ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
МНОГОРЕЖИМНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ АДЕКВАТНОЙ МОДЕЛИ ТРД TJ-100A-Z ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕРМОГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ Х.С. Ахмед, Б.М. Осипов Получена: 21.12.2019 Рассмотрена: 21.12.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При контроле и диагностике состояния газотурбинных двигателей по термогазодинамическим параметрам используются адекватные математические модели этих двигателей, под которыми подразумевают диагностические методы, основанные на специальной обработке и анализе значений термогазодинамических и иных параметров, измеряемых на работающем ТРД [1], с применением его математической модели. Наиболее важным в системе технической диагностики является математическая модель двигателя. Ее создание является проблемой, так как, как правило, в технической документации не приводятся характеристики узлов двигателя. В этой связи получение полных математических моделей двигателей для нужд диагностики является актуальной задачей. Существуют различные подходы к получению характеристик узлов, и один из них – это использование обобщенных характеристик, например разработанных в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского на кафедре 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей» под руководством профессора Ю.Н. Нечаева. Опыт использования таких характеристик показал, что подобные характеристики возможно использовать, но в достаточно узком диапазоне дроссельных режимов. Как правило, этот диапазон ограничивался не более 40 % от расчетного (номинального) режима, что существенно ограничивает возможности математической модели ТРД при реализации диагностики по термогазодинамическим параметрам. Предлагается разработанный авторами алгоритм многорежимной идентификации, реализованный в виде компьютерной программы. В качестве объекта исследования используется ТРД TJ-100A-Z (Чехия). Для этого ТРД были получены характеристики основных узлов (компрессора, камеры сгорания, турбины и сопла) с использованием дроссельных характеристик, приведенных в технических условиях. Результаты расчета приведены в виде таблиц и графиков с анализом погрешностей при расчете до и после идентификации. Приведено сравнение погрешностей параметров дроссельных характеристик с погрешностями датчиков измерения этих параметров. Ключевые слова: авиационный газотурбинный двигатель, техническая диагностика, термодинамический параметр, математическая модель, многорежимная идентификация, диагностика ТРД. Сведения об авторах:
Ахмед Хирш Салим (Казань, Россия) – аспирант кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки» КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10, e-mail: hersh_ise19@mail.ru). Осипов Борис Михайлович (Казань, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки» КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10, e-mail: obm0099@yandex.ru). Список литературы:
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ В СОСТАВЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА «УРАЛ» Р.В. Мормуль, А.С. Голдобин, Д.А. Павлов Получена: 25.12.2019 Рассмотрена: 25.12.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Предложена концепция применения композиционных материалов для оптимального проектирования осевого вентилятора системы охлаждения газотурбинной установки в составе газоперекачивающего агрегата «Урал». ГПА серии «Урал» разработки ПАО «НПО “Искра”» предназначены для реконструкции действующих и оснащения вновь строящихся цехов компрессорных станций магистральных газопроводов, дожимных компрессорных станций, подземных хранилищ газа. ГПА в зависимости от мощности оснащены газотурбинными установками на базе авиационных или судовых двигателей. Типы и изготовители применяемых компрессоров определяются назначением агрегата и требуемыми характеристиками. Слабым звеном конструкции ОВ является высокая чувствительность рабочего колеса к ударной осевой нагрузке и низкая технологичность его производства и ремонта. Таким образом, в исследуемой осевой высоконагруженной вентиляторной системе авторами статьи предложена технология изготовления лопаток рабочего колеса из металла и покрытия из КМ. Конструктивное исполнение ОВ с коаксиальным расположением лопаток промышленного назначения имеет ряд своих особенностей. В спроектированной конструкции широко используются стеклопластики и цветные металлы, сплавы алюминия и бесщеточный электромотор с подшипниками качения. В разработанной конструкции ОВ лопатки его рабочего колеса могут быть ориентированы под различным углом атаки, формируя различный диапазон аэродинамических характеристик. Проведена серия вычислительных экспериментов по определению аэродинамических и прочностных характеристик ОВ. В соответствии с результатами численного моделирования и экспериментальной отработки на стенде подтверждена работоспособность конструкции ОВ. Ключевые слова: осевой вентилятор, лопатка, рабочее колесо, направляющий аппарат, армированный композиционный материал, аэродинамика, прочность, ГТУ, ГПА, адгезия, численное моделирование. Сведения об авторах:
Мормуль Роман Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», Пермский военный институт войск национальной гвардии (614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, e-mail: rmormul@yandex.ru). Голдобин Алексей Сергеевич (Пермь, Россия) – начальник бюро службы маркетинга ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: gas802@iskra.perm.ru). Павлов Дмитрий Александрович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергосистемы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: pal07@yandex.ru). Список литературы: 1. Попов Н.А. Разработка реверсивных осевых вентиляторов главного проветривания шахт: дис. … д-ра техн. наук / ИГД СО РАН. – Новосибирск, 2001. – 282 с. 2. Козюрин С.В., Попов Н.А. Анализ частот и форм колебаний сдвоенных листовых лопаток рабочих колес осевых вентиляторов // Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., г. Кемерово, 10–13 сетября 2002 г. – Кемерово, 2002. – С. 31–32. 3. Караджи C.B. Разработка системы измерения пульсаций давления на вращающемся колесе осевой лопаточной машины // Компрессорная техника и пневматика. – 2012. – № 1. – С. 26–29. 4. Емин О.Н., Карасев В.Н., Ржавин Ю.А. Выбор параметров и газодинамический расчет осевых компрессоров и турбин авиационных ГТД: учеб. пособие. – М.: Дипак, 2003. – 156 с. 5. Проектный термогазодинамический расчет основных параметров авиационных лопаточных машин / А.Н. Белоусов, Н.Ф. Мусаткин, В.М. Радько, В.С. Кузьмичев; Самар. гос. аэрокосм. ун-т. – Самара, 2006. – 316 с. 6. Волков К.Н. Применение метода контрольного объема для решения задач механики жидкости и газа на неструктурированных сетках // Вычислительные методы и программирование. – 2005. – T. 6, вып. 1. – C. 43–60. 7. Лурье А.И. Нелинейная теория упругости. – М.: Наука, 1980. – 512 с. 8. Аннин Б.Д., Бытев В.О., Сенашов С.И. Групповые свойства уравнений упругости и пластичности. – Новосибирск: Наука СО, 1985. – 142 с. 9. Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости: пер. с англ. / под ред. Г.С. Шапиро. – М.: Наука, 1979. – 560 с. 10. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов / пер. с англ. А.А. Шестакова. – М.: Мир, 1979. – 392 с. 11. Адаскин А.М. Материаловедение и технология металлических, неметаллических и композиционных материалов: учеб. пособие. – М.: Инфра-М: Форум, 2017. – 107 c. 12. Бакулин В.Н., Гусев Е.Л., Марков В.Г. Методы оптимального проектирования и расчета композиционных конструкций: в 2 т. Т. 1. Оптимальное проектирование конструкций из композиционных и традиционных материалов. – М.: Физматлит, 2008. – 256 c. 13. Ханин М.В., Зайцев Г.П. Изнашивание и разрушение полимерных композиционных материалов. – М.: Химия, 2016. – 256 c. 14. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология / под ред. А.А. Берлина. – СПб.: Профессия, 2009. – 556 с. 15. Сумм Б.Д. Основы коллоидной химии. – М.: Академия, 2006. – 239 с. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОГЕНЕРАТОРА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ПРИ СТЕНДОВОМ ИСПЫТАНИИ МЕТОДОМ ТЕПЛОВИЗИОННОЙ СЪЕМКИ Р.В. Мормуль, C.Н. Мерзляков Получена: 25.12.2019 Рассмотрена: 25.12.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Детально описана методика проведения огневых стендовых испытаний для многоразовой опытной конструкции газогенератора твердого топлива, специально созданной для исследования сложных закономерностей тепломассопереноса в условиях нестационарного горения ТТ во время эксплуатации установки и на режиме последействия. Разработанная методика позволяет исследовать нелинейную динамику изменения поля температуры, расход топлива и генераторного газа, а также его состав. Представлена хронология проведения исследований, приведено описание используемой измерительной аппаратуры. На основании проведенного термодинамического анализа рабочих процессов в камере сгорания исследуемого газогенератора предложен алгоритм оптимального определения его рабочих характеристик. Методика экспериментальных исследований теплового состояния конструкции газогенератора ТТ является универсальной и может быть успешно использована при отработке рабочих процессов других газогенераторных твердых топлив с различными энергетическими характеристиками при оптимальном проектировании специальных технических систем, таких как ракетные двигатели твердого топлива (приведена апробация методики на примере опытной конструкции с вращающимся соплом), системы аварийного спасения и авиационные двигатели. Результаты исследований теплового состояния элементов газогенератора ТТ методом тепловизионной съемки хорошо верифицируются с показаниями датчиков регистрации поля температуры. Ключевые слова: газогенератор, горение, температура, тепломассоперенос, твердое топливо, стендовое испытание, тепловизор, термограмма, давление, газодинамический поток, РДТТ. Сведения об авторах:
Мормуль Роман Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», Пермский военный институт войск национальной гвардии (614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, e-mail: rmormul@yandex.ru). Мерзляков Сергей Николаевич (Пермь, Россия) – начальник сектора термодинамических расчетов узлов конструкций РДТТ, ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, Список литературы: 1. Вавилов В.П. Тепловидение для инженеров: учеб. пособие. – Томск: Изд. Том. политехн. ун-та, 2012. – 127 с. 2. Енюшин В.Н., Крайнов Д.В. О влиянии излучательной способности поверхности исследуемого объекта на точность измерения температур при тепловизионном обследовании // Известия КГАСУ. – 2013. – № 1 (23). – С. 99–103. 3. Вандышева С.С., Мингалеева Г.Р. Исследование термодинамических параметров процесса газификации под давлением в поточном газогенераторе // Вестник Казан. технол. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 171–176. 4. Киприянов Ф.А. Исследование показателей токсичности отработавших газов двигателя внутреннего сгорания при работе на генераторном газе и традиционном моторном топливе // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 1 (83). – С. 26–29. 5. Липанов А.М., Алиев А.В. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. – М.: Машиностроение, 1995. – 400 с. (п. 343). 6. Численный эксперимент в теории РДТТ / А.М. Липанов, В.П. Бобрышев, А.В. Алиев [и др.]; под ред. А.М. Липанова. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. – 301 с. 7. Гладков И.М. Двигатели специального назначения импульсного типа на твердом топливе. – М.: Воениздат, 1990. – 202 с. 8. Алиев А.В., Мищенкова О.В. Математическое моделирование в науке и технике / Ин-т комп. исслед. – Ижевск, 2012. – 476 с. 9. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей / под ред. В.П. Глушко. – М.: Машиностроение, 1980. – 533 c. 10. Дорофеев А.А. Основы теории тепловых ракетных двигателей. Теория, расчет и проектирование. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 463 с. 11. Эндотермические топлива и рабочие тела силовых и энергетических установок / Л.С. Яновский, Т.Н. Шигабиев, Ф.М. Галимов, В.Ф. Иванов. – Казань: Изд-во РАН, 1996. – 264 с. 12. К вопросу выбора топлива по энергетическим и физико-механическим свойствам для зарядов РДТТ, работающих в широком температурном диапазоне / Г.Н. Амарантов, Н.М. Кочнева, П.К. Колач, А.В. Гуляев // Ракетно-космические двигатели и энергетические установки: науч.-техн. сб. / Исслед. центр им. М.В. Келдыша. – 2014. – Вып. 3 (160). – С. 206–214. 13. Численное моделирование нестационарных и нелинейных внутрикамерных процессов при срабатывании ракетного двигателя на твердом топливе специального назначения. Ч. 2. Результаты расчета / М.Ю. Егоров, С.М. Егоров, Д.М. Егоров, Р.В. Мормуль // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2017. – № 48. – С. 26–34. 14. Мормуль Р.В., Егоров М.Ю., Порубов А.В. Численное моделирование напряженно-деформированного состояния элементов ракетного двигателя экстренного отделения // Интеллектуальные системы в производстве. – 2016. – № 1. – С. 15–48. 15. Численное моделирование термоупругого поведения выходного блока РДТТ с учетом влияния массовой скорости уноса композиционных материалов / Р.В. Мормуль, В.М. Осокин, С.Н. Мерзляков, М.Ю. Егоров // Интеллектуальные системы в производстве. – 2015. – № 2. – С. 26–32. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОВОРОТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО СОПЛА С ДВОЙНЫМ ЭЛАСТИЧНЫМ ШАРНИРОМ Н.Н. Зайцев, А.С. Бондаренко, Д.А. Пьянков Получена: 14.11.2019 Рассмотрена: 14.11.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для создания управляющих моментов на ракету в конструкции современных ракетных двигателей на твердом топливе используют поворотные управляющие сопла с эластичным опорным шарниром. Недостатком такого шарнира, как узел подвеса сопла, является большой шарнирный момент, что обусловливает высокие требования к мощности и усилию рулевых машин. Для снижения этих требований возможно использование конструкции поворотного управляющего сопла с двойным эластичным шарниром, известного как сопло с двойным упругим уплотнением. Такое сопло не находит применения ввиду конструктивной и эксплуатационной сложности, в частности из-за склонности к колебательным процессам, так как является динамической системой с двумя степенями свободы. Рассматривается численное моделирование динамики переходных режимов при отклонениях на требуемые углы поворотного управляющего сопла с двойным эластичным шарниром. Для этого используется построенная методом Лагранжа приближенная нелинейная математическая модель динамики данного сопла. Приводятся результаты численного моделирования переходных процессов в разомкнутом канале управления движением сопла при ступенчатом задании усилия рулевой машины. Дается методика определения по требуемому углу отклонения сопла соответствующих ему значений углов поворота подвижных частей сопла и усилия рулевой машины. Для заданных значений проектных характеристик сопла и компоновочных параметров системы сопло–рулевая машина численным моделированием установлено, что приемлемая колебательность переходных процессов у сопла с двойным эластичным шарниром может быть достигнута увеличением коэффициентов вязкого сопротивления в его подвесе. Также показано существенное влияние на демпфирование колебаний в переходных режимах динамики поворотного управляющего сопла демпфирующих составляющих его шарнирных моментов. Ключевые слова: поворотное управляющее сопло, эластичный опорный шарнир, сопло с двойным упругим уплотнением, рулевая машина, двойной эластичный шарнир, численное моделирование переходных процессов, вязкое сопротивление подвеса сопла, демпфирующий шарнирный момент, динамика переходных режимов. Сведения об авторах:
Зайцев Николай Николаевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: znn@perm.ru). Бондаренко Андрей Сергеевич (Пермь, Россия) – начальник сектора ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: bond0406@yandex.ru). Пьянков Дмитрий Александрович (Пермь, Россия) – инженер-конструктор ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28); аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: zevs18_1988@mail.ru). Список литературы: 1. Твердотопливные регулируемые двигательные установки / Ю.С. Соломонов [и др.]; под ред. А.М. Липанова, Ю.С. Соломонова. – М.: Машиностроение, 2011. – 416 с. 2. Sutton G.P., Biblarz O. Rocket propulsion elements. – New York: John Wiley & Sons, inc., 2001. – 751 p. – URL: https: //www.academia.edu/13290390/Sutton-Biblarz-Rocket _Propulsion_Elements (available at 29 November 2019). 3. Первов М.А. Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники. Т. 1. История развития отечественного ракетостроения. – М.: ЗАО ИД «Столичная энциклопедия», 2014. – 920 с. 4. Голубенко Н.С., Кушнир Б.И., Зензеров В.А. Опыт отработки органов управления вектором тяги РДТТ // Космическая техника. Ракетное вооружение. – 2016. – Вып. 1 (111). – С. 13–18. 5. Поворотные управляющие сопла РДТТ. Конструкция, расчет и методы отработки / Ю.С. Соломонов, А.М. Евгеньев, В.И. Петрусев, М.Г. Смирнов. – М.: Физматлит, 2019. – 144 с. 6. Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе / Л.Н. Лавров [и др.]; под ред. Л.Н. Лаврова. – М.: Машиностроение, 1993. – 215 с. 7. Антонов Р.В. Органы управления вектором тяги твердотопливных ракет: расчет и конструктивные особенности, эксперимент / Р.В. Антонов, В.И. Гребенкин [и др.]; под ред. Н.П. Кузнецова. – М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. – 552 с. 8. Костиков Ю.В., Сумнительный Н.В., Рязанов Р.С. Алгоритм расчета кинематических характеристик эластично-опорного шарнира поворотного сопла ракетного двигателя твердого топлива [Электронный ресурс] // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2018. – Вып. 6. – С. 1–11. – URL: http:// 9. Бондаренко А.С., Деменев Д.Н., Зайцев Н.Н. Учет требований системы управления полетом при анализе конструктивных вариантов поворотного управляющего сопла // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2013. – № 34. – С. 64–77. 10. Уилсон Дж.В., Джонсон В.О., Соттосанти П.С. Сопло с двойным упругим уплотнением // Вопросы ракетной техники. – 1972. – № 1. – С. 42–58. 11. Конструкция и отработка РДТТ / А.М. Виницкий, В.Т. Волков, И.Г. Волковицкий, С.В. Холодилов; под ред. А.М. Виницкого. – М.: Машиностроение, 1980. – 230 с. 12. Краснов Н.Ф., Кошевой В.Н. Управление и стабилизация в аэродинамике: учеб. пособие для втузов / под ред. Н.Ф. Краснова. – М.: Высшая школа, 1978. – 480 с. 13. Абгарян К.А., Рапопорт И.М. Динамика ракет. – М.: Машиностроение, 1969. – 378 с. 14. Зайцев Н.Н., Наберухин Д.Г., Пьянков Д.А. Перемещение штока и изменение момента усилия рулевых машин при отклонениях поворотного управляющего сопла // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2016. – № 46. – С. 108–125. 15. Зайцев Н.Н., Бондаренко А.С. Математическое моделирование нагрузочных характеристик поворотного управляющего сопла // Наука и технологии: материалы XXXII Всерос. конф. по проблемам науки и технологий, г. Миасс, 12–14 июня 2012 г. / МСНТ. – Миасс, 2012. – С. 187–190. ЗАВИСИМОСТЬ РАЗМЕРА ЗОНЫ ПЛАМЕНИ ОДИНОЧНЫХ ЧАСТИЦ АЛЮМИНИЯ ОТ ДАВЛЕНИЯ А.Ю. Крюков, В.И. Малинин Получена: 21.01.2020 Рассмотрена: 21.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основе обобщения экспериментальных данных и результатов термодинамического анализа выполнено математическое моделирование геометрических размеров и термодинамических параметров пламени вокруг одиночной частицы алюминия при горении в атмосфере 79 % Ar + 21 % O2. Установлены взаимосвязи температуры и концентрации окислителя (кислорода) на границе пламени, давления окружающей среды и размера частицы, отношение радиуса пламени к радиусу частицы. Расчеты выполнялись по модели горения в диффузионном режиме в предположении квазистационарности и термодинамической равновесности процессов, сферической симметрии пламени. Определены граница пламени из условия заданной полноты превращения алюминия в ультрадисперсный оксид Al2O3, температура и концентрация окислителя на границе. Установлено, что при изменении давления среды с 0,1 до 6 МПа относительный радиус зоны пламени уменьшается с 6,8 до 4,5. По мере выгорания частицы относительный размер зоны пламени и концентрация окислителя на его границе увеличиваются. С уменьшением радиуса частицы уменьшается доля лучистого теплообмена в общем балансе ее энергии и для промышленных порошков алюминия с диаметром частиц менее 50 мкм не превышает 8 %. Давление окружающей среды существенно влияет на значение рассчитываемых параметров, за исключением доли радиационного потока тепла. Ключевые слова: математическое моделирование, физическая модель, горение, частица, алюминий, термодинамика, давление, концентрация окислителя, размер зоны пламени. Сведения об авторах:
Крюков Алексей Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: alexkryukov@list.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВНУТРИКАМЕРНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАКЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ С МНОГОШАШЕЧНЫМ ПОРОХОВЫМ ЗАРЯДОМ М.Ю. Егоров, В.О. Городнев, Д.М. Егоров, С.М. Егоров Получена: 26.01.2020 Рассмотрена: 26.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Ракетный двигатель на твердом топливе – сложная техническая система, в которой одновременно протекает ряд взаимосвязанных нестационарных и существенно нелинейных физико-химических процессов. Рассматриваемый тип РДТТ имеет свою проблематику и свои конструктивные особенности. Для оптимизации параметров ракетного двигателя исследуется динамика его внутрикамерных процессов. Метод исследования – постановка вычислительного эксперимента. Рассматривается сопряженная постановка задачи, включающая в себя: срабатывание воспламенительного устройства; прогрев, воспламенение и последующее нестационарное и турбулентное горение порохового заряда; нестационарное трехмерное ударно-волновое и вихревое гомогенно-гетерогенное течение воздуха и продуктов сгорания в камере сгорания, сопловом блоке и за сопловым блоком; разгерметизацию камеры сгорания и последующий вылет заглушки соплового блока. Каждая из подзадач рассматривается во взаимосвязи и разрешается одновременно – на одном шаге по времени. В результате исследований установлено, что при срабатывании РДТТ в его камере сгорания реализуется аномальный процесс, связанный с сегрегацией режима горения многошашечного порохового заряда. Приводятся результаты численных расчетов, на основании которых разработаны мероприятия конструктивного характера для исключения этого нежелательного эффекта. Ключевые слова: численное исследование, ракетный двигатель на твердом топливе, внутрикамерные процессы, аномальный режим горения. Сведения об авторах:
Егоров Михаил Юрьевич (Пермь, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры «Высшая математика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: egorov-m-j@yandex.ru). Городнев Виталий Олегович (Пермь, Россия) – аспирант, заместитель начальника лаборатории, АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, д. 16, e-mail: zeth@59.ru). Егоров Дмитрий Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, заместитель главного конструктора, АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, д. 16, e-mail: egorovdimitriy@mail.ru). Егоров Сергей Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, заместитель начальника отдела, АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (614113, г. Пермь, ул. Чистопольская, д. 16, e-mail: know_nothing@bk.ru). Список литературы:
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА И ПАРАМЕТРОВ ПОДАЧИ НЕФТЯНОГО ГАЗА НА ПРЕДЕЛЫ ГОРЕНИЯ В УТИЛИЗАЦИОННОЙ КАМЕРЕ СГОРАНИЯ А.А. Шилова, Р.В. Бульбович, Н.Л. Бачев, О.О. Матюнин Получена: 28.02.2020 Рассмотрена: 28.02.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Вопрос об утилизации нефтяных газов на сегодняшний день является весьма актуальным. При разработке отечественных микрогазотурбинных утилизационных энергоустановок центральное место занимает создание универсальной камеры сгорания, которая обеспечивала бы устойчивое горение забалластированных газов на разных месторождениях в переменных условиях эксплуатации. Пределы воспламенения горючих и слабозабалластированных газов определяются обычно с использованием правила Ле-Шателье. Однако теоретические и экспериментальные исследования показали, что при высоком содержании балластирующих компонентов данный метод дает некорректные результаты. Для определения нижних и верхних концентрационных пределов использован метод флегматизации, который позволяет учитывать влияние балластирующих компонентов на пределы горения. При расчете коэффициентов избытка воздуха на верхнем и нижнем пределах учитывалось влияние состава, температуры и давления подачи компонентов. Анализ полученных результатов показал, что учет параметров воздуха и нефтяного газа на выходе из компрессоров расширяет пределы горения по коэффициенту избытка воздуха. Дополнительный рекуперативный подогрев воздуха между компрессором и камерой сгорания сдвигает область устойчивости горения по коэффициенту избытка воздуха в сторону богатых смесей. Рекуперативный подогрев топливного газа сдвигает область устойчивого горения в сторону бедных смесей. Одновременный рекуперативный подогрев топливного газа и воздуха расширяет область устойчивого горения. Ключевые слова: состав топливного газа, параметры подачи, устойчивость горения, коэффициент избытка воздуха, рекуперативный подогрев, экспериментальные данные. Сведения об авторах:
Шилова Алена Алексеевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: alyona1203@gmail.com). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: Bulbovich@pstu.ru). Бачев Николай Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bnl54@yandex.ru). Матюнин Олег Олегович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: matoleg@gmail.com). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЯЧЕЕК РАЗНЫХ ФОРМ НА НЕЛИНЕЙНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ П.В. Писарев, А.Н. Аношкин, К.А. Ахунзянова Получена: 02.03.2020 Рассмотрена: 02.03.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В XXI в. идет бурное развитие гражданской авиации и рынка авиаперевозок, являющееся катализатором роста экономики городов и регионов. При этом усиливается негативное воздействие авиации на окружающую среду, особенно на приаэродромных территориях. Экология авиационного транспорта стала второй по актуальности проблемой, выделяемой Международной организацией гражданской авиации, уступая первое место только безопасности полетов. Для успешного решения задач снижения шума авиационного двигателя в заданном частотном диапазоне возникает необходимость проведения комплексных расчетно-экспериментальных исследований по оценке и оптимизации затухания звука в модельных каналах. Кроме того, требуется проведение исследований влияния параметров резонатора Гельмгольца и ЗПК на импеданс с учетом закономерностей акустических механизмов и нелинейных процессов взаимодействий между шумом и стенками канала. На основе исследований необходимо разработать новые эффективные формы, гибридные схемы размещения и размеры резонансных ячеек ЗПК. Сформулированы физическая и математическая модели прогнозирования эффективных акустических характеристик конусообразных резонаторов на нелинейных режимах работы. Представлены результаты расчетных и экспериментальных исследований образцов звукопоглощающих конструкций конусообразных форм на интерферометре с нормальным падением звуковой волны при уровне звукового давления 130 дБ. Выявлено, что при совместной работе конусообразных резонаторов не наблюдается эффекта взаимовлияния на нелинейных режимах работы ЗПК. Обнаружено, что сочетание конусообразного и перевернутого конусообразного резонаторов приводит к значительному увеличению широкополосности на нелинейных режимах работы ЗПК. Экспериментально подтверждена акустическая эффективность конусообразных резонаторов. Проведена верификация разработанных моделей. Ключевые слова: звукопоглощающие конструкции, резонатор Гельмгольца, резонансная частота, конические ячейки, взаимовлияние, акустическая эффективность, нелинейные режимы работы, численное моделирование, эксперимент, интерферометр с нормальным падением звуковой волны. Сведения об авторах:
Писарев Павел Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: pisarev85@live.ru). Аношкин Александр Николаевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: aan-02@yandex.ru). Ахунзянова Карина Алексеевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: karina-maksimova0402@yandex.ru). Список литературы: 1. Акустические резонансные характеристики двух- и трехслойных сотовых звукопоглощающих панелей / А.Г. Захаров, А.Н. Аношкин, А.А. Паньков, П.В. Писарев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2016. – № 46. – C. 144–159. 2. Numerical and experimental studies of resonant multilayer sound-absorbing structures / A.N. Anoshkin, A.G. Zakharov, N.A. Gorodkova, V.A. Chursin // PNIPU Mechanics Bulletin. – 2015. – Vol. 1. – P. 5–20. 3. Pisarev P.V., Anoshkin A.N., Pankov A.A. Acoustic resonance in the cylindrical two-chamber cell with the elastic permeable membrane // ISJ Theoretical and Applied Science. – 2016. – Vol. 44, iss. 12. – P. 55–61. 4. Бакланов В.С., Постнов С.С., Постнова Е.А. Расчет резонансных звукопоглощающих конструкций для современных авиационных двигателей // Математическое моделирование. – 2007. – Т. 19, № 8. – С. 22–30. 5. Pisarev P.V., Anoshkin A.N., Pankov A.A. Effect of neck geometry of resonance cells on noise reduction efficiency in soundabsorbing structures // AIP Conf. Proceed. – 2016. – Vol. 1770. – Art. 030119. – P. 8. 6. Pisarev P.V., Anoshkin A.N. Numerical study of the acoustic efficiency of a group of Helmholtz resonators of various configurations // MATEC Web of Conf. – 2018. – Vol. 243. – Art. 00018. – P. 6. 7. A Comparative study between different helmholtz resonator systems / Md.A. Mahmud, Md.Z. Hossain, Md.S. Islam, M.M.M. Morshed // Acoustique Canadienne. – 2016. – Vol. 44, iss. 4. – P. 12–17. 8. Kim H., Selаmet A. Effect of flow on a dual Helmholtz resonator // J. of Mech. Sci. and Techn. – 2020. – Vol. 34. – P. 581–588. 9. Noise attenuation by two one degree of freedom helmholtz resonators / Md.A. Mahmud, Md.Z. Hossain, Md.S. Islam, M.M.M. Morshed // Global Sci. and Techn. J. – 2015. – Vol. 3, no. 1. – P. 1–9. 10. Ипатов М.С., Остроумов М.Н., Соболев А.Ф. Определение импеданса образцов ЗПК на интерферометре при нормальном падении звука в расширенной области частот // Тр. 1-й Всерос. конф. по акустике, г. Москва, 6–9 октября 2014 г. – М., 2014. – С. 58–68. 11. Соболев А.Ф. Полуэмпирическая теория однослойных сотовых звукопоглощающих конструкций с лицевой перфорированной панелью // Акустический журнал. – 2007. – № 53, вып. 6. – С. 861–872. 12. Elnady T., Boden H. On the modeling of the acoustic impedance of perforates with flow // AIAA Paper. – 2003. – № 2003–3304. – С. 1815–1825. 13.Yu J., Ruizand M., Kwan H.W. Validation of Goodrich perforate liner impedance model using NASA Langley test data // AIAAPaper. – 2008. – № 2008–2930. – 10 р. 14. Мунин А.Г., Кузнецов В.М., Леонтьев В.Е. Аэродинамические источники шума. – М.: Машиностроение, 1981. – 248 с. 15. Crandall I. Theory of vibrating systems and sound. – New York: D. Van Nostrand & Co. Inc., 1927. – 272 р. 16. Melling T. The acoustic impedance of perforates at medium and high sound pressure levels // J. of Sound and Vibration. – 1973. – Vol. 29, iss. 1. – P. 1–65. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ НА НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ТЕМПЕРАТУРНОГО ПОЛЯ НА ВЫХОДЕ ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ А.И. Сулаиман, Б.Г. Мингазов, Ю.Б. Александров, Т.Д. Нгуен Получена: 05.02.2020 Рассмотрена: 05.02.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обеспечение приемлемой неравномерности температурных полей на выходе из камеры сгорания является очень важным требованием, определяющим надежность и долговечность работы турбины. Формирование неравномерности определяется характером взаимодействия струй вторичного воздуха с газовым потоком в жаровой трубе и зависит от многих факторов, как от конструктивных, так и от режимных параметров. Предлагается оценивать неравномерность полей температур на выходе из камеры сгорания с помощью коэффициента смешения, определяющего качество смешения струй вторичного воздуха с газовым потоком в смесителе. На основании уравнения турбулентной диффузии при истечении кольцевой струи в ограниченное пространство в работе получена аналитическая зависимость, позволяющая рассчитывать процесс смешения в камере сгорания. Установлена связь процесса смешения с формированием температурных полей. На основании этого получены зависимости для расчета неравномерности полей температур. Показано достаточно удовлетворительное их соответствие с экспериментальными данными. Найденные зависимости позволяют проводить анализ влияния различных параметров на неравномерность температурных полей и ускорить доводку камеры сгорания по этому параметру. Показана возможность предсказания влияния различных параметров на неравномерность полей температур. Подтверждено наличие оптимального значения степени раскрытия смесителя, при котором достигается минимальное значение неравномерности температурного поля на выходе из камеры сгорания. Следовательно, найденные в работе аналитические зависимости позволяют оптимизировать конструкцию смесителя в камере сгорания и распределение вторичного воздуха в ней с целью уменьшения неравномерности температурных полей на выходе из камеры сгорания. Ключевые слова: камера сгорания, смешение струй с потоком, коэффициент смешения, неравномерность температурного поля. Сведения об авторах:
Сулаиман Али Исса (Казань, Россия) – аспирант кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: Armin.wrya@mail.ru). Мингазов Билал Галавтдинович (Казань, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: BGMingazov@kai.ru). Александров Юрий Борисович (Казань, Россия) – кандидат химических наук, доцент кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: Alexwischen@rambler.ru). Нгуен Тхэ Дат (Казань, Россия) – аспирант кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: nguyenthedat1609@gmail.com). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИДКОСТЬ-ЖИДКОСТНОГО ЭЖЕКТОРА С КРИВОЛИНЕЙНЫМ НАЧАЛЬНЫМ УЧАСТКОМ КАМЕРЫ СМЕШЕНИЯ И С ПРЯМОЛИЕЙНОЙ КАМЕРОЙ СМЕШЕНИЯ С.С. Картас, В.И. Панченко, Ю.Б. Александров Получена: 06.03.2020 Рассмотрена: 06.03.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приводятся результаты численного моделирования и экспериментального исследования жидкость-жидкостного эжектора с криволинейным начальным участком камеры смешения. Экспериментальное исследование проведено на жидкость-жидкостных эжекторах, модели которых изготовлены на 3D-принтере методом послойного наплавления. Оценивается влияние возможных погрешностей изготовления эжектора на его характеристики. Рассмотрены вопросы применения жидкостных эжекторов, предназначенных для работы в области различных заранее заданных коэффициентов эжекции. Определены теоретический коэффициент эжекции и причины снижения коэффициента эжекции в реальных эжекторах. Полученные зависимости позволяют определить оптимальные конструктивные параметры жидкостного эжектора и тем самым повысить его коэффициент эжекции. Показан относительный перепад значений давления при низком и высоком коэффициентах эжекции. Приведены расчетные и экспериментальные результаты определения коэффициента эжекции для жидкостных эжекторов, которые имеют широкое применение в различных областях техники. Приводятся результаты численного моделирования внутренних процессов, протекающих в однофазном жидкость-жидкостном эжекторе, в пакете прикладных программ гидрогазодинамики ANSYS-Fluent на основе исследования малоразмерной модели. В результате моделирования получено хорошее совпадение результатов расчета модели, соответствующей реальному прототипу, с экспериментальными данными и сравнение с результатами других авторов. Из результатов исследования можно сделать несколько выводов. Например, обнаружена область значений коэффициента эжекции, в которой относительный перепад значений давления, создаваемый эжектором, увеличивается при увеличении коэффициента эжекции. Ключевые слова: эжектор, жидкость, камера смешения, криволинейный участок камеры смешения, прямолинейный участок, коэффициент эжекции, диффузор, характеристика, численный расчет, экспериментальное исследование. Сведения об авторах:
Картас Салар Сабер (Казань, Россия) – аспирант кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки» КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: salar.saber@mail.ru). Панченко Владимир Иванович (Казань, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки» КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: panchenkovi@rambler.ru). Александров Юрий Борисович (Казань, Россия) – кандидат химических наук, доцент кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки» КНИТУ – КАИ им. А.Н. Туполева (420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10; e-mail: Alexwischen@rambler.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БОМБИНИРОВАННЫХ РОЛИКОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В РОЛИКОПОДШИПНИКЕ Д.Д. Попова, Н.А. Самойленко, С.В. Семенов, В.А. Шистеров Получена: 10.03.2020 Рассмотрена: 10.03.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Главной проблемой при использовании роликовых подшипников с прямыми образующими тел качения в высоконагруженных узлах является краевой эффект. Значительное увеличение напряжений на краях тел качения является причиной недолговечности высоконагруженных роликоподшипников, что представляет собой значительную проблему, особенно в таких узлах, как роторы авиационных двигателей. Решением этой проблемы в авиационной технике является применение тел качения с модифицированным пятном контакта – бомбинированных роликов. Представлено сравнение напряженно-деформированного состояния контактов пар тел, имитирующих бомбинированные ролики различной геометрии. Расчет производился методом конечных элементов в пакете ANSYS. Для расчета использовался контакт ролика с плоской поверхностью дорожки тела качения. При расчете была произведена оценка напряженно-деформированного состояния ролика с прямой образующей, ролика со скруглением грани и бомбинированных роликов с различной формой модифицированной образующей. В результате расчета произведена верификация расчетной модели относительно классической формулы Герца. Произведена оценка зависимости напряжений в зоне концентрации от относительных размеров бомбинированной части ролика со стандартной образующей, представляющей дугу окружности. Предложена форма образующей, которая более эффективно снижает напряжения в зоне перехода модифицированной образующей в прямую. Предложенная форма образующей устраняет главный недостаток классической образующей бомбинированных роликов – появление зоны концентрации в области перехода прямой части ролика в бомбинированную, обеспечивая, таким образом, лучшее распределение напряжений в ролике. Использованная в работе методика моделирования контактного взаимодействия тел качения в роликоподшипнике может быть использована для исследования напряженно-деформированного состояния роликоподшипников другой геометрии, в том числе применяющихся и в современных газотурбинных двигателях. Ключевые слова: подшипники, бомбинированные ролики, краевой эффект, метод конечных элементов, напряженно-деформированное состояние, контактные напряжения, контактная задача Герца, опоры роторов авиационных двигателей. Сведения об авторах:
Попова Диана Дмитриевна (Пермь, Россия) – студентка кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: diana-popova-1998@mail.ru). Самойленко Никита Андреевич (Пермь, Россия) – студент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nikita5am@yandex.ru). Семенов Сергей Валерьевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: sergey.semyonov@mail.ru). Шистеров Вячеслав Александрович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: shisterovslava@gmail.com). Список литературы:
| ||