| ||
Политическая философия для этики искусственного интеллекта: разговор с американским философом Карлом Митчемом К. Митчем, А.В. Михайловский, Е.В. Середкина Получена: 22.09.2024 Рассмотрена: 08.11.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
Карл Митчем (род. 1941) – почетный профессор гуманитарных наук, искусств и социальных наук в Горной школе (государственный университет), Колорадо, в США, а также приглашенный профессор различных университетов Китая. Он внес значительный вклад в развитие таких важных философских направлений, как философия техники, философия инженерной деятельности, политическая философия техники, техническая этика. Одной из его самых сильных сторон является то, что он превосходно знает не только европейскую философскую традицию, но и китайскую. Он помогает выстроить мост между Востоком и Западом. В современную эпоху геополитического хаоса это особенно важно. В последние годы профессор Митчем фокусируется на проблеме этики искусственного интеллекта, которую он обсуждает на разных философских площадках США, Европы, Китая. Одному из участников этого диалога удалось прослушать несколько докладов на эту тему в апреле 2024 года в Пекине и Шанхае. В связи с этим родилась идея взять интервью у американского философа, в конечном счете трансформировавшаяся в содержательную философскую беседу. Основная идея профессора Митчема заключается в том, что одной этики недостаточно, ее необходимо дополнить политикой. Этика и политическая философия – это две части одного и того же учения о человеческом благе. Проблема этики ИИ также должна быть усилена политической философией. В целом в беседе поднимается вопрос о возможности политической философии техники. В контексте многополярного мира участники данного диалога привлекают внимание к необходимости учитывать культурные особенности и национальные традиции мышления в политической философии и этике ИИ. Ключевые слова: политическая философия, этика, искусственный интеллект, либерализм искусственного интеллекта, философия инженерной деятельности, оценка технологий, Аристотель, Х. Йонас. Сведения об авторах:
Митчем Карл – доктор философии, почетный профессор, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-4199-5940, Михайловский Александр Владиславович – доктор философских наук, доцент, доцент Школы филосифии и культурологии Середкина Елена Владимировна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры Список литературы: 1. Aristotle. Nicomachean Ethics. Book 10 / Aristotle // Aristotle in 23 Vol., vol. 19, translated by H. Rackham. – Cambridge, MA; Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd., 1934. 2. Mitcham, C. Making Engineering into Philosophy: Foreword to the English Edition / C. Mitcham // Li Bocong. An Introduction to the Philosophy of Engineering. – Springer Verlag, 2021. 3. Grunwald, A. The inherently democratic nature of technology assessment / A. Grunwald // Science and Public Policy. – 4. Jonas, H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation / H. Jonas. – Zürich, Insel Verlag, 1987. – 432 p. 5. VDI. Fundamentals of Engineering Ethics, 2002 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gender-curricula.com/ fileadmin/media/media-curricula/Dateien__PDF_/VDI_ethical_standards.pdf (дата обращения: 02.09.2024). 6. Mitcham, C. The Historical and Philosophical Development of Engineering Ethics in Germany / C. Mitcham, A. Huning // Technology in Society. – 1993. – No. 4 (15). – P. 427–439. 7. Mitcham, C. Steps toward a Philosophy of Engineering: Historico-Philosophical and Critical Essays / C. Mitcham. – Rowman & Littlefield Publishers, 2019. – 466 p. 8. Technik und Moral. Hrg. Von H. Lenk, G. Ropohl. – Reclam, 2 erweiterte Auflage, 1993. 9. Yongmou, Liu. Corona Perspectives: Philosophical Lessons from a Pandemic. Konfigurationen der Zeitlichkeit: Jahrbuch Technikphilosophie / Liu Yongmou, C. Mitcham, A. Nordmann. Eds. A. Friedrich, P. Gehring, C. Hubig, A. Kaminski, A. Nordmann. – Baden-Baden, Nomos Verlag, 2021. – P. 304–307. 10. Nichols, T.M. The Death of Expertise: The Campaign against Established Knowledge and Why it Matters / T.M. Nichols. – Oxford University Press, 2017. – 280 p. 11. Florman, S.C. The Existential Pleasures of Engineering / S.C. Florman. – St. Martin's Press, 1976. – 160 p. 12. Coeckelbergh, M. The Political Philosophy of AI: An Introduction / M. Coeckelbergh. – Cambridge, UK, Polity Press, 2022. – 176 p. 13. Mikhailovsky, A.V. Maiatnik moderna. Diskussii o tekhnike v Germanii [Pendulum of Modernity. Discussions on Technology in Germany] / A.V. Mikhailovsky. – Moscow: Akademicheskii proekt, 2024. – 495 p. 14. Achterhuis, H. American Philosophy of Technology: The Empirical Turn / H. Achterhuis. Ed. Achterhuis H. – Indiana University Press, 2001. – 208 p. 15. Meijers, P. Diane. A. Philosophy of Technology and Engineering Sciences (= Handbook of the Philosophy of Science, vol. 9) / 16. Michelfelder. Routledge Handbook of the Philosophy of Engineering / Michelfelder P. Diane, N. Doorn. – New York, Routledge, 2020. – 792 p. 17. Vallor, Sh. Oxford Handbook of Philosophy of Technology / Sh. Vallor. – New York, Oxford University Press, 2022. – 696 p. 18. Poser, H. Homo creator. Technik als philosophische Herausforderung / H. Poser. – Springer VS, 2016. XIII. – 382 p.
Искусственный интеллект (ИИ), общее благо и дефицит демократии в управлении ИИ М. Кокельберг Получена: 10.09.2024 Рассмотрена: 09.12.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
Широко распространено мнение, что искусственный интеллект должен способствовать общему благу, но неясно, что под этим подразумевается. Концепция общего блага имеет долгую историю в политической философии, корни которой уходят в учения Платона и Аристотеля. Она особенно очевидна в так называемой республиканской традиции размышлений о политике. Согласно этой традиции, государство существует в первую очередь не для защиты индивидуальных свобод, связанных с современным индивидуалистическим либеральным мышлением, а для содействия общему благу (и продвижения концепции свободы, связанной с этим общим благом). Важно подчеркнуть, что в нормативном определении общего блага есть не только пассивная, но и активная составляющая: с одной стороны, граждане воспринимают общее благо как полезное, с другой же, они также должны участвовать в его создании. В данной статье вопрос об общем благе используется в качестве инструмента для анализа того, что в современном управлении ИИ называется «дефицитом демократии», под которым понимается стремление отрицать внутренне присущий этому вопросу политический характер, а также выбирать кратчайший технократический способ решения; обсуждаются вопросы, связанные с этикой ИИ и управлением ИИ. Опираясь на республиканскую традицию в политической теории, автор приводит доводы в пользу более активной роли граждан и (конечных) пользователей не только как участников обсуждения, но и как лиц, обеспечивающих – как творчески, так и коммуникативно – вклад ИИ в общее благо. Истинная демократизация ИИ требует от общества инклюзивного, коллегиального и совещательного обсуждения. Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), общее благо, демократия, управление с помощью ИИ, образование Сведения об авторах:
Кокельберг Марк – доктор философских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9576-1002, Список литературы: 1. Berendt, B. AI for the common Good?! Pitfalls, challenges, and Ethics Pen-Testing / Воображение и этика искусственного интеллекта: исследование на примере современной китайской научной фантастики Юань Фэн Получена: 25.09.2024 Рассмотрена: 17.12.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
Размышления об этике искусственного интеллекта (ИИ) требуют творческого воображения, включающего не-западные культурные контексты для построения альтернативных коммуникативных и плюралистических этических систем. Эти размышления начинаются с изучения медиативных (посреднических) и интерактивных функций воображения, а также перехода от кантовской субъективности к интерсубъективности, которая играет важную роль в установлении коммуникации между людьми, а также в процессе проектирования ИИ. Овеществленное воображение анализируется в феноменологической перспективе с опорой на интерпретации М. Хайдеггера. Здесь воображение больше не ограничивается представлением реального мира, но подчеркивает сложное взаимодействие между материальным миром и технологическими инновациями. Этические исследования воображения и проблемы «банальности зла» в работах Х. Арендт помогают разработать структуру для обучения систем ИИ не как нерефлексирующих исполнителей, наподобие Эйхмана, а как этических агентов, которые опираются на здравый смысл и способны воображать «инаковость» других. Во второй части статьи рассматривается современная китайская научная фантастика как пример не-западного спекулятивного воображения, чтобы представить китайские философские архетипы как конвергентные элементы в проектировании ИИ. Эти архетипы предлагают уникальные восточные этические контексты, подчеркивая взаимосвязь человеческого и технологического развития. Материальное воплощение воображения в этих архетипах проявляется в согласованности традиционных ремесел с проектированием ИИ, демонстрируя, как ремесленные методы могут влиять на технологическое творчество. Кроме того, традиционное мастерство с его точностью и терпением служит замедляющей силой против неконтролируемого развития ИИ. Наконец, в статье подчеркивается необходимость содействия здравому смыслу посредством воображения, связанного с научной фантастикой и феминистскими образами, которые служат средством обогащения как человеческого, так и технологического мышления. Этот творческий подход предлагает инновационные и этические пути для устойчивого развития ИИ и взаимодействия с ним. Ключевые слова: воображение, этика искусственного интеллекта (ИИ), китайская научная фантастика, «банальность зла», Кант, Хайдеггер, Арендт. Сведения об авторах:
Юань Фэн – кандидат философских наук, преподаватель, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-4095-0057, e-mail: fengyuan_rmu@163.com. Список литературы: 1. Kant, I. Critique of Pure Reason, translated by Paul Guyer and Allen W. Wood / I. Kant. – Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 2. Kant, I. Critique of the Power of Judgment, translated by Paul Guyer and Eric Matthews / I. Kant. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 3. Deleuze, G. Desert Islands and Other Texts (1953–1974), translated by Michael Taormina / G. Deleuze. – Los Angeles: Semiotext(e), 2004. 4. Deleuze, G. Kant’s Critical Philosophy: The Doctrine of the Faculties, translated by Hugh Tomlinson and Barbara Habberjam / G. Deleuze. – London: Athlone Press, 1984. 5. Wellner, G. Can Algorithms Imagine? / G. Wellner // The Philosophy of Imagination: Technology, Art, and Ethics, edited by Galit Wellner, Geoffrey Dierckxsens, and Marco Arienti. – London: Bloomsbury Academic, 2024. – P. 30-41. 6. Heidegger, M. Off the Beaten Track, translated by Julian Young and Kenneth Haynes / M. Heidegger. – Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 7. Heidegger, M. The Question Concerning the Thing: On Kant’s Doctrine of the Transcendental Principles / M. Heidegger; translated by James D. Reid and Benjamin D. Crowe. – Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2018. 8. Heidegger, M. Kant and the Problem of Metaphysics, translated by Richard Taft / M. Heidegger. – Bloomington: Indiana University Press, 1997. 9. Arendt, H., Lectures on Kant's Political Philosophy, edited by Ronald Beiner / H. Arendt. – Chicago: University of Chicago Press, 1989. 10. Arendt, H. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil / H. Arendt. – London: Penguin Books, 2006. 11. Tajalli, P. AI Ethics and the Banality of Evil / P. Tajalli // Ethics and Information Technology. – 2021. – № 23. – P. 447–454. 12. Mu Ming. The Serpentine Band. Shanghai: Shanghai Literature and Art / Mu Ming. – Publishing House, 2023. Искусственный интеллект в религиозном дискурсе: авраамические версии Р.Р. Галлямов, И.С. Мавляутдинов Получена: 11.11.2024 Рассмотрена: 18.11.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
Исследование феномена искусственного интеллекта стало на современном этапе одной из актуальнейших научных проблем. Наличие у искусственного интеллекта (далее – ИИ) алгоритма обучения отличает его от других технологических разработок человеческой цивилизации. Создание и развитие ИИ можно считать одним из самых больших достижений в истории человечества. Масштабы значимости данного открытия сравнимы лишь с масштабами непредсказуемости того, как и в каком направлении он будет развиваться и как изменит жизнь людей. Реальное внедрение достижений ИИ в нашу жизнь радикальным образом трансформирует разнообразные сферы жизнедеятельности: от медицины до образования. Особую, сложную и многоплановую проблему представляет собой соотношение ИИ и феномена религии, потому что уже сегодня (в будущем эта тенденция будет усиливаться) некоторые апологеты искусственного интеллекта претендуют на создание собственного сакрального учения в статусе религии. Это обстоятельство не может не волновать патриархов всех современных традиционных, в том числе – авраамических конфессий, которые видят в нем, по крайней мере – у нас в стране, «реальную опасность для человечества и угрозу Апокалипсиса». В статье проведен предварительный и краткий историографический анализ проблемы взаимодействия феноменов искусственного интеллекта и религиозного сознания в современной отечественной науке. На основе исследования различных информационных материалов выявлены претензии некоторых приверженцев реализации концепции ИИ на провозглашение этих новейших интеллектуальных технологий «религией будущего» и отдельные аспекты отношения к данной проблеме со стороны теоретиков современных традиционных конфессий. На примере сравнительного исследования отношения интеллектуалов авраамических конфессий к проблеме «конца света» (апокалипсис) делаются выводы об этом важнейшем аспекте религиозного вероучения с точки зрения иудаизма, христианства и ислама. Акцент делается на определении прогнозируемых направлений развития искусственного интеллекта с точки зрения его воздействия на технологические процессы и социальную жизнь. Выдвигаются некоторые предложения по совершенствованию религиозной практики как наиболее древнего наследия и ценности человечества при использовании новых достижений искусственного интеллекта. Ключевые слова: искусственный интеллект, религия, авраамические конфессии, общество, развитие, прогресс. Сведения об авторах:
Галлямов Рушан Рахимзянович – доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7080-9150, e-mail: gal-rushan@yandex.ru. Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович – кандидат социологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7859-6973, e-mail: ildarmav@yandex.ru. Список литературы: 1. Патриарх Кирилл сказал, что мир приближается к Апокалипсису [Электронный ресурс]. – URL: https:// interfax.ru›russia/981528 (дата обращения: 11.09.2024). 2. Патриарх Кирилл связал внедрение ИИ во все сферы жизни с дегуманизацией общества [Электронный ресурс]. – URL: https/tass.ru›obschestvo/19065199 (дата обращения: 11.09.2024). 3. Сравнять себя с Богом: опасен ли искусственный интеллект для ислама? [Электронный ресурс]. – URL: https://m.islam-today.ru/ (дата обращения: 20.08.2024). 4. Историк Харари: ИИ может создать религию, привлекая последователей с помощью собственных священных текстов [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2023/05/03/istorik-harari-ii-mozhet-sozdat-religiiu-privlekaia-posledovatelej-spomoshchiu-sobstvennyh-sviashchennyh-tekstov.html (дата обращения: 26.09.2024). 5. Бовыкин, В.И. Философия искусственного интеллекта: проблемы терминологии и методологии [Электронный ресурс] / В.И. Бовыкин // Философия и культура. – 2012. – № 8. – С. 96–105. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=61257 (дата обращения: 26.09.2024). 6. Беликова, Е.К. Основные вопросы философии искусственного интеллекта [Электронный ресурс] / Е.К. Беликова // Философия и культура. – 2024. – № 1. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php? (дата обращения: 26.09.2024). 7. Ахмедов, Р.М. Digital religion и традиционные религиозные ценности, особенности соотношения (по материалам электронных ресурсов) / Р.М. Ахмедов. – М., 2021, 167 с. 8. Бирюков, Н.А. Искусственный интеллект в современной практике традиционных религиозных конфессий / Н.А. Бирюков // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: труды IV Междунар. науч. конф. – М., 2023. – С. 73–77. 9. Князев, Г.Г. Мировоззренческие проблемы нейронаук / Г.Г. Князев. – Новосибирск, 2023. – 458 с. 10. Лексин, В.Н. «Цифровизация» религии в современном обществе: опыт системной диагностики / В.Н. Лексин // Системные исследования. Методологические проблемы. – М., 2020. – С. 89–116. 11. Малышкин, А.В. Интегрирование искусственного интеллекта в общественную жизнь: некоторые этические и правовые проблемы / А.В. Малышкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2019. – Т. 10, № 3. – С. 444–460. 12. Чернышов, А.Г. Искусственный интеллект в качестве новой религии и идеологии цифровых данных / Чернышов А.Г. // Власть. – 2019. – Т. 27. № 2. – С. 76–83. 13. Ченцов, В.Д. Может ли машина создать религию? / В.Д. Ченцов, Д.Д. Галлингер // Человек в эпоху цифровизации: сб. ст. по итогам междунар. науч. конф. – М., 2022. – С. 188–196. 14. Блинова, О.В. Адаптация систем искусственного интеллекта под культурный, нравственный, этический и когнитивный профили / О.В. Блинова, Ю.В. Таратухина // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2024): материалы XXIII Междунар. конф. им. А.Ф. Терпугова. – Томск, 2024. – С. 569–575. 15. Виниченко, М.В. Отношение представителей различных религий к искусственному интеллекту как фактору модернизации социальной структуры современного российского общества / М.В. Виниченко, М.В. Рыбакова // Социология религии в обществе позднего модерна. – 2021. – Т. 10. – С. 77–83. 16. Майленова, Ф.Г. Внедрение интернет-технологий и роботов с искусственным интеллектом в религиозные практики / Ф.Г. Майленова // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного Макросдвига. – М., 2023. – С. 661–674. 17. Парфенова, Е.В. Анализ интеграции робототехники в деятельность религиозных конфессий / Е.В. Парфенова // Вестник Барнаульской духовной семинарии. – 2024. – № 3 (3). – С. 37–46. 18. Попова, С.С. Применение искусственного интеллекта в деятельности религиозных объединений и контроле за ними / С.С. Попова // Journal of Digital Technologies and Law. – 2024. – Vol. 2, no. 1. – P. 101–122. 19. Рудь, И.С. Влияние искусственного интеллекта на формирование религиозной идентичности личности в начале XXI века / И.С. Рудь // Наука. Искусство. Культура. – 2024. – 20. Новиков, Д.В. Религия искусственного интеллекта / Д.В. Новиков // Теология и образование. – 2019. – № 2. – С. 190–193. 21. Татаренков, Д. Церковь и искусственный интеллект / Д. Татаренков // Seminarium: труды Курской духовной семинарии. – 2022. – № 4. – С. 60–63. 22. Ахмедов, Р.М. Некоторые особенности соотношения традиций мусульманского сообщества и содержания цифровых технологий / Р.М. Ахмедов, Н.Д. Эриашвили, Д.Р. Ахмедов // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 4. – С. 35–38. 23. Ставропольский, Ю.В. Сочетание технологий искусственного интеллекта с мусульманским образом жизни / Ю.В. Ставропольский, Ю.В. Клинаев // Ислам и исламоведение в современной России: сб. докл. Всерос. исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2019. – С. 412–417. 24. Harris, M. Inside the First Church of Artificial Intelligence [Электронный ресурс] / 25. Moravec, H. Mind Children: The Future of Robot and Human Intelligence / H. Moravec. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988. 26. Kurzweil, R. The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology / R. Kurzweil. – New York: Viking, 2005. 27. Abd Muin, M.A. The Fiqh Method in Islamic Social Entrepreneurship: An Introduction / M.A. Abd Muin, S. Abdullah, A. Che Omar // Islamic Development Management. – Singapore: Springer, 2019. 28. Musharraf, M.N. To Him We Belong and to Him We Return. Why Does God Test Us? / M.N. Musharraf // Australian Journal of Humanities and Islamic Studies Research. – 2017. – 29. Gözbaş, Mehmet. Alp Uzman isim açıkladı: Yakında yapay zeka tarafından yaratılan din ve tarikatlarla karşı karşıya kalabiliriz! [Электронный ресурс] / Mehmet Gözbaş. – URL: https://t.co/ vx3r17XhDo pic.twitter.com/bbhzxIETYW (дата обращения: 11.03.2024). 30. Korosec, Kirsten. Anthony Levandowski closes his Church of AI [Электронный ресурс] / Kirsten Korosec. – URL: https://techcrunch.com/2021/02/18/anthony-levandowski-closes-his-church-of-ai/ (дата обращения: 12.06.2024). 31. Kafalı, H. Yapay Zekâ, Toplum ve Dinin Geleceği-Artificial Intelligence, Society and the Future of Religion / H. Kafalı // Ondokuz Mayıs Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi- Ondokuz Mayıs University Review of the Faculty of Divinity 46 (Haziran-June 2019). – P. 145–172. 32. Луков, В.А. Трансгуманизм / В.А. Луков // Энциклопедия гуманитарных наук. – 2017. – № 1. – С. 245. 33. Хвастунова, Ю.В. Цифровая религия для трансчеловека / Ю.В. Хвастунова // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. – Горно-Алтайск, 2020. – 34. Трансгуманизм [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». – URL: //https://azbyka.ru/ (дата обращения: 27.10.2024). 35. Deus ex machina: former Google engineer is developing an AI god [Электронный ресурс]. – URL: https://www.theguardian.com/technology/2017/sep/28/artificial-intelligence-god-anthony-levandowski (дата обращения: 13.06.2024). 36. Mc Keown, S. A church dedicated to worshiping artificial intelligence? Some believe artificial intelligence will soon be smarter than humans, and this has even been made the basis of a new religion [Электронный ресурс] / S. Mc Keown. – URL: https://www.businesslive.co.za/fm/fm-fox/digital/2019-02-28-a-church-dedicated-to-worshiping-artificialintelligence/ (дата обращения: 11.03.2020). 37. Гоголадзе, О. Американский пастор открыл первую в мире VR-церковь [Электронный ресурс] / О. Гоголадзе. – URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhightech.fm%2F2018 %2 F02%2F0 6%2Fvirtual-reality-church (дата обращения: 15.05.2024). 38. Tatlow, D.K. A Robot Monk Captivates China, Mixing Spirituality With Artificial Intelligence [Электронный ресурс] / D.K. Tatlow. – URL: https://www.nytimes.com/2016/04/28/world/asia/china-robot-monk-temple.html (дата обращения: 15.06.2024). 39. Gibbs, S. The future of funerals? Robot priest launched to undercut human-led rites [Электронный ресурс] / S. Gibbs. – URL: https://www.theguardian.com/technology/2017/aug/23/robot-funerals-priest-launched-softbank-humanoidrobot-pepper-live-streaming (дата обращения: 12.06.2020). 40. Musaddique, S. 2018. How artificial intelligence is shaping religion in the 21st century [Электронный ресурс] / S. Musaddique. – URL: https://www.cnbc.com/2018/05/11/how-artificial-intelligence-is-shaping-religionin-the-21st-century.html. (дата обращения: 12.06.2024). 41. Der Segensroboter «BlessU-2» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ekhn.de/ueber-uns/presse/detailpresse/news/an-interactive-experiment-blessu-2-the-blessingrobot.html (дата обращения: 19.03.2020). 42. Easton, M. An artificial intelligence help stop religious violence? [Электронный ресурс] / 43. Korosec, K. Anthony Levandowski closes his Church of AI [Электронный ресурс] / 44. Charatan, D.L. How will AI affect my faith and religion in general? [Электронный ресурс] / D.L. Charatan. – URL: https://thenextweb.com/contributors/2018/10/13/ai-effect-on-faith-and-religion/ (дата обращения: 12.06.2024). 45. «Апокалипсис». Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/apokalypsis (дата обращения: 27.10.2024). 46. Устюгов, М. Апокалипсис сегодня. Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова? [Электронный ресурс] / М. Устюгов. – URL: https://pravoslavie.ru/121501.html (дата обращения: 27.10.2024). 47. Gray, J. Kara Ayin, Apokaliptik Din ve Ütopyanın Ölümü. Çeviren. Bahar Tırnakçı / 48. Священный Коран 40:59 Сура «Верующий» [Электронный ресурс] / Переводы смыслов Крачковского. – URL: https://falaq.ru/quran/krac/40 (дата обращения: 12.10.2024). 49. Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение) [Электронный ресурс] // ЦРО ДУМ РТ; Казань, 2012. – 160 с. – URL: https://dumrt.ru/ru/help-info/theology/analytics_1078.html (дата обращения: 12.06.2024). Переосмысление природы познания и опыта: энактивизм в контексте современных технологических трансформаций О.Н. Гуров Получена: 10.09.2024 Рассмотрена: 05.11.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
В работе делается попытка представить новый угол зрения на энактивистский подход, который сам по себе открывает новые горизонты для осмысления и понимания такого современного и неоднозначного явления общественной жизни, как киборгизация. В контексте данной статьи под киборгизацией можно понимать процессы технологической трансформации человеческой природы, при которых происходит интеграция технологических устройств с телом человека, что ведет к возникновению новых форм воплощенного познания и опыта, и в результате чего размываются границы между человеческим и машинным компонентами, а также формируются качественно новые способы взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим посредством применения энактивистского подхода возможно продуктивно исследовать этические проблемы в контексте современных технологических трансформаций. В статье представлен новый взгляд на природу познания и опыта через призму энактивизма с целью продемонстрировать его потенциал для преодоления ограничений традиционных натуралистических концепций сознания. Автор стремится проработать ключевые аспекты энактивистской теории, от базовых принципов визуального восприятия до сложных вопросов формирования морального суждения и идеологического угнетения. Особое внимание уделяется синтезу энактивизма с принципом свободной энергии и потенциалу его применения в исследовании проблем человеческой киборгизации. В статье доказывается, что энактивистский подход позволяет преодолеть дуалистические представления о взаимодействии человека и технологий и вместе с этим несет потенциал достижения более целостного понимания сущности и процессов технологической трансформации человеческой природы. На основе критического анализа утопического и научного направлений в развитии энактивизма намечаются перспективные пути дальнейших исследований. Проведенный анализ открывает широкие возможности для создания этически выверенной философской базы технологического развития, в рамках которой становится возможным адекватно осмысливать вызовы современной эпохи и предлагать конструктивные решения возникающих этических проблем. Ключевые слова: идеологическое угнетение, киборгизация, моральное суждение, натурализм, познание, технологическая трансформация, философия сознания, этика технологий, энактивизм. Сведения об авторах:
Гуров Олег Николаевич – кандидат философских наук, доцент философского факультета, Список литературы: 1. Степин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 16–26. 2. Князева, Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии / Е.Н. Князева. – М.: Университетская книга, 2014. – 352 с. 3. Clark, A. Natural-born cyborgs: Minds, technologies, and the future of human intelligence / A. Clark. – Oxford University Press, 2004. – 229 p. 4. Varela, F.J. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience / F.J. Varela, E. Thompson, E. Rosch // MIT Press. – 1991. 5. Noë, A. Action in perception / A. Noë. – MIT press, 2004. – 277 p. 6. O'Regan, J.K. A sensorimotor account of vision and visual consciousness / J.K. O'Regan, 7. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль; пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: Академический проект, 2009. – 489 с. 8. Sellars, W.S. Philosophy and the scientific image of man. In Robert Colodny (ed.) / 9. Varela, F.J. Neurophenomenology: A methodological remedy for the hard problem / 10. Thompson, E. Mind in Life: Biology, Phenomenology, and the Sciences of Mind /
11. Friston, K. The free-energy principle: a unified brain theory? / K. Friston // Nature Reviews Neuroscience. – 2010. – Vol. 11, № 2. – P. 127–138. 12. Kirchhoff, M.D. Where there is life there is mind: In support of a strong life-mind continuity thesis / M.D. Kirchhoff, T. Froese // Entropy. – 2017. – Vol. 19, № 4. – P. 169. 13. Allen, M. From cognitivism to autopoiesis: towards a computational framework for the embodied mind / M. Allen, K.J. Friston // Synthese. – 2018. – Vol. 195, № 6. – P. 2459–2482. 14. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм; пер. с англ. С.И. Церетели. – Минск: Попурри, 1998. – 720 с. 15. Мердок, И. Суверенность блага / И. Мердок // Логос. – 2008. – № 1. – С. 117–137. 16. Fricker, M. Epistemic injustice: Power and the ethics of knowing / M. Fricker. – Oxford University Press, 2009. – 188 p. 17. Medina, J. The epistemology of resistance: Gender and racial oppression, epistemic injustice, and the social imagination / J. Medina. – Oxford University Press, 2013. – 337 p. 18. Zawidzki, T. Mindshaping: A new framework for understanding human social cognition / T. Zawidzki. – MIT Press, 2013. – 328 p. 19. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с фр. В.А. Флеровой. – М.: Кучково поле, 1998. – 384 с. 20. Dewey, J. Human nature and conduct: An introduction to social psychology / J. Dewey. – Courier Corporation, 2002. – 336 p. 21. Gallagher, S. Enactivist interventions: Rethinking the mind / S. Gallagher. – Oxford University Press, 2017. – 249 p. 22. Maturana, H.R. Autopoiesis and cognition: The realization of the living / H.R. Maturana, F.J. Varela. – Springer Science & Business Media, 1991. – Vol. 42. – 143 p. 23. Di Paolo, E., Thompson, E. The enactive approach // The Routledge handbook of embodied cognition. – Routledge, 2014. – P. 86-96. 24. Meyer, R. Enactivism: Utopian & Scientific / R. Meyer, N. Brancazio // Constructivist Foundations. – 2023. – Vol. 19 (1). – P. 1–11. 25. Bannon, B.E. Flesh and nature: Understanding Merleau-Ponty's relational ontology / 26. Stewart, J. Enaction: Toward a new paradigm for cognitive science / J. Stewart, O. Gapenne, E.A. Di Paolo. – MIT Press, 2010. – 449 p. 27. Rupert, Robert D. Cognitive Systems and the Extended Mind, Philosophy of the Mind / Robert D. Rupert. – New York, 2009; online edn, Oxford Academic, 1 Sept. 2009. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195379457.001.0001, accessed 5 Dec. 2024. Институтки: «новая порода людей» В.В. Пономарёва Получена: 05.11.2024 Рассмотрена: 06.12.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
В статье рассматривается ключевое для истории русской женской школы событие – основание Екатериной II первого женского института. Развитие народного образования являлось и является одним из условий социально-политической модернизации государства. Императрица Екатерина II и ее сподвижники, придавая важное значение просвещению в деле преобразования общества, обосновывали необходимость воспитания человека «новой породы», адекватного эпохе типа личности, готового отвечать на вызовы времени. Просветители были убеждены в возможности исправления нравов воспитанием. Воспитывать достойных граждан они намеревались в учебных заведениях, основанных на принципах эпохи Просвещения. В нашей историографии эта идея оценивается по-разному. Во многих работах проект Екатерины II расценивается как утопический, поскольку воспитать «идеальных» людей, лишенных пороков, невозможно. Но планировала ли императрица, обладающая здравым смыслом, добиться такой цели? Смысл и способы воспитания «новой породы людей» были изложены сподвижником Екатерины II И.И. Бецким в нескольких документах. Это были программные тексты, регулирующие деятельность новых учебных заведений: Воспитательных домов, кадетского корпуса, а также женского института, где должны были готовить будущих «новых отцов и новых матерей». Ускоренные темпы модернизации страны делали необходимым воспитание на новых началах не только мальчиков, но и девочек. С этой целью в 1764 году был основан Смольный институт, где девочки получали воспитание и системное образование, не уступавшее мужскому. Согласно плану Екатерины II и ее сподвижников получившие новое воспитание «новые отцы и матери» должны были в свою очередь по-новому воспитывать своих детей, обеспечивая культурную преемственность. Просветители хорошо осознавали, насколько трудна поставленная ими задача, понимали, что их деятельность не скоро принесет плоды. Но, как заключает автор, уже первые выпуски воспитанниц Смольного института обнаруживали положительные результаты замысла русских просветителей. Ключевые слова: эпоха Просвещения, Российская империя, модернизация российского общества, система образования, Смольный институт, Екатерина II, И.И. Бецкой. Сведения об авторах:
Пономарева Варвара Витальевна – доктор исторических наук, старший научный Список литературы: 1. Краснобаев, Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. / Б.И. Краснобаев. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 223 c. 2. Пекарский, П.П. Введение в историю просвещения в России XVIII ст. / П.П. Пекарский. – СПб.: Тип. Общественная польза, 1862. – 578 с. 3. Рождественский, С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX вв. / С.В. Рождественский. – СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. – Т. 1. – 728 с. 4. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. – СПб.: Сенат. тип., 1764. – 4 с. 5. Куприянов, И.К. Краткий очерк жизни Ея имп. Величества блаженной памяти государыни имп. Марии Федоровны / И.К. Куприянов. – СПб.: Печатня В. Головина, 1869. – 90 с. 6. Геллер, Л. Утопия в России / Л. Геллер, Н. Мишель. – СПб.: Гиперион, 2003. – 312 с. 7. Эндерлайн, Э. Женское образование в России XVIII в. / Э. Эндерлайн // Философский век. Екатерина II и ее время. – СПб.: С.-Петерб. Центр истории идей, 1999. – 283 с. 8. Пушкарева, Н.Н. Образовательная система Смольного института благородных девиц / Н.Н. Пушкарева // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 11(80). – С. 20–25. 9. Байбурова, Р. Без добрых дел блаженства нет. Просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке / Р. Байбурова. – М.: БуксМАРТ, 2021. – 208 с. 10. Яринская, А.М. Социокультурные основания и законодательное оформление сети закрытых сословных училищ в правление Екатерины II по проекту И.И. Бецкого: автореф. 11. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В. Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83. 12. Лисицына, О.И. Специфика воспитания дворянских девочек в закрытых учебных заведениях в конце XVIII–XIX в. / О.И. Лисицына // Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее; Каб.-Балк. ун-т. – Нальчик, 2013. – С. 199–201. 13. Приказчикова, Е.Е. Русская женщина и книга в контексте библиофилического мифа эпохи Просвещения / Е.Е. Приказчикова // Вестник Челябинского государственного ун-та. – 2009. – № 17(155). – С. 56–63. 14. Юровская, Э.П. Утопические черты организации имп. Воспитательного общества благородных девиц / Э.П. Юровская // Екатерина Великая: эпоха Российской истории; 15. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 558 с. 16. Замалеев, А.Ф. Идеи Просвещения в русской философии и культуре / А.Ф. Замалеев // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – Сер. 17, вып. 2. – С. 90–97. 17. Комиссаренко, С.С. Проект «новой породы людей» в социокультурных преобразованиях Екатерины II / С.С. Комиссаренко // Клио. – 2014. – № 4(88). – С. 85–87. 18. Стоюнин, В.Я. Педагогические сочинения / В.Я. Стоюнин. – СПб.: Тип. Училища Глухонемых, 1892. – 352 с. 19. Владимирский-Буданов, М. Государство и народное образование в России XVIII в. / М. Владимирский-Буданов. – Ярославль: Тип. Г.В. Фальк, 1874. – Ч. 1. – 336 c. 20. Галахов, А. История русской словесности, древней и новой / А. Галахов. – СПб.: 21. Лалаев, М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. 1700–1880 / М.С. Лалаев. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880. – 463 с. 22. Стародубцев, М.П. Екатерина II: педагогические идеи и их реализация в российском образовательном пространстве / М.П. Стародубцев // Мир политики и социологии. – 2019. – № 5. – С. 21–39. 23. Черная, Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени / Л.А. Черная. – М.: Языки новой культуры, 1999. – 288 с. 24. Черная, Л.А. Представления о «политичном кавалере» и «политичной даме» в России петровского времени / Л.А. Черная // Диалог со временем. – 2020. – № 70. – С. 397–405. 25. Артемьева, Т.В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: от Петра I до Екатерины II / Т.В. Артемьева // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 41–55. 26. Кротов, П.А. Вице-адмирал Н.А. Сенявин (около 1681–1738): «новая порода» людей на службе Отечеству / П.А. Кротов // Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ в. – СПб., 2012. – С. 296–321. 27. Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века / А.Б. Каменский; Рос. гос. гум. ун-т. – М., 2001. – 575 с. 28. Человек эпохи Просвещения: сб. науч. трудов. – М.: Наука, 1999. – 223 с. 29. Гребенкин, А.Н. Военно-культурные традиции подготовки русского офицерского корпуса (2-я половина XVII – начало ХХ в.): автореф. дис. … д-ра ист. наук / А.Н. Гребенкин. – Брянск, 2017. – 47 с. 30. Устав воспитания двух сот благородных девиц, учрежденного ея величеством государынею имп. Екатериной Второю, самодержицею Всероссийскою материю Отечества.., маия 5 дня 1764 года в Сарском селе. – СПб.: Сенатская тип., 1764. – 20 с. 31. Записки Екатерины II. – М.: Книга, 1990. – 384 c. 32. Пономарева, В.В. Просвещенческий проект женского образования в XVIII в.: программа-минимум и программа-максимум / В.В. Пономарева // Социально-гуманитарный вестник. – Краснодар, 2020. – Т. 26. – С. 15–23. 33. Приказчикова, Е.Е. Антропологическая утопия Смольного института и ее отражение в мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII в. / Е.Е. Приказчикова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2009. – № 27(165). – С. 105–114. 34. Фельбигер, А. О должностях человека и гражданина / А. Фельбигер. – СПб.: Тип. Брейткопфа, 1805. – 185 c. 35. Воскресенский, И.И. Нравоучение для благородных воспитанниц Общества благородных девиц и института ордена св. Екатерины / И.И. Воскресенский. – Ч. I. – СПб.: Тип. 1 Кадетского корпуса, 1813. – 199 c. 36. Трегубов, Н.Я. Дела минувших лет / Н.Я. Трегубов // Русская старина. – 1908. – 37. Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (ЦГИА). 38. Личный состав начальствующих и служащих в имп. Воспитательном обществе благородных девиц // Черепнин Н.П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. 1764–1914. – Петроград: Гос. тип., 1915. – Т. III. – 605 c. 39. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 759. Оп. 8. Д. 12. 40. Долгоруков И.М. Капище моего сердца. – М.: Ун. тип., 1890. – 403 с. 41. РГИА. Ф. 759. Оп. 8. Д. 12. 42. ЦГИА. Ф. 2. Оп. 1. Д. 451. 43. Санктпетербургские ведомости. – 1794. – № 100. 15 декабря. 44. Кусбер, Я. Воспитание элит и народное образование в Российской империи XVIII – первой половины XIX в. / Я. Кусбер. – М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 613 с. 45. Стайтс, Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860–1930 / Р. Стайтс. – М.: РОССПЭН, 2004. – 614 с. Детерминанты преобразования высшей педагогической школы Донбасса в 1950-х гг. М.А. Полякова Получена: 04.08.2024 Рассмотрена: 06.11.2024 Опубликована: 18.02.2025 ![]() Аннотация:
В статье рассматривается процесс преобразования высшей педагогической школы Донбасса в 1950-х годах. Исследование направлено на анализ ключевых предпосылок, приведших к трансформации образовательной системы в целом и педагогического образования в рамках высших учебных заведений как центрального элемента советской образовательной политики. Проанализированы причины реформирования народного образования в 1958 году, выявлены последовавшие за этим изменения подхода к организации учебного процесса в педагогических институтах. К началу 1950-х годов оформился внутренний и внешний запрос на научное развитие, обусловленный рядом факторов. Внешние предпосылки были связаны с внешнеполитическим вектором деятельности государства, укреплением статуса СССР на международной арене. Внутренний запрос был связан с реализацией потребности государства в технологическом развитии. Автор приходит к выводу, что проведение реформы общего образования было вызвано потребностью социально-экономического развития общества. В первой половине 1950-х годов образовательная политика все чаще становилась объектом анализа, поднимались такие важные вопросы, как оптимизация общего образования и внедрение принципов трудового обучения, введение десятилетнего всеобщего обучения, пересмотр педагогической подготовки преподавателей. Непосредственному реформированию предшествовало широкое обсуждение особенностей советской образовательной системы. Изменение принципов организации общего образования обусловило реорганизацию педагогической подготовки. В статье проанализировано преобразование учительских институтов в педагогические; внедрение принципов трудового обучения; введение направлений подготовки, востребованных социальными потребностями изучаемого региона и др. Результаты проведенного исследования могут быть применены для оптимизации системы педагогического образования Донбасса с учетом современных вызовов. Ключевые слова: народное образование, научно-техническое развитие, педагогическое образование, педагогические институты, реформа образования, производственное обучение, Донбасс, СССР. Сведения об авторах:
Полякова Мария Андреевна – старший преподаватель кафедры философии и истории, Список литературы: 1. Кашин, М.П. На путях перестройки школы / М.П. Кашин // Народное образование. – 1960. – № 6. – С. 9–17.
| ||