| ||
SIATE INOPEROSI: ПОЭТИКА БЕЗДЕЙСТВИЯ ДЖОРДЖО АГАМБЕНА К.В. Прозументик Получена: 24.09.2018 Рассмотрена: 24.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена анализу понятия «бездействие» (inoperasità), которое занимает центральное место в философских построениях современного итальянского мыслителя Джорджо Агамбена. Цель работы проследить, каким образом проект Агамбена, направленный на преодоление новоевропейской эстетики и поиск изначальной структуры произведения искусства, перерос в грандиозную поэтику и философию бездействия, охватывающую широкий круг онтологических, эстетических, антропологических и теологических вопросов. Среди основных задач исследования – выявить взаимосвязь между такими ключевыми концептами Агамбена, как человек без содержания, средства без цели, homo sacer, любое бытие, грядущее сообщество, мессианическое время и пр. Ключевые слова: бездействие, человек без содержания, эстетика барокко, вкус, гений, произведение, потенциальность, любое бытие, жест, средства без цели, мессианическое время, цезура, чрезвычайное положение, пойесис. Сведения об авторах:
Прозументик Кирилл Витальевич – старший преподаватель кафедры философии, e-mail: kprozumentik@mail.ru. Список литературы:
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И ТЕЛЕСНОСТЬ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИНИМАЛИЗМА Я.Э. Цырлина Получена: 16.04.2018 Рассмотрена: 16.04.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается возникновение нового направления в искусстве – минимализма – и предпринимаются попытки объяснить его философские признаки и интенции. Кроме того, автор статьи пытается объективизировать философскую полемику между теоретиками минимализма (Дональдом Джаддом, Робертом Моррисом и др.) и модернистскими арт-критиками (Майклом Фридом, Розалинд Краусс). При анализе критического обмена мнениями между Джаддом и Фридом по поводу мгновенной рефлексии и телесного опыта становится очевидным, что и Фрид и Джадд стремились постичь связь между опытом и искусством в рамках феноменологической философии Мориса Мерло-Понти. Балансируя между феноменальным и корпореальным, минималистское искусство устанавливает и теоретическое колебание своих эстетических оснований, заменяя эмпирико-трансцендентальное разделение, структурно определявшее понимание мышления в западной философии, включая мыслящее тело. Автор статьи раскрывает связь между различными минималистскими объектами и способами их восприятия. В статье исследуется, как арт-критики и философы переносят понятие «телесной интенциональности», взятое из основных положений феноменологической теории в теорию минималистского арт-объекта, чтобы дать новому искусству возможность для выражения немодернистской чувствительности. Автор статьи исследует различные теоретические подходы к понятию «телесной интенциональности» и стремится прояснить как точки их расхождения, так и их парадоксальное сближение. Первое в основном касается фигуры зрителя, второе – форм восприятия. Статья завершается рассмотрением последствий столкновения феноменологии и минимализма, решительного отказа от классического модернистского подхода к пониманию пространства и времени, а также понимания перцептивного опыта как процедуры познания. Ключевые слова: минимализм, феноменология, временность, телесная интенциональность, перцептивный опыт, объектность, чувствительность, мыслящее тело. Сведения об авторах:
Цырлина Яна Эдуардовна – старший преподаватель кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, e-mail: azertf@yandex.ru. Список литературы: 1. Greenberg C. Modernist Painting // Modern Art and Modernism: A Critical Anthology. 2. Фрид М. Искусство и объектность [Электронный ресурс]. – URL: https://syg.ma/ @artur-safonov/maikl-frid-iskusstvo-i-obiektnost (дата обращения: 01.10.2018). 3. Krauss R. Sense and Sensibility: Reflection on Post ‘60s Sculpture // Artforum 12. – November 1973. 4. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х. Фостер, 5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: Наука, 1999. – 606 c. 6. Мерло-Понти М. Сомнения Сезанна [Электронный ресурс]. – URL: https://theoryand-practice.ru/posts/7647-cezanne (дата обращения: 21.09.2018). 7. Judd D. Specific Objects. – URL: http://atc.berkeley.edu/201/ readings/judd-so.pdf (accessed 25 September 2018). 8. Foster Н. The Return of the Real. – October books, MIT Press, 1996. – 328 p. 9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 489 с. 10. Morris R. Notes on sculpture. – URL: http://arts.berkeley.edu/wp-content/uploads/2016/ 01/robert-morris-notes.pdf (accessed 25 September 2018). 11. Fried М. Art and Objecthood. Essays and Reviews. – London, Chicago: The University of Chicago Press, 1998. – 333 p. 12. Мерло-Понти М. Знаки. – М.: Искусство, 2001. – 429 с. 13. Smitson R. Letter to the editor / Robert Smithson: The Collected Writings. Ed. Jack Flam. – Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1996. – 389 p. 14. Фостер Х. Дизайн и преступление. – М.: V-A-C press, 2014. – 208 с. 15. Хайдеггер М. Бытие и время. – СПб.: Наука, 2002. – 450 с. 16. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб.: Наука, 2001. – 263 с. ЭСТЕТИКА ГИБРИДОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ «ЧИСТЫХ» ФОРМ ОПЫТА О.С. Мышкин Получена: 20.09.2018 Рассмотрена: 20.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются изменения, которые может и должна претерпеть эстетика в связи с возможной трансформацией человеческой телесности. Вплоть до начала XX века роль теоретической основы эстетики с успехом исполняло учение И. Канта, который, по словам Ж. Делёза, разделял, с одной стороны, теорию чувственного восприятия как формы возможного опыта, а с другой – теорию искусства как опыта реального. Очевидно, что такое разделение, окончательно закрепившее то, что Б. Латур назвал Нововременной Конституцией, которая, в свою очередь, предполагает онтологическое превознесение человека над нечеловеческой реальностью, стало главным препятствием на пути создания эстетики, способной на равных основаниях охватить чувствование всех видов актуальных сущностей. В конце XIX – первой половине XX века такие философы, как А. Бергсон и У. Джеймс, стремились преодолеть дуалистический раскол между человеком и миром посредством описания генезиса и структуры опыта. Однако в их случае оставалась проблема, что опыт, который они описывали, был исключительно опытом одного-единственного вида сущих – опытом человеческих существ. В начале XX века английский философ и математик А.Н. Уайтхед разработал проект философии организма, которую можно охарактеризовать как трансцендентальный эмпиризм. По сути, преобразуя трансцендентальную эстетику Ключевые слова: эстетика, модерн, квазиобъекты, гибриды, актуальные сущности, нечеловеческое, ужас, А.Н. Уайтхед. Сведения об авторах:
Мышкин Олег Степанович – аспирант кафедры философии и права, e-mail: olegmyshkin@mail.ru. Список литературы: 1. Субири Х. О сущности / пер. с исп. Г.В. Вдовиной; Институт философии, теологии и истории св. Фомы. – М., 2009. – 456 с. 2. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д.Я. Калугина. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. – 240 с. 3. Шавиро С. Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делёз и эстетика / пер. с англ. О.С. Мышкина. – Пермь: Гиле Пресс, 2018. – 210 с. 4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С. Зенкина. – М.: Академический проект, 2009. – 261 с. 5. Whitehead A.N. On Mathematical Concepts of the Material World [Электронный ресурс]. – URL: https://archive.org/details/philtrans01686795/page/n0 (дата обращения: 08.09.2018). 6. Бушуева Т.С. Философия науки А.Н. Уайтхеда: моногр. / Рос. филос. о-во и др. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 96 с. 7. Whitehead A.N. The Concept of Nature. Amherst. – New York: Prometheus Books, 1920/2004. – 224 c. 8. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. Я. Свирского. – М.: Академический проект, 2011. – 472 с. 9. Whitehead A.N. Process and Reality. – New York: The Free Press, 1929/1978. – 413 p. 10. Манекин Р.В. М. Хайдеггер и А.Н. Уайтхед о пространстве и времени: опыт компаративного анализа [Электронный ресурс]. – URL: http://manekin.narod.ru/ph/pr-vr.htm#31 (дата обращения: 10.09.2018). 11. Уайтхед А.Н. Процесс и реальность [гл. 1, 10] // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / пер. с англ. А. Грязнова [и др.]. – М.: Прогресс, 1990. – С. 272–303. 12. Hawking S. Brief Answers to the Big Questions. – London, 2018. – 230 p. 13. SCP-1249-RU – Мясной ансамбль [Электронный ресурс]. – URL: http://scpfounda-tion.ru/scp-1249-ru (дата обращения: 16.09.2018). 14. Роуч М. Кадавр: как тело после смерти служит науке / пер. с англ. Т. Мосоловой. – М.: Эксмо, 2011. – 352 с. 15. Canavero S. HEAVEN: The head anastomosis venture Project outline for the first human head transplantation with spinal linkage (GEMINI). Surg Neurol Int. 13-Jun-2013;4. – URL: http://surgical- neurologyint.com/surgicalint-articles/heaven-the-head-anastomosis-venture-project-outline-for-the-first- human-head-transplantation-with-spinal-linkage-gemini/ (дата обращения: 15.10.2018). 16. Такер Ю. В пыли этой планеты // Такер Ю. Ужас философии: в 3 т. / пер. с англ. 17. Тригг Д. Нечто: Феноменология ужаса / пер. с англ. Я. Цырлиной и Д. Чулакова. – Пермь: Гиле Пресс, 2017. – 174 с. ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕБЯ: ОПЫТ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭКЗИСТИРОВАНИЯ В.Н. Железняк Получена: 20.08.2018 Рассмотрена: 20.08.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена анализу поэтического текста. Если признавать за поэтическим текстом особый статус в языке, то практические опыты по «прояснению» поэтических произведений с помощью всего арсенала современного философского знания (в данном случае – феноменолого-экзистенциальной традиции в комбинации с герменевтическими установками и некоторыми новейшими онтологическими поисками) – по-прежнему остаются актуальной задачей. Завет Шеллинга об искусстве как органоне философии до сих пор реализован не очень полно и не очень серьезно. Перечисленные выше философские предпосылки и основания сосредоточены в конце статьи. Методология работы строится следующим образом: 1) автор (и читатель) воздерживаются от каких-либо предварительных установок относительно выбранных текстов; текст должен быть воспроизведен совершенно нейтрально, феноменологически чисто; Ключевые слова: анализ поэтического текста, мотив, экстазис, мировой феномен, экзистирование, вещи, мир, «Я», бытие, язык, лирика. Сведения об авторах:
Железняк Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и права, e-mail: shlezo2@gmail.com. Список литературы: 1. Декарт Р. Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. – 640 с. 2. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука: Ювента, 1998. – 316 с. 3. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Вещь и имя. Самое само. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2016. – 576 с. 4. Подорога В. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии. – М.: Грюндриссе, 2016. – 348 с. 5. Шавиро С. Вселенная вещей // Логос. – 2017. – № 3. – С. 127–152. 6. Железняк В.Н. Вечно другой (к вопросу о сериально-вариационной технике в современной поэзии) // Я и другой в пространстве текста: межвуз. сб. науч. тр. – Пермь-Любляна, 2009. – С. 110–116. 7. Железняк В. Н. Сериальная строфика в поэзии И. Жданова // Филолошки студии. – Скопье – Пермь – Любляна – Загреб, 2007. – С. 39–42. 8. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. – СПб.: Алетейя, 1999. – 186 с. 9. Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. – СПб.: Академический проект, 2003. – 320 с. 10. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. – М.: СПб.: Университетская книга, 1998. – 445 с. 11. Mann T. Doktor Faustus. – Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1975. – 716 S. 12. Махов А.Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. – М.: Intrada, 2005. – 244 с. 13. Дюв Т. Де. Именем искусства. К археологии современности. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 192 с. 14. Разговоры с Кейджем. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 400 с. ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» Н.А. Хафизова Получена: 10.09.2018 Рассмотрена: 10.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Со времен выделения искусства в самостоятельную сферу культуры оно являлось манифестацией идеи красоты – красоты земной/природной и красоты небесной/божественной. Поэтому обращение к проблемам метафизики искусства неотделимо от осмысления красоты, форм и способов ее явленности. Античная культура не только персонифицировала идею красоты (и сопряженную с ней идею любви) в образе богини Афродиты, но и совершила первую философскую рефлексию в отношении нее, выделив аспекты небесной (Афродита Урания) и земной (Афродита Пандемос) красоты. История культуры показывает, что наиболее полное художественное воплощение идеи красоты находят в женских персонажах, анализ которых позволяет сгущать и придавать плотность (плоть) абстрактной идее красоты. В статье рассматриваются два основных женских образа из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» – Настасья Филипповна и Аглая Ивановна. Истолкование образа данных героинь, помимо непосредственно герменевтической практики прироста собственного бытия размышляющего-при-письме автора, ставит задачи применения следующих методологических приемов. Во-первых, используется методология юнгианского анализа с опорой на концепт архетипа как конкретно-образного выражения какой-либо идеи. Во-вторых, задействован диалектический метод для описания итога деструктивных отношений между архетипами (идеями) в человеческой душе. При анализе впервые установлены важные узловые моменты смысловых пересечений между архетипами Афродиты Урании и Лилит, а также между образами Афродиты Пандемос и Евы. Утверждается, что первая пара реализует волю-к-любви и волю-к-смерти – дионисийское измерение культуры, тогда как вторая – волю-к-жизни и волю-к-власти – аполлонический модус культурного бытия. В статье показано, что каждая из героинь романа Ф.М. Достоевского является парадоксальной художественной манифестацией той или другой архетипической пары. Парадоксальность выражается в том, что данные персонажи изначально представлены Ф.М. Достоевским не такими, какие они есть. И только по мере разворачивания повествования в Настасье Филипповне Барашковой раскрываются лики Афродиты Урании и Лилит, а в Аглае Ивановне Епанчиной – Афродиты Пандемос и Евы. Ключевые слова: герменевтика, аналитическая психология, архетип, художественный образ, Афродита, Ева, Лилит, красота, любовь, женственность. Сведения об авторах:
Хафизова Наталия Алексеевна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права, e-mail: khafi-zova1970@rambler.ru. Список литературы: 1. Хафизова Н.А. Ценностное измерение культуры повседневности // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2018. – № 1. – С. 77–89. 2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. 3. Юнг К.-Г. Понятие коллективного бессознательного // Структуры психики и архетипы. – М.: Академический проект, 2007. – С. 12–21. 4. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М.: Ренессанс, 1992. – 320 с. 5. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. – М.: Республика, 1994. – 400 с. 6. Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. – 539 с. 7. Ксенофонт. Пир // Ксенофонт. Сократические сочинения. – СПб: Комплект, 1993. – 416 с. 8. Юнг К.-Г. Об архетипе, особенно о понятии «Анима» // Структуры психики и архетипы. – М.: Академический проект, 2007. – С.24–43. 9. Розанов В.В. Уединенное. – М.: Политиздат, 1990. – 316 с. 10. Хафизова Н.А. Гендерные особенности пространственно-временного бытования // Культура и искусство. – 2017. – № 5. – С. 54–67. 11. Козырев А.П. Парадоксы незавершенного трактата [Электронный ресурс]. – URL: http://krotov.info/history/19/1870/1878kozy.html (дата обращения: 10.08.2018). 12. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – 13. Куоллз-Корбетт Н. Святая проститутка. – М.: Класс, 2013. – 208 с. 14. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. – М.: Азбука, 2012. – 208 с. 15. Бовуар С. де. Второй пол. – Т. 1 и 2. – М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. – 832 с. 16. Платон. Федр // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. – 539 с. 17. Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2018. – 256 с. АНТРОПОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАРЛОСА РУИСА САФОНА Н.В. Столбова Получена: 20.09.2018 Рассмотрена: 20.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается концепция инженерного творчества в ранних работах Карлоса Руиса Сафона. Актуальность данного исследования обусловлена его философской направленностью. В отличие от лингвистических, литературоведческих, педагогических, гендерных, исторических и других исследований, данная работа носит философский, мировоззренческий характер. На основе ранних работ писателя и его интервью выстраивается комплекс понятий, который использует К.Р. Сафон для описания своей концепции инженерного творчества. Выделяется три уровня концепции: онтологический, антропологический и технико-урбанистический. Онтологический уровень через призму таких понятий, как «время», «прошлое» и «зло», показывает, что персонифицированное зло присутствует в мире как осознанное и тем самым даже побежденное, как принятое, но неустранимое и как нерациональное – В статье сделан вывод о том, что в раннем творчестве писателя представлена развернутая мировоззренческая концепция инженерного творчества, центром которой является фигура творца – инженера-художника, увлеченного своим делом. Таким образом, концепция Сафона может быть названа антропологией инженерного творчества. Ключевые слова: К.Р. Сафон, инженер, технический объект, город, зло, антропология, прошлое. Сведения об авторах:
Столбова Наталья Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права, e-mail: pilthe-kid@mail.ru. Список литературы:
МУЗЫКА В СВЕТЕ СОБЫТИЙНОЙ ОНТОЛОГИИ А.Д. Дурнев Получена: 02.10.2018 Рассмотрена: 02.10.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Цель статьи – рассмотреть музыку в свете событийной онтологии. В работе высвечивается значимость музыки как вида искусства в контексте современной философской мысли. Дана общая экспозиция философско-художественного дискурса XX–XXI веков, в рамках которого выделяются две ключевых для данной статьи особенности. Во-первых, с подачи Хайдеггера возобновляется рассмотрение вопросов о бытии. Во-вторых, с новой силой происходит обращение к искусству, поскольку художественное произведение понимается как имеющее онтологически значимый статус. В этом контексте привлечены труды таких мыслителей, как Мартин Хайдеггер и Владимир Вениаминович Бибихин. Однако в указанном дискурсе главным образом происходит обращение к литературе и изобразительному искусству, в то время как значительно меньше внимания уделяется музыке. Одна из задач данной статьи – восполнить этот пробел, в ходе чего также рассматриваются труды таких авторов, как Алексей Федорович Лосев, Николай Гартман и Жан-Поль Сартр, посвященные философии музыки. В свете указанного контекста музыка рассматривается как событие в хайдеггеровском ключе (das Ereignis) – раскрытие истины бытия. Ключевые слова: музыка, искусство, бытие, онтология, событие, время, феноменология, герменевтика. Сведения об авторах:
Дурнев Алексей Дмитриевич – магистр философии, аспирант кафедры онтологии и теории познания Института философии, e-mail: mr_falling@yahoo.com. Список литературы:
МУЗЫКА КАК ПОНЯТИЕ ЭТИКИ И ОНТОЛОГИИ Д.А. Ярочкин Получена: 24.05.2018 Рассмотрена: 24.05.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней музыка тематизируется через метафору речи, звучащее слово объединяет в себе мелос и смысл, что может служить основой новой онтологии. Целью статьи является рассмотрение музыки как сплава звучания и смысла, что предполагает решение ряда задач. Прежде всего показать, как именно музыкальность языка позволяет ему точнее передавать смысл и включить в речь эмоциональную сферу. Рассмотреть мир человека как интонационно окрашенный, в котором звуки, которые его окружают, имеют ситуативно-определенный смысл. Речь вплетается в акустическую ткань смыслов, поскольку имеет рациональный пласт. Поэтому музыка объясняет язык, а язык – музыку. Их взаимодействие усиливается благодаря схожести двух явлений. Далее в ряду задач анализ мелоса речи, который оказывается даже более действенным, чем смысл, так как сначала мы вслушиваемся в тональность, а уж затем воспринимаем информационное послание. Речь не является непосредственным взаимодействием с миром. Возможно, функция референции языка отсылает к принципиальной невербальности и основана не на рациональных механизмах, а на эмоциональном переживании мира. Тональность задает ключ к пониманию намерений говорящего и общей эмоциональной окраски речи. Наконец, задачей статьи является рассмотрение музыки как инструмента трансляции ценностей. Для реализации поставленных задач в работе используется герменевтический метод. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Музыка имеет социально-этическую природу. В то же время Зов Бытия – это музыка. Музыка служит средой переживания ценностей как абсолютных, так и сиюминутных. Если невербальное послание голоса усилить музыкой, мы получим инструмент, минующий сознательную часть души человека и воздействующий непосредственно на чувственность. Миф, слово, танец, сценическое действие задают поле интерпретации музыки, что дает ей возможность адресно влиять на ценностную картину мира человека и служить инструментом социализации. Музыка содержит два пласта. В онтологическом она является зовом бытия, его сутью, непознаваемой человеком. В этическом – она канал объединения людей на основе ценностей. Музыка содержится не только в конкретных музыкальных произведениях, но и в самой речи. В этом смысле она является антропотехникой, т. е способом создания человека, приобщенного к культуре. Сам человек не является пассивным потребителем культуры, он ее воспроизводит и редактирует в процессе символической коммуникации. Эта коммуникация проходит по музыкальным законам. Понимание их позволяет полнее осветить сложное явление взаимодействия человека и музыки. Ключевые слова: мелос, ритм, голос, вербальность, речь, абсолютная музыка, мелодия, фонема, транс. Сведения об авторах:
Ярочкин Дмитрий Андреевич – аспирант кафедры философской антропологии и философии культуры Института философии, e-mail: ya.yarochkin@yandex.ru Список литературы: 1. Аристотель. Метафизика. – М. – Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. – 348 с. 2. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. – СПб.: Наука, 2011. – 667 с. 3. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. – М.: Касталь, 1996. – 448 с. 4. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. – М.: Правда, 1971. – Т. 2. – 623 с. 5. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. – М.: Искусство, 1971. – Т. 3. – 623 с. 6. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. – СПб.: Алетейя, 1999. 7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 558 с. 8. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс. – 2- е изд. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с. 9. Deusen Kira Van. Singing Story, Healing Drum: Shamans and Storytellers of Turkic Siberia. – Montreal, Hebile – Qosen`s University Press, 2004. – XXVI. – 205 p. 10. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с. 11. Шопенгауэр А. Аформизмы. Мир как воля и представление. – М.: Харвест, 2011. – 1280 с. 12. Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация (Из немецко-французских дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка, Х.-Г. Гадамера, Й. Грайша и Ф. Ларуелля) // Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х. Франка, Б.В. Маркова. – СПб., 1999. – С. 202–242. 13. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. – СПб.: Владимир Даль, 2005. – 788 с. 14. Платон. Государство // Собр. соч.: в 3 т. – М., 1971. – Т. 3 (1). – 654 с. 15. Аристотель. О небе // Соч.: в 4 т. / пер. ст. и примеч. П.Д. Рожанского. – М.: Мысль, 1981. – Т. 3. – 613 с. (Филос. наследие. Т. 83). 16. Спиноза Б. Этика. – М.: Академический проект, 2008. – 431 с 17. Merriam A.P. The Anthropology of Music. – Evanston, Illinois, Northwestern University Press, 1964. – 358 p. К ВОЗМОЖНОЙ ОНТОЛОГИИ КИНО: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛА М. МЕРЛО-ПОНТИ Ю.В. Журавлева Получена: 20.09.2018 Рассмотрена: 20.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена философии кино М. Мерло-Понти, одного из первых феноменологов, начавших писать о кинематографе. Отправной точкой для анализа послужила оценка феноменологической теории Ж. Делёзом в книге «Кино». В статье показано, как, оставаясь в границах феноменологической методологии, Мерло-Понти видел эти проблемы и в решении их сближался с Бергсоном и Делёзом. Для реконструкции позиции Мерло-Понти выбраны работы «Кино и новая психология» (1948), «Око и дух» (1960), «Видимое и невидимое» (1959–1961). «Кино и новая психология» показывает родство восприятия и кино, реализацию в них монтажного принципа. «Око и дух» связывает кино с телесностью. «Видимый мир и мир выражения» ставит вопрос о движении в кино. «Видимое и невидимое» дает онтологические установки, на которых возможна философия кино. Мерло-Понти сблизил восприятие кинематографа с общими психологическими законами восприятия, увидев в непрерывной смене кадров и монтажном принципе нормативные характеристики восприятия окружающего мира. Если в «Феноменологии восприятия» Мерло-Понти показывает привилегированное положение естественной перцепции перед кино, то в других работах он сосредоточен, скорее, на выявлении их общих черт. В «Видимом и невидимом» он создает вариант эндоонтологии, в котором видящее и видимое – две стороны ленты Мебиуса. Мерло-Понти находится в постоянном диалоге с Бергсоном, то разделяя с ним его идеи, то критикуя его. Так, он категорически не согласен с бергсоновской характеристикой движения как кинематографической иллюзией, обвиняя его в приверженности зеноновскому мышлению, в чем затем уже Мерло-Понти обвиняет Делёз. Согласно Мерло-Понти кино не есть изображение движения, Ключевые слова: кино, философия кино, феноменология тела, восприятие, видимое, Мерло-Понти, Делёз, Бергсон, Линклейтер, Базен. Сведения об авторах:
Журавлева Юлия Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, e-mail: crane.julia@yandex.ru. Список литературы:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДРАМА ГЕРОЕВ ЛАРИСЫ ШЕПИТЬКО Ю.Г. Воронецкая-Соколова Получена: 06.06.2018 Рассмотрена: 06.06.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуется проблема личного выбора героев в интерпретации советского режиссера Ларисы Шепитько, анализируется художественно-философская трактовка духовных терзаний героев ее фильмов. Предмет данной статьи – экзистенциальная драма бытия героев в их поиске смысла жизни, столкновении со смертью, безысходностью, представленных в кинопроизведениях режиссера. Задача – выявить особенности режиссерской трактовки и разрешения драматургического конфликта. Философское восприятие жизни героями картин Шепитько исследуется с точки зрения положений русского религиозного экзистенциализма. В связи с раскрываемой на экране проблематикой затронуты отдельные аспекты и понятия этого направления философии в России и христианских догматов. Важнейшей отличительной чертой экзистенциальной идеи на православной почве, согласно трудам философа Николая Бердяева, является общность свободных личностей. Бытие и драма безысходности отдельного человека не может быть разрешена в отрыве от общества и его будущего. Жизнь не может рассматриваться исключительно в контексте земного существования. Надопытный уровень выводит бытие отдельного человека в поле православной соборности и религиозно-духовной жизни народа. Авторское видение и противостояние с официальной цензурой является ключевым аспектом, характеризующим эпоху советского кинематографа после «оттепели». Необычная правда о человеке, сомневающемся, потерянном в безысходности, шла вразрез с господствующей идеологией. В связи с данным подходом используется метод герменевтического, диахронического анализа. Проблема рассматривается в историческом и социокультурном контексте времени, в которое создавались фильмы Л. Шепитько и других «шестидесятников». Современное переосмысление советского кино дает ключи к разгадке глубин духовной традиции, составляющей основу национального самосознания. Ключевые слова: отечественный кинематограф, Лариса Шепитько, режиссерская трактовка, герой, экзистенциальная драма, соборность, православие, христианство, Н. Бердяев, экранный образ. Сведения об авторах:
Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевидения, e-mail: Julia-art2005@rambler.ru. Список литературы: 1. Бердяев Н.А. К философии трагедии. М. Метерлинк [Электронный ресурс] // Литературное дело: сб. – СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. – С. 162–184. – URL: http://www.odin-blago.ru/opiti_filosovskie/2 (дата обращения: 05.05.2018). 2. Метальников Б. «Оттепель» ‒ время дебютов [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 1998. – № 5. – URL: https://www.kinoart.ru/archive/1998/05/n5-article27 (дата обращения: 05.05.2018). 3. Хованская В. Лариса. Воспоминания о работе с Ларисой Шепитько на картинах «Ты и я», «Восхождение» и «Матера» [Электронный ресурс] // Киноведческие записки. – 2004. – № 69. – URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/ sendvalues/88/ (дата обращения: 05.05.2018). 4. Болтян И.М., Лавлинский С.П. Конфликт драматический [Электронный ресурс] // Новый филологический вестник. – М.: Изд-во Ипполитова, 2011. – № 2 (17). – С. 114–118. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-dramaticheskiy-1 (дата обращения: 05.05.2018). 5. Зоркая Н. «Семидесятники»: Василий Шукшин и его «Калина красная» [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». – URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35995.php (дата обращения: 05.05.2018). 6. Шпагин А. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в кинематографе войны [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2005. – № 6. – URL: https://www.kino-art.ru/archive/2005/06/n6-article12 (дата обращения: 05.05.2018). 7. Фомин В. Пересечение параллельных-2. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 8. Демин В. Самосозидание // Лариса Шепитько. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды советского киноискусства, 1982. – С. 59–79. 9. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – Париж: YMCA-PRESS, 1951. – 165 с. 10. Стишова Е.М. Хроника и легенда // Искусство кино. – 1977. – № 9. – С. 30–41. 11. Лесевицкий А.В. Конфликт индивидуального и социального в экзистенциальной философии Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс] // Политика, государство и право. – 2013. – № 8. – URL: http://politika.snauka.ru/2013/08/876 (дата обращения: 05.05.2018). 12. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – 448 с. 13. Адамович А., Быков В. Диалог в письмах [Электронный ресурс] // Сибирские огни. – 2013. – № 11. – URL: http://magazines.russ.ru/sib/2013/11/11a-pr.html (дата обращения: 05.05.2018). 14. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь / МГУ ПС (МИИТ). – М., 2008. – 164 с. 15. Самарин Ю.Ф. Предисловие [Электронный ресурс] // Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. – М.: Университетская типография М. Каткова, 1886. – Т. 2. – C. I–XXXVII. – URL: https://www.runivers.ru/bookreader/book18632/#page/22/mode/ 1up (дата обращения: 05.05.2018). 16. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. общ.-науч. фонд; предисл. В.С. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 2010. – Т. 3. – 692 с. 17. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 217 с. 18. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искуства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1. – С. 37–311. 19. Последнее интервью // Лариса: Книга о Ларисе Шепитько: воспоминания, выступления, статьи, сценарии; сост. Э. Климов. – М.: Искусство, 1987. – С. 179–198. ФЕНОМЕН ИЛЛЮСТРАЦИИ И КОНЦЕПТ «РЕАЛЬНОЕ» ЖАКА ЛАКАНА И.В. Абдрашитова Получена: 28.09.2018 Рассмотрена: 28.09.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Раскрывается значимость феномена иллюстрации в постижении языка и концепта «реальное», что является актуальным для придания дисциплинарного статуса некоторым понятиям философии Жака Лакана, до конца им не определенным и не проясненным. Новизна статьи отражена в положении, что иллюстрация является точкой пересечения текста и его интерпретации, промежуточным состоянием некой структуры, которую мы склонны отнести к «реальному». Одновременная интерпретация текста и иллюстрации вынуждает читателя строить новую систему, отличную от уже имеющейся. Начало этого построения – есть «зазор», открывающий «просвет» означаемому. Цель статьи – показать, что обращение языка к визуальности является попыткой самоопределения своих границ. Данная цель достигается решением задач: дать краткую характеристику концептов «воображаемого, «символического», «реального», «стадии зеркала»; найти точки соприкосновения концепта «реальное» с философией иллюстрации. Методология статьи предполагает интермедиальный метод, направленный на выявление различных способов взаимодействия разнородных художественных дискурсов; структурный метод, направленный на обнаружение характера отношений измерений языка и изобразительной интерпретации; сравнительный метод, показывающий, что интерпретация текста возможна как диалог двух семиотических систем – вербальной и визуальной. Разработан герменевтический метод перехода из одной семиотической системы в другую: от слова к картинке. Чтобы постичь образ текста, необходимо постичь его содержание, и чтобы постичь содержание, необходимо постичь образ. Делается вывод, что иллюстрирование – это одновременно постижение языка и «реального». Иллюстрация своим появлением в тексте затрагивает поверхностные смыслы языка, что является «всплыванием» к границам бессознательного. Статья показывает, что философия иллюстрации дает ключ к пониманию человека как «расщепленного» существа, фиксирует разрыв между языком и бытием. Ключевые слова: иллюстрация, психоанализ, язык, бессознательное, означающее, означаемое, «реальное», «символическое», «воображаемое», Ж. Лакан, Л. Витгенштейн. Сведения об авторах:
Абдрашитова Ирина Владимировна – кандидат философских наук, преподаватель, e-mail: irinaabd@list.ru. Список литературы:
ИЛЛЮЗИИ И КОРПОРАТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ АРТ-СООБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ СЪЕЗДОВ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ ИМПЕРСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ЭПОХ (1894–1957 ГГ.) Г.А. Янковская Получена: 06.10.2018 Рассмотрена: 06.10.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Социальная история российского изобразительного искусства – область с множеством слабо изученных вопросов. К таковым относятся история съездов российских художников, а также характеристика их как сообщества, объединенного корпоративными интересами и ценностями. Общенациональные организации творческих профессий часто считаются в экспертной среде и у широкой публики атрибутами «советскости» – бюрократических, цензурных, этатистских характеристик художественной жизни. Однако формат съездов художников сформировался задолго до появления Оргкомитета Союза советских художников, пережил распад этой структуры и существует в современном мире. Выявление факторов, обусловивших устойчивость съезда как институциональной формы художественной жизни, составляет основную цель этой еще незавершенной работы и вписывает ее в актуальные междисциплинарные тенденции историко-культурных исследований. Ранее подобного рода сравнительный ретроспективный анализ съездов художников в Российской империи и СССР не проводился. В статье рассматриваются три общенациональных съезда российских художников, два из которых состоялись в императорской России, а третий – в Советском Союзе времен «оттепели». Исторический контекст этих форумов был принципиально различным. Тем не менее ряд обстоятельств делают возможной постановку сравнительных вопросов. К таким обстоятельствам преемственности относятся, во-первых, традиция патернализма в сфере искусств в России и традиция тесных взаимодействий художников и власти; во-вторых, на столь, казалось бы, далеких друг от друга съездах звучат одни и те же вопросы повестки дня и схожая риторика репрезентации корпоративных интересов. В центре внимания статьи – эгалитарные идеалы российских художников на протяжении полувека – с конца XIX века и до середины 1950-х годов. Опираясь на методологические основания социальной истории художественной культуры и институциональный подход, автор рассматривает, каким образом обсуждались вопросы социального статуса художников, властной иерархии внутри художественного сообщества, представления о том, как должна быть устроена система искусств с точки зрения равных возможностей и «честной игры» на рынке художеств. Рассматривается ряд экономических аспектов российской / советской изо-системы (противоречивые нормы авторского права, оплаты и распределения художественных заказов и т.д.). Отдельно обсуждаются проблемы доминирования в мире советского искусства узкой группы артистической элиты в годы сталинизма (конец 1920-х – середина 1950-х годов) и острые конфликты, порожденные столь демонстративным неравенством статуса и возможностей. Делается вывод о том, что съезды художников обладают гибридной функциональностью (являются коммуникативной площадкой, профсоюзным форумом, критической трибуной, театром власти и т.д.). Она и задавала устойчивость этой форме социальной жизни художественного сообщества в истории России. Ключевые слова: съезд художников, социальная история, русское искусство, Союз художников СССР, эгалитарные идеалы, сталинизм, арт-бюрократия. Сведения об авторах:
Янковская Галина Александровна – доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории России, e-mail: yank64@yandex.ru. Cтатья представляет собой переработанный вариант ранее опубликованного текста: Galina Jankowskaja. Egalitare Ideale und korporative Interessen der bildenden Künstler im Zarenreich und in der Sowjetunion auf den Tagesordnungen der Künstlerkongresse von Список литературы:
СОВЕТСКИЕ ДИСКОТЕКИ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В.О. Шадрин Получена: 18.06.2018 Рассмотрена: 18.06.2018 Опубликована: 31.12.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Данная статья посвящена одному из аспектов культурной политики СССР 1970–1980-х годов. В это время в Советском Союзе возникло и стало повсеместным новое социокультурное явление – дискотека. Советская дискотека как явление разносторонне исследована. Но если взглянуть на советскую дискотеку как политический объект, то на ее фоне ярче проявляются свойства субъекта – советской общественно-политической системы, которая перестает выглядеть монолитной. Целью данной статьи и является исследование механизмов формирования и реализации советской политики в отношении дискотек. Для этого необходимо выяснить, какие элементы советской системы формировали и реализовывали культурную политику, какие управленческие практики для них были характерны и, наконец, каковы были результаты реализации этих практик. Документы государственных органов и учреждений культуры, а также партийных, профсоюзных и комсомольских органов позволяют нам оценить содержание культурной политики в отношении дискотек, а также ее результативность. Перед нами прекрасный пример реагирования советской общественно-политической системы на новый объект управления в сфере культуры. Здесь, за осмыслением проблемы на административном уровне и его идеологической оценкой, начиналось административное освоение нового культурного явления, попытки формировать репертуар и регламентировать различные аспекты существования дискотек. При этом дискотека понималась властями как музыкальное и танцевальное мероприятие. Однако администрирование потерпело неудачу. Причина в шаблонном и неадекватном представлении о характере управляемого объекта и доступных способах воздействия на него, противоречивых интересах и действиях различных органов и структур советской системы. Кроме того, свою роль сыграл такой фактор, как запрос на дискотеки со стороны молодежи, их субкультурная природа. Такая ситуация заведомо исключала проведение скоординированной культурной политики и предопределила ее неэффективность. Ключевые слова: дискотека, массовая культура, молодежь, культурная политика, комсомол, самодеятельность, советская культура, популярная музыка, цензура, советская идеология. Сведения об авторах:
Шадрин Василий Олегович – старший преподаватель кафедры государственного управления и истории, e-mail: shadrinv@inbox.ru. Список литературы:
| ||