| ||
«ПЕРВЕНЕЦ СИОНА»: ПЕРМСКИЙ МЕССИЯ И ЕГО УЧЕНИК С.В. Рязанова, А.В. Бушмаков Получена: 16.01.2023 Рассмотрена: 01.03.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследование посвящено одному из локальных явлений в эволюции российского православия – учению о «Новом пророчестве», автором которого явился пермский служащий Адриан Пушкин, имевшему продолжение в трудах его последователя Александра Коробова. Основной целью работы является установление логики эволюции «пророческих» нарративов такого рода как проявлений вернакулярной религиозности. В качестве источников для анализа используются послания во власть самого Пушкина, а также газетные и журнальные публикации и полемические письма Коробова, содержащиеся в центральных архивах и архивах Пермского края. Для верификации полученной информации использованы материалы полицейских дел, заведенных на «новых пророков». В качестве отправных пунктов анализа рассматриваются в реконструкции биографии обоих мыслителей с целью установления степени влияния в идейном аспекте. Последовательно излагаются основные положения учения, предлагаемого Пушкиным, в его эволюции, и корректировки и дополнения, внесенные в это учение Коробовым. Тексты анализируются как имеющие вероучительный характер, вне учета социального контекста и особенностей психики их авторов. В ходе анализа выделяются те изменения, которые Пушкин и Коробов постарались внести в христианскую доктрину, особое внимание уделяется инновациям, которые вносит последний. Структурно новое учение включает в себя новую интерпретацию образа Троицы, развитие идеи христианских пророчеств через новых личностей, набор предсказаний эсхатологического характера. Важными составляющими являются критика существующей власти императора и официальных институтов, а также предложения по переустройству общественной жизни. Предлагаемые новыми пророками, особенно Александром Коробовым, изменения позволяют проводить параллели между их идеями и положениями реформистских церквей Запада. Соединение в религиозных нарративах индивидуальной трактовки христианских положений, элементов научных и околонаучных концепций и идей, связанных с переустройством общества, позволяет рассматривать данные «пророчества» как сочетание вернакулярной религиозности и реформистских тенденций в русском православии. Ключевые слова: русское православие, пермское пророчество, Адриан Пушкин, Александр Коробов, реформация религии, вернакулярная религия, эсхатологические идеи, критика церкви Сведения об авторах:
Рязанова Светлана Владимировна – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Бушмаков Андрей Валентинович – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и философии, Список литературы:
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО УРАЛА) А.В. Теленков Получена: 10.03.2023 Рассмотрена: 19.05.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследование посвящено национальной самоидентичности русских во второй половине XIX – начале ХХ века, опирающейся на совокупность религиозных воззрений. Работа проводилась на архивных материалах территории Среднего Урала (бывшая Пермская губерния). Основной целью исследования является определение роли конфессиональной идентификации в национальном самосознании и характеристика механизмов ее формирования под воздействием религиозных институтов. В качестве источников для историко-сравнительного анализа использованы неопубликованные материалы из фондов личных архивов уральских краеведов и собирателей фольклора, архивов органов власти Пермской губернии, статьи из средств массовой информации указанного периода, фольклорные материалы и сборники текстов историков, филологов, лингвистов, речи священников и обывателей, записанные современниками. Анализ источников позволяет фиксировать в проявлениях национального самосознания устойчивый конфессиональный компонент. При этом акцент в работе сделан на православной составляющей верований населения Среднего Урала. Старообрядческие этнические и религиозные воззрения русского населения Урала в исследовании не рассматриваются как имеющие существенные отличия в практической и культовой части в сравнении с последователями официальной Русской православной церкви. Важнейшими составляющими православного национального самосознания дореволюционной эпохи являлось соотнесение верховной светской власти (царь) с властью духовной (Православная церковь), формировался образ государя как архипастыря. Важным механизмом в формировании такого рода воззрений является деятельность священников и интеллигенции и покровительство им со стороны местной и центральной власти. При этом в исследовании отмечено, что формирование такого национально-конфессионального мировоззрения сочеталось с совокупностью вернакулярных христианских и дохристианских верований и представлений. Ключевые слова: национальное самосознание, этническая идентичность религиозное мировоззрение, конфессиональная самоидентификация, русский народ, Средний Урал Сведения об авторах:
Теленков Алексей Владимирович – кандидат исторических наук, научный сотрудник, Список литературы: 1. Архиепископ Андроник. О церкви, России / сост. В.А. Королев; Содружество православных паломников. – Фрязино (Моск. обл.), 1997. 2. Stark R., Iannaccone L. A supply-side reinterpretation of the “secularization” of Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1994. – Vol. 33, no. 3. 3. Исторический архив Пермской губернской ученой архивной комиссии // ГАПК. 4. Батанов Владимир Михайлович – преподаватель истории, краевед // ГАПК. Ф.р – 551. Оп. 1. Д. 55, 56, 57. 5. Немирович-Данченко Вас. И. Кама и Урал (очерки и впечатления). – СПб., 1904. 6. Берх В.Н. Путешествие в город Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. – СПб., 1821. 7. Петухов Д. Горный город Дедюхин и окольные места. – СПб., 1864. 8. Телешов Н.Д. За Урал // В Парме. – Пермь, 1988. 9. Белдыцкий Н.П. В Парме // В Парме. – Пермь, 1988. 10. Предания реки Чусовой / сост. и автор ст. В.П. Кругляшова. – Свердловск, 1961. 11. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / сост., вступ. ст. и коммент. 12. Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. – Свердловск, 1987. 13. Громыко М.М. Служба вне храма // Православная жизнь русских крестьян ХIХ–ХХ веков. – М., 2001. 14. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Урал и Приуралье. – СПб., 1914. – Т. 5. 15. Листова Т.А. Народный православный обряд создания семьи // Православная жизнь русских крестьян ХIХ–ХХ веков. – М., 2001. 16. Христианская культура Прикамья. – Пермь, 1998. 17. Ворошилин С. Шесть веков иерархии русской православной церкви на Урале // Уральская старина. – Екатеринбург, 1994. 18. Манькова И.Л. Церковь и горнозаводское население Урала в ХVIII–XIX вв. // Первые Татищевские чтения. – Екатеринбург, 1997. 19. Балов А. Следы древних верований в народном иконопочитании // Живая старина. – 1891. – Вып. III. 20. Власова М.Н. Русские суеверия. – СПб., 2000. 21. Бердяев Н.А. Судьба России // Бердяев Н. А. Судьба России. – М.: Харьков, 1998. 22. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины ХIХ столетия и общественная борьба. – М., 1978. 23. Нечаев М.Г. Церковь в модернизирующемся обществе России в ХVIII – начале ХХ в. // Уральский исторический вестник. – Екатеринбург, 2002. – № 5–6. 24. Новейшая история отечества. ХХ век: учебник для студентов вузов: в 2 т. – Т. 1 / 25. Грекулов Е.Ф. Церковь, Самодержавие, народ. – М., 1969. 26. Отечественная церковь в цифрах // Исторический вестник. – 1910. – № 9–10. 27. Фонд № 10 // Российский этнографический музей (РЭМ). Ф. 10. Оп. 1. Д. 42. Л. 3. 28. Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. – Пермь, 1911. 29. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь. – Пермь, 1996. 30. Попов Н.Н., Рейн Н.Р. Благотворительная деятельность в Пермской губернии на рубеже ХIХ–ХХ веков // Первые Татищевские чтения. – Екатеринбург, 1997. 31. Иеромонах Серафим. Уральский Афон. – Н. Новгород, 1909. 32. Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона. История Белогорского монастыря. – Пермь, 2000. 33. Будрин Е. Очерки истории Пермской епархии // Пермские епархальные ведомости (ПЕВ). – 1867. – № 1. 34. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. – Пермь, 1994. 35. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь Пермской епархии. – Пермь, 1996. 36. Лебедев И. Народный гимн // Пермские губернские ведомости. – 1877. – № 61. 37. Архимандрит Александр. Слово в неделю мясопустия и день восшествия на всероссийский престол Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича Самодержца Всероссийского // Пермские епархиальные ведомости. – 1867. – № 2. 38. Слово в день коронования и священного миропомазания Их императорских Величеств, Благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича и Благочестивейшей Государыни императрицы Марии Александровны // Пермские епархиальные ведомости. – 1877. – № 36. 39. Всеподданнический адрес всех сословий Чердынского уезда Пермской губернии // Пермские губернские ведомости. – 1877. – № 22. 40. Патриотическая манифестация в Перми // Пермские губернские ведомости. – 1914. – № 158. 41. Патриотический праздник пермских трезвенников // Пермские губернские ведомости. – 1915. – № 129. 42. Груздев А. Русь Освободительница // Пермские губернские ведомости. – 1915. – 43. Будрин Е.А. Пробные лекции по кафедре догматического и нравственного богословия в Пермской семинарии // Пермские епархиальные ведомости. – 1869. – № 18. 44. Правление Пермского архиерейского дома Ведомства православного исповедания. ГАПК. Ф. 198, Оп. 1. Д. 446. Л. 9. 45. Речь, произнесенная в заседании Православного Палестинского общества 2 декабря 1882 года вице-председателем общества Т.И. Филипповым // Пермские епархиальные ведомости. – 1883. – № 17. 46. Колосов Н. Святыня русской души // Пермские губернские ведомости. – 1914. – № 154. 47. Великая Русь // Пермские губернские ведомости. – 1915. – № 201. 48. Бювар. Письмо Солдата // Пермские губернские ведомости. – 1905. – № 20. 49. Голос Долга. – 1912. – № 3. 50. К торжествам в Верхотурье // Пермские губернские ведомости. – 1914. – № 105. 51. Пермская губерния // Архив Русского Географического общества. Ф. 29. Оп. 1. Д. 67, Л. 8. об. 52. Чагин Г.Н. История в памяти русских крестьян в середине ХIХ – начале ХХ века: учеб. пособие. – Пермь, 1999. 53. 4 апреля 1867 г. в г. Соликамске // Пермские епархиальные ведомости. – 1867. – № 3. 54. Пьянков И. Из Сосновского села Оханского уезда // Пермские епархиальные ведомости. – 1881. – № 11. 55. К прибытию в Екатеринбург о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) // Пермские губернские ведомости. – 1905. – № 136. 56. Воспоминания о комете 1858 г. 12 августа // Пермские губернские ведомости. – 57. Верещагин Г.Е. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. Кн. 2. Очерки русских Вятско-Прикамского края. – Ижевск, 2001. 58. Власова М.Н. Русские суеверия. – СПб., 2000. 59. Зенбицкий П. Заговоры // Живая старина. – СПб., 1907. – Вып. 1. – Отд. II. 60. Виноградов Н.Н. Обереги, спасительные молитвы и проч. // Живая старина. – СПб., 1907. – Вып. 1. – Отд. II. Приложение 1. 61. Великая Русь // Пермские губернские ведомости. – 1915. – № 201. 62. Королев В. Любовью побеждая страх // Гребневский листок. – 1995. – № 10. «ИНАЯ» ЖИЗНЬ УРАЛА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПРЕДСОБОРНЫЙ ПЕРИОД М.Г. Нечаев Получена: 24.02.2023 Рассмотрена: 05.05.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Уральский историко-географический регион как объект исторических исследований чаще всего интересовал с точки зрения изучения социально-экономических и – реже – общественно-политических и социокультурных процессов. Необходимо сказать, что обращение именно к истории Русской православной церкви ХХ века на Урале было большой редкостью в отечественной историографии. Оценка состояния Русской православной церкви в начале ХХ века до сих пор сопровождается множеством штампов и мифологем. Церковь рассматривают как «придаток государственного аппарата», «организацию по идеологической обработке народных масс», «защитницу интересов господствующих классов». Появившиеся в последние годы публикации говорят об исследовательском внимании к разработке проблематики, связанной с объективным состоянием церкви, а также ее ролью и значением в истории и культуре России. Цель работы состоит в изучении основных направлений и содержания социокультурной деятельности монастырей в условиях динамично изменяющейся в новой парадигме политической, экономической и социальной российской реальности предреволюционного десятилетия. Для достижения цели использовались историко-сравнительный и статистический методы исследования. В данной статье на основе обширного фактологического ряда систематизируются основные направления социокультурной деятельности монастырей, характерные для предсоборного периода 1905–1917 годов. Большинство документов, представленных в публикации, введены в научный оборот впервые. Здесь комплексно используются как опубликованные, так и неопубликованные источники. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в 1905 году кончается 25-летний период деятельности обер-прокурора Священного синода К.П. Победоносцева и начинается новый этап не только с точки зрения государственно-церковных взаимоотношений, но и внутрицерковных процессов, а в 1917 году начал свою работу Поместный собор, который стал новой вехой в церковной жизни. Территориально исследование ограничивалось рамками Пермской губернии, которая являлась, с одной стороны, самобытным промышленно развитым регионом, а с другой стороны, типичной губернией Российской империи. Ключевые слова: Пермская губерния, Святейший правительствующий синод, Екатеринбургская епархия, Пермская епархия, священноцерковнослужитель, монах, послушник, обитель, церковная школа, приют, богадельня Сведения об авторах:
Нечаев Михаил Геннадьевич – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Список литературы: 1. Ежегодник России 1906 г. (Год третий)/Центральный статистический комитет МВД. – СПб.: Тип. Т-ва Андерсена и Лойцянского, 1907. – Статьи CIX + Таблицы 270 с. 2. Губернии Российской империи. История и руководители. 1708–1917 / Объединенная редакция МВД России. – М., 2003. – 535 c. 3. Статистический Ежегодник России 1916 г. (Год тринадцатый). – Вып.1-ый / Издание Центрального статистического комитета КВД. – Пгр., 1918. – I отд. 90 с.+ II отд. 121 с. 4. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1907 год / ред.-секретарь Пермского Губернского Статистического комитета. – Пермь: Типо-Литогр. Перм. Губ. 5. Города России в 1904 году / Центр. Стат. Ком. МВД. – СПб.: Типо-литогр. Ныркина, 1906. – Т. 1. – 907 с. 6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.796. Оп. 442. Д. 2658. 7. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2086. 8. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. – М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. – 984 с. 9. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / Российская академия наук, Институт российской истории. – М.: Рус. слово, 1999. – 309 с. 10. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2699. 11. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Составил и издал секретарь Духовной консистории П.П. Серебрянский, при участии столоначальников В.М. Федорова и К.М. Размахнина, казначея М.Г. Морозова и архивариуса П.И. Фелицина. – Екатеринбург, 1909. – 36 с. 12. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2406. 13. Пермские епархиальные ведомости. – 1904. – № 28. – Отд. оф. 14. Ежегодник России 1908 г. (Год пятый) / Центральный статистический комитет МВД. – СПб., 1909. – Статьи CXCIII + Таблицы 464 с. 15. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.). – М.: Наука, 1975. – 204 с. 16. Баранов В.С. Кыртомский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь. Екатеринбургской епархии, Пермской губернии. – Пермь: Электро-типо-лит. Е.И. Заозерского Н-ка, 1907. – 64 с. 17. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь (в Осинском уезде, Пермской епархии). – М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1910. – Изд. 3-е Белогорского монастыря, доп. – 101 с. 18. Вотинов К.Е. Соликамский Троицко-Истобенский монастырь // Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и внеучебная работа в вузе: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. (22–24 апреля 2009 г.). – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – С. 119–126. 19. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2720. 20. Харитонова Е. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря близ деревни Бахаревой. – Пермь: б.и., 2001. – 110 с. 21. Нечаева М.Ю. Женские миссионерские монастыри Пермской епархии: от идеалов к воплощению // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2015. – Вып. 4 (12). – С. 86–111. 22. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2347. 23. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1910 год. Приложение. – СПб.: Синодальная типография, 1913. – 338 с. + 132 с. 24. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1911–1912 годы. – Приложение. – СПб.: Синодальная типография,1913. – 336 с. + 230 с. 25. Корчагин П.А. История Верхотурья (1598–1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города. – Изд. 2-е, доп. / Информ.-изд. центр «РГ-Урал». – Екатеринбург, 2012. – 288 с. 26. Шестаков Иаков, священник. Описание монастырей Пермской епархии / издание автора. – Вятка: Губернская типография, 1907. – 54 с. 27. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2328. 28. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2385. 29. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2143. 30. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2207. 31. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. Ведомость за 1894–1895 гг. – СПб.: Синодальная типография, 1898. – 350 с. + 159 с. 32. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 годы. Приложение. – СПб.: Синодальная типография, 1910. – 338 с. + 268 с. 33. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. Приложение. – СПб.: Синодальная типография,1911. – 338 с. + 132. 34. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. Приложение. – Пгр.: Синодальная типография, 1915. – 316 с. + 142 с. 35. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Приложение. – Пгр.: Синодальная типография, 1916. – 328 с. + 144 с. 36. Обзор деятельности Ведомства православного исповедания за 1915 год. Ведомости за 1915 год. – Пгр.: Синодальная типография, 1917. – 145 с. + 144 с.
КИНО, ТОЛСТОЙ И ЧЕРНОСОТЕНЦЫ В.В. Устюгова Получена: 26.09.2022 Рассмотрена: 15.04.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье анализируется история проката кинематографической хроники прощания с Львом Николаевичем Толстым в 1910 году в различных городах империи. Киноцензура в позднеимперской России исходила из циркуляров Святейшего синода и руководствовалась соображениями местных органов власти. Многие фильмы, прошедшие цензуру в Москве (где были сосредоточены основные киностудии), запрещались губернаторами и полицейскими властями на местах. Запреты касались как игровых, так и документальных картин зарубежного и отечественного производства. Места расположения кинотеатров, продолжительность киносеансов и вопросы дозволения демонстрировать картины во время Великого поста контролировала церковь. Похороны отлученного от церкви писателя проходили не по православному обряду, киносъемку вело несколько кинематографических фирм (Пате, А. Ханжонков, А. Дранков), и в ряде городов демонстрация кинохроники была запрещена. В то же время в большинстве мест Российской империи кинопоказы похорон Льва Толстова состоялись, вызвав большой общественный резонанс. В статье раскрываются причины зависимости киноцензуры в различных провинциях Российской империи от распоряжений местных администраций, показано, как власть в губерниях встретила демонстрацию кинохроники прощания с писателем, какова была реакция «плебейского общества», с какими киноинициативами на местах выступили черносотенные организации, особо рассматривается случай с демонстрацией «толстовской программы» в Перми. На основании анализа кинематографической прессы, губернских газет и документов пермского архива делается вывод, что фильмы о Льве Толстом, бывшие для киноателье, прокатчиков и экспонентов сенсационным материалом, допущенные к прокату Департаментом полиции Министерства внутренних дел, вызвали тревогу и сопротивление местных властей. Вместе с тем «толстовские дни» явились важным событием не только для столичных, но и провинциальных, губернских и уездных, городов, различных социальных и текстуальных сообществ. Дни памяти писателя, организованные кинематографическими театрами, стали показателем гражданской солидарности в российском обществе в позднеимперский период. Ключевые слова: кинематограф Российской империи, киносъемки Льва Толстого, киноцензура, религиозная цензура, электротеатры, текстуальная культура позднеимперского общества, черносотенцы, «плебейское общество», субалтерны Сведения об авторах:
Устюгова Вера Васильевна – доктор исторических наук, профессор кафедры междисциплинарных Список литературы: 1. Шведюк Т. Реставрации и находки. Лев Толстой на экране [Электронный ресурс]. – URL: https://archivefest.ru/2022/films/tolstoy-na-ekrane (дата обращения: 30.01.2023). 2. Перегудова З.И. Политический сыск в России (1880–1917). – М.: РОССПЭН, 2000. – 432 с. 3. Соловьев К. Хозяин земли русской? Самодержавие в эпоху модерна. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 296 с. 4. Belyakov V. Zar und Kino. Hofchroniken aus Krasnogorsk // KINtop (Basel). – 1995. – 5. Янгиров Р. О русской рецепции экранных интерпретаций Евангелия // Новое литературное обозрение. – 2009. – № 97. – С. 270–283. 6. Янгиров Р. К истории русской «деми-литературы» 1900–1910-х годов // Другое кино: статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 416 с. 7. Янгиров Р.М. Другое кино: статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 416 с. 8. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. – М.: Материк, 2003. – 279 с. 9. Ковалова А. Главные указания при просмотре кинематографических лент. Петроград, 1915 // Киноведческие записки. – 2009. – № 92/93. – С. 249–255. 10. Ковалова А., Семенов В. Кино, цензура и власть в Петербурге-Петрограде 1890-1910-х годов [Электронный ресурс] // Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe. – 2017. – No. 4. – URL: https://www.apparatusjournal.net/index.php/apparatus/ article/view/36/119 (дата обращения: 30.01.2023). 11. Друбек Н. Рождение кино в Российской империи и киноцензура [Электронный ресурс] // Вестник ВГИК. – 2017. – № 4 (34). – С. 8–21. – URL: https://journals.eco-vector.com/ 2074-0832/article/view/14597/11118 (дата обращения: 30.01.2023). 12. Tsivian Y. Censure Bans on Religious Subjects in Russian Film / F. Cosandey, A. Gaudreault and T. Gunning (eds.) // Une Unvention du diable? Cinéma des premiers temps et religion. – An Invention of the Devil Religion and Early Cinema, Sainte-Foy. – Lausanne, 1992. 13. Янгиров Р. Прощание с мертвым телом. Об одном сюжете российского экранного официоза и его подтекстах [Электронный ресурс] // Отечественные записки. – 2007. – № 2 (35). – URL: https://strana-oz.ru/2007/2/proshchanie-s-mertvym-telom (дата обращения: 30.01.2023). 14. Арлазоров М. Протазанов. – М.: Искусство, 1973. – 280 с. 15. Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907–1916. – М.: Музей кино, 1996 – 288 с. 16. Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф. – М.: Искусство, 1980. – 288 с. 17. Иноземцева Л. Ранние документальные фильмы о Л.Н. Толстом (1908–1913). 18. Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии: в 2 т. / Российский государственный гуманитарный университет; Ин-т «Открытое общество». – М., 2004. – 701 с. 19. Колоницкий Б. «Трагическая эротика»: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 664 с. 20. Стариков Н. Электробиографы Ростова начала ХХ века: техника и люди [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. – 2014. – № 1. – URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2268 (дата обращения: 30.01.2023). 21. Rogger H. The Formation of Russia Right. 1900–1906 // California Slavic Studies. – Berkley-Los Angeles, 1964. – Vol. 3. – Р. 66–94. 22. Rogger H. Jewish policies and right-wing politics in imperial Russia. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1986. – 297 p. 23. Аронсон Г.Я. Россия накануне революции: исторические этюды: Монархисты, либералы, масоны, социалисты. – Мадрид: Planeta, 1986. – 202 с. 24. Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов» [Электронный ресурс]. – M.: Прогресс, 1990. – URL: http://www.lib.ru/ POLITOLOG/nkon.txt (дата обращения: 30.01.2023). 25. Lowe H.D. Antisememitism und reaktionere Utopie. – Hamburg, 1978. – 126 p. 26. Hosking G.A., Manning R.J. What was the United Nobility? // The politics of Rural Russia. 1905–1914. – Blomington, 1979. – P. 142–183. 27. Manning R.J. The Crisis of the Old Order in Russia: Gentry and Government. – Princeton: Princeton UP, 2019. Copyright, 1983. – 576 р. 28. Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма / пер. с англ. В. Меникера; Международный фонд «Культурная инициатива». – М.: Текст, 1994. – 431 с. 29. Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. – Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1991. – 485 с. 30. Rawson D.С. Russian right and revolution in 1905. – Cambridge: Cambridge University Press, 1995. – 286 p. 31. Янов А.Л. Россия против России: Очерки истории русского национализма,1825–1921. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 384 с. 32. Янов А.Л. Патриотизм и национализм в России, 1825–1921. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Академкнига, 2002. – 398 с. 33. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905–1914 гг.) / Всесоюзный заочный политехнический университет; АО «Росвузнаука». – М., 1992. – 329 с. 34. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). – М.: РОССПЭН, 2001. – 464 с. 35. Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901–1914 гг.): 36. Нарский И.В. «Революционеры справа». Черносотенцы на Урале в 1905–1916 гт. (Материалы к исследованию «русскости».) – Екатеринбург: Cricket, 1994. – 127 с. 37. Бушмаков А.В. «Союз русского народа» в Мотовилихе в начале ХХ века // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2015. – № 1. – С. 27–31. 38. Gerasimov I. Becoming a Soviet plebeian subject: the story of Mark Miller narrated by himself // Ab Imperio. – 2017. – No. 1. – P. 183–210. 39. «Границы истории»: Илья Герасимов, известный историк, ответственный редактор журнала Ab Imperio, представит доклад на тему «Плебейская модерность глазами элитных наблюдателей: между популизмом и ориентализмом» [Электронный ресурс]. – URL: https://spb.hse.ru/humart/chr/announcements/539406874.html (дата обращения: 30.01.2023). 40. Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф: К 100-летию мирового кино. – М.: Материк, 1995. – 172 с. 41. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 384 с. 42. Tarasova E. Countess Sophia Tolstaya On- and O-Screen // OFF- AND ON-SCREEN. The ‘New Woman’ in the Cinema of the Russian Empire. – September 1–3, 2022, University of Basel. «КАК ОНИ МЕНЯ ЗАСТАВЛЯЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БОГА…»: КАЗУС СОВЕТСКОГО ВЕРУЮЩЕГО 1960-Х ГОДОВ А.Л. Глушаев Получена: 20.02.2023 Рассмотрена: 01.04.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основе архивных материалов и публикаций в советской периодической печати реконструируются события конца 1950-х – начала 1960-х годов. Они произошли в г. Очёре Пермской области. В городе собиралась небольшая группа евангельских христиан-баптистов. В конце 1959 года внутри общины произошёл раскол. Несколько женщин пережили новую религиозную конверсию. Они стали последовательницами пятидесятников. Конфессиональный раскол протекал на фоне интенсивных религиозных переживаний, которые были описаны в письмах одной из участниц событий. Письма отправлялись в Очёрский райком и Пермский обком КПСС. В рамках антирелигиозной кампании этим письмам дали ход. Состоялись товарищеские суды. В районной периодической печати публиковались фельетоны, высмеивающие верующих, и обличительные заметки. Судьбы верующих оказались в поле зрения местной атеистической общественности. Цель исследования – выявить социокультурные обстоятельства жизни верующих в локальном сообществе г. Очёра и увидеть через призму малого социальные и культурные технологии советской жизни. Методологической основой работы выбран микроисторический подход, в котором преобладает особое внимание к контексту и деталям повседневности. Автор показывает удивительную способность верующего человека переплетать в собственном сознании и эмоциональных переживаниях свой религиозный опыт и образный мир советской повседневности. Эта способность рассматривается как одна из существенных характеристик феномена советского верующего и советской религиозности, сформировавшихся к середине XX века. Биографический казус Натальи Дмитриевны Ершовой, перипетии её судьбы позволяют заметить разрывы той социальной реальности, в которой жил «простой советский человек». Благодаря этому можно увидеть и описать характер и специфическую субъектность советского верующего. Ключевые слова: баптисты, пятидесятники, религиозные практики, СССР, микроистория, Очёр, Пермская область, советский верующий. Сведения об авторах:
Глушаев Алексей Леонидович – кандидат исторических наук, доцент кафедры культорологии Список литературы: 1. Власов Ю.А. Очер. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1961. – 50 с. 2. Александров В. Сорвем паутину сектантов // Ленинское знамя. – 1960. – 13 янв. – 3. Заключительное слово Н.С. Хрущева. 5 февраля 1959 г. // Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1959. – С. 112–138. 4. Ларина Б.А., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии: ок. 10 000 слов и выражений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 505 с. 5. Слезин А.А. Рабселькоровское движение: неизвестная грань // Вестник ТГТУ. – 2002. – № 3 (Т. 8). – С. 544–548. 6. Кимерлинг А.С. Выполнять и лукавить: политические кампании поздней сталинской эпохи. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 211 с. 7. Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920–1930-х гг. – М.: РОССПЭН, 2000. – 352 с. 8. Сиарто И. Бог в деталях. Четыре аргумента в пользу микроистории // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории – 2017. – Вып. 12 / под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского; Институт всеобщей истории РАН. – М.: Индрик, 2017. – С. 301–307. 9. Федоров Вл. Город обязывает. 1. Встреча с новым Очером // Ленинское знамя. – 1960. – 30 окт. – С. 4. 10. 1956: Незамеченный термидор. Очерки провинциального быта / О. Лейбович, 11. Лейбович О.Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции в 40–50-х гг. – 2-е изд., испр.; Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. – М.: РОССПЭН, 2008. – 295 с. 12. Лейбович О.Л. Реформа и модернизация в 1953–1964 гг.; ТОО ЗУУНЦ. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. – 184 с. 13. Автобиография Н.Д. Ершовой. 22. 01.1962 // Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 8. Л. 116. 14. Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России / Рос. гос. гум. ун-т. – М.: ОГИ, 2010. – 432 с. 15. Деменев Ю. Вырвем людей из сект // Ленинское знамя. – 1960. – 17 фев. – С. 4. 16. Информационный отчет. 14.01.1955 // Пермский государственный архив современной политической истории (ПермГАСПИ). Ф.105. Оп. 22. Д. 107. Л. 21–22. 17. Справка. 27. 10. 1960 // ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 27. Д. 133. Л. 59–74. 18. Только ли Алевтина виновата? Письмо в редакцию // Ленинское знамя. – 1959. – 19. Жалоба Н.Д. Ершовой. 03. 01. 1962 // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 8. Л. 113–114. 20. Шардакова А. Они ненавидят нашу жизнь // Ленинское знамя. – 1959. – 20 дек. – С. 2. 21. Алексеев А. Земляки осуждают Мокрушина// Ленинское знамя. – 1959. – 27 дек. – С. 2. 22. Александров В. Мракобесам – решительный отпор! // Ленинское знамя. – 1959. – 23. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. – СПб.: Изд-во Евр. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с. 24. Одинцов М.И. «Вы примите силу, когда сойдёт на вас дух святой…». История пятидесятнической церкви в России. XIX–XX вв. / Российское объединение исследователей религии. – СПб., 2012. – 504 с. 25. Глушаев А.Л. «Объединились по Духу Святому…»: пятидесятники Пермского Прикамья (конец 1940-х – 1950-е годы) // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры: материалы рос. науч.-практ. конф., посвященной 26. Заявление. Декабрь. 1959 // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 8. Л. 117. 27. Глушаев А.Л., Рязанова, С. В. Верующие Прикамья на перекрёстке дискурсов: обращения во власть эпохи ранней оттепели // ШАГИ-STEP. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 228–243. 28. Боронникова Т. Не могла и я смолчать! // Ленинское знамя. – 1960. – 1 марта. – С. 4. 29. Характеристика. 20.01.1962 // ГАПК. Ф.р-1204. Оп.1. Д.8. Л.115. 30. Рукописная помета на документе. 05.02.1962 // ГАПК Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 8. Л. 119. ОТ ВРАГА ДО ЗАБЛУЖДАЮЩЕГОСЯ: СОВЕТСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗОВ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ВЕРУЮЩИХ В.П. Клюева Получена: 20.02.2023 Рассмотрена: 21.04.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена особенностям формирования образа сектанта (под которым понимаются евангельские верующие), осуществляемого в рамках антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе. Понятие «сектант» в государственно-публичном дискурсе исходно нагружалось отрицательным значением. Анализ текстов, ориентированных на критику евангельско-баптистских верующих и пятидесятников, позволяет получить представление об особенностях религиозной жизни в Советском Союзе и менталитете общества и принципах взаимодействия различных социальных групп. Образ инакомыслящего верующего, не попадавшего в рамки признаваемой религиозности, конструировался и поддерживался усилиями государственной идеологии чрез систему образования и СМИ. Исследовательский вопрос статьи заключается в выявлении эволюции образа евангельских верующих в общественном пространстве и динамике изменений составляющих образа верующих на протяжении всего советского периода. Особую роль в создании определенной системы восприятия играли антирелигиозные и атеистические публикации. Советская пропаганда тиражировала устойчивый набор качеств, приписываемый так называемым «сектантам». Этот набор включал в себя следующие качества: мировоззренческая чуждость, антисоветские взгляды, шпионаж, религиозный экстремизм, пацифизм, воспитание детей в антисоветской идеологии. В 1970–1980-е годы сюда добавилось понятие «религиозного экстремизма», в котором обвинялись игнорирующие легитимацию (отказывающиеся от регистрации или не подлежащие ей). Некоторые исследователи религии пытались изменить отношение как к самим евангельским верующим, так и к используемому понятию «сектанты». Смещение акцентов в трактовке образа верующего стало возможным в 1960-е, когда понятие «секты» вводилось в пространство науки как нейтральное. Несмотря на неоднократные попытки представить верующих как часть советской действительности, в советском общественном сознании прочно закрепились негативные коннотации в отношении евангельских верующих. Источниками для статьи послужили разнообразные учебные пособия для пропагандистов-агитаторов, атеистические справочные издания и научные публикации, посвященные вопросам истории религии и атеизма, а для иллюстрации отдельных положений использовались региональные (западносибирские) газеты, доклады местных отделений Союза воинствующих безбожников, оперативные записки НКВД/КГБ. Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, образ сектанта, антирелигиозные стереотипы, евангельские верующие, баптисты, пятидесятники Сведения об авторах:
Клюева Вера Павловна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Список литературы:
ТЕМА СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ И В.А. ШАРОВА Ю.В. Меладшина Получена: 14.02.2023 Рассмотрена: 24.04.2023 Опубликована: 01.10.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Предпринимается попытка проанализировать роль идей старообрядчества в творчестве Н.В. Гоголя (на примере замысла продолжения поэмы «Мертвые души») и В.А. Шарова (на материале романа «Возвращение в Египет»). Это позволяет говорить о развитии философско-этических и идеологических взглядов названных писателей. Актуальность работы обусловлена обращением к теме, в последнее время находящейся в зоне активного интереса исследователей: связь творчества Н.В. Гоголя с христианской идеологией староверов. Кроме того, актуальность определяет и научный интерес к теме старообрядчества в романе В.А. Шарова «Возвращение в Египет», содержащего большое количество интертекстуальных и иных связей с поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Новизна статьи заключается в осмыслении имеющихся сведений о раскольниках-бегунах в литературоведческой плоскости: определяется связь поэтики поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя и романа «Возвращение в Египет» В.А. Шарова с идеологией и религиозной практикой старообрядцев бегунского толка. Сквозь призму религиозных убеждений бегунов осмысляется личность и творчество Н.В. Гоголя, анализируются соотношения гоголевских образов и идей с судьбами героев романа Шарова «Возвращение в Египет». Осмысляется влияние старообрядчества на формирование культурных смыслов в контексте русской литературы. В работе комплексно были задействованы следующие методы исследования: историко-литературный, типологический, аналитико-описательный. Ключевые слова: старообрядчество, староверы, бегуны, Гоголь, Шаров, «Мертвые души», «Возвращение в Египет». Сведения об авторах:
Меладшина Юлия Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры e-mail: meladshina@yandex.ru. Список литературы:
| ||