ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
Единые информационные системы транспортного комплекса как способ реализации транспортной стратегии Российской Федерации Е.В. Чабанова, Е.А. Чабанов Получена: 11.12.2023 Рассмотрена: 25.12.2023 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В последнее время в Российской Федерации растет потребность в импортонезависимости в различных сферах деятельности. Особо остро ощущается необходимость создания собственных конкурентоспособных инфокоммуникационных технологий, в том числе на транспорте. Это позволит решить проблему обеспечения безопасного обмена данными между потребителями, в том числе на транспорте, включая взаимодействие между различными видами транспорта. Инфокоммуникационные системы играют важную роль как в совершенствовании функционирования предприятий транспортной отрасли в частности, так и народного хозяйства страны в целом. Не менее важную роль играет оптимально организованная работа по перевозке грузов и пассажиров на территории страны, а также контроль данной работы. Единые информационные системы по магистральным видам транспорта в будущем должны интегрировать потоки данных между субъектами взаимодействия, а также адаптировать под них процессы, отслеживая информацию с целью повышения эффективности их деятельности. В связи с этим разработан способ повышения эффективности транспортного комплекса Российской Федерации через применение инфокоммуникационных систем, в частности создания единых информационных систем магистральных видов транспорта. В процессе исследований, результаты которых представлены в данной статье, были использованы различные методы сбора и обработки графической, текстовой и числовой информации, а также применялся статистический анализ полученных данных с использованием теории математической статистики. В рамках исследования изучено состояние и проведен анализ инфокоммуникационного развития Российской Федерации в части состояния сферы (по показателям). Описаны основные информационные системы, используемые в регулировании транспортных процессов Российской Федерации в настоящее время. Определены возможности применения инфокоммуникационных технологий на транспорте в рамках разработки единых информационных систем. Оригинальность полученных результатов заключается в обосновании необходимости создания единых информационных систем по магистральным видам транспорта с целью удовлетворения потребности профессионального сообщества в эффективном управлении транспортными процессами за счет повышения контроля и снижения затрат на перевозки в рамках единой консолидированной информационной системы управления. Научно обоснованные теоретические выводы и положения по решаемой проблеме могут быть использованы при определении возможностей и создании единых информационных систем и далее применяться при решении задач модернизации существующих систем управления транспортным комплексом Российской Федерации в соответствии с целями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. Ключевые слова: транспорт, инфокоммуникации, единая информационная система, транспортный комплекс. Сведения об авторах:
Чабанова Евгения Владимировна (Пермь, Российская Федерация) – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: chabanovaev@pstu.ru). Чабанов Евгений Александрович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Электротехника и электромеханика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: ceapb@mail.ru). Список литературы:
Переработанный бетон как компонент для изготовления асфальтобетонной смеси. Обзор В.А. Токарев, М.Д. Кабалин, М.С. Грищенко, О.В. Конорева Получена: 25.04.2024 Рассмотрена: 06.05.2024 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приведен обзор исследований о возможности и перспективе применения переработанного бетона в качестве заполнителя для асфальтобетонной смеси. Рассматривается вопрос эффективности и экологической целесообразности включения переработанного бетона в технологию производства асфальтобетонных смесей. Обсуждается необходимость поиска устойчивых и экономически выгодных решений в дорожном строительстве и текущем содержании автомобильных дорог с использованием переработанного бетона. В качестве методов исследования используются: патентный поиск, систематизация, описание и анализ. Аналитический обзор информации выполняется по результатам отечественных и зарубежных статей, связанных с темой вторичных заполнителей и практического опыта их использования. Подробно описываются различные методы получения бетонного лома и представлены результаты испытаний образов асфальтобетонной смеси с добавлением заполнителей, содержащих вторичный заполнитель. Полученные результаты демонстрируют, что использование переработанного бетонного лома в качестве заполнителя горячей асфальтобетонной смеси является целесообразной и эффективной технологической операцией. Свойства полученного материала соответствуют действующим нормативным документам стран, проводящих исследование. В процессе выполнения исследования, а также анализа полученных результатов были рассмотрены различные иностранные работы по приготовлению горячего асфальтобетона. Установлено, что асфальтобетон, приготовленный на основе вторичного заполнителя, соответствуют предъявляемым стандартам качества. Подчеркивается потенциал переработанного бетона в качестве экологически чистого и экономически выгодного компонента для производства асфальтобетонных смесей. Таким образом, используя полученные знания, можно заключить, что исследование применения переработанного бетонного лома в качестве заполнителя для горячей асфальтобетонной смеси с точки зрения геоники является актуальным на сегодняшний день. Ключевые слова: вторичный заполнитель, бетонный лом, строительный мусор, геоника, асфальтобетон. Сведения об авторах:
Токарев Владимир Алексеевич (Белгород, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные и железные дорогим им. А.М. Гридчина», Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (Российская Федерация, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46, e-mail: tokareva161@mail.ru). Кабалин Максим Дмитриевич (Белгород, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобильные и железные дорогим им. А.М. Гридчина», Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (Российская Федерация, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46, e-mail: maksipit13@gmail.com). Грищенко Михаил Сергеевич (Белгород, Российская Федерация) – студент кафедры «Автомобильные и железные дорогим им. А.М. Гридчина», Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (Российская Федерация, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46, e-mail: mishal10944@yandex.ru). Конорева Ольга Валериевна (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация) – доцент кафедры «Автомобильные дороги» Донской Государственный Технический Университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, e-mail: olle-lukoe@mail.ru) Список литературы: 1. Геоника (геомиметика) и поиск оптимальных решений в строительном материаловедении / В.С. Лесовик, А.А. Шеремет, И.Л. Чулкова, А.Э. Журавлева // Вестник СибАДИ. – 2021. – Т. 18, № 1 (77). – С. 120–134. DOI https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-1-120-134 2. Альтернативные минеральные порошки для асфальтобетона / М. Высоцкая [и др.] // Материалы STCCE 2021: Избранные статьи. – Springer International Publishing, 2021. – T. 169.– С. 297–307. 3. Высоцкая, М.А. Оценка качества битумоминеральных композитов с применением пористых наполнителей / М.А. Высоцкая, Д.А. Кузнецов, М.Ю. Федоров // Дороги и мосты. – 2012. – № 1 (27). – С. 240–252. 4. Bastidas-Martínez, J.G. Use of recycled concrete aggregates in asphalt mixtures for pavements: A review / J.G. Bastidas-Martínez, F.A. Reyes-Lizcano, H.A. Rondón-Quintana // Journal of Traffic and Transportation Engineering (English Edition). – 2022. 5. Высоцкая, М.А. структурообразования битумо-минеральных композиций с применением пористого сырья / М.А. Высоцкая, Д.К. Кузнецов, Д.Е. Барабаш // Строительные материалы. – 2014. – №. 1–2. – С. 68–71. 6. Khasawneh, M.A. Effect of nominal maximum aggregate size and aggregate gradation on the surface frictional properties of hot mix asphalt mixtures / M.A. Khasawneh, M.A. Alsheyab // Construction and Building Materials. – 2020. – Vol. 244. – P. 118355. 7. Effects of recycled concrete aggregate on stiffness and rutting resistance of asphalt concrete / A. Radević [et al.] // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 136. – P. 386–393. 8. Arabani,M. Laboratory evaluation of recycled waste concrete into asphalt mixtures / M. Arabani, F. Moghadas Nejad, A.R. Azarhoosh // International Journal of Pavement Engineering. – 2013. – Vol. 14, no. 6. – P. 531–539. 9. General specification for road construction. – PE Roads of Serbia, 2012. 10. Key performance properties of asphalt mixtures with recycled concrete aggregate from low strength concrete / Z. Zhang [et al.] // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 126. – P. 711–719. 11. Testing Rules of Aggregate for Road Engineering (JTGE42-2005). 12. Pradyumna, T.A. Characterization of reclaimed asphalt pavement (RAP) for use in bituminous road construction / T.A. Pradyumna, A. Mittal, P.K. Jain // Procedia-Social and Behavioral 13. Evaluation of volumetric performance of asphalt mixtures containing recycled construction aggregate (RCA) / F. Tahmoorian [и др.] // International Journal of Pavement Engineering. – 2022. – Vol. 23, no. 7. – P. 2191–2205. 14. Masad, E. Test methods for characterizing aggregate shape, texture, and angularity / E. Masad. – Transportation Research Board. – 2007. – no. 555. 15. AS 1141.6.1-2000 Methods For Sampling And Testing Aggregates – Particle Density And Water Absorption Of Coarse Aggregate – Weighing-In-Water Method (STANDARD). 16. AS 1141.22-2019 Methods For Sampling And Testing Aggregates – Wet/Dry Strength Variation (STANDARD). 17. AS 2150-2005 Hot mix asphalt – A guide to good practice (STANDARD). 18. Villiers, C. Performance evaluation of construction and demolition debris as substitute for aggregate in hot mix asphalt / C. Villiers, J. Leon // International journal of sustainable development and planning. – 2020. – Vol. 15, no. 6. – P. 813–818. 19. Al-Bayati, H.K.A. Influence of recycled concrete aggregate on volumetric properties of hot mix asphalt / H.K. A. Al-Bayati, S.L. Tighe, J. Achebe // Resources, Conservation and Recycling. – 2018. – Vol. 130. – P. 200–214. 20. Kareem, A.I. Characterization of asphalt mixtures containing double-coated recycled concrete aggregates / A.I. Kareem, H. Nikraz, H. Asadi // Journal of Materials in Civil Engineering. – 2020. – Vol. 32, no. 2. – P. 04019359. 21. Influence of partial coarse fraction substitution of natural aggregate by recycled concrete aggregate in hot asphalt mixtures / D. Acosta Alvarez [et al.] // Sustainability. – 2019. – Vol. 12, no. 1. – P. 250. 23. Evaluation of recycled concrete aggregate in asphalt mixes / D. El-Tahan [et al.] // Innovative Infrastructure Solutions. – 2018. – no. 3. – P. 1–13. 24. Giri, J.P. Use of waste polyethylene for modification of bituminous paving mixes containing recycled concrete aggregates / J.P. Giri, M. Panda, U.C. Sahoo // Road Materials and Pavement Design. – 2020. – Vol. 21. – No. 2. – P. 289–309. 25. Influence of silane-based water repellent on the durability properties of recycled aggregate concrete / Y.G. Zhu [et al.] // Cement and Concrete Composites. – 2013. – Vol. 35, no. 1. – P. 32–38. 26. Laboratory investigations of activated recycled concrete aggregate for asphalt treated base / Y. Hou [et al.] // Construction and Building Materials. – 2014. – No. 65. – P. 535–542. 27. Raman, J.V. M. Various treatment techniques involved to enhance the recycled coarse aggregate in concrete: A review / J.V. M. Raman, V. Ramasamy // Materials Today: Proceedings. – 2021. – No. 45. – P. 6356–6363. 28. Bastidas-Martı́nez, J.G. Study of hot mix asphalt containing recycled concrete aggregates that were mechanically treated with a Los Angeles machine / J.G. Bastidas-Martı́nez, H.A. Rondon-Quintana, C.A. Zafra-Mejı́a // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). – 2019. – No. 10 (10). – P. 226–243. 29. ASTM D5821, Standard Test Method for Determining the Percentage of Fractured Particles in Coarse Aggregate. ASTM International. – West Conshohocken, PA, 2017. 30. ASTM D4791, Standard Test Method for Flat Particles, Elongated Particles, or Flat and Elongated Particles in Coarse Aggregate. ASTM International. – West Conshohocken, PA, 2019. 31. AASHTO T 85, Standard Method of Test for Specific Gravity and Absorption of Coarse Aggregate. – Washington, D.C., 2014. 32. AASHTO T 84, Standard Method of Test for Specific Gravity and Absorption of Fine Aggregate. – Washington, D.C., 2013. 33. Use of recycled fine aggregates from C&DW for unbound road sub-base / L. Courard [et al.] // Materials. – 2020. – Vol. 13, no. 13. – P. 2994. 34. Pavlů, T. Environmental assessment of two use cycles of recycled aggregate concrete / T. Pavlů, V. Kočí, P. Hajek // Sustainability. – 2019. – Vol. 11, no. 21. – P. 6185. Комплексная оценка при строительном контроле текстуры макрошероховатости переходных зон деформационных швов мостовых сооружений В.Л. Мартинсон, А.В. Кочетков, Ш.Н. Валиев, Л.В. Янковский Получена: 26.04.2024 Рассмотрена: 06.05.2024 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Текстура макрошероховатости переходных зон деформационных швов автодорожных мостовых сооружений при эксплуатации влияет на их способность к истиранию; возникновению полос наката; увеличение шума при проезде транспортных средств; на изменение коэффициента сцепления; однородность распределения активных выступов, взаимодействующих с шинами колес транспортных средств; вероятность колееобразования; неоднородность распределения противогололедных материалов и вероятность возникновения гололеда. Еще одной особенностью являются накопленные продольные и поперечные погрешности колееобразования, требующие предобработки числового ряда результатов измерения макрошероховатости. Имеется повышенный износ, а также вырывание зерен щебня из вяжущего. Поэтому в статистическом плане текстура макрошероховатости переходных зон ездового полотна не является стационарной. Применение морфологического подхода на этапе изучения научно-технического уровня технического нормирования макрошероховатости переходных зон деформационных швов мостовых сооружений позволило выявить основные показатели комплексной оценки их текстуры макрошероховатости: разновысотность, разноглубинность, расстояние между средними линиями разновысотности и разноглубинности, разнодлинность. Результаты аналитического обзора позволили обосновать перспективность дальнейшего исследования макрошероховатых дорожных покрытий, которые отличаются повышенной разновысотностью выступов и разноглубинностью впадин, а также разнодлинностью между выступами. При проведении строительного контроля было установлено, что значительная часть переходных зон деформационных швов мостовых сооружений не имеет текстуры макрошероховатости. Отсутствие текстуры макрошероховатости на данных переходных зонах является нарушением требований безопасности дорожного движения по показателю коэффициента сцепления. Впервые определены статистические показатели разнодлинности для участка макрошероховатого покрытия. К практическому применению предлагаются новые принципы технического нормирования и регулирования макрошероховатых переходных зон деформационных швов мостовых сооружений. Ключевые слова: комплексная оценка, текстура, макрошероховатость, автомобильная дорога, мостовое сооружение, переходная зона, деформационный шов, строительный контроль, разнодлинность. Сведения об авторах:
Мартинсон Владимир Леонидович (Москва, Российская Федерация) – заместитель генерального директора по научной работе ФАУ «РОСДОРНИИ» (Российская Федерация, 125212, г. Москва, Смольная ул., 2, e-mail: 89166914669@mail.ru). Кочетков Андрей Викторович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры автомобилей и технологических машин Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: soni.81@mail.ru). Валиев Шерали Назаралиевич (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, e-mail: vshn2014@gmail.com). Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобилей и технологических машин Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29), доцент кафедры технического сервиса и ремонта машин Пермского государственного аграрно-технологического университета (Российская Федерация, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: yanekperm@yandex.ru). Список литературы:
Комплексный подход к повышению безопасности и эксплуатационной пригодности надземных пешеходных переходов (антикоррозионная защита и борьба с зимней скользкостью) В.И. Марков, И.И. Овчинников Получена: 05.05.2024 Рассмотрена: 20.05.2024 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются вопросы применения материалов, которые будут выполнять функцию антикоррозионной защиты элементов пролётного строения, а также будут предотвращать получение травм на надземных пешеходных переходах из-за обледенения (гололёда) пешеходных зон. Также приводятся результаты анализа необходимости применения некоторых конструктивных улучшений надземных пешеходных переходов, которые будут предотвращать дальнейшее перемещение влаги на металлические части пролета надземных пешеходных переходов. Описаны основные проблемы повреждения антикоррозионной защиты металлических надземных пешеходных переходов с анализом воздействия на них агрессивных сред. Представлено описание международного опыта борьбы с гололёдом на объектах транспортной инфраструктуры. Приведены пути решения вопросов предотвращения повреждения гидроизоляции и способы недопущения или быстрого устранения гололёда, такие как: – создание системы мониторинга с помощью искусственного интеллекта для привлечения дополнительного персонала для очистки пешеходных переходов на основе аналитических данных; – создание диспетчерской службы с использованием машинного зрения для распознания изображений, что позволяет в режиме реального времени передавать сигнал в диспетчерскую службу о необходимости произвести уборку снега и гололеда на надземном пешеходном переходе, тем самым позволив перераспределить и использовать рабочий персонал и технику более эффективно; – использование гофрированной решетки из оцинкованной стали; – использование двуслойных покрытий из резиновой крошки; – использование модульных резиновых плиток, защищающих основные конструкции от повреждения и обеспечивающих хорошее сцепление с поверхностью; – использование в зимний период времени резиновых рулонных материалов; – строительство тёплых металлических надземных переходов с отопительной системой. Ключевые слова: мостовые сооружения; антикоррозионная защита; борьба с зимней скользкостью; срок службы; агрессивное воздействие окружающей среды. Сведения об авторах:
Марков Виталий Иванович (Тюмень, Российская Федерация) – студент базовой кафедры АО «Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (ТИУ) (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: teremvet@mail.ru). Овчинников Илья Игоревич (Саратов, Российская Федерация) – доктор технических наук, доцент базовой кафедры АО «Мостострой-11» Тюменского индустриального университета (ТИУ) (Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: bridgeart@mail.ru). Список литературы: 1. Сосенкина, И.М. Экономические последствия гололедного травматизма в регионах РФ / И.М. Сосенкина, Н.А. Осокин, А.Ю. Климентова // Стратегические решения и риск‑менеджмент. – 2019. – № 1. – С. 58–69. DOI: 10.17747/2618‑947X‑2019‑1‑58‑69 2. Обогреваемые дороги и тротуары / В.С. Володченко, Д.С. Ланцова, Т.А. Метельницкая, К.А. Бышок, Э.В. Романов, К.А. Кадуков // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 26 (38). – С. 91–92. 3. Королёв, А.К. Опасность гололёда / А.К. Королёв, Н.Ю. Кожевникова // Научно-практическое обеспечение развития агропромышленного комплекса в современных условиях: сборник тезисов круглого стола. – 2021. – С. 144–147. 4. Котовчихина, Е.А. Применение антигололёдных реагентов для дорожных покрытий. Оценка влияния на поверхностные водные объекты / Е.А. Котовчихина // Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета: тез. докл. / редколлегия: С.В. Кузьмин [и др.]. – 2019. – С. 377–378. 5. Доманова, А., Способы борьбы с гололедом / А. Доманова, В. Латыпова // Знание. Наука. Творчество: материалы всероссийской научно-практической конференции учащейся молодёжи / отв. Ред. Е.Ф. Гордиевская. – 2020. – С. 44–46. 6. Ефимова, В.Л. Сравнение международного и российского опыта по уборке снега с дорог / В.Л. Ефимова, Д.О. Цыдыпова // Наземные транспортно-технологические комплексы и средства: материалы международной научно-технической конференции. – 2015. – С. 109–112. 7. Васильева, Л.А. Совершенствование технологий зимнего содержания тротуаров для повышения безопасности пешеходов / Л.А. Васильева, И.И. Кузнецова // Актуальные направления развития техники и технологий в России и за рубежом – реалии, возможности, перспективы: материалы и доклады. – 2021. – С. 269–272. 8. Antigololednye reagents: pros and cons / K.D. Rassas, K. Ma, Z.S. Mikhailova, J.E. Vlasova // XXI international and interregional bios-forum and xxi youth bios-olimpiad: сборник материалов. – 2016. – С. 425–427. 9. Галеев, С.Х. Обоснование выбора методов удаления снежно-ледяного покрова с проезжей части / С.Х. Галеев, Р.Ш. Муртазин, М.В. Белавин // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Технологическая. – 2021. – № 9. – С. 31–36. 10. Шац, М.М. Уличный травматизм г. Якутска как производная состояния дорожных систем / М.М. Шац, Ю.Б. Скачков, А.П. Черепанова // Якутский медицинский журнал. – 2017. – № 3 (59). – С. 113–116. 11. Сатышев, С.Н. Особенности обеспечения безопасности движения и организации зимнего содержания велосипедных дорожек в зимний период / С.Н. Сатышев // Теория и практика современной науки. – 2022. – № 5 (83). – С. 170–178. 12. Панюков, Д.И. Человеческий фактор в проблеме обеспечения безопасности дорожного движения / Д.И. Панюков, А.И. Ганичев // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2022. – С. 445–451. 13. Устройство мембранной напыляемой гидроизоляции из композиционных материалов на мостах и объектах капитального строительства / И.Г. Петрович, Ш.Н. Валиев, А.Н. Каменских, А.В. Кочетков // Новые технологии в строительстве. – 2023. – Т. 9, № 1 (43). – С. 13–32. 14. Валиев, Ш.Н. Сравнительный анализ гидроизоляции мостовых сооружений под литой асфальтобетон / Ш.Н. Валиев, А.Н. Каменских, А.В. Кочетков // Новые технологии в строительстве. – 2023. – Т. 9, № 2 (44). – С. 12–23. 15. Тарасов, Д.Н. Анализ гидроизоляционных материалов, применяемых в искусственных дорожных сооружениях / Д.Н. Тарасов // Ресурсосбережение и экология: агропромышленный комплекс, проектирование и строительство: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и бакалавров. – Курск, 2023. – С. 405–407. 16. Зорина, Е.А. Особенности антикоррозийного покрытия металлических мостов / Е.А. Зорина, Ким Д., Д.Н. Наборщикова // Неделя науки ИСИ: материалы всероссийской конференции: в 3 ч. Инженерно-строительный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. – СПб., 2021. – С. 311–314. 17. Пути повышения качества содержания, ремонта, реконструкции и строительства мостовых сооружений / Г.А. Аверченко, А.П. Баланин, А.В. Новоселов, Н.Ю. Даляев // Актуальные проблемы военно-научных исследований. – 2021. – № S3 (15). – С. 36–48. 18. Влияние гидроизоляции на долговечность мостовых сооружений / Б.А. Бондарев, А.Б. Бондарев, В.К. Жидков, К.Д. Ишматов // Современные проблемы материаловедения: сборник научных трудов III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора, академика Российской академии архитектуры и строительных наук Е.М. Чернышова. – Липецк, 2022. – С. 75–79. 19. ЯПлакалъ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.yaplakal.com/forum2/st/25/ 20. Аlibaba [Электронный ресурс]. – URL: https://russian.alibaba.com/product-detail/Customized-Compound-Corrugated-Cross-Bar-Steel-1600524794622.html (дата обращения: 04.02.2024). 21. ООО «ПКФ «СТК» [Электронный ресурс]. – URL: https://skxspb.ru/product-category/ 22. МАСТЕРФАЙБР [Электронный ресурс]. – URL: https://masterfibre-ural.ru/pokritie-dlya-ploschadok-s-gidroizolyaciey-mastermarin/?ysclid=lsbz8yfjrb150033762 (дата обращения: 04.02.2024). 23. МАСТЕРФАЙБР [Электронный ресурс]. – URL: https://www.masterfibre.ru/vypolnennye-obekty/nadzemnyj-peshehodnyj-perehod/ (дата обращения: 04.02.2024). Верификация показателя транспортного затора на нерегулируемом кольцевом пересечении М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин Получена: 20.05.2024 Рассмотрена: 15.06.2024 Опубликована: 10.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Авторами путем анализа значительного объема данных, полученных с использованием комплексов измерительных программно-технических, установленных стационарно на основных городских транспортных магистралях (на примере г. Перми), на основе нормативного определения понятия транспортного затора сформулированы и научно обоснованы количественный показатель состояния и индикатор формирования заторовой ситуации. Предложенные показатель и критерий базируется на процедуре «скользящего окна» при статистическом осреднении времени движения автомобилей в случайном потоке транспортных средств между измерительными комплексами (рубежами контроля). Для изучения закономерностей предложенного авторами количественного показателя и критерия заторовой ситуации выполнено длительное наблюдение за потоком автомобильного транспорта на нерегулируемом кольцевом пересечении, которое осуществлялось в течение января и февраля 2023 г. В результате статистической обработки полученного массива информации изучены закономерности предложенного показателя состояния транспортного потока, определены параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг по времени), обеспечивающие приемлемое структурирование этого показателя. Выполнена проверка предложенного авторами количественного критерия образования заторов автомобильного транспорта. В результате натурного наблюдения установлено, что на выбранном кольцевом пересечении отсутствуют направления движения, на которых могут генерироваться заторовые ситуации, движение по кольцевому пересечению организовано рационально. Настоящее исследование (вместе с ранее представленными публикациями об изучении движения на Х- и Т-образных пересечениях) свидетельствует, что целесообразно использовать разработанные авторами количественный показатель состояния и индикатор формирования транспортного затора как для оперативного определения угрозы возникновения заторовых ситуаций, так и для оценки качества организации движения транспорта на городских регулируемых и нерегулируемых пересечениях. Ключевые слова: продолжительность движения, транспортный поток, улично-дорожная сеть, транспортный затор, показатель заторовой ситуации, индикатор транспортного затора, комплекс фото- и видеофиксации. Сведения об авторах:
Бояршинов Михаил Геннадьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, почетный работник ВПО РФ, действительный член РАТ, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru); профессор кафедры «Общеинженерные дисциплины» Пермского военного института войск Национальной гвардии РФ (Российская Федерация, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, e-mail: pvi@rosgvard.ru), SPIN: 5958-2345, AuthorID: 79853, ORCID: 0000-0003-4473-6776, ResearcherID: ACE-0166-2022, ColabID: R-38610-17352-TA83O, SC: 6506008407, Google Scholar: Y4AT3SUAAAAJ. Вавилин Александр Сергеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: atm@pstu.ru), AuthorID: 566592, ORCID: 0000-0003-4473-6792. Список литературы: 1. Евтеева, А.С. Обследование городской транспортной сети с применением измерительного комплекса / А.С. Евтеева, К.П. Андреев, А.В. Шемякин, В.В. Терентьев // Транспортное дело России. – 2018. – № 1. – С. 132–134. 2. Корнев, А.В. Транспортные заторы. Варианты решения проблемы / А.В. Корнев, С.С. Шабуров // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2021. – Т.11, № 1. – С. 58–63. 3. Kumar, P. Smart and Safety Traffic System for the Vehicles on the Road / P. Kumar, S.V. Kumar, L Priya. // IoT with Smart Systems. Smart Innovation, Systems and Technologies. Springer, Singapore. – 2023. – Vol.312. – DOI: doi.org/10.1007/978-981-19-3575-6_51. 4. Black, W.R. Transportation: A geographical analysis / W.R. Black. – New York: The Guilford Press, 2003. – 408 p. 5. Басков, В.Н. Зависимость риска возникновения транспортного затора от параметров транспортного потока / В.Н. Басков, А.В. Игнатов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T35. – С. 1–5. 6. Sathiyaraj, R. An efficient intelligent traffic light control and deviation system for traffic congestion avoidance using multiagent system / R. Sathiyaraj, A. Bharathi // Transport. – 2020. – Vol.35, no.3. – P. 327–335. – DOI: doi.org/10.3846/transport.2019.11115. 7. Андронов, Р.В. Понятие затора и формирование очередей на регулируемом пересечении в условиях плотного транспортного потока / Р.В. Андронов, Б.П. Елькин, Д.А. Гензе // Научно-технический вестник Поволжья. – 2015. – № 1. – С. 39–41. 8. Басков, В.Н. Влияние поведенческого фактора водителя на образование транспортного затора / В.Н. Басков, Д.А. Красникова, Е.И. Исаева // Мир транспорта. – 2019. – Т.17, № 4 (83). – С. 272–281. 9. Modelling urban route transport network parameters with traffic, demand and infrastructural limitations being considered / A. Kazhaev, Z. Almetova, V. Shepelev, K. Shubenkova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2018. – Vol.177. – 012018. DOI: doi.org/10.1088/1755-1315/177/1/012018. 10. Boyarshinov, M.G. The deterministic component of the traffic flow intensity / M.G. Boyarshinov, A.S. Vavilin // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020) 27th–29th October 2020, Saint-Petersburg, Russian Federation. – 2021. – Vol.1111. – 012013 (10 p). DOI: doi.org/10.1088/1757-899X/1111/1/012013. 11. Бояршинов, М.Г. Использование комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для выделения детерминированной и стохастической составляющих интенсивности транспортного потока / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин, А.Г. Шумков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 61–71. DOI: doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-61. 12. Бояршинов, М.Г. Продолжительность движения автомобилей в потоке как индикатор транспортного затора / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин // Мир транспорта. – 2023. – Т. 21, № 5. – С. 93–105. DOI: doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-11. 13. Бояршинов, М.Г. Характеристики транспортного затора на основе данных системы фото- и видеофиксации / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 3. – С. 83–106. DOI: doi.org/10.25198/2077-7175-2023-3-83. 14. Бояршинов, М.Г. Верификация показателя транспортного затора на Т-образном регулируемом пересечении / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2024. – № 1. DOI: doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-. 15. Бояршинов, М.Г. Верификация показателя транспортного затора на Х-образном регулируемом пересечении / М.Г. Бояршинов, А.С. Вавилин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2023. – № 4. – С. 25–42. – DOI: doi.org/10.15593/24111678/2023.04.03.
| ||