ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВНУТРИКАМЕРНЫХ ПРОЦЕССОВ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ОСОБОЙ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ. ЧАСТЬ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ М.Ю. Егоров, Д.М. Егоров, С.М. Егоров, А.А. Савочкина Получена: 24.07.2018 Рассмотрена: 24.07.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Современный ракетный двигатель на твердом топливе – сложная техническая система, в которой одновременно протекает ряд взаимосвязанных нестационарных и нелинейных физико-химических процессов. Приводятся результаты численных расчетов динамики внутрикамерных процессов при срабатывании ракетного двигателя особой компоновочной схемы, полученные с использованием разработанной ранее физико-математической модели и созданного на ее основе пакета прикладных программ. При срабатывании воспламенительного устройства в камере сгорания наблюдается кратковременный локальный интенсивный всплеск давления. Далее по времени работы в камере сгорания, газоходах и сопловых блоках отслеживается затухающий волновой процесс с постепенным подъемом уровня давления за счет также постепенного прогрева и зажигания поверхности горения заряда твердого топлива. При достижении уровня давления, соответствующего некоторому критическому значению, вскрываются заглушки сопловых блоков. Давление в этот момент в камере сгорания резко падает. За счет интенсивного зажигания поверхности горения заряда твердого топлива давление в камере сгорания резко возрастает и достигает уровня рабочего значения. На этом этапе в боковых газоходах генерируется высокочастотный колебательный процесс. В целом в расчетах четко отслеживается сложный переходный волновой, асимметричный по пространству и переменный по времени характер течения в камере сгорания, газоходах и сопловом блоке. Для оптимизации параметров ракетного двигателя в работе рассматриваются три варианта его компоновочной схемы. В исходном варианте наблюдается значительная задержка зажигания поверхности горения заряда твердого топлива и, как следствие, затянутый по времени выход на расчетный режим работы. Ключевые слова: ракетный двигатель на твердом топливе, внутрикамерные процессы, горение, газовая динамика, результаты расчетов. Сведения об авторах:
Егоров Михаил Юрьевич (Пермь, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры «Высшая математика» ФПММ» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: egorov-m-j@yandex.ru). Егоров Дмитрий Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, зам. главного Егоров Сергей Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института полимерных материалов (614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, д. 16, e-mail: know_nothing@bk.ru). Савочкина Анна Александровна (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Высшая математика» ФПММ» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: aidas_76@mail.ru). Список литературы:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО СОЧЕТАНИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕЖИМА ПОПЕРЕЧНОГО СТРОЧНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ТРЕБУЕМУЮ ТОЧНОСТЬ ОБРАБОТКИ В.И. Свирщёв, С.В. Тарасов, В.В. Мережников Получена: 04.10.2018 Рассмотрена: 04.10.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Отсутствие нормативной базы данных по назначению управляемых параметров режима обработки сложнопрофильных поверхностей, которыми являются профиля проточной части компрессорных лопаток газотурбинного двигателя, не позволяет обоснованно назначать сочетание параметров режима поперечного строчного фрезерования при формообразовании профиля в процессе изготовления на многокоординатных станках с ЧПУ, которое бы обеспечивало требуемую точность профиля пера лопатки. На основании анализа геометрических связей в зоне контакта фрезы со сферической рабочей поверхностью и криволинейным профилем проточной части лопатки установлены функциональные зависимости для расчета нормальной составляющей силы фрезерования и ее проекции на ось Y, а также плеча приложения этой силы относительно оси вращения лопатки, необходимые для расчета суммарной деформации лопатки от прогиба и скручивания, для каждой точки профиля поперечного сечения лопатки. Анализ полученных функциональных значений показал, что координаты плеч, соответствующие точкам геометрической модели поперечного сечения лопатки, и координаты плеч, соответствующие точкам прикосновения проекции нормальной составляющей силы фрезерования, различны и зависят от двух факторов: направления обхода контура строчки по сравнению с направлением вращения лопатки относительно оси Z; расположения фрезеруемой точки профиля (знак координаты X) на спинке или корыте лопатки. Описана методология, и получены аналитические выражения для расчета и назначения нормативного сочетания управляемых параметров режима метода формообразования, обеспечивающего требуемую точность профиля пера лопатки, при разработке управляющей программы автоматизированного формообразования профиля пера лопатки на станке с ЧПУ. Ключевые слова: профиль пера лопатки, точность профиля проточной части, многокоординатное формообразование профиля лопатки, параметры режима поперечного строчного фрезерования. Сведения об авторах:
Свирщёв Валентин Иванович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: svirshchev_vi@pstu.ru). Тарасов Степан Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tarasovsv100@mail.ru). Мережников Владислав Владимирович (Пермь, Россия) – магистр кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: merejnikov@yandex.ru). Список литературы: 1. Крымов В.В., Елисеев Ю.С., Зудин К.И. Производство лопаток газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 2002. – 376 с. 2. Полетаев В.А. Технология автоматизированного производства лопаток газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 2006. – 256 с. 3. Способ строчного фрезерования пера лопатки газотурбинного двигателя: пат. 2354508 Российская Федерация, МКН В23С3/18 / Свирщёв В.И., Башкатов И.Г., Оконешников Д.В., Степанов Ю.Н., Цыпков С.В. – № 2007124229/02; заявл. 27.06.2007; опубл. 10.05.2009, Бюл. № 13. – 5 с. 4. Сулима А.М., Носков А.А., Серебренников Г.З. Основные технологии производства газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1996. – 480 с. 5. Рахмарова М.С., Мирер Я.Г. Влияние технологических факторов на надежность лопаток газовых турбин. – М.: Машиностроение, 1966. – 223 с. 6. Семенченко И.В., Мирер Я.Г. Повышение надежности лопаток газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1977. – 160 с. 7. Суслов А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. – М.: Машиностроение, 1987. – 208 с. 8. Безъязычный В.Ф., Крыхов В.Н., Полетаев В.А. Автоматизация технологии изготовления газотурбинных авиационных двигателей. – М.: Машиностроение, 2005. – 566 с. 9. Елисеев Ю.С. Технология производства авиационных газотурбинных двигателей: учеб. пособие для вузов. – М.: Машиностроение, 2003. – 511 с. 10. Способ строчного фрезерования пера лопатки газотурбинного двигателя на многокоординатных станках с ЧПУ: пат. 2607880 Российская Федерация; МКН В23С3/18 / Свирщёв В.И., Тарасов С.В., Тукачев Д.В., Черепанов С.Е. – № 2015124625; заявл. 23.06.2015; опубл. 20.01.2017, Бюл. № 2. – 5 с. 11. Ицкович Г.М., Винокуров А.И., Минин Л.С. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов. – М.: Высшая школа, 1970. – 544 с. 12. Свирщёв В.И., Тарасов С.В., Мережников В.В. Нормативные геометрические параметры сечений проточной части компрессорных лопаток газотурбинного двигателя, необходимые для прогнозирования и технологического обеспечения показателей качества // Вестник Пермского национального 13. Гуревич Я.Л., Горохов М.В., Захаров В.И. Режимы резания труднообрабатываемых материалов: справ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1968. – 240 с. 14. Справочник технолога-машиностроителя: в 2 т. / под. ред. А.М. Дальского, А.Г. Суслова, А.Г. Косиловой, Р.К. Мещерякова. – 5-е изд., исправ. – М.: Машиностроение, 2003. – Т. 2. – 944 с. 15. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1984. – 831 с. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ВИХРЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК А.Г. Киренчев, Н.В. Даниленко Получена: 01.11.2018 Рассмотрена: 01.11.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены особенности рабочего процесса вихрей газотурбинных силовых установок, а также проблемы, порождаемые данным явлением. Произведен анализ проблем техногенного вихреобразования под воздухозаборниками газотурбинной силовой установки. Показан алгоритм математического расчета вихрей под воздухозаборниками газотурбинных двигателей с выводом результатов. Математическое моделирование было произведено методом дискретных вихрей. На основании полученных результатов математически доказана тенденция уменьшения их вихревой активности с переходом от интенсивного вихря к вихрям размытой интенсивности при малых значениях высоты воздухозаборника над подстилающей поверхностью. Представлена методика экспериментального исследования вихрей с использованием методов гидрогазоаналогии. Исследование было проведено на экспериментальной установке по исследованию вихревых течений, образующихся под влиянием силы Кориолиса. Результаты экспериментального исследования верифицировались с помощью математического расчета. На основании полученных результатов были определены вихревые характеристики исследуемых моделей воздухозаборников. По полученным характеристикам были определены новые особенности рабочего процесса вихрей газотурбинных силовых установок. Произведен поиск возможного практического применения полученным результатам, и предложены рекомендации по эксплуатации силовых установок воздушных судов на аэродроме с учетом выявленных особенностей. Ключевые слова: вихри газотурбинных силовых установок, математическое моделирование, экспериментальное исследование, сила Кориолиса. Сведения об авторах:
Киренчев Антон Геннадьевич (Иркутск, Россия) – старший преподаватель кафедры «Летательные аппараты и двигатели», Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 139, e-mail: antonkirenchev25@mail.r). Даниленко Николай Владимирович (Иркутск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Летательные аппараты и двигатели», Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 139, e-mail: danko_irk@mail.ru). Список литературы: 1. Теория вихрей перед воздухозаборниками самолетов при работе газотурбинных двигателей на аэродроме: монография / Н.В. Даниленко, П.М. Кривель, С.В. Пахомов, А.М. Сафарбаков, М.М. Федотов / ИрГТУ. – 2-е изд., доп. – Иркутск, 2011. – 348 с. 2. Численное моделирование течения на входе в сверхзвуковой воздухозаборник внешнего сжатия при энергоподводе в набегающий сверхзвуковой поток / С.Ю. Пирогов, А.С. Юрьев, В.В. Типаев, А.С. Махров // Вестник Московского авиационного института. – 2009. – Т. 16, № 3. – C. 154–159. 3. Салтыков А.С., Федотов М.М. Экспериментальные исследования процесса вихреобразования под входным устройством самолета с использованием вихревых характеристик воздухозаборника // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2009. – № 3(39). – С. 72–76. 4. Исследования МАИ в области отрывных и струйных течений вблизи элементов ЛА и их полных компоновок / Л.Г. Артамонова, А.Н. Радциг, Ю.А. Рыжов, Н.В. Семенчиков, Е.Л. Тархов, Г.Ф. Чернов, О.В. Яковлевский // Вестник Московского авиационного института. – 2005. – Т. 12, № 2. – C. 31–48. 5. Управление взаимодействием пространственных отрывно-вихревых структур с несущими элементами самолета / С.Б. Свирщевский, Л.Г. Артамонова, А.Н. Радциг, Н.В. Семенчиков // Вестник Московского авиационного института. – 2002. – Т. 9, № 1. – C. 3–24. 6. Zhang X., Showman A.P. Atmospheric circulation of brown dwarfs: jets, vortices, and time variability // The Astrophysical J. Lett. – 2014. – Vol. 788, no. 1. – P. L6. 7. The online tornado FAQ. – URL: http://www.spc.noaa.gov/faq/tornado/ (accessed 1 November 2018). 8. Баутин С.П. Торнадо и сила Кориолиса. – Новосибирск: Наука, 2008. – 80 с. 9. Разрушительные атмосферные вихри: теоремы, расчеты, эксперименты / С.П. Баутин, И.Ю. Крутова, А.Г. Обухов, К.В. Баутин. – Новосибирск: Наука, 2013. – 216 с. 10. Баутин С.П., Обухов А.Г. Математическое моделирование разрушительных атмосферных вихрей. – Новосибирск: Наука, 2012. – 152 с. 11. Даниленко Н.В. Прецессия изолированного циклонического вихря в поле вращения Земли // Вестник Иркут. гос. техн. ун-та. – 2008. – № 2(34). – C. 20–23. 12. Маленев А.И. Математическая модель на базе метода дискретных вихрей // Аспирант. – 2016. – № 3(19). – C. 55–57. 13. Самолысов А.В., Масевич А.В., Вальес Н.Г. Расчет вихревого обтекания неподвижных и колеблющихся цилиндрических тел методом дискретных вихрей // Вестник научно-технического развития. – 2014. – № 6(82). – C. 31–37. 14. Даниленко Н.В., Киренчев А.Г. Конвертация вихря при изменении высоты расположения воздухозаборника над подстилающей поверхностью [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык: междунар. информ.-аналит. журн. / Иркут. филиал МГТУ ГА. – Иркутск, 2017. – № 2. – URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2017-2 (accessed 1 November 2018). 15. Aircraft engine spirals & swirls. – URL: https://aerosavvy.com/aircraft-engine-spirals/ (accessed 1 November 2018). CОПЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ПРИ ВЫСОКОМ ДАВЛЕНИИ К.А. Ваганов, Р.В. Бульбович Получена: 27.11.2018 Рассмотрена: 27.11.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обосновывается актуальность создания сопловой установки для проведения огневых стендовых испытаний зарядов твердого топлива, применяемых для нефте- и газодобывающей промышленности. Для разработки такой установки сформулированы цели и задачи, а также решен ряд вопросов, связанных с особенностью организации и моделирования рабочего процесса при испытании. Разработаны принципиальная схема, система измерения и датчики. Приведены массово-габаритные характеристики испытываемых зарядов твердого топлива. Кратко рассмотрен процесс проведения испытаний на установке. Даны результаты испытаний, проведенных в течение двух лет на опытном образце сопловой установки; рассмотрен вариант модернизации установки. В результате произведенных работ получена уникальная сопловая установка, на которой можно проводить испытания зарядов твердого топлива с максимальными размерами изделий: диаметром до 100 мм, длиной до 2,4 м и массой до 20 кг. Сопловую установку после модернизации можно применять для проведения приемо-сдаточных испытаний и сертификации газогенераторов, предназначенных для нефтегазовой отрасли, а также при проведении НИОКР по темам горения зарядов твердого топлива под водой. Ключевые слова: заряд твердого топлива, огневые стендовые испытания, внутрикамерные процессы, сопловая установка высокого давления. Сведения об авторах:
Ваганов Константин Александрович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: k.a.vaganov@mail.ru). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: dekan_akf@pstu.ru). Список литературы:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТОПОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ МАССЫ КОНСТРУКТИВНО ПОДОБНОГО КРОНШТЕЙНА ТРУБОПРОВОДА АВИАЦИОННОГО ГТД Д.Д. Попова, Н.А. Самойленко, С.В. Семенов, А.А. Балакирев, А.Ю. Головкин Получена: 30.11.0201 Рассмотрена: 30.11.0201 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Применение методики топологической оптимизации позволяет уменьшить массу детали при сохранении ее жесткостных и прочностных характеристик. Целью данной работы является расчетное и экспериментальное исследование изменения жесткости конструктивно подобного кронштейна трубопровода авиационного ГТД вследствие уменьшения его массы на 30 % с помощью SIMP-метода топологической оптимизации. При этом в качестве ограничения задавалось требование на сохранение величины прогиба кронштейна в вертикальной плоскости под нагрузкой в 5 кг. Решение задачи топологической оптимизации осуществлялось в программе ANSYS 19. Сглаживание полученной в результате оптимизации геометрии модели осуществлялось в CAD-системе NX. Для экспериментальной верификации результатов расчета перемещений под нагрузкой исходной и оптимизированной геометрии детали аддитивным методом послойного наплавления на 3D-принтере были изготовлены две натурные модели кронштейна в масштабе 1:1 из материала-заменителя (ABS-пластик). Способ закрепления и нагружения и характеристики материала в экспериментальной установке были аналогичны расчетной схеме. Нагружение производилось с помощью калибровочных грузов. Измерение перемещений производилось в нескольких точках с помощью индикатора часового типа. Также контролировались горизонтальные деформации кронштейна. Показана хорошая сходимость расчетного и экспериментального определения перемещений конструктивно подобного кронштейна под нагрузкой. Проанализированы возможные причины отклонений. Полученные расчетные и экспериментальные данные могут быть использованы для верификации более сложных математических моделей, использующихся для решения задач статического нагружения деталей, изготовленных с помощью метода 3D-печати. Ключевые слова: топологическая оптимизация, оптимальное проектирование, аддитивные технологии, SIMP-метод, метод конечных элементов. Сведения об авторах:
Попова Диана Дмитриевна (Пермь, Россия) – студентка кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: diana-popova-1998@mail.ru). Самойленко Никита Андреевич (Пермь, Россия) – студент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nikita5am@yandex.ru). Семенов Сергей Валерьевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: sergey.semyonov@mail.ru). Балакирев Александр Андреевич (Пермь, Россия) – инженер кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: 1st.leonao@gmail.com). Головкин Андрей Юрьевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: zaxap_must_die@mail.ru). Список литературы:
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАСЧЕТ БЕСКЛАПАННЫХ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ ДИОДАМИ Д.Ф. Хабарова, Е.К. Спиридонов Получена: 26.11.2018 Рассмотрена: 26.11.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена насосам с вытеснителем возвратно-поступательного действия и гидравлическими диодами, которые ввиду отсутствия подвижных частей в проточной части нашли применение в системах повышенной ответственности в ядерной промышленности, а также в медицинской промышленности в системах транспорта лекарственных средств. Приведены аналитические выражения расходно-напорной характеристики и КПД поршневого насоса с гидравлическими диодами в размерных и безразмерных параметрах, уточненные численным исследованием энергетических характеристик насоса. В результате уточнения были получены корректирующие коэффициенты ε и ψ, а также установлено, что данные коэффициенты являются функцией диодности по сопротивлению гидравлических диодов. Функциональная зависимость представлена в графическом виде. На основе уточненных выражений рассчитаны и проанализированы экстремальные по КПД характеристики, которые представляют собой максимальные возможности насоса. Анализом этих характеристик установлено, что оптимальная относительная подача насоса, т.е. подача, выраженная в долях идеальной подачи герметичного насоса, зависит главным образом от диодности гидравлических диодов, при этом величина коэффициента гидравлического сопротивления в прямом направлении диода не оказывает сколь угодно существенного влияния на величину оптимальной относительной подачи. Экстремальные характеристики представлены в виде зависимости оптимальной относительной площади поршня kопт от безразмерного напора h при трех значениях коэффициента гидравлического сопротивления в прямом направлении диода ζпр, рассчитанной для нескольких величин диодности D. Эти характеристики могут служить основой для расчета насоса при проектировании. Приведен числовой пример последовательности расчета насоса на заданные подачу Q и напор H. Ключевые слова: поршневой насос, бесклапанные насосы, гидравлические диоды, экстремальные характеристики, расчет, проектирование. Сведения об авторах:
Хабарова Дарья Федоровна (Челябинск, Россия) – старший преподаватель кафедры «Гидравлика и гидропневмосистемы» Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76, e-mail: khabarovadf@susu.ru). Спиридонов Евгений Константинович (Челябинск, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гидравлика и гидропневмосистемы» Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76, e-mail: spiridonovek@susu.ru). Список литературы:
ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПО МОДАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ А.Ф. Сальников Получена: 27.11.2018 Рассмотрена: 27.11.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Описан алгоритм построения модального анализа при формировании волнового поля в деталях сложной геометрии. Показано, что, используя алгоритм модального вычета, можно с определенной достоверностью строить диагностическую модель по определению технического состояния объекта, возможных дефектов, отклонений в геометрических размерах (например, разнотолщинность, отклонение от заданного размера и т.д.), а также изменения плотности материала, микротрещин в теле конструкции. Показано, что данный алгоритм может использоваться без определенных знаний априорного волнового поля объекта, поскольку для выявления различных отклонений его структуры достаточно использовать определенное количество датчиков (не менее двух), установленных определенным образом по геометрическим плоскостям и их переходам, формирующим пространственную геометрию изделия. Проведено поэлементное «прослушивание» определенных однотипных зон детали при модальном их возбуждении, построен алгоритм определения ее технического состояния. С помощью анализа изменения волнового поля, формируемого поочередно от датчика к датчику, в объекте выстраивается алгоритм распознавания. Следовательно, получаемая оценка технического состояния объекта может быть построена на структурных характеристиках конкретного элемента, детали или сборки в целом. Приведен алгоритм диагностики сложных пространственных деталей на примере дефлектора второй ступени турбины высокого давления двигателя ПС-90А и кольца 0 ступени компрессора двигателя ПС-90ГП-2. Волновой алгоритм построен на анализе виброакустических откликов конструкции с использованием модального анализа при формировании виброакустических полей в изделии и на выявлении влияния различных дефектов на изменение амплитудно-частотных характеристик волнового поля исследуемой детали. Приведены результаты оценки состояния исследуемых деталей. Ключевые слова: неразрушающий контроль, техническая диагностика, модальный анализ, амплитудно-частотная характеристика, волновое поле, дефект, частотный анализ. Сведения об авторах:
Сальников Алексей Федорович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические установки» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: Afsalnikov_1@mail.ru). Список литературы: 1. Неразрушающий контроль и диагностика: справ.: в 7 т / Ф.Я. Балицкий, А.В Барков, Н.А. Баркова [и др.]; под ред. В.В. Клюева. – М: Машиностроение, 2005. – Т. 7, кн. 2. – 839 с. 2. Диагностика авиационных деталей / В.И. Лодзинский, Г.В. Бондал, А.О. Каксис, А.Е. Колтунов. – М.: Машиностроение, 1988. – 218 с. 3. Виброакустическая диагностика зарождающихся дефектов / Ф.Я. Балицкий, М.А. Иванова, А.Г. Соколова, Е.И. Хомяков. – М.: Наука, 1984. – 120 с. 4. Вопросы акустической диагностики / М.Д. Генкин, Ф.Я. Балицкий, Е.И. Бобровницкий [и др.] // Методы виброизоляции. – М.: Наука, 1975. – С. 67–91. 5. Карасев В.А., Максимов И.П., Сидоренко Е.К. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей // Акустическая диагностика. – М.: Машиностроение, 1978. – 310 с. 6. Сиротин И.Е., Коровкин Ю.М. Техническая диагностика авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 272 с. 7. Палов Б.Е. Акустическая диагностика механизмов. – М.: Машиностроение, 1971. – 152 с. 8. Пархоменко П.П., Согомонян Е.С. Основы технической диагностики. – М.: Энергия, 1981. – 320 с. 9. Баданин Е.Ю., Дрозденко В.А. Диагностика и анализ вибрационного состояния ГЦН энергоблока БН-600 // Известия вузов. Ядерная энергетика. – 2009. – № 2. – С. 30–34. 10. Щелудяков А.М., Сальников А.Ф. Волновой метод технической диагностики трубопроводов из композиционных материалов в процессе их эксплуатации // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – Т. 1. – С. 379–384. 11. Сальников А.Ф. Методика диагностики и оценки остаточного ресурса трубопроводов из неметаллических материалов // Инженерная практика. – 2016. – № 9. – C. 48. 12. Пшеничный В.В., Сальников А.Ф. Исследование вибродинамических характеристик стенда для испытаний главных редукторов вертолетов // Вестник машиностроения. – 2017. – № 2. – С. 19–23. 13. Пшеничный В.В., Сальников А.Ф. Динамический анализ стенда для испытаний главных редукторов вертолетов // Вестник машиностроения. – 2017. – № 5. – С. 20–23. 14. Щелудяков А.М., Сальников А.Ф. Об использовании комплекса обработки изменения волновых характеристик виброакустической волны для оценки фактического состояния неметаллических трубопроводов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2015. – № 1. – С. 174–176. 15. Permyakov K.V., Salnikov A.F. exhaust-line performance in a gas-pumping system // Russian Engineering Research. – 2014. – Vol. 34, no. 9. – Р. 557–559. 16. Щелудяков А.М., Сальников А.Ф. Исследование режимов работы насоса на возбуждение колебаний стрелы РПК // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2014. – Т. 1. – С. 251–253. 17. Сальников А.Ф., Кашина И.А. Сравнительный анализ методов определения собственных частот конструктивных элементов системы РДТТ // Полет. – 2013. – № 6. – С. 26–30. ГАЗОТУРБИННЫЕ И РАКЕТНО-ТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, РАБОТАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ А.С. Бажуков, П.А. Митрович, В.И. Малинин Получена: 02.12.2018 Рассмотрена: 02.12.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Предлагается новый тип силовых установок для беспилотных летательных аппаратов – газотурбинный и модифицированный ракетно-турбинный двигатели на твердом топливе. В вводной части статьи описываются уже существующие типы двигателей для БПЛА, приведены их достоинства и недостатки. Во второй части статьи показаны достоинства и недостатки ракетного двигателя на твердом топливе и газотурбинного двигателя. На основе этого сделан следующий вывод: необходимо создать гибридную силовую установку, включающую в себя достоинства обоих типов двигателей, а в качестве прототипа выбран ракетно-турбинный двигатель на твердом топливе. В результате чего разработаны две принципиальные схемы ГТДТ и РТДТм, которые предложены в третьей части. Показаны основные элементы схем с указанием взаимодействия между ними. К каждой из схем дано описание принципа работы, приведены назначения основных элементов. Расчетная (четвертая) часть статьи посвящена выбору топлива для РТДТ, которое должно удовлетворять требованиям по температуре и чистоте газа авиационных турбин. Приведены графики зависимости температуры в камере сгорания, газовой постоянной продуктов сгорания и содержания к-фазы от содержания окислителя. На основании результатов расчета выбраны оптимальные составы топлива, приведены их особенности. В заключительной части статьи сделаны выводы по результатам работы, описано дальнейшее направление исследований. Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, экстремальные условия, газотурбинный и ракетно-турбинный двигатели, газогенератор, регулируемое сопло, смесевое твердое топливо, окислитель, связующее. Сведения об авторах:
Бажуков Александр Сергеевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: alexgh1993@mail.ru). Митрович Петр Андреевич (Пермь, Россия) – студент кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: coolllvox@gmail.com). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы:
МОДЕЛИРОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ГОРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ГАЗОВ В УТИЛИЗАЦИОННОЙ КАМЕРЕ СГОРАНИЯ И.О. Замеров, Н.Л. Бачев, Р.В. Бульбович Получена: 02.12.2018 Рассмотрена: 02.12.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В программном комплексе ANSYS FLUENT смоделирован процесс кинетического горения нефтяного газа в утилизационной камере сгорания при разных коэффициентах избытка воздуха. По построенной модели были получены поля значений температуры, давления и скорости, а также концентрации компонентов продуктов сгорания. Произведена проверка на проскок пламени в область подготовки газовоздушной смеси. Проведен анализ составов продуктов сгорания при кинетическом и диффузионном горении. На основании полученных данных был выбран оптимальный режим работы камеры сгорания, при котором коэффициент избытка воздуха равен трем. Приведена зависимость средней температуры по выходному сечению от коэффициента избытка воздуха. В результате исследования, по данным численного моделирования проведен анализ, из которого следует, что кинетическое горение подходит для сжигания нефтяных газов. Равномерное горение наблюдается по всей длине камеры сгорания. Отсутствует проскок пламени в область подготовки газовоздушной смеси. Уровень вредных примесей Ключевые слова: кинетическое горение, нефтяной газ, коэффициент избытка воздуха, состав продуктов сгорания, проскок пламени, снижение выбросов, массовый расход, математическая модель. Сведения об авторах:
Замеров Иван Олегович (Пермь, Россия) – бакалавр, студент магистратуры кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: ivanzamerov@gmail.com). Бачев Николай Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bnl54@yandex.ru). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: dekan_akf@pstu.ru). Список литературы:
ОПТИМИЗАЦИЯ ГЕОМЕТРИИ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЛОПАТОЧНЫХ ВЕНЦОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПРЕССОРОВ ГТД И.А. Кривошеев, К.Е. Рожков, Н.Б. Симонов Получена: 07.12.2018 Рассмотрена: 07.12.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Сделан выбор оптимального режима и геометрии лопаточных венцов при проектировании компрессоров. Выбор параметров ступеней и лопаточных венцов и расчетного режима производился с целью достижения максимального значения КПД компрессора при заданном расходе, степени повышения давления, запасе газодинамической устойчивости и выбранной геометрии проточной части. Приводится уточнение известных и ряд новых зависимостей и методик. Представленный графоаналитический метод позволяет по заданному коэффициенту расхода в первом приближении выбрать оптимальное значение коэффициента напора каждой ступени. Предложенный аналитический метод позволяет предварительно оценить КПД компрессора и количество ступеней в нем. Приведенная в работе зависимость позволяет определить оптимальные значения густоты лопаточных венцов рабочих колес и направляющих аппаратов по высоте проточной части компрессора с учетом отношения коэффициента напора к коэффициенту расхода. Кроме того, выведен ряд зависимостей для определения оптимальных значений углов атаки и отставания потока в разных сечениях по высоте проточной части на расчетном режиме. В одном из предложенных вариантов оптимальный режим предлагается определять по универсальной зависимости Л.Е. Ольштейна с учетом введенных поправочных функций для угла атаки. Такое уточнение известной зависимости позволяет определить углы входа и выхода потока на оптимальном режиме. Обозначенная методика получения геометрических параметров решеток профилей позволяет произвести уточненный расчет профильных потерь полного давления, что, в свою очередь, дает возможность получить более точное значение КПД компрессора в целом. Для их верификации использованы результаты заводских испытаний, 2D- и 3D-CAD/CAE-моделирования течения и газодинамических характеристик элементов ПЧ, включая продувки решеток профилей. Показано, что данный метод может эффективно использоваться для оптимизации геометрии и выбора режимов работы лопаточных венцов и ступеней в составе компрессоров ГТД. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, компрессор, ступень, лопаточный венец, решетка профилей, режим работы, угол атаки, коэффициент полезного действия. Сведения об авторах:
Кривошеев Игорь Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Авиационные двигатели» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, корп. 2, e-mail: krivosh@mail.ru). Рожков Кирилл Евгеньевич (Уфа, Россия) – доцент кафедры «Авиационная теплотехника и теплоэнергетика» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, корп. 2, e-mail: rke85@mail.ru). Симонов Николай Борисович (Уфа, Россия) – ассистент кафедры «Авиационные двигатели» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, корп. 2, e-mail: sventigo@yandex.ru). Список литературы:
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СТАЛИ 12Х18Н10Т, ПОЛУЧЕННОЙ МЕТОДОМ СЕЛЕКТИВНОГО ЛАЗЕРНОГО СПЛАВЛЕНИЯ А.В. Ильиных Получена: 10.12.2018 Рассмотрена: 10.12.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы экспериментального исследования механического поведения стали 12Х18Н10Т, полученной методом селективного лазерного сплавления порошка с размерами частиц от 10 до 63 мкм. Механические свойства стали 12Х18Н10Т определялись при испытаниях на растяжение сплошных цилиндрических образцов, выращенных в вертикальном и горизонтальном направлениях. Заготовки для образцов выращивались на промышленной системе 3D-печати Concept Laser M2 CUSING 400 W, после чего обрабатывались механическим способом. Эксперименты проводились на специализированной испытательной системе Instron 8801 в Центре экспериментальной механики ПНИПУ. Для измерения деформаций использовался динамический осевой экстензометр Instron 2620-603. Приведены новые результаты испытаний на растяжение образцов нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Показано, что у образцов, выращенных послойно в горизонтальном направлении, все механические свойства значительно выше по величине, чем у образцов, выращенных в горизонтальном направлении. По результатам серии испытаний на растяжение выполнено сравнение механических характеристик образцов без термообработки и с термообработкой. Показано, что у термообработанных образцов величины предела прочности и условного предела текучести значительно ниже, модуля Юнга и коэффициента поперечного сужения немного выше, а коэффициента относительного удлинения значительно больше по сравнению с величинами аналогичных механических свойств у образцов, не прошедших термообработку. Ключевые слова: экспериментальная механика, селективное лазерное сплавление, сталь 12Х18Н10Т, растяжение, термообработка, механические свойства. Сведения об авторах:
Ильиных Артем Валерьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «экспериментальная механика и конструкционное материаловедение» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: ilinih@yandex.ru). Список литературы: 1. Каблов Е.Н. Аддитивные технологии – доминанта национальной технологической инициативы // Интеллект и технологии. – 2015. – № 2(11) . – С. 52–55. 2. Каблов Е.Н. Доминанта национальной технологической инициативы. Проблемы ускорения развития аддитивных технологий в России // Металлы Евразии. – 2017. – № 3. – С. 2–6. 3. Вдовин Р.А., Смелов В.Г. Совершенствование технологического процесса многономенклатурного производства // Известия СНЦ РАН. – 2013. – Т. 15, № 6(3). – С. 612–619. 4. Sercombe T.B., Li X. Selective laser melting of aluminium and aluminium metal matrix composites: review // Materials Technology. – 2016. – Vol. 31(2). – P. 77–85. 5. Селективное лазерное сплавление алюминиевых сплавов (обзор) / Н.В. Дынин, А.О. Иванова, Д.В. Хасиков, М.С. Оглодков // Труды ВИАМ. – 2017. – № 8(56). – С. 12–23. 6. Topology optimization of a gas-turbine engine part / R.N. Faskhutdinov, A.S. Dubrovskaya, K.A. Dongauzer, P.V. Maksimov, N.A. Trufanov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – Intern. Conf. on Mechanical Engineering, Automation and Control Systems. – 2017. – Vol. 177. – 5 p. – URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/177/1/012077 (accessed 9 December 2018). DOI: 10.1088/1757-899X/177/1/012077 7. Dubrovskaya A.S., Dongauzer K.A., Faskhutdinov R.N. The design of lightweight gas turbine engine parts using topology optimization // MATEC Web Conf., International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment (ICMTMTE 2017). – 2017. – No. 129. – URL: https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2017/43/matecconf_icmtmte2017_01067.pdf (accessed 9 December 2018). DOI: 10.1051/matecconf/201712901067 8. Fetisov K.V., Maksimov P.V. Topology optimization and laser additive manufacturing in design process of efficiency lightweight aerospace parts // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1015. – 5 р. – URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1015/5/052006/meta (accessed 9 December 2018). 9. Krotkikh A.A., Maximov P.V. Investigation of another approach in topology optimization // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1015. – p. 5. – URL: http://iopscience.iop.org/article/ 10.1088/1742-6596/1015/3/032074/meta (accessed 9 December 2018). 10. Грязнов М.Ю., Шотин С.В., Чувильдеев В.Н. Физико-механические свойства и структура сплава inconel 718, полученного по технологии послойного лазерного сплавления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 4(1). – С. 46–51. 11. A study of the microstructure and the mechanical properties of an Al–Si–Ni alloy produced via selective laser melting / A. Aversa, M. Lorusso, G. Cattano, D. Manfredi // Journal of Alloys and Compounds. – 2016. – Vol. 695. – P. 1470–1478. DOI: 10.1016/j.jallcom.2016.10.285 12. Aboulkhai N.T., Maskery I., Tuck C. The microstructure and mechanical properties of selectively laser melted AlSi10Mg: The effect of a conventional T6-like heat treatment // Materials Science & Engineering: A. – 2016. – Vol. 667. – P. 139–146. DOI: 10.1016/j.msea.2016.04.092 13. Изменение механических свойств сплава АК9ч., полученного по технологии селективного лазерного сплавления / Д.К. Рябов, Л.В. Морозова, В.А. Королев, А.О. Иванова // Труды ВИАМ. – 2016. – № 9(45). – С. 12–19. 14. Reschetnik W. Fatigue crack growth behavior and mechanical properties of additively processed EN AW-7075 aluminium alloy // Procedia Structural Integrity. – 2016. – Vol. 2. – P. 3040–3048. DOI: 10.1016/j.prostr.2016.06.380 15. Maskery I., Aboulkhair N.T., Corfield M.R. Quantification and characterisation of porosity in selectively lasermelted Al–Si10–Mg using X-ray computed tomography // Materials Characterization. – 2016. – Vol. 111. – P. 193–204. DOI: 10.1016/j.matchar.2015.12.001
| ||