ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА УСТАНОВИВШИХСЯ И ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМАХ П.В. Петров, В.А. Целищев Получена: 26.03.2019 Рассмотрена: 26.03.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Традиционный подход в исследовании управления двигателя основывается, как известно, на линеаризации моделей двигателя и системы регулирования (управления), и в основном его использование приводит к желаемым результатам. Данный подход позволяет устанавливать главные физические явления, опуская второстепенные детали. Так, линейная модель позволяет оценить основные свойства САР, такие как точность, устойчивость, управляемость и робастность. Разработаны и успешно применяются три основных метода синтеза САР: желаемых амплитудно-фазовых частотных характеристик, корневого годографа и метод пространства состояний. Однако в связи с интересом к особенностям рабочего процесса и особенно для исследования регуляторов разгона двигателя все более актуальным становится имитационное моделирование с использованием фундаментальных уравнений сохранения. Переход к подобного рода моделям обусловлен невозможностью описания с помощью линейных стационарных уравнений устройств с переменной структурой или работы систем при больших сигналах управления. Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами численного моделирования динамических процессов, протекающих в гидромеханических системах регулирования авиационного двигателя, в нелинейной постановке. Приводятся математические модели астатического регулятора в нелинейной постановке и комплексная модель ГТД и его САУ. Отмечается, что для полного представления о процессах, протекающих в сложных устройствах гидроавтоматики, а также для правомерного рационального выбора предварительных конструктивных параметров необходима основательная доработка существующих моделей гидромеханических устройств, представленных в линейной постановке. Ключевые слова: авиационный двигатель, диагностическое моделирование, нелинейные явления, устройства гидроавтоматики, математические модели, численное исследование, вычислительный эксперимент. Сведения об авторах:
Петров Павел Валерьевич (Уфа, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная гидромеханика» ФГБОУ ВО УГАТУ (450008, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, e-mail: pgl.petrov@mail.ru). Целищев Владимир Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная гидромеханика» ФГБОУ ВО УГАТУ (450008, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, e-mail: pgl.ugatu@mail.ru). Список литературы: 1. Петров П.В., Целищев В.А. Основы алгоритмического моделирования нелинейных гидромеханических устройств: учеб. пособие / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2012. – 137 с. 2. Методика представления и использования многомерной характеристики винтовентилятора при автоматизированном проектировании ГТД и его САУ / И.А. Кривошеев, Г.И. Погорелов, В.С. Фатиков, А.Г. Годованюк // Вестник УГАТУ. – 2009. – Т. 13, № 1(34). – С. 3–8. 3. Коева А.А., Петров П.В., Целищев В.А. Концепция исследований устройств гидроавтоматики сложных энергетических систем // Вестник УГАТУ. – 2012. – Т. 16, № 5(50). – С. 103–108. 4. Гуревич О.С. Системы автоматического управления авиационными ГТД: энцикл. справ. / под ред. О.С. Гуревича. – М.: ТОРУС ПРЕСС, 2011. – 208 с. 5. Ахмедзянов Д.А., Кривошеев И.А., Сунарчин Р.А. Совместная работа авиационных газотурбинных двигателей и топливной автоматики на режимах разгона и торможения // Вестник СГАУ. – 2006. – № 1. – С. 24–25. 6. Ахмедзянов Д.А., Власова Е.С., Кишалов А.Е. Методология имитационного моделирования неустановившихся режимов работы авиационных ГТД // Вестник СГАУ. – 2006. – № 2(10). – С. 41–44. 7. Ахмедзянов Д.А. Неустановившиеся режимы работы авиационных ГТД // Вестник УГАТУ. – 2006. – Т. 7, № 1(14). – С. 36–46. 8. Петров П.В., Целищев В.А., Коева А.А. Методические основы исследования систем автоматического регулирования авиационного двигателя // Вестник УГАТУ. – 2012. – Т. 16, № 8 (53). – С. 7–14. 9. Мусина Л.С., Петров П.В. Численное исследование нелинейных гидросистем // XIII Королевские чтения: сб. тр. междунар. молодеж. науч. конф. / Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. С.П. Королева (нац. исслед. ун-т). – Самара, 2015. – С. 269–270. 10. Кишалов А.Е., Власова Е.С. Параметрическая идентификация математической модели ГТД в системе DVIGwp // Мавлютовские чтения: материалы всерос. науч. конф. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2007. – Т. 1. – С. 56–57. 11. Кишалов А.Е., Ключев Н.А. Моделирование и анализ характеристик ТРДДФсм для самолетов V поколения в системе DVIGw // Мавлютовские чтения: материалы Х Всерос. молодеж. науч. конф. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2016. – С. 199–203. 12. Михайлова А.Б. Методики и компьютеризированная технология двухуровневого газодинамического моделирования компрессоров авиационных ГТД: дис. … канд. техн. наук / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2011. – 242 с. 13. Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А., Кишалов А.Е. Имитационное моделирование работы авиационных ГТД с элементами систем управления // Вестник УГАТУ. Машиностроение. – 2008. – № 2(29). – С. 3–11. 14. Ахмедзянов Д.А., Кишалов А.Е. Моделирование переходных процессов, протекающих при отладке автоматики при испытаниях ТРДДФ // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2011. – Т. 7, № 8. – С. 152–158. 15. Обзор и анализ параметров потока в основных узлах авиационных двигателей / Д.А. Ахмедзянов, А.Е. Кишалов, Ю.А. Шабельник, К.В. Маркина, Н.И. Полежаев // Молодежный Вестник УГАТУ. – 2012. – № 4(5) – С. 25–36. ДИСКОВОЕ ТРЕНИЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БАЛАНСА МОЩНОСТЕЙ ТУРБОНАСОСНЫХ АГРЕГАТОВ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ А.А. Зуев, В.П. Назаров, А.А. Арнгольд, И.М. Петров Получена: 01.04.2019 Рассмотрена: 01.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При проектировании турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей в настоящее время используют в основном методы численного моделирования элементов проточной части, эмпирические зависимости и коэффициенты. Результаты проектирования требуют экспериментальной проверки и корректировки расчетных параметров. Разработка теоретически обоснованных методик проектирования сокращает сроки проектно-конструкторских работ и связанные с этим материальные затраты. В процессе проектирования необходимо вести учет газодинамических и гидравлических потерь, так как данные потери необходимо компенсировать дополнительными затратами мощности агрегата. Большинство критериально-эмпирических методик проектирования ТНА ЖРД не в полной мере соответствуют современному состоянию конструктивных и эксплуатационных параметров ТНА, в связи с существующей тенденцией увеличения числа оборотов ротора. Известные методики проходили верификацию и отработку для частот вращения порядка 40 000 об/мин. Для современных и перспективных ТНА ЖРД прослеживается тенденция увеличения частоты вращения, которая может достигать порядка 100 000 и 120 000 об/мин (особенно при переходе на экологически чистые криогенные компоненты топлива). Увеличение частоты вращения приводит к более высоким массоэнергетическим характеристикам. Изменение граничных условий требует уточнения используемых расчетных зависимостей и методик. Представлены результаты аналитического исследования для определения расчетных зависимостей и коэффициентов потерь дискового трения. Аналитические выражения позволяют определять момент сопротивления и потери мощности на дисковое трение в центробежных насосах ТНА ЖРД. По сравнению с эмпирическими зависимостями, полученными другими авторами, использование степени турбулизации динамического пространственного пограничного слоя (в зависимости от частоты вращения ротора) существенно расширяет диапазон области и достоверного определения дискового трения. Ключевые слова: дисковое трение, потери энергии, кпд, баланс мощности, методика проектирования, турбонасосный агрегат, жидкостный ракетный двигатель, мощность. Сведения об авторах:
Зуев Александр Александрович (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Двигатели летательных аппаратов» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева» (660037, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, д. 31, е-mail: dla2011@inbox.ru). Назаров Владимир Павлович (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Двигатели летательных аппаратов» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева» (660037, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, д. 31, е-mail: nazarov@.sibsau.ru). Арнгольд Анна Анатольевна (Красноярск, Россия) – начальник бюро спецсоединителей, приборов и пультов аппаратуры АО «Красноярский машиностроительный завод» (660123, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, д. 29, е-mail: arngoldanna@mail.ru). Петров Иван Михайлович (Красноярск, Россия) – заместитель главного конструктора по двигателям, двигательным установкам и энергоустановкам АО «Красноярский машиностроительный завод» (660123, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, д. 29, е-mail: petroof777@mail.ru). Список литературы:
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ СВАРНЫХ ОТСЕКОВ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ С УЧЕТОМ ИХ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И.Е. Меркулов, А.И. Ендогур Получена: 03.04.2019 Рассмотрена: 03.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изложен подход к созданию методики проектирования рациональных конструкций сварных отсеков с учетом конструктивно-технологических факторов, основанный на учете комплекса параметров: остаточных напряжений, вызванных усадкой сварного шва, характеристик сечений, толщин, моделей материалов и т.п. Проанализированы работы отечественных, зарубежных авторов. По результатам В.Н. Моисеевым с коллективом авторов написана статья, задачей которой была разработка математической модели сварного отсека, а также предложен алгоритм решения задачи рационального проектирования в части параметрической оптимизации верхней панели отсека по критерию массы конструкции. Предложен способ синтеза системы сварной конструкции, учитывающий порядок сборки-сварки отсека по положению замыкающего шва. Применена ранее разработанная конечно-элементная модель сварного отсека с учетом остаточных напряжений посредством модификации метода фиктивных сил, предложенного отечественными авторами Ключевые слова: сверхзвуковой самолет, авиационная конструкция, сварные отсеки, технология сварки, остаточные напряжения, метод конечных элементов, конечно-элементная модель. Сведения об авторах:
Меркулов Илья Евгеньевич (Москва, Россия) – аспирант кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (125993, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4); инженер АО «Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”» (125284, г. Москва, 1-й Боткинский проезд, д. 7, e-mail: ilia.merkulov@gmail.com). Ендогур Аскольд Иванович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (125993, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: endogur@yandex.ru). Список литературы:
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ТУГОПЛАВКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В.С. Кошман Получена: 09.04.2019 Рассмотрена: 09.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Температурное состояние является одним из основных факторов, определяющих работоспособность высокоэнергетических конструкций. Между расчетными и опытными данными параметров температурных полей, как правило, наблюдаются значительные расхождения, причины которых до сих пор не имеют исчерпывающего объяснения. Однако в заданных условиях теплового нагружения за динамику формирования температурных полей и достигаемые Ключевые слова: металлические элементы, температурное состояние, теплопроводность, закон Фурье, формула Дебая, закон Стефана – Больцмана, внутреннее фотонное излучение, обобщенная формула для теплопроводности. Сведения об авторах:
Кошман Валентин Семенович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Сельскохозяйственные машины и оборудование» ФГБОУ ВО ПГАТУ (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: koshman31337@yandex.ru). Список литературы:
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ ПРОЧНОСТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦИАМ Ю.А. Ножницкий, Б.А. Балуев, Ю.А. Федина, Д.В. Шадрин Получена: 09.04.2019 Рассмотрена: 09.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведен анализ основных проблем, возникающих при проведении экспериментальных исследований прочностной надежности газотурбинных двигателей. Рассмотрены основные направления развития отраслевой экспериментальной базы, созданной для проведения прочностных исследований в ЦИАМ. Указаны наиболее важные направления таких исследований, в том числе специальная квалификация и формирование электронной базы данных по конструкционной прочности перспективных материалов (металлических сплавов, различных типов композиционных материалов; материалов с градиентом характеристик; материалов, полученных аддитивными технологиями), обеспечение и подтверждение прочностной надежности при оптимизации новых конструктивно-технологический решений, исследование прочности при экстремально возможных значениях температуры, предотвращение разрушений из-за многоцикловой усталости, подтверждение соответствия двигателей новым сертификационным требованиям, в том числе подтверждение безопасного ресурса критических по последствиям разрушения деталей с учетом возможных дефектов. Особое внимание уделено модернизации разгонных стендов. Рассмотрены некоторые результаты недавно выполненных в ЦИАМ работ, обеспечивших расширение возможностей проведения на разгонных стендах разгонных, циклических, вибрационных и специальных испытаний. В последние годы отработаны оригинальные методы и оснастка для получения требуемого теплового поля исследуемого ротора, проведения циклических испытаний при заданном законе изменения во времени условий нагружения, бесконтактного измерения перемещений и деформаций вращающихся объектов, обеспечения освещения объектов испытаний для проведения качественной высокоскоростной съемки вращающегося объекта, проведения испытаний с забросом посторонних предметов, разрушением деталей ротора на требуемой частоте вращения, для диагностики образования трещин в объекте в процессе испытаний и др. Проведен большой комплекс уникальных испытаний. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, прочностная надежность, разгонный стенд, ротор, разгонное испытание, циклическое испытание, вибрационное испытание, локализация фрагментов роторов, птицестойкость, высокоскоростная видеосъемка. Сведения об авторах:
Ножницкий Юрий Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, заместитель генерального директора – директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: nozhnitsky@ciam.ru). Балуев Борис Александрович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, начальник отдела ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: baluev@rtc.ciam.ru). Федина Юлия Алексеевна (Москва, Россия) – кандидат технических наук, начальник сектора ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: yafedina@ciam.ru). Шадрин Дмитрий Владимирович (Москва, Россия) – начальник сектора ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: dvshadrin@ciam.ru). Список литературы:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСЗВУКОВОГО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ 3D-ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ШИРОКОМ ДИАПАЗОНЕ ЗНАЧЕНИЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ В.И. Милешин, И.K. Орехов, C.К. Щипин Получена: 23.04.2019 Рассмотрена: 23.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются особенности проектирования трансзвукового ротора 1-й ступени компрессора низкого давления без входного направляющего аппарата на основе решения 3D-обратной задачи с помощью программного комплекса 3D-INVERSE.EXBL с целью обеспечения его работоспособности в широком диапазоне значений частоты вращения. Обратная задача строится на задании предпочтительного распределения статического давления на поверхности лопатки, заданной толщине лопатки и разности значений статического давления (называемой нагруженностью) в соответствующих точках спинки и корыта лопатки. Входные и выходные газодинамические параметры берутся из решения прямой задачи о течении в многоступенчатом компрессоре и остаются неизменными в процессе решения обратной задачи. Решение обратной задачи строится на использовании подвижной расчетной сетки (изменение потоков расхода, импульса и энергии, обусловленное движением граней ячейки, учитывается). Ввиду этого каждый шаг по времени начинается с определения изменения поверхностей лопатки с последующим построением новой вычислительной сетки. В данной работе обратная задача обеспечивает эффективность и работоспособность ротора 1-й ступени КНД в широком диапазоне значений частоты вращения ( = 70…100 %) для случая отсутствия входного направляющего аппарата. Для этого перепроектирование лопатки ротора разбивается на две части. Сначала производится модификация лопатки в окрестности передней кромки для = 70 % с целью минимизировать или совсем убрать срыв потока из-за больших углов атаки. Затем производится модификация только 2-й половины лопатки, включая окрестность задней кромки, чтобы обеспечить параметры ротора на проектных оборотах = 100 %. Ключевые слова: трансзвуковой ротор, проектирование, компрессор низкого давления, 3D-обратная задача, широкий диапазон значений частоты вращения. Сведения об авторах:
Милешин Виктор Иванович (Москва, Россия) – кандидат физико-математических наук, начальник отделения ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2; е-mail: mileshin@ciam.ru). Орехов Игорь Константинович (Москва, Россия) – старший научный сотрудник ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2; е-mail: orekhov@ciam.ru). Щипин Сергей Константинович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, заместитель главного конструктора АО «Российская самолетостроительная корпорпция “МиГ”» (125284, г. Москва, 1-й Боткинский проезд, д. 7; е-mail: Sershchipin@mail.ru). Список литературы:
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАДРОТОРНЫХ УСТРОЙСТВ ЛАБИРИНТНОГО ТИПА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАМЫКАЮЩЕЙ СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА В.И. Милешин, А.М. Петровичев, С.И. Баева, В.В. Жданов Получена: 23.04.2019 Рассмотрена: 23.04.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Высокие степени повышения давления в современных осевых компрессорах приводят к уменьшению высоты проточной части и, следовательно, к уменьшению высоты лопаток в последних ступенях компрессора. Зазор на периферии лопатки не может быть снижен по отношению к высоте или длине хорды лопатки на такую же относительную величину, что и в первых ступенях. Более того, работа компрессора на переходных режимах может привести к увеличению зазоров на периферии, так что в последних ступенях значения зазоров будут заметно выше обычных. Это может повлиять на диапазон рабочих режимов и характеристики всего компрессора. Надроторное устройство лабиринтного типа может быть одним из средств парирования негативных последствий, связанных с увеличением зазора на периферии ротора. Объектом исследования данной работы является ступень Д-77М – крупногабаритная (1 м) модель последней ступени КВД, предназначенная для исследования особенностей течения в осевых ступенях с большим относительным диаметром втулки`d = 0,925. Она состоит из трехлопаточных венцов: входной направляющий аппарат с числом лопаток ZВНА = 90, который создает закрутку, подобно закрутке в реальном компрессоре, рабочее колесо с числом лопаток Целью проектирования бороздок НРУ лабиринтного типа было восстановить запасы газодинамической устойчивости, величину степени повышения полного давления и максимальный уровень КПД, которые уменьшились из-за увеличения радиального зазора. Были рассмотрены два значения радиального зазора: а) dр = 0,4 мм – проектная высота радиального зазора и б) dр = 0,8 мм – увеличенная величина радиального зазора. Ключевые слова: замыкающая ступень компрессора, надроторное устройство лабиринтного типа, радиальный зазор, КПД, газодинамическая устойчивость. Сведения об авторах:
Милешин Виктор Иванович (Москва, Россия) – кандидат физико-математических наук, начальник отделения ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: mileshin@ciam.ru). Петровичев Александр Михайлович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, начальник отдела ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2). Баева Светлана Ивановна (Москва, Россия) – ведущий инженер ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2). Жданов Владислав Вячеславович (Москва, Россия) – инженер, ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, e-mail: vldzhdanov@yandex.ru). Список литературы:
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРТИРОВАННЫМИ ГАЗОТУРБИННЫМИ УСТАНОВКАМИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ Б.В. Кавалеров, А.И. Суслов Получена: 10.05.2019 Рассмотрена: 10.05.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Посвящена автоматизации испытаний систем управления, которые проектируются для конвертированных газотурбинных установок. Под конвертированными газотурбинными установками здесь понимаются авиационные двигатели, переоборудованные для наземного использования в качестве силового привода для электрогенераторов. В настоящее время построенные на их базе газотурбинные электростанции малой и средней мощности выступают в качестве одного из основных элементов распределенной электроэнергетики. Совершенство систем автоматического управления является одним из важных условий достижения требуемых показателей качества вырабатываемой электроэнергии. Показано, что энергетические объекты ввиду сложности и ответственности назначения, как правило, не допускают проведения полного набора натурных экспериментов, необходимых для испытания управляющей системы, Ключевые слова: автоматизация испытаний, газотурбинная установка, электрическая система, система автоматического управления, математическое моделирование. Сведения об авторах:
Кавалеров Борис Владимирович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электротехника и электромеханика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: kbv@pstu.ru). Суслов Артем Игоревич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: 1_suslov@mail.ru). Список литературы: 1. АО «ОДК-Пермские моторы»: сайт. – URL: http://www.pmz.ru/products/gtu_energy/gtu_2_5p/ (дата обращения: 15.04.2019). 2. Верлань А.Ф., Галкин В.В. Имитация динамики энергетических объектов в системах испытания программных средств управления. – Киев: Наукова думка, 1991. – 181 c. 3. Агдамов Р.И., Берхеев М.М., Заляев И.А. Автоматизированные испытания в авиастроении. – М.: Машиностроение, 1989. – 232 с. 4. Гласс Р. Руководство по надежному программированию. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 256 с. 5. Ахмедзянов А.М., Дубравский Н.Г., Тунаков А.П. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам. – М.: Машиностроение, 1983. – 206 с.
7. Шмидт И.А. Автоматизация испытаний САУ ГТД на основе цифровых быстро решаемых моделей: дис. ... канд. техн. наук. – Уфа, 1991. – 103 с. 8. Методы классической и современной теории автоматического управления: учеб.: в 5 т. Т. 3. Синтез регуляторов систем автоматичесого управления / под ред. К.А. Пупкова и Н.Д. Егупова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 616 с.
11. Кавалеров Б.В. Методологические и теоретические основы автоматизации испытаний систем управления электроэнергетическими газотурбинными установками с учетом динамики электроэнергетической системы: дис. … д-ра техн. наук. – Пермь, 2012. – 409 c. 12. Деменков Н.П. Программные средства оптимизации настройки систем управления: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 244 с. 13. Fusco G. A simulation tool for voltage control studies in power systems // Mathematical and computer modeling of dynamical systems. – 2008. – Vol. 14, no. 2. – P. 127–145. 14. Кухарчук В.Г. Современные принципы построения комплексных систем управления авиационных газотурбинных двигателей / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 1995. – 164 с. 15. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 440 с. 16. Математическое моделирование газотурбинных мини-электростанций и мини-энергосистем: монография / В.М. Винокур, Б.В. Кавалеров, А.Б. Петроченков, М.Л. Сапунков. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2010. – 299 с. 17. Кавалеров Б.В. Математическое моделирование в задачах автоматизации испытаний систем управления энергетических газотурбинных установок // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2011. – № 34(1). – С. 74–83. 18. Автоматика и регулирование авиационных двигателей и энергетических установок / А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин [и др.]. – М.: Машиностроение, 2008. – Т. 5. – 190 с. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ КРЕПЕЖНОГО ЭЛЕМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА БОРТУ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Т.Е. Мельникова, Ю.А. Казаринова Получена: 13.05.2019 Рассмотрена: 13.05.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одним из перспективных направлений развития авиационной отрасли авиации является разработка беспилотных летательных аппаратов. Создание надежных и экономичных беспилотных летательных аппаратов – это актуальная задача современного авиастроения, которая тесно связана с оптимизацией габаритов и технических характеристик летательных аппаратов. В рамках данной тематики исследована проблема обеспечения надежности крепления технического оборудования на беспилотном летательном аппарате. Конструкция крепежного элемента (кронштейна) при установке оборудования должна гарантировать безаварийную работу беспилотного летательного аппарата при заданных условиях эксплуатации, а также с учетом условия неизменности веса аппарата в целом. Задача поставлена в рамках проведения испытаний на устойчивость и прочность системы, состоящей из электронного оборудования, закрепленного кронштейнами на вибростенде, к воздействию случайной вибрации. Решение проблемы, связанной с обеспечением надежности крепления оборудования на беспилотном летательном аппарате, численно реализовано в программном пакете Solid Edge Simulation Express. Рассмотрена трехмерная конечно-элементная модель кронштейна, применяемого для крепления электронного оборудования. Дан анализ напряженно-деформированного состояния кронштейна в условиях эксплуатационных нагрузок, возникающих при полете беспилотного летательного аппарата. Исследованы опасные с точки зрения разрушения сечения кронштейна, оценено влияние силовых факторов на прочность конструкции. Выполнена верификация результатов численного анализа на основании экспериментальных исследований на прочность крепления оборудования. Разработана усовершенствованная конструкция кронштейна для крепления электронного оборудования на беспилотном летательном аппарате, обеспечивающая прочность и надежность крепления при эксплуатации. Анализ напряженно-деформированного состояния нагруженного кронштейна позволил разработать рекомендации, на основании которых в конструкцию введено дополнительное ребро жесткости. Решение проблемы обеспечения надежности и прочности кронштейна не повлияло существенным образом на изменение веса конструкции летательного аппарата в целом. таким образом, соблюдены жесткие конструктивные требования к весовой характеристике летательного аппарата. Разработанная конструкция кронштейна рекомендована Ключевые слова: кронштейн, прочность, математическое моделирование, разрушение, надежность, беспилотный летательный аппарат, конструирование, напряжения, деформации, численный анализ, совершенствование конструкции, крепежный элемент. Сведения об авторах:
Мельникова Татьяна Евгеньевна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Динамика и прочность машин» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: taevmel@gmail.com). Казаринова Юлия Александровна (Пермь, Россия) – магистр кафедры «Динамика и прочность машин» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: monic17@mail.ru). Список литературы: 1. Биард у., маклэйн у. Малые беспилотные летательные аппараты. – м.: техносфера, 2018. – 311 с. 2. Беспилотные летательные аппараты: справ. пособие / ипц «научная книга». – воронеж, 2015. – 616 с. 3. Беспилотная авиация / под ред. В.с. фетисова. – уфа: фотон, 2014. – 217 с. 4. Рэндал у. Биард, тимоти у. Маклэйн. Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика. – м.: техносфера, 2015. – 312 с. 5. Шаталов н.в. особенности классификации бпла самолетного типа // перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 29. – С. 34–39. 6. Чепурных и.в. прочность конструкции летательных аппаратов: учеб. пособие / кнагту. – комсомольск-на-амуре, 2013. – 197 с. 7. Koбылин О.В. Беспилотный летательный аппарат «Орион» // Авиация России: прошлое, настоящее, будущее: сб. тр. II науч.-практ. конф., посвященной 100-летию создания ФГУП «ЦАГИ», г. Жуковский, 21–23 ноября 2018 г. / МАИ. – М., 2018. – С. 107–112. 8. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. – М.: Мир, 1979. – 392 с. 9. Рудаков к.н. ugs femap 9.3. Геометрическое и конечно-элементное моделирование конструкций / кпи. – киев, 2011. – 317 с. 10. Рычков с.п. моделирование конструкций в среде femap with nx nastran. – м.: дмк пресс, 2012. – 784 с. 11. Скрипкин С.П., Курилов С.В. Детали машин и основы конструирования. Примеры расчетов: учеб.-метод. пособие для студентов / КГСХА. – Кострома, 2010. – 134 с. 12. Марочник сталей и сплавов: справ. / под общ. ред. Ю.Г. Драгунова и А.С. Зубченко. – М.: Машиностроение, 2014. – 1216 с. 13. Зайцев В.Н., Рудаков В.Л. Конструкция и прочность самолетов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1978. – 488 с. 14. Ричард бейкер. введение в вибрацию. – м.: lds, 1994. – 44 с. 15. Фирсов в.г., застрогин ю.ф., кулебякин а.з. автоматизированные приборы диагностики и испытаний. – м.: машиностроение, 1995. – 288 с. 16. Экспертиза летной годности беспилотных авиационных систем на испытательные и демонстрационные полеты / в.л. суханов, в.и. шибаев, в.и. городченко, д.и. ремизов // проблемы безопасности полетов. – 2016. – № 2. – с. 49–57. ПОВЫШЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ТИТАНОВОГО СПЛАВА К.Г. Непеин, И.А. Селиванов Получена: 24.05.2019 Рассмотрена: 24.05.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты работ по определению степени влияния качества заготовок, схемы фрезерования, а также финишных технологических операций поверхностного пластического деформирования на сопротивление усталости рабочих лопаток ступени осевого компрессора авиационного газотурбинного двигателя. Приведены результаты анализа входного контроля механических свойств для прутков из титанового сплава ВТ9 всех партий за три года поставок. На образцах из штамповок исследованы механические свойства и микроструктура материала. Рассмотрены основные этапы работ, направленные на выявление причин снижения предела выносливости рабочих лопаток и разработку мероприятий по обеспечению требуемых характеристик сопротивления усталости. Проведена оценка способа формирования кромок, а также степени износа режущего инструмента при фрезерной обработке на сопротивление усталости и состояние поверхностного слоя профильной части лопаток. Исследования проводились для двух групп лопаток: – 1-я группа – лопатки, изготовленные по действующей технологии (обработка кромок «чулком»); – 2-я группа – лопатки с изменением схемы фрезерования кромок (продольно-попутное фрезерование кромок методом огранки). Проанализировано влияние ППД на лопатках с откорректированными на предыдущих этапах технологическими процессами получения заготовок и механической обработки профиля пера для двух групп лопаток: – 1-я группа без выполнения технологических операций упрочнения и виброобработки; – 2-я группа с выполнением операций упрочнения микрошариками и виброобработкой по действующей технологии. Рассмотрены мероприятия по корректировке технологического процесса, направленные на повышение и стабилизацию характеристик сопротивления усталости. Проведен анализ результатов экспериментальных исследований Ключевые слова: газотурбинный двигатель, компрессор, рабочая лопатка, сопротивление усталости, регрессионный анализ, упрочнение, фрезерование, заготовка. Сведения об авторах:
Непеин Кирилл Геннадьевич (Самара, Россия) – начальник бригады отдела прочности и теплофизики ПАО «Кузнецов», аспирант кафедры «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов» ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева» (443022, г. Самара, Заводское ш., д. 29, e-mail: kirill.nepein@gmail.com). Селиванов Игорь Александрович (Самара, Россия) – начальник отдела прочности и теплофизики ПАО «Кузнецов», аспирант кафедры «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов» ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева» (443022, г. Самара, Заводское ш., д. 29, e-mail: selivanov.i.a@yandex.ru). Список литературы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СМЕШЕНИЯ В УТИЛИЗАЦИОННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКЕ А.А. Шилова, И.С. Кузнецов, Н.Л. Бачев, Р.В. Бульбович Получена: 26.05.2019 Рассмотрена: 26.05.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Сжигание низкопотенциальных нестандартных топливных газов приобретает в последнее время особое значение. Для выполнения этой задачи целесообразно разрабатывать отечественные утилизационные микротурбинные установки взамен импортных установок типа Capstone. Однако существующие установки данного класса разработаны прежде всего для сжигания стандартных топливных газов типа метан, пропан, природный газ и т.д. При разработке новых отечественных утилизационных установок необходимо учитывать разнородный состав и теплопроизводительность топливных газов, что предъявляет повышенные требования к подготовке топливовоздушных смесей. При сжигании нестандартных топливных газов в утилизационных газотурбинных энергоустановках предъявляются повышенные требования к эмиссии вредных веществ. На сегодняшний день предложены и разрабатываются различные конструкции низкоэмиссионных камер сгорания в составе газотурбинных установок. Рассматривается гомогенизация топливовоздушной смеси в камере смешения перед ее подачей в камеру сгорания. Имеющиеся исследования показывают, что при гомогенном горении предварительно подготовленной смеси эмиссия вредных веществ существенно уменьшается по сравнению с диффузионным горением при раздельной подаче компонентов. Рассматривается циклонный способ подготовки топливовоздушной смеси с тангенциальным подводом воздуха и топливного газа. В основу математической модели положены законы сохранения полной массы, импульса и энтальпии смеси, массовой концентрации окислителя и горючего. Турбулентные характеристики переноса получены с использованием k–e-модели турбулентности. Проведены вариантные расчеты смешения с различными значениями времени пребывания и относительной расходонапряженности. Приводится анализ скоростей, коэффициентов избытка воздуха и неравномерностей коэффициентов избытка воздуха по объему камеры смешения. Даны рекомендации по использованию обобщенных характеристик (время пребывания и относительная расходонапряженность) при определении геометрических размеров камеры смешения. Ключевые слова: камера смешения, топливовоздушная смесь, гомогенное горение, неравномерность коэффициента избытка воздуха, время пребывания, относительная расходонапряженность, геометрические размеры камеры смешения. Сведения об авторах:
Шилова Алена Алексеевна (Пермь, Россия) – инженер кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: alyona1203@gmail.com). Кузнецов Иван Сергевич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: radiofm_2010@mail.ru). Бачев Николай Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: bnl54@yandex.ru). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: Bulbovich@pstu.ru). Список литературы:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОДНОДИСКОВОГО РОТОРА С ШАРОВЫМ АВТОБАЛАНСИРОМ НА ПЕРЕХОДНЫХ И УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ ВРАЩЕНИЯ Н.Н. Зайцев, Д.Н. Зайцев, Д.А. Минеев Получена: 29.05.2019 Рассмотрена: 29.05.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Способность шаровых автобалансиров осуществлять автобалансировку роторов на их закритических частотах вращения и отсутствие такой способности на докритических частотах обусловливает необходимость изучения динамики роторов с автобалансиром на переходных режимах вращения. Для численного исследования особенностей таких режимов в данной статье выводится математическая модель динамики однодискового симметричного межопорного ротора с шаровым автобалансирующим устройством, учитывающая нестационарность частоты вращения ротора, воздействие сил тяжести и трение качения шаров в обойме. Для случая автобалансира с двумя шарами предлагается вычислительная модель в виде системы дифференциальных уравнений в форме Коши, и приводятся результаты численного моделирования различных режимов вращения с использованием этой модели. При этом на режиме установившегося вращения моделируется динамика при ступенчатом изменении эксцентриситета центра масс диска. Результаты моделирования изотропного ротора представлены графиками изменений прогиба ротора и координат его мгновенного центра масс, а также перемещений шаров по обойме. Для анизотропного ротора показаны соответствующие его динамике два максимума амплитуды прогиба, орбиты прямой и обратной прецессий. Приведенные графики расчетов с учетом и без учета влияния силы тяжести демонстрируют, что прецессионное движение рассматриваемого ротора происходит относительно его оси, смещенной под действием силы веса. Влияние шарового автобалансира на динамику ротора при переходных и установившихся режимах иллюстрируется графиками изменений координат его мгновенного центра масс, а соответствующая этим режимам динамика шаров в обойме показана на графиках их перемещений. Ключевые слова: однодисковый ротор, шаровое автобалансирующее устройство, переходные и установившиеся режимы, мгновенный центр масс, амплитуда прогиба, орбита прецессии. Сведения об авторах:
Зайцев Николай Николаевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: znn@perm.ru). Зайцев Денис Николаевич (Пермь, Россия) – ведущий инженер кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: rkt@pstu.ru). Минеев Дмитрий Андреевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: mda886@mail.ru). Список литературы: 1. Гусаров А.А. Автобалансирующие устройства прямого действия. – М.: Наука, 2002. – 119 с. 2. Горбенко А.Н. Влияние силы тяжести на колебания ротора с шариковым автобалансирующим устройством // Вестник Технологического университета Подолья. – 2000. – № 1. – С. 110–114. 3. Bolton J.N. Single- and dual-plane automatic balancing of an elastically mounted cylindrical rotor with considerations of coulomb friction and gravity: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy in Engineering Mechanics. – 2010. – URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/29946/Bolton_JN_D_ 2010.pdf? sequence=1 (accessed 04 May 2019). 4. Гончаров В.В., Филимонихин Г.Б. Вид и структура дифференциальных уравнений движения и процесса уравновешивания роторной машины с автобалансирами // Известия Томского политехнического университета. – 2015. – Т. 326, № 12. – С. 20–30. 5. Экспериментальное исследование процесса статической и динамической балансировки шаровыми автобалансирами крыльчатки осевого вентилятора / Л.С. Олийниченко, В.В. Гончаров, В.Н. Сидей, О.В. Горпинченко // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2017. – Вып. 2, № 1. – С. 42–50. 6. Зайцев Н.Н., Зайцев Д.Н., Минеев Д.А. Моделирование динамики горизонтального ротора с двумя двухшаровыми автобалансирами // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации – 2018: материалы XIX Всерос. науч.-техн. конф., г. Пермь, 15–17 нояб. 2018 г. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2018. – C. 113–118. 7. Experimental investigation of ABB effect on unbalanced rotor vibration / M. Makram1, S.S. Kossa1, M.K. Khalil, A.F. Nemnem, G. Samer // J. of Coupled Systems and Multiscale Dynamics. – 2017. – Vol. 5. – P. 225–231. DOI: 10.1166/jcsmd.2017.1135 8. Chung J., Shuichi Yoshida, Teruyuki Naka. Effect of gravity and angular velocity on an automatic ball balancer // SICE J. of Control, Measurement and System Integration. – May 2014. – Vol. 7, no. 3. – P. 141–146. 9. Yoshida Shuichi, Teruyuki Naka. Reduction method of residual balancing error on auto-balancer mechanism // SICE J. of Control, Measurement and System Integration. – May 2014. – Vol. 7, no. 3. – P. 141–146. 10. Быков В.Г. Нестационарные режимы движения статически неуравновешенного ротора с автобалансировочным механизмом // Вестник СПбГУ. Сер. 1. – 2010. – Вып. 3. – С. 89–96. 11. Быков В.Г., Ковачев А.С. Прохождение через резонанс статически неуравновешенного ротора с «неидеальным» автобалансировочным устройством // Вестник СПбГУ. Математика. Механика. Астрономия. – 2017. – Т. 4 (62). – С. 671–680. 12. Зайцев Н.Н., Зайцев Д.Н., Макаров А.А. Инженерный анализ установившихся режимов однодискового ротора с многорядным шаровым автобалансирующим устройством // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2017. – № 48. – C. 43–59. 13. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. – М.: Машиностроение, 1969. – 543 с. 14. Филин А.П. Прикладная механика твердого деформируемого тела: Сопротивление материалов с элементами теории сплошных сред и строительной механики. – М.: Наука, 1981. – Т. III. – 480 с. 15. Подольский М.Е., Черенкова С.В. Физическая природа и условия возбуждения прямой и обратной прецессий ротора // Теория механизмов и машин. – 2014. – Т. 12, № 1. – С. 27–40. СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ ПРИ ОТКАЗАХ В КАНАЛЕ ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ А.А. Иноземцев, Н.Г. Ламанова, А.Н. Саженков, И.Г. Лисовин, И.Н. Грибков, А.С. Плешивых Получена: 03.06.2019 Рассмотрена: 03.06.2019 Опубликована: 30.06.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При создании современных авиационных газотурбинных двигателей отмечается значительное усложнение систем автоматического управления и контроля, что способствует увеличению вероятности различных нарушений в канале измерения и усложняет задачи управления. Для обеспечения отказоустойчивости системы автоматического управления авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя предлагается алгоритмический метод резервирования, который заключается в использовании оптимального наблюдателя – фильтра Калмана. Наличие оптимального наблюдателя создает предпосылки для решения различных задач управления, а также обеспечивает информационную избыточность, которая позволяет повысить отказоустойчивость системы автоматического управления, т.е. ее способность выполнять свои функции после появления неисправностей. Представлены результаты моделирования оптимального фильтра, согласованного с математической моделью САУ ТРДД, по данным летных испытаний современного двигателя типа ПС-90А в составе самолета Ту-214 в декабре 2018 г., как на стационарных, так и на переходных режимах работы двигателя, при нормальном функционировании САУ и отказах датчиков. Проведен анализ качества полученных оценок вектора выхода САУ ТРДД. Результаты моделирования оптимального наблюдателя и анализа качества оценок как на стационарных, так и на переходных режимах работы двигателя при нормальном функционировании САУ и отказах датчиков представлены в виде таблиц и графиков. Параметры ТРДД указаны в процентах от максимальных значений. Показано, что предложенный алгоритм обеспечивает выполнение требований по точности определения оценок вектора выхода системы автоматического управления газотурбинного двигателя и может быть рекомендован для использования в САУ ТРДД. Ключевые слова: математическая модель, отказоустойчивость, оптимальные оценки, фильтр Калмана, оптимальный наблюдатель. Сведения об авторах:
Иноземцев Александр Александрович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий кафедрой «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, ул. Профессора Поздеева, д. 13, корпус Г, к. 220); управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: office@avid.ru). Ламанова Надежда Геннадьевна (Пермь, Россия) – доцент кафедры «Прикладная математика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nglaman@mail.ru). Саженков Алексей Николаевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, помощник генерального конструктора, начальник административного отдела АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: sazhenkov@avid.ru). Лисовин Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, начальник отделения систем автоматического управления АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: lisovin@avid.ru). Грибков Игорь Николаевич (Пермь, Россия) – заместитель начальника отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования систем автоматического управления АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: gribkov@avid.ru). Плешивых Артур Сергеевич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: arthur.p.s.1995@mail.ru). Список литературы:
| ||