ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТА «ФОРМУЛА СТУДЕНТ» ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Д.С. Аликин, С.А. Пестриков, А.А. Чистоклетов, М.Ю. Петухов Получена: 15.07.2019 Рассмотрена: 15.07.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены вопросы организационного развития проекта студенческого конструкторского бюро «Формула Студент» Пермского национального исследовательского политехнического университета. Изучены различные подходы к решению организационных вопросов, возникающих в ходе работы команды над проектом. Представлена и описана форма организации, выбран оптимальный подход к решению организационных проблем, имеющихся в команде. При реализации данного подхода предлагается изменить систему управления командой для достижения поставленной цели – завершения постройки болида в кратчайшие сроки с минимальными затратами. В статье раскрываются особенности командной работы на этапе изготовления болида, организационные проблемы, возникающие на данном этапе. Проведен анализ функций всех подразделений в проекте «Формула Студент» ПНИПУ. Рассмотрены основные сильные и слабые стороны проекта до и после изменений в организации команды. Рассчитана ориентировочная сумма инвестиций, необходимая для завершения проекта. Проведена оценка состояния проекта в целом, разработан план завершения проекта болида с учетом всевозможных рисков, построена диаграмма Ганта. Представлен список новых подразделений, с которыми планируется сотрудничество. Ключевые слова: «Формула Студент», FSAE, управление, менеджмент, автоспорт, ключевые показатели эффективности, план-график, риск-менеджмент, эффективность, студенческое конструкторское бюро, гоночный автомобиль, инженерные соревнования, болид, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Сведения об авторах:
Аликин Дмитрий Сергеевич (Пермь, Россия) – магистрант Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: aldim96@mail.ru). Пестриков Сергей Анатольевич (Пермь, Россия) – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pestrikovsa@mail.ru). Чистоклетов Александр Александрович (Пермь, Россия) – магистрант Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: blade9595@mail.ru) Петухов Михаил Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pmu@pstu.ru). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПОДПОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКОЙ ИЗ АРМИРОВАННОГО ГРУНТА, А ТАКЖЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКИ ИЗ ФИБРОАРМИРОВАННОЙ ЗОЛЫ УНОСА А.М. Бургонутдинов, К.Р. Истомина, В.И. Клевеко Получена: 14.06.2019 Рассмотрена: 14.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Подпорные сооружения для удержания грунта от обрушения используются в строительной практике с древнейших времен. Применение подпорных конструкций в транспортном строительстве, а именно – при возведении участков автомобильных дорог в условиях сложного рельефа и плотной застройки, обусловлено не только отсутствием площадей для использования конструкций откосов, но и экономической составляющей строительства. В статье представлены результаты численного моделирования работы конструкций подпорных стен с разными вариантами обратной засыпки: «классическая» подпорная стенка с засыпкой из песка, армогрунтовая подпорная стена с засыпкой из песка, армированного геотекстилем, обратная засыпка из фибропеска, а также с альтернативными вариантами обратной засыпки – золой уноса и золой уноса, армированной дискретными волокнами базальта. Проведено сравнение вариантов, за критерий эффективности принято уменьшение горизонтальных деформаций при боковом давлении грунта на облицовку подпорной стены в условиях действия транспортной нагрузки и без нее. Также рассчитаны сметная стоимость и сметная трудоемкость работ по возведению каждой из перечисленных выше конструкций и сделаны выводы об эффективности и работе конструкций подпорных стен. Ключевые слова: подпорные конструкции, армированный грунт, геосинтетический материал, фиброармирование, зола уноса, транспортная нагрузка. Сведения об авторах:
Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Истомина Катарина Равилевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: istominakr@yandex.ru). Клевеко Владимир Иванович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vlivkl@mail.ru). Список литературы:
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОНОЛИТНОЙ ПЛИТЫ УСИЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ Л.В. Гулицкая, О.С. Шиманская, Д.Е. Гусев Получена: 17.05.2019 Рассмотрена: 17.05.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Cформулирована актуальная задача для мостовой отрасли Республики Беларусь – обновление мостового парка путем реконструкции эксплуатируемых железобетонных автодорожных мостов с повышением грузоподъемности пролетных строений до уровня нормативных нагрузок. Одним из эффективных решений для повышения грузоподъемности мостового сооружения является применение монолитной железобетонной плиты усиления, включенной устройством анкеров в совместную работу с существующими элементами пролетных строений – балками или Проведенный авторами мониторинг применения проектных решений усиления мостовых сооружений в рамках обследования сооружений перед вводом их в эксплуатацию после завершения капитального ремонта либо реконструкции позволил сформулировать вывод о необходимости применения расчетных методик для определения оптимальных параметров установки анкеров при проектировании железобетонной плиты усиления пролетных строений. В статье приведены результаты теоретического исследования работы анкеров в конструкциях пролетных строений мостовых сооружений, усиливаемых накладной железобетонной плитой, которое было проведено с целью оптимизации эффективного использования анкеров с учетом их расстановки, а также для определения оптимальной глубины заделки анкеров в таких конструкциях. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при проектировании контактных стыков конструкций, усиливаемых накладной железобетонной плитой, с параметрами и предпосылками расчета, принятыми в данном исследовании. Необходимые рекомендации по проектированию контактных стыков с параметрами, отличающимися от рассмотренных в данном исследовании, могут быть получены по методикам, приведенным в данном исследовании. В статье сделан вывод, что все проектные решения по армированию зон усиления должны быть подтверждены расчетами, исключающими неэффективную работу новых конструкций и неэффективное использование Ключевые слова: мостовые сооружения, грузоподъемность, пролетные строения, железобетонная плита усиления, неразрезное пролетное строение, анкер, глубина заделки анкеров, шаг анкеров, количество анкеров, класс бетона, нагрузка, предельное усилие. Сведения об авторах:
Гулицкая Лариса Владимировна (Минск, Республика Беларусь) – кандидат технических наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории мостов и инженерных сооружений (НИЛ МИС) Белорусского национального технического университета (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, Белорусский национальный технический университет, e-mail: nilmis@mail.ru). Шиманская Ольга Степановна (Минск, Республика Беларусь) – старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории мостов и инженерных сооружений (НИЛ МИС) Белорусского национального технического университета (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, e-mail: nilmis@mail.ru). Гусев Дмитрий Евгеньевич (Минск, Республика Беларусь) – кандидат технических наук, главный специалист ООО «Экомост» (220030, г. Минск, ул. Тимошенко, 8–12, e-mail: nilmis@mail.ru). Список литературы: 1. Осипов В.О., Кузьмин Ю.Г. Содержание, реконструкция, усиление и ремонт мостов 2. Неволин А.П., Богоявленский Н.А., Сырков А.В. Эксплуатация мостов: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Особенности эксплуатации железобетонных конструкций мостов. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. – 173 с. 3. Васильев А.И. Оценка технического состояния мостовых сооружений: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2017. – 255 с. 4. Андрианов Ю.А. Актуальность проблемы эксплуатационной надежности мостов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. – 2014. – № 2 (37). – С. 77–81. 5. Кожушко В.П. Оценка несущей способности пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2006. – № 34–35. – С. 30–34. 6. Гулицкая Л.В., Гусев Д.Е., Шиманская О.С. Актуальные вопросы повышения грузоподъемности типовых сборных плитных мостов на автомобильных дорогах // Автомобильные дороги и мосты. – 2015. – № 1 (15). – С. 9–13. 7. Усиление железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов. Обзорная информация. – М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987. – Вып. 2. – 55 с. 8. Дементьев В.А., Волокитин В.П., Анисимова Н.А. Усиление и реконструкция мостов на автомобильных дорогах: учеб. пособие / Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т. – Воронеж, 9. Кваша В.Г., Салийчук Л.В. Реконструкция малых железобетонных мостов // Автомобильные дороги и мосты. – 2014. – № 2. – С. 40–45. 10. Овчинников И.И., Блинков М.А. Анализ изменения напряженно-деформированного состояния малого мостового сооружения при усилении его накладной плитой // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2016. – № 2. – С. 73–84. 11. Усиление и уширение автодорожных мостов. Тематическая подборка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.complexdoc.ru/ntdtext/538451/28. 12. Коваль П.М., Стоянович С.В. Напряжение в сборно-монолитных железобетонных пролетных строениях мостов при учете стадийности работы // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. – 2011. – № 39. – С. 61–65. 13. Попович Н.Н., Миронюк А.С., Борщов В.И. Усиление железобетонных балочных пролетных строений с использованием шпренгелей и предварительно напряженных стержней // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. – 2005. – № 6. – С. 131–132. 14. Панченко О.В., Кваша В.Г., Салийчук Л.В. Гибкие стержневые анкеры при расширении и усилении железобетонных мостов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2012. – № 58. – С. 46–53. 15. Гулицкая Л.В., Гусев Д.Е., Шиманская О.С. Расчетное исследование по обоснованию конструкции монолитной плиты усиления на пролетном строении из сборных железобетонных плит длиной 9 м // Автомобильные дороги и мосты. – 2016. – № 1 (17). – С. 43–48. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В АТМОСФЕРУ В.А. Зеликов, Г.А. Денисов, Е.В. Шаталов, О.В. Фесикова, Е.В. Тарасова Получена: 17.06.2019 Рассмотрена: 17.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена методика расчета массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу различными группами автомобильного транспорта на перегонах и на перекрестках городских улиц и дорог. Произведен расчет массы выбросов загрязняющих веществ, их концентрации и комплексного индекса загрязнения атмосферы на перегоне и перекрестке. В центре технического контроля автомобилей государственной инспекции по безопасности дорожного движения Воронежской области с помощью газоанализатора проведены замеры выбросов загрязняющих веществ автомобилем на разных режимах работы двигателя в ненагруженном состоянии и под нагрузкой. Выполнено сравнение расчетных и полученных экспериментальных значений. Определены коэффициенты погрешности, которые введены в расчетные формулы существующей методики расчета массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ввиду преобладания в транспортном потоке легковых автомобилей с нейтрализатором в расчетные зависимости введен коэффициент неравномерности выбросов загрязняющих веществ. На основании расчетов и проведенных исследований получили скорректированную методику, позволяющую производить расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с наименьшей долей погрешности. Данная методика позволит качественно осуществить мониторинг атмосферного воздуха, точнее определить количественную долю семи наиболее распространенных загрязняющих веществ различных классов опасности, которые выбрасывает автомобильный транспорт, и наметить первоочередные решения по эффективной организации дорожного движения. Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязняющие вещества, интенсивность движения, масса выбросов, концентрация загрязняющих веществ, газоанализатор, улично-дорожная сеть. Сведения об авторах:
Зеликов Владимир Анатольевич (Воронеж, Россия) – доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Организации перевозок и безопасности движения» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, e-mail: zelikov-vrn@mail.ru). Денисов Геннадий Александрович (Воронеж, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организации перевозок и безопасности движения» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, e-mail: dga.vrn@mail.ru). Шаталов Евгений Владимирович (Воронеж, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организации перевозок и безопасности движения» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, e-mail: opbd_vglta@mail.ru). Фесикова Оксана Валерьевна (Воронеж, Россия) – кандидат философских наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные науки» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, e-mail: fesicova2012@yandex.ru). Тарасова Елена Вячеславовна (Воронеж, Россия) – аспирант кафедры «Организация перевозок и безопасности движения» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, e-mail: akwamarins@mail.ru). Список литературы: 1. Сильянов В.В., Домке Э.Р. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц. – М.: Академия, 2007. – 352 с. 2. Кручинин И.Н., Сушков С.И. Повышение транспортно-эксплуатационных качеств щебеночных оснований и покрытий лесовозных автомобильных дорог // Строительные и дорожные машины. – 2016. – № 6. – С. 36–38. 3. Кручинин И.Н., Бурмистрова О.Н. Нормирование основных транспортно-эксплуатационных качеств зимних лесовозных автомобильных дорог // Лесотехнический журнал. – 4. Нормативное обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта: учеб. пособие / В.А. Максимов, В.И. Сарбаев, Р.И. Исмаилов, И.В. Воробьев; МАДИ-ГТУ. – М., 2004. – 235 с. 5. Zimmerman R. Transport, the Environment and Security. – Publisher: Edward Elgar Pub, 2012. – 288 p. 6. Scientific basis of the expert system of road safety / V. Korchagin, A. Pogodaev, V. Kliavin, V. Sitnikov // Transportation Research Procedia – 2017. – Р. 321–325. 7. Оценка экологических показателей загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом в административных районах г. Воронеж / В.А. Зеликов, Г.А. Денисов, Е.В. Тарасова, Н.В. Зеликова, В.В. Михина // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: сб. ст. XVII Междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж, 2019. – С. 64–67. 8. Зеликов В.А., Денисов Г.А., Тарасова Е.В. Оценка экологической обстановки и особенности дорожных условий участка улично-дорожной сети в районе пересечения ул. Антонова-Овсеенко и 45-й стрелковой дивизии г. Воронеж // Организация и безопасность дорожного движения: материалы ХII Нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Воронеж, 2019. – С. 56–60. 9. Формирование модели проектирования системы «дорожные условия – транспортные потоки» и пути ее реализации / В.Г. Козлов, А.В. Скрыпников, Е.Ю. Микова, Р.В. Могутнов, Е.В. Чирков // Лесотехнический журнал. – 2018. – Т. 8, № 1 (29). – С. 100–111. 10. Транспортный светофор: патент № 2690138 / Денисов Г.А., Зеликов В.А., Струков Ю.В., Злобина Н.И., Лихачев Д.В. 11. Dorokhin S.V., Zelikov V.A., Denisov G.A. Improvement of road traffic safety in the zone of unsignalled pedestrian crossings // Transportation Research Procedia. – 2018. – Р. 121–128. 12. Применение на улично-дорожной сети «умных светофоров» / В.А. Зеликов, Г.А. Денисов, Ю.В. Струков, Н.И. Белоусова, К.Д. Горбачев, Ю.А. Зеликова // Теоретические и прикладные исследования в области естественных, гуманитарных и технических наук: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 209–214. 13. Исакова К.Н., Буйленко В.Я., Верейкин В.Е. Основные направления организации управления городскими транспортными системами // В мире научных открытий. – 2012. – № 2–6 (26). – С. 130–137. 14. Зеликов В.А., Денисов Г.А., Струков Ю.В. Управление пропускной способностью транспортной системы в недетерминированной среде // Прогресс транспортных средств и систем: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград, 2018. – С. 194–196. 15. Денисов Г.А., Белокуров В.П., Лихачев Д.В. Повышение эффективности управления движением в транспортныз узлах путем применения адаптивных исполнительных элементов // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 6. – С. 16–18. К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ РИСКА ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ А.В. Кочетков, А. Грунвальд, Л.В. Янковский, А.К. Каукаров Получена: 27.03.2019 Рассмотрена: 27.03.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время с развитием беспилотных систем на транспорте, в том числе использовании беспилотных наземных транспортно-технологических машин и комплексов при транспортном строительстве, у собственников такой техники возникает потребность в правовом и нормативном обеспечении, техническом регулировании и оценке риска производства работ. Особенно это актуально в аварийных ситуациях, когда возникает необходимость в обеспечении защиты прав собственников техники, операторов машин, а также производителей беспилотных систем. Научная новизна исследования состоит в предложении нового решения проблемы на глобальном уровне на основе всестороннего анализа имеющихся зарубежных данных о беспилотном транспорте. Достижения и разработки беспилотного автомобильного транспорта будут оценены с позиции этических норм и проблем технического регулирования для получения рекомендаций и заключений для разработки перечней нормативных баз. Технические риски будут вычислены и оценены для решения вопросов эксплуатации и защиты прав владельцев и пользователей беспилотных машин наземного транспорта и технологических комплексов в случаях чрезвычайных ситуаций. Значимость заключается в том, что результаты исследования позволят решить проблему отсутствия основных фундаментальных положений правового и нормативного обеспечения, технического регулирования и оценки риска применительно к эксплуатации беспилотных наземных транспортно-технологических машин и комплексов при транспортном строительстве. Ключевые слова: юридическая поддержка, этический анализ, технические правила, оценка степени риска, технологическая оценка, эксплуатация беспилотных систем, беспилотные транспортные машины, транспортное строительство, ремонт и техническое обслуживание уличной дорожной сети. Сведения об авторах:
Кочетков Андрей Викторович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614000, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: soni.81@mail.ru). Armin Grunwald (Germany) – Full professor of Philosophy and Ethics of Technology, Director of the Institute for Technology Assessment and Systems Analysis, Director of the Office of Technology Assessment at the German Bundestag; Germany, Karlsruhe Institute of Technology, e-mail: armin.grunwald@kit.edu. Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614000, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: yanekperm@yandex.ru). Каукаров Алтынбек Кубашевич (Алматы, Республика Казахстан) – докторант, Казахская академия транспорта и коммуникации имени М. Тынышпаева (050012, Республика Казахстан г. Алматы, ул. Шевченко, 97 (уг. ул. Масанчи), e-mail: altynbek-79@mail.ru). Список литературы: 1. Васильев В., Ильин Г. Будущие завоеватели российских дорог // Автомобильные дороги. – 2017. – № 9. – С. 25–47. 2. Левский Г.Б. Перспективы и целесообразность применения беспилотных автотранспортных систем // Автомобильная промышленность. – 2018. – № 1. – С. 1–5. 3. Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 1 (86). – С. 103–110. 4. Your next car will be hacked. – URL: https://www.theguardian.com/technology/2016/ mar/13/autonomous-cars-self-driving-hack-mikkohypponen-sxsw (дата обращения: 30 03. 2018). 5. Умный транспорт: Новые вызовы информационной безопасности [Электронный ресурс]. – URL: https:// habrahabr.ru/ company/pt/blog/302194/ (дата обращения: 30.03.2019). 6. Чем опасен робомобиль? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kaspersky.ru/blog/ driverless-carsdangers/12956/ (дата обращения: 30.03.2019). 7. Беляев К.М., Романов А.А. Кибернетическая безопасность беспилотного транспорта // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2018. – № 2 (44). – С. 37–42. 8. Савицкая Н.В., Камзол П.П., Казанская Л.Ф. Перспективы развития беспилотного транспорта в России // Бюллетень результатов научных исследований. – 2018. – № 2. – С. 18–28. 9. Будрина Е.В., Пелипенко А.А. Беспилотные системы и перспективы их развития // Бюллетень транспортной информации. –2018. – № 7 (277). – С. 14–20. 10. Разработка робототехнической платформы для интеллектуального ремонта дорожного полотна / В.А. Рачис, В.А. Галлингер, Э.И. Бейшенбаев, И.Ю. Собянин // Высокопроизводительные вычислительные системы и технологии. – 2018. – № 1 (8). – С. 200–203. 11. Пролиско Е.Е., Шуть В.Н. Возможности и перспективы беспилотного городского общественного транспорта // Математические методы в технике и технологиях. – 2018. – Т. 9. – С. 16–23. 12. В Японии используют беспилотные экскаваторы для подготовки к Олимпиаде-2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://rb.ru/story/smart-construction-equipment/ (дата обращения: 22.03.2019). 13. Умное строительство с применением дронов Skycatch и беспилотной тяжелой техники Komatsu [Электронный ресурс]. – URL: https://enki.ua/news/umnoe-stroitelstvo-s-primeneniem-dronov-skycatch-i-bespilotnoy-tyazheloy-tehniki-komatsu-4520 (дата обращения: 22.03.2019). 14. Выбор требований к противогололедным материалам для зимнего содержания автомобильных дорог мегаполиса / С.П. Аржанухина, Р.Б.О. Гарибов, А.В. Кочетков, Л.В. Янковский, Т.А. Глухов, А.В. Бобков // Вода: химия и экология. – 2013. – № 4 (58). – С. 106–115. 15. Social risk constellations for autonomous driving. Analysis, historical context and assessment / A. Grunwald, M. Maurer, J.C. Gerdes, B. Lenz, H. Winner // Autonomous driving. Technical, legal and social aspects. – Heidelberg: Springer Open. – 2016. – Р. 641–662. 16. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: fcpir.ru/business/prioritety-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya/ 11 (дата обращения: 22.03.2019). ВЫБОР КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ОТХОДОВ Н.В. Лобов, Е.М. Генсон, Д.В. Мальцев, А.С. Хрулев Получена: 20.06.2019 Рассмотрена: 20.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена обзору основных проблем, с которыми столкнулись участники рынка по обращению Ключевые слова: парк автомобилей, специализированный подвижной состав, оптимизация, эффективность эксплуатации мусоровозов. Сведения об авторах:
Лобов Николай Владимирович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: lobov@pstu.ru). Генсон Евгений Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: genson@pstu.ru). Мальцев Дмитрий Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mdv@pstu.ru). Хрулев Александр Сергеевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: khrulev7alex@gmail.com). Список литературы: 1. Лапова Е.В., Нор П.Е. Проблемы реализации нового законодательства об отходах // Безопасность городской среды: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 16–18 ноября 2016 г.). – Омск , 2016. – С. 257–262. 2. Долгушин А.Б., Хмельченко Е.Г. Анализ развития законодательной базы по реформированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами в России // Муниципальная академия. – 2019. – № 1. – С. 9–19. 3. Ракитин В.А. Анализ методик формирования рациональной структуры парка грузовых автомобилей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – 4. Бородина Ю.В. Определение рациональной структуры парка автомобилей-такси // Успехи современной науки. – 2016. – т. 2, № 10. – С. 109–113. 5. Якунин Н.Н., Дрючин Д.А., Якунин С.Н. Обоснование структуры таксомоторного парка с учетом характеристик периода эксплуатации автомобилей // Вестник оренбургского государственного университета. – 2009. – № 4 (98). – С. 171–178. 6. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и технико-эксплуатационных показателей транспортных средств // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 3 (37). – С. 174–188. 7. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю. Методика оптимизации парка автомобилей на вывозке сортиментов на основе имитационного моделирования в среде ГИС // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2009. – № 11 (105). – С. 72–77. 8. Мигачев В.А. Повышение эффективности использования грузовых автомобилей на основе выбора наиболее рационального парка подвижного состава: дис. … канд. техн. наук: 05.22.10. – Пенза, 2012. – 137 с. 9. Паули Н.В. Совершенствование методики выбора рациональной структуры парка грузовых автомобилей с учетом наработки: дис. … канд. техн. наук: 05.22.10. – Оренбург, 2013. – 146 с. 10. Мартынов Н., Аврамов Д., Белоусов Б. Оптимизация состава парка специализированных транспортных средств для транспортирования твердых бытовых отходов // Логистика. – 2019. – № 1 (146). – С. 40–45. 11. Рахмангулов А.Н. Математические методы в организации и управлении перевозками: учеб. пособие / Магнитогор. гос. горн.-металлург. акад. им. Г.И. Носова. – Магнитогорск, 1998. – 114 с. 12. Манаев К.И., Мельников А.Н. Оптимизация автомобильного и контейнерного парка при сборе и вывозе твердых бытовых отходов // Вестник оренбургского государственного университета. – 2014. – № 10 (171). – С. 130–134. 13. Кононова М.С., Крючкова Е.А., Епишева А.К. Оценка технико-экономической эффективности транспортирования твердых коммунальных отходов // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. – 2019. – № 2 (9). – С. 95–102. 14. Мартынов Н., Аврамов Д., Белоусов Б. Основные результаты оптимизации состава парка мусоровозов для транспортирования твердых бытовых отходов // Логистика. – 2019. – № 2 (147). – С. 36–40. 15. Манаев К.И. Обоснование рациональной структуры автотранспортно-контейнерного парка для сбора и вывоза твердых бытовых отходов: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.22.10. – Оренбург, 2017. – 22 с. ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, РАБОТАЮЩИХ НА МЕТАНЕ, НА БАЗЕ ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА № 80 ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «ПРОТОН-ПМ» В.И. Старцев, С.А. Пестриков Получена: 25.07.2019 Рассмотрена: 25.07.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья является актуальной для ПАО «Протон-ПМ» с учетом ближайшей перспективы переноса производства в п. Новые Ляды. В настоящее время необходимо организовать перевозки сотрудников, живущих в г. Перми, до места работы и обратно. В связи с этим предлагается обновить парк новыми автобусами «Волгабас» и рассмотреть вариант организации поста по обслуживанию транспортных средств, работающих на метане. В статье рассматриваются возможные варианты организации перевозок, такие как: использование автобусов транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ»; аренда автобусов у сторонних организаций, за рулем которых будут находиться водители, работающие в этих организациях, и использование автобусов транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ»; аренда автобусов у сторонних организаций, за рулем которых будут находиться водители, работающие в этих организациях, использование автобусов транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ» и покупка новых автобусов в транспортный цех № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ»; закупка новых автобусов в транспортный цех № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ» и осуществление перевозок только с помощью этих автобусов. Эффективность данных вариантов оценивается с помощью математических моделей транспортных задач. С этой целью проведен анализ подвижного состава и оборудования транспортного цеха № 80 предприятия ПАО «Протон-ПМ». Рассмотрен вариант организации перевозок на автобусах «Волгабас», а также необходимое оборудование для организации поста по обслуживанию автобусов, работающих на метане. Ключевые слова: автобусы, перевозки, система ТО и ремонта, математическая модель, оптимизация, транспортный цех, транспортная задача. Сведения об авторах:
Старцев Владислав Игоревич – магистрант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladik.startzev@yandex.ru) Пестриков Сергей Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, Россия, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pestrikovsa@mail.ru). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСТЫВАНИЯ НАГРЕТЫХ АГРЕГАТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН ПРИ ТЕРМОСТАТИРОВАНИИ КУЗОВА К.Г. Пугин, И.Э. Шаякбаров Получена: 29.07.2019 Рассмотрена: 29.07.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме повышения надежности транспортно-технологических машин, используемых при освоении территорий Крайнего Севера, которые характеризуются низкими температурами окружающей среды и наличием большого количества снежных осадков. Данному вопросу уделяется повышенное внимание со стороны Правительства РФ, опубликован ряд постановлений, в которых указывается необходимость развития этих территорий. В работе показано, что эксплуатация транспортно-технологических машин в условиях низких температур затруднена. Этот вопрос можно решить различными техническими и эксплуатационными методами, однако большая их часть требует интеграции в различные узлы и агрегаты машин дорогостоящего оборудования. При работе двигателя выделяется большое количество тепла, которое через систему охлаждения выпускается в атмосферу даже при выключенном двигателе. Предлагается использовать данное тепло для повышения коэффициента климатической адаптации машин, облегчения запуска машин в межсменный период путем изоляции агрегатов от окружающей среды теплоизолирующим материалом. Для установления влияния мест размещения теплоизолирующего материала по отношению к защищаемому объекту была разработана упрощенная схема определения теплопотерь агрегатов машин и произведены теоретические расчеты их остывания при заданных условиях. Также для проверки была создана экспериментальная установка, имитирующая изолированный кузов с нагретым элементом внутри, позволяющая определить реальное время остывания агрегата. На основании полученных данных было установлено, что при применении термостатирования необходимо учитывать расположение термоизолирующего слоя по отношению к защищаемому объекту. Установлено, что наименьшая скорость изменения температуры агрегатов строительно-дорожных машин достигается при верхнем расположении теплоизолирующего слоя, а наибольшая скорость изменения температуры – при нижнем расположении. Ключевые слова: низкие температуры, термостатирование кузова, техническая эксплуатация, строительные и дорожные машины, силовой агрегат, теплопотери, коэффициент теплопередачи. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета; (614000, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: 123zzz@rambler.ru); профессор Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (614060, г. Пермь, бул. Гагарина, д. 33). Шаякбаров Ильнур Эльмарович (Пермь, Россия) – студент Пермского национального исследовательского политехнического университета (614000, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, e-mail: ilnur199459@gmail.com). Список литературы: 1. Решетников А.П., Ишков А.М., Бояршинов А.Л. Эксплуатационная надежность транспорта, влияние ее на ДТП в условиях севера // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2017. – Т. 21, № 7 (126). – С. 164–170. 2. Полимерные композиты в узлах трения машин и механизмов северного исполнения / А.В. Анисимов, В.Е. Бахарева, И.В. Никитина, А.С. Савелов // Вопросы материаловедения. – 2017. – № 3 (91). – С. 83–100. 3. Слепцов О.И. Инновационная деятельность при решении физико-технических проблем Севера // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 1. – С. 40–42. 4. К вопросу увеличения срока службы работы лесовозного автомобильного транспорта в суровых климатических условиях / А.А. Горбунов, А.М. Бургонутдинов, О.Н. Бурмистрова, О.М. Тимохова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–10. – С. 2092–2098. 5. Совершенствование гидропривода строительно-дорожных машин для северных условий эксплуатации / Г.Г. Закирзаков, Ш.М. Мерданов, В.В. Конев, А.Д. Матвеева, С.С. Дубров // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12–3. – С. 491–495. 6. Чумляков К.С. Идентификация уровней приспособленности автомобилей к суровым низкотемпературным условиям эксплуатации // Транспорт Урала. – 2007. – № 1 (12). – С. 137–139. 7. Анисимов И.А. Мультикритериальный анализ работы газодизельных автомобилей 8. Методологическое обоснование системы адаптации грузовых автомобилей к условиям эксплуатации в агропромышленном комплексе амурской области / Е.Е. Кузнецов, А.И. Гончарук, В.Н. Ковалевский, А.В. Лысенко // АгроЭкоИнфо. – 2017. – № 1 (27). 9. Долгушин А.А., Воронин Д.М., Мамонов О.В. Методология обоснования оптимального теплового режима работы агрегатов автомобилей // Достижения науки и техники АПК. – 2018. – Т. 32, № 9. – С. 89–92. 10. Кузнецов Н.И., Петухов М.Ю., Щелудяков А.М. Об особенностях запуска двигателя легкового автомобиля в современном мегаполисе при низких температурах окружающей среды // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2012. – № 1. – С. 137–143. 11. Problem of accumulation and freezing of condensate in the exhaust gases of cars at low temperatures / N. Kuznetsov, M. Petukhov, A. Khaziev, A. Laushkin // Applied Mechanics and Materials. – 2016. – Vol. 838. – P. 47–55. 12. Кузнецов Н.И., Петухов М.Ю. Разработка модели для оценки характера изменения температурного состояния поверхности деталей системы выпуска автомобиля // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы науч.-техн. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – Т. 1. – С. 130–132. 13. Кузнецов Н.И., Мартемьянов А.О. Об особенностях изменения температуры поверхности системы выпуска отработавших газов автомобиля в условиях низких температур // Химия. Экология. Урбанистика. – 2018. – Т. 1. – С. 422–426. 14. Стручков В.С., Курмаев Р.Х. Разработка перспективной системы термостатирования для электромобильного транспорта // Труды НАМИ. – 2019. – № 1 (276). – С. 29–35. 15. Громов И.М., Чудинов В.А., Шаякбаров И.Э. Повышение эффективности зимней эксплуатации строительной и дорожной техники за счет термостатирования кузова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2018. – № 2. – С. 375–380. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СВАЙ ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ О.В. Третьякова Получена: 14.07.2019 Рассмотрена: 14.07.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена вопросам строительства и эксплуатации транспортных тоннелей мелкого заложения в суровых климатических условиях и связана с проблемой подъема конструкций тоннеля силами морозного пучения грунта, что служит причиной нарушения целостности сооружений. Отмечено, что существующие методы защиты конструкций тоннелей мелкого заложения от морозного пучения грунта приводят к удорожанию строительства. Обозначено применение свайных фундаментов как инструмента для восприятия сил морозного пучения. Высокая степень пучинистости грунтов приводит к увеличению длины свай, что требует новых подходов к их расчету и проектированию. Предложено направленное снижение влияния морозного пучения на сваю за счет особенностей ее конструкции без увеличения длины. Данный подход реализован путем создания позитивных конструктивных и силовых факторов, обеспечивающих устойчивость конструкций тоннеля в пучинистом грунте, посредством изменения геометрии сваи. В работе использованы методы математического моделирования. Построена математическая модель работы сваи в основании конструкций тоннеля мелкого заложения в условиях морозного пучения грунта. В модели учтены конструктивные особенности тоннеля мелкого заложения, геометрические параметры сваи, температурный режим грунта вокруг тоннеля, грунтовые условия. Детально рассмотрен процесс морозного пучения грунта вокруг сваи. Особое внимание уделено выводу уравнений для определения геометрических характеристик сваи, обеспечивающих противодействие подъему сваи и вышележащих конструкций касательными силами морозного пучения грунта. Результаты исследования позволят снизить стоимость возведения и эксплуатации тоннельных сооружений мелкого заложения на пучинистых грунтах и могут быть использованы при проектировании на территориях, подверженных этому опасному природному процессу, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Ключевые слова: транспортный тоннель, морозное пучение грунта, буровая свая, обратный уклон поверхности, свая с верхним обратным конусом, уравнение равновесия сил, модель работы сваи в пучинистом грунте. Сведения об авторах:
Третьякова Ольга Викторовна (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614013, г. Пермь, ул. Академика Королева, 19а, е-mail: Olga_wsw@mail.ru). Список литературы:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Р.Ф. Шаихов Получена: 09.07.2019 Рассмотрена: 09.07.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены причины малой наработки на отказ грузовых автомобилей. Проведено исследование распределения отказов по системам автомобиля; установлено, что наибольшее количество приходится на гидравлическую систему навесного оборудования. Возможной причиной этого автор называет сложные условия эксплуатации, так как рассматриваемая техника используется для строительства дорог. Самыми частыми причинами возникновения отказов гидравлической системы являются утечки рабочей жидкости, связанные с негерметичностью пары поршень – цилиндр (внутренние) или цилиндр – крышка, крышка – шток (внешние). Для устранения утечек наиболее востребованы манжеты, уплотнительные кольца и поршни гидроцилиндров. Для более оперативного устранения отказов и, соответственно, снижения продолжительности простоев техники автор предлагает прогнозировать остаточный ресурс гидравлических цилиндров. Благодаря прогнозным значениям появится возможность заранее закупить запасные части и материалы, при этом они не будут продолжительное время храниться на складе. Представлена методика определения остаточного ресурса, которая заключается в многократном измерении деталей гидроцилиндра в процессе его обслуживания, с целью получения экспериментальной зависимости скорости износа сопряжений. Получение аналогичных зависимостей аналитически является достаточно сложной задачей из-за того, что скорость износа зависит от большого числа факторов: твердости и чистоты обработки поверхностей трения, класса точности и величины начального зазора, материалов, режимов работы навесного оборудования, качества рабочей жидкости, качества ТО и ремонта. Прогнозировать влияние каждого фактора слишком сложно и проблематично из-за случайности их проявления, поэтому скорость износа в различные периоды эксплуатации будет неодинаковой. По указанной методике проведен расчет на примере гидроцилиндра самосвала на базе шасси Камаз, дан прогноз его остаточного ресурса. Ключевые слова: надежность, прогноз остаточного ресурса, гидравлическая система, гидроцилиндр. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Р.Ф. Шаихов Получена: 22.06.2019 Рассмотрена: 22.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена анализу причин некачественного выполнения технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей на автотранспортном предприятии. Современные автотранспортные предприятия насчитывают до 30 единиц подвижного состава, т.е. являются малыми, им достаточно сложно содержать хорошую материальную базу. Поэтому основные причины – отсутствие необходимого оборудования и инструмента, а также неквалифицированный персонал. На многих предприятиях обслуживание и ремонт автомобилей выполняются водителями, т.е. людьми без профильного образования, либо специалистами с недостаточным объемом знаний или опыта. Решением данной проблемы может стать аттестация персонала. Проведен анализ методов оценки персонала, обоснован выбор оценки знаний, умений и личных качеств сотрудников. Оценку знаний целесообразно выполнять при помощи тестирования. Тесты должны содержать вопросы разной степени сложности, в том числе открытые вопросы без вариантов ответов, которые позволят определить квалификацию испытуемого. Вопросы для проведения тестирования в рамках аттестации были подготовлены с помощью новых профессиональных стандартов. Для оценки умений и навыков целесообразно использовать кейсы. Сложность выполнения кейса должна быть различна и соответствовать квалификации рабочего. При решении кейса исполнитель может анализировать ситуацию, найти решение, правильно выбрать оборудование или инструмент, описать или выполнить необходимые действия. Анкетирование проводится с целью исследования особенностей характера, темперамента рабочего, его места в коллективе, межличностных отношений с коллегами и руководством. На собеседовании оценивается мотивационная и эмоциональная составляющая персонала, уровень мотивации и лояльности к компании. Представлены рекомендации по результатам пробной аттестации на автотранспортном предприятии. Ключевые слова: оценка персонала, автотранспортное предприятие, аттестация, тестирование, техническое обслуживание. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru). Список литературы:
| ||