ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
ВЛИЯНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ СТОП-ЛИНИИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В.А. Городокин, В.Д. Шепелев, З.В. Альметова, О.Р. Исенова Получена: 17.02.2018 Рассмотрена: 17.02.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Места и способы нанесения дорожной разметки 1.12 «стоп-линия» оказывают влияние на пропускную способность улично-дорожной сети и безопасность движения. Действующие в Правилах дорожного движения РФ (ПДД РФ) требования пунктов 6.13 и 6.14, с одной стороны, призваны решить проблемы пропускной способности и безопасности движения, с другой – сформулированы недостаточно корректно, что позволяет интерпретировать их неоднозначно. Рассмотрены пути решения наиболее важной стороны проблемы, которую представляет формулировка требования остановки транспортного средства при наличии или отсутствии стоп-линии на регулируемом перекрестке. В подавляющем числе случаев фактически стоп-линия наносится вне пределов перекрестка (пределы перекрестка, согласно ПДД РФ, ограничены началом и окончанием закруглений проезжих частей). Соответственно, на перекрестке стоп-линия отсутствует, что правоприменителями уже не принимается во внимание и понимается как ее нанесение на перекрестке. Представлены обоснованные предложения по устранению выявленных противоречий. Любая формулировка требований ПДД РФ с технической точки зрения должна толковаться так, чтобы не нарушалось условие, для которого и были созданы данные требования – обеспечение безопасности дорожного движения. Приведены классификации и способы нанесения стоп-линий на дорожном полотне согласно Ключевые слова: перекресток, дорожная разметка, стоп-линия, движение, светофор, регулирование дорожного движения, пешеходный переход. Сведения об авторах:
Городокин Владимир Анатольевич (г. Челябинск, Россия) – кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: gorodok_vlad@mail.ru). Шепелев Владимир Дмитриевич (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: shepelevvd@susu.ru). Альметова Злата Викторовна (г. Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: zlata.almetova@yandex.ru). Исенова Ольга Рашидовна (Челябинск, Россия) – аспирант кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (454000, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: 2210olga@mail.ru). Список литературы:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МОБИЛЬНОЙ АВТОСЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В Г. КРАСНОЯРСКЕ А.В. Камольцева, Д.И. Дулисов Получена: 08.05.2018 Рассмотрена: 08.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Мобильный автосервис практикуется давно – для специальной, сельскохозяйственной и военной техники. В настоящее время выездной автосервис пользуется стабильным спросом в США, европейских странах и успешно развивается в России. Такой вид технического обслуживания и ремонта транспортных средств осуществляется, как правило, для постоянных клиентов. Выездной автосервис является актуальным не только для крупных предприятий, но и для частных лиц. Экономическая ситуация в стране ставит очень непростые задачи как перед предприятиями различных отраслей, так и перед населением страны. В очень сложной ситуации находятся предприятия автосервисной инфраструктуры. Темпы роста уровня автомобилизации замедлились. Упал спрос на новые автомобили, в то же время возрос интерес к подержанным автомобилям, т.е. возрастная структура парка начала сдвигаться в сторону увеличения. В этом случае возрастает спрос на услуги, связанные с поддержанием автомобилей в технически исправном состоянии. Это особо актуально и с точки зрения экологической ситуации, сложившейся в настоящее время в г. Красноярске – как известно, автомобиль является серьезным источником загрязнения окружающей среды. Автосервисные предприятия расширяют ассортимент предлагаемых услуг, в том числе с учетом динамики жизни людей, их загруженности – динамика жизни такова, что люди стремятся к тому, чтобы облегчить эксплуатацию автомобиля, сократить время на техобслуживание и увеличить личное время. Следовательно, автомобили необходимо обслуживать более быстро, но при этом качество обслуживания не должно пострадать. Отсюда появляется потребность в разнообразии автосервисных услуг. Согласно статистике доля отказов, приходящихся на такие агрегаты, как двигатель, коробка передач и другие, требующие сложного ремонта и высокой квалификации мастера, составляет около 10 %. А большую долю – 90 % неисправностей – можно устранить на месте, т.е. не выезжая в специализированное предприятие: шиномонтажные работы, зарядка аккумулятора, компьютерная диагностика, проверка уровня рабочих жидкостей и т.д. Такие виды работ не требуют сложного оборудования и могут устраняться по месту нахождения автомобиля. Именно для этого необходим мобильный автосервис в наше время, когда каждая минута дорога, и не нужно тратить время на поездку и ожидания ремонта в автосервисе, когда возникла насущная проблема в поиске квалифицированной помощи (не заводится автомобиль, закончился бензин и др.). Мобильный автосервис решает эти задачи и упрощает жизнь обладателям автомобилей. В данной статье описаны особенности мобильного автосервиса для граждан, а также профиль потребителя, использовавшего мобильный автосервис в г. Красноярске. Данная работа направлена на определение факторов, влияющих на развитие мобильной автосервисной инфраструктуры в крупных городах России. Ключевые слова: мобильный автосервис, техническая помощь, профиль потребителя, три составляющие мобильного автосервиса, факторы, влияющие на развитие мобильного автосервиса. Сведения об авторах:
Камольцева Алла Владимировна (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Транспорт» Сибирского федерального университета (660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26а, e-mail: all20051608@mail.ru). Дулисов Дмитрий Иванович (Красноярск, Россия) – магистрант Сибирского федерального университета (660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26а, e-mail: motodimaklas@yandex.ru). Список литературы: 1. Забелин Л.А., Камольцева А.В. Самообслуживание как альтернативные возможности при эксплуатации автомобилей // Политранспортные системы: материалы IX Междунар. науч.-техн. конф. / Сибир. гос. ун-т путей сообщения. – Новосибирск, 2017. – С. 405–407. 2. Волгин В.В. Мобильный автосервис: практ. пособие. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 200 с. 3. Красноярскстат [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krasstat.gks.ru (дата обращения: 24.11.2017). 4. Грузовой мобильный автосервис для европейских автомашин и не только [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sto-razborka.ru/gruzovoj-avtoservis/remont-gruzovykhavtomobilej /mobilniy -avtoservis-dlya-gruzovikov.html (дата обращения: 25.09.17). 5. Invention and transfer of environmental technologies. – OECD, 2011. 6. Мобильный автосервис [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ti-auto.ru/service/ mobile-service (дата обращения: 03.10.17). 7. Кондрико А.Ю., Лемешева Е.В., Тихомиров П.В. Распознавание видов повреждений с помощью видеоэндоскопа // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования: сб. науч. трудов по материалам ежегодных конференций / ВГЛТА. вып. 1. – Воронеж, 2014. – С. 109–111. 8. Оценка затрат на создание передвижных СТОА / А.П. Болштянский, В.Е. Щерба, И.С. Нестеренко, Г.А. Нестеренко // Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин: материалы междунар. науч.-техн. конф. / Тюмен. индустр. ун-т. – Тюмень, 2009. – С. 67–71. 9. Тихомиров П.В. Определение механических потерь двигателей внутреннего сгорания методом прокручивания коленчатого вала от постороннего источника энергии // Научные труды Sworld. – № 3. Т. 4. – Иваново, 2014. – С. 16–19. 10. Новиков В.А., Гусаков С.В. Параметрический анализ математической модели диагностики ДВС по неравномерности вращения коленчатого вала // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2014. – № 1. – С. 119–121. 11. Sick V. Optical diagnostics for direct injection gasoline engine research and development // Advanced Direct Injection Combustion Engine Technologies and Development: Gasoline and Gas Engines. – 2009. – Р. 260–286. 12. Васильева Л.С. Эксплуатационные материалы для подвижного состава автомобильного транспорта: учебник для вузов. – М.: Наука, 2014. – 423 с. 13. Gorodokin V., Almetova Z., Shepelev V. Procedure for calculating on-time duration of the main cycle of a set of coordinated traffic lights // Transportation Research Procedia. – 2017. – № 20. – P. 231–235. 14. Выездной автосервис [Электронный ресурс]. – URL: http://mydocx.ru/7-43506.html (дата обращения: 09.10.17). 15. Development of misfire detection algorithm using quantitative FDI performance analysis / D. Jung, L. Eriksson, E. Frisk, M. Krysander // Control Engineering Practice. – 2015. – January. – Vol. 34. – P. 49–60. ОЦЕНКА СЕЙСМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ЗДАНИЙ М.Ю. Карнаухова, В.А. Кашеварова, Ю.А. Кузнецова, К.С. Лезина, О.А. Маковецкий, И.И. Хусаинов Получена: 02.05.2018 Рассмотрена: 02.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются подходы к оценке сейсмического воздействия на подземные части зданий и сооружений и анализируются возможные мероприятия по их минимизации. Разработка перспективных методов конструктивной сейсмозащиты диктуется настоятельной необходимостью и требованиями повышения безопасности зданий и сооружений повышенной защищенности. Без знания реальных геодинамических рисков (воздействие землетрясений, колебания уровня подземных вод) вложение финансовых средств в сейсмобезопасность будет неэффективным. Основной задачей исследований является разработка комплекса мероприятий по оценке сейсмогеотехнической ситуации площадки строительства в связи с тем, что в настоящее время: учет сложных грунтовых условий оценивается весьма грубо, сейсмичность территории определяется по усредненным показателям; геодинамические данные (балльность) недостаточны для моделирования и расчета подземной части здания; отсутствует практика комплексного исследования системы (грунтовое основание – подземная часть – верхнее строение) до и после строительства. На основе подробных исходных данных сейсмического микрорайонирования можно выполнить уточнение сейсмической опасности и обеспечить эффективные меры сейсмозащиты высотных зданий. Приводится анализ современных методов конструктивной защиты зданий в сейсмоопасных районах. Представлена классификация существующих систем классической сейсмозащиты по принципу их работы. Проанализированы основные методы и сформулированы общие выводы и принципы сейсмозащиты отдельных конструкций и зданий в целом. Рассмотрены варианты конструктивных решений по устройству фундаментов с разделительным слоем, конструкция и методы возведения вертикальных и горизонтальных геотехнических барьеров. Приведены основные достоинства и недостатки описанных методов. Определена основная тенденция развития сейсмозащиты зданий и выбрано направление дальнейших исследований: сбор и анализ экспериментального материала по изменению сейсмической жесткости грунтовых оснований, модифицированных армированием жесткими вертикальными грунтобетонными элементами с устройством по ним распределительного слоя. Ключевые слова: строительство в сейсмических районах, сейсмозащита зданий, методы сейсмоизоляции, сейсмостойкий фундамент, геотехнические барьеры (экраны). Сведения об авторах:
Карнаухова Мария Михайловна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: mariakarnaukhova3443@gmail.com). Кашеварова Валерия Александровна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: kashevarovava@gmal.com). Кузнецова Юлия Андреевна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета, инженер ОАО «Нью Граунд» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, (e-mail: kuznecova_2501@mail.ru). Лезина Ксения Сергеевна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета, инженер ОАО «Нью Граунд» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, (e-mail: ino4ka0@yandex.ru). Маковецкий Олег Александрович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительное производство и геотехника» Пермского национального исследовательского политехнического университета, заместитель директора по науке ОАО «Нью Граунд» (614019, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Хусаинов Ильгиз Ильдусович – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции и вычислительная механика» Пермского национального исследовательского политехнического университета, ведущий специалист ОАО «Нью Граунд» (614019, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: ihi888@mail.ru). Список литературы: 1. Мкртычев О.В., Джинчвелашвили Г.А., Дзержинский Р.И. Философия многоуровневого проектирования в свете обеспечения сейсмостойкости сооружений // Геология и геофизика Юга России. – 2016. – № 1. – С. 71–81. 2. ASCE-4-16 Seismic analysis of safety-related nuclear structures and commentary. – USA, 2017. – 304 p. 3. Алешин А.С. Сейсмическое микрорайонирование особо ответственных объектов. – М.: Светоч плюс, 2010. – 304 с. 4. Алешин А.С. Континуальная теория сейсмического микрорайонирования // Инженерные изыскания. – 2015. – № 9. – С. 10–18. 5. Алешин А.С., Пиоро Е.О. О влиянии обводненности грунтов на результаты сейсмического микрорайонирования // Инженерные изыскания. – 2015. – № 9. – С. 34–40. 6. Некоторые проблемные вопросы нормирования и научного обеспечения сейсмобезопасности в Красноярском крае / Н.П. Абовский, В.Г. Сибгатулин, В.И. Палагушкин, И.С. Инжутов, И.Р. Худобердин // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. – 2010. – № 4. – С. 31–34. 7. Казина Г.А., Килимник Л.Ш. Современные методы сейсмозащиты зданий и сооружений. – М.: ВНИИИС, 1987. – 65 с. 8. Поляков В.С., Килимник, Л.Ш., Черкашин А.В. Современные методы сейсмозащиты зданий. – М.: Стройиздат, 1989. – 320 с. 9. Ильичев В.А. Особенности взаимодействия с грунтом большеразмерных фундаментов при сейсмических воздействиях // Сейсмостойкое строительство. – М.: ЦНИИС, 1975. – С. 89–102. 10. Ильичев В.А., Аникьев А.В. Нестационарные горизонтальные колебания фундамента с учетом волнового взаимодействия с грунтовым основанием // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 1980. – № 4. – С. 20–24. 11. Ильичев В.А. К оценке коэффициента демпфирования основания фундаментов, совершающих вертикальные колебания // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 1981. – № 4. – С. 22–26. 12. Уздин А.М., Сандович Т.А., Аль-Насер-Мохомад Самих Амин Основы теории сейсмостойкости и сейсмостойкого строительства зданий и сооружений. – СПб.: ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, 1993. – 176 с. 13. Абовский Н.П., Палагушкин В.И., Лапеев М.В. Системный подход к сейсмоизоляции зданий при сложных грунтовых условиях // Жилищное строительство. – 2010. – № 3. – С. 7–10. 14. Айзенберг Я.М. Сейсмоизоляция высоких зданий // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. – 2007. – № 4. – С. 41–43. 15. Кранцфельд Я.Л. О конструктивных решениях экранов для инженерной сейсмозащиты территории объектов строительства // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 2011. – № 3. – С. 13–16. 16. Уздин А.М., Фрезе М.В. Об эффективности применения экранов в грунте для сейсмозащиты зданий и сооружений // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 2011. – № 3. – С. 17–19. 17. Кузнецов С.В., Нафасов А.Э. Горизонтальные сейсмические барьеры для защиты от сейсмических волн // Вестник МГСУ. – 2010. – Вып. 4. – С. 131–134. 18. Кузнецов С.В. Сейсмические волны и сейсмические барьеры // Акустическая физика. – 2011. – Вып. 57. – C. 420–426. 19. Маковецкий О.А. Анализ изменения сейсмической жесткости основания в системе грунтобетонных геотехнических барьеров // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2017. – № 3. – С. 121–139. 20. Jia B., Li-ping J., Yong-qiang L. Seismic analysis of underground structures based on the static finite element method // The Electronic Journal of Geotechnical Engineering. – 2016. – vol. 21, bund. 06. – P. 2307–2315. 21. Taucer F., Apostolska R. Experimental Research in Earthquake Engineering. Springer. – New Jork, 2015. – 624 р. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ КЛИЕНТОВ В СФЕРЕ УСЛУГ КУЗОВНОГО РЕМОНТА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В.Н. Катаргин, С.В. Хмельницкий, А.С. Босенко, П.А. Рожнов Получена: 11.05.2018 Рассмотрена: 11.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены основные направления и приемы повышения загрузки малярно-кузовного цеха в современных рыночных условиях. При рассмотрении направлений снижения стоимости малярно-кузовных работ, как одного из основных факторов повышения загрузки, особое внимание уделено способам снижения стоимости лакокрасочных расходных материалов, а также трудоемкости операций с их обработкой. Описаны этапы перехода на бюджетные материалы в качестве важной составляющей снижения стоимости лакокрасочных материалов. В качестве одного из направлений развития маркетинговых услуг кузовного ремонта авторы предлагают создание нескольких пакетов услуг на малярно-кузовные работы с применением соответствующих лакокрасочных материалов и их качественными характеристиками и ценовым сегментом. Предложена методика определения гарантийного срока службы лакокрасочного покрытия в различных ценовых сегментах. Определена зависимость срока гарантии на лакокрасочные материалы от комплексного коэффициента качества, исходя из технологических показателей используемых систем покраски. В зависимости от цены экспериментальным путем определен и исследован комплексный коэффициент качества лакокрасочной продукции с целью нахождения наиболее выгодного торгового предложения для потребителя. Предлагается провести анализ этих показателей и выразить их с помощью комплексного показателя качества, вычисляемого методом среднего взвешенного. В результате анализа основных тенденций развития рынка кузовного ремонта выделен ряд задач, требующих решения. Решение такого рода задач позволит выработать ключевые конкурентные преимущества крупных предприятий автомобильного сервиса за счет применения стратегии постоянной разработки уникальных торговых предложений, что отразится на увеличении количества новых клиентов и повышении лояльности уже существующих. Ключевые слова: малярно-кузовные работы, автосервис, снижение стоимости, лакокрасочные материалы, расходные материалы, пакет услуг, качественные характеристики, ценовой сегмент. Сведения об авторах:
Катаргин Владимир Николаевич (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Транспорт» Политехнического института Сибирского федерального университета (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79/10, e-mail: katargin@gmail.com). Хмельницкий Сергей Владимирович (Красноярск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт» Политехнического института Сибирского федерального университета (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79/10, e-mail: hmel.sv@gmail.com). Босенко Андрей Сергеевич (Красноярск, Россия) – магистрант кафедры «Транспорт» Политехнического института Сибирского федерального университета (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79/10, e-mail: bosen24@mail.ru). Рожнов Петр Аркадьевич (Красноярск, Россия) – магистрант кафедры «Транспорт» Политехнического института Сибирского федерального университета (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79/10, e-mail: peetruha@mail.ru). Список литературы: 1. Katargin V., Pisarev I., Khmelnitsky S. Supporting model of decision-making on advisability to carry on the repair-and-renewal operations // Transport Means: Proceedings of 17th International Conference / Kaunas University of Technology. – Lithuania, 2013. – Р. 304–307. 2. Гусеев С.А. Теория и методология управления развитием сферы услуг в автомобильном бизнесе: дис. … д-ра экон. наук. – М., 2013. – 340 с. 3. Терешин О.В. Инструментарий эффективного использования ресурсного потенциала автосервисных предприятий: дис. …канд. техн. наук. – Уфа, 2013. – 156 с. 4. Соболевский А.В. Кто виноват, и что делать // Автомобильный журнал «Кузов». – 2016. – № 2(54). – С. 15–17. 5. Малиновская С. Клиентоориентированный автосервис // Новости автобизнеса. – 6. Кульков А. Цели и польза процессно-ориентированной системы управления предприятием // АБС Авто – 2016. – № 232. – С. 10–14. 7. Калинин М.А. Малярно-кузовное программирование // Правильный автосервис. – 2015. – № 127. – С. 39–42. 8. Анансон А. Естественно-неестественные потери МКЦ [Электронный ресурс] // 9. Хмельницкий С.В. Анализ применимости и целесообразности восстановительного ремонта агрегатов автомобилей в современных условиях // Грузовик. – 2013. – № 6. – С. 20–23. 10. Ильин М.С. Мастер кузовных работ. – М.: Букмастер, 2013. – 480 с. 11. Субботин Д. Как зарабатывать на кузовном производстве // Автомобильный журнал «Кузов». – 2015. – № 49. – С. 18–21. 12. Смирнова В., Акользин Р. Анализ рынка ЛКМ // Автомобильный журнал «Кузов». – 2016. – № 10. – С. 17–19. 13. Акользин Р. На чем не стоит экономить // Автомобильный журнал «Кузов». – № 48. – С. 19–23. 14. Соболевский А. В. Кузовной ремонт. Переоценка ценностей // Автомобильный журнал «Кузов». – 2017. – № 11. – С. 21–13. 15. Ломакин Д.О. Комплексная оценка уровня качества услуг предприятий автосервиса / Госуниверситет-УНПК. – Орел, 2012. – 84 с. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ И СОСТАВА ДВИЖЕНИЯ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕМЕНТОВ УЛ. 25 ОКТЯБРЯ Г. ПЕРМИ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ИХ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ А.С. Ковш, Л.С. Щепетева, С.С. Семёнов Получена: 17.05.2018 Рассмотрена: 17.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В современных условиях жизни транспортный шум является одной из наиболее важных проблем. Быстроразвивающиеся города влекут за собой увеличение уровня автомобилизации на городских улицах и дорогах. Жители центральных районов старых городов наиболее остро ощущают на себе влияние увеличивающихся потоков транспортных средств, так как в утренние и вечерние часы пик уровень шума на городских улицах может в несколько раз превышать допустимые значения. Они могут испытывать на себе такие негативные последствия, как недомогание, частые головные боли, нарушение сна и т.д. Одной из таких улиц является ул. 25 Октября в г. Перми, расположенная в центральной части города. Данная улица является одной из самых старых улиц города. Для того чтобы понять, превышает ли уровень шума на данной улице допустимые значения, необходимо провести обследование улицы с целью выявления предполагаемых мест превышения транспортного шума. Обследование имеет два основных направления: изучение геометрических параметров улицы и изучение интенсивности и состава движения. Исследование интенсивности и состава движения необходимо для понятия, какое количество транспортных средств ежедневно двигается по данной улице, а также присутствует ли в составе транспортного потока грузовой транспорт, который, как известно, значительно повышает уровень транспортного шума по сравнению с легковым автотранспортом. Для изучения геометрических параметров улицы была произведена съемка улицы передвижной дорожной лабораторией и в дальнейшем – оцифровка видеосъемки в программного комплексе «СВПД». Ключевые слова: шум, уровень шума, интенсивность движения, состав движения, поперечный профиль, автомобильный транспорт, передвижная дорожная лаборатория. Сведения об авторах:
Ковш Анна Сергеевна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Kovsh-anna@mail.ru). Щепетева Людмила Станиславовна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: shls54@mail.ru). Семёнов Семён Семёнович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: sss84@mail.ru). Список литературы:
КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК ШИРИНЫ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ И ОБОЧИН ПО СЕЗОНАМ ГОДА В.Г. Козлов, А.В. Скрыпников, Р.В. Могутнов, Е.В. Чирков Получена: 21.05.2018 Рассмотрена: 21.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изменения фактической ширины проезжей части начинаются с выпадением дождей, понижением температуры и увеличением относительной влажности воздуха. Наибольшие изменения ширины проезжей части наблюдаются в зимнее время. На дорогах, где производится очистка на полную ширину, изменение геометрических параметров поперечного профиля происходит чаще всего из-за образования полос наката или ледяных наростов на прикромочных полосах проезжей части и обочин, а также за счет использования обочин для движения. Следовательно, фактическая ширина проезжей части, используемая для движения на дорогах с хорошим зимним содержанием, как бы увеличивается, и поэтому на отдельных участках дорог при хорошем содержании зимой могут быть лучше условия для движения, чем летом. Однако полосы наката могут быть безопасно использованы для движения только при низких температурах. При повышении температуры или при увеличении скорости движения может произойти занос автомобиля за счет разницы в величинах коэффициента сцепления полос наката и чистого покрытия. Таким образом, количество выпадающих за зиму осадков в существенной мере определяет ширину эффективно используемой проезжей части дороги. В зимы с большими снегопадами на обочинах образуются снежные валы, которые во время метели работают как снегозадерживающие препятствия. Изменение эффективной ширины проезжей части происходит неравномерно по длине автомобильной дороги в зависимости от геометрических элементов дороги и элементов ее обустройств. В результате проведенных полевых испытаний установлено, что на подавляющем большинстве существующих лесовозных автомобильных дорог обочины не укреплены, т.е. отсутствуют укрепленные полосы обочины. Только около 15–20 % лесовозных автомобильных дорог имеют твердые укрепленные обочины, следовательно, необходимо учитывать влияние изменения фактической ширины проезжей части при проектировании вновь возводимых или реконструируемых дорог. Ключевые слова: проезжая часть, обочина, исследования, дорога, осадки. Сведения об авторах:
Козлов Вячеслав Геннадиевич (Воронеж, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация транспортных и технологических машин» Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I (394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, e-mail: vya-kozlov@yandex.ru). Скрыпников Алексей Васильевич (Воронеж, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, e-mail: skrypnikovvsafe@mail.ru). Могутнов Роман Викторович (Воронеж, Россия) – экстерн кафедры «Информационная безопасность» Воронежского государственного университета инженерных технологий (394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19, Чирков Евгений Викторович (Воронеж, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и сервис» Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8, e-mail: chirkov_e_v@mail.ru). Список литературы:
2. Адил Али Башир Фадель Эль Мула. Оценка транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных лесовозных дорог в системе автоматизированного проектирования: дис. … канд. техн. наук. – Воронеж, 1999. – 183 с. 3. Кондрашова Е.В., Лобанов Ю.В., Гниломедов Р.А. Повышение качества лесовозных автомобильных дорог // Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного комплекса: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. лесотехн. акад. – Воронеж, 2009. – С. 293–298. 4. Бурмистрова О.Н., Пильник Ю.Н., Сушков С.И. Проектирование лесных автомобильных дорог в системе СREDO дороги. – Ухта: Изд-во УГТУ, 2016. – 103 с. 5. Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В., Тарарыков А.В. Моделирование движения транспортного потока для оценки транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог // Информационные технологии моделирования и управления. – 2008. – № 6(49). – С. 720–725. 7. Quantitative assessment of environmental impacts on life cycle of highways / K. Park, Y. Hwang, S. Seo, M. Asce, H. Seo // Journal of Construction Engineering and Management. – 2003. – 129(1). – P. 25–31. 8. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: КНОРУС, 2010. – 664 с. 9. Комплексная оценка транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог / А.С. Прокопец, А.С. Сергеев, Б.С. Юшков, С.И. Сушков // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2016. – Т. 3, № 3(6). – С. 370–375. 10. Berestnev O., Soliterman Y., Goman A. Development of scientific bases of forecasting and reliability increasement o mechanisms and machines – one ofthe key problems ofengineering science // International Symposium on History of Machines and Mechanisms Proceedings / University of Cassino, Cassino. – 2000. – Р. 325–332. 11. Mathematical model of statistical identification of car transport informational provision / A.V. Skrypnikov, S.V. Dorokhin, V.G. Kozlov, E.V. Chernyshova // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 2. – Р. 511–515. 12. Method of Individual Forecasting of Technical State of Logging Machines / V.G. Kozlov, V.A. Gulevsky, A.V. Skrypnikov, V.S. Logoyda, A.S. Menzhulova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2018. – Vol. 327(4), 042056. DOI: 10.1088/1757-899X/ 327/4/042056 13. Курьянов В.К., Кондрашова Е.В., Допперт В.А. Теоретические основы моделирования подсистемы «дорога-транспортные потоки». –2009. – № 76-В2009. – 28 с. 14. Писцов А.В., Петров А.И. Сезонное изменение пропускной способности сечения улично-дорожной сети города // Научное обозрение. – 2015. – № 10–12. – С. 410–416. 15. Куракина Е.В. Экспертная характеристика автомобильной дороги в дорожно-транспортной экспертизе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 81–85. СНИЖЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И.В. Макарова, В.Г. Маврин Получена: 08.05.2018 Рассмотрена: 08.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Ресурсоемкая модель экономики, характерная для многих отраслей современного этапа развития в Российской Федерации, приводит к увеличению расходов и снижению производительности труда. Другим следствием этой модели является негативное воздействие на окружающую среду. Ситуация осложняется тем, что развитие мировой экономики связано с процессами урбанизации, которые приводят к изменению климата. Одним из самых значительных факторов ухудшения состояния окружающей среды является интенсивная автомобилизация. В настоящее время автомобильный транспорт является крупнейшим источником эмиссии загрязняющих веществ. Пока не найдены принципиально новые решения в области автомобилестроения и эксплуатации автотранспорта, его негативное воздействие на окружающую среду неизбежно, поэтому исследования направлены на снижение негативных последствий этого воздействия. Поскольку источником негативного воздействия является автомобиль, многие исследователи рассматривают совершенствование конструкции автотранспортных средств как основной путь решения экологических проблем. Однако, на наш взгляд, потенциал снижения воздействия на окружающую среду в целом автотранспортных потоков, как источников загрязнения, раскрыт не полностью. В связи с этим разработка и применение научно обоснованных методов повышения эффективности организации дорожного движения на урбанизированных территориях путем грамотной реконструкции участков дорожной сети является актуальной проблемой и представляет значительный теоретический и практический интерес. Статья посвящена разработке имитационной модели участка улично-дорожной сети и разработке рекомендаций по результатам экспериментов на модели по изменению конфигурации участка с целью снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Ключевые слова: экологическая безопасность, воздействие на окружающую среду, автотранспортные потоки, улично-дорожная сеть, имитационное моделирование. Сведения об авторах:
Макарова Ирина Викторовна (Набережные Челны, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Сервис транспортных систем» Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета (423812, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 10А, e-mail: kamivm@mail.ru). Маврин Вадим Геннадьевич (Набережные Челны, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Сервис транспортных систем» Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета (423812, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 10А, e-mail: vadim_mmite@rambler.ru). Список литературы:
СНИЖЕНИЕ ИЗНОСА ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОКСИДИРОВАНИЕМ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГОЛОВОК Д.М. Марьин, А.А. Глущенко, И.Р. Салахутдинов Получена: 22.05.2018 Рассмотрена: 22.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В процессе эксплуатации автомобиля наибольшему износу подвержены детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ), что негативно влияет на работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в целом. Наиболее нагруженной деталью ЦПГ в процессе работы ДВС является поршень. Одним из выбраковочных критериев поршня являются геометрические параметры первой поршневой канавки, так как детали сопряжения «первая поршневая канавка – поршневое кольцо» изнашиваются больше, чем другие. В практике двигателестроения для снижения износа поршней ДВС используют термообработку, вставки из износостойкого материала, упрочняющие покрытия и ряд других мероприятий. Однако их применение ограничивается сложностью и высокой стоимостью необходимого оборудования, увеличением массы и изменением геометрических параметров поршня. Одной из основных проблем при нанесении упрочняющих покрытий является их непрочная связь с основой материала, а также длительность процесса нанесения покрытия и необходимость последующей механической обработки поршня до номинальных размеров. Микродуговое оксидирование рабочих поверхностей головок поршней позволяет формировать оксидированный слой с износостойкими и теплостойкими свойствами, отличающимися от исходных свойств основного материала. Применительно к поршню автомобильного двигателя показатели физико-механических свойств оксидированного слоя (толщина, микротвердость и др.), а также влияние их на износ деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» исследованы недостаточно, поэтому данные вопросы требуют дальнейших теоретических и экспериментальных исследований. Для снижения износа деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» предлагается повысить микротвердость трущейся поверхности поршневой канавки поршня двигателя внутреннего сгорания формированием на ее поверхности оксидированного слоя методом микродугового оксидирования (МДО). Этот метод позволяет формировать покрытия, обладающие высокой теплостойкостью, износостойкостью, микротвердостью и имеющие пористую поверхность, при этом геометрические параметры поршня не изменяются и дополнительные операции по его механической обработке не требуются. Теоретически обосновано влияние микротвердости поверхности трения на износ деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо». Изготовлены экспериментальные поршни с оксидированными рабочими поверхностями головок. Представлены результаты стендовых исследований износа деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» и гильз цилиндров экспериментального двигателя, оснащенного типовыми поршнями и поршнями с оксидированными рабочими поверхностями головок. Ключевые слова: износ, трение, поршень, поршневая канавкаб, поршневое кольцо. Сведения об авторах:
Марьин Дмитрий Михайлович (Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1, e-mail: marjin25@mail.ru). Глущенко Андрей Анатольевич (Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1, e-mail: oildel@yandex.ru). Салахутдинов Ильмас Рифкатович (г. Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1, e-mail: ilmas.73@mail.ru). Список литературы: 1. Курчаткин В.В. Надежность и ремонт машина. – М.: Колосс, 2000. – 776 с. 2. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. – М.: Академия, 2009. – 496 с. 3. Зейнетдинов Р.А., Глущенко А.А., Марьино Д.М. Теоретическое обоснование повышения ресурса деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» // Известия 4. Дьяков И.Ф. Расчеты на прочность деталей машин при циклическом нагружении // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 10. – С. 45–49. 5. Пенкин Н.С., Пенкин А.Н., Сербин В.М. Основы трибологии и триботехники. – М.: Машиностроение, 2008. – 206 с. 6. Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безотказность). – М.: МСХА, 2001. – 616 с. 7. Чичинадзе А.В., Браунин Э.Д., Буше Н.А. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебник для техн. вузов. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Машиностроение, 2001. – 664 с. 8. Хохлов В.М. Увеличение и уменьшение фактических площадей контакта. – 2-е изд., перераб. – Брянск: ООО «ВИМАХО», 2004. – 72 с. 9. Марьин Д.М., ХохловгА.Л., Глущенко А.А. Теоретическое обоснование снижения износа деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 4(32). – С. 168–172. 10. Микродуговое оксидированиеж (теория, технология, оборудованиеж) / И.В. Суминов, А.В. Эпельфельд, В.Б. Людин, Б.Л. Крити, А.М. Борисов. – М.: ЭКОМЕТ, 2005. – 368 с. 11. Витязь П.А., Ильющенко А.Ф., Шевцов А.И. Основы нанесения износостойких и теплозащитных покрытий. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 363 с. 12. Синани И.Л., Федосеева Е.М., Береснев Г.А. Методы нанесения покрытий. – Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. – 110 с. 13. Влияние режимов гмикродугового оксидирования на добразование оксидированного слоя / А.Л. Хохлов, Д.А. Уханов, А.А. Глущенко, Д.М. Марьин, В.А. Степанов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2013. – № 3(23). – С. 128–131. 14. Березин Е.Б. Двигатель УМЗ-421. Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание. – Ульяновск: ОАО «Волжские моторы», 2002. – 150 с. 15. Автомобили УАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. – М.: Транспорт, 2002. – 336 с. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ Д.М. Марьин, А.А. Глущенко, И.Р. Салахутдинов Получена: 24.05.2018 Рассмотрена: 24.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Процесс работы цилиндропоршневой группы (ЦПГ) сопровождается неравномерным распределением нагрузки и износом в контакте поршневых колец и поршня с гильзой цилиндров. При работе ЦПГ под действием сил трения о поверхности поршневых канавок и гильзы цилиндра, инерции, упругости поршневых колец, давления газов в закольцевом пространстве поршневые кольца перемещаются в поршневых канавках как в радиальном, так и продольном направлении. Это является одной из основных причин их повышенного износа. Анализируя нагрузочные процессы, действующие на детали ЦПГ, можно заключить, что для обеспечения оптимальных условий работы ЦПГ двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основные трибологические параметры трущихся деталей: динамическая несущая способность опорного профиля гильзы цилиндра и поршневого кольца, сила трения, зазор в сопряжении и др. – должны согласовываться с условиями работы ЦПГ (характером внешних нагрузок, кинематики и температурных полей). Рассмотрение трибосистемы «гильза цилиндров – поршневое кольцо» как динамической модели с двумя степенями свободы позволило установить, что снижение износа будет обеспечиваться только при сохранении внешнего трения поверхностей сопряжений. Это может быть реализовано при условии, что прочность на сдвиг основного материала будет выше прочности тонкого поверхностного слоя. При этом одним из факторов, определяющих величину износа, является различие величины прочности адгезионной связи и прочности нижележащих слоев. Практической реализации данного эффекта можно достичь введением в контакт твердого антифрикционного материала, обладающего высокой несущей способностью, низким сопротивлением сдвигу и стойкостью к высоким температурам. Решение полученных уравнений движения трибосистемы путем замены характеристических коэффициентов и коэффициентов линейного разложения на параметры реальных факторов, действующих в динамической системе «гильза цилиндров – поршневое кольцо», с учетом свойств материалов трущихся поверхностей, подтверждает, что снижение силы трения и износа может быть осуществлено уменьшением модуля упругости материалов контактируемых поверхностей и улучшением их геометрических параметров. Ключевые слова: износ, поршневое кольцо, поршень, гильза цилиндра, трибосистема.
Сведения об авторах:
Марьин Дмитрий Михайлович (Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бул. Новый Венец, 1, e-mail: marjin25@mail.ru). Глущенко Андрей Анатольевич (Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бул. Новый Венец, 1, e-mail: oildel@yandex.ru). Салахутдинов Ильмас Рифкатович (Ульяновск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Ульяновского государственного аграрного университета (432017, г. Ульяновск, бул. Новый Венец, 1, e-mail: ilmas.73@mail.ru). Список литературы: 1. Марьин Д.М., Хохлов А.Л., Глущенко А.А. Теоретическое обоснование снижения износа деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 4(32). – С. 168–172. 2. Влияние режимов микродугового оксидирования на образование оксидированного слоя / А.Л. Хохлов, Д.А. Уханов, А.А. Глущенко, Д.М. Марьин, В.А. Степанов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2013. – № 3(23). – С. 128–131. 3. Зейнетдинов Р.А., Глущенко А.А., Марьин Д.М. Теоретическое обоснование повышения ресурса деталей сопряжения «поршневая канавка – поршневое кольцо» // Известия Международной академии аграрного образования. – 2016. – № 30. – С. 26–30. 4. Рыжов Э.В. Контактная жесткость деталей машин – М.: Машиностроение, 1966. – 193 с. 5. Суслов А.Г. От технологического обеспечения эксплуатационных свойств к качеству машин // Трение и износ. – 1997. – Т. 18, № 3. – С. 311–320. 6. Суслов А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. – М.: Машиностроение, 1987. – 208 с. 7. Суслов А.Г., Браун Э.Д., Виткевич И.А. Качество машин: справочник: в 2 т. Т. 2. – М.: Машиностроение, 1995. – 256 с. 8. Технологические основы обеспечения качества машин / под ред. К.С. Колесникова – М.: Машиностроение, 1990. – 256 с. 9. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: учебник для вузов / под ред. Д.Г. Громаковского; СГТУ. – Самара, 2000. – 268 с. 10. Фролов К.В. Методы совершенствования машин и современные проблемы машиностроения. – М.: Машиностроение, 1984. – 224 с. 11. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. – М.: Машиностроение, 1977. – 526 с. 12. Чичинадзе А.В., Браун Э.Д., Буше Н.А. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебник для технических вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001. – 664 с. 13. Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безотказность). – М.: МСХА, 2001. – 616 с. 14. Белый В.А., Лудема К., Мышкин Н.К. Трибология: Исследования и приложения: опыт США и стран СНГ. – М.: Машиностроение; Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993. – 454 с. 15. Пенкин Н.С., Пенкин А.Н., Сербин В.М. Основы трибологии и триботехники. – М.: Машиностроение, 2008. – 206 с. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Н.Н. Якунин, К.А. Паршакова, Н.В. Якунина, М.А. Арсланов Получена: 14.05.2018 Рассмотрена: 14.05.2018 Опубликована: 30.06.2018
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Целью исследования является повышение эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам на основе оптимизации интервалов движения автотранспортных средств. Актуальность исследования состоит в том, что влияние интервалов движения пассажирских автотранспортных средств (АТС) на эффективность городских перевозок недостаточно изучено. В работе использованы положения теории пассажирских автомобильных перевозок, функционального анализа, математической статистики. Установлено влияние интервалов движения АТС в различных регионах России на суммарные общественные затраты, представленные в виде совокупности затрат перевозчиков на осуществление транспортного процесса по маршруту и недополученного общественного дохода, обусловленного ожиданием пассажиров транспортного средства на остановочном пункте и поездкой в транспортном средстве, а также на прибыль перевозчика от транспортной деятельности. Суммарные общественные затраты, приходящиеся на одного пассажира за час, изменяются в среднем во всех регионах на 14 % при изменении значений оптимального интервала от 0 до 8 мин, прибыль транспортного оператора за один час, в свою очередь, зависит от интервалов движения автобуса, его номинальной пассажировместимости, от стоимости проезда и затрат Зтр.пасс перевозчика, приходящиеся на одного пассажира. Обосновано применение минимума суммарных общественных затрат, приходящихся на одного пассажира, в качестве критерия оптимизации. Определена структура суммарных общественных затрат, указывающая, что доля затрат перевозчика многократно меньше доли затрат в виде недополученного общественного дохода. Доля затрат перевозчиков изменяется от 3 до 37 % в зависимости от номинальной вместимости автобусов и интервалов движения на маршруте. Доля затрат в виде недополученного общественного дохода в зависимости от региона – от 63 до 97 %. Ключевые слова: автомобильный транспорт, эффективность, интервал движения, пассажир, регулярные перевозки. Сведения об авторах:
Якунин Николай Николаевич (Оренбург, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Оренбургского государственного университета (460018, г. Оренбург, пр. Победы, 149, e-mail: Yakunin-N@yandex.ru). Паршакова Кристина Алексеевна (Оренбург, Россия) – магистрант кафедры «Автомобильный транспорт» Оренбургского государственного университета (460018, г. Оренбург, пр. Победы, 149, e-mail: parshakova_k_a@ mail.ru). Якунина Наталья Владимировна (Оренбург, Россия) – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Оренбургского государственного университета (460018, г. Оренбург, пр. Победы, 149, e-mail: nat.yakunina56@yandex.ru). Арсланов Мурат Арсланович (Махачкала, Россия) – кандидат технических наук, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова (367032, г. Махачкала, ул. Гаджиева, 180, e-mail: arsmurat@yandex.ru). Список литературы: 1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. – М.: Академия, 2010. – 400 с. 2. Скирковский С.В. Исследование влияния факторов на результативность работы городского пассажирского маршрутизированного транспорта // Вестник БелГут: Наука и транспорт. – 2017. – № 1(34). – С. 30–35. 3. Шмарин А.А., Шмарин А.П. Оптимизация модели взаимодействия участников рынка пассажирских перевозок // Региональные исследования. – 2014. – № 2. – С. 45–50. 4. Корягин М.Е. Интервал движения по маршруту, минимизирующий суммарные затраты транспорта и пассажиров // Вестник КузГТУ. – 2005. – № 1. – С. 92–93. 5. Нургалиева Д.Х., Якунин Н.Н. Транспортная подвижность // Управление качеством в производственно-транспортной и социальной сферах: сб. науч. тр. по материалам XXXVI науч. конф. студентов транспортного факультета Оренбургского государственного университета, 6. Якунин Н.Н., Якунина Н.В., Спирин А.В. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортном по маршрутам регулярных перевозок // Грузовое и пассажирское хозяйство. – 2013. – № 3. – С. 63–66. 7. Пассажирские автомобильные перевозки / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 448 с. 8. Ларин О.Н. Методологические основы организации и функционирования транспортной системы региона: моногр. / под ред. Л.Б. Миротина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 207 с. 9. Корягин М.Е. Оптимизация управления городскими пассажирскими перевозками на основе конфликтно-устойчивых решений: автореф. дис. … д-ра техн. наук. – Новокузнецк, 2011. – 39 c. 10. Оптимизация интервалов движения транспортных средств при городских перевозках пассажиров в регулярном сообщении / С.А. Аземша, А.Н. Старовойтов, С.Н. Карасевич, С.В. Скирковский // Научный вестник автомобильного транспорта (НИИАТ). – 2014. – 11. Корягин М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов. – Н.: Наука, 2011. – 140 с. 12. Якунина Н.В., Якунин Н.Н. Методология повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом: монография. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 289 с. 13. Дрючин Д.А. Структурно-ориентированное моделирование работы городского пассажирского транспортного комплекса // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 5. – С. 21–23. 14. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с. 15. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по
| ||