ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛАТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ В.И. Брызгалов, М.О. Карпушко Получена: 20.04.2020 Рассмотрена: 20.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрено строительство первой платной автомобильной дороги на территории Пермского края. Для оценки перспектив реализации данного проекта необходимо проанализировать коммерческую эффективность. Для этого исследование было разбито на два этапа. На первом этапе работы была проведена оценка целесообразности устройства платной автомобильной дороги для изучения потенциальной привлекательности проекта для инвесторов. На стоимость проезда по платной автомобильной дороге влияют два фактора: размер тарифа и интенсивность движения. С целью выявления оптимального тарифа на проезд по платной автомобильной дороге был проведен социологический опрос. Экономия при выборе движения по платному участку по сравнению с бесплатным альтернативным маршрутом была определена для каждой марки автомобиля, выделенной из классификации транспортных средств. Визуальный учет интенсивности движения на альтернативной дороге помог спрогнозировать количество транспортных средств, которые будут совершать передвижения на платной автомагистрали. На втором этапе работы было определено, каким образом будет осуществляться финансирование – с привлечением инвесторов или без. Вначале была оценена коммерческая эффективность строительства платной автомагистрали без стороннего капитала, что помогло установить привлекательность данного проекта для инвесторов. Затем была выполнена оценка эффективности строительства платной автомобильной дороги для всех участников инвестиционно-строительного процесса и разработана схема финансирования дорожного объекта. Для достижения цели исследования были детально проработаны несколько вариантов снижения затрат и получения прибыли, для чего создана компьютерная модель в программном комплексе Microsoft Excel. Ключевые слова: платная автомобильная дорога, альтернативный проезд, тарифы, пункты взимания платы, дорожная экономика, коммерческая эффективность, компьютерная модель. Сведения об авторах:
Брызгалов Владислав Игоревич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladislavbryzgalov@mail.ru). Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Список литературы: 1. Спецпроект «Дороги, по которым хочется ехать. 10 лет «Автодору» [Электронный ресурс] // Редакция Российской газеты. – URL: https://rg.ru/articles/avtodor/ (дата обращения: 06.04.2020). 2. Стенограмма доклада Евгения Дитриха на заседании Правительства Российской Федерации о проекте новой транспортной стратегии РФ до 2035 года [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации. – URL: https:// 3. Стратегия создания сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] / Государственная компания «Российские автомобильные дороги». – URL: https://russianhighways.ru/about/strategiya/khod-razrabotki/ (дата обращения: 06.04.2020). 4. Пользователям дорог: Платные участки [Электронный ресурс] / Государственная компания «Российские автомобильные дороги». – URL: https://russianhighways.ru/for_drivers/pay-sites.php (дата обращения: 23.09.2019). 5. Строительство платных дорог на Крайнем Севере может вестись добывающими компаниями [Электронный ресурс] // ТАСС, информационное агентство. – URL: https://tass.ru/ekonomika/6823637 (дата обращения: 06.04.2020). 6. Выполнение работ по разработке проектной документации строительства автомобильной дороги Северный обход г. Перми [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-info.html? regNumber=0156200009919000406 (дата обращения: 26.12.2019). 7. В Прикамье появится первая платная автомобильная трасса [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/5d28403c9a7947d44841b89e (дата обращения: 26.12.2019). 8. В Пермском крае появятся первые платные дороги [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Звезда». – URL: http://zvzda.ru/news/653015cf3d12 (дата обращения: 23.09.2019). 9. Брызгалов В.И., Карпушко М.О. К вопросу о развитии сети платных автомобильных дорог на территории Пермского края // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. – Т. 1. – С. 247–250. 10. Бушанский С.П. Платные дороги и управление функционированием дорожной сети [Электронный ресурс] // ЭНСР. – 2010. – № 1 (48). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platnye-dorogi-i-upravlenie-funktsionirovaniem-dorozhnoy-seti (дата обращения: 24.09.2019). 11. Гарманов Е.Н. Оценка эффективности инвестиций в автомобильные дороги в условиях рыночных отношений: методические указания к курсовому и дипломному проектированию / Моск. гос. авт.-дор. ин-т. – М., 1999. – 174 с. 12. Жаденова С.В. Обоснование параметров, определяющих эффективность функционирования платной автомобильной дороги: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.23.11. – Волгоград: Изд-во ВГАСА, 2003. – 182 с. 13. Гавриш В.В. Экономика дорожного строительства, часть 1: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 478 с. 14. Гавриш В.В. Экономика дорожного строительства, часть 2: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 348 с. 15. Дингес Э.В., Гусейналиев В.А. Методы оценки эффективности дорожных проектов / Моск. авт.-дор. гос. техн. ун-т (МАДИ). – М., 2016. – 149 с. 16. Тарифы на проезд [Электронный ресурс] // ООО «Автодор-Платные Дороги». – URL: https://avtodor-tr.ru/ru/platnye-uchastki/tarify-na-proezd/ (дата обращения: 23.09.2019). 17. Схемы корреспонденций счетов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/law/consult/cm/cm20151218/article30748/ (дата обращения: 26.12.2020). 18. Реестр контрактов, заключенных заказчиками [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html? morphology=on&openMode=USE_DEFAULT_PARAMS&pageNumber=1&sortDirection=false&recordsPerPage=_10&sortBy=PO_DATE_OBNOVLENIJA&fz44=on&contractPriceFrom=0&contract 19. Regan M., Smith J., Peter E.D. Love Financing of public private partnerships: Transactional evidence from Australian toll roads // Case Studies on Transport Policy. – 2017. – P. 267–278. 20. Basilio Acerete, Mar Gasca, Fernando Llena Analysis of environmental financial reporting in the Spanish toll roads sector // Spanish Journal of Finance and Accounting. – 2019. – P. 430–463. 21. Optimal Time-Varying Pricing for Toll Roads Under Multiple Objectives: A Simulation-Based Optimization Approach / Xiang He, Xiqun (Michael) Chen, Chenfeng Xiong, Zheng Zhu, Lei ZhangXiang He, Xiqun (Michael) Chen, Chenfeng Xiong, Zheng Zhu, Lei Zhang // Transportation Science. – 2017. – Vol. 51, no. 2. – P. 395–789. ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА АВТОБАЗ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ТИПОВЫХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОТЕХНОЛОГИИ УДАЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И.И. Иваненко, М.Н. Вереин Получена: 21.04.2020 Рассмотрена: 21.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты обследования качества поверхностного стока автобаз с различным технологическим процессом. Статистическая обработка по качеству сточной воды и данные по метеорологическим наблюдениям позволили получить обобщенные результаты по загрязненности поверхностных сточных вод автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области с выделением трех характерных категорий. Рассмотрены результаты работы очистной станции типового исполнения, проведенной по рекомендациям ВНИИ ВОДГЕО по многоступенчатой отстойно-фильтровальной технологии, после реконструкции с внедрением технологии биологической деструкции загрязнений. Согласно разработанной для реконструкции новой биотехнологии в существующих емкостях на рамках, вместо наполнителя фильтров, был смонтирован волокнистый носитель с иммобилизованными азотфиксирующими ассоциациями нефтеокисляющих микроорганизмов. После такой реконструкции емкости фильтра превратили в погружной биофильтр. В конце отстойника на поверхности воды разместили плавающие устройства, которые состояли из волокнистого носителя, на котором также были иммобилизованы азотфиксирующие микроорганизмы – деструкторы нефтепродуктов. Анализ работы реконструированных очистных сооружений ливневых вод показал, что загрязненность стока существенно ниже норм для сброса в канализационную сеть, а эффективность процесса составила, %: по взвешенным веществам – 99,4, нефтепродуктам – 55,8, ХПК – 94,3, азоту аммонийных солей – 83,6. При описании закономерностей биохимических процессов, протекающих в биологических системах загрузки, были использованы представления классической ферментативной кинетики. Ключевые слова: автобаза, обследование, поверхностный сток, загрязненность стока, реконструкция, иммобилизованные микроорганизмы, волокнистый носитель, ферментативная кинетика. Сведения об авторах:
Иваненко Ирина Ивановна (Санкт-Петербург, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Водопользование и экология» Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (190005, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4, e-mail: i5657@mail.ru). Вереин Максим Николаевич (Санкт-Петербург, Россия) – магистрант, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, заместитель главного технолога СГТ ГУП «ЛЕНОБЛВОДОКАНАЛ» (190005, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4). Список литературы:
КОРРЕКТИРОВАНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РАЗВОЗНЫХ МАРШРУТАХ П.А. Кузнецов, А.С. Васенин Получена: 13.04.2020 Рассмотрена: 13.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена вопросу корректирования периодичности технического обслуживания пассажирского подвижного состава на региональных развозных маршрутах, так как любое автотранспортное предприятие для эффективной эксплуатации подвижного состава стремится сократить издержки на его эксплуатацию, а сокращение издержек при сохранении заданного уровня обслуживания возможно только при совершенствовании технологии обслуживания подвижного состава. В рамках статьи установлено, что необходимо проводить корректирование периодичности технического обслуживания пассажирского подвижного состава при выполнении региональных пассажирских перевозок, и предложены варианты по корректированию нормативов периодичности технического обслуживания подвижного состава с учетом региональных факторов. Исследования проводились на примере автотранспортных предприятий Пермского края: Красновишерское АТП (север края), МУП «Гараж» и МУП «Автотранспортник» (юг края), так как все три автотранспортных предприятия на данный момент характеризуются недоиспользованием ресурса основных узлов и агрегатов пассажирского подвижного состава, в частности двигателей и коробок передач, вследствие чего в основу статьи легла гипотеза о возможности уточнения коэффициентов эксплуатации, введенных более 30 лет назад и по сей день используемых данными автотранспортными предприятиями, – в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. В качестве критерия, который позволит определить необходимость корректирования, была выбрана методика оценки моторного масла двигателя так называемой капельной пробой (по авторскому свидетельству Хмелевой и Пасечникова). В результате исследований была найдена оптимальная периодичность технического обслуживания пассажирского подвижного состава и даны рекомендации по периодичности проведения технического обслуживания пассажирского подвижного состава с учетом возникающих отказов по всем агрегатам. Ключевые слова: периодичность технического обслуживания, условия эксплуатации, факторы влияния, пассажирский подвижной состав. Сведения об авторах:
Кузнецов Павел Александрович (Пермь, Россия) – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pk.pnrpu@gmail.com). Васенин Александр Сергеевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vaseninalexandr@yandex.ru). Список литературы:
ВЛИЯНИЕ УДЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ ЧАСТИЦ НА ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ К.Г. Пугин, К.Ю. Тюрюханов Получена: 24.04.2020 Рассмотрена: 24.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Увеличение интенсивности движения транспортных средств и нагрузок на ось требует использования асфальтобетонов с улучшенными физико-механическими и эксплуатационными показателями. Разработка новых составов асфальтобетонов, способных выдерживать возрастающие нагрузки, обусловливает необходимость изучения структурообразующих процессов, особенно идущих на границе битум – материал. Лабораторные исследования были проведены в лаборатории кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета. В представленных исследованиях в качестве материалов с различной удельной поверхностью выступили кварцевый песок, отработанная формовочная смесь и природный песок с одним и тем же модулем крупности. На первом этапе исследований были определены форма и структура поверхности частиц, на втором этапе – показатели физико-механических характеристик асфальтобетонных образцов. Использованы три состава асфальтобетонных смесей. Полученные данные испытаний асфальтобетонных образцов с различной удельной поверхностью мелкого заполнителя, при одном и том же модуле крупности, подтверждают выдвинутую авторами ранее теорию взаимодействия органического вяжущего с поверхностью частиц минерального заполнителя. Показано, что минеральные материалы с развитой поверхностью частиц могут эффективно использоваться в качестве модификаторов асфальтобетонных смесей с достижением заданных показателей физико-механических характеристик. Изменение удельной поверхности минеральных частиц, при одном и том же модуле крупности, может пропорционально изменить показатели предела прочности при сжатии для асфальтобетона, полученного с использованием битума. Использование минеральных материалов с высокой удельной поверхностью частиц в составе асфальтобетонной смеси позволяет получить асфальтобетон, который по своим физико-механическим показателям удовлетворяет возрастающим внешним нагрузкам. Ключевые слова: асфальтобетон, строительство, физико-механические характеристики, отработанная формовочная смесь, удельная поверхность, строительные материалы, автомобильная дорога. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Тюрюханов Кирилл Юрьевич (Пермь, Россия) – ведущий инженер кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Turuchfnov.k.u@list.ru). Список литературы: 1. Иванов К.С., Коротков Е.А. Влияние силикат-натриевых суспензий на свойства материалов щелочной активации // Неорганические материалы. – 2017. – Т. 53, № 9. – С. 993–1000. 2. Иноземцев А.С., Королёв Е.В., Зыонг Т.К. Выбор суперабсорбирующего полимерного гидрогеля для цементных систем // Промышленное и гражданское строительство. – 2019. – № 7. – С. 64–70. 3. A state–of–the–art review of parameters influencing measurement and modeling of skid resistance of asphalt pavements / Reginald B. Kogbara, Eyad A. Masad, Emad Kassem, A. (Tom) Scarpas, Kumar Anupam // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 114. – P. 602–617. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.04.002. 4. Ядыкина В.В., Траутвайн А.И., Гридчин А.М. Влияние природы материалов и режимов их измельчения на свойства асфальтобетона // Наука и техника в дорожной отросли. – 2014. – № 4. – С. 26–29. 5. Ерофеев В.Т., Сальникова А.И. Исследование реологических свойств модифицированного битума // Вестник МГСУ. – 2016. – № 8. – С. 48–63. 6. Котлярский Э.В., Кочнев В.И., Давлятова Д.Ю. Автоматизированное проектирование асфальтобетонных смесей с заданными свойствами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 1 (71). – С. 27–29. 7. Weiguang Zhang. Effect of tack coat application on interlayer shear strength of asphalt pavement: A state–of–the–art review based on application in the United States // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – Vol. 10, iss. 5. – P. 434–445. https://doi.org/10.1016/j.ijprt.2017.07.003. 8. Иноземцев С.С., Королев Е.В. Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетонa // Вестник МГСУ. – 2018. – Т. 13, № 4. – С. 536–443. 9. Емельянычева Е.А., Абдуллин А.И. Способы улучшения адгезионных свойств дорожных битумов к минеральным материалам // Вестник Технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 198–204. 10. Effects of coarse aggregate angularity on the microstructure of asphalt mixture / Junfeng Gao, Hainian Wang, Yin Bu, Zhanping You, Mohd Rosli Mohd Hasan, Muhammad Irfan // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 183. – P. 472–484. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2018.06.170. 11. Primary investigation on the relationship between microstructural characteristics and the mechanical performance of asphalt mixtures with different compaction degrees / Pengfei Liu, Jing Hu, Gustavo Canon Falla, Dawei Wang, Sabine Leischner, Markus Oeser // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 223. – P. 784–793. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.07.039. 12. Effect of aggregate contact characteristics on densification properties of asphalt mixture / Iange Li, Peilong Li, Jinfei Su, Yu Xue, Wenyu Rao // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 204. – P. 691–702. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.01.023. 13. Impact of particle morphology on aggregate–asphalt interface behavior / Dongliang Kuang, Ben Zhang, Yuan Jiao, Jianhong Fang, Huaxin Chen, Lu Wang // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 132. – P. 142–149. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.11.132. 14. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 15. Получение экологически безопасных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЦЕЛЬЮ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ К.Г. Пугин, Д.В. Власов Получена: 21.04.2020 Рассмотрена: 21.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Физиологические возможности человека не позволяют работать с тяжелыми оборудованием и узлами транспортных и технологических машин. Большинство погрузочно-разгрузочных работ при проведении технического обслуживания и ремонта невозможно без средств механизации труда. В статье предложен проект гидравлической тележки, предназначенной для выполнения погрузочно-разгрузочных работ при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств в стесненных условиях малого предприятия. Были рассмотрены существующие конструкции грузоподъемных тележек. На основе анализа конструкций и технологических возможностей был установлен ряд недостатков, к которым отнесены: излишняя длина и, как следствие, ухудшение маневренности; чрезмерная высота подхвата; отсутствие выдвижной платформы, позволяющей производить загрузку; высокая цена. С использованием компьютерных программ была спроектирована конструкция грузоподъемной тележки. Подъем-опускание грузонесущей платформы осуществляется с помощью гидравлического привода. Характеристика грузоподъемного оборудования: габаритный размер (длина, ширина, и высота подъема) 0,9×0,65×0,8 м; грузоподъемность – 1000 кг; время подъема – 30 с. С целью обеспечения безопасной и долговечности эксплуатации были предложены рекомендации для проведения технического обслуживания. Для проведения технического обслуживания не требуется вмешательства высококвалифицированного персонала. В проекте использованы стандартные изделия и простые в изготовлении детали. Все комплектующие компоненты – отечественного производства. Это способствует загрузке мощностей машиностроительных предприятий Российской Федерации и, как следствие, выполнению рекомендаций Правительства РФ, связанных с импортозамещением. Ключевые слова: тележка, гидравлический привод, ремонт автомобилей, техническое обслуживание, механизация, грузоподъемное оборудование, автотранспортное предприятие. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Власов Даниил Викторович (Пермь, Россия) – студент Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 77599170297000@mail.ru). Список литературы:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ УСИЛЕНИИ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Д.С. Рыжков, Д.А. Татьянников Получена: 16.01.2020 Рассмотрена: 16.01.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящий момент как в гражданском, так и транспортном строительстве при усилении несущих конструкций наиболее часто применяются методы с устройством обойм, использованием инъецирования, усилением стальными тяжами. С целью замены данных вариантов восстановления проводятся исследования по применению композитных материалов, позволяющих выполнять усиление железобетонных и каменных конструкций. За рубежом этот метод регламентирован, однако в нашей стране нормативные документы по данному вопросу носят лишь рекомендательный характер. В статье на основе работ А.Н. Костенко и Б.К. Джамуева произведен расчет усиления каменных колонн жилого дома композитными материалами. Рассматриваемый объект расположен в г. Перми, срок его эксплуатации составляет 65 лет, для таких объектов характерно снижение несущей способности конструкций, в связи с чем было произведено инструментальное обследование дома, на основании результатов которого был выполнен дальнейший расчет. Представлены формулы расчета усиления композитными материалами и характеристики применяемой углеволокнистой ткани. В связи с возможностью вариантов расположения бандажей усиливаемого волокна рассмотрены различные способы их расположения и выбран оптимальный. Описана технология выполнения работ усиления и меры повышения огнестойкости конструкций. Также разработаны мероприятия, необходимые для предотвращения аварийных ситуаций при выполнении сплошного обертывания волокном усиливаемых конструкций. В качестве альтернативного метода восстановления несущей способности на основании расчетных формул определено усиление при помощи устройства металлической обоймы. В заключительной части статьи представлен вывод, основанный на выполненном локальном-сметном расчете обоих вариантов, произведено сравнение выбранных методов и сделаны выводы об эффективности применения каждого из них. Ключевые слова: усиление, расчет, каменные конструкции, металлическая обойма, композитные материалы, углеродная ткань, экономическое сравнение. Сведения об авторах:
Рыжков Даниил Сергеевич – магистр кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), инженер-проектировщик ООО «ТАНТРА» (614000, г. Пермь, ул. Ленина, 9, офис 513, e-mail: ryzhkovdan@rambler.ru). Татьянников Даниил Андреевич – старший преподаватель кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: danco777@mail.ru). Список литературы:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И СИБИРИ С.А. Теньковская, А.В. Власов Получена: 05.03.2020 Рассмотрена: 05.03.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проанализирована проблема повышения эффективности управления материальными запасами транспортного предприятия, обоснована ее актуальность. Раскрыто понятие материальных запасов и их видов с точки зрения разных авторов и дисциплин, структурированы причины формирования запасов, затраты на содержание и хранение запасов, потери предприятия ввиду отсутствия запасов, а также описаны факторы, влияющие на минимизацию запасов. Определена роль запасов в деятельности предприятия. Рассмотрен состав запасов предприятия, причины их формирования, а также потери предприятия ввиду отсутствия запасов. Описаны составляющие эффективного управления запасами. Показатели оценки эффективности управления материальными запасами предприятия систематизированы по группам: уровень располагаемых запасов, показатели оборачиваемости запасов, показатели отклонений от нормативных величин использования запасов, показатели рентабельности запасов. Показано влияние каждого из них на эффективность управления запасами. Исследовано управление технологического транспорта, входящее в состав крупнейшей в стране компании, занимающейся добычей и переработкой углеводородов. Проведен экономический анализ деятельности предприятия, в результате которого выявлена низкая эффективность управления материальными запасами. Оценено состояние оборотных средств предприятия, проведен коэффициентный анализ оборотных активов и анализ структуры запасов, рассчитаны показатели оборачиваемости запасов, материалоемкости и материалоотдачи. Определены резервы повышения эффективности управления материальными запасами; в качестве основного выбрано снижение затрат на материальные запасы посредством увеличения коэффициента оборачиваемости и снижение периода оборота запасов. Предложено использовать метод имитационного моделирования для определения зависимости затрат на запасные части от наработки и времени. Авторами также предлагается увеличить число инвентаризаций для определения неликвидных запасов с их последующей реализацией. В результате применения предложенного метода авторы отмечают положительное изменение показателей эффективности. Теоретической основой статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков, чьи работы внесли весомый вклад в разработку методов и систем управления запасами. Информационная база исследования: бухгалтерская, статистическая и финансовая отчетность исследуемого предприятия, данные производственного плана исследуемого предприятия. Ключевые слова: автотранспорт, повышение эффективности управления запасами, оптимизация запасов, резервы предприятия, двухфакторная модель. Сведения об авторах:
Теньковская Светлана Александровна (Тюмень, Россия) – ассистент кафедры «Менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса» Тюменского индустриального университета (625059, г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, 15, кв. 224, e-mail: ten_sa@tsogu.ru). Власов Артем Владимирович (Санкт-Петербург, Россия) – магистрант Международного научно-исследовательского института биоинженерии Национального исследовательского университета ИТМО (196128, г. Санкт-Петербург, Новоизмайловский пр., 16/3, кв. 168, e-mail: arte_13@mail.ru). Список литературы: 1. Аринин И.Н. Техническая эксплуатация автомобилей // Серия высшего образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 315 с. 2. Гольд Б.В. Основы прочности и долговечности автомобилей. – М.: Машиностроение, 1967. – 212 с. 3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 414 с. 4. Баженов Ю.В. Основы теории надежности машин: учеб. пособие. – М., 2012. – 312 с. 5. Власов А.В., Теньковская С.А. Стратегический анализ отрасли грузовых автотранспортных перевозок // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Тюмень, 19 апреля 2018 г. – Тюмень, 2018. – С. 60–63. 6. Демьяненко М.С. Совершенствование управления запасами на основе логистического подхода // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 3 (47). – С. 328–336. 7. Щетина В.А. Снабжение запасными частями на автомобильном транспорте. – М.: Транспорт, 1990. – 122 с. 8. Латыпова Р.А. Регулирование транспортных тарифов: автореф. дис. … канд. экон. наук. – М.: ГАУ, 1995. – 27 с. 9. Захаров Н.С. Влияние наработки автомобилей нефтегазодобывающего предприятия на расход запасных частей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2018. – № 7. – С. 84–88. 10. Монгуш С.Ч. Сравнительный анализ методов определения оптимальных сроков службы автомобиля // Вестник. Технические и физико-математические науки. – 2014. – № 3. – С. 84–90. 11. Сухов Н. Срок службы автомобиля // Автомобильный транспорт. – 1983. – № 9. – С. 9–11. 12. Маняшин А.В. Методика синтеза ездового цикла автомобиля // Международный научный журнал. – 2013. – № 1. – С. 87–91. 13. Маняшин А.В. Особенности имитационного моделирования расхода топлива автомобилем в городских условиях // T–comm. Телекоммуникации и транспорт. – М.: ООО «Медиа паблишер», 2011. – № 3. – С. 28–30. 14. Токарев Т.Г. Рациональные сроки службы автомобилей. – М.: Автотрансиздат, 1962. – 77 с. 15. Воронкова А.Э. Диагностика состояния предприятия: теория и практика. – М.: «ИНЖЕК», 2015. – 520 с. ПОВРЕЖДЕНИЯ МОСТОВ ОТ МОРОЗНОГО ПУЧЕНИЯ ГРУНТА И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ О.В. Третьякова Получена: 24.04.2020 Рассмотрена: 24.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме нарушения эксплуатационной пригодности сооружений от воздействий окружающей природной среды. Значительные территории России и зарубежных стран подвержены сезонному промерзанию и морозному пучению грунтов. Этот опасный природный процесс приводит к возникновению силовых факторов, вызывающих деформации и разрушение конструкций. Особенно существенно это негативное влияние для легких протяженных сооружений. В исследовании затрагивается тема воздействия морозного пучения на элементы мостов. Несмотря на значимость проблемы, факты негативных проявлений этого воздействия в практике эксплуатации мостов не получили должного обобщения и изучения, не определены наиболее эффективные направления защиты. Целью исследования является поиск решений для предотвращения наступления аварийного состояния мостов в условиях морозного пучения грунта на основе анализа повреждений элементов сооружений, выявления наиболее характерных из них, определения факторов морозного пучения, вызывающих эти проблемные ситуации. В статье выполнен аннотированный обзор повреждений элементов мостов от влияния морозного пучения грунта в российской и зарубежной практике. Проведенный анализ показал, что наиболее характерными являются подъем и деформации опор, нарушение целостности пролетных строений. Показано, что причинами являются природные свойства грунтов и нарушение влажностного режима. Данное исследование дополнено также рассмотрением мероприятий, предотвращающих указанные виды повреждений, определением и обоснованием наиболее эффективных мер, основанных на модернизации конструкций опор. Работа носит практический характер и может послужить основой для теоретических и экспериментальных исследований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию мостовых сооружений в районах с суровым климатом. Ключевые слова: мост, опора моста, свая, пролетное строение, повреждение, деформация, морозное пучение грунта. Сведения об авторах:
Третьякова Ольга Викторовна (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: Olga_wsw@mail.ru. SPIN-код: 8675-3740). Список литературы:
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВАРЬИРОВАНИЯ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В.Д. Тимоховец, И.А. Холкин Получена: 23.04.2020 Рассмотрена: 23.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Образование на дорожном покрытии того или иного вида зимней скользкости может служить причиной увеличения длины тормозного пути. В случае возникновения необходимости экстренного торможения перед возникшим препятствием водитель транспортного средства, находясь в транспортном потоке и будучи не осведомленным о наличии впереди опасного участка, не примет своевременно надлежащие меры по корректированию скоростного режима, и повысит вероятность возникновения ДТП. Одним из решений представленной проблемы может являться ограничение скорости автомобилей заблаговременно перед опасным участком. Объектом исследования является расчет безопасной скорости на участках, где наблюдается образование различных видов зимней скользкости. Проведено натурное исследование влияния наличия на покрытии автомобильной дороги различных видов зимней скользкости на величину тормозного пути автомобиля. Рассмотрены все сочетания видов зимней скользкости, при которых наблюдается снижение коэффициента сцепления. Изучены существующие расчетные аппараты по определению тормозного пути и разработаны функциональные зависимости по определению корреляции зазора безопасности от скорости движения для каждого рассматриваемого сочетания состояний покрытия. Для определения безопасной скорости применена формула по расчету динамического габарита, основным компонентом которой является длина тормозного пути. Принцип расчета заключается в определении оптимальной скорости движения автомобиля, при которой величина зазора безопасности остается в пределах допустимых значений. В статье представлены фрагменты результатов натурных испытаний по замеру тормозного пути, фрагменты результатов корреляции зазора безопасности, полученных с использованием разработанного расчетного аппарата для одного из сочетаний видов зимней скользкости. Также выполнена проверка адекватности расчетного аппарата и даны рекомендации по снижению скорости для каждого из сочетаний. Ключевые слова: динамический габарит, тормозной путь, зазор безопасности, скоростной режим, зимняя скользкость, коэффициент сцепления. Сведения об авторах:
Тимоховец Вера Дмитриевна (Тюмень, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: timohovetsvd@tyuiu.ru). Холкин Илья Андреевич (Тюмень, Россия) – бакалавр кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625001, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, 2, e-mail: ilyakholkin96@mail.ru). Список литературы:
РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕЗОННЫХ РАБОТ Р.Ф. Шаихов Получена: 12.04.2020 Рассмотрена: 12.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены вопросы повышения вероятности безотказной работы грузовых автомобилей за счет создания резерва. С одной стороны, резерв позволит заменить неисправную технику практически без остановки работ, с другой стороны – автомобиль, находясь в резерве, не эксплуатируется, т.е. не приносит прибыль, поэтому важно обосновать не только необходимость, но и размер резерва. Задача определения размеров резерва грузовых автомобилей для обеспечения бесперебойности работ при минимальных затратах является актуальной, особенно для сезонных работ. При строительстве дорог автомобили эксплуатируются в отрыве от производственной базы, поэтому необходимо обеспечить непрерывную работу на одну неделю, в связи с этим все расчеты в статье приведены именно для этого периода. Представлены результаты расчета затрат на резервирование. Автор предлагает использовать лизинговые схемы, так как их несомненным преимуществом является возможность быстрого возврата техники лизингодателю без потерь времени и денег. В рамках данного исследования задача резервирования формулируется для системы из двух автомобилей – КамАЗ 65115 и КамАЗ 55111. Каждая из подсистем представляет собой одиночный элемент, повысить вероятность безотказной работы которого возможно, используя резервирование (дополнительный свободный автомобиль). Каждому значению вероятности безотказной работы системы P (X) будет соответствовать значение суммарных затрат C (X), пару этих значений предлагается назвать вектором показателей системы. Представлены результаты расчетов, которые для удобства анализа записаны в виде таблицы. Определен размер оптимального резерва автомобилей для различных значений вероятности безотказной работы всей системы. Система, состоящая из двух автомобилей, с высокой долей вероятности не сможет непрерывно работать без отказов в течение всего лишь одной недели. В условиях рыночной экономики важную роль играют суммарные затраты на проведение работ, поэтому они учтены в расчетах. Для обеспечения приемлемого уровня безотказности потребуется от 47 тыс. руб. в неделю на создание резерва грузовых автомобилей. Ключевые слова: надежность, вероятность безотказной работы, резервирование, грузовой автомобиль. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
ПОВЫШЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАБОТЕ НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Р.Ф. Шаихов Получена: 20.04.2020 Рассмотрена: 20.04.2020 Опубликована: 29.06.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается проблема повышения топливной экономичности сельхозтехники на примере наиболее распространенного трактора BELARUS-820 с дизельным двигателем Д-243 производства Минского тракторного завода. Активный выход на российский рынок сельскохозяйственной техники зарубежных производителей, разномарочность парка и специфика эксплуатации техники приводят к тому, что установленные на сегодняшний день нормы расхода топлива не в полной мере могут соответствовать реальным условиям эксплуатации. При эксплуатации исследуемых тракторов значительную часть времени работает навесное специальное оборудование, которое приводится в действие гидравлической системой управления. При этом от двигателя внутреннего сгорания приводится в действие гидравлический насос, т.е. часть энергии ДВС расходуется на привод навесного оборудования. В зависимости от нагрузки на исполнительном механизме (гидроцилиндре) изменяется и расход топлива двигателя. Целью исследования является установление зависимости фактического расхода топлива трактора BELARUS-820 от нагрузки на гидроцилиндре привода навесного оборудования. В статье описан выбор подхода для разработки математической модели, характеризующей работу системы взаимодействия двигателя внутреннего сгорания и исполнительного гидроцилиндра. Проведены теоретические исследования, в ходе которых получена искомая зависимость. Установлено, что с использованием многопараметровой характеристики двигателя имеется возможность оценить характер изменения удельного эффективного расхода топлива при изменении нагрузки на гидроцилиндре привода навесного оборудования. В ходе исследования был спланирован натурный эксперимент. Проведен анализ и выбран массовый метод измерения расхода топлива. Определена методика и фиксируемые параметры при проведении эксперимента на объекте исследования. Путем сравнения расчетных и экспериментальных данных планируется доказать адекватность разработанной математической модели. Ключевые слова: топливная экономичность, сельскохозяйственная техника, трактор BELARUS-820, навесное оборудование. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
| ||