ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУШНО-КЕРОСИНОВОЙ ГОРЕЛКИ В СОСТАВЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТЕРМОБАРЬЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ Е.В. Бояршинова, Р.В. Бульбович, Н.Л. Бачев Получена: 07.05.2019 Рассмотрена: 07.05.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для циклических испытаний термобарьерных покрытий требуется выокотемпературная газовая струя, температура которой должна быть не менее 1500 ºС. Термодинамические расчеты показали, что указанные значения температуры можно обеспечить только при стехиометрическом горении углеводородных топлив, таких как керосин или природный газ. Для обеспечения необходимого ресурса работы высокотемпературного газогенератора требуется организация надежного охлаждения конструктивных элементов. Рассматривается вариант противоточного наружного охлаждения с использованием продольно-оребренной рубашки. Приводится подробная методика расчета системы охлаждения воздушно-керосиновой горелки, используемой в качестве основного элемента в составе установки для испытаний термобарьерных покрытий. Расчет значений температуры огневой стенки проводится итерационным методом до выполнения условия теплового баланса между горячими газами, стенкой и охладителем в каждом рассматриваемом сечении. Показано влияние геометрических размеров продольных ребер и рубашки охлаждения, а также коэффициента оребрения на температуру огневой стенки. Рассмотрены два варианта охладителей – вода и воздух. Приведены результаты расчетов разработанной модели, а также выполнен параметрический анализ вариантных расчетов системы охлаждения горелки, который позволил выбрать оптимальные геометрические параметры тракта охлаждения и охладитель. Подогретый воздух после рубашки охлаждения поступает непосредственно в зону горения газогенератора, где в полном объеме используется в качестве подогретого окислителя. Для дальнейших разработок рекомендуется воздушное охлаждение, которое является конструктивно более простым и экономически выгодным по сравнению с водяным охлаждением. Ключевые слова: воздушно-керосиновая горелка, система охлаждения, температура стенки горелки, скорость охладителя, расход охладителя, расчетная модель, параметры системы охлаждения, параметры газа. Сведения об авторах:
Бояршинова Екатерина Владимировна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: katerinka_bev@mail.ru). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bulbovich@pstu.ru). Бачев Николай Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические установки» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bnl54@yandex.ru). Список литературы:
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТУРБОАГРЕГАТАХ С СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПОДВЕСОМ Р.В. Мормуль, Д.А. Павлов, А.С. Голдобин, А.В. Махнутин, И.Г. Руковицын Получена: 09.09.2019 Рассмотрена: 09.09.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В структурном отношении любой турбоагрегат является сложной технической системой и отличается многоконтурностью информационных и энергетических связей функциональных блоков. Рассмотренная система характеризуется нестабильностью внутренних связей. Эти связи носят существенно нелинейный характер, что, в свою очередь, порождает возникновение многочастотных колебаний, сопровождающихся взаимодействием и взаимным влиянием силовых полей механической, газодинамической и электромагнитной природы. В целях обеспечения устойчивого магнитного подвеса вращающихся роторов турбоагрегатов использованы активные магнитные подшипники для регулирования магнитного подвеса роторов – система автоматического управления. Быстродействие электромагнита в создании тягового усилия оценивается по величине постоянной времени нарастания тока в обмотке, но при управлении с обратной связью по переменному току в подходах к оценке быстродействия необходимо учитывать характеристики системы автоматического управления магнитным подвесом. Приведены результаты вычислительного эксперимента высокого уровня по определению нелинейных и нестационарных электромагнитных полей в системе статор–ротор, полученные в рамках численной реализации системы вихревых дифференциальных уравнений Максвелла. Авторами был исследован принцип работы радиальных электромагнитных подшипников, разработанных корпорацией ВНИИЭМ для нагнетателя центробежного НЦ25М-01. В данном магнитном подвесе были исследованы процессы взаимодействия роторной и статорной составляющих объекта, влияние изменения магнитного поля в воздушном зазоре подвеса. Полученная информация о структуре электромагнитных полей позволяет оптимизировать параметры системы автоматического управления электромагнитным подвесом турбоагрегатов для максимального исключения аварийных остановов. Ключевые слова: частотное взаимодействие, электромагнитное поле, активный магнитный подвес, система автоматического управления магнитным подвесом, центробежный компрессор, численное моделирование, метод конечных элементов, ротор, оптимизация, радиальные биения, адаптивная сеточная модель. Сведения об авторах:
Мормуль Роман Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», Пермский военный институт войск национальной гвардии (614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1; e-mail: rmormul@yandex.ru). Павлов Дмитрий Александрович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергосистемы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: pal07@yandex.ru). Голдобин Алексей Сергеевич (Пермь, Россия) – начальник бюро службы маркетинга ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28; e-mail: gas802@iskra.perm.ru). Махнутин Алексей Владимирович (Пермь, Россия) – инженер-конструктор 3-й категории, ПАО «НПО “Искра”» (614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28; e-mail: mav723@iskra.perm.ru). Руковицын Илья Геннадьевич (Москва, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник НПП ВНИИЭМ (107078, г. Москва, Хоромный тупик, д. 4, стр. 1; e-mail: vniiem@vniiem.ru). Список литературы: 1. Журавлев Ю.Н. Активные магнитные подшипники. Теория, расчет, применение. – СПб.: Политехника, 2003. – 206 с. 5. Разработка и исследование системы управления упорным магнитным подшипником / Н.Д. Поляхов, Т.О. Кузьмина, А.Д. Стоцкая [и др.] // Автоматика и программная инженерия. – 2017. – № 3(21) . – С. 54–58. 6. Кузьмина Т.О. Применение нечеткой логики для управления упорным активным магнитным подшипником // Интеллектуальные системы, управление и мехатроника − 2016 (ИСУМ-2016): материалы Всерос. науч.-техн. конф. молодых ученых, аспирантов и студ. – Севастополь, 2016. – С. 501–505. 7. Полущенко О.Л., Нижельский Н.А., Сысоев М.А. Магнитный подшипник на высокотемпературных проводниках с пассивной стабилизацией ротора // Наука и образование. – 2013. – № 5. – 8. Расчет магнитных систем с элементами из высокотемпературных сверхпроводящих материалов / С.В. Грибанов, Ю.В. Кулаев, П.А. Курбатов [и др.] // Электричество. – 2009. – № 2. – С. 51–57. 9. Богданов Д.Н., Верещагин В.П. Структура системы управления электромагнитными подшипниками // Вопросы электромеханики. Тр. НПП ВНИИЭМ. – 2010. – Т. 114, № 1. – С. 9–14. 10. Леонтьев М.К., Давыдов А.В., Дегтярев С.А. Динамика роторных систем с магнитными опорами // Вестник Моск. авиац. ин-та. – 2012. – Т. 19, № 1. – С. 91–101. 11. Сарычев А.П., Спирин А.В. Создание нагнетателя НЦ-16М «Урал» с электромагнитным подвесом и сухими уплотнениями // Компрессорная техника и пневматика. – 2003. – № 6. – C. 3–6. 12. Научно-технические задачи развития магнитных подшипников для газоперекачивающих агрегатов / А.З. Шайхутдинов [и др.] // Газовая промышленность. – 2009. – № 7. – С. 66–70. 13. Абдурагимов А.С., Верещагин В.П. Особенности цифровой аппаратуры управления электромагнитными подшипниками газоперекачивающих агрегатов // Вопросы электромеханики. Тр. НПП ВНИИЭМ. – 2010. – Т. 115, № 2. – С. 19–26. 14. Верещагин В.П., Рогоза А.В., Савинова Т.Н. Методика проектирования электромагнитных подшипников // Вопросы электромеханики. Тр. НПП ВНИИЭМ. – 2009. – Т. 113, № 6. – С. 3–12. 15. Верещагин В.П., Клабуков В.А. Математическая модель магнитного подшипника // Вопросы электромеханики. Тр. НПП ВНИИЭМ. – 2009. – Т. 112, № 5. – С. 17–22. РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАДРОТОРНЫХ УСТРОЙСТВ ЛАБИРИНТНОГО ТИПА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКОНАГРУЖЕННОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА В.И. Милешин, А.М. Петровичев, В.В. Жданов Получена: 14.06.2019 Рассмотрена: 14.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В связи с разработкой нового семейства высоконапорных КВД с ультравысокой степенью сжатия на pк* = 27 при числе ступеней z = 10…11 особое внимание стоит уделить отработке первой высоконагруженной ступени, так как именно от ее совершенства напрямую зависят характеристики всего КВД. Несмотря на то, что на номинальных оборотах ступень может иметь оптимальные характеристики, из-за сильного прикрытия ВНА на промежуточных оборотах могут снизиться запасы ГДУ. Одним из способов повышения запасов ГДУ является применение НРУ лабиринтного типа. Целью проектирования НРУ лабиринтного типа было в первую очередь не ухудшить характеристики на проектных оборотах (n = 100 %), по возможности даже улучшив их, и увеличить запасы ГДУ на промежуточных оборотах Ключевые слова: вихрь протекания, высоконапорный компрессор, запасы ГДУ, кольцевые бороздки, КПД, модель турбулентности, надроторное устройство лабиринтного типа, первая ступень компрессора, рабочее колесо, степень повышения полного давления. Сведения об авторах:
Милешин Виктор Иванович (Москва, Россия) – кандидат физико-математических наук, начальник отделения ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2, e-mail: mileshin@ciam.ru). Петровичев Александр Михайлович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, начальник отдела ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2). Жданов Владислав Вячеславович (Москва, Россия) – инженер ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2, e-mail: vldzhdanov@yandex.ru). Список литературы:
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРФОРАЦИИ ОТВЕРСТИЙ В ОБОЛОЧЕЧНЫХ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЯХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ А.С. Дударев, А.В. Подвинцев Получена: 17.06.2019 Рассмотрена: 17.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приведен анализ способов перфорации оболочечных конструкций. Показано, что для массового формообразования мелкоразмерных отверстий в оболочечных звукопоглощающих конструкциях авиационных двигателей наиболее приемлема технология с применением роботизированного комплекса. Такие роботизированные комплексы уникальны, позволяют заменить монотонный ручной труд, составляют пригодную альтернативу современным станкам. Описана проблема погрешности обработки при перфорации отверстий роботизированным комплексом оболочечных многослойных звукопоглощающих конструкций авиационных двигателей. Погрешность заключается в искажении идеальной требуемой формы отверстий и вызвана несовершенством кинематики шестиосевого робота. Форма отверстий звукопоглощающих конструкций играет важную роль, потому что напрямую влияет на выходные акустические характеристики – эффективность шумоглушения авиационных двигателей. На основе методики управления кинематикой робота в полярных координатах возможно существенно повысить точность обработки. Представлена модель управления движением для робота-манипулятора, основанная на использовании децентрализованной и централизованной структур управления. Схема имеет саморегулирующую возможность благодаря наличию механизмов принятия решений, которые используют переключения в качестве альтернатив активировать одну из двух управляющих структур. Технически проблема повышения точности решается размещением датчиков на подвижных звеньях робота, замеряющих крутящие моменты, и надстройкой системы динамического управления, благодаря чему расширяются технологические возможности робота и повышается точность перфорации отверстий. Предложенный подход опирается на модель промышленного антропоморфного робота-манипулятора Kuka KR 60 HA в составе роботизированного комплекса для перфорации и фрезерования оболочечных звукопоглощающих конструкций авиационных двигателей. Ключевые слова: робот, роботизированный комплекс, перфорация, сверление, оболочечная конструкция, звукопоглощающая панель, сверло, инструмент, круглостность, отверстие, точность.
Сведения об авторах:
Дударев Александр Сергеевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: fanta88@mail.ru). Подвинцев Александр Викторович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), инженер-программист АО «Пермский завод “Машиностроитель”» (614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, 57, Список литературы:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМЫ ФРОНТА ТРЕЩИНЫ В ПРОЦЕССЕ УСТАЛОСТНОГО НАГРУЖЕНИЯ О.В. Самсонова, М.Ш. Нихамкин, И.П. Конев Получена: 24.06.2019 Рассмотрена: 24.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Циклический ресурс ответственных деталей, в частности дисков газотурбинных двигателей, подтверждают с учетом возможного наличия исходных дефектов (трещин) в критически нагруженных зонах деталей (Damage Tolerance Design). Для описания закономерностей развития трещин используются методы механики разрушения, однако их применение предполагает знание того, как изменяется форма фронта трещины в процессе развития. При прогнозировании ресурса форму фронта трещины часто описывают дугой эллипса с постоянным соотношением длины полуосей, однако в ряде работ показано, что описание эволюции формы фронта трещины дугой эллипса далеко не всегда согласуется с эмпирическими данными. Для моделирования формы фронта усталостных трещин используют два метода: метод конечных элементов с использованием сингулярных элементов на фронте трещины и значительно менее трудоемкий приближенный численный подход (Nibbling Algorithm – алгоритм «отгрызания»). Цель проведенного исследования состояла в верификации этого метода по экспериментальным данным, а также по результатам конечно-элементного анализа в рамках механики разрушения. С целью получить экспериментальные данные для верификации было проведено исследование изменения формы фронта трещин для двух объектов: цилиндрического образца при циклическом растяжении и призматического образца при циклическом изгибе. Описана методика экспериментов и полученные результаты. Полученные экспериментальные данные и результаты моделирования показывают, что оба метода моделирования обеспечивают удовлетворительную сходимость с результатами эксперимента. Метод упрощенного моделирования (Nibbling Algorithm) формы трещины позволяет сократить время на подготовку, проведение и анализ результатов расчетов циклического ресурса деталей. Ключевые слова: рост трещины усталости, эволюция формы фронта трещины, усталостное разрушение, алгоритм «отгрызания». Сведения об авторах:
Самсонова Ольга Валерьевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: lga.samsonova.avid@gmail.com). Нихамкин Михаил Шмерович (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заместитель завкафедрой «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: nikhamkin@mail.ru). Конев Иван Петрович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29; e-mail: konev@perm.ru). Список литературы:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СХЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ БЕЗГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В.А. Беляков, Д.О. Василевский Получена: 13.06.2019 Рассмотрена: 13.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность работы обусловлена перспективой применения кислородно-водородных ЖРД безгазогенераторной схемы для решения различных космических задач. Работа может быть полезна инженерам и студентам, специализирующимся в области систем охлаждения ракетного двигателестроения, тепломассобмена и теплозащиты реактивных двигателей. Безгенераторные схемы используются в качестве маршевых двигателей разгонных блоков и трех ступеней ракет. Среди разработчиков следует выделить КБХА (РН Ангара ЖРД 0146), Pratt & Whitney (РН AtlasCentaur-SaturnRL 10), На данный момент весьма перспективной задачей для безгенераторных двигателей является использование данных двигателей в качестве межорбитальных буксиров. Межорбитальный буксир предназначен для доставки полезного груза на геосинхронную орбиту с последующим возвращением на низкую околоземную орбиту, а также для выведения космических кораблей на межпланетные орбиты. Несмотря на относительную простоту, надежность, низкую стоимость межорбитальных буксиров с РДТТ, более перспективным считается корабль с ЖРД благодаря высоким энергетическим характеристикам и возможности осуществления многократного запуска, останова и регулирования уровня тяги в процессе работы двигателей. Ключевые слова: регенеративное проточное охлаждение, безгазогенераторные схемы, ТНА, тепломассообмен, теплозащита корпуса двигателя, ЖРД, рубашка охлаждения, криогенные компоненты топлива, математическая модель ЖРД, ПГС, хладагент. Сведения об авторах:
Беляков Владислав Альбертович (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (125993, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, e-mail: titflavii@rambler.ru). Василевский Дмитрий Олегович (Москва, Россия) – аспирант кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (125993, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4., e-mail: dantek143@rambler.ru). Список литературы:
КОНТРОЛЬ ЦЕЛОСТНОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК БЕСКОНТАКТНЫМ ДИСКРЕТНО-ФАЗОВЫМ МЕТОДОМ В.И. Милешин, В.А. Фатеев, А.В. Степанов Получена: 08.08.2019 Рассмотрена: 08.08.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проблема контроля вибронапряженного состояния рабочих лопаток и их целостности как при эксплуатации двигателя, так и в процессе доводки лопаточных машин существует в турбомашиностроении с момента зарождения отрасли. Актуальность проблемы состоит в том, что поломка лопатки, являющейся неотъемлемым элементом ключевого узла двигателя, приводит к серьезным разрушениям компрессора и двигателя. Своевременное обнаружение таких дефектов рабочих лопаток, как трещины, может предотвратить аварийную ситуацию и позволит избежать дорогостоящего ремонта. Одним из методов оценки вибронапряженного состояния рабочих лопаток компрессора наряду с их тензометрированием является бесконтактный метод определения параметров вибраций лопаток. Данный метод находит в последнее время широкое применение в области испытаний и доводки лопаточных машин и имеет уже значительный теоретический и практический опыт использования. Рассмотрено применение дискретно-фазового метода для определения трещин рабочих лопаток. Показан пример обнаружения трещин в лопатках в вентиляторе с помощью аппаратуры бесконтактной системы измерения параметров вибраций РК. Проведен анализ результатов испытания на обнаружение трещин в рабочих лопатках ступени вентилятора C180-2. Рассмотрены некоторые критерии оценки состояния лопатки, характеризующие их целостность. При рассмотрении методов обнаружения дефектов в рабочих лопатках акцентируется внимание на применимости этих методов в ходе проведения испытаний во всем диапазоне рабочих режимов как резонансных состояний, так и на установившихся нерезонансных режимах работы лопаточной машины. Ключевые слова: компрессор, дискретно-фазовый метод, вибрация рабочих лопаток, трещина лопатки, контроль целостности лопатки, МНК-спектр, индукционный датчик, прогиб лопатки, угол разворота лопатки, емкостной датчик. Сведения об авторах:
Милешин Виктор Иванович (Москва, Россия) – кандидат физико-математических наук, начальник отделения ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2, e-mail: mileshin@ciam.ru). Фатеев Виктор Антонович (Москва, Россия) – старший научный сотрудник ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2; е-mail: fateev@ciam.ru). Степанов Александр Владимирович (Москва, Россия) – ведущий инженер ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова (111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2, e-mail: pihtao@gmail.com). Список литературы:
ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА. АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ З.А. Рустамов, К.С. Брюхова Получена: 28.06.2019 Рассмотрена: 28.06.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена основным проблемам использования попутного нефтяного газа как высокоэффективного энергетического ресурса земли, а также вопросам негативного последствия сжигания ПНГ на факельных установках, влияния выбросов, которое оказывается при сжигании ПНГ на окружающую среду и здоровье населения. Попутный нефтяной газ выделяется во время нефтедобычи и в зависимости от множества факторов не обладает постоянством химического состава. Один из вариантов состава ПНГ представлен в тексте статьи. Выделены важные аспекты, связанные с проблемой сжигания ПНГ, а также экологические, экономические и социальные проблемы. Представлена таблица содержания вредных компонентов в продуктах сгорания ПНГ при сжигании на факелах, рассмотрено воздействие их на населенные пункты находящихся вблизи нефтедобывающих станций, а также болезни, к которым приводят загрязняющие вещества, попадающие в атмосферу. Инвестиции в переработку ПНГ относятся по большей части к экономическому аспекту. Перечислены перспективные направления применения ПНГ с практической и экономической выгодой и описан наиболее эффективный вариант утилизации ПНГ на микрогазотурбинных установках с последующей выработкой электроэнергии и тепла. Представлены основные преимущества использования данного метода и ряд аспектов, усложняющих внедрение микрогазотурбинных установок для утилизации ПНГ в масштабах всей страны. Рассмотрены подходы для реализации конструктивного использования нефтяного газа с помощью представленного метода. Проанализированы статистические данные по объемам сжигания ПНГ на факельных установках в России и за рубежом. Приведена экономическая оценка и описание основных факторов, затрудняющих результативное и качественное использование ПНГ как энергетического сырья в России. Ключевые слова: попутный нефтяной газ, утилизация и сжигание ПНГ, микрогазотурбинные установки, электроэнергия, нефтяные месторождения, выбросы, добыча нефти, нефтехимическая промышленность, факельные установки, методы утилизации ПНГ, нефтехимия. Сведения об авторах:
Рустамов Заур Алег оглы (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: zaur-rustamov@yandex.ru). Брюхова Ксения Сергеевна (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Общая физика» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: k.bryuxova@list.ru). Список литературы:
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ СОПЛОВОГО БЛОКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ «ХОЛОДНОЙ» РАЗДВИЖКИ Р.В. Moрмуль, Д.А. Павлов, А.Ф. Сальников Получена: 29.09.2019 Рассмотрена: 29.09.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Разработаны автоматизированный вычислительный алгоритм и математическая модель исследования динамического поведения сопловой конструкции при вибродинамическом нагружении контактной зоны раструба при «холодной» раздвижке сопла. Определены ударно-импульсные нагрузки узлов конструкции перспективного ракетного двигателя твердого топлива при раздвижке телескопического насадка с использованием дискретно-массового подхода. Проведено численное моделирование и экспериментальное исследование параметров напряженно-деформированного состояния раздвижного сопла при прямом и обратном ударно-импульсном воздействии. В рамках численного эксперимента получены оценки по распределению коэффициента запаса прочности сопла. Конструкция подвижных элементов (насадков) раздвижного сопла ракетного двигателя, выполненных из композиционных материалов класса углерод–углерод, позволяет оптимизировать его габаритно-массовые характеристики при обеспечении нормативных запасов прочности. При проектировании раздвижного сопла исследуемого РДТТ конструктивно решена задача повышения энергетических характеристик двигательной установки, в частности повышения удельного импульса тяги за счет увеличения степени расширения сопла. В сложенном положении выдвигаемые насадки размещаются у заднего днища РДТТ, а в выдвинутом (рабочем) положении они образуют с неподвижной частью сопла единый газодинамический тракт для продуктов сгорания. Их выдвижение из сложенного положения в рабочее начинается по команде системы управления до момента запуска двигателя, т.е. реализуется механизм холодной раздвижки сопла. Механизм направленного движения подвижных элементов сопла и их соосность с неподвижной частью раструба позволяют противостоять боковым усилиям, генерируемым в процессе его выдвижения, обеспечивая при этом бесперекосное выдвижение насадков. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, раздвижное сопло, численное моделирование, напряженно-деформированное состояние, метод конечных элементов, запас прочности, дискретно-массовый подход, преобразование Лапласа, композиционный материал, амортизатор. Сведения об авторах:
Мормуль Роман Викторович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Пермского военного института войск национальной гвардии РФ (614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1; e-mail: rmormul@yandex.ru). Павлов Дмитрий Александрович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергосистемы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: pal07@yandex.ru). Сальников Алексей Федорович – д-р техн. наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергосистемы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: afsalnikov_1@mail.ru). Список литературы: 1. Исследование ракетных двигателей на твердом топливе / под ред. М. Саммерфилда. – М.: ИЛ, 1963. – 440 с. (п. 265) 2. Калинин В.В., Ковалев В.Н., Липанов А.М. Нестационарные процессы и методы проектирования узлов РДТТ. – М.: Машиностроение, 1986. – 216 с. 3. Калиткин Н.Н. Численные методы. – М.: Наука, 1978. – 512 с. 4. Липанов А.М., Алиев А.В. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. – М.: Машиностроение, 1995. – 400 с. (п. 343). 5. Численный эксперимент в теории РДТТ / А.М. Липанов, В.П. Бобрышев, А.В. Алиев [и др.]; под ред. А.М. Липанова. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. – 301 с. 6. Гладков И.М. Двигатели специального назначения импульсного типа на твердом топливе. – М.: Воениздат, 1990. – 202 с. 7. Алиев А.В., Мищенкова О.В. Математическое моделирование в науке и технике / Ин-т компьют. исследований. – Ижевск, 2012. – 476 с. 8. Лурье А.И. Нелинейная теория упругости. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980. – 512 с. 9. Бытев В.О., Сенашов В.И. Групповые свойства уравнений упругости и пластичности. – М.: Наука, 1965. – 143 с. 10. Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости. – М.: Наука, 1979. – 560 с. 11. Ильюшин А.А. Механика сплошной среды. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. – 312 с. 12. Шемякин Е.И. Введение в теорию упругости. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 96 с. 13. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей / под ред. В.П. Глушко. – М.: Машиностроение, 1980. – 533 c. 14. Дорофеев А.А. Основы теории тепловых ракетных двигателей. Теория, расчёт и проектирование. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 463 с. 15. Мормуль Р.В., Сальников А.Ф., Павлов Д.А. Математическое моделирование напряженно-деформированного состояния раздвижного сопла в процессе ударно-импульсного нагружения // ХФМ. – 2016. – № 18:3. – С. 381–389. 16. Технология и проектирование углерод-углеродных композитов и конструкций / Ю.В. Соколкин, А.М. Вотинов, А.А. Ташкинов, А.М. Постных, А.А. Чекалкин. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит, 1996. – 240 с. 17. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. – М.: Мир, 1979.– 392 с. 18. Динамика конструкций гидроаэроупругих систем / К.В. Фролов, Н.А. Махутов, С.М. Каплунов [и др.]. – М.: Наука, 2002. – 399 с. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ И РЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ МАГНИТОРЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ К.В. Найгерт, В.А. Целищев Получена: 13.05.2019 Рассмотрена: 13.05.2019 Опубликована: 30.09.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изложены теоретические аспекты гидродинамических и реологических эффектов магнитореологической рабочей среды, которые легли в основу предложенных авторами способа и метода управления потоком магнитореологической жидкости. Рассмотрен способ формирования гидродинамических и реологических эффектов во внешних динамических электромагнитных полях. Приведены зависимости, позволяющие получать численные значения генерируемых эффектов. Рациональность применения предложенного способа подтверждена результатами численного моделирования. Описан и обоснован оригинальный метод реализации управления потоком магнитореологической жидкости. Предложены конструкции оригинальных запатентованных устройств: магнитореологический дроссель и магнитодинамический насос, применяющих дифференциальные электромагнитные блоки управления и их каскады, что дает возможность создавать вращающиеся и винтовые управляющие электромагнитные поля. Подобные устройства комбинированного типа способны создавать гидродинамические эффекты и производить регулирование гидродинамического сопротивления в потоке за счет изменения вязкости рабочей среды. Использование разработанных устройств значительно повышает эффективность магнитореологических приводных систем, расширяет диапазон значений рабочего давления и снижает массогабаритные показатели готового изделия. Адаптирован для магнитореологической среды метод численного моделирования. Это позволяет определить статические характеристики созданных устройств, в основе рабочего процесса которых находится формирование гидродинамических и реологических эффектов во внешних вращающихся и винтовых электромагнитных полях. Приведенные расчетные зависимости способны описывать течение магнитореологической среды в кольцевых каналах с вихревым направляющим аппаратом. Численная модель подтверждает работоспособность оригинальных запатентованных устройств. Результаты компьютерного моделирования демонстрируют существенное влияние вязкостных характеристик рабочей среды и окружных сдвиговых напряжений на статические характеристики магнитореологических устройств. Ключевые слова: магнитореологические устройства, гидравлические системы специального назначения, гидродинамические эффекты, реологические эффекты. Сведения об авторах:
Найгерт Катарина Валерьевна (Челябинск, Россия) – кандидат технических наук, докторант кафедры «Автомобильный транспорт» ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», старший научный сотрудник ООО НПО «Авионика и Мехатроника» (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 16; e-mail: kathy_naigert@mail.ru). Целищев Владимир Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор, завкафедрой «Прикладная гидромеханика» ФГБОУ ВО УГАТУ (450008, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12; e-mail: pgl.ugatu@mail.ru). Список литературы: 1. Беляев А.В., Смородин Б.Л. Конвекция магнитной жидкости под действием переменного магнитного поля. Прикладная механика и техническая физика. – 2009. – Т. 50, № 4. – С. 18–27. 2. Лебедев А.В. Динамика магнитной жидкости в переменных полях: автореф. … д-ра техн. наук / Ин-т мех. сплошных сред УрО РАН. – Пермь, 2005. – 20 с. 3. Refractive index sensor based on magnetoplasmonic crystals / A.A. Grunin, I.R. Mukha, A.V. Chetvertukhin, A.A. Fedyanin // J. of Magnetism and Magnetic Materials. – 2016. – Vol. 415. – Р. 72–76 4. Material transport of a magnetizable fluid by surface perturbation / V. Bohm, V.A. Naletova, 5. Котур В.И. Электрические измерения и электрические приборы. – М.: Энергоатомиздат, 6. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле. – М.: Юрайт, 2014. – 318 с. 7. Stepanov G.V., Chertovich A.V., Kramarenko E.Y. Magnetorheological and deformation properties of magnetically controlled elastomer with hard magnetic filler // J. of Magnetism and Magnetic Materials. – 2012. – Vol. 324. – P. 3448–3451. 8. Magnetization reversal of ferromagnetic nanoparticles induced by a stream of polarized electrons / M.A. Kozhushner, A.K. Gatin, M.V. Grishin [et al.] // J. of Magnetism and Magnetic Materials. – 2016. – Vol. 414. – P. 38–44. 9. Magnetic and mössbauer spectroscopy studies of hollow microcapsules made of silica-coated CoFe2O4 nanoparticles / I.S. Lyubutin, N.E. Gervits, S.S. Starchikov [et al.] // Smart Materials and Structures. – 2015. – Vol. 25, no. 1. – P. 015022. 10. Brigadnov I.A., Dorfmann A. Mathematical modeling of magneto-sensitive elastomers // Int. J. Solid. Struct. – 2003. – Vol. 40. – P. 4659–4674. 11. Multifunctional properties related to magnetostructural transitions in ternary and quaternary heusler alloys / I. Dubenko, A. Quetz, S. Pandey [et al.] // J. of Magnetism and Magnetic Materials. – 2015. – Vol. 383. – 12. Magnetic and viscoelastic response of elastomers with hard magnetic filler / E.Y. Kramarenko, A.V. Chertovich, G.V. Stepanov [et al.] // Smart Materials and Struct. – 2015. – Vol. 24. – P. 035002. 13. Ronald G. Larson the structure and rheology of complex fluids. – NY: Oxford University Press, 14. Смык А.Ф. Физика: курс лекций / МАДИ. – М., 2016. – 293 с. 15. Dzade N.Y., Roldan A., de Leeuw N.H. A density functional theory study of the adsorption of benzene on hematite (α-Fe2O3) surfaces // J. Minerals. – 2014. – Vol. 4. – Р. 89–115. 16. Виноградов Н.В. Как самому рассчитать и сделать электродвигатель. – М.: Энергия, 1974. – 168 с. 17. Магнитореологический привод прямого электромагнитного управления характеристиками потока верхнего контура гидравлической системы золотника: пат. 2634163 Рос. Федерация / Найгерт К.В., Редников С.Н. – опубл. 24.10.2017, Бюл. № 30. 18. Naigert K.V., Tselischev V.A. Hardware implementation of automatic control system for new generation magnetorheological supports // Proc. of the 4th Int. Conf. on Indust. Eng. ICIE 2018. Lecture Notes in 19. Naigert K.V., Tselischev V.A. New generation magnetorheological, magnetodynamic, and ferrofluid control devices with nonstationary electromagnetic fields // Proc. of the 4th Int. Conf. on Indust. Eng. ICIE 2018. Lecture Notes in Mech. Eng. – Springer, Cham, 2019. – Р. 1375–1384. 20. Магнитореологический привод прямого электромагнитного управления характеристиками потока верхнего контура гидравлической системы с гидравлическим мостиком: пат. 2634166 Рос. Федерация / Найгерт К.В., Редников С.Н. – Опубл. 24.10.2017, Бюл. № 30. 21. Митрофанова О.В. Гидродинамика и теплообмен закрученных потоков в каналах ядерно-энергетических установок – М.: Физматлит, 2010. – 288 с. 22. Такетоми С., Тикадзуми С. Магнитные жидкости. – М.: Мир, 1993. – 272 с. 23. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Гидродинамика. – М.: Наука, 1986. – 736 с. 24. Naigert K.V. The rotating magnetorheological fluid technologies in actuators of industrial automation systems // Innov. in modern sci. – Neftekamsk: Scientific Publish. Center “World of Science”; Praha: Publish. house “Osvícení”, 2017. – P. 102–113. 25. Naigert K.V. The realization principles of new generation magnetorheological systems // Modern sci.: current iss. and develop. prosp. – Neftekamsk: Scientific Publish. Center “World of Science”; Sofia: Publish. house “SORoS”, 2017. – P. 132–147.
| ||