|
Некоторые особенности состояния высшего и среднего образования в современном обществеВ.Н. Стегний Получена: 17.06.2024 Рассмотрена: 08.07.2024 Опубликована: 16.09.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Анализируется как настоящее состояние высшего и общего образования в современном российском обществе, так и его перспективы. Его сегодняшнее состояние связано с выходом России из Болонского соглашения, поиском другой системы образования. Чтобы выйти из прежней системы, необходимо ввести новую модель образования, которой еще нет. Переход к другой системе образования связан прежде всего с изменением ее содержания. Это вопрос стратегический, который вышел на первый план. Начался процесс переосмысления подходов к уровневой системе образования, где используется модель смешанного обучения. Идет процесс поиска ценностных приоритетов в образовании, исходя из чего возможна его модернизация, реформирование, обновление, разработка нового стандарта, новой системы образования, с ориентацией на социальное будущее, XXI век, которая должна опираться на научную методологию определения ее эффективности и результативности.
Перспективы развития образования будущего следует искать в потребностях, интересах, ценностях, традициях, состоянии производства, материально-технической базе, политической, культурной системе общества, в направленности его развития, где отражаются закономерности и тенденции. Основной закономерностью развития современного российского общества является его переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному. В основе будущей модели образования должен лежать цивилизационный подход, основные тенденции современного мира, система как объективных, так и субъективных факторов, среди которых определяющая роль принадлежит производству, содержанию труда, культуре постиндустриального общества. Постболонская система образования, включающая в себя единство обучения и воспитания, должна стать носителем культурного кода российского общества, постиндустриального типа цивилизации.
Ключевые слова: состояние, система, модель, реформа, содержание, стандарт, методология развития образования, его тенденции, будущее в постиндустриальном обществе.
Сведения об авторах: Стегний Василий Николаевич – д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, e-mail: socio@pstu.ru.
Список литературы: 1. Константинова, Л.В. Переосмысление подходов к уровневой си-стеме высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса / Л.В. Константинова, А.М. Петров, Д.А. Штыхно // Высшее об-разование в России. – 2023. – № 2. – С. 9–24.
2. Блинов, В.И. Модель смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Высшее образование в России. – 2021. – № 5. – С. 44–63.
3. Артемов, В.М. Поиски ценностных приоритетов в условиях цифро-визации и дистанционного обучения, связанных с пандемией (обзор науч-ной конференции) / В.М. Артемов, С.В. Зарочинцев // Вопросы филосо-фии. – 2021. – № 7. – С. 206–211.
4. Бабскова, О.В. Модернизация содержания программ высшего обра-зования как фактор развития кадрового потенциала регионального рынка труда в условиях цифровизации экономики / О.В. Бабскова, В.Н. Чумаков, Д.Ю. Воронова // Журнал правовых и экономических исследований. – 2023. – № 3. – С. 344–351.
5. Соловьев, В.П. Образовательные стандарты: новые вызовы / В.П. Соловьев, Т.А. Перескокова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. –
№ 5. – С. 13–19.
6. Кулаков, Н.А. Реформа системы высшего образования в России: проблемы законодательного регулирования и стандартизации / Н.А. Кула-ков // Lex Russia (Русский закон). – 2023. – Т. 76, № 11 (204). – С. 129–139.
7. Карпов, А.И. Образ образования будущего / А.И. Карпов // Вопро-сы философии. – 2024. – № 1. – С. 17–28.
8. Соловьев, В.П. Образование в XXI веке: воспитание, обучение и служение обществу / В.П. Соловьев, Т.А. Перескокова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. – № 4. – С. 11–19.
9. Колин, К.К. Образование для будущего: проблемы и приоритеты развития высшего образования в России / К.К. Колин // Информационные процессы, система и технологии. – 2023. – Т. 4, № 2 (26). – С. 5–10.
10. Камолов, С.Г. Развитие методологии определения показателей эффективности и результативности сферы высшего образования / С.Г. Ка-молов // Экономика. Налоги. Право. – 2023. – Т. 16, № 5. – С. 68–77.
11. Эскиндаров, М.А. К вопросу о формировании новой националь-ной системы высшего образования / М.А. Эскиндаров, Е.А. Каменева // Научные труды вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 242, № 4. –
С. 346–355.
12. Шолохов, А.В. Идеология нового и постболонского специалитета / А.В. Шолохов // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 4 (133). – С. 30–38.
13. Костюкевич, С.В. Либеральная и исследовательская модели уни-верситетского образования как институциональная основа интеллектуали-зации общества и сохранение фундаментальной ценности умственного труда /
С.В. Костюкевич // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. – № 3. –
С. 14–27 (начало); № 4. – С. 28–38 (окончание).
14. Юрчанов, А.А. «Открытый университет»? концептуализация и схематизация университета 3.0 из перспективы системы мыслительного подхода (часть 1) / А.А. Юрчанов // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. –
№ 2. – С. 9–17; № 3. – С. 28–38.
15. Земцов, Д.И. «Третья миссия» университета? Модель университе-та как элемент проекта общественного развития / Д.И. Земцов // Вопросы философии. – 2023. – № 12. – С. 65–75.
16. Вяткина, Ю. «Университет – это институт развития, который мо-жет стать драйвером территории» / Ю. Вяткина // Позитивные изменения. – 2023. – Т. 3, № 3. – С. 4–14.
17. Развитие инновационной активности преподавателей вуза: фило-софия и психологические перспективы / Ю.Н. Гут, Л.Э. Турсунов, М.В. Ланских, Ш.Б. Ах¬медова // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33, № 1. – С. 149–163.
18. Топоркова, О.В. Инновации в системе высшего образования на современном этапе / О.В. Топоркова // Crede Expertj: Транспорт, общество, образование, язык. – 2023. – № 3. – С. 144–158.
19. Исаев, А.П. Адаптация или деградация: что происходит с образо-вательной инновацией в условиях типового образовательного процесса / А.П. Исаев, Л.В. Плотников // Высшее образования в России. – 2023. – № 2. – С. 149–166.
20. Вахрушина, М.А. Интеллектуальный капитал вуза как составля-ющая его рейтинговой оценки: возможности управленческого учета / М.А. Вахрушина // Вестник Казанского государственного аграрного универси-тета. – 2023. – Т. 18, № 3 (71). – С. 124–132.
21. Суровицкая, Г.В. Модели управления человеческим капиталом университетов / Г.В. Суровицкая // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе, общество. – 2022. – № 4 (48). – С. 98–100.
22. Сорокин, М.Ю. Стратегическое планирование как способ повы-шения конкурентоспособности вузов Новосибирской области / М.Ю. Со-рокин // Мир экономики и управления. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 66–82.
23. Петряева, Е.Ю. Проблема изучения конкурентоспособности педа-гога высшей школы и педагогического образования в контексте современ-ных вызовов и угроз цифрового мира / Е.Ю. Петряева, В.Б. Салахова, Ю.И. Суменкова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. – № 1. – С. 96–106.
24. Новиков, С.В. Современное состояние и тенденции развития си-стемы высшего образования / С.В. Новиков // Экономика, предпринима-тельство и право. – 2023. – Т. 13. – С. 3589–3604.
25. Капогузов, Е.А. Реформа образования в России: идеология и ин-ституты / Е.А. Капогузов // ЭКО Всероссийский экономический журнал. – 2023. –
№ 8. – С. 139–154.
26. Левина, Е.Ю. Эволюция трендов образования и новые шаги разви-тия российских университетов / Е.Ю. Левина, Л.А. Шибанкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2023. – № 2 (119). – С. 117–126.
27. Разумова, Т.О. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы / Т.О. Разумова, И.Г. Телешова // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – Т. 19, № 3. – С. 338–349.
28. Колесина, К.Ю. Высшее образование в современной России: ос-новные проблемы и перспективы развития / К.Ю. Колесина, П.С. Самыгин // Наука. Образование. Современность. – 2023. – № 3. – С. 97–101.
29. Сенашенко, Е.А. О некоторых особенностях обновлениях систе-мы высшего образования России / Е.А. Сенашенко // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2023. – № 12. – С. 9–15.
30. Громова, Т.В. Цифровая трансформация высшего образования: компоненты и условия функционирования (на примере Самарского госу-дарственного экономического университета) / Т.В. Громова // Инновации. – 2023. – № 2 (292). – С. 68–73.
31. Тимохина, О.А. Формирование цифровых компетенций педагоги-ческих работников в условиях цифровизации образовательной среды / О.А. Тимохина, Т.А. Власова, Р.С. Близкий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2024. – № 1. – С. 82–91.
32. Неборский, Е.В. Концепция цифрового университета: структура, управление и организация педагогического процесса / Е.В. Неборский, М.В. Богуславский, Т.А. Наумова // Вестник Российского фонда фунда-ментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2023. – № 3 (114). – С. 116–129.
33. Азаров, А.А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа / А.А. Азаров, Е.В. Бродовская, В.А. Лукашин // Высшее образование в России. – 2023. – № 2. – С. 61–79.
34. Андрюшина, Е.В. Актуальное состояние научно-экспертного дис-курса о тенденциях развития российской высшей школы / Е.В. Андрюши-на,
Н.С. Григорьева // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – Т. 19, № 4. – С. 473–482.
35. Знаменский, Д.Ю. Государственная научно-техническая политика и высшая школа РФ в зеркале посланий Президента РФ Федеральному со-бранию / Д.Ю. Знаменский, М.А. Елизарова // Общество: политика, эконо-мика, право. – 2023. – № 9 (122). – С. 38–44.
36. Стегний, В.Н. Ориентации студентов технического вуза на цен-ность высшего образования в будущем в условиях цифровизации / В.Н. Стегний // Вестник Пермского национального исследовательского поли-технического университета. Социально-экономические науки. – 2023. – № 1. – С. 8–19.
37. Нейсбит, Дж. Мегатренды: пер. с англ. / Дж.Нейсбит. – М.: АСТ: Ермак, 2023. – 380 с.
38. Малинецкий, Г.Г. Синергетика: будущее мира и России / Г.Г. Ма-линецкий. – М.: АСТ: Ермак, 2003. – 380 с.
39. Бакушев, С.В. Повышение качества инженерного образования / С.В. Бакушев // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. – № 2. – С. 42–46.
Взаимодействие научно-образовательных общностей вузов: теоретические основания изученияД.Ю. Нархов Получена: 22.05.2024 Рассмотрена: 10.06.2024 Опубликована: 16.09.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Необходимость поиска способа решения проблем взаимодействия разрозненности вузовских образовательных общностей в сфере научной деятельности актуализировала обращение к теоретическим основаниям изучения взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. Цель работы – создание теоретической рамки исследования взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве для последующего выявления характеристик их ресурсности в научной деятельности. Основной метод – анализ теорий среднего уровня и концепций, раскрывающих характеристики взаимодействия научно-образовательных общностей высшей школы. Основные положения теорий социального действия, обмена, коммуникативного действия, социального конфликта, социального единства, доверия интерпретированы применительно к проблеме взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. На основании положений информационно-сетевых теорий и концепций предложены уточнения понятий «виртуальная общность» и «цифровая общность». Обращается внимание на потенциал акторно-сетевой теории применительно к научному взаимодействию. Изучаются свойства научных социальных сетей. Делается вывод о разнообразии форм и уровней взаимодействия научно-образовательных общностей. Ставится задача анализа факторов, содействующих или препятствующих успешному взаимодействию научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве.
Ключевые слова: вузовская научно-образовательная общность, научно-образовательная деятельность, общность научно-педагогических работников, студенческая общность, общность административно-управленческих работников, цифровая общность, взаимодействие, социальный обмен, социальный конфликт, социальное единство, научная экосистема, теоретический анализ.
Сведения об авторах: Нархов Дмитрий Юрьевич – канд. cоциол. наук, доцент кафедры организации работы с молодежью ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, е-mail: d_narkhov@mail.ru.
Список литературы: 1. Социологическая школа исследований социальных общностей [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/39dqMJ (дата обращения: 24.03.2024).
2. Зборовский, Г.Е. Избранное: 1972–2022 / Г.Е. Зборовский. – Екате-ринбург: Гуманитарный университет, 2023. – 749 с.
3. Зборовский, Г.Е. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития / Г.Е. Зборов-ский, П.А. Амбарова // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 5. – С. 147–180.
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180
4. Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 805 с.
5. Зиммель, Г. Проблема социологии / Г. Зиммель // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков / под ред. В. И. Добрень-кова; Междунар. ун-т бизнеса и управления. – М., 1996. – С. 415–435.
6. Мид, Дж.Г. Разум, Я и Общество (Главы из книги: Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. P. 135-144, 164-178, 192-200) / Дж.Г. Мид; пер. с англ. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отече-ственная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Сер. 11. Со-циология. – 1997. –
№ 4. – С. 162–195.
7. Блумер, Г. Коллективное поведение [Электронный ресурс] / Г. Блумер; пер. с англ. Д. Водотынского [Оригинал: Blumier H. Collective Behavior. Chapt. XIX–XXII // New Outline of the Principles of Sociology. N.Y., 1951, pp. 167–221]. – URL: https://www.hse.ru/data/2010/11/02/1223298284/Blumer.pdf (дата обраще-ния: 26.04.2024).
8. Хабермас, Ю. Теория коммуникативной деятельности: Т. 1. Рацио-нальность действия и социальная рационализация; Т. 2. К критике функци-оналистского разума / Ю. Хабермас; пер. с нем. А.К. Судакова. – М.: Весь Мир, 2022. – 880 с.
9. Homans, G.C. Social behavior: Its elementary forms / G.C. Homans. – N.Y.; Burlingame: Harcourt, Brace & World Inc., 1961. – 404 p.
10. Зборовский, Г.Е. История социологии: современный этап: учеб. для вузов / Г.Е. Зборовский. – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут [и др.]: РИО СурГПУ, 2015. – 260 с.
11. G-менеджмент в системе управления персоналом академической организации / А.А. Литвинюк, Е.В. Шубенкова, М.А. Фатеев, В.А. Мельни-ков // Лидерство и менеджмент.– 2021. – Т. 8, № 1. – С. 161–174. DOI: 10.18334/ lim.8.1.111551
12. Юделевский, Я.Л. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории / Я.Л. Юделевский. – СПб.: Обществ. польза, 1910. – 395 с.
13. Boulding, K.E. Conflict and Defense: A General Theory / K.E. Bould-ing; University of Michigan. – Michigan: Harper, 1963. – 349 p.
14. Звоницкая, А.С. Опыт теоретической социологии [Электронный ресурс] / А.С. Звоницкая. – Киев: И.И. Самоненко, 1914. – Т. 1. – 304 с. – URL: http://books.e-heritage.ru/book/10072366 (дата обращения: 27.04.2024).
15. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Да-рендорф // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142–147.
16. Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер. – М.: Идея-пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. – 205 с.
17. Collins, R. Conflict sociology: toward an explanatory science / R. Col-lins. – New York: Academic Press, 1975. – 584 p.
18. Амбарова, П.А. Имитации в высшем образовании как социальная проблема / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Высшее образование в Рос-сии. – 2021. – Т. 30, № 5. – С. 88–106. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-88-106
19. Гофман, А.Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства / А.Б. Гофман // Социологические исследования. – 2015. – № 11. – С. 29–36.
20. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процве-танию / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: Ермак, 2004. – 730 c.
21. Зборовский, Г.Е. О методологических подходах к изучению дове-рия в высшем образовании / Г.Е. Зборовский // Известия Уральского феде-рального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. –
Т. 24, № 3(177). – С. 143–150.
22. Коллинз, Р. Сети сквозь поколения: почему личные связи фило-софов важны для их творчества / Р. Коллинз // Социологический журнал. – 2001. –
№ 4. – С. 90–114.
23. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социаль-ного прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. В.Л. Иноземцева. – М.: Aca-demia, 2004. – 783 с.
24. Coleman, J.S. Foundations of Social Theory / J.S. Coleman. – Cam-bridge: The Belknap Press of Harvard College, 1994. – 993 p.
25. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999. – 781 с.
26. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2000. – 606 с.
27. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 335 с.
28. Урри, Дж. Мобильности / Дж. Урри // Мониторинг общественного мнения. – 2012. – № 5 (111). – С. 197–252.
29. Networks in the Global Village: Life in Contemporary Communities, Barry Wellman (Ed.). – Colorado: Westview Press, Boulder, 1999. – 377 p.
30. Ринкявичус, Л. Концепция общности (Gemeinschaft/community) и ее специфика в виртуальном пространстве / Л. Ринкявичус, Э. Буткявичене // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 3–10.
31. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности: моногр. / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. – 304 с.
32. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. – 384 с.
33. Law, J. Notes on the Theory of Actor-Network: Ordering, Strategy and Heterogeneity / J. Law // Systems Practice. – 1992. – No. 5. – P. 379–393.
34. Ло, Дж. Технология и гетерогенная инженерия: случай португаль-ской экспансии / Дж. Ло // ЛОГОС. – 2018. – Т. 28, № 5. – С. 169–202.
35. Душина, С.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (на примере researchgate) / С.А. Души-на, Т.Ю. Хватова, Г.А. Николаенко // Социологические исследования. – 2018. –
№ 5(409). – С. 121–131. DOI: 10.7868/S0132162518050112
36. Шибаршина, С.В. Социальные сети для ученых: новая форма со-циальности? / С.В. Шибаршина // Эпистемология и философия науки. – 2019. –
Т. 56, № 4. – С. 21–28. DOI: 10.5840/eps201956463
|
|