| ||
МИФОЛОГЕМА УЖАСА В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В.Н. Железняк Получена: 09.08.2023 Рассмотрена: 09.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Тема статьи – музыка и время. Но поставленная проблема не сводится к музыкальному времени. Музыка сопрягается с дионисийским началом (как культурно-историческим архетипом). А время понимается как высшая бытийная характеристика сущего. Вопрос, следовательно, стоит так: как может быть выражена вся полнота бытия и какую роль в этом может играть музыка, понимаемая в предельном мифо-символическом смысле? Материал, представленный в статье, существенным образом трансформирован побочной темой – вопросом об экзистенциальном ужасе. Теоретический сюжет представленной работы в этом случае выглядит так: ужас (страх) есть состояние, открывающееся человеку, предстоящему всей полноте бытия в мире, всему времени, включающему в себя прошлое (свершившееся), будущее (возможное, судьбу сущего) и настоящее (действительность, исчезающую в беге мгновений); дионисийское искусство – то, которое в состоянии приручить вселенский, космический ужас, превратить его в своеобразный восторг падения в бездну бытия; время несет в себе разгадку постигающей силы искусства, и прежде всего музыки – искусства временно́го, выходящего за пределы визуальных образов и вербальной семантики. Структура времени совпадает с темпоральной схемой модальности (Кант), реализованной в музыке как процессуальном феномене. Время обладает колоссальной негативной энергией, стирающей всякую определенность и устойчивость. Именно этим объясняется присутствие экзистенциального ужаса в великих музыкальных творениях. В статье также затронуты вопросы антитетики ужаса, природы очищающего (катарсисного) восторга, сопровождающего переживание красоты, присутствие бытийных границ в темпоральной размерности будущего (все это также относится к феноменологии ужаса). Ключевые слова: музыка, время, бытие, сущее, страх, ужас, музыкальный миф, этернализм, презентизм, «все время» (Zeitinbegriff), дионисийское, аполлоническое. Сведения об авторах:
Железняк Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Список литературы: 1. Тело-гротеск. М. Бахтин и возрожденческая теория страха [Электронный ресурс]. – URL: https://fil.wikireading.ru/h3ya7IUOST (дата обращения: 04.10.2023). 2. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – 383 с. 3. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – 656 с. 4. Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. – М.: Московский клуб. – 336 с. 5. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. – М., 1961 – 708 с. 6. Kant I. Kritik der reinen Vernunft. – Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1979. 1022 S. 7. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591 с. 8. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины : опыт православной теодицеи – М.: АСТ, 2003. – 640 с. 9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 608 с. 10. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990. – 829 с. 11. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера). – СПб.: Аксиома: Азбука, 1999. – 224 с. 12. Heidegger M. Sein und Zeit. – Tuebingen: Max Niemeyer Verlag, 2001. – 445 s. 13. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: AD MARGINEM, 1997. – 452 с. 14. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995. – 944 с. 15. Лосев А.Ф. Я сослан в XX век… В 2 т. Т. 1. – М.: Время. – 576 с. АФФЕКТИВНАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ И ТРАВМА В ТЕОРИЯХ БРАЙАНА МАССУМИ, ЗИГМУНДА ФРЕЙДА И ГРУППЫ «КОБРА» Г.Г. Коломиец, К.М. Безгина Получена: 08.09.2023 Рассмотрена: 14.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье предпринята попытка интерпретации чувственности без обязательной отсылки к индивидуальной субъективности. Для этого рассмотрено определение аффекта, предложенное Брайаном Массуми, а также его разделение между аффектом и эмоцией. Они стали одними из оснований нового междисциплинарного подхода – теории аффекта. Массуми утверждает, что аффект охватывает изначально противоречивое измерение телесности, не сводимое, в отличие от эмоции и связанных с ней физиологических процессов, к бинарной логике языка. Массуми также использует свою теорию аффекта для интерпретации поведения животных. В последних Массуми находит не только действие жестких адаптационных механизмов, но и творческий, спонтанный аспект, который еще больше подчеркивает противоречивый характер телесности. Такое прочтение тела позволяет по-новому посмотреть на фрейдовский психоанализ и поместить некоторые его аспекты в контекст коллектива, понятого как сложная сеть взаимодействий живых и неживых тел. Рассматривая испуг как элемент генезиса невроза, Фрейд показывает важность этого переживания не столько для осознанного восприятия, сколько для формирования памяти, которая далеко не всегда реализует себя в образах, доступных сознанию. Применение к этой концепции теории аффекта позволяет показать, что эти процессы можно трактовать не в терминах механического повторения, но живого, развивающегося производства и воспроизводства, которое благодаря психоанализу может менять свою модальность. Аффект также оказывается подходящим, на наш взгляд, инструментом для интерпретации послевоенного искусства XX века, в частности творчества группы «КоБрА», которое демонстрирует своеобразное прочтение ужаса на фоне военной травмы. Концепция аффекта как источника творчества перекликается с исканиями художников «КоБрА», их уверенностью в том, что продуктивное выражение витальности необходимо каждому существу. Ключевые слова: Брайан Массуми, Зигмунд Фрейд, группа «КоБрА», теория аффекта, аффективный поворот, психоанализ, исследования ужаса. Сведения об авторах:
Коломиец Глеб Геннадиевич – кандидат философских наук, студент-магистрант, Безгина Ксения Михайловна – студентка-магистрантка, Список литературы: 1. Gregg M., Seigworth G.J. An Inventory of Shimmers // The affect theory reader / eds. M. Gregg, G.J. Seigworth. – Durham, NC: Duke University Press, 2010. – P. 1–25. 2. Angerer M.-L., Bösel B., Ott M. Introduction // Timing of affect: epistemologies, aesthetics, politics / eds. M.-L. Angerer, B. Bösel, M. Ott. – Zurich; Berlin: Diaphanes-Verl, 2014. – P. 7–16. 3. Массуми Б. Автономия аффекта / пер. с англ. Г. Коломийца // Философский журнал. – 2020. – № 3. – C. 110–133. 4. Schaefer D.O. The evolution of affect theory: the humanities, the sciences, and the study of power. – Cambridge: Cambridge University Press, 2019. – 72 p. 5. Matsumoto D. Emotion // The Cambridge dictionary of psychology. – Cambridge: Cambridge university press, 2009. – P. 179. 6. Бейтсон Г. Теория игры и фантазии // Шаги в направлении экологии разума: избр. ст. по психиатрии. – М.: ЛЕНАНД, 2005. – C. 61–80. 7. Массуми Б. Чему животные учат нас в политике? – Пермь: Гиле Пресс, 2019. – 174 с. 8. Фрейд З. Воспоминание, воспроизведение и переработка // Методика и техника психоанализа / под ред. проф. И.Д. Ермакова. – М.; Петербург: Госиздат, 1923. – C. 78–86. 9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия; Психология масс и анализ человеческого «Я». – Харьков: Фолио, 2009. – C. 5–138. 10. Mijolla A. de. War Neurosis // International dictionary of psychoanalysis / ed. A. de Mijolla. – Detroit: Macmillan Reference USA, 2005. – P. 1848–1849. 11. Constant. Manifesto [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cddc.vt.edu/sionline/ presitu/manifesto.html (дата обращения: 30.08.2023). 12. Kurczynski K. Asger Jorn and Cobra – A Many-Headed Beast // A Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1925-1950. – Brill, 2019. – P. 161–188. 13. Kurczynski K. The Cobra movement in postwar Europe: reanimating art (Routledge research in art history). – New York; London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2021. – 275 p. 14. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х. Фостер, 15. Wesselink C. The memory of World War Two and the canonisation of the Cobra movement in the Netherlands // Journal of Art Historiography. – 2018. – № 19. – P. 1–16. 16. Jorn A. The Human Animal // October. – 2012. – Vol. 141. – P. 53–58. НЕ-ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УЖАСНОЕ В ФИЛЬМАХ БОДИ-ХОРРОРА Я.Э. Цырлина Получена: 23.06.2023 Рассмотрена: 26.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья представляет собой попытку теоретизации режимов трансформации тела в фильмах боди-хоррора, а также их влияния на переживания тела у зрителя и в более сложной перспективе понимания и концептуализации тела. Для этого автор статьи включает в свое исследование концепты «тела ужаса» и «не-человеческого», рассматривая новые фильмы боди-хоррора в постчеловеческой и не-человеческой перспективе. Кроме того, автор обращается к концепции «новой плоти» режиссера Дэвида Кроненберга, чтобы проследить технологические или видовые мутации в фильмах боди-хоррора. По мнению автора статьи, фильмы боди-хоррора оказывают влияние на тело зрителя, заставляя его переживать свое тело как деформированное, выходящее за собственные границы. Поэтому ужас перед трансформированным телом в телесных фильмах ужасов отмечен «шоковой идентичностью». Сила ужаса позволяет выйти за границы человеческого я и в этом смысле разрушает веру в то, что этот мир создан только для людей и их тел. В своей статье автор использует концепции «отвращения» Юлии Кристевой, «тела гротеска» Барбары Крид и «не/человеческого» Дилана Тригга, чтобы показать, что целостное состояние человеческого тела становится все более проблематичным, а доминирование и исключительность человека ставятся под вопрос. Автор делает предположение, что фильмы боди-хоррора позволяют войти в контекст новой постчеловеческой эпохи, в которой люди и не-люди образуют «новую плоть» (технологическую или видовую). Таким образом, боди-хоррор визуализирует появление нового тела, соединенного с новой рекомбинированной или перекомпонованной человеческой плотью, которая, возможно, должна будет появиться в будущем. Ключевые слова: ужас, фильм ужасов, боди-хоррор, Франкенштейн, тело ужаса, шоковая идентичность, новая плоть, отвратительное, части тела, не-человеческое, постчеловеческое, разрушение формы, граница внутреннего и внешнего. Сведения об авторах:
Цырлина Яна Эдуардовна – независимый исследователь, издатель, Список литературы: 1. Brophy P. Horrality – The Textuality of Contemporary Horror Films // The Horror Reader. – London; N.Y.: Routledge, 2000. – Р. 276–285. 2. Reyes X.A. Body Gothic: Corporeal Transgression in Contemporary Literature and Horror Film. – University of Wales Press, 2014. – 252 р. 3. Carroll N. The Philosophy of Horror, or Paradoxes of the Heart. – N.Y.: Routledge, 1990. – 272 р. 4. Laine T. Cinema as Second Skin // New Review of Film and Television Studies. – 2006. – Vol. 4, no. 2. – P. 93–106. 5. Buck-Morss S. The Cinema Screen as Prosthesis of Perception: A Historical Account // The Senses Still: Perception and Memory as Material Culture in Modernity. – University of Chicago Press, 1996. – P. 45–62. 6. Тригг Д. Нечто. Феноменология ужаса. – Пермь: Гиле Пресс, 2017. – 174 с. 7. Edelstein D. Now Playing at Your Local Multiplex: Torture Porn [Электронный ресурс]. – URL: https://nymag.com/movies/features/15622/ (дата обращения: 23.09.2023). 8. Lopez Cruz R.A. Mutations and Metamorphoses: Body Horror is Biological Horror // Journal of Popular Film and Television – 2012. – Vol. 40, no. 4. – Р. 160–168. 9. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. – СПб.: Алетейя, 2003. – 256 с. 10. Creed B. Horror and the Carnivalesque: The Body-monstrous // Fields of Vision: Essays in Film Studies, Visual Anthropology and Photography. – Berkeley: University of California Press, 1995. – P. 127–160. 11. Trigg D. The Memory of Place: A Phenomenology of the Uncanny. – Athens; OH: Ohio University Press, 2012. – 347 p. 12. Punter D. Gothic Pathologies: The Text, the Body and the Law. – Houndsmills: Macmillan Press, 1998. – 262 p. 13. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. Последний человек. – М.: Ладомир, Наука, 2010. – 667 c. 14. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург: 15. Haraway D.J. When species meet. – Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 2008. – 423 p. 16. Shaviro S. Body Horror and Post-Socialist Cinema: György Pálfi’s Taxidermia [Электронный ресурс]. – URL: http://www.shaviro.com/Othertexts/Taxidermia.pdf (дата обращения: 23.04.2023). 17. Sharpe R., Sexon S. Mother’s Milk and Menstrual Blood in Puncture: The Monstrous Feminine in Contemporary Horror Films and Late Medieval Imagery // Studies in the Maternal. – 2018. – Vol. 10(1). – P. 1–26. 18. Брайдотти Р. Постчеловек. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2021. – 408 с. ПОЭТИКА И КОНЦЕПТОЛОГИЯ ЖАНРА КАНТРИ-НУАР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Б.B. Рзаев, М.Г. Чертовских Получена: 02.09.2023 Рассмотрена: 20.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность настоящего исследования обеспечена возрастающим интересом, с одной стороны, к междисциплинарным исследованиям в академической среде, а с другой стороны, интересом к так называемым темным жанрам. Междисциплинарность работы заключается в применении философского и литературоведческого инструментария, а ее объектом выступает частный случай так называемых темных жанров – кантри-нуар. Цель исследования заключается в попытке применения расширенного толкования литературоведческих данных в философии культуры для уточнения жанровых черт кантри-нуара посредством анализа роли и функций его основных концептов: мрачность и жуткое (eerie). Таким образом, предпринята попытка подойти к философии культуры и искусства через литературоведческую оптику. В работе с собранным корпусом культурного материала, представленного жанровыми представителями кантри-нуара из литературы и кино, применялся метод концептологического анализа, сочетающий в себе подходы дискурс-анализа, имагологического анализа и феноменологической герменевтики. Таким образом, анализ охватывал образы, топологии, конкретные типажи персонажей и стилистические клише, присущие объекту исследования. В статье приводится немало материалов зарубежных исследований кантри-нуара, пока еще недостаточно освещенных в отечественной профильной литературе, информация из интервью с авторами, рецензий и критики. В результате получается представить «механику» жанра как взаимодействие его основных концептов, которые при этом создают нечто большее, нежели то, что в них содержится. Синергетическая работа концептов приводит к «двойному размытию», устраняющему оппозицию «внутреннее-внешнее» в рамках композиции, нарратива и внутреннего состояния героев произведений, что способствует созданию атмосферы особенной безысходности. Через сочетание этого процесса с характерным образным рядом, экотопом и общими выразительными чертами, приемами и клише жанра получается определить кантри-нуар как самобытный феномен современной культуры, который не только заимствует и применяет экзистенциальную настроенность жанров-прародителей, но и создает новый способ их раскрытия. Ключевые слова: кантри-нуар, жуткое, мрачное, классический нуар, южная готика, готическая литература, философия культуры, философия литературы. Сведения об авторах:
Рзаев Баязид Вагиф оглы – студент, исследователь жанров нуар и хоррор, © Чертовских Матвей Григорьевич – преподаватель кафедры философии, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6976-0653, e-mail: matt780@mail.ru. Список литературы:
ФАКТОР-КАЙДЗЮ: КАК КИНОМОНСТРЫ ПОЗВОЛЯЮТ ПРОДУМЫВАТЬ СРЕДЫ ЖИЗНИ? К.А. Очеретяный Получена: 05.08.2023 Рассмотрена: 20.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья рассматривает актуальные проблемы визуальной экологии и призвана показать, как, анализируя ключевые образы и дискурсы развлекательных медиа, можно выявлять симптомы тревоги и беспокойства, с которыми имеет дело человек в своей повседневности. Воображаемые ландшафты, то есть пространства, которые можно желать и которыми можно быть одержимым, но в которые нельзя попасть – представляют собой часто не свободный вымысел, а некий компромисс с психологической и социальной реальностью. Кроме того, медиа предоставляют им ключевые метафоры и модели. Соответственно, гипостазированные черты этих ландшафтов и коррелирующие с ними образы, поведение, эмоции – ключ к пониманию неявных настроений, а аналитика метафор и моделей медиа предоставляет опыт сопротивления визуальному загрязнению; способы обжить непривычное, чуждое, жуткое. Исследование учитывает семиотические, герменевтические, медиатеоретические, психоаналитические подходы, а также особенности «новых онтологий», но подчиняет их визуальной экологии как дисциплине, исследующей воздействие визуальных образов медиареальности на конституирование городской среды. Цель – показать, как воображаемые ландшафты (кинематографические и игровые) соучаствуют в выстраивании отношения мысли и материи, тела и аффекта, образа и желания, а потому должны быть учтены в спекулятивном урбанизме: размышлении об альтернативных модусах сосуществования в городской среде. На примере жанров «кайдзю», совмещающих чудовищное, (анти)героическое и катастрофическое, показано, что ключевой симптом популярности потребления катастроф и спасения в современных гибридных медиа (смешивающих языки документалистики, компьютерных игр и кинематографа) есть индикатор загрязненности визуальной среды жизни, вызванной прежде всего доминированием оптических образов, подчинением тела взгляду и отсутствием живой и комплексной психотелесной вовлеченности в среду, соответственно, гипостазированные образы начинают восприниматься как что-то самостоятельное, автономное, жуткое в своей отчужденной от человека жизни. Делается вывод, что при понимании принципов обживания медиаэкологических ниш и использования методов визуальной экологии удается выявить неуютность ландшафтов урбанистических, а те парадоксальные сущности, которые порождают такие воображаемые ландшафты и призваны заполнить экзистенциальную пустоту, дать выход подавленным настроениям, можно использовать по аналогии со средневековыми бестиариями для расшифровки дискурсов в отношении живого. Выдвигается концепт соматической герменевтики: а именно построение цифровых и аналоговых пространств не для направленного вовне аффекта, а для возвращения к себе, для вчувствования в собственные состояния и переживания, для их более углубленного понимания и проживания. Даются примеры и рекомендации для возможной соматической герменевтики. Ключевые слова: кайдзю, визуальная экология, медиаэкология, спекулятивный урбанизм, соматическая герменевтика, поэтика насилия, жуткое, ноосферату. Сведения об авторах:
Очеретяный Константин Алексеевич – кандидат философских наук, доцент, Список литературы:
ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИНО Т.В. Крувко Получена: 08.02.2024 Рассмотрена: 08.02.2024 Опубликована: 08.02.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Современная экологическая ситуация и страх человека перед собственным исчезновением требуют от него эпистемологий, более этичных по отношению к природе и окружающей среде. Теории постгуманизма предлагают экологическое мышление с отказом от антропоцентризма и трансиндивидуальным представлением о субъективности, возникающей в акте взаимодействия между человеческими и нечеловеческими агентами разной природы. В статье предлагается анализ постгуманистического экологического мышления в современном кино на примере конструирования постчеловеческой субъективности художественными средствами фильма. На актуальность выбора темы указывает растущее число профильных научных журналов и публикаций по экологии, где принципы экологического мышления изучаются на материале из различных областей культуры. Современный кинематограф представляет в этом контексте особый интерес. Чуткая реакция на культурные тенденции, технологическая природа и многоплановая образность особым образом репрезентирует на экране постгуманистическую логику. Целью исследования является поиск художественных способов выражения постгуманистической экологической мысли в современном кино на примере конструирования постчеловеческой субъективности. В статье рассматривается понятие постгуманизма и его основные черты, дана характеристика постгуманистического экологического мышления в контексте влияния современной экологии. Философско-методологическая рамка для анализа разработана на примерах нескольких авторских концепций постчеловеческой субъективности, единое понятие сформулировано на основе ее общих характеристик. Обозначен принцип подбора материала и подход к анализу, предлагающий альтернативное прочтение нечеловеческих объектов как агентов отношений, участников становления постчеловеческой субъективности. Завершающий этап работы представляет собой характеристику используемых художественных средств, способов репрезентации нечеловеческой агентности и постгуманистической логики в современном кино. Результаты исследования фиксируют различные плоскости конструирования постчеловеческой субъективности в фильмах как внутри сюжетного повествования, так и в плоскости зрительской перцепции при помощи драматургических средств фильма, искаженных и ярких цветов, смены точки съемки, субъективной камеры и пластического грима. Ключевые слова: постгуманизм, экология, экологическое мышление, постчеловеческая субъективность, нечеловеческая агентность
Сведения об авторах:
Крувко Татиана Вячеславовна – аспирант, ассистент (РГГУ), старший преподаватель (НИУ ВШЭ), Список литературы:
СКАЗКА ПРО ДЕВОЧКУ И УМИРАЮЩУЮ ЗЕМЛЮ НА БОЛЬШОМ И МАЛОМ ЭКРАНАХ ЮЖНОЙ КОРЕИ А.В. Тарасова Получена: 23.06.2023 Рассмотрена: 14.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Южнокорейские полнометражные фильмы и сериалы – не только популярная во всем мире развлекательная продукция, привлекающая глобальную аудиторию сочетанием системы жанров, в целом воспроизводящих мировую, и деталей – иногда сюжетообразующих – тесно связанных с национальными историей и культурой. Это еще и ценный источник сведений о том, как происходит обмен идеями между современной корейской аудиторией и корейской медиакультурой, как они воздействуют друг на друга. Среди проблем, затрагиваемых в процессе коммуникации медиапродуктов и их потребителей, все более заметное место занимают вопросы, связанные с состоянием окружающей среды, с угрозой экологической катастрофы. Цель статьи – выявление особенностей эконарратива в фантастических произведениях, предназначенных для широкой зрительской аудитории. Особый интерес представляют произведения, созданные в сотрудничестве с Netflix и другими компаниями такого типа, поскольку в этом случае адресатом становится и корейская аудитория, и глобальная, поэтому создатели должны учитывать запросы и внутреннего адресата, и внешнего. Основным объектом анализа для этой статьи стали полнометражный фильм «Космические чистильщики» и сериал «Море Спокойствия», вышедшие в 2021 году на платформе Netflix. И фильм, и сериал представляют редкий для Южной Кореи жанр космической фантастики с элементами антиутопии, оба рассказывают о мире будущего, в котором жизнь на Земле находится на грани исчезновения. Актуальность темы вымирания человечества, сделавшего Землю непригодной для обитания, и возможность изучить ее реализацию в южнокорейской культурной продукции делают выбранный для анализа материал чрезвычайно ценным. Проведенный анализ позволил выделить в не связанных между собой произведениях многочисленные параллели – на уровне нарратива, визуальных решений, персонажей. Наиболее примечательный персонаж – это наделенная особыми свойствами девочка: она не только выполняет важную функцию в сюжете, но и оказывается живым инструментом для разрешения главной проблемы, связанной и умиранием Земли. Определенное сходство комплекса сюжетных элементов со структурой волшебной сказки ставит под сомнение принадлежность фильма и сериала к научной фантастике даже в самом условном понимании этого определения, поскольку развязка в обоих случаях обеспечивается с помощью «чудесного», а не научно обоснованного способа. Ключевые слова: Южная Корея, экология, эконарратив, телесериал, фильм, научная фантастика, сказка, Netflix, женские персонажи. Сведения об авторах:
Александра Владимировна Тарасова – кандидат исторических наук, Список литературы: 1. Otto E.C. Science fiction and the revenge of nature: environmentalism from the 1990s to the 2010s // The Cambridge history of science fiction. – Cambridge University Press, 2019. – 836 p. 2. Luca de T. Planetary cinema. Film, media and the Earth. – Amsterdam University Press, 2022. – 330 p. 3. Lee S.-A. The new zombie Apocalypse and social crisis in South Korean cinema // Coolabah. – 2019. – № 27. – P. 150–166. 4. Jolivette L.S.R. The eco-zombies of South Korean cinema: consumerism, carnivores,and eco-criticism // Forces of nature / ed. by D. Fedman, E. J. Kim, A. L. Park. – Cornell University Press, 2023. – P. 122–134. 5. Lee S.-A. Social ecology and ecological knowledge in South Korean ecocinema // Asian Cinema. – 2019. – Vol. 30, № 2. – P. 187–203. 6. Ju H. K-Dramas meet Netflix. New models of collaboration with the digital West // The soft power of the Korean Wave. Parasite, BTS and Drama / ed. by Kim Y. – London; New York: Routledge, 2022. – P. 172–183. 7. Kim T. Cultural politics of Netflix in local contexts: A case of the Korean media industries // Media, Culture & Society. – 2022. – Vol. 44, iss. 8. – P. 1508–1522. 8. Oh Y. Pop City. Korean popular culture and the selling of place. – Cornell University Press, 2018. – 252 p. 9. Evans J., Choi J. Reception and translation of Korean media in the UK and British media in Korea // INContext: Studies in Translation and Interculturalism. – 2023 – Vol. 3, № 1. – P. 9–23. 10. Jin D.-Y. Transnational Korean cinema. Cultural politics, film genres, and digital technologies. – New Brunswick, Camden, and Newark, New Jersey, and London: Rutgers University Press, 2020. – 206 p. 11. Тарасова А.В. Жест как проекция чувства в южнокорейском телесериале: о способах применения // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». –2019 – № 3. – С. 138–155. 12. Shim D. Hybridity and the rise of Korean popular culture in Asia // Journal of Media, Culture and Society. – 2006. – Vol. 28, iss. 1. – P. 25–44. 13. Ju H. National television moves to the region and beyond: South Korean TV drama production with a new cultural act // The Journal of International Communication. – 2017. – Vol. 23, iss. 1. – P. 94–114. 14. Kim S.-Y. Surviving squid game. A Guide to K-Drama, Netflix, and global steaming wars. – Essex; Connecticut: Applause theatre&cinema Books, 2023. – 216 p. 15. Ballard G. Urban landscapes and national visions in post-millennial South Korean cinema. From Seoul to soul. – Springer International Publishing, 2023. – 173 p. 16. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки // Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2021. – 640 с. 17. Ли. К. Корейские мифы. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 272 с. 18. Chang K.-S., Song M.-Y. The stranded individualizer under compressed modernity: South Korean women in individualization without individualism // The British Journal of Sociology. – 2010. – Vol. 61, iss. 3. – P. 533-564. 19. Boman B. Feminist themes in Hallyu 4.0 South Korean TV dramas as a reflection of a changing sociocultural landscape [Электронный ресурс] // Asian Journal of Women's Studies. – 2022. – Vol 28, iss. 4. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/12259276.2022.2127622 (дата обращения: 15.06.2023). 20. Sim H. Acting ‘like a woman’: South Korean female action heroines // Journal of Japanese and Korean Cinema. – 2020. – Vol. 12, issue 2. – P. 110–123. «ЗЕЛЕНАЯ» ДИАЛЕКТИКА МЕДИАИНДУСТРИИ: ПРОДВИЖЕНИЕ ЭКОТРЕНДОВ И АНТИЭКОЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И.В. Кирия Получена: 04.07.2023 Рассмотрена: 14.10.2023 Опубликована: 15.01.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
«Зеленое» поведение, то есть уважение к окружающей среде, внимание к проблемам антропогенного загрязнения, «зеленым» продуктам, влиянию на природу, глобальному потеплению, – стали излюбленными темами индустрии развлечений, которую можно назвать, вероятно, одним из главных факторов продвижения «зеленой» повестки и формирования определенной моды на экологичный образ жизни и мышления. В результате сама индустрия развлечений стала мыслиться людьми как нечто само по себе экологичное и направленное на «устойчивое развитие», а отказ от бумажных носителей на протяжении последних 15 лет рассматривается как что-то исключительно социально ответственное и экологичное. В данной статье предпринимается попытка подвергнуть сомнению тезис о безусловной экологичности культурных индустрий через анализ цепочки взаимовлияния этих индустрий и других (в частности, индустрии телекоммуникаций, IT и т.п.) отраслей, что позволяет говорить о едва ли не большем влиянии этих отраслей на антиэкологичное поведение. В условиях так называемой «глубокой медиатизации» эти индустрии плотно интегрируются со многими другими, такими как медицина, транспорт, образование, торговля. Это в свою очередь вовлекает людей в гонку «современных» девайсов, которая оказывает гораздо более негативное влияние на природу, чем производство бумаги в газетную эру. В статье анализируются так называемые отчеты об окружающей среде или «отчеты об устойчивом развитии» крупных мировых медиаконгломератов, и выдвигается тезис о том, что «зеленая» политика в этих отчетах представляет собой скорее способ привлечения инвесторов в «модные» отрасли экономики, чем действительно ориентированную на достижение всеобщего благоденствия политику. Ключевые слова: экология, медиаиндустрия, медиакапитал, капитализм, «зеленая» повестка, устойчивое развитие, критика капитализма, идеология. Сведения об авторах:
Кирия Илья Вадимович – кандидат филологических наук, Ph.D, профессор Список литературы:
| ||