ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
Численное моделирование акустических процессов в интерферометре с образцами многослойных звукопоглощающих конструкций И.В. Храмцов, О.Ю. Кустов, Е.С. Федотов, В.В. Пальчиковский, А.А. Синер Получена: 01.11.2017 Рассмотрена: 01.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Численное моделирование акустических процессов в интерферометре при высоких уровнях звукового давления представляет собой один из способов исследования процессов снижения шума резонансными звукопоглощающими конструкциями (ЗПК). Для исследований были созданы разборные образцы ЗПК на основе отдельных модульных резонаторов Гельмгольца с единичным отверстием по центру образца. С помощью комбинаций данных резонаторов был собран двух- и трехслойный образец ЗПК. Полученные образцы были испытаны на интерферометре с нормальным падением волн при уровнях звукового давления 130, 140 и 150 дБ. Численное моделирование акустических процессов в интерферометре для указанных образцов и уровней звукового давления выполнялось на основе полной системы уравнений Навье–Стокса с учетом сжимаемости. Для отработки методики и экономии вычислительного времени на данном этапе исследований расчеты проводились в осесимметричной постановке. Производилось сравнение действительной и мнимой частей импеданса образца, полученных с помощью численного моделирования и измеренных в эксперименте. Отмечено хорошее качественное и количественное совпадение результатов численного моделирования с экспериментом на низких частотах. Ключевые слова: аэроакустика, авиационный двигатель, звукопоглощающие конструкции, интерферометр, импеданс, резонатор Гельмгольца, численное моделирование, уравнения Навье–Стокса. Сведения об авторах:
Храмцов Игорь Валерьевич (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: igorhrs92@mail.ru). Кустов Олег Юрьевич (Пермь, Россия) – инженер лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: kustovou@yandex.ru). Федотов Евгений Сергеевич (Пермь, Россия) – инженер лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tesla.prog@rambler.ru). Пальчиковский Вадим Вадимович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: vvpal@bk.ru). Синер Александр Александрович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: asiner@mail.ru). Список литературы:
Исследование влияния скорости и направления масляной струи на эффективность работы маслозахвата в системе подвода масла к подшипникам газотурбинного двигателя И.В. Ардашкин, Е.А. Борисов Получена: 17.03.2017 Рассмотрена: 17.03.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Надежная и долгосрочная работа подшипников в опорах газотурбинных двигателей невозможна без подвода к ним достаточного количества масла, которое обеспечивает не только смазку, но и охлаждение элементов подшипника. При подводе недостаточного количества масла к подшипнику возможен его перегрев и разрушение. Для повышения эффективности охлаждения и смазки подшипников с большим значением коэффициента быстроходности применяют подвод масла через внутреннюю обойму. Одним из способов реализации данного подхода является применение маслозахвата. Однако влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на эффективность работы маслозахвата недостаточно изучено. В ходе исследования работы были проанализированы условия работы маслозахвата и определены основные факторы, влияющие на эффективность его работы. Для определения степени влияния этих факторов на эффективность работы маслозахвата была разработана и изготовлена специальная установка, позволяющая управлять некоторыми эксплуатационными и конструктивными факторами. По результатам экспериментального исследования на установке были получены зависимости эффективности работы маслозахвата от относительной скорости струи масла для различных направлений струй. Определены направления струй масла, обеспечивающие наибольшую и наименьшую эффективность работы маслозахвата. Обнаружено значительное влияние траектории движения масла относительно маслозахвата на эффективность его работы. Ключевые слова: маслозахват, подшипник, газотурбинный двигатель, скорость струи масла, направление струи масла, эффективность, экспериментальное исследование, экспериментальная установка, траектория движения масла, подвод масла. Сведения об авторах:
Ардашкин Илья Викторович (Пермь, Россия) – инженер-конструктор отдела турбин АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: ardaskin-iv@avid.ru), аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Борисов Евгений Алексеевич (Пермь, Россия) – инженер-конструктор отдела турбин АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: borisov-ea@avid.ru), аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Список литературы:
Конструкция и огневые испытания кислородно-метанового двигателя тягой 200 Н Ю.С. Чудина, И.Н. Боровик, А.А. Козлов Получена: 02.11.2017 Рассмотрена: 02.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведены экспериментальные исследования ракетного двигателя малой тяги на газообразных экологически чистых компонентах топлива: кислороде и метане. В работе дается подробное описание конструкции исследуемого двигателя и схемы смесеобразования. Рассмотрено несколько режимов подачи компонентов в камеру сгорания: прямая схема подачи (режим № 1), обратная (режим № 2) и газогенераторный режим (режим № 3); и два варианта конструкции огневого днища из разных материалов. Для каждого из режимов проведена серия огневых запусков. Получены экспериментальные зависимости давления в камере сгорания от расходов и соотношения компонентов для различных схем ввода кислородно-метанового топлива. При использовании устройства измерения тяги на режиме № 2 и режиме № 3 получена экспериментальная зависимость вырабатываемой тяги от давления в камере сгорания. Максимальное время работы двигателя с непрерывной подачей компонентов составило 16 с на режиме № 3 при давлении в камере сгорания 6,4·105 Пa и тяге двигателя 84 Н. Для данного эксперимента составлена карта распределения температур на поверхности камеры сгорания. По результатам всего комплекса проведенных испытаний построена зависимость эффективности рабочего процесса в камере сгорания ракетного двигателя малой тяги, определяемой расходным комплексом, от соотношения компонентов. На основе проведенного исследования даются некоторые рекомендации по схеме подачи компонентов топлива в камеру сгорания и использованию конструкций огневого днища. Ключевые слова: ракетный двигатель малой тяги, газообразный метан, газообразный кислород, огневые эксперименты, завесное охлаждение. Сведения об авторах:
Чудина Юлия Сергеевна (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское ш., д. 4, е-mail: y.chudina@mai.ru, y.chudina@gmail.com). Боровик Игорь Николаевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: borra2000@mail.ru). Козлов Александр Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: kozlov202@yandex.ru). Список литературы: 1. Беляев Е.Н., Черваков В.В. Математическое моделирование ЖРД. – М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. – 280 с. 2. Математическое моделирование процессов в современных ЖРД / Б. Каторгин, В. Чванов, Е. Беляев, В. Черваков // Двигатель. – 2002. – июль-август. – № 4(22). – С. 13–16. 3. Ваулин С.Д., Салич В.Л. Методика проектирования высокоэффективных ракетных двигателей малой тяги на основе численного моделирования внутрикамерных процессов // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Машиностроение. – 2012. – Вып. 19, № 12. – С. 43–50. 4. Numerical investigation of flow and combustion in a single element GCH4/Gox rocket combustor / C. Roth, O. Haidn, A. Chemnitz, T. Sattelmayer, Y. Daimon, G. Frank, H. Muller, J. Zips, M. Pfitzner, R. Keller, P. Gerlinger, D. Maestro, B. Cuenot, H. Riedman, L.Selle // 52nd AIAA/SAE/ASEE Joint Propultion Conference. Propultion and Energy forum. July 25–27. – Salt Lake City, 2016. – 12 p. 5. De Giorgi M.G., Leuzzi Al. CFD Simulation of mixing and combustion in LOX/CH4 spray under suoercritical conditions // 39th AIAA Fluid Dinamics Conference. 22–25 June 2009. – San Antonio, 2009. – 14 p. 6. Schulze M., Schmid M., Sattelmayer T. Influence of atomization quality modulation on flame dynamics in a hybergolic rocket engine // International jornal of spray and combustion dynamics. – 2016. – Vol. 8(3). – Р. 149–164. 7. Lempke M., Keller R., Gerlinger P. Influence of spatial discretization and unsteadiness on the simulation of rocket combustion // International journal for numerical methods in fluids. – 2015. – P. 1–32. 8. Лапицкий В.И. Математическое моделирование и эксперименальное исследование характеристик камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги на метане и кислороде: дис. … канд. техн. наук. – М., 2006. – 163 с. 9. Shaikh T., Patidar L., Chowdhury A. Experimental and numerical investigation of combustion in a hydrocarbon and gaseous oxygen fuelled rocket // Applied Thermal Engineering. – 2017. – vol. 110, 5 January. – P. 1554–1567. 10. Экспериментальное исследование характеристик ЖРД тягой 500Н на топливе керосин – ВПВ / Ю.С. Чудина, И.Н. Боровик, А.А. Козлов, Д.Ю. Богачева, А.Г. Воробьев, И.А. Заранкевич, В.П. Ташев, И.С. Казеннов / Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение. 2014. – Июль-август. – № 4(97). – С. 83–98. 11. Разработка 200Н ЖРД МТ на топливе кислород–метан / Ю.С. Коватёва, А.Г. Воробьев, И.Н. Боровик, А.А. Козлов // Молодежь. Техника. Космос: тр. III Общерос. молодеж. науч.-техн. конф. / Балт. гос. техн. ун-т. – Спб., 2011. – С. 32–33. 12. Жидкостной ракетный двигатель малой тяги на топливе газообразный кислород и газообразный метан – разработка, проектирование, испытания и анализ полученных результатов / Ю.С. Коватёва, А.Г. Воробьев, И.Н. Боровик, А.Н. Хохлов, И.С. Казеннов // Вестник МАИ. – 2011. – Т. 18, № 3. – С. 45–54. 13. Чудина Ю.С. Рабочие процессы в ракетном двигателе малой тяги на газообразных компонентах топлива кислород и метан: дис. … канд. техн. наук. – М., 2014. – 167 с. 14. Модернизация испытательного огневого стенда для исследования рабочих процессов в жидкостных ракетных двигателях малых тяг на экологически чистых компонентах топлива / А.Г. Воробьев, И.Н. Боровик, А.Н. Хохлов, М.М. Лизуневич, С.А. Сокол, Н.К. Гуркин, И.С. Казеннов // Вестник МАИ. – 2010. – № 17(1). – С. 97–103. 15. Разработка и модернизация пневмогидросистемы, системы измерения и управления стендом для испытания ЖРД МТ / Н.К. Гуркин, И.С. Казеннов, М.М. Лизуневич, А.Н. Хохлов // Молодежь. Техника. Космос: тр. III Общерос. молодеж. науч.-техн. конф. / Балт. гос. техн. ун-т. – Спб., 2010. – С. 52–54. 16. Жуковский А.Е. Испытания жидкостных ракетных двигателей: учеб. пособие для авиац. спец. вузов / А.Е. Жуковский, В.С. Кондрусев, В.Я. Левин, В.В. Окорочков; под ред. В.З. Левина. – М.: Машиностроение, 1981. – 199 с. 17. Бершадский В.А., Коломенцев А.И. Основы технологии стендовых испытаний двигательных установок жидкостных ракет. Комплексная отработка. – М.: Изд-во МАИ, 2016. – 164 с. 18. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей: учебник / А.П. Васильев, В.М. Кудрявцев, В.А. Кузнецов, В.Д. Курпатенков, А.М. Обельницкий, В.М. Поляев, Б.Я. Полуян; под ред. В.М. Кудрявцева. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1983. – 703 с. 19. Козлов А.А., Воробьев А.Г., Боровик И.Н. Жидкостные ракетные двигатели малой тяги. – М.: Изд-во МАИ, 2013. – 208 с. Численное исследование динамики и долговечности рабочих колес турбомашин с расстройкой параметров О.В. Репецкий, И.Н. Рыжиков, Нгуен Тьен Кует Получена: 20.10.2017 Рассмотрена: 20.10.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рабочие колеса турбомашин часто работают в сложных условиях: это высокие скорости вращения и температуры, а также большие переменные нагрузки от газовых сил. Колебания рабочих колес турбомашин являются дополнительным важным фактором, который значительно влияет на их прочность и долговечность. Обычно при решении задач динамики, прочности и долговечности роторов турбомашин с использованием численных методов они моделируются как идеальные циклически-симметричные системы. Однако в реальных рабочих колесах при их изготовлении и эксплуатации всегда имеются малые отличия лопаток друг от друга (по массе, геометрии, свойствам материалов), эти малые отличия называются расстройкой параметров (mistuning). Расстройка параметров нарушает циклическую симметрию рабочих колес турбомашин, может привести к локализации колебаний и оказывать значительное влияние на их Ключевые слова: рабочее колесо, турбомашина, колебания, частоты, метод конечных элементов, математическая модель, долговечность, расстройка, напряжение, Ansys. Сведения об авторах:
Репецкий Олег Владимирович (Иркутск, Россия) – доктор технических наук, профессор, проректор по международным связям Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского (664003, г. Иркутск, пос. Молодежный, e-mail: repetckii@igsha.ru). Рыжиков Игорь Николаевич (Иркутск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Машиностроительные технологии и материалы» Иркутского национального исследовательского технического университета (664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83, e-mail: rin111@list.ru). Нгуен Тьен Кует (Иркутск, Россия) – аспирант кафедры «Машиностроительные технологии и материалы» Иркутского национального исследовательского технического университета (664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83, e-mail: cavoixanh@mail.ru).
Список литературы: 1. Whitehead D.S. Effect of mistuning on the vibration of turbomachine blades induced by wakes, 2. Dynamic response predictions for a mistuned industrial turbomachinery rotor using reduced order modeling / R. Bladh, M.P. Castanier, C. Pierre, M.J. Kruse // ASME J. Eng. Gas Turbines Power. – 2002. – Р. 311–324. 3. A compact, generalized component mode mistuning representation for modeling bladed disk vibration / S. Lim, R. Bladh, M.P. Castanier, C. Pierre // AIAA Paper. – 2003. – № 2003-1545. 4. Рыжиков И.Н., Репецкий О.В., Нгуен Тьен Кует. Один из подходов к оценке долговечности рабочих колес турбомашин // Вестник ИрГТУ. – 2015. – № 5(100). – С. 22–27. 5. Рыжиков И.Н., Репецкий О.В., Нгуен Тьен Кует. Динамика элементов роторов турбомашин на переходных режимах работы с учетом нелинейных эффектов // Вестник ИрГТУ. – 2016. – № 11. – С. 61–68.
7. Мехатроника / Б. Хайманн, В. Герт, К. Попп, О.В. Репецкий. – Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-я РАН, 2010. – 601 с. 8. Repetckii O., Ryzhikov I., Nguyen Tien Quyet. Dynamics of gas turbine engines rotors taking into account non linear effects // Vibroengineering Procedia. – 2016. – Vol. 8. – Р. 361–365. 9. Wei S.T., Pierre C. Localization phenomena in mistuned assemblies with cyclic symmetry. Part I. Free vibration // Journal of Vibration, Acoustics, Stress and Reliability in Design. – 1988. – Vol. 110, № 4. – Р. 429–438. 10. Wei S.T., Pierre C. Localization phenomena in mistuned assemblies with cyclic symmetry. Part II. Forced Vibration // Journal of Vibration, Acoustics, Stress and Reliability in Design. – 1988. – Vol. 110, № 4. – Р. 439–449. 11. Temis Yu.M., Yakushev D.A. Optimal design of the compressor blade form. Problems of strength and plasticity. – 2011. – Vol. 73. – Р. 141–149. 12. Irretier H. Transient vibrations of turbine blades due to passage through partial admission and nozzle excitation resonance // Proc. IFToMM Intl. Conf. Rotor Dynamics. – Tokyo, 1986. – Vol. 1. – Р. 30. 13. Kayser A. Entwicklung eines Programmes zur Lebensdauer berechnung von Turbinenschaufeln. 14. Beirow B. Grundlegende Untersuchungen zum Schwingungsverhalten von Verdichterlaufrädern in Integralbauweise. – Сottbus, 2009. 15. Zienkiewicz O.C. The finite element method: its basis and fundamentals. – Butterworth: Heinemann, 2005. – 752 p. 16. Ewins D.J. Bladed disc vibration – a review of techniques and characteristics // Proc. Inst. Mech. Engineers., International Conference of Recent Advances in Structural Dynamics. – Southampton, 1980. – Р. 187–210. 17. Lim S., Pierre C., Castanier M.P. Predicting blade stress levels directly from reduced-order vibration models of mistuned bladed disks // Journal Turbomachinery. – 2006. – Vol. 128. – Р. 206–210. 18. Petrov E.P., Iglin S.P. Search of the worst and best mistuning patterns for vibration amplitudes of bladed disks by the optimization methods using sensitivity coefficients // Proceedings of the 1st ASSMO UK Conference. Engineering Design Optimization. – Ilkley, 1999. – Р. 303–310. 19. Klauke T. Schaufelschwingungen realer integraler Verdichterräder im Hinblick auf Verstimmung und Loaklisierung. – Cottbus: Der Andere Verlag, 2008. – 169 p. 20. Panning L., Sextro W., Popp K. Design of friction dampers for mistuned bladed disks // PAMM Proa APPL. Math. Mech. – 2003. – № 3. – Р. 118–119. Методы топологической оптимизации конструкций, применяющиеся в аэрокосмической отрасли К.А. Башин, Р.А. Торсунов, С.В. Семенов Получена: 02.11.2017 Рассмотрена: 02.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Посвящено основным методам топологической оптимизации, применяемым для увеличения удельной прочности узлов аэрокосмической техники путем оптимизации их геометрических параметров. Для деталей, применяющихся в аэрокосмической отрасли, основными задачами топологической оптимизации могут являться как минимизация объема/массы при прочностных ограничениях, так и оптимизация других параметров с ограничениями по объему. Рассмотрены методы эволюционной оптимизации конструкций (ESO), метод двунаправленной эволюционной оптимизации конструкций (BESO), метод пенализации для твердого изотропного тела (SIMP), его гибридная модификация (ESO-SIMP) и метод установления уровня (Level-Set). Особенности их применения демонстрируются на примерах различных конструкций. Приведены теоретические основы для каждого из методов, области их применения. Рассмотрены их преимущества и недостатки. Кроме этого в работе представлен обзор примеров применения методов топологической оптимизации в аэрокосмической отрасли. Рассмотрены работы, посвященные оптимизации геометрических параметров таких деталей, как нервюра крыла самолета, пилон, неохлаждаемая лопатка турбины и т.д. Проведен анализ значимости появления аддитивных технологий для процесса развития методов топологической оптимизации. Дана оценка перспективности их совместного развития и вытеснения ими классических субтрактивных технологий производства. Ключевые слова: топологическая оптимизация, метод эволюционной оптимизации конструкций, метод двунаправленной эволюционной оптимизации конструкций, метод пенализации для твердого изотропного тела, метод установления уровня, аддитивные технологии. Сведения об авторах:
Башин Константин Андреевич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: kostyabashin@yandex.ru). Торсунов Роман Андреевич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: roman.torsunov.14@yandex.ru). Семенов Сергей Валерьевич (Пермь, Россия) – ассистент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: sergey.semyonov@mail.ru). Список литературы:
Исследование акустических характеристик образцов звукопоглащающих конструкций в интерферометрах с разным диаметром поперечного сечения канала В.В. Пальчиковский, О.Ю. Кустов, И.А. Корин, И.Е. Черепанов, И.В. Храмцов Получена: 10.11.2017 Рассмотрена: 10.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проводится исследование акустических характеристик образцов звукопоглощающих конструкций (ЗПК) в интерферометрах с разным диаметром поперечного сечения канала с целью отработки методики надежной идентификации акустических характеристик ЗПК при учете распространения в канале азимутальной моды для дальнейшего применения методики к измерению крупногабаритной ЗПК портативным интерферометром. Основу проверки составляет положение о независимости импеданса локально реагирующих ЗПК от диаметра образца при нормальном падении волн. Кратко описаны основы определения импеданса образцов ЗПК по измерениям двумя и четырьмя микрофонами в канале интерферометра. Представлена конструкция нового интерферометра с диаметром канала 50 мм. Исследован частотный диапазон работы созданного интерферометра. Разработаны и созданы однослойные и двухслойные образцы ЗПК диаметром 30 и 50 мм. Обработка результатов измерений выполнялась с применением метода передаточной функции на основе двух микрофонов и метода модальной декомпозиции на основе четырех микрофонов. Для всех исследованных образцов ЗПК наблюдается хорошее качественное согласование импедансов между соответствующими образцами диаметром 30 и 50 мм. Также в большей части частотного диапазона наблюдается хорошее количественное совпадение. Некоторые количественные расхождения объясняются трудностью воспроизводства абсолютной одинаковости условий проведения эксперимента в двух разных интерферометрах. Ключевые слова: авиационный двигатель, шум вентилятора, звукопоглощающие конструкции, импеданс, интерферометр с нормальным падением волн, метод модальной декомпозиции, метод передаточной функции. Сведения об авторах:
Пальчиковский Вадим Вадимович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: vvpal@bk.ru). Кустов Олег Юрьевич (Пермь, Россия) – инженер лаборатории механизмов генерации шума Корин Иван Александрович (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: korinvanj@mail.ru). Черепанов Иван Евгеньевич (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cherepanovie@sbiw.ru). Храмцов Игорь Валерьевич (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: igorhrs92@mail.ru). Список литературы:
Информационное обеспечение сборки роторов С.М. Белобородов, М.Л. Цельмер Получена: 08.10.2017 Рассмотрена: 08.10.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается методика уравновешивающей сборки роторов, при которой проводится процесс управления векторами локальных дисбалансов и эксцентриситетов. Сформулированы научно-методические, технологические и проектно-конструкторские проблемы, которые можно решить только комплексным внедрением адаптационного информационно обеспеченного технологического процесса. Сформулирована гипотеза исследования: заданный уровень динамической устойчивости роторов может быть обеспечен адаптацией к условиям эксплуатации в ходе проектирования и изготовления, что предусматривает прогнозирование появления дисбалансов, описание процесса сборки ротора, управление векторами дисбалансов и эксцентриситетов. Поставлена цель и определены задачи для ее решения. Проведен анализ существующих подходов к решению задач обеспечения динамически устойчивой работы роторов. Выявлено, что применяемые на сегодняшний день технологические процессы не решают задачи информационного сопровождения изделий, моделирования процессов и применения адаптационных технологических процессов. Разработана и изложена методика уравновешивающей сборки роторов, позволяющая решить практические противоречия высокой точностью сборки и изготовления, снижением трудоемкости и себестоимости производства. Таким образом, актуальность поставленных задач определяет необходимость применения предложенной адаптационной информационно обеспеченной методики. Реализация методов для включения в технологический процесс требует разработки алгоритма на основе предложенной методики. Ключевые слова: центробежный компрессор, ротор, вал, рабочее колесо, дисбаланс, уравновешивающая сборка, информационное сопровождение изделий, балансировка, динамическая устойчивость. Сведения об авторах:
Белобородов Сергей Михайлович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), заместитель начальника отдела ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: bsm723@iskra.perm.ru). Цельмер Марк Леонидович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), руководитель группы ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: cml723@iskra.perm.ru). Список литературы:
Исследование гидравлических характеристик улиточного газоотводящего устройства с осерадиальным косо срезанным диффузором С.А. Мосин, О.Н. Левитова, Р.Е. Кириченко, Д.Г. Иевлев, Д.К. Василюк, С.М. Хасанов Получена: 18.10.2017 Рассмотрена: 18.10.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена конструкция газоотводящего устройства для корабельных морских двигателей. При проектировании газоотводящего устройства решена проблема обеспечения предельно малых осевых габаритных размеров при минимально возможных потерях полного давления. Разработанное газоотводящее устройство имеет в составе наружный кожух, за счет которого обеспечивается эжекционная продувка воздуха из подкапотного пространства газотурбинного двигателя. Гидравлические характеристики улиточных газоотводящих устройств определены с использованием программы Ansys CFX, моделирование течения в трехмерной постановке выполнено при использовании моделей турбулентности SST k–w с построением неструктурированной тетрагональной расчетной области. Проанализированы конструкции шести вариантов улиточных осерадиальных газоотводящих устройств. В расчетах учтены потери на распад вихревых структур в каналах системы выхлопа, размещаемых за срезом газоотводящего устройства. В работе также выполнено сравнение результатов численного моделирования и экспериментального исследования, полученных на уменьшенных моделях газоотводящих устройств без дополнительной нагрузки. По результатам исследований проведен анализ возможных погрешностей, вносимых в модель и эксперимент, учет которых обеспечил приемлемое соответствие расчетных и экспериментальных гидравлических характеристик газоотводящего устройства в рабочем диапазоне режимов. Проведенные исследования позволили определить совместное влияние основных геометрических параметров на гидравлические характеристики разработанного улиточного газоотводящего устройства. Ключевые слова: численное моделирование, модель турбулентности, гидравлические характеристики, геометрические параметры, улиточные газоотводящие устройства с осерадиальным косо срезанным диффузором, газотурбинные двигатели. Сведения об авторах:
Мосин Сергей Александрович (Рыбинск, Россия) – ведущий специалист службы главного конструктора ПАО «ОДК-Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163, e-mail: sergey-mosin76@ yandex.ru). Левитова Ольга Николаевна (Рыбинск, Россия) – кандидат технических наук, начальник конструкторской бригады выходных устройств ПАО «ОДК-Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163, e-mail: Levi-09@mail.ru). Кириченко Роман Евгеньевич (Рыбинск, Россия) – заместитель главного конструктора ПАО НПО «Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163, e-mail: roman.kirichenko@npo-saturn.ru). Иевлев Дмитрий Геннадиевич (Рыбинск, Россия) – заместитель начальника конструкторского отдела камер сгорания и выходных устройств ПАО «ОДК-Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163, e-mail:dmitry.ievlev@uec-saturn.ru). Василюк Дмитрий Константинович (Рыбинск, Россия) – начальник расчетно-экспериментальной бригады отдела камеры сгорания и выходных устройств ПАО «ОДК-Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163). Хасанов Салават Маратович (Рыбинск, Россия) – кандидат технических наук, инженер-конструктор 1-й категории конструкторского отдела камеры сгорания и выходных устройств ПАО «ОДК-Сатурн» (152903, Россия, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163, e-mail:Khasanov-salavat@rambler.ru). Список литературы:
Исследование новых видов заполнителей из полимерных композиционных материалов для многослойных звукопоглощающих конструкций А.Г. Захаров, А.Н. Аношкин, В.Ф. Копьев Получена: 15.11.2017 Рассмотрена: 15.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена новая конструкция ячеистого заполнителя, изготовленного из полимерных композиционных материалов. Заполнитель обладает высокой гибкостью в двух плоскостях и позволяет осуществлять выкладку поверхностей второго порядка большой кривизны. Ячейки заполнителя имеют большую поверхность контакта и обеспечивают высокую прочность склейки с обшивками многослойных конструкций. При использовании обшивок с перфорацией ячейки заполнителя могут выполнять функцию резонаторов Гельмгольца и обеспечивать гашение акустических колебаний. Представлены результаты технологических исследований по выбору материала для формования заполнителя. Получены оценки прочности заполнителя на поперечное сжатие. Приведены результаты акустических испытаний образцов звукопоглощающих конструкций с ячеистым заполнителем и проведено сравнение эффективности их шумогашения по сравнению с конструкциями на базе гофрового и сотового заполнителей. Разработанный заполнитель может использоваться для создания звукопоглощающих конструкций современных авиационных двигателей. Ключевые слова: авиационный двигатель, композиционные материалы, шумопоглощение, звукопоглощающие конструкции, наполнитель, ячейки, интерферометр с потоком. Сведения об авторах:
Захаров Алексей Генрихович (Пермь, Россия) – главный конструктор АО «Пермский завод “Машиностроитель”» (614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, д. 57, e-mail: a-zakharov@pzmash.perm.ru). Аношкин Александр Николаевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: anoshkin@pstu.ru). Копьев Виктор Феликсович (Москва, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, начальник аэроакустического отделения (НИО-9) Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского (105005, г. Москва, ул. Радио, д. 17, e-mail: vkopiev@tsagi.ru); научный руководитель лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Список литературы:
Особенности экспериментальных исследований трубчатых образцов композиционных материалов в условиях сложного напряженного состояния О.А. Староверов, Е.М. Струнгарь, М.П. Третьяков, Т.В. Третьякова Получена: 15.11.2017 Рассмотрена: 15.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Посвящено изучению методических вопросов экспериментальных исследований закономерностей деформирования и разрушения трубчатых образцов углепластика в условиях сложного напряженно-деформированного состояния. В испытаниях используются образцы с концентратором напряжений в виде кругового отверстия. Рассматриваются методические аспекты проведения испытаний при совместном растяжении с кручением на основе комплексного использования универсальной двухосевой сервогидравлической испытательной системы Instron 8852 и бесконтактной трехмерной цифровой оптической системы анализа полей перемещений и деформаций Vic-3D, математический аппарат которой основан на методе корреляции цифровых изображений. Особое внимание уделено выбору способов подготовки захватных частей и закрепления образцов в захватах испытательной машины, позволяющих проводить испытания при наличии осевой нагрузки и крутящего момента вплоть до полного разрушения. Использование видеосистемы позволяет проводить измерения перемещений и деформаций в рабочей части в области концентратора без применения дополнительных датчиков. Получены опытные данные о процессах разрушения образцов с концентратором и распределении неоднородных полей перемещений при пропорциональном растяжении с кручением. Использование данной методики позволяет получать опытные данные о закономерностях деформирования и разрушения композиционных материалов в условиях сложного напряженно-деформированного состояния, которые необходимы для развития моделей механики композитов, широко применяемых в изделиях аэрокосмической техники. Ключевые слова: композиционные материалы, испытания, сложное напряженное состояние, растяжение с кручением, трубчатые образцы, корреляция цифровых изображений. Сведения об авторах:
Староверов Олег Александрович (Пермь, Россия) – научный сотрудник Центра экспериментальной механики ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cem_staroverov@mail.ru). Струнгарь Елена Михайловна (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cem.spaskova@mail.ru). Третьяков Михаил Павлович (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Центра экспериментальной механики ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cem_tretyakov@mail.ru). Третьякова Татьяна Викторовна (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, Список литературы:
Экспериментальное исследование механического поведения конструкционных сплавов при двухосном циклическом нагружении А.В. Ильиных, В.Э. Вильдеман, М.П. Третьяков Получена: 14.11.2017 Рассмотрена: 14.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы экспериментального исследования мало- и многоцикловой усталости конструкционных сплавов авиационного назначения при двухосном циклическом нагружении. Приведены характеристики специализированных испытательных систем Instron 8850 и Instron E10000, отличительной особенностью которых является возможность задания произвольных законов нагружения в осевом и окружном направлениях. Представлены методики испытаний при двухосном циклическом нагружении, позволяющие изучать закономерности механического поведения и разрушения конструкционных сплавов в условиях сложного напряженного состояния. Проведены испытания жаропрочной легированной стали ЭП517Ш на малоцикловую усталость при циклическом деформировании с пропорциональным и непропорциональным изменением осевой и сдвиговой деформаций. Показано, что для фиксированных величин амплитуд осевых и сдвиговых деформаций долговечность стали ЭП517Ш существенно зависит от траектории деформирования. В случае непропорционального деформирования ресурс стали ЭП517Ш снижается в два раза по сравнению с пропорциональным нагружением. Для алюминиевого сплава Д16Т получены новые результаты испытаний на многоцикловую усталость, иллюстрирующие зависимость долговечности алюминиевого сплава Д16Т при осевом циклировании с фиксированным значением амплитуды нормальных напряжений от наличия постоянной и небольшой по величине составляющей касательного напряжения. Ключевые слова: экспериментальное исследование, малоцикловая усталость, многоцикловая усталость, сложное нагружение, сложное напряженное состояние. Сведения об авторах:
Ильиных Артем Валерьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: ilinih@yandex.ru). Вильдеман Валерий Эрвинович (Пермь, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, директор центра экспериментальной механики, профессор кафедры «механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: wildemann@pstu.ru). Третьяков Михаил Павлович (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Центра экспериментальной механики ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cem_tretyakov@mail.ru). Список литературы: 1. Узбяков Д.М. Исследование характеристик циклической трещиностойкости гранульного сплава на никелевой основе с разной фракцией гранул // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2015. – № 40. – С. 122–134. 2. Тихонов А.С., Сендюрев С.И., Хайрулин В.Т. Проектирование установки для термоциклических испытаний комплексных многослойных теплозащитных покрытий лопаток газовых турбин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2014. – № 38. – С. 61–71. 3. Малоцикловая усталость и циклическая трещиностойкость никелевого сплава при нагружении, характерном для дисков турбин / А.А. Иноземцев, А.М. Ратчиев, М.Ш. Нихамкин, А.В. Ильиных, В.Э. Вильдеман, М.А. Вятчанин // Тяжелое машиностроение. – 2011. – №. 4. – С. 30–33. 4. Nikhamkin M., Ilinykh A. Low cycle fatigue and crack grown in powder nickel alloy under turbine disk wave form loading: validation of damage accumulation model // Applied Mechanics and Materials. – 2013. – Vol. 467. – P. 312–317. 5. Бураго Н.Г., Журавлев А.Б., Никитин И.С. Модели многоосного усталостного разрушения и оценка долговечности элементов конструкций // Механика твердого тела. – 2011. – № 6. – С. 22–33. 6. Стрижиус В.Е. Методы расчета на усталость элементов авиационных конструкций при многоосном нагружении // Научный вестник МГТУ ГА. – 2014. – № 187. – С. 65–73. 7. Влияние ориентации критической плоскости на оценку многоцикловой усталости при многоосном нагружении / A. Carpinteri, C. Ronchei, D. Scorza, S. Vantadori // Физическая мезомеханика. – 2015. – Т. 18, № 5. – С. 74–79. 8. Янкин А.С. Влияние частот бигармонического (двухчастотного) нагружения на механическое поведение имитатора твердого топлива // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2015. – № 4. – С. 273–292. DOI: 10.15593/perm.mech/2015.4.16 9. Вильдеман В.Э., Ломакин Е.В., Третьяков М.П. Закритическое деформирование сталей при плоском напряженном состоянии // Механика твердого тела. – 2014. – № 1. – С. 26–36. 10. Бабушкин А.В., Козлова А.В. Влияние предварительного циклического нагружения и температуры на остаточную прочность однонаправленных композитов // Механика композиционных материалов и конструкций. – 2011. – Т. 17, № 2. – С. 235–244. 11. Бабушкин А.В., Гордеева А.В. Экспериментальное исследование усталости порошкового структурно-неоднородного материала при двуосном (растяжение-кручение) нагружении // Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. – 2011. – № 2. – С. 48–52. 12. Разрушение жаропрочного сплава вж175 в условиях жесткого малоциклового нагружения / В.Ф. Терентьев, М.С. Беляев, М.М. Бакрадзе, М.А. Горбовец, М.А. Гольдберг // Труды ВИАМ. – 2014. – № 11. – С. 12. 13. Малоцикловая усталость при заданной деформации жаропрочного никелевого сплава ВЖ175 / М.С. Беляев, В.Ф. Терентьев, М.А. Горбовец, М.М. Бакрадзе, О.С. Антонова // Труды ВИАМ. – 2015. – № 9. – С. 1. 14. Беляев М.С., Горбовец М.А., Бакрадзе М.М. Изменение параметров упругопластического деформирования в процессе испытаний на МЦУ при жестком нагружении жаропрочного сплава ВЖ175 // Труды ВИАМ. – 2015. – № 12. – С. 4. 15. Исследование малоцикловой усталости жаропрочных сплавов при «жестком» цикле нагружения / М.А. Горбовец, М.С. Беляев, И.А. Ходинев, М.И. Лукьянова // Цветные металлы. – 2017. – № 2. – С. 91–95. Применение экспериментального модального анализа для идентификации параметров модели слоистого углепластика М.Ш. Нихамкин, Д.Г. Соломонов Получена: 18.11.2017 Рассмотрена: 18.11.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Расчет модальных характеристик (собственных частот и форм), необходимых для того, чтобы исключить резонансные колебания изделий из полимерных композиционных материалов (ПКМ), требует надежных данных о механических характеристиках материала. Проблема состоит в большом (по сравнению с изотропными материалами) количестве характеристик упругости, а также в том, что эти параметры зависят от широкого круга структурных и технологических факторов. Данные о характеристиках материалов, приведенные в литературе, зачастую противоречивы и при проведении ответственных расчетов требуют дополнительной проверки. Цель настоящей работы – разработка методики идентификации параметров модели упругого поведения ПКМ по результатам экспериментального модального анализа. Объект исследования – слоистый углепластик на основе равнопрочной углеродной ткани, широко применяемый в авиастроении. Для экспериментального определения собственных частот и форм колебаний используется метод сканирующей лазерной виброметрии, для расчетного модального анализа – метод конечных элементов. Модель материала – слоистый композит с ортотропными линейно упругими слоями. Задача идентификации параметров модели материала рассматривается как задача минимизации расхождения расчетных собственных частот с экспериментальными. Для ее решения используется метод квазислучайного поиска. Разработанная методика может быть рекомендована для определения параметров модели материала, необходимых для расчетов модальных характеристик изделий из ПКМ. Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, механические характеристики, модальный анализ, метод конечных элементов. Сведения об авторах:
Нихамкин Михаил Шмерович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nikhamkin@mail.ru). Соломонов Данил Глебович – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: solomonov1198@yandex.ru). Список литературы:
Оценка возможности исправления дефектов преднапряженного состояния с целью получения заданных остаточных напряжений в деталях из титановых сплавов В.Р. Туктамышев, Е.В. Колодочкина, К.Н. Поликарпова, А.С. Нуртдинов Получена: 28.07.2017 Рассмотрена: 28.07.2017 Опубликована: 30.12.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены методы анализа остаточных напряжений в поверхностном слое деталей из титана. Проведен анализ источников по тематике остаточных напряжений в поверхностном слое деталей, получаемых путем лезвийной обработки, и их измерений. Выделена методика рентгеновской дифрактометрии для измерения остаточных напряжений в поверхностных слоях деталей, полученных путем лезвийной обработки, с помощью роботизированного комплекса Xstress Robot. Дано описание методики измерений остаточных напряжений методом рентгеновской дифрактоскопии с применением роботизированных комплексов. Приведены результаты измерений остаточных напряжений в титановом образце. Проведен анализ полученных результатов. Результаты анализа приведены в графической форме. Образец подвергался лезвийной обработке на токарном станке с ЧПУ для получения распределения остаточных напряжений в поверхностном слое. В состоянии поставки термическая обработка образца не проводилась. Остаточные напряжения контролировались на различной длине с целью получения статистически достоверной выборки. Сделан вывод о характере распределения остаточных напряжений в поверхностном слое деталей из титановых сплавов. Выявлено незначительное влияние лезвийной обработки на распределение остаточных напряжений в поверхностном слое образца. Намечены пути дальнейших исследований. Ключевые слова: остаточные напряжения, роботизированный комплекс, рентгеновская дифрактометрия, неразрушающий контроль, титан, напряженное состояние. Сведения об авторах:
Туктамышев Виталий Рафаилович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tuktvr@gmail.com). Колодочкина Екатерина Викторовна (Пермь, Россия) – студентка ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: katekolodochkina@rambler.ru). Поликарпова Кристина Николаевна (Пермь, Россия) – студентка ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: mail_poli@mail.ru). Нуртдинов Антон Сергеевич (Пермь, Россия) – заведующий лабораторией кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Список литературы:
| ||