеристик ГТД при кристаллическом обледенении и возможностей его компенсации методами управления // Авиационные двигатели. – 2019. – Т. 4, № 3. – С. 17–24. 8. Kalyulin S.L., Modorskii V.Ya., Cherepanov I.E. Numerical modeling of the influence of the gas-hydrodynamic flow parameters on streamined surface icing // AIP Conference Proceedings. – 2018. – Vol. 2027, No. 1. – Art. 030180. 9. Computational and experimental modeling of icing processes by means of PNRPU high-performance computational complex / S.L. Kalyulin [et al.] // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1096, No. 1. – Art. 012081. 10. Wang Y., Xu Y., Huang Q. Progress on ultrasonic guided waves de-icing techniques in improving aviation energy efficiency // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2017. – Vol. 79. – P. 638–645. 11. Wang Y., Xu Y., Lei Y. An effect assessment and prediction method of ultra-sonic de-icing for composite wind turbine blades // Renewable Energy. – 2018. – Vol. 118. – P. 1015–1023. 12. Актуальные вопросы создания современных систем контроля обледенения самолета / В.П. Зинченко [и др.] // Адаптивні системи автоматичного управління. – 2011. – Т. 18, № 38. – С. 129–139. 13. Данилкин С.Ю., Телешев В.А. К вопросу об исследовании вибрационного состояния газотурбинного двигателя в условиях обледенения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). – 2014. – Т. 47, № 5. – C. 55–59. 14. Алексеенко С.В., Приходько А.А. Численное моделирование обледенения цилиндра и профиля. Обзор моделей и результаты расчетов // Ученые записки ЦАГИ. – 2013. – Т. 44, № 6. – С. 25–57. 15. Кошелев К.Б., Мельникова В.Г., Стрижак С.В. Разработка решателя iceFoam для моделирования процесса обледенения // Труды Института системного программирования РАН. – 2020. – Т. 32, № 4. – С. 217–234. 16. Методика моделирования процессов обледенения элементов летательных аппаратов в условиях работы противообледенительной системы в ПП «ЛОГОС» / И.В. Семёнов [и др.] // Супервычисления и математическое моделирование: тез. XVIII Междунар. конф. – 2022. – С. 99. 17. Саразов А.В., Жучков Р.Н. Разработка методики моделирования процесса образования инея в пакете программ ЛОГОС // Супервычисления и математическое моделирование. – 2019. – С. 480–489. 18. Численное моделирование обледенения в программном комплексе FlowVision / К.Э. Сорокин [и др.] // Компьютерные исследования и моделирование. – 2020. – Т. 12, № 1. – С. 83–96. 19. Моделирование обледенения самолета в программном комплексе FlowVision / А.А. Аксенов [и др.] // XII Всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики. – 2019. – С. 244–245. 20. IceVision – Численное моделирование процессов обледенения самолетов / А.А. Аксенов [и др.] // Сборник тез. всерос. аэроакустического форума. – 2021. – С. 196. 21. Валидационное тестирование программного модуля IceVision пакета программ FlowVision / А.А. Аксенов [и др.] // Материалы XXX Науч.-техн. конф. по аэродинамике. – 2019. – С. 22–23. 22. FENSAP-ICE-Unsteady: unified in-flight icing simulation methodology for aircraft, rotorcraft, and jet engines / C.N. Aliaga [et al.] // Journal of Aircraft. – 2011. – Vol. 48, No. 1. – P. 119–126. 23. Honsek R., Habashi W.G. FENSAP-ICE: Eulerian modeling of droplet impingement in the SLD regime of aircraft icing // 44th AIAA aerospace sciences meeting and exhibit. – 2006. – P. 465. 24. Hann R. UAV icing: Comparison of LEWICE and FENSAP-ICE for ice accretion and performance degradation // 2018 Atmospheric and Space Environments Conference. – 2018. – P. 2861. 25. Bourgault Y., Boutanios Z., Habashi W.G. Three-dimensional Eulerian approach to droplet impingement simulation using FENSAP-ICE, Part 1: model, algorithm, and validation // Journal of aircraft. – 2000. – Vol. 37, No. 1. – P. 95–103. 26. Riemann. Über die Fortpflanzung ebener Luftwellen von endlicher Schwingungsweite. Verlag der Dieterichschen Buchhandlung. – 1860. – Vol. 8. 27. Modorskii V.Y., Shevelev N.A. Research of aerohydrodynamic and aeroelastic processes on PNRPU HPC system // AIP Conference Proceedings. – 2016. – Vol. 1770, No. 1. – Art. 020001. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ ТОЛСТЫХ СТЕРЖНЕЙ ИЗ СЛОИСТОГО УГЛЕПЛАСТИКА А.А. Балакирев, И.Л. Гладкий, Г.В. Мехоношин, А.Д. Куракин, М.Ш. Нихамкин, Н.А. Саженков, С.В. Семенов, Д.Г. Соломонов Получена: 18.02.2023 Рассмотрена: 21.02.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящей работе проведено комплексное экспериментальное исследование закономерностей усталостного разрушения толстых стержней из слоистого углепластика при двух схемах нагружения – циклическом растяжении и циклическом трехточечном изгибе на фоне предварительного статического растяжения. Наряду с параметрами нагружения, в процессе усталостного нагружения образцов непрерывно регистрировали резонансную частоту колебаний образца, параметры акустической эмиссии, поля деформаций и температур на поверхности образца. Основным механизмом разрушения слоистого углепластика при обеих исследованных схемах нагружения является появление и развитие расслоений. Получены экспериментальные данные об изменении резонансной частоты колебаний образцов и параметров акустической эмиссии (количества событий в единицу времени и энергии событий) по мере усталостной наработки. Имеет место обусловленное появлением или резким прорастанием расслоений ступенчатое изменение количества событий акустической эмиссии, которое совпадает по времени с явлениями скачкообразного изменения резонансной частоты и появлением высокоэнергетических событий акустической эмиссии. В зонах усталостного разрушения возникают связанные с накоплением повреждений локальные области повышенного саморазогрева образцов. Методом цифровой корреляции изображений получены поля трех компонент тензора деформаций на поверхности исследованных образцов в процессе усталостного нагружения. В зонах появления расслоений резко возрастает поперечная по отношению к плоскости укладки слоев ламината компонента деформаций. Регистрация в процессе усталостного нагружения параметров акустической эмиссии, полей деформаций и температур, резонансной частоты колебаний позволяют в комплексе выявить факты и моменты появления и развития усталостных повреждений в образцах. Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, слоистые углепластики, усталость, разрушение, корреляция цифровых изображений, акустическая эмиссия, инфракрасная термометрия, экспериментальное исследование. Сведения об авторах:
Балакирев Александр Андреевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: 1st.leonao@gmail.com). Гладкий Иван Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, начальник отдела прочности силовых схем и перспективных методов анализа, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 93, e-mail: gladky@avid.ru). Мехоношин Григорий Викторович (Пермь, Россия) – инженер кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: mehonoshingrigori@rambler.ru). Куракин Антон Дмитриевич (Пермь, Россия) – инженер кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: kurakin_ad@mail.ru). Нихамкин Михаил Шмерович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: Nikhamkin@mail.ru). Саженков Николай Алексеевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: sazhenkov_na@mail.ru). Семенов Сергей Валерьевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: sergey.semyonov@mail.ru). Соломонов Данил Глебович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: solomonov1198@yandex.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ ДИСПЕРСНЫХ ЧАСТИЦ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САЖЕОБРАЗОВАНИЯ Т.В. Абрамчук, А.М. Сипатов, М.И. Сухорук Получена: 21.02.2023 Рассмотрена: 21.02.2023 Опубликована: 13.04.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В связи с введением нового стандарта, ограничивающего эмиссию нелетучих твердых частиц в выхлопных газах газотурбинного двигателя, становится актуальной задача анализа процесса образования и выгорания сажевых дисперсных частиц внутри камеры сгорания с целью разработки мероприятий по ее снижению. В статье представлены результаты трехмерного численного моделирования образования дисперсных частиц с использованием феноменологической модели Линдштедта – Мосса в модельном диффузионном пламени предварительно испаренного керосина. Для моделирования горения керосина использовались кинетические механизмы смеси н-декана и ароматических углеводородов, процесс горения моделировался с использованием модели тонкого фронта пламени. Показано, что учет содержания ароматических углеводородов позволяет существенно улучшить качество моделирования дисперсных частиц. Наилучшее соответствие расчетных и экспериментальных данных показано для кинетического механизма, моделирующего горение н-декана и метилбензола. Также на основе трехмерного численного моделирования процесса горения гомогенной смеси предварительно испаренного керосина и воздуха выполнена корректировка модели для моделирования процесса формирования дисперсных частиц при высоких давлениях, соответствующих натурным параметрам авиационного газотурбинного двигателя. Предложена эмпирическая формула учета влияния рабочего давления на процесс образования дисперсных частиц. Ключевые слова: сажа, дисперсные частицы, камера сгорания, газотурбинный двигатель, рабочее давление, ароматические углеводороды, феноменологическая модель, турбулентное горение, модель тонкого фронта пламени, эмиссия. Сведения об авторах:
Абрамчук Тарас Викторович (Пермь, Россия) – заместитель начальника отдела, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 93, e-mail: t-avia83@yandex.ru). Алексей Матвеевич Сипатов (Пермь, Россия) – начальник отделения камер сгорания, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 93). Сухорук Марина Ивановна (Пермь, Россия) – ведущий инженер отдела по расчетным работам по камерам сгорания, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсосмольский пр., 93). Список литературы: 1. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации «Охрана окружающей среды», том II «Эмиссия авиационных двигателей» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vip-class.ru/userfiles/file/biblioteka/attach_16_2.pdf (дата обращения: 15.02.2023). 2. ICAO Doc 10127 Independent Expert Integrated Technology Goals Assessment and Review for Engines and Aircraft, 2019. – URL: http://www.icscc.org.cn/upload/file/20200603/20200603140731_33885.pdf (дата обращения: 15.02.2023). 3. Electron microscopic study of soot particulate matter emissions from aircraft turbine engines / A. Liati [et al.] // Environmental Science & Technology. – 2014. – No. 48. – P. 10975–10983. 4. Particle emission characteristics of a gas turbine with a double annular combustor / A.M. Boies [et al.] // Aerosol Science and Technology. – 2015. – No. 49. – P. 842–855. 5. Measurement of aircraft engine non-volatile PM emissions: results of the Aviation-Particle Regulatory Instrumentation Demonstration Experiment (A-PRIDE) 4 Campaign / P. Lobo [et al.] // Aerosol Science and Technology. – 2015. – No. 49. – P. 472–484. 6. Burkhardt U., Bock L., Bier A. Mitigating the contrail cirrus climate impact by reducing aircraft soot number emissions // Climate and Atmospheric Science. – 2018. – Article number, 37. – 7 p. 7. Non-volatile particle emissions from aircraft turbine engines at ground-idle induce oxidative stress in bronchial cells / H.R. Jonsdottir, M. Delaval, Z. Leni, A. Keller [et al.] // Communications Biology. – 2019. – Vol. 2. – Article number, 90. – 11 p. 8. Theo Rindlisbacher, New particulate matter standard for aircraft gas turbine engines. – ICAO environmental report, 2016. – 4 p. 9. Durdina L., Elser M., Anet J.G. Reduction of non-volatile particulate matter emissions of a commertial turbofan engine at ground level from use os a sustainable aviaetion fuel blend // Environmental Science and technology. – 2021. – 25 p. 10. Modelling challenges in computing aeronautical combustion chambers / B. Fiorina, A. Vie, B. Franzelli, N. Darbadina [et al.] // Aerospace lab. – June 2016. – Iss. 11. – 19 p. 11. P Johnson., Chakrabarty R., Kumfer B. Evaluation of semi-empirical soot models for nonpremixed flames with increased stoichiometric mixture fraction and strain // Combustion and Flame. – September 2020. – Vol. 2019. – P. 70–85. 12. Johnson P., Chakrabarty R.K., Kumfer B.M. A modelling approach for soot formation in non-premixed flames with elevated stoichiometric mixture formation // Combustion and flame. – 2021. – Vol. 229. – P. 111383. 13. Zang M., Ong J.C., Pang K.M., Bai X.-S., Walther J.H. Large eddy simulation of soot formation and oxidation for different ambient temperatures and oxygen levels // Applied Energy. – 2022. – Vol. 306. – P. 118094. 14. Lagrangian tracking of soot particles in LES of gas turbines / L. Gallen, A. Felden, E. Riber, B. Cuenot // Proceeding of combustion institute. – 2019. – Col 34, no. 4. – P. 5429–5436. 15. Haynes B.S., Wagner H.G. Soot formation // Progress in Energy and Combustion Science. – 1981. – Vol. 7. – P. 229–273. 16. The Role of Biaryl Reactions in PAH and Soot Formation / A.F. Sarofim, J.P. Longwell, M.J. Wornat, J. Mukherjee // Springer Series in Chemical Physics. – 1994. – Vol. 59. – P. 485–499. 17. Lindstedt R.P. Simplified soot nucleation and surface grow steps for non-premixed-flames // Springer Series in Chemical Physics. – 1994. – Vol. 59. – P. 417–441. 18. Brookes S.J., Moss J.B. Predictions of soot and thermal radiation properties in confined turbulent jet diffusion flames // Combustion and flame. – 1999. – Vol. 116. – P. 486–503. 19. Young K.J., Stewart C.D., Moss J.B. Soot formation in turbulent nonpremixed kerosine-air flames burning at elevated pressure: Experimental measurement // Twenty-Fifth Symposium (International) on Combustion. – 1994. – Vol. 25, Iss. 1. – P. 609–617. 20. Thirty-Second International Symposium on Combustion, Mc Gill University, Montreal, Canada, 21. Hall R.J., Smooke M.D., Colket M.B. Phisical and Chemical Aspects of Combustion: A Tribute to Irvine Glassman, F.L. Dryer and R.F. Sawyer (Ed). – Gordon&Breach, 1997. – P. 189. 22. Modelling soot formation in turbulent kerosene/air jet diffusion flames / Z. Wen, S. Yun, M.J. Thomson, M.F. Lightstone // Combustion and Flame. – Vol. 135. – 2003. – P. 323–340. 23. Roditcheva O.V., Bai X.S. Pressure effect on soot formation in turbulent diffusion flames // Chemosphere. – 2001. – Vol. 42. – P. 811–821. 24. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив / Ф.Г. Бакиров, В.М. Захаров, И.З. Полещук, З.Г. Шайхутдинов. – М.: Машиностроение, 1989. – 128 с.
| ||