ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РАСЧЕТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПЕШЕХОДНОЙ ФАЗЫ ОСНОВНОГО ТАКТА РАБОТЫ СВЕТОФОРНОГО ОБЪЕКТА И.Д. Алферова, З.В. Альметова, В.А. Городокин, В.Д. Шепелев Получена: 22.01.2019 Рассмотрена: 22.01.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведен анализ необходимого и достаточного отрезка времени для выхода пешеходов на проезжую часть, а также достижения ими островка безопасности или противоположного края проезжей части. Одной из множества не решенных до настоящего времени проблем является допустимый Правилами дорожного движения (ПДД) выход пешеходов на проезжую часть в конце разрешающего такта работы светофорного объекта (за 1, 2, 3 с до завершения его включения), что приводит к допустимому нахождению пешеходов на проезжей части после включения для транспортного потока разрешающего движение сигнала. В большинстве случаев светофоры работают по устаревшей и примитивной системе, где интервал смены составляет 3 с. В течение этого периода транспортные средства, имеющие право въехать на перекресток или завершить свое движение через такой перекресток, достигают границы пешеходного перехода, когда зеленый сигнал светофора для пешеходов уже включен. Нередки случаи, когда водители в такой ситуации не имеют возможности предотвратить наезд, и пешеходы получают травмы различной степени тяжести. В результате водители в данном случае бывают неправомерно осуждены. Описанные дорожно-транспортные происшествия можно исключить с помощью расчетов, приведенных в работе. Предложен подход к проведению расчета необходимой продолжительности разрешающего такта пешеходного светофора, достаточного для начала движения группы пешеходов, ожидающих выхода на проезжую часть, и достижения всеми из них проезжей части. По завершении данного отрезка времени для пешеходов должен быть включен сигнал, разрешающий продолжить движение через проезжую часть и одновременно запрещающий выход на нее вновь подходящим пешеходам. Указанный подход призван в значительной степени повысить безопасность пешеходов, осуществляющих переход проезжей части. Ключевые слова: пешеходный поток, основной такт, промежуточный такт, светофорный объект, пешеходная фаза, безопасность пешеходов, пешеходный переход. Сведения об авторах:
Алферова Ирина Дмитриеван (Челябинскь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: alferovaid@susu.ru). Альметова Злата Викторовна (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: almetovazv@susu.ru). Городокин Владимир Анатольевич (Челябинск, Россия) – кандидат юридических наук, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: gorodokinva@susu.ru). Шепелев Владимир Дмитриевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: shepelevvd@susu.ru). Список литературы:
ВЛИЯНИЕ ВОДНОЙ ЭРОЗИИ ПОВЕРХНОСТИ ОТКОСА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ М.О. Беклемышев, Г.Э. Барышников, Е.С. Краснов, В.А. Абдуллин Получена: 08.02.2019 Рассмотрена: 08.02.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изменение погодно-климатических условий негативно отражается на условиях эксплуатации транспортных сооружений, нарушая в некоторых случаях бесперебойное движение транспортных средств. В результате обильных ливневых осадков летом 2017 г. на территории Пермского края произошел ряд аварийных ситуаций, связанных с размывом насыпи, разрушением искусственных сооружений – мостов и водопропускных труб. В этот период произошло локальное обрушение откоса земляного полотна на 51-м километре автомобильной дороги «Западный обход г. Перми», что привело к закрытию одной из полос дорожного движения. Были исследованы причины, которые привели к обрушению откоса, произведен сбор исходных данных на месте обрушения. После этого были проанализированы физико-механические свойства грунта с места аварии, геометрические параметры земляного полотна, оценена система поверхностного водоотвода на участке дороги. Рассмотрены существующие методы расчета устойчивости откоса с выбором наиболее подходящего для данного обрушения. Решена прямая задача устойчивости с проверкой исходных геометрических параметров насыпи и обратная задача устойчивости откоса на основе метода кругло-цилиндрических поверхностей скольжения. Особое внимание было уделено определению наиболее опасного положения кривой скольжения и критического значения угла наклона откоса – величины заложения откоса, для которого коэффициент запаса устойчивости имеет значение меньше требуемого. На основе полученных данных и анализа причин обрушения рассмотрены способы организованного сброса воды через откосную часть насыпи для предотвращения в процессе дальнейшей эксплуатации дороги аналогичных аварийных ситуаций. Ключевые слова: метод круглоцилиндрических поверхностей скольжения, расчет устойчивости откоса, автомобильные дороги, коэффициент запаса, земляное полотно. Сведения об авторах:
Беклемышев Михаил Олегович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: b1510969@yandex.ru). Барышников Герман Эдуардович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: germanbarysh@yandex.ru). Краснов Евгений Сергеевич (Пермь, Россия) – доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: eskrasnov@rambler.ru). Абдуллин Владислав Асхатович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vaabdullin@mail.ru). Список литературы:
МОДЕЛИРОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ЭМИССИИ ПРИ СИЛОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ФРИКЦИОННОЙ ПАРЫ В ДИСКОВОМ ТОРМОЗЕ С ПЛАВАЮЩЕЙ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКОЙ В.А. Войтенко Получена: 10.01.2019 Рассмотрена: 10.01.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При торможении железнодорожного подвижного состава, в результате силового взаимодействия рабочих поверхностей фрикционной пары дискового тормоза, возникает шум, который существенно снижает комфорт пассажирских перевозок и создает дополнительную шумовую нагрузку на городскую инфраструктуру. Конструкция дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой для высокоскоростного подвижного состава железных дорог и электропоездов метрополитена создает меньший уровень шума при торможении по сравнению с традиционной конструкцией. Разработка адекватной математической модели акустической эмиссии силового взаимодействия рабочих поверхностей фрикционной пары дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой, с учетом особенностей новой кинематической схемы, является актуальной научно-технической задачей. Математическая модель возникновения акустической эмиссии при взаимодействии рабочих поверхностей фрикционной пары в дисковом тормозе с плавающей тормозной колодкой основана на сложении акустических эмиссий множества гауссовских узкополосных случайных акустических процессов с заданными корреляционными функциями и спектрами мощности с учетом модулирующих воздействий конструкции дискового тормоза. В предложенной математической модели считается неизвестным временное положение модулирующего воздействия на независимые гауссовские узкополосные случайные процессы, однако принимается, что они находятся в пределах временного интервала, определяемого длительностью модулирующего воздействия. Предложенная математическая модель позволяет по результатам численного моделирования осуществить выбор оптимальных геометрических размеров плавающей тормозной колодки и материалов фрикционной пары, обеспечивающих наилучшие шумовые характеристики дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой. При помощи предложенной математической модели получены спектры мощности акустической эмиссии, возникающей при силовом взаимодействии рабочих поверхностей фрикционной пары дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой, которые хорошо согласуются с результатами экспериментов, проведенных в условиях лаборатории. Полученные спектры мощности подтверждают существенные преимущества дискового тормоза с плавающей тормозной колодкой по уровню создаваемого шума по сравнению с традиционной конструкцией дискового тормоза. Это обеспечивает перспективность внедрения дискового тормоза предложенной конструкции на высокоскоростном подвижном составе железных дорог и на электропоездах метрополитена для повышения уровня комфорта на транспорте. Ключевые слова: дисковый тормоз, плавающая тормозная колодка, тормозной диск, поворотная ось, акустическая эмиссия, шум, спектр мощности. Сведения об авторах:
Войтенко Владимир Афанасьевич (Луганск, Луганская Народная Республика) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Микро- и наноэлектроника» Луганского национального университета имени Владимира Даля (91034, г. Луганск, квартал Молодежный, 20А, e-mail: vlvoytenko@gmail.com). Список литературы: 1. Вакуленко С.П., Копылова Е.В. Научные подходы к обеспечению качества обслуживания пассажиров при организации мультимодальных пассажирских перевозок // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 6. – С. 21–26. 2. Мишарин А.С. Развитие скоростного и высокоскоростного сообщения и международного блока ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 2. – С. 9–13. 3. Курепин Д.Е. Анализ уровней сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2015. – № 1. – С. 35–40. 4. Зеленко Ю.В., Мямлин С.В., Недужая Л.А. Современные подходы к контролю шума от подвижного состава и созданию шумовых карт железных дорог // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 3(58). – С. 50–53. 5. Подуст С.Ф. Экспериментальные исследования шума и вибрации при движении пассажирских и скоростных поездов // Вестник РГУПС. – 2015. – № 2. – С. 30–35. 6. Пронин А.П. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую природную среду // Автоматика на транспорте. – 2016. – Т. 2, № 4. – С. 610–623. 7. Ахтямов Р.Г., Миронова М.О. Анализ снижения шума подвижного состава железнодорожного транспорта // Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке: сб. тр. XI Санкт-Петербургского конгресса. – 2017. – С. 194–195. 8. Войтенко В.А. Математическая модель трения и износа в дисковом тормозе новой конструкции // Вестник РГУПС. – 2018. – № 3. – С. 8–15. 9. Войтенко В.А. Перспективные конструкции для дисковых тормозов высокоскоростных поездов // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 5 (78). – С. 8-11. 10. Войтенко В.А. Исследование силового взаимодействия в дисковом тормозе с плавающей тормозной колодкой // Бюллетень транспортной информации. – 2018. – № 10 (280). – С. 15–19. 11. Melvin J. Hinich Detecting randomly modulated pulses in noise // Signal Processing. – 2003. – Vol. 83, No. 6. – P. 1349–1352. 12. Захаров А.В., Чернояров О.В. Оценка величины спектральной плотности случайного импульса с неизвестным временем прихода и центральной частотой // Синтез, передача и прием сигналов: межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1997. – С. 23–30. 13. Трифонов А.П., Алексеенко С.П. Квазиправдоподобная оценка дисперсии стационарного гауссовского случайного процесса // Известия вузов. Серия: Радиоэлектроника. – 1994. – Т. 37, № 11. – С. 10–18. 14. Парфенов В.И. Вероятностные модели стохастических модулированных процессов // Радиолокация, навигация, связь: труды 7-й междунар. науч.-техн. конф. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2001. – С. 40–48. 15. Солонина А.И. Цифровая обработка сигналов в зеркале MATLAB: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2018. – 560 с. ВЛИЯНИЕ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСА «ВОДИТЕЛЬ – АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА – СРЕДА» В.Г. Козлов, А.В. Скрыпников, М.А. Абасов, В.В. Никитин, В.В. Самцов Получена: 15.11.2018 Рассмотрена: 15.11.2018 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследованию функционирования комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда» и отдельных его систем посвящено большое количество работ, в которых представлен широкий анализ влияния транспортных потоков, дорожных условий и организации движения на эффективность работы автомобильного транспорта, режим и безопасность движения. В большинстве работ рассматривается комплекс «водитель – автомобиль – дорога», в некоторых из них обращается внимание на необходимость учета влияния внешних факторов. Различными авторами было предложено рассматривать взаимодействие комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда» как единое целое, что и дало определение понятию «среда», которое впоследствии было уточнено. Воздействия погодно-климатических факторов, входящих в понятие «среда», являются возмущающими по отношению к остальным элементам комплекса, что подтверждается теоретическим анализом зависимости режима движения автомобиля от влияния элементов комплекса. Транспортно-эксплуатационные качества дорог, режим, удобства и безопасность движения непрерывно изменяются, и эти изменения происходят под влиянием возрастающей интенсивности и грузонапряженности движения, эксплуатационных и ремонтных предприятий, сезонных особенностей состояния дорог, обусловленных природно-климатическими факторами, а также под влиянием кратковременного воздействия погодно-метеорологических явлений. Соответствие методов проектирования дорог, их содержания и организации движения современным требованиям может быть оценено анализом удобства и безопасности движения в неблагоприятные периоды года. Рассматривая совокупность метеорологических и природно-климатических факторов, необходимо отметить некоторые особенности воздействия на функционирование комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда». Они заключаются в том, что часть метеорологических элементов влияет одновременно на все или несколько систем, а остальные – только на отдельные системы или подсистемы комплекса. В результате проведенных исследований выявлено, что метеорологические условия являются основными внешними факторами, воздействующими на все системы комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда». Ключевые слова: дорога, автомобиль, среда, безопасность движения. Сведения об авторах:
Козлов Вячеслав Геннадиевич (Воронеж, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация транспортных и технологических машин» Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I (394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, e-mail: vya-kozlov@yandex.ru). Скрыпников Алексей Васильевич (Воронеж, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, e-mail: skrypnikovvsafe@mail.ru). Абасов Максим Александрович (Воронеж, Россия) – экстерн кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, e-mail: svsafe@mail.ru). Никитин Владимир Валентинович (Воронеж, Россия) – докторант кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, e-mail: svsafe@mail.ru). Самцов Вадим Викторович (Воронеж, Россия) – экстерн кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, e-mail: svsafe @mail.ru). Список литературы: 1. Адил Али Башир Фадель Эль Мула Оценка транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных лесовозных дорог в системе автоматизированного проектирования: дис. … канд. техн. наук. – Воронеж, 1999. – 183 с. 2. Козлов В.Г. Методы, модели и алгоритмы проектирования лесовозных автомобильных дорог с учетом влияния климата и погоды на условия движения: дис. … д-ра техн. наук. – Архангельск, 2017. – 406 с. 3. Курьянов В.К., Кондрашова Е.В., Допперт В.А. Теоретические основы моделирования подсистемы «дорога – транспортные потоки» // Деп. в ВИНИТИ РАН 16.02.2009, № 76-В2009. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия. – 2009. – 28 c. 4. Писцов А.В., Петров А.И. Сезонное изменение пропускной способности сечения улично-дорожной сети города // Научное обозрение. – 2015. – № 10-12. – С. 410–416. 5. Кондрашова Е.В., Лобанов Ю.В., Гниломедов Р.А. Повышение качества лесовозных автомобильных дорог // Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного комплекса: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. лесотехн. акад. – Воронеж, 2009. – С. 293–298. 6. Бурмистрова О.Н., Пильник Ю.Н., Сушков С.И. Проектирование лесных автомобильных дорог в системе СREDO дороги. – Ухта, 2016. – 103 с. 7. Traffic flow simulation / K. Park, Y. Hwang, S. Seo, M. Asce, H. Seo // Journal of Construction Engineering and Management. – 2003. – № 129 (1). – Р. 25–31. 8. Куракина Е.В. Экспертная характеристика автомобильной дороги в дорожно-транспортной экспертизе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 81–85. 9. Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В., Тарарыков А.В. Моделирование движения транспортного потока для оценки транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог // Информационные технологии моделирования и управления. – 2008. – № 6 (49). – С. 720–725. 10. Кондрашова Е.В. Оценка транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных лесовозных дорог в системе автоматизированного проектирования: дис. … канд. техн. наук. – Воронеж, 2004. – 291 с. 11. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: КНОРУС, 2010. – 664 с. 12. Комплексная оценка транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог / А.С. Прокопец, А.С. Сергеев, Б.С. Юшков, С.И. Сушков // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2016. – Т. 3, № 3 (6). – С. 370–375. 13. Basic principles of reliability design for technical system / O.V. Berestnev, Y.L. Soliterman, A.M. Goman, D.O. Teteryukov // Proceeding of the 2004 the Eleventh World Congress in Mechanism and Machine Science. – China. Tianjin, 2004. – P. 2222–2225. 14. Mathematical model of statistical identification of car transport informational provision / A.V. Skrypnikov, S.V. Dorokhin, V.G. Kozlov, E.V. Chernyshova // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 2. – Р. 511–515. 15. Method of Individual Forecasting of Technical State of Logging Machines / V.G. Kozlov, V.A. Gulevsky, A.V. Skrypnikov, V.S. Logoyda, A.S. Menzhulova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2018. – Vol. 327(4), 042056. DOI: 10.1088/1757-899X/327/4/042056 РАЗРАБОТКА ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКОГО ДАТЧИКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ АРМИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ Е.Н. Назукина, В.И. Клевеко Получена: 08.02.2019 Рассмотрена: 08.02.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В связи с необходимостью строительства на слабых грунтах в Пермском крае возникает потребность в укреплении грунтовых оснований геосинтетическими материалами. При проектировании армогрунтовых конструкций необходимо учитывать прочностные характеристики геосинтетического материала. Наиболее эффективным и точным методом измерения напряжений в геосинтетических материалах является использование тензодатчиков или тензорезисторов, данный метод отличается низкой себестоимостью. В статье рассмотрены российские и иностранные патенты, разработанные для измерения напряжений в различных материалах. Ученые Рене Б. Теста и Вассиф М. Боктор изобрели трансформатор напряжения, который целесообразно использовать для измерения напряжения или нагрузки в тканях или других гибких листовых материалах и определения напряжения в двухосном направлении. Патент тканевого тензодатчика изобретателей Чанг Мин Ян и Чун-Мэй Чжоу представляет собой одну или несколько проводящих нитей, включенных в основу ткани, что позволяет считывать напряжения в материале в результате деформаций вдоль направления восприятия. Российскими учеными М.А. Авдушевой и А.Л. Невзоровым изобретен датчик, позволяющий измерять нормальные напряжения в грунтах. Метод крепления тезометрических датчиков к различным материалам изучен и запатентован американскими учеными Тимоти Д. Шоттом, Робертом Л. Фоксом и Джоном Д. Бакли. Геосинтетические материалы имеют относительно низкие значения модуля упругости и при действии нагрузок удлиняются на 10–20 %. Наиболее распространены на практике тензорезисторы, чувствительный элемент которых выполнен в виде решетки из константанового сплава и размещен на подложке из фольги. Сверху решетка покрывается защитной пленкой. Данные тензорезисторы сохраняют свою работоспособность при максимальном относительном удлинении 1,5 % и не могут быть установлены непосредственно на геосинтетический материал, следовательно, необходимо конструирование тензометрического датчика. В данной работе предложено конструктивное решение тензометрического датчика, произведен расчет, выбраны оптимальные параметры в зависимости от характеристик материала. Ключевые слова: тензометрический датчик, тензодатчик, тензорезистор, геосинтетические материалы, слабые грунты, армогрунтовые контрукции, измерение напряжений. Сведения об авторах:
Назукина Екатерина Николаевна (Пермь, Россия) – магистр кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр. 29, e-mail: ennazukina@mail.ru); главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Ленинского района города Перми (614000, г. Пермь, ул. Пермская, 57). Клевеко Владимир Иванович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр. 29, e-mail: vlivkl@ mail.ru). Список литературы:
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ Ф.И. Сухов, В.Г. Попов, А.Н. Журавлёв, Ю.Н. Боровков Получена: 12.02.2019 Рассмотрена: 12.02.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обеспечение безопасности на транспорте, в том числе экологической, является важной управленческой проблемой. В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт атомной отрасли в вопросе обеспечения безопасности. Рассматривается трехуровневая модель культуры безопасности. Первый уровень (наблюдаемый уровень, или артефакты) – самый простой уровень для восприятия организационной культуры: то, что можно видеть, слышать и чувствовать. Второй уровень (уровень декларируемых ценностей) включает ценности, провозглашаемые организацией и принимаемые, разделяемые и поддерживаемые ее работниками. Третий уровень (уровень глубинных представлений) включает представления, находящиеся на самом глубоком уровне организационной культуры и представляющие собой фундаментальные убеждения, на которые работники опираются бессознательно (интуитивно). Приводится ранжирование элементов безопасности в исследованиях зарубежных авторов. Рассматривается структура подпроцессов обеспечения безопасности. Отмечается, что транспортные структуры в России на сегодняшний день существуют в рамках стратегии «Устойчивое развитие». Приводится схема основных этапов процедуры анализа безопасности движения. Рассматриваются методы анализа безопасности движения, подразделяющиеся на три группы – апостериорные методы, априорные методы и методы, основанные на использовании байесовского подхода. Апостериорные методы основаны на использовании данных, получаемых в результате некоторого опыта, априорные – на использовании информации об опасных отказах и ошибках, получаемой в результате теоретических исследований. Отмечено, что методы анализа безопасности движения имеют свои преимущества и недостатки, которые делают применение того или иного метода наиболее целесообразным каком-либо этапе жизненного цикла технического средства. В заключение отмечается эффективность внедрения методологии культуры безопасности в транспортной отрасли. Ключевые слова: экологическая безопасность, обеспечение безопасности транспорта, железнодорожный транспорт, устойчивое развитие, оценка риска, система менеджмента безопасности движения. Сведения об авторах:
Сухов Филипп Игоревич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Химия и инженерная экология» Российского университета транспорта (МИИТ) (127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, e-mail: philipp.sukhov@mail.ru). Попов Владимир Георгиевич (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Химия и инженерная экология» Российского университета транспорта (МИИТ) (127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, e-mail: kafedra_ee_miit@mail.ru). Журавлёв Александр Николаевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, руководитель Лаборатории объединенных коммуникаций (127994, г. Москва, Огородный проезд, д. 19, e-mail: alexander@uclab.ru). Боровков Юрий Николаевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Химия и инженерная экология» Российский университет транспорта (МИИТ) (127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, e-mail: yunikborovkov@gmail.com). Список литературы:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТРАБОТАННОЙ ФОРМОВОЧНОЙ СМЕСИ К.Ю. Тюрюханов, К.Г. Пугин Получена: 04.02.2019 Рассмотрена: 04.02.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Расширение номенклатуры материалов, позволяющих получать асфальтобетоны заданного качества, в настоящее время является актуальной задачей. Это обусловлено увеличением объемов строительства сети автодорог, а также дефицитом качественных дорожно-строительных материалов во многих районах Российской Федерации. Использование отходов промышленности позволяет решить данную проблему, но требует проведения большого количества лабораторных экспериментов по подбору состава асфальтобетона. Это связано с тем, что многие техногенные материалы по своим физико-механическим характеристикам могут быть уникальны, и применение того или иного отхода требует обширного лабораторного исследования. Однако потенциал одного отхода может раскрыться полностью в дорожно-климатических зонах с избыточным увлажнением, но не показать требуемых характеристик в дорожно-климатических зонах вечной мерзлоты. В статье представлено математическое моделирование физико-механических свойств горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки I в зависимости от двух изменяющихся факторов – содержания битума и выступающей в качестве мелкого минерального заполнителя отработанной формовочной смеси. Использование в качестве мелкого минерального заполнителя отработанной формовочной смеси позволяет сократить расходы на закупку сырья для производства асфальтобетона, что приводит к удешевлению всего строительства в целом. Исходя из полученных уравнений регрессий и поверхностей функции отклика показателей было сделано заключение, что для соответствия требований ГОСТ 9128–2013 физико-механических показателей горячего плотного мелкозернистого асфальтобетона типа Б марки I оптимальное содержание битума должно составлять от 5,0 до 5,3 % и отработанной формовочной смеси – от 10 до 15 %. Ключевые слова: асфальтобетон, отработанная формовочная смесь, математическая модель, уравнение регрессии, отходы промышленности. Сведения об авторах:
Тюрюханов Кирилл Юрьевич (Пермь, Россия) – ведущий инженер кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Turuchfnov.k.u@list.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Список литературы: 1. Ковалев Н.С. Обоснование длительности воздействия климатических факторов при моделировании ускоренного испытания асфальтобетона из шлаковых материалов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3 (42). – С. 163–171. 2. Матвиенко О.В., Унгер Ф.Г., Базуев В.П. Математические модели производственных процессов для приготовления битумных дисперсных систем. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. – 336 с. 3. Ядыкина В.В., Траутваин А.И. Влияние активности наполнителей из техногенного кремнеземсодержащего сырья на прочность цементных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. С. 174–179. 4. Математическая модель оценки геометрических параметров щебня для асфальтобетона / В.Н. Веник, О.И. Недавний, С.П. Осипов, И.Г. Ядренкин // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 1 (38). – С. 139–148. 5. Бойцев А.В., Шестопалов А.А. Моделирование условий создания изотропного асфальтобетонного покрытия в процессе его уплотнения // Вестник гражданских инженеров. – 2016. – № 4 (57). – С. 150–156. 6. Герцог В.Н., Долгих Г.В., Кузин Н.В. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Ч. 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий // Инженерно-строительный журнал. – 2015. – № 5 (57). – С. 45–57. 7. Математическое моделирование сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог / О.В. Матвиенко, В.П. Базуев, В.Н. Веник, Р.Б. Базаров, Э.Р. Арутюнян // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2017. – № 4 (63). – С. 158–170. 8. Применение экономико-математических методов для определения областей использования видов покрытий / А.В. Скрыльников, В.Г. Козлов, Д.В. Ломакин, Е.Ю. Микова // Лесной вестник. Forestry Bulletin. – 2017. – Т. 21. – № 5. – С. 23–32. 9. Тиратурян А.Н., Углова Е.В., Ляпин А.А. Исследование распределения энергии динамического воздействия транспортных средств в слоях нежесткой дорожной конструкции // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2017. – № 2. – С. 178–194. 10. Пугин К.Г., Пугина В.К. Математическое моделирование эмиссии загрязняющих веществ утилизации отходов производства // Системы контроля окружающей среды. – 2017. – № 7 (27). – С. 146–150. 11. Степушин А.П., Сабуренкова В.А. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2017. – № 1 (48). – С. 84-89. 12. Бочков Н.Н. Дорожно-строительные материалы на основе отходов глиноземного производства: дис. … канд. техн. наук. – Томск, 2017. – 209 с. 13. Эффективное использование пород шахтных отвалов в дорожном строительстве / А.Г. Доля, Д.А. Шатворян, Д.В. Смирнова, И.П. Жуков // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 2 (124). – С. 94–101. 14. Осмонова Б.Ж. Эколого-экономическая целесообразность применения золы уноса в дорожном // Universum: технические науки. – 2016. – №7 (28). – С. 13. 15. Исследование углеродминеральных продуктов горючих сланцев в качестве сырья для получения минеральных компонентов / В.Д. Галдина, Е.В. Гурова, О.И. Кривонос, М.С. Черногородова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2 (48). – С. 82–89. 16. Применение электросталеплавильных шлаков в конструкциях нежестких дорожных одежд / А.С. Погромский, Г.С. Духовный, Т.В. Аниканова, Ш.М. Рахимбаев. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 100 с. 17. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder // J. of Materials Science and Engineering. – 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННОЙ ФОРМОВОЧНОЙ СМЕСИ В СОСТАВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА К.Ю. Тюрюханов, К.Г. Пугин Получена: 12.02.2019 Рассмотрена: 12.02.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается возможность использования отхода сталелитейного производства, отработанной формовочной смеси, в составе горячего плотного мелкозернистого асфальтобетона с расчетом экономической эффективности при производстве 1 тыс. т асфальтобетонной смеси. В связи с ежегодно растущими ценами на энергоносители и сырье для производства асфальтобетона это является актуальным вопросом, при решении которого возможно снизить финансовую нагрузку на дорожно-строительные организации, а также позволяет решить проблему утилизации, использования техногенных материалов в строительной и дорожно-строительной отрасли с дальнейшим расширением номенклатуры строительных материалов. Во многих регионах Российской Федерации отсутствует сырьевая база каменных минеральных материалов, что, в свою очередь, ведет к проектированию заведомо некачественных составов асфальтобетона, а приобретение в соседних регионах сырья необходимого качества приводит к удорожанию всего строительства в целом. Альтернативой традиционным каменным минеральным материалам могут послужить отходы промышленных предприятий. Как показывает опыт отечественных и зарубежных ученых, химический состав поверхности частиц минеральных материалов оказывает существенное влияние на структурообразование асфальтобетона. Так, некоторые отходы промышленных предприятий в результате технологических процессов изменяют свои физико-химические характеристики, способствуя созданию новых строительных материалов и конструкций, основным преимуществом которых является экономическая эффективность. Таким образом, выполнены и проанализированы результаты сравнительных испытаний по определению физико-механических показателей трех составов асфальтобетонных смесей с разными материалами, выступающими в роли мелкого заполнителя в составе асфальтобетонной смеси, такими как природный песок, кварцевый песок, отработанная формовочная смесь. Ключевые слова: асфальтобетон, отход сталелитейного производства, техногенные материалы, каменные минеральные материалы, отработанная формовочная смесь, физико-механические характеристики, экономическая эффективность. Сведения об авторах:
Тюрюханов Кирилл Юрьевич (Пермь, Россия) – ведущий инженер кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Turuchfnov.k.u@list.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Список литературы: 1. Бондарев Б.А., Прозорова Л.А., Штефан Ю.В. Исследование свойств щебеночно-мастичных асфальтобетонов на заполнителях из литого шлакового щебня // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2014. – № 3 (35). – С. 96–106. 2. Nwaubani S.O. Waste Steel Slag and their Influence on the Properties of Cement Blends // J. of MRS Advances. – 2018. – No. 3 (34–35). – P. 2027–2040. 3. Dalhat M.A., Al-Abdul Wahhab H.I. Performance of recycled plastic waste modified asphalt binder in Saudi Arabia // International Journal of Pavement Engineering. – 2017. – No. 18(4). – P. 349–357. 4. Анализ способов применения твердых промышленных отходов при производстве строительных материалов / А.С. Кадыров, Е.З. Абуов, В.А. Кунаев, Е.С.Л. Бакытов // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. – 2018. – № 1 (104). – С. 23–30. 5. Kishchynskyi S., Nagaychuk V., Bezuglyi A. Improving Quality and Durability of Bitumen and Asphalt Concrete by Modification Using Recycled Polyethylene Based Polymer Composition // J. of Procedia Engineering. – 2016. – No. 143. – P. 119–127. 6. The possibility of using steel slag for pavement structure application in Vietnam / M. Lam, S. Jaritngam, K. Wongsopanakul, P. Taneerananon // 8th International Conference on Maintenance and Rehabilitation of Pavements, MAIREPAV. – 2016. – P. 846–853. 7. Use of asphalt plant residue in hot mix asphalt / M. Karacasu, F. Hattatoglu, S. Hinislioglu, Y.S. Murat // International Journal of Global Warming. – 2014. – No. 6 (2–3). – P. 127–139. 8. Losa M., Leandri P., Cerchiai M. Improvement of pavement sustainability by the use of crumb rubber modified asphalt concrete for wearing courses // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2012. – No. 5(6). – P. 395–404. 9. Пугин К.Г., Агапитов Д.А., Тюрюханов К.Ю. Исследование гранулометрического состава отработанного формовочного песка // Методы проектирования и оптимизации технологических процессов: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 45–47. 10. Емельянычева Е.А., Абдуллин А.И. Способы улучшения адгезионных свойств дорожных битумов к минеральным материалам // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 198–204. 11. Тюрюханов К.Ю., Пугин К.Г. Особенности взаимодействия битума с отработанной формовочной смесью // Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (ТРАНСЭНЕРГОКОМ-2018): сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. – Саратов, 2018. – С. 414–416. 12. Иванов К.С., Коротков Е.А. Влияние силикат-натриевых суспензий на свойства материалов щелочной активации // Неорганические материалы. – 2017. – Т. 53, № 9. – С. 993–1000. 13. Лазарева Т.Л., Цупикова Л.С. Повышение эффективности взаимодействия битума с каменными материалами в составе асфальтобетона // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения: междунар. сб. науч. тр. – Хабаровск, 2017. – С. 352–358. 14. Тюрюханов К.Ю., Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 15. Albert M. Hung, Adrian Goodwin, Elham H. Fini. Effects of water exposure on bitumen surface microstructure // J. of Construction and Building Materials. – 2017. – No. 135. – P. 682–688. 16. Influence of short and long term aging on chemical, microstructural and macro-mechanical properties of recycled asphalt mixtures / Lily D. Poulikakos, Salomé dos Santos, M. Bueno, 17. Закономерности распределения битума на поверхности минерального материала / А.С. Ивкин, В.В. Васильев, Н.К. Кондрашева, К.Г. Суханова // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). – 2017. – № 38(64). – С. 81–85. 18. Исследование влияния минеральных порошков различного химико-минералогического состава на свойства асфальтобетонных смесей / М.А. Ликомаскина, М.С.Р. Алнаиф, А.И. Сальникова, А.А. Минронов // Региональная архитектура и строительство. – 2017. – № 2 (31). – С. 53–63. 19. Переработанный гальваношлам как промотор адгезии битума к материалам в асфальтобетоне / Н.А. Соколова, В.Б. Макаров, В.Б. Доброхотов, О.В. Доброхотова // Научно-технический вестник Поволжья. – 2013. – № 5. – С. 294–297. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОРФТОРИСТОВОДОРОДНОГО ЭЛЕКТРОЛИТА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ М.М. Ялалова, А.И. Сердюк Получена: 14.01.2019 Рассмотрена: 14.01.2019 Опубликована: 04.04.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены преимущества электролита, используемого для переработки отработанных свинцово-кислых аккумуляторов на основе борфтористоводородной кислоты. Экспериментально определены концентрации соединений свинца и фторидов в выбросах с поверхности электролита. Описана методика приготовления борфтористоводородного электролита. Построены графические зависимости и выведены уравнения удельного количества фторидов и свинца, выделившихся с поверхности электролитов в зависимости от их составов, при различных температурах. Проведенные эксперименты показали, что выбросы фторидов и свинца не зависят от катодной плотности тока, определяющей скорость процесса выделения из раствора металлического свинца на катоде. Показано, что для борфтористоводородного электролита при повышении температуры с 25 до 40 °С выбросы фторидов и свинца увеличиваются в 2,1 и 1,9 раза соответственно. Рассчитаны выбросы фторидов и свинца для двух типовых составов электролитов. Отмечено, что электролит № 1 в 2,5 раза более токсичен, чем электролит № 2. Полученные результаты являются частью исследований, необходимых для создания новых менее токсичных электролитов, применяемых при переработке автомобильных батарей. Варьируя состав электролита и температуру, можно достичь минимальных выбросов фторидов и свинца в атмосферу с повышением скорости выделения свинца из раствора при переработке отработанных автомобильных свинцово-кислотных батарей. Установлено, что выбросы фторидов превышают выбросы свинца в 10–245 раз с учетом долей ПДК в зависимости от состава электролита. Следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия по очистке выбросов от фторидов и соединений свинца в воздухе рабочей зоны при электрохимической переработке отработанных свинецсодержащих аккумуляторов. Приведены условия безопасной эксплуатации данного электролита и рекомендации при его разливе. Ключевые слова: безопасность, борфтористоводородный электролит, выбросы, утилизация, свинцово-кислотные аккумуляторы. Сведения об авторах:
Ялалова Маргарита Маратовна (Макеевка, Донецкая Народная Республика) – аспирант кафедры «Техносферная безопасность» Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (286123, г. Макеевка, ул. Державина, 2, e-mail: yalalova-rita@mail.ru). Сердюк Александр Иванович (Макеевка, Донецкая Народная Республика) – профессор кафедры «Техносферная безопасность» Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (286123, г. Макеевка, ул. Державина, 2, e-mail: ecoalserdiuk@rambler.ru). Список литературы:
| ||