| ||
ЧЕРНИЛЬНИЦА И ФИНИКИ: ТЕМА ТРУДА В ВЫСТАВКАХ «ПРЕДМЕТЫ ГОРДОСТИ И СТЫДА» И «ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ» Д.Л. Соловьев Получена: 24.05.2022 Рассмотрена: 10.09.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается тема труда через интерпретации современных художественных практик. В качестве примеров были выбраны: выставка «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова – вещи, авторы, превращения» и выставка «Гастев. Как надо работать», посвященная Алексею Капитоновичу Гастеву. Выставки прошли в Музее современного искусства PERMM в 2021 году. Автор проводит сравнительное кросстемпоральное исследование результатов труда и процессов труда на примерах феномена самодельной вещи, который изучает художник Владимир Архипов на протяжении более 20 лет, и идеалистических (эталонных) представлений научно обоснованных нормативов и стандартов в сфере труда в 20-е годы ХХ века, разрабатываемых Алексеем Гастевым и Центральным институтом труда. В основе сравнительного исследования лежат парадигмы осмысления труда середины ХХ века и начала XXI века (ученые А. Хоннет, З. Бауман, М. Хайдеггер, Г. Стэндинг, Х. Арендт) и современных философских изысканий в вопросе онтологий, а именно плоских Ключевые слова: труд, современное искусство, самодельные вещи, энтузиазм, плоские онтологии, теория труда, прекариат, самоидентификация, А. Гастев, Сведения об авторах:
Соловьев Дмитрий Львович – специалист управления по работе с абитуриентами и выпускниками, Список литературы:
ОБЩЕЕ ДОИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРУДА И ИСКУССТВА ПРИ ПОСТФОРДИЗМЕ: ПОСТОПЕРАИСТСКИЙ ПОДХОД Я.В. Григорова Получена: 10.08.2022 Рассмотрена: 10.10.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проблематизируются способы вовлечения потенциального измерения труда в его становление на современном этапе его развития. С помощью концепции индивидуации доиндивидуального, представленной в работах итальянского философа Ключевые слова: постопераизм, постфордизм, доиндивидуальное, потенциальное, биополитический труд, художественная деятельность, художественная критика, рабочая сила, субъективность, множество Сведения об авторах:
Григорова Яна Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права, Список литературы:
САМОЗВАНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬ: ВООБРАЖАЕМЫЙ СУБЪЕКТ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПОСТКАПИТАЛИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ Я.Э. Цырлина Получена: 25.07.2022 Рассмотрена: 10.09.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья затрагивает два взаимосвязанных вопроса: разделение различных форм субъективности в контексте современного художественного производства и возможность конструирования посткапиталистического субъекта. Рассматриваются механизмы такого конструирования, которые связываются с концепцией пространства, представленной в современных философских и критических исследованиях. Автор обращается к концептуализации пространства, труда и субъективности, представленной Дэвидом Харви и Феликсом Гваттари, с одной стороны, и Карлом Марксом – с другой. Предполагается, что репрезентативные формы искусства обладают способностью отражать определенные типы субъективности. Определяя потенциальную модель возможности посткапиталистической субъективности, мы концентрируемся на двух выбранных позициях: любитель и «просто делание». Этот выбор определяется другим основополагающим элементом исследования – понятием «работы». В связи с этим автор обращается к теориям Джона Холлоуэя и Дж.К. Гибсона Грэма. Автор исследует возможности вне-рабочих практик и «просто делания» на примере выставок и художественных проектов, а также приводит примеры художественных практик, чтобы продемонстрировать возможности самоорганизующейся культурной деятельности и самодеятельных практик. Рассматривается теория «темной материи» искусства Грегори Шолетта, которая помогает обозначить характеристики посткапиталистического субъекта как неэссенциалистские. Автор приходит к выводу, что в современном экономическом и культурном пространстве субъекты не могут полностью выйти из капиталистической системы отношений, но принятие такой зависимости, переосмысление и репрезентация ее в художественном пространстве является начальной точкой для новых форм деятельности и создания альтернативы капитализму. Ключевые слова: не-капиталистический субъект, работа, самоорганизация, любитель, темная материя искусства, труд, художественные практики, присвоение, пространство репрезентации Сведения об авторах:
Цырлина Яна Эдуардовна – независимый исследователь, издатель, Список литературы: 1. Маркс К., Энгельс Ф.Немецкая идеология. – М.: Политиздат, 1988. – XVI. – 574 с. 2. Погребняк А. Шизоанализ, маржинализм, фурьеризм (о двух дополнительных ресурсах для понимания экономических взглядов Делеза и Гваттари) // Стазис. – 2019. – Т. 7, 3. Фишер М. Капиталистический реализм. Альтернативы нет? – М.: Ультракультура 2.0, 2010. – 144 с. 4. Гватари Ф. Три экологии [Электронный ресурс]. – URL: https://syg.ma/@lesia-prokopenko/fieliks-gvattari-tri-ekologhii-chast-1 (дата обращения: 21.07.2022). 5. Хардт М., Негри А. Империя. – М.: Праксис, 2004. – 440 с. 6. Харви Д. Состояние постмодерна. Исследование истоков культурных изменений; Высшая школа экономики (ВШЭ). – М., 2021. – 296 с. 7. Харви Д. Пространство как ключевое слово // ТоПос. – 2011. – № 1. – С. 10–39. 8. Холлуэй Дж. Трещина капитализма [Электронный ресурс]. – URL: https://count0.ru/ translation/cc/thesis-11/ (дата обращения: 12.01.2022). 9. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. – М.: Праксис, 2006. – 320 с. 10. Gibson-Graham J.K. A Postcapitalist Politics. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. –276 р. 11. Маркс К. Наемный труд и капитал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.politpros. com/library/14/33/?ysclid=l9ov1pjhpd719149709#2 (дата обращения: 05.02.2022). 12. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи (1844). Из ранних произведений. – М.: ГИПЛ, 1956. – 686 с. 13. Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова – вещи, авторы, превращения [Электронный ресурс]. – URL: https://permm.ru/~/vladimir-arkhipov (дата обращения: 08.03.2022). 14. Sholette G. Dark Matter: Art and Politics in an Age of Enterprise Culture. – London: Pluto Press, 2011. – 240 p. 15. Zip Group. Рабочее место [Электронный ресурс] / Working Place. – URL: http://zipgroup.space/portfolio/working-place/ (дата обращения: 15.04.2022). 16. Legér M. J. Brave New Avant Garde Essays on Contemporary Art and Politics. – Washington USA: Winchester. U.K. – Zero Books, 2012. – 197 p. ОТ ТРУДА – К ИСКУССТВУ И ОБРАТНО: К. МАРКС, М. ДЮШАН, Б. АРВАТОВ, А. ГАСТЕВ М.Г. Чистякова, Е.В. Старикова, Г.М. Преображенский Получена: 12.07.2022 Рассмотрена: 10.09.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность работы состоит в обращении к посткапиталистическому состоянию искусства и основных его акторов. Важная роль в статье отводится возвращению к антропологической проблематике постантропоцентричного искусства. В современном поскапиталистическом обществе роль искусства существенно трансформируется. Переосмысляется сама суть того, что принято считать искусством, делом художника, рассматривать как акт искусства. Цель статьи – реактуализировать в контексте новейших тенденций в эстетической теории вклад отечественных исследователей и обосновать перспективность этого вклада. В ситуации, когда искусство уже мыслится за рамками производства «произведений» и вне области профессиональной работы художника, как персоны, обладающей специфическими ремесленными умениями. Задачи статьи: прояснить взаимосвязь между восприятием и трудом в контексте труда художника, обосновать связь между непроизводительным искусством и перцептивным трудом. В современной теории искусства, после аффективного поворота, работа эстезиса рассматривается как внешняя по отношению к изначальной антропологизации и психологизации эстетических процессов. Важно продемонстрировать специфику вклада представителей «производственного искусства» в преодоление фетишизации искусства. Важным смысловым элементом статьи является то, что искусство рассматривается как ресурс для преодоления отчужденного труда и декапитализации чувственности. Исследователи возвращаются к связке искусства и труда на новом уровне. Показано, что внутри капиталистической матрицы искусство лишь частично справляется с задачей преодоления отчуждения в процессе труда, а творческий труд сам становится отчужденным. Авторы предлагают следующим шагом обратить внимание на советскую традицию социологии искусства, в частности производственного искусства, и советские организационные идеи 20-х годов прошлого века. В работах Бориса Арватова и Алексея Гастева авторы видят пути осмысления декапитализации чувственности через осознанное строительство и оформление социального, где художник становится инженером жизни, где труд становится живым, а человек остается человеком. Ключевые слова: труд, современное искусство, производственное искусство, редимейд, чувственность, аффект, эмоция, объект, инсталляция, гуманизация труда Сведения об авторах:
Чистякова Марина Георгиевна – доктор философских наук, профессор кафедры Ó Старикова Екатерина Васильевна – кандидат философских наук, доцент кафедры Ó Преображенский Герман Михайлович – кандидат философских наук, доцент кафедры Список литературы: 1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. – М.: Изд-во полит. лит., 1975. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. – М.: Политиздат, 1955. 3. Преображенский Г.М. О понятии «эмансипация» в ранних работах К. Маркса // Гражданогенез в России. Кн. 1. – Брянск, 2009. 4. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / пер. А.В. Михайлова. – М.: Гнозис, 1993. 5. Нанси Ж.-Л. Corpus. – М.: Ад Маргинем, 1999. 6. Кант И. Критика чистого разума (Сер. Философское наследие). – М.: Мысль, 1994. 7. Долар М. Голос и ничего больше / пер. с англ. А. Красовец; предисл. В. Мазина. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. 8. Гройс Б. Политика поэтики. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 9. Лаццарато М. Марсель Дюшан и отказ трудиться / пер. с фр. Д.Л. Савосина. – М.: Grundrisse, 2017. 10. Дюв Т. де. Артефакт / пер. с фр. П.Арсеньева // Транслит. – 2015. – № 17. 11. Данто А. Что такое искусство / пер. с англ. Е. Куровой. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 12. Лафарг П. Право на лень. Религия капитала / пер. с фр. – М.: URSS, 2017. 13. Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство политика и постфордизм / пер. с фр. М.Л. Табенкина. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 14. Молок Н. Анаморфозы реди-мейда: Дюшан, Пиранези и искусство постработы // Искусствознание. – 2019. – № 4. – С. 214–255. 15. Гройс Б. Глядя на труд другого / пер. с нем. А. Фоменко // Художественный журнал. – 2007. – № 64. – С. 82–88. 16. Деготь Е. От товарища к товарищу: к эстетике нерыночного предмета // Логос. – 2005. – № 5 (50). – С. 201–210. 17. Арватов Б. Искусство и производство: сб. ст. – М.: V-A-C press, 2018. 18. Чубаров И. Продукционизм: искусство революции, или Дизайн для пролетариата [Электронный ресурс]. – URL: https://chtodelat.org (дата обращения: 25.06.2022). 19. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972. 20. Адорно Т. Проблемы философии морали / пер. с нем. М.Л. Хорькова. – М.: Республика, 2000. ИСКУССТВО И СДЕЛАННЫЕ ВЕЩИ (ПО МОТИВАМ ВЫСТАВКИ «ПРЕДМЕТЫ ГОРДОСТИ И СТЫДА. КОЛЛЕКЦИЯ ВЛАДИМИРА АРХИПОВА – ВЕЩИ, АВТОРЫ, ПРЕВРАЩЕНИЯ» В МУЗЕЕ PERMM) В.Н. Железняк Получена: 25.07.2022 Рассмотрена: 10.09.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена философско-эстетическому анализу материалов, представленных на выставке В. Архипова «Предметы гордости и стыда» в Перми (2021 г.). Прежде всего, было необходимо по возможности строго установить границы феномена, обнаруженного Архиповым и воплощенного в его известной коллекции хараʹктерных самоделок («штуковин»). Затем, важно было объяснить, при каких условиях и в каких обстоятельствах представленные предметы могут превращаться в художественный объект (или они были таковыми изначально). Следуя примеру Ключевые слова: вещь, сделанная вещь, ирония, вненаходимость, аура, недостаток бытия, фактичность вещи, контингентность вещи, средство, по-средственное целое, аномалии бытия Сведения об авторах:
Железняк Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Список литературы:
ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ СТАТУСЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ «ШТУКОВИН» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВЛАДИМИРА АРХИПОВА И ПОЗ ЙОГИ АЙЕНГАРА) Н.В. Столбова Получена: 05.08.2022 Рассмотрена: 15.11.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена сопоставлению «штуковин» из коллекции Владимира Архипова, представленных на выставке «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова – вещи, авторы, превращения», с асанами (позами) в йоге Айенгара. Цель статьи – продемонстрировать, что формирование «штуковин», собираемых художником Архиповым и выполнение асан в йоге Айенгара являются экземплификацией одной и той же онтологической структуры, обнаруживаемой (или необнаруживаемой) в практиках вновь и вновь. Методологической основой работы является подход, предложенный американским философом Стивеном Шавиро в работе «Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делез и эстетика», в которой соотносятся друг с другом и перепрочитываются друг через друга эстетика И. Канта и онтологии А.Н. Уайтхеда и Ж. Делеза. В результате проделанной работы Шавиро показывает, как трансцендентальный субъект теряет свою исключительность и превращается в сборку актуальных сущностей на онтологической плоскости. Согласно С. Шавиро, такая сборка возможна только эстетическим путем, а потому эстетика становится первой философией. Обращение к чувственным практикам (в нашем случае – к йоге Айенгара и к собиранию художником самодельных вещей) позволяет обнаружить именно в этих практиках эстетическое отношение актуальных сущностей, общую онтологическую структуру. «Штуковины» из коллекции Владимира Архипова, понятые как сообщества актуальных сущностей, в момент пересборки манифестируют сами себя и специфику того эстетического отношения, согласно которому эти сообщества образованы. Сломанный чемодан, восстановивший свою функциональность благодаря металлическому прутку, веревке и палочкам, вытесняет чемодан, привычный в использовании. Но при этом показывает связи сообществ актуальных сущностей друг с другом и музеефицируется художником именно в качестве демонстрации таких ставших видимыми связей. В практике йоги Айенгара в процессе выполнения асан (поз) и интеграции тела с разнообразными пропсами также становится видимым момент перестраивания связей актуальных сущностей. В этот момент тело йогина ощущается как часть системы отсыланий одних вещей к другим – оно становится «пересобранным». Констелляция тел и вещей пребывает в процессе перестройки, в которой улавливаются гармоничные моменты красоты. Ключевые слова: эстетическое отношение, эстетические практики, прекрасное, Владимир Архипов, самодельные вещи, пропсы, йога Айенгара, С. Шавиро, субъект, суперъект Сведения об авторах:
Столбова Наталья Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Список литературы:
ТРУД, ОТЧУЖДЕНИЕ, ИСКРЕННОСТЬ: ОТВЕТ АКИ КАУРИСМЯКИ «ПОСТКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМУ» ЭКРАНУ Н.В. Верещагина Получена: 13.09.2022 Рассмотрена: 10.11.2022 Опубликована: 15.12.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для юбилейного 60-го Каннского кинофестиваля был создан киноальманах В эпизоде и в целом в творчестве режиссер обращается к не самым популярным историям, образам (труд, фигуры рабочего класса, фабрики, шахты, маргинализированные элементы и т.п.) и «несовременным» киноприемам и техникам съемки. Но именно они интересны тем, что позволяют представить взгляд Каурисмяки на природу кино как деятельность. В предлагаемой статье автор обращается к анализу фигур рабочих и образов их действий (образов труда) в связи с особенностями авторского стиля Аки Каурисмяки и в контексте дискурса о «смерти кино» в цифровую эпоху, чтобы продемонстрировать связь между природой кино, как ее определяет Каурисмяки, и теми приемами и образами, которыми он пользуется. Предлагаемые размышления и иллюстрации строятся на результатах анализа двух трилогий Аки Каурисмяки – «Пролетарской трилогии», включающей «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988), «Девушка со спичечной фабрики» (1990), и «Финской трилогии» – «Вдаль уплывают облака» (1996), «Человек без прошлого» (2002), «Огни городских окраин» (2006). Ключевые слова: Аки Каурисмяки, Пролетарская трилогия, Финская трилогия, кинематограф, кинематографический стиль, труд, рабочий класс, пролетарий, цифровое кино Сведения об авторах:
Верещагина Наталья Викторовна – приглашенный преподаватель Института медиа факультета Список литературы: 1. Chacun son cinéma. Synopsis. Cannes Film Festival official website [Электронный ресурс]. – URL: https://www.festival-cannes.com/en/films/chacun-son-cinema (дата обращения: 13.09.2022). 2. Anniversary Film: «To Each His Own Cinema». Cannes Film Festival official website [Электронный ресурс]. – URL: https://www.festival-cannes.com/en/74-editions/retrospective/2007/ actualites/articles/anniversary-film-to-each-his-own-cinema (дата обращения: 13.09.2022). 3. Манович Л. Цифровое кино и история движущегося изображения // Экранная культура. Теоретические проблемы / отв. ред. К.Э. Разлогов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 4. Shaviro S. Post-Continuity: An Introduction // Post-Cinema: Theorizing 21st-Century Film. – Falmer: REFRAME Books. UK, 2016. – P. 129–144. 5. Press Conference «To Each His Own Cinema». Cannes Film Festival official website [Электронный ресурс]. – URL: https://www.festival-cannes.com/en/74-editions/retrospective/2007/ actualites/articles/press-conference-to-each-his-own-cinema (дата обращения: 13.09.2022). 6. Кустон Ж. Как на духу. Анкета для Аки Каурисмяки [Электронный ресурс] // Télérama. – URL: https://aki-kaurismaki.ru/press2/au_fond_des_yeux.htm (дата обращения: 13.09.2022). 7. Peterson J. Workers Leaving the Factory: Witnessing Industry in the Digital Age [Электронный ресурс] // The Oxford Handbook of Sound and Image in Digital Media. – URL:https://www.academia.edu/5728999/Workers_Leaving_the_Factory_Witnessing_Labor_in_the_Digital_Age (дата обращения: 13.09.2022). 8. Seppälä J. Loneliness in the Films of Aki Kaurismäki [Электронный ресурс] // Movie: 9. Seppälä J. The Camera’s Ironic Point of View: Notes on Strange and Comic Elements in the Films of Aki Kaurismäki // The Films of Aki Kaurismäki: Ludic Engagements. Austin T. (ed.). – 10. Kompatsiaris P. Dreamers and Other Sentimental Fools: Money, Solidarity and Ambivalent Populism in the Films of Aki Kaurismäki // The Films of Aki Kaurismäki: Ludic Engagements. Austin, T. (ed.). – T & T Clark, 2018. – P. 101–117. 11. Плахов А., Плахова Е. Аки Каурисмяки. Последний романтик: Фильмы, интервью, сценарии, рассказ. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – С. 296. 12. Фон Баг П. Портрет работающего человека [Электронный ресурс] // Filmihullu. – URL: https://aki-kaurismaki.ru/press5/portret_rabotajuschego_cheloveka.htm (дата обращения: 13.09.2022). 13. Shaviro S. Splitting the Atom: Post-Cinematic Articulations of Sound and Vision // Post-Cinema: Theorizing 21st-Century Film. – Falmer: REFRAME Books. UK, 2016. – P. 362–397. 14. Nestingen A. Aki Kaurismäki and Nation: The Contrarian Cinema [Электронный ресурс]. – URL: http://widerscreen.fi/2007/2/aki_kaurismaki_and_nation.htm (дата обращения: 13.09.2022). 15. Koutsourakis A. The Cultural Techniques of Gesture in Aki Kaurismäki’s Proletarian Trilogy // The Films of Aki Kaurismäki: Ludic Engagements. Austin T. (ed.). – T&TClark, 2018. – 16. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года [Электронный ресурс]. – URL: https://psylib.org.ua/books/marxk01/index.htm (дата обращения: 13.09.2022). 17. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. – М.: Политиздат, 1969. – С. 430–437. 18. Лефевр Р. Встреча с Аки Каурисмяки [Электронный ресурс] // Acrif. – URL: https://aki-kaurismaki.ru/press/aki25.htm (дата обращения: 13.09.2022).
| ||