ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВОЗДУШНОГО СТАРТЕРА И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ Г.М. Попов, В.М. Зубанов, В.Н. Мавтвеев, О.В. Батурин, А.И. Корнеева Получена: 01.10.2020 Рассмотрена: 01.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приводится подробное описание разработанного авторами метода согласования рабочего процесса основных элементов системы запуска современного газотурбинного двигателя для самолета гражданской авиации: вспомогательной силовой установки и воздушной турбины – стартера. Данная методика была разработана в ходе решения практической задачи подбора существующих ВСУ и воздушной турбины для вновь создаваемого двигателя. Необходимость разработки указанного метода вызвана отсутствием рекомендаций по согласованию элементов системы запуска в доступной литературе. В основе метода лежит совмещение характеристик ВСУ и турбины, приведенных к единой системе координат. Пересечение линий характеристик, соответствующих одинаковым условиям, указывает на возможность совместной работы указанных элементов. Отсутствие пересечения говорит о невозможности совместного функционирования. При расчете учитываются также потери в магистралях подвода воздуха к турбине. Использование разработанного метода позволяет оценить возможность совместной работы ВСУ и воздушной турбины на любом эксплуатационном режиме. Кроме проверки возможности функционирования, в результате расчета определяются конкретные параметры рабочего процесса в рабочей точке, которые затем используются как исходные данные при расчетах элементов системы запуска, например определения параметров турбины, которые, в свою очередь, позволяют дать исходную информацию для расчета времени запуска или возможности функционирования системы запуска ГТД по прочностным и другим критериям. Алгоритм расчета времени запуска ГТД также был разработан авторами и реализован в виде оригинальной компьютерной программы. Ключевые слова: запуск ГТД, система запуска, воздушная турбина, методика, совместная работа, вспомогательная силовая установка, мощность, время запуска, сомещение характеристик, согласование, эксплуатационные харатеристики, программа ЭВМ. Сведения об авторах:
Попов Григорий Михайлович (Самара, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: grishatty@gmail.com). Зубанов Василий Михайлович (Самара, Россия) – младший научный сотрудник научно-образовательного центра газодинамических исследований, ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: waskes91@gmail.com). Матвеев Валерий Николаевич (Самара, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: valeriym2008@rambler.ru). Батурин Олег Витальевич (Самара, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: oleg.v.baturin@gmail.com). Корнеева Анастасия Ивановна (Самара, Россия) – инженер отдела перспективных проектов и программ, ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: akorneeva94@mail.ru). Список литературы: 1. Zoccoli M.J., Cheeseman W.H. Development of the next generation gas turbine based jet air start unit for the US navy // Proceed. of the ASME 1998 Int. Gas Turb. and Aeroeng. Cong. and Exhib., Stockholm, Sweden, June 2–5, 1998. – Stockholm, Sweden, 1998. – 98-GT-084. DOI 10.1115/98-GT-084 2. Алабин М.А., Кац Б.М., Литвинов Ю.А. Запуск авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1968. – 227 с. 3. High fidelity modeling of the acceleration of a turboshaft engine during a restart / A. Ferrand, M. Bellenoue, Y. Bertin [et al.] // Proceed. of the ASME Turbo Expo 2018: Turbomach. Techn. Conf. and Expos, Oslo, Norway, June 11–15, 2018. – Oslo, Norway, 2018. – GT2018-76654. DOI 10.1115/GT2018-76654 4. Turbo engine starting control law design and process simulation / T. Tian, Ch. Yu-chun, M. Xin-yue, Z. Chao // Proceed. of the 2018 9th Int. Conf. on Mechan. and Aerosp. Eng. (ICMAE), Budapest, Hungary, July 10–13, 2018. – Budapest, Hungary, 2018. – P. 546–551. DOI 10.1109/ICMAE.2018.8467712 5. Park J.H., Baek JeH. Design of an air-starter turbine and starting performance prediction through the numerical analysis // Proceed. of the ASME Turbo Expo 2015: Turbine Techn. Conf. and Expos., Montreal, Quebec, Canada, June 15–19, 2015. – Montreal, Quebec, Canada, 2015. – GT2015-43062. DOI 10.1115/GT2015-43062 6. Modeling and simulation of the start-up operation of a heavyduty gas turbine by using NARX models / H. Asgari, X. Chen, R. Sainudiin, M. Morini, M. Pinelli [et al.] // Proceed. of ASME Turbo Expo, Düsseldorf, Germany, June 16–20, 2014. – Düsseldorf, Germany, 2014. – GT2014-25056. 7. Иноземцев А.А., Нихамкин М.А., Сандрацкий В.Л. Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок. – М.: Машиностроение, 2008. – 207 с. 8. Кац Б.М., Жаров Э.С., Винокуров В.К. Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1976. – 220 с. 9. Improving of the working process of axial compressors of gas turbine engines by using an optimization method / E. Marchukov, I. Egorov, G. Popov [et al] // IOP Conf. Series: Materials Sci. and Eng. – 2017. – Vol. 232, no. 1. – Art. 012041. DOI 10.1088/1757-899X/232/1/012041 10. Matveev V., Baturin O., Popov G. The optimization of four-stage low pressure turbine with outlet guide vane // IOP Conf. Series: Materials Sci. and Eng. – 2018. – Vol. 302, no. 1. – Art. 012037. DOI: 10.1088/1757-899X/302/1/012037 11. Marchukov E.Y., Egorov I.N. Gas dynamic modernization of axial uncooled turbine by means of CFD and optimization software // IOP Conf. Series: Materials Sci. and Eng. – 2018. – Vol. 302, no. 1. – Art. 012027. DOI 10.1088/1757-899X/302/1/012027 12. Fully-turbulent adjoint method for the unsteady shape optimization of multi-row turbomachinery / A. Rubino, S. Vitale, P. Colonna, M. Pini // Aerosp. Sci. and Techn. – 2020. – Vol. 106. – 106132. DOI: 10.1016/j.ast.2020.106132 13. Thorn C.R., Hartfield R.J. Three-dimensional turbine blade optimization using evolutionary algorithm with viscous flow analysis // Proceed. of the 54th AIAA Aerosp. Sci. Meeting. – 2016. – 60339. DOI: 10.2514/6.2016-0115 14. Multidisciplinary optimization design of long blade turbine stage based on parallel self-Adaptive multi-objective differential evolution algorithm / J. Li, B. Li, L. Song, Z. Feng // Proceed. of the ASME Turbo Expo. – 2016. – GT2016-56180. DOI: 10.1115/GT2016-56180 15. Мухаммедов Н.А. Обеспечение надежного запуска авиационного ГТД на основе оптимизации характеристик пускового устройства и совершенствования системы управления: дис. … канд. техн. наук: 05.07.05. – Рыбинск, 2016. – 182 с. 16. Новосельцев Д.А. Рабочий процесс компрессоров ГТД на режимах авторотации: дис. … канд. техн. наук: 05.04.06. – Омск, 2002. – 181 с. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ СТРУКТУРОЙ, ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИМИ И ТРИБОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ПОКРЫТИЙ TI1–XALXN И ТЕРМИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ПОДЛОЖКИ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕКТРОДУГОВОГО ИСПАРЕНИЯ А.Л. Каменева, Н.В. Каменева Получена: 04.10.2020 Рассмотрена: 04.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изучено влияние термического состояния твердого сплава и покрытия Ti1−xAlxN в процессе его электродугового испарения на физико-механические и трибологические свойства покрытия. Экспериментально получена зависимость процесса структурообразования покрытия Ti1−xAlxN от его температуры при осаждении. Наноструктурированное покрытие Ti1−xAlxN формируется в интервале 850–1015 К при скорости его нагрева 6 К/мин. Экспериментально выявлено снижение твердости композиции ВК8–Ti1−xAlxN при температуре выше 960 К. Снижение твердости композиции ВК8–Ti1−xAlxN в данных температурных условиях вызвано значительным увеличением зоны пластичности и размера зерна WC, а также снижением горячей твердости сплава ВК8. Таким образом, выявлено, что оптимальная температура осаждения покрытия на ВК8 не должна превышать 850–900 К. Скорректированы высокое напряжение и продолжительность ионной очистки подложки из ВК8 для уменьшения ее начальной температуры перед осаждением Ti1−xAlxN-покрытия методом электродугового испарения. За счет оптимизации термического состояния подложки из ВК8 и самого наноструктурированного Ti1−xAlxN-покрытия в процессе его осаждения стало возможным повысить физико-механические свойства и уменьшить коэффициент трения покрытия Ti1−xAlxN. По сравнению с зарубежными аналогами полученное покрытие Ti1−xAlxN обладает более высоким сопротивлением износу (Н/Е = 0,1), сопротивлением пластической деформации (Н3/Е2 = 1,31 ГПа) и упругим восстановлением (Wе = 76 %). Контроль термического состояния подложки и покрытия Ti1–xAlxN в процессе его осаждения позволяет управлять процессом его структурообразования, а также предотвратить градиент состава и свойств формируемых покрытий, увеличить термомеханическую нагрузку на инструмент и детали в процессе резки и эксплуатации. Данная методика может быть использована для других методов нанесения тонкопленочных покрытий. Ключевые слова: покрытие Ti1–xAlxN, фаза Ti2AlN, мишени Ti и Al, электродуговое испарение, корреляционная связь, катоды Ti и Al, структурное и термическое состояния, физико-механические и трибологические свойства. Сведения об авторах:
Каменева Анна Львовна (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: annkam789@mail.ru). Каменева Наталья Владимировна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: knv143@mail.ru). Список литературы:
РАЗРАБОТКА ТРАНСПОРТНОГО ДИРИЖАБЛЯ ДЛЯ ДОСТАВКИ НЕГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ НА КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ» А.А. Дидковский, Е.Д. Мухина, А.К. Чернов Получена: 16.10.2020 Рассмотрена: 16.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведен обзор существующих способов доставки негабаритных грузов при помощи водного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и дирижабельного транспорта. Проведен анализ мирового опыта создания летательных аппаратов легче воздуха и выявлены наиболее актуальные задачи для аппаратов данного типа в области ракетно-космической техники, в частности транспортировка негабаритных элементов сверхтяжелых ракет-носителей с заводов-изготовителей на космодром «Восточный», поиск и спасение космонавтов, эвакуация отработавших ступеней с полей падения к точкам утилизации и перевозка негабаритных ферменных конструкций. Определены цели и задачи настоящей работы: обзор существующих проектов транспортных дирижаблей и изучение их конструкций, разработка компоновки транспортного дирижабля для доставки ступеней сверхтяжелых ракет-носителей с заводов-изготовителей на космодром «Восточный», расчет характеристик основных систем и детализация конструкции транспортного средства. В качестве исключительных конструкторских решений опробованы силовая схема газовых оболочек на основе наддуваемых спиральных пневмоконструкций, которые позволяют термостатировать несущий газ и складывать оболочку для хранения, а также тангенциальная система обдува аэродинамической оболочки, позволяющая снизить лобовое сопротивление аппарата. На основе разработанной компоновки была создана упрощенная математическая модель аппарата, позволяющая определить оптимальные проектные параметры. Данные параметры были использованы при детальной проработке каждой из систем, затем производился итерационный расчет. В результате работы разработан облик транспортного дирижабля для доставки негабаритных элементов с заводов-изготовителей на космодром «Восточный» и определены его основные технические параметры: грузоподъемность – 100 т, крейсерская скорость – 126 км/ч, дальность полета – 10 тыс. км. Ключевые слова: транспорт, воздухоплавание, аппараты легче воздуха, дирижабль, грузоперевозки, транспортировка элементов РКТ, ракетная техника, сверхтяжелый класс, негабаритные грузы, космодром «Восточный», спасение космонавтов, утилизация отработавших ступеней. Сведения об авторах:
Дидковский Аркадий Александрович (Москва, Россия) – студент кафедры «Стартовые ракетные комплексы» ФБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, e-mail: DidkovskiyAA@yandex.ru). Мухина Екатерина Дмитриевна (Москва, Россия) – студентка кафедры «Стартовые ракетные комплексы» ФБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5). Станишевский Глеб Юрьевич (Москва, Россия) – студент кафедры «Стартовые ракетные комплексы» ФБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5). Список литературы:
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ И ОБЗОР МОДЕЛЕЙ ВТОРИЧНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РЕШЕТКАХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН С.Е. Пискунов, Д.А. Попов, Н.А. Самойленко Получена: 26.10.2020 Рассмотрена: 26.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При проектировании ТРДД особое внимание уделяется повышению экономичности при помощи увеличения показателей эффективности основных узлов. Аэродинамическая эффективность узла турбины зависит от уровня потерь полного давления и кинетической энергии, которые определяются масштабами вторичных течений в межлопаточных каналах решеток турбин. Существует множество исследований и статей на тему вторичных течений, в которых нередко одним и тем же вихревым структурам приписывают различные названия, что говорит о существовании проблемы отсутствия единой модели вторичных течений и рассогласовании названий компонентов вторичных течений при локализации англоязычных моделей на русском языке. Цель данной обзорной статьи заключается в рассмотрении существующих классификаций потерь и наиболее распространенных моделей вторичных течений в решетках турбин, среди которых модель Ванга, модель Голдштейна и Спорса, модель Шарма и Батлера и пр. На основании рассмотренных источников выделена наиболее полная классификация потерь, сопоставлены друг с другом компоненты вторичных течений из различных моделей, описан механизм их возникновения и дана наиболее полная номенклатура вторичных течений в решетках турбин. Ключевые слова: турбореактивный двухконтурный двигатель, турбина, турбина высокого давления, аэродинамика, вторичные течения, вихрь, потери полного давления, потери кинетической энергии, рабочая лопатка, сопловой аппарат, терминология вторичных течений, классификация вторичных течений. Сведения об авторах:
Пискунов Станислав Евгеньевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29); инженер-конструктор – расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: piskunov-se@avid.ru). Попов Денис Андреевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29); инженер-конструктор – расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: popov-da@avid.ru). Самойленко Никита Андреевич (Пермь, Россия) – студент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nikita5am@yandex.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОСЛОЙНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОРПУСОВ С ЛОКАЛЬНЫМИ РАССЛОЕНИЯМИ Р.В. Бульбович, А.Б. Ознобишин, Е.Н. Рогожникова Получена: 30.10.2020 Рассмотрена: 30.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проведено численно-экспериментальное исследование закономерностей влияния наиболее вероятных дефектов типа локальных расслоений внутри многослойных цилиндрических крупногабаритных корпусов на деформационные и прочностные характеристики корпусов вблизи их торцевого соединения. Проведен статистический анализ несплошностей при изготовлении отверстий под штифто-шпилечное соединение на переднем и заднем узлах стыка. Для формирования выборки были обработаны результаты сопроводительных паспортов более 200 корпусов. По результатам ультразвуковой дефектоскопии определены площади несплошностей на переднем и заднем узлах стыка и в результате статистической обработки построены диаграммы распределения несплошностей. Изготовлены физические модели корпусов в виде многослойных цилиндрических колец с наличием в структуре вероятных дефектов типа локальных расслоений и проведены по стандартной методике испытания колец для исследования влияния локальных расслоений на деформационные и прочностные характеристики кольца. Установлена связь между относительным пределом прочности и коэффициентом несплошности (отслоений) композитной структуры кольца с использованием полученных экспериментальных данных. Ключевые слова: композиционный материал, штифто-шпилечное соединение, прочность, расслоение, метод конечных элементов, напряженно-деформированное состояние, цилиндрическая оболочка, дефекты, разрушение, деформации, кольцевой образец, коэффициент несплошности. Сведения об авторах:
Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bulbovich@pstu.ru). Ознобишин Алексей Борисович (Пермь, Россия) – начальник сектора ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: oab730@iskra.perm.ru). Рогожникова Елена Николаевна (Пермь, Россия) – инженер-конструктр ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: rogoznikova@59.ru). Список литературы: 1. Болотин В.В., Гольденблат И.И., Смирнов А.Ф. Строительная механика. Современное состояние и перспективы развития: учеб. – 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1972. – 191 с. 2. Григолюк Э.И., Куликов Г.М. Развитие общего направления в теории многослойных оболочек // Механика композитных материалов. – 1988. – № 2. – С. 287–298. 3. Композиционные материалы: справ. / В.В. Васильев, В.Д. Протасов, В.В. Болотин [и др.]; под общ. ред. В.В. Васильева, Ю.М. Тарнопольского. – М.: Машиностроение, 1990. – 510 с. 4. Елпатьевский А.Н., Васильев В.В. Прочность цилиндрических оболочек из армированных материалов. – М.: Машиностроение, 1972. – 168 с. 5. Первушин Ю.С., Жернаков В.С. Основы механики, проектирования и технологии изготовления изделий из слоистых композиционных материалов: учеб. пособие / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2008. – 303 с. 6. Зиновьев П.А., Смердов А.А. Предельные возможности многослойных композитных структур // Известия РАН. Механика твердого тела. – 1994. – Т. 1. – С. 7–17. 7. Будилов И.Н. Расчет силовых и энергетических параметров разрушения в области вершины трещины в обечайке теплообменного аппарата // Вестник УГАТУ. – 2016. – Т. 20, № 2 (72). – С. 3–10. 8. Матвиенко Ю.Г. Моделирование деформирования и разрушения тел с надрезами // Вестник научно-технического развития. – 2010. – № 9 (37). – С. 37–41. 9. Бохоева Л.А., Рогов В.Е., Чермошенцева А.С. Определение критических нагрузок с помощью энергетического критерия устойчивости для локального круглого дефекта // Системы. Методы. Технологии. – 2014. – № 4 (24). – С. 32–37. 10. Гагауз Ф.М. Проблемы технологии формирования соединительных узлов конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов // Вопросы проектирования и производства конструкций летательных аппаратов: сб. науч. тр. ХАИ. – 2012. – № 4 (72). – С. 15–20. 11. Макаров В.Ф., Мешкас А.Е., Ширинкин В.В. Оптимизация процесса обработки высокотехнологичных композиционных материалов методом фрезерования // Современные тенденции в технологиях металлообработки и конструкциях металлообрабатывающих машин и комплектующих изделий: материалы VII Всерос. науч.-техн. конф., г. Уфа, 23–24 марта 2017 г. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2017. – С. 9–17. 12. Макаров В.Ф., Мешкас А.Е., Ширинкин В.В. Технологии, позволяющие повысить эффективность обработки композиционных материалов // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации. – 2015. – Т. 1. – С. 179–189. 13. Дементьев И.И., Устинов А.Н. Метод снижения остаточных напряжений в композитных элементах конструкций космических аппаратов // Альманах современной науки и образования. – 2017. – № 6 (119) . – С. 27–31. 14. Абовский Н.П., Андреев Н.П., Деруга А.П. Вариационные принципы теории упругости и теории оболочек. – М.: Наука, 1978. – 287 с. 15. Numerical prediction of the elastic characteristics of spatially reinforced composite materials / A.N. Anoshkin, P.V. Pisarev, D.A. Ermakov, K.A. Maksimova // IOP Conf. Series: Materials Sci. and Eng. – 2017. – No. 286. – P. 012029. DOI: 10.1088/1757-899X/286/1/012029 ИССЛЕДОВАНИЕ АДГЕЗИОННЫХ И ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ РЕЗИН НА ОСНОВЕ ЭТИЛЕН-ПРОПИЛЕН-ДИЕНОВЫХ С АРИМИДНЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ Г.И. Шайдурова, Д.М. Орос, Н.А. Поварницына Получена: 30.10.2020 Рассмотрена: 30.10.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Армированные материалы типа наполнитель тканевый–вулканизованная резина успешно могут эксплуатироваться при условии задаваемой адгезионной прочности на границе контакта субстрат–полимер (каучук). Представлены теоретические сведения об этилен-пропиленовых и этилен-пропилен-диеновых синтетических каучуках, известных на международном уровне под маркой «ЕРДМ-мономер», аримидном волокне и методах лабораторных исследований. Преимуществами использования СКЭП и СКЭПТ при изготовлении ТЗП являются: высокая теплостойкость, низкая плотность, хорошая совместимость с наполнителями (минеральными и синтетическими), совместимость с эпоксидными и фенолформальдегидными смолами, относятся к материалам коксуемого типа. Предоставлены результаты проведенных экспериментов и анализ полученных данных, а именно адгезионной прочности и теплового эффекта резин на основе СКЭПТ с аримидным наполнителем нетканой структуры. Объектом исследования являлись модифицированные теплозащитные материалы на основе СКЭПТ, а предметом исследования были выбраны резиновые смеси на основе СКЭПТ и синтетическое аримидное волокно. Для оценки физико-химических и теплофизических свойств был проведен дериватографический анализ, который включает в себя ТГА и ДТА, двух вулканизованных резинотканых образцов из резин марок 51-1615, 51-2110 совместно с аримидным волокном. Впервые были получены результаты при использовании этилен-пропилен-диеновых резин, включая модификацию фенолформальдегидной смолой, придающей более высокую эрозионную стойкость при воздействии скоростного теплового потока. Анализ результатов проведенных экспериментальных исследований показал, что применение аримидного волокна может обеспечивать более высокие прочностные и теплофизические свойства теплозащитных материалов. В целом полученные результаты могут иметь практическую значимость для опытно-конструкторских работ изделий нового поколения. Ключевые слова: органопластиковый корпус, тепловая защита, теплозащитные покрытия, этилен-пропиленовый каучук, EPDM-мономер, адгезия, метод отрыва, аримидное волокно, ароматические полиимиды, дериватографический анализ, термический анализ, дифференциально-сканирующая калориметрия, энтальпия, тепловой эффект, композиционные материалы. Сведения об авторах:
Шайдурова Галина Ивановна (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: sgi615@iskra.perm.ru). Орос Дмитрий Михайлович (Пермь, Россия) – руководитель группы ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: OrosDmitriy@npoiskra.ru). Поварницына Наталья Алексеевна (Пермь, Россия) – инженер-технолог ПАО НПО «Искра» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28, e-mail: PovarnitsynaNatalya@npoiskra.ru). Список литературы:
МОДЕЛЬ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ СКАНИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ СОПЛОВЫХ АППАРАТОВ ТУРБИН Е.Ю. Печенина, В.А. Печенин, М.А. Болотов Получена: 02.11.2020 Рассмотрена: 02.11.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Традиционно комплектацию лопаток двигателей ГТД выполняют вручную с использованием специальных методик (сортировка по массе или по нескольким геометрическим параметрам). Использование ручной комплектации приводит к необходимости выполнения пересборок узлов и характеризуется неоптимальностью достигаемых эксплуатационных параметров. Данные, получаемые со сканеров при контроле геометрии лопаток, можно использовать для повышения качества процессов сборки компрессоров и турбин двигателя. В частности, можно проводить комплектацию деталей на основании ключевых параметров. Результаты работы позволят автоматизировать получение таких параметров. Приведена математическая модель для выполнения компьютерного расчета площади проходного сечения сопловых аппаратов турбин. Модель используется для работы с объектами формата *.stl при обработке данных после сканирования. С использованием разработанной модели расчеты не будут зависеть от квалификации контролера, а также предлагаемый подход не потребует уникальной наладки и дорогостоящего ремонта и хранения эталонов для всех типоразмеров сопловых аппаратов. Расчет производился в трех сечениях, что повышает точность расчетов при одновременном снижении трудоемкости и стоимости измерения. Увеличение количества сечений практически не увеличивает трудоемкость расчетов, так что существенных ограничений на выполнение виртуальных замеров в четырех и более сечениях нет. Реализация модели выполнена в математическом пакете MATLAB. Проведена апробация модели на примере обработки STL-модели сектора лопаток соплового аппарата турбины. Ключевые слова: контроль качества, математическая модель, сопловой аппарат, оптическое сканирование, STL, площадь проходного сечения, сплайн, метод золотого сечения, сегментация, нейронная сеть, измерительная погрешность. Сведения об авторах:
Печенина Екатерина Юрьевна (Самара, Россия) – аспирант, инженер кафедры «Технологии производства двигателей» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: ek-ko@list.ru). Печенин Вадим Андреевич (Самара, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технологии производства двигателей» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: v.a.pechenin@ssau.ru). Болотов Михаил Александрович (Самара, Россия) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технологии производства двигателей» ФГБОУ ВО СНИУ им. С.П. Королева (443086, г. Самара, Московское ш., д. 34, e-mail: maikl.bol@gmail.com). Список литературы: 1. Безъязычный В.Ф., Непомилуев В.В. Некоторые проблемы современного сборочного производства и перспективы их преодоления // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2009. – № 8. – С. 18–25. 2. Осипович Д.А., Ярушин С.Г., Макеев А.Б. Исследование алгоритмов подбора лопаток при сборке сопловых аппаратов газотурбинного двигателя // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2018. – № 7 (216). – С. 313–319. 3. Осипович Д.А. Разработка технологии цифровой сборки сопловых аппаратов турбины ГТД на основе измерений лопаток фотограмметрическим методом: дис. …канд. техн. наук. – Пермь, 2019. – 178 с. 4. Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики: пер. с англ. – М.: Мир, 2001. – 604 c. 5. Гилл Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация: пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 252 с. 6. Cohen-Steiner D., Morvan J. Restricted delaunay triangulations and normal cycle // 19th Annu. ACM Sympos. Comput. Geom., San Diego, California, USA, June 2003. – San Diego, California, USA, 2003. – P. 312–321. 7. Discrete Differential-Geometry Operators for Triangulated 2-Manifolds / M. Meyer, M. Desbrun, P. Schröder and H. Barr // Int. Workshop on Visualization and Mathem. – Berlin, Germany, 2002. – P. 35–37. 8. Taubin G. Estimating the tensor of curvature of a surface from a polyhedral approximation // Fifth Int. Conf. on Comp.Vision, NY, July 1995. – NY: IEEE Xplore,1995. – P. 902–907. 9. Guillaume L., Florent D., Baskurt A. A new curvature tensor based segmentation method for optimized triangulated CAD // Computer-Aided Design. – 2005. – Vol. 37. – P. 975–987. 10. Segmentation of 3D meshes combining the artificial neural network classifier and the spectral clustering / F.R. Zakani, M. Bouksim, K. Arhid, M. Aboulfatah, T. Gadi // Computer Optics. – 2018. – Vol. 42 (2). – P. 312–319. 11. Николенко С.И., Кадурин А., Архангельская Е. Глубокое обучение. – СПб.: Питер, 2018. – 480 с. 12. Deep learning on point sets for 3d classification and segmentation / C.R. Qi, H. Su, K. Mo, L.J. Guibas // IEEE Conf. on Comp.Vision and Pattern Recogn. (CVPR), Computer Science, Las Vegas, NY, USA, 27–30 June 2016. – Las Vegas, NY, USA, 2016. – P. 652–660. 13. Surface recognition of machine parts based on the results of optical scanning / M.A. Bolotov, V.А. Pechenin, N.V. Ruzanov, E.J. Kolchina // CEUR Workshop Proceed. – 2019. – 2391. – P. 342–349. 14. Ronneberger O., Fischer P., Brox T. Convolutional networks for biomedical image segmentation // Int. Conf. on Med. Image Comp. and Comp. Assisted Intervention. – Springer, Berlin, 2015. – 9351. – P. 234–241. 15. Безъязычный В.Ф., Непомилуев В.В. Технология виртуальной сборки // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2011. – № 6. – С. 3–14. СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ АПРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ ШУМА ВОЗМУЩЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ А.А. Иноземцев, Н.Г. Ламанова, А.Н. Саженков, И.Н. Грибков, А.С. Плешивых Получена: 11.11.2020 Рассмотрена: 11.11.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Возможность получения измерительной информации о параметрах системы автоматического управления и контроля турбореактивного двухконтурного двигателя при его функционировании в условиях полета и практически отсутствие ограничений по вычислительным затратам позволяют использовать алгоритмические методы повышения отказоустойчивости САУ и К двигателя. В предшествующей авторской работе в качестве резервного измерителя использовался оптимальный наблюдатель – фильтр Калмана. Его функционирование существенно зависит от вероятностных характеристик системного шума, который известен приблизительно и изменяется сложным образом во времени. Неточность этих характеристик может привести к расходимости фильтра и потере его устойчивости. Для решения этой проблемы предлагается использовать адаптивный фильтр Язвинского, который позволяет вычислять ковариационную матрицу шума возмущения после поступления новых измерений по значениям обновляемого процесса фильтра Калмана. При этом вычислительные затраты увеличиваются незначительно. Использование адаптивного фильтра Язвинского исключает необходимость предварительного корреляционного анализа системного шума и защищает фильтр Калмана от потери устойчивости. Представлены результаты моделирования фильтра Язвинского, согласованного с математической моделью ТРДД, по данным летных испытаний двигателя типа ПС-90А в составе самолета Ту-214 как на стационарном, так и на переходном режиме работы двигателя. Параметры указаны в процентах от максимальных значений. Проведен сравнительный анализ фактических ошибок оценивания вектора выхода САУ и К ТРДД при работе фильтров Калмана и Язвинского. Результаты сравнительного анализа представлены в виде таблиц и графиков. Показано, что предложенный алгоритм обеспечивает выполнение требований по точности определения оценок вектора выхода системы автоматического управления и контроля газотурбинного двигателя и может быть рекомендован для использования в САУ и К ТРДД. Ключевые слова: математическая модель, отказоустойчивость, оптимальные оценки, фильтр Калмана, фильтр Язвинского, шум возмущения. Сведения об авторах:
Иноземцев Александр Александрович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии технологических наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук, завкафедрой «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, ул. Профессора Поздеева, д. 13, корп. Г, к. 220); управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: office@avid.ru). Ламанова Надежда Геннадьевна (Пермь, Россия) – доцент кафедры «Прикладная математика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nglaman@mail.ru). Саженков Алексей Николаевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, помощник генерального конструктора, начальник административного отдела АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: sazhenkov@avid.ru). Грибков Игорь Николаевич (Пермь, Россия) – заместитель начальника отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования систем автоматического управления АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: gribkov@avid.ru). Плешивых Артур Сергеевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Прикладная математика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29); инженер-конструктор отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования систем автоматического управления АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: arthur.p.s.1995@mail.ru). Список литературы:
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, СНАБЖЕННЫХ СОЛНЕЧНЫМИ ПАНЕЛЯМИ, В РЕЖИМАХ ПОДЪЕМА И СПУСКА Х.Г. оглы Асадов, С.Н. гызы Абдуллаева, А.Б. гызы Асланова Получена: 14.11.2020 Рассмотрена: 14.11.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Можно с уверенностью сказать, что вопрос установки солнечных батарей на беспилотных летательных аппаратах является перспективным направлением развития малой авиации. Развитие этого направления исследований привело к тому, что в настоящее время созданы БПЛА, способные целый год летать в стратосфере с помощью солнечно-электрической установки при весе 75 кг. Указанный факт показывает актуальность дальнейших исследований по повышению эффективности функционирования БПЛА, снабженных солнечными панелями. В качестве основы для проведения вычислений солнечной энергетической установки и оптимизации всего долговременного летного цикла БПЛА использовано известное выражение, согласно которому широкополосная нормальная солнечная радиация находится в обратной зависимости от логарифма PM2,5. Рассмотрены два варианта выбора траектории полета в фиксированном временном интервале. В первом приближении принято, что между текущей высотой полета h и PM2,5 существует линейная инверсная зависимость, а между показателями текущего времени и синусом зенитного угла имеется прямая линейная связь. Далее введена на рассмотрение функция управления, или временная функция траектории, интеграл которой нормирован постоянной величиной. Сформирован также интегральный целевой функционал, определяющий ту суммарную радиацию, которая поступает на вход солнечных батарей БПЛА и позволяет установить предполагаемый энергоресурс полета. На основании вышеуказанного ограничительного условия и целевого функционала составлена задача безусловной вариационной оптимизации. На основе решения задачи оптимизации рассмотрены две траектории полета, соответствующие рассматриваемым режимам. Определены оптимальные режимы полета с минимальным энергоресурсом и оптимальной скоростью. Ключевые слова: вариационная оптимизация, солнечная батарея, БПЛА, оптическая радиация, аэрозоль, энергоресурс. Сведения об авторах:
Асадов Хикмет Гамид оглы (Баку, Азербайджан) – доктор технических наук, профессор, Национальное аэрокосмическое агентство (AZ1010, г. Баку, пр. Азадлик, д. 159, e-mail: asadzade@rambler.ru). Абдуллаева Севиндж Новруз гызы (Баку, Азербайджан) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерное приборостроение» АГУНП (AZ1010, г. Баку, Азадлыг, д. 20, e-mail: Abdullayeva.s.n.@mail.ru). Асланова Айтен Баба гызы (Баку, Азербайджан) – старший научный сотрудник отдела разработок БПЛА, ИКИПР при Национальном аэрокосмическом агентстве (AZ1118, г. Баку, ул. Рустамова, д. 47/100, e-mail: aslanova.ayten@yandex.ru). Список литературы:
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ЭПОКСИДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ А.В. Марамыгин Получена: 24.11.2020 Рассмотрена: 24.11.2020 Опубликована: 19.01.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Материал, обобщенный в данной статье, рекомендован для инженерных работников авиакосмической отрасли, а также представляет интерес для производственного персонала промышленных предприятий авиакосмической отрасли. Освещает вопросы изготовления наружных теплозащитных покрытий «чешуйчатого» типа на основе синтактных материалов с интумесцентными свойствами, используемых в производстве техники специального назначения. Проведенная работа обобщает результаты практического применения метода технологической адаптации в условиях реального производства наружных теплозащитных покрытий. Приводится описание типового технологического процесса изготовления наружного теплозащитного покрытия чешуйчатого типа из панелей на основе синтактного материала, включающего этапы изготовления отдельных панелей в формообразующей оснастке и формования теплозащитного покрытия путем укладки и приформовки отдельных панелей на силовую оболочку летательного аппарата. Автором на примере процессов модификации модельной полимерной композиции, являющейся основой синтактного материала, подтверждается эффективность применения метода технологической адаптации. Описаны решения по оптимизации производственного цикла за счет улучшения технологических свойств используемых материалов. Приведены результаты исследований, в том числе спектрального и термохимического анализа полимерных композиций, модифицированных полиизоцианатами, описаны методики исследования их свойств. Получены квазиэвтектические смеси алифатических и ароматических аминов, применение которых в качестве отвердителей реакционноспособных эпоксиуретановых полимеров, изготовленных на основе эпоксидных диановых олигомеров и полиизоцианатов, позволило разделить процесс полимеризации на две ступени. Раскрытый в статье способ включения в процессы полимеризации разделения режима обеспечивает исключение дефектов панелей на этапе приформовки, что способствует повышению качества и надежности теплозащитного покрытия. Ключевые слова: технологическая адаптация, производство, летательный аппарат, теплозащитное покрытие, эпоксидная композиция, эвтектическая смесь, аминный отвердитель, синтактные материалы, интумесценция, температура стеклования, стехиометрическое соотношение, модификация, полиизоцианаты, инфракрасная спектроскопия, термоаналитическое исследование. Сведения об авторах:
Марамыгин Александр Викторович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Вычислительная математика и механика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: a-maramygin@pzmash.perm.ru). Список литературы: 1. Левшин Е.А., Усов С.Ю., Коровин Р.А. Влияние пленочных покрытий мультизеркального типа на точностные характеристики лазерных следящих систем // Актуальные вопросы исследований в авионике: теория, обслуживание, разработки: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. ПК «АВИАТОР», г. Воронеж, 11–13 февраля 2015 г.: в 2 т. / ВУНЦ ВВС «ВВА». – Воронеж, 2015. – Т. 1. – 250 с. 2. Напыляемые теплозащитные покрытия на основе полиуретановых водных дисперсий, полимерных и стеклянных микросфер / О.В. Черваков, А.Н. Симбиркина [и др.] // Космическая техника. Ракетное вооружение. – 2015. – № 3 (110). – С. 65–70. 3. Разработка и перспективы применения синтактных пенопластов в качестве теплозащитных материалов ракетно-космической техники / А.М. Потапов, А.Н. Симбиркина, О.В. Черваков, В.М. Кисель // Физико-химическая механика материалов. – 2016. – Т. 52, № 1. – С. 7–13. 4. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. – 2015. – № 1 (34). – С. 3–33. 5. Физико-механические свойства сферопластиков на основе полых стеклянных микросфер и полиакрилового связующего / В.Ю. Чухланов [и др.] // Бутлеровские сообщения. – 2017. – Т. 50, № 6. – С. 141–145. 6. Chukhlanov V.Y., Selivanov O.G. Thermophysical properties of syntactic plastic foams based on polydimethylsiloxane binder // International Polymer Science and Technology. – 2016. – Vol. 43, no. 3. – P. 39–42. 7. Каблов Е.Н., Демонис И.М., Зыков Д.К. «Доспехи» для «Бурана». Материалы и технологии ВИАМ для МКС «Энергия-Буран» / под общ. ред. академика РАН Е.Н. Каблова; Фонд «Наука и жизнь». – М., 2013. – 172 c. 8. Способ выполнения теплозащитного покрытия аэродинамической поверхности летательного аппарата: пат. RU2669147 / Каверин В.А. [и др.]. – № 201727411; заявл. 01.08.2017; опубл. 08.10.2018. 9. Бондалетова Л.И., Бондалетов В.Г. Полимерные композиционные материалы: учеб. пособие. – Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2013. – Ч. 1. – 118 с. 10. Эпоксидная композиция: а.с. 749869 СССР / Лапицкий В.А. [и др.]. – Опубл. в Б.И. 1980, Бюл. № 27. 11. Эпоксидная композиция холодного отверждения: пат. RU2479601С1 / Панина Н.Н. [и др.]. – № RU2012107988/04A; заявл. 02.09.2012; опубл. 20.04.2013. 12. Эпоксиуретановый заливочный компаунд: пат. RU2545308С2 / Николаева Н.П. [и др.]. – 13. Косточко А.В. Специальные полимеры и композиции. Избранные статьи. – Казань, 1999. – 224 с. 14. Способ отверждения эпоксидных смол: а.с. 150622 СССР / Сытина М.А., Гурджи Ф.М. – Опубл. в Б.И. 1967, Бюл. № 9. – 32 с. 15. Плиев Т.Н. Молекулярная спектроскопия: в 5 т. – Владикавказ: Иристон, 2002. – Т. 4. – 758 с.
| ||