ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ СТОЯНОК НА УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ, ПРИМЫКАЮЩИХ К ПУНКТАМ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.С. Шиковский Получена: 28.05.2023 Рассмотрена: 14.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
С целью сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, увеличения пропускной способности многосторонних автомобильных пунктов пропуска, упорядочения их функционирования и повышения уровня комфорта прохождения процедур при пересечении государственной границы разработана методика определения вместимости накопительных стоянок на подходах к автомобильным пунктам пропуска, предназначенных для стоянки автотранспортных средств, ожидающих очереди въезда в пункт пропуска и пересечения государственной границы Российской Федерации. Раскрыто понятие автомобильного пункта пропуска как системы массового обслуживания с накопителем и дискретным характером функционирования. Установлено, что вместимость накопительных стоянок на подходах к пунктам пропуска следует определять с учетом интенсивности движения транспортных средств и состава транспортного потока на участках автомобильных дорог, примыкающих к пунктам пропуска со стороны Российской Федерации, и пропускной способности самого пункта пропуска, а также с учетом случайных параметров времени проведения контрольных операций, распределенных по экспоненциальному закону. Ограничением выступает максимально допустимое время проведения государственного контроля, значения которого установлены в Технологической схеме пункта пропуска. В результате исследований разработана математическая модель, позволяющая определять необходимую и достаточную вместимость накопительных стоянок для транспортных средств, ожидающих пропуска через государственную границу. Приведен пример апробации методики расчета вместимости накопительной стоянки для отдельного многостороннего автомобильного пункта пропуска на основании фактических данных об интенсивности и составе движения транспортных средств на участке автомобильной дороги, примыкающей к пункту пропуска, подтверждающий ее адекватность. Ключевые слова: автомобильная дорога, пункты пропуска, накопительные стоянки, вместимость, пропускная способность, интенсивность движения, транспортный поток, система массового обслуживания, длина очереди. Сведения об авторах:
Шиковский Виталий Сергеевич (Москва, Российская Федерация) – генеральный директор ООО «Геолайт» (Российская Федерация, 115533, г. Москва, пр-т Андропова, 22, e-mail: shikovsky@geolait.ru). Список литературы:
ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Г.В. Тлявлина Получена: 20.05.2023 Рассмотрена: 08.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Совершенствование и развитие нормативной базы для обеспечения безопасности и надежности транспортных сооружений в условиях волнового воздействия является достаточно актуальной задачей. Требования нормативных документов должны иметь серьезное научное обоснование. Объектом исследований является метод физического моделирования как базовый метод научного обоснования положений нормативных документов в области защиты транспортных сооружений от волнового воздействия. Физическое моделирование взаимодействия волн с сооружениями является известным методом в гидравлике и морской гидротехнике, однако, в отличие от решения практических задач, возникающих при проектировании, применение этого метода для целей обоснования нормативной базы имеет свои особенности. Разработан структурированный подход (концепция) к научному обоснованию развития и совершенствования нормативной базы в области защиты транспортных сооружений от волнового воздействия методом физического моделирования. Рассматривается (волновые бассейны и лотки), а также задачи, решаемые на нём. Приводятся основные этапы экспериментальных исследований, выполняемых в развитие нормативной базы, виды экспериментов, описан подход к планированию экспериментов и методика моделирования. Представленная методика отражает особенности моделирования волновых воздействий на конструкции инженерной защиты транспортных сооружений, а также местных размывов дна у опор и оснований. Приводятся методы измерений и обработки результатов физического моделирования, выполняемого в обоснование развития нормативной базы. Делается вывод о надежности и достоверности метода физического моделирования как метода научного обоснования нормативной базы в области защиты транспортных сооружений от волнового воздействия. Также присутствуют сведения о внедрении (реализации на практике) данного подхода для научного обоснования нормативной базы в области защиты транспортных сооружений от волнового воздействия: под руководством автора разработаны своды правил и стандарты в рассматриваемой области, которые в настоящее время действуют на территории РФ. Ключевые слова: волновое воздействие, земляное полотно, нормативная база, размыв, транспортные сооружения, физическое моделирование, эксперимент. Сведения об авторах:
Тлявлина Галина Вячеславовна (Сочи, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заведующий лабораторией моделирования, расчетов и нормирования в гидротехническом строительстве, ОП АО ЦНИИТС «НИЦ «Морские берега» (Российская Федерация, 354002, г. Сочи, ул. Яна Фабрициуса, 1, e-mail: TlyavlinaGV@Tsniis.com). Список литературы:
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК К ОБСЛЕДОВАНИЮ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ Н.В. Хамидуллина Получена: 15.05.2023 Рассмотрена: 27.05.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается использование комплексного метода исследований, включающего анализ современных научных исследований и действующей нормативно-технической документации в области транспортной инфраструктуры, а также передовой зарубежный опыт. Анализируется возможность испытания пролетных строений с использованием современных методик, а также применение программно-аппаратных средств строительства сооружений нестандартной формы в условиях сейсмичности района строительства и отсутствие определенных данных в современной нормативной документации. Обследования мостовых сооружений проводят с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях. В современном динамично развивающемся мире увеличивается грузонапряженность, повышается количество транспортных средств, возрастает их вес, что приводит к совокупному эффекту увеличения нагрузки и необходимости повышения пропускной способности моста. Время также сказывается на состоянии конструкции, ухудшая эксплуатационные характеристики моста. В результате чего конструкция моста требует рассмотрения влияния новых нагрузок на сооружение с учетом возраста и возможных повреждений. После проведения обследования составляется отчет, где указываются: анализ полученных результатов, сравнительная характеристика фактических данных с проектными, заключение о состоянии моста и его безопасной функциональности. Таким образом, можно сделать вывод, что обследования моста – это неотъемлемая часть жизни мостовой конструкции: главных балок пролетного строения, устоев, промежуточных опор и т.д. Особенно затрагивает искусственные сооружения с большим сроком службы. Ключевые слова: опоры, мост, железобетонные конструкции, мост, автодорожные путепроводы, пролётные строения, стальные конструкции, дефекты, грузонапряженность, подходы, сваи. Сведения об авторах:
Хамидуллина Наталья Викторовна (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» Ростовского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: natasha19720701@mail.ru). Список литературы: 1. Хамидуллина, Н.В. Ремонт, переустройство и реконструкция искусственных сооружений // Сборник научных трудов II Всероссийской национальной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 243–246. 2. Khamidullina N.V. Experimental studies of the process of eliminating the failure over the mining // Socio-economic and environmental problems of mining, construction and energy: materials of the 14th International Conference-Tula: TulSU. – 2018. – Vol. 1. – P. 35–42. 3. Pleshko M., Meskhi B., Pleshko M. A new method for calculating the combined anchor-concrete support of underground structures // MATEC Web of Conferences. – 2018. DOI: 10.1051/matecconf/201817003023 4. Применение прибора «Тензор МС» для обследования мостов / А.А. Ревякин, А.Н. Опацких, А.Ю. Леонов, А.В. Безгодько, С.В. Марецкий // Инновационные технологии в строительстве и управление техническим состоянием инфраструктуры: тр. Всерос. национ. науч.-практ. конф. Т. 1. / ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2022. 5. Atomic-level understanding of interface interactions in a halloysite nanotubes-PLA nanocomposite / A. Kruglikov, A. Vasilchenko, A. Kasprzhitskii, G. Lazorenko // RSC Advances. – 2019. DOI: 10.1039/c9ra08772a 6. Prokopov A., Zhur V., Medvedev A. Application of the cartographic method of research for the detection of the dangerous zones of mining industrial territories // MATEC Web of Conferences. – 2018. DOI: 10.1051/matecconf/201819603009 7. Pleshko M., Revyakin A., Malishevskaya N. Investigation of the influence of the railroad track on the stress state of the tunnel lining // MATEC Web of Conferences. – 2018. – Р. 239. DOI: 10.1051/e3sconf/20183302036 8. Safe operation of transportation tunnels based on predictive modeling of active geomechanical processes / B.Ch. Meskhi, M.S. Pleshko, I.V. Voinov, J.J.Z. Caixao // Mining Informational and Analytical Bulletin 2020. – Vol. 8. – P. 86–96 DOI: 10.25018/0236-1493-2020-8-0-86-96 9. Качурин Н.М. Геомеханические и аэрогазодинамические последствия подработки территорий горных отводов шахт Восточного Донбасса // ИзвестияТулГУ. Науки о Земле. – 2017. – Вып. 1. – С. 170–181. 10. Plugging slurry (backfill) and surface cavity closure technology / A. Prokopov, M. Prokopova, S. Stel'Makh, A. Chernil'Nik // E3S Web of Conferences. – 2020. DOI: 10.1051/e3sconf/202015701014 11. Mukutadze M.A., Mukutadze A.M., Vasilenko V.V. Simulation model of thrust bearing with a free-melting and porous coating of guide and slide surfaces // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. DOI: 10.1088/1757-899X/560/1/012031 12. Prokopov A., Prokopova M., Hamidullina N. Computer Modeling of Deformation Processes in the Event of Liquidation of a Dip Over a Rock Mine (Компьютерное моделирование деформационных процессов при ликвидации провалов над горными выработками // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – Vol. 272 (2). DOI: 10.1088/1755-1315/272/2/022118 13. GPR calibration for determining the electrophysical properties of soil structural layers / V.L. Shapovalov, A.V. Morozov, A.A. Vasilchenko, M.V. Okost, V.A. Yavna // Engineering and Mining Geophysics. – 2020. DOI: 10.3997/2214-4609.202051118 14. Experimental studies of the reinforcement percentage effect on the modulus of soil deformation fixed by cementation. Экспериментальные исследования влияния процента армирования на модуль деформации грунта, фиксируемый цементацией / A.Y. Prokopov, I.V. Sychev, A.A. Revyakin, O.N. Soboleva // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. DOI: 10.1088/1757-899X/913/2/022065 15. Полухина А.В., Юзуповичус А.А., Хамидуллина Н.В. Эффективность проектирования мостов с помощью параметрического дизайна // Инновационные технологии в строительстве и управление техническим состоянием инфраструктуры. – Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2021. – С. 191–194. 16. Чирков В.П. Оценка сроков службы защитного слоя бетона // Сборник трудов ХИИТ. – 1993. – Вып. 21. 17. Yashchuk M., Smerdov D. Reinforced Concrete Elements Strengthened by Pre-stressed Fibre-reinforced Polymer (FRP) // Transportation Research Procedia. – 2021. – Vol. 54. – P. 157–165. doi: 10.1016/j.trpro.2021.02.060. 18. Train–track–bridge dynamic interaction: a state-of-the art review / W. Zhai, Z. Han, Z. Chen, L. Ling // International journal of vehicle mechanics and mobility. – 2019. – Vol. 57. – P. 984–1027. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОНА Н.И. Шестаков, К.Л. Чертес, В.Е. Розина, А.К. Комаров Получена: 01.06.2023 Рассмотрена: 15.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время достаточно большие затраты идут не только на возведение и эксплуатацию новых дорог, но и на восстановление существующих, причём затраты, связанные с ремонтом, растут в связи с их потерей эксплуатационных свойств, раньше гарантийных сроков. Решение этой проблемы заключается в усовершенствовании дорожного покрытия, внедрении инновационных материалов, а также новых и эффективных технологий. Рассматривается возможность совместного применения полистирола, его блок-сополимеров и трансформаторного масла для получения полимерасфальтобетона. Установлены параметры изменения свойств битума при введении в его состав различных полимеров и их количества. При введении исследуемых добавок происходит расширение интервала пластичности битума, что косвенно свидетельствует об изменении в дальнейшем его эксплуатационных свойств. Выявлено, что введение полистирола совместно с пластификатором в виде трансформаторного масла расширяет температурный диапазон эксплуатации, что ведет к повышению физико-механических и гидрофизических свойств полимерасфальтобетона. Изучены зависимости влияния состава и количества полимерных материалов на физико-механические и эксплуатационные свойства асфальтобетона на основе модифицированных вяжущих. Установлено, что оптимальное количество пластификатора и полимеров составляет 10 и 3,5 % от массы битума. Разработаны составы и определены основные свойства полимерасфальтобетонов с применением различных полимеров и разного их количества. Экспериментально определено, что введение молотого полистирола совместно с пластификатором приводит к улучшению прочности асфальтобетона при 20 и 50 °С, увеличению водостойкости и сдвигоустойчивости. Полученные характеристики физико-механических свойств полимерасфальтобетонов указывают на перспективы работы с такими материалами, что положительно сказывается на эффективности дорожного строительства и увеличения долговечности дорожных покрытий. Ключевые слова: полимерасфальтобетон, трансформаторное масло, пластификатор, полимербитумное вяжущее, стирол-бутадиен-стирол, битумные композиции, водостойкость. Сведения об авторах:
Шестаков Николай Игоревич (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Градостроительство» Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) (Российская Федерация, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26, e-mail: SHestakovNI@mgsu.ru). Чертес Константин Львович (Самара, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры химической технологии и промышленной экологии Самарского государственного технического университета (СамГТУ) (Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244). Розина Виктория Евгеньевна (Иркутск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Строительное производство» Иркутского национального исследовательского технического университета (Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83). Комаров Андрей Константинович (Иркутск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Строительное производство» Иркутского национального исследовательского технического университета (Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83). Список литературы: 1. Гохман Л.М. Обоснование нормативных требований к полимерасфальтобетону по ГОСТ 9128-2013 // Вестник ХНАДУ. – 2017. – № 79. – С. 22–27. 2. Балабанов В.Б., Романовская А.В., Климентьева И.М. Полимерно-битумные вяжущие, пластифицированные отработанными автомобильными маслами // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 6 (77). – С.72–76. 3. Khedr K. H., El-Shafie A. E., Abdel-Wahab M. S. Polymer-modified asphalt binders: A review of their properties and applications in pavement engineering // Construction and Building Materials. – 2007. – No. 21 (1). – P. 66–72. 4. Покровский А.В. Краткий обзор опыта применения литых полимерасфальтобетонов на искусственных сооружениях в северо-западном регионе РФ // Науковедение. – 2014. – № 5 (24). 5. Бутадиен-α-метилстирольный сополимер – модифицирующая добавка в составе дорожного битума / Р.Р. Ахунова, Р.З. Биглова, М.А. Цадкин, Р.Ф. Талипов, А.Г. Мустафин // Вестник Башкирск. ун-та. – 2012. – № 3. – C. 1262–1266. 6. Лебедева К.Ю. Исследования физико-механических характеристик битумно-резиновых композиционных вяжущих // JSRP. – 2013. – № 2. – C. 148–156. 7. Модификация дорожных битумов каучуком / Н.Р. Муллахметов, А.Ф. Кемалов, Р.А. Кемалов, Р.Н. Костромин // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – № 7. – C. 469–470. 8. Дошлов О.И., Спешилов Е.Г. Полимерно-битумное вяжущее – высокотехнологичная основа для асфальта нового поколения // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 6 (77). – C. 140–144. 9. Гохман Л.М. Перспективы применения полимерасфальтобетона // Автомобильные дороги. – 2021. – № 1 (1070). – С. 90–93. 10. Газизов К. И., Макаров Д. Б. Полимерасфальтобетоны с применением нефтяных дорожных битумов, модифицированных смесевыми термоэластопластами // Полимеры в строительстве: научный интернет-журнал. – 2017. – № 1 (5). – С. 18–25. 11. Шеховцова С.Ю., Высоцкая М.А. Влияние углеродных нанотрубок на свойства ПБВ и асфальтобетона // Вестник МГСУ. – 2015. – № 11. – С. 110–119. 12. Хафизов Э.Р., Фомин А.Ю. Применение полимерасфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах Республики Татарстан // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 4 (34). – С. 312–316. 13. Kamal M.A., Hossain A.M., Karim M.R. Polymer-modified asphalt binder and its effect on mixture properties // Polymers. – 2023. – No. 15 (3). – Р. 749. DOI: 10.3390/polym15030749 14. Wang F., Li X., Zhang Y. Effect of polymer modification on the performance of asphalt concrete // Magazine of Civil Engineering. – 2019. – No. 7 (91). – P. 98–111. 15. Chong J.R., Lee K.W. Evaluation of polymer-modified asphalt mixtures with recycled materials // Civil engineering applications. – 2021. – P. 297–481. DOI: 10.1016/B978-0-12-820685-0.00015-6. ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРМОХИМИЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ И ЗАГРЯЗНЕННЫХ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ М.П. Красновских Получена: 27.05.2023 Рассмотрена: 10.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Производство синтетических полимеров имеет тенденцию к ежегодному росту, и ожидается, что к 2050 г. на свалках и в окружающей среде накопится около 12 млрд тонн полимерных отходов. Традиционный способ переработки пластиковых отходов с сохранением их материального ресурсного потенциала возможен только с определенными типами пластмасс и только в том случае, если они состоят из цельных полимеров. Многие изделия включают в себя несколько типов полимеров, несколько слоев пластика. Также в состав могут входить полимеры, содержащие в составе гетероатомы или же материалы, загрязненные пищевыми продуктами и иными примесями. Поэтому традиционные виды переработки для таких полимерных композиционных материалов зачастую невозможны. А термические методы утилизации, позволяющие вовлечь энергетический потенциал отработанных полимеров за счет огневого окисления органических молекул, могут приводить к негативному экологическому эффекту за счет образования высокотоксичных соединений, например, хлорорганических соединений, или соединений, содержащих азот и серу. Предложено термохимически перерабатывать многокомпонентные и загрязненные полимерные отходы с помощью процессов медленного пиролиза. В результате медленного пиролиза полиэтилена и полипропилена, и их смеси с добавлением целлюлозосодержащих загрязнений получено жидкое топливо с высокой теплотворной способностью и незначительной долей кислородсодержащих компонентов в составе. Аналогично с помощью медленного пиролиза под давлением резиновой крошки из отработанных покрышек с добавлением растительного масла получен битумоподобный продукт, потенциально применимый в качестве модификатора битума. Термохимическая переработка позволяет повторно использовать загрязненные потоки отходов со смешанными полимерами, которые непригодны для механической переработки. Переработанные таким образом синтетические полимеры могут быть повторно использованы в качестве топлив или модификаторов битумов, что может способствовать снижению добычи ископаемых ресурсов. Ключевые слова: полимеры, отходы, медленный пиролиз, топливо, битум, полиэтилен, полипропилен, отработанные покрышки. Сведения об авторах:
Красновских Марина Павловна (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, кафедра неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Российская Федерация, 614068, РФ, г. Пермь, ул. Букирева, 15); Список литературы: 1. Flizikowski J, Kruszelnicka W, Macko M. The Development of Efficient Contaminated Polymer Materials Shredding in Recycling Processes // Polymers. – 2021. – Vol. 26. № 13 (5). – Р. 713. DOI: 10.3390/polym13050713. 2. Grigore M.E. Methods of Recycling, Properties and Applications of Recycled Thermoplastic Polymers // Recycling. – 2017. – Vol. 2. – Р. 24. DOI: 10.3390/recycling2040024. 3. Eco-Design of Energy Production Systems: The Problem of Renewable Energy Capacity Recycling / S. Ratner, K. Gomonov, S. Revinova, I. Lazanyuk // Appl. Sci. – 2020. – Vol. 10. – Р. 4339. https://doi.org/10.3390/app10124339. 4. Parker L. Here's how much plastic trash is littering the earth. National Geographic Society (website). – 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nationalgeographic.com/science/article/plastic-produced-recycling-waste-ocean-trash-debris-environment (дата обращения: 10.01.2023). 5. Садикова М.М. Классификация полимер композиционных материалов // Universum: технические науки. – 2023. – № 2–4 (107). – С. 32–34. 6. Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года: Распоряжение правительства РФ от 25 января 2018 года № 84-р. – М., 2018. 7. Assessing scaling effects of circular economy strategies: A case study on plastic bottle closed-loop recycling in the USA PET market / G. Lonca, P. Lesage, G. Majeau-Bettez [et al.] // Resources, Conservation and Recycling. – 2020. – Vol. 162. – P. 105013. – DOI: 10.1016/j.resconrec.2020.105013. 8. Use of pyrolytic gas from waste tire as a fuel: A review / D. Czajczyńska, R. Krzyżyńska, H. Jouhara, N. Spencer // Energy. – 2017. – Vol. 134. – P. 1121–1131. DOI: 10.1016/j.energy.2017.05.042. 9. Пшебельская Л.Ю., Ледницкий А.В. Эффективные направления переработки пластиковых отходов // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2021. – № 2 (250). – С. 89–94. DOI: 10.52065/2520-6877-2021-250-2-89-94. 10. Hamad K., Kaseem M., Deri F. Recycling of Waste from Polymer Materials: An Overview of the Recent Works // Polym. Degrad. Stab. – 2013. – Vol. 98. – Р. 2801–2812. 11. Вайсман Я.И. Ретроспективный анализ и перспективы развития термических методов обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов // Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. – 2015. – № 1. – С 6–23. 12. Красновских М.П. К вопросу об опасности компонентов термической утилизации полимерных продуктов химических и нефтехимических отраслей промышленности в условиях урбанизированных территорий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. – 2020. – № 1 (37). – С. 107–125. DOI: 10.15593/2409-5125/2020.01.09. 13. Армишева Г.Т. Исследование разложения отходов из поливинилхлорида // Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. – 2014. – № 4. – С. 141–150. 14. End of Life Tires as a Possible Source of Toxic Substances Emission in the Process of Combustion / I. Glushankova, A. Ketov, M. Krasnovskikh, L. Rudakova, I. Vaisman // Resources. – 2019. – Vol. 8. – P. 113. DOI: 10.3390/resources8020113. 15. Innovative approaches to plastic waste recycling using the example of the textile industry / I.P. Abramenko, K.Yu. Boeva, O.S. Dubskaya [et al.]. // Amazonia Investiga. – 2021. – Vol. 10, No. 46. – P. 234–243. DOI: 10.34069/AI/2021.46.10.24. – EDN FJAARF. 16. Chemical recycling of plastic waste via thermocatalytic routes / J. Lee, E.E. Kwon, S.S. Lam, W.-H. Chen, J. Rinklebe, Y.-K. Park // Journal of Cleaner Production. – 2021. – Vol. 321. – Р. 128989. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.128989. 17. Пугин К.Г., Яконцева О.В., Салахова В.К. Использование полимерных материалов в качестве структурного элемента в составе асфальтобетона // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 4. – С. 29–36. – DOI: 10.15593/24111678/2021.04.04. 18. Baseline Data of Low-Density Polyethylene Continuous Pyrolysis for Liquid Fuel Manufacture / A. Ketov, V. Korotaev, N. Sliusar, V. Bosnic, M. Krasnovskikh, A. Gorbunov // Recycling. – 2022. – Vol. 7. – Р. 2. DOI: 10.3390/recycling7010002. 19. Eylem Önal, Başak Burcu Uzun, Ayşe Eren Pütün. Bio-oil production via co-pyrolysis of almond shell as biomass and high-density polyethylene // Energy Conversion and Management. – 2014. – Vol. 78. – Р. 704–710. DOI: 10.1016/j.enconman.2013.11.022. 20. Marcin Sajdak, Impact of plastic blends on the product yield from co-pyrolysis of lignin-rich materials // Journal of Analytical and Applied Pyrolysis. – 2017. – Vol. 124. – Р. 415–425. DOI: 10.1016/j.jaap.2017.03.002. 21. Free-Radical Analysis on Thermochemical Transformation of Lignin to Phenolic Compounds / Jun Hu, Dekui Shen, Rui Xiao, Shiliang Wu and Huiyan Zhang // Energy & Fuels. – 2021. – Vol. 27 (1). – 285–293. DOI: 10.1021/ef3016602. 22. Investigation on the co-pyrolysis of waste rubber/plastics blended with a stalk additive / H. Li, X. Jiang, H. Cui, F. Wang, X. Zhang, L. Yang, C. Wang // Journal of Analytical and Applied Pyrolysis. – 2015. – Vol. 115. – Р. 37–42. DOI: 10.1016/j.jaap.2015.07.004. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ Р.Р. Салахов Получена: 22.05.2023 Рассмотрена: 15.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены химические методы стабилизации глинистых грунтов. Осуществлен анализ физических, химических и микроструктурных изменений глинистых грунтов, обработанных различными химическими стабилизаторами, а также выявление подходящих методов укрепления глинистых грунтов на территории Пермского края. По завершении исследования было выявлено, что добавление нетрадиционных химических стабилизаторов, таких как шлак гранулированный доменный молотый и геополимер, обеспечивает увеличение прочности грунта, а также уменьшение его влагоемкости, в то время как добавки на основе кальция (цемент, известь) улучшают объемную стабильность и прочность глины. Процесс стабилизации, в первую очередь, зависит от пропорции добавки, минералогии глины, типа почвы, pH матрицы почвы, периода и температуры отверждения, а также присутствия вредных соединений (например, органических веществ и сульфатов). По сравнению с известью, обработанный цементом глинистый грунт обладает более высокой прочностью на сжатие, что связано с образованием дополнительных связующих соединений, тогда как известь обеспечивает лучшую удобоукладываемость. Таким образом, цемент является наиболее подходящим стабилизатором для зернистых и малопластичных грунтов, тогда как известь идеальна для высокопластичных грунтов, таких как экспансивная глина. Химические методы укрепления глинистых грунтов, представленные в статье, можно считать пригодными для использования в Пермском крае, так как на его территории широко распространены водонасыщенные глинистые грунты. На сегодняшний день является необходимым активное применение различных химических методов укрепления глинистых грунтов, а также разработка новых усовершенствованных технологий стабилизации грунтов данного типа. Ключевые слова: стабилизация грунтов, известь, цемент, глинистый грунт, шлак доменный гранулированный, геополимер. Сведения об авторах:
Салахов Рафаэль Рафисович (Пермь, Российская Федерация) – инженер-технолог, НПФ «Криоген-Холод-Технология» (Российская Федерация, 614101, Пермь, ул. Автозаводская, 9а, e-mail: salaxovrafael1993@mail.ru). Список литературы: 1. Barman D., Dash S.K. Stabilization of expansive soils using chemical additives: A review // Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. – 2022. – Vol. 14. – P. 1319–1342. 2. Получение экологически безопасных строительных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. 3. Тюрюханов К.Ю., Пугин К.Г. Влияние поверхности частиц отработанной формовочной смеси на процессы структурообразования асфальтобетона // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2019. – Т. 9, № 3 (30). – С. 566–577. 4. Пугин К.Г., Пугина В.К. Разработка технологии использования отходов пластика в дорожном строительстве // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 3. – С. 21–28. 5. Пугин К.Г., Юшков В.С. Строительство автомобильных дорог с использованием техногенных материалов // Вестник Пермского государственного технического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 1. – С. 35–43. 6. Пугин К.Г., Калинина Е.В. Использование отходов предприятий химической и металлургической отрасли для изготовления асфальтобетонных дорожных покрытий // Экология и промышленность России. – 2011. – № 10. – С. 28–30. 7. Пугин К.Г., Вайсман Я.И. Методические подходы к разработке технологий совместного использования разнородных отходов производства // Вестник МГСУ. – 2014. – № 5. – С. 78–90. 8. Al-Mukhtar M., Lasledj A., Alcover. J.F. Behaviour and mineralogy changes in lime-treated expansive soil at 20 °C // Applied clay Science. – 2010. – Vol. 50, № 2. – P. 191–198. 9. Bell F.G. Lime stabilization of clay minerals and soils // Engineering geology. – 1996. – Vol. 42, № 4. – P. 223–237. 10. Abbas Z.H., Majdi H.S. Study of heat of hydration of Portland cement used in Iraq // Case Studies In Construction Materials. – 2017. – № 7. – P. 154–162. 11. Abdullah H.H., Shahin M.A. Cyclic behaviour of clay stabilised with fly-ash based geopolymer incorporating ground granulated slag // Transportation Geotechnics. – 2021. – Vol. 26. – P. 2812–2819. 12. Celik E., Nalbantoglu Z. Effects of ground granulated blastfurnace slag (GGBS) on the swelling properties of lime-stabilized sulfate-bearing soils // Engineering Geology – 2013. – Vol. 163. – P. 20–25. 13. Cocka E., Yazici V., Ozaydin V. Stabilization of Expansive Clays Using Granulated Blast Furnace Slag (GBFS) and GBFS-Cement // Geotechnical and Geological Engineering. – 2009. – Vol. 27. – P. 489–499. 14. Sinha P., Iyer K.R. Effect of Stabilization on Characteristics of Subgrade Soil: A Review // Advances in Computer Methods and Geomechanics. – 2020. – Vol. 55. – P. 667–682. 15. Pooni J., Robert D., Giustozzi F. Stabilisation of expansive soils subjected to moisture fluctuations in unsealed road pavements // International Journal of Pavement Engineering. – 2022. – Vol. 23, № 3. – P. 558–570. АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ А.С. Вавилин Получена: 27.05.2023 Рассмотрена: 17.06.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изучение транспортных заторов требует определения научно обоснованного критерия их формирования, развития и ликвидации с использованием современных способов обработки информации о потоках автомобилей. Традиционно для сбора информации о транспортных потоках используются различные виды детекторов транспорта: радиолокационные, ультразвуковые, индуктивные, видеодетекторы. Видеодетекторы с применением технологии оптического распознавания государственных регистрационных знаков позволяют, помимо сбора информации об интенсивности, скорости движения ТС, строить матрицы корреспонденции, измерять время движения транспортных средств по исследуемым участкам улично-дорожной сети. Для выполнения такого исследования разработан аппаратно-программный комплекс мониторинга транспортных потоков, позволяющий распознавать государственные регистрационные знаки транспортных средств, время их появления и прочее, что позволит использовать комплекс для вычисления продолжительности движения транспортных средств по исследуемым участкам улично-дорожной сети. Отличительной особенностью разработанного комплекса является использование современных вычислительных средств, отличающихся высокой производительностью в сочетании с низким энергопотреблением. Сформулированы критерии выбора аппаратных средств комплекса, проведён сравнительный анализ различных вариантов. Обоснован выбор видеокамеры, а также вычислителя по соотношению «цена/возможности». Представлено описание компонентов аппаратного обеспечения комплекса, а также взаимодействие его элементов между собой. Приведена структура программного обеспечения, описано взаимодействие элементов программного обеспечения между собой и с аппаратной частью. Целесообразно использование разработанного комплекса в задачах анализа транспортных потоков на участках улично-дорожной сети, не оснащённых комплексами фото- и видеофиксации. Предлагаемый аппаратно-программный комплекс может быть использован для мониторинга различных параметров транспортных потоков. Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс, транспортный затор, поток транспорта, интенсивность движения, продолжительность движения по дороге. Сведения об авторах:
Вавилин Александр Сергеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: rickvavilin@gmail.com). Список литературы:
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЧИСЛА ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА ШУМ И ВИБРАЦИИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ ВБЛИЗИ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ А.А. Локтев, Л.А. Илларионова, А.А. Соколов Получена: 03.08.2023 Рассмотрена: 15.08.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Развитие современных государств идет по пути роста городов, объединения их в агломерации, развития транспортной сети для уменьшения времени поездок в концепции «работа – дом – досуг». Увеличение площадей транспортных магистралей, развитие уровней пересечения автодорожного, железнодорожного транспорта и инженерных сетей заставляет исследователей идти по пути усложнения моделей транспортных систем, учитывающих динамическое поведение и отклонение конструкций как от единичных транспортных средств, так и от потоков экипажей. Железнодорожный транспорт является наиболее устойчивым видом транспорта, поскольку он потребляет меньше энергии, занимает меньше места и производит меньше CO2 чем другие виды транспорта. Вибрации грунта, вызванные подвижным составом, могут оказывать негативное воздействие на жилые районы, расположенные в городской среде вблизи линий. В статье рассматриваются пути распространения и воздействия вибрации на объекты, попадающие в зону воздействия железнодорожного транспорта. Динамические отклонения пути, вызванные взаимодействием колеса и рельса, вносят основной вклад в генерацию волны. Важным аспектом является не только уровень динамических воздействий от рельсового транспорта, но и уровень шума и вибрации относительно некоторых пороговых значений, зависящих от времени суток, длительности воздействия, типа поезда и т.д. Проводимое исследование предлагает оперирование относительными величинами, приводимыми к заведомому шумовому и вибрационному фокусу с учетом количества подвижных источников нагрузки, фактического числа вагонов и их типа. В работе реализован подход, позволяющей учесть, с одной стороны, природу возникновения тех или иных компонентов шума, а с другой стороны, рассматривать совокупность акустических и вибрационных воздействий в рамках одной модели оценки с возможностью выработки мероприятий по уменьшению негативного воздействия на людей, конструкции зданий и сооружений и окружающую среду в целом. Ключевые слова: железнодорожный транспорт, виброгасители, вибрация грунта, сила удара, оценка вибрации, частота колебаний, скорость волны, локальные дефекты колеса и рельса. Сведения об авторах:
Локтев Алексей Алексеевич (Москва, Российская Федерация) – доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой транспортного строительства, Российский университет транспорта (Российская Федерация, 125190, г. Москва, ул. Часовая, 22/2; SPIN-код: 5766-6018, Scopus: 35618959900; ResearcherID: W-1762-2017; ORCID: 0000-0002-8375-9914; e-mail: aaloktev@yandex.ru). Илларионова Лилия Алексеевна (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры зданий и сооружений на транспорте; Российский университет транспорта (Российская Федерация, 125190, г. Москва, ул. Часовая, 22/2; SPIN-код: 3706-4022, Scopus: 57215419819, ORCID: 0000-0002-3432-8982, Соколов Андрей Александрович (Москва, Российская Федерация) – магистрант, Российский университет транспорта (Российская Федерация, 125190, г. Москва, ул. Часовая, 22/2; e-mail: nos13@list.ru). Список литературы:
КОНТРОЛЬ ЦЕЛОСТНОСТИ ТРУБ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ СТРОИТЕЛЬСТВА А.М. Щелудяков, И.С. Леонов, К.А. Шехин Получена: 03.08.2023 Рассмотрена: 15.08.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Разработан новый методический подход к обеспечению качественного выполнения строительных работ и контроля на потенциально опасных участках трубопроводов. В первую очередь рассмотрена структура строительства подводного перехода трубопровода, проанализированы методы прокладки сооружения и выделены наиболее надежные и экологичные. Исследованы часто встречающиеся дефекты на участке подводного перехода трубопровода, а также произведен анализ оценки влияния допустимых дефектов на надежность и работоспособность трубопроводов, без которого нельзя сделать заключение и предоставить рекомендации. Во-вторых, описан механизм диагностирования повреждений и произведен анализ методов технического контроля подводных переходов. Выявлены основные проблемы метода строительства подводного перехода. Проведено моделирование влияния напряжений на состояние сварных соединений подводного трубопровода в программе Ansys. Предложен улучшенный способ строительства для решения выявленных проблем, а также предоставлен новый методический подход к улучшению качества строительства и контроля подводных переходов с рекомендациями. Цель исследования заключается в повышении эффективности строительства и контроля качества подводных переходов магистральных трубопроводов с использованием современных технологий прокладки. Это позволит значительно ускорить процесс прокладки и улучшить качество соединения трубопроводов, а также обеспечить более эффективную работу трубопроводов. Научная новизна исследования заключается в разработке новых методических подходов к обеспечению качественного выполнения контроля строительных работ на подводных переходах трубопроводов. Объектом исследования данной работы являются подводные переходы трубопроводов транспортирующие нефть, газ и продукты их переработки. Ключевые слова: подводный переход, трубопровод, диагностика, неразрушающий контроль, оценка допустимости дефектов, профиграф, внутритрубная диагностика. Сведения об авторах:
Щелудяков Алексей Михайлович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: sam@pstu.ru). Леонов Игорь Сергеевич (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Санкт-Петербургского горного университета (Российская Федерация, 199106, г. Санкт-Петербург, 21-я линия Васильевского острова, 2, e-mail: Leonov_IS@pers.spmi.ru). Шехин Кирилл Александрович (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – студент магистратуры Санкт-Петербургского Горного университета (Российская Федерация, 199106, г. Санкт-Петербург, 21-я линия Васильевского острова, 2–4/45, e-mail: kiraysh99@inbox.ru). Список литературы:
ПОСТРОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ С.В. Копылов, И.И. Сметанин Получена: 03.08.2023 Рассмотрена: 15.08.2023 Опубликована: 20.09.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В современном мире развитие беспилотных технологий, в частности беспилотных летательных аппаратов, идет стремительными темпами. Вначале беспилотные летательные аппараты применялись исключительно в военной отрасли, но с развитием технологий и их широким распространением в последнее время появились беспилотные летательные аппараты, которые предназначены для использования в сельском хозяйстве, промышленности, гражданском строительстве и решении ряда инженерных задач. С каждым годом рынок предоставляет все новые виды беспилотных летательных аппаратов. Новые модели беспилотных летательных аппаратов становятся мощнее, автономнее, быстрее, стоимость снижается, также расширяется спектр использования. В данной работе рассматривается возможность эффективного использования беспилотных летательных аппаратов в дорожно-строительной отрасли, для исследования автомобильных дорог, обследования сезонных автомобильных дорог, для проведения дефектоскопии городских улиц и дорог, для содержания автомобильных дорог и сезонных автомобильных дорог – автозимников. Благодаря внедрению новых технологий в дорожно-строительную отрасль можно добиться ускорения процесса съемки и цифровизации сбора данных при изысканиях, также это позволит ускорить и удешевить разработку проекта на всех этапах его реализации. Использование беспилотных летательных аппаратов позволяет повысить точность и качество получаемых данных, свести к минимуму влияние человека для увеличения точности обработки конечного материала. На сегоднешний день в дорожно-строительной отрасли в основном используют ручной метод сбора данных с помощью традиционного геодезического измерительного оборудования. В рамках исследования проведен сравнительный анализ исследуемых квадрокоптеров, по техническим характеристикам и принципам функционирования. Анализ проводился с участием четырех квадрокоптеров на автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия) и улицах г. Якутска для выявления их технических отличий. В результате этого выявлены положительные и отрацительные стороны каждого из них. Также проведена работа по цифровизации и построению полигональной модели автомобильных дорог. Построение цифровой модели местности строится на основе отснятых квадрокоптером и обработанных данных с помощью программного обеспечения по фотограмметрии – Agisoft Metashape Professional Edition. Ключевые слова: автомобильная дорога, беспилотный летательный аппарат, программное обеспечение, облако точек, цифровая модель местности, полигональная модель, ортофотоплан, дефектоскопия, обследования дорог, фотограмметрия. Сведения об авторах:
Копылов Сергей Вадимович (Якутск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги и аэродромы» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Российская Федерация, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: kopylovsergey@inbox.ru). Сметанин Иван Иванович (Якутск, Российская Федерация) – студент V курса, кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Российская Федерация, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: iismetanin@mail.ru). Список литературы:
| ||