ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РАСЧЕТ ГЛУБИНЫ ПРОМЕРЗАНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ANSYS Н.В. Чмых, А.О. Даглдьян, А.М. Бургонутдинов, А.В. Карпова Получена: 26.06.2023 Рассмотрена: 15.07.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В регионах с распространением сезоннопромерзающих грунтов одним из ключевых кретериев при расчете дорожных одежд является морозоустойчивость конструкции. При недостаточной морозоустойчивости образуются недопустимые деформации морозного пучения. Наиболее значимым показателем при расчете морозоустойчивости дорожной конструкции является глубина промерзания, которая непосредственно влияет на величину морозного пучения. С учетом современных методик расчета появилась возможность прогнозировать распространиение отрицательной температуры в дорожной конструкции. Одним из таких методов является метод конечных элементов, с помощью которого возможно с достаточной точностью определить значение температур в конструкции на любой глубине. Это позволяет определить границу промерзания и смоделировать работу морозозащитного слоя по предотвращению образования деформаций морозного пучения в рабочем слое земляного полотна автомобильной дороги. Дорожная конструкция представляет собой многослойную систему, материалы слоев которой имеют различные теплофизические характеристики. Также при переходе из талого в мерзлое состояние теплофизические характеристики грунта существенно изменяются. Это осложняет определение глубины промерзания конструкции. В статье был выполнен расчет глубины промерзания многослойной дорожной конструкции методом конечных элементов в програмном комплексе ANSYS с учетом изменения теплофизических свойств грунта при промерзании. В качестве закона распространения температуры в слоях был использован закон Ньютона – Рихмана. Рассчитана температуру в каждом слое конструкции и определена глубина промерзания с учетом теплофизических характеристик материалов слоев. Рассмотрена сеточная сходимость численного решения и определен необходимый и достаточный размер конечных элементов модели. Ключевые слова: водно-тепловой режим, глубина промерзания, дорожная конструкция, метод конечных элементов, закон Ньютона – Рихмана. Сведения об авторах:
Чмых Никита Вячеславович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: chmyhnikita@gmail.com). Даглдьян Андрей Олегович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Вычислительная математика, механика и биомеханика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: dagl-andreu@yandex.ru). Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Карпова Анастасия Витальевна (Пермь, Российская Федерация) – ведущий инженер МКУ «Благоустройство Ленинского района» города Перми (Российская Федерация, 614000, г. Пермь, Пермская ул., 61, e-mail: anastasiya.karpova.98@mail.ru). Список литературы: 1. Пузаков, Николай Антонович. Водно-тепловой режим земляного полотна автомобильных дорог / М-во трансп. строительства СССР. Гос. Всесоюз. дор. науч.-исслед. ин-т СоюздорНИИ. – М.: Автотрансиздат, 1960. – 168 с. 2. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог: 3. Лейбензон Л.С. Руководство по нефтепромысловой механике. Ч. I и II. – М.: ГНТИ, 1931. – 25 с. 4. Stefan J. Über die Theorie der Eisbildung, insbesondere über die Eisbildung im Polarmeere 98, 965–983 Sitzungs-Berichte der Osterreichischen ¨ Akademie der Wissenschaften Mathematisch-Naturwissenschaftliche Klasse, Abteilung 2, Mathematik, Astronomie, Physik, Meteorologie und Technik. – 1889. 5. Lame G., Clapeyron B. Memoire sur la solidification par refroidissement d'un globe liquid // Annales de Chimie it de Phisique. – 1831. – Vol.47. – P.250–256 6. Павлов А.В. Теплообмен промерзающих и протаивающих грунтов с атмосферой. – М.: Наука, 1965. – 254 с. 7. Лыков А.В. Теория теплопроводности: учебное пособие для студентов теплотехнических специальностей высших учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1967. – 599 с. 8. Шелопаев Е.И. Методы расчета водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд: метод. руководство / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Краснояр. 9. Бушмакина В.М., Рыбьев И.А. Исследование теплотехнических характеристик асфальтобетона // Опыт строительства асфальтобетонных покрытий: тр. МАДИ. – М.: Автотрансиздат, 1958. – Вып. 23. – С.111–117. 10. Чудновский А.Ф. Теплофизические характеристики дисперсных материалов. – М.: Физматгиз, 1962. – 456 с. 11. Киреева Ю.Н. Строительные материалы и изделия. – Новополоцк: ПТУ, 2003. – 364 с. 12. ОДМ 218.2.061-2015. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по определению теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов. – М.: Росавтодор, 2015. – 78 с. 13. Давидзон М.И. О законе охлаждения Ньютона – Рихмана // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. – 2010. – № 2. – С. 70–75. 14. Рихман Г.В. Труды по физике. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 711 с. 15. Лещинский Д.В., Данилкин Е.А. Математическое моделирование процесса теплообмена между двумя телами с различными теплофизическими свойствами // Все грани математики и механики: всероссийская молодежная научная конференция, 25–28 апреля 2017 г. – Томск, 2017. – С. 104–111. О МЕТОДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ В ЗОНАХ ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ПОДЗЕМНЫМИ СЕТЯМИ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ М.Н. Апталаев, А.М. Бургонутдинов Получена: 20.08.2023 Рассмотрена: 25.08.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена система «подземный трубопровод – дорожная конструкция», включающая в себя многослойную дорожную конструкцию, двутрубный подземный трубопровод (теплопровод), коллектор (канал) для его прокладки. Проведена постановка задачи оптимизации температурного режима системы «подземный трубопровод – дорожная конструкция». Сформулирован критерий оптимальности: процесс промерзания и оттаивания в произвольных точках грунта земляного полотна автомобильной дороги (улицы), расположенных вблизи коллектора с проложенными внутри трубопроводами, в отсутствие внутренних источников тепла должен протекать аналогично естественному процессу промерзания и оттаивания указанных точек грунтового массива. Приведены выражения для расчета тепловых потерь подземных трубопроводов. Рассмотрены два метода оптимизации температурного режима исследуемой системы: «расстоянием», предполагающим увеличение глубины заложения продольных осей трубопроводов и межосевых расстояний в нем, и применением теплоизоляционного экрана. Приведены варианты использования названных методов, выполнен расчет их технической эффективности. В результате сделаны выводы о нецелесообразности применения метода оптимизации «расстоянием», т.е. увеличением глубины заложения осей трубопроводов и межосевых расстояний, несмотря на его высокую эффективность с точки зрения уменьшения влияния внутригрунтовых источников тепла на температурный режим системы «подземный трубопровод – дорожная конструкция». Продемонстрирована эффективность метода с применением теплоизолирующего экрана, выполненного из пенополиуретана. Предложено выражение для расчета необходимой толщины теплоизолирующей плиты: экран из пеноплиуретана толщиной в 0,15 м эквивалентен 9,5 м толщины слоя увлажненного грунта с позиции снижения влияния подземного трубопровода на температурный режим дорожной конструкции. Ключевые слова: температурный режим дорожной конструкции, сети инженерных коммуникаций, надежность дорожной одежды, оптимизация температурного режима, тепловые потери трубопровода, теплоизолирующий экран, пенополиуретан. Сведения об авторах:
Апталаев Марат Назимович (Лысьва, Российская Федерация) – старший преподаватель, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (618900, Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, 2, e-mail: aptalaev_lfpstu@mail.ru). Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Российская Федерация) – профессор, доцент, доктор технических наук, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614068, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Список литературы:
ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА Х-ОБРАЗНОМ РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин Получена: 25.09.2023 Рассмотрена: 04.10.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты исследования введенного авторами показателя транспортного затора и критерия формирования заторной ситуации на примере Х-образного пересечения, характерного для улично-дорожной сети г. Перми. Для построения показателя используется операция осреднения с использованием «скользящего окна» продолжительности движения отдельных автомобилей в случайном потоке транспорта, детерминированные характеристики случайной величины – продолжительности движения отдельных автомобилей транспортного потока между рубежами контроля. Исходные данные для статистической обработки получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на рассматриваемом участке городской улично-дорожной сети. Установлены рациональные параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг), обеспечивающие приемлемое структурирование изучаемой функции – показателя транспортного затора. Наблюдение за транспортным потоком, рассматриваемом на Х-образном перекрестке, выполнялось в течение мая 2023 г. Это позволило с использованием предложенного авторами критерия образования транспортных заторов выявить целый ряд фактического образования заторных ситуаций в период наблюдения. Определены продолжительности заторных ситуаций, особенности эволюции заторов. В результате наблюдения выявлено наличие проблемного направления движения, на котором регулярно возникает заторная ситуация. Для снижения опасности транспортного затора предложено изменить режим светофорного регулирования или использовать адаптивное регулирование на этом пересечении дорог. Возможно использование предложенного показателя транспортного затора для оценки эффективности светофорного регулирования на улично-дорожной сети города Перми. Ключевые слова: транспортный затор, транспортный поток, продолжительность движения. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, почетный работник Высшего профессинального образования РФ, действительный член РАТ, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29); профессор кафедры «Общеинженерные дисциплины» Пермского военного института войск Национальной гвардии РФ (SPIN: 5958-2345, AuthorID: 79853, ORCID: 0000-0003-4473-6776, ResearcherID: ACE-0166-2022). Вавилин Александр Сергеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, AuthorID: 566592, ORCID: 0000-0003-4473-6792). Список литературы: 1. Обследование городской транспортной сети с применением измерительного комплекса / А.С. Евтеева, К.П. Андреев, А.В. Шемякин, В.В. Терентьев // Транспортное дело России. – 2018. – № 1. – С. 132–134. 2. Kumar P., Kumar S.V., Priya L. Smart and Safety Traffic System for the Vehicles on the Road // IoT with Smart Systems. Smart Innovation, Systems and Technologies. Springer, Singapore. – 2023. – Vol.312. DOI: 10.1007/978-981-19-3575-6_51. 3. Корнев А.В., Шабуров С.С. Транспортные заторы. Варианты решения проблемы // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2021. – Т.11. – № 1. – С. 58–63. 4. Щеголева Н.В., Гусев В.А., Ворожейкин М.А. Образование заторов в транспортном потоке // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2016. – № 5 (19). – С. 25–28. 5. Xomidov A., Tursunboyev M. Eliminating congestion on internal roads // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. – 2022. – Т. 2 (95). 6. Black W.R. Transportation: A geographical analysis. – New York: The Guilford Press, 2003. – 408 p. 7. Шамлицкий Я.И., Охота А.С., Мироненко С.Н. Сравнение адаптивного и жесткого алгоритмов управления дорожным движением на базе имитационной модели в среде ANYLOGIC // Программные продукты и системы. – 2018. – № 2. – С. 403–408. 8. Sathiyaraj R., Bharathi A. An efficient intelligent traffic light control and deviation system for traffic congestion avoidance using multiagent system // Transport. – 2020. – Vol.35, № 3. – P. 327–335. DOI: 10.3846/transport.2019.11115. 9. Басков В.Н., Игнатов А.В. Зависимость риска возникновения транспортного затора от параметров транспортного потока // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T35. – С. 1–5. 10. Андронов Р.В., Елькин Б.П., Гензе Д.А. Понятие затора и формирование очередей на регулируемом пересечении в условиях плотного транспортного потока // Научно-технический вестник Поволжья. – 2015. – № 1. – С. 39–41. 11. Власов А.А., Горелов А.М. Управление светофорными объектами в условиях транспортных заторов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2014. – № 3 (38). – С. 112–117. 12. Modelling urban route transport network parameters with traffic, demand and infrastructural limitations being considered / A. Kazhaev, Z. Almetova, V. Shepelev, K. Shubenkova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2018. – Vol. 177. – Р. 012018. DOI: 10.1088/1755-1315/177/1/012018. 13. Ласкин М.Б., Талавиря А.Ю. Оценка плотности транспортного потока на основе имитационного моделирования пункта взимания платы // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММОД-2021), 14. Басков В.Н., Красникова Д.А., Исаева Е.И. Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора // Мир транспорта. – 2019. – Т.17, № 4 (83). – С. 272–281. 15. The use of multi-sensor video surveillance system to assess the capacity of the road network / V. Shepelev, S. Aliukov, K. Nikolskaya, A. Das, I. Slobodin // Transport and Telecommunication. – 2020. – Vol. 21 (1). – P. 15–31. DOI: 10.2478/ttj-2020-0002. 16. Aftabuzzaman Md. Measuring Traffic Congestion – A Critical Review [Электронный ресурс] // Proceedings of the 30th Australasian Transport Research Forum, China, February 2007. – 16 p. – URL: https://australasiantransportresearchforum.org.au/wp-content/uploads/2022/03/2007_Aftabuzzaman.pdf. (дата обращения: 10.11.2022). 17. Ананьева Е.Ю. Информационные транспортные сервисы: инструмент преодоления заторов // Мир дорог. – 2021. – № 139. – С. 102–104. 18. A study of the travel time of intersections by vehicles using computer vision / V. Shepelev, A. Glushkov, Z. Almetova, V. Mavrin. // Proceedings of the 6th International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems. iMLTrans. – 2020. – Vol. 1. – P. 653–658. DOI: 10.5220/0009806206530658. 19. Yasir R.M., Nower N., Shoyaib M. Traffic Congestion Prediction Using Machine Learning Techniques // arXiv: 2206.10983 [cs.LG]. – 2020. DOI: 10.48550/arXiv.2206.10983. 20. ГОСТ Р 55691-2013/ISO/TS 15624: 2001. Системы управления и информации на транспорте. Системы оповещения о дорожных происшествиях (TIWS). Требования к системе. – М.: Стандартинформ, 2014. – 24 с. 21. Boyarshinov M.G., Vavilin A.S. The deterministic component of the traffic flow intensity // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020) 27th-29th October 2020, Saint-Petersburg, Russian Federation. – 2021. – Vol. 1111. – Р. 012013 (10 p). DOI: 10.1088/1757-899X/1111/1/012013. 22. Бояршинов М.Г., Вавилин А.С., Шумков А.Г. Использование комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для выделения детерминированной и стохастической составляющих интенсивности транспортного потока // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 61–71. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-61. 23. Бояршинов М.Г., Вавилин А.С., Шумков А.Г. Фурье-анализ интенсивности транспортного потока // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 4. – С. 46–59. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-4-46 24. Бояршинов М.Г., Вавилин А.С., Васькина Е.В. Применение показателя Хёрста для исследования интенсивности транспортного потока // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 2. – С. 68–81. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-2-68 25. Бояршинов М.Г., Вавилин А.С., Васькина Е.В. Применение вейвлет-анализа для исследования интенсивности транспортного потока // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 4. – С. 72–87. DOI: 10.25198/2077-7175-2022-4-72 26. Бояршинов М.Г., Вавилин А.С. Характеристики транспортного затора на основе данных системы фото- и видеофиксации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 3. – С. 83–106. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-3-83. 27. 2GIS [Электронный ресурс] // ООО «ДубльГИС». – URL: https://2gis.ru/perm (дата обращения: 20.02.2023). ПРИМЕНЕНИЕ ПОДБАЛЛАСТНЫХ ВИБРОМАТОВ НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ А.В. Паторняк, И.В. Чаплин, С.В. Ефимов Получена: 25.09.2023 Рассмотрена: 14.10.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается применение подбалластных виброматов на транспортных сооружениях для обеспечения долговечности и надежности. Описываются основные характеристики и материалы, из которых изготавливаются виброматы и их виды. Приведены основные результаты исследований зарубежных работ по реализации данной технологии. Показана эффективность подбалластных виброматов в уменьшении шума и вибрации, а также их влияние на измерения модуля упругости подрельсового основания. Анализ результатов различных опытов позволил установить преимущества использования виброматов, такие как снижение шума на 10–15 дБ, материал подбалластных виброматов характеризуется высокой долговечностью и относительно малыми деформациями. Применение подбалластных виброматов позволяет повысить комфорт жизни в плотной городской застройке за счет снижения шума, а также повышает надежность мостовых сооружений. Статья также затрагивает такую серьезную проблему, как прогрессирующее трещинообразование, которое приводит к снижению долговечности конструкции. Установлено, что наиболее распространенными трещинами на металлических пролетных строениях являются трещины типа Т9 и Т10, которые образуются в местах прикрепления вертикальных ребер жесткости к стенке балки. Исследования показывают, что на возникновение трещин влияют неплотное опирание мостового полотна на пояс балки, воздействие подвижной нагрузки, наличие зазоров между вертикальными ребрами жесткости и верхним поясом балки. В статье представлены результаты численного эксперимента, проведенного в СибНИИ мостов, которые показали, что применение виброматов на металлических пролетных строениях способствует уменьшению вертикальных напряжений, снижая вероятность возникновения усталостных трещин типа Т9. Ключевые слова: подбалластные виброматы, пролетные строения, езда на балласте, верхнее строение пути, шум, вибрации, модуль упругости, долговечность. Сведения об авторах:
Паторняк Алексей Владимирович (Новосибирск, Российская Федерация) – студент V курса факультета «Мосты и тоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) (630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, e-mail: patornyak_av@mail.ru). Чаплин Иван Владимирович (Новосибирск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) (630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, e-mail: ivannumber1_chaplin@mail.ru). Ефимов Стефан Васильевич (Новосибирск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) (630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, e-mail: esvmt@mail.ru) Список литературы:
МАСЛО В ДВИГАТЕЛЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧИСТЫМ В.Д. Исаенко, А.В. Исаенко, П.В. Исаенко Получена: 29.09.2023 Рассмотрена: 10.10.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты исследования состояния трибологической системы с дизельными двигателями Ключевые слова: дизель, центрифуга, моторное масло, механические примеси, трибологическая система, очистка, центробежный масляный фильтр, щелочное число, ресурс. Сведения об авторах:
Исаенко Виктор Дмитриевич (Томск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (Российская Федерация, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: 3154@70.ru). Исаенко Алексей Викторович (Томск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (Российская Федерация, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: vip.seductor@mail.ru). Исаенко Павел Викторович (Томск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (Российская Федерация, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: isaenko_pv@mail.ru). Список литературы: 1. О чистоте моторных масел в дизелях автотранспортных средств / В.Д. Исаенко [и др.] // Современные проблемы машиностроения: материалы XV Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТПУ, 2022. – С. 321–322. 2. Оценка влияния моторного масла на надежность дизелей / В.Д. Исаенко [и др.] // Прогрессивные технологии в транспортных системах: Евразийское сотрудничество: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2022. – С. 238–244. 3. К вопросу выбора смазочного масла для двигателей КамАЗ / В.А. Аметов [и др.] // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2018. – № 3 (61). – С. 186–191. 4. Исаенко В.Д., Исаенко П.В., Исаенко А.В. К обоснованию выбора моторных масел для дизелей // Современные проблемы машиностроения: материалы XIV Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТПУ, 2021. – С. 314–316. 5. Мачехин Н.Ю., Корнеев С.В. Влияние конструкции дизельных двигателей КАМАЗ на изменение показателей работоспособности моторных масел // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы VIII Международной научно-технической конференции. – Омск: Изд-во ВИ, 2018. – С. 22–23. 6. Алгоритм выбора моторных масел для техники. / Н.Ю. Мачехин [и др.] // Автомобильная промышленность. – 2019. – № 7. – С. 22–25. 7. Мачехин Н.Ю., Ширлин И.И., Пашукевич С.В. Особенности эксплуатации техники при использовании высококачественных моторных масел с увеличенными интервалами замены // Вестник СибАДИ. – 2019. – № 4. – Т. 16. – С. 446–454. 8. Анализ динамики изменения характеристик работоспособности синтетического моторного масла при увеличенных интервалах замены / С.В. Корнеев в [и др.] // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы XI Международной научно-технической конференции. – Омск: Изд-во ОГТУ, 2021. – С. 19–20. 9. Vehicular engine oil service life characterization using On-Board Diagnostic (OBD) sensor data SENSORS / J. Siegel [et al.] // IEEE Sensors Journal. – 2014. – P. 1722–1725. 10. Fault diagnosis of engine lubrication system / R. Avinash Pawashe [et al.] // Circuits and Systems (ICMDCS): International conference on Microelectronic Devices. – 2017. – P. 1–6. 11. Mathematical analysis of soot particles in oil used as system state indicator / D. Valis [et al.] // IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). – 2016. – P. 486–490. 12. Kardoš S., Pietriková A., Tóthová J. Possibilities of motor oil continuous diagnostics // 38th International Spring Seminar on Electronics Technology (ISSE). – 2015. – P. 277–282. 13. Vališ D., Žák L. Oil additives used as indicator and input for preventive maintenance optimization / International Conference on Military Technologies (ICMT). – 2015. – P. 1–6. 14. Pai P., Rao B. Artificial neural network based prediction of performance and emission 602 characteristics of a variable compression ratio CI engine using WCO as a biodiesel at different injection 603 timings // Applied Energy. – 2011. – Vol. 88. – Р. 2344–2354. 15. Energy saving and 605 pollution reduction by using green fuel blends in diesel engines / J.K. Mwangi [et al.] // Applied Energy. – 2015. – Vol. 159. – Р. 214–236. ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФОВ ЗА ПРОЕЗД ПО ПЛАТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ В.И. Брызгалов, М.О. Карпушко, А.М. Бургонутдинов Получена: 06.10.2023 Рассмотрена: 15.10.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Количество транспортных средств, проезжающих по платным автомобильным дорогам, возрастает с каждым годом. Данный рост объясняется появлением новых участков, где взимается плата за проезд. Спрос на автомобильные дороги распределяется неравномерно, если число легковых автомобилей увеличилось, то количество грузовых перевозок уменьшилось. Рассмотрены основные методы расчета тарифов взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Проанализированы три основных метода расчета: на основании постановления правительства Российской Федерации № 257; опрос, проводимый среди водителей автомобилей и руководителей автотранспортных компаний; метод, представленный в документе СТО «АВТОДОР» 2.2-2013. На основании существующей классификации транспортных средств были предложены методы расчета тарифа за проезд по платному участку. Предлагается разделить автомобили на те, что предназначены для личного пользования, и занимающиеся доставкой грузов и пассажиров. На основании этого разработаны две методики формирования тарифов. Для легкового транспорта при формировании стоимости проезда по платной дороге учитывались среднедушевой доход населения в месяц, доля дохода на оплату транспортного автомобиля и общая длина платных автомобильных дорог. Для грузового транспорта и автобусов при формировании тарифов брались во внимание стоимость использования автомобиля в зависимости от категории в течение 1 ч, средняя скорость транспортного средства, а также поправочные коэффициенты на использования пробега и учитывающие выгоду от использования платной автомобильной дороги. Полученные значения тарифов не превышают максимально допустимых, а значит их можно использовать как для базового расчета, так и для отдельной категории автомобиля. Ключевые слова: платные автомобильные дороги, тарифы взимания платы, коммерческая эффективность, категории транспортных средств, статистический анализ данных, коэффициент пробега, стоимость использовании автомобиля. Сведения об авторах:
Брызгалов Владислав Игоревич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladislavbryzgalov@mail.ru). Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Список литературы: 1. Компания «Автодор – Платные Дороги»: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://avtodor-tr.ru/ru/ (дата обращения: 25.08.2023). 2. Российский издательский дом «Коммерсантъ»: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/gallery/5810666 (дата обращения: 25.08.2023). 3. Брызгалов В.И., Карпушко М.О. Оценка коммерческой эффективности строительства платной автомобильной дороги на территории Пермского края // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 2. – С. 5–17. 4. Success factors for financial sustainability of toll road projects: empirical evidence from China / Thi My Thanh Truong, Hanno Friedrich, Chotchai Charoenngam // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 48, iss. 7. – P. 1848–1860. DOI: 10.1016/j.trpro.2020.08.219. 5. Michael Regan, Jim Smith, Peter E.D. Love Financing of public private partnerships: Transactional evidence from Australian toll roads // Case Studies on Transport Policy. – 2017. – P. 267–278. 6. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе содержащих искусственные дорожные сооружения)» [Электронный ресурс]. – URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=121830 (дата обращения: 25.08.2023). 7. BDEX: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://bdex.ru (дата обращения: 25.08.2023). 8. Автомобильное издание «Мотор»: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://motor.ru/ 9. Брызгалов В.И., Карпушко М.О., Бургонутдинов А.М. Прогноз количества дорожно-транспортных происшествий на платных автомобильных дорогах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика – 2023. – № 2. – С. 24–36. 10. Analysis of Efficiency of Toll Road Network Development / M.O. Karpushko, I.L. Bartolomei, E.N. Karpushko, A.V. Zhidelev, V.I. Bryzgalov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2021. – Vol. 1079, iss. 3. – P. 1–6. DOI: 10.1088/1757-899X/1079/3/032096. 11. Basilio Acerete, Mar Gasca, Fernando Llena Analysis of environmental financial reporting in the Spanish toll roads sector // Spanish Journal of Finance and Accounting. – 2019. – P. 430–463. 12. Optimal Time-Varying Pricing for Toll Roads Under Multiple Objectives: A Simulation-Based Optimization Approach / Xiang He, Xiqun (Michael) Chen, Chenfeng Xiong, Zheng Zhu, Lei ZhangXiang He, Xiqun (Michael) Chen, Chenfeng Xiong, Zheng Zhu, Lei Zhang // Transportation Science. – 2017. – Vol. 51, no. 2. – P. 395–789. 13. Voronina N. Substantiation of tariffs for using toll road: socio-economic aspect // Transport Research Procedia. – 2022. – Vol. 63. – P. 1288–1293. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.06.137. 14. Dataset of vehicle images for Indonesia toll road tariff classification / Ananto Tri Sasongko, Grafika Jati, Mohamad Ivan Fanany, Wisnu Jatmiko // Data in Brief. – 2020. – Vol. 32. – P. 1–4. DOI: 10.1016/j.dib.2020.106061. 15. Soloveva V., Kolomatskiy A. Valuation of unpaid time savings on toll roads using transport model // Procedia Computer Science. – 2023. – Vol. 220. – P. 16–23. DOI: 10.1016/j.procs.2023.03.005. 16. Sandro Rodriguez Garzon, Marcel Reppenhagen, Marcel Müller What if Air Quality Dictates Road Pricing? Simulation of an Air Pollution-based Road Charging Scheme // Journal of Urban Mobility. – 2022. – Vol. 2. – P. 1–18. DOI: 10.1016/j.urbmob.2022.100018. ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ В.Е. Зиновьев, Н.В. Зиновьев Получена: 16.10.2023 Рассмотрена: 20.10.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются возможные способы и пути решения, нацеленные на постепенное замещение импортной техники и материалов для ее обслуживания и ремонта в процессе всего жизненного цикла дорожно-строительной техники. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы дорожных и строительных машин предполагает постоянное развитие технологий производства, организации эксплуатации и ремонта данной техники. Одной из основных задач совершенствования и развития техники является создание экономичных и высокопроизводительных машин, способных обеспечивать высокое качество производимых работ. Целью исследования является выработка методики решения возникающих проблем, с которыми приходится столкнуться современному машиностроительному производству при переходе от импортных покупных узлов и агрегатов к производству собственных. Доказана неэффективность в долгосрочной перспективе отработки новых логистических путей поставок импортных элементов. Обоснована точка зрения, что данный вариант является компромиссным и может помочь только при решении текущих вопросов по эксплуатации техники. Проанализированы сильные и слабые стороны варианта сотрудничества с производителями из Китайской Народной Республики. Установлено, что давно выработаны основные критерии и принципы, которым должен соответствовать любой производитель наземной техники. Приведены различные мнения конечных потребителей продукции из КНР. Доказано, что успехом используется модульная конструкция, где 85 % основных компонентов являются общими, поэтому затраты на поддержание склада запчастей минимальные. Обоснована задача, которая стоит вперед отечественными производителями – стимулировать отечественное машиностроение, чтобы повысить конкурентоспособность российской специальной техники и предоставить потребителям более широкий выбор. Доказана актуальность и необходимость наращивания возможностей отечественного промышленного комплекса в содружестве с предприятиями союзного государства. Ключевые слова: импортозамещение, деталь, узел, машина, совершенствование, технология, производство. Сведения об авторах:
Зиновьев Владимир Евгеньевич (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного ополчения, 2, e-mail: erm@kaf.rgups.ru). Зиновьев Никита Владимирович (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – аспирант кафедры Высшая математика, Ростовского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного ополчения, 2, e-mail: zinovev1998.2013@ya.ru). Список литературы: 1. Каргин Р.В. Вопросы обеспеченности дорожного хозяйства дорожно-строительной техникой // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2022. – № 4. – С. 86–99. 2. Зиновьев В.Е., Алексаньян И.М., Каргин Р.В. Совершенствование способов управления жизненным циклом наземных транспортных средств в процессе эксплуатации. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2020. – 122 с. 3. Современные технологии ремонта наземных транспортных средств / В.Е. Зиновьев, И.М. Алексаньян, П.В. Харламов, Н.В. Зиновьев. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. – 130 с. 4. Зиновьев В.Е. Выявление факторов, влияющих на долговечность узлов, собранных с применением полимерных составов // Транспорт. Наука, образование, производство – 2017: 5. Бигиримана Ж., Павлов А.П. Разработка методики по организации системы технического обслуживания и ремонта для условий Бурунди // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2022. – № 4. – С. 5–11. 6. Сиваков В.В., Боровая К.С., Дракунов И.И. Перспективы развития автопарка общественного транспорта в г. Брянске // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2022. – № 4. – С. 44–50. 7. Щетников А.А. Замещение из Китая // Грейдер. – 2023.– № 1. – С. 38–42. 8. Щетников А.А. Как развивать производство ДТС в России // Грейдер. – 2022. – № 5. – С. 28–36. 9. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Износ: определение, практическое значение для организации технического обслуживания и ремонта // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 1. – С. 31–39. 10. Шипов Н.В., Максимов В.А., Поживилов Н.В. Применение планово-предупредительного ремонта при эксплуатации линейных городских автобусов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 1. – С. 77–83. 11. Купрейшвили Е.Т., Соловьев Б.А., Тимофеев А.И. Современные тенденции импортозамещения на рынке дорожно-строительной техники // Вестник Евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 1–12. 12. Fadeev A.M. Technological independence and import substitution in the implementation of energy projects in the arctic // Technoeconomics. – 2023. – Vol. 2, № 2 (5). – Р. 66–75. 13. Pokrovskaia N.N., Lekhmus K.S., Nikolaeva K., Vinyukov A.A. Easternization and import substitution strategies consequences for the global economy // Научные труды cеверо-Западного института управления РАНХиГС. – 2022. – Т. 13, № 3 (55). – С. 119–128. 14. Features and consequences of food import substitution in Russia / E.B. Dudnikova, I.F. Sukhanova, M.Yu. Lyavina, S.V. Bulgakov, E.B. Kalinichenko // Amazonia Investiga. – 2019. – Т. 8, № 21. – С. 656–666. 15. Репин С.В., Евтюков С.А., Чечуев В.Е. Состояние и тенденции развития рынка дорожно-строительной техники в России // Путевой навигатор. – 2021. – № 49 (75). – С. 26–31. МОДЕРНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ СКВАЖИН НА БАЗЕ ШАССИ АМТ 8Х8 М.А. Вахрушев, Е.М. Генсон, О.Н. Мехонин, А.М. Тунгусков, Э.И. Посохина, С.Л. Денщиков Получена: 01.11.2023 Рассмотрена: 13.11.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается процесс цементирования ствола скважины для добычи нефти, который решает следующие задачи: обеспечение долговременной изоляции продуктивных объектов от влияния верхних и нижних вод; укрепление неустойчивых пород посредством закачки тампонажного раствора в пространство между обсадной колонной и стенкой скважины; предотвращение смятия обсадной колонны, возникающего от коррозии и воздействия внешнего давления. Для повышения качества и скорости цементирования применяется автоматическая система смешивания (АСС), которая представляет собой комплекс контрольно-логистических решений, объединяющий механические, гидравлические, электрические и пневматические компоненты, а также включающая в себя программу управления и систему удаленного мониторинга. Процесс смешивания контролируется АСС посредством сбора данных от датчиков и измерительных устройств, обработки и передачи данных к органам управления через программируемый логический контроллер в пульте управления. Основные параметры контроля – это показания расходомера, плотномера и датчиков обратной связи, показывающих положение открытия приводов задвижек подачи цементной смеси и воды. Установлено, что капитальный ремонт специальных автомобилей для цементирования скважин является приоритетным направлением в настоящее время. Данная процедура необходима для достижения безопасности, надежности и эффективности процесса цементирования. Также рассматривается роль капитального ремонта и восстановления в поддержании и продление срока службы автомобилей для цементирования скважин. В рамках проведения исследования произведен сравнительный анализ ручной и автоматической системы смешивания, а также выявлены основные преимущества и недостатки автоматической системы смешивания. Автоматическая система смешивания основана на применении узкоспециализированного оборудования и его точной настройки, а также требует обучения рабочего персонала. Рабочий процесс автоматической системы является наиболее сложным, однако требует меньшее количество входных воздействий от рабочего персонала при его эксплуатации. В результате проведенного анализа выявлен ряд преимуществ, подтверждающих актуальность разработки автоматической системы смешивания. Производство данной системы смешивания позволит обновить технологии приготовления тампонажных растворов, тем самым увеличить производительность и повысить качество выполняемых работ, а также произвести частичную замену импортной спецтехники на отечественные аналоги. Ключевые слова: цементировочный агрегат, автоматическая система смешивания тампонажного раствора, тампонажный раствор, смесительное устройство, АМТ 8х8. Сведения об авторах:
Вахрушев Матвей Александрович (Пермь, Российская Федерация) – студент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vaxrushev.m@list.ru). Генсон Евгений Михайлович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины», генеральный директор ООО «Научно-инжиниринговый центр Мехонин Олег Николаевич (Пермь, Российская Федерация) – Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail skyline059@mail.ru). Тунгусков Александр Михайлович (Пермь, Российская Федерация) – студент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: tunguskov.alexandr1@yandex.ru). Посохина Элина Игоревна (Пермь, Российская Федерация) – студентка кафедры «Нефтегазовые технологии», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: elina.posohina@yandex.ru). Денщиков Сергей Львович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: denshikov.sergei@mail.ru). Список литературы: 1. Современные технологии повышения качества крепления обсадных колонн нефтегазовых скважин на поздней стадии эксплуатации нефтяных площадей Ромашкинского месторождения / В.А. Таипова, Г.Н. Филиди, Ю.А. Гуторов, Л.Г. Рахмаев // Нефтяная провинция. – 2019. – № 3 (19). – С. 156–168. 2. Гуторов Ю.А. Геофизическое информационное обеспечение технологии цементирования обсаженных скважин на основе передового зарубежного опыта. – Уфа: УГНТУ, 2007. – 134 с. 3. Патент на полезную модель № 104234 U1 Российская Федерация, МПК E21B 33/13. Установка для цементирования скважин: № 2010150742/03 / Л.М. Груздилович, А.В. Линевич, Г.П. Куканков; заявл. 10.12.2010: опубл. 10.05.2011. 4. Иванова Т.Н. Применение цифровых инноваций в работе автомобильного транспорта при строительстве скважин // Автотранспортный комплекс 3.0. Актуальные проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Грозный, 28–30 апреля 2023 года. – Грозный: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, 2023. – С. 79–84. 5. Газизуллин К.В., Ременников Ф.А., Болотов А.А. Совершенствование технологических решений при цементировании скважин с использованием однонасосных установок // Бурение и нефть. – 2012. – № 2. – С. 49–52. – EDN OQPBFX. 6. Быков П.В., Абу-Абед Ф.Н. Адаптивная система управления плотностью цементного раствора в смесительных установках для тампонажных работ // Каротажник. – 2016. – № 8 (266). – С. 85–97. 7. Патент № 2362674 C1 Российская Федерация, МПК B28C 5/00, E21B 33/13. Передвижная установка для цементирования нефтяных или газовых скважин: № 2008113025/03 / А.С. Соболев, Е.С. Дегтяренко; заявл. 07.04.2008: опубл. 27.07.2009. 8. The HCR Elite® Cementing Trailer «Elite trailer 101622692 MANUAL». 9. Рахмаев Л.Г. О целесообразности неконтролируемого повышения приемистости нагнетательных скважин в условиях поздней стадии разработки нефтяного месторождения // Нефтегазовое дело. – 2011. – № 3. – С. 125–133. 10. Рахмаев Л.Г. Исследование и контроль ликвидации заколонной циркуляции в нагнетательных скважинах // Сборник работ молодежной научно-практической конференции ПАО «Татнефть», посвященной 70-летию НГДУ «Ленинагорскнефть». – СПб., 2015. – С. 178–180. 11. Гуторов Ю.А., Сидоров В.А. Геоэкологические последствия нефтедобычи // Разведка и охрана недр. – М.: Недра, 1994. – № 11. – С. 24–26. 12. Гуторов Ю.А., Гуторов А.Ю. Информационный контроль и сопровождение капитального ремонта нефтегазовых скважин. – Уфа: УГНТУ, 2008. – 200 с. 13. Усманов Р.А. Обоснование составов полимерцементных смесей и технологии цементирования обсадных колонн в интервалах проведения перфорационных работ: автореф. дис. … канд. техн. наук по специальности 25.00.15. – СПб., 2006. 14. Мванса Питер Л., Усманов Р.А. Механическое воздействие на тампонажный материал для повышения качества цементирования скважин / V Юбилейная межрегиональная молодежная научная конференция «Севергеоэкотех-2004». – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2004. – С. 14–17. 15. Экспериментальные исследования свойств полимер-глинистых и полимерцементных составов для 19 тампонирования скважин / Ю.А. Нифонтов, Н.И. Николаев, Д.А. Валуев, Д.А. Дернов, P.P. Тойб, Р.А. Усманов // Wiertnictwo nafta gas rocznik. – Польша: Краковская горно-металлургическая академия, 2004. – С. 88–91. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ ВВЕДЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ ДОБАВОК И ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Г.О. Николаева Получена: 03.08.2023 Рассмотрена: 15.08.2023 Опубликована: 11.12.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Выполнен обзор исследований стабилизации глинистого грунта путем добавления полимерных добавок и поверхностно-активных веществ. Проведены работы по повышению качества местных укрепленных цементом глинистых грунтов введением добавок на основе полимера и поверхностно-активных веществ. Главной задачей работы являлась оценка и сравнение стабилизирующего эффекта трех добавок: «Силор», «Статус-5» и «Стабилар Е-95». Осуществлены исследования по определению прочности при сжатии сухих и водонасыщенных образцов, набухания и коэффициента влагопроводности для дальнейшего определения водного режима и степени пучинистости укрепленного грунта. Помимо испытаний по определению физико-механических характеристик образцов проведены дополнительные эксперименты по исследованию капиллярного поднятия воды в укрепленных грунтах с использованием стабилизириущих добавок на основе поверхностно-активных веществ и полимера, что важно для прогнозирования процесса увлажнения стабилизированных грунтов. Установлено, что повышение качества местного укрепленного грунта возможно путем введения в грунт, помимо вяжущего, добавок на основе полимера и поверхностно-активных веществ. На основе полученных данных выявлено, что введение стабилизатора повышает прочность на сжатие укрепленных грунтов по сравнению с теми же составами, укрепленными только цементом. С достигнутыми показателями по прочности, водонасыщению и коэффициенту влагопроводности укрепленный грунт с добавкой «Силор» может быть рекомендован для устройства надежного основания автомобильных дорог. Методы укрепления грунта, представленные в статье, можно считать пригодными для использования в Центральной Якутии, так как на данной территории широко распространены водонасыщенные глинистые грунты. Ключевые слова: укрепленные грунты, коэффициент влагопроводности, влажность, плотность, водонасыщение, набухание. Сведения об авторах:
Николаева Гамилия Олеговна (Якутск, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: gamiliya@mail.ru). Список литературы: 1. Barman D., Dash S.K. Stabilization of expansive soils using chemical additives: A review // Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. – 2022. – Vol. 14. – P. 1319–1342. 2. Стабилар Е-95 [Электронный ресурс] // Компания ООО «Новые Дороги»: сайт. – URL: http://stabylar-vrn.ru/стабилар-е-95/# (дата обращения: 08.11.2023). 3. Пугин К.Г., Вайсман Я.И. Методические подходы к разработке технологий совместного использования разнородных отходов производства // Вестник МГСУ. – 2014. – № 5. – С. 78–90. 4. Кочеткова Р.Г., Добров Э.М., Назипова Г.А. Совершенствование методики испытаний укрепленных грунтов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2021. – № 2 (96). – С. 23–25. 5. Украинчук А.Ю. Стабилизация грунтов методом использования гидрофобизирующих добавок для снижения пучинообразования грунтов/ Молодой ученый. – 2012. – № 1 (36), Т. 1. – С. 45–48. 6. Николаева Г.О. Исследование влагопроводных свойств грунтов земляного полотна автомобильных дорог Центральной Якутии // Транспортное дело России. – 2018. – № 6. – С. 347–351. 7. Бируля А.К., Ермакович Д.В. Механические свойства цементогрунта и использование его в конструктивных слоях дорожных одежд // Материалы к V совещанию по закреплению и укреплению грунтов. – Новосибирск, 1966. – С. 166–172. 8. Клековкина М.П., Филиппова К.В. Инновационные материалы – добавки и стабилизаторы для укрепления грунтов // Техника. Технологии. Инженерия. – 2017. – № 3 (5). – С. 31–34. 9. Худайкулов Р.М., Мирзаев Т.Л. Применение стабилизаторов для улучшения прочности грунтового основания автомобильных дорог // Транспортные сооружения. – 2020. – № 1. 10. Nikolaeva G.O., Kamenchukov A.V. Research on the Hydraulic Conductivity Properties of the Soil Subgrade of the Central Yakutia // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2021. – Vol. 1079, № 1. 1079 022069. 11. Nikolaeva G.O. Research on the Physical and Mechanical Characteristics of Stabilized Soil Subgrade of the Central Yakutia // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2021. – Vol. 1079, № 1. 1079 022086. 12. Abbas Z.H., Majdi H.S. Study of heat of hydration of Portland cement used in Iraq // Case Studies In Construction Materials. – 2017. – № 7. – P. 154–162. 13. Cocka E., Yazici V., Ozaydin V. Stabilization of Expansive Clays Using Granulated Blast Furnace Slag (GBFS) and GBFS-Cement // Geotechnical and Geological Engineering. – 2009. – Vol. 27. – P. 489–499. 14. Sinha P., Iyer K.R. Effect of Stabilization on Characteristics of Subgrade Soil: A Review // Advances in Computer Methods and Geomechanics. – 2020. – Vol. 55. – P. 667–682. 15. Pooni J., Robert D., Giustozzi F. Stabilisation of expansive soils subjected to moisture fluctuations in unsealed road pavements // International Journal of Pavement Engineering. – 2022. – Vol. 23, № 3. – P. 558–570.
| ||