|
Геотехнический мониторинг на федеральных автомобильных дорогах в области криолитозоныИ.И. Сыромятников, А.В. Литовко, А.Р. Кириллин, А.Ф. Жирков, М.Н. Железняк Получена: 30.07.2024 Рассмотрена: 14.08.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Рассматриваются проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог в зоне развития многолетнемерзлых грунтов. Обоснована необходимость обустройства специальных постов геотехнического мониторинга на участках автодорог с различными инженерно-геокриологическими условиями для оценки и прогноза устойчивости элементов дорожной конструкции и грунтов основания в условиях меняющегося климата. Целью геотехнического мониторинга автомобильных дорог является оценка их состояния, выяснение причин развития деформаций конструктивных элементов автомобильных дорог (грунта земляного полотна, конструктивных слоев дорожных одежд и т.д.), обеспечение геокриологического прогноза, а также научное обоснование и разработка защитных мероприятий на этапах проектирования, строительства (реконструкции), капитального ремонта, текущего ремонта и эксплуатации автомобильных дорог в криолитозоне. Объектом мониторинга являются автомобильные дороги с прилегающей полосой отвода, подвергающиеся неблагоприятному воздействию криогенных процессов. В работе даются методические рекомендации по организации и проведению комплексного геотехнического мониторинга состояния автомобильной дороги и развития опасных криогенных процессов. Также приведены первичные материалы, полученные на комплексном посту наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями на 148 км автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-504 «Колыма». Предварительный анализ полученных материалов показал, что температура грунтов земляного полотна автомобильной дороги и грунтов основания под ней имеет существенное отличие от температуры грунтов полосы отвода. В выводе отмечается, что регулярная уборка снега с поверхности асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги в зимний период способствует интенсивному промерзанию земляного полотна и грунтов основания.
Ключевые слова: геотехнический мониторинг, автомобильная дорога, криолитозона, геокриологическое районирование, метеорологические условия, температурный режим грунтов, криогенные процессы.
Сведения об авторах: Сыромятников Игорь Иннокентьевич (Якутск, Российская Федерация) – кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Российская Федерация, 677010, г. Якутск, ул. Мерзлотная, 36, e-mail: igor@mpi.ysn.ru).
Литовко Андрей Владимирович (Якутск, Российская Федерация) – научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Российская Федерация, 677010, г. Якутск, ул. Мерзлотная, 36, e-mail: lav_84@mail.ru).
Кириллин Анатолий Русланович (Якутск, Российская Федерация) – кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Российская Федерация, 677010, г. Якутск, ул. Мерзлотная, 36, e-mail: mouks@ya.ru).
Жирков Александр Федотович (Якутск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заведующий лабораторией геотермии криолитозоны Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Российская Федерация, 677010, г. Якутск, ул. Мерзлотная, 36, e-mail: zhirkov_af@mail.ru).
Железняк Михаил Николаевич (Якутск, Российская Федерация) – член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, директор Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Российская Федерация, 677010, г. Якутск, ул. Мерзлотная, 36, e-mail: fe@mpi.ysn.ru).
Список литературы: 1. Варламов, С.П. Мониторинг теплового режима грунтов Центральной Якутии / С.П. Вар¬ламов, Ю.Б. Скачков, П.Н. Скрябин. – Якутск: Изд-во ИМЗ СО РАН, 2021. – 156 с.
2. Climate change and its influence on the active layer depth in central Yakutia / A., Desyatkin P. Fedorov, N. Filippov, R. Desyatkin // Land. – 2021. – Vol. 10, № 1. – P. 1–13. DOI: 10.3390/land10010003
3. Активизация термокарста как индикатор глобальных изменений климата на примере Якутии / А.Н. Федоров, П.Я. Константинов, Н.И. Башарин, Н.А. Федоров, Н.Ф. Васильев, Й. Йижима, Х. Сайто, Т. Хияма, Х. Пак, Г. Ивахана // Мониторинг в криолитозоне: сборник докладов Шестой конференции геокриологов России с участием российских и зарубежных ученых, инженеров и специалистов, Москва, 14–17 июня 2022 года / под ред. Р.Г. Мотенко. – М.: КДУ, Добросвет, 2022. – С. 558–562.
4. Сыромятников, И.И. Особенности динамики температуры грунтов на территории г. Якутска / И.И. Сыромятников, И.В. Дорофеев // Наука и образование. – 2014. – № 4 (76). – С. 42–45.
5. Climate Change and Stability of Urban Infrastructure in Russian Permafrost Regions: Prognostic Assessment based on GCM Climate Projections / N.I. Shiklomanov, D.A. Streletskiy, T.B. Swales, V.A. Kokorev // Geographical Review. – 2017. – Vol. 107, № 1. – P. 125–142. DOI: 10.1111/gere.12214
6. Consequences of permafrost degradation for Arctic infrastructure – bridging the model gap between regional and engineering scales / T. Schneider, H. Lee, T. Ingeman-Nielsen [et al.] // The Cryosphere. – 2021. – Vol. 15. – Р. 2451–2471. DOI: 10.5194/tc-15-2451-2021
7. Degrading permafrost puts Arctic infrastructure at risk by mid-century / J. Hjort, O. Karjalainen, J. Aalto [et al.] // Nature Communications. – 2018. – Vol. 9. – Р. 5147. DOI: 10.1038/s41467-018-07557-4
8. Landers, K. (Un) frozen foundations: A study of permafrost construction practices in Russia, Alaska, and Canada / K. Landers, D. Streletskiy // Ambio. – 2023. – Vol. 52, № 7. – P. 1170–1183. – DOI: 10.1007/s13280-023-01866-9
9. Гребенец, В.И. Деформации автомобильных и железных дорог на участке Норильск-Талнах и методы борьбы с ними / В.И. Гребенец, В.А. Исаков // Криосфера Земли. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 69–77.
10. Деформации дорожного полотна в сложных мерзлотно-геологических условиях Норильского промрайона / В.А. Толманов, В.И. Гребенец, В.А. Исаков, А.Г. Керимов // Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации: материалы докладов XIII Общероссийской конференции изыскательских организаций, Москва, 29 ноября – 01 2017 года. – М.: Геомаркетинг, 2017. – С. 251–258.
11. ОДМ 218.11.007-2023. Методические рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга и оборудованию инженерно-геокриологических монито-ринговых стационарных постов в полосе отвода автомобильных дорог в криолитозоне. – М., 2023. – 113 с.
12. Соловьев, П.А. Криолитозона северной части Лено-Амгинского междуречья / П.А. Соловьев. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – 143 с.
13. Иванов, М.С. Криогенное строение четвертичных отложений Лено-Алданской впадины / М.С. Иванов. – Новосибирск: Наука, 1984. – 125 с.
14. Permafrost-Landscape Map of the Republic of Sakha (Yakutia) on a Scale 1:1,500,000 / A.N. Fedorov, N.F. Vasilyev, Y.I. Torgovkin [et al.]. – Geosciences. – 2018. – Vol. 8 (12). – Р. 465. DOI: 10.3390/geosciences8120465
15. Строение плейстоценовых криогенных отложений Лено-Амгинской равнины (Центральная Якутия) / В.В. Спектор, J. Huijun, Н.В. Торговкин, Г.Т. Максимов, В.Б. Спектор, И.И. Сыромятников // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2020. – Т. 25, № 3. –
С. 49–62. DOI: 10.31242/2618-9712-2020-25-3-5
Концептуальные предложения по формированию маршрутной сети городского пассажирского транспорта ЯкутскаД.В. Филиппов Получена: 22.05.2024 Рассмотрена: 03.06.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Каркас существующей маршрутной сети городского пассажирского транспорта Якутска сформировался
в 80-е гг XX в. и соответствует градостроительному облику, социально-экономической, демографической и транспортной ситуации прошедшей советской эпохи. В те годы не были плотно застроены и заселены район ДСК, улица Жорницкого, Покровский и Вилюйский тракты, Марха, Хатассы и Хатын-Юряхское шоссе. Не существовали микрорайоны Борисовка-1, Борисовка-2, Борисовка-3, 203, Прометей, Сатал, Северный, Звездный. Маршруты, появлявшиеся в современной истории развития Якутска, в 90-е и нулевые годы, не отвечали требованиям качества транспортного обслуживания населения и формировались исходя из коммерческих интересов частных перевозчиков. В конечном итоге сложившаяся маршрутная сеть перестала отвечать растущим потребностям активно развивающегося города. Действующая маршрутная сеть не обеспечивает полный охват транспортным обслуживанием населения селитебных зон, особенно городских окраин и частной жилой застройки. Следствием накопившихся за десятилетия проблем стала несбалансированность и неравномерность маршрутной сети, что становится причиной увеличения времени пассажиров в пути и интервалов движения автобусов, а также негативно влияет на качество жизни населения города и является критическим фактором в зимнее время. Настоящая статья направлена на поиск и определение концептуальных предложений по формированию маршрутной сети городского пассажирского транспорта, отвечающего требованиям динамично развивающегося города. Материалы, изложенные в статье, представляют собой результаты проблемного исследования научно-рекомендательного и организационно-технического характера, имеющего практическую значимость и обладающего новизной изложенных идей. Проанализирована маршрутная сеть городского пассажирского транспорта. Проведено транспортное зонирование территории Якутска, учитывающее перспективный генеральный план, соответствующий «Стратегии социально-экономического развития города до 2032 г.».
Ключевые слова: пассажирские перевозки, транспорт, городской пассажирский транспорт, транспортное зонирование, улично-дорожная сеть, маршрутная сеть, транспортное обслуживание населения, автобус, транспортно-пересадочный узел.
Сведения об авторах: Филиппов Дмитрий Васильевич (Якутск, Российская Федерация) – кандидат экономических наук, декан Автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Российская Федерация, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: fil_dv@mail.ru).
Список литературы: 1. Показатели состояния безопасности дорожного движения: – Текст: электронный // ГИБДД: официальный сайт. 2023. – URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 01.06.2024).
2. Стратегия социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/553165837 (дата обращения: 01.06.2024).
3. Корзинникова, Ю.С. Проблемы городского пассажирского маршрутного транспорта Якутска и пути их решения / Ю.С. Корзинникова, Д.В. Филиппов // Инновации и инвестиции. – 2023. – Вып. 10. – С. 572–575.
4. Николаева, С.Г. Совершенствование пассажирских перевозок в городе Якутск / С.Г. Николаева // Материалы ХIХ всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием, 2018. – С. 154–158.
5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023): Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022). – М., 2023.
6. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ. – М., 2015.
7. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года: Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З № 45-VI. – Якутск, 2018.
8. Балакин, В.В. Проектирование системы маршрутов городского массового пассажирского транспорта / В.В. Балакин. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2011.
9. Особенности формирования маршрутных сетей городского пассажирского транс-порта общего пользования в моногородах России на примере города Нижнекамск / В.Н. Мячин, Л.Р. Ахметов, В.В. Шуляев, М.Г. Кондрашкин // Мир транспорта. – 2021. – Вып. 5 (96). – Т.19. – С. 91–98.
10. Овчинников, Н.А. Автобусный пассажирский транспорт как часть транспортной системы России / Н.А. Овчинников, К.Р. Сочинская // Научное обозрение. – 2021. – Вып. 1. – С. 67–72.
11. Анализ транспортной инфраструктуры городской агломерации «город Якутск» с учетом строительства мостового перехода через р. Лена. Этап 2: Научный отчет о НИР, выполненный по государственному контракту № 5066 от 11.05.2022.
12. Базавлук, В.А. Анализ современных планировочных схем пешеходно-транспортной сети новых микрорайонов города Томска / В.А. Базавлук, Э.С. Усеинова // Вестник ТГАСУ. – 2019. – Вып. 3, Т.21.
13. Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. – Текст: электронный // Минтранс России: официальный сайт. 2023. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/9306 (дата обращения: 01.06.2024).
14. Филиппов, Д.В. Анализ проблем развития транспортной инфраструктуры города Якутска в контексте строительства Ленского моста / Д.В. Филиппов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2023. – Вып. 1. – С. 74–82.
Анализ рынка легковых автомобилей РоссииР.Ф. Шаихов Получена: 08.10.2024 Рассмотрена: 18.10.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Транспорт играет важную роль как для государства, так и для отдельно взятой семьи. Санкционная политика западных стран оказала существенное влияние на структуру и состав парка легковых автомобилей России. За последние два года страну покинули 46 брендов, усложнилась логистика снабжения запасными частями, увеличились цены. В статье представлен анализ рынка легковых автомобилей в России в период с 2022 г. по настоящее время. В качестве материалов исследования использовались официальные данные автомобильной статистики за указанный период. Проанализирована динамика изменения численности автомобилей в России, а также их состав и средний возраст, изменение структуры продаж новых транспортных средств в сторону увеличения количества китайских автомобилей. Исследована статистика продаж китайских автомобилей по маркам, а также определена их специфика. К основным плюсам китайских производителей можно отнести современный дизайн продукции, широкий ассортиментный ряд, наличие электроники и дополнительных функций, а также развитие дилерской сети в России. Ключевыми недостатками являются сложность поиска запасных частей на непопулярные марки и на автомобили снятые с производства. Также различное программное обеспечение и полное или частичное отсутствие технической документации на техническое обслуживание, ремонт и диагностику транспортных средств. Представлен анализ выхода китайских производителей на российский рынок, проанализированы преимущества и недостатки. Основным подходом для новых брендов остаются продажи через посредников, без официального представительства. В результате исследования установлена динамика изменения парка легковых автомобилей в России, а также специфика развития после введения санкций от западных стран.
Ключевые слова: легковые автомобили, китайские автомобили, Cherry, Geely, Great Wall, анализ рынка, динамика продаж.
Сведения об авторах: Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технический сервис и ремонт машин» ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23, e-mail: shr84@list.ru).
Список литературы: 1. Антипина, А.А. Обзор продаж китайских автомобилей на российском рынке за
2021–2023 гг. / А.А. Антипина, А.Р. Гайсина, Л.Э. Фатихова // Социально-экономические и техни¬ческие системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2024. – № 2 (97). – С. 159–164.
2. Саламатов, А.П. Исследование проблем малых предприятий в снабжении автомо-бильных сервисов и пути их решения / А.П. Саламатов, Д.В. Мальцев // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2023. – Т. 1. – С. 76–79
3. Саламатов, А.П. Проблема импорта китайских запасных частей в Россию / А.П. Саламатов, С.А. Пестриков, Д.В. Мальцев // Химия. Экология. Урбанистика. – 2023. – Т. 2. – С. 267–274.
4. Волгина, Н.А. Китайские автомобильные компании на российском рынке: особенности проникновения и закрепления / Н.А. Волгина, Е.М. Луговская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2024. – Т. 32, № 2. – С. 303–323. DOI: 10.22363/2313-2329-2024-32-2-303-323
5. Мальцев, Д.В. Контроль производственного персонала при выполнении работ технического обслуживания автомобилей / Д.В. Мальцев, Д.С. Репецкий // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18, № 6 (91). – С. 238–247.
6. Мальцев, Д.В. О качестве выполнения работ технического обслуживания автомобилей / Д.В. Мальцев, Д.С. Репецкий // Грузовик. – 2021. – № 10. – С. 25–29.
7. Шаихов, Р.Ф. Контроль производственного персонала на автотранспортном предприятии / Р.Ф. Шаихов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2019. – № 3. – С. 89–95.
8. Шаихов, Р.Ф. Снижение потерь рабочего времени при выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобилей / Р.Ф. Шаихов // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 4 (75). – С. 112–119.
9. Репецкий, Д.С. Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета / Д.С. Репецкий, Д.В. Мальцев // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – С. 45–52.
10. Мальцев, Д.В. Влияние качества образовательных услуг технического университета на трудоустройство выпускников / Д.В. Мальцев // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6 (48). – С. 459–473.
11. Мальцев, Д.В. Развитие механизмов регулирования образовательного процесса студентами высших учебных заведений / Д.В. Мальцев // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 6 (54). – С. 592–605.
12. Репецкий, Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете / Д.С. Репецкий, Д.В. Мальцев, Е.А. Лазукова // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 6 (60). – С. 10–28.
13. Мальцев, Д.В. Актуализация образовательных программ по результатам независимой оценки уровня подготовки выпускников университета / Д.В. Мальцев // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 (53). – С. 530–543.
14. Мальцев, Д.В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории для повышения конкурентоспособности на рынке труда / Д.В. Мальцев // Universe of university: сборник материалов международной научной интернет-конференции, Екатеринбург, 18 мая 2021 г. – Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021. – С. 167–170.
Научные основы оценки предельного состояния мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного событияШ.Н. Валиев, В.С. Надеждин, Д.А. Кочетков, А.В. Кочетков, И.А. Болячевец, Л.В. Янковский Получена: 03.10.2024 Рассмотрена: 18.10.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались.
Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных.
В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния – центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
Ключевые слова: транспортные сооружения, мосты, материалы, строительство, риск, управление, безопасность, надежность, инновации, качество, проектирование, эксплуатация.
Сведения об авторах: Валиев Шерали Назаралиевич (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, д. 64, e-mail: vshn2014@gmail.com).
Надеждин Владимир Сергеевич (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент, декан дорожно-строительного факультета ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, д. 64,
e-mail: dekanat@da.madi.ru).
Кочетков Дмитрий Андреевич (Москва, Российская Федерация) – студент дорожно-строительного факультета ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, д. 64, e-mail: soni.81@mail.ru).
Кочетков Андрей Викторович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры автомобилей и технологических машин Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: soni.81@mail.ru).
Болячевец Игорь Александрович (Москва, Российская Федерация) – инженер ФАУ «РОСДОРНИИ» (Российская Федерация, 125212, г. Москва, ул. Смольная, д. 2, e-mail: bolyachevets@rosdornii.ru).
Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобилей и технологических машин Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), доцент кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: yanekperm@yandex.ru).
Список литературы: 1. Ермошин, Н.А. Моделирование и оценка риска разрушения дорожной одежды на автомобильных дорогах / Н.А. Ермошин // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сборник трудов международной научной конференции. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», 2020. – С. 1365–1371.
2. Оценка технических рисков в техническом регулировании дорожного хозяйства / Ю.Э. Васильев, Ш.Н. Валиев [и др.]. – М.: МАДИ, 2017. – 295 с.
3. Снижение рисков в строительстве при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера / С.Н. Булгаков, А.Г. Тамразян, И.А. Рахман, А.Ю. Степанов; под общ. ред. А.Г. Тамразяна. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 304 с.
4. Столяров В. В Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска / В.В. Столяров; Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов: СГТУ, 1994. – Ч. 1. – 184 с.
5. Столяров, В.В. Теория риска в установлении величины расчётного расхода, при распределении максимальных расходов по закону Гаусса / В.В. Столяров, Э.Ю. Шмагина, Н.Е. Кокодеева // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2013. – № 4 (4) . – С. 19–27.
6. Кокодеева, Н.Е. Техническое регулирование в дорожном хозяйстве: монография / Н.Е. Кокодеева, В.В. Столяров, Ю.Э. Васильев. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. – 232 с.
7. Мартинсон, В.Л. Основные этапы развития строительного контроля в сфере дорожного хозяйства Российской Федерации / В.Л. Мартинсон, Н.В. Быстров // Дороги и мосты». – 2022. – Вып. 47. – С. 11–34.
8. Cтатистические методы контроля качества при производстве цементобетона и цементобетонных смесей / Ю.Э. Васильев, В.Г. Полянский, Е.Р. Соколова, Р.Б. Гарибов, А.В. Кочетков, Л.В. Янковский // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 101.
9. Столяров, В.В. Теория риска в проектировании плана дороги и организации движения: учебное пособие / В.В. Столяров – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1995. – 84 с.
10. Столяров, В.В. Теория риска в судебно-технической экспертизе дорожно-транспортных происшествий (+ABS) / В.В. Столяров. – Саратов: МарК, 2010. – 407 с.
11. Кокодеева, Н.Е. Теория риска в техническом регулировании дорожного хозяйства: монография / Н.Е. Кокодеева, В.В. Столяров. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. – 356 с.
12. Кокодеева, Н.Е. О системе технического регулирования / Н.Е. Кокодеева, В.В. Столяров // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2013. – № 1 (1) . – С. 12–19.
13. Моделирование риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с учетом вариативности макрошероховатости покрытий проезжей части на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях / Ш.Н. Валиев, Н.Е. Кокодеева, А.В. Кочетков, Л.В. Янковский // Строительные материалы. – 2016. – № 5. – С. 22–26.
14. Состояние и перспективы развития нормативной базы в области мостостроения для соблюдения требований ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» / С.В. Гошовец, А.В. Козлов, Н.В. Илюшин, Н.Ю. Новак // Дороги и мосты. – 2023. – № 1 (49). – С. 11–30.
15. TST-RISK: свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU / Н.Е. Акулова, Н.В. Щеголева, В.В. Столяров. – 2020612667, 28.02.2020. Заявка № 2020611749 от 18.02.2020.
16. Shchegoleva, N.V. The procedure of analysis, assessment and risk reduction of vehicle collisions on a multi-lane road / N.V. Shchegoleva, V.V. Stolyarov, A.V. Kochetkov // Russian Journal of Building Construction and Architecture. – 2021. – No. 3 (51). – P. 93–103.
17. Comparative risk analysis of using the markings for ground and raised pedestrian crossings / Stolyarov V., Schegoleva N., Kochetkov A., Talalay V., Vasiliev Y. // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1116. – P. 598–605.
18. Software modeling application for verification of transportation planning engineering hypotheses / Shchegoleva N., Gorshenina C., Talalai V., Smirnova D. // In the collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019 International Conference on Digital Solutions for Automotive Industry, Roadway Maintenance and Traffic Control, DS ART 2019. BRISTOL, 2020. – P. 012055.
19. Digital technologies in the survey of road sections / N.V. Shchegoleva, N.E. Akulova, P.M. Salamah in, A.R. Asoyan, A.N. Pronnikov // Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry. – ITBI 2020. BRISTOL, ENGLAND, 2020. – P. 012192.
20. Ensuring the operational reliability of roads on the horizontal curves using tst-risk software / N. Shchegoleva, V. Stolyarov, N. Akulova, V. Talalay // Transportation Research Procedia. Ser. "International Conference of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems". – 2021. – P. 617–623.
Изменение характеристик распределения деформаций в теле земляного полотна под действием нагрузокА.Б. Павликов, А.В. Каменчуков Получена: 06.06.2024 Рассмотрена: 20.06.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Рассматривается проблема изменения характеристик распределения деформаций в теле земляного полотна под действием нагрузок. Проведен анализ изменения расчетных нагрузок и схем награждения для оценки способности восприятия современных нагрузок дорожными конструкциями, запроектированными 10–15 лет назад. Целью работы является проведение комплексного исследования влияния критических нагрузок на деформации в земляном полотне. Выявлено влияние геометрических размеров насыпи, симметричности и интенсивности нагружения на характер развития напряжений и деформаций в теле насыпи земляного полотна и основания автомобильной дороги. Используя методы математического моделирования, наглядно установлено и подтверждено, что в теле насыпи образуется ядро деформаций, которое увеличивается в зависимости от высоты насыпи и интенсивности нагружения. Подтверждено аналитическим путем, что грунты, не обладающие сцеплением, более восприимчивы к деформации сдвига от собственного веса сооружения. По итогам исследования было выявлено, что по мере увеличения высоты конструкции в её боковых частях и на откосах начинают активно проявляться пластические деформации, но при этом несущая способность не теряется. С ростом нагрузки в основной части конструкции формируется область пластических деформаций, что приводит к увеличению просадок и в конечном счете – к разрушению сооружения. Исследование позволяет лучше понять процессы деформирования земляного полотна и их зависимость от различных факторов. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании и строительстве дорожных объектов, а также при оценке и прогнозировании состояния земляного полотна.
Ключевые слова: деформации, земляное полотно, автомобильная дорога, нагрузка, напряжения, пластические деформации, несущая способность.
Сведения об авторах: Павликов Алексей Борисович (Хабаровск, Российская Федерация) – аспирант, преподаватель высшей школы транспортного строительства, геодезии и землеустройства Тихоокеанского государственного университета (Российская Федерация, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 140, e-mail: 012429@pnu.edu.ru).
Каменчуков Алексей Борисович (Хабаровск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент высшей школы транспортного строительства, геодезии и землеустройства Тихоокеанского государственного университета (Российская Федерация, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 140, e-mail: 006641@pnu.edu.ru).
Список литературы:
1. Бабаскин, Ю.Г. Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна / Ю.Г. Бабас¬кин. – Минск: Новое знание, 2013. – 466 с.
2. Mouazen, A.M. De. Effects of bulk density and moisture content on selected mechanical properties of sandy loam soil / A.M. Mouazen, H. Ramon, J.De. Baerdemaeker // Biosyst. Eng. Academic Press. – 2002. – Vol. 83, № 2. – P. 217–224.
3. Тер-Мартиросян, З.Г., Влияние напряженного состояния песчаного грунта на интенсив¬ность виброползучести / З.Г. Тер-Мартиросян, А.Н. Шебуняев, И.Е. Демин // Инженерно-строи¬тель¬ный вестник Прикаспия. – 2023. – № 1 (43). – С. 10–14. DOI: 10.52684/2312-3702-2023-43-1-10-14
4. Тер-Мартиросян, З.Г. Напряженно-деформированное состояние слабых и насыпных грунтов, армированных железобетонными и грунтовыми сваями соответственно / З.Г. Тер-Мартиросян, А.З. Тер-Мартиросян, А.С. Акулецкий // Вестник МГСУ. – 2021. – Т. 16, № 9. – С. 1182–1190. DOI: 10.22227/1997-0935.2021.9.1182-1190
5. Фундаментальные основы геотехники и механики грунта / Б.И. Кулачкин [и др.] // Строительство и архитектура. – 2016. – Т. 4, № 4. – С. 153–166. DOI: 10.12737/23206
6. Микова, М.Н. Исследование деформируемости глинистого грунта во времени / М.Н. Микова, Е.Н. Акбулякова // Вестник МГСУ. – 2020. – Т. 15, № 12. – С. 1654–1662. DOI: 10.22227/1997-0935.2020.12.1654-1662
7. Ефименко, С.В. Некоторые особенности обоснования свойств прочности и деформи¬руемости глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд / С.В. Ефименко, В.Н. Ефи¬менко, М.В. Бадина // Дороги и мосты. – 2016. – № 1 (35). – С. 7.
8. Лунев, А.А. Механические свойства грунтов различного генезиса в зависимости от влажности и степени уплотнения / А.А. Лунев, Р.С. Кацарский // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 2022. – № 5. – С. 7–10.
9. Квашнин, М.Я. Оценка прочности грунта в основании земляного полотна автомо-бильных дорог / М.Я. Квашнин, И.С. Бондарь, А.Ш. Айымбетов // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. – 2020. – № 4. – С. 26–31.
10. Радовский, Б.С. Проектирование дорожных одежд для движения большегрузных автомобилей / Б.С. Радовский, А.С. Супрун, И.И. Козаков. – Будивэльнык,1989. – 168 с.
11. Мамонтов, А.И. Численное моделирование разрушения грунта в условиях плоского среза / А.И. Мамонтов, Н.Я. Цимбельман, Т.И. Чернова // Вестник гражданских инженеров. – 2013. – № 5 (40). – С. 101–107.
12. Turko, M. Calculation of culverts under road embankments using the semi-analytical finite element method / M. Turko // Строительство и архитектура. – 2021. – Т. 9, № 2. – С. 56–60. DOI: 10.29039/2308-0191-2021-9-2-56-60
13. Тарасенко, Е.О. Численная оценка плотности грунта методом конечно-разностных сеток при математическом моделировании уплотнения просадочных грунтов глубинными взрывами / Е.О. Тарасенко // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2023. – Т. 334, № 5. – С. 103–108. DOI: 10.18799/24131830/2023/5/4022
14. Использование метода конечных элементов для расчета процессов теплопереноса в мерзлых грунтах с учетом фазовых переходов / М. Хе [и др.] // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 2020. – № 6. – С. 31.
15. Баширова, Д.Р. Прогнозирование осадок оснований автомобильных дорог на высоких насыпях на основе машинного обучения по данным геодезических измерений / Д.Р. Баширова, М.Я. Брынь, Д.А. Кривоносов // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). – 2022. – Т. 27, № 5. – С. 19–29. DOI: 10.33764/2411-1759-2022-27-5-19-29
16. Строительство автомобильных дорог: учебник / коллектив авторов; под ред. В.В. Уша¬ков и В.М. Ольхвикова. – 2-е изд, стер. – М.: КНОРУС, 2022. – 572 с.
17. Зайцев, А.А. Исследование грунтов основания Красноярского края и способ их усиления / А.А. Зайцев, И.А. Артюшенко // Транспортные сооружения. – 2020. – № 1. DOI: 10.15862/01SATS120
Демонтаж мостовых сооружений: способы, методы, примеры реализации, проблемыБ.З. Суючбакиев, В.И. Марков, И.И. Овчинников Получена: 07.05.2024 Рассмотрена: 21.05.2024 Опубликована: 12.12.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация: Приведен сравнительный анализ методов демонтажа балочных мостовых сооружений с пролетными строениями различных типов. Рассмотрены примеры подготовительных этапов работ, процесс демонтажа пролетных строений и стоек опор мостового сооружения через реку Тобол на автомобильной дороге Тюмень – Ишим – Омск в Тюменской области.
В связи со стремительным развитием транспортных потоков в стране и связанных с этим увеличением нагрузок на транспортную систему демонтаж является составной частью модернизации существующих устаревших и небезопасных транспортных сооружений. Демонтаж мостовых сооружений, чаще всего находящихся в неудовлетворительном состоянии, является сложным, ответственным и опасным процессом, в ходе выполнения которого требуется строгое соблюдение нормативных требований в области безопасности производства работ и охраны труда. При выполнении работ по демонтажу выявлены проблемы, которые необходимо было решить для обеспечения безопасных условий организации производственной деятельности и соблюдения договорных обязательств.
Организация последовательности действий по демонтажу мостовых сооружений требует необходимости тщательного планирования, которое включает в себя оценку состояния конструкций, анализ места расположения сооружения, разработку проекта производства работ, составление ведомости необходимого количества техники, персонала, подготовку площадок для установки подъемных сооружений, изготовление грузозахватных приспособлений, обеспечение строительной площадки временными линиями электропитания и т.д.
Выполнение демонтажных работ требует обязательного соблюдения технических и экологических норм. Основные методы демонтажа включают в себя разборку конструкций, использование специализированной техники, установку специальных вспомогательных сооружений и устройств.
Ключевые слова: мостовые сооружения, пролетные строения, опоры, методы демонтажа, безопасность выполнения работ.
Сведения об авторах: Суючбакиев Булат Зиннурович (Тобольск, Российская Федерация) – студент базовой кафедры АО «Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (ТИУ) (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: bulat.suyuchbakiev@ms11.ru).
Марков Виталий Иванович (Тюмень, Российская Федерация) – студент базовой кафедры АО «Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (ТИУ) (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: teremvet@mail.ru).
Овчинников Илья Игоревич (Саратов, Российская Федерация) – доктор технических наук, доцент базовой кафедры АО «Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (ТИУ) (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: bridgeart@mail.ru).
Список литературы: 1. Смирнов, В.Н. Что нам стоит сбросить мост? / В.Н. Смирнов, В.И. Ярохно // Мир дорог. – 2006. – № 25.
2. ГК «Традиция» [сайт]. – Текст: электронный. – URL: https://www.tradicia-k.ru/articles/
demontazh-mostov/?ysclid=lowyvt2xk1996005185 (дата обращения: 10.11.2023).
3. Сахарова, И.Д. Как разрезать мост: о современных технологиях разборки железобетонных конструкций мостовых сооружений неразрушающими методами / И.Д. Сахарова, В.Ю. Казарян // Автомобильные дороги. – 2008. – № 9.
4. Познайка ОРГ [сайт]. – Текст: электронный. – URL: https://poznayka.org/s97748t1.html? ysclid=ltguaf9ttk351772705 (дата обращения: 06.03.2024).
5. ГК «Алмаз Сервис»: [сайт]. – Текст: электронный. – URL: http://www.almaz-servis.ru/
index/doc/id/76?ysclid=ltgug5a2tp345443177 (дата обращения: 06.03.2024).
6. Аварии транспортных сооружений и их предупреждение: учебное пособие для магистрантов направлению 08.04.01 «Строительство». Прикладная программа «Искусственные сооружения на транспорте, способы возведения и эксплуатации» / И.И. Овчинников, Ш.Н. Валиев, И.Г. Овчинников, И.С. Шатилов. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020.
7. Проект производства работ «Реконструкция участков автомобильной дороги Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск, участок км 77+000 – км 89+000, мостовой переход через р. Тобол на км 78+543» Часть 1 Демонтаж пролетного строения. Шифр проекта: Инв. № 09/09-2014. – Тобольск, 2014.
8. Жаналиев, Б.Б. Демонтаж мостовых сооружений / Б.Б. Жаналиев, И.И. Овчин-ников // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 2.
9. Леденев, В.В. Аварии в строительстве. Т. 1: Причины аварий и сооружений: учебное пособие для магистрантов направления 270100.68 «Строительство» / В.В. Леденев; ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». – Тамбов, 2014.
10. Мирошник, В.А. Проблемы аварийности мостовых конструкций / В.А. Мирошник, С.В. Ключник, М.К. Журбенко // Мосты и тоннели: теория, исследования, практика. ДИИТ. – 2012. – С. 55–59.
11. Кокодеев, А.В. Обеспечение безаварийной эксплуатации мостов и других транс-портных сооружений путем обследования и мониторинга их подводных частей: состояние проблемы в России / А.В. Кокодеев, И.Г. Овчинников // Вестник ПНИПУ. Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2015. – № 1. – С. 69–87.
12. Махутов, Н.А. Безопасность России. Безопасность строительного комплекса / Н.А. Махутов, О.И. Лобов, К.И. Еремин. – М.: Знание, 2012. – 798 с.
13. Аварии и разрушения мостовых сооружений, анализ из причин. Ч. 1 / И.Ю. Майстренко, И.И. Овчинников, И.Г. Овчинников [и др.] // Транспортные сооружения. – 2017. – Т. 4, № 4. DOI: 10.15862/13TS417
14. Спаена, М. «Экологичные способы демонтажа железобетонных конструкций» / М. Спаена, И.И. Овчинников // Вестник евразийской науки. – 2021. – Т. 13, № 3.
15. Волков, А.А. Расчеты конструкций зданий на прогрессирующее обрушение в условиях чрезвычайных ситуаций. Общие основания и оптимизация проекта / А.А. Волков, М.С. Вайнштейн, Р.Ф. Вагапов // Вестник МГСУ. – 2008. – № 1.
|
|