ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР М.Г. Бояршинов, Н.В. Лобов, Н.И.Кузнецов, А.О. Мартемьянов Получена: 24.07.2018 Рассмотрена: 24.07.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается проблема образования повышенного количества конденсата в системе выпуска отработанных газов автомобиля при пониженной температуре окружающего воздуха. Поскольку тепловой режим системы выпуска является основным фактором, определяющим образование конденсата, выполнено экспериментальное исследование зависимости от времени температуры элементов системы выпуска отработанных газов легкового автомобиля при различных отрицательных температурах окружающего воздуха и режимах работы обогревателя салона автомобиля. Для проведения натурного эксперимента создан измерительный стенд и разработана методика исследования. Проведена оценка систематических погрешностей термопар. Результаты поверки оборудования в дальнейшем учитывались при проведении наблюдений. Выполнены синхронные измерения температуры охлаждающей жидкости и элементов выпускной системы легкового автомобиля, частоты вращения коленчатого вала. Экспериментальное исследование выполнялось на режиме холостого хода работы автомобильного двигателя. Представлены зависимости изменения температуры системы выпуска отработанных газов от времени, температуры окружающего воздуха и режима работы обогревателя салона при прогреве двигателя в течение 30-минутного периода холостой работы автомобильного двигателя. Описаны особенности изменения температуры при прогреве автомобильного двигателя в условиях пониженной температуры, влияние режима работы обогревателя салона на значения температуры элементов системы выпуска отработанных газов, температуру охлаждающей жидкости, частоту вращения вала двигателя. Отмечается наличие максимумов температурных кривых при нагреве элементов системы выпуска отработанных газов перед выходом на стационарный тепловой режим. Предполагается продолжить исследование температурных режимов элементов системы выпуска отработанных газов при движении в городских условиях и на загородных трассах. Ключевые слова: отработанные газы, система выпуска, температурный режим, конденсат. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Лобов Николай Владимирович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины», проректор по учебной работе Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: lobov@pstu.ru). Кузнецов Никита Игоревич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Мартемьянов Антон Олегович (Пермь, Россия) – студент Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru). Список литературы:
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОСЕРВИСА В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ В.А. Бугримов, В.И. Сарбаев, В.В. Бородулин Получена: 07.08.2018 Рассмотрена: 07.08.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены методические подходы к построению имитационного моделирования потребностей предприятия автосервиса в запасных частях. Рассмотрено содержание алгоритмов построения и реализации имитационных моделей, совокупность необходимых входных и выходных параметров. Приведены важнейшие составляющие модели управления запасами: модели входного потока заявок, стратегии управления запасами, возможные сбои поставок, критерии эффективности функционирования системы управления запасами. Выполнена группировка номенклатуры запасных частей по принципу взаимосвязи при обслуживании и ремонте автомобилей. Определены законы распределения объемов дневного расхода различных деталей для предприятия автосервиса. На основании реализации процедур непараметрического оценивания доказана адекватность аппроксимации распределений объемов расхода деталей за один день экспоненциальным или геометрическим распределением. Выполнен анализ временных рядов потоков заказов на группы деталей. Методами спектрального анализа временных рядов проведена оценка влияния сезонности на расход запасных частей, выявлены колебания недельного и полунедельного цикла. Приведена блок-схема алгоритма имитационного моделирования однопродуктовой системы управления запасами для предприятия автосервиса. Разработана однопродуктовая имитационная модель управления запасами запчастей различной номенклатуры, для которых имеют место специфические случайные временные характеристики объемов заказов для реализации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Приведенная имитационная модель позволяет моделировать отдельные выборочные траектории для различных комбинаций параметров, а также различных используемых моделей, в том числе моделей без дефицита и моделей с дефицитом. Формализована зависимость и проведен анализ влияния на критериальную функцию (годовые издержки) контролируемых параметров модели, что является основой для принятия эффективных управленческих решений в области управления запасами предприятия автосервиса. Ключевые слова: автосервис, запасные части, управление запасами, имитационное моделирование, алгоритмы, законы распределения, группировка, временные ряды, спектральный анализ. Сведения об авторах:
Бугримов Виталий Алексеевич (Москва, Россия) – старший преподаватель кафедры «Наземные транспортные средства» Московского политехнического университета (107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, 38, e-mail: bugrimov_2308@mail.ru). Сарбаев Владимир Иванович (Москва, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Наземные транспортные средства» Московского политехнического университета (107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38, e-mail: visarbaev@gmail.com). Бородулин Василий Вячеславович (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Наземные транспортные средства» Московского политехнического университета (107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38, e-mail: vasiliy800@yandex.ru). Список литературы: 1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 395 с. 2. Рыжиков Ю.И. Имитационное моделирование. Теория и технологии. – М.: Альтекс, 2004. – 384 с. 3. Томашевский В.М. Имитационное моделирование в среде GPSS. – М.: Бестселлер, 2003 – 327с. 4. Ronzoni C., Ferrara A., Grassi A. A Stochastic Methodology for the Optimal Management of Infrequent Demand Spare Parts in the Automotive Industry // IFAC-PapersOnLine. – 2015. – Vol. 48, iss. 3. – P. 1405–1410. 5. Eaves A., Kingsman B.G. Forecasting for ordering and stock holding of spare parts // Journal of the Operational Research Society. – 2004. – № 55. – P. 431–437. 6. Howson C. Successful Business Intelligence, Second Edition: Unlock the Value of BI & Big Data. – McGraw-Hill, 2013. – 336 p. 7. Гайдерс М.А. Общая теория систем. – М.: ГЛОБУС-ПРЕСС, 2005. – 201 с. 8. Новосельцев В.И., Голиков В.К. Теоретические основы системного анализа. – М.: Майор, 2006. – 592 с. 9. Аугамбаев М., Иванов А.З., Терехов Ю.И. Основы планирования научно-исследовательского эксперимента / под ред. Г.М. Рудакова. – Ташкент: Укитувчи, 2004. – 336 с. 10. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов. – М.: Мир, 1976. – 757 с. 11. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 431 с. 12. Теория статистики / под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 655 с. 13. Wenbin Wang, Aris A. Syntetos. Spare parts demand: Linking forecasting to equipment maintenance // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2011. – Vol. 47, iss. 6. – P. 1194–1209. 14. Каладзе В.А. Адаптация случайного поиска методом направляющего конуса // Вестник ВГТУ. – 2012. – Т. 8, № 1. – С. 31–37. 15. Определение потребности в запасных частях для ПО «Совинтер-автосервис» / В.С. Лукинский, В.И. Сергеев, Г.Ф. Фастовцев, А.Е. Трубицин, В.Т. Шугалей // Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей. – 1983. – № 10. – С. 8–34. 16. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с. 17. Власов М.П., Шимко П.Д. Моделирование экономических процессов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 409 с. 18. Sydsaeter K. Essential mathematics for economic analysis. – FT: Prentice Hall, 2001. – 696 p. 19. Статистическая основа имитационного моделирования системы управления запасами предприятия автосервиса / В.А. Бугримов, А.В. Кондратьев, В.И. Сарбаев, В.В. Бородулин // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 1(56). – С. 132–138. 20. Осминин К.П. Алгоритмы построения статистик для анализа и прогнозирования нестационарных временных рядов // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2009. – № 1. – С. 3–13. 21. Гельфанд A.M., Хмельник С.И. Цифровая фильтрация многомерных взаимозависимых нестационарных процессов. – М.: НПО «Дельфин Информатика», 2007. – 105 с. 22. Губанов В.А., Ковальджи А.К. Выделение сезонных колебаний на основе вариационных принципов // Экономика и математические методы. – 2001. – Т. 37, № 1. – С. 91–102. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ «ТРЕУГОЛЬНИКА ВИДИМОСТИ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕШЕХОДОВ В.А. Городокин, В.Д. Шепелев, З.В. Альметова, А.А. Шеремет Получена: 26.07.2018 Рассмотрена: 26.07.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлен анализ степени опасности ограничения обзорности с рабочего места водителя в зоне вероятного выхода пешеходов на проезжую часть. Одной из не решенных до настоящего времени проблем является разрешенный, регламентированный СНиПами треугольник видимости, призванный обеспечить безопасность пешеходов путем их своевременного обнаружения водителями и, в свою очередь, обнаружения пешеходами приближающихся транспортных средств. Проведенные расчеты показали несостоятельность размерных характеристик треугольника видимости, не позволяющих водителям транспортных средств в момент обнаружения пешеходов, движущихся в сторону полосы транспортного средства по пешеходному переходу, выполнить требования Правил дорожного движения и уступить им дорогу в необходимых случаях. Соответственно, внезапное обнаружение пешехода, выходящего на проезжую часть или уже движущегося по ней, приводит или к невозможности уступить дорогу либо предотвратить наезд, или к неожиданному для водителей попутных транспортных средств резкому торможению, также, нередко, ведущему к дорожно-транспортному происшествию. Описанные проблемы предложено решать двумя путями: 1) ограничением максимально допустимой скорости транспортных средств при обзорности, изменить которую не представляется возможным; 2) изменением обзорности, путем обеспечения должного треугольника видимости с сохранением установленного общего ограничения скорости (например, 60 км/ч в населенном пункте). Установлена зависимость и построен график, с использованием которого можно определить допустимую величину скорости транспортных средств на исследуемом участке улично-дорожной сети при известной обзорности или установить границы расположения объектов придорожной инфраструктуры, обеспечивая при этом должную Указанный подход должен в значительной степени повысить безопасность пешеходов, осуществляющих переход проезжей части. Ключевые слова: треугольник видимости, пешеход, дорожно-транспортное происшествие, водитель, наезд, перекресток, дорожная разметка, движение, светофор, регулирование дорожного движения, пешеходный переход. Сведения об авторах:
Городокин Владимир Анатольевич (г. Челябинск, Россия) – кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: gorodok_vlad@mail.ru). Шепелев Владимир Дмитриевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: shepelevvd@susu.ru). Альметова Злата Викторовна (г. Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: zlata.almetova@yandex.ru). Шеремет Анастасия Алексеевна (г. Челябинск, Россия) – студент Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: aasher026@gmail.com). Список литературы:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА НА МНОЖЕСТВЕ «ВЗВЕШЕННЫХ» ГРАФОВ Н.А. Ермошин, Ю.Г. Лазарев Получена: 06.06.2018 Рассмотрена: 06.06.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Объектом исследования является планирование сети автомобильных дорог. Предложено планирование наиболее эффективного начертания сети автомобильных дорог, являющейся основой существования и развития единой транспортной системы страны, на основе разработки методологических подходов и научно обоснованных концепций дорожного строительства. В статье рассмотрена математическая постановка задачи формирования локальной дорожной инфраструктуры и разработана математическая модель планирования дорожной сети минимального состава на множестве «взвешенных» графов. Математическая постановка такой задачи сформулирована в терминах математических моделей сетевой оптимизации и решена с использованием алгоритма построения кратчайшего остова. Предложено решать задачу, выбрав такие возможные связи (дуги) между объектами (узлами) сети, которые позволят обеспечить связь (найти путь, маршрут) между каждой парой объектов. При этом суммарная протяженность (стоимость) путей будет минимальна. Сформулирована задача, отражающая ситуацию проектирования такой сети дорог, когда необходимо соединить отдельные объекты (населенные пункты) таким образом, чтобы любые два объекта были связаны либо непосредственно соединяющей их дорогой, либо через другие объекты (узлы сети). При этом необходимо, чтобы общая длина дорог была минимальной. Приведен пример определения минимального состава дорожной сети по одному критерию. Проанализирована проблема многокритериальной оптимизации, т.е. выбора таких решений о составе сети, которые удовлетворяли бы одновременно нескольким критериям. Разработка модели позволяет перейти к решению проблемы научного обоснования способов развития первичных дорожных сетей при освоении отдаленных территорий и регионов России, их экономического и социального развития, решения задач обеспечения военной и других видов национальной безопасности. Ключевые слова: сеть автомобильных дорог, математическая модель планирования дорожной сети, многокритериальная оптимизация. Сведения об авторах:
Ермошин Николай Алексеевич (Санкт-Петербург, Россия) – доктор военных наук, профессор кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (194064, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29А, e-mail: ermonata@mail.ru). Лазарев Юрий Георгиевич (Санкт-Петербург, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (194064, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29А, e-mail: lazarev-yurij@yandex.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НАСЫПНЫХ ГРУНТОВ И.А. Исупов, С.А. Сазонова Получена: 07.06.2018 Рассмотрена: 07.06.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты исследования возможности применения экспресс-методов при контроле качества уплотнения насыпных грунтов. На данный момент для определения качества уплотнения создаваемых оснований из насыпных грунтов используется трудоемкое и продолжительное лабораторное определение максимальной плотности и оптимальной влажности с последующим нахождением коэффициента уплотнения. При этом не уделяется достаточное внимание таким современным зарубежным методам, как экспресс-методы определения деформационных характеристик. Объектом исследования являются насыпные песчаные грунты. Песчаные грунты были выбраны по причине того, что данный вид грунта обладает однородной структурой и имеет хорошие деформационные характеристики при качественном уплотнении. Данное исследование проводилось в рамках планирования эксперимента. Его целью является сопоставление характеристик, получаемых экспресс-методами в лабораторных и полевых условиях с характеристиками, получаемыми при полевых испытаниях по методике, приведенной в нормативной литературе. Для достижения данной цели авторами было выполнено численное моделирование в программном комплексе Plaxis 2D, где рассмотрены основные методы проведения испытаний в полевых условиях по ГОСТ 20276–2012 Ключевые слова: экспресс-методы, Plaxis 2D, испытания штампом, осесимметричная модель, насыпные грунты, контроль качества, численное моделирование, модель Мора – Кулона.
Сведения об авторах:
Исупов Илья Андреевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: isupivia59@gmail.com). Сазонова Светлана Александровна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: feliks150@mail.ru). Список литературы: 1. Пономарев А.Б., Сазонова С.А., Румянцев С.Д. О современных методах экспресс-контроля характеристик насыпных грунтов // Геотехника. – 2017. – № 3. – С. 8–12. 2. Абелев М.Ю., Бахронов Р.Р., Джангидзе З.У. Об эффективности устройства уплотненной песчаной подушки в основаниях многоэтажных зданий и сооружений, расположенных на слабых грунтах // Промышленное и гражданское строительство. – 2014. – № 4. – С. 55–58. 3. Вашаломидзе Т.А., Филимонов Е.А. Современные технологии устройства уплотненных грунтовых оснований при строительстве зданий и сооружений в стесненных условиях // Промышленное и гражданское строительство. – 2011. – № 12. – С. 71–74. 4. Ивахов И.Л. Plaxis – геотехнические расчеты // CADmaster. – 2002. – № 1(11). – С. 58–60. 5. Крутов В.И., Глушко В.Т., Яланский А.А. Основания и фундаменты на насыпных грунтах. – М.: Стройиздат, 1988. – С. 4–42. 6. Костельов М.П., Никольский Ю.Е., Райский Ю.Э. Методы и средства контроля качества уплотнения дорожного земляного полотна, щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Стройка». – 2003. – URL: http://library.stroit.ru/articles/control (дата обращения: 05.05.2018). 7. Сазонова С.А., Румянцев С.Д. Применение экспресс-методов для определения характеристик насыпных грунтов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. – 2017. – № 3. – C. 113–120. 8. Симончик С.Г., Куранов Н.П. Справочное пособие для обработки материалов инженерно-геологических изысканий. – М.: ДАРВОДГЕО, 2005. – С. 10–14. 9. Александрова Н.П., Семенова Т.В. Совершенствование методов экспресс контроля уплотнения грунтов в земляном полотне лесных дорог. Ч. 1. Обобщающая математическая модель // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 6–2(48). – С. 10–14. 10. Chen D-H, Bilyeu J., He, R. Comparison of Resilient Moduli Between Field and Laboratory Testing: A Case Study Paper number 990591 // Annual Transportation Research Board Meeting. Washington D.C. – 1999. – № 78 – C. 10–14. 11. Maria J.S. The application of the modern method of embankment compaction control // Journal of civil engineering and management. – 2004. – № 10. – C. 45–50. 12. Салимгариева Н.И., Калошина С.В. Выбор модели грунта для выполнения геотехнических расчетов в программном комплексе Plaxis // Строительство и архитектура. Опыт и современные технологии. – 2012. – № 1. – С. 1–4. 13. Салимгариева Н.И., Калошина С.В. Параметры грунтового массива, вводимые при расчете в программном комплексе Plaxis // Строительство и архитектура. Опыт и современные технологии. – 2012. – № 1. – С. 1–4. 14. Строкова Л.А. Определение параметров для численного моделирования поведения грунтов // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – № 1. – С. 69–74. 15. Gouw T.L. Common Mistakes on the Application of Plaxis 2D in Analyzing Excavation Problems // International Journal of Applied Engineering Research. – 2014. – № 21. – С. 8291–8311. 16. Сравнительный анализ численного моделирования системы «здание – фундамент – основание» в программных комплексах SCAD и PLAXIS / Р.А. Мангушев, И.И. Сахаров, В.В. Конюшков, С.В. Ланько // Вестник гражданских инженеров. – 2010. – № 3(24). – С. 96–101. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ РАСТВОРОВ ТРАВЛЕНИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ А.А. Нестер Получена: 23.05.2018 Рассмотрена: 23.05.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В современном автомобилестроении гальванические покрытия применяются для различных целей: защита от коррозии, улучшение внешнего вида деталей, повышение износостойкости и электропроводности. Также гальванические покрытия широко распространены в электротехнической промышленности, при производстве печатных плат. Указанные отрасли промышленности являются источником образования большого количества отходов. Сырьем для гальванического производства является руда, добыча которой оказывает едва ли не наибольшее негативное влияние на окружающую среду среди всех отраслей промышленности. Деятельность предприятий добывающей отрасли является постоянным источником техногенной опасности возникновения аварий, которые часто сопровождаются чрезвычайными ситуациями и загрязнениями окружающей среды. В статье описано современное состояние отрасли добычи медных руд и производства меди в Украине, изложены аспекты добычи полезных ископаемых (меди) шахтным и открытым способом. Приведены данные по разведанным запасам медных руд в Украине и реальные потребности страны в меди для успешной работы промышленных предприятий. На примере гальванического производства одного из предприятий г. Киева представлены результаты расчета объемов образования гальванических шламов 2400–2500 кг в месяц при работе в одну смену и производительности линии травления 14 м2/ч. Образующиеся гальванические шламы накапливаются на территории предприятия, оказывая значительное негативное воздействие на окружающую среду. Для решения данной проблемы предлагается использовать технологию регенерации отработанных растворов травления, при которой выделенный металл применяется в качестве вторичного сырья для производства меди, а регенерируемый раствор повторно используется для травления печатных плат. Ключевые слова: гальванические производства, медь, сточные воды, печатные платы, регенерация. Сведения об авторах:
Нестер Анатолий Антонович (Хмельницкий, Украина) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Хмельницкого национального университета (29017, г. Хмельницкий, ул. Институтская, 11, е-mail: nesteranatol111@gmail.com) Список литературы:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ОТ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ОТХОДОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Е.И. Поляков, Г.В. Ильиных, С.В. Полыгалов, Ю.В. Завизион Получена: 09.07.2018 Рассмотрена: 09.07.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рост численности населения, урбанизация территорий и технологическое развитие современного общества приводят к постоянному увеличению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе к образованию все больших объемов отходов, для надлежащего обращения с которыми требуются производственные мощности. Адекватное прогнозирование будущих объемов отходов требуется для своевременного создания перерабатывающих производств необходимой производительности. При этом многие товары, например автомобили или крупная бытовая техника, и большая часть объектов городского хозяйства, например малые архитектурные формы, имеют длительный срок службы (более 3 лет), поэтому образование отходов после окончания срока их эксплуатации происходит с задержкой по отношению к году производства. В статье рассмотрены основные вопросы оценки и прогноза объемов образования отходов от товаров длительного пользования и объектов городского хозяйства на примере отходов компьютерного оборудования. Представлены обобщенные тенденции к изменению массы, объема продаж, срока использования компьютерного оборудования с течением времени. На основе вышеперечисленных показателей предложена модель расчета массы образующихся отходов от товаров длительного пользования и объектов городского хозяйства и на примере отходов компьютерного оборудования составлен прогноз объемов их образования на ближайшие 10 лет в Российской Федерации. Ключевые слова: товары длительного пользования, объекты городского хозяйства, компьютерное оборудование, образование отходов, воздействие на окружающую среду. Сведения об авторах:
Поляков Евгений Игоревич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: underwater.1@mail.ru). Ильиных Галина Викторовна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: galina.perm.59@yandex.ru). Полыгалов Степан Владимирович (Пермь, Россия) – ассистент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: polyste17@mail.ru). Завизион Юлия Владимировна (Пермь, Россия) – ассистент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: juliagubaha@mail.ru). Список литературы: 1. Cooper T. Beyond recycling: The longer life option. Whitechapel Road. – London: The New Economics Foundation, 1994. – p. 5. 2. Young W. Sustainable consumption: Green consumer behavior when purchasing products // Sustainable Development. – 2010. – Vol. 18. – Р. 20–31. 3. E-waste volume II: E-waste management manual. United Nations Environment Programme, 2007. – 128 p. 4. Guidance on best available treatment, recovery and recycling techniques (BATRRT) and treatment of waste electrical and electronic equipment (WEEE) / Published by the Department for 5. WEEE recycling, research, development, and policies / A. Chagnes, G. Cote, C. Ekberg, M. Nilsson, T. Retegan. – Elsevier, 2017. – 219 p. 6. Миронов Л.В. Отходы электронного и электрического оборудования: практика обращения, 2011. – 45 с. 7. Waste electrical and electronic equipment management and Basel Convention compliance in Brazil, Russia, India, China and South Africa (BRICS) nations / S.K. Ghosh, B. Debnath, R. Baidya [et al.] // Waste Management & Research. – 2016. – Vol. 34(8). – Р. 693–706. 8. Уланова О.В. Электронное и электрическое оборудование: предпосылки для переработки // Твердые бытовые отходы. – 2013. – № 3. – C. 8–13. 9. Филина Н.Н. Наш песочный, песочный век. Новые технологии и бизнес. – М.: Академический Проект, 2005. – 208 c. 10. Шулаева Ю.Е. Динамика образования и накопления электронных отходов в Донецкой области // Экономический вестник Донбасса. – 2013. – № 3 – С. 9–13. 11. Максимова М.А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых. 2016. – № 3 – С. 102–111. 12. Кац И.С., Тихонова Л.В. Компьютерный Рынок: настоящее и ближайшее будущее [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 3. – URL: http://www.mavriz.ru/articles/2001/3/1445.html (дата обращения: 19.05.2018). 13. Использование населением персонального компьютера [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/it/fed_nabl-croc/PublishData%5CReports%5CReports_2016.html (дата обращения: 02.04.2018). 14. Перевалова В.И. Анализ рынка компьютерной техники в РФ [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: Электр. сб. ст. по материалам XIX студ. Междунар. заочной науч.-практ. конф. – 2014 – № 12(19). – URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 19.05.2018). 15. Авакян А.А., Дмитриенко А.Г. Закон распределения отказов элементов и систем электроники // Надежность и качество сложных систем. – 2013. – № 1. – С. 47–53. ВЗАИМНАЯ РАБОТА ПРОМЫШЛЕННОГО И МАГИСТРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ НАЛИЧИЯ ПРИВАТНОГО ВАГОННОГО ПАРКА Е.Н. Потылкин Получена: 30.07.2018 Рассмотрена: 30.07.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
C учетом сложившейся тенденции к увеличению доли приватных вагонов задачи выбора оптимальных режимов взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому целью настоящей работы является исследование проблемных вопросов взаимной работы путей общего и необщего пользования, связанных с временным размещением приватных вагонов, при организации перевозки грузов с использованием логистической схемы доставки. Объекты работы – железнодорожный путь необщего пользования и станция примыкания. Предмет – технология обслуживания потока вагонов, поступающего на пути необщего пользования. Для достижения поставленной цели использованы методы научного анализа, теории графов, а также экспериментально-статистические методы составления математических моделей. В результате исследований разработана методика определения потребного путевого развития для временного размещения порожних приватных вагонов, используемых для погашения среднесуточной неравномерности при погрузке продукции. С использованием данной методики могут быть получены рекомендации для обоснования выбора режима взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в части распределения вагонов, направляемых во временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования. Это позволит уменьшить издержки грузовладельцев за счет минимизации экономических и временных потерь, повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Разработанная методика определения потребной вместимости железнодорожных путей, в отличие от существующих подходов к ее расчету, учитывает влияние случайного характера обслуживания приватных перевозочных средств на местах необщего пользования, а также доли приватных вагонов в общем парке. Ключевые слова: железнодорожный путь, приватный вагон, издержки, взаимодействие, неравномерность, логистическая схема доставки. Сведения об авторах:
Потылкин Евгений Николаевич (Гомель, Беларусь) – старший преподаватель кафедры «Управление грузовой и коммерческой работой» Белорусского государственного университета транспорта (246653, г. Гомель, ул. Кирова, д. 34, Беларусь, e-mail: gkrt@inbox.ru). Список литературы: 1. Григорюк В.Ф. Оптимизация взаимодействия пунктов погрузки и выгрузки вагонов. – М.: Транспорт, 1986. – 79 с. 2. Смехов А.А. Оптимизация процессов грузовой работы. – М.: Транспорт, 1973. – 264 c. 3. Повышение качества транспортного обслуживания народного хозяйства / А.В. Комаров [и др.]; под общ. ред. А.В. Комарова и В.С. Кравченко. – М.: Транспорт, 1988. – 205 с. 4. Правдин Н.В., Дыканюк М.Л., Негрей В.Я. Прогнозирование грузовых потоков. – М.: Транспорт, 1987. –249 с. 5. Циркунов Г.А., Еловой И.А., Зайчик В.С. Расчет временных параметров технологического процесса пограничной перегрузочной станции: пособие по курсовому и дипломному проектированию. – Гомель: БелГУТ, 2000. – 38 с. 6. Пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в современных условиях / П.В. Бех, Г.И. Нестеренко, С.И. Музыкина, А.В. Лашков, М.И. Музыкин // Вісник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту ім. акад. В. Лазаряна. – Днепропетровск, 2015. – Вип. 59. – С. 25–39. 7. Вернигора Р.В. Проблемы функционирования железнодорожных подъездных путей Украины в современных условиях // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – Харьков, 2012. – Вып. 58. – С. 64–68. 8. Потылкин Е.Н. Закономерности технологических параметров в логистических системах доставки грузов с использованием железнодорожных путей необщего пользования // Наука и транспорт. Вестн. Белор. гос. ун-та транспорта. – 2016. – № 2. – С. 51–53. 9. Костевич Л.С., Лапко А.А. Исследование операций. Теория игр: учеб. пособие. 10. Ахназарова С.Л., Кафаров В.В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии: учеб. пособие для хим.-технол. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – 327 с. 11. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. – М.: Мир, 1969. – 393 с. 12. Еловой И.А., Лебедева И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация; под науч. ред. В.Ф. Медведева. – Минск: Право 13. Глушкова Ю.О., Гордашникова О.Ю., Пахомова А.В. Влияние фактора времени на транспортное обслуживание международной цепи поставки // Вестник СибАДИ. – Омск, 2017. – Вып. 6. – С. 23–30. 14. Жарикова Л.С. Совершенствование системы расчета элементов простоя вагонов на станциях в увязке с определением срока доставки: автореф. дис. ... канд. техн. наук. – Новосибирск, 2016. – 24 с. 15. Казаченко Д.Н., Верлан А.И., Горбова А.В. Определение расчетных объемов работ для магистральных и промышленных железнодорожных станций // Вісник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту ім. акад. В. Лазаряна. – 2015. – Вип. 57. – С. 45–57. 16. Сафронов Э.А, Сафронов К.Э., Семенова Е.С. Модель управления транспортными потоками в современных условиях // Вестник СибАДИ. – 2017. – Вып. 1. – С. 77–83. 17. Халипова Н.В. Проектирование и оценка эффективности международных логистических систем // Вісник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту ім. акад. В. Лазаряна. – 2015. – Вип. 58. – С. 142–152. 18. Jong J.C., Suen C.S., Decision S. Support System to Optimize Railway Stopping Patterns // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. – 2012. – Vol. 2289. – P. 24–33. doi: 10.3141/2289-04 19. Mussone L., Calvo R.W. An analytical approach to calculate the capacity of a railway 20. Потылкин Е.Н. Конкурентоспособность схем доставки грузов с использованием железнодорожных путей необщего пользования // Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Белорус. науч.-исслед. ин-т трансп. «Транстехника». – Минск, 2015. – С. 110–114. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В.В. Терентьев, К.П. Андреев, А.В. Шемякин, А.Ю. Свистунова, Д.С. Рябчиков Получена: 30.08.2018 Рассмотрена: 30.08.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Повышение эффективности работы транспорта и максимальное удовлетворение потребностей населения в перевозках достигается при рациональной организации дорожного движения, что способствует сокращению времени доставки пассажиров и грузов, числа ДТП, повышению уровня безопасности дорожного движения и снижению автомобильных заторов и негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду. Данная проблема характерна для большинства крупных населенных пунктов России, и для ее решения требуется разработка комплекса мер, направленных на совершенствование организации дорожного движения (ОДД). Чтобы успешно решать транспортные проблемы, необходима разработка новых проектов организации дорожного движения. Разработка любого проекта не обходится без проведения натурных обследований, которые осуществляются с помощью передвижных дорожных лабораторий, позволяющих получить обработанные результаты, необходимые для проектирования ОДД. Проект должен содержать данные обо всех технических средствах ОДД на исследуемом участке дороги, включая данные о состоянии и технических особенностях установки, адресные и сводные ведомости объемов работ по установке или демонтажу технических средств ОДД. Реализация проекта позволит снизить загруженность транспортных магистралей городов, обеспечить безопасность дорожного движения, упорядочить и улучшить условия дорожного движения для водителей транспортных средств и пешеходов, предупредить возникновение заторовых ситуаций в условиях продолжающегося роста уровня автомобилизации, что в конечном итоге приведет к улучшению транспортного обслуживания населения за счет уменьшения потерь времени, а повышение пропускной способности автодорог отразится на эффективности их использования, с минимальными экономическими потерями и максимальной безопасностью (снижение аварийности и негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения). Ключевые слова: разработка, транспорт, проект, документы, организация дорожного движения, транспорт, обследование, маршрутная сеть. Сведения об авторах:
ерентьев Вячеслав Викторович (г. Рязань, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация транспортных процессов и безопасность жизнедеятельности» Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1, e-mail: vvt62ryazan@yandex.ru). Андреев Константин Петрович (г. Рязань, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация транспортных процессов и безопасность жизнедеятельности» Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1, e-mail: kosta066@yandex.ru). Шемякин Александр Владимирович (г. Рязань, Россия) – доктор технических наук, доцент, завкафедрой «Организация транспортных процессов и безопасность жизнедеятельности» Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1, e-mail: shem.alex62@yandex.ru). Свистунова Анастасия Юрьевна (г. Рязань, Россия) – студентка Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева» (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1, e-mail: nastya23sv@rambler.ru). Рябчиков Дмитрий Сергеевич (г. Рязань, Россия) – заместитель директора ООО «Производственно-финансовое предприятие «Квантэкс» (390046, г. Рязань, ул. Есенина, 116/1, e-mail: rds_62@mail.ru). Список литературы:
ОЦЕНКА ГОДОВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА Е.В. Углова, О.А. Шило, М.Е. Шевченко, Н.Ю. Клочков Получена: 30.07.2018 Рассмотрена: 30.07.2018 Опубликована: 30.09.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обеспечение долговечности конструкций дорожных одежд является наиболее актуальной задачей в условиях повышенной транспортной нагрузки. Рассчитать достоверный срок службы конструкции нежесткой дорожной одежды для дорог высоких категорий по действующей методике, закрепленной в нормативной литературе, не представляется возможным, так как имеющиеся критерии запаса прочности не отражают ни региональных особенностей эксплуатации, ни реальных режимов нагружения. В связи с этим необходимо разработать новую методику расчета нежестких дорожных одежд. При интенсивном воздействии многоосных транспортных средств наиболее достоверно отражать механизм разрушения запроектированных конструкций будет критерий накопления в асфальтобетонных слоях усталостных повреждений. Данная теория базируется на гипотезе о суммировании растягивающих деформаций от каждого приложения расчетной нагрузки в течение всего срока службы, а не только в расчетный период. Однако такой подход к расчету на прочность требует детального анализа годового распределения суммарного числа приложений расчетной нагрузки, а следовательно, и моделирования грузового транспортного потока. Сравнительно просто при проектировании можно определить суммарное число приложений расчетной нагрузки за весь срок службы и за конкретный год, при этом данных о годовом распределении интенсивности грузового потока явно недостаточно, чтобы однозначно считать его равномерным либо нет. В статье отражены результаты статистической обработки фактических данных с пунктов учета, зафиксированных среднесуточных интенсивностей движения транспортных средств в обоих направлениях на участках автомобильных дорог ГК «АВТОДОР» за несколько лет. Определены коэффициенты вариации для каждого года наблюдения, получены выводы о вариабельности. Ключевые слова: расчетная транспортная нагрузка, расчет конструкций дорожных одежд, интенсивность движения. Сведения об авторах:
Углова Евгения Владимировна (Ростов-на-Дону, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Автомобильные дороги» Донского государственного технического университета (344022, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, e-mail: Uglova.ev@yandex.ru). Шило Ольга Александровна (Ростов-на-Дону, Россия) – инженер кафедры «Автомобильные дороги» Шевченко Максим Евгеньевич (Ростов-на-Дону, Россия) – студент Донского государственного технического университета (344022, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, e-mail: 111zqzq111@bk.ru). Клочков Никита Юрьевич (Ростов-на-Дону, Россия) – студент Донского государственного технического университета (344022, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, e-mail: chezzzzzzz@yandex.ru). Список литературы:
| ||