| 
  Контент доступен под лицензией лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0
 | 
Становление и перспективы философии инженерной деятельностиЛи Боцун Получена: 16.09.2025 Рассмотрена: 21.09.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Философия инженерной деятельности – это направление в философии, возникшее в начале XXI века. Многие считают инженерную деятельность (инженерию) исключительно отраслью науки, и это долгое время мешало признанию и применению философии инженерной деятельности как самостоятельной философской дисциплины. В начале XXI века ученые Востока и Запада пришли к новому пониманию инженерии, что привело к появлению такого самостоятельного направления в науке и технике, как философия инженерной деятельности. В процессе ее формирования китайские инженеры и философы тесно сотрудничали и оказались в авангарде этого направления. Китайские ученые создали теоретическую основу философии инженерной деятельности, включающую пять теоретических концептов: триализм науки, техники и инженерии; онтология инженерии; эпистемология инженерии; методология инженерии и теория эволюции инженерии. Это стало результатом более чем двадцатилетнего опыта научных исследований и поисков. Богатое и глубокое содержание философии инженерной деятельности в полной мере демонстрирует, что это равноправная отрасль философии наряду с философией науки и философией техники, а не просто придаток философии науки или производное от нее. Как недавно возникшая и формирующаяся философская дисциплина, философия инженерной деятельности постоянно эволюционирует. Одним из последних направлений этого развития стали исследования в области инженерной экологии. Смотря в будущее и оценивая перспективы развития науки и техники, мы ясно видим, что философия инженерной деятельности имеет важное значение и, несомненно, блестящие перспективы. Ключевые слова: инженерная деятельность, философия инженерной деятельности, триализм науки, техники и инженерии, методология инженерии, эпистемология инженерии. Сведения об авторах:  Ли Боцун – доктор философских наук, профессор,ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9922-1043, e-mail: libocong@ucas.ac.cn.
 Список литературы:  1. Harms, A.A. Engineering in Time: The Systematics of Engineering History and Its Contemporary Context / A.A. Harms. – London: Imperial College Press, 2004. – 331 p.2. Ihde, D. Philosophy of Technology: An Introduction / D. Ihde. – New York: Paragon House Publishers, 1993. – 157 p.
 3. Chen, Changshu. Collected Works on Philosophy of Technology / Chen Changshu. – Shenyang: Northeastern University Press, 2002.
 4. Durbin, P.T. Critical perspectives on Nonacademic Science and Engineering / P.T. Durbin. – London and Toronto: Associated University Presses, 1991. – 299 p.
 5. Li, Bocong. Introduction to Philosophy of Engineering: I Create, Therefore I Am / Li Bo-cong. – Zhengzhou: Elephant Press, 2002. – 243 p.
 6. Goldman, S.L. Philosophy, Engineering, and Western culture / S.L. Goldman // Broad and Narrow Interpretations of Philosophy of Technology. – Dordrevht: Kluwer Academic Publishers, 1990.
 7. Li, Bocong. I Create, Therefore I Am. A Brief Discussion on Engineering Realism / Li Bo-cong // Studies in Dialectics of Nature. – 1993. – № 12. – P. 9–19.
 8. Bucciarelli, Louis L. Engineering Philosophy / Louis L. Bucciarelli. – Amstendam: IOS Press, 2003. – 112 p.
 9. Yin, Ruiyu. Philosophy of Engineering / Yin Ruiyu, Wang Yingluo, Li Bocong. – Beijing: Higher Education Press, 2007.
 10. Christensen, S.H. Philosophy in Engineering / S.H. Christensen. – Systime Academic, 2007.
 11. Yin, Ruiyu. Methodology of Engineering / Yin Ruiyu, Li Bocong, Wang Yingluo. – Beijing: Higher Education Press, 2011.
 12. Yin, Ruiyu. Theory of Engineering Knowledge / Yin Ruiyu, Li Bocong, Luan Enjie. – Beijing: Higher Education Press, 2017.
 13. Yin, Ruiyu. Theory of Engineering Evolution / Yin Ruiyu, Li Bocong, Wang Yingluo. – Beijing: Higher Education Press, 2020.
 14. Fu, Zhihuan. Theory of Engineering Ecology / Fu Zhihuan, Li Bocong, Wang Dazhou. – Beijing: Higher Education Press, 2025.
 15. Layton, E.T. American Ideologies of Science and Engineering / E.T. Layton // Technology and Culture. –1976. – № 4. – P. 696.
Философия подготовки инженера: проблемы и пути совершенствованияМ.В. Песин Получена: 21.08.2025 Рассмотрена: 28.08.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Взаимодействие философии, науки и техники в настоящее время развивается в существенной мере в контексте сциентизма и антисциентизма как ценностно «нагруженных» подходов. Однако ни тот, ни другой не могут рассматриваться в качестве самодостаточного основания формирования ценностной системы будущего инженера. Выделены три критерия формирования инженерной системы ценностей, адекватной современным условиям. Одной из основных задач органов государственного и муниципального управления, предприятий, высших учебных заведений, муниципальных образовательных организаций является создание условий и обеспечение устойчивого формирования начальных инженерных компетенций обучающихся. Обосновано предположение, что необходимым элементом довузовской подготовки будущих инженеров должно стать формирование у них ценностной системы, адекватной современным вызовам. Цифровые технологии должны рассматриваться как необходимый инструмент формирования такой ценностной системы, однако их следует рассматривать именно в качестве вспомогательного средства развития у будущих инженеров самостоятельного целеполагания, творческого мышления, компетенций взаимодействия в междисциплинарных командах. После поступления в вуз формирование ценностной системы будущих инженеров в соответствии с указанными выше критериями и во взаимодействии с индустриальными партнерами должно систематически продолжаться в рамках взаимодействия элементов системы инженерной подготовки. На примере профориентационной деятельности механико-технологического факультета ПНИПУ продемонстрированы практики формирования оснований ценностной системы будущего инженера на первом этапе функционирования системы «школа-вуз-предприятие». Ключевые слова: инженерная подготовка, довузовская подготовка, профориентационная деятельность, ценностная система инженера, инженерное образование, цифровые технологии, целеполагание, школа-вуз-предприятие. Сведения об авторах:  Песин Михаил Владимирович – доктор технических наук,профессор, декан механико-технологического факультета,
 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0194-5965, e-mail: pesin@pstu.ru.
 Список литературы:  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.12.2024) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/976060011cad4b9be8fe13c21bc57045a18255f7/ (дата обращения: 03.06.2025).2. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ. Ст. 4. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 06.06.2025).
 3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642. – URL: https://base.garant.ru/71551998/ (дата обращения: 10.12.2024).
 4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/ (дата обращения: 10.06.2025).
 5. О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. № 2369. – URL: https://base.garant.ru/400164942/ (дата обращения: 06.06.2025).
 6. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 619. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404359900/ (дата обращения: 05.07.2025).
 7. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 619. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404359900/ (дата обращения: 15.06.2025).
 8. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 619. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404359900/ (дата обращения: 03.06.2025).
 9. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 619. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404359900/ (дата обращения: 09.06.2025).
 10. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 387 – URL: https://base.garant.ru/403719658/ (дата обращения: 06.07.2025).
 11. Концепция технологического развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1301657597 (дата обращения: 09.07.2025).
 12. Стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: https://mpei.ru/umo/HigherEducation/Documents/news/2018/06-03-18.pdf (дата обращения: 02.06.2025).
 13. Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfo kx52xyn3us4ky.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
 14. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115. – URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400563548/ (дата обращения: 05.06.2025).
 15. Об образовании в Пермском крае [Электронный ресурс]: Закон Пермского края от 12 марта 2014 года № 308-ПК. – URL: https://docs.cntd.ru/document/494902435 (дата обращения: 06.06.2025).
 16. О молодежной политике в Пермском крае [Электронный ресурс]: Закон Пермского края от 5 июля 2021 г. № 669-ПК. – URL: https://base.garant.ru/401433382/ (дата обращения: 06.06.2025).
 17. Отчет Министерства образования и науки Пермского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2023 год [Электронный ресурс]. – URL: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/347339/ (дата обращения: 15.07.2025).
 18. Об утверждении муниципальной программы «Доступное и качественное образование» [Электронный ресурс]: Постановление администрации города Перми от 19.10.2021
 № 891. – URL: https://www.gorodperm.ru/upload/pages/22952/Prilozhenije_20.docx (дата обращения: 09.06.2025).
 19. Названы самые популярные профессии для поступления в этом году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/family/news/2025/06/09/25990616.shtml (дата обращения: 15.07.2025).
 20. Швырев, B.С. Сциентизм и антисциентизм как типы мировоззренческой ориентации в условиях НТР / B.С. Швырев // Proceedings of the XVth World Congress of Philosophy. – 1973. –
 Т. 2. – С. 113–117.
 21. Гусев, Д.А. Сциентизм и антисциентизм как два образа философии науки, два мировоззрения и две системы жизненной навигации человека (историко-философский и общетеоретический аспекты) / Д.А. Гусев, В.А. Потатуров // Философская мысль. – 2020. – № 1. – С. 32–51.
 22. Багдасарьян, Н.Г. Инженерное образование: между миссией и стандартом / Н.Г. Багдасарьян // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 34–43.
 23. Лешкевич, Т.Г. Проблема субъектности нейросетей: humans и non-humans / Т.Г. Лешкевич // Философия науки и техники. – 2024. – Т. 29, № 2. – С. 125–135.
 24. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; пред. науч.-ред. совета В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2000–2001. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Мысль, 2010.
 25. Влияние больших языковых моделей LLM (ChatGPT) на креативность студентов / В.И. Кабрин [и др.] // Сибирский психологический журнал. – 2025. – № 96. – С. 26–45.
 26. Иванов, В.Г. Подготовка преподавателей к обучению будущих инженеров на основе междисциплинарного подхода / В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев // Инженерное образование. – 2016. – № 20. – С. 199–206.
 27. Междисциплинарные компетенции менеджеров для технологического прорыва / Л.Д. Гительман [и др.] // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2022. – Т. 13, № 3. –
 С. 182–198.
 28. Киященко, Л.П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности / Л.П. Киященко // Вопросы философии. – 2015. – № 11. – С. 76–86.
 29. Середкина, Е.В. Этические и эпистемологические аспекты технонаучного знания в контексте парадигмального сдвига от homo faber к homo creator / Е.В. Середкина // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. – 2016. – Т. 11, № 1. – С. 41–45.
 30. Философия управления сложностью в условиях конвергенции социогуманитарных и естественнонаучных знаний. Материалы «Круглого стола» / В.И. Аршинов [и др.] // Философия науки и техники. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 5–29.
 31. Оконская, Н.К. Человекоразмерные системы информационного общества и риски регресса общественных отношений / Н.К. Оконская, А.Ю. Внутских, И.В. Брылина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – № 2. – С. 191–201.
Технологии виртуализации как эффективный инструмент развития современной науки и техникиВ.И. Фрейман, А.А. Южаков Получена: 30.07.2025 Рассмотрена: 22.08.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  К числу важнейших задач философии науки и техники относится анализ актуальных тенденций их развития. Ключевой сферой, в которой эти тенденции рождаются и начинают реализовываться, является сфера подготовки специалистов – разумеется, если по содержанию она представляет собой инновационный, продуктивный процесс. Технологии виртуализации, применяемые в процессе подготовки, безусловно, относятся к числу наиболее актуальных тенденций данной сферы. В статье обосновывается применение технологий виртуализации и цифровизации как инструмента повышения эффективности исследований и их практического применения, например, в научной, инженерной, образовательной деятельности и т.п. Отмечена важность указанных технологий при использовании в процессе подготовки специалистов разного уровня и направлений. Проанализированы достоинства цифровизации системы научных исследований, отмечены сложности названного процесса. Показаны перспективность технологий онлайн-образования, а также области его целесообразного применения. Обосновано применение моделирования для нескольких целей исследований: изучение основ построения, исследование технологий и протоколов, практическая реализация основных алгоритмов и технических решений. Раскрыты особенности и возможности рассматриваемых подходов и сред моделирования в образовательной, научно-исследовательской и инженерной деятельности. Предложена классификация способов моделирования. Представлены кейсы реализации моделей с использованием как инструментариев моделирования, так и интегрированных сред разработки технического и программного обеспечения информационных систем. Ключевые слова: виртуализация, цифровизация, онлайн-образование, виртуальная реальность, моделирование, лаборатории. Сведения об авторах:  Фрейман Владимир Исаакович – доктор технических наук, доцент, профессор кафедрыавтоматики и телемеханики, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8492-8065, e-mail: vifrejman@pstu.ru.
 Южаков Александр Анатольевич – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедройавтоматики и телемеханики, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1865-2448, e-mail: uz@at.pstu.ru.
 Список литературы:  1. Дорохов, В.В. Концептуальные основы оценки цифровой зрелости высокотехнологичных промышленных предприятий в условиях четвертой промышленной революции / В.В. Дорохов // Экономика и управление в машиностроении. – 2023. – № 3. – С. 61–64. 2. Кон, Е.Л. Новые подходы к подготовке специалистов в области инфокоммуникаций / Е.Л. Кон, В.И. Фрейман, А.А. Южаков // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Радиотехнические и инфокоммуникационные системы. – 2015. – № 1 (25). – С. 73–89. 3. Ahmadova, A. Virtual reality and augmented reality: the role of innovative technologies in education / A. Ahmadova, N. Rzayeva // Sciences of Europe. – 2024. – No. 151. – P. 86–88. 4. Borgest, N.M. Using virtual reality technology in the design of complex systems / N.M. Borgest, S.A. Vlasov // Programmnaya Ingeneria. – 2022. – Vol. 13, no. 6. – P. 286–290. 5. Фило- и онтогенез инженерной деятельности. Опыт эволюционного подхода к проблеме понимания облика инженера 21 века / А.Ю. Букалова и [др.] // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2015. – № 2. – С. 56–52. 6. Григорьева, И.В. Применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в образовании (обзор литературы) / И.В. Григорьева, Р.С. Федченко // Russian Journal of Education and Psychology. – 2023. – Vol. 14, no. 2-2. – P. 24–30. 7. Верещагина, Д.З. Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR) реальность в образовании / Д.З. Верещагина, Я.В. Ткаченко, А.Б. Салихова // Социосфера. – 2025. – № 1. –С. 261–263.
 8. Оконская, Н.К. Инженер в современном мире: особенности и перспективы прогрессивного становления / Н.К. Оконская, Т.Д. Стерледева // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2015. – № 2. – С. 48–55. 9. Анализ технологий современного онлайн образования / И.И. Безукладников, А.Н. Каменских, В.И. Фрейман, А.А. Южаков // Современное технологическое образование: сб. науч. ст.: в 2 ч. – Москва, 2021. – Ч. 2.– С. 114–121. 10. Алексеева, И.С. Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе / И.С. Алексеева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 12 (104). – С. 244–247. 11. Sosnilo, A.V. AR/VR technologies in management and education / A.V. Sosnilo, M.Y. Kreer, V.V. Petrova // Upravlenie. – 2021. – Vol. 9, no. 2. – P. 114–124. 12. Ibodullayev, S.N. A variety of virtual reality implementations forcreative learning and5 ways to implement virtual reality in the learning process / S.N. Ibodullayev, A.A. Bahromov // Big Data and Advanced Analytics. – 2020. – No. 6-1. – P. 195–201.
 13. Роль симуляционного обучения с применением роботизированных систем в медицинском образовании / А.А. Байдаров [и др.] // Институт стоматологии. – 2024. – № 4 (105). – С. 114–116. 14. Клеветова, Т.В. Технологии онлайн-обучения как современное направление реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся / Т.В. Клеветова, С.А. Комиссарова, К.А. Попов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 15. 15. Пашковская, М.В. Новые провайдеры на рынке высшего образования / М.В. Пашковская // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 21–27. 16. Элементы образовательной технологии 4.0 на примере дополненной реальности с использованием аватара антропоморфного стоматологического робота-симулятора / А.А. Байдаров [и др.] // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. – 2024. – Т. 27, № 4. – С. 79–89. 17. Фрейман, В.И. Моделирование программного и технического обеспечения элементов информационных систем / В.И. Фрейман // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. – 2025. – Т. 28, № 1. – С. 110–119.ИИ: грани «машинности» и «человечности»С.В. Оболкина Получена: 13.04.2025 Рассмотрена: 09.06.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Рефлексия сопряжения искусственного интеллекта и человека, поиск специфики человеческого интеллекта в ситуации все активнее проявляющейся конкуренции между ними – одна из самых актуальных проблем современности, которая выступает тематическим контекстом данной работы. Главный тезис статьи: искусственный интеллект не противопоставлен естественному человеческому интеллекту и является экстериоризацией некоторых его компетенций. Главным в методологическом подходе исследования выступает неразрывная связь философских спекуляций по поводу искусственного интеллекта и конкретики инженерного праксиса в этой сфере. Внимание к самой машине является обязательным. Показано, что в технический артефакт изначально преобразуется только тот модус когитации, который можно «машинизировать», то есть выстроить в качестве особых структур, обладающих вынуждающей силой вывода. В работе рассмотрены формальная логика и математика в качестве искусственной части естественного интеллекта человека. Этот «внутренний» искусственный интеллект обладает возможностями экстериоризации процесса обучения и выстраивания технических артефактов. Предложен краткий анализ «промежуточной» формы между «внутренним» и «внешним» искусственным интеллектом: логических машин, машин Г.В. Лейбница и С.Н. Корсакова. Показаны эпистемологические основания и условия формирования компьютерной метафоры мозга, а также парадигмы инженерного коннекционизма. Далее два основных модуса технического искусственного интеллекта рассмотрены в оптике модусов машины: в качестве классической и неклассической машины. На основе представления о специфике неклассической машины аргументируется тезис о том, что нейросети также выступают экстериоризацией – но не работы мозга как таковой, а одного из модусов естественного интеллекта, связанного с коллективным опытом. В заключение сделаны краткие выводы о мета-машинных компетенциях человеческого интеллекта.  Ключевые слова: машина, искусственный интеллект, естественный интеллект, нейросеть, логика, математика, метамашинный интеллект. Сведения об авторах:  Оболкина Светлана Викторовна – кандидат философских наук, старший научный сотрудникотдела истории и философии науки, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6644-104X, e-mail: Obol2007@mail.ru.
 Список литературы:  1. Cole, S. AI Company Asks Job Applicants Not to Use AI in Job Applications. Feb. 3. 2025 [Электронный ресурс] / S. Cole. – URL: https://www.404media.co/anthropic-claude-job-appli-cation-ai-assistants/ (дата обращения: 23.06.2025).2. Куртов, М. Жильбер Симондон «О способе существования технических объектов» [Электронный ресурс] / М. Куртов // Транслит. – № 9. – URL: http://www.trans-lit.info/ma-terialy/9-vypuski/zhilber-simondon-o-sposobe-sushhestvovaniya-tehnicheskih-obektov (дата обращения: 23.06.2025).
 3. Зарипов, Я.В. Μηχανή: анализ семантики в диахронической перспективе [Электронный ресурс] / Я.В. Зарипов // Материалы Всероссийской школы молодых византинистов NEANIA, 2015. – URL: https://www.hse.ru/data/2015/10/03/1077230538/Зарипов%20Я.В.pdf (дата обращения: 23.06.2025).
 4. Малышев, А.П. Анализ и синтез механизмов с точки зрения их структуры [Электронный ресурс] / А.П. Малышев // Известия Томского Технологического Института [Известия ТТИ], 1923. – Т. 44. – URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/7368 (дата обращения: 23.06.2025).
 5. Оболкина, С.В. Онтология машины. Блеск и нищета машинизма / С.В. Оболкина // Антиномии. – 2023. – Т. 23, вып. 3 – С. 20–41. DOI: 10.17506/26867206_2023_23_3_20
 6. Simondon, G. Technical mentality / G. Simondon // Parrhesia. – 2009. – No. 7. – P. 17–27.
 7. Селезнев, В.А. Элементы математического формализма для филологов: учеб. пособие / В.А. Селезнев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 68 с.
 8. Кислов, А.Г. Социокультурная кроссидентификация логики / А.Г. Кислов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2011. – Вып. 11. – С. 134–149.
 9. Горохов, В. Логика и техника: от теории электрических цепей к наносистемотехнике / В. Горохов // Логические исследования. – 2012. – Т. 18. – C. 97–126.
 10. Аристотель. Аналитики. Первая и вторая. – Москва: Гос. изд-во полит. лит., 1952. – 437 с.
 11. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 / К. Маркс. – Москва: ОГИЗ Госполитиздат, 1952. – 794 с.
 12. Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. – Москва: Вильямc, 2006. – 1408 с.
 13. Шилов, В.В. История логических машин [Электронный ресурс] / В.В. Шилов // Информационные технологии. – 2004. – № 6. – URL: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/9043/ shilov.pdf;jsessionid=3CC455C99BC0551D2FAC1BC6B6C9B92C?sequence=1 (дата обращения: 23.06.2025).
 14. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в живом и машине / Н. Винер. – 2-е изд. – Москва: Советское радио, 1968. – 328 с.
 15. Лейбниц, Г.В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления / Г.В. Лейбниц. – Москва: ИФ РАН, 2005. – 404 с.
 16. Menabrea, L.F. Invented by Charles Babbage. With notes upon the Memoir by the Translator Ada Augusta, Countess of Lovelace [Электронный ресурс] / L.F. Menabrea // Bibliothèque Universelle de Genève, October, 1842, No. 82. – URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.eedb0aca-6851856e-002fb6df-74722d776562/https/web.archive.org/web/20080915134651/http:/www.fourmilab. ch/babbage/sketch.html#NoteA (дата обращения: 23.06.2025).
 17. Корсаков, С.Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / С.Н. Корсаков. – Москва: МИФИ, 2009. – 44 c.
 18. Историко-математические исследования. – Вып. 14. – Москва: Гостехиздат, 1961. – 635 с.
 19. Свифт, Д. Путешествия Гулливера [Электронный ресурс] / Д. Свифт. – 1727. – 178 с. – URL: https://olehnik.ru/files/literatura/2/З.%20Свифт%20Путешествия%20Гулливера.pdf (дата обращения: 23.06.2025).
 20. Саймон, Г. Науки об искусственном / Г. Саймон. – Изд. 2-е. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 146 с.
 21. Колосова, А. Эволюция ИИ и что его ждет в будущем. 28 февраля 2025 [Электронный ресурс] / А. Колосова. – URL: https://habr.com/ru/companies/sberbank/articles/886806/ (дата обращения: 23.06.2025).
 22. Bereska, L. Mechanistic Interpretability for AI Safety – A Review [Электронный ресурс] / L. Bereska, E. Gavves // Transactions on Machine Learning Research (08/2024). – URL: https://leo-nardbereska.github.io/blog/2024/mechinterpreview/ (дата обращения: 23.06.2025).
 23. Not All Language Model Features Are Linear [Электронный ресурс] / J. Engels, I. Liao, E.J. Michaud, W. Gurnee, M. Tegmark // [PDF] – CoRR. – 2024. – URL: https://www.re-searchgate.net/publication/380847625_Not_All_Language_Model_Features_Are_Linear (дата обращения: 23.06.2025). DOI: 10.48550/arXiv.2405.14860
 24. Machine Intelligence Research Institute (MIRI) [Электронный ресурс]. – URL: https://intelligence.org/the-problem/ (дата обращения: 23.06.2025).
 25. Norvig, P. On Chomsky and the Two Cultures of Statistical Learning [Электронный ресурс] / P. Norvig // Peter@Norvig.com. – URL: http://norvig.com/chomsky.html#:~:text=But% 20I%20ob¬serve%20that%20science,can%20progress%20on%20its%20own (дата обращения: 23.06.2025).
 26. Сурабекянц, С. Российские специалисты из Smart Engines расшифровали рукописи Пушкина при помощи ИИ. 06.02.2025 [Электронный ресурс] / С. Сурабекянц. – URL: https://3dne¬ws.ru/1117862/spetsialisti-rossiyskoy-kompanii-smart-engines-rasshifrovali-rukopisi-pushkina-pri-po¬moshchi-ii (дата обращения: 23.06.2025).
 27. Векшин, Г.В. Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования / Г.В. Векшин. – Москва: Моск. гос. ун-т печати, 2006. – 461 с.
 28. Sixteen facial expressions occur in similar contexts worldwide / A.S. Cowen, D. Keltner, F. Schroff [et al.] // Nature. – 2021. – № 589. – С. 251–257. DOI: 10.1038/s41586-020-3037-7
 29. Юань, Фэн. Воображение и этика искусственного интеллекта: исследования на примере современной китайской научной фантастики / Юань Фэн // Технологос. – 2024. – № 4. – С. 31–47. DOI: 10.15593/perm.kipf/2024.4.03
 30. Оболкина, С.В. Экспертиза vs экспертная оценка: понятийные основания компетенций / С.В. Оболкина, Н.Г. Попова // Социология науки и технологий. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 38–49.
Свет и тень Алана Тьюринга: экзотерические и эзотерические нарративы «игры в имитацию»О.Э. Петруня Получена: 02.08.2025 Рассмотрена: 29.08.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Целью работы является обоснование необходимости изменения статуса игры в имитатцию как теста разумности машины Тьюринга на статус критерия (принципа) антропомерности технической среды Тьюринга. Установлено, что Тьюринг предложил свой критерий, опираясь на ошибочную аксиому о тождестве языка и мышления, что привело к преждевременному выводу о полном совпадении мыслительных процессов с мехнической процедурой манипуляции знаками. Беря во внимание то обстоятельство, что Тьюринг закладывал в сценарий игры стратегию обмана соперника, автор исследует скрытые (эзотерические) контексты такой методологии и ее следствия (нарративы). Показано, что тест Тьюринга не может выступать в качестве критерия проверки гипотезы о машинном мышлении по причине его верификационистского характера, с одной стороны, и логико-методологической противоречивости – с другой. Предлается изменить статус игры в имитацию, превратив ее в критерий проверки человекомерности вновь создаваемых информационно-коммуникационных систем. Для этого потребуется введение дополнительных ограничений (набор соотвествующих правил и инструкций), накладываемых на тест Тьюринга. В работе рассматриваются последствия (в частности, феномен читерства) некритического отношения к тьюринговой игре в имитацию и, как следствие, к системам искусственного интеллекта, особенно нейросетям, способным генерировать правдоподобный контент различного содержания. Указывается на серьезные последствия для современной системы образования и науки бесконтрольного использования нейросетей при написании квалификационных работ и научных статей. Автором предлагается использование продуктивного научного наследия советской кибернетической школы для осмысления информационно-коммуникационных последствий игры в имитацию и определения дальней стратегии развития систем искусственного и гибридного интеллекта. Данная работа рассматривается автором как реализация исследовательского потенциала антропного подхода, предлагаемого им в качестве альтернативы имитационой стратегии Тьюринга. Ключевые слова: аналогия, гибридный интеллект, игра в имитацию, интуиция, искусственный интеллект, логика, математика, нарратив, тест Тьюринга, тождество, эзотерический, экзотерический. Сведения об авторах:  Петруня Олег Эдуардович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии,ORCID:https://orcid.org/0000-0002-5306-5129, e-mail: hypostasis@yandex.ru.
 Список литературы:  1. Венда, В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика / В.Ф. Венда. – Изд. 2-е. – Москва: ЛЕНАНД, 2020. – 448 с.2. Алексеев, А.Ю. Комплексный тест Тьюринга: философско-методологические и социокультурные аспекты / А.Ю. Алексеев. – М.: ИИнтеЛЛ, 2013. – 304 c.
 3. Turing, A. On Computable Numbers, with an Application to the Entscheidungsproblem. Proceedings of the London Mathematical Society / A. Turing // London Mathematical Society, 1937. – Vol. 42. – P. 230–265.
 4. Turing, A. Computing Machinery and Intelligence / A. Turing // Mind. – October, 1950. – Vol. LIX (236). – P. 433–460.
 5. Turing, A. Can the Machine Think? The World of Mathematics. A small library of the literature of mathematics from A'h-mosé the Scribe to Albert Einstein; presented with commentaries and notes by James R. Newman, Simon and Schuster / A. Turing. – New York, 1956. – Vol. 4. – P. 2099–2123.
 6. Пост, Э.Л. Финитные комбинаторные процессы, формулировка 1 / Э.Л. Пост // Успенский В.А. Машина Поста. – 2-е изд. испр. – Москва: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. – 96 с.
 7. Уёмов, А.И. Аналогия в практике научного исследования / А.И. Уёмов. – Москва: Наука, 1970. – 264 с.
 8. Бирюков, Б.В. «Свет не вне меня, а во мне…». Статья о философских взглядах Г. Вейля / Б.В. Бирюков // Вейль Г. Математическое мышление. – Москва: Наука, 1989. – 400 с.
 9. Бирюков, Б.В. Кибернетика и методология науки / Б.В. Бирюков. – Москва: Наука, 1974. – 414 c.
 10. Бирюков, Б.В. Что же могут вычичслительные машины? Вместо послесловия /
 Б.В. Бирюков // Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. – Москва: Прогресс, 1978. – 333 с. – С. 298–332.
 11. Searle, J.R. Minds, brains, and programs / J.R. Searle // Behavioral and Brain Sciences. – 1980. – № 3 (3). – P. 417–457.
 12. Sloman, A. Did Searle attack strong strong or weak strong AI? / A. Sloman // A.G. Cohn and J.R. Thomas (eds.); Artificial Intelligence and Its Applications. – John Wiley and Sons, 1986. – P. 271–288.
 13. Kuhn, T.S. The structure of scientific revolutions. 2 ed. / T.S. Kuhn // International Encyclopedia of Unified Science. – Enlarged; Chicago: The University of Chicago Press, 1970. – 210 p.
 14. Бирюков, Б.В, Петруня О.Э. «Социальная логика» и дискурс. Культурно-когнитологи¬ческие аспекты / Б.В. Бирюков, О.Э. Петруня // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 132–146.
 15. Сherniavsky, V.S. Philosophische Aspekte des Unvollständlichkeitstheorems von Gödel / V.S. Сherniavsky. – Braunschweig, 1995. – 36 s.
 16. Яновская, С.А. Предисловие к русскому переводу / С.А. Яновская // Тьюринг А. Может ли машина мыслить? / пер. с англ. – Москва: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1960. – 68 с. –
 С. 3–11.
 17. McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. – Cambridge: The MIT Press, 1994. Print. – 389 p.
 18. Лейбниц, Г. Об универсальной науке, или Философском исчислении / Г. Лейбниц // Сочинения в четырех томах: Т. 3. – Москва: Мысль, 1984. – 734 с. – (Филос. наследие. Т. 92). – С. 494–499.
 19. Leibniz, G.W. Fragmente zur Logik / G.W. Leibniz. – Berlin: Akademie-Verlag, 1960. – 546 s.
 20. Shiller. A.V. Architectural approach to design of emotional intelligent systems / A.V. Shiller, O.E. Petrunya // Russian Journal of Philosophical Sciences. – 2021. – Vol. 64 (1). – P. 102–115. DOI: 10.30727/0235-1188-2021-64-1-102-115
 21. Большинство опрошенных россиян допускают использование ИИ только в отдельных сферах [Электронный ресурс] // Восточный экономический форум. ТАСС. 12 сентября 2023. – URL: https://tass.ru/obschestvo/18721857 (дата обращения: 31.07.2025).
 22. Петруня, О.Э. Тупики софистики и пространства философии: новый этап борьбы за логос / О.Э. Петруня // Вестник Московского университета. Серия 7.  Философия. – 2007. –
 № 3. – С. 44–64.
 23. Бостром, Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / Н. Бостром; пер. с англ. С. Филина. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 496 c.
 24. Turchin, V. The Cybernetic Manifesto [Электронный ресурс] / V. Turchin, C. Joslyn. – 1989. – URL: http://pespmc1.vub.ac.be/MANIFESTO.html (дата обращения: 31.07.2025).
 25. Деннет, Д.С. Виды психики: На пути к пониманию сознания / Д.С. Деннет; пер. с англ. – Москва: Идея-Пресс, 2004. – 184 c.
 26. Бирюков, Б.В. Трудные времена философии. Отечественная логика, история и философия в последние сталинские годы: Ч. 1 / Б.В. Бирюков – Москва: Изд-во ЛКИ/URSS, 2008. – 248 с.
 27. Финн, В.К. Интеллектуальные системы и общество / В.К. Финн. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: КомКнига, 2006. – 350 с.
 28. Петруня, О.Э. Антропный подход против «игры в имитацию»: Философско-методо-логические проблемы науки и техники в цифровую эпоху / О.Э. Петруня. – Москва: УРСС, 2021. – 232 с.
Об этических рисках технологий искусственного интеллекта и их «когнитивных искажениях»А.О. Алексеев, Е.С. Миронова Получена: 21.08.2025 Рассмотрена: 27.08.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Одним из наиболее важных направлений современной философии науки и техники является анализ и прогнозирование новейших тенденций их развития, включая гносеологические и этические аспекты и риски этих тенденций. Для демонстрации «когнитивных искажений», связанных с развитием технологий искусственного интеллекта, которые чреваты этическими рисками, в статье обсуждается чувствительность результатов генеративных нейронных сетей к информации о половой принадлежности описываемых людей. В результате организации известного в поведенческой психологии эксперимента, адаптированного для русскоговорящих участников, проведенного как с участием людей, так и с применением больших языковых трансформеров, таких как ChatGPT, YaGPT, GigaChat и DeepSeek, показано, что генеративные предобученные трансформеры попадают в когнитивные ловушки (как и люди), ошибочно придавая значительный вес признакам, используемым в описании распознаваемого объекта, и игнорируя статистически значимые признаки. Раскрыто противоречие, касающееся одного из базовых этических требований при подготовке и разметке данных о людях, которые используются для обучения нейронных сетей. Таким требованием является необходимость соблюдения в наборе обучающих примеров равномерности объектов, относящихся к размечаемым классам: например, в базе данных должно быть одинаковое количество записей о мужчинах и женщинах. Противоречие выражается в том, что, с одной стороны, несоблюдение этического требования приводит к искажениям результатов работы генеративных нейронных сетей: например определенные половые или расовые признаки становятся более значимыми. Однако, с другой стороны, соблюдение этического требования также приводит к искажениям результатов работы генеративных нейронных сетей, поскольку статистически значимые признаки намеренно искажаются для соблюдения формального требования к исходным данным, и, как следствие, нейронная сеть, обученная на искаженных данных, очевидно, также будет приводить к искажениям.   Сведения об авторах:  Алексеев Александр Олегович – кандидат экономических наук, доцент, начальник управления организации научных исследований,ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5033-6694, e-mail: aoalekseev@pstu.ru.
 Миронова Елизавета Сергеевна – студентка гуманитарного факультета,ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6330-3920, e-mail: mironovalizaliza@yandex.ru.
 Список литературы:  1. The state of AI in early 2024: Gen AI adoption spikes and starts to generate value. – London: Quantum Black, McKinsey, 2004 – 23 p.
 2. The state of AI. How organizations are rewiring to capture value / A. Singla, A. Sukha-revsky, L. Yee, M. Chui, B. Hall. – London: Quantum Black, McKinsey, 2004 – 26 p.
 3. Eastwood, B. What is synthetic data – and how can it help you competitively? [Электронный ресурс] / B. Eastwood // MIT Sloan School of Management. – URL: https://mitsloan.mit. edu/ideas-made-to-matter/what-synthetic-data-and-how-can-it-help-you-competiti¬vely?utm_source= chatgpt.com (дата обращения: 25.07.2025).
 4. Banieckia, H. Adversarial attacks and defenses in explainable artificial intelligence: A survey / H. Banieckia, P. Biecek // Information Fusion. – 2024. – Vol. 107. – Art. 102303. DOI: 10.1016/j.inffus.2024.102303
 5. Dastin, J. Insight – Amazon scraps secret AI recruiting tool that showed bias against women [Электронный ресурс] / J. Dastin // Reuters. – URL: https://www.reuters.com/article/us-amazon-com-jobs-automation-insight/amazon-scraps-secret-ai-recruiting-tool-that-showed-bias-against-wo-men-idUSKCN1MK08G/ (дата обращения: 30.07.2025).
 6. Kahneman, D. Thinking, Fast and Slow / D. Kahneman. – New York: Farrar, Straus and Giroux, 2011 – 499 p.
 7. Канеман, Д. Думай медленно… решай быстро / Д. Канеман. – Москва: Изд-во АСТ, 2023. – 653 с.
 8. Yudkowsky, E. Cognitive biases potentially affecting judgment of global risks [Электронный ресурс] / E. Yudkowsky. – URL: https://www.stat.berkeley.edu/~aldous/157/Papers/yud¬kowsky.pdf (дата обращения: 30.07.2025).
 9. The Dark Side of Artificial Intelligence: The Possible Risk of Falsifying Images for Scientific Articles / P.A. Zecca, R. Marcella, B. Andrea [et al.] // Microscopy and Microanalysis. – 2023. – Vol. 29, iss. 5. – P. 1688–1693. DOI: 10.1093/micmic/ozad093
 10. Tomlinson, B. Turning Fake Data into Fake News: The AI Training Set as a Trojan Horse of Misinformation / B. Tomlinson, D. J. Patterson, A. W. Torrance // San Diego Law Review. – 2023. – Vol. 60. – P. 641–670.
 11. Миронова, Н.Г. Когнитивные искажения нейросетевых моделей и проблема доверия синтетическому "знанию" / Н.Г. Миронова // Современные вопросы педагогики и психологии: теоретико-методологические подходы и практические результаты исследований; ООО «Издательский дом «Среда». – Чебоксары, 2024. – С. 114–130. – EDN QOYKXZ. DOI: 10.31483/r-109589
 12. Бэкон, Ф. Новый Органон / Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. – Москва: Мысль, 1978. – Т. 2. – С. 5–214.
 13. Комаров, С.В. Машина и время: счет, память и скорость / С.В. Комаров // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 3. – С. 341–351.
 14. Шкаратан, О.И. Социология неравенства. Теория и реальность / О.И. Шкаратан. – Москва: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 526 с.
 15. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: монография / отв. ред. В.В. Семёнова, М.Ф. Черныш, П.Е. Сушко. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2019. – 512 с.
 16. Пикетти, Т. Краткая история равенства / Т. Пикетти. – Москва: АСТ, 2023. – 384 с.
Техноязычество: цифровые идолы и концентрация управленияИ.А. Суров Получена: 07.09.2025 Рассмотрена: 14.09.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Современные информационные системы сделали возможным путешествия по виртуальным мирам и взаимодействие с обитающим там интеллектом. Этот внетелесный – духовный – опыт раньше находился в ведении религий, однако предлагаемые ими учения не дают работоспособных подходов к осмыслению «цифровой реальности».В поисках такого подхода разработчики и пользователи информационных систем обращаются к языческим концепциям, изначально настроенным на взаимодействие человека с многообразием внечеловеческих сущностей. Возникшее таким образом техноязычество ранее рассматривалось в культорологическом плане, тогда как его социально-управленческий аспект оставался за кадром. Настоящая статья устраняет этот пробел, анализируя техноязычество с позиций теории управления. Установлено, что отождествление искусственного интеллекта и других кибернетических систем с самостоятельными сущностями в корне неверно. В действительности такие системы предоставляют их владельцам и разработчикам управленческий рычаг, позволяющий им замещать биологических субъектов на местах в удаленном режиме. Таким образом происходит концентрация управления жизнью общества, при которой масштаб возникающих суперсубъектов превосходит большинство языческих «богов». При этом антропоморфное восприятие информационных систем переносит ответственность с реальных субъектов на используемые ими инструменты – цифровых идолов, маскирующих реальное управление. Адекватное понимание технологической модификации язычества дает ключи к пониманию причин и механизмов социальных вызовов современности, открывая возможности их человечного разрешения.
 Ключевые слова: техноязычество, культура, религия, власть, управление, глобализация, субъектность, искусственный интеллект, цифровизация, антропоморфизм. Сведения об авторах:  Суров Илья Алексеевич – кандидат физико-математических наук, преподаватель,ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5690-7507, e-mail: ilya.a.surov@itmo.ru.
 Список литературы:  1. Подопригора, А.В. Искушение демиурга. Гностические модели и парадигма искусственного интеллекта / А.В. Подопригора // Антиномии. – 2019. – Т. 19, № 4.2. Осава, Х. Влияние научной фантастики на представления  о будущем искусственного интеллекта / Х. Осава, С. Хасе, Д. Миямото // Технологос. – 2020. – № 2.
 3. Сухина, Т.С. Цифра против слова, число против мысли, информация против смысла: что на выходе? / Т.С. Сухина // Философия хозяйства. – 2024. – № 5. – С. 283–294.
 4. Цуркан, Д.А. О социальных коллизиях искусственного интеллекта / Д.А. Цуркан // Современные философские исследования. – 2019. – № 3. – С. 80–87.
 5. Социогуманитарные аспекты цифровых трансформаций и искусственного интеллекта / ред. В.Е. Лепский, А.Н. Райков. – Москва: Когито-Центр, 2022. – 308 с.
 6. Киселев, А. Русь: от язычества к православной государственности / А. Киселев, А. Луб¬ков // Развитие личности. – 2022. – № 3-4. – С. 9–47.
 7. Cowan, D.E. Cyberhenge: Modern Pagans on the Internet / D.E. Cowan. – New York: Routledge, 2005. – 224 p.
 8. Dos Santos, V. (Techno)Paganism: An Exploration of Animistic Relations with the Digital / V. Dos Santos // Religions. – 2023. – Vol. 14, № 11. – P. 1382.
 9. Davis, E. Technopagans. May the astral plane be reborn in cyberspace [Электронный ресурс] / E. Davis. – URL: https://www.wired.com/1995/07/technopagans/ (дата обращения: 25.07.2025).
 10. Davis, E. Techgnosis: myth, magic & mysticism in the age of information. Techgnosis /
 E. Davis. – London: Serpent’s Tail, 2004. – 435 p.
 11. Веб левой руки. КРОТ [Электронный ресурс]. – URL: https://krot.me/articles/darkest-ever-web (дата обращения: 07.09.2025).
 12. York, M. Pagan Ethics: Paganism as a World Religion / M. York. – Cham: Springer International Publishing, 2016. – 435 p.
 13. Суров, И.А. Квантовая концепция свободы выбора / И.А. Суров // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. – 2023. – Т. 3, № 4. – С. 68–82.
 14. Surov, I.A. Signal – Qualia – Symbol: Cognitive Hierarchy of Information Codes /
 I.A. Surov // Natural Systems of Mind. – 2024. – Vol. 4, № 2. – С. 21–38.
 15. Энмеркар. Магия жизни / Энмеркар. – Москва: ТД Велигор, 2020. – 288 с.
 16. Harvey, G. Animism: respecting the living world / G. Harvey. – Columbia University Press, 2006. – 248 p.
 17. Сорокина, Е.С. «Мусуби» и «хи» как категории японского аниматизма / Е.С. Сорокина // Современные востоковедческие исследования. – 2021. – Т. 3, № 3. – С. 430–439.
 18. Levin, M. Technological Approach to Mind Everywhere: An Experimentally-Grounded Framework for Understanding Diverse Bodies and Minds / M. Levin // Frontiers in Systems Neuroscience. – 2022. – Vol. 16. – March. – С. 1–43.
 19. McMillen, P. Collective intelligence: A unifying concept for integrating biology across scales and substrates / P. McMillen, M. Levin // Communications Biology. – 2024. – Vol. 7, № 1. – P. 378.
 20. Taylor, B. Earth and Nature-Based Spirituality (Part II): From Earth First! and Bioregionalism to Scientific Paganism and the New Age / B. Taylor // Religion. – 2001. – Vol. 31, № 3. – P. 225–245.
 21. Хапров, С. Знаю как. Техноязычество [Электронный ресурс] / С. Хапров. – 2019. – URL: https://rutube.ru/video/522df1e2fc7db2b98f3c7413f6ed582b/ (дата обращения: 17.04.2024).
 22. Chandra, S. Encyclopaedia of Hindu Gods and Goddesses / S. Chandra. – Sarup & Sons, 1998. – 376 с.
 23. Surov, I.A. Subjectness of Intelligence: Quantum-Theoretic Analysis and Ethical Perspective / I.A. Surov, E.N. Melnikova // Foundations of Science. – 2024.
 24. Deng, L. Developments in pseudo-random number generators / L. Deng, D. Bowman // WIREs Computational Statistics. – 2017. – Vol. 9, № 5. – P. e1404.
 25. Непредсказуемость и неопределенность создают реальную complexity / Г.В. Газя [и др.] // Успехи кибернетики. – 2024. – Т. 5, № 2. – C. 97–102.
 26. Либерман, Е.А. Как работает живая клетка (нейрон) / Е.А. Либерман. – Москва: Знание, 1990. – 64 с.
 27. Baluška, F. Sentience and Consciousness in Single Cells: How the First Minds Emerged in Unicellular Species / F. Baluška, A. Reber // BioEssays. – 2019. – Vol. 41, № 3.
 28. Looft, W.R. Animism revived / W.R. Looft, W.H. Bartz // Psychological Bulletin. – 1969. – Vol. 71, № 1. – С. 1–19.
 29. Суров, И.А. Законы робототехники Азимова: мировоззренческие основы и когнитивные искажения / И.А. Суров // Сибирский философский журнал. – 2025. – Т. 22, № 4.
 30. Борзых, С.В. Антропоморфизм ИИ / С.В. Борзых // Журнал философских исследований. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 2–9.
 31. Bargh, J.A. The unbearable automaticity of being / J.A. Bargh, T.L. Chartrand // American Psychologist. – 1999. – Vol. 54, № 7. – P. 462–479.
 32. Drury, N. Magic and Cyberspace Fusing Technology and Magical Consciousness in the Modern World / N. Drury // Esoterica. – 2002. – Vol. 4. – P. 96–100.
 33. Lepauvre, A. The search for the neural correlate of consciousness: Progress and challenges / A. Lepauvre, L. Melloni // Philosophy and the Mind Sciences. – 2021. – Vol. 2.
 34. Винник, Д.В. Квантовые свойства в физической организации мозга: амплификация или нивелировка? / Д.В. Винник // Философия науки. – 2020. – № 1. – С. 96–118.
 35. Guthrie, S.E. Faces in the clouds: A new theory of religion / S.E. Guthrie. – Oxford: Oxford University Press, 1995. – 290 p.
 36. Лешкевич, Т.Г. Метафоры цифровой эры и Black Box Problem / Т.Г. Лешкевич // Философия науки и техники. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 34–48.
 37. Прилепская, В.В. Манипулятивные способы подачи информации / В.В. Прилепская // Архонт. – 2024. – Т. 41, № 2.
 38. Nagel, T. The View From Nowhere / T. Nagel. – Oxford University Press, 1986.
 39. РБК. Более половины россиян не смогли отличить человека от чат-бота / РБК [Электронный ресурс] // РБК. – 2025. – URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/03/09/2025/ 68b79d039a794768617ba0d9 (дата обращения: 07.09.2025).
 40. Зорькин, В.Д. Право и вызовы искусственного интеллекта / В.Д. Зорькин // Российская газета. – Июнь, 2024. – URL: https://rg.ru/2024/06/27/pravo-i-vyzovy-iskusstvennogo-intel¬lekta.html (дата обращения: 07.09.2025).
 41. Крачковский, И.Ю. Коран. Сура 7:191 / И.Ю. Крачковский. – Москва: Книгодел, 2024. – 396 с.
 42. Гаспарян, Д. Рождение и смерть субъекта [Электронный ресурс] / Д. Гаспарян. – Умозрение, 2024. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/800279964.pdf (дата обращения: 07.09.2025).
 43. Grosby, S. Max Weber, Religion, and the Disenchantment of the World / S. Grosby // Society. – 2013. – Vol. 50. – P. 301–310.
 44. Riishkoff, D. Cyberia. Life in the Trenches of Hyperspace / D. Riishkoff. – Clinamen Press, 2002.
 45. Лепский, В. Рефлексивность в управлении социальными системами (философско-методологический анализ) / В. Лепский // Философия науки и техники. – 2021. – Т. 26, № 2. – С. 127–147.
Геймификация как феномен технологической рациональностиД.С. Кричфалушая Получена: 21.08.2025 Рассмотрена: 03.09.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  В статье автор анализирует феномен геймификации в контексте исследования влияния науки и техники на человеческую жизнь, а также прочерчивает расширяющийся горизонт такого взаимодействия. По сути, геймификация, являясь одной из наиболее сложных и наукоемких технологий, максимально приближена к реальной человеческой жизни, поскольку геймификационные механики встроены в повседневность человека через смарт-технологии. С развитием AI данные механики могут получить еще более существенное развитие, что приведет к усложнению интерактивной среды и постепенному изменению способа действия человека в мире в результате этого. Автор разбирает проблему геймификации с позиции деятельностного подхода, показывая фундаментальный онтологический статус конкретной деятельности человека в специфических новых условиях интерактивной среды. Автор предлагает новое понимание геймификации как особого типа деятельности, возникающего на стыке технологической эволюции и трансформации человеческого существования в условиях цифровой среды. В отличие от предшествующих подходов акцент делается на раскрытии онтологического статуса геймификации как овеществленной механики сознания, которая становится способом расширения возможности человеческого развития через взаимодействие с искусственными интеллектуальными системами. Геймификация позволяет осуществлять перевод сознания из модуса отчужденности в модус вовлеченности, делая видимыми базовые динамики процесса обучения. Такой подход позволяет преодолеть ограниченность предыдущих концепций и описать новую форму субъективности, формирующуюся в интеграции с цифровыми технологиями и представляющую собой специфический ассамбляж личности и ее программных проявлений. Основным методологическим направлением остается деятельностный подход, позволяющий рассматривать геймификацию как особый тип деятельности человека в условиях технологической эволюции, затрагивающей его собственные, имманентные формы существования. Такой подход позволяет провести онтологический анализ и выявить место геймификации в системе современных технологических процессов, определить характер взаимодействия гейм-механик и человеческой субъективности и обосновать онтологический статус нового феномена. Онтологический анализ геймификации строится на критериях онтологической реальности, интерактивности, трансформационного потенциала и эволюционной значимости. Ключевые слова: геймификация, деятельность, удовольствие, труд, отражение, человеческое животное, интерактивная среда, AI. Сведения об авторах:  Кричфалушая Дарья Сергеевна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права,ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6263-6376, e-mail: ohikodar@yandex.ru.
 Список литературы:  1. Соболева, Е.В. Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровых технологий / Е.В. Соболева // Science for Education Today. – 2019. – Vol. 9, № 4. – P. 107–123. DOI: 10.15293/2658-6762.1904.072. Могилев, А.В. Что наша жизнь? Геймификация / А.В. Могилев // Народное образование. – 2015. – № 6. – С. 125–131.
 3. Исследование влияния интерактивных игровых ресурсов на формирование научной терминосистемы и иноязычной компетенции / И.С. Злобина [и др.] // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10, № 3. – P. 144–163 DOI: 10.15293/2658-6762.2003.08
 4. Золкина, А.В. Оценка востребованности применения геймификации как инструмента повышения эффективности образовательного процесса / А.В. Золкина, Н.В. Ломоносова,
 Д.А. Петрусевич // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10, № 3. – P. 127–143. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.07
 5. Хейзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Йохан Хейзинга; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
 6. Карзенкова, Е.П. Геймификация и возможности ее применения в проектировании / Е.П. Карзенкова, Л.Е. Попок, О.С. Карзенкова // Евразийский литературный журнал. – 2019. – № 1. – С. 114–121.
 7. Аргамакова, А.А. Между технологической утопией и антиутопией: игры и социальное проектирование / А.А. Аргамакова // Эпистемология и философия науки. – 2017. – Т. 54, № 4. – С. 150–159.
 8. Салин, А. К критике проекта геймификации / А. Салин // Философско-литературный журнал «Логос». – 2015. – № 1 (103). – С. 100–129.
 9. Чернавин, Г. Непонятность само собой разумеющегося / Г. Чернавин. – Москва; Санкт-Петербург: Добросвет, 2018. – 242 с.
 10. Зупанчич, А. Человеческое животное; пер. с англ. Жюли Реше / А. Зупанчич // НЛО. – 2019. – № 4.
 11. Дольто, Ф. На стороне ребенка. – 4-е изд.; пер. с фр. Е.В. Баевской, О.В. Давтян; предисл. М.М. Безруких / Ф. Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. – 717 с.
 12. Ильенков, Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи) / Э.В. Ильенков // Вопросы философии. – 1977. – № 6. – С. 92–96.
 13. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер // Розенблют А., Винер Н., Бигелоу Дж. Поведение, целенаправленность и телеология. – 2-е изд. – Москва: Наука; гл. ред. изданий для зарубежных стран, 1983. – С. 297–307.
 14. Майданский, А.Д. Мышление и язык в Логике Ильенкова / А.Д. Майданский // Вопросы философии. – 2019. – № 2. – С. 128–136.
 15. Розин, В.М. Феноменологическое осмысление М. Хайдеггером техники (на материале статьи «Вопрос о технике») / В.М. Розин // Философия науки и техники. – 2023. –Т. 28,
 № 2. – С. 49–62.
 16. Вершинина, И.А. Трансформация повседневности современного человека под влиянием технологий искусственного интеллекта / И.А. Вершинина, А.В. Лядова // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6 (182). – С. 73–78.
 17. Секацкий, А.В. Жертва и смысл: очерки / А.В. Секацкий // Фонд содействия развитию современной литературы «Люди и книги». – Санкт-Петербург, 2020. – 448 с.
 18. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер. – 2-е изд. – Москва: Советское радио, 1968. – 328 с.
 19. Зица, М.Р. Геймификация в контексте умных городов / М.Р. Зица, А.К. Ионика,
 М. Леба // Материалы конференции IOP: материаловедение и инженерия. – 2017. – Т. 294,
 № 1. – Ст. 012045. DOI: 10.1088/1757-899X/294/1/012045
 20. Эффективное использование техник геймификации для повышения вовлеченности студентов / Р. Раджу [и др.] // Журнал трансформаций инженерного образования. – 2021. –
 Т. 34. – Специальный выпуск. – Январь. DOI: 10.16920/jeet/2021/v34i0/157171
 21. Калогианнакис, М. Геймификация в естественно-научном образовании. Систематический обзор литературы / М. Калогианнакис, С. Пападакис, А.-И. Зурмпакис // Образовательные науки. – 2021. – Т. 11. – Ст. 22. DOI: 10.3390/educsci11010022
 22. Дичев, К. Геймификация обучения для обучающихся / К. Дичев, Д. Дичева, К. Ирвин // Международный журнал образовательных технологий в высшем образовании. – 2020. – Т. 17. – Ст. 54. DOI: 10.1186/s41239-020-00231-0
Сложностное мышление о творчестве в эпоху ИИД.А. Стельмахов Получена: 22.07.2025 Рассмотрена: 01.09.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  В статье предпринимается попытка пересмотреть устоявшиеся представления о роли техники в творчестве в условиях активного вовлечения искусственного интеллекта (далее – ИИ) в научные, художественные и социальные практики. В традиционных подходах техника, как правило, рассматривается в качестве нейтрального инструмента или продолжения человеческих способностей, а творчество – как выражение автономного субъекта-творца. Автор показывает, что такое дихотомическое противопоставление человека и ИИ оказывается недостаточным для анализа современных форм творческого взаимодействия. В работе ставятся следующие задачи:1) проанализировать ограничения инструментально-антропологического подхода к технике и показать его несостоятельность в описании взаимодействия человека и ИИ; 2) исследовать статус ИИ как воплощенного наблюдателя сложностности в творческом процессе; 3) предложить концептуальную модель, описывающую творчество как процесс, возникающий из единства системы «человек–ИИ–среда». Опираясь на идеи Э. Морена о «сложностном мышлении», энактивный подход и онтологическую критику техники у М. Хайдеггера, автор интерпретирует творчество как многомерную, само-эко-ре-организующуюся систему. В такой системе человек, ИИ, социокультурная среда и семиотические структуры формируют динамическую сеть взаимосвязей, в рамках которой взаимодействие невозможно редуцировать к отдельным элементам или к их простой сумме. ИИ в творчестве предстает не как инструмент или агент, обладающий автономностью, а как когнитивный соучастник – «техносубъект». Все его операции и смыслообразующие практики реляционно вплетены в человеческую интенциональность и окружающую среду. В работе также отмечается усиление эпистемологического разрыва, связанного с непрозрачностью генеративных процессов внутри ИИ и усложнением понимания творческого результата. Показано, что энактивный и сложностный подходы позволяют преодолеть рамки редукционистских и дуалистических моделей и интерпретировать творчество как процесс, в котором субъект и объект, человек и ИИ взаимно со-конституируются, порождая новые смыслы, формы и способы для самовыражения.
 Ключевые слова: творчество, искусственный интеллект, сложностное мышление, энактивный подход, техносубъект, когнитивный агент, онтология техники, само-эко-ре-организация. Сведения об авторах:  Стельмахов Денис Александрович – аспирант, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9631-6768,e-mail: denis.stelmakhov@mail.ru.
 Список литературы:  1. Нагль, Л. Цифровые технологии: размышления о различии между инструментальной рациональностью и практическим разумом / Л. Нагль // Кантовский сборник. – 2022. – Т. 41,№ 1. – С. 60–88.
 2. Boden, M.A. Computer Models of Creativity / M.A. Boden // AI Magazine. 2009. – No. 3. – P. 23–34.
 3. Малышева, Д.С. Технические и философские основания для создания сильного искусственного интеллекта (часть I) / Д.С. Малышева, А.В. Касимова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. – 2016. – № 3. – С. 75–85.
 4. Розин, В.М. Концепции и понятия искусственного и естественного интеллекта (методологический анализ) / В.М. Розин // Философские науки. – 2023. – Т. 66, № 4. – С. 7–25.
 5. Алексеева, Е.А. Расширенный киборг и цифровая реальность / Е.А. Алексеева // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8. Философско-методологический анализ творческих процессов; ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. – Москва: Голос, 2022. – С. 210–218.
 6. Галкин, Д.В. К проблеме автоматизации творчества в сфере искусства и дизайна: инструментальный и генеративный подходы / Д.В. Галкин, К.В. Коновалова, С.П. Бобков // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2021. – № 44. – С. 14–24.
 7. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн; пер. с англ. В.Г. Николаева. – 4-е изд. – Москва: Кучково поле, 2014. – 462 с.
 8. It Felt Like Having a Second Mind»: Investigating Human-AI Co-creativity in Prewriting with Large Language Models [Электронный ресурс] / Qian Wan, Siying Hu, Yu Zhang [et al.] // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. – 2024. – Vol. 8. – URL: https://arxiv.org/pdf/2307.10811 (дата обращения: 07.07.2025). DOI: 10.48550/arXiv.2307.10811
 9. Lin, Z. An Ontology of Co-Creative AI Systems [Электронный ресурс] / Z. Lin, M. Riedl. – URL: https://arxiv.org/pdf/2310.07472 (дата обращения: 29.06.2025). DOI: 10.48550/arXiv.2310.07472
 10. Mahmud, B. A Study of Human–AI Symbiosis for Creative Work: Recent Developments and Future Directions in Deep Learning / B. Mahmud, G. Hong, B. Fong // ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications and Applications. – 2023. – Vol. 20, iss. 2. – P. 1–21.
 11. Венда, В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика / В.Ф. Венда. – Москва: ЛЕНАНД, 2020. – 448 с.
 12. Гуров, О.Н. Переосмысление природы познания и опыта: энактивизм в контексте современных технологических трансформаций / О.Н. Гуров // Технологос. – 2024. – № 4. – С. 63–79.
 13. Симелин, В.А. Интерфейс мозг-компьютер как символ коэволюции человека и техники / В.А Симелин, Е.А. Никитина // Философия науки и техники. – 2022. – Т. 27, № 1. –
 С. 49–58.
 14. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер; сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. – Москва: Республика, 1993. –
 С. 221–238.
 15. Симондон, Ж. О способе существования технических объектов [Электронный ресурс] / Ж. Симондон; пер. с фр. М. Куртов // Транслит. Литературно-теоретический журнал. – URL: http://www.trans-lit.info/materialy/9-vypuski/zhilber-simondon-o-sposobe-sushhestvovaniya-teh¬nicheskih-obektov (дата обращения: 08.07.2025).
 16. Морен, Э. О сложностности: моногр. / Э. Морен; Институт философии РАН; пер. с англ. Я.И. Свирского. – 2-е изд. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2021. – 284 с.
 17. Arshinov, V.I. Neural Networks as Embodied Observers of Complexity: An Enactive Approach / V.I. Arshinov, M.F. Yanukovich // Technology and Language. – 2024. – Vol. 5, no. 2. –
 P. 11–25.
 18. Gallagher, S. Action and Interaction / S. Gallagher. – Oxford: Oxford University Press, 2020. – 320 p.
 19. Буданов, В.Г. О типологии деятельностной рациональности в цифровую эпоху /
 В.Г. Буданов // Вопросы философии. – 2024. – № 12. – С. 41–51.
 20. Boden, M.A. The Creative Mind: Myths and Mechanisms / M.A. Boden. – 2nd ed. – London: Routledge, Taylor & Francis, 2004. – 360 p.
 21. Стельмахов, Д.А. Творческий потенциал искусственного интеллекта в контексте идеи нового просвещения / Д.А. Стельмахов // Кантовский сборник. – 2023. – Т. 42, № 4. –
 С. 240–251.
 22. Аршинов, В.И. Проблема техносубъекта в оптике мышления «вместе-со-сложност-ностью» / В.И. Аршинов, М.Ф. Янукович // Философские науки. – 2024. – Т. 67, № 3. – С. 53–74.
 23. Буданов, В.Г. Техносубъект и антропосоциальные проблемы взаимодействия с искусственным интеллектом: синергия, демаркация, новая рациональность, риски / В.Г. Буданов // Философские науки. – 2024. – Т. 67, № 3. – С. 27–52.
 24. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур; пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. – 2-е изд. – Москва: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2020. – 384 с.
 25. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2010. – 704 с.
 26. Хайдеггер, М. Что значит мыслить? / М. Хайдеггер // Разговор на проселочной дороге; пер. А.С. Солодовникова. – Москва: Высшая школа, 1991. – С. 134–145.
Трансформации философской практики как интеллектуального инжинирингаЕ.И. Ярославцева Получена: 30.06.2025 Рассмотрена: 07.09.2025 Опубликована: 29.10.2025 
	 PDF  | 
	Аннотация  | 
	Сведения об авторах  | 
	Список литературы  |
 Аннотация:  Человек в нынешнем столетии окажется в совершенно новых условиях развития, когда значимым будет не просто быстрое освоение (потребление) все возрастающих объемов информации, но и созидание человеком своего контента, благодаря чему может развиваться его собственный интеллект. Поэтому естественная для человека философическая способность вопрошания, направляющая его на поиск решения самых сложных проблем, должна стать ключевой компетенцией. В это развитие человека должна встроиться электронная сеть – гибко управляемый цифровой инструмент. Но потенциальный «цифрогенез» как на индивидуальном, так и на социальном уровне может потребовать инженерных компетенций не только при обустройстве индивида в природе, но и при формировании человеком образа мира, что связано с критическим осознанием ресурсов собственного интеллекта при созидании среды индивидуальных коммуникаций. Возможно, «интеллектуальный инжиниринг» наряду с «человекомерными» технологическими решениями в какой-то степени смогут смягчить проблемы, с которыми сталкивается человек цифровой эпохи.  Ключевые слова: постнеклассический тип рациональности, «человекоразмерность», интеллект, возможности и риски, инжиниринг. Сведения об авторах:  Ярославцева Елена Ивановна – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник,ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5432-9723, e-mail: yarela15@mail.ru.
 Список литературы:  1. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А.Бернштейн; под ред. В.П.Зинченко. – 3-е изд. стер. – Москва: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; НПО «МОДЭК». – Воронеж, 2008. 2. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. – Москва: Аспект Пресс, 2004.
 3. Степин, В.С. Теоретическое знание Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. – Москва: Прогресс-Традиция, 2003.
 4. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры / В.С. Швырев // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – С. 98.
 5. Запесоцкий, А.С. Теория культуры акад. В.С. Степина / А.С. Запесоцкий, А.Н. Данилов. – Санкт-Петербург, 2025.
 6. Дмитриев, А.В. Социологическая мозаика – 2018 / А.В. Дмитриев. – Москва: КНОРУС, 2018. – 242 с.
 7. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Москва, 1986.
 8. Хаксли, Дж. Очерки гуманиста / Дж. Хаксли. – Ленинград, 1966.
 9. Фролов, И.Т. Человек в век компьютеров / И.Т. Фролов // Жизнь: познание и заблуждения. Ч. 1. – Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024.
 10. Фролова, М.И. Человек в гуманистической философии ХХ века. Проблемы существования и перспективы развития / М.И. Фролова. – Москва: ЛЕНАНД, 2022.
 11. Борисов, С.В. Философская практика: лето-осень 2017 (по материалам российских семинаров с международным участием) / С.В. Борисов, Е.В. Гредновская, С.Р. Динабург // Социум и власть. – 2017. – № 6 (68). – С. 131–137.
 12. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А.Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. – 3-е изд. стер. – Москва: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; НПО «МОДЭК». – Воронеж, 2008.
 13. Савельев, С.В. Изменчивость и гениальность. 3-е изд. стер. / С.В.Савельев. – Москва: ВЕДИ, 2018.
 14. Савельев, С.В. Энергетика мозга [Электронный ресурс] / С.В. Савельев. – URL: https://yandex.ru/video/ preview/1187497862359454284 (дата обращения: 10.05.2025).
 15. Савельев, С.В. Морфология сознания: в 2 т. / С.В. Савельев. – Москва: ВЕДИ, 2018. – Т. 1. – 208 с.
                                                                                                                                                      | 
	
 |