ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
О ВЛИЯНИИ ТЯГОВО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ДЛИНОЙ ДЫШЛА ПРИЦЕПА НА КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА Ю.Н. Строганов, Е.М. Пампура Получена: 09.04.2023 Рассмотрена: 18.04.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассредоточение веса автопоезда по нескольким ходовым осям позволяет снизить удельный осевой вес и при значительном повышении грузоподъемности по сравнению с одиночными транспортными средствами использовать автопоезда на дорогах общего пользования. При этом использование в составе автопоезда прицепов, как самостоятельных транспортных звеньев, приводит к увеличению габаритных размеров, главным образом по длине автопоезда. Увеличение габаритной длины и наличие шарнирных соединений между звеньями автопоезда отрицательно влияет на такие эксплуатационные свойства транспортного средства, как маневренность. Для прицепов длина дышла выбирается постоянной и максимальной, обеспечивающей беспрепятственное складывание звеньев транспортного поезда при любых радиусах поворота, имеющих место в эксплуатационных условиях. При этом максимальная длина дышла необходима только при малых радиусах поворота, при прямолинейном движении такой размер длины дышла не требуется. Регулирование длины дышла возможно путем модернизации и применения тягово-сцепных устройств, обеспечивающих поддержание оптимальной длины дышла в зависимости от радиуса поворота автопоезда. В статье предложена методика определения минимальной необходимой длины дышла при неустановившемся движении на повороте для автопоезда в составе с одноосным прицепом. Проведен анализ взаимозависимостей углов складывания автопоезда, угла поворота управляемых колес в процессе поворота автопоезда на 90° со стационарной и регулируемой длиной дышла. По результатам исследований представлен ряд запатентованных технических решений тягово-сцепных устройств c регулируемой длиной дышла прицепа, которые положительно влияют на безопасность автопоезда в условиях эксплуатации. Ключевые слова: автопоезд, тягово-сцепное устройство, регулируемая длина дышла, угол складывания автопоезда, стадии поворота автопоезда, криволинейное неустановившееся движение, режимный параметр поворота, габаритная длина автопоезда. Сведения об авторах:
Строганов Юрий Николаевич (Екатеринбург, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Подъемно-транспортные машины и роботы» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: iu.n.stroganov@urfu.ru). Пампура Елена Михайловна (Екатеринбург, Россия) – старший преподаватель кафедры «Высшая математика» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: e.m.pampura@urfu.ru). Список литературы:
ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СУДЕБНОЙ МАКРО- И МИКРОФОТОСЪЕМКИ ДЕФЕКТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ М.Ю. Петухов Получена: 17.04.2023 Рассмотрена: 18.04.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Подготовка иллюстраций для заключения эксперта является важной частью доказательности его выводов. При макро-, а тем более при микрофотосъёмке небольших объектов автотехнической экспертизы возникают технические сложности, снижающие качество восприятия иллюстраций. Это нечёткость изображения и низкая его детализация. Поэтому в работе обоснованы критерии качества таких фотоснимков и выполнен анализ иллюстраций, полученных разным по применяемости в экспертной практике фотографическим оборудованием. Установлено, что наилучшим качеством обладают фотоснимки, сделанные цифровыми камерами оптических микроскопов Hi-End класса, которые применяют технологии фокус-стекинга, при подготовке серии фотоснимков. Обработанная специальным программным обеспечением серия снимков позволяет получить резкое по всему полю изображение. Исследованием установлено, что приемлемое для анализа дефектов качество фотоснимков получается при применении специальных макрообъективов при масштабе фотосъёмки 1:1 и фотокамер формата APS-C или Micro Four Thirds. Стоимость владения таким оборудованием многократно снижается в сравнении с оптическими микроскопами Hi-End-класса. В случае высоких требований к качеству иллюстраций и необходимости проведения исследования в полевых условиях автором предложена самостоятельно созданная система наблюдения и фиксации изображений на основе полнокадрового цифрового фотоаппарата с применением высококачественных объективов микроскопов с увеличением 1:5 и 1:10. Она, по мнению автора, полностью обеспечивает требуемое качество изображений и потребности автотехнической экспертизы при подготовке фотоснимков малых объектов. Применение специальных программ фокус-стекинга позволяет получить резкие по всему полю фотоснимки. Также приведены примеры применения такой системы в автотехнической экспертизе. Ключевые слова: криминалистическая фотография, дефекты автомобильных компонентов, фокус-стекинг, макрофотосъёмка, микрофотосъёмка, качество, критерии, оценка. Сведения об авторах:
Петухов Михаил Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pmu@pstu.ru). Список литературы:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЕМ ПРОДОЛЬНОЙ РОВНОСТИ И ПРОЧНОСТЬЮ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С.В. Алексиков, М.И. Трегубова, Д.Р. Ширяшкина, А.П. Трегубов Получена: 27.11.2022 Рассмотрена: 09.12.2022 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Существующие средства измерения прочности дорожной конструкции по упругому прогибу являются низкопроизводительными, не позволяют выполнить одновременную диагностику всей региональной дорожной сети. Возникает вопрос определения взаимосвязи между показателем продольной ровности и прочностью нежестких дорожных одежд. В результате литературного обзора выявлено, что вопросы определения зависимостей между показателем продольной ровности и повреждениями проезжей части, а также IRI и прочностью дорожной конструкции актуальны как в России, так и зарубежных странах. Целью исследования стало определение зависимости коэффициента прочности дорожной конструкции от ровности покрытия. На основе результатов диагностики региональной дорожной сети Быковского района Волгоградской области проведен статистический анализ, направленный на определение законов распределение IRI. Нормальность закона распределения International Roughness Index подтверждена критерием согласия Колмогорова-Смирнова. Проведена визуальная оценка дефектов проезжей части на 9 автомобильных дорогах общей протяженностью 30,977 км с различными значениями показателя продольной ровности. Результатом проведенных исследований стало линейное уравнение, с коэффициентом корреляции 0,68, применение которого позволит определить вероятную величину коэффициента прочности в зависимости от ровности. Выполненные исследования также позволили установить зависимость развития дефектов проезжей части от показателя продольной ровности, характерную для Волгоградской области. Применение модели прогнозирования прочности дорожной конструкции от ровности на практике позволит оперативно устанавливать прочностной ресурс дорожных конструкций региональной дорожной сети. Полученная зависимость облегчит процесс формирования программы по ремонту дорожной сети на основе её ежегодной диагностики. Ключевые слова: продольная ровность, прочность дорожных одежд, IRI, проезжая часть, автомобильная дорога, дефект покрытия, дорожная сеть. Сведения об авторах:
Алексиков Сергей Васильевич (Волгоград, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации транспортных сооружений Волгоградского государственного технического университета (Россия, 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, e-mail: al34rus@mail.ru). Трегубовва Марина Игоревна (Волгоград, Россия) – аспирант кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений Волгоградского государственного технического университета (Россия, 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, e-mail: AMI97i@yandex.ru). Ширяшкина Дарья Романовна (Волгоград, Россия) – магистрант кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений Волгоградского государственного технического университета (Россия, 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, e-mail: shiryashkina2017@yandex.ru). Трегубов Артем Павлович (Волгоград, Россия) – магистрант кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений Волгоградского государственного технического университета (Россия, 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, e-mail: treguartem@yandex.ru). Список литературы: 1. Hasan H. Joni, Miami M. Hilal, Muataz S. Abed. Developing International Roughness Index (IRI) Model from visiblepavement distresses // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. – Vol. 737. – Р. 012119. DOI: 10.1088/1757-899X/737/1/012119. 2. Merza Taghreed, Al-Jumaili, Mohammed. A Review of Studying the Relationship of Traffic Stream Characteristics and Noise Intensity with Flexible Pavement Surface Condition // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2020. – Vol. 961. – Р. 012086. DOI: 10.1088/1755-1315/961/1/012086 3. Shrestha Satkar, Khadka Rajesh Assessment of Relationship between Road Roughness and Pavement Surface Condition // Journal of Advanced College of Engineering and Management. – 2021. – Vol. 6. – Р. 177–185. DOI: 10.3126/jacem.v6i0.38357 012086. 4. Development of Relationship between Roughness (IRI) and Visible Surface Distresses: A Study on PMGSY Roads. / J. Prasad, S. Kanuganti, Р.Bhanegaonkar, A. Sarkar, S.Arkatkar // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 104. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.11.125 012086. 5. Буртыль Ю.В., Капский Д.В. Моделирование взаимосвязи ровности и прочности нежестких дорожных одежд на основании теоретическо-практических исследований // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2022. – Т. 19, № 4 (86). – С. 570–583. DOI: 10.26518/2071-7296-2022-19-4-570-583. – EDN MGXUAY. 6. Буртыль Ю.В., Леонович И.И. Взаимозависимости ровности покрытия и прочности дорожной одежды // Строительная наука и техника. – 2011. – № 1. – С. 76–80. 7. Буртыль Ю.B., Солодкая М.Г., Ковалев Я.Н. Прогнозирование ровности дорожных покрытий [Электронный ресурс] // Наука и техника. – 2021. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/ 8. Пегин П.А., Капский Д.В., Буртыль Ю.В. Разработка методики оценки продольной ровности дорожного покрытия при изменении прочности дорожных конструкций [Электронный ресурс] // БРНИ. – 2022. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-metodiki-otsenki-prodolnoy-rovnosti-dorozhnogo-pokrytiya-pri-izmenenii-prochnosti-dorozhnyh-konstruktsiy (дата обращения: 01.02.2023). 9. Красиков О.А. Обоснование стратегий ремонта нежестких дорожных одежд: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 16.03.00 / Моск. автом.-дор. гос. техн. ун-т. – М., 2000. – 44 с. 10. Красиков О.А., Косенко И.Н., Касымов У.Ш. Обоснование упрощенного критерия в системе управления дорожными активами // Дороги и мосты. – 2018. – № 1 (39). – С. 2. 11. Васильев А.П. Справочная энциклопедия дорожника. Т. 2. Ремонт и содержание автомобильных дорог. – М.: Информавтодор, 2004. – 1192 с. 12. Кривко Е.В., Базов В.В. Особенности планирования мероприятий по проведению дорожноремонтных работ // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения: международный сборник научных трудов. – Хабаровск, 2017. – Т. 17. – С. 161–167. 13. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 479. 14. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерное приложение. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 480 15. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории вероятностей. – М.: Радио и связь, 1983. – С. 416. ВАРИАНТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ СКЛОНОВ ДОЛИН МАЛЫХ РЕК ГОРОДА ПЕРМИ М.Д. Лотенкова, Д.А. Татьянников Получена: 27.01.2023 Рассмотрена: 13.02.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На территориях с большими перепадами высот строительство зданий и сооружений сопряжено с дополнительными мероприятиями по инженерной защите, такими как укрепление склонов, либо устройство подпорных удерживающих сооружений. Для обустройства склонов необходимо учитывать ограниченность пространства и отвод больших территорий под них. Наиболее распространённым и хорошо зарекомендовавшим себя методом по инженерной защите территорий склонов является устройство подпорных сооружений. Подпорные стены классифицируют по многим параметрам. Конкретно по способу обеспечения устойчивости их разделяют на массивные, с грунтовым противовесом, с заделкой в грунте, упорными, анкерными элементами в соответствии с СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования. Наиболее распространенным и хорошо зарекомендовавшим себя способом устройства подпорных стен является применение монолитного или сборного железобетона. Существуют проверенные расчетные подходы, большой опыт строительной практики. Однако строительство подобных конструкций всегда связано с высокой трудоемкостью и использованием большого количества строительной техники. В последние годы традиционные подпорные стены активно замещаются более простыми аналогами. За границей при возведении автомобильных дорог строители стремятся снизить финансовые и трудовые затраты, поэтому, вместе с классическими вариантами усиления склонов, применяют удерживающие сооружения из усиленного грунта металлическими сетками или геотекстилем. В данной тенденции наша страна не является исключением, достаточно много удерживающих сооружений, в частности, из габионов возведены на оползеопасных и обвалоопасных территориях северного Кавказа. В данной статье рассматривается технико-экономическое сравнение трех вариантов строительства подпорных сооружении из: сборного железобетона, габионов и армогрунта. Ключевые слова: подпорная стена, откос, габионы, армирующая панель, геосинтетик, массивная стена. Сведения об авторах:
Лотенкова Марина Денисовна (Пермь, Россия) – студентка строительного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Татьянников Даниил Андреевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: tatiannikovda.spg@yandex.ru). Список литературы:
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕРАБОТАННЫХ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ СВИНОВОДСТВА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМНЫХ КОМПОЗИЦИЙ О.С. Едисеев, В.П. Друзьянова Получена: 03.02.2023 Рассмотрена: 17.02.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Аннотация: В настоящее время существует проблема по утилизации отходов свиноводства по всей территории Российской Федерации. В данной статье рассматривается применение переработанных твердых и жидких отходов свиноводства в качестве модификатора нефтяных дорожных битумов, эксплуатируемых в условиях геокриолитозоны России. В США и в Китае разработаны технологии по получению нефти из переработанных отходов свиноводства. В качестве исходного материала для получения модификатора битумов выступает твердый и жидкий отход переработки свиного навоза после анаэробного сбраживания на биогазовой установке. Выполнены работы по получению исходного сырья для модификации битума путем анаэробного сбраживания в лабораторной накопительной психрофильной анаэробной установке до полного разложения загруженного субстрата свиного навоза. Удаление влаги из переработанного отхода проводилось путем высушивания на сушильном шкафу и в естественных условиях. Измельчение полученной твердой фракции осуществлялось сначала с использованием ступки с пестиком, затем полученная масса загружалась в лабораторную шаровую мельницу, производилось добавление полученного сырья в дорожный нефтяной битум марки БНД 130/200 в разных пропорциях и перемешивание с использованием лабораторной мешалки МЛ-2С. Первичные лабораторные испытания проводились с целью определения изменения массы битума при старении от воздействия высоких температур. В результате испытаний было выявлено, что при добавлении сухого продукта переработки свиного навоза улучшаются показатели по старению для каждой пробы. Далее будут проведены работы по определению пенетрации, температуры размягчения, растяжимости, сцепления с мрамором и песком для битума и полученной битумной композиции. Ключевые слова: свиной навоз, битум, биогазовая технология, модификаторы битума, старение битума, психрофильный режим, битумная композиция. Сведения об авторах:
Едисеев Олег Сергеевич (Якутск, Россия) – аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервиса» автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: olegediseev@yandex.ru). Друзьянова Варвара Петровна (Якутск, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервиса» автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: druzvar@mail.ru) Список литературы:
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ПО РАСЧЕТУ ЧИСЛА ЭЛЕКТРОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В.Д. Тимоховец, А.Р. Прошкин Получена: 22.01.2023 Рассмотрена: 13.02.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Активное распространение электрических автомобилей по всему миру приводит к необходимости решения проблем создания, развития и совершенствования инфраструктурных объектов, в частности внедрения в городах и за их пределами специальной зарядной инфраструктуры. Одной из основных задач, при решении указанных вопросов, является непосредственно определение требуемого числа зарядных станций, которые необходимо установить в пределах определенной территории, чтобы обеспечить как возможность комфортного, быстрого и безопасного перемещения населения, так и оптимальность затрат эксплуатирующих организаций на развитие подобных сетей. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует стандартизированная методика по выполнению подобного расчета, что в свою очередь является одним из факторов, оказывающим негативное влияние на непосредственно развитие подобных нововведений. В рамках данной работы, выполнена апробация методики расчета числа зарядных станций, которая была разработана и представлена ранее, как при выполнении ручного расчета, так и при условии применения специализированного программного продукта, подготовленного авторами. В работе приведены основные этапы выполнения данного расчета, а также рассмотрены вопросы выбора языка программирования, который в дальнейшем был использован для написания кода программы и основные этапы процесса работы программного продукта. Представлены результаты выполнения ручного и автоматизированных расчетов, а также полученные авторами оптимальные варианты предлагаемого к реализации проекта, на основании приближенных предполагаемых экономических выгод и затрат эксплуатирующих организации, на примере наиболее крупных населенных пунктов, входящих в состав Уральского федерального округа. Ключевые слова: зарядные станции, электрические автомобили, программный продукт. Сведения об авторах:
Тимоховец Вера Дмитриевна (Тюмень, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильных дорог и аэродромов» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: timohovetsvd@tyuiu.ru). Прошкин Андрей Романович (Тюмень, Россия) – обучающийся кафедры «Автомобильных дорог и аэродромов» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: andrey.proshkin.99@gmail.com). Список литературы: 1. Демидов Д.И., Пугачев В.В. Прогноз глобального развития электротранспорта и инфраструктуры электрических заправочных станций // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2019. – № 5 (79). – С. 173–178. 2. Trends and Emerging Technologies for the Development of Electric Vehicles [Электронный ресурс] / T. Mo, Y. Li, K-t. Lau, C.K. Poon, Y. Wu, Y. Luo // Energies. – 2022. – Vol. 15, № 17. – Р. 6271. – DOI: 10.3390/en15176271. – URL: https://www.mdpi.com/1996-1073/15/17/6271 (дата обращения: 29.01.2023). 3. Omonov F.A., Sotvoldiyev O‘.U., Dehqonov Q.M. Electric Cars as the Cars of the Future [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Engineering and Technology. – 2022. – Vol. 4. – P. 128–133. – URL: https://www.geniusjournals.org/index.php/ejet/article/view/916 (дата обращения: 29.01.2023). 4. Юсупова О.А. Текущее состояние и тренды рынка электромобилей в России и мире // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2021. – № 6. – С. 131–143. – DOI: 10.24412/2071-6435-2021-6-131-143. 5. McKinsey Electric Vehicle Index: Europe cushions a global plunge in EV sales [Электронный ресурс]. – URL: https://www.libralato.co.uk/docs/McKinsey%20EV%20Index%202020.pdf (дата обращения: 29.01.2023). 6. Преснякова Е.В., Гурский В.Л., Муха Д.В. Мировой рынок электротранспорта и перспективы его развития. – Минск: Право и экономика, 2020. – 104 с. 7. Козар Н.К., Козар А.Н. Будущее автомобильной индустрии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник статей VI Международной конференции профессорско-преподавательского состава. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 278–281. 8. Ильичева И.А., Плоткина У.И. Сравнительный анализ рынка электрозаправочных станций в России и в мире // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 333–339. 9. Слободянюк А.А. Развитие электротранспорта и инфраструктуры электрических заправочных станций // Научно-технические достижения студентов, аспирантов, молодых ученых строительно-архитектурной отрасли: сборник научных трудов VII Республиканской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. – Макеевка: Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 2021. – С. 209–214. 10. Babu K., Pratyush Chakraborty, and Mayukha Pal. Planning of Fast Charging Infrastructure for Electric Vehicles in a Distribution System and Prediction of Dynamic Price [Электронный ресурс] // Electrical Engineering and Systems Science. – 2023. – 10 p. – DOI: 10.48550/arXiv.2301.06807. – URL: https://arxiv.org/abs/2301.06807 (дата обращения: 29.01.2023). 11. Ma J., Zhang L. A Deploying Method for Predicting the Size and Optimizing the Location of an Electric Vehicle Charging Stations [Электронный ресурс] // Information. – 2018. – Vol. 9, № 7. – 19 p. – DOI: 10.3390/info9070170. – URL: https://www.mdpi.com/2078-2489/9/7/170# (дата обращения: 29.01.2023). 12. Камольцева А.В., Писарев Г.А. Методика определения количества электромобилей на точку зарядки // Вестник научных конференций. – 2019. – № 6–2 (46). – С. 56–58. 13. Прошкин А.Р. Факторы, влияющие на определение местоположения электрозаправочных станций // Традиции, современные проблемы и перспективы развития строительства: сборник научных статей. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2022. – С. 183–185. 14. Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/obesp_legk_avto.xls (дата обращения: 29.01.2023). 15. Паранок Д.Е. Анализ базовых языков программирования // Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ-2019): материалы VI Международной научно-технической конференции. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2019. – С. 104–110. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВМЕСТИМОСТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫХ СТОЯНОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В.С. Шиковский Получена: 09.03.2023 Рассмотрена: 22.03.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для решения задач, связанных с организацией пропуска транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, рассматривается представление автомобильных пунктов пропуска в виде систем массового обслуживания, для которых поток автомобилей, проходящих государственный контроль, является потоком обслуживания заявок, поступающих в систему. Приводится исходная статистическая информация о функционировании автомобильных пунктов пропуска и результаты расчета среднего времени прохождения пунктов пропуска различными типами транспортных средств (легковыми, грузовыми и пассажирскими). Приведены результаты статистической обработки полученных данных, на основании которых построены эмпирические полигоны, и теоретические кривые распределения случайных значений времени прохождения транспортными средствами пунктов пропуска, включая время, затраченное на проведение контрольных операций. На основании сопоставления полученных графиков сформулирована гипотеза о виде закона распределения исследуемых случайных величин, для проверки, которой в качестве обобщающей меры принят критерий Пирсона. В результате проведенного анализа гипотеза о том, что случайные значения времени прохождения пунктов пропуска различными типами транспортных средств подчиняются экспоненциальному закону распределения, не опровергнута. Доказана легитимность применения предположения о простейшем потоке для потоков транспортных средств, проходящих государственный контроль в пункте пропуска. Сделан вывод, что для описания в дальнейших исследованиях простейшего потока транспортных средств, проходящих контроль в пункт пропуска, достаточным условием будет является его заданная интенсивность. Установленное положение позволит при моделировании процессов функционирования пунктов пропуска применять теорию систем массового обслуживания и решить прикладную задачу определения необходимой вместимости накопительных стоянок для транспортных средств, ожидающих пропуска через государственную границу. Ключевые слова: автомобильная дорога, пункты пропуска, интенсивность движения, пропускная способность, обработка данных, система массового обслуживания, простейший поток. Сведения об авторах:
Шиковский Виталий Сергеевич (Москва, Россия) – генеральный директор ООО «Геолайт» (Россия, 115533, г. Москва, пр-т Андропова, 22, e-mail: shikovsky@geolait.ru) Список литературы:
РОЛЬ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ С.Е. Прокопович, И.И. Дракунов, В.В. Сиваков, И.Ю. Адамович Получена: 01.03.2023 Рассмотрена: 15.03.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Цель работы – анализ существующих методов повышения качества транспортных потоков с помощью ландшафтной архитектуры и дизайна и определение перспектив их дальнейшего развития. Объектом исследования является ландшафтная архитектура, применяемая при организации транспортных потоков в крупном городе. Качество жизни человека в большом городе зависит от ряда факторов, к которым относятся как транспортное обслуживание населения, так и комфортная городская среда, применение озеленения, как дворовых территорий, так и транспортных магистралей. В статье выполнен анализ способов повышения качества и улучшения внешнего вида транспортных потоков с помощью методов ландшафтной архитектуры и дизайна. Изучен вопрос отказа от личных транспортных средств в пользу общественного транспорта, каршеринга, велосипедов с целью повышения экологичности и улучшения городского пространства. Описано влияние зеленых насаждений вдоль дорог на безопасность движения. Рассмотрена динамика изменения количества дорожно-транспортных происшествий в РФ за 2012–2021 гг., снижающихся благодаря принятию федеральных программ по снижению аварийности. Отмечается, что 75 % дорожно-транспортных происшествий происходит в пределах населенных пунктов, основная причина – человеческий фактор, снижение внимания водителя, плохая видимость дорожных знаков. Приведены данные об изменении концепции использования озеленения городских дорог. Отмечено, что происходит отказ от высадки крупных деревьев в пользу широкого применения газонов и невысоких кустарников. Приведены примеры создания комфортных пространств на пути транспортных потоков как российских, так и зарубежных городов, в том числе опыт нескольких магистралей г. Брянска. Ключевые слова: ландшафтная архитектура, озеленение, современная городская среда, пешеходные потоки, безопасность движения, легковые автомобили. Сведения об авторах:
Прокопович Серафима Евгеньевна (Брянск, Россия) – студент кафедры «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство», Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: valerarrrjjj@gmail.com) Дракунов Иван Иванович (Брянск, Россия) – студент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: drakunov_32rus@mail.ru) Сиваков Владимир Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», заместитель директора по учебной работе Института лесного комплекса, транспорта и экологии, Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: sv@bgitu.ru) Адамович Игорь Юрьевич (Брянск, Россия) – кандидат биологических наук, доцент кафедры «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: igor_adamovich@mail.ru) Список литературы: 1. Сиваков В.В., Боровая К.С., Дракунов И.И. Перспективы развития автопарка общественного транспорта в г. Брянске // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2022. – № 4. – С. 44–50. DOI: 10.15593/24111678/2022.04.05. 2. Сиваков В.В., Камынин В.В., Тихомиров П.В. Совершенствование городских пассажирских перевозок (на примере г. Брянска) // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 4. – С. 61–69. DOI: 10.15593/24111678/2020.04.07. 3. Сиваков В.В., Боровая К.С. Внедрение информационных технологий при организации пассажирских маршрутных перевозок в г. Брянске // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 98–99. 4. Дракунов И.И., Сиваков В.В., Деревягин Р.Ю. Развитие каршеринга в России // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2021. – № 33. – С. 65–69. 5. Rakhmatullina A.R., Korobeynikova E.V. Trends in urban public transport // International Journal of Advanced Studies. – 2020. – Vol. 10, № 3. – P. 123–131. DOI: 10.12731/2227-930X-2020-3-123-131. 6. Малышев М.И. Инновации в области городского общественного транспорта и перспективы внедрения принципов новой мобильности // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2022. – Т. 25, № 3. – С. 36–50. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-3-36-50. 7. Зеге А.Н., Трофименко Ю.В. Оценка определения сокращения выбросов при пересадке пользователей автомобилей и общественного транспорта на велосипед для крупного города // European Journal of Natural History. – 2022. – № 1. – Р. 90–94. 8. Михайленко А.В. Ландшафтная архитектура в организации транспортных потоков города // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2012. – № 14. – С. 175–178. 9. Ландшафтная архитектура в организации транспортных потоков города / А.Р. Шуленбаева, А.Т. Джумабаева, Н.Б. Сейтов [и др.] // Herland Science of South Kazakhstan. – 2019. – № 2 (6). – Р. 25–29. 10. Какие города отказываются от машин и зачем это нужно [Электронный ресурс] // URL: https://vc.ru/future/46544-kakie-goroda-otkazyvayutsya-ot-mashin-i-zachem-eto-nuzhno (дата обращения: 06.02.2023). 11. Джувеликян Х.А. Роль автомобильного транспорта в загрязнении воздушного бассейна города и влияние его на здоровье граждан // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация. – 2006. – № 2. – С. 133–135. 12. Джахьяева С.Б., Климова Е.В. Причины загрязнения экосистемы города Астрахани выбросами автомобильного транспорта и пути его снижения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 1 (60). – С. 13–20. DOI: 10.52170/1815-9265_2022_60_13. 13. Плаксина Е.А. Озеленение городов как метод защиты от загрязнений автомобильного транспорта (на примере города Волжского) // Материалы научной сессии: сборник материалов: в 6 частях / Волгоградский государственный университет. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2016. – Ч. 6. – С. 42–44. 14. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. – 126 с. 15. Батракова А.Г. Оценка влияния зеленых насаждений на безопасность дорожного движения // Вестник ХНАДУ. – 2009. – № 47. 16. Романчева А.А. Озеленение автомобильных дорог // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: межвузовский сборник научных статей (с международным участием) / отв. ред. О.М. Батищева. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. – С. 199–208. 17. Olympic sculpture park [Электронный ресурс]. – URL: https://www.seattleartmuseum.org/ 18. Парящий мост [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zaryadyepark.ru/services/ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И.В. Глушков, И.Л. Бартоломей, Ш.Ш. Шарипов Получена: 01.03.2023 Рассмотрена: 16.03.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В последние годы в нашей стране возведение большого количества объектов транспортной инфраструктуры, спроектированных по индивидуальным проектам, происходит в условиях внедрения новых, современных, прогрессивных, экспериментальных, не располагающих систематизированным опытом применения конструктивных строительных решений, технологий и средств механизации строительных процессов в сочетании с необходимостью получения требуемых свойств конструкций и обеспечения экономической целесообразности строительства. При решении нестандартных задач и проблемных ситуаций, связанных с проектированием и возведением данных объектов нового строительства или реконструкцией существующих, наиболее эффективным и обоснованным подходом считается применение научно-технического сопровождения строительства. Научно-техническое сопровождение не является принципиально новым направлением развития строительной науки и строительного дела. Научные исследования в отношении поиска, разработки и совершенствования свойств и особенностей состояний строительных материалов, конструкций, методов возведения и контроля результатов строительства продолжаются несколько десятилетий и характеризуются признанной и устоявшейся методологией, основу которой составляет концепция синтеза теоретических и практических (натурных, экспериментальных) методов исследований. Рассматривается методология научно-технического сопровождения в отношении объекта транспортной инфраструктура. Проанализирован предмет деятельности научно-технического сопровождения, к которому относят анализ текущего состояния строительных объектов, характеризующихся наличием отклонений (дефектов, деформаций, изменений свойств и состояний) от первоначально установленных показателей функционального качества. Разработан алгоритм выявления параметров свойств и состояний с применением расчетных и экспериментальных исследований. Выявлены определяющие факторы для принятия эффективных и рациональных решений в отношении обеспечения или повышения показателей функционального качества строительного объекта. Даны рекомендации по решению проблемных ситуаций, связанных с устранением проявлений неблагоприятных факторов. Ключевые слова: научно-техническое сопровождение, конструкции путепровода, геотехнические расчеты, натурные испытания, усиление, технический регламент. Сведения об авторах:
Глушков Илья Вячеславович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: givperm@mail.ru). Бартоломей Игорь Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: barmadesu@yandex.ru). Шарипов Шокир Шодихонович (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: sh_2704@mail.ru). Список литературы: 1. Хмелевской Ю.Ю., Ивахненко А.Г. Внедрение трехуровневой системы научно-технического сопровождения в процессе строительства автодорог // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2 т. – Курск: ЮЗГУ, 2015. – Т. 2. – С. 340–343. 2. Карлина И.Н., Новоженин В.П. Особенности проведения комплексных натурных обследований объектов, подлежащих реконструкции // Инженерный вестник Дона. – 2012. – 3. Лапидус А.А. Научно-техническое сопровождение изысканий, проектирования и строительства как обязательный элемент достижения требуемых показателей проекта // Вестник МГСУ. – 2019. – Т. 14, вып. № 11. – С. 1428–1437. 4. МДРС 02–08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных – М.: Росстрой. 2008. – 39 с. 5. Тарасов А.М., Бобров Ф.Ю., Пряхин Д.В. Применение физического моделирования при строительстве мостов и других сооружений // «Вестник мостостроения». – М., 2007. – № 1. – С.21–26. 6. Каимов Е.В. Совершенствование научно-технического сопровождения, мониторинга и контроля производства работ по устройству линейного транспортного сооружения // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2021. – № 2 (70). – С. 120–128. 7. Пуляев И.С., Пуляев С.М. Опыт научного сопровождения строительства объектов транспортной инфраструктуры в рамках реализации концепции «качество» // Вестник СибАДИ. – 2019. – № 5 (69). – С. 618–634. 8. Кузахметова Э.К., Григоренко Н.И. Поднятие научного уровня технического сопровождения проектирования, строительства и реконструкции инженерных сооружений // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 2–4 (23). – С. 64–65. 9. Космин В.В., Мозалев С.В. Проблемы исследований, проектирования и строительства мостов больших пролетов // Вестник мостостроения. – М., 2015. – № 1. – С. 2–17. 10. Баранник С.В. Применимость BIM-технологий в дорожной отрасли // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2015. – № 1 (4). – С. 24–28. 11. Технический отчет по инструментальному обследованию конструкций опоры 7 (левая сторона), включая деформационный шов и опорные части на объекте: «Строительство, рекультивация и эксплуатация автомобильных дорог. Автомобильная дорога «Пермь – Березники» – 022+390 – 025+768, 1, 2 этапы Опора № 7 ПК88+48,730 – ПК89+06,903». Шифр 2021/032-ТО. – Пермь: ПНИПУ, 2021. 12. Технический отчет по освидетельствованию выполненных работ на объекте: «Строительство, реконструкция и эксплуатация автомобильных дорог Пермь-Березники 020+639 – 022+390, Пермь – Березники 022+390 – 025+768 и Восточный обход г. Перми 000+000 – 009+753 1 п.к.» Автомобильная дорога Пермь – Березники 022+390 – 025+768, 1, 2 этапы. Путепровод в составе транспортной развязки над железной дорогой ПК90 (км 25+266). Шифр 2020/300-ПК90-ТО. – Пермь: ПНИПУ, 2020. 13. Plaxis [Электронный ресурс]. – URL: https://www.plaxis.ru/ (дата обращения: 24.02.2023). 14. Строительство, реконструкция и эксплуатация автомобильных дорог «Пермь – Березники» 020+639 – 022+390, «Пермь – Березники» 022+390 – 025+768 и «Восточный обход г. Перми» 000+000 – 009+753 1 п.к.» Автомобильная дорога Пермь – Березники 022+390 – 025+768, 1, 2 этапы. Рабочая документация. Искусственные сооружения. Путепровод в составе транспортной развязки над железной дорогой ПК90 (км 25+266). Фундаменты крайних опор. Изм.2. Шифр 5-769-Р3/1-ИС5-КЖ5. – Пермь: АО «Институт «СТРОЙПРОЕКТ», 2019. 15. Технический отчет по испытаниям грунтов сваей на объекте: «Строительство, рекультивация и эксплуатация автомобильных дорог. Автомобильная дорога «Пермь – Березники» – 022+390 – 025+768, 1, 2 этапы. Опора № 7 ПК88+48,730 – ПК89+06,903». Шифр 2021/032-ИС. – Пермь: ПНИПУ, 2021. К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЛАВИН ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА А.А. Солодянкина, М.О. Карпушко Получена: 16.04.2023 Рассмотрена: 18.04.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрено понятие лавины как одного из опасных природных явлений, влияющего на возникновение чрезвычайных ситуаций. Приведены основные причины их возникновения. Представлены общие сведения по природным чрезвычайным ситуациям по характеру и виду источников возникновения на территории Российской Федерации и статистика по количеству пострадавших в них людей. Приведены данные по районам и федеральным округам, в которых происходит наибольшее количество происшествий, связанных со сходом лавин. Представлена карта распространения лавин на территории Российской Федерации. Рассмотрены и проанализированы различные классификаций лавин, в том числе генетическая, а также типология лавин согласно своду правил. Выделены основные отечественные направления по изучению лавин. Схематично показано влияние различных факторов и процессов в вопросах классификации лавин. Приведен обзор, посвященный изучению лавин за рубежом, с подробным анализом международной классификации. Исследованы цель и важность создания классификаций лавин. Отмечено, что классификации не являются окончательными, по мере накопления данных пополняются и расширяются. Приведены данные по мероприятиям, направленным на предотвращение и защиту от их схода. Рассмотрены профилактические, лавинопредотвращающие и лавинозащитные сооружения, их назначение и условия применения. На основе существующих типологий, приведенных в нормативно-справочной литературе и действующей нормативно-правовой базе, разработана классификация лавин для применения в дорожном строительстве. Описано влияние наличия классификации лавин на выбор лавинопредотвращающих, лавинозащитых сооружений и их параметров. Намечены основные направления по изучению лавин для строительства в лавиноопасных районах. Ключевые слова: автомобильная дорога, горная местность, опасное природное явление, лавина, лавинная опасность, классификация лавин, лавинопредотвращающие сооружения, лавинозащитные сооружения. Сведения об авторах:
Солодянкина Алена Андреевна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: aasolodyankina@yandex.ru) Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com) Список литературы: 1. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году: Государственный доклад. – М.: МЧС России. ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», 2022. – 250 с. 2. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году: Государственный доклад. – М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. – 264 с. 3. Охрана окружающей среды в России. 2022: стат. cб. / Росстат. M., 2022. – 115 с. 4. Формирование статистической базы по опасным природным явлениям территорий Краснодарского, Ставропольского краев и Кабардино-Балкарской Республики / В.А. Акимов, Г.М. Нигметов, А.С. Маклаков, А.А. Егорова, А.Х. Авгуцевичс // Технологии гражданской безопасности. – 2020. – № 1 (63). 5. Воробьев А.Е., Метакса Г.П., Воробьев К.А. Исторические сведения о снежных лавинах // Современные научно-технические и социально-гуманитарные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции. – Владикавказ, 2021. – С. 53–56. 6. Опасности в горах / ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). – М., 2013. 7. Опасные природные процессы: учебник / М.В. Бедило, А.Г. Заворотный, А.Н. Неровных [и др.]. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. – 308 с. 8. Бирман Б.А., Бережная Т.В., Голубев А.Д. Аналитический обзор. Основные погодно-климатические особенности Северного полушария Земли. 2019 год. Экспресс-Анализ. – М., 2019. 9. Обнародован список лавиноопасных районов на территориях Северного Кавказа и Юга России [Электронный ресурс] // Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания. – URL: https://15.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1800138 (дата обращения: 13.04.2023). 10. Лосев К.С. Лавины СССР: (Распространение, районирование, возможности прогноза) / под ред. проф. д-ра геогр. наук В.Л. Шульца и Н.Ф. Дроздовской; Глав. упр. гидрометеорол. службы при Совете Министров СССР. Среднеаз. науч.-исслед. гидрометеорол. ин-т. – Л.: Гидрометеоиздат, 1966. – 131 с.: ил., карт.; 21 см. 11. Тушинский Г.К. Лавины [Текст]: Возникновение и защита от них / под ред. д-ра геогр. наук проф. К.К. Маркова; Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Науч.-исслед. ин-т географии. – М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949 (16-я тип. Главполиграфиздата). – 215 с. 12. Аккуратов В.Н. Генетическая классификация лавин // Труды Эльбрусской высокогорной комплексной экспедиции. – 1959. – Т. 1. – С. 206–226. 13. Дзюба В.В. Географические принципы разработки методик прогноза лавиноопасных периодов для малоисследованных районов: автореф. дис. … канд. геол.-мин. наук. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 23 с. 14. Файн Я.С. Проектирование и расчет противолавинннх галерей на автомобильных дорогах: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Рост, инж.-строит, ин-т, 1979. – 114 с. 15. Atwater, Montgomery M. The Avalanche Hunters. – Macrae Smith Company, 1968. 16. Identifying and interpreting regional signals in tree-ring based reconstructions of snow avalanche activity in the Goms valley (Swiss Alps) / A. Favillier, S. Guillet, J. Lopez-Saez, F. Giacona, N. Eckert, G. Zenhäusern, J.L. Peiry, M. Stoffel, C. Corona // Quaternary Science Reviews. – 2023. – Vol. 307. DOI: 10.1016/j.quascirev.2023.108063. 17. Albert Lunde, Ove Njå. Rescue performance in Norwegian road related avalanche incidents. Cold Regions Science and Technology. – 2019. – Vol. 165. DOI: 10.1016/j.coldregions.2019.04.011. 18. Data-driven automated predictions of the avalanche danger level for dry-snow conditions in Switzerland / C. Perez-Guillén, F. Techel, M. Hendrick, M. Volpi, A. Herwijnen, T. Olevski, G. Obozinski, F. Pérez-Cruz, J. Schweizer // Natural Hazards and Earth System Sciences. – 2022. – Vol. 22 (6). DOI: 10.5194/nhess-2021-341. 19. Implementation of an early warning for snowfall-triggered avalanche to road safety in the Tianshan Mountains / J. Hao, R. Mind'je, X. Zhang, Y. Wang, H. Zhou, L. Li // Cold Regions Science and Technology. – 2022. – Vol. 204. DOI: 10.1016/j.coldregions.2022.103675. 20. Коровина Д.И., Турчанинова А.С., Сократов С.А. Оценка эффективности противолавинных мероприятий на горнолыжном курорте «Красная Поляна» // Лёд и Снег. – 2021. – Т. 61 (3). – С. 359–376. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СВОДА ПРАВИЛ СП 266.1325800.2016 «КОНСТРУКЦИИ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ» ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРУБОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В МАЛОМ МОСТОСТРОЕНИИ Л.З. Якупова, К.Ю. Астанков, И.Г. Овчинников Получена: 28.02.2023 Рассмотрена: 13.03.2023 Опубликована: 21.06.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье приведены сведения о трубобетоне, рассмотрены его достоинства и недостатки. Кратко рассмотрен мировой опыт применения трубобетона в строительстве зданий и сооружений. Анализируется проблема применения трубобетонных конструкций в строительстве малых мостов по причине отсутствия стандартов и технических условий для расчёта и проектирования трубобетонных конструкций в мостостроении. Проведен анализ результатов эксперимента и численный анализ работы на изгиб сталетрубобетонного (СТБ) элемента. Рассмотрено влияние класса бетона, толщины стенки, внешнего диаметра стальной трубы и предела текучести стали на прочность при изгибе СТБ элемента. Проанализирован вклад его компонентов – стальной трубы и бетонного сердечника в общую величину прочности на изгиб СТБ элемента. Результаты эксперимента были сопоставлены с результатами расчёта по СП 266.1325800.2016 «Конструкции сталежелезобетонные. Правила проектирования». При расчёте учитывалось, что свод правил носит рекомендательный характер и не распространяется на проектирование и расчёт мостовых конструкций. Установлено, что расчёт по прочности СТБ элементов, выполненный в соответствии с указаниями отечественных норм, даёт большой запас прочности. Показано, что применение СТБ конструкций является относительно новым направлением в строительстве для отечественных специалистов. Несмотря на наличие множества результатов выполненных на сегодняшний день исследований трубобетонных конструкций, отсутствует единый подход к их расчёту и проектированию, что сдерживает применение трубобетона для строительства мостов в нашей стране. В статье сделан вывод о том, что применение положений свода правил СП 266.1325800.2016 «Конструкции сталежелезобетонные. Правила проектирования» может быть обоснованным при выполнении опытно-конструкторских работ для проектирования объектов малого мостостроения с использованием сталетрубобетонных элементов. Ключевые слова: трубобетон, изгибаемый сталетрубобетонный элемент, бетонный сердечник, нормы проектирования трубобетонных элементов, малое мостостроение. Сведения об авторах:
Якупова Люция Зульфитдиновна (Екатеринбург, Россия) – студентка Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, e-mail: lyuciya.yakupova.01@mail.ru). Астанков Константин Юрьевич (Екатеринбург, Россия) – доцент кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66), bridgesar@mail.ru). Список литературы:
| ||