ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РОЛЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ В ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Е.С. Воеводин, К.А. Акулов, С.А. Катаев, А.М. Асхабов, А.С. Кашура Получена: 21.04.2021 Рассмотрена: 21.04.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Наряду с положительными качествами автомобильный транспорт является одним из источников повышенной опасности, оказывающим отрицательное воздействие на человека и экологию в целом. Его отрицательное влияние на экологию выражается, как правило, в выбросах в атмосферу загрязняющих элементов с отработавшими газами двигателей автомобилей, а также в загрязнении поверхностных водных объектов, образовании твердых отходов и воздействии автотранспортного шума. С каждым годом автомобилизация стремительно увеличивается, связано это в первую очередь с тем, что транспортное средство есть практически в каждой семье. В связи с этим наше общество просто не может обойтись без использования транспорта в своей жизни. Развитие городской агломерации и транспортных систем способствует увеличению автомобильных перевозок грузов и пассажиров, что, в свою очередь, приводит к усилению отрицательных воздействий на экологическую обстановку городской среды. Конфликты между транспортом, в частности автомобильным, и окружающей средой очень серьезны и увеличиваются на протяжении многих лет, с каждым произведенным автомобилем. Постоянно растущая автомобилизация создала рад серьёзных проблем для безопасности окружающей среды, жизни и здоровья людей, которые обсуждаются на самых высоких уровнях. Рассматривается вопрос о загрязнении окружающей среды автомобильным транспортом на основе анализа открытых данных о контроле общего количества выбросов вредных веществ автомобильного транспорта, а также о количестве автомобилей в г. Красноярске и Красноярском крае. Проверена связь роста автомобилизации Красноярского края и количества выбросов вредных веществ автомобильного транспорта. Кроме того, были проанализированы и представлены основные методики, используемые при расчетах количества загрязняющих веществ автомобильного транспорта и их распределения вокруг дороги, а также улицы с учетом различных факторов, в том числе входящих в комплекс автомобильной дороги. Согласно анализу выявлены основные проблемы, возникающие при оценке воздействия автомобильного транспорта на экологию города. Ключевые слова: автомобильный транспорт, оценка выбросов, экология, автомобилизация, природопользование, загрязняющие вещества, источник, наблюдения, атмосфера. Сведения об авторах:
Воеводин Евгений Сергеевич (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт», Политехнический институт Сибирского федерального университета (Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, Акулов Константин Андреевич (Красноярск, Россия) – аспирант кафедры «Транспорт», Политехнический институт Сибирского федерального университета (Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, e-mail: akulov-kostya@mail.ru). Катаев Сергей Александрович (Красноярск, Россия) – старший преподаватель кафедры «Транспортные и технологические машины», Политехнический институт Сибирского федерального университета (Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, email: skataev@sfu-kras.ru). Асхабов Андрей Михайлович (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт», Политехнический институт Сибирского федерального университета (Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, Кашура Артем Сергеевич (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт», Политехнический институт Сибирского федерального университета (Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, Список литературы: 1. Вахненко Р.В. Автомобилизация: плюсы и минусы (социально-экономические последствия) [Электронный ресурс] // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. – 2002. – № 3 (23). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29186032 (дата обращения: 26.02.2021). 2. Бондаренко Е.В., Дворников Г.П. Дорожно-транспортная экология: учебное пособие / под. ред. А.А. Цыцуры. – Оренбург: Россия, 2004. – 113 с. 3. Бобров Е.А. Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения // Научные ведомости. – 2011. – № 15 (110). – С. 199–208. 4. Тишкин С.А. Оценка влияния вредных выбросов грузового автотранспорт а на экологическую обстановку в районе его действия: автореф. дис. … канд. техн. наук. – М., 2012. – 18 с. 5. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2019 год [Электронный ресурс] // Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: [сайт]. – 2021. – URL: http://www.mpr.krskstate.rU/envir/page5849/0/ 6. Колышкина Д.В., Айыдов Д.Н., Кущенко Л.Е. Негативное воздействие автомобильного транспорта на экологию [Электронный ресурс] // Инновационная наука [сайт]. – 2019. – № 2. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36997054 (дата обращения: 26.02.2021). 7. Мониторинг загрязнения окружающей среды [Электронный ресурс] // ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды» [сайт]. – 2021. – URL: https://clck.ru/UCUVy (дата обращения: 01.03.2021). 8. Акулов К.А. Оценка влияния автомобильного транспорта на экологию крупного города: магистерская дис. – Красноярск, 2020. – 99 c. 9. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2016 год [Электронный ресурс] // Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: [сайт]. – 2021. – URL: http://www.eruda.ru/files/ministerstvo-prirodnykh-resursov-krasnoyarskogo-kraya-godovoy-otchet-2016_dobycha-poleznykh-iskopaemykh_zoloto_ugol.pdf (дата обращения: 01.03.2021). 10. Аналитический обзор состояния загрязнения атмосферного воздуха [Электронный ресурс] // Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края»: [сайт]. – 2021. – URL: http://www.krasecology.ru/Storage/Index?guid=54a9ff1d-2da7-4ede-a222-2fe45836bb74 (дата обращения: 01.03.2021). 11. Волдокаева М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух: дис. … канд. техн. наук. – СПб., 2009. – 353 c. 12. Методы определения уровня выбросов загрязняющих (вредных) веществ от автотранспортного потока [Электронный ресурс] / Н.А. Шестакова, С.А. Анохин, А.А. Гуськов, Н.Ю. Залукаева // Современные научные исследования и разработки: [сайт]. – 2019. – № 1 (30). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37113345 (дата обращения: 26.02.2021). 13. Воеводин Е.С., Акулов К.А. Анализ оценки влияния автомобильного транспорта на экологию городской среды // Наукосфера. – 2020. – № 12–1. – С. 160–163. 14. Methodologies applied to the CEIP GNFR gap-filling 2020 [Электронный ресурс] // EMEP Centre on Emission Inventories and Projections: [сайт]. – 2021. – URL https://www.ceip.at/ (дата обращения: 01.03.2021). 15. Расчетные инструкции (методики) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами и дорожно-строительными машинами в атмосферный воздух. – М.: Автополис-плюс, 2008. – 84 с. 16. Потапченко Т.Д. Методика определения выбросов парниковых газов транспортной системы региона и оценка эффективности мероприятий по их сокращению: дис. … канд. техн. наук. – М., 2020. – 146 c. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ МЕТОДОМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ С.В. Булатов Получена: 14.07.2021 Рассмотрена: 14.07.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Оценивается эксплуатационная надежность подвижного состава в условиях автотранспортных предприятий, экономически обосновывается по удельным затратам пробег подвижного состава и его эксплуатация по временному периоду, дни замены дорогостоящих узлов, агрегатов, а также по графикам определяется рентабельность эксплуатации автобусов и прогнозируется потребность автотранспортных предприятий в запасных частях. Объектом исследования было выбрано автотранспортное предприятие г. Оренбурга с подвижным составом более 300 единиц, 112 из которых принадлежит марке ПАЗ, самой популярной марке городских автобусов на территории Российской Федерации. Поскольку конструкция большинства деталей, узлов и агрегатов аналогична для разных марок, моделей, то проведение исследований и дальнейшее прогнозирование потребности несколько упрощается. Независимо от марки, модели автобуса, наиболее часто выходящими из строя являются детали двигателя, подвески, трансмиссии и тормозных механизмов, поскольку автобусы эксплуатируются в городском режиме, где условия эксплуатации относятся к наиболее жестким, а именно: постоянные изменения скорости и направлений движения с полной загруженностью подвижного состава, длительное пребывание в заторах, особенно в летний период, также важную роль играет качество дорожного полотна, технического обслуживания и ремонта, приобретаемых запасных частей, квалификация водителей. Зачастую возникает такая ситуация, что необходимой в данный момент запасной части на складах автотранспортного предприятия не имеется, что приводит к простоям и, соответственно, значительным убыткам. Поэтому своевременное обеспечение складов необходимыми качественными запасными частями является одной из главных задач отдела материально-технического обеспечения. Внезапные отказы прогнозировать достаточно сложно. Следовательно, при дальнейших исследованиях и расчетах это должно учитываться. При планировании потребности в запасных частях необходимо получать данные по их расходу в отдельности по конкретной марке, модели подвижного состава. По удельным затратам возможно экономически обосновать период замены дорогостоящих узлов, агрегатов, например двигателя, коробки передач, заднего моста с дифференциалом и т.д. Когда наступает момент замены нескольких дорогостоящих агрегатов на автотранспортном предприятии одновременно, то возникает вопрос целесообразности дальнейшей эксплуатации подвижного состава. Ключевые слова: отказ, подвижной состав, запасные части, потребность, метод прогнозирования, автотранспортное предприятие, узел, агрегат, эффективность, затраты. Сведения об авторах:
Булатов Сергей Владимирович (Оренбург, Россия) – заведующий лабораторией кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей», Оренбургский государственный университет (Россия, 460008, г. Оренбург, пр. Победы, 149, e-mail: bul.sergey2015@yandex.ru). Список литературы: 1. Катаргин В.Н., Терских В.М. Оценка спроса на автомобильные запасные части на основе модели смеси вероятностных распределений // Вестник ИГТУ. – 2014. – № 4. – С. 110–114. 2. Булатов С.В. Анализ современного состояния и проблем пассажирского автомобильного транспорта // Наука и техника транспорта. – 2017. – № 1. – С. 29–32. 3. Аленичев А.А. Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий // Молодой ученый. – 2017. – № 20. – С. 3–5. 4. Баннов И.В., Головин С.Ф. Простые модели анализа уровня сервиса при обеспечении запасными частями // Вестник МАДИ. – 2011. – № 4. – С. 29–34. 5. Горяева Е.Н., Горяева И.А. Зависимость затрат на запасные части от возраста подвижного состава автомобильного транспорта // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 44. – С. 185–186. 6. Захаров Н.С. Целевая функция при управлении снабжением запасными частями для транспортно-технологических машин в нефтегазодобыче // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 4. – С. 108–110. 7. Зубрицкас И.И. Анализ отказов и неисправностей автобусов ЛИАЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 24–27. 8. Семейкин В.А. Входной контроль качества продукции машиностроения // Сельский механизатор. – 2013. – № 11. – С. 22–23. 9. Ионов В.В. Исследование эксплуатационной надежности агрегатов трансмиссии автомобилей КамАЗ // Вестник СВГУ. – 2013. – № 20. – С. 57–61. 10. Макарова А.Н. Уточнение периодичности технического обслуживания автомобилей в эксплуатации // Научно-технический вестник Поволжья. – 2014. – № 1. – С. 117–120. 11. Максимов В.А., Моложавцев О.В. Построение и анализ однофакторных математических моделей расхода запасных частей городскими автобусами в эксплуатации // Вестник МАДИ. – 2009. – № 2. – С. 7–11. 12. Мальшаков А.В. Влияние сезонных условий на надежность пневмоподвески автобусов большого класса // Транспортные и транспортно-технологические системы. – Тюмень: ТюмНГТУ, 2014. – С. 164–167. 13. Таранов А.В. Управление запасами на машиностроительных предприятиях в условиях широкой номенклатуры используемых ресурсов // Вестник БГТУ. – 2011. – № 4. – С. 188–202. 14. Bulatov S.V. Expense management of transmission spare parts taking into account their quality for rolling stock // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1118. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ МАРШРУТИЗАЦИИ И КЛАСТЕРИЗАЦИИ МЕТОДОМ ФИКТИВНЫХ УЗЛОВ И ВЕТВЕЙ ПРИ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ С.Ф. Подшивалов, Л.В. Левицкая, С.М. Францев, Р.С. Шаманов Получена: 02.06.2021 Рассмотрена: 02.06.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлено решение актуальной задачи маршрутизации автомобильных перевозок. Рассматривается комбинированная система доставки груза по кольцевым маршрутам несколькими коммивояжерами, выходящими из одной базовой вершины и возвращающимися в нее в конце пути. Требуется определить оптимальные маршруты их движения при ограничении на количество пунктов. Данная задача относится к NP-трудной проблеме дискретной оптимизации на полном транспортном графе. Решение таких сложных систем развозки, как правило, выполняется приближенными эвристическими методами, для чего используется декомпозиция существующей транспортной сети на кластеры. Затем в каждом из полученных кластеров определяется кратчайший маршрут независимо друг от друга. Одним из недостатков такого подхода является отсутствия поиска вглубь и, следовательно, раздельное решение задачи маршрутизации и кластеризации. Необходимо найти метод, позволяющий исследовать вопрос размещения пунктов, входящих в маршруты, при заданной целевой функции в виде суммарного кратчайшего расстояния сразу по всем кольцевым схемам движения. Следовательно, согласно заданным условиям и целевой функции, требуется найти способ решения, дающий возможность исключить указанные недостатки, при котором совместно решается задача маршрутизации и кластеризации. Для решения данной проблемы выбран метод фиктивных узлов и ветвей, позволяющий создать фиктивную транспортную сеть, образованную путем разбиения кольцевых маршрутов на цепи и создания из них одного замкнутого кольца. С целью обеспечения выполнения условия ограничения по количеству пунктов в маршруте разработан алгоритм, согласно которому происходит блокировка ветви с максимальной оценкой. Данный подход является противоположным методу ветвей и границ. Следует отметить, что разработанная методика точного поиска оптимального маршрута увеличивает время, затрачиваемое на просмотр всех возможных вариантов в глубину дерева решений. Для иллюстрации предложенной методики приведен численный пример решения задачи для полного транспортного графа, состоящего из девяти вершин и четырех коммивояжеров. Ключевые слова: оптимальный маршрут с ограничением, несколько коммивояжеров, метод фиктивных узлов и ветвей, блокировка, грузовые перевозки, задача коммивояжера и методы ее решения, транспортный граф. Сведения об авторах:
Подшивалов Сергей Федорович (Пенза, Россия) – кандидат технических наук, доцент, преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (филиал), Пенза (Россия, 440005, г. Пенза-5, e-mail: burobaola@mail.ru). Левицкая Любовь Владимировна (Пенза, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Пензенский университет архитектуры и строительства (ПГУАС) (Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28, e-mail: levickaya.lyu@yandex.ru). Францев Сергей Михайлович (Пенза, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения», Пензенский университет архитектуры и строительства (ПГУАС) (Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28, e-mail: fsm8@mail.ru). Шаманов Роман Сергеевич (Пенза, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения», Пензенский университет архитектуры и строительства (ПГУАС) (Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28, e-mail: shambox@list.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ЦИРКУЛЯЦИИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ В УДАЛЕННЫХ УЗЛАХ ГИДРОПРИВОДА ГИДРОФИЦИРОВАННЫХ МАШИН К.Г. Пугин, У.А. Пираматов Получена: 20.07.2021 Рассмотрена: 20.07.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается влияние чистоты рабочей жидкости на надежность. Представлена теория застаивания рабочей жидкости в удаленных узлах гидропривода современных мобильных машин. Описана тенденция по увеличению количества удаленных узлов в современных мобильных машинах. Раскрыт вопрос высокой чувствительности современных элементов гидропривода к загрязнению рабочей жидкости. Рассмотрена упрощенная гидравлическая схема с группой элементов, на базе которой произведено описание процессов, возникающих в гидроприводе с наличием удаленных узлов. Выведено определение выражения удаленный узел и приведены негативные последствия наличия удаленных узлов в гидросистеме. Рассмотрено влияние чистоты рабочей жидкости на надежность и безотказность гидропривода мобильных машин. Приведены основные места установки фильтрующих элементов. Приведены данные по влиянию чистоты рабочей жидкости на простои машин и отказы гидропривода. Приведены исследования, посвященные оценке влияния чистоты рабочей жидкости на надежность и безотказность гидропривода мобильных машин. Обоснованы экономические показатели расходов современных компаний на обслуживание и ремонт техники, а также актуальность темы повышения надежности и безотказности гидропривода мобильных машин. Рассмотрены современные тенденции в области планово-предупредительного обслуживания гидропривода мобильных машин. Приведены исследования проб рабочей жидкости из гидропривода мобильной машиной, обладающей удаленными узлами. Осуществлен анализ результатов исследования проб рабочей жидкости: выявлена закономерность между удаленностью места забора проб рабочей жидкости от гидрораспределителя. Рассмотрена геометрия удаленного узла и определено соотношение объемов рабочей жидкости. Приведены данные о загрязнениях рабочей жидкости на этапе изготовления гидропривода мобильных машин. Сделано заключение о влиянии решения проблем с застаиванием рабочей жидкости на надежность гидропривода и эффективность современных методов предупредительного обслуживания. Ключевые слова: диагностирование, гидроцилиндр, рабочая жидкость, гидропривод, надежность, чистота рабочей жидкости. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, кафедра «Строительные технологии», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23), доктор технических наук, профессор, кафедра «Специальности водного транспорта и управления на транспорте», Волжский государственный университет водного транспорта (Пермский филиал) (Россия, 614060, г. Пермь, бул. Гагарина, 33). Пираматов Уллубий Арсланбекович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: ullub95@mail.ru). Список литературы:
УСТРОЙСТВО ФУНДАМЕНТА НА ИСКУССТВЕННОМ ОСНОВАНИИ ДЛЯ СТАЛЬНОГО ВЕРТИКАЛЬНОГО РЕЗЕРВУАРА А.С. Семин, Д.А. Татьянников Получена: 26.04.2021 Рассмотрена: 26.04.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Интенсивное развитие нефтяной отросли неразрывно связано с проектированием и строительством резервуаров для хранения сырьевого материала и товарной нефти. В качестве таких конструкций используют вертикальные стальные резервуары. Их особенность заключается в том, что на основание по всей площади днища передаются значительные нагрузки. Неправильная эксплуатация вертикальных стальных резервуаров может привести к аварийной ситуации, связанной с недостаточным обеспечением надежности резервуара и повлекшей за собой возникновение экологической катастрофы. В большинстве случаев добыча нефти осуществляется в районах с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями, поэтому необходимо принимать меры для сокращения земляных и строительно-монтажных работ и, как следствие, для снижения стоимости строительства. В качестве такой меры при устройстве основания под фундамент резервуара можно применить грунтовую подушку, армированную геосинтетическим материалом, устройство которой позволит снизить неравномерность деформаций основания. Рассматриваются два варианта устройства основания под резервуар. Для проектного варианта, в качестве которого принимается песчаная грунтовая подушка, выполнен расчет осадки основания по нормативной литературе. Для оценки правильности полученных результатов выполнен расчет в программном комплексе Plaxis 2D. Аналогичные расчеты проведены для предлагаемой нами армогрунтовой подушки. В качестве армирующего материала принята георешетка. Устройство георешетки осуществляется с переменным шагом. Независимо от того, какой получается шаг, последний армирующий слой закладывается по подошве песчаной подушки и кровли грунта основания. Перед выполнением расчета по определению осадки фундамента вычислен общий модуль деформации всего армогрунтового массива на основании исследований З.Г. Тер-Мартиросяна и Р. Кристенсена, которые базируются на механике композитных материалов. После проведения сравнительного анализа двух вариантов были сделаны выводы, что предлагаемый вариант выполнения основания для вертикального стального резервуара с применением георешетки экономически выгоднее и целесообразнее в сравнении с проектным вариантом. Ключевые слова: резервуар, усиление грунтов, фундаменты резервуаров, георешетка, армогрунтовая подушка, деформации. Сведения об авторах:
Семин Александр Сергеевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника», строительный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ((Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Sasha-tn97@mail.ru). Татьянников Даниил Андреевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника», строительный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ((Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: danco777@mail.ru). Список литературы:
ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РЕМОНТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МОЛОТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ В.И. Карагодин, Р.А. Хапугин Получена: 15.07.2021 Рассмотрена: 15.07.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается формирование технологических маршрутов централизованного ремонта по техническому состоянию гидравлических молотов на предприятии московской компании «Традиция-К», которая является ведущей в сфере производства гидравлических молотов и производит фирменный ремонт выпускаемого оборудования. Необходимость реализации централизованного ремонта по техническому состоянию вызвана тем, что предприятие выполняет данный ремонт, но несет большие затраты времени и средств на определение технического состояния ремонтируемых изделий. В присутствии заказчика выполняется предварительное освидетельствование объекта ремонта и составляется дефектовочная ведомость. После разборки составные части изделия загружаются в контейнер и направляются на склад ремонтного фонда, где ожидают представителя заказчика для согласования объемов, содержания ремонтных работ, сметы затрат и отпускной цены на услуги предприятия. Разнообразие содержания выполняемых ремонтов вносит неопределенность в планирование загрузки технологического оборудования, исполнителей, материально-техническое обеспечение производства и препятствует повышению серийности производства и использованию прогрессивной индустриальной технологии ремонта. Основное направление совершенствования производства в данном случае – повышение его серийности. Теоретической основой решения этой проблемы является предложенная К.Т. Кошкиным маршрутная технология ремонта деталей. В статье выполнен анализ достоинств этой технологии, а также причин, препятствующих ее применению в рассматриваемом случае. Сделан вывод о целесообразности использования централизованного ремонта по техническому состоянию, в разработке и промышленном применении которого участвовали авторы данной статьи. Приведены результаты систематизации и обработки информации об установленных дефектах, составе и содержании работ по ремонту гидромолотов, которая была получена за последние три года. Выявлено 73 ремонта гидромолота модели Delta F-5, по которым производился расчет. Анализ корреляционной связи совместно заменяемых деталей показал, что для гидромолотов Delta F-5 тесно связана лишь одна пара деталей: боек и гильза. Взаимосвязь деталей освобождает от необходимости дефектовать обе детали и позволяет объединять работы по их замене в одну. Полученные результаты ограничили подобные возможности и не позволили заметно сократить исследуемую совокупность ремонтных работ. Последующие исследования позволили объединить 73 ремонта в пять технологических маршрутов. Основной результат решения поставленной задачи – достижение возможности принципиального изменения технологии и организации производства, что выражается в повышении его серийности и сопровождается возрастанием производительности труда и качества ремонта. Ключевые слова: сборка, ремонт, технологический маршрут, гидромолот, агрегат, сочетание дефектов, дефектация. Сведения об авторах:
Карагодин Виктор Иванович (Москва, Россия) – декан заочного факультета, профессор кафедры «Дорожно-строительные машины», доктор технических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: bik250248@yandex.ru). Хапугин Роман Алексеевич (Москва, Россия) – аспирант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, e-mail: Список литературы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ А.А. Чистоклетов, К.Г. Пугин Получена: 21.07.2021 Рассмотрена: 21.07.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются основные направления применения вибродиагностики в области оценки технического состояния гидронасосов, гидрораспределителей, гидроцилиндров. Описано направление развития и актуальность на сегодняшний день данного вопроса за рубежом. Проведен анализ литературы в данной области исследований вибраций гидравлического оборудования. Рассмотрены основные методы исследований, представленные авторами в статьях. На основе вышеуказанных методов планируется разработка методики для диагностики технического состояния элементов гидропривода в условиях производственной эксплуатации. В каждой гидросистеме есть генератор импульсов, есть совершающие возвратно-поступательное движение элементы, которые могут быть источником вибрации в различных диапазонах. Исходя из этого, можно сделать предположение, что амплитуда и частота колебаний могут являться диагностическими сигналами при их детальном рассмотрении и обработке полученного сигнала, наложении различных фильтров, преобразований. В ходе проведения исследовательской работы по изучению возможности осуществления оценки технического состояния гидросистем строительных и дорожных машин планируется использовать прибор для измерения вибрации «Диана-8». Изначально планируется провести измерения на стенде в лабораторных условиях, расположить датчики на элементах гидросистемы в нескольких плоскостях для получения вибросигнала в различных плоскостях. Измерения планируется проводить при различных условиях работы гидросистемы. В последующем при обработке данных, полученных в ходе эксперимента, необходимо провести преобразования вибрационных данных, извлечь спектры, провести анализ полученных результатов. В итоге планируется разработать методику по оценке технического состояния элементов гидропривода машин по параметрам вибрации в условиях производственной эксплуатации. Ключевые слова: вибродиагностика, гидронасос, гидроцилиндр, гидрораспределитель.
Сведения об авторах:
Чистоклетов Александр Александрович (Пермь, Россия) – аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: blade9595@mail.ru). Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, кафедра «Строительные технологии», Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23), доктор технических наук, профессор, кафедра «Специальности водного транспорта и управления на транспорте», Волжский государственный университет водного транспорта (Пермский филиал) (Россия, 614060, г. Пермь, бул. Гагарина, 33). Список литературы: 1. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Совершенствование методов прогностического обслуживания гидропривода путем определения ресурса элементов гидропривода // Энергоресурсосберегающие технологии и оборудование в дорожной и строительной отраслях: материалы международной научно-практической конференции. – Белгород, 2019. – С. 166–169. 2. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Повышение эффективности существующих методов диагностирования гидропривода строительно-дорожных машин // Техника и технология транспорта. – 2019. – № S (13). – С. 20. 3. Пугин К.Г., Пираматов У.А. Совершенствование методов диагностирования гидросистем гидрофицированных машин // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: сборник материалов III Национальной научно-практической конференции. – Пермь, 2020. – С. 49–53. 4. Piramatov U.A., Pugin K.G. improving the efficiency of existing methods of diagnosing the hydraulic drive of road-building machines // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Scientific Conference Interstroymeh – 2019. ISM 2019. – 2020. – Р. 012007. 5. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Корректировка методов диагностирования гидравлических систем строительно-дорожных машин // Строительные и дорожные машины. – 2019. – № 5. – С. 37–41. 6. Helwig N., Klein S., Schütze A., Identification and quantification of hydraulic system faults based onmultivariate statistics using spectral vibration features // Procedia Engineering. – 2015. – Vol. 120. – P. 1225–1228. 7. An intelligent fault diagnosis approach based on Dempster-Shafer theoryfor hydraulic valves / J. Xiancheng, Y. Ren, H. Tang, C. Shi, J. Xiang // Measurement. – 2020. – Vol. 165. – P. 108129. 8. Tang H., Fu Z., Huang Y., A fault diagnosis method for loose slipper failure of piston pumpin construction machinery under changing load // Applied Acoustics. – 2021. – Vol. 172. – P. 107634. 9. He Yu, Hongru Li, Yaolong Li, A novel improved full vector spectrum algorithm and its application inmulti-sensor data fusion for hydraulic pumps // Measurement. – 2019. – Vol. 133. – P. 145–161. 10. He Yu, Hongru Li, Yaolong Li, Vibration signal fusion using improved empirical wavelet transformand variance contribution rate for weak fault detection of hydraulicpumps // ISA Transactions. – 2020. – Vol. 107. – P. 385–401. 11. Chaoang Xiao, Hesheng Tang, Yan Ren, A fault frequency bands location method based on improved fast spectralcorrelation to extract fault features in axial piston pump bearings // Measurement. – 2021. – Vol. 171. – P. 108734. 12. Thomas Walter Rauber, Antonio Luiz da Silva Loca, Francisco de Assis Boldt, An experimental methodology to evaluate machine learning methods forfault diagnosis based on vibration signals // Expert Systems With Applications. – 2020. – P. 130–139. 13. Fast feature selection using hybrid ranking and wrapper approach for automatic fault diagnosis of motorpumps based on vibration signals / F. de Assis Boldt, T.W. Rauber, F.M. Varej˜ao, M.P. Ribeiro // IEEE 13th international conference on industrial informatics. – 2015. – P. 127–132. 14. Чистоклетов А.А., Щелудяков А.М. Результаты сравнительного анализа плавности переключения передач автоматической коробки автомобилей при их эксплуатации в городских условиях // Грузовик. – 2019. – № 12. – С. 29–33. 15. Основы измерения вибрации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vibration.ru/osn_ 16. Диана-8: восьмиканальный анализатор вибросигналов [Электронный ресурс]. – URL: https://vibrocenter.ru/diana8.htm (дата обращения: 16.06.2021). СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ВЕЛОСИПЕДОВ В.А. Шилов, А.А. Игнатьев Получена: 30.04.2021 Рассмотрена: 30.04.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основании современных моделей велосипедного транспорта, представленных в каталогах различных российских и зарубежных производителей, а также литературных работ и научных исследований специалистов приведен статистический анализ велосипедов. Актуальность темы исследования подтверждается необходимостью отслеживания динамики и общего тренда развития велосипедного транспорта, что является важной задачей для планирования, проектирования и строительства новой транспортной инфраструктуры, предполагающей комфортное передвижение людей по улицам крупных городов на мобильном и малогабаритном транспорте, в частности на велосипеде. Нарастающие проблемы с экологией и ежегодный рост заторов на автомобильных дорогах требуют ежегодного уточнения транспортных схем крупных мегаполисов и исторических центров большинства российских городов. Внедрение новых мобильных средств передвижения является ключевым фактором для решения этой сложной задачи. Доказательством необходимости проведения статистического анализа является значительная вариативность в моделях велосипедов, выпускаемых различными производителями на современном потребительском рынке. Такое многообразие велосипедного транспорта оказывает существенное влияние на назначение велосипеда, диаметр колеса, массу, размеры колесной базы и другие параметры. В ходе анализа было установлено, что размер велосипедного колеса, соответствующий 26 дюймам, является исторически сложившимся эталоном, но из-за плотной застройки городских агломераций и возникающих проблем с недостатком мест и времени для удобного передвижения популярность набирают складные электрические велосипеды с малым диаметром колеса. Потребности населения диктуют более гибкий тип развития мобильного транспорта. На основе проведенного анализа существующих моделей велосипедов сделан вывод о состоянии современного рынка велосипедного транспорта. Ключевые слова: статистический анализ, велосипедный транспорт, диаметр велосипедного колеса, колесная база велосипеда, конструктивная масса велосипеда. Сведения об авторах:
Шилов Владимир Александрович (Ярославль, Россия) – магистрант кафедры «Гидротехническое и дорожное строительство», Ярославский государственный технический университет (Россия, 150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, Игнатьев Алексей Александрович (Ярославль, Россия) – кандидат технических наук, доцент, директор Института инженеров строительства и транспорта Ярославского государственного технического университета (Россия, 150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, e-mail: ignatyevaa@ystu.ru). Список литературы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛУШИТЕЛЯ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯ AUDI Н.И. Кузнецов Получена: 11.08.2021 Рассмотрена: 11.08.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Эксплуатация автомобилей в условиях, когда температура окружающего воздуха опускается ниже нуля градусов, неблагоприятна с позиции появления риска блокировки системы выпуска скопившимся в ней конденсатом. Частые прогревы за относительно короткий промежуток времени или запуск, небольшой пробег и последующая длительная стоянка при отрицательных температурах опасны тем, что выхлопная система не успевает прогреться, а скопившийся конденсат не успевает удалиться. Учитывая, что большая часть территории России расположена в зонах умеренного и холодного климата, исследования направлены на выявление закономерностей накопления конденсата в выхлопной системе, анализ методов принудительного удаления конденсата из выхлопной системы, разработку метода повышения адаптивности выхлопной системы к низким температурам окружающего воздуха, а также оптимизацию конструктивных параметров выхлопных систем. Актуальность решения проблемы согласуется с реализацией государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации № 164 «Об Основах государственной политики в Арктике». Задачи настоящего исследования – установление особенностей системы выпуска отработавших газов автомобиля Audi Q7, которые могут влиять на накапливание конденсата и на блокировку системы выпуска отработавших газов. Экспериментальное исследование заключается в установлении массы воды, которая может содержаться в глушителе автомобиля Audi Q7 во время эксплуатации автомобиля. Отмечаются особенности глушителя автомобиля Audi Q7, которые могут влиять на блокировку системы выпуска. Во время эксперимента получены данные о: 1) максимальной возможной массе воды, собирающейся в глушителе при стоянке автомобиля; 2) массе воды, которая остается в системе выпуска после запуска двигателя и наклоне системы выпуска в разных плоскостях. Ключевые слова: отработанные газы, система выпуска, конденсат, глушитель. Сведения об авторах:
Кузнецов Никита Игоревич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Список литературы:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ТЕПЛОВИЗИОННЫМ СПОСОБОМ В.В. Сиваков, С.С.Грядунов, Р.Ю. Деревягин Получена: 10.08.2021 Рассмотрена: 10.08.2021 Опубликована: 20.09.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Объектом исследования является применение тепловизионного способа диагностирования для быстрой диагностики узлов и деталей, нагреваемых при нормальной работе автомобиля. Обоснована целесообразность применения тепловизионного способа диагностирования автомобиля, определен примерный перечень систем и узлов для проведения такой диагностики. В настоящее время наблюдается устойчивый рост продаж автомобилей с пробегом. Для определения их фактического состояния требуется проведение комплексной проверки, которая обладает большой трудоемкостью. Поэтому поиск новых методов, позволяющих достоверно и быстро провести диагностику основных узлов и агрегатов автомобиля, является актуальным. Тепловизионный метод контроля состояния объектов нашел применение в строительстве и энергетике. Так как в автомобиле применяются разнообразные двигатели, взаимодействующие детали, электропроводка и электрооборудование, то целесообразно использовать тепловизионный метод диагностирования и для автомобилей. Тепловизионный метод диагностирования автомобилей можно применять как в условиях автосервисов, так и при мобильном (выездном) сервисе, а также самостоятельно владельцем автомобиля. Основные характеристики применяемого тепловизора – это разрешение матрицы и чувствительность. Тепловизором можно контролировать состояние кузова, тормозных механизмов, состояние подшипников, двигателя, коробки передач, системы выпуска отработанных газов, состояние электропроводки, ее соединений, нитей обогрева. Установлена возможность применения тепловизора для выявления проблем в одном из механизмов как на основе их сравнения (тормозные механизмы, ступичные подшипники), так и для определения фактических температур диагностируемого объекта и сравнения их с нормальными (ориентировочными) значениями, которые определяются заранее на основе предварительно выполненных измерений. Таким образом, применение тепловизионного способа диагностирования автомобиля позволит быстрее и точнее выполнить оценку фактического состояния узлов и агрегатов автомобиля, повысит ее эффективность. Ключевые слова: автомобиль, диагностирование, методы диагностирования, тепловизор, тепловизионный метод диагностирования. Сведения об авторах:
Сиваков Владимир Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», заместитель директора по учебной работе Института лесного комплекса, транспорта и экологии, Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: sv@bgitu.ru, ORCID: 0000-0002-0175-9030, ResearcherID: R-7264-2019). Грядунов Сергей Семенович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Триботехническое материаловедение и технологии материалов», Брянский государственный технический университет (Россия, 241035, г. Брянск, бул. 50 лет Октября, 7, е-mail: grydunowcc@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1141-9969, ResearcherID: AAI-2666-2020). Деревягин Роман Юрьевич (Брянск, Россия) – магистрант кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: irom4u94@gmail.com). Список литературы: 1. Хасанов Р.Х., Сидорин Е.С., Голованов В.С. Повышение безопасности автомобиля на основе совершенствования процесса диагностирования // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2013. – Т. 2. – С. 410–413. 2. Лянденбурский В.В., Родионов Ю.В., Нефедов М.В. Встроенная система диагностирования автомобиля // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 10. – С. 43–47. 3. Сиваков В.В., Липунов К.В. Повышение эффективности контроля состояния масла в автомобиле // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2015. – № 22. – С. 63–66. 4. Пегачков А.А. Повышение уровня достоверности оценки технического состояния автомобиля при использовании средств удаленного диагностирования // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2019. – № 1. – С. 7–10. DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-1-7-10 5. Пестриков В.М., Евкарпиев В.Е. Особенности диагностики современных автотранспортных средств [Электронный ресурс] // ТТПС. – 2014. – № 4 (30). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diagnostiki-sovremennyh-avtotransportnyh-sredstv (дата обращения: 03.08.2021). 6. Пеньков Е.А., Калимуллин Р.Ф., Ковриков И.Т. Обоснование разработки комплексного метода диагностирования узлов трансмиссии автомобиля // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52), ч. 2. – С. 104–108. DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.167 7. Кудрявцев А.А., Бакулов П.А., Власов В.М. Перспективы автоматизированного подхода к диагностированию неисправностей автомобиля как помощь автовладельцу // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 1. – С. 13–19. – DOI: 10.33979/2073-7432-2021-72-1-13-19 8. ГОСТ Р ИСО 13373-2 – 2009. Контроль состояния и диагностика машин. Вибрационный контроль состояния машин. Ч. 2: Обработка, анализ и представление результатов измерений вибраций. – М.: Стандартинформ, 2010. – 28 с. 9. Review of Vibration Analysis Methods for Gearbox Diagnostics and Prognostics / M. Lebold, K. McClintic, R. Campbell, C. Byington, K. Maynard // Proceedings of the 54th Meeting of the Society for Machinery Failure Prevention Technology. – Virginia Beach, VA. – 2000. – P. 623–634. 10. Тепловизионная съемка для поиска скрытых дефектов в тепловой защите зданий [Электронный ресурс] / А.А. Оленников, Е.В. Осокин, П.П. Кирилов, Е.Л. Гуща, В.В. Николенко // Вестник СибГИУ. – 2015. – № 4 (14). – С. 36–40. – URL: https://cyberleninka.ru/ 11. Sumtsov A., Falendysh A., Kletska O. Thermal imaging diagnostics locomotives // MATEC Web Conf. – 2018. – Vol. 182. – Р. 01004. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201818201004 12. Thermal image based fault diagnosis for rotating machinery / O. Janssens, R. Schulz, V. Slavkovikj, K. Stockman, M. Loccufier, R. Van de Walle, S. VanHoecke // Infrared Physics &Technology. – 2015. – Vol. 73. – Р. 78–87. 13. Towards intelligent lubrication control: Infrared thermal imaging for oil level prediction in bearings / Janssens, Olivier & Rennuy, Mathieu & Devos, Steven & Loccufier, Mia & Van de Walle, Rik & Hoecke, Sofie. – 2016. – Р. 1330–1335. DOI: 10.1109/CCA.2016.7587991. 14. Сиваков В.В., Грядунов С.С., Деревягин Р.Ю. Повышение эффективности диагностирования автомобилей тепловизионным методом // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2021: материалы VII Международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса» в рамках 7-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие», 25 мая 2021 г. – Горловка: АДИ ГОУ ВПО ДОННТУ, 2021. – С. 76–78. 15. Голованов Ю.В., Хасанов И.Х. Тепловизионный метод контроля технического состояния кузова легкового автомобиля [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. – 2014. – № 10 (171). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teplovizionnyy-metod-kontrolya-tehnicheskogo-sostoyaniya-kuzova-legkovogo-avtomobilya (дата обращения: 02.08.2021). 16. Жилко С.С. Тепловизионная диагностика системы выпуска отработавших газов автотранспортных средств [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 115–118. – URL: https: //moluch.ru/archive/260/59708/ (дата обращения: 02.08.2021). 17. Лещик С.Д., Зноско К.Ф. Тепловая диагностика автомобиля [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал «Университет образовательных инноваций». – 2019. – № 2. – URL: http://www.euryedu.grsu.by/images/files/2_2019/11.pdf (дата обращения: 02.08.2021). 18. Смотрим насквозь: диагностика авто с помощью тепловизора [Электронный ресурс]. – URL: https://tehnopanorama.ru/avto/smotrim-naskvoz-diagnostika-avto-s-pomoschyu-teplovizora.html (дата обращения: 10.04.2021). 19. Тепловизор при диагностике автомобиля [Электронный ресурс]. – URL: https:// 20. Диагностика неисправностей автомобиля тепловизором [Электронный ресурс]. – URL: https://zmz402.ru/teplovisor.htm (дата обращения: 10.04.2021). 21. Сиваков В.В., Грядунов С.С., Деревягин Р.Ю. Применение тепловизора при диагностировании автомобиля // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2021. – № 33. – С. 83–86. 22. Intelligent Thermal Imaging-Based Diagnostics of Turbojet Engines / R. Andoga, L. Főző, M. Schrötter, M. Češkovič, S. Szabo, R. Bréda, M. Schreiner // Appl. Sci. – 2019. – № 9. – Р. 2253. 23. Diagnostics of automotive ignition system in operating conditions / M. Sebok, M. Kubis, M. Gutten, M. Kucera, T.N. Koltunowicz, V. Bondariev // 2020 ELEKTRO. – 2020. – P. 1–4. DOI: 10.1109/ELEKTRO49696.2020.9130258 24. Тепловизор для смартфона и планшета SEEK THERMAL COMPACT PRO [Электронный ресурс]. – URL: https://dadget.ru/catalog/house (дата обращения: 02.08.2021).
| ||