ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА КАЧЕСТВО УСЛУГ НА СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ С.В. Булатов Получена: 14.04.2022 Рассмотрена: 21.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Определяется степень влияния на качество услуг на станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА) такого важного фактора, как квалификация персонала, а также разрабатываются рекомендации по выбору оптимальной станции технического обслуживания автомобилей. Одной из главных задач, стоящей перед руководством станции технического обслуживания автомобилей, является подбор персонала, который обеспечит выполнение услуг на высоком уровне как по качеству, так и по времени выполнения. Также руководство уделяет внимание таким факторам, как место расположения СТОА, оборудование, время года, качество комплектующих и внимание к поставщикам закупаемых запасных частей. Объектами исследования были несколько станций технического обслуживания автомобилей г. Оренбурга. Чем больше выбрано СТОА для анализа и дальнейших исследований, тем больше информации можно получить, соответственно вероятность получить точные результаты повышаются. Комплексная система оценки качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей позволяет решить множество задач СТОА (определить степень влияния внешних и внутренних факторов на работу СТОА, учитывать риски при закупке запасных частей у различных поставщиков, расчет потерь времени на поиск необходимых запасных частей, прогнозировать непредвиденные затраты СТОА). Приведенные в работе теоретические и экспериментальные исследования будут совершенствоваться с учетом ситуации как с персоналом, так и на рынке оборудования и запасных частей, что позволит минимизировать влияние многих факторов на качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также на экономическое положение станции технического обслуживание. Ключевые слова: квалификация персонала, станция технического обслуживания автомобилей, качество выполнения работ, комплексная система оценки, запасные части, показатель. Сведения об авторах:
Булатов Сергей Владимирович (Оренбург, Россия) – заведующий лабораторией кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей», соискатель ученой степени кандидата технических наук Оренбургского государственного университета (Россия, 460008, г. Оренбург, проспект Победы, 149, e-mail: bul.sergey2015@yandex.ru). Список литературы: 1. Макарова А.Н. Уточнение периодичности технического обслуживания автомобилей в эксплуатации // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 1. – С. 117–120. 2. Хмельницкий А.Д. Проблемы функционирования автотранспортного бизнеса: эволюция преобразований и стратегические ориентиры развития: монография. – М.: Риор, 2018. – 543 c. 3. Семейкин, В.А. Входной контроль качества продукции машиностроения // Сельский механизатор. – 2013. – № 11. – С. 22–23. 4. Баннов И.В., Головин С.Ф. Простые модели анализа уровня сервиса при обеспечении запасными частями // Вестник МАДИ. – 2011. – № 4. – С. 29–34. 5. Захаров Н.С. Целевая функция при управлении снабжением запасными частями для транспортно-технологических машин в нефтегазодобыче // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 4. – С. 108–110. 6. Катаргин В.Н., Терских В.М. Оценка спроса на автомобильные запасные части на основе модели смеси вероятностных распределений // Вестник ИГТУ. – 2014. – № 4. – С. 110–114. 7. Макарова А.Н. Уточнение периодичности технического обслуживания автомобилей в эксплуатации // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 1. – С. 117–120. 8. Максимов В.А., Моложавцев О.В. Построение и анализ однофакторных математических моделей расхода запасных частей городскими автобусами в эксплуатации // Вестник МАДИ. – 2009. – № 2. – С. 7–11. 9. Искосков М.О. Управление качеством услуг предприятий автосервиса с учётом процесса формирования потребительской оценки: специальность 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством продукции»: автореф. дис. … на канд. техн. наук. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2006. – 20 с. 10. Садыков Р.Р., Лапин А.П. Влияние изменяющихся факторов на безопасность и условия труда работников при ТО и ремонте // Мир транспорта и технологических машин. – 2012. – № 4 (39). – С. 122–125. 11. Гордон В.А., Ломакин Д.О. Комплексный подход к оценке уровня качества услуг автосервисного предприятия // Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. А.Н. Новикова. – 2015. – С. 150–158. 12. Новиков А.Н., Ломакин Д.О., Мавлюбердинова А.В. К вопросу оценки персонала автосервисных предприятий // Современные материалы, техника и технологии. – 2015. – № 3 (3). – С. 200–205. 13. Комплексный подход к оценке персонала автосервисных предприятий / А.Н. Новиков, А.А. Катунин, Д.О. Ломакин, А.В. Мавлюбердинова //Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 1. – С. 45–49. 14. Карев М.Н., Гарькина И.А. Стратегическое планирование в автосервисе // Вестник магистратуры. – 2008. – Т. 4, № 12.– С. 24–27. 15. The power of unconditional service guarantees: Ilarvcvd Business Rewiew / eds. Christopher L. Hart. – 1988. – Р. 54–62. 16. Make your service fail-safe. Sloan management rewiew / eds. R.B. Chasse, D.M. Stewart. – Spring, 1994. – Р. 35–44. ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ НАГРУЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО О.В. Ворожцов, А.С. Дмитриева Получена: 19.04.2022 Рассмотрена: 26.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Эксплуатация транспортных средств предусматривает периодическое диагностирование трансмиссии и двигателя для определения таких параметров, как мощность двигателя, коэффициент полезного действия трансмиссии, тормозное усилие, которые определяют на специализированных роликовых стендах – нагрузочных и тормозных. Конструкция стенда предусматривает наличие различных нагрузочных устройств. Одним из таких применяемых нагрузочных устройств является гидравлическая муфта, где момент сопротивления вращению регулируется за счёт наполнения внутренней полости муфты. Применение такого типа нагрузочного устройства позволяет использовать стенд только для определения динамических характеристик транспортного средства. Преимущества гидродинамической муфты как нагрузочного устройства стенда обеспечивают ее широкое применение. Однако ряд недостатков не позволяют использовать гидромуфту в тормозном стенде, а также для передачи нагрузочного момента на объект нагружения. Для совмещения функций нагрузочного и тормозного стенда предложено устройство на основе гидродинамической муфты с постоянным наполнением рабочей жидкостью внутренней полости. Регулирование нагрузочного момента происходит за счёт изменения частоты вращения колеса гидромуфты, которое в зависимости от ситуации может быть как насосным, так и турбинным. Регулирование частоты вращения гидромуфты обеспечивает электродвигатель с помощью регулятора частоты вращения. Устройство также предусматривает блокировку колеса гидромуфты для создания постоянного нагрузочного момента. В статье рассматривается гидродинамическое устройство для нагружения автомобильных стендов, определяющих эксплуатационные параметры двигателей внутреннего сгорания и трансмиссии транспортных средств. Определена структура нагружающего устройства, принципы его действия, область применения. Представлены расчётные зависимости для определения нагружающего момента. Ключевые слова: гидродинамическое нагружающее устройство, стенд обкатки двигателей внутреннего сгорания автомобилей, тяговый стенд, тормозной стенд, крутящий момент, гидромуфта. Сведения об авторах:
Ворожцов Олег Васильевич (Псков, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта института инженерных наук Псковского государственного университета (Россия, 180000, г. Псков, ул. Льва Толстого, 4, e-mail: voroz1968@mail.ru). Дмитриева Анна Сергеевна (Псков, Россия) – старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта института инженерных наук Псковского государственного университета (Россия, 180000, г. Псков, ул. Льва Толстого, 4, e-mail: anna-listratova@rambler.ru). Список литературы: 1. Аксёнов А.З., Горбунов В.П., Сергеев Н.Н. Определение размеров проточной части динамометров-гидротормозов для обкатки и испытания двигателей внутреннего сгорания [Электронный ресурс] // Современная техника и технологии. – 2016. – № 12, ч. 1. – URL: https: //technology.snauka.ru/2016/12/10916 (дата обращения: 01.03.2022). 2. Егоров А.Л., Костырченко В.А., Мадьяров Т.М. Обзор конструкций и усовершенствование гидравлической муфты // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4 (ч. 1). – С. 28–32. 3. Tech talk animation on how water brakes work [Электронный ресурс]. – URL: https: //www.youtube.com/watch?v=nSNkB0BXnHM (дата обращения: 10.03.2022). 4. Бобылева Т.В. Гидродинамический тормоз буровой лебедки. Конструкция и расчет: метод. указания к выполнению практических работ. – Ухта: УГТУ, 2010. – 19 с. 5. Иванов В.Б., Ситас В.И., Рихтер М. Оценка эффективности внедрения гидромуфт для регулирования производительности центробежных насосов // Энергетика, энергосберегающие технологии и оборудование. – 2015. – № 4/1 (24). – С. 55–60. 6. Анализ характеристик современного оборудования для определения тягово-скоростных свойств автомобилей в лабораторных условиях / Н.В. Савенков [и др.] // Вестник СибАДИ. – 2019. – Т. 16, № 3. – С. 276–289. 7. Ковалев И.С. Математическое и компьютерное моделирование гидравлического тормоза-замедлителя // Вестник СибАДИ. – 2018. – Т. 15, № 3. – С. 400–411. 8. Hongbin Mu, Wei Wei, Lingxing. Braking characteristics integrating open working chamber model and hydraulic control system model in a hydrodynamic retarder // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C // Journal of Mechanical Engineering Science. – 2019. – Vol. 233, 9. Лопастные машины и гидродинамические передачи: учебное пособие / Л.А. Пресняков, С.В. Буланов, Г.С. Мазлумян, Г.О. Трифонова, О.И. Трифонова. – М.: Филиал ВГУП «ЦЭНКИ»-КБТХМ, 2017. – 220 с. 10. Овчинников В.М., Халиманчик В.А., Невзоров В.В. Гидравлические передачи тепловозов: учебное пособие. – Гомель: Министерство образования Республики Беларусь, УО «БелГУТ», 2006. – 155 с. 11. Калекин А.А. Гидравлические и пневматические приводы сельскохозяйственных машин. – М.: Мир, 2006. – 512 с. 12. Лепешкин А.В., Михайлин А.А., Шейпак А.А. Гидравлика и гидропневмопривод: учебник для вузов / под ред. А.А. Шейпака. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МГИУ, 2008. – 352 с. 13. Гордиенко А.Н., Ибрагимова Г.Е. К вопросу применения на тракторах гидродинамических муфт // Наука и техника Казахстана. – 2004. – № 2. – С. 32–56. 14. Озерский А.И. Модель гидромуфты с асинхронным электрическим двигателем // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. – 2011. – № 5. – С. 58–66. 15. Бобрышов А.В., Прохорская Ю.В., Лиханос В.А. Влияние гидромуфты на динамические нагрузки в трансмиссии машинно-тракторного агрегата // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 4 (8). – С. 54–56. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В.Е. Зиновьев, Ю.С. Зиновьева Получена: 20.04.2022 Рассмотрена: 27.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность работы определяется необходимостью совершенствования технологий регенерации гидравлических масел и жидкостей с применением мобильных установок в условиях предприятий различных форм собственности. Важность современных решений по данному вопросу обусловлена ужесточением экологических требований, ростом стоимости качественных масел, особенно в условиях санкционной политики Запада, необходимостью снизить ресурсную напряженность в отрасли и внедрить технологии импортозамещения. Целью данной работы является обоснование возможности и необходимости восстановления исходных или допустимых свойств гидравлических масел и жидкостей. Выполнен обзор с последующим анализом факторов, способствующих изменению ключевых свойств гидравлических масел. Установлено, что необходимо контролировать и отслеживать изменение вязкостных, кислотных свойств гидравлических масел, а также фиксировать причины и объемы накопления механических примесей. Сформированы браковочные требования к гидравлическим маслам и жидкостям. Проведен анализ существующих на сегодняшний день способов регенерации гидравлических масел и жидкостей. Дана оценка возможности применения существующих способов в условиях предприятий различной направленности. Оценку эффективности предлагаемых технологических решений проводили путем анализа преимуществ и недостатков существующих регенерационных установок. Были рассмотрены как теоретические, так и практические условия внедрения различных способов выполнения регенерационных мероприятий на местах базирования или эксплуатации приписанной техники. В результате проведенного исследования выявлен наиболее рациональный способ регенерации смазочных масел мобильной установкой. Доказано, что применение предлагаемого к внедрению комплекса позволит сэкономить значительные средства, особенно в условиях санкционной политики и существенного роста цен на сырье. Ключевые слова: гидравлика, масло, регенерация, мобильная установка, переработка, эффективность, анализ, выбор. Сведения об авторах:
Зиновьев Владимир Евгеньевич (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, e-mail: erm@kaf.rgups.ru). Зиновьева Юлия Сергеевна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат экономических наук, доцент, Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, e-mail: y_zinoveva@mail.ru). Список литературы: 1. Зиновьев В.Е. Факторы определяющие срок службы эксплуатационных жидкостей для гидравлических систем строительных и дорожных машин // Транспорт. Наука, образование, производство – 2020: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета путей сообщения, 2020. – С. 325–339. 2. Зиновьев В.Е. Выявление факторов, влияющих на долговечность узлов, собранных с применением полимерных составов // Транспорт. Наука, образование, производство – 2017: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета путей сообщения, 2017. – С. 24–29. 3. Зиновьев В.Е. Эксплуатационные материалы. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2014. – 123 с. 4. Зиновьев В.Е., Алексаньян И.М., Каргин Р.В. Совершенствование способов управления жизненным циклом наземных транспортных средств в процессе эксплуатации. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2020. – 122 с. 5. Современные технологии ремонта наземных транспортных средств / В.Е. Зиновьев, И.М. Алексаньян, П.В. Харламов, Н.В. Зиновьев. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. – 130 с. 6. Пугин К.Г., Пироматов У.А. Анализ циркуляции рабочей жидкости в удаленных узлах гидропривода гидрофицированных машин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 3. – С. 30–37. 7. Роль автомобилизации в экологии городской среды / Е.С. Воеводин, К.А., Акулов С.А. Катаев, А.М. Асхабов, А.С. Кашура // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 1. – С. 5–14. 8. Пугин К.Г., Шаякбаров И.Э., Власов Д.В. Тепловой удар в гидравлических системах строительных и дорожных машин, эксплуатируемых в условиях низких температур // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 2. – С. 118–130. 9. Малахов В.А., Литвиненко Н.Ю. Мобильное модульное оборудование для комплексной переработки отработанных смазочных материалов карьерного автотранспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2009. – № 2. – С. 338–351. 10. Тарасов В.В. Семизвенная система связей модуля m 7 s для регенерации судовых моторных масел с учетом требований экологии и ресурсосбережения на морском транспорте // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2014. – № 3. – С. 65–86. 11. Энергетическая стратегия России до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https: //energystrategy.ru.html (дата обращения: 04.03.2022). 12. Маколова Л.В. Экономические предпосылки необходимости восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел // Terra Economicus. – 2011. – Т. 9, № 3. – С. 60–63. 13. McGinley P. Decision analysis software survey // OR/MS Today. – 2014. – Vol. 41 (5). 14. Swain J.W. // Lubricatin Eng. – 1983. – Vol. 39, № 9. – P. 34–36. 15. Чуденкова Т.Н. Чуденкова В.Н. Химия и технология регенерации отработанного моторного масла // Вестник науки и образования. – 2020. – № 22 (100), ч. 1. – С. 10–14. ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН ПРИ ПОВОРОТАХ Н.В. Зиновьев, Ю.С. Зиновьева Получена: 21.04.2022 Рассмотрена: 28.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются основные вопросы управляемости транспортных средств, работа основных узлов подвески при прохождении кривых. В исследовании использованы аналитические методы оценки факторов влияния на комплексные показатели устойчивости транспортных средств. При анализе таких показателей были учтены основные параметры, влияющие на механическую систему, такие как силы инерции, силы противодействия, силы тяжести и силы, возникающие в результате движения по кривой. Предложены основные способы повышения сцепления транспортных средств с дорожным покрытием и методы снижения нагрузки на подвеску автомобиля для эффективного противодействия боковой силы, действующей на транспортное средство в моменте нахождения в кривой. В результате работы выявлены основные уязвимые места подвески автомобиля. Выделены основные параметры, влияющие на устойчивость покрышек транспортных средств к боковому скольжению и на эффективность сцепления с дорожным покрытием. При дальнейшей параметризации модели взаимодействия покрышек с дорожным полотном возможно добиться увеличения скорости прохождения кривых и уменьшения риска сноса транспортного средства. Также на основе построенной модели можно проектировать подвеску, способную к самовыравниванию транспортного средства путем внедрения гидравлической стабилизационной системы, работающей на противостояние моменту инерции и крутящему моменту, возникающему в результате воздействия боковой силы. Данные расчеты и доработка конструкции транспортных средств позволят увеличить безопасность использования транспортных средств, снизят риск опрокидывания и бокового смещения транспортного средства при прохождении кривой вне зависимости от геометрических характеристик транспортного средства, а также его снаряженной массы. Ключевые слова: управляемость, транспортное средство, подвеска, покрышки, прохождение кривой, модель взаимодействия, боковая сила, моменты инерции. Сведения об авторах:
Зиновьев Никита Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – аспирант Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, e-mail: zinovev009@gmail.com). Зиновьева Юлия Сергеевна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного университета путей сообщения (Россия, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, e-mail: y_zinoveva@mail.ru). Список литературы: 1. Лукашевич Н.К. Теоретическая механика: учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 266 с. 2. Проскорякова Ю.А., Буракова М.А. Основы теории и методы проектирования механизмов, систем приводов и деталей машин: учеб. пособие. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. – 97 с. 3. Зиновьев В.Е. Технология и оборудование для производства сервисного обслуживания автомобильного транспорта: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: РГУПС, 2002. – 87 с. 4. Современные технологии ремонта наземных транспортных средств: монография / В.Е. Зиновьев, И.М. Алексаньян, П.В. Харламов, Н.В. Зиновьев. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. – 129 с. 5. Стуканов В.А Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. – М.: Форум, ИНФРА-М 2018. – 370 с. 6. Капитонов М.В. Унификация узлов и агрегатов наземных комплексов транспортно-технологического оборудования // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 3. 7. Движение автомобиля при различных коэффициентах сцепления между колесом и дорогой / Р.Т. Халиков, Ф.Д. Соттаров, З.Ш. Бахридинов, З.Х. Абиджанов, Г.М. Мухамадиев // Universum: технические науки. – 2021. – № 2. 8. Гладов Г.И., Петренко А.М. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с. 9. Куликов И.С., Маковкин Г.А. Динамика механических систем: учеб. пособие. – Н. Новгород: Нижегород. гос. архитект.-строит. ун-т, 2013. – 147 с. 10. Миллер А.П. Современные тенденции в области определения технического состояния гидравлических систем строительных машин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 1. 11. Пугин К.Г. Анализ циркуляции рабочей жидкости в удаленных узлах гидропривода гидрофицированных машин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 3. 12. ASTM Standart on Petroleum Products [text]. – Philadelphia, 2011. – 108 a.p. 13. Swain J.W. // Lubricatin Eng. – 1983. – Vol. 39, № 9. – P. 34–36. 14. Пугин К.Г., Шаякбаров И.Э., Власов Д.В. Тепловой удар в гидравлических системах строительных и дорожных машин, эксплуатируемых в условиях низких температур // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 2. – С. 118–130. 15. Буракова М.А. Исследование фрикционных свойств жидких смазочных материалов // Транспорт: наука, образование, производство: труды междунар. науч.-практич. конф.: в 4 т. Т. 1: Технические науки. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. – С. 202–206. 16. Буракова, М.А., Алтаев Р.О. Повышение долговечности трибосопряжений тяжелонагруженных механических систем // Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России («ТрансПромЭк-2018»): всерос. науч.-практич. конф.: в 2 т. Т. 1. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. – С. 122–125. 17. McGinley P. Decision analysis software survey // OR/MS Today. – 2014. – 41 (5). УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ В.В. Сиваков, А.М. Буглаев, С.С. Грядунов, Р.Ю. Деревягин Получена: 25.03.2022 Рассмотрена: 31.03.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Осуществлен анализ проблемы утилизации автомобильных шин на примере Брянской области. В настоящее время количество автомобилей как в России, так и в мире неуклонно растет, как растет и вред, наносимый автомобилями окружающей среде. Отказ от углеводородного топлива и переход на электрическую энергию способствуют снижению загрязнения атмосферы, однако все автомобили используют шины, которые изнашиваются и требуют утилизации. До недавнего времени основным способом их утилизации было выбрасывание на свалки, сжигание. С запретом такого способа утилизации возникла потребность в переработке отработанных шин путем измельчения в резиновую крошку или для получения топлива. Установлено, что в Брянской области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является АО «Чистая планета», принимающая шины от населения в пяти пунктах, что, учитывая размеры Брянской области, крайне недостаточно для недопущения выбрасывания шин на контейнерные площадки и несанкционированные свалки. Кроме того, мощность установки по пиролизной переработки шин недостаточна. Анализ информации по расположению заводов по переработке шин показал, что они расположены достаточно далеко от г. Брянска, а это ведет к росту транспортных расходов и себестоимости переработки шин. В г. Брянске на ОАО «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» имеется шиноремонтный завод по восстановлению шин грузовых автомобилей методом холодной вулканизации мощностью около 6000 восстанавливаемых шин в год. Для решения проблемы переработки шин целесообразно увеличить производственные мощности на АО «Чистая планета» и организовать измельчение шин на базе шинного завода ОАО «Совтрансавто-Брянск-Холдинг». Для решения задачи сбора шин предлагается задействовать сеть автосервисных организаций, работающих как в г. Брянске, так и в районах области. Ключевые слова: автомобиль, экология, автомобильные шины, утилизация шин. Сведения об авторах:
Сиваков Владимир Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», заместитель директора по учебной работе Института лесного комплекса, транспорта и экологии, Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: sv@bgitu.ru ORCID: 0000-0002-0175-9030, ResearcherID: R-7264-2019). Буглаев Анатолий Михайлович (Брянск, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры доцент кафедры «Триботехническое материаловедение и технологии материалов» Брянского государственного технического университета (Россия, 241035, г. Брянск, бул. 50 лет Октября, 7, е-mail: an.buglaev@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6923-4815, ResearcherID: AAH-2776-2021). Грядунов Сергей Семенович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры доцент кафедры «Триботехническое материаловедение и технологии материалов» Брянского государственного технического университета (Россия, 241035, г. Брянск, бул. 50 лет Октября, 7, е-mail: grydunowcc@mail.ru ORCID: 0000-0003-1141-9969, Деревягин Роман Юрьевич (Брянск, Россия) – магистрант кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис» Брянского государственного инженерно-технологического университета (Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3, е-mail: irom4u94@gmail.com). Список литературы: 1. Vehicle mix evaluation in Beijing's passenger-car sector: From air pollution control perspective / Guo, Jianxin & Zeng, Yuan & Zhu, Kaiwei & Tan, Xianchun // Science of The Total Environment. – 2021. – Vol. 785. – Р. 147264. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2021.147264. 2. Роль автомобилизации в экологии городской среды / Е.С. Воеводин, К.А. Акулов, С.А. Катаев [и др.] // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2021. – № 3. – С. 5–13. DOI 10.15593/24111678/2021.03.01. 3. Бондаренко Е.В., Филиппов А.А. Оценка использования некоторых видов моторного топлива по критериям экологической безопасности // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. – 2010. – № 4 (52). – С. 31–35. 4. Сиваков В.В., Спиридонов В.Д., Милюкова А.В. Применение альтернативных видов топлива в автомобилях // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 2 (57). – С. 119–125. 5. Сиваков В.В. Перспективы использования газа в качестве моторного топлива для автотранспорта в РФ // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2015. – № 21. – С. 90–94. 6. Как крупнейшие автоконцерны переходят на выпуск электромобилей [Электронный ресурс]. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/60a392c69a7947c6528c732b (дата обращения: 18.03.2022). 7. Fevzi Feratovich Istablaev, Дустова М.П. Актуальность утилизации автомобильных шин // Эколого-экономические и технологические аспекты устойчивого развития Республики Беларусь и Российской Федерации: сб. статей III Междунар. науч.-техн. конф. – Минск, 2021. DOI: 10.13140/RG.2.2.19844.04484. 8. Цифра дня: сколько автомобилей на планете? [Электронный ресурс]. – URL: https: //www.autonews.ru/news/5c9114d69a7947491f827c6e (дата обращения: 18.03.2022) 9. Сиваков В.В., Гульцев Е.С. Эколого-экономические проблемы утилизации отработанных автомобильных шин // Экономика и эффективность организации производства. – 2015. – № 22. – С. 90–93. 10. Самая большая свалка автомобильных шин [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.ecoindustry.ru/photo/view/508.html (дата обращения: 18.03.2022). 11. Мега-свалка использованных автомобильных шин отравляет окрестности испанского городка [Электронный ресурс]. – URL: https://econet.ru/articles/5504-mega-svalka-ispolzovannyh-avtomobilnyh-shin-otravlyaet-okrestnosti-ispanskogo-gorodka (дата обращения: 18.03.2022). 12. Крошка моя: как гигантская свалка покрышек в ХМАО может поссорить власти с потенциальным инвестором [Электронный ресурс]. – URL: https://neft.media/yugra/materials/kak-gigantskaya-svalka-pokryshek-v-hmao-mozhet-possorit-vlasti-s-potencialnym-investorom-longneft (дата обращения: 18.03.2022). 13. Финская компания Nokian Tyres пообещала расчистить Россию от шинных свалок [Электронный ресурс]. – URL: https://ivbg.ru/7971346-finskaya-kompaniya-nokian-tyres-poobeshhala-raschistit-rossiyu-ot-shinnyx-svalok.html (дата обращения: 18.03.2022). 14. В Подмосковье стартовала акция «Сдай старые шины на «Мегабак» [Электронный ресурс]. – URL: https://chrz.ru/v-podmoskove-startovala-aktsiya-sdaj-starye-shiny-na-megabak/ (дата обращения: 18.03.2022). 15. Сдай бесплатно шины от своей машины! [Электронный ресурс]. – URL: https: //chplanet.ru/sdaj-besplatno-shiny-ot-svoej-mashiny-3/ (дата обращения: 18.03.2022). 16. Шиноремонтный цех ООО «Ремтрансшина» [Электронный ресурс]. – URL: https: //sta.bryansk.ru/uslugi/shinoremontnyj-czeh/ (дата обращения: 18.03.2022) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН В ВИДЕ РЕЗИНОВОЙ КРОШКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ВЕЛОДОРОЖЕК В.А. Шилов, А.А. Игнатьев Получена: 29.04.2022 Рассмотрена: 05.05.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Недостаток технологий, позволяющих перерабатывать и вторично использовать существующие материалы, привел к масштабным экологическим проблемам на Земле. Для работы большинства производств и транспорта необходимо природное сырье, которое не бесконечно, а после завершения рабочих процессов становится отходом, ухудшая экологию. Изменения в слоях атмосферы в общемировых масштабах привели к глобальному ухудшению климата, которое за последнее столетие выражается в росте среднегодовых температур воздуха и количества осадков. Рециклинг материалов, в частности резиновых отходов, в этом случае поможет решить ряд возникающих проблем. Транспортная сеть Российской Федерации является одной из крупнейших в мире, поэтому ее развитие имеет особое значение в экономическом и социальном планах. Однако непрерывный рост автомобилизации приводит к загрязнению окружающей среды отработавшими продуктами, которые образуются вследствие эксплуатации автомобильного транспорта. Так, сейчас возникала проблема утилизации изношенных автомобильных шин, которые являются трудно разлагаемым материалом. Переработка резины в крошку способствует появлению вторичного сырья для строительства новой экологичной инфраструктуры городов и велодорожек. Больший процент велодорожек с безопасным и качественным покрытием напрямую будет способствовать появлению экологически чистого и мобильного транспорта, который при системном подходе к организации новых схем движения способен предоставить людям альтернативный автомобилю, удобный и экологичный вариант передвижения по городу. Таким образом, резиновая крошка в этой цепочке решает несколько задач, связанных с рециклингом отходов и внедрению в городах экологически чистых видов транспорта. Однако существующие покрытия с резиновой крошкой являются узкоспециализированной категорией. Отсюда возникает потребность в проведении научных исследований в области эффективного использования резиновой крошки. Результаты проведенного эксперимента позволили оценить объем поглощение воды для различных видов резиновой крошки и определить наиболее подходящий материал для устройства покрытия. Ключевые слова: резиновая крошка, экологическая безопасность; охрана окружающей среды, климат, покрытия велодорожек, экологичный транспорт. Сведения об авторах:
Шилов Владимир Александрович (Ярославль, Россия) – магистрант кафедры «Гидротехническое и дорожное строительство» Ярославского государственного технического университета (Россия, 150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, e-mail: vladimir.shilov.98@mail.ru). Игнатьев Алексей Александрович (Ярославль, Россия) – директор Института инженеров строительства и транспорта Ярославского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент (Россия, 150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, e-mail: ignatyevaa@ystu.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАЛЕТРУБОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В МАЛОМ МОСТОСТРОЕНИИ К.Ю. Астанков, А.С. Пермикин, И.Г. Овчинников Получена: 05.05.2022 Рассмотрена: 12.05.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается проблема применения трубобетонных конструкций в мостостроении и отмечается опыт Китайской Народной Республики в этой области. Кратко анализируется состояние проблемы расчета трубобетонных конструкций на действие нагрузок. Отмечается, что в Китае на основе проведенных исследований создана хорошая нормативная база по расчету трубобетонных конструкций, причем многие исследования китайских инженеров и ученых основаны на работах наших исследователей. К сожалению, в России нормативные документы по применению трубобетона практически отсутствуют. Указывается, что в связи с высокой живучестью трубобетонных конструкций и простотой их изготовления перспективным является использование трубобетонных конструкций для строительства малых мостов, что особенно важно в районах, удалённых от предприятий стройиндустрии, с малоразвитой сетью автомобильных дорог. Проведен анализ результатов эксперимента китайских учёных из Чунцинского университета путей сообщения по изучению работы двух типов трубобетонных колонн при осевом сжатии. Результаты эксперимента сопоставлены с расчетами по нескольким системам стандартов, содержащим методику расчёта сталежелезобетонных стоек, таким как AISC (нормы Американского института стальных конструкций), ЕС4 (Еврокод 4), NBR 8800 (Бразильские нормы) и GB (национальные стандарты КНР). Установлено, что фактическая несущая способность всех трубобетонных образцов оказалась значительно выше теоретических значений, определённых в соответствии с консервативными предписаниями указанных норм. Также с целью подготовки к проектированию опытных конструкций трубобетонного моста были проведены расчёты сталежелезобетонных стоек по действующему СП 266.1325800.2016 «Конструкции сталежелезобетонные. Правила проектирования» с учетом того, что положения этого документа не распространяются на проектирование конструкций мостов. Оказалось, что фактическая несущая способность трубобетонных стоек превышает теоретические значения. При этом расчетные предельные усилия по разным нормам примерно соответствуют друг другу, что может быть результатом присущей всем надёжным нормам консервативности, выражающейся в определённом запасе прочности. Установлено, что проектирование конструкций из сталетрубобетона в нашей стране связано с определёнными трудностями – с недостаточным объёмом нормативных документов и полным отсутствием типовых решений. Проектирование конструкций на основании имеющейся консервативной нормативной базы обеспечивает создание безопасных конструкций с большим запасом прочности, но не позволяет использовать в полной мере заложенный потенциал конструкции. Ключевые слова: трубобетон, сталетрубобетон, мосты из трубобетона, экспериментальные исследования трубобетона, типовые конструкции, нормы проектирования трубобетона, эффективность применения трубобетона. Сведения об авторах:
Астанков Константин Юрьевич (Екатеринбург, Россия) – доцент кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, e-mail: ast-most@yandex.ru). Пермикин Анатолий Сергеевич (Екатеринбург, Россия)– доцент кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, e-mail: prmmost@gmail.com). Овчинников Игорь Георгиевич – профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), профессор кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Уральского государственного университета путей сообщения (Россия, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, e-mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ-РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОТРАСЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА М.А. Коротков, И.Г. Овчинников Получена: 17.04.2022 Рассмотрена: 25.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Постоянное увеличение передвижения транспорта в сочетании с ухудшающимся состоянием искусственных сооружений представляет собой трудности для поддержания здоровой транспортной сети. Это охватывает широкий спектр экономических, экологических и социальных проблем, выходящих за технические границы транспортного строительства, в частности мостостроения. Такие ограничения усложняют проекты мостов и мотивируют применение инноваций для проектирования и строительства безопасных мостов. Экологически рациональное проектирование направлено на минимизацию стоимости проектов строительства мостов и связанного с этим воздействия на окружающую среду и общество. Чтобы способствовать устойчивому развитию транспортной инфраструктуры, уменьшению влияния на окружающую среду и нарушения мобильности, строительным компаниям необходимо анализировать свою деятельность не только в рамках строительства объектов на сегодняшний день, но и на перспективу. Инженеры-строители отвечают за улучшение жизни населения за счет инфраструктуры. Они несут ответственность за выполнение этого действенным и рентабельным способом, кроме того, все это должно осуществляться экологически рациональным способом или, как говорят за рубежом, «зеленым». В статье проводится краткий анализ терминологии устойчивого развития с позиции инженерных подходов в строительстве, а также обзор методов улучшения экологических показателей транспортного строительства и ограничения его воздействия на окружающую среду. Сформулирована многоцелевая оптимизация для обеспечения множества компромиссов и высокоэффективных решений, которые уравновешивают экономические, экологические и социальные цели. Каждый мостовой проект должен разрабатываться для того общества, которому он служит. Хотя это кажется базовой концепцией, но с точки зрения устойчивого развития учет всех факторов, связанных с областями, которые соединяет мост, является сложной задачей. Когда-то этого было достаточно, чтобы просто быть полезным, – теперь строительство мостов не только служит сегодняшнему поколению, но и направлено на то, чтобы удовлетворить потребности будущего. Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, экологически рациональное проектирование, строительство, мост, инженерия, инновации. Сведения об авторах:
Коротков Максим Анатольевич (Тюмень, Россия) – магистрант, Тюменский индустриальный университет (Россия, 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 4, e-mail: korotkov.1998@mail.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ НИЗКОВОДНЫХ МОСТОВ А.А. Локтев, Д.А. Локтев, Л.А. Илларионова, А. Баракат Получена: 13.04.2022 Рассмотрена: 20.04.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для развития отечественных транспортных систем существенное значение имеют не только высокоскоростные (магистрали) и скоростные дороги, но и дороги обычного типа общего пользования, относящиеся по имеющейся классификации к автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения. Такие дороги наряду с федеральными трассами подвержены влиянию увеличивающихся скоростей экипажей, нагрузки на ось, общей массы снаряженного транспортного средства и т.д. В настоящей работе рассматриваются особенности эксплуатации низководных мостов, которые встречаются на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального, местного значения, а также на частных автомобильных дорогах. В работе детально анализируются колебания пролетного строения моста с учетом его взаимодействия с другими элементами конструкции и окружающей среды (грунт, вода); в качестве характеристики, изменение которой учитывает изменение состояния мостового сооружения, предлагается использовать собственную частоту колебаний. Определение частоты колебаний сооружения позволит выявить дефекты, повреждения и отступления от проекта, приводящие к уменьшению несущей способности моста, а также построить прогнозные модели поведения несущих конструкций при интенсификации внешних воздействий, оценить прочность, долговечность и надежность. Разработанное математическое и алгоритмическое обеспечение может быть реализовано в системах вибродиагностики мостовых переходов, позволяющих не только обнаруживать и идентифицировать дефекты и неисправности, но и прогнозировать динамику изменения эксплуатационных параметров в любое время года. Разрабатываемый подход может быть применен при разработке алгоритмов системы мониторинга, которая занимает важное место в повышения безопасности эксплуатации мостовых переходов в разные времена года и продления жизненного цикла всего сооружения. Ключевые слова: мостовые переходы, мониторинг, вязкоупругие элементы, демпфирование узлов частота колебаний, период колебаний, транспортная система. Сведения об авторах:
Локтев Алексей Алексеевич (Москва, Россия) – доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой транспортного строительства Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) (Россия, 125190, г. Москва, ул. Часовая, 22/2; SPIN-код: 5766-6018, Scopus: 35618959900; ResearcherID: W-1762-2017; ORCID: 0000-0002-8375-9914; e-mail: aaloktev@yandex.ru). Локтев Даниил Алексеевич (Москва, Россия) – заместитель декана, доктор технических наук, доцент кафедры «Информационные системы и телекоммуникации» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, SPIN-code: 4883-9877, Scopus: 42678664892, ResearcherID: E-2381-2017, ORCID: 0000-0002-8742-7837; e-mail: loktevdan@yandex.ru). Илларионова Лилия Алексеевна (Москва, Россия) – старший преподаватель кафедры зданий и сооружений на транспорте Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) (Россия, 125190, г. Москва, ул. Часовая, 22/2; SPIN-код: 3706-4022, Scopus: 57215419819, ORCID: 0000-0002-3432-8982; e-mail: illarionova.roat@mail.ru). Ахмад Баракат (Москва, Россия) – аспирант кафедры строительной и теоретической механики Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) (Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; SPIN-code: 3630-8917, ORCID: 0000-0002-8831-5183; e-mail: ahmadbarakat9992@gmail.com). Список литературы: 1. Hess J. Rail expansion joints – the underestimated track work material // Track-Bridge Interaction on High-Speed Railways, Taylor & Francis Group. – London, UK, 2009. – P. 149–164. 2. Технические условия для конструкций пути на подходах к искусственным сооружениям / утв. Департаментом пути и сооружений МПС 16.12.2003. – М.: Транспорт, 2004. – 24 c. 3. Специальные технические условия. Верхнее строение пути участка Москва – Казань – Екатеринбург высокоскоростной железнодорожной магистрали. Технические нормы и требование к проектированию и строительству. – СПб., 2014. – С. 32. 4. Иванченко И.И. Динамика транспортных сооружений. Высокоскоростные подвижные, сейсмические и ударные нагрузки. – М., 2011. – С. 574. 5. Matsumoto N., Asanuma K. Some experiences on track-bridge interaction in Japan // Track-Bridge Interaction on High-Speed Railways, Taylor & Francis Group. – London, UK, 2009. – P. 80–97. 6. Fryba L. Dynamic of railway bridges // Academia, Praha. – 1996. – 330 p. 7. Poliakov V. Interaction Optimization in Multibody Dynamic System // International Journal of Theoretical and Applied Mechanics. – 2017. – Vol. 2. – P. 43–51. 8. Барченков А.Г. Динамический расчет автодорожных мостов. – М.: Транспорт, 1976. – 200 с. 9. Болотин В.В. Динамическая устойчивость упругих систем. – М.: Гостехиздат. – 600 с. 10. Коган А.Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. – М.: Транспорт, 1997. – 325 с. 11. Chen Y.H., Li C.Y. Dynamic response of elevated high-speed railway // J. Bridge Eng., ASCE. – 2000. – Vol. 5 (2). – P. 124–130. 12. Kawatani M., Kim C.W. Computer simulation for dynamic wheel loads of heavy vehicles // Struct, Eng. & Mech. – 2001. – Vol. 12 (4). – P. 409–428. 13. Pan T.C., Li J. Dynamic vehicle element method for transient response of coupled vehicle–structure systems // J. Struct, Eng., ASCE. – 2002. – Vol. 128 (2). – P. 214–223. 14. Kou J.W., DeWolf J.T. Vibrational behavior of continuous span highway bridge – Influencing variables // J. Struct, Eng., ASCE. – 1997. – Vol. 123 (3). – P. 333–344. 15. Loktev A.A. Dynamic contact of a spherical indenter and a prestressed orthotropic Uflyand-Mindlin plate // Acta Mechanica. – 2011. – Vol. 222, № 1–2. – P. 17–25. 16. New lining with cushion for energy efficient railway turnouts / B. Glusberg [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 982. – P. 556–570. 17. Метод защиты сооружений от вибраций и сейсмических воздействий / Е.Н. Курбацкий [и др.] // Строительство и реконструкция. – 2018. – С. 55–67. 18. Kurihara M., Shimogo T. Vibration of an elastic beam subjected to discrete moving loads // J. Mech. Design, ASME. – 1978. – Vol. 100 (7). – P. 514–519. 19. Loktev A.A. Non-elastic models of interaction of an impactor and an Uflyand-Mindlin plate // International Journal of Engineering Science. – 2012. – Vol. 50, № 1. – P. 46–55. 20. Modeling the dynamic behavior of the upper structure of the railway track / A.A. Loktev [et al.] // Procedia Engineering. – 2017. – Vol. 189. – P. 133–137. 21. Перспективные конструкции мостовых переходов на транспортных магистралях / А.А. Локтев [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2018. – Т. 77, № 6. – С. 331–336. 22. Perspective constructions of bridge crossings on transport lines / A.A. Loktev [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1116. AISC. – P. 209–218. 23. Локтев А.А., Локтев Д.А. Решение задачи ударного взаимодействия твердого тела и сферической оболочки лучевым методом // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Физика. Математика. – 2007. – № 2. – С. 128–135. 24. Energy efficiency of temperature distribution in electromagnetic welding of rolling stock parts / A. Lyudagovsky [et al.] // E3S Web of Conferences, 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE. – 2018. – 2019. – P. 1–17. ДЕФОРМАЦИЯ УЧАСТКА ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ С.Г. Церех, И.Г. Овчинников Получена: 06.05.2022 Рассмотрена: 12.05.2022 Опубликована: 27.07.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается построение математической модели взаимодействия подъездной насыпи с искусственным сооружением с целью последующего ее использования для определения наиболее эффективного способа укрепления лагерной насыпи. Если рассматривать железнодорожные перевозки как производственный процесс, то неотъемлемая часть бесперебойного функционирования предприятия – обеспечение бесперебойного соединения подъездных насыпей с искусственными сооружениями (мостами, путепроводами, водопропускными трубами) соответствует долгосрочной программе развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденной Правительством Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-Р. На стыке физически неоднородных сооружений, таких как подъездная насыпь и искусственное сооружение, часто обнаруживаются просадки и деформации, приводящие к появлению дополнительных динамических сил и появлению неровностей, даже разрушению дорожного покрытия (в случае дорожных мостов). Для проведения исследования эффективности применения свай при определении осадки насыпи была использована собственная математическая модель железнодорожной насыпи, разработанная в программном комплексе Midas GTX NX. Модель представляет собой грунтовый массив. Были использованы реальные данные механических характеристик грунтов подходной насыпи, на которой расположена железнодорожная насыпь. На насыпи смоделирована нагрузка, действующая от железнодорожного подвижного состава. По результатам теоретических исследований получены решения по эффективности применения метода укрепления участков переменной жесткости в зависимости от климатических особенностей участка строительства. Исходя из доступных источников, сделан вывод, что математические модели определения осадки укрепленного буронабивными сваями тела земляного полотна в зависимости от температурного режима местности ранее не рассматривались. Ключевые слова: насыпь, участок переменной жесткости, математическая модель, просадки, учет температуры. Сведения об авторах:
Церех Станислав Геннадьевич (Саратов, Россия) – аспирант, ассистент кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, e.mail: tserekh@list.ru). Овчинников Игорь Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, 614990, г.Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bridgesar@mail.ru). Список литературы:
| ||