ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТОПЛИВНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНАЩЕННЫХ СИСТЕМОЙ COMMON RAIL, НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОАО «МРСК УРАЛА» – «ПЕРМЭНЕРГО» С.Д. Балабанов, С.А. Пестриков Получена: 18.01.2020 Рассмотрена: 18.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены предпосылки развития, принцип работы, устройства и отличительные черты дизельных автомобилей с системой топливоподачи Common Rail. Представлен вариант уменьшения затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава с данной системой. Снижение издержек происходит посредством модернизации топливного участка на собственной производственной площади. В связи с этим согласно критериям подобран и выбран необходимый перечень оборудования, инструментов и оснастки для участка. Показан план топливного участка со схемой расстановки оборудования на производственном отделении. Произведен расчет средней себестоимости одной услуги на собственном топливном участке. В последующем была поставлена и решена задача оптимизации распределения маршрутов движения парка подвижного состава с системой топливоподачи Common Rail от восьми производственных площадок до мест облуживания. Для решения задачи оптимизации распределения транспортных потоков выбран метод линейного программирования. В качестве целевой функции определена сумма себестоимости за транспортировку и средняя стоимость обслуживания на примере автомобиля КамАЗ 6520 с данной системой топливоподачи. Произведены расчеты показателей качества и оценки уровня технологических процессов, таких как снятие, установка, диагностика и ремонт форсунки, системы Common Rail автомобиля КамАЗ 6520 на примере транспортного предприятия управления механизации и транспорта (УМиТ) на ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго». Ключевые слова: общая магистраль, топливный участок, модернизация, оценка уровня технологического процесса. Сведения об авторах:
Балабанов Станислав Дмитриевич – магистрант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: balabanov_stas@rambler.ru). Пестриков Сергей Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pestrikovsa@mail.ru). Список литературы: 1. Колесников Н.П., Труфанов В.В., Чернышов И.Ю. Особенности устройства и направления совершенствования системы впрыска дизельного топлива «Common Rail» // Проблемы развития технологий создания, сервисного обслуживания и использования технических средств в агропромышленном комплексе: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н.И. Бухтоярова, В.И. Оробинского. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. аграр. ун-та им. Императора Петра I, 2017. – С. 152–156. 2. Степанов Д.В. Преимущества и недостатки дизельных двигателей с топливной системой Common Rail // Будущее науки. – 2018. – № 2. – С. 277–280. 3. Влияние качества дизельного топлива на работу двигателя / С.В. Корнеев, С.В. Пашукевич, Д.С. Рыбальский [и др.] // Омский научный вестник. – 2017. – № 2 (152). – С. 13–16. 4. Митусова Т.Н., Полина Е.В., Калинина М.В. Современные дизельные топлива и присадки к ним. – М.: Техника: ООО «ТУМА ГРУППА», 2002. – 64 с. 5. Титов С.В. Форсунки Common Rail – какие они бывают? Форсунки Common Rail – устройство и принцип работы // «Авто-Мото-Тюнинг и ремонт». – Октябрь, 2015. – С. 4–6. 6. Балабанов С.Д., Пестриков С.А. Оптимизация затрат на диагностику и ремонт подвижного состава на примере автотранспортного предприятия ОАО «МРСК-Урала» – «Пермэнерго» // Финансовая экономика. – 2019. – № 7. – С. 199–205. 7. Балабанов С.Д., Бояршинов М.Г., Пестриков С.А. Выбор оптимального варианта снижения затрат на диагностику и ремонт систем Common Rail на примере автотранспортного предприятия ОАО «МРСК-Урала» – «Пермэнерго» // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, 7–8 ноября 2019 г. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. – С. 13–16. 8. Балабанов С.Д., Пестриков С.А. Модернизация топливного участка для диагностики и ремонта систем Common Rail в управлении механизации и транспорта на производственном отделении ПГЭС ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» // Химия. Экология. Урбанистика: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Пермь, 18–19 апреля 2019 г. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. – С. 27–32. 9. «АвтоТехДизель» оборудование для дизель-сервиса [Электронный ресурс] // Каталог стендов для диагностики и ремонта Common Rail. – URL: http://www.mrsk-ural.ru/company/filial/perm/. 10. Бояршинов М.Г. Методы вычислительной математики: учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. – 241 с. 11. Кожевникова Н.Ю. Оценка эффективности использования специализированного подвижного состава современным автотранспортным предприятием // Аграрное образование и наука. – 2013. – № 3. 12. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000. – 336 с. 13. Барабанова О.А., Васильев В.А., Одиноков С.А. Семь инструментов контроля качества / Инновац. технол. центр МАДИ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. – М., 2008. – 75 с. 14. Пестриков С.А., Шумков А.Г. Методика оценки эффективности организации технического обслуживании и ремонта на примере транспортного подразделения филиала ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 233–244. 15. Бондаренко И.Б., Иванова Н.Ю., Сухостат В.В. Управление качеством электронных средств. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. – 211 с. ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ М.Г. Бояршинов, А.Г. Шумков Получена: 27.12.2019 Рассмотрена: 27.12.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены проблемы и возможные направления обеспечения транспортной доступности в Пермском крае. Приведен ряд определений понятия «транспортная доступность», на основе которых были выделены общие затрагиваемые параметры – время перемещения, а также затрачиваемая при этом стоимость. В то же время в законодательстве заложены основные нормы создания транспортной инфраструктуры, критерии оценки перемещений общественного транспорта, ценообразования и пр. Одной из самых важных задач транспортной доступности является повышение эффективности внутригородских пассажирских перевозок. В статье представлена динамика изменения транспортной инфраструктуры города Перми в течение 10–15 лет, отмечено уменьшение численности населения на 10 %, при этом рост парка автомобилей на 30 %, в центральной части города численность «дневного» населения увеличивается в 3,6 раза, численность автомобилей – в 4,8 раза. В рамках исследования выявлены проблемы транспортной доступности города Перми, такие как: нерациональное управление дорожным движением, приводящее к возникновению заторов и загруженности транспортных узлов; малая транспортная обеспеченность отдельных районов города с высокой плотностью населения; низкий уровень дорожной безопасности, что делает невозможным использование экологически чистых способов передвижения (ходьба и велосипедный транспорт) и др. Для примера рационального транспортного сообщения районов города представлена схема движения трамваев в городе Волгограде, основным отличием от движения того же вида транспорта в Перми является возможность попасть во все районы города без пересадки. Результатом работы является оценка возможности повышения уровня транспортной доступности города. Ключевые слова: транспортная доступность, транспортная система города, общественный транспорт. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Шумков Арсений Геннадьевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТИ ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ В.И. Брызгалов, М.О. Карпушко Получена: 26.01.2020 Рассмотрена: 26.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены основные нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с платными автомобильными дорогами и платными участками. Проанализирован опыт российских городов, в которых предусмотрено взимание платы за проезд по автомобильным дорогам. Исходя из анализа предложены тарифы за проезд по платным автомобильным дорогам в зависимости от категории транспортных средств, соответствующие объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платной автомобильной дороги. На основании полученных данных и методики расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам произведен расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге, по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом. Расчет включал определение затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платному дорожному объекту с учетом снижения расхода горюче-смазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по другим статьям эксплуатационных затрат. Преимущество для пользователей платных автомобильных дорог определялось экономией времени доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта и безопасности движения. Рассмотрен вопрос развития платных автомобильных дорог на территории Пермского края. Произведена оценка эффективности инвестиций и целесообразность размещения платной автомобильной дороги на территории Пермского края. Рассмотрено дополнительное привлечение денежных средств за счет размещения автозаправочных станций и рекламы. Определен период окупаемости платной автомобильной дороги. Сделан вывод о необходимости проведения дальнейших исследований проблем развития сети платных автомобильных дорог в Пермском крае. Ключевые слова: платная автомобильная дорога, альтернативный проезд, тарифы, пункты взимания платы, эффективность, окупаемость автомобильных дорог. Сведения об авторах:
Брызгалов Владислав Игоревич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladislavbryzgalov@mail.ru). Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Список литературы: 1. Owen W. Brookings Institution, Charles Lee Dearing. Toll Roads and the Problem of Highway Modernization. – Creative Media Partners, LLC, 2018. – 222 p. 2. Robert Bain. Britain's Toll Roads. – Amberley Publishing, 2020. – 96 p. 3. Odeck J. Estimating and predicting the operational costs of road tolls: An econometric assessment using panel data, Transportation Research Part A: Policy and Practice. – 2019. – Vol. 130. – P. 466–478. – URL: https://doi.org/10.1016/j.tra.2019.09.047. 4. Корреспонденция счетов: Нормативно-правовое регулирование // Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/law/consult/cm/ 5. В Прикамье появится первая платная автомобильная трасса [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/5d28403c9a7947d44841b89e (дата обращения: 26.12.2019). 6. Депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли Постановление «Об утверждении перечня объектов автодорожного строительства Пермского края» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Пермского края. – URL: https://mintrans.permkrai.ru/about/news/5184/ (дата обращения: 23.09.2019). 7. Тарифы на проезд // ООО «Автодор-Платные Дороги» [Электронный ресурс]. – URL: https://avtodor-tr.ru/ru/platnye-uchastki/tarify-na-proezd/ (дата обращения: 23.09.2019). 8. Пользователям дорог: Платные участки [Электронный ресурс] // Государственная компания «Российские автомобильные дороги». – URL: https://russianhighways.ru/for_drivers/pay-sites.php (дата обращения: 23.09.2019). 9. Реестр контрактов, заключенных заказчиками [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html? morphology=on&openMode=USE_DEFAULT_PARAMS&pageNumber=1&sortDirection=false& 10. Бушанский С.П. Платные дороги и управление функционированием дорожной сети [Электронный ресурс] // ЭНСР. – 2010. – № 1 (48). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platnye-dorogi-i-upravlenie-funktsionirovaniem-dorozhnoy-seti (дата обращения: 24.09.2019). 11. Гарманов Е.Н. Оценка эффективности инвестиций в автомобильные дороги в условиях рыночных отношений: метод. указания к курсовому и дипломному проектированию / Моск. гос. авт.-дор. ин-т. – М., 1999. 12. Жаденова С.В. Обоснование параметров, определяющих эффективность функционирования платной автомобильной дороги: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.23.11. – Волгоград: Изд-во ВГАСА, 2003. 13. Гавриш В.В. Экономика дорожного строительства: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 478 с. 14. Гавриш В.В. Экономика дорожного строительства: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 2. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 348 с. 15. Выполнение работ по разработке проектной документации строительства автомобильной дороги Северный обход г. Перми [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. – URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-info.html? regNumber=0156200009919000406 (дата обращения: 26.12.2019). РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ СКЛОНА ПОД КАНАТНУЮ ДОРОГУ И.Л. Бартоломей, М.О. Карпушко, Е.Н. Карпушко Получена: 26.01.2020 Рассмотрена: 26.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время задачи оценки и прогноза устойчивости склонов приобретают все большее значение. Основными причинами являются дефицит в больших городах территорий для строительства зданий и сооружений, дорог, проложения трасс трубопроводов, линий электропередач и др. Нарушение устойчивости нагруженных склонов, являющихся основаниями сооружений, связано с огромным материальным ущербом и возможными человеческими жертвами. Следовательно, поиск надежного и эффективного метода расчета устойчивости склонов с учетом всех основных параметров, влияющих на их устойчивость, является актуальной задачей. В данной работе расчет производится на объекте горнолыжного комплекса. На склоновой части опасность могут представлять оползневые процессы. Для оценки развития оползневых процессов в местах массового скопления отдыхающих и спортсменов для целей их безопасного пребывания должна быть выполнена проверка устойчивости склона. Объектами исследования послужили склоны: горы по линии подъемника; грунты, слагающие верхнюю часть литосферы до глубины 10 м; подземные воды. Границей рассматриваемого участка является канатная дорога – линейное, динамически нагруженное сооружение с промежуточными опорами, нижней и верхней станциями. По данным исследований инженерно-геологических элементов был произведен расчет коэффициента устойчивости склона в пределах изученного участка по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения. Данный метод основан на виртуальной поверхности сдвига метода предельного равновесия и результатах расчета напряженного состояния. Результаты оценки устойчивости склона показали, что поверхность предполагаемого смещения характеризуется коэффициентом устойчивости меньше нормативного. Требуется проведение дополнительных мероприятий по закреплению грунтов. Ключевые слова: устойчивость, поверхность скольжения, Midas GTS NX, коэффициент устойчивости, реконструкция канатной дороги. Сведения об авторах:
Карпушко Марина Олеговна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: mkarpushko@gmail.com). Бартоломей Игорь Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: barmadesu@yandex.ru). Карпушко Елена Николаевна (Волгоград, Россия) – кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экспертиза и эксплуатация объектов недвижимости», доцент кафедры «Строительство и эксплуатация транспортных сооружений», Волгоградский государственный технический университет, Институт архитектуры и строительства (400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, e-mail: hhelenaa@mail.ru). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ИСПЫТАТЕЛЬНОМУ ЕЗДОВОМУ ЦИКЛУ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР Н.И. Кузнецов, М.Г. Бояршинов Получена: 05.11.2019 Рассмотрена: 05.11.2019 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время наиболее неблагоприятной с точки зрения риска блокировки системы выпуска накопившимся в ней конденсатом является эксплуатация автомобилей в крупных городах в зимний период. Частые пуски в относительно короткий промежуток времени либо пуск – короткий пробег – и последующая длительная стоянка при низких температурах опасны тем, что система выпуска отработанных газов не успевает прогреться и удалить накопившийся конденсат. Ежедневная эксплуатация в таких режимах способствует быстрому скоплению конденсата, а последующая длительная стоянка при температуре воздуха ниже 0 °C опасна тем, что в зависимости от конструктивных особенностей элементов выпускной системы возможны образование и замораживание конденсата в системе выпуска отработанных газов, образование ледяной пробки внутри либо на ее выходе и, как следствие, невозможность запуска двигателя. Учитывая то, что большая часть территории России находится в зонах умеренного и холодного климата, исследования, направленные на выявление закономерностей формирования уровня накапливания конденсата в системе выпуска отработанных газов, корректирование на этой основе периодичности удаления конденсата из системы выпуска, а также оптимизацию конструктивных параметров систем выпуска отработанных газов, более чем актуальны. В этой связи необходимо исследование описанного явления и разработка на его основе рекомендаций по поддержанию работоспособности системы выпуска отработанных газов в состоянии, обеспечивающем надежный запуск двигателя и исправную работу автомобиля в период пониженных температур. Задача настоящего исследования – установление особенностей изменения температуры элементов системы выпуска отработанных газов при движении по испытательному ездовому циклу MNEDC в условиях отрицательных температур. Экспериментальное исследование заключается в запуске холодного двигателя, движении автомобиля по испытательному ездовому циклу MNEDC. Одновременно с запуском двигателя регистрируется температура элементов системы выпуска отработанных газов, для измерения которой используется контактный метод с использованием термопар. Получены зависимости от времени температуры элементов системы выпуска отработанных газов. Отмечаются особенности изменения температуры при движении автомобиля в указанных условиях. Ключевые слова: отработанные газы, система выпуска, температурный режим, конденсат, испытательный ездовой цикл, пониженные температуры. Сведения об авторах:
Кузнецов Никита Игоревич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Список литературы:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ К.Ю. Тюрюханов, К.Г. Пугин, В.К. Пугина Получена: 20.01.2020 Рассмотрена: 20.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены различные направления использования ресурсного потенциала техногенных материалов, полученных в результате деятельности предприятий различных отраслей промышленности при получении композиционных строительных материалов. Показано, что техногенные материалы являются ценным и востребованным сырьем и обладают различным функциональным назначением в структуре композиционного материала. Исследования в области модифицирования и улучшения физико-механических, физико-химических характеристик полидисперсных, полиминеральных, органоминеральных композиционных материалов являются актуальной темой для строительной и дорожно-строительной отрасли и материаловедения в целом. Рассмотрены примеры использования ресурсного потенциала металлургических шлаков, зол уноса, отходов хризотила химических производств. Шлаки находят применение в качестве крупного минерального заполнителя в асфальтобетонах и цементобетонах. Продукты сжигания твердого топлива в большом количестве используются в качестве минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси, отходы переработки хризотила – в качестве армирующего компонента в органоминеральных полидисперсных композиционных материалах. Наряду с известными отходами наиболее перспективными и вызывающими большой интерес являются твердые бытовые отходы в виде различных пластмасс и автомобильных покрышек, в силу своих характеристик позволяют повысить долговечность и прочность автомобильных покрытий, не прибегая к удорожанию конечного продукта. Представлены результаты лабораторных испытаний образцов асфальтобетона, полученного на основе отработанной формовочной смеси. Ключевые слова: асфальтобетон, техногенные материалы, строительство, физико-механические характеристики, отработанная формовочная смесь, металлургические шлаки. Сведения об авторах:
Тюрюханов Кирилл Юрьевич (Пермь, Россия) – ведущий инженер кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Turuchfnov.k.u@list.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru), ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова» (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23). Пугина Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – студент Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: veronika815@inbox.ru). Список литературы:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИБРАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОНСТРУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН В.А. Малышев, К.Г. Пугин Получена: 22.01.2020 Рассмотрена: 22.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены основные аспекты математического моделирования динамического взаимодействия строительно-дорожной машины и опорной поверхности. В настоящее время строительно-дорожные машины должны соответствовать высоким технико-экономическим показателям и удовлетворять условиям безопасной работы. Увеличение скорости движения рабочих органов, динамических нагрузок при перемещении и выполнении технологических операций влечет за собой возрастание вибрационных воздействий как на оператора, так и на конструкцию строительно-дорожной машины. Для уточненного расчета элементов машин в настоящее время используется математическое моделирование, которое позволяет не только провести анализ конструкции, но и определить значения вибрационного воздействия на конструктивные элементы машин. В статье обоснована и построена расчетная модель взаимодействия строительно-дорожной машины и опорной поверхности. Для лучшего понимания образованных связей физическая модель динамической системы была представлена в виде блоков с указанием взаимного влияния. При построении математических моделей были приняты допущения: строительно-дорожная машина является системой, имеющей распределенную массу; шасси (в данном случае принято пневматическое) состоит из подрессоренной и не подрессоренной частей; не учитывается взаимодействие рабочего органа и рабочего тела; в процессе движения машины массы могут совершать вертикальные, продольные и поперечные колебания на упругих опорах. Были использованы математические преобразования Лагранжа второго рода и диссипативная функция Релея. Полученные уравнения описывают вынужденные колебания строительно-дорожной машины при движении по опорной поверхности. Математическая модель позволяет вычислить вертикальные колебания подрессоренной массы и колебания неподрессоренных масс. Результаты моделирования динамического поведения строительно-дорожной машины (разработанной математической модели) существенно зависят от точности математического описания продольного профиля опорной поверхности размещения машины. В первом приближении возможно представить существующие неровности опорной поверхности в синусоидальном виде (как правило, горизонтальные участки). Полученная математическая модель взаимодействия строительно-дорожной машины и опорной поверхности позволяет рассчитывать и динамические нагрузки на опорную поверхность, возникающие при передвижении машины и выполнении рабочих операций. Ключевые слова: строительные машины, математическое моделирование, динамическое воздействие, вибрация, модель, оператор. Сведения об авторах:
Малышев Вадим Андреевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: 123zzz@rambler.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: 123zzz@rambler.ru). Список литературы: 1. Корчагин П.А. Система автоматизации проектирования виброзащитных систем землеройных машин // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2013. – № 5 (33). – С. 104–110. 2. Корчагин П.А., Тетерина И.А. Математическая модель сложной динамической системы «возмущающие воздействия – машина – оператор» // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2015. – № 5. – С. 118–123. 3. Щербаков В.С., Корчагин П.А. Снижение динамических воздействий на одноковшовый экскаватор: монография / СибАДИ. – Омск, 2000. – 147 с. 4. Корчагин П.А., Тетерина И.А. Результаты экспериментальных исследований вибрационного воздействия на оператора дорожной уборочно-подметальной машины // Вестник СибАДИ. – 2015. – № 2. – С. 25–30. 5. Predictive graphicaluser interface elements to improve crane operator performance / J. Vaughan, A. Smith, S.J. Kan, W. Singhose // IEEETrans. Syst., Man, Cybern. A, Syst. Humans. – Mar. 2011. – Vol. 41, no. 2. – P. 323–330. 6. Potter J.J., Singhose W. Improving manual tracking of systemswith oscillatory dynamics // IEEE Trans. Human–Mach. Syst. – Jan. 2013. – Vol. 43, no. 1. – P. 46–52. 7. Maciejewski I., Meyer L., Krzyzynski T. Modeling and multi-criteria optimization of passive seat suspension vibrasolating properties // Sound and Vibration. – 2009. – Vol. 324, no. 3–5. – P. 520–538. 8. Колесников Ю.И., Федин К.В., Нгомайезве Л. Диагностика основания твердого дорожного покрытия по упругим стоячим волнам // Инженерные изыскания. – 2018. – Т. 12, № 7–8. – С. 84–91. 9. Benaziz M., Nacivet S., Thouverez F. A shock absorber model for structure-borne noise analyses // Journal of Sound and Vibration. – 2015. – Vol. 349. – P. 177–194. 10. Georgiev Z., Kunchev L. Study of the vibrational behaviour of the components of a car suspension // MATEC Web of Conferences. – Vol. 234 (1): 02005, BulTrans-2018. – Sozopol, Bulgaria, 2018. – P. 1–6. 11. Xinguo J., Yanjun Q., Sheng R. An approach to optimize the settings of actuated signals // Journal of Modern Transportation. – March 2011. – Vol. 19, no. 1. – P. 68–74. 12. Серова Е.Ю., Сапожкова Н.В. Оценка состояния организации движения транспорта на улично-дорожной сети Волгограда // Вестник Волгогр. гос. архит.-строит. ун-та. Сер. Строительство и архитектура. – 2015. – Вып. 40 (59). – С. 208–217. 13. Рыков С.П. Методы моделирования и оценки поглощающей и сглаживающей способности пневматических шин в расчетах подвески и колебаний колесных машин: дис. … д-ра техн. наук: 05.05.03. – Братск, 2005. – 430 с. 14. Подрубалов В.К., Никитенко А.Н., Подрубалов М.В. Вибронагруженность трактора при случайном кинематическом возбуждении // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – Т. 1, № 2 (16). – С. 221–226. 15. Михайлов В.Г. Анализ методов получения продольных профилей дорог // Системный анализ и прикладная информатика. – 2018. – № 2. – С. 13–21. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТОиР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СОЗДАНИИ НОВОГО КОМПЛЕКСА ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ПОЛИГОНА НА ПЛОЩАДКЕ ПАО «ПРОТОН-ПМ» В П. НОВЫЕ ЛЯДЫ В.И. Старцев, С.А. Пестриков Получена: 20.01.2020 Рассмотрена: 20.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Данная статья является актуальной для ПАО «Протон-ПМ», так как в рамках реализации проекта «Инновационный территориальный кластер «Технополис “Новый Звездный”» планируется перемещение производства и, соответственно, сотрудников в п. Новые Ляды. В связи с этим необходимо организовать перевозки сотрудников, живущих в г. Перми, до предприятия и обратно, а также решить вопрос обновления парка новыми автобусами «Волгабас» и рассмотреть вариант организации поста по обслуживанию транспортных средств, работающих на метане. В данной статье анализируется подвижной состав транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ». Рассматривается его технологический процесс. Проводится исследование проекта совершенствования предприятий – модернизация. Рассматриваются возможные варианты организации перевозок, такие как: использование автобусов транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ»; аренда у сторонних организаций автобусов, за рулем которых будут находиться водители, работающие в этих организациях, и использование автобусов предприятия; аренда у сторонних организаций автобусов, за рулем которых будут находиться водители, работающие в этих организациях, использование автобусов транспортного цеха и закупка новых автобусов; закупка новых автобусов в транспортный цех № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ» и осуществление перевозок только с помощью этих автобусов. Эффективность этих вариантов оценивается с помощью математических моделей транспортных задач. Произведен расчет различных составляющих производственной программы. Изучено дополнительное оборудование для обслуживания автобусов, работающих на метане. Произведено сравнение показателей механизации и экономической составляющей автобусов транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ» и новых автобусов, с помощью которых доказано одно из преимуществ автобуса «Волгабас». Составлена диаграмма Исикавы, за следствие которой (главная ось, называющаяся «Качество ТОиР) было взято качество ТО и ремонта. Обозначено четыре причины – оборудование, запасные части, персонал и технология обслуживания (прилегающие оси к главной оси). Ключевые слова: автобусы, перевозки, технологический процесс, модернизация, механизация, оборудование, производственная программа, транспорт, транспортный цех. Сведения об авторах:
Старцев Владислав Игоревич (Пермь, Россия) – магистрант Пермского национального исследовательского политехнического университета (6144990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladik.startzev@yandex.ru). Пестриков Сергей Анатольевич (Пермь, Россия) – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (6144990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pestrikovsa@mail.ru). Список литературы:
РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К МАТЕРИАЛАМ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ УНИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин Получена: 20.01.2020 Рассмотрена: 20.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены общие требования к материалам при производстве унифицированной электротележки. Актуальность применения электротележек обусловлена необходимостью соблюдения норм охраны труда по содержанию вредных веществ в атмосферном воздухе при работе в закрытых помещениях, особыми условиями труда, связанными с невозможностью эксплуатации транспорта с двигателями внутреннего сгорания, а также общемировой тенденцией, нацеленной на снижение загрязнения окружающей среды. Определена последовательность выбора материала, которая содержит следующие этапы: разработка исходных требований исходя из назначения детали и ее конструкционного решения; анализ условий эксплуатации деталей, построение схем нагружения, выявление возможных дефектов; требования к свойствам материала; определение характеристик материалов, способных обеспечить необходимые свойства; определение группы материалов, соответствующих предъявленным требованиям; выбор технологических процессов механической и термической обработки, позволяющих получить нужную форму, качество поверхности и свойства проектируемой детали; окончательный выбор материала и упрочняющей технологии с учетом экономических соображений. Основой для выбора материала деталей автомобилей и тракторов является техническое задание. Выбор материалов для производства изделия начинается с анализа номенклатуры материалов и подборки имеющих наилучшее сочетание эксплуатационных характеристик. Затем, исходя из технологических свойств отобранных материалов, рассматривают варианты технологии изготовления изделия с учетом его массы, размеров, конструктивных и эксплуатационных особенностей. Материалы должны быть доступными и отвечать требованиям экономической эффективности. Работоспособность выполненных из них изделий должна соответствовать затратам труда, приложенным к реализации технических достоинств материалов. Показана схема выбора материалов на начальном этапе подготовки производства. Представлен общий вид электротележки. Задачи следующего этапа: выявление принципиальной возможности выполнения технических требований; разработка компоновочных схем основных узлов и агрегатов; определение внешнего вида и интерьера электротележки. Ключевые слова: электротележка, выбор материалов, надежность, качество изготовления. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Филькин Николай Михайлович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: fnm@istu.ru). Список литературы:
РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА УНИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин Получена: 14.01.2020 Рассмотрена: 14.01.2020 Опубликована: 31.03.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлен эскизный проект унифицированной платформы напольного электротранспорта (УПНЭТ). На стадии эскизного проекта определены принципиальные конструктивные решения разрабатываемой модели транспортного средства. Вместо чертежа общего вида разработаны трехмерные геометрические модели, что является предпочтительным и возможным решением при современном развитии компьютерных систем и технологий. Для определения габаритных размеров УПНЭТ, типа ее компоновки и промежуточного анализа ее массы использованы предварительные габаритные и присоединительные размеры силового агрегата (электродвигателя), ведущего моста, рамы. По этим данным на трехмерных моделях указаны необходимые установочные размеры основных узлов и агрегатов относительно мостов автомобиля и рамы. Проведен предварительный анализ массы основных агрегатов и узлов, конечной целью которого является определение нагрузки на мосты. Особое внимание уделено удобному расположению водителя и органов управления. В данном случае в основном применяются заимствованные узлы и агрегаты, ранее разработанные для машин, выполняемых подобные работы, и соответствующие по техническим характеристикам режимам работы УПНЭТ, гарантийным срокам и условиям эксплуатации проектируемой УПНЭТ. Основная форма рамы УПНЭТ состоит из типовых профильных элементов (швеллер, двутавр, тавр, уголок и квадратная труба). Жесткость и прочность конструкции усиливается за счет крепежных элементов подвески, а также дополнительной передней поперечной балки. Основная консоль крепления подвески обеспечивается за счет балок с профилем двутавр. С целью снижения затрат на производство всех навесов изначально предлагается выполнить все формы без сложных изгибов. Представлено решение задачи определения размерности рабочего места водителя, которая включает и вопрос антропометрии и пропорционального отношения частей тела друг к другу, что очень важно в решении вопросов эксплуатации транспортного средства. Вид формы деталей и кузова, а также общая конструкция организуются на основании стандартов и эксплуатационных свойств автомобиля. Вопросы компоновки рассматриваются в соответствии с нормативными документами, в которых оговорены значения размеров, углов и др. Представлен общий вид рамы, расположения агрегатов, посадочного места водителя. Ключевые слова: электротележка, эскизный проект, компоновочная схема, эргономика. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Филькин Николай Михайлович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: fnm@istu.ru). Список литературы: 1. Шаихов Р.Ф. Определение остаточного ресурса деталей навесного оборудования специальных автомобилей // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2019. – № 3. – С. 83–88. 2. Мальцев Д.В., Пестриков С.А. Определение оптимальной периодичности технического обслуживания автобусов // Мир транспорта. – 2018. – № 2 (75). – С. 96–105. 3. Мальцев Д.В. Анализ причин малой наработки на отказ турбокомпрессоров при эксплуатации в условиях карьеров // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика / Воронеж. гос. лесотехн. ун-т им. Г.Ф. Морозова. – 2016. – Т. 4, № 5–4 (25–4). – С. 267–271. 4. Шаихов Р.Ф. Особенности эксплуатации автомобилей с турбокомпрессорами в условиях карьеров // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2019. – № 2. – С. 73–79. 5. Попов А.В., Козырин Н.С., Мальцев Д.В. Двухпоточная трансмиссия против вариатора // Автомобильная промышленность. – 2018. – № 11. – С. 18–21. 6. Мальцев Д.В., Генсон Е.М. Повышение эффективности эксплуатации кузовных мусоровозов: монография / М-во с.-х. РФ, ПГАТУ им. Д.Н. Прянишникова. – Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2019. – 144 с. 7. Мальцев Д.В., Генсон Е.М., Репецкий Д.С. Электронные учебные пособия для прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. – 2019. – № 4. – С. 134–141. 8. Боговеев Р.А., Мальцев Д.В., Генсон Е.М. Оценка квалификации производственного персонала на предприятиях агропромышленного комплекса // Актуальные вопросы применения инженерной науки: материалы Междунар. студ. науч.-практ. конф. / Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева, 2019. – С. 110–115. 9. Yusupov S.A. Fundamentals of projecting exterior design of automobile // Наука, техника и образование. – 2017. – № 7 (37). – С. 68–71. 10. Large-Scale Energy Storage System Design and Optimization for Emerging Electric-Drive Vehicles / Wu Jie, Wang Jia, Li Kun, Zhou Hau, Lv Qin, Shang Li, Sun Yihe // IEEE Trans. Comput.Aid. Des. Integr. Circuits and Syst. – 2013. – Vol. 32, 3. – P. 325–338. 11. Modelling of components of hybrid and city transportation in shareware soft / D.V. Topolsky, E.V. Solomin, I.G. Topolskaya, N.D. Topolsky // Journal of Computational and Engineering Mathematics. – 2015. – Vol. 2, № 3. – P. 3–12. 12. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. – 2018. – № 6. – С. 18–21. 13. Экспериментальная модель автономного полноуправляемого электромобиля / Н.С. Соломатин, П.А. Шаврин, В.Н. Лата, А.В. Ермолин [и др.] // Журнал автомобильных инженеров. – 2017. – № 3 (104). – С. 8–11. 14. Дунаев М.П. Математическое и физическое моделирование электромобиля // Информационные и математические технологии в науке и управлении. – 2017. – № 2 (6). – С. 65–71. 15. Системные подходы в конструировании и дизайн-проектировании унифицированной машины технологического электротранспорта / А.И. Коршунов, Р.С. Музафаров, М.А. Плетнев, Д.В. Скуба, Н.М. Филькин // Интеллектуальные системы в производстве. – 2016. – № 2. – С. 40–47.
| ||