ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ОБОСНОВАНИЕ МОЩНОСТИ ДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ А.В. Соколова, А.В. Маркелов, В.А. Масленников, Д.А. Павлов Получена: 05.10.2020 Рассмотрена: 05.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В основу методики обоснования мощности дорожной станции технического обслуживания автомобилей, нашедшей отражение в СНиП 2.05.02–85, РСН 62–86, ОНТП 01–91 и др., положен детерминированный подход, в соответствии с которым число заездов автомобилей на станцию однозначно определяется интенсивностью движения автомобилей по дороге в месте ее расположения, а также частотой схода с дороги, определяемой уровнем их надежности, и расстоянием пробега. В результате исследований, проведенных МАДИ (ГТУ), было установлено, что такая зависимость действительно существует, но носит она не детерминированный, а стохастический характер, что требует использования для решения данной задачи соответствующих математических методов. В этой связи целью исследования является разработка теоретических основ методики обоснования мощности дорожной станции технического обслуживания автомобилей на основе положений и математического аппарата теории массового обслуживания (ТМО). В основу разработки методики положены: аналитический аппарат теории систем массового обслуживания (СМО) с ограничением на длину очереди, теории надежности и экономико-математическое моделирование. Исследования показали, что одновременное использование перечисленных выше математических методов дает положительный результат. Разработанный на их основе метод обеспечивает приемлемое по точности аналитическое определение среднего числа и интенсивности заездов транспортных средств на станцию, числа ее рабочих постов и автомобиле-мест для ожидания в очереди, а также показателей эффективности функционирования. Использование предлагаемого математического подхода при разработке бизнес-планов строительства дорожных станций технического обслуживания и их проектировании позволит повысить достоверность технологического расчета. Ключевые слова: дорожная станция технического обслуживания, мощность станции, теория массового обслуживания. Сведения об авторах:
Соколов Александр Викторович (Ярославль, Россия) – кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Ярославского государственного технического университета (150023, Ярославль, Московский пр., 88, e-mail: sokolovav@ystu.ru). Маркелов Александр Владимирович (Иваново, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт и автомобильные дороги» Ивановского государственного политехнического университета (153003, Иваново, Красных Зорь, 25, e-mail: aleksandr203.37@mail.ru). Масленников Валерий Александрович (Иваново, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт и автомобильные дороги» Ивановского государственного политехнического университета (153003, Иваново, Красных Зорь, 25, e-mail: k_aah37@mail.ru). Павлов Дмитрий Анатольевич (Иваново, Россия) – магистрант кафедры «Транспорт и автомобильные дороги» Ивановского государственного политехнического университета (153003, Иваново, Красных Зорь, 25, e-mail: dmitry.1611@yandex.ru). Список литературы:
ПРОБЛЕМЫ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ХИММОТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В.А. Аметов, М.К. Беляев, А.В. Зубрицкий, А.В. Шальков Получена: 30.09.2020 Рассмотрена: 30.09.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены вопросы проведения автотехнической экспертизы с применением одного из важнейших в настоящее время методов – химмотологического подхода. Обычно при расследовании различного рода ДТП, при экспертизе вышедших из строя автотранспортных средств по неизвестной причине не учитывается качество используемых ГСМ и рабочих жидкостей. В данном случае применение химмотологического подхода позволит в полной мере оценить степень виновности того или иного лица, действия которого способствовали возникновению неисправности автотранспортного средства, а также ДТП и других несчастных случаев в условиях автотранспортных предприятий. В статье представлены результаты автотехнических экспертиз по внезапным отказам подшипников коленчатого вала двигателей KTA-19C на примере одного из открытых угольных разрезов (первый случай) и по внезапному отказу двигателя MTU16V.4000 карьерного самосвала БелАЗ-75302, который эксплуатировался в условиях одной из Кузбасских топливных компаний (второй случай). В первом случае первопричиной прогрессирующего интегрального изнашивания подшипников коленчатого вала, характеризующегося скачкообразным ростом содержания в масле элементов – индикаторов износа цветных металлов, послужило интенсивное «срабатывание» нейтрализующей присадки в масле из-за использования дизтоплива с высоким содержанием сернистых соединений. Во втором случае отказ ДВС в виде внезапного заклинивания поршня в гильзе цилиндра А8, последовавшего разрыва юбки поршня по оси поршневого пальца за счет силы растяжения, разбиения шатуном двух гильз цилиндров А8 и В8, блока цилиндров, поддона и других элементов произошел в результате неблагоприятного температурного воздействия ряда факторов на узлы и детали КШМ и цилиндров. На примере проведенных исследований можно сказать, что только комплексное и своевременное проведение автотехнической экспертизы с использованием возможностей химмотологического подхода может способствовать объективности выводов заключений автоэкспертов и принятию всеми заинтересованными сторонами выверенных решений. Ключевые слова: автотехническая экспертиза, горюче-смазочные материалы, транспортные средства, неисправность, отказ, параметрическая надежность, химмотологический подход, методология исследования, методы анализа нефтепродуктов. Сведения об авторах:
Аметов Винур Абдурафиевич (Томск, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта и электротехники, эксперт системы ТЭКСЕРТ, руководитель Испытательного центра ГСМ и АТС, Томский государственный архитектурно-строительный университет (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: ametov@tsuab.ru). Беляев Михаил Константинович (Томск, Россия) – эксперт в области ТО и ремонта колесных транспортных средств системы ГОСТ Р и системы ДСАТ, главный специалист Испытательного центра ГСМ и АТС, Томский государственный архитектурно-строительный университет (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: belyaev-mikle@mail.ru). Зубрицкий Алексей Валерьевич (Томск, Россия) – инженер-исследователь, зав. лабораторией, Томский государственный архитектурно-строительный университет (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: avzubritskiy@gmail.com). Шальков Антон Владимирович (Прокопьевск, Россия) – старший преподаватель кафедры информационных технологий, машиностроения и автотранспорта филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевске (653039, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Ноградская, 19а, Список литературы:
ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ Б.Т. Тухватуллин, И.В. Зольников, А.М. Бургонутдинов Получена: 30.10.2020 Рассмотрена: 30.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены основные аспекты подготовки и проведения консервации двигателей внутреннего сгорания. Изучено негативное влияние окружающей среды на двигатель при его хранении. Установлено, что большая часть вооружения, военной и специальной техники воинской части хранится на открытых площадках. Эксплуатация транспортных средств в основном совершается на открытом воздухе, что, несомненно, подвергает их активному и, как правило, весьма неблагоприятному воздействию климатических атмосферных явлений и факторов. Огромное влияние на транспортные средства оказывают влажность воздуха, высокие и низкие температуры воздуха, скорость ветра, туманы, осадки, метели, солнечная радиация, гололед, пыльные бури и др. Это вызывает коррозию металлических поверхностей, старение деталей из резины и резинотканевых материалов. Детали и сборочные единицы, поверхности которых не защищены от атмосферной коррозии, при работе изнашиваются в 1,5–2,0 раза быстрее по сравнению с защищенными. В статье приведен перечень работ, необходимых для подготовки двигателя внутреннего сгорания для консервации. Определен технологический процесс подготовки ДВС к хранению на срок свыше двух месяцев и до одного года. Выполнение всего перечня работ позволит снизить стоимость работ на восстановление двигателей внутреннего сгорания. Ключевые слова: детали, износ, консервация, автомобильная техника, двигатель. Сведения об авторах:
Тухватуллин Булат Таллирович (Новосибирск, Россия) – кандидат педагогических наук, доцент кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2, е-mail: bulat54@mail.ru). Бургонутдинов Альберт Масугутович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры эксплуатации автобронетанковой техники Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (614030, г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1, e-mail: burgonutdinov.albert@yandex.ru). Зольников Игорь Валерьевич (Пермь, Россия) – кандидат педагогических наук, доцент кафедры технической подготовки факультета технического обеспечения Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (614030, г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1, e-mail: zv_igor@mail.ru). Список литературы: 1. Беднарский В.В. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с. 2. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, К.Г. Мирза, Ю.С. Дорохин, Д.М. Хонелидзе. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – С. 58–62. 3. Потапов П.Ф., Кузьмин Э.К., Дорожкин А.В. Новые разработки по специализированному подвижному составу // Тяжелое машиностроение. – 2005. – № 8. – С. 40–41. 4. Васьков И.П. Кузовные работы. Покраска, рихтовка, антикоррозийная обработка [Электронный ресурс]. – URL: https://shag.com.ua/mihail-semenovich-ilein-kuzovnie-raboti-pokraska-rihtovka-anti.html?page=20; (дата обращения: 05.06.2020). 5. Сулима А.М., Шулов В.А., Ягодкин Ю.Д. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин. – М.: Машиностроение, 1988. – 241 с. 6. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Промышленные технологии и инновации: учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 224 с. 7. Шамутдинов А.Х. Исследование кинематики привода оригинального манипулятора // XXXIII Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Олимп, 2018. – 226 с. 8. Лоскутов А.С., Веретенников А.Н. Перспективы применения неметаллических антифрикционных материалов в машиностроении // Актуальные проблемы науки и образования на современном этапе: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., 6–7 июня 2019 г. – Воронеж: Институт экономики и права, 2019. – С. 49–54. 9. Зольников И.В. Актуальные вопросы применения различных задач в технологии профессионального обучения сотрудников войск национальной гвардии // Журнал гуманитарных наук. – 2017. – № 17. – С. 29–30. 10. Корсаков А.С., Ермолаев С.Ю., Зольников И.В. Повышение безопасности дорожного движения в воинских частях войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы развития системы технического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения во взаимодействии с другими видами обеспечения: сб. науч. тр. – Пермь, 2019. – С. 19–23. 11. Эксплуатация машин в строительстве: учеб. пособие / Н.Н. Карнаухов, Ш.М. Мерданов, В.В. Шефер, А.А. Иванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 148 с. 12. Зольников И.В., Пасмурцев Ф.А., Березин Д.В. Обучение военнослужащих реализации продуктов утилизации вооружения военной и специальной техникой на вторичном рынке // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения силовых структур Росгвардии: сб. ст. Межвуз. науч.-практ. конф. – Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2019. – С. 271–276. 13. Эксплуатация машин в строительстве / Н.Н. Карнаухов, Ш.М. Мерданов, В.В. Шефер, А.А. Иванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 393 с. 14. Мельников A.A., Пучин Е.А., Ефимов И.А. Технология хранения и противокоррозионной защиты ДВС // Информагротех. – 1991. – № 2. – 428 с. 15. Ильин М.С. Кузовные работы: рихтовка, сварка, покраска, антикоррозионная обработка. – М.: Книжкин Дом: Эксмо, 2005. – 125 с. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Г.А. Иовлев Получена: 29.09.2020 Рассмотрена: 29.09.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства важное значение имеет правильно сформированный транспортно-технологический комплекс. Это задача инженерно-технической службы сельскохозяйственной организации. Парк транспортно-технологических машин (ТТМ) сельского хозяйства занимает значительное место в общем парке транспортно-технологических машин экономики России. Необходимо отметить, что количество ТТМ, как в целом по экономике России, так и в сельском хозяйстве, ежегодно снижается. Для того чтобы повысить эффективность всего сельскохозяйственного производства и эффективность работы транспортно-технологического комплекса, необходимо проводить планомерную модернизацию всего производства и его транспортно-технологического комплекса (ТТК) в частности. В данном исследовании предложены направления модернизации сельского хозяйства и ТТК. Основные направления модернизации: совершенствование технологической составляющей; совершенствование технической составляющей сельскохозяйственного производства. В статье более подробно рассмотрено совершенствование технической составляющей сельскохозяйственного производства, представлены транспортно-технологические комплексы для проведения основных технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур. Также определены направления модернизации и развития технического сервиса для нового поколения ТТМ. Рассмотрены направления государственной поддержки всего сельского хозяйства России, а особенно технической и технологической модернизации, инновационного развития. Проанализирована государственная поддержка заводов – изготовителей сельскохозяйственной техники, роль АО «Росагролизинг» в вопросах поставок техники сельскохозяйственным организациям. В исследовании произведены и представлены расчеты по эффективности технологии производства сельскохозяйственных работ на примере такой технологической операции, как вспашка. Установлено, что данная технологическая операция, выполненная с использованием энергонасыщенной, широкозахватной техники, более эффективна. Сделан вывод о том, что, несмотря на меры государственной поддержки восстановления и модернизации технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, количество основных транспортно-технологических машин ежегодно снижается. Ключевые слова: технологические процессы, нормативные документы, эффективность, направления модернизации, бюджетные средства, коэффициенты обновления, коэффициенты выбытия. Сведения об авторах:
Иовлев Григорий Александрович (Екатеринбург, Россия) – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского государственного аграрного университета (620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42, e-mail; gri-iovlev@yandex.ru). Список литературы:
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН А.П. Миллер Получена: 01.11.2020 Рассмотрена: 01.11.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Производственная эксплуатация строительных и дорожных машин происходит в условиях неблагоприятного воздействия внешних факторов, к которым можно отнести низкие температуры, высокие нагрузки, атмосферные осадки. В таких условиях большое значение приобретает обеспечение надежной работы гидравлических систем, так как без их функционирования большинство машин не смогут двигаться. Для оперативной оценки технического состояния гидравлических систем используют большое количество информационных сигналов, применение которых позволяет создать условия для появления новых и совершенствования традиционных методов и средств, используемых для технической диагностики, осуществить внедрение технического обслуживания по фактическому состоянию. В статье представлен анализ публикаций научных статей, посвященных диагностированию гидравлических систем. Показано, что диагностический сигнал в виде изменения температуры, давления рабочей жидкости дает возможность охарактеризовать контролируемый параметр одним дискретным значением, что позволяет установить факт изменения в техническом состоянии гидросистемы. Однако использование таких диагностических сигналов, как правило, не позволяет давать прогнозные величины изменения состояния. Также рассмотрено влияние температурных деформаций, возникающих в элементах гидравлических машин, на их надежность при эксплуатации в условиях низких температур. На примере аксиально-поршневого и шестеренного насосов показано критическое изменение зазоров в сопрягаемых элементах. Представленный материал позволяет сделать вывод о необходимости учета температурных деформаций в элементах гидромашин и гидроаппаратуры, а также указывает на необходимость разработать особый регламент производственной эксплуатации гидравлических систем при эксплуатации строительных и дорожных машин в условиях низких температур окружающей среды. Это позволит повысить надежность гидравлических систем без использования новых конструкционных материалов и разработки новых технологий производства гидромашин. Ключевые слова: гидропривод, температура, аксиально-поршневой насос, надежность, гидросистема. Сведения об авторах:
Миллер Александр Павлович (Пермь, Россия) – магистр, ассистент кафедры «Технический сервис и ремонт машин» Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23, e-mail: aleksandrmillera@mail.ru). Список литературы: 1. Determination of pressure losses in hydraulic pipeline systems by considering temperature and pressure / V. Savić, D. Knežević, D. Lovrec, M. Jocanović, V. Karanović // Strojniški vestnik – Journal of Mechanical Engineering. – 2009. – Vol. 55, no. 4. – P. 237–243. 2. Reliability-based maintenance scheduling of hydraulic system of rotary drilling machines / Mohammad Javad Rahimdel, Mohammad Ataei, Reza Khalokakaei, Seyed Hadi Hoseinie // International Journal of Mining Science and Technology. – 2013. – Vol. 23, iss. 5. – P. 771–775. 3. Sliwinski P. The methodology of design of axial clearances compensation unit in hydraulic satellite displacement machine and their experimental verification // Archives of Civil and Mechanical Engineering. – 2019. – Vol. 19, iss. 4. – P. 1163–1182. 4. Addison Alexander, Andrea Vacca, Davide Cristofori. Active vibration damping in hydraulic construction machinery // Procedia Engineering. – 2017. – Vol. 176. – P. 514–528. 5. Тимохов Р.С., Шоль Н.Р., Бурмистров В.А. Исследование влияния отрицательных температур на изменение показателей гидравлических систем // Успехи современной науки. – Белгород, 2017. – № 6, Т. 2. – С. 95–99. 6. Piramatov U.A., Pugin K.G. improving the efficiency of existing methods of diagnosing the hydraulic drive of road-building machines // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Scientific Conference Interstroymeh, 2019, С. 012007. – P. 1–7. 7. Review of boom potential energy regeneration technology for hydraulic construction machinery / Tianliang Lin, Qiang Chen, Haoling Ren, Weiping Huang, Qihuai Chen, Shengjie Fu // Renewable and sustainable energy reviews. – 2017. – Vol. 79. – P. 358–371. 8. Energy saving of cutterhead hydraulic drive system of shield tunneling machine / Hu Shi, Huayong Yang, Guofang Gong, Huaiyin Liu, Dianqing Hou // Automation in Construction. – 2014. – Vol. 37. – P. 11–21. 9. Masayoshi Muraki, Eiji Kinbara, Toru Konishi. A laboratory simulation for stick-slip phenomena on the hydraulic cylinder of a construction machine // Tribology international. – 2003. – Vol. 36, iss. 10. – P. 739–744. 10. Пугин К.Г., Власов Д.В., Шаякбаров И.Э. Тепловой удар в гидравлических системах строительно-дорожных машин // Автомобилестроение: проектирование, конструирование, расчет и технологии ремонта и производства: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2020. – С. 93–97. 11. Пугин К.Г., Пираматов У.А. Совершенствование методов диагностирования гидросистем гидрофицированных машин // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: сб. материалов III Нац. науч.-практ. конф. – Омск, 2020. – С. 49–53. 12. Пугин К.Г. Повышение надежности гидросистем строительно-дорожных машин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 3. – С. 29–35. 13. Пираматов У.А., Пугин К.Г. Совершенствование гидропривода строительно-дорожных машин с целью повышения надежности // Химия. Экология. Урбанистика. – 2020. – Т. 2020–3. – С. 224–228. 14. Шаякбаров И.Э., Пугин К.Г., Власов Д.В. Повышение надежности строительно-дорожных машин в условиях низких температур // Химия. Экология. Урбанистика. – 2020. – Т. 2020–3. – С. 279–283. 15. Jasiński R. Problems of the starting and operating of hydraulic components and systems in low ambient temperature (Part 2) // Polish Maritime Research. – 2008. – Vol. 15. – P. 61–72. 16. Jasiński R. Problems of the starting and operating of hydraulic components and systems in low ambient temperature (Part 3) // Polish Maritime Research. – 2009. – Vol. 16. – P. 22–31. АВТОМАТИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ И.А. Чебыкин, С.С. Семенов Получена: 23.10.2020 Рассмотрена: 23.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведено сравнение традиционных методов количественного и качественного анализа транспортных потоков по показателям трудоемкости и точности, указаны преимущества и недостатки данных методов. Предложен новый метод анализа транспортного потока, основанный на применении беспилотных летательных аппаратов и технологии компьютерного зрения на базе сверточных нейронных сетей. Рассмотренный метод позволяет полностью автоматизировать сбор и анализ данных о транспортных потоках. В статье описано первое применение предложенного метода при выполнении транспортно-экономических изысканий в рамках проектирования объекта «Северный обход г. Перми». Определены преимущества примененного метода по сравнению с традиционным. Для реализации данного проекта было разработано программное обеспечение TrafficData для анализа транспортных потоков по видеоматериалам. Рассмотрен мониторинг дорожного движения, описаны его цели, задачи, указан необходимый функционал системы автоматизации мониторинга дорожного движения, перечислены параметры дорожного движения, которые она должна определять. Проанализирована методология реализации автоматизированной системы мониторинга дорожного движения по видеоматериалам на одном участке дороги. Описано, каким образом реализуется определение каждого параметра дорожного движения с помощью методов видеоаналитики. Приведены скриншоты реализации данного подхода в программном обеспечении TrafficData. Представлен проект системы мониторинга дорожного движения, позволяющий расширить рассмотренный ранее подход на всю улично-дорожную сеть. Описаны технологии, позволяющие реализовать данную систему на основе видеоаналитики материалов с камер видеонаблюдения. Предложен метод реидентификации автомобиля, продемонстрирована реализация данного метода. Метод позволяет строить матрицу корреспонденции автомобилей, зафиксированных на камерах видеонаблюдения, расположенных на разных участках дорожной сети, а также определять все параметры дорожного движения для всей УДС. В выводах подчеркивается актуальность поставленной задачи в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 114 «Об утверждении порядка мониторинга дорожного движения», обозначаются перспективы развития разработанного программного обеспечения с точки зрения применения в интеллектуальных транспортных системах. Ключевые слова: мониторинг дорожного движения, данные о транспортном потоке, транспортное моделирование, транспортно-экономические изыскания, компьютерное зрение, искусственный интеллект, видеоаналитика, параметры дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы. Сведения об авторах:
Чебыкин Иван Андреевич (Пермь, Россия) – инженер-проектировщик транспортных сооружений, генеральный директор компании TrafficData (614066, г. Пермь, ул. Стахановская, 45б, e-mail: chebykin.i.a.2017@yandex.ru). Семенов Семен Семенович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: sss84@mail.ru). Список литературы: 1. Ваймень А.Ю., Пихлак И.О. Об определении среднегодовой суточной интенсивности движения на местных дорогах Эстонской ССР // Труды Таллиннского политехнического института. – 1970. – № 292. – С. 3–10. 2. Кац А.В. Распределение часовой интенсивности движения автомобилей в течение года // Автомобильные дороги и аэродромы. – 1970. – № 2. – С. 21–22. 3. Сливак И.М., Колесникова Э.П. Методика изучения интенсивности движения и транспортных потоков на подходах к городам и промышленным центрам УССР / Мин-во автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР. – Киев, 1966. – С. 33. 4. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организация движения. – М.: Транспорт, 1977. – 303 с. 5. Джафаров Р.М. Расчет скоростей движения при разработке планировочных решений транспортных развязок с направленными съездами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 2 (92). – С. 13–16. 6. Джафаров Р.М. Исследование скоростей движения на транспортных развязках с направленными съездами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2020. – № 2 (92). – С. 7–9. 7. Detecting botnet based on network traffic / N.V.T. Hiep, T.V. Nikolaevich, D.M. Tuan, N.T. Lam, N.A. Tuan // International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. – 2020. – Vol. 9 (3). – P. 3010–3014. DOI: 10.30534/ijatcse/2020/79932020 8. Multiplicative method for creating the traffic monitoring base in a megapolis / O. Makovetskaya-Abramova, Y. Lazarev, M. Gravit, S. Silla, M. Shakhova // E3S Web of Conferences, 9. Burlov V., Lepeshkin O., Lepeshkin M. Parameters of the synthesized model of management of technosphere safety in the region // E3S Web of Conferences, 20–22 November. – Moscow, 2019. DOI: 10.1051/e3sconf/202016407011 10. Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография. – М.: Логос, 2013. – 187 с. 11. Якимов М.Р., Кандалина Г.Н. Сравнительный анализ различных способов сбора информации об интенсивности транспортных и пешеходных потоков // Автотранспортное предприятие. – 2012. – № 10. – С. 22–29. 12. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов: монография. – М.: Логос, 2013. – С. 464. 13. Менделеев Г.А. Закономерности изменения во времени интенсивности городского автомобильного движения: дис. … канд. техн. наук. – М., 2001. – 166 c. 14. Краснов Е.С., Семенов С.С., Михайлов Н.Ю. Достоверность информации об интенсивности движения и надежность решения инженерных задач // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. – 2017. – № 3 (27). – С. 72–84. 15. OpenMP: сайт. – URL: http://trafficdata.ru (дата обращения 23.10.2020). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК (НА ПРИМЕРЕ Г. БРЯНСКА) В.В. Сиваков, В.В. Камынин, П.В. Тихомиров Получена: 13.10.2020 Рассмотрена: 13.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Пассажирский транспорт является одним из основных элементов, обеспечивающих комфортную и безопасную городскую среду. Для правильной организации его движения необходимо исследование существующих пассажиропотоков. Развитие пассажирского транспорта также должно идти в направлении цифровизации и повышения удовлетворенности пассажиров уровнем оказываемых транспортных услуг. Объектом исследования в настоящей статье являются пассажирские перевозки общественным транспортом в г. Брянске. Рассмотрена действующая транспортная сеть общественного транспорта города, приведена концепция ее развития. Проанализировано состояние подвижного состава. Представлены примеры развития городского пассажирского транспорта в г. Брянске. В 2020 г. продолжается масштабное строительство ряда городских дорог. Активно строятся дорожные развязки, при этом вместо светофорного регулирования применяются кольцевые развязки, что приводит к увеличению пропускной способности развязки и средней скорости движения. Для повышения безопасности движения и ограничения доступа пешеходов на ряде реконструируемых или создаваемых улиц устанавливаются металлические ограждения, на разделительной полосе ряда дорог устанавливаются ограничительные столбики, широко внедряются дорожные камеры слежения. Процесс образования пассажиропотоков определяется потребностями жителей совершать перемещение с целью посещения того или иного объекта, что обусловливает необходимость получения и обработки информации о пассажиропотоках. Технологической основой внедрения информационных технологий на транспорте являются беспроводная связь, информационные технологии, средства измерения, а также мониторинг транспорта. Таким образом, внедрение информационных технологий для организации пассажироперевозок позволяет достичь: сокращения затрат на покупку топлива до 50 %; сокращения пробега до 30 %; сокращения нецелевого использования техники до 100 %; исключения простоя техники; повышения трудовой дисциплины водительского состава; повышения безопасности перевозок; соблюдения графиков перевозок. Дальнейшее совершенствование городских пассажирских перевозок позволит сделать городскую среду более безопасной и комфортной. Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, пассажиропоток, маршрутное транспортное средство, маршрутная транспортная сеть, интервальность движения, организация перевозок, качество услуг. Сведения об авторах:
Сиваков Владимир Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и сервис», заместитель директора по учебной работе Института лесного комплекса, транспорта и экологии, Брянский государственный инженерно-технологический университет (241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: sv@bgitu.ru). Камынин Виктор Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Материаловедение и машиноведение» Брянского государственного инженерно-технологического университета (241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: kaf-mim@bgitu.ru). Тихомиров Петр Викторович (Брянск, Россия) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Транспортно-технологические машины и сервис» Брянского государственного инженерно-технологического университета (241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, е-mail: vtichomirov@mail.ru). Список литературы: 1. Боровая К.С., Сиваков В.В. Анализ организации транспортной сети муниципального транспорта г. Брянска // Экономика и эффективность организации производства. – 2018. – № 28. – С. 31–34. 2. Боровая К.С., Сиваков В.В. Исследование транспортной инфраструктуры города Брянска (улично-дорожной сети) // Экономика и эффективность организации производства. – 2018. – № 28. – С. 57–61. 3. Об утверждении «Концепции развития транспорта общего пользования города Брянска на период 2015–2025 годы» [Электронный ресурс]: Постановление БГА от 23-03-2015 № 772-п. – URL: http://bga32.ru/uploads/2016/06/bga32-ru-Post-772_23-03-2015.pdf (дата обращения: 10.09.2020). 4. Долматова Н.А., Николаев Н.Н. Исследование и совершенствование организации пассажирских перевозок в Ростовской области // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 2 (57). – С. 87–91. 5. Кузнецова Л.П., Семенихин Б.А., Алтухов А.Ю. Совершенствование организации пассажирских перевозок на маршрутах г. Курска // Мир транспорта и технологических машин. – 2016. – № 2 (53). – С. 98–104. 6. Анализ структуры, мощности и направлений пассажиропотоков в городе Орел / А.С. Бодров [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2019. – № 1 (64). – С. 42–48. 7. Андреев К.П., Терентьев В.В. Пассажирские перевозки и оптимизация городской маршрутной сети // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15, № 6 (73). – С. 156–161. 8. Моделирование оптимального интервала движения пассажирских автотранспортных средств / Н.Н. Якунин [и др.] // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – № 2. – С. 88–100. DOI: 10.15593/24111678/2018.02.10 9. Еремина А.В., Константинов С.Ю., Целищев Д.В. Разработка методики для определения необходимого количества автобусов городского пассажирского транспорта // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2018. – № 4. – С. 33–43. DOI: 10.15593/24111678/2018.04.04 10. Research status of behaviour decision-making for intelligent vehicles / Di Tan, Shuaishuai Liu, Ruixian Li, Kun Yang // International Journal of Vehicle Information and Communication Systems. – 2019. – Vol. 4, no. 3. – P. 279–297. DOI: 10.1504/IJVICS.2019.102228 11. Modelling and analysis of urban vehicle traffic congestion characteristics based on vehicle-borne network theory / Minglei Song, Rongrong Li, Binghua Wu, Minwo Lee // International Journal of Vehicle Information and Communication Systems. – 2020. – Vol. 5, no. 2. – P. 156–172. DOI: 10.1504/IJVICS.2020.108902 12. Multi-agent-based bus route optimisation for restricting passenger traffic bottlenecks in disaster situations / Sayaka Morimoto, Takahiro Jinba, Hiroto Kitagawa, Keiki Takadama, Takahiro Majima, Daisuke Watanabe, Mitujiro Katuhara // International Journal of Automation and Logistics. – 2016. – Vol. 2, № 1/2. – P. 153–177. DOI: 10.1504 / IJAL.2016.074936 13. Farahani R.Z., Miandoabchi E., Szeto W.Y., Rashidi H. A review of urban transportation network design problems // European Journal of Operational Research. – 2013. – № 229. – P. 281–302. doi: 10.1016/j.ejor.2013.01.001 14. Тихомиров П.В., Сиваков В.В., Камынин В.В. Сравнительный обзор современных методов учета пассажиров // Мир транспорта и технологических машин. – 2018. – № 2 (61). – С. 85–94. 15. Сиваков В.В., Тихомиров П.В., Камынин В.В. Современные информационные технологии в области учета пассажиропотоков города // Мир транспорта и технологических машин. – 2019. – № 1 (64). – С. 80–88. 16. Оптимизация транспортной инфраструктуры городов/ В.А. Киселев [и др.] // Транспортное дело России. – 2018. – № 5. – С. 138–140. 17. Оценка готовности Орловской городской агломерации к внедрению интеллектуальных транспортных систем / А.С. Бодров [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. -2020. – № 3 (70). – С. 64–71. 18. В Брянской области в 2019 году дорожные камеры наштрафовали водителей на 245 млн. рублей [Электронный ресурс]. – URL: https://bryansk.news/2019/10/08/dorozhnye-kamery (дата обращения: 01.10.2020). 19. Сиваков В.В., Боровая К.С. Внедрение информационных технологий при организации пассажирских маршрутных перевозок в г. Брянске // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 98–99. 20. Общественный транспорт города Брянска: официальный сайт. – URL: http://www. 21. Мобильное приложение «Умный транспорт» для Android. – URL https://play. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ОГРАЖДАЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ Д.П. Лучинский, В.Д. Тимоховец, С.С. Теребенин Получена: 26.09.2020 Рассмотрена: 26.09.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В рамках исследования было определено две цели: повысить безопасность и увеличить комфорт обслуживания автомобильной дороги путем совершенствования конструкций ограждающих технических средств автомобильной дороги. В статье анализируются различные ситуации, связанные с устройством ограждающих конструкций, в которых нарушаются требования безопасности при их устройстве. К таким ситуациям относятся: совмещение разных типов ограждений по оси автомобильной дороги; разрывы в бетонном ограждении, возникающие при устройстве стоек рамных опор по оси автомобильной дороги; переходные участки из металла на разрывах в бетонном ограждении для разворота. Также приведены примеры возможного комфортного устройства ограждений, для последующего демонтажа с целью устройства разрывов при ремонте; устройства временного ограждения на кромке проезжей части для выделения примыкающего тротуара в населенных пунктах. На основании обобщения практического опыта достигается научная новизна исследования, которая заключается в разработке конструктивных решений для каждого отдельно взятого случая. В результате описано и охарактеризовано пять вариантов совершенствования ограждающих конструкций. Часть из них направленна на исключение нарушений требований безопасности по устройству ограждений на автомобильной дороге, другая – на удобство их демонтажа. Особенностью предложенных вариантов является простота их устройства, не требующая изготовления специальных элементов. Впоследствии повышение безопасности, привносимое любым из представленных предложений, определенно приведет к уменьшению количества ДТП на автомобильных дорогах, а удобство демонтажа конструкций, несомненно, сократит сроки их обслуживания. Ключевые слова: ограждения, усовершенствование ограждений, типовые ограждающие конструкции, технические элементы обустройства, устройство ограждений, безопасность дорожного движения, обслуживание автомобильной дороги. Сведения об авторах:
Лучинский Дмитрий Павлович (Тюмень, Россия) – заместитель главного инженера по автомобильным дорогам АО «Мостострой 11» (625048, г. Тюмень, ул. Кузнецова, 15, e-mail: luchinsky@ms11.ru). Тимоховец Вера Дмитриевна (Тюмень, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, Теребенин Сергей Сергеевич (Тюмень, Россия) – студент кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: terebenins@gmail.com). Список литературы:
СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО СТУПЕНЧАТЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ П.В. Потапов, А.А. Шведуненко Получена: 04.10.2020 Рассмотрена: 04.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В работе проанализированы конструкции специальных транспортных средств, имеющих возможность перемещаться по различным поверхностям, в частности по ступенчатым. Решение проблемы создания таких транспортных средств крайне актуально в рамках обеспечения комфортной среды для маломобильных групп населения, особенно в городских условиях. На основе анализа патентных и технических источников описаны преимущества, недостатки, принципы работы, а также приведены краткие характеристики специальных транспортных средств, предназначенных для перемещения людей с ограниченными физическими возможностями. Основное внимание уделено транспортным средствам с колесно-шагающим движителем, а именно содержащих блок колес в виде трехлучевой звезды. Такой движитель обеспечивает автоматический переход между качением – по ровной поверхности, и шаганием – через препятствия или при движении по ступенчатой поверхности. На основе анализа различных конструкций специальных транспортных средств создана конструкция, способная преодолевать различные виды поверхностей, а именно поверхности с препятствиями, наклонной поверхности, ступенчатой поверхности, при помощи упомянутого блока колес и планетарного редуктора с приводом от электродвигателей. Для устойчивого движения данного средства предполагается использовать систему стабилизации, которая функционирует за счет перемещения центра масс надстройки (например, кресла оператора) относительно ходовой части транспортного средства. В программной среде Solidworks построена трехмерная модель транспортного средства, максимально соответствующая реальной, в частности, в конструкции ходовой части. В результате кинематического анализа на данной модели удалось проверить работоспособность схемы. Также приведены результаты моделирования движения транспортного средства в различных условиях движения, которые доказывают его принципиальную работоспособность. Ключевые слова: специальное транспортное средство, преодоление ступеней, трехколесный движитель, инвалидное кресло, перемещение по ступеням, стабилизация движения, анализ движения. Сведения об авторах:
Потапов Павел Викторович (Волгоград, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные машины и двигатели» Волгоградского государственного технического университета (400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28, e-mail: paulflinx@gmail.com). Шведуненко Александр Александрович (Волгоград, Россия) – студент кафедры «Транспортные машины и двигатели» Волгоградского государственного технического университета (400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28, e-mail: sanya9105@list.ru). Список литературы: 1. Проблемы инвалидов при передвижении на креслах-колясках в жилом помещении и объектах социальной инфраструктуры / О.Н. Владимирова, Т.Н. Шеломанова, И.Е. Македонова, М.В. Рохманова, О.А. Назаркина // Вестник Всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. – 2012. – № 1–2 (47–48). – С. 54–57. 2. Способ самостоятельного перемещения человека на самоходной коляске по лестнице с поручнями / А.А. Красильщиков, А.Д. Самойлов, А.Г. Семенов, А.Д. Элизов // Безопасность жизнедеятельности. – 2010. – № 12. – С. 12–16. 3. Конева Т.Н. Окружающая среда в структуре качества жизни инвалидов-колясочников // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 50–60. 4. Семикин С.Н. Современные малогабаритные транспортные средства реабилитации граждан с ограниченными физическими возможностями // Технология колесных и гусеничных машин. – 2012. – № 4. – С. 16–21. 5. Johannesen H.A.I. Patent U.S. 2,742,973. – 1956. 6. Cox K.R., Marquis C. Patent U.S. 6,484,289. – 2000. 7. Krasowski M., Greer L. Patent U.S. 9,726,268. – 2017. 8. Семенов А.Г., Элизов А.Д. Индивидуальный транспорт для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: некоторые российские национальные особенности // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2015. – № 2. – С. 106–118. 9. Design and development of multi-purpose wheelchair for differently-abled person / S. Ganapathy, J. Charles, D. Magesh, M.M. Ashik, D. Monishraam, S. Anandan // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR). – 2019. – Vol. 6. – P. 78–82. DOI: 10.6084/m9.jetir.JETIRDF06016 10. Муздыбаева А.С., Мырзабекова Д.М., Бтмбаев Э.Т. Разработка усовершенствованной конструкции колесного механизма транспортных колясок // Сб. науч. тр. № 8 кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» / ООО «Полиграфический центр КАН». – Омск, 2015. – С. 119–126. 11. Головин М.А., Жавнер В.Л. Вариант компановки инвалидного кресла-коляски для перемещения по неровным поверхностям // Неделя науки СПБПУ: материалы науч. конф. с междунар. участием / С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого. – СПб., 2017. – С. 11–14. 12. Tao W., Xu J., Liu T. Electric-powered wheelchair with stair-climbing ability // International Journal of Advanced Robotic Systems. – 2017. – Vol. 1, no. 13. – P. 1–13. DOI: doi.org/10.1177/1729881417721436 13. Eduardo N., Rodriguez N. Advanced mechanics in robotic systems. – London: Springer-Verlag London Limited, 2011. – 110 p. DOI: 10.1007/978-0-85729-588-0 14. Ханов Г.В., Тодорев А.Н., Дятлов М.Н. Подготовка моделей механизмов в SolidWorks и их анализ средствами SolidWorks Motion. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2014. – 47 с. 15. Гузненков В.Н., Журбенко П.А., Бондарева Т.П. SolidWorks 2016. Трехмерное моделирование деталей и выполнение электронных чертежей. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – 128 с. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЕЛОШЕРИНГА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ В.А. Шилов, А.А. Игнатьев, А.В. Соколов Получена: 03.10.2020 Рассмотрена: 03.10.2020 Опубликована: 25.12.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основании анализа литературных работ отечественных и зарубежных ученых и экспериментальных авторских исследований рассматривается возможность организации велошеринга в городе Ярославле. Исследуемая тема обладает определенной актуальностью, так как улицы современных крупных городов загружены большим количеством личного автомобильного транспорта, что сказывается на общем уровне жизни населения. Внедрение новых мобильных средств передвижения является ключевым фактором для решения возникших проблем. Подтверждением данной теории может служить опыт использования систем велошеринга многими крупными городами разных стран мира. Установлено, что строительство новой дорожной и транспортной инфраструктуры, в частности велосипедных дорог, позволит людям сокращать время поездки по определенным маршрутам в часы пик. Кроме того, внедрение подобной системы в структуру городского общественного транспорта позволит добиться целого ряда положительных эффектов для города, среди которых можно выделить снижение заторов на автомобильных дорогах в часы пик, уменьшение загруженности дорог центральной части Ярославля припаркованными автомобилями, снижение уровня шума и улучшение экологических показателей. Также строительство новых велосипедных дорог является перспективным решением для развития туризма Ярославской области за счет появления привлекательных велосипедных маршрутов, проходящих возле крупных памятников архитектуры, музеев, исторических центров и других главных достопримечательностей города. При этом отдельно рассматривается вопрос повышения безопасности дорожного движения при эксплуатации малогабаритного транспорта, в частности велосипедов, и системы велошеринга. Их конструкция и технические параметры должны отвечать всем современным требованиям и нормам, также они должны быть удобными в использовании всеми социальными категориями населения. В статье проработаны как велосипедные маршруты, так и маршруты с совместным использованием велосипеда и городского общественного транспорта. На основе проведенного анализа транспортной инфраструктуры города Ярославля сделан вывод о роли системы велошеринга в крупных развивающихся городах современного типа. Ключевые слова: велосипедные дороги, строительство новых объектов инфраструктуры, система велошеринга, безопасность дорожного движения. Сведения об авторах:
Шилов Владимир Александрович (Ярославль, Россия) – магистрант кафедры «Гидротехническое и дорожное строительство» Ярославского государственного технического университета (150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, e-mail: vladimir.shilov.98@mail.ru). Игнатьев Алексей Александрович (Ярославль, Россия) – директор Института инженеров строительства и транспорта Ярославского государственного технического университета (150048, г. Ярославль, ул. Кривова, 40, e-mail: ignatyevaa@ystu.ru). Соколов Александр Викторович (Ярославль, Россия) – заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Ярославского государственного технического университета (150023, г. Ярославль, Московский пр., 88, e-mail: sokolovav@ystu.ru). Список литературы:
| ||