| ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АРМОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ЭКСПРЕСС-МЕТОДОМ С ПОМОЩЬЮ ДИНАМИЧЕСКОГО ПЛОТНОМЕРА Д.А. Комаров, В.И. Клевеко Получена: 20.04.2019 Рассмотрена: 20.06.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Одним из способов улучшения свойств грунтов является их армирование различными геосинтетическими материалами. Одной из причин, препятствующих более широкому применению геосинтетических материалов в строительстве, является сложность объективной оценки эффективности их использования. Проведение исследований, направленных на изучение работы геосинтетических материалов в конструкциях оснований и взаимодействия их с грунтом, является весьма дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Особенно сложными являются исследования армогрунтовых конструкций для транспортного строительства, которые испытывают воздействие динамических нагрузок. Геосинтетические материалы позволяют существенно улучшить деформационные характеристики армогрунтовых оснований. Поэтому использование различных экспресс-методов для определения деформационных характеристик армогрунтовых оснований является весьма актуальным. Одним из новых экспресс-методов определения деформационных характеристик грунтового основания является метод с использованием динамического плотномера. В качестве прибора для определения динамического модуля упругости Ed на поверхности грунта был использован «Измеритель динамический модуля упругости грунтов ДПГ-1.2». Динамический модуль упругости Ed имеет корреляционную зависимость с коэффициентом уплотнения и статическим модулем упругости Est. Одной из областей применения геосинтетических материалов в дорожном строительстве является их использование в конструкциях временных дорог. Поэтому в работе моделировалась конструкция временной автомобильной дороги, представляющая собой слой песка различной толщины на армирующей геосинтетической прослойке. В качестве армирующего геосинтетического материала были использованы каркасная геосетка КС-16 «Россомаха» производства ОАО «КЗМС» и геоткань Геоспан ТН-50 производства ООО «ГЕКСА-нетканые материалы». В данной статье представлены результаты определения статического модуля упругости Est и динамического модуля упругости Ed неармированного грунта и армирования грунта геосинтетическим материалом с помощью прибора ДПГ-1.2. По результатам проведенного эксперимента видно, что значения модуля упругости, полученные экспресс-методом с помощью прибора ДПГ-1.2, имеют сопоставимые значения с данными, полученными лабораторным способом, погрешность измерения не превышает 22 %. При толщине засыпки h = 50 мм использование каркасной геосетки КС-16 позволяет увеличить Est на 23 % и Ed на 14 % по сравнению с неармированным основанием, а при использовании геоткани Гекса ТН-50 наблюдается увеличение Est на 15,5 % и Ed на 11 % по сравнению с неармированным основанием. Увеличение толщины засыпки h до 100 мм практически не уменьшает эффективность армирования каркасной геосеткой КС-16 «Россомаха» – статический модуль упругости Est увеличивается на 22 % и динамический модуль упругости Ed на 14 % по сравнению с неармированным основанием. А для геоткани Гекса ТН-50 при h = 100 мм эффективность армирования значительно снижается – значения Est и Ed увеличиваются только на 2,5 % по сравнению с неармированным основанием. Это, вероятно, вызвано значительно большей жесткостью каркасной геосетки КС-16 «Россомаха». Таким образом, прибор ДПГ-1.2 позволяет достаточно точно измерять деформационные характеристики грунтовых оснований. Применение специализированной каркасной геосетки КС-16 «Росомаха» более эффективно в конструкциях временных автомобильных дорог по сравнению с универсальным геосинтетическим материалом Гекса ТН-50. Ключевые слова: армированное основание, геосинтетические материалы, динамический плотномер, динамический модуль упругости, статический модуль упругости. Сведения об авторах:
Комаров Дмитрий Александрович – инженер, e-mail: rus-59@yandex.ru. Клевеко Владимир Иванович – кандидат технических наук, доцент, e-mail: vlivkl@mail.ru. Список литературы:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАЙ FUNDEX ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО «ОТДЫХА» В ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ СТАТИЧЕСКИМИ ВДАВЛИВАЮЩИМИ И ВЫДЕРГИВАЮЩИМИ НАГРУЗКАМИ А.В. Савинов, В.Э. Фролов, Ю.Н. Бровиков, М.П. Кожинский Получена: 29.07.2019 Рассмотрена: 01.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Анализируются результаты экспериментальных исследований новых для г. Саратова свай Fundex. Приведена классификация свай д.т.н., проф. Ф.К. Лапшина по характеру их совместной работы с грунтом основания. Отмечены изменения, внесенные в 2016 г. в СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты», касающиеся расчета вытеснительных набивных бетонных свай. Проведен краткий анализ истории создания таблиц СП 24.13330 по определению расчетных сопротивлений на боковой поверхности и под нижним концом свай. Показано, что данные величины не являются предельными сопротивлениями при исчерпании несущей способности грунта при «срыве», а приняты с некоторым запасом при достижении сваей «заранее заданной» осадки. Отмечено существование большого количества методов испытаний свай ступенчато-возрастающими нагрузками, отличающихся от методики ГОСТ 5686–2012 «Грунты. Методы полевых испытаний сваями» различными критериями оценки предельной несущей способности сваи. В идентичных грунтовых условиях изготовлены две одинаковые сваи, и после продолжительного «отдыха» (3 месяца) без нагрузки выполнены испытания свай по ГОСТ 5686 статическими вдавливающими и выдергивающими нагрузками. Инженерно-геологические условия площадки и расстояние между сваями исключали их взаимное влияние при изготовлении и испытаниях. Проведено сопоставление результатов натурных испытаний свай Fundex с расчетными значениями несущей способности вытеснительных свай, определенных по рекомендациям СП 24.13330. Отмечено существенное расхождение экспериментальных и расчетных величин при оценке несущей способности пяты сваи. Ключевые слова: свая Fundex, вытеснительная набивная свая, «отдых» сваи, несущая способность (предельное сопротивление) сваи Fd, методы полевых испытаний сваями. Сведения об авторах:
Савинов Алексей Валентинович – доктор технических наук, доцент, e-mail: alexey_savinov@mail.ru. Фролов Вадим Эдуардович – кандидат технических наук, директор, e-mail: recon52@mail.ru. Бровиков Юрий Николаевич – технический директор, e-mail: recon52@mail.ru. Кожинский Михаил Петрович – главный специалист, e-mail: recon52@mail.ru. Список литературы: 1. Мангушев Р.А., Ершов А.В., Осокин А.И. Современные свайные технологии: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во АСВ, 2010. – 240 с. 2. Сваи и свайные фундаменты: конструкции, проектирование и технологии: учеб. 3. Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения / под общ. ред. В.А. Ильичева и Р.А. Мангушева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во АСВ, 2016. – 1040 с. 4. Basu P., Prezzi M. Design and Applications оf Drilled Displacement (Screw) Piles: 5. Лапшин Ф.К. Расчет оснований одиночных свай на вертикальную нагрузку: автореф. дис. … д-ра техн. наук. – М., 1988. – 44 с. 6. Экспериментальные исследования изменения физико-механических характеристик грунтового основания при устройстве свай по технологии «Fundex» / А.В. Савинов [и др.] // Механика грунтов в геотехнике и фундаментостроении: материалы междунар. науч.-техн. конф., г. Новочеркасск, 29–31 мая 2018 г. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2018. – С. 623–633. 7. Tomlinson M.J., Woodward J. Pile Design and Construction Practice. – Sixth Edition. – Published: Taylor&Francis, 2014. – 608 р. 8. Барвашов В.А., Экимян Н.Б., Аршба Э.Т. Методы оценки несущей способности свай при действии вертикальной нагрузки // Строительство и архитектура. Серия 10. Инженерно-теоретические основы строительства: обзор. информ. / ВНИИИС. – М., 1986. – № 2. – 68 с. 9. Fellenius B.H. The Analysis of Results from Routine Pile Load Tests // Ground Engineering. – 1980. – Vol. 13, № 6. – Р. 19–31. 10. Fellenius B.H. Basics of foundation design. – Pile Buck International, Inc., Vero Beach, FL. – 2019. – 484 p. – URL: www.Fellenius.net. 11. Бартоломей А.А., Омельчак И.М., Юшков Б.С. Прогноз осадок свайных фундаментов. – М.: Стройиздат, 1994. – 384 с. 12. Савинов А.В. Применение свай, погружаемых вдавливанием, для усиления и устройства фундаментов в условиях реконструкции исторической застройки г. Саратова. – Саратов: СГТУ, 2000. – 124 с. 13. Савинов А.В. Современные методы оценки несущей способности вдавли-ваемых свай по предельному усилию погружения // Вестник Волгоград. гос. архит.-строит. ун-та. Серия: Строительство и архитектура. – 2013. – № 30 (49). – С. 80–86. 14. Савинов А.В., Фролов В.Э. Расчетная и экспериментальная оценки несущей способности свай, погруженных вдавливанием в водонасыщенные глинистые грунты // Актуальные проблемы проектирования и устройства оснований и фундаментов зданий и сооружений: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2004. – С. 192–195. 15. Луга А.А. К нормам расчетных сопротивлений свай по грунту // Тр. ин-та ЦНИИС. – М.: Транспорт, 1965. – № 56. – С. 105–114. 16. Далматов Б.И., Лапшин Ф.К., Россихин Ю.В. Проектирование свайных фундаментов в условиях слабых грунтов. – Л.: Стройиздат, 1975. – 240 с. 17. Козаков Ю.Н., Шишканов Г.Ф. Свайные фундаменты в условиях Восточной Сибири. – Л.: Стройиздат, 1983. – 120 с. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОКЛАДКИ ТЕПЛОТРАССЫ НА СОСТОЯНИЕ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С.А. Кудрявцев, Т.Ю. Вальцева Получена: 02.08.2019 Рассмотрена: 05.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Представлен способ предотвращения деформаций линейных сооружений в связи с прокладкой теплосети, которая способствует образованию наледи. Рассматриваемая конструкция покрытия дорожной одежды при прокладке теплосети возводится на участке автомобильной дороги по ул. Пионерская, который относится к дорогам III категории. Приведены результаты научных исследований и инженерных расчетов параметров рациональных конструкций автомобильных дорог при прокладке теплосети на примере Дальневосточного участка автодороги. Разработка представляет собой обобщение результатов решения инженерных, научных и расчетно-прикладных задач. На рассматриваемом участке прокладывается теплосеть, которая впоследствии будет прогревать наружную поверхность асфальтобетона за счет тепловыделений труб, что вызовет образование наледи на наружной поверхности асфальтобетона в период с отрицательными температурами. Конструкция включает в себя псевдоплиту в слоях щебня с использованием интегральной двухосной георешетки, а также теплоизоляционный слой. В процессе анализа исходных данных и при выполнении работы установлено, что для возможности оценки и сравнения показателей необходимо предусмотреть расчетно-теоретические исследования для нескольких вариантов конструкций. При анализе возможных методов и средств для определения рациональных параметров конструкции целесообразным будет использование геотехнических программных комплексов FEM models и Termoground, способных в комплексе Ключевые слова: деформации, промерзание, оттаивание, геосинтетические материалы, георешетка, моделирование, теплоизоляция, несущая способность, напряженно-деформированное состояние. Сведения об авторах:
Кудрявцев Сергей Анатольевич – доктор технических наук, профессор, e-mail: prn@festu.khv.ru. Вальцева Татьяна Юрьевна – кандидат технических наук, доцент, e-mail: vtu25@mail.ru. Список литературы:
АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ И МЕТОДЫ РЕМОНТА ЛИЦЕВОГО СЛОЯ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ МНОГОСЛОЙНЫХ СТЕН НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО ДОМА В Г. ПЕРМИ Ю.С. Избицкая, С.В. Калошина, Д.Г. Золотозубов Получена: 13.08.2019 Рассмотрена: 05.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Рассматривается проблема возникновения дефектов в лицевом слое кирпичной кладки многослойных стен. На многих объектах, возведенных с использованием технологии слоистых кладок с облицовкой кирпичом, через несколько лет эксплуатации начинают появляться такие дефекты, как вертикальные трещины в лицевом слое кладки, разрушение кирпичей лицевого слоя. Данные дефекты ухудшают эстетический облик здания, снижают теплотехнические характеристики наружных стен, а также, в ряде случаев, могут привести к обрушению отдельных участков кирпичного облицовочного слоя. Указанная проблема рассматривается на примере 10-этажного жилого дома с наружными многослойными стенами, расположенного в г. Перми. Здание было введено в эксплуатацию в 2005 г., но уже в 2010 г. было обнаружено множество дефектов лицевого слоя кирпичной кладки. В статье приводятся данные, полученные в ходе обследований, выполненных в 2010 и 2019 гг. Описаны основные дефекты наружной версты кладки, среди которых можно выделить разрушение лицевого слоя кладки, вертикальные трещины, отсутствие зачеканки швов вдоль опорного уголка лицевой кладки, отсутствие деформационных швов. Основные причины повреждений связаны с многочисленными отступлениями от проекта. Приводятся результаты расчета наружной версты кирпичной кладки на внецентренное сжатие. В качестве мероприятий, направленных на устранение дефектов, в статье приведены возможные методы ремонта лицевой кладки: устройство вертикальных и горизонтальных деформационных швов, продольное армирование и анкеровка стержнями BIT для предотвращения развития вертикальных трещин и разрушения кладки. Ключевые слова: многослойные стены, трещины в лицевом слое кладки, разрушение кладки, деформационные швы, спиралевидные анкеры. Сведения об авторах:
Избицкая Юлия Сергеевна – студентка, e-mail: Izbyuliya@rambler.ru. Калошина Светлана Валентиновна – кандидат технических наук, доцент, e-mail: kaloshina82@mail.ru. Золотозубов Дмитрий Геннадьевич – кандидат технических наук, доцент, e-mail: dddzet@mail.ru. Список литературы:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В ГРУНТАХ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СКВАЖИНУ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ РАДИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ А.З. Хасанов, З.А. Хасанов, Н.А. Набиева, Ж.А. Хасанов Получена: 01.08.2019 Рассмотрена: 19.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Рассмариваются вопросы, связанные с определением радиальных и тангенциальных напряжений в скважине при наличии гравитационного давления массива грунта. За основу взяты известные теоретические решения осесимметричной задачи о толстостенной трубе, а именно – решение Ламе. Рассмотрено действие двух давлений: внутреннего давления р1 и внешнего р2, равномерно распределенных по внутренней и наружной поверхностям полого цилиндра. В результате проведенных теоретических исследований было установлено, что использование уравнения теории упругости для определения радиальных и тангенциальных напряжений в скважине с внутренним эффективным давлением sr = р1 приводит к его медленному убыванию по горизонтали, что не наблюдается на практике. Авторами предложены решения, которые позволяют получить для грунтов более близкие значения sr. Ключевые слова: радиальные и тангенциальные напряжения, гравитационное давление, массив грунта, решение Ламе. Сведения об авторах:
Хасанов Аскар Забиевич – доктор технических наук, профессор, e-mail: uzssmge@gmail.com. Хасанов Зохир Аскарович – кандидат технических наук, доцент, e-mail: uzssmge@gmail.com. Набиева Нигора Акбаровна – докторант, e-mail: uzssmge@gmail.com. Хасанов Жахонгир Алижон угли – магистрант, e-mail: uzssmge@gmail.com. Список литературы: 1. Глушков Г.С., Синдеев В.А. Курс сопротивления материалов. – М.: Высшая школа, 1965. – 767 с. 2. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа: в 3 т. – М.: Дрофа, 2004. – Т. 2. – 720 с. 3. Лурье А.И. Теория упругости. – М.: Наука, 1970. – 940 с. 4. Тихонов А.Н., Самарский А.А. Уравнения математической физики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 735 с. 5. Хасанов А.З., Хасанов З.А. Основания и фундаменты на лессовых просадочных грунтах. – Ташкент: Изд-во ИПТД «Узбекистон», 2006. 6. Хасанов А.З., Хасанов З.А. Экспериментально-теоретические исследования прочности и устойчивости грунтов. – Самарканд: Zarafshon, 2015. 7. Цытович Н.А. Механика грунтов. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 c. 8. Далматов Б.И. Механика грунтов, основания и фундаменты: учебник для вузов. – 2-е изд. – Л.: Стройиздат, 1988. – 415 с. 9. Терцаги К. Теория механики грунтов. – М.: Госстройиздат, 1961. – 507 с. 10. Тер-Мартиросян З.Г. Механика грунтов. – М.: Изд-во АСВ, 2009. – 551 с. ВЛИЯНИЕ СПОСОБА ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ НА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ СЕТИ Е.А. Бирюзова, А.С. Глуханов Получена: 01.07.2019 Рассмотрена: 05.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Через трубопроводы тепловых сетей, из-за большой их протяженности, теряется большое количество тепловой энергии. Поиск технических решений, направленных на повышение энергоэффективности тепловых сетей, является актуальной задачей в настоящее время. Статья посвящена рассмотрению вариантов прокладки трубопроводов тепловых сетей при выполнении проектных работ. В проведенных исследованиях рассматриваются два основных способа подземной прокладки трубопроводов тепловых сетей с выбором наиболее энергоэффективного, с минимальными потерями тепловой энергии. Канальный и бесканальный способы прокладки исследуются при одинаковых конструктивных особенностях и технологических условиях работы трубопроводов тепловых сетей с применением одинакового материала тепловой изоляции. Для каждого варианта определяется необходимая толщина тепловой изоляции по нормированной плотности теплового потока, выполняются тепловые расчеты с определением потерь теплоты и величины температурных полей, образующихся вокруг работающих трубопроводов тепловых сетей. Полученные значения толщины тепловой изоляции при канальном способе прокладки трубопроводов на 30–50 % ниже аналогичных значений при бесканальной прокладке. Величины потерь теплоты, по результатам теплового расчета для рассматриваемых вариантов, при канальном способе прокладки снижаются на 47–65 %. Температурные поля, образующиеся вокруг трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке, значительно превышают естественную величину температуры грунта на глубине заложения трубопровода. Это оказывает большое влияние на определение расстояния до смежных трубопроводов и других инженерных коммуникаций, прокладываемых подземно, в зоне действия тепловой сети. Сравнительный анализ полученных результатов дает возможность выделить выбор способа прокладки трубопровода в группу мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения. Ключевые слова: энергоэффективность, потери теплоты, канальная и бесканальная прокладка трубопроводов, тепловая изоляция, система теплоснабжения Сведения об авторах:
Бирюзова Елена Александровна – кандидат технических наук, доцент, e-mail: biryuzova@rambler.ru. Глуханов Александр Сергеевич – кандидат технических наук, доцент, e-mail: promo1978@mail.ru. Список литературы:
ФЛОТАЦИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ ОЧИСТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД Г.И. Зубарева Получена: 16.07.2019 Рассмотрена: 05.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Обоснована необходимость проведения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды промышленными выбросами, в частности сточными водами. Показано, что одним из перспективных методов очистки промышленных стоков является флотация. Обсуждены ее сущность, характеристики и виды флотации. Перечислены факторы, определяющие применение разных видов флотации для очистки промышленных сточных вод. Показано, что метод флотации может быть применен для концентрирования различных по своей природе загрязнений из промстоков: взвешенных веществ, нефтепродуктов, жиров, ионов тяжелых металлов, СПАВ. Установлено, что наиболее широкое распространение в практике очистке промышленных стоков получили напорная флотация, электрофлотация и ионная флотация. Рассмотрены их преимущества по сравнению с другими видами флотации. Обсуждены причины, сдерживающие широкое применение флотационных методов для очистки промышленных сточных вод. Приведены примеры эффективных технологических схем очистки сточных вод ряда отраслей промышленности (нефтеперерабатывающих предприятий, мясной промышленности, гидрометаллургической отрасли, гальванических производств), включающие стадию флотационной обработки сточных вод. Определены факторы, обусловливающие применение флотационной обработки сточных вод в технологических схемах на определенном этапе очистки промстоков. Сделан вывод об универсальности метода флотации, позволяющего эффективно удалять из промышленных сточных вод широкий спектр загрязнений. Данный метод успешно сочетается с известными методами очистки в технологических схемах в качестве предварительного, основного способа очистки или доочистки стоков до нормативных требований. Ключевые слова: промышленные сточные воды, очистка, флотация, виды флотации, универсальность флотации, технологические схемы очистки. Сведения об авторах:
Зубарева Галина Ивановна – доктор технических наук, старший научный cотрудник, e-mail: zubarevag@inbox.ru. Список литературы: 1. Алексеев Е.В. Очистка сточных вод флотацией. Основы технологии и применение. – М.: Изд-во ACB, 2015. – 160 c. 2. Ксенофонтов Б.С. Флотационная очистка сточных вод. – М.: Новые технологии, 2003. – 160 c. 3. Алексеев Е.В. Основы технологии очистки сточных вод флотацией. – М.: Изд-во ACB, 2009. – 137 c. 4.Ксенофонтов Б.С. Проблемы очистки сточных вод промышленных предприятий // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». – 2011. – № 3. – С. 1–24. 5. Chen G. Electrochemical technologies in waste water treatment // Separation and PurificationTechnology. – 2004. – № 38. – Р. 11–41. 6. Применение напорной флотации для очистки стоков / Л.М. Кочетов, Б.С. Сажин, В.Б. Сажин [и др.] // Успехи в химии и химической технологии. – 2010. – Т. ХХIV, № 3 (108). – С. 113–116. 7. Зубарева Г.И., Черникова М.Н. Глубокая очистка сточных вод от поверхностно- 8. Зубарева Г.И., Черникова М.Н. Технологические схемы глубокой очистки нефтесодержащих сточных вод с применением метода напорной флотации // Экология и промышленность России. – 2011. – № 10. – С. 15–17. 9. Очистка стоков мясокомбинатов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vo-da.ru/articles/ochistka-stokov-myasokombinatov/trebovaniya-los (дата обращения: 26.02.2019). 10. Электрофлотационная технология очистки сточных вод промышленных предприятий / В.А. Колесников, Ю.И. Капустин [и др.]. – М.: Химия, 2007. – 304 c. 11. Филатова Е.Г. Обзор технологий очистки сточных вод от ионов тяжелых металлов, основанных на физико-химических процессах // Изв. вузов. Прикладная химия и биотехнология. – 2015. – № 2 (13). – c. 97–109. 12. Борисов И.А. Методы очистки сточных вод [Электронный ресурс]. – URL: https:// 13. Очистка жиросодержащих стоков [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nwr-bio.ru/ochistka_zhirosoderzhashchih_stokov/ (дата обращения: 20.02.2019). 14. Шевелин И.Ю. Использование ионной флотации для очистки минерализованных промышленных вод // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2015. – C. 406–412. 15. Медяник Н.Л. Теоретическое обоснование и разработка ресурсовоспроизводящих технологий комплексной переработки техногенных вод медно-цинковых горных предприятий: автореф. дис. … д-ра техн. наук. – М.: Ин-т проблем комплексного освоения недр РАН, 2012. – 41 c. 16. Ксенофонтов Б.С. Интенсификация флотационного извлечения ионов металлов из сточных вод // Экология промышленного производства. – 2013. – № 1. – С. 25–28. 17. Черникова М.Н., Зубарева Г.И. Технологические схемы глубокой очистки сточных вод гальванического производства от ионов тяжелых металлов с применением флотации // Экология и промышленность России. – 2013. – № 5. – C. 26–27. 18. Флотационная очистка сточных вод [Электронный ресурс]. – URL: https://studref.com/319317/bzhd/flotatsionnaya_ochistka_stochnyh (дата обращения: 21.02.2019). ПРОИЗВОДСТВО ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПЕПЛА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИМАГАДАНЬЯ А.В. Болотин, С.М. Сергеев, А.А. Лунегова, Е.А. Кочеткова Получена: 27.05.2019 Рассмотрена: 01.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Развитие современных технологий не стоит на месте, и ученые стараются не только изобретать новые строительные материалы, но и находить нестандартное применение различного сырья, которое ранее считалось непригодным для использования. Инновационные технологии активно используются для современного строительства зданий, в частности, некоторые виды новых материалов находят применение при возведении объектов различного назначения. Особенно это актуально в районах, где нет возможности завозить или использовать обычные стройматериалы в силу различных причин. Зачастую застройщики при проектировании здания задаются вопросом: стоит ли производить утепление дома при строительстве и какой утеплитель для стен дома лучше выбрать? В данной статье рассматривается вопрос о том, какой утеплитель для стен при строительстве подходит больше всего. Наиболее распространенными являются минеральные утеплители, которые сегодня представлены на рынке в виде плит из базальта, стекловолокна и т.п. Они имеют такие преимущества, как низкая теплопроводность, хорошая теплоизоляция и паропроницаемость. В статье представлена таблица со сравнительными эксплуатационными характеристиками минераловатной каменной плиты и плиты из стекловолокна. Каменная или базальтовая вата обладает рядом преимуществ. Она способна выдержать значительные температуры и температурные перепады, плиты легко транспортировать, удобно производить монтаж. На наш взгляд, серьезной альтернативой базальту при производстве теплоизоляционных материалов является вулканический пепел. Одним из основных особенностей вулканического пепла являются его строительные качества, такие как хорошая теплоизоляция и экологически безвредный состав. Поскольку в статье рассматривается возможность производства теплоизоляционных материалов на основе вулканического пепла, нами был выполнен теплотехнический расчет ограждающих конструкций. Также в таблицах приведены расходы на транспортировку вулканического пепла от месторождения до пункта предполагаемого производства теплоизоляционного материала. Вулканический пепел может широко использоваться в странах с высокой вулканической активностью в качестве недорогого сырья для изготовления стройматериалов. Он не требует дополнительной обработки и обладает рядом полезных свойств. Ключевые слова: строительство, строительные материалы, утеплитель, минеральный утеплитель, каменная вата, вулканический пепел. Сведения об авторах:
Болотин Александр Викторович – кандидат химических наук, доцент, e-mail: alexandr_bolotin@mail.ru. Сергеев Сергей Михайлович – доцент, e-mail: gavroch1960@mail.ru. Лунегова Анастасия Антоновна – кандидат экономических наук, доцент, е-mail: laaru@rambler.ru. Кочеткова Екатерина Александровна – студентка, e-mail: gavroch1960@mail.ru. Список литературы: Vinokna.ru. Как эффективно использовать вулканический пепел? [Электронный ресурс]. – URL: http://vinokna.ru/stat/3246_stat.html (дата обращения: 3.09.2018). 4. Magadan.tiu.ru. Вата минеральная в Магадане [Электронный ресурс]. – URL: https:// 9. Вулканические пеплы Примагаданья: петролого-геохимические особенности и возраст [Электронный ресурс] / Г.А. Шатков, О.Ю. Лебедева, А.В. Антонов, Н.Г. Бережная, П.А. Львов, Ю.С. Балашова, С.А. Сергеев // Региональная геология и металлогения. – 2017. – № 71. – С. 19–34. – URL: https://vsegei.ru/ru/public/reggeology_met/content/2017/71/71_02.pdf (дата обращения: 3.09.2018). 10. Давыдова А.А. Перспективы развития производства строительных материалов в северном регионе (на примере Магаданской области [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – № 2. – С. 61–67. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2011/02/2011-02-10.pdf (дата обращения: 3.09.2018). 11. Jborder.ru. Замена составляющих цемента пеплом позволяет снизить энергопотребление [Электронный ресурс]. – URL: https://jborder.ru/nauka/vulkanicheskij-pepel-delaet-beton-bolee-ekologichnym (дата обращения: 3.09.2018). 12. Vostokmedia.com. Вулканический пепел изучат магаданские ученые [Электронный ресурс]. – URL: https://vostokmedia.com/news/society/19-07-2011/vulkanicheskiy-pepel-izuchat-magadanskie-uchenye (дата обращения: 3.09.2018). 13. Ru.wikipedia.org. Вулканический пепел [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%BF% D0%B5%D0%BB (дата обращения: 3.09.2018). 14. Teplogalaxy.ru. Базальтовый утеплитель [Электронный ресурс]. – URL: https://teplogalaxy.ru/bazaltovyj-uteplitel (дата обращения: 3.09.2018). 15. Лобатовкина Е.Г., Мягков М.С. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций жилых и общественных зданий [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Моск. архит. ин-т (гос. акад.). – М., 2016. – URL: http://www.marhi.ru/kafedra/techno/phisics/metod_teplotech_2016.pdf) (дата обращения: 3.09.2018). ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТНОЙ ТОПОЛОГИИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ Д.В. Топчий, А.Ю. Юргайтис, А.Д. Попова, Ю.С. Юргайтис Получена: 24.04.2019 Рассмотрена: 25.06.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
В настоящее время расширилась сфера применения экспертиз, в связи с различным назначением увеличилось их количество, при этом значительно усложнилась их структура. В данной статье авторы систематизировали и обобщили нормативно-техническую базу и опыт прохождения государственной и негосударственной экспертизы проектно-сметной документации (ПСД) с указанием особенностей данной процедуры при разного рода параметрах и условиях с целью получения полной информации для дальнейшей оптимизации, гармонизации работы руководителей проектов при определении формата согласования проекта. Практическая значимость работы заключается в том, что в ней на базе теоретических и методологических исследований разработаны методики, необходимые пользователям для подготовки к прохождению экспертиз, сформулированы практические рекомендации и предложения по процедурам экспертиз в сфере инвестиционной деятельности. Решение указанных задач проводилось с использованием системного подхода, индуктивного и дедуктивного методов оценки системы государственных и негосударственных экспертиз. В процессе исследования авторами наряду с научными и учебными источниками использовались: федеральное законодательство, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. В статье впервые разработана и представлена топология объектов капитального строительства, на основе которой сформирована сводная таблица с требуемым форматом согласования проектно-сметной документации того или иного типа инвестиционно-строительного проекта. Данный материал может быть полезен сотрудникам проектных отделов, руководителям проектных работ (главным инженером проектов – ГИП), девелоперам инвестиционно-строительных проектов в целях оптимизации работы на стадии прохождения экспертизы проектно-сметной документации и оперативного перевода проекта из стадии согласования в стадию фактической реализации (выполнения строительно-монтажных работ). Ключевые слова: проектные работы, экспертиза проектной документации, проектно-сметная документация, государственная экспертиза, негосударственная экспертиза, состав и содержание проектной документации. Сведения об авторах:
Топчий Дмитрий Владимирович – кандидат технических наук, доцент, e-mail: 89161122142@mail.ru. Юргайтис Алексей Юрьевич – ассистент, e-mail: aljurgaitis@gmail.com. Попова Александра Дмитриевна – студентка. Юргайтис Юрий Станиславович – руководитель отдела согласований и правового регулирования. Список литературы:
ПОЛУКОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СЕЛЕВОГО РИСКА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ С.И. Маций, Л.А. Сухляева Получена: 08.06.2019 Рассмотрена: 01.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Полуколичественная методика определения категории селевого риска транспортных сооружений предназначена для выявления потенциально селеопасных участков дорог и оценки последствий селевого воздействия. Результаты, полученные с применением данной методики, могут быть использованы для обоснования очередности выполнения ремонта или строительства сооружений инженерной защиты, средств мониторинга и оповещения об опасности. Натурные обследования селеопасных русел Черноморского побережья Краснодарского края и расчет параметров потоков позволяют ранжировать факторы селеобразования относительно друг друга. В соответствии с интенсивностью проявления и оказываемым воздействием на дорогу каждому фактору присвоены баллы. Взаимовлияние отдельных условий определяется путем интеграции. Интегрирование осуществляется комбинированным способом, включающим суммирование и перемножение. Основными критериями формирования селевого потока служат: крутизна склонов и русел водосбора, количество продуктов разрушенных горных пород (степень развития процессов эрозии; наличие, величина и расположение участков с большим запасами рыхлообломочного материала), источники питания водной составляющей селя, высотное расположение участка, геологическое строение, растительный покров, интенсивность процессов эрозии и выветривания; информация о селевых сходах (повторяемость, объем выносов). Также большую роль в оценке риска играет техническое состояние противоселевых и иных сооружений инженерной защиты. Из-за накапливающихся со временем повреждений происходит снижение прочности и устойчивости, повышается вероятность разрушения конструкции. Вовлечение в поток ранее задержанных наносов и частей самой конструкции приводит к образованию прорывной волны, значительному возрастанию характеристик селевого потока и увеличению наносимого ущерба. Ключевые слова: селевой риск, селевые потоки, защита дорог от селей, оценка риска, сель, инженерная защита, мониторинг, полуколичественная оценка риска, автомобильные дороги, геотехнический риск. Сведения об авторах:
Маций Сергей Иосифович – доктор технических наук, профессор, e-mail: matsiy@mail.ru. Сухляева Любовь Александровна – аспирант, e-mail: l8800019@yandex.ru. Список литературы:
ОЦЕНКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДОРОГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕДВИЖНОЙ ДОРОЖНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В.В. Кореневский, Е.А. Мордик Получена: 09.08.2019 Рассмотрена: 06.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена тем, что любое сложное лабораторное оборудование требует соответствующей квалификации обслуживающего персонала. Успешно освоенный курс обучения оператора достаточен для большинства стандартных ситуаций, но не дает исчерпывающие представления об особенностях работы оборудования и программного обеспечения в сложных полевых условиях, что, в свою очередь, может вызвать затруднения в эксплуатации прибора и возрастание доли субъективных решений в получаемом результате. Полнее изучить работу сложного оборудования можно, только имея практический опыт его эксплуатации в разных условиях. Данная статья раскрывает особенности работы комплекса «Геометрия» передвижной дорожной лаборатории КП-514 СМП «Трасса», которая используется для определения параметров геометрических характеристик, ровности покрытия, прочности дорожной одежды и т.д. Ведущий подход к изучению этой проблемы – описательный метод, позволивший выявить особенности геометрических характеристик автомобильной дороги. Авторы детально изучили транспортную развязку на 73 км автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керченский пролив. В ходе исследования было установлено, что модуль «Геометрия» является достаточным для подтверждения безопасных условий движения и восстановления утраченных сведений о геометрии дороги, поскольку информация о наличии и параметрах переходных кривых не содержится в описании плана трассы. Кроме того, авторы пришли к выводу, что настройки программного обеспечения влияют на точность обработки исходной траектории и регулируют ее с помощью параметра «интервал сравнения» окна «настройки» программно-измерительного комплекса «Дорога-ПРО». Материалы статьи предполагают практическую значимость для преподавателей вузов инженерных специальностей. Ключевые слова: геометрические параметры, геометрия дороги, транспортная развязка, графическое изображение обработки плана трассы, комплексная передвижная дорожная лаборатория. Сведения об авторах:
Кореневский Всеволод Валерьевич – кандидат технических наук, заведующий кафедрой, e-mail: vskor@mail.ru. Мордик Екатерина Александровна – ассистент, e-mail: erika_2006@list.ru. Список литературы:
ОЦЕНКА ИЗНОСА КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ДОЛГОВЕЧНОСТИ Б.А. Бондарев, Т.М. Зайцева, А.Г. Саакян, Т.Р. Лезгиев Получена: 01.09.2019 Рассмотрена: 06.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Деформационные швы являются одним из важнейших конструктивных элементов мостового сооружения и представляют собой зазоры между торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. От правильного выбора и монтажа деформационных швов во многом зависит долговечность сооружения в целом. Результаты многочисленных технических обследований мостов и путепроводов показывают, что основными дефектами и повреждениями элементов конструкций деформационных швов являются: расстройство конструкции шва из-за неправильного выбора и монтажа; образование трещин в зоне швов на покрытии различной длины и с разной шириной раскрытия. Кроме вышеуказанных дефектов важную роль в процессе разрушения покрытия в зоне деформационных швов играет образование колеи из-за перепадов отметок мостового полотна на стыке дорожной одежды и деформационных швов. Разрушение покрытия в зонах деформационных швов во многих случаях происходит из-за интенсивного колееобразования, в то же время образование колей происходит из-за разности отметок дорожной одежды и деформационных швов. Для предотвращения колееобразования в зоне деформационных швов применяют следующие технические решения: устройство пешеходных зон, бетонных приливов (окаймлений). В этих зонах рекомендуется устройство приливов на основе полимерных композиционных материалов (ПКМ), обладающих высокими демпфирующими свойствами и циклической долговечностью. Испытания на выносливость и изучение демпфирующих свойств велись по общепринятым методикам для полимербетонов ФАМ и ФАЗИС-30. Получены значения декремента колебаний для вышеуказанных материалов и показатели их циклической долговечности. Ключевые слова: деформационный шов, колееобразование, колея, полимербетон, циклическая долговечность, демпфирующая способность. Сведения об авторах:
Бондарев Борис Александрович – доктор технических наук, профессор, e-mail: LNSP-48@mail.ru. Зайцева Татьяна Михайловна – студент, e-mail: za.tat.m@yandex.ru. Саакян Артем Гагикович – студент, e-mail: za.tat.m@yandex.ru. Лезгиев Турал Рашидович – аспирант, e-mail: lezgiev93@mail.ru. Список литературы:
ОЦЕНКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Т.П. Кашарина, Н.Н. Проценко Получена: 01.06.2019 Рассмотрена: 25.10.2019 Опубликована: 10.01.2020 ![]() Аннотация:
Рассматриваются вопросы оценки создания и развития устойчивых природно-технических систем, которые благоприятно влияют на условия жизнедеятельности коренных народов Крайнего Севера; разработки средств защиты их от негативных воздействий; новых методов и критериев оценки экологических факторов, влияющих на них, в том числе городского строительства. Город – это экологическая система, созданная людьми. Жизнеспособное, т.е. устойчивое, строительство обеспечивает новую парадигму отношений к природе и к традициям коренного населения. Это связано в том числе с тем, что здания для средней полосы не всегда подходят для условий Крайнего Севера. Также это требует введения комплекса совершенно новых принципов, которые ранее не рассматривались при строительстве: качество среды жизни; сохранение ресурсов, контроль (выделений) загрязнений, социальное равенство и т.п. В настоящее время значительное влияние имеет инфраструктурное поле, это позволяет ускорить процесс получения необходимых данных по конкретному вопросу. Для районов Арктики (Крайнего Севера) наиболее приемлемым является создание экодомов, т.е. эффективных малоэтажных, биоклиматических, блокированных домов или домов с участком земли и с использованием в комплексе с агротехнологией – пермакультурой, которая распространяется на все аспекты экологии, экономики и общественной жизни, в том числе вклад человека и создание им собственных экосистем, необходимых для устойчивого земледелия в конкретных зонах. Разрабатывая планы комплексных инновационных проектов, учитывают: экономические и экологические вопросы проектных решений; создание технических систем, которые обеспечивают население продуктами питания, т.е. II природа. Ключевые слова: природно-технические системы, Крайний Север, качество среды жизни, экологический мониторинг, экодом. Сведения об авторах:
Кашарина Татьяна Петровна – доктор технических наук, профессор, e-mail: kasharina_tp@mail.ru. Проценко Николай Николаевич – аспирант, e-mail: kasharina_tp@mail.ru. Список литературы:
| ||