ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
Применение механики разрушения к обоснованию выбора рациональных вариантов щелевых вырезов в зарядах РДТТ В.Г. Казанцев, М.П. Карпутин, Е.Я. Кулявцев Получена: 28.10.2015 Рассмотрена: 28.10.2015 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для выполнения требований, предъявляемых к баллистическим и тяговым характеристикам ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), в конструкцию заряда вводятся щелевые вырезы или выточки. Щели заряда формируются в виде звезд с лучами различной конфигурации и протяженности. При этом вершины щелевых вырезов с точки зрения прочности заряда можно квалифицировать как его конструктивные несовершенства, часто определяющие механическую работоспособность РДТТ. Оценка уровня опасного состояния заряда у вершин щелевых вырезов по компонентам тензора напряжений (деформаций) вызывает затруднения из-за многопараметричности анализа. В этой связи для повышения эффективности расчетов и увеличения их достоверности разработаны алгоритмы, позволяющие совместно с методами структурного анализа использовать методы механики разрушения, сводящие решение задачи к однопараметрическому анализу уровня опасности заряда у вершин щелей. Кроме того, открываются широкие возможности для проведения как количественного, так и качественного оперативного сравнительного анализа различных схем зарядов РДТТ, имеющих щелевые вырезы, с целью установления рациональных вариантов их устройства. Реализация предлагаемого методологического подхода восходит к известным работам отечественных и зарубежных ученых, результаты которых позволяют перейти к решению прикладных задач, используя при этом формальную замену щелевых вырезов или выточек математическими разрезами (трещинами). Работоспособность методики демонстрируется на примере анализа расчетных схем зарядов РДТТ с щелевыми вырезами при термосиловом нагружении в условиях плоской деформации. В работе приведен анализ влияния количества щелевых вырезов и их длины на НДС в вершине щели. Рассмотрены задачи по поиску рационального ориентирования щелевых вырезов относительно участков скрепления-раскрепления заряда с корпусом. Проведено исследование по поиску равнопрочной конструкции для заряда с равно- и разновеликими по длине щелевыми вырезами. Использование данной методики позволило выделить следующие ее плюсы: простота использования, высокая скорость обработки результатов расчетов, гибкость и очевидность анализа вариантов расчетных схем зарядов РДТТ при установлении рациональных вариантов устройства щелевых вырезов. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, заряд, метод конечных элементов, щелевые вырезы, механика разрушения, математический разрез, трещина, скорость освобождения энергии, коэффициенты интенсивности напряжений, термосиловое нагружение, напряженно-деформированное состояние. Сведения об авторах:
Казанцев Владимир Георгиевич (Бийск, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетные двигатели и высокоэнергетические устройства автоматических систем», заведующий кафедрой «Техническая механика» Бийского технологического института (филиала) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (659305, г. Бийск, ул. Трофимова, д. 27, e-mail: Карпутин Максим Петрович (Бийск, Россия) – аспирант кафедры «Техническая механика» Бийского технологического института (филиала) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (659305, г. Бийск, ул. Трофимова, д. 27, e-mail: mkarputin@mail.ru). Кулявцев Евгений Яковлевич (Бийск, Россия) – кандидат технических наук, ведущий инженер АО ФНПЦ «Алтай» (659322, г. Бийск, ул. Социалистическая, д. 1, e-mail: nextlife13@mail.ru). Список литературы: 1. Казанцев В.Г., Карпутин М.П. Применение механики разрушения к обоснованию выбора рациональных вариантов конструктивных элементов зарядов РДТТ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2015. – № 41. – С. 138–156. 2. Черепанов Г.П. Механика хрупкого разрушения. – М.: Наука, 1974. – 640 с. 3. Райс Дж. Математические методы в механике разрушения // Математические основы теории разрушения: пер. с англ. – М.: Мир, 1975. – Т. 2. – С. 204–335. 4. Bowie O.L., Neal D.M. The effective crack length of an edge slot in a semi-infinite sheet under tension // International Journal of Fracture Mechanics. – 1967. – Vol. 3, iss. 2. – Р. 111–119. 5. Черепанов Г.П. О распространении трещин в сплошной среде // Прикладная математика и механика. – 1967. – Т. 31, №. 3. – С. 476–488. 6. Казанцев В.Г., Жаринов Ю.Б., Карпутин М.П. Динамика и прочность ракетных двигателей на твердом топливе. – Бийск: Изд-во Алтай. гос. техн. ун-та. им. И.И. Ползунова, 2014. – 379 с. 7. Казанцев В.Г., Мишичев А.И. Конечноэлементный анализ поля напряжений в окрестности трещин прямыми и энергетическим методами // Прикладная механика. – 1982. – Т. 18, № 3. – С. 77–81. 8. Морозов Е.М., Никишов Г.П. Метод конечных элементов 9. Аликин В.Н., Милехин Ю.М., Пак З.П. Методы математического моделирования для исследования зарядов твердого топлива. – М.: Химия, 2003. – 214 с. 10. Казанцев В.Г. Метод конечных и граничных элементов в механике твердого тела. – Бийск: Изд-во Алтай. гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 2010. – 206 с. Исследование методики моделирования рабочих процессов в камере сгорания жидкостных ракетных двигателей малых тяг на основе модели диссипации вихрей А.А. Козлов, Е.А. Строкач Получена: 02.02.2016 Рассмотрена: 02.02.2016 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуется методика моделирования рабочих процессов в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги, работающего на компонентах керосин – кислород. Описываются преимущества и недостатки методики, основанной на записи уравнения реакции при стехиометрическом соотношении, моделирование процесса горения в рабочей области проводится с помощью модели диссипации вихря. Производится сравнение результатов моделирования Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, модель вихревой диссипации, полнота сгорания, численное моделирование, Ansys CFX, горение. Сведения об авторах:
Козлов Александр Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского Строкач Евгений Александрович (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125080, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: evgenij.strokatsch@yandex.ru). Список литературы: тяги на газообразных компонентах топлива кислород и метан: дис. … канд. техн. наук. – М., 2014. – 162 с. 2. Воробьев А.Г., Боровик И.Н., Ха С. Анализ стационарного теплового состояния ЖРД малой тяги с топливом высококонцентрированная перекись водорода – керосин с учетом впрыскивания, испарения и сгорания жидкостных капель топлив // Вестник СГАУ. – 2014. – № 1(43). – С. 41–55. 3. Козлов А.А., Воробьев А.Г., Боровик И.Н. Жидкостные ракетные двигатели малой тяги. – М.: Изд-во МАИ, 2013. – 208 с. 4. Ваулин С.Д., Салич В.Л. Методика проектирования высокоэффективных ракетных двигателей малой тяги на основе численного моделирования внутрикамерных процессов // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Машиностроение. – 2012. – Вып. 19, № 12. – С. 43–50. 5. Ташев В.П. Углеводородное горючее на основе керосина 6. Гарбарук А.В., Стрелец М.Х., Шур М.Л. Моделирование турбулентности в расчетах сложных течений: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 88 с. 7. Белов И.А. Модели турбулентности: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленингр. механич. ин-та, 1982. – 88 с. 8. Ranz W.E., Marshal W.R., Jr. Vaporation from Drops. Part I // Chem. Eng. Prog. – 1952. – № 48(3). – P. 141–146. 9. Ranz W.E., Marshal W.R., Jr. Evaporation from Drops. Part I and Part II // Chem. Eng. Prog. – 1952. – № 48(4). – P. 173–180. 10. Spalding D.B. Mixing and chemical reaction in steady confined turbulent flames // 13th Symp. (Intl.) Comb. / Combustion Institute. – Pittsburgh, 1970. – P. 649. 11. Magnussen B.F., Hjertager B.H. On mathematical modeling of turbulent combustion with special emphasis on soot formation and combustion // Sixteenth Symp. (Int.) on Combustion / Combustion Institute. – Pittsburgh, 1976. – P. 719. 12. Gosman A.D., Ioannides E. Aspects of computer simulation of liquid-fuelled combustors // J. Energy. – 1983. – № 7(6). – P. 482–490. 13. Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ / под ред. П.А. Власова. – М.: Физматлит, 2003. – 352 с. 14. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей / под ред. В.П. Глушко. – М.: Машиностроение, 1980. – 533 с. Влияние дисперсности распыла капель форсунками на полноту сгорания топлива в жидкостном ракетном двигателе И.Н. Боровик, Е.А. Строкач Получена: 02.02.2016 Рассмотрена: 02.02.2016 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведено численное исследование влияния распределения диаметра капель, истекающих из двухкомпонентной газожидкостной форсунки, на полноту сгорания топлива в жидкостном ракетном двигателе. В качестве компонентов топлива были выбраны керосин и газообразный кислород. Моделирование было произведено для семи различных средних диаметров капель по Заутеру. Моделирование для каждого диаметра Заутера проводилось для трех различных по ширине распределений Росина–Раммлера – от близкого к монодисперсному (параметр ширины 18) до широкого (параметр ширины 1,8). Результаты моделирования показали, что вид распределения в значительной мере влияет на полноту сгорания. Распыливание форсункой топлива на мелкие капли не гарантирует получения максимально возможной полноты сгорания для данной схемы смесеобразования. Максимальная полнота сгорания требует наличия в спектре распыла капель как малого, так и большого диаметра. В статье проанализированы причины, приводящие к такому результату, и обосновано утверждение, что для каждой конкретной конструкции камеры сгорания и схемы смесеобразования существует распределение капель по диаметрам, обеспечивающее максимальную полноту сгорания, и задача конструктора – обеспечить требуемое распределение. Ключевые слова: численное моделирование, дисперсность капель, жидкостный ракетный двигатель, полнота сгорания, средний диаметр капель по Заутеру, форсунка. Сведения об авторах:
Боровик Игорь Николаевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125080, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: borra2000@ mail.ru). Строкач Евгений Александрович (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (125080, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: evgenij.strokatsch@yandex.ru). Список литературы:
Сравнение различных подходов к моделированию течения в премиксерах малоэмиссионных камер сгорания В.А. Назукин, В.Г. Августинович Получена: 28.12.2015 Рассмотрена: 28.12.2015 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время благодаря развитию высокопроизводительных вычислительных систем и методов численного моделирования появилась возможность разработать новую методологию проектирования камер сгорания, предполагающую активное использование газодинамических расчетов и существенное сокращение экспериментальных работ. Представленное исследование направлено на разработку методики проведения расчетов аэродинамики фронтовых устройств малоэмиссионных камер сгорания наземных газотурбинных установок. Осуществлен анализ влияния различных параметров расчетной модели на общую картину течения, осредненные во времени поля (профили) скорости, структуру прецессирующего вихревого ядра и частоту возмущений в потоке. Были использованы полная и усеченная модели фронтового устройства; несколько расчетных сеток, отличающихся размерами элементов; различные подходы к описанию турбулентного течения, такие как решение осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса (RANS, URANS) с наиболее часто используемыми моделями турбулентности, моделирование отсоединенных вихрей (DES) и моделирование с адаптивными масштабами (SAS). Была установлена зависимость структуры прецессирующего вихревого ядра, прогнозируемая при URANS-моделировании, от начальных условий. Анализ результатов выполненных расчетов позволил сформулировать рекомендации для численного моделирования закрученных потоков Ключевые слова: газотурбинный двигатель, камера сгорания, премиксер, закрученные потоки, компьютерное моделирование. Сведения об авторах:
Назукин Владислав Алексеевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29); инженер-конструктор-расчетчик отдела камер сгорания ОАО «Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: v.a.naz@narod.ru). Августинович Валерий Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, Список литературы: 1. Technology update on gas turbine dual fuel, dry low emission combustion systems / P.E. Rokke, J.E. Husgand, N.A. Rokke, O.N. Svendsgaard // Proceedings of ASME Turbo Expo, 2003, June 16–19, Atlanta. – Paper № GT2003-38112. 2. Новейшие разработки технологии DLN для турбин класса F: DLN 2.6+ / К. Венкатараман, С.Е. Льюис, Дж. Натарайан, С.Р. Томас, Дж.В. Ситено // Газотурбинные технологии. – 2012. – № 1(102). – C. 26–33. 3. Modern gas turbine systems / еd. P. Jansohn. – Cambridge: Woodhead Publishing Ltd., 2013. – 816 p. 4. Barnes J.C., Mellor A.M. Quantifying unmixedness in lean premixed combustors operating at high pressure, fired conditions // Proceedings of ASME 1997 International Gas Turbine and Aeroengine Congress and Exhibition, 1997, June 2–5, Orlando. – Paper № 97-GT-073. 5. Baumgartner G., Sattelmayer Th. Experimental investigation of the flashback limits and flame propagation mechanisms for premixed hydrogen-air flames in non-swirling and swirling flow // Proceedings of ASME Turbo Expo, 2013, June 3–7, San Antonio. – Paper № GT2013-94258. 6. Fritz J., Kroner M., Sattelmayer Th. Flashback in a swirl burner with cylindrical premixing zone // ASME Turbo Expo, 2001, June 4–7, New Orleans. – Paper № 2001-GT-0054. 7. Gupta A.K., Lilley D.G., Syred N. Swirling flows. – Tunbridge Wells: Abacus Press, 1984. – 475 p. 8. Волков К.Н., Емельянов В.Н. Моделирование крупных вихрей 9. Midgley K., Spencer A., McGuirk J.J. Unsteady flow structures in radial swirler fed fuel injectors // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. – 2004. – Vol. 127(4). – Р. 755–764. 10. Spencer A., McGuirk J.J., Midgley K. Vortex breakdown in swirling fuel injector flows // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. – 2008. – Vol. 130(2). 11. Comparison of URANS and LES CFD methodologies for air swirl fuel injectors / D. Dunham, A. Spencer, J.J. McGuirk, M. Dianat // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. – 2008. – Vol. 131(1). 12. Midgley K. An isothermal experimental study of the unsteady fluid mechanics of gas turbine fuel injector flowfields. Ph. D. thesis / Loughborough University. – Loughborugh, 2005. – 257 p. 13. Dunham D. Unsteady fluid mechanics of annular swirling shear 14. Agarwal K.K., Konakalla S.R., Selvan S. On meshing guidelines for large eddy simulations of gas turbine combustors // ASME Turbo Expo, 2014, June 16–20, Düsseldorf. – Paper № GT2014-26077 Расчетно-экспериментальная оценка влияния геометрических параметров масляного жиклера системы смазки опоры высокоскоростной газовой турбины на характер истечения масляной струи Е.А. Борисов, И.В. Ардашкин Получена: 16.12.2015 Рассмотрена: 16.12.2015 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Вопросы повышения эффективности смазывания и охлаждения подшипников авиационных двигателей всегда были и остаются актуальными. Одним из способов достижения большей эффективности системы смазки является изучение режимов истечения масляной струи, подаваемой на подшипник. В статье представлены результаты исследования истечения струи из трех различных масляных жиклеров системы смазки подшипника высокоскоростной газовой турбины. Исследовались особенности влияния конфигурации каналов жиклера на распыл масляной струи при изменении температуры и давления масла на входе в жиклер. Проведено моделирование течения масла в каналах жиклеров с последующей организацией экспериментальных проливок при двух разных температурах и двух разных давлениях масла на входе в жиклер. Сравнение результатов моделирования течения масла в каналах жиклера с экспериментом показало их хорошую сходимость. В результате исследования выяснилось, что во всех жиклерах масло испытывает кавитацию, также происходит деформация струи в каналах жиклера. Данные явления нежелательны, так как приводят к интенсификации распыла масла. Сделаны выводы о влиянии геометрии каналов жиклера на длину нераспыленного участка масляной струи. Сформулированы направления дальнейшего исследования, которые включают замер скорости истечения масляной струи при помощи лазерного доплеровского анемометра. Ключевые слова: опоры газовых турбин, смазывание подшипников газовых турбин, масляный жиклер, масляная струя, истечение вязкой жидкости, распыл струи, длина нераспыленного участка струи, кавитация. Сведения об авторах:
Борисов Евгений Алексеевич (Пермь, Россия) – инженер-конструктор отдела турбин ОАО «Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: borisov-ea@avid.ru), аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Ардашкин Илья Викторович (Пермь, Россия) – инженер-конструктор отдела турбин ОАО «Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: ardaskin-iv@avid.ru), аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Список литературы:
Численное моделирование газодинамических процессов в энергетической установке на базе двигателя Стирлинга Л.Н. Бутымова, В.Я. Модорский, Н.А. Шевелев Получена: 29.01.2016 Рассмотрена: 29.01.2016 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Разработаны физическая модель и расчетная схема, в соответствии с которыми модельная энергетическая установка на базе двигателя Стирлинга описывается двумя подвижными элементами в замкнутом объеме. Задача решается в связанной однонаправленной нестационарной численно-аналитической 3D-постановке. Оба элемента совершают возвратно-поступательные движения по заданному закону. Учитывается запаздывание одного элемента относительно другого. В ходе газодинамического расчета определяются газодинамические силы, действующие на подвижные элементы. Вывод об эффективности рабочего процесса в двигателе Стирлинга делается по результатам анализа сдвига фаз колебаний подвижных элементов и газодинамических сил, действующих на них. На основе вычислительного эксперимента проведен анализ соответствия колебаний подвижных элементов и газодинамических сил. Выявлены зависимости колебаний газодинамической силы, действующей на поршни, от перемещений поршней, сдвига фаз колебаний, наличия подвода тепла. Выявлены зависимости сдвига фаз колебаний между поршнем и действующей на него газодинамической силой (j2, j3) от сдвига фаз колебаний поршней (j1). Однозначной взаимосвязи колебаний газодинамической силы и соответствующих им перемещений поршней не обнаружено. Результаты получены в системе инженерного анализа ANSYS CFX, с использованием высокопроизводительного вычислительного комплекса Пермского национального исследовательского политехнического университета. Ключевые слова: двигатель Стирлинга, численное моделирование, ANSYS CFX, вычислительный эксперимент, газодинамика, колебания, сдвиг фаз колебаний, вибрации, физическая модель, переходные процессы, аэроупругость. Сведения об авторах:
Бутымова Лилия Николаевна (Пермь, Россия) – инженер Центра высокопроизводительных вычислительных систем ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: liliya85@ gmail.com). Модорский Владимир Яковлевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: modorsky@pstu.ru). Николай Алексеевич Шевелев (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: modorsky@pstu.ru). Список литературы: 1. Кириллов Н.Г., Передерий С.Э. Перспективы создания автономных систем комбинированного производства электрической и тепловой энергии на основе сжигания биотоплива в двигателях Стирлинга [Электронный ресурс]. – URL: http://www.infobio.ru/sites/default/files/ Kirillov-Perederi.pdf (дата обращения: 20.01.2016). 2. Трехмерное моделирование флаттера лопаток компрессоров современных ГТД / В.В. Веденеев, М.Е. Колотников, П.В. Макаров, В.В. Фирсанов // Вестник Самар. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. С.П. Королёва (нац. исслед. ун-та). – 2011. – Вып. 3–1. – С. 47–55. 3. Mekhonoshina E.V., Modorskii V.Y. On a phase-shift of waves 4. Mekhonoshina E.V., Modorskii V.Ya., Petrov V.Yu. Numeric simulation of the interaction between subsonic // Source of the Document CEUR Workshop Proceedings. Conference “Information Technology and Nanotechnology (ITNT – 2015). Mathematical Modeling”. – P. 211–218. 5. Numerical modeling of flow mixing and cooling processes in 6. Modorskii V.Y., Petrov V.Y. Aeroelastic deformation of a solid-propellant rocket engine during supercharging // Russian Aeronautics 7. Петров В.Ю., Модорский В.Я., Бутымова Л.Н. Численное моделирование влияния колебаний лопаток модельного компрессора на систему «газ – конструкция» // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2015. – № 5. – C. 161–163. 8. Модорский В.Я., Бутымова Л.Н. Исследование колебательных процессов на резонансных режимах в модельной установке // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2013. – № 6. – C. 193–196. 9. Соколкин Ю.В., Модорский В.Я., Бутымова Л.Н. Разработка экспериментальной установки и исследование влияния материала корпуса на резонансные частоты в системе «газ – конструкция» // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2013. – № 6. – C. 197–200. 10. Инженерная методика определения настроек газохода переменного сечения для отвода и охлаждения горячих газов энергетических установок / В.Ю. Петров, В.Я. Модорский, А.Н. Поник, А.В. Козлова // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2012. – № 2. – C. 216–219. 11. Численная оценка напряженно-деформированного состояния лопатки компрессора в аэроупругой постановке / В.Ю. Петров, В.Я. Модорский, А.И. Плотников, Е.В. Мехоношина // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2015. – № 5. – C. 235–238. 12. Петров В.Ю., Модорский В.Я., Шмаков А.Ф. Численное моделирование газодинамических процессов и процессов деформирования в компрессоре модельного стенда газоперекачивающего агрегата // Науч.-техн. вестник Поволжья. – 2015. – № 5. – C. 318–320. 13. Shmakov A.F., Modorskii V.Ya. Energy conservation in cooling systems at metallurgical plants // Metallurgist. – 2016. – Vol. 59, iss. 9. – 14. Модорский В.Я., Соколкин Ю.В. Газоупругие процессы в энергетических установках. – М.: Наука, 2007. – 176 с. 15. Бутымова Л.Н., Модорский В.Я. Исследование газодинамического потока и конструкции в модельной экспериментальной установке // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Вычислительная математика и информатика. – 2014. – Т. 3, № 2. – С. 92–100. Расчет содержания субоксидов в продуктах сгорания алюминиевовоздушной смеси по модели неравновесной термодинамики. А.Ю. Крюков, В.И. Малинин Получена: 20.01.2016 Рассмотрена: 20.01.2016 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты математического моделирования горения полифракционной аэровзвеси алюминия с учетом кинетики химических реакций и неравновесной термодинамики физико-химических процессов. Произведены расчеты содержания субоксидов Al2O и AlO в продуктах сгорания, температуры газовой фазы и объемной доли кислорода в зависимости от коэффициента избытка воздуха a и времени пребывания t алюминиевовоздушной смеси в камерах сгорания установок на порошкообразном металлическом горючем. Исследования выполнены для 0,1 £ a £ 1,2 по модели, учитывающей кинетику и неравновесную термодинамику процессов горения. Проанализирована и обоснована необходимость учета образования субоксида Al2O в рассматриваемом диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха. Установлено, что объемная доля субоксида Al2O на 1–2 порядка превышает долю AlO. Для предельных значений времени Ключевые слова: математическое моделирование, горение, аэровзвесь, алюминий, субоксиды, кинетика, равновесная и неравновесная термодинамика, коэффициент избытка воздуха. Сведения об авторах:
Крюков Алексей Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: alexkryukov@list.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы: 1. Малинин В.И., Коломин Е.И., Антипин И.С. Воспламенение 2. Крюков А.Ю. Адаптация внутрикамерных процессов и элементов конструкции энергоустановок на порошковом горючем к технологиям получения ультра- и нанодисперсных материалов // Известия Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Актуальные вопросы тепло- и массообмена, энергоэффективность, исследование вихревых закрученных потоков». – 2008. – С. 29–38. 3. Крюков А.Ю., Малинин В.И. Математическая модель горения полифракционной аэровзвеси алюминия с учетом реакции азотирования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2014. – № 36. – С. 95–118. 4. Егоров А.Г., Кальней А.Д., Шайкин А.П. Стабилизация пламени порошкообразного металлического горючего в турбулентном потоке воздуха // Физика горения и взрыва. – 2001. – Т. 37, № 5. – С. 28–35. 5. Бекстед М.В., Лианг У., Паддуппаккам К.В. Математическое моделирование горения одиночной алюминиевой частицы (обзор) // Физика горения и взрыва. – 2005. – Т. 41, № 6. – С. 15–33. 6. Бабук В.А., Васильев В.А., Романов О.Я. Физико-химические превращения капель Al–Al2O3 в потоке активного газа // Физика горения и взрыва. – 1993. – Т. 29, № 3. – С. 129–133. 7. Малинин В.И., Коломин Е.И., Антипин И.С. Модель горения высокоскоростного потока аэровзвеси частиц алюминия, учитывающая кинетику процессов и особенности накопления окисла // Химическая физика. – 1998. – Т. 17, № 10. – С. 80–92. 8. Малинин В.И. Организация внутрикамерных процессов в двигательных и технологических установках на металлических горючих: дис. … д-ра техн. наук. – Пермь, 2007. – 311 с. 9. Крюков А.Ю., Малинин В.И. Математическое моделирование горения алюминиевовоздушной смеси при низких коэффициентах избытка воздуха // Материалы XXIV Всерос. шк.-конф. молодых ученых и студентов, 7–10 сентября 2015 г. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. – С. 231–235. 10. Трусов Б.Г. Моделирование химических и фазовых равновесий при высоких температурах. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1991. – 40 с. 11. Болховских Д.А., Малинин В.И., Бульбович Р.В. Исследование составов металлогазовых смесей для получения нанодисперсного оксида алюминия // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2012. – № 33. – С. 109–123. 12. Болховских Д.А., Малинин В.И., Бульбович Р.В. Анализ применения различных алюминиево-газовых смесей в форкамере установки синтеза нанооксидов // Вестник ИЖГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2013. – № 3(59). – С. 17–20. 13. Демидов С.С., Малинин В.И., Бульбович Р.В. Ракетный двигатель на порошкообразном алюминиевом горючем и углекислом газе в качестве окислителя // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2014. – № 36. – С. 119–130. 14. Болховских Д.А., Малинин В.И., Бульбович Р.В. Определение коэффициентов теплопроводности и вязкости в смесях алюминия и кислородсодержащих газов в форкамере установки синтеза нанооксидов // Вестник ИЖГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2014. – № 2(62). – С. 25–28. 15. Демидов С.С., Малинин В.И., Бульбович Р.В. Стенд огневых испытаний ракетного двигателя на порошкообразном алюминиевом горючем и углекислом газе или воде в качестве окислителя // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2015. – № 40. – С. 106–121. Построение тензора упругих свойств анизотропных материалов при дискретно-атомистическом моделировании С.С. Стволова, И.Ю. Зубко Получена: 18.11.2015 Рассмотрена: 18.11.2015 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для прогнозирования механических свойств наноструктурированных материалов, имеющих широкое применение в аэрокосмической технике, многие авторы используют дискретно-атомистическое моделирование, зачастую представляющее собой единственный способ исследования таких объектов. Для описания межатомного взаимодействия в твердых телах применяется огромное количество потенциалов различного типа: двух- и многочастичные, метод погруженного атома, потенциалы ковалентной связи. Известно, что получаемые в расчетах механические свойства в ряде случаев могут даже качественно отличаться от экспериментальных данных. В работе для демонстрации возможностей различных потенциалов описывать анизотропные упругие свойства материалов с кристаллической микроструктурой получено инвариантное представление тензора упругих модулей в виде конечных сумм, построенных с использованием различных потенциалов межатомного взаимодействия. Вид потенциалов при записи этих сумм не конкретизируется, их производные выражаются через силы межатомного взаимодействия, что позволяет исследовать возможности различных потенциалов для описания анизотропии и симметрийных свойств упругого отклика кристаллических материалов. С помощью полученного инвариантного представления тензора линейно-упругих модулей на примере двумерных квазикристаллических структур продемонстрированы возможности нескольких двух- и многочастичных потенциалов межатомного взаимодействия для описания анизотропии упругих свойств материалов. Показано, что в отличие от многочастичного потенциала погруженного атома парные потенциалы в принципе не могут описать анизотропии упругих свойств. Ключевые слова: дискретно-атомистическое моделирование, несимметричная упругость, прогнозирование упругих модулей, упругая анизотропия, кристаллы конечных размеров, многочастичные потенциалы, метод погруженного атома, метод быстрых сумм. Сведения об авторах:
Стволова Софья Сергеевна (Пермь, Россия) – студентка, ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29,e-mail: sofi1234@mail.ru). Зубко Иван Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математическое моделирование систем и процессов» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: zoubko@list.ru). Список литературы:
Технология нанесения теплозащитного покрытия крышки передней сложного профиля с жесткими структурными элементами Б.А. Нестеров, Р.О. Балуев, К.В. Ворожцов Получена: 16.11.2015 Рассмотрена: 16.11.2015 Опубликована: 30.03.2016
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Впервые использовался способ, практическое применение которого позволило создать технологию нанесения теплозащитного покрытия сложного профиля крышки передней с прочноскрепленными жесткими структурными элементами с использованием специального приспособления. В ходе научно-исследовательской работы были проведены исследования: осуществлен анализ различных вариантов нанесения ТЗП сложного профиля крышки передней с жесткими структурными элементами; проведена технологическая отработка различных вариантов нанесения ТЗП; выбран оптимальный вариант изготовления, обеспечивающий требуемое качество ТЗП; разработан технологический процесс нанесения ТЗП крышки передней. Предложенная технология позволяет изготавливать внутреннее ТЗП сложного профиля крышки передней с жесткими структурными элементами с обеспечением целостности закладного элемента, без применения дополнительной механической обработки, что гарантирует требуемое качество нанесенного покрытия, а также снижает трудоемкость и стоимость изготовления изделия. По данной технологии изготовлено более 10 сборочных единиц. Ключевые слова: теплозащитное покрытие, двухстадийное экструдирование, шнек-пресс, крышка передняя, закладной элемент, пресс-форма, сложный профиль, матрица, кольцо вкладное, смесь резиновая. Сведения об авторах:
Нестеров Борис Анатольевич (Пермь, Россия) – начальник сектора ПАО «Научно-производственное объединение “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: nba720@ iskra.perm.ru). Балуев Роман Олегович (Пермь, Россия) – инженер-технолог ПАО «Научно-производственное объединение “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: bro720@ iskra.perm.ru). Ворожцов Константин Владимирович (Пермь, Россия) – руководитель группы ПАО «Научно-производственное объединение “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: vkv720@iskra.perm.ru). Список литературы:
| ||