ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
Математическая модель износа двигателей карьерных самосвалов при модифицировании моторного масла С.В. Горюнов, А.В. Шальков, Е.А. Клеева Получена: 09.11.2023 Рассмотрена: 23.11.2023 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Предложена математическая модель износа двигателей карьерных самосвалов при модифицировании моторного масла. При этом работоспособность каждого элемента пары трения при модифицировании моторного масла увеличивается, а интенсивность работы отдельных элементов двигателя в процессе работы находится во временном интервале. Полученные выражения позволяют описать работоспособность пар трения двигателей карьерных самосвалов и дают полезную информацию о структурной перестройке в поверхностных слоях пар трения при модифицировании моторного масла двигателей карьерных самосвалов. Для оценки точности остаточного ресурса двигателей карьерных самосвалов было предложено определить среднее квадратическое отклонение диагностического параметра и, в зависимости от принятой доверительной вероятности, определить отклонения диагностического параметра от его первоначального теоретического значения. По значению остаточного ресурса двигателей путем сравнения его с сезонной наработкой необходимо принимать решение о своевременном проведении технического обслуживания или ремонта двигателей карьерных самосвалов. Также при рассмотрении поверхностного слоя в неоднородном физическом поле была получена математическая модель износа пар трения двигателей карьерных самосвалов. Эффективность разработок триботехнических материалов прежде всего определяется их свойствами и промышленным применением. Важная роль при этом принадлежит триботехническим характеристикам присадок в моторное масло, которые выполняют функции параметра оптимизации при разработке технологий и основного критерия в процессе выбора материалов для пар трения двигателей карьерных самосвалов. Они отражают состояние пар трения двигателей карьерных самосвалов, элементами которых являются контактирующие и смазочные материалы. Ключевые слова: карьерный самосвал, износ двигателя, надежность, работоспособность двигателя, трибосопряжения, триботехническая характеристика. Сведения об авторах:
Горюнов Сергей Викторович (Прокопьевск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Информационные технологии, машиностроение и автотранспорт» филиала КузГТУ в г. Прокопьевске (Российская Федерация, 653039, г. Прокопьевск, ул. Ноградская, 19а, e-mail: barsk-81@yandex.ru). Шальков Антон Владимирович (Прокопьевск, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Информационные технологии, машиностроение и автотранспорт» филиала КузГТУ в г. Прокопьевске (Российская Федерация, 653039, г. Прокопьевск, ул. Ноградская, 19а, e-mail: prk-s@yandex.ru). Клеева Екатерина Александровна (Прокопьевск, Российская Федерация) – студентка II курса группы МАб-221.2 филиала КузГТУ в г. Прокопьевске (Российская Федерация, 653039, г. Прокопьевск, ул. Ноградская, 19а, e-mail: e.kolpakowa2016@yandex.ru). Список литературы:
Технико-экономическая оценка эффективности эксплуатации транспортно-технологических машин Р.В. Каргин, Е.А. Шемшура Получена: 09.11.2023 Рассмотрена: 23.11.2023 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В процессе эксплуатации транспортно-технологических машин происходит ухудшение их технического состояния и потеря работоспособности, в том числе из-за внезапных отказов. Поддержанием и восстановлением работоспособного состояния машин занимаются службы технической эксплуатации предприятий путем применения различных стратегий технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов. Оценку эффективности эксплуатации машин принято производить на основе фактических показателей надежности, основными из которых являются коэффициент готовности и средняя наработка между отказами, которые не в полной мере позволяют оценить уровень организации эксплуатации машин на предприятии. В данном исследовании для транспортно-технологических машин установлены варианты определения средней наработки между отказами и среднего Ключевые слова: надежность, отказ, транспортно-технологические машины, коэффициент готовности, показатель весомости внезапного отказа, риск, техническая эксплуатация. Сведения об авторах:
Каргин Роман Владимирович (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заместитель директора Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» (Российская Федерация, 344064, г. Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, e-mail: Kargin@rosdornii.ru), доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» ФГБОУ ВО РГУПС. Шемшура Елена Анатольевна (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – кандидат технических наук, начальник отделения научно-технического развития Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» (Российская Федерация, 344064, г. Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, e-mail: shemshura@rosdornii.ru), доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» ФГБОУ ВО РГУПС, доцент кафедры «Механизация и автоматизация автодорожной отрасли» Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Список литературы:
Анализ отечественных и зарубежных нормативных методов определения давления грунта на водопропускные трубы А.С. Пермикин, К.Ю. Астанков, И.Г. Овчинников Получена: 27.11.2023 Рассмотрена: 12.12.2023 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы, связанные с определением давления грунта на конструкцию водопропускных труб в насыпи. Отмечается, что определение давления на водопропускные трубы связано с некоторыми трудностями, вызванными характером взаимодействия сооружений и окружающего грунтового массива, а также многообразием и сложностью однозначного учета грунтовых условий. Давление грунта определяется целым рядом факторов, таких как жесткость трубы, условия укладки, принятое основание, и другими. Рассматриваются основные моменты становления наиболее известных и до сих пор актуальных отечественных и зарубежных теорий расчета давления грунта, модели распределения давления, принятые допущения, ограничения и то, как учитываются упомянутые факторы, а также принципы зарубежной практики прямого и непрямого проектирования жестких бетонных водопропускных труб. Приводится анализ стандартов определения давления грунта на водопропускные трубы: СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» (Россия), AASHTO LRFD Bridge Design Specifications (США), Standard AS/NZS 3725 (Новая Зеландия и Австралия). Для каждого стандарта рассматривается несколько загружений с учетом их специфики. При этом в качестве переменных принимаются характеристики водопропускной трубы, основания и окружающего грунта. В результате расчета анализируются значения вертикального и бокового давления грунта для жестких и гибких труб, учитываемые факторы и допущения, на основании чего делается вывод о преимуществах, недостатках и ограничениях каждого из упомянутых подходов, а также высказываются соображения о возможных направлениях перспективного развития и совершенствования норм. Ключевые слова: механика грунтов, водопропускные трубы, давление грунта, распределение давления в грунте, коэффициент вертикального давления, коэффициент бокового давления. Сведения об авторах:
Пермикин Анатолий Сергеевич (Екатеринбург, Российская Федерация) – доцент кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, тел. (343) 221-24-44, e-mail: prmmost@gmail.com). Астанков Константин Юрьевич (Екатеринбург, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, тел. (343) 221-24-44, e-mail: ast-most@yandex.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Саратов, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты», Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bridgesar@mail.ru), профессор кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Российская Федерация, 620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, улица Колмогорова, 66, тел. (343) 221-24-44), профессор кафедры АО «Мостострой-11» Тюменский индустриальный университет (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, тел. (3452) 28-36-70). Список литературы:
Методы инструментальной диагностики состояния деформационных швов мостовых сооружений В.А. Ходяков, Н.И. Шишко, В.А. Гречухин Получена: 30.01.2024 Рассмотрена: 14.02.2024 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Зона устройства деформационного шва на мостовых сооружениях является одним из самых проблемных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах Республики Беларусь. При обследовании мостовых сооружений состояние деформационных швов, как правило, оценивается визуально. Такой метод оценки легко реализуем и не требует больших затрат времени, однако по сути является экспертным и требует определенного опыта и высокой квалификации специалистов. Предлагается три новых метода инструментальной диагностики деформационных швов: термографический, виброаналитический и по адаптированному показателю IRI. Предлагаемые методы позволяют выполнять более объективную инструментальную оценку состояния деформационных швов с точки зрения влияния на условия движения автомобилей по мостовому сооружению. Вопрос нарушения герметичности деформационных швов в данных исследованиях не рассматривался. Для двух методов предложены критические значения измеряемых параметров, при достижении которых необходимо выполнение ремонта зоны устройства деформационных швов. Все методы опробованы в полевых условиях. Представлены результаты измерений на нескольких мостовых сооружениях, характерных для Республики Беларусь, с железобетонными рёбристыми пролётными строениями. Предлагаемые методы могут найти применение при проведении регулярных обследований мостовых сооружений, а также мониторинге. Позволяют оценить состояние шва и прилегающих участков дорожного покрытия без ограничения движения по сооружению. Предложенные критические значения измеряемых параметров развивают теорию долговечности деформационных швов. Развитие методов оценки состояния деформационных швов позволяет более точно отслеживать момент наступления их критического состояния, требующего вмешательства ремонтных служб, и, как следствие, ведет к повышению надежности и долговечности всего мостового сооружения. Ключевые слова: мостовое сооружение, условия движения, испытание, мониторинг, диагностика, деформационный шов, термография, лазерное сканирование, параметр IRI, виброскорость, виброанализатор, динамика, безопасность, ровность. Сведения об авторах:
Ходяков Вячеслав Андреевич (Минск, Республика Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели» Белорусского национального технического университета (Республика Беларусь, 220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 25/3, e-mail: xva609@bntu.by). Шишко Надежда Игоревна (Минск, Республика Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» Белорусского национального технического университета (Республика Беларусь, 220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 25/3, e-mail: shishkoni@bntu.by). Гречухин Владимир Александрович (Минск, Республика Беларусь) – канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Мосты и тоннели» Белорусского национального технического университета (Республика Беларусь, 220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 25/3, e-mail: vag_ftk@bntu.by). Список литературы:
Верификация показателя транспортного затора на Т-образном регулируемом пересечении М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин Получена: 20.12.2023 Рассмотрена: 27.12.2023 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты исследования введенного авторами количественного показателя транспортного затора и критерия формирования заторной ситуации на примере Т-образного пересечения, характерного для улично-дорожной сети г. Перми. Для построения показателя используется операция осреднения с использованием «скользящего окна» продолжительности движения отдельных автомобилей в случайном потоке транспорта, детерминированные характеристики случайной величины – продолжительности движения отдельных автомобилей транспортного потока между рубежами контроля. Исходные данные для статистической обработки получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на рассматриваемом участке городской улично-дорожной сети. Установлены рациональные параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг), обеспечивающие приемлемое структурирование изучаемой функции – показателя транспортного затора. Наблюдение за транспортным потоком, рассматриваемом на Т-образном перекрестке, выполнялось в течение января-февраля 2023 г. Это позволило с использованием предложенного авторами критерия образования транспортных заторов выявить проблемные направления с точки зрения опасности образования заторных ситуаций в период наблюдения. Определены особенности эволюции предзаторных ситуаций. Предложенный количественный показатель транспортного затора целесообразно использовать для оценки эффективности светофорного регулирования на улично-дорожной сети г. Перми. Ключевые слова: транспортный затор, транспортный поток, продолжительность движения. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, почетный работник ВПО РФ, действительный член РАТ, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета; профессор кафедры «Общеинженерные дисциплины» Пермского военного института войск Национальной гвардии РФ (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mgboyarshinov@pstu.ru), SPIN: 5958-2345, AuthorID: 79853, ORCID: 0000-0003-4473-6776, ResearcherID: ACE-0166-2022, ColabID: R-38610-17352-TA83O, SC: 6506008407, Google Scholar: Y4AT3SUAAAAJ. Вавилин Александр Сергеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vavilin@tbdd.ru), AuthorID: 566592, ORCID: 0000-0003-4473-6792. Список литературы: 1. Обследование городской транспортной сети с применением измерительного комплекса / А.С. Евтеева, К.П. Андреев, А.В. Шемякин, В.В. Терентьев // Транспортное дело России. – 2018. – № 1. – С. 132–134. 2. Kumar, P. Smart and Safety Traffic System for the Vehicles on the Road / P. Kumar, 3. Корнев, А.В. Транспортные заторы. Варианты решения проблемы / А.В. Корнев, С.С. Шабуров // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 58–63. 4. Black, W.R. Transportation: A geographical analysis / W.R. Black. – New York: The Guilford Press, 2003. – 408 p. 5. Sathiyaraj, R. An efficient intelligent traffic light control and deviation system for traffic congestion avoidance using multiagent system / R. Sathiyaraj, A. Bharathi // Transport. – 2020. – Vol. 35, no. 3. – P. 327–335. – DOI: https://doi.org/10.3846/transport.2019.11115. 6. Басков, В.Н. Зависимость риска возникновения транспортного затора от параметров транспортного потока / В.Н. Басков, А.В. Игнатов // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2015. – № T35. – С. 1–5. 7. Андронов, Р.В. Понятие затора и формирование очередей на регулируемом пересечении в условиях плотного транспортного потока / Р.В. Андронов, Б.П. Елькин, Д.А. Гензе // 8. Modelling urban route transport network parameters with traffic, demand and infrastructural limitations being considered / A. Kazhaev, Z. Almetova, V. Shepelev, K. Shubenkova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2018. – 177. – 012018. – DOI: 10.1088/1755-1315/177/1/012018. 9. Басков, В.Н. Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора / В.Н. Басков, Д.А. Красникова, Е.И. Исаева // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 4 (83). – С. 272–281. 10. Boyarshinov, M.G. The deterministic component of the traffic flow intensity / M.G. Boyarshinov, A.S. Vavilin // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020) 27th-29th October 2020, Saint-Petersburg, Russian Federation. – 2021. – Vol. 1111. – Р. 012013 (10 p). – DOI: 10.1088/1757-899X/1111/1/012013. 11. Бояршинов, М.Г. Использование комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для выделения детерминированной и стохастической составляющих интенсивности транспортного потока / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин, А.Г. Шумков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 61–71. – DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-61. 12. Бояршинов, М.Г. Характеристики транспортного затора на основе данных системы 13. Бояршинов, М.Г. Верификация показателя транспортного затора на Х-образном регулируемом пересечении / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2023. – № 4. – С. 25–42. DOI: 10.15593/24111678/2023.04.03.
| ||