ЖУРНАЛ
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2411-1678 ISSN (Online): 2411-1694 | ||
РАЗРАБОТКА РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОКРЫШЕК О.Г. Грубер, И.С. Глушанкова Получена: 09.04.2021 Рассмотрена: 09.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одной из проблем в автотранспортной отрасли является утилизация отслуживших свой срок автомобильных покрышек. Однако затраты электроэнергии на производственных линиях по переработке повышают экономические затраты и не способствуют развитию данного вида деятельности. При проведении научно-исследовательской работы поставлена цель снизить энергетические затраты при механическом методе переработки отработанных автомобильных шин в резиновую крошку за счет применения дополнительного метода пиролизной переработки резинотехнических изделий (РТИ). Полученное пиролизное топливо предполагается использовать для генерации тепло- и электроэнергии. Основной проблемой применения данного вида топлива являются вредные негорючие компоненты, образующиеся при пиролизе автопокрышек, негативно влияющие на экологичность выхлопных газов генераторных установок. Для решения проблемы очистки рассмотрены основные методы, применяемые на сегодняшний день, и описан более экономичный и эффективный с учетом последних исследований. В качестве оптимального способа очистки рекомендуется адсорбционная установка, основными сорбентами которой являются синтетический цеолит СаА и модифицированный природный морденит. Предложена модернизация промышленной установки ЭП-30 с исключением из системы узла щелочного абсорбера и заменой в аппаратах адсорбера обычно используемых адсорбентов КА-ЗМ, окиси алюминия, силикагеля и т.д., вследствие чего упрощается технологический процесс, снижаются энергетические и экономические затраты. Следующим этапом после очистки пиролизных газов является выбор способа получения электрической и тепловой энергии, в качестве которого предложен метод когенерации. В зависимости от потребляемой установкой по переработке РТИ в резиновую крошку электроэнергии выбран тип когенерационной установки и разработана технологическая схема процесса. Для небольшого производства целесообразно использовать микротурбинные когенераторы, в которых используются газотурбинные генераторы малой мощности. Модернизация предприятия по производству резиновой крошки из отходов автотранспортной отрасли позволит расширить методы утилизации РТИ и номенклатуру выпускаемой продукции, снизить экономические затраты на потребляемую электроэнергию при рациональном использовании ресурсов. Ключевые слова: утилизация, автомобильные покрышки, измельчение, энергозатраты, пиролиз, металлический и текстильный корд, когенерации. Сведения об авторах:
Грубер Олег Георгиевич (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, Глушанкова Ирина Самуиловна (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: irina_chem@mail.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЫПУЧЕСТИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ В УСЛОВИЯХ МУРМАНСКОГО ГРУЗОВОГО МОРСКОГО ПОРТА В.Е. Зиновьев, Н.В. Зиновьев, Е.А. Фомиченко Получена: 08.04.2021 Рассмотрена: 08.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность исследования заключается в необходимости совершенствования технологий перегрузочных и складских работ с навалочными сыпучими грузами в условиях отрицательных температур и высокой влажности. Данная проблема рассмотрена на примере технологий и условий работы Мурманского морского торгового порта, который является лидером по перегрузке антрацитового концентрата, а 13 июля 2015 г. зафиксирован абсолютный рекорд по погрузке угля на суда – 85 тыс. т в сутки. Целью данной работы является определение наиболее эффективных способов сохранения или восстановления сыпучести угля. Смерзание угля происходит за счет содержания однородных мелких фракций, которые при высокой влажности и низкой температуре вызывают схватываемость, что в значительной степени влияет на производительность и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. Проведен анализ существующих на сегодняшний день способов поддержания или восстановления сыпучести смерзающихся грузов. Дана оценка возможности применения существующих способов в условиях объекта исследований. Оценку эффективности предлагаемых технологических решений проводили путем расчета основных затрат на реализацию каждого из рассматриваемых в статье способов восстановления сыпучести. Проанализированы как теоретические, так и практические условия внедрения различных схем механизации перегрузочных работ. В результате проведенного исследования выявлен наиболее рациональный способ восстановления сыпучести смерзшихся грузов в климатический условиях Мурманского морского порта. Доказано, что применение предлагаемого к внедрению комплекса приведет к повышению стоимости перегрузочных операций в диапазоне 6 руб./т, что не является серьезным ценообразующим фактором и не повлечет значительного роста цен на сырье. Ключевые слова: уголь, способ, восстановление, сыпучесть, средство, метод, установка, перегрузка, эффективность, анализ, выбор. Сведения об авторах:
Зиновьев Владимир Евгеньевич (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка Народного ополчения, 2, e-mail: erm@kaf.rgups.ru). Зиновьев Никита Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – студент Ростовского государственного университета путей сообщения (344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка Народного ополчения, 2, e-mail: zinovev1998.2013@yandex.ru). Фомиченко Екатерина Алексеевна (Ростов-на-Дону, Россия) – студентка Ростовского государственного университета путей сообщения (344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка Народного ополчения, 2, e-mail: erm@kaf.rgups.ru). Список литературы: 1. Зиновьев В.Е. Принципы подбора средств механизации для повышения производительности погрузо-разгрузочных работ // Транспорт. Наука, образование, производство – 2020: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. ун-та путей сообщения, 2020. – С. 329–333. 2. Зиновьев В.Е. Современные способы организации работ на автоматизированных складах // Транспорт. Наука, образование, производство – 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. ун-та путей сообщения, 2019. – С. 85–88. 3. Зиновьев В.Е. Автоматизированные склады. – Ростов н/Д: Ростов. гос. ун-т путей сообщения, 2019. – 71 с. 4. Зиновьев В.Е., Алексаньян И.М., Каргин Р.В. Совершенствование способов управления жизненным циклом наземных транспортных средств в процессе эксплуатации. – Ростов н/Д: Ростов. гос. ун-т путей сообщения, 2020. – 122 с. 5. Пугин К.Г., Тюрюханов К.Ю. Влияние удельной поверхности минеральных частиц на физико-механические показатели асфальтобетонов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2020. – № 2. – С. 39–46. 6. Кетов К.Д. Применение снегоплавильных установок с учетом их конструктивных особенностей // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2017. – № 1. – С. 58–76. 7. Шепелев В.Д., Альметова З.В., Александрова Т.А. Разработка метода оценки и контроля текущей работы транспортно-экспедиционных компаний // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2016. – № 2. – С. 118–130. 8. Подвицкий М.Г. Нечеткая система управления выгрузкой смерзшегося угля // Сб. науч. тр. SWORLD. – 2012. – № 3. – С. 87–89. 9. Энергетическая стратегия России до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https:// 10. Широнькин С.А., Хорешок А.А. Экономическая и технологическая роль кузбасской промышленности в реализации национальной энергетической стратегии Российской Федерации // Инновационные технологии в машиностроении: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во Томск. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. – С. 121–127. 11. Повышение эффективности выпуска смерзшегося угля из полувагонов / С.Я. Левенсон [и др.] // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2010. – № 2. – С. 358–362. 12. Shmeltser E.O. Prevention of coal freezing by means of acetates // Coke and Chemistry. – 2016. – Vol. 59, № 4. – P. 132–136. 13. Hmiel J., Szyszko M. The Identification of Selected Issues of Port Facilities Wear in Dusty Environments of Bulk Cargoes. Solid State Phenomena // Trans Tech Publications Ltd. – Germany, 2016. – Vol. 252. – P. 31–40. 14. House D.J. Cargo Work for Maritime Operations. – New York: Routledge, 2016. – 399 p. 15. Технологические процессы и машины для измельчения смерзшегося и крупногабаритного угольного топлива / Л.А. Пучков [и др.]. – М.: Моск. гос. горн. ун-т, 2003. – 144 с. ОЧИСТКА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СВС-ЭЛЕМЕНТАМИ В.Д. Исаенко, А.В. Исаенко, П.В. Исаенко Получена: 13.04.2021 Рассмотрена: 13.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведена оценка эффективности фильтрующих элементов из карбида титана на основе технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза на моторной установке с двигателем УМЗ-451М в лабораторных условиях. В процессе отработки методики получения карбида титана методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза выполнен теоретический анализ деформации шихты и влияния ее на изменение пористого образца различного композиционного состава при различном давлении сжатия. При этом механизм нейтрализации выхлопных газов при их прохождении через пористую структуру карбида титана (TiC) принимался подобно вязкому течению идеальной жидкости в поровых каналах ячеистого тела. Теория и практика изучения процесса горения минеральных топлив свидетельствует об образовании оксида углерода (СО), как одного из наиболее вредных продуктов выхлопных газов, что происходит в результате неполного сгорания и пиролиза бензина. Особенно интенсивно процесс образования СО наблюдается при не обработанной «нормально» внутренней поверхности впускного коллектора ДВС после его изготовления. Поэтому в настоящем исследовании внутренние каналы коллектора тщательно очищались от шершавости. Установка на двигателе фильтра-нейтрализатора с фильтрующими элементами из карбида титана на основе технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза заметно снижает его содержание в выхлопных газах, а при их дополнительном подогреве до 250 °С и подачи в отработанные газы воздуха концентрация оксида углерода снижается в два раза в режиме рабочей частоты вращения коленчатого вала ДВС. В пересчете на европейские экологические нормы полученные результаты практически вдвое превышают нормы четвертого класса, но на 20 % меньше пятого. Ключевые слова: самораспространяющийся высокотемпературный синтез, каталитический нейтрализатор, отработанные газы, моторное топливо, двигатель внутреннего сгорания, токсичные вещества, автомобильный транспорт. Сведения об авторах:
Исаенко Виктор Дмитриевич (Томск, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: 3154@70.ru). Исаенко Алексей Викторович (Томск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: vip.seductor@mail.ru). Исаенко Павел Викторович (Томск, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и электротехники Томского государственного архитектурно-строительного университета (634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, e-mail: isaenko_pv@mail.ru). Список литературы: 1. Алдошин С.М., Алымов М.И. Технологическое горение: коллективная монография. – М.: КПК, 2018. – 611 с. 2. Теоретическое и экспериментальное исследование неоднородных волновых структур при горении пористых сред / П.М. Кришеник [и др.] // Синтез и консолидация порошковых материалов: сб. тез. Междунар. конф. – Черноголовка, 2018. – С. 415–419. 3. SHS-produced cast refractory Ni and Ti aluminides and Nb compounds for reprocessing into micro granules used in 3d additive technologies / V.N. Sanin [et al.] // Nonisothermal Phenomena and Processes: From Thermal Explosion Theoiy to Structural Macrokinetics. – 2016. – P. 36–37. 4. NiAl-Based electrodes by Combined use of centrifugal SHS and induction remelting / Yu.S. Pogozhev [et al.] // International Journal of Self-Propagating High-Temperature Synthesis. – 2016. – Vol. 25, № 3. – Р. 186–199. 5. Исследование влияния температуры переплава на структурную наследственность сплавов, полученных методом центробежной СВС-металлургии / В.В. Санин [и др.] // Известия вузов. Цветная металлургия. – 2016. – № 1. – С. 63–71. 6. Rahul M. Intermetallic Matrix Composites Elsevier Ltd. – Woodhead Publishing, India, 2017. – 486 р. 7. Тягунов Г.В., Барышев Е.Е., Цепелев В.С. Разработка технологий термовременной обработки расплава на основе изучения физико-химических свойств их расплавов // Физико-химические основы металлургических процессов: сб. материалов / ИМЕТ РАН. – М., 2017. – С. 113. 8. Syngellakis S., Connor J. Advanced Methods and Technologies in Metallurgy in Russia. – Springer, 2018. – 196 р. 9. Способ получения пористого материала / В.Э. Борзых [и др.] // Патент 2210461 РФ. Опубл. 20.08.2003, бюл. № 23. – 9 с. 10. Hou X., Yu J. Phase and structure formation mechanisms of SHS synthesized composite coatings // Ceramics International. – 2018. – Vol. 44, № 7. – P. 8012–8017. 11. Юхвид В.И., Горшков В.А., Санин В.Н. Получение новых керамических и композиционных материалов методами СВС-металлургии: колл. монография // Технологическое горение / под общ. ред. акад. С.М. Алдошина. – М., 2018. – 612 с. 12. Melting of primary carbides in a cobalt-base superalloy / W. Gui [et al.] // Journal of Alloys and Compounds. – 2019. – Vol. 787. – Р. 152–157. 13. Azevedo J., Cabrera A., Allwood J. Energy and material efficiency of steel powder metallurgy // Powder Technology. – 2018. – Vol. 328. – P. 329–336. 14. Ziatdinov M. SHS technology of composite alloys // Explosive Production of New Materials: Science, Technology, Business, and Innovations: 14th International Symposium / Ed. by M.I. Alymov, O.A. Golosova. – Moscow, 2018. – Р. 307–310. 15. Seplyarskii B.S., Kochetkov R.A., Lisina T.G. The influence of gas flow on the manifestation of the percolation phase transition in granular mixtures Ti + C // Explosive Production of New Materials: Science, Technology, Business, and Innovations: 14th International Symposium / Edited by M.I. Alymov, O.A. Golosova. – Moscow, 2018. – Р. 236–238. 16. Yukhvid V.I. Concise Encyclopedia of Self-Propagating High-Temperature Synthesis Metallurgy. History, Theory, Technology, and Products. – 1st ed. – Elsevier Science, 2017. – 466 p. 17. Compact aluminum oxynitride based ceramic obtained by the SHS-metallurgy method / V.A. Gorshkov [et al.] // Glass and Ceramics. – 2017. – Vol. 74, № 5–6. – P. 199–203. 18. Мейсон Э., Малинаускас А. Перенос в пористых средах: модель запыленного газа: пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 200 с. 19. Исследование процессов горения высококалорийной термитной смеси на поверхности титановой основы / Д.Е. Андреев [и др.] // Физика горения и взрыва. – 2017. – Т. 53, № 5. – С. 93–98. 20. Экспериментальные исследования получения пористых материалов в режиме СВ-синтеза для трегеров / В.Э. Борзых [и др.] // Вестник ТГАСУ. – 2003. – № 1. – С. 151–155. ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ ЗА СЧЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА БИТУМНЫХ ТЕРМИНАЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Д.П. Лучинский, В.Д. Тимоховец, А.Р. Прошкин Получена: 30.03.2021 Рассмотрена: 30.03.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается вопрос о возможности применения дополнительных способов оптимизации доставки битумов и битумных материалов, применяемых в дорожном строительстве на территории Уральского федерального округа (УФО). Необходимость развития транспортно-логистической сети доставки вяжущих материалов связана в первую очередь с выполняемым объемом работ по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог на территории региона. Рост протяженности участков работ неминуемо приводит к увеличению потребности в дорожно-строительных материалах. В рамках публикации проведен анализ наличия на территории субъектов местных материалов, которые используются как непосредственно для выполнения работ, так и для производства различных смесей. Данный вопрос является актуальным ввиду отсутствия на территории региона мест производства и длительного хранения вяжущих материалов. Помимо этого была проанализирована потребность регионов в органических вяжущих материалах, в частности битумов, необходимых для выполнения дорожно-строительных работ. Потребность определялась на основании расчета требуемого количества вяжущих материалов, необходимых для производства асфальтобетонных смесей, с учетом требований нормативной документации, в частности ГОСТ 9128–2013. Проведен анализ существующих путей и способов транспортировки вяжущих материалов, а также выполнено их сравнение с учетом положительных и отрицательных сторон. Было установлено, что существующая система не позволяет обеспечить доставку вяжущих в короткие сроки, а также является довольно невыгодной при перевозке в отдаленные субъекты региона. С учетом полученных данных предложена альтернативная схема транспортировки битумов по территории субъектов УФО с учетом возможности ввода в эксплуатацию битумных терминалов, располагаемых в пределах крупных городов региона. Ключевые слова: автомобильная дорога, асфальтобетон, битум, битумный терминал, доставка битума, строительство, Уральский федеральный округ. Сведения об авторах:
Лучинский Дмитрий Павлович (Тюмень, Россия) – заместитель главного инженера АО «Мостострой-11» (625000, г. Тюмень ул. Кузнецова, д. 15, e-mail: luchinsky@ms11.ru). Тимоховец Вера Дмитриевна (Тюмень, Россия) – старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: timohovetsvd@tyuiu.ru). Прошкин Андрей Романович (Тюмень, Россия) – студент кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: andrey.proshkin.99@gmail.com). Список литературы: 1. Богатченко П.К. Привлекательность уральского федерального округа для создания предприятий промышленности // Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы IV Всерос. с междунар. участием студ. науч.-практ. конф., 16 мая 2019 г. – Пермь, 2019. – С. 252–266. 2. Устойчивые тенденции изменения региональной структуры добычи нефти в России / И.В. Филимонова, И.В. Проворная, А.В. Комарова, Е.А. Земнухова // Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2019. – Т. 14, № 3. – С. 4. DOI 10.17353/2070-5379/33_2019 3. Рябенко, Е.А Повышение инвестиционной привлекательности Уральского федерального округа // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докл. XII Междунар. конф. 16–18 ноября 2017 года / УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург, 2018. – Т. 2. – C. 54–64. 4. Солодовников А.Ю. Поисково-разведочные исследования для социально-экономического развития муниципальных образований северных регионов России // Геология, география и глобальная энергия. – 2020. – № 3 (78). – С. 96–103. 5. Копотилов А. К чему готовится в будущем асфальтобетон // Дороги России. – 2020. – № 115. – C. 32–41. 6. Вильде О. Нефтяные дороги // Сибирская нефть. – 2019. – № 160. – С. 2–7. 7. Хайбуллина А.А, Мухаметзянова А.А., Лыжина Н.В. Проблемы производства битума в России. // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Горизонты России», 26 апреля 2019 г. / Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань, 2019. – C. 151–154. 8. Ушакова И. Всем выгодно // Дороги России XXI века – 2020. – № 5. – С. 36–47. 9. Зиньковская Н.В, Аленкина А.А. Политика формирования спроса на рынке полимерно-модифицированных битумов // Вестник ГУУ. – 2015. – № 11. – URL: 10. Зубков П.О. Классификация и способы транспортировки битумов // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: сб. науч. ст. шестой междунар. науч. конф., 31 июля 2019 г. Ч. 1. – Казань, 2019. – С. 135–138. 11. Коваленко П.В. Проблемы транспортирования битумов и парафинов // Надёжность и безопасность магистрального трубопроводного транспорта: материалы IV междунар. науч.-техн. конф., 4–8 октября 2003 г. / Полоц. гос. ун-т. – Новополоцк, 2003. – С. 68 – 79. 12. Скрипки А.Д. Разработка и внедрение систем транспортировки, хранения и подготовки битума в дорожном хозяйстве: дис. в виде научн. докл. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук: 05.25.07. – Екатеринбург, 2009. – 27 с. 13. Литовченко Д.П. Проблемы транспортировки и хранения битума // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгород, 01–20 мая 2016 года / Белгород. гос. технолог. ун-т им. В.Г. Шухова. – Белгород, 2016. – С. 1258–1262. 14. Коваленко П.В. Экологические проблемы упаковывания и транспортирования твердых битумов // Надежность и безопасность магистрального трубопроводного транспорта: сб. тез. VIII междунар. науч.-техн. конф. 25–28 ноября 2014 г. / Полоцкий гос. ун-т. – Новополоцк, 2014. – С. 32–34. 15. Круглый стол. Транспортировка битума // Дорожная держава – 2020. – № 95. – С. 62–69. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫХ КОМПОЗИТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ К.Г. Пугин, В.К. Пугина Получена: 06.04.2021 Рассмотрена: 06.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для строительства автомобильных дорог требуется большое количество строительных материалов. Органоминеральные смеси, к которым относится асфальтобетон, являются основным строительным материалом для строительства верхних слоев дорожной конструкции. В целях снижения стоимости асфальтобетона часть природного минерального сырья возможно заменить отходами промышленных предприятий или отходами потребления. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что отходы могут быть использованы в технологических процессах получения строительных материалов наравне с природным сырьем. Вовлечение отходов в ресурсный цикл производства востребованных на рынке продуктов позволяет решить и вопросы экологии. Была произведена сравнительная оценка использования бурового шлама и отходов пластика на предмет их использования в структуре асфальтобетона. Предварительная оценка отходов пластика и буровых шламов по показателям экологической опасности показала, что превышений нормативов по содержанию тяжелых металлов в подвижной форме нет. Это позволяет рассматривать отходы в качестве сырьевого материала при производстве строительно-дорожных материалов без ограничения по экологической безопасности. Проведенные исследования показали, что состав асфальтобетонной смеси, в которой используется буровой шлам в качестве минерального порошка, соответствует требованиям, предъявляемым к асфальтобетону, и что отходы пластиков ПНД и ПВД могут рассматриваться в качестве армирующих и модифицирующих элементов в структуре асфальтобетона. Асфальтобетон, в состав которого входят отходы пластика, соответствует требованиям, предъявляемым к асфальтобетону, используемому для дорожного строительства. Сравнительный анализ полученных образцов асфальтобетона с добавлением бурового шлама и отходов пластика показал, что использование пластика позволяет получить более качественный асфальтобетон. Асфальтобетон, модифицированный пластиком, имеет более высокие прочностные показатели при разных температурах, что указывает на высокие эксплуатационные показатели в летний и зимний периоды. При формовании образцов было установлено, что смесь теряет подвижность быстрее, чем образцы с буровым шламом. Это указывает на повышенные требования к температурному режиму при укладке такой смеси в конструктивный слой при строительстве автомобильной дороги. Ключевые слова: асфальтобетон, буровой шлам, отходы пластика, автомобильная дорога, строительство, строительно-дорожные материалы, технология утилизации. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23); профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29). Пугина Вероника Константиновна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры охраны окружающей среды Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: veronika815@inbox.ru). Список литературы: 1. Пугин К.Г., Юшков В.С. Использование вторичных материалов для цементобетонных покрытий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. – 2013. – № 1. – С. 144–151. 2. Тюрюханов К.Ю. Пугин К.Г. Исследование взаимодействия битума с минеральными частицами в асфальтобетоне // Транспортные сооружения. – 2018. – Т. 5. – № 1. – С. 19. 3. Получение экологически безопасных материалов на основе отработанного формовочного песка сталелитейного производства / Я.И. Вайсман, К.Г. Пугин, Л.В. Рудакова, И.С. Глушанкова, К.Ю. Тюрюханов // Теоретическая и прикладная экология. – 2018. – № 3. – С. 109–115. 4. Пугин К.Г., Юшков В.С. Отходы металлургических предприятий для создания цветного асфальтобетона // Экология и промышленность России. – 2017. – Т. 21, №. 5. – С. 4–7. 5. Ядыкина В.В., Траутваин А.И. Влияние активности наполнителей из техногенного кремнеземсодержащего сырья на прочность цементных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. С. 174–179. 6. Степушин А.П., Сабуренкова В.А. Надежность цементобетонных покрытий аэродромов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2017. – № 1 (48). – С. 84–89. 7. Исследование углеродминеральных продуктов горючих сланцев в качестве сырья для получения минеральных компонентов / В.Д. Галдина, Е.В. Гурова, О.И. Кривонос, М.С. Черногородова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. – № 2 (48). – С. 82–89. 8. Применение электросталеплавильных шлаков в конструкциях нежестких дорожных одежд / А.С. Погромский, Г.С. Духовный, Т.В. Аниканова, Ш.М. Рахимбаев. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 100 с. 9. Arabani M., Mirabdolazimi S.M. Experimental investigation of the fatigue behaviour of asphalt concrete mixtures containing waste iron powder // J. of Materials Science and Engineering. – 2011. – Vol. 528, iss. 10–11. – P. 3866–3870. 10. Эффективное использование пород шахтных отвалов в дорожном строительстве / А.Г. Доля, Д.А. Шатворян, Д.В. Смирнова, И.П. Жуков // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2017. – № 2 (124). – С. 94–101. 11. Котлярский Э.В., Кочнев В.И., Давлятова Д.Ю. Автоматизированное проектирование асфальтобетонных смесей с заданными свойствами // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 1 (71). – С. 27–29. 12. Weiguang Zhang. Effect of tack coat application on interlayer shear strength of asphalt pavement: A state-of-the-art review based on application in the United States // International Journal of Pavement Research and Technology. – 2017. – Vol. 10, iss. 5. – P. 434–445. https: //doi.org/10.1016/j.ijprt.2017.07.003. 13. Effects of coarse aggregate angularity on the microstructure of asphalt mixture / Junfeng Gao, Hainian Wang, Yin Bu, Zhanping You, MohdRosliMohd Hasan, Muhammad Irfan // Construction and Building Materials. – 2018. – Vol. 183. – P. 472–484. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2018.06.170 14. Primary investigation on the relationship between microstructural characteristics and the mechanical performance of asphalt mixtures with different compaction degrees / Pengfei Liu, Jing Hu, Gustavo Canon Falla, Dawei Wang, Sabine Leischner, Markus Oeser // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 223. – P. 784–793. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.07.039. 15. Effect of aggregate contact characteristics on densification properties of asphalt mixture / Iange Li, Peilong Li, Jinfei Su, Yu Xue, Wenyu Rao // Construction and Building Materials. – 2019. – Vol. 204. – P. 691–702. https: //doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2019.01.023. 16. A state-of-the-art review of parameters influencing measurement and modeling of skid resistance of asphalt pavements / Reginald B. Kogbara, Eyad A. Masad, Emad Kassem, A. (Tom) Scarpas, Kumar Anupam // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 114. – P. 602–617. https: //doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.04.002. 17. Impact of particle morphology on aggregate-asphalt interface behavior / Dongliang Kuang, Ben Zhang, Yuan Jiao, Jianhong Fang, Huaxin Chen, Lu Wang // Construction and Building Materials. – 2017. – Vol. 132. – P. 142–149. https: //doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.11.132 18. Власов А.С., Пугин К.Г., Сурков А.А. Геоэкологическая оценка технологии использования отходов бурения в составе асфальтобетона // Нефтяное хозяйство. – 2020. – № 12. – С. 139–142. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ И ШАТУНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И.М. Алексаньян, А.Е. Хачкинаян Получена: 14.04.2021 Рассмотрена: 14.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В процессе эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания возникают неисправности, ухудшающие их техническое состояние и приводящие к отказам. Исследованиями установлено, что неисправности узлов и механизмов двигателей внутреннего сгорания по конструктивным и производственным факторам возникают редко. Основным фактором появления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания является износ деталей, сопровождающийся изменением размеров, формы и взаимного расположения деталей в сопряжениях. Уменьшение износа деталей машин и повышение их эксплуатационных свойств представляется актуальной проблемой, частью которой является повышение долговечности двигателей внутреннего сгорания, распространение которых во всех отраслях народного хозяйства непрерывно увеличивается. В статье представлен материал исследования износостойкости коленчатых валов и шатунов двигателей транспортно-технологических машин, эксплуатируемых на строительных объектах Ростовской области. Рассмотрены условия эксплуатации коленчатых валов и шатунов, приведены основные факторы, влияющие на интенсивность износа шеек коленчатых валов и отверстий головок шатуна, выявлены основные неисправности и дефекты коленчатых валов и шатунов, построены эмпирические и теоретические зависимости распределения износа шатунных и коренных шеек коленчатого вала, разработаны маршрутные технологии восстановления шатунов, учитывающие их характерные дефекты, и предложены мероприятия по уменьшению деформации нижней головки шатуна. Вследствие износа шеек и подшипников коленчатого вала нарушается первоначальный зазор между ними, что ведет к падению давления в системе и появлению стуков в двигателе. Все это может вызвать недопустимый износ шеек и расплавление подшипников коленчатого вала. Основными критериями ресурса коленчатого вала до первого ремонта являются интенсивность износа шеек вала и вкладышей и предельный зазор в сопряжении «шейка вала – вкладыш», при котором сохраняется жидкостное трение. Зная минимальное число оборотов коленчатого вала, при которых обеспечивается жидкостное трение, можно выбирать рациональные методы управления машиной в конкретных условиях эксплуатации. Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, шатун, шейка, подшипник, вкладыш, коленчатый вал, неисправности, износ, надежность, восстановление, технология, ресурс. Сведения об авторах:
Алексаньян Ирина Маркосовна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного ополчения, д. 2, е-mail: erm@kaf.rgups.ru). Хачкинаян Амбарцум Ервандович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного ополчения, д. 2, е-mail: ambarzum21@yandex.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ПЕРЕВОДА НА АУТСОРСИНГ РАБОТ НА ТОИР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Р.Ф. Шаихов Получена: 20.04.2021 Рассмотрена: 20.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены перспективы реализации аутсорсинга при организации работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) подвижного состава предприятия нефтегазовой отрасли. В связи со сложной экономической и эпидемиологической ситуацией в России транспортные подразделения промышленных предприятий вынуждены искать пути оптимизации затрат на содержание и эксплуатацию подвижного состава. В работе проведен анализ парка подвижного состава в количестве 174 единиц, в ходе которого установлен марочный состав и возрастная структура парка. Выявлены тенденции к обновлению подвижного состава, в том числе использование автомобилей, соответствующих требованиям Евро-4 и Евро-5. Проведена статистическая обработка данных по ТОиР за 2018–2020 гг., в ходе которой установлено, что производственная программа по ТОиР исследуемого парка составляет 3220 чел.∙ч в год. В статье представлены данные по общим годовым затратам на ТОиР подвижного состава при проведении работ на собственной производственно-технической базе (ПТБ) и на аутсорсинге. Установлено, что в краткосрочной перспективе экономия при организации собственной ПТБ не превышает 20 %. Однако в исследовании был принят ряд допущений: не учитывались затраты на организацию и содержание собственного склада запасных частей, не проводился анализ специализированного оборудования и инструмента, не учитывались затраты, связанные с приемом, обучением и адаптацией производственного персонала на предприятии. В среднесрочной и долгосрочной перспективе видится целесообразным осуществлять обслуживание и ремонт исследуемого парка подвижного состава в специализированном автосервисном предприятии на аутсорсинге. Ключевые слова: техническое обслуживание и ремонт автомобилей, подвижной состав, аутсорсинг, производственная программа по ТОиР. Сведения об авторах:
Шаихов Ринат Фидарисович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры технического сервиса и ремонта машин Пермского государственного аграрно-технологического университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, e-mail: shr84@list.ru) Список литературы:
ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШИРОТЫ МЕСТНОСТИ НА ТЕПЛОВУЮ ИНЕРЦИЮ НАРУЖНЫХ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ Е.В. Щипачева, С.С. Шаумаров Получена: 23.03.2021 Рассмотрена: 23.03.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Требования к сокращению энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и выбросу углекислого газа на всех стадиях их возведения определяют необходимость поиска новых подходов к проектированию наружных ограждающих конструкций, обладающих повышенными теплозащитными свойствами. Одним из важнейших параметров теплозащитных свойств наружных ограждений является толщина слоя резких колебаний температур, поскольку именно в его пределах происходит наиболее интенсивное затухание температурных колебаний. В связи с этим представляет определенный интерес исследовать зависимость поведения амплитуд температуры в слое ограждения и динамику изменения толщины слоя резких колебаний температуры от широты местности (при прочих равных условиях). В статье представлены результаты исследований на основании результатов семи метеорологических станций на разных географических широтах, охватывающих практически все широтные области Узбекистана. Расчеты выполнялись для однослойных стеновых конструкций толщиной от 200 до 500 мм с шагом 50 мм при трех различных значениях коэффициента теплоусвоения материалов ограждений, выбранных в широком диапазоне. Также приведены результаты исследования зависимости толщины слоя резких колебаний d в ограждении толщиной δ от широты местности для таких городов, как Термез, Байсун, Санзар, Фергана, Ташкент, Нукус, Акбайтал. На основании выполненных расчетов определена тенденция зависимости слоя резких колебаний от толщины ограждения. Установлено, что абсолютная тепловая инерция материала зависит от его толщины. Анализ результатов показал явную зависимость слоя резких колебаний температуры при прочих равных факторах от широты местности. Этот очевидный результат объясняется особенностями распределения суточного хода температуры воздуха и радиации как функций широты местности: с увеличением широты местности величина слоя резких колебаний увеличивается. Ключевые слова: наружные ограждающие конструкции, тепловая защита зданий, слой резких колебаний температур, географическая широта, тепловая инерция, тепловой поток. Сведения об авторах:
Щипачева Елена Владимировна – доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство зданий и промышленных сооружений, Ташкентского государственного университета транспорта (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Адылходжаева, 1, e-mail: eshipacheva@mail.ru). Шаумаров Саид Санатович – доктор технических наук, доцент, проректор, Ташкентского государственного университета транспорта (100167, г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Адылходжаева, 1, e-mail: shoumarovss@gmail.com). Список литературы: 1. Wang N.N., Chang Y.C., Dauber V., Carbon Print Studies for the Energy Conservation Regulations of the UK and China // Energy and Buildings. – 2010. – Vol. 42, no. 5. – P. 695–698. 2. New Concepts and Approach for Developing Energy Efficient Buildings: Ideal Specific Heat for Building Internal Thermal Mass / R.L. Zeng, X. Wang, H.F. Di, F. Jiang, Y.P. Zhang // Energy and Buildings. – 2011. – Vol. 43, no. 5. – P. 1081–1090. 3. Ghoneim A.A., Klein S.A., Duffie J.A. Analysis of Collector–Storage Building Walls Using Phase Change Materials // Solar Energy. – 1991. – vol. 47, no. 1. – P. 237–242. 4. Cheng R, Wang Х, Zhang Y. Energy-Efficient Building Envelopes with Phase-Change Materials: New Understanding and Related Research, Department of Building // Science and Key Laboratory of Eco Planning & Green Building, Ministry of Education, Tsinghua University, Beijing, China, heat transfer engineering. – 2014. – Vol. 35, no. 11–12. – P. 970–984. 5. Kheiri F. A review on optimization methods applied in energy-efficient building geometry and envelope design // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2018. – Vol. 92. – P. 897–920. 6. Examination of the Energy Efficiency of Wall Building Elements Used in Dwellings / I. Vural, Т. Akgül, Е. Aydın, F. Aydın // Acta Physica Polonica Series. – 2015. – No. 127 (4). – P. 1417–1420. 7. Integrated Life Cycle Energy and Greenhouse Gas Analysis of Exterior Wall Systems for Residential Buildings // Sustainability. – 2014. – Vol. 6 (12). – P. 8592–8603 8. Azari, R. Integrated energy and environmental life cycle assessment of office building envelopes / R. Broun, H. Babaizadeh, A. Zakersalehi, G.F. Menzies // Build. Environ. – 2014. – Vol. 82. – P. 156–162. 9. Девятникова А., Зайцева М., Мухин С. Анализ теплотехнических свойств наружной стены на основе тепловизионной съемки // Resources and Technology. – 2016. – № 13 (3). – С. 30–41. 10. Стерлягов А.Н., Низовцев М.И. Теплотехнические особенности наружных стен малоэтажных зданий // Ограждающие конструкции зданий, энерго- и ресурсосбережение. – 2016. – С. 114–123. 11. Горшков А.С., Ливчак В.И. История, эволюция и развитие нормативных требований к ограждающим конструкциям // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2015. – № 3. – С. 7–37. 12. Потребительские свойства стеновых изделий из автоклавного газобетона / Н.И. Ватин, А.С. Горшков, С.В. Корниенко, И.И. Песряков // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2016. – № 1. – С. 78–101. 13. Барабанщиков Ю.Г. Ограждающие конструкции и материалы. – СПб.: Гос. политехн. ун-т, 2005. – 24 с. 14. Щипачева Е.В. Новые требования к материалам ограждающих конструкций при оценке энергоэффективности зданий // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – М.: РААСН, 2008. – № 2. – С. 62–63. 15. Тахиров М.К., Щипачева Е.В. К вопросу оптимизации теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий // Проблемы механики. – 2008. – № 1. – С. 14–17. 16. Фокин К.Ф. Строительная теплотехника ограждающих конструкций. – М.: Стройиздат, 1973. – 286 с. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРИЦЕПНОГО МИНИ-ЭКСКАВАТОРА К.Г. Пугин, Л.В. Янковский, Д.В. Власов, И.Э. Шаякбаров Получена: 04.04.2021 Рассмотрена: 04.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В стратегии развития строительно-дорожного машиностроения Российской Федерации до 2030 г. поставлена задача импортозамещения в области производства землеройной техники. Развитие данного направления позволяет совершенствовать не только строительную отрасль, но и машиностроение и ряд смежных производств. При этом большое внимание уделяется развитию малогабаритной техники. Принимая во внимание основные тенденции в сфере функционирования малогабаритных землеройных машин, авторы разработали концептуальную схему малогабаритного экскаватора. В статье указаны недостатки несущих платформ мини-экскаваторов, имеющихся в продаже. Анализ недостатков существующих конструкций малогабаритных экскаваторов, присутствующих на рынке, позволил авторам спроектировать собственную конструкцию несущей платформы на базе автомобильного прицепа. Реализация данного проекта проходит в рамках студенческого конструкторского бюро на кафедре «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета. Спроектированный экскаватор позволяет работать на грунтах до 3-й категории; в зависимости от комплектации имеет массу от 400 до 600 кг; радиус резанья грунта составляет 1,5м; глубина резанья 1,8 м; высота выгрузки грунта 2 м. Для работы на склоне предусмотрены выносные опоры с регулируемой высотой опорного диска (принцип работы домкрата). С целью уменьшения подвижных элементов в конструкции колеса присоединены через ступицу. Чтобы повысить устойчивость экскаватора, предусмотрена опорная лыжа, которая позволит технике при выполнении рабочих операций скользить по грунту. Присоединение экскаватора к буксировочному автомобилю осуществляется через фаркоп. В качестве силовой установки привода предложено использовать двигатель внутреннего сгорания марки Ключевые слова: строительные и дорожные машины, мини-экскаватор, импортозамещение, прицеп, несущая платформа, гидросхема. Сведения об авторах:
Пугин Константин Георгиевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры строительных технологий, Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (614990, г. Пермь, Петропавловская ул., 23); профессор кафедры специальностей водного транспорта и управления на транспорте Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (e-mail: 123zzz@rambler.ru). Янковский Леонид Вацлавович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: yanekperm@yandex.ru). Власов Даниил Викторович (Пермь, Россия) – магистр кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: 77599170297000@mail.ru). Шаякбаров Ильнур Эльмарович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: ilnur199459@gmail.com). Список литературы:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ КОНСТРУКЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ЩЕБНЯ, ОБРАБОТАННОГО ПОЛИУРЕТАНОВЫМ ВЯЖУЩИМ А.А. Домницкий, Р.В. Каргин, Е.А. Шемшура Получена: 21.04.2021 Рассмотрена: 21.04.2021 Опубликована: 30.06.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приведены результаты лабораторных испытаний материала вяжущего на основе полиуретана, при проведении которых определялся размерный параметр слоя каменного материала, обработанного полиуретановым вяжущим, в зависимости от расхода вяжущего и размеров фракций щебня. Исследованы два возможных варианта устройства конструкции укрепления откосов транспортных сооружений в зависимости от способа нанесения полиуретанового вяжущего на слой каменного материала, а именно способ пролива вяжущего на подготовленный и уплотненный слоя щебня и способ перемешивания щебня с вяжущим и последующим распределением смеси на участке выполнения работ. Определение толщины слоя щебня, обработанного вяжущим, проводилось путем прямых измерений с последующей статистической обработкой полученных данных. Испытания двух способов устройства конструкции проводились при одинаковых условиях. При способе пролива определение средней глубины проникновения вяжущего в уплотненный слой щебня производилось с учетом фактора неравномерности пролива, наличие которого вызывало на различных поверхностях отдельных испытуемых образцов появление пустот или наплывов полиуретанового материала. Для определения фактической толщины конструкции укрепления измеренная глубина проникновения вяжущего в уплотненный слой щебня при расчете была скорректирована. В корректировочных расчетах геометрических параметров конструкции укрепления учитывалась крутизна заложения откоса транспортного сооружения, так как испытания проводились при проливе слоя щебня, расположенного на горизонтальной поверхности. Как показали испытания, приготовление образцов способом перемешивания щебня и полиуретанового вяжущего позволило получить более однородную и прочную конструкцию, чем способом пролива. Отдельные результаты исследований легли в основу разработки нормативных требований к полиуретановому вяжущему для укрепления откосов выемок, насыпных сооружений, конусов насыпей мостовых сооружений. Ключевые слова: материал вяжущий на основе полиуретана, щебень, глубина проникновения, конструкция укрепления, испытания, расход полиуретанового вяжущего, откосы, транспортные сооружения, пролив, перемешивание, однородность. Сведения об авторах:
Домницкий Алексей Александрович (Москва, Россия) – доктор технических наук, заместитель директора по науке ФАУ «РОСДОРНИИ» (125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 2, e-mail: dom-a-a@rosdornii.ru), доцент кафедры «Механизация и автоматизация автодорожной отрасли» Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Каргин Роман Владимирович (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, заместитель директора Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ», (344064, Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, e-mail: Kargin@rosdornii.ru), доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» Ростовского государственного университета путей сообщения. Шемщура Елена Анатольевна (Ростов-на-Дону, Россия) – кандидат технических наук, начальник отделения научно-технического развития Северо-Кавказского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» (344064, Ростов-на-Дону, Вавилова, 61, (863) 277-77-76, e-mail: shemshura@rosdornii.ru), доцент кафедры «Механизация и автоматизация автодорожной отрасли» Шахтинского автодорожного института ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Список литературы: 1. Кочетков А.В. Применение полиуретана для ремонта откосов и конусов мостовых сооружений // Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений. – 2020. – № 1 (45). – С. 57–63. 2. Леонтьев В.Ю., Каштанов К.В., Кочетков А.В. Опыт расширенного применения полиуретанового вяжущего для укрепления откосов, выемок, насыпных сооружений, конусов мостов и путепроводов // Автомобильные дороги. – 2019. – № 5. – С. 99–104. 3. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Бондарь Е.С. Технология укрепления откосов насыпей и выемок автомобильных дороги и мостовых сооружений с применением полиуретанового вяжущего // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2019. – № 1 (34). – С. 39–41. 4. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Кочетков А.В. Физико-механические свойства полиуретановых щебеночных слоев для откосов насыпей и выемок автомобильных и железных дорог // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2018. – № 3 (51). – С. 56–65. 5. Задирака А.А., Кокодеева Н.Е., Кочетков А.В. Технология для устройства и укрепления транспортного сооружения на основе полиуретанового состава // Научный журнал строительства и архитектуры. – 2018. – № 4 (52). – С. 34–40. 6. Применение вяжущего материала на основе полиуретана для укрепления откосов, выемок, насыпных сооружений, конусов мостов и путепроводов / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2017. – № 59. – С. 66–70. 7. Кочетков А.В., Янковский Л.В. Использование полиуретановых вяжущих для ремонта откосов, конусов мостов и путепроводов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2017. – № 3. – С. 106–120. 8. Кочетков А.В., Янковский Л.В. Применение полиуретана для ремонта откосов, конусов мостов и путепроводов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2017. – № 1. – С. 205–208. 9. Леонтьев В.Ю. Укрепление откосов земляных сооружений. Вяжущий материал на основе двухкомпонентной полиуретановой системы ДОРОЛИТ // Новые технологии в строительстве. – 2016. – № 1. – С. 14–31. 10. Методы ремонта щебеночных конструкций, армированных объемными георешетками на конусах мостовых сооружений и откосах автомобильных дорог / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2015. – № 43. – С. 74–78. 11. Задирака А.А. Преимущества применения полиуретановых композитных составов при укреплении откосов насыпей и выемок в дорожном строительстве // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 9. – С. 25–29. 12. Применение полиуретана для ремонта транспортных сооружений / В.Ю. Леонтьев [и др.] // Дороги: Инновации в строительстве. – 2018. – № 67. – С. 73–77. 13. Применение полиуретанового вяжущего в транспортном строительстве / В.Ю. Леонтьев [и др.]. – Саратов: РАТА, 2017. – 240 с. 14. Задирака А.А. Применение полиуретановых композитных составов для устройства оснований и/или покрытий транспортных сооружений // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 4. – С. 72–75. 15. Кочетков А.В., Леонтьев В.Ю. Применение вяжущего материала на основе полиуретана для укрепления и ремонта защитных покрытий транспортных сооружений // Транспортное строительство. – 2016. – № 1. – С. 7–10. 16. Леонтьев В.Ю. Полиуретановые покрытия // Автомобильные дороги. – 2016. – № 5. – С. 78–83.
| ||