ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТОИР НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРИ ОБНОВЛЕНИИ АВТОБУСНОГО ПАРКА Е.М. Генсон, А.Д. Оносов Получена: 20.07.2020 Рассмотрена: 20.07.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одна из основных проблем пассажирских перевозок – высокий средний возраст подвижного состава. На сегодняшний день данная проблема активно решается на уровне властей регионов России. Пермский край с 2019 г. активно внедряет транспортную реформу, основная задача которой – обновление парка автобусов г. Перми. За последние два года более 90 новых автобусов марки Volgabus получило в пользование МУП «Пермгорэлектротранс» для осуществления транспортного обслуживания населения города. Основная проблема, с которой столкнулось предприятие, – организация качественного и квалифицированного обслуживания обновленного подвижного состава. В связи с изменением структуры эксплуатируемого парка автобусов существующая производственно-техническая база (ПТБ) предприятия не может обеспечить выполнение ТОиР подвижного состава. Ввиду этого необходима разработка и внедрение научно обоснованного решения для организации системы ТОиР на предприятии. В статье проведен анализ существующей ПТБ предприятия, наличия необходимого оборудования и инструмента. Рассчитана производственная программа по ТОиР на предприятии, по результатам которой определена потребность в производственном персонале и оборудовании. Выявлена нехватка производственных рабочих и отсутствие необходимого оборудования и инструмента. Одновременно проанализирована возможность проведения работ по ТОиР на аутсорсинге в специализированном автосервисном предприятии. С учетом принятых допущений установлено, что на текущем этапе перевод данных работ на аутсорсинг нецелесообразен. Разработана методика оценки целесообразности перевода работ по ТОиР на аутсорсинг, которая может быть применена на пассажирских автотранспортных предприятиях. Ключевые слова: пассажирские перевозки, парк автобусов, производственная программа по ТОиР, транспортная реформа. Сведения об авторах:
Генсон Евгений Михайлович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: genson@pstu.ru). Оносов Алексей Дмитриевич (Пермь, Россия) – руководитель отдела по развитию сервисного центра ООО «ИНТЕР» (614065, Россия, г. Пермь, ул. Верхне-Муллинская, 134, e-mail: a.onosov@interkamaz.ru). Список литературы:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ НА НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Е.С. Козин, А.В. Базанов, В.И. Бауэр Получена: 22.06.2020 Рассмотрена: 22.06.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Объектом исследования является транспортно-технологический сервис процессов добычи нефти и газа. Предметом исследования – оценка эффективности транспортно-технологического сервиса процессов добычи нефти и газа в производственных подразделениях одной из организаций по добыче нефти и газа с учетом производственных факторов. Проведен анализ факторов, влияющих на интенсивность эксплуатации техники, в результате которого были выделены наиболее значимые факторы. Выявлен итоговый перечень факторов, из которых наибольшее влияние оказывает осложненность фонда скважин. С использованием методов бенчмаркинга и балльной оценки сформирована математическая модель показателя оценки эффективности эксплуатации техники, учитывающая степень влияния наиболее значимых производственных факторов. При помощи сформированной модели определены численные значения баллов для каждого производственного подразделения. Результаты расчетов использовались для определения требуемого объема транспортных услуг. Проведена классификация производственных подразделений по степени влияния производственных факторов на интенсивность эксплуатации техники, в результате которой были выделены три устойчивые группы производственных подразделений. Классификация подразделений позволила рассмотреть эффективность работы цеха как внутри группы, так и относительно всех цехов в целом. Определены нормативные значения суммарного годового времени работы для каждой из групп производственных подразделений, которые могут быть использованы транспортными управлениями при планировании совокупных объемов работ техники. Разработана методика оценки эффективности использования техники, которая позволяет путем сравнения фактического времени работы техники с нормативным оценить эффективность работы производственного подразделения и предложить ряд мер, направленных на перераспределение количества транспортно-технологических машин между подразделениями с целью снижения затрат на сервис процессов добычи нефти и газа. Ключевые слова: транспорт, эффективность, добыча нефти и газа, норматив, спецтехника, транспортные услуги. Сведения об авторах:
Козин Евгений Сергеевич (Тюмень, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Сервис автомобилей и технологических машин» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: eskozin@mail.ru). Базанов Артем Владимирович (Тюмень, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Сервис автомобилей и технологических машин» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: bazanovav@tyuiu.ru). Бауэр Владимир Иоганнесович (Тюмень, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Сервис автомобилей и технологических машин» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: bauervi@tyuiu.ru). Список литературы: 1. Афанасьева О.Г. Новый взгляд на проблему укомплектованности аграрного машинно-тракторного парка // Регулирование развития экономики региона в условиях нестабильности: материалы регион. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2017. – С. 56–62. 2. Крюков М.Л., Елизаров В.П., Бейлис В.М. Нормативы потребности АПК в технике для растениеводства // Техника в сельском хозяйстве. – 2004. – № 6. – С. 68–70. 3. Кузнецов В.В., Гайворонская Н.Ф. Нормативное прогнозирование потребности в сельхозтехнике для растениеводства // Научное обозрение: теория и практика. – 2016. – № 12. – С. 50–60. 4. New heuristics for the fleet size and mix vehicle routing problem with time windows / W. Dullaert, G.K. Janssens, K. Sörensen, B. Vernimmen // Journal of the Operational Research Society. – 2017. – Vol. 53 (11). – P. 1232–1238. 5. Melnikova A.N., Lyubimova I.I., Manayev K.I. Improvement of the vehicles fleet structure of a specialized motor transport enterprise // Procedia Engineering. – 2016. – Vol. 150. – P. 1200–1208. 6. Бражникова С.В. Методические подходы к оценке эффективности производственных процессов при реализации грузовых перевозок // Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте: сб. науч. тр. – 2010. – № 8. – С. 45–51. 7. Рачек С.В., Суханова А.В. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии на основе эталонного нормирования труда // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 2 (35). – С. 83–94. 8. Репетов А.Н. Основные направления повышения эффективности использования техники // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2008. – № 3. – С. 35–37. 9. Fellesson М., Friman М. Perceived satisfaction with public transport service in nine European cities // Journal of the transportation research. – 2008. – Vol. 47, no. 3. – P. 93–103. 10. Li T., Sipe N., Dodson J. Investigating Private Motorised Travel and Vehicle Fleet Efficiency: Using New Data and Methods to Reveal Socio-Spatial Patterns in Brisbane, Australia // Geographical Research. – 2013. – Vol. 51 (3). – P. 269–278 11. Martínez Caro L., Antonio Martínez García J. Measuring perceived service quality in urgent transport service // Journal of retailing and consumer services. – 2006. – Vol. 14 (1). – P. 60–72. 12. Макуев В.А. Частные случаи задачи по оптимальному расчету парка лесосечных машин // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. – 2005. – № 2. – С. 125. 13. Милюткин В.А., Соловьёв С.А., Макаровская З.В. Оптимизация машинно-тракторного парка агропредприятия при выборе сельхозмашин (сеялок) по основным технико-технологиическим показателям // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2017. – № 4 (66). – С. 122–124. 14. Bolis S., Maggi R. Logistics Strategy and Transport Service Choices: An Adaptive Stated Preference Experiment // Growth and Change: A journal of urban and regional policy. – 2003. – Vol. 34 (4). – P. 490–504. 15. Захаров Н.С. Оценка факторов, влияющих на эффективность транспортно-технологического обслуживания процессов нефтегазодобычи // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. – 2013. – № 1. – С. 70–75. 16. Jadhav A., Sonar, R. Analytic Hierarchy Process (AHP), Weighted Scoring Method (WSM), and Hybrid Knowledge Based System (HKBS) for Software Selection: A Comparative Study // 2009 Second International Conference on Emerging Trends in Engineering & Technology. – Nagpur, India, 2009. – P. 991–997. DOI: 10.1109/ICETET.2009.33 17. Григорьев А.А. Кластерный анализ как инструмент обработки данных при анализе информационных систем // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 1 (11). – С. 36–48. 18. Стариков В.В. Бенчмаркинг – путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 4. – С. 11–14. 19. Mattsson K., Wallenberg L. Making Strategic Alliance Work / Research Technology Management. – New York Prentice Hall, 2003. – 420 p. 20. Churchill G., Iacobucci P. Marketing Research Methodological Foundation. – 9 ed. – Thomson South-Western Publishers (USA), 2005. – 531 p. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПЛАСТИКА В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ К.Г. Пугин, В.К. Пугина Получена: 25.07.2020 Рассмотрена: 25.07.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Применение в строительной отрасли и хозяйственной деятельности больших объемов полимерных материалов формирует техногенное воздействие на геосферные оболочки. Это связано со стремлением строительных компаний и компаний, занятых в сфере обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, использовать в своих целевых продуктах и технологиях материалы с повышенной прочностью и устойчивостью к внешним агрессивным факторам. Высокая стабильность пластмасс к воздействию окружающей среды, агрессивным химическим средам делает общепринятую практику захоронения завершивших свой жизненный цикл изделий на полигонах малоэффективной. Технология утилизации отходов пластика, которая позволила бы использовать его материальный ресурс, представляется нам наиболее оптимальным вариантом для получения биопозитивных и климатически нейтральных технологий. Лабораторные исследования показали, что при использовании пластиков в составе асфальтобетона возможно получить составы, по своим характеристикам не уступающие асфальтобетонам на природном сырье. Предел прочности при сжатии, сдвигоустойчивость образцов асфальтобетона с пластиком имеют лучшие значения по сравнению с контрольными образцами. Это указывает на повышенные эксплуатационные качества дорожной одежды, увеличенный срок эксплуатации дорожного покрытия. Использование пластика в составе асфальтобетона не изменяет технологическую схему его производства. Внедрение предложенной технологии позволит одновременно решить проблему утилизации отходов пластика и повысить эксплуатационные показатели асфальтобетонов. Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, пластик, отходы, полимеры, дорожное покрытие, геосфера. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru); профессор Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Пугина Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – магистрант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: veronika815@inbox.ru). Список литературы: 1. Филатов В.В., Рукина И.М., Голованов В.И. Рециклинг полимерных отходов производства и потребления на основе биотехнологических инноваций // Муниципальная академия. – 2018. – № 3. – С. 135–142. 2. Потапова Е.В. Проблема утилизации пластиковых отходов // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 535–544. 3. Ремизова В.М. Композиты из отходов // Университетская наука. – 2018. – № 1 (5). – С. 79–82. 4. Демьянова В.С., Гусев А.Д., Денисова Н.А. Композиционный материал на основе регенерата резины и отходов пластика // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2014. – № 3. – С. 22–24. 5. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5. – № 1. – С. 19. 6. Получение экологически безопасных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. 7. Ковалев Н.С. Обоснование длительности воздействия климатических факторов при моделировании ускоренного испытания асфальтобетона из шлаковых материалов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3 (42). – С. 163–171. 8. Математическая модель оценки геометрических параметров щебня для асфальтобетона / В.Н. Веник, О.И. Недавний, С.П. Осипов, И.Г. Ядренкин // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 1 (38). – С. 139–148. 9. Пугин К.Г., Юшков В.С. Отходы металлургических предприятий для создания цветного асфальтобетона // Экология и промышленность России. – 2017. – Т. 21, №. 5. – С. 4–7. 10. Эффективное использование пород шахтных отвалов в дорожном строительстве / А.Г. Доля, Д.А. Шатворян, Д.В. Смирнова, И.П. Жуков // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 2 (124). – С. 94–101. 11. Котлярский Э.В., Кочнев В.И., Давлятова Д.Ю. Автоматизированное проектирование асфальтобетонных смесей с заданными свойствами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 1 (71). – С. 27–29. 12. Weiguang Zhang. Effect of tack coat application on interlayer shear strength of asphalt pavement: A state-of-the-art review based on application in the United States // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – Vol. 10, iss. 5. – P. 434–445. https://doi.org/10.1016/j.ijprt.2017.07.003. 13. Иноземцев С.С., Королев Е.В. Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетонa // Вестник МГСУ. – 2018. – Т. 13, № 4. – С. 536–443. 14. Емельянычева Е.А., Абдуллин А.И. Способы улучшения адгезионных свойств дорожных битумов к минеральным материалам // Вестник Технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 198–204. 15. Effects of coarse aggregate angularity on the microstructure of asphalt mixture / Junfeng Gao, Hainian Wang, Yin Bu, Zhanping You, MohdRosliMohd Hasan, Muhammad Irfan // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 183. – P. 472–484. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2018.06.170 16. Primary investigation on the relationship between microstructural characteristics and the mechanical performance of asphalt mixtures with different compaction degrees / Pengfei Liu, Jing Hu, Gustavo Canon Falla, Dawei Wang, Sabine Leischner, Markus Oeser // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 223. – P. 784–793. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.07.039. 17. Effect of aggregate contact characteristics on densification properties of asphalt mixture / Iange Li, Peilong Li, Jinfei Su, Yu Xue, Wenyu Rao // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 204. – P. 691–702. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.01.023. 18. A state-of-the-art review of parameters influencing measurement and modeling of skid resistance of asphalt pavements / Reginald B. Kogbara, Eyad A. Masad, Emad Kassem, A. (Tom) Scarpas, Kumar Anupam // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 114. – P. 602–617. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.04.002. 19. Impact of particle morphology on aggregate-asphalt interface behavior / Dongliang Kuang, Ben Zhang, Yuan Jiao, Jianhong Fang, Huaxin Chen, Lu Wang // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 132. – P. 142–149. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.11.132 20. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder.J. of Materials Science and Engineering. – 25 April 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870. ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ГИДРОСИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН К.Г. Пугин Получена: 27.07.2020 Рассмотрена: 27.07.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Гидросистема современных строительно-дорожных машин является сложной системой, в состав которой входит большое количество элементов. Анализ работы гидросистем показывает, что надежность систем и компонентов зависит от значительного числа факторов, которые часто взаимосвязаны между собой. К ним можно отнести параметры окружающей среды, свойства использованных материалов, износ, динамические нагрузки, продолжительность эксплуатации, а также регламент по техническому обслуживанию. Как показывает статистика, порядка 60 % отказов гидросистем связано с загрязнением рабочей жидкости. Источники загрязнения могут быть внутренние и внешние. Повышения надежности гидравлических систем строительно-дорожных машин можно достичь на этапе проектирования путем внесения изменений в их конструкцию или во время эксплуатации на основе мониторинга рабочих параметров системы, оперативно изменяя регламент проведения технического обслуживания. Показано, что расположение и количество датчиков, регистрирующих уровень загрязнения гидравлической жидкости, необходимо научно обосновывать. Представленные в статье исследования позволяют сделать вывод о возможном формировании застойных зон в удаленных узлах гидросистемы. Важным результатом этого исследования является то, что динамические данные, собранные встроенными датчиками частиц, могут дать недостоверную информацию о состоянии всей гидросистемы. Оценка современных методов технической эксплуатации позволила выявить приоритетное условие, которое позволит перейти от диагностической оценки к прогностической. Конструктивно это возможно достичь за счет использования счетчиков частиц, встроенных в магистрали гидросистем строительно-дорожных машин. Основное внимание при обнаружении загрязнения следует уделять металлическим частицам, таким как Cu и Fe, поскольку они рассматриваются как индикаторы разрушений (истирания) ключевых элементов гидросистем. Обосновано, что установка встроенных счетчиков частиц загрязнения дает возможность мониторинга гидравлических систем в режиме реального времени, они имеют ограничения по своей точности в зависимости от вида движения жидкости (турбулентный, ламинарный), места установки регистратора частиц, метода регистрации частиц. Ключевые слова: строительно-дорожные машины, гидропривод, надежность, техническая эксплуатация, гидравлическая рабочая жидкость. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 123zzz@rambler.ru); профессор Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23). Список литературы: 1. Ганин А.Р., Самолазов А.В., Донченко Т.В. Стратегия развития и новая линейка карьерных экскаваторов производства ООО «ИЗ-КАР-ТЭКС имени П.Г. Коробкова» // Горная промышленность. – 2012. – № 4 (104). – С. 28–33. 2. Helwig N., Pignanelli E., Schultze A. Condition monitoring of a complex hydraulic system using multivariate statistics, 2015 IEEE International Instrumentation and Measurement Technology Conference (I2MTC) Proceedings. – Pisa, Italia, 2015. – P. 210–215. 3. Felix Ng., Jennifer A. Harding, Jacqueline Glass. Improving hydraulic excavator performance through in line hydraulic oil contamination monitoring // Mechanical Systems and Signal Processing. – 2017. – No. 83. – P. 176–193. 4. Фокин А.С., Маркова А.Ю., Иванов С.Л. Совершенствование системы технического обслуживания горных машин // Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения: тр. 10-й Междунар. науч.-практ. конф. / Воркут. горн. ин-т. – Воркута, 2012. – С. 407–410. 5. Логвинов Л.М., Ковалев М.А., Хабло И.И. Повышение надежности гидравлических систем воздушных судов за счет анализа параметров частиц загрязнения рабочей жидкости // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2007. – № 1. – С. 196–200. 6. Чиликин А.А., Трушин Н.Н. Сравнительный анализ современных методов диагностики состояния гидравличесикх систем // Известия ТулГУ. Технические науки. – 2014. – № 3. – С. 117–127. 7. Jardine A.K., Lin D., Banjevic D. A review on machinery diagnostics and prognostics implementing condition-based maintenance // Mechanical Systems and Signal Processing. – Vol. 20, no. 7. – P. 1483–1510. 8. Ensemble of data-driven prognostic algorithms for robust prediction of remaining useful life Reliability / Chao Hu, Byeng D. Youn, Pingfeng Wang, Joung Taek Yoon // Engineering & System Safety. – 2012. – Vol. 103. – P. 120–135. 9. Increased Efficiency of Hydraulic Systems Through Reliability Theory and Monitoring of System Operating Parameters / M. Jocanović, D. Sević, V. Karanović, I. Beker, S. Dudić // Strojniški vestnik – Journal of Mechanical Engineering. – 2018. – Vol. 58, no. 4. – P. 281–288. DOI: http://dx.doi.org/10.5545/sv-jme.2011.084 10. Helwig A., Maier K. An Optoelectronic Monitoring System for Aviation Hydraulic Fluids // Procedia Engineering. – 2015. – Vol. 120. – Р. 233–236. 11. Helwig N. Identification and Quantification of Hydraulic System Faults Based on Multivariate Statistics Using Spectral Vibration Features // Procedia Engineering. – 2015. – Vol. 120. – P. 1225–1228. 12. Chawathe S.S. Condition Monitoring of Hydraulic Systems by Classifying Sensor Data Streams // 2019 IEEE 9th Annual Computing and Communication Workshop and Conference (CCWC). – Las Vegas, NV, USA, 2019. – P. 0898–0904. DOI: 10.1109/CCWC.2019.8666564 13. Blum K.H., Ellenrieder K. Validated Hydraulic Fluids for Increased Hydraulic Life // ATZoffhighway worldwide. – 2017. – Vol. 10, no. 1. – P. 50–55. 14. A state monitoring method of fire water supply system based on hydraulic pressure mean value / Z. Leiji, T. Huijiao, L. Liangliang, X. Yong // 2017 13th IEEE International Conference on Electronic Measurement Instruments (ICEMI). – P. 74–79. 15. Man Shan Kan, Andy C.C. Tan, Joseph Mathew. A review on prognostic techniques for non-stationary and non-linear rotating systems // Mechanical Systems and Signal Processing. – 2015. – Vol. 62–63. – P. 1–20. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ТРАНСПОРТИРОВКИ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ Д.С. Репецкий Получена: 22.07.2020 Рассмотрена: 22.07.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены затраты на транспортировку твердых коммунальных отходов (ТКО). В настоящее время региональные операторы по обращению с отходами нанимают подрядчиков через тендеры в виде аукционов на понижение цены. Очевидно, что для получения возможности выиграть контракты и предложить меньшую, чем у конкурентов, цену предприятия должны максимально сократить издержки на транспортировку ТКО. Исследования проводились в Перми на базе типового предприятия-перевозчика ТКО в городе. Себестоимость услуги вывоза твердых коммунальных отходов формируется из следующих затрат: на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ремонт шин, ТО и ТР, амортизационные отчисления, налоговые отчисления, оплату труда, прочие расходы. Подробно проанализирована каждая статья, представлены данные, полученные на предприятии. В рамках данного исследования представляет интерес фонд оплаты труда, налоги (как производный инструмент), затраты на ТО и ТР, включая запасные части, эксплуатационные материалы и шины. Разработаны рекомендации по снижению затрат на оказание услуг по транспортировке ТКО. Произведен анализ структуры и расчет затрат на сбор и вывоз ТКО. Определена себестоимость перевозки ТКО в апреле 2020 г. Установлено, что в штате сотрудников предприятия отсутствуют автослесари, работы по ТО и ТР выполняются неквалифицированными работниками (водителями). Предлагается сократить число водителей на шесть человек и принять в штат двух квалифицированных автослесарей. Определена экономическая эффективность данного мероприятия. Произведен расчет производственной программы, по его результатам определен объем работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и число штатных рабочих, которое составляет 8 человек. Также выполнен расчет количества постов технического обслуживания и ремонта. Разработаны рекомендации по снижению затрат на арендную плату. В итоге месячная экономия на затратах, формирующих себестоимость услуги вывоза ТКО, составит 4,9 % от размера первоначальных затрат. Ключевые слова: мусоровозы, себестоимость вывоза отходов, затраты, автотранспортное предприятие. Сведения об авторах:
Репецкий Дмитрий Станиславович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: repetsky@pstu.ru). Список литературы: 1. Мальцев Д.В., Генсон Е.М., Репецкий Д.С. Электронные учебные пособия для прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. – 2019. – № 4. – С. 134–141. 2. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворенность обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – С. 45–52. 3. Боговеев Р.А., Мальцев Д.В., Генсон Е.М. Оценка квалификации производственного персонала на предприятиях агропромышленного комплекса // Актуальные вопросы применения инженерной науки: материалы Междунар. студ. науч.-практ. конф. / Рязан. гос. агротехнол. ун-т. – Рязань, 2019. – С. 110 –115. 4. Шаихов Р.Ф. Контроль производственного персонала на автотранспортном предприятии // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2019. – № 3. – С. 89–95. 5. Шаихов Р.Ф. Резервирование грузовых автомобилей при проведении сезонных работ // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 2. – С. 87–93. 6. Мальцев Д.В., Пестриков С.А., Утробин В.Ю. Влияние условий эксплуатации на надежность грузовых автомобилей на базе шасси КамАЗ // Химия. Экология. Урбанистика. – 2019. – Т. 2. – С. 129–133. 7. Репецкий Д.С., Мальцев Д.В. Двухпоточная трансмиссия на транспортно-технологических машинах как альтернатива клиноременному вариатору // Транспорт: наука, техника, управление. Науч. информ. сб. – 2020. – № 4. – С. 22–25. 8. Попов А.В., Козырин Н.С., Мальцев Д.В. Двухпоточная трансмиссия против вариатора // Автомобильная промышленность. – 2018. – № 11. – С. 18–21. 9. Мальцев Д.В. Анализ причин малой наработки на отказ турбокомпрессоров при эксплуатации в условиях карьеров // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 4, № 5–4 (25–4). – С. 267–271. 10. Мальцев Д.В. Совершенствование организации перевозочного процесса твердых бытовых отходов автомобильным транспортом: дис. … канд. техн. наук: 05.22.10. – Орел, 2016. – 142 с. 11. Мальцев Д.В., Генсон Е.М. Повышение эффективности эксплуатации кузовных мусоровозов: монография / М-во с.-х. РФ, ПГАТУ им. Д.Н. Прянишникова. – Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2019. – 144 с. 12. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24867/ (дата обращения: 10.04.2020). 13. Байдин Д.А., Мальцев Д.В. Выбор подхода для оптимизации маршрутов движения специального автомобиля по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов // Химия. Экология. Урбанистика. – 2019. – Т. 2. – С. 22–26. 14. Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № RU2020611791. Компьютерная программа планирования производственной программы по обслуживанию и ремонту мусоровозов / Мальцев Д.В. – № RU2020611791; заявл. 19.12.2019; опубл. 11.02.2020. 15. Мальцев Д.В., Пестриков С.А. Определение оптимальной периодичности технического обслуживания автобусов // Мир транспорта. – 2018. – № 2 (75). – С. 96–105. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Н.В. Чмых, В.А. Абдуллин, И.А. Морозов Получена: 26.03.2020 Рассмотрена: 26.03.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Под воздействием многократно повторяющихся нагрузок, значения которых превышают расчетные, происходит накопление остаточных деформаций в дорожной одежде, что в дальнейшем приводит к ее разрушению. В связи с растущим грузооборотом по дорогам страны возникает проблема контроля за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Точечные пункты статического весового контроля не представляется возможным устроить на всех необходимых дорогах. Появилась необходимость автоматизировать процесс взвешивания автомобилей на дороге. На основе зарубежной системы WIM (Weigh In Motion – взвешивание в движении) была создана автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК), в основу которой входит технология динамического взвешивания транспортных средств, а также лазерные детекторы для определения габаритов. Данная система позволяет, помимо измерения весогабаритных параметров автомобилей, производить удаленный мониторинг за движением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, фиксировать различные нарушения и проверять наличие специального разрешения на перевозку данных грузов. Следовательно, повышается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Пермском крае и других регионах. Такая система имеет большие перспективы для дальнейшего развития и интеграции в транспортную систему страны. Некоторые перспективные методы модернизации рассмотрены в данной работе. В статье представлен состав системы АСВГК с описанием всех ее составляющих, рассмотрены преимущества и недостатки, выявленные в процессе эксплуатации системы. Описаны решения некоторых проблем, устраненных на территории Пермского края. Предложены мероприятия по улучшению работы комплекса АСВГК. Ключевые слова: грузоперевозки, весогабаритный контроль, крупногабаритный и тяжеловесный груз, взвешивание, весы динамического действия, перегруз, специальное разрешение, автомобильные дороги. Сведения об авторах:
Чмых Никита Вячеславович (Пермь, Россия) – студент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Абдуллин Владислав Асхатович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vaabdullin@mail.ru). Морозов Игорь Александрович (Пермь, Россия) – начальник Инспекции государственного технического надзора Пермского края (614077, г. Пермь, Бульвар Гагарина, 10, e-mail: iamorozov@igtn.permkrai.ru). Список литературы: 1. Линник Н.В., Алянчиков В.Н. Аспекты внедрения системы автоматического весового контроля в Российской Федерации // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. – 2016. – № 1. – С. 183–193. 2. Вебер М. Как тяжелый грузовой транспорт влияет на состояние дорог в России (системы взвешивания в движении WIM – Weight In Motion на российских улицах) // Вестник транспорта. – 2013. – № 2. – С. 42–44. 3. Ершов А.М., Вербицкая Н.О., Петрова А.В. Автоматические рамки весогабаритного контроля: Проблемы использования в процессах грузоперевозки // Лесная наука в реализации концепции уральской инженерной школы: Социально-экономические и экологические проблемы лесного сектора экономики / Урал. гос. лесотехн. ун-т. – Екатеринбург, 2019. – С. 340–343. 4. Гималов И.Р., Кожуховская Л.Я. Повышение безопасности перевозки грузов использованием систем весового контроля // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2018. – № 1 (27). – С. 95–98. 5. Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК», паспорт / ЗАО Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». – 2017. – 21 с. 6. Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК», руководство по эксплуатации / ЗАО Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». – 2017. – 28 с. 7. Конкин А.В. Элементы интеллектуальной транспортной системы на территориальных автодорогах Новосибирской области // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2013. – № 1. – С. 76–80. 8. Агапов М.М., Хазова В.И. Организация перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения // Транспортное дело России. – 2019. – № 1. – С. 122–124. 9. Дюкалова Д.А. Проблемы и возможности формирования «Умного города» на примере города Перми // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8. – С. 79–83. 10. Хмельницкий С.П. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом: Анализ нормативно-правового регулирования // Вестник НЦБЖД. – 2017. – № 1 (31). – С. 66–79. 11. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 560 с. 12. Коротких Ю.С. Внедрение системы «Платон» в России и ее влияние на грузоперевозки // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 2. – С. 5–9. 13. Парашина А.В. Методика оценки эффективности подсистемы выдачи разрешений автоматизированной системы весогабаритного контроля // Научный форум. Сибирь. – 2016. – Т. 2, № 3. – С. 22. 14. Jacob B., Feypell-de La Beaumelle V. Improving truck safety: Potential of weigh-in-motion technology // IATSS Research. – 2010. – Vol. 34, no 1. – P. 9–15. 15. Фотиади А.А., Резунов Ю.В., Козорезов Н.В. Реконструкция стационарного пункта весового контроля // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 4 (10). – 6 с. 16. Речицкий В.И. Концепция внедрения автоматической системы весогабаритного контроля автотранспорта на дорожной сети РФ // Мир дорог. – 2017. – № 96. – С. 62–67. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ЧЕРДАЧНЫХ КРЫШ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ В ЖАРКИЙ ПЕРИОД ГОДА Е.В. Щипачева, С.С. Шаумаров, Н.Б. Рахимова Получена: 01.08.2020 Рассмотрена: 01.08.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одной из важнейших проблем в сфере проектирования жилых зданий массового строительства является повышение их энергоэффективности наименее затратным способом. Предлагаются различные конструктивные решения наружных ограждений зданий, большинство из которых основаны на использовании дорогостоящих теплоизоляционных материалов или импортных теплоизоляционных систем. В данной статье предлагается вначале математически описать происходящие теплофизические процессы, обусловленные предлагаемыми конструктивными мероприятиями, выполнить численные расчеты и произвести конкретную оценку их эффективности, а затем уже осуществлять реализацию проектного решения. В качестве объекта исследований была выбрана конструкция чердачной крыши жилого здания, расположенного в г. Ташкенте. Установлено положительное влияние пассивного охлаждения чердачного пространства посредством устройства в нем кюветы с водой, нестационарного дополнительного продуха в подкровельном пространстве и обеспечения повышенной отражательной способности кровельного материала. В связи с этим вначале было рассмотрено формирование тепловлажностного режима чердачного пространства, оснащенного устройством пассивного охлаждения, а затем – влияние всех указанных выше мероприятий на температуру воздуха в чердачном пространстве. В статье приведены результаты математического описания происходящих теплофизических процессов, обусловленных рассмотренными конструктивными мероприятиями. Выполнены численные расчеты и произведена конкретная оценка их эффективности. Применены результаты теоретических исследований и численных расчетов температуры внутреннего воздуха чердачного помещения жилого здания при усовершенствовании конструктивного решения крыши. Представлено распределение температуры внутреннего воздуха чердачного помещения как результат ее формирования с учетом условия воздействия на здание ветрового напора и примененных дополнительных конструкций, включая пассивное охлаждение. Проведенные исследования при проектировании зданий в климатических условиях с часто повторяющимися ветровыми порывами, а также правильно спланированная ориентация здания относительно локальной розы ветров позволяют значительно увеличить эффективность пассивного охлаждения. Ключевые слова: микроклимат, теплообменный процесс, тепловой режим, чердачное помещение, тепловой поток, пассивное охлаждение, ограждающие конструкции.
Сведения об авторах:
Щипачева Елена Владимировна (Ташкент, Узбекистан) – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство зданий и промышленных сооружений» Ташкентского государственного университета транспорта (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Адылходжаева 1, e-mail: eshipacheva@mail.ru). Шаумаров Саид Санатович – доктор технических наук, доцент, начальник отдела «Магистратуры» Ташкентского государственного университета транспорта (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Адылходжаева 1, e-mail: shoumarovss@gmail.com). Рахимова Назима Бахтияровна – ассистент кафедры «Строительство зданий и промышленных сооружений» Ташкентского государственного университета транспорта (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Адылходжаева 1, e-mail: eshipacheva@mail.ru). Список литературы: 1. Щипачева Е.В., Рахимова Н.Б., Юнусов Р. Новый метод регулирования температурного режима чердачного помещения зданий в условиях сухого жаркого климата // Вестник ТашИИТ. – 2015. – № ¾. – С. 7–11. 2. Якубов Н.X., Гиясов А. Учет местных климатических факторов при расчете теплоустойчивости ограждающих конструкций // Вестник Таджикского технического университета. – 2008. – Т. 1, № 1–1. – С. 74–77. 3. К вопросу повышения энергетической эффективности зданий и сооружений / Н.П. Сигачев, Л.И. Елисеев, Востриков, Я.В. Клочков // Вестник ИГТУ. – 2010. – № 5. – С. 109–113. 4. Айзенштат Б.А. Биоклиматический Атлас Средней Азии. – М.: Гидрометеоиздат, 1973. – 156 с. 5. Ганжа В.Л. Основы эффективного использования энергоресурсов. Теория и практика энергосбережения. – Минск: Белорусская наука, 2007. – 451 с. 6. Табунщиков Ю.А. Энергосбережение и энергоэффективность – мировая проблема предельной полезности // Энергосбережение. – 2010. – № 6. – С. 38–45. 7. Малявина Е.Г. Строительная теплофизика: учеб. пособие. – М.: Типография МГСУ, 2011. – 198 с. 8. Богословский В.Н. Тепловой режим здания. – Владимир: «ООО Владимирская строительная компания – А», 2011. – 235 с. 9. Садыков Р.А. Теория процессов стационарного нелинейного переноса с учетом фильтрации воздуха, конденсации или испарения парообразной влаги // Известия КГАСУ. – 2011. – № 3. – C. 268–276. 10. Садыков Р.А., Халиулина Л.А. Численные расчеты теплопереноса в отдельных узлах ограждающих конструкций // Известия КГАСУ. – 2014. – № 2. – С. 136–143. 11. Садыков Р.А., Крайнов Д.В., Иванова Р.В. Процессы переноса в ограждающих конструкциях с учетом воздухопроницания и стоков теплоты // Теоретические основы теплогазоснабжения и вентиляции: сб. докл. 3-й Междунар. науч.-техн. конф. – М.: МГСУ, 2009. – С. 90–92. 12. Померанцев А.А. Курс лекций по теории тепломассообмена. – М.: Высшая школа, 1965. – 351 с. 13. Дик ван Дейк Европейские стандарты энергоэффективности зданий // Энергосбережение. – 2011. – № 7. – С. 12–18. 14. Technische Gebaudeausrustung von Schwimmenbadern. Hallenbader // VDI-Richtlinien. – VDI 2089. Blatt, 2012. – 69 p. ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАКОПИТЕЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ А.С. Мартьянов, А.В. Гриценко, В.Д. Шепелев, Ф.Н. Граков, В.С. Плетухина Получена: 24.06.2020 Рассмотрена: 24.06.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена имитационная модель электрохимического накопителя электрической энергии, основанная на известных электрических характеристиках, которая позволяет минимальным количеством вычислений получить зависимости важнейших выходных параметров накопителя энергии. Особенностью модели является использование параметрических зависимостей, полученных с помощью регрессионного анализа по имеющимся экспериментальным данным. Модель реализует изменение напряжения и внутреннего сопротивления в зависимости от глубины заряда, а также изменение емкости аккумуляторной батареи в зависимости от температуры окружающей среды. Показана реализация математической модели в среде MATLAB/Simulink, приведены результаты проверки адекватности предложенной модели при различных внешних воздействиях. Данная модель электрохимического накопителя электрической энергии демонстрирует адекватное изменение напряжения и внутреннего сопротивления в зависимости от глубины заряда, а также изменение емкости аккумуляторной батареи в зависимости от температуры окружающей среды. Представлены результаты модельных экспериментов по определению изменения степени заряда, напряжения и количества запасенной энергии во времени при заданных значениях зарядного тока. Модель может быть полезна при моделировании электроэнергетических систем с накопителем энергии для имитации изменения параметров электрических цепей из-за процесса заряда/разряда аккумуляторной батареи, а также под действием температуры окружающей среды. Представленные в статье разработки могут быть применены в транспортной отрасли для моделирования реальных условий работы накопителей электрической энергии. В рядовой эксплуатации это позволит скорректировать нормативы периодичности технического обслуживания и ремонта накопителей. При проектировании новых транспортных средств представленные в статье модели позволят грамотно скомпоновать электронные системы и обеспечить максимальные показатели надежности. Ключевые слова: накопитель энергии, моделирование, математическая модель, имитационная модель, глубина заряда. Сведения об авторах:
Мартьянов Андрей Сергеевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» и кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: martianovas@susu.ru). Гриценко Александр Владимирович (Челябинск, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: gritcenkoav@susu.ru); доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка, и технология и механизация животноводства» Южно-Уральского государственного аграрного университета (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 75). Шепелев Владимир Дмитриевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: shepelevvd@susu.ru). Граков Федор Николаевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Тракторы, сельскохозяйственные машины и земледелие» Южно-Уральского государственного аграрного университета (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 75, e-mail: gfn@74.ru). Плетухина Валерия Сергеевна (Челябинск, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: hog97@list.ru). Список литературы:
ВЛИЯНИЕ ЗЕРНОВОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОБЕТОНА НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ О.В. Яконцева, Л.С. Щепетева Получена: 23.04.2020 Рассмотрена: 23.04.2020 Опубликована: 02.10.2020
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Основным покрытием автомобильных дорог является асфальтобетон. Важной задачей является улучшение физико-механических свойств и эксплуатационных показателей. Лабораторные исследования были проведены в аккредитованной лаборатории ООО «Дорожно-сервисная компания», расположенной в г. Алапаевске Свердловской области. Рассмотрены теоретические основы влияния гранулометрического состава асфальтобетона на его свойства. В лабораторных условиях были рассчитаны и искусственно созданы образцы асфальтобетона с различными зерновыми составами, таким образом, чтобы гранулометрические кривые занимали различное положение в пределах допустимой области. Использовался щебень и песок из отсевов дробления Гусевогорского месторождения. Количество битума во всех составах было взято в одинаковом количестве. Определены показатели физико-механических свойств. Всего было исследовано пять составов. В результате исследований показано, что при разработке составов асфальтобетонных смесей необходимо придерживаться средних значений зернового состава, регламентируемых ГОСТ 9128–2013, что позволяет получить асфальтобетон с наилучшими характеристиками. При расположении гранулометрической кривой зернового состава по средней линии между пределами, обозначенными в ГОСТ 9128–2013 в асфальтобетонной смеси было выявлено: лучшие показатели водостойкости, наибольшая плотность, что предопределяет лучшие прочностные характеристики; предел прочности при сжатии при всех температурных режимах показал лучшие значения, что определяет высокие свойства асфальтобетона по сдвигоустойчивости и трещиностойкости. Также при подборе состава асфальтобетона на объекте, при использовании зернового состава со средними значениями между верхним и нижним пределами по ГОСТ 9128–2013 был использован меньший процент битума, что является экономически выгодным. Ключевые слова: асфальтобетонные смеси, структура асфальтобетона, кривые зернового состава, показатели физико-механических свойств. Сведения об авторах:
Яконцева Ольга Валерьевна (Алапаевск, Россия) – начальник испытательной лаборатории ООО «Дорожно-сервисная компания» (624600, г. Алапаевск, Свердловская область, ул. Ленина, д. 9, корп. 1, e-mail: yakontseva.olga@yandex.ru). Щепетева Людмила Станиславовна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: shls54@mail.ru). Список литературы: 1. Дорожный асфальтобетон / Л.Б. Гезенцвей, Н.В. Горелышев, А.М. Богуславский, И.В. Королев; под ред. Л.Б. Гезенцвея. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1985. – 350 с. 2. Курденкова И.Б., Чернобровкин П.В. Производство каменных материалов для дорожного строительства и современные способы улучшения их качества. – М., 2009. (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн.информ. ФГУП «Информавтодор»; Вып. 2). – 92 с. 3. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства / Л.М. Гохман, Е.И. Гурарий, А.Р. Давыдова, Р.К. Давыдова. – М.: Гос. служба дор. хоз-ва Мин-ва транспорта Рос. Федерации. Информавтодор, 2002. Автомобильные дороги: обзорн. информ. Вып. 4. 112 с. 4. Бонченко Г.А. Асфальтобетон. Сдвигоустойчивость и технология модифицирования полимером. – М.: Машиностроение, 1994. – 175 c. 5. Илиополов С.К., Углова Е.В. Долговечность асфальтобетонных покрытий в условиях роста динамического воздействия транспортных средств. – М., 2007. (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. ФГУП «Информавтодор»; вып. 4). – 84 с. 6. Кирюхин Г.Н. Проектирование состава асфальтобетона и методы его испытаний // Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / ФГУП «Информавтодор»; Вып. 6. – М., 2005. – 96 с. 7. Иванов Н.Н. Подбор наиболее плотной смеси каменных агрегатов или грунтов для дорожных одежд // Дорога и автомобиль. – 1930. – № 4–5. – 72 c. 8. Проектирование и использование заполнителей с оптимальной межзерновой пустотностью / А.И. Кудяков, А.Г. Смирнов, Г.Г. Петров, Н.П. Душенин // Известия высших учебных заведений. Строительство и архитектура. – 1987. – № 7. – С. 135–138. 9. Грушко И.М., Королёв И.В. Дорожно-строительные материалы: учебник для вузов. – 10. Охотин В.В. Лабораторные опыты по составлению дорожных грунтовых смесей по принципу наименьшей пористости. – М.: Транспечать, 1929. – 32 c. 11. Сахаров П.В. Способы проектирования асфальтобетонных смесей // Транспорт и дороги города. – 1935. – № 12. – С. 22–26. 12. Авласова Н.М., Горелышев Н.В. Гранулометрический состав минерального остова асфальтобетона // Информ. об отеч. и заруб. дор. технике. – 1959. – № 2. 13. Горелышев Н.В. Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы: учеб. пособие. – М.: Можайск-Терра, 1995. – 176 с. 14. Боженов П.И. О формировании технических характеристик полидисперсных искусственных материалов // Строительные материалы. – 1992. – № 4. – C. 20–24. 15. Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов / СоюздорНИИ. – М., 1991. – 161 c.
| ||