ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ СИСТЕМЫ ВИДЕОФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ М.Г. Бояршинов Получена: 24.07.2022 Рассмотрена: 18.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обработка и анализ числовых данных, получаемых в виде временных рядов, с использованием специальных математических процедур позволяет структурировать и упорядочивать полученную информацию для выявления неявных закономерностей и взаимосвязей между внешними факторами и основными параметрами исследуемых физических, химических, социальных и иных систем и составляющих их отдельных элементов. Объектом изучения является участок дороги с интенсивным односторонним движением, оборудованный программно-техническим комплексом, позволяющим измерять характеристики потока автомобильного транспорта. Предмет исследования – ежедневная интенсивность потока автомобилей в течение недели, с понедельника по воскресенье. Рассматриваются известные методы фрактального анализа, Фурье-анализа и вейвлет-анализа, статистическая обработка стохастических данных, а также сравнительно новый подход, основанный на использовании показателя Хёрста, – метод нормированного размаха. Эти и другие методы цифрового анализа временных рядов позволяют логически объяснять причинно-следственные связи входных и выходных данных при исследовании объекта, воспринимаемого как «черный ящик», делать обоснованные гипотезы и допущения при построении математических моделей процессов и явлений различной природы. В настоящей работе современные математические методы обработки временных рядов иллюстрируются на примере данных об интенсивности транспортных потоков, полученных с помощью аппаратно-программных комплексов системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на улично-дорожной сети крупного российского города. Обработка данных программно-технических комплексов видеонаблюдения позволила построить зависимости от времени показателей интенсивности движения автомобилей на дороге со стабильно высоким потоком транспортных средств, связывающей центральный и отдаленные районы города Перми, при различных интервалах осреднения по дням недели. Направление дальнейшего исследования – получение, обработка, анализ и обобщение результатов определения показателей интенсивности транспортных потоков, получаемых цифровыми методами, на участках улично-дорожной сети с различной интенсивностью движения транспортных средств. Ключевые слова: временной ряд, вейвлет-анализ, метод нормированного размаха, ряд Фурье. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mgboyarshinov@pstu.ru). Список литературы:
УСТОЙЧИВОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ К.Г. Пугин Получена: 14.08.2022 Рассмотрена: 28.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В быстроразвивающемся мире инженерные кадры строительной и транспортной отрасли должны обладать знаниями не только о строительных и транспортных процессах, а также в смежных отраслях наук (химии, машиностроении, экологии и др.), которые обеспечивают широкий кругозор в принятии решений по созданию комфортной и безопасной городской среды. Для разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечивающих воспроизводство высококвалифицированных инженерно-технических кадров, требуются высококвалифицированные научные сотрудники, обладающие не только знаниями в соответствующих отраслях науки, а также опытом преподавания и желанием внедрять новые технологии обучения. Показано, что в настоящее время во многих университетах на технических кафедрах образовался кадровый разрыв, количество молодых преподавателей не восполняет естественную убыль опытных, профессиональных преподавателей высшей категории. Отмечено, что размер основной части заработной платы профессорско-преподавательского состава находится на уровне 40–50 % от общей заработной платы, это означает, что преподаватель большую свою часть активного времени отдает не на подготовку высококвалифицированных инженерно-технических кадров, а на формирование выплат стимулирующего характера, которые, как правило, не связаны с учебным процессом. Для создания благоприятных условий устойчивого воспроизводства квалифицированных инженерно-технических кадров для предприятий строительной и транспортной отрасли и формирования безразрывной структуры профильных кафедр предложена форма взаимодействия вуза и региональных властей. Направление развития материальной и научной базы вуза и стратегия развития региона должны быть синхронизированы. Региональные власти должны быть включены в разработку стратегии развития вуза и определять реализуемые программы подготовки на основе потребностей региона. Отмечено, что одна из трудностей налаживания такого партнерства заключается в том, что у губернаторов недостаточно инструментов прямой поддержки вузов, поскольку последние в большинстве своем находятся в федеральном подчинении. Ключевые слова: строительство, транспорт, высшее образование, заработная плата, профессорско-преподавательский состав. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (e-mail: 123zzz@rambler.ru). Список литературы: 1. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. – 2013. – Т. 5, № 1. – С. 55–80. 2. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. – 2017. – № 8–9 (215). – С. 5–21. 3. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 7. – С. 61–78. 4. Prikhodko V., Polyakova T. The history of MADI and IGIP cooperation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2022. – Vol. 124. – Р. 704–714. 5. Шибанова А.А., Кочанжи И.Д. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов // Экономика труда. – 2020. – Т. 7, № 7. – С. 609–616. 6. Poliakov V. The artificial intelligence and design of multibody systems with predicted dynamic behavior // Int. J. of Circuits, Systems and Signal Processing. – 2020. – Vol. 14. – Р. 972–977. 7. Новый учебный план IGIP для повышения квалификации преподавателей инженерных вузов / А.Н. Соловьев, В.М. Приходько, Л.Г. Петрова, Е.И. Макаренко // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 1. – С. 49–59. 8. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. – 2021. – Т. 8, № 2. – С. 143–158. 9. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Оплата труда в бюджетной сфере: состояние и тенденции развития // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 46 (1). – С. 64–71. 10. Сапожникова Н.И., Коробицын Д.С. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 10, № 10–1. – С. 54–60. 11. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 7. – С. 42–60. 12. Долженкова Ю.В., Сафонов А.Л., Чуб А.А. Архитектура оплаты труда преподавателей высшей школы в бюджетной сфере Российской Федерации // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 7. – С. 25–41. 13. Št'astný D., Janáček J. Earning like a Prof: Academic rank wage premia in Ústí nad Labem, Czechia // GeoScape. – 2021. – № 15 (2). – Р. 146–158. 14. Benzidia M., Lubrano M.A. Bayesian look at American academic wages: From wage dispersionto wage compression // Journal of Economic Inequality. – 2020. – № 18 (2). – Р. 213–238. 15. Polyakova T. Engineering Pedagogy: On the Way to «Education 4.0» // International Journal of Engineering Pedagogy. – 2020. – Vol. 10, № 4. – Р. 4–8. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ПРИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПОТОКОВ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ А.А. Черанёва, Г.В. Ильиных Получена: 08.07.2022 Рассмотрена: 20.07.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы оптимизации системы обращения с отходами и влияния связанных с этим изменений на окружающую среду. Реформа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), проводимая в России в последние годы, направлена на предотвращение несанкционированного размещения отходов и внедрение технологий обработки и утилизации отходов. Чтобы снизить себестоимость сортировки, утилизации и захоронения отходов на современных оборудованных полигонах до приемлемого уровня удельных затрат, объекты обращения с отходами должны быть достаточно крупными. На территориях с невысокой плотностью населения для этого требуется концентрация потоков отходов с многих населенных пунктов на одном объекте. Это в свою очередь приводит к необходимости транспортировать отходы на значительные расстояния, а значит и к выбросам загрязняющих веществ и парниковых газов. Представлены результаты оценки эмиссий парниковых газов при транспортировании твердых коммунальных отходов на территории нескольких районов и городских округов Пермского края по двум вариантам. В первом варианте ТКО транспортируются на собственный объект в каждом районе. Во втором варианте отходы вывозят на единый объект захоронения отходов в соответствии с действующей территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Пермского края. Анализ суммарного пробега мусоровозов, необходимого для транспортирования ТКО с учетом реальной дорожной сети, позволил рассчитать выбросы парниковых газов по двум вариантам и сделать вывод, что централизация потоков отходов на рассматриваемой территории привела к двукратному увеличению пробегов мусоровозов и выбросов парниковых газов. Ключевые слова: парниковые газы, твердые коммунальные отходы, транспортирование, мусоровоз, Сведения об авторах:
Черанёва Анастасия Алексеевна (Пермь, Россия) – студентка II курса магистратуры кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: anastasiacheran@yandex.ru). Ильиных Галина Викторовна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: galina.perm.59@yandex.ru). Список литературы: 1. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность. – М.: ИПУ РАН, 2003. – 92 с. 2. Wünsch С., Tsybina A. Municipal solid waste management in Russia: potentials of climate change mitigation // International Journal of Environmental Science and Technology. – 2022. – № 19. – Р. 27–42. 3. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990–2017 гг. Ч. 1–2. – М., 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://cc.voeikovmgo.ru/images/dokumenty/2019/RUS_NIR-2018_v1.pdf (дата обращения: 18.06.2022). 4. Цыплаков В.Ю. Транспортировка и комбинированная переработка твердых бытовых отходов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 9 (20). – С. 51–52. – URL: https:// 5. Завалеев И.С., Куприянова М.М. Выбросы парниковых газов и их взаимосвязь с выработкой энергии // СОК. – 2019. – № 9. – С. 82–89. 6. IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories. 2006. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ipccnggip.iges.or.jp/public/gl/invs1.html (дата обращения: 18.06.2022). 7. Шубов Л.Я. Проблема муниципальных отходов и рациональные пути ее решения // Экология и промышленность России. – 2005. – № 12. – С. 34–39. 8. Бурова Е.Ю., Савватеева О.А. Несанкционированные свалки как одна из проблем городских территорий: анализ и культура // Вестник Международной академии наук (русская секция). – 2012. – № S. – С. 240–243. 9. Блажко Н.О., Артемьева В.А. Место и роль управленческих решений в системе государственного управления (на примере «мусорной реформы») // Молодежный вектор развития аграрной науки. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 11–15. 10. Отчет о выбросах парниковых газов АО «Архангельский ЦБК» за 2019 год. – 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.appm.ru/upload/iblock/b32/b32bb387ae550524 11. Методика расчета выбросов парниковых газов (CO2-эквивалента) СРО-Э-150 от 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. – URL: https://sro150.ru/metodiki/371-metodika-rascheta-vybrosov-parnikovykh-gazov (дата обращения: 18.06.2022). 12. Шилкина С.В. Мировые тенденции управления отходами и анализ ситуации в России [Электронный ресурс] // Отходы и ресурсы. – 2020. – № 1. – URL: https://resources.today/ 13. Нормы накопления ТКО [Электронный ресурс]. – URL: https://ztbo.ru/o-tbo/lit/sanitarnaya-ochistka-i-uborka-mest/normy-nakopleniya-tbo (дата обращения: 18.06.2022). 14. Технические характеристики мусоровоза КО-440В1 на базе КАМАЗ-65115 [Электронный ресурс]. – URL: https://kamaz.ru/production/special/musorovozy/musorovoz-s-zadney-zagruzkoy-ko-440v1/ (дата обращения: 18.06.2022). 15. Обращение с твердыми отходами / В.М. Гарин, М.К. Лобанова, А.Г. Хвостиков, Г.Н. Соколова, В.А. Финоченко, Т.А. Финоченко, И.Н. Можарова, М.А. Папсуев, И.В Лебедева, А.П. Мясников. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 364 с. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА К.Г. Пугин, О.В. Яконцева Получена: 31.07.2022 Рассмотрена: 18.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Целесообразность вовлечения в производство дорожно-строительных материалов местного минерального сырья необходимо подтверждать технико-экономическим обоснованием. Должна обеспечиваться наименьшая стоимость при одинаковой прочности и долговечности получаемой из асфальтобетона дородной одежды. Возможно использование местных материалов, которые не обеспечивают заданную прочность. Они могут быть подвергнуты обработке неорганическими или органическими вяжущими, химическими реагентами, которые способны активизировать химические связи или изменить внутреннюю структуру местных материалов. Это должно быть обязательно оценено и учтено при технико-экономических расчетах, снижение прочности дорожной одежды должно быть компенсировано снижением стоимости строительства или срока эксплуатации автомобильной дороги до капитального ремонта. Наиболее сложные по своей структуре строительно-дорожные материалы, к которым относится асфальтобетон, при использовании местных сырьевых минеральных компонентов требуют проведения комплексного исследования всех свойств. Это обусловлено сложными процессами структурообразования, идущими на разных уровнях между отдельными структурными элементами асфальтобетона. Приведены данные, показывающие значимое влияние на процессы старения битума химического состава щебня. Предложено, что при использовании местных минеральных материалов для производства асфальтобетонов необходимо учитывать химические особенности строения минерального сырья, которые могут проявить положительные или отрицательные свойства на этапе эксплуатации автомобильной дороги. На процессы старения битума отрицательно влияют оксиды алюминия, калия и натрия. Оксиды железа и титана способствуют сохранению пластичности битума при высокотемпературном воздействии. Для компенсации возможного старения битума при контакте с щебнем карьера «Хромистый», для вовлечение его в технологические процессы производства асфальтобетонов предложено использовать добавки, которые улучшают адгезию битума к минеральным материалам. Ключевые слова: асфальтобетон, битум, старение битума, структурообразование, дорожное строительство. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (e-mail: 123zzz@rambler.ru). Яконцева Ольга Валерьевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Список литературы: 1. A state-of-the-art review of parameters influencing measurement and modeling of skid resistance of asphalt pavements / Reginald B. Kogbara, Eyad A. Masad, Emad Kassem, A. (Tom) Scarpas, Kumar Anupam // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 114. – P. 602–617. 2. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5, № 1. – С. 19. 3. Получение экологически безопасных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. 4. Пугин К.Г., Юшков В.С. Отходы металлургических предприятий для создания цветного асфальтобетона // Экология и промышленность России. – 2017. – Т. 21, № 5. – С. 4–7. 5. Ядыкина В.В., Траутваин А.И. Влияние активности наполнителей из техногенного кремнеземсодержащего сырья на прочность цементных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. – С. 174–179. 6. Ковалев Я.Н., Савуха А.В., Гиринский В.В. Технико-экономическое сравнение конструкций дорожных одежд с использованием местных материалов // Наука и техника. – 2021. – Т. 20, № 5. – С. 449–454. 7. Исследование углеродминеральных продуктов горючих сланцев в качестве сырья для получения минеральных компонентов / В.Д. Галдина, Е.В. Гурова, О.И. Кривонос, М.С. Черногородова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2 (48). – С. 82–89. 8. Применение электросталеплавильных шлаков в конструкциях нежестких дорожных одежд / А.С. Погромский, Г.С. Духовный, Т.В. Аниканова, Ш.М. Рахимбаев. – Белгород: 9. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder // J. of Materials Science and Engineering. – 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870. 10. Эффективное использование пород шахтных отвалов в дорожном строительстве / А.Г. Доля, Д.А. Шатворян, Д.В. Смирнова, И.П. Жуков // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 2 (124). – С. 94–101. 11. Котлярский Э.В., Кочнев В.И., Давлятова Д.Ю. Автоматизированное проектирование асфальтобетонных смесей с заданными свойствами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 1 (71). – С. 27–29. 12. Weiguang Zhang. Effect of tack coat application on interlayer shear strength of asphalt pavement: A state-of-the-art review based on application in the United States // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – Vol. 10, iss. 5. – P. 434–445. 13. Effects of coarse aggregate angularity on the microstructure of asphalt mixture / Junfeng Gao, Hainian Wang, Yin Bu, Zhanping You, MohdRosliMohd Hasan, Muhammad Irfan // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 183. – P. 472–484. 14. Primary investigation on the relationship between microstructural characteristics and the mechanical performance of asphalt mixtures with different compaction degrees / Pengfei Liu, Jing Hu, Gustavo Canon Falla, Dawei Wang, Sabine Leischner, Markus Oeser // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 223. – P. 784–793. 15. Effect of aggregate contact characteristics on densification properties of asphalt mixture / Iange Li, Peilong Li, Jinfei Su, Yu Xue, Wenyu Rao // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 204. – P. 691–702. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МИКРОПЛАСТИКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В.К. Салахова, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова Получена: 27.07.2022 Рассмотрена: 18.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены виды формируемого техногенного воздействия при бесконтрольном размещении отходов пластика в окружающей среде. Приведена классификация основных видов пластиков. Произведен анализ и обобщение научных результатов, полученных различными авторами, изучающими техногенное воздействие микропластиков. На основании анализа научных публикаций установлено, что на сегодняшний день микропластик начинает занимать лидирующую позицию среди веществ, формирующих техногенную нагрузку на все объекты окружающей среды. Величина угрозы, формируемой микропластиком, пока не поддается численной оценке и оценивается только в виде рисков, к которым можно отнести химическое и физическое воздействие, оказываемое микропластиком на живые организмы. Химическое воздействие может заключаться в изменении биохимических процессов, протекающих внутри живых организмов, а также в изменении состава и структуры их среды обитания. Физическое воздействие представляет собой засорение среды обитания и нарушение физиологических процессов живых организмов. Одним из путей предотвращения образования и распространения микропластика в окружающей среде является использование отходов пластика в инновационных, ресурсосберегающих технологиях получения строительных материалов, исключающих формирование углеродного следа. Ключевые слова: техногенное воздействие, микропластик, макропластик, отходы пластика, окружающая среда, ресурсосберегающие технологии, утилизация. Сведения об авторах:
Салахова Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: veronika815@inbox.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23, e-mail: 123zzz@rambler.ru); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта Рудакова Лариса Васильевна (Пермь, Россия) – доктор технических наук, заведующая кафедрой «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: larisa.rudakova.007@gmail.com). Список литературы:
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ОТКОСОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ А.А. Домницкий, Р.В. Каргин, Е.А. Шемшура Получена: 03.06.2022 Рассмотрена: 22.06.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы увеличения срока службы откосов автомобильных дорог общего пользования путем применения полиуретанового вяжущего. В работе представлены результаты лабораторных испытаний конструкции укрепления откосов на морозостойкость, а также прогнозные значения срока ее службы. При проведении испытаний смоделированы условия, эквивалентные шести годам службы конструкции укрепления откосов автомобильных дорог. В результате подтверждено сохранение конструкцией целостности и надежности. Среднее значение потери массы образцами составило менее одного процента. Потеря массы образцом определялась отделением от него зерен щебня при разрушении связующего слоя. Установлено, что система «щебень – вяжущее» обладает морозостойкостью, сопоставимой с морозостойкостью исходного щебня. Прогнозирование срока службы конструкции укрепления откосов как системы «щебень – вяжущее» основано на определении момента достижения конструкцией укрепления откосов предельного физического износа. Величина износа конструкции укрепления откосов является обратной функцией от функции распределения наработки до отказа. Установлено, что случайная величина наработки до отказа конструкции укрепления откосов подчинена экспоненциальному закону распределения. Интенсивность отказов выражена через интенсивность изнашивания конструкции укрепления или степень потери массы системой «щебень – вяжущее». В результате проведенных исследований авторами установлено, что при условии соблюдения нормативных требований к исходным материалам конструкции укрепления и технологии ведения работ по ее устройству возможно прогнозировать обеспечение конструкцией межремонтного периода в 12 лет. При этом расчет прогнозного срока службы конструкции показывает достижение допустимого уровня износа до 31 года эксплуатации (ремонтный уровень). Ключевые слова: полиуретановое вяжущее, щебень, конструкция укрепления, испытания, морозостойкость, долговечность, срок службы. Сведения об авторах:
Домницкий Алексей Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, заместитель начальника проектного офиса по науке Российского дорожного научно-исследовательского института (Россия, 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 2, e-mail: dom-a-a@rosdornii.ru), доцент кафедры «Механизация и автоматизация автодорожной отрасли» Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Каргин Роман Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, заместитель директора Северо-Кавказского филиала Российского дорожного научно-исследовательского института (Россия, 344064, Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61, e-mail: Kargin@rosdornii.ru), доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения. Шемшура Елена Анатольевна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, начальник отделения научно-технического развития Северо-Кавказского филиала Российского дорожного научно-исследовательского института (Россия, 344064, Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61, e-mail: shemshura@rosdornii.ru), доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения, доцент кафедры «Механизация и автоматизация автодорожной отрасли» Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Список литературы: 1. Кочетков А.В. Применение полиуретана для ремонта откосов и конусов мостовых сооружений // Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений. – 2020. – № 1 (45). – С. 57–63. 2. Леонтьев В.Ю., Каштанов К.В., Кочетков А.В. Опыт расширенного применения полиуретанового вяжущего для укрепления откосов, выемок, насыпных сооружений, конусов мостов и путепроводов // Автомобильные дороги. – 2019. – № 5. – С. 99–104. 3. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Бондарь Е.С. Технология укрепления откосов насыпей и выемок автомобильных дороги и мостовых сооружений с применением полиуретанового вяжущего // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2019. – № 1 (34). – С. 39–41. 4. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Кочетков А.В. Физико-механические свойства полиуретановых щебеночных слоев для откосов насыпей и выемок автомобильных и железных дорог // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2018. – № 3 (51) . – С. 56–65. 5. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Кочетков А.В. Технология для устройства и укрепления транспортного сооружения на основе полиуретанового состава // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2018. – № 4 (52). – С. 34–40. 6. Применение вяжущего материала на основе полиуретана для укрепления откосов, выемок, насыпных сооружений, конусов мостов и путепроводов / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2017. – № 59. – С. 66–70. 7. Кочетков А.В., Янковский Л.В. Использование полиуретановых вяжущих для ремонта откосов, конусов мостов и путепроводов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Транспорт. Транспортные Сооружения. Экология. – 2017. – № 3. – С. 106–120. 8. Кочетков А.В., Янковский Л.В. Применение полиуретана для ремонта откосов, конусов мостов и путепроводов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2017. – № 1. – С. 205–208. 9. Леонтьев В.Ю. Укрепление откосов земляных сооружений. Вяжущий материал на основе двухкомпонентной полиуретановой системы «ДОРОЛИТ» // Новые технологии в строительстве. – 2016. – № 1. – С. 14–31. 10. Методы ремонта щебеночных конструкций, армированных объемными георешетками на конусах мостовых сооружений и откосах автомобильных дорог / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2015. – № 43. – С. 74–78. 11. Задирака А.А. Преимущества применения полиуретановых композитных составов при укреплении откосов насыпей и выемок в дорожном строительстве // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 9. – С. 25–29. 12. Применение полиуретана для ремонта транспортных сооружений / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2018. – № 67. – С. 73–77. 13. Применение полиуретанового вяжущего в транспортном строительстве / В.Ю. Леонтьев [и др.]. – Саратов: Издательство «РАТА», 2017. – 240 с. 14. Задирака А.А. Применение полиуретановых композитных составов для устройства оснований и/или покрытий транспортных сооружений // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 4. – С. 72–75. 15. Кочетков А.В., Леонтьев В.Ю. Применение вяжущего материала на основе полиуретана для укрепления и ремонта защитных покрытий транспортных сооружений // Транспортное строительство. – 2016. – № 1. – С. 7–10. 16. Леонтьев В.Ю. Полиуретановые покрытия // Автомобильные дороги. – 2016. – № 5. – С. 78–83. 17. Домницкий А.А., Каргин Р.В., Шемшура Е.А. Определение параметров конструкции укрепления откосов транспортных сооружений из щебня, обработанного полиуретановым вяжущим // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 2. – С. 80–90. МОНИТОРИНГ ДЕФОРМАЦИЙ МОСТОВЫХ ОПОР И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ И.Г. Овчинников, И.И. Овчинников, А.К. Аншваев, И.Р. Гасанов Получена: 01.08.2022 Рассмотрена: 18.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведен анализ современных тенденций в развитии опор и показано, что они сводятся к большей типизации конструкций опор и их компонентов, особенно для малых и средних мостов, применение высокопрочных бетонов позволяет создавать облегченные конструкции опор не только русловых, но и береговых, а при сооружении высоких железобетонных опор применяется скользящая опалубка, что позволяет повысить автоматизацию работ по их возведению и тем самым ускорить строительство. Наконец, в сейсмических районах начали применяться сталежелезобетонные и трубобетонные опоры, обладающие повышенной живучестью. Отмечено, что прочностной мониторинг опор, как и мониторинг всего мостового сооружения, включает мониторинг на проектном этапе (который сводится к правильному определению зоны размещения мостового сооружения, правильному назначению конструкции сооружения и его элементов, выбору наиболее подходящих к конструкции и условиям работы материалов, правильному анализу напряженно-деформированного состояния сооружения с учетом возможных отклонений и повреждений при его эксплуатации); мониторинг на этапе изготовления, транспортировки и монтажа (включает разработку правильных технологий изготовления, транспортировки и монтажа сооружения из составляющих элементов); мониторинг в процессе эксплуатации (включает своевременную и правильную диагностику и оценку состояния сооружения и его элементов, корректную оценку остаточного ресурса и грузоподъемности при наличии обнаруженных повреждений, а также разработку правильных мероприятий по усилению, ремонту, реконструкции мостового сооружения). Также рассматривается концепция «идеального моста» в двух вариантах. По первому варианту идеальным считается мост, у которого долговечность всех составляющих его конструктивных элементов одинакова, то есть все они имеют практически одинаковую скорость деградации (этот вариант в настоящее время практически нереализуем, так как сейчас практически не проводятся корректные и широкомасштабные экспериментальные и теоретические исследования по определению долговечности конструкций и материалов в реальных условиях эксплуатации). По второму варианту идеальным считается мост, у которого долговечность составляющих конструктивных элементов убывает по мере продвижения от нижерасположенных несущих конструкций к вышерасположенным (то есть долговечность элементов, сооружаемых позже, может и должна быть меньше долговечности ранее сооруженных элементов мостового сооружения). Приводятся примеры соблюдения и нарушения даже второй концепции идеального моста. Ключевые слова: мостовые опоры, прочностной мониторинг опор, концепция идеального моста, дефекты и повреждения, экологически рациональное проектирование, антикоррозионная защита, деформационные швы Сведения об авторах:
Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор базовой кафедры «АО Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (Россия, 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 4, e-mail: bridgesar@mail.ru). Овчинников Илья Игоревич (Саратов, Россия) – кандидат технических наук, доцент базовой кафедры «АО Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (Россия, 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 4), профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e-mail: bridgeart@mail.ru). Аншваев Адиль Кайрулович (Саратов, Россия) – аспирант кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e-mail: anshvaevadil@inbox.ru). Гасанов Исмаил Рустамович (Саратов, Россия) – аспирант кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e-mail: bridge899@mail.ru). Список литературы: 1. Преснов О.М., Кузнецов М.И. Мостовые опоры. Проблемы устойчивости // Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 191–196. 2. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Экологически рациональное проектирование мостовых сооружений как один из факторов устойчивого развития региона // Каспий в цифровую эпоху: сборник материалов национальной научно-практической конференции с международным участием в рамках международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития» 27 мая 2021 года. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 587–592. 3. Современные пешеходные и велосипедные мосты (основные концепции проектирования и примеры): моногр. / И.И. Овчинников, А.Б. Караханян, И.Г. Овчинников, Ю.П. Скачков. – Пенза: ПГУАС, 2018. – 140 с. 4. Kaewunruen S., Sresakoolchai J., Zhou Z. Sustainability-Based Lifecycle Management for Bridge Infrastructure Using 6D BIM // Sustainability. – 2020. – Vol. 12 (6). – Р. 2436. 5. Venkateswaran C. Sustainable Practices in Bridge Construction // Journal of Sustainable Construction Materials and Technologies. – 2021. – Vol. 6 (1). – Р. 24–28. DOI: 10.29187/jscmt.2021.56 6. Коротков М.А., Овчинников И.Г. Применение экологически рационального подхода в проектировании мостовых сооружений // Ресурсоэнергоэффективные технологии в строительном комплексе: сб. науч. тр. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.Г. Иващенко. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2021. – С. 291–297. 7. Коротков М.А., Овчинников И.Г. Воздействие экологически-рационального проектирования на отрасль транспортного строительства // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2022. – № 2. – С. 64–71. DOI: 10.15593/24111678/2022.02.08 8. Красить ли железобетонные мосты? / И.Г. Овчинников, О.Н. Распоров, И.И. Овчинников, К.О. Распоров, С.Н. Кузнецов // Транспортное строительство. – 2012. – № 10. – С. 12–14. 9. Овчинников И.И., Кузнецов С.Н., Овчинников И.Г. Антикоррозионная защита металлических и железобетонных мостовых конструкций: проблемы и возможные решения // Промышленные покрытия. – 2020. – № 5–6. – С. 44–49. 10. Овчинников И.И., Кузнецов С.Н., Овчинников И.Г. В пользу долговечности. Особенности выполнения работ по антикоррозионной защите железобетонных конструкций мостовых сооружений // Дорожная держава. – 2020. – № 96. – С. 14–17. 11. Геодезические методы измерения вертикальных смещений сооружений и анализ устойчивости реперов [Текст] / В.Н. Ганьшин, А.Ф. Стороженко, Н.А. Буденков [и др.]. – М.: Недра, 1991. – 190 с. 12. AssaliI. F. Thermal analysis and bearing capacity of piles embedded in frozen uniform soils. – University of Windsor, 1996. – 135 p. 13. Обеспечение эксплуатационной надежности путепровода, построенного на просадочных грунтах / В.И. Борщов, В.Т. Гузченко, В.В. Заславский [и др.] // Будівництво: 3б. наук. пр. ДІІТу. – Д., 2001. – Вип. 9. – С. 99–103. 14. Диагностика мостовых сооружений / И.Г. Овчинников, В.И. Кононович, О.Н. Распоров, И.И. Овчинников. – Саратов: Изд-во СГТУ, 2003. – 181 с. 15. Овчинников И.Г., Искендеров С.Э. Причины появления и развития дефектов и повреждений в опорных частях мостовых сооружений // Новые идеи нового века – 2011: материалы 11-й Международной научной конференции ИАС ТОГУ = The new Ideas of New Century 2011: The Eleven International Scentific Conference Proceedings of IACE PNU: в 2 т. / Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – Т. 2. – С 52–55. 16. Прокопов А.Ю., Яцык А.Л. Анализ современных исследований в области защиты мостовых опор от образования температурных трещин // Научное обозрение. – 2014. – № 12, Ч. 2. – С. 482–485. 17. Кокодеев А.В., Овчинников И.Г. Подводное обследование мостов // Инновации и исследования в транспортном комплексе: материалы II Международной научно-практической конференции. – Курган, 2014. – С. 133–141. 18. Кокодеев А.В., Овчинников И.Г. Обследование, мониторинг, выполнение ремонтных и восстановительных работ на подводных частях транспортных сооружений // Науковедение. – 2014. – № 5 (24). – С. 1– 36. 19. Прокопов А.Ю., Яцык А.Л. О результатах натурных исследований состояния мостовых опор в руслах малых рек на границе «вода – воздух» // Перспективи розвитку будівельних технологій: м-лы 9-й Міжнародн. науково практичн. конференціi молодих учених, аспірантів та студентів. – Днiпропетровск: НГУ, 2015. – С. 168–171. 20. Грацинский В.Г., Кокодеев А.В., Овчинников И.Г. Результаты проведения подводного обследования автодорожного моста «Саратов – Энгельс» // Дороги и мосты. РосдорНИИ. – 2015. – Вып. 33. – С. 248–262. 21. Аварии и разрушения мостовых сооружений, анализ из причин. Часть 1 / И.Ю. Майстренко, И.И. Овчинников, И.Г. Овчинников, А.В. Кокодеев // Транспортные сооружения. – 2017. – Т. 4, № 4. DOI: 10.15862/13TS417 22. Аварии и разрушения мостовых сооружений, анализ из причин. Часть 2 / И.Г. Овчинников, И.И. Овчинников, И.Ю. Майстренко, А.В. Кокодеев // Транспортные сооружения. – 2017. – Т. 4, № 4. DOI: 10.15862/14TS417 23. Моделирование работы свай при реализации просадки грунта / А.Ф. Акопян, В.Ф. Акопян, К.Ю. Подолько, М.С. Тимошенко, С.А. Боярских, Т.А. Литовченко // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 3. 24. Томилов С.Н., Сим А.Д., Гринёв П.Е. Проблема просадок мостовых опор в условиях деградации многолетнемерзлого основания и возможность ее решения // Транспортные сооружения - Russian Journal of Transport Engineering. – 2020. – Т. 7, № 3. – С. 19. 25. Прочностной мониторинг мостовых сооружений и особенности его применения. Часть 1. Международный и отечественный опыт применения мониторинга / И.Г. Овчинников, И.И. Овчинников, О.И. Нигаматова, Е.С. Михалдыкин // Транспортные сооружения. – 2014. – Т. 1, № 1. DOI: 10.15862/01TS114 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА О.Н. Попов, И.В. Мартынюк, М.О. Ящук, Н.В. Хамидуллина Получена: 26.05.2022 Рассмотрена: 26.06.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Осуществлен анализ сравнения методов расчета грузоподъемности металлических пролетных строений. В качестве расчетной модели использовались металлические пролетные строения, запроектированные пролетные строения под нагрузки по нормам проектирования 1925 г. Установленные пролетные строения разрезной системы с длиной каждого из них, равной 55,0 м. Пролетные строения выполнены в виде сквозных ферм с треугольной решеткой с полигональным верхним поясом с дополнительными стойками и подвесками с ездой понизу. По результатам проведенного обследования (проверки технического состояния и текущего содержания моста) был выявлен ряд дефектов и неисправностей. Данные дефекты и неисправности были учтены при расчетах. Расчёты на примере одного пролетного строения показали, что, несмотря на близость результатов, некоторые элементы оценены расчетным способом со значительной переоценкой. Устранение значительных погрешностей при определении классов грузоподъемности на основе расчетов трехмерных моделей позволит значительно уточнить вероятности и риски внезапных отказов основных элементов мостовых конструкций. Таким образом, проведенный анализ выявил, что значимость точной оценки грузоподъёмности связана с точностью оценки вероятности отказа и, следовательно, с безопасностью движения поездов. Также установлено, что наибольший риск в эксплуатации моста связан с уменьшением ресурса таких элементов, как продольные и поперечные балки мостового полотна, в то время как прочие основные элементы ферм обладают достаточным запасом грузоподъёмности. Ключевые слова: разрушение образцов, железнодорожный мост, сварной пролет, усталостная трещина, метод конечных элементов, остаточные напряжения. Сведения об авторах:
Попов Олег Нестерович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИИЦ «Криотрансэнерго» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: lab_tb_kte@sci.rgups.ru). Мартынюк Игорь Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, директор НИИЦ «Криотрансэнерго» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: lab_tb_kte@sci.rgups.ru). Ящук Максим Олегович (Ростов-на-Дону, Россия) – старший преподаватель кафедры «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: maxum1986@gmail.com). Хамидуллина Наталья Викторовна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, Список литературы:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ С УЧЕТОМ ДЕФОРМАЦИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА С.Г. Церех, И.Г. Овчинников Получена: 03.08.2022 Рассмотрена: 18.08.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается модель железнодорожной водопропускной трубы с постепенным разрушением защитного слоя арматуры и ее коррозии. На данный момент отсутствуют методические указания, регламенты, постановления и прочие документы, предписывающие замену водопропускных труб с учетом дефектов и повреждений эксплуатационного характера. Для учета безаварийного функционирования искусственных сооружений требуется разработка математической модели по прогнозированию и предупреждению поведения водопропускных сооружений, для заблаговременного назначения соответствующих мероприятий по ремонту и реконструкции водопропускных труб. Эффективная математическая модель прогнозирования и предупреждения выхода из строя железобетонных водопропускных труб, способная учитывать целый ряд наиболее часто встречающихся разрушений и повреждений, позволит решить задачу по своевременному контролю и восстановлению эксплуатируемых водопропускных труб. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) по результатам теоретических исследований получить решения по оптимальному диаметру рабочей арматуры и толщине защитного слоя бетона основной конструкции; 2) определить наиболее уязвимые зоны тела водопропускной трубы; 3) провести исследования конструкции водопропускных труб с применением математической модели железнодорожной насыпи на основе современного программного комплекса. Модель должна представлять собой грунтовый массив с приведенными данными о механических характеристиках грунтов подходной насыпи, на котором расположена железнодорожная насыпь. На насыпи необходимо смоделировать нагрузку от железнодорожного подвижного состава. В работе определен основной показатель стабильной работы водопропускной трубы. Определена линейная зависимость прочностных характеристик водопропускной трубы от целостности ее конструктивной арматуры и защитного бетонного слоя. Определен перечень вопросов, которые способна решить математическая модель. Ключевые слова: математическая модель, насыпь, прогнозирование, водопропускная труба, разрушение. Сведения об авторах:
Церех Станислав Геннадьевич (Саратов, Россия) – аспирант, ассистент кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (Россия, 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77, e.mail: tserekh@list.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (Россия, 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77, e.mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ПОЛИМЕРОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В МОСТОСТРОЕНИИ А.К. Аншваев, И.Г. Овчинников Получена: 05.05.2022 Рассмотрена: 15.06.2022 Опубликована: 30.09.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается негативное влияние пластиковых отходов на окружающую среду, способы их утилизации и проблемы выделения из общего числа отходов. Раскрываются основные проблемы, возникающие при вторичной переработке отработанного пластика, такие как термомеханическая деградация и деградация в течение жизни. Описываются свойства полученных материалов, их преимущества и недостатки относительно аналогов из традиционных материалов (бетон, сталь и дерево), зарубежный опыт их применения в мостостроении (строительство новых мостов, реконструкция старых мостовых сооружений). Проведен анализ экономической составляющей строительства при использовании строительных материалов из отработанного пластика и их воздействие на окружающую среду. Приводится сравнение материалов из первичных полимеров и полимерных материалов вторичного производства. Рассмотрен процесс утилизации отходов пластика за рубежом и в России с учетом того, какие прорабатываются системы для улучшения и оптимизации процесса утилизации. Статья направлена на пересмотр позиции по экологической ситуации в мире в связи с загрязнением окружающей среды пластиковыми отходами. Цель – показать, что существует путь решения этой проблемы и это – вторичная переработка отработанного пластика. Такой вариант утилизации пластиковых отходов позволит очистить нашу планету от скоплений пластикового мусора (которые образуются как на суше, так и на океанских просторах, пагубно влияя на флору и фауну) и создавать конкурентоспособные, надежные строительные материалы и изделия, позволяющие ускорить процесс сооружения мостовых конструкций, облегчить и сделать экономичнее эксплуатацию мостов в будущем. Ключевые слова: полимеры, мост, свая, компаунд, модуль упругости, деформация, термопласт, деградация. Сведения об авторах:
Аншваев Адиль Кайрулович (Саратов, Россия) – аспирант кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e-mail: anshvaevadil@inbox.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Саратов, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e-mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
| ||