ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
УСТРОЙСТВО БЕЗБАРЬЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ НА ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ В.И. Брызгалов, М.О. Карпушко Получена: 02.11.2020 Рассмотрена: 02.11.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проанализированы перспективы развития сети платных автомобильных дорог на территории Российской Федерации. В связи с рассмотрением вопроса о строительстве платной автомобильной дороги на территории Пермского края необходимо провести анализ работы пунктов взимания платы. Для этого был проведен расчет количества полос, которые могут потребоваться для обеспечения их эффективного функционирования. В качестве исходных данных был выбран альтернативный участок дороги. На основе полученных данных подсчета интенсивности движения определено требуемое количество полос для пропуска транспортных средств. Для анализа временных издержек водителей, которые используют наличный и безналичный способы оплаты, приняты во внимание три варианта уровня загрузки движением. Первый случай – когда коэффициент загрузки превышает требуемое значение и образуется транспортный затор. Второй – коэффициент загрузки автомобильной дороги находится в пределах нормативных значений, происходит свободное движение автомобилей, но возможно скопление на дороге транспортных средств. Третий случай – коэффициент загрузки низкий, транспортные средства перед шлюзом пункта взимания платы не наблюдаются. Временные издержки были представлены в денежном эквиваленте. Для исключения психологического напряжения водителей, возникновения дорожно-транспортных напряжений, негативного влияния на окружающую среду из-за частых торможений и ускорений транспортных средств, а также для снижения потерь, которые могут возникнуть у водителей, было предложено устройство бесконтактной системы оплаты «свободный поток» (Free Flow). Проведено сравнение бесконтактной и контактной систем оплаты и рассмотрен зарубежный опыт устройства и функционирования системы Free Flow. Ключевые слова: платная автомобильная дорога, пункт взимания платы, система Free Flow, коэффициент загрузки дороги, пропускная способность, интенсивность движения, альтернативные проезды. Сведения об авторах:
Брызгалов Владислав Игоревич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladislavbryzgalov@mail.ru). Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Список литературы: 1. «Автодор» разработал концепцию развития сети скоростных автодорог в России до 2035 года [Электронный ресурс] // Портал «Будущее России. Национальные проекты». – 2020. – URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/avtodor-razrabotal-koncepciu-razvitia-seti-skorostnyh-avtodorog-v-rossii-do-2035-g (дата обращения: 31.10.2020). 2. В России обновили дорожную карту. «Автодор» обнародовал планы строительства магистралей до 2035 года [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» № 224 от 05.12.2019. – 2020. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4181143 (дата обращения: 31.10.2020). 3. Госкомпания «АВТОДОР» представила видение развития сети скоростных автомобильных дорог до 2035 года [Электронный ресурс] // Государственная компания «Российские автомобильные дороги»: [сайт]. – 2020. – URL: https://russianhighways.ru/press/news/69778/ (дата обращения: 31.10.2020). 4. Глава ГИБДД ожидает нулевую смертность на платных трассах к 2024 году [Электронный ресурс] // Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости»: [сайт]. – 2020. – URL: https://ru.rt.com/gbgs (дата обращения: 25.07.2020). 5. «Автодор» предложил увеличить скоростной лимит на платных трассах [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»): [сайт]. – 2020. – URL: https://ria.ru/20200704/1573889424.html? utm_source=yxnews&utm_medium= 6. «Один путь, чтобы приучить соблюдать правила, – наказание» [Электронный ресурс] // Первый зампред правления ГК «Автодор» Игорь Астахов – в интервью “Ъ FM” // Газета «Коммерсантъ»: [сайт]. – 2020. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4103197 (дата обращения: 09.10.2020). 7. В Перми идет подготовка к изысканиям для строительства северного автомобильного обхода [Электронный ресурс] // Business Class: [сайт]. – 2020. – URL: https://www.business-class.su/news/2020/02/26/v-permi-idet-podgotovka-k-izyskaniyam-dlya-stroitelstva-severnogo-avtomobilnogo-obhoda (дата обращения: 25.07.2020). 8. Бургонутдинов А.М. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплинам «Основы эксплуатации автомобильных дорог» и «Дорожные условия и безопасность движения». – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – 74 с. 9. Калинина В.В. Методика определения количества полос в зоне взимания платы для участков платных дорог с явно выраженной суточной, недельной и сезонной неравномерностью // Вестник Транспорта Поволжья. – 2015. – № 6. – С. 78–82. 10. Половина проездов по скоростным автодорогам оплачивается с помощью транспондеров [Электронный ресурс] // ООО «Автодор-Платные Дороги»: [сайт]. – 2020. – URL: https:// 11. Плаксин С.М., Кондрашов А.С., Ястребов Е.В. Сравнительный анализ режимов государственного регулирования доступа на платные автодороги // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – № 4. – С. 99–118. 12. Сколько человек едет в одном автомобиле? [Электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – 2020. – URL: https://proboknet.livejournal.com/270737.html (дата обращения: 25.07.2020). 13. Средняя зарплата в Перми в 2020 году [Электронный ресурс] // Финансовый сервис Bankiros.ru: [сайт]. – 2020. – URL: https://bankiros.ru/wiki/term/srednaa-zarplata-v-permi (дата обращения: 25.07.2020). 14. Свободный поток: платные магистрали лишат шлагбаумов // На российских магистралях внедряют систему free flow – сколько заплатят автомобилисты [Электронный ресурс] // Газета «Известия»: [сайт]. – 2020. – URL: https://iz.ru/1065067/anastasiia-pisareva/svobodnyi-potok-platnye-magistrali-lishat-shlagbaumov (дата обращения: 31.10.2020). 15. Ary P. Silvano, Karl L. Bang Impact of Speed Limits and Road Characteristics on Free-Flow Speed in Urban Areas // Journal of Transportation Engineering. – 2016. – Vol. 142. – P. 1–9. DOI: org/10.1061/(ASCE)TE.1943-5436.0000800 16. Michel Van Aerde, Hesham Rakha. Multivariate Calibrations of Single Regime Speed-Flow-Density Relationships // Vehicle Navigation and Information Systems Conference. – 1995. DOI: 10.1109/VNIS.1995.518858 17. Road Cross-Section Width and Free-Flow Speed on Two-Lane Rural Highways / Pedro Melo, Antonio Lobo, Antonio Couto, Carlos Manuel Rodrigues // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2012. – Vol. 2301. – P. 28–35. DOI: org/10.3141/2301-04 18. Безбарьерная система взимания платы на автомобильных дорогах «Свободный поток» // Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития, 3–4 декабря 2019 / Автономная некоммерческая организация «Агентство по техническому развитию». – М., 2019. 19. Операционная эффективность платных автомобильных дорог [Электронный ресурс]: Исследование КПМГ, посвященное анализу проблем, рисков, затрат и возможностей, стоящих сегодня перед сектором платных дорог // КПМГ в России и СНГ: [сайт]. – 2020. – URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2017/05/tolling-survey.html (дата обращения: 25.07.2020). ТЕПЛОВОЙ УДАР В ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР К.Г. Пугин, И.Э. Шаякбаров, Д.В. Власов Получена: 09.12.2020 Рассмотрена: 09.12.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Увеличение темпов и объемов строительных и дорожных работ в Российской Федерации требует безотказной работы техники на всех этапах эксплуатации строительных и дорожных машин (СДМ) за счет уменьшения ремонтных воздействий на технику. Одним из опасных периодов, влияющим на эксплуатацию СДМ, является зимний период из-за снежных и ледяных осадков и низких температур. Именно низкие температуры пагубно влияют на гидравлические системы (ГС) техники: повышение сопротивления в магистралях, разрушение резинотехнических изделий и т.д. Однако самым опасным явлением является тепловой удар – повышенное трение деталей компонентов гидравлической системы из-за разного теплового расширения материалов (в основном металлов). Это трение вызывает повышенный износ узлов и агрегатов ГС, что, в свою очередь, приведет к поломке, длительному простою и ремонту техники. Данное явление особо влияет на гидросистемы современных машин ввиду повышенной точности изготовления деталей на заводах. Машины же советской сборки имеют большой зазор между деталями из-за малой точности изготовления. В статье предлагаются два пути решения данной проблемы: постепенный прогрев машины до рабочего состояния и установка дополнительной линии подачи теплой гидравлической жидкости в элементах системы, которые удалены от источников тепла и не подогреваются какими-либо сторонними устройствами. Рассмотрен порядок действий при каждом варианте, приведены блок-схемы передачи тепла, схема прокладки дополнительной гидролинии к удаленным компонентам гидросистем. Выявлены положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Сделан вывод о необходимости учета данного явления при проектировке машин. Ключевые слова: гидравлический привод, строительные и дорожные машины, тепловой удар, компьютерное моделирование. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, кафедра специальностей водного транспорта и управления на транспорте Волжского государственного университета водного транспорта (Пермский филиал) (614060, г. Пермь, бул. Гагарина, д. 33), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Шаякбаров Ильнур Эльмарович (Пермь, Россия) – аспирант Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: schayakbaroff.iln@yandex.ru). Власов Даниил Викторович (Пермь, Россия) – магистрант Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 77599170297000@mail.ru). Список литературы: 1. Кычкин В.И., Шаякбаров И.Э., Власов Д.В. Применение цифровой модели газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания на виртуальных лабораторных работах в учебном процессе // Транспортное дело России. – 2019. – № 1. – С. 193–197. 2. Jasiński R. Problems of the starting and operating of hydraulic components and systems in low ambient temperature (Part I) // Polish Maritime Research. – 2008. – Vol. 4. – P. 37–44. 3. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Повышение надежности гидропривода строительно-дорожных машин // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (Транспорт 2020): материалы всерос. науч.-техн. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2020. – С. 216–219. 4. Конев В.В. Модернизация гидропривода строительно-дорожных машин для северных условий эксплуатации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 39. 5. Бородин Д.М., Мерданов Ш.М., Конев В.И. Совершенствование гидросистемы одноковшового экскаватора для эксплуатации при низких температурах // Наземные транспортно-технологические комплексы и средства: материалы междунар. науч.-техн. конф. – Тюмень, 2018. – С. 61–64. 6. Пугин К.Г., Власов Д.В., Шаякбаров И.Э. Тепловой удар в гидравлических системах строительно-дорожных машин // Автомобилестроение: проектирование, конструирование, расчет и технологии ремонта и производства: материалы 4-й всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2020. – С. 93–97. 7. Совершенствование гидравлической системы строительно-дорожных техники / Н.А. Фоменко, О.В. Бурлаченко, С.В. Алексиков, В.И. Богданов, Н.В. Сапожкова // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета: Строительство и архитектура. – 2014. – № 38. – С. 120–124. 8. Orošnjak. Indicator development for maintaining hydraulic systems based on tribological parameters // Proceedings Faculty of Technical Sciences. – 2015. – Vol. 16. – P. 3025–3029. 9. Fitch E.C., Hong I.T. Hydraulic system design for service assurance // Stillwater. – 2004. – Vol. 3. – P. 34–41. 10. Jiangtao Chen, Rui Liu. Reliability research on hydraulic system of civil aircraft // China Aviation Industry General Aircraft Institute. – 2016. – Vol. 6. – P. 84–88. 11. Reliability test and evaluation for hydraulic hose assembly / D. Chen, S. Li, C. Yao, H. Xu // China Mechanical Engineering. – 2015. – Vol. 26. – P. 1944–1952. 12. Feng Yao, La Xi. Improving the system efficiency and reducing oil temperature with constant pressure vaviable pumps // Hydraulics Pneumatics & Seals. – 2014. – Vol. 9. – P. 32–34. 13. Zhang Rui-hong. Causes and preventive mesaures of temperature rising of hydraulic system // Nonferrous Metals Processing. – 2007. – Vol. 2. – P. 58–59. 14. Hua-li S.U., Xu Ming, Hou Yong-qiang. Heating in hydraulic systems and countermeasure research // Mechanical Research & Application. – 2007. – Vol. 10. – P. 35–37. 15. Shen Song-Yun. Application of energy method in heat fault diagnose of hydraulic system // Journal of Chongqing University of Technology. – 2007. – Vol. 9. – P. 137–139. 16. Zhang Wen-jie, Lei Bu-fang, Li Yong-tang. The application of conservation law of energy in analysis of heating in the hydraulic system // Journal of Taiyuan Heavy Machinery Institute. – 2002. – Vol. 3. – P. 90–92. 17. Al-Baldawi R.A. Improved performance of fluid power system using updating knowledge – based system // Journal of Engineering and Development. – 2009. – Vol. 13. – P. 34–39. АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ЗАМЕНЫ МЕЖЭТАЖНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ Д.В. Высоцкий, Д.А. Татьянников Получена: 28.10.2020 Рассмотрена: 28.10.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Замена перекрытия в существующем здании производится, как правило, когда конструкция находится в аварийном состоянии и капитальный ремонт ее невозможен или нецелесообразен. Объектом исследования стало здание склада с пристроенными административными помещениями. Само здание постройки середины XX в. с несущими стенами из силикатного кирпича. Помещение склада одноэтажное. Административно-бытовая часть имеет антресольный этаж с уровнем пола в отметке +3,020. Существующее перекрытие антресольного этажа – монолитная железобетонная плита 150 мм, конструкция находится в аварийном состоянии. Предмет исследования – выбор варианта конструкции при замене перекрытия, а также его расчеты и технико-экономическое обоснование. Размеры перекрываемого помещения в плане 5,49×10,76 м. Полезная нормативная нагрузка при реконструкции остается прежней – 250 кгс/м2. Методика исследования заключалась в выборе нескольких вариантов конструкций перекрытия, расчетах выбранных вариантов по первой и второй группам предельных состояний с последующим технико-экономическим обоснованием выбора варианта перекрытия взамен аварийного. Выбранные для сравнения варианты конструкции перекрытия следующие: железобетонная плита по стальному профилированному листу на металлических балках; преднапряженная монострендами многопустотная железобетонная плита 240 мм; многопустотная железобетонная плита 240 мм; многопустотная железобетонная плита 200 мм; монолитная ребристая железобетонная плита; монолитная железобетонная плита 150 мм (аналогичная существующей аварийной плите). Максимальную несущую способность показал вариант преднапряженной монострендами многопустотной железобетонной плиты 240 мм. Наименьшую собственную массу – конструкция на основе профлиста по стальным балкам. Наиболее экономичным вариантом оказалась ребристая плита. Ключевые слова: реконструкция, перекрытие, моностренд, пустотообразователь, плита, профнастил, железобетон. Сведения об авторах:
Высоцкий Денис Владимирович (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр. 29, e-mail: dv22111979@gmail.com). Татьянников Даниил Андреевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр. 29, e-mail: danco777@mail.ru). Список литературы:
ИЗНОС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА Г.А. Иовлев, И.И. Голдина Получена: 03.12.2020 Рассмотрена: 03.12.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одним из свойств, характеризующих надежность транспортно-технологической машины (ТТМ), является работоспособность. Работоспособное состояние ТТМ зависит от времени эксплуатации, качества проведения технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР). Работоспособность ТТМ снижается из-за увеличения зазоров, изменения свойств материалов трущихся поверхностей. Зазоры увеличиваются в результате износа. Задача эксплуатационников, т.е. инженерно-технической службы эксплуатационного предприятия, – определить продолжительность периода безаварийной наработки ТТМ с нормальным износом, чтобы не допустить аварийного износа. Продолжительность периода безаварийного износа можно определить путем произведения замеров, при микрометрическом методе измерений, во время проведения технического обслуживания и текущего ремонта. В современных транспортно-технологических машинах, используемых в сельскохозяйственном производстве, часто применяются двигатели внутреннего сгорания одной марки, одного модельного ряда или двигатели одного конструктивного решения с разным количеством цилиндров. Так, в тракторе Беларус 82.1 применяется двигатель Д-240 Для определения величины износа, при определенной наработке, сотрудниками кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского государственного аграрного университета совместно со студентами из студенческого научного общества на базе ПАО «Каменское» и АО «Учхоз «Уралец» произведены замеры диаметров коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей транспортно-технологических машин (тракторов, автомобилей, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов). Ключевые слова: надежность, работоспособность, измерения, математическое ожидание, дисперсия, отклонение, максимальный износ, минимальный износ. Сведения об авторах:
Иовлев Григорий Александрович (Екатеринбург, Россия) – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского государственного аграрного университета (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42, e-mail: gri-iovlev@yandex.ru). Голдина Ирина Игоревна (Екатеринбург, Россия) – старший преподаватель кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского государственного аграрного университета (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42, e-mail: ir.goldina@mail.ru). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ НДС ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА О.В. Костюкович, В.Г. Пастушков Получена: 31.12.2020 Рассмотрена: 31.12.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Эффективная инфраструктура любой страны жизненно важна для ее экономики, а также для равномерного развития регионов. Долговечные, надежные мосты – ее неотъемлемая часть. В связи с глобальными темпами индустриализации и автоматизации проектирование зданий и сооружений все больше опирается на возможность повышения эффективности и скорости строительства наряду со снижением затрат. Одним из аспектов решения данной задачи является внедрение новых конструктивных решений для облегчения крупномасштабных элементов строительных конструкций и снижения трудоемкости. Древесина – один из легких, распространенных, возобновляемых, а также податливых материалов для совершенствования в области строительства, в частности мостовых сооружений. Для оптимизации проектирования важно исследовать уже существующие и находящиеся в эксплуатации сооружения для понимания общей картины фактической работы элементов конструкций. В качестве метода исследования был выбран экспериментальный. Объект исследования – натурные испытания строительных конструкций деревянного моста, расположенного на р. Ствига. Совместно с УП «Стройреконструкция» и ООО «SciBIM» были разработаны программа и методика испытания деревянных пролетных строений автомобильного моста, в том числе определение напряженно-деформированного состояния несущих прогонов пролетного строения. Непрерывное наблюдение за напряженно-деформированным состоянием конструкций выполнялось при помощи инновационной автоматизированной системы мониторинга SciGauge. Были проанализированы и описаны численные и экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния балочного разрезного пролетного строения со сближенными (разбросными) одноярусными прогонами. Данный метод исследований позволяет более детально оценить работу конструкций под испытательной нагрузкой, тем самым позволяя сделать более точный вывод о дальнейшей эксплуатации сооружения. С точки зрения автоматизированного производства и возможности повышения уровня цифровизации строительной отрасли реализация подобных методов исследований будет способствовать созданию целостностной структуры информационного моделирования зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла, объединяя ее в общую базу данных. Ключевые слова: мост, пролетные строения, проезжая часть, опора, подход, грузоподъемность, обследование, дефекты, деревянные конструкции, нагрузка, установка, испытание, расчет, техническое состояние, рекомендации. Сведения об авторах:
Костюкович Ольга Витальевна (Минск, Беларусь) – cтарший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели» Белорусского национального технического университета (220114, Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 146а, e-mail: vk3829035@gmail.com). Пастушков Валерий Геннадьевич (Минск, Беларусь) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Мосты и тоннели» Белорусского национального технического университета (220114, Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 146а, e-mail: valpast@inbox.ru). Список литературы: 1. Пастушков Г.П., Пастушков В.Г. Основные требования к проектированию мостовых конструкций в соответствии с европейскими нормами // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – Т. 3. – С. 368–375. 2. Ботяновский А.А., Пастушков В.Г. Применение BIM-технологий и новейшего оборудования при исследовании фактического технического состояния мостового сооружения» / Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. – Т. 1. – С. 342–345. 3. Ou F., Weller C. An overview of timber bridges // Transp. Res. Ree. – 1986. – № 1053. – P. 1–12. 4. Стуков В.П. Конструктивно-технологическая система и теория расчета деревожелезобетонных пролетных строений балочных автодорожных мостов: автореф. дис. … д-ра техн. наук / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2012. – 36 с. 5. Уткин В.А. Совершенствование конструкций пролетных строений автодорожных мостов из клееной древесины: автореф. дис. … д-ра техн. наук / СибАДИ. – Омск, 2009. – 40 с. 6. Гибшман М.Е. Проектирование транспортных сооружений. – М.: Транспорт; 1980. – 391 с. 7. Аксельрод И.С., Гибшман Е.Е., Гибшман М.Е. Мосты и сооружения на автомобильных дорогах; под общ. ред. Е.Е. Гибшмана. – М.: Транспорт, 1973. – 413 с. 8. Турковский С.Б., Варфоломеев Ю.А. Результаты натурных обследований деревянных конструкций // Промышленное строительство. – 1984. – № 6. – С. 19–20. 9. Калугин A.B. Деревянные конструкции. – М.: Изд-во АВС, 2003. – 223 с. 10. Атлас деревянных конструкций / К.-Г. Гетц, Д. Хоор [и др.]; пер. с нем. Н.И. Александровой; под ред. В.В. Ермолова. – М.: Стройиздат, 1985. – 272 с. 11. Вайтович А.Н., Шикуть К.К. Испытание путепровода с применением системы мониторинга АСМК // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. – Т. 1. – С. 264–267. 12. Кобзев П.Н. Совершенствование конструкции и методики расчета многоребристого пролетного строения моста из клееной древесины с учетом совместной работы перекрестной деревоплиты и балок: автореф. дис. … канд. техн. наук / СибАДИ. – Омск, 2006. – 22 с. 13. Левинский Ю.Б., Петряев Н.Е. Особенности напряженно-деформированного состояния клееных балок, армированных волоконными синтетическими материалами [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8945 (дата обращения: 17.03.2021). 14. Справочник по коэффициентам интенсивности напряжений: в 2 т. / под ред. Ю. Мураками. – М.: Мир, 1990. – 1016 с. 15. Найчук А.Я., Петрукович А.Н. Применение метода калибровки податливости для определения трещиностойкости древесины // Вестник БГТУ. Строительство и архитектура. – 2004. – № 1 (32). – С. 88–90. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН А.П. Миллер Получена: 20.01.2021 Рассмотрена: 20.01.2021 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Поддержание гидропривода строительных машин в исправном рабочем состоянии – важный процесс, определяющий успех строительства. Снижение производительности машин из-за неудовлетворительного технического состояния приводит к замедлению темпа строительства, что влечет за собой экономические потери. Усложнение гидравлических систем современных экскаваторов не позволяет обеспечить их техническую готовность на должном уровне, используя только периодический контроль параметров работы системы. В настоящее время необходимо контролировать техническое состояние отдельных элементов гидросистемы во время производственной эксплуатации машины, использовать диагностические приборы для выявления причин отказа в режиме реального времени. Общепризнано, что техническая диагностика способствует своевременному выявлению отказов гидропривода и позволяет давать прогноз остаточного ресурса отдельных элементов гидросистемы, что немаловажно для нормального функционирования машины и планирования ее работы. На сегодняшний день существует два типа диагностики гидроприводов: в функциональном режиме и в тестовом режиме. Совершенствование и разработка новых методов диагностики определения технического состояния гидросистем строительных машин является актуальной задачей. В статье показано, что надежность гидравлической системы определяется: дизайном гидравлической системы; видом и качеством используемых компонентов; свойствами рабочей жидкости; системой мониторинга параметров и контроля качества используемой в гидросистеме рабочей жидкости; условиями эксплуатации и стилем работы оператора. Выдвинута гипотеза о том, что надежность гидропривода экскаватора во многом определяется стилем управления оператора. Это утверждение основано на том, что нагрузка на узлы экскаватора определяется производительностью машины. Высокая производительность экскаватора достигается за счет увеличения накопленного ущерба, на единицу перемещаемого им материала. Это позволяет утверждать, что стиль работы оператора влияет на износ элементов машины. Для реализации условий исключения влияния навыков работы оператора на формирование дополнительных нагрузок на рабочее оборудование экскаватора выше допустимых, а также реализации систем контроля технического состояния отдельных узлов гидросистемы предлагается использовать искусственные нейронные сети. Ключевые слова: гидропривод, строительные машины, диагностика, надежность, гидросистема, нейронные сети. Сведения об авторах:
Миллер Александр Павлович (Пермь, Россия) – ассистент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23, e-mail: aleksandrmillera@mail.ru). Список литературы: 1. Рынкевич С.А., Хадкевич И.Ю. Экспериментальные исследования физических свойств гидропривода мобильной машины // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2015. – № 4 (49). – С. 68–78. 2. Пьянзов С.В. Методика динамической̆ оценки технического состояния объемных гидроприводов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2019. – № 2 (55). – С. 184–191. DOI: 10.24411/2078-1318-2019-12184 3. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Корректировка методов диагностирования гидравлических систем строительно-дорожных машин // Строительные и дорожные машины. – 2019. – № 5. – С. 37–41. 4. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Совершенствование гидропривода строительно-дорожных машин с целью повышения надежности // Химия. Экология. Урбанистика. – 2020. – Т. 2020–3. – С. 224–228. 5. Peng Y., Dong M., Zuo M.J. Current status of machine prognostic in condition-based maintenance: a review // International Journal of Advanced Manufacture and Technology. – 2010. – Vol. 50 (1). – P. 297–313. doi.org/10.1007/s00170-009-2482-0 6. Guoping Li, Qingwei Zhang, Xiao Ma. Combination of Fault Tree and Neural Networks in Excavator Diagnosis // TELKOMNIKA Indonesian Journal of Electrical Engineering. – 2013. – Vol. 11 (4). – P. 1787–1796. DOI: 10.11591/telkomnika.v11i4.2333 7. Чиликин А.А., Трушин Н.Н. Сравнительный анализ современных методов диагностики состояния гидравлических систем // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2014. – № 3. – С. 117–127. 8. Повышение работоспособности гидропривода строительно-дорожных машин / А.Н. Максименко, Г.Л. Антипенко, Д.В. Бездников, В.В. Кутузов // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2007. – № 4. – С. 24–30. 9. Рынкевич С.А., Хадкевич И.Ю. Экспериментальные исследования физических свойств гидропривода мобильной машины // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2015. – № 4 (49). – С. 68–78. 10. Пьянзов С.В. Методика динамической оценки технического состояния объемных гидроприводов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2019. – № 2 (55). – С. 184–191. DOI: 10.24411/2078-1318-2019-12184 11. Pugin K.G. Improving the reliability of hydraulic systems of technological machines // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – 971 (5). – 052042 12. Piramatov U.A., Pugin, K.G. Improving the efficiency of existing methods of diagnosing the hydraulic drive of road-building machines. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – 786 (1). – 012007 13. Пираматов У.А., Пугин К.Г Повышение надежности гидропривода строительно-дорожных машин // Транспорт: проблемы, цели, перспективы: материалы всероссийской научно-технической конференции. под редакцией Е.В. Чабановой. – 2020. – С. 216–219. 14. Шаякбаров И.Э., Пугин К.Г., Власов Д.В. Повышение надежности строительно-дорожных машин в условиях низких температур // Химия. Экология. Урбанистика. – 2020. – Т. 2020–3. – С. 279–283. 15. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Повышение эффективности существующих методов диагностирования гидропривода строительно-дорожных машин // Техника и технология транспорта. – 2019. – № 5 (13). – 20 с. 16. Пугин К.Г., Власов Д.В., Шаякбаров И.Э. Явление теплового удара в гидравлических системах строительных и дорожных машин // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы междунар. науч.-техн. конф. – 2020. – Т. 1. – С. 163–166. 17. Zhu D.Q., Yu S.L. Diagnosis Appraoch Based on Minimal Cut Sets of Fault Tree // Journal of Data Acquisition & Processing. – 2002. – Vol. 17 (3). – P. 341–344. 18. Yao C.Y., Zhao J.Y. Research Fuzzy Fault Tree Analysis Method of Hydraulic System // China Mechanical Engineering. – 2007. – Vol. 18 (14). – P. 1656–1659. 19. Ni S.X., Zhang Y.F., Liang X.F. Intelligent Fault Diagnosis Mehthod Based on Fault Tree // Journal of Shang Hai Jiaotong University. – 2008. – Vol. 42 (8). – P. 1372–1375. 20. Fault Diagnosis of Excavator Hydraulic Systems Based on Partial Least Squares Regression / X.Y. He, Q.H. He, X.H. Xie [et al.] // Journal of Central South University Technology. – 2007. – Vol. 38 (6). – P. 1152–1156. 21. Cheng Q.S. Attribute Sets and Attribute Synthetic Assessment System // Systems Engineering-theory & Practice. – 1997. – Vol. (9). – P. 1–8. 22. Fan L.P., Liu Y., Li C. Fuzzy Logic Based Constant Voltage Control of Fuel Cells // TELKOMNIKA. – 2012. – Vol. 10 (4). – P. 612–616. АНАЛИЗ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ Г. ЯКУТСКА ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА М.К. Охлопкова, С.А. Петрова Получена: 25.11.2020 Рассмотрена: 25.11.2020 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность данной темы обусловлена ухудшением экологического состояния окружающей среды и здоровья населения в г. Якутске. При этом наибольшая доля в загрязнении атмосферы, по мнению экологов и медиков, приходится на автомобильный транспорт. Цель исследования: расчет удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Якутска от автомобильного транспорта. Научная новизна: впервые проведена оценка экологического ущерба от воздействия автотранспорта на городскую экосистему по валовому выбросу вредных веществ. Задачи исследований: 1) рассчитать удельные выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта г. Якутска; 2) предложить мероприятия по снижению загрязнения воздушной среды автотранспортными средствами. Для достижения означенной цели был рассчитан приближенный суммарный выброс загрязняющих веществ (оксида углерода – СО, углеводородов – СН, оксида азота – NOx, сажи – С, оксида серы – SO2) от автомобильного транспорта разных типов в процессе движения. В результате проведенных расчетов выявлено, что наибольшую массу загрязняющих веществ от выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания автомобилей составляют выбросы оксида углерода (СО) – 75 %, затем 12 % – СН и 11 % NO2. Анализ расчета выбросов загрязняющих веществ по типам автотранспортных средств показал, что у легковых и грузовых автомобилей он определяется пробегом, а у автобусов – в зависимости от параметров, при этом вид топлива не имеет значения. Предложены следующие мероприятия по снижению уровня загрязнения атмосферы в г. Якутске: градостроительные; организация рациональной схемы движения городского транспорта; технические мероприятия. Ключевые слова: автомобильный транспорт, выбросы, загрязняющие вещества, оксид углерода, азота, серы, углеводород, сажа. Сведения об авторах:
Охлопкова Марфа Константиновна (Якутск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (677000, г. Якутск, ул. Красильникова 13, e-mail: оmk1268@mail.ru). Петрова Софья Алексеевна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (677000, г. Якутск, ул. Красильникова 13, sofalo@list.ru); Арктический государственный агротехнологический университет (г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 1). Список литературы: Войтов И.В. Научно-методические основы анализа, оценок и расчетов показателей источников загрязнения окружающей среды как важных факторов, влияющих на развитие «зеленой» экономики в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Серия 2. Химические технологии, биотехнологии, геоэкология. – Минск: БГТУ, 2018. – № 2 (211). – С. 202–212. 5. Скрябин М.Л. Влияние отработавших газов автомобильного транспорта на окружающую среду // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). – С. 185–187. 6. Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды крупного промышленного города / В.А. Стуканов [и др.] // Вестник ВГУ. Серия: Химия. Биология. Фармация. – 2012. – № 1. – С. 168–175. 7. Хватов В.Ф. Научные основы методов и средств контроля экологического состояния автотранспорта и его воздействия на окружающую среду: автореф. дис. … д-ра техн. наук. – СПб., 2007. – 43 с. 8. Факторы окружающей среды и здоровье человека. Опыт Дании: доклад / Министерство охраны окружающей среды и энергетики Дании. Датское Агентство по охране окружающей среды, 2001. – 377 с. 9. Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. Анализ влияния выбросов автотранспорта в крупном промышленном городе на состояние загрязнения атмосферного воздуха [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – URL: http: //www.science-education.ru (дата обращения: 01.10.20). 10. Дмитриев А.Л., Милютина Е.О. Влияние автотранспорта на экологическое состояние городской среды Санкт-Петербурга // Ученые записки Российского государственного гидрометериологического университета. – 2012. – № 26. – С. 190–196. Характеристика химического состава вод и донных отложений крупных водоемов г. Якутска / М.И. Ксенофонтова [и др.] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 4. – С. 493–500. 12. Ревич Б.А. Климатические изменения как новый фактор риска для здоровья населения Российского Севера // Экология человека. – 2009. – № 6. – С. 11–16. 13. Макарова Г.Д., Васильева Г.С. Влияние автотранспорта на окружающую среду г. Якутска // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 48–50. 14. Влияние экологических факторов среды на состояние здоровья детей города Якутска / П.Г. Петрова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия: Медицинские науки. – 2016. – № 2 (03). – С. 12–19. 15. Поддубная И.В., Аксель Е.М., Киприянова Н.С. Компонентный анализ динамики заболеваемости злокачественными новообразованиями населения (Якутск, 1990–2003 гг.) // 16. Экологические основы автомобильного транспорта: методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ / сост.: Ю.Р. Лагерев, А.В. Зедгенизов. – Иркутск: ИрГТУ, 2011. – 32 с. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В.К. Пугина, К.Г. Пугин Получена: 21.01.2021 Рассмотрена: 21.01.2021 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены виды формируемых негативных воздействий при неконтролируемом размещении полимерных отходов в окружающей среде. Рассмотрены механизмы влияния данных отходов на геосферные оболочки Земли, а также биоту. Приведены существующие в разных странах технологии утилизации пластиковых отходов. Одной из них является использование пластиковых отходов в качестве добавки при изготовлении строительных растворов, в результате чего получается материал с низким коэффициентом теплопроводности, но при этом с высоким коэффициентом водопоглощения. Также показан высокий потенциал использования полимерных отходов в энергетической отрасли – они способны заменить каменноугольный кокс, который применяется при производстве чугуна. Группа ученых из Индии предлагает использовать полимерные отходы в качестве замены битумного вяжущего при производстве асфальтобетонной смеси, при этом повышается твердость битума. Представлена классификация различных групп пластиков по температуре плавления и химическому составу. Проведен анализ существующих технологий утилизации полимерных отходов. На основании полученных данных было выявлено, что значительное внимание уделяется извлечению экономической выгоды из применения данных технологий. Кроме того, геоэкологической оценке безопасности подвергается конечный продукт, произведенный при помощи вторично переработанного пластика, а не сам процесс производства данного продукта. Также не анализируется окончание жизненного цикла продуктов, полученных по данной технологии. В связи с этим требуется геоэкологическая оценка технологий утилизации полимерных отходов, которая позволит на стадии разработки технологий оценить экологические риски, возникающие при производстве и эксплуатации получаемого продукта. В исследовании также предлагается в качестве индикаторов формирования экологических рисков при использовании полимерных отходов выбрать температурный диапазон в технологических процессах получения целевых продуктов. Кроме того, установлено, что одним из условий применения технологии утилизации с минимальным экологическим риском является раздельный сбор и последующая сортировка пластиковых отходов по группам. Ключевые слова: пластик, полимерные отходы, технологии утилизации, температура плавления, негативные воздействия, геоэкологическая оценка. Сведения об авторах:
Пугина Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры охраны окружающей среды Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: veronika815@inbox.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Список литературы: 1. Филатов В.В., Рукина И.М., Голованов В.И. Рециклинг полимерных отходов производства и потребления на основе биотехнологических инноваций // Муниципальная академия. – 2018. – № 3. – С. 135–142. 2. Потапова Е.В. Проблема утилизации пластиковых отходов // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 535–544. 3. Ремизова В.М. Композиты из отходов // Университетская наука. – 2018. – № 1 (5). – С. 79–82. 4. Демьянова В.С., Гусев А.Д., Денисова Н.А. Композиционный материал на основе регенерата резины и отходов пластика // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2014. – № 3. – С. 22–24. 5. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5. – № 1. – С. 19. 6. Plastering Mortar with Antibacterial and Antifungal Properties / C. Aciu, C. Roman, D.A. Iluţiu – Varvara, C. Puia, O. Cadar // Romanian Journal of Materials. – 2019. – Vol. 46 (2). – P. 160–166. 7. Jeannette M. Garcia, Megan L. Robertson. The future of plastics recycling // Science. – 2017. – Vol. 358. – P. 870–872. 8. From waste plastics to industrial raw materials: A life cycle assessment of mechanical plastic recycling practice based on a real-world case study / F. Gu, J. Guo, W. Zhang, P.A. Summers, P. Hall // Sci Total Environ. – 2017. – Vol. 601. – P. 1192–1197. 9. Recycling of plastic waste materials in the composition of ecological mortars / Claudiu Aciu, Dana-Adriana Ilutiu-Varvara, Daniela-Lucia Manea Yvette-Anna Orban, Florin Babota // Procedia Manufacturing. – 2018. – Vol. 22. – P. 274–279. 10. Sheila Devasahayam. Review: Opportunities for simultaneous energy/materials conversion of carbon dioxide and plastics in metallurgical processes // Sustainable Materials and Technologies. – 2019. – Vol. 22. – P. 119. 11. Sheila Devasahayam, Guntamadugu Bhaskar Raju, Chaudhery Mustansar Hussain. Utilization and recycling of end of life plastics for sustainable and clean industrial processes including the iron and steel industry // Materials Science for Energy Technologies. – 2019. – Vol. 2. – P. 634–646. 12. Hamed M. Jassim, Omar T. Mahmood, Sheelan A. Ahmed. Optimum Use of Plastic Waste to Enhance the Marshall Properties and Moisture Resistance of Hot Mix Asphalt // International Journal of Engineering Trends and Technology. – 2014. – Vol. 7. – P. 18–25. 13. Kapil Soni1, K.K. Punjabi Improving the Performance of Bituminous Concrete Mix by Waste Plastic // Int. Journal of Engineering Research and Applications. – 2013. – Vol. 3. – P. 863–868. 14. Abdul Razzakh Abdul Jaleel Al-Essa, Mohammed Ali Mutar, Ammar Ali Hussein. The Development of Durable Asphalt Pavement Using Modified Polymers and Resol as Reinforcing Materials // Iraqi Journal of Science. – 2010. – Vol. 51. – P. 18–27. 15. Hake S.L., Damgir Dr.R.M., Awsarmal Dr.P.R. Utilization of Plastic waste in Bitumen Mixes for Flexible Pavement // Transportation Research Procedia. – 2020. – Vol. 48. – P. 3779–3785. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ ДВС НА ОБКАТОЧНО-ТОРМОЗНОМ СТЕНДЕ КИ-1363-В Р.Ф. Шаихов Получена: 13.01.2021 Рассмотрена: 13.01.2021 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрен процесс цифровизации обкаточно-тормозного стенда для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). На базе кафедры технического сервиса и ремонта машин Пермского государственного аграрно-технологического университета функционирует стенд КИ-1363-В с испытуемым бензиновым двигателем ВАЗ объемом 1,6 л. В рамках проведенного исследования был разработан аппаратно-программный комплекс, позволяющий автоматизировать процесс сбора и обработки эксплуатационных показателей исследуемого двигателя внутреннего сгорания при проведении испытаний. В ходе работы выполнена автоматизация процесса определения нагрузки на коленчатом валу испытуемого двигателя. Проведен анализ и выбор тензодатчиков веса – миниатюрных датчиков серии MLB20 производства ООО «ТОКВЕС», г. Екатеринбург, которые полностью удовлетворяют задачам исследования. Для размещения измерительного оборудования была разработана и рассчитана на прочность конструкция из металлической профильной трубы 40×20 мм и толщиной стенки 1,5 мм. В результате прочностного расчета построены эпюры внутренних силовых факторов. Рассчитанные максимальные напряжения, создаваемые в рычаге при работе стенда, не превышают допустимые напряжения при пульсирующей нагрузке Ст3, следовательно, данный рычаг выдержит нагрузки. На основе проведенных расчетов и функциональных характеристик стенда был разработан сборочный чертеж и 3D-модель проектируемого автоматизированного весового механизма. Направления дальнейших исследований необходимо связать с разработкой программного обеспечения для проведения лабораторных работ с обучающимися по направлению 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Ключевые слова: обкаточно-тормозной стенд, двигатель внутреннего сгорания, весовой механизм. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры технического сервиса и ремонта машин Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ Н.В. Шипов, В.А. Максимов, Н.В. Поживилов Получена: 11.01.2021 Рассмотрена: 11.01.2021 Опубликована: 02.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для обеспечения стабильной и бесперебойной работы общественного транспорта требуется высокая надежность автобусов, обеспечиваемая своевременным и качественным техническим обслуживанием. Однако существуют вероятность случайных отказов, в том числе на линии, при выполнении автобусом перевозки. Для снижения числа линейных отказов вводится планово-предупредительный ремонт (ППР). В статье рассматривается применение ППР в системе обслуживания и ремонта для линейных городских автобусов ЛиАЗ-429260, ЛиАЗ-529265 и ЛиАЗ-621365, эксплуатируемых в филиалах ГУП «Мосгортранс». Для замены в рамках ППР отобраны позиции запасных частей, оказывающие наибольшее влияние на безопасность перевозок, а также те позиции, отказ которых влияет на работоспособность автобуса в целом. Для них нормы расхода скорректированы таким образом, чтобы интервал их замены совпадал с моментом прохождения автобусом ТО-2. Посчитаны трудоемкости выполнения работ ППР совместно с ТО-2. В результате расчета трудоемкостей часть норм расхода была пересмотрена для более равномерного распределения работ по пробегам. Составлены списки запасных частей и эксплуатационных жидкостей, подлежащих замене при ТО-2 в рамках дополнительных работ и при ППР, в зависимости от пробега. Результатом внедрения ППР является сокращение издержек на проведение текущего ремонта за счет выполнения некоторых ремонтных работ во время планового технического обслуживания автобусов. Произошло перераспределение затрат по видам обслуживания в сторону ТО, что позволяет лучше планировать работу служб ремонта и проводить закупки запасных частей. Ключевые слова: техническое обслуживание, ППР, городские автобусы, нормы расхода, сокращение издержек, надежность, планирование затрат. Сведения об авторах:
Шипов Никита Васильевич (Москва, Россия) – студент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: nshipov@gmail.com). Максимов Виктор Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: vamaximov57@mail.ru). Поживилов Никита Васильевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: nikita.pozhivilov@madi.ru). Список литературы: 1. Joint optimization of inspection and spare ordering policy with multi-level defect information / F. Zhao, X. Liu, R. Peng, J. Kang // Computers & Industrial Engineering. – 2020. – Vol. 139. – 106205. 2. Sequential imperfect preventive maintenance model with failure intensity reduction with an application to urban buses / Y. Zhou, G. Kou, H. Xiao, Y. Peng, F.E. Alsaadi // Reliability Engineering & System Safety. – 2020. – Vol. 198. – 106871. 3. Котовщук С.В. Использование планово-предупредительного агрегатного ремонта // Мировая наука. – 2019. – № 6. – С. 233–235. 4. Скоробогатый К.В. Разработка паспорта системы планово-предупредительного ремонта для автобусов Hyundai Univers в условиях Сибири // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 1. – С. 38–41. 5. On preventive maintenance policies: a selection framework / I. Alsyouf, S. Hamdan, M. Shamsuzzaman, S. Haridy, I. Alawaysheh // Journal of Quality in Maintenance Engineering. – 2020. 6. Vintr Z., Holub R. Preventive maintenance optimization on the basis of operating data analysis // In Annual Reliability and Maintainability Symposium. – 2003. – P. 400–405. 7. Grida M., Zaid A., Kholief G. Optimization of preventive maintenance interval // In 2017 Annual Reliability and Maintainability Symposium (RAMS). – P. 1–7. 8. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. 9. Методика оценки оптимального запаса автомобильных запасных частей с умеренным спросом / А.В. Авласенко, А.В. Зубова, В.М. Терских, В.Н. Катаргин // Безопасность колесных транспортных средств в условиях эксплуатации. – 2017. – 250–256. 10. Максимов В.А., Моложавцев О.В. Определение норм расхода запасных частей городскими автобусами (для целей планирования) // Грузовик. – 2014. – № 7. – С. 19–21. 11. Автобус ЛиАЗ-429260. Технология технического обслуживания / ООО «Ликинский автобусный завод». – Ликино-Дулево, 2016. – 210 с. 12. Автобус ЛиАЗ-529265. Технология технического обслуживания / ООО «Ликинский автобусный завод». – Ликино-Дулево, 2016. – 230 с. 13. Автобус ЛиАЗ-621365-79. Технология технического обслуживания / ООО «Ликинский автобусный завод». – Ликино-Дулево, 2018. – 253 с. 14. Adonyi R., Heckl I., Olti F. Scheduling of bus maintenance by the P-graph methodology // Optimization and Engineering. – 2013. – Vol. 14 (4). – Р. 565–574. 15. Methods of determining the correction coefficients of specific norms of spare parts consumption depending on fleet age / V.A. Maksimov, A.A. Zavgorodniy, N.V. Pozhivilov, G.A. Krylov // In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 832, no. 1. – P. 012050.
| ||