ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
Разработка расчетного метода определения оптимального размещения тензорезисторов и определение коэффициентов чувствительности форм колебаний М.В. Пивоварова, В.А. Бессчетнов Получена: 28.02.2017 Рассмотрена: 28.02.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При тензометрировании количество каналов для измерения вибронапряжений элементов газотурбинного двигателя всегда ограничено. На начальном этапе экспериментальных исследований, когда еще не определено динамическое поведение детали, какие из резонансных режимов опасны, а какие нет, желательно с помощью небольшого количества тензорезисторов «перекрыть» все расчетные собственные формы колебаний. В данной работе представлен расчетный метод определения оптимального размещения тензорезисторов и определения коэффициентов чувствительности форм колебаний тензорезисторов. Расчетный метод разработки схемы препарирования основан на расчете собственных форм колебаний детали. Для оценки качества размещения тензорезистора введено понятие коэффициента чувствительности тензорезистора к форме колебаний и выделено три диапазона значений чувствительности по его применимости. Введено понятие «покрытия» формы колебаний, показывающее, что такая схема препарирования позволяет достоверно измерить динамические напряжения по данной форме. Для количественной оценки качества схемы препарирования определяется количество покрываемых данной схемой форм. Проведена отработка метода определения оптимального положения тензорезисторов на рабочих лопатках компрессора высокого давления. Было рассмотрено три варианта схем препарирования и для каждого определены коэффициенты чувствительности форм колебаний. Два варианта схем препарирования разработаны на базе опыта экспериментальных исследований лопаток и предварительного анализа результатов расчета вибрационных характеристик лопаток. Третий вариант схемы препарирования разработан с применением метода определения оптимального размещения тензорезисторов. Третья схема разработана для лопатки, концентраторы напряжений по формам колебаний которой расположены в труднодоступных для размещения тензорезисторов местах. Для нее же определены коэффициенты чувствительности форм колебаний по отношению к максимальному значению интенсивности напряжений в профиле лопатки. Для всех схем препарирования определено среднее значение «покрытия» форм. Ключевые слова: схема препарирования, коэффициент чувствительности тензорезистора к форме колебаний, «покрытие» формы колебаний, вибронапряжения, оптимальное положение тензорезистора. Сведения об авторах:
Пивоварова Мария Владимировна (Пермь, Россия) – аспирантка кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ; инженер-конструктор-расчетчик 3-й категории АО «ОДК-Авиадвигатель» (6149900, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: pivovarova-mv@avid.ru). Бессчетнов Вадим Андреевич (Пермь, Россия) – начальник бригады перспективных методов анализа динамики и прочности АО «ОДК-Авиадвигатель» (6149900, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: besschetnov-va@avid.ru). Список литературы:
Влияние теплоподвода в камере сгорания на течение в диффузоре сверхзвукового воздухозаборника Б.И. Гутов, В.И. Звегинцев, А.Ю. Мельников Получена: 17.03.2017 Рассмотрена: 17.03.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты численного исследования перехода от сверхзвукового течения к дозвуковому в диффузоре сверхзвукового воздухозаборника прямоточного воздушно-реактивного двигателя при изменении противодавления за счет теплоподвода в камере сгорания. Рассматривались два варианта осесимметричного диффузора с большими углами раскрытия: Θ = 10º и Θ = 90º. Получены картины течения в зависимости от геометрических параметров диффузора и от теплоподвода. Течение в диффузоре с углом раскрытия Θ = 10º соответствует псевдоскачковому режиму течения с отрывными зонами в пограничном слое. Течение в диффузоре с углом раскрытия Θ = 90º соответствует струйному течению в канале. Несмотря на принципиально различные режимы течения, характеристики потока на длине более 8–10 калибров одинаковы. Проведен анализ влияния противодавления за счет подвода тепла на характеристики перехода (потери полного давления, статическое давление, числа Маха и др.). Показано, что при использовании диффузора с большими углами раскрытия полное давление в камере сгорания может изменяться от 2,7 до 2,9 раза, не оказывая влияния на течение в горле и, соответственно, на течение в воздухозаборнике. Ключевые слова: численное моделирование, сверхзвуковой воздухозаборник, диффузор, псевдоскачок, камера сгорания, теплоподвод, дросселирование, геометрические и тепловые воздействия. Сведения об авторах:
Гутов Борис Иванович (Новосибирск, Россия) – кандидат технических наук, ведущий инженер, лаборатория № 5 Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН (630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, д. 4/18). Звегинцев Валерий Иванович (Новосибирск, Россия) – доктор технических наук, главный научный сотрудник, лаборатория № 5 Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН (630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, д. 4/18, e-mail: zvegin@ itam.nsc.ru). Мельников Алексей Юрьевич (Новосибирск, Россия) – младший научный сотрудник, лаборатория № 5 Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН (630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, д. 4/18, e-mail: akcil@mail.ru). Список литературы: 1. Шихман Ю.М., Виноградов В.А., Кашкин Ю.Ф. Воздухозаборники ГПВРД / под ред. Ю.М. Шихмана // Аналитический обзор № 422 / Центр. ин-т авиац. моторостроения. – М., 2005. – 47 с. 2. Classification of combustor–inlet interactions for airbreathing ramjet propulsion / Tao Cui, Yong Wang, Kai Liu and Jianren Jin // AIAA Journal. – 2015. – August. – Vol. 53, № 8. – P. 2237–2255. 3. Гурылев В.Г., Трифонов А.К. Псевдоскачок в простейшем воздухозаборнике в виде цилиндрической трубы // Ученые записки ЦАГИ. – 1976. – Т. VII, № 1. – С. 130–138. 4. Гурылев В.Г., Трифонов А.К. Переход сверхзвукового течения в дозвуковое в трубе с расширяющимся начальным участком // Ученые записки ЦАГИ. – 1980. – Т. XI, № 4. – С. 80–89. 5. Пензин В.И. Торможение сверхзвукового потока в каналах / Центр. ин-т авиац. моторостроения. – М., 2012. – 158 с. 6. Процессы торможения сверхзвуковых течений в каналах / О.В. Гуськов, В.И. Копченов, И.И. Липатов, В.Н. Острась, В.П. Старухин. – М.: Физматлит, 2008. – 164 с. 7. Kazuyasu Matsuo, Yoshiaki Miyazato, Heuy-Dong Kim. Shock train and pseudo-shock phenomena in internal gas flows // Progress in Aerospace Science. – 1999. – № 35. – P. 33–100. 8. Гунько Ю.П., Мажуль И.И. Псевдоскачок в осесимметричном расширяющемся канале лобового воздухозаборника // Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов: тез. докл. XV шк.-семинара СибНИА, 1–3 марта 2017 г. – Новосибирск, 2017. – С. 21–23. 9. Om Prakash Raj N., Venkatasubbaiaha K. A new approach for the design of hypersonic scramjet inlets // Physics of Fluids. – 2012. – Vol. 24. – № 086103. 10. Melnikov A.Yu., Zvegintsev V.I. Supersonic flow deceleration in a long cylindrical channel with pseudoshock formation (Экспериментальное исследование вязкого сверхзвукового течения в длинном канале с образованием псевдоскачка) // AIP Conference Proceedings. – 2016. – Vol. 1770. – № 030007. – 7 p. DOI: 10.1063/1.4963949 11. Melnikov A.Yu., Zvegintsev V.I. Investigation of deceleration supersonic flow in a long cylindrical channel with formation pseudoshock // International Conference on Measurement and Test Methodologies, Technologies and Applications (MTMTA2016). April 24–25, 2016 in Phuket, Thailand. – DEStech Publications, Inc., 2016. – P. 259–264. 12. Гутов Б.И., Звегинцев В.И., Мельников А.Ю. Влияние противодавления на течение в диффузоре сверхзвукового воздухозаборника // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2017. – № 49. – c. 18–28. 13. Вулис Л.А. Термодинамика газовых потоков. – М.: Госэнергоиздат, 1950. – С. 304. 14. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. – М.: Наука, 1969. – 824 c. Экспериментальные исследования по определению деформаций образцов из полимерного композиционного материала с применением волоконно-оптических датчиков Н.А. Кошелева, Г.С. Шипунов, А.А. Воронков, Н.П. Меркушева, А.А. Тихонова Получена: 12.07.2017 Рассмотрена: 12.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются результаты экспериментальных исследований по определению деформаций при неоднородном напряженно-деформированном состоянии и модуля упругости композиционного материала при испытаниях на растяжение и сжатие с применением встроенных в материал волоконно-оптических датчиков деформаций (ВОДД) на брэгговских решетках. Рассмотрены образцы из стеклопластика с внедренными оптоволоконными линиями в форме прямоугольной пластины и с V-образным вырезом. В пластине с вырезами достигается градиентное поле деформаций, рассматривается возможность ВОДД фиксировать данное поле. Результаты измерения градиентных полей деформаций в пластине с вырезами сравниваются с результатами, полученными при использовании трехмерной цифровой оптической системы Vic3D, и результатами численных расчетов на основе метода конечных элементов. Демонстрируется, что рассмотренные три варианта получения информации о деформациях различаются в пределах 5 %. Результаты экспериментов при одноосном растяжении и сжатии демонстрируют возможность определения модуля упругости с помощью ВОДД. Приведено сравнение экспериментальных результатов по определению модуля упругости, получаемого с применением стандартного испытательного оборудования, видеосистемы контроля напряженно-деформированного состояния Vic3D и оптоволоконных датчиков на брэгговской решетке. Ключевые слова: полимерный композиционный материал, стеклопластик, волоконно-оптические датчики, оптоволокно, брэгговская решетка. Сведения об авторах:
Кошелева Наталья Александровна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, научный сотрудник Института механики сплошных сред Уральского отделения РАН (614990, г. Пермь, ул. Академика Королева, д. 1, e-mail: nataly.kosheleva@gmail.com). Шипунов Глеб Сергеевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, научный сотрудник Воронков Андрей Александрович (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник научно-образовательного центра акустических исследований, разработки и производства композитных и звукопоглощающих авиационных конструкций ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: AAVoronkov714@gmail.com). Меркушева Наталья Павловна (Пермь, Россия) – ведущий инженер научно-образовательного центра акустических исследований, разработки и производства композитных и звукопоглощающих авиационных конструкций ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: natalya.merkusheva@mail.ru). Тихонова Александра Алексеевна (Пермь, Россия) – лаборант научно-образовательного центра акустических исследований, разработки и производства композитных и звукопоглощающих авиационных конструкций ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tikaleksandra@yandex.ru). Список литературы:
Оценка работоспособности и целесообразности использования внедренных в композиционный материал волоконно-оптических датчиков при повышенных температурах Д.С. Лобанов, Г.С. Шипунов, А.А. Воронков Получена: 12.07.2017 Рассмотрена: 12.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены результаты экспериментальных исследований работоспособности внедренных в композиционный материал волоконно-оптических датчиков деформации на основе брэгговских решеток при испытаниях на растяжение в условиях нормальной и повышенных температур. Для оценки точности регистрируемых волоконно-оптическими датчиками данных использован навесной экстензометр продольных деформаций. Испытания проводились в Центре экспериментальной механики Пермского национального исследовательского политехнического университета на универсальной электромеханической испытательной системе Instron 5882, в состав которой входит термокамера с рабочим диапазоном температур от –100 до +350 °С. Для сбора информации о состоянии волоконно-оптических датчиков во время проведения испытаний использовался интеррогатор ASTRO X327 с частотой опроса 100 Гц. Исследовались образцы композиционного материала, изготовленного на основе препрега стеклопластика Ключевые слова: волоконно-оптические датчики деформации на брэгговских решетках, полимерный композиционный материал, экспериментальная механика, напряженно-деформированное состояние, повышенные температуры, испытания на растяжение. Сведения об авторах:
Лобанов Дмитрий Сергеевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, научный сотрудник Центра экспериментальной механики ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: cem.lobanov@gmail.com). Шипунов Глеб Сергеевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, научный сотрудник научно-образовательного центра акустических исследований, разработки и производства композитных Воронков Андрей Александрович (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник научно-образовательного центра акустических исследований, разработки и производства композитных и звукопоглощающих авиационных конструкций ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: aavoronkov714@gmail.com).
Список литературы:
Применение метода параметрической диагностики с использованием комплексных показателей для оценки состояния газотурбинного привода в составе газоперекачивающего агрегата И.А. Кривошеев, К.Е. Рожков, Н.Б. Симонов Получена: 11.07.2017 Рассмотрена: 11.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается текущее состояние газотурбинного привода (ГТП) в составе газоперекачивающего агрегата (ГПА), применяемого в компрессорной станции на магистральном газопроводе. Для оценки технического состояния используется оригинальный метод параметрической диагностики, предложенный авторами. Он состоит в применении комплексных показателей, компонентами которых являются относительные отклонения фактических характеристик ГТП от исходных (при нулевой наработке). Приведены табличные и графические результаты, полученные с использованием предложенной методики, оценено влияние отдельных видов дефектов на общее техническое состояние ГТП. Кратко описана методика исключения точек на тренде измеряемых параметров, которые соответствуют неустановившимся режимам. Исключение значений параметров, полученных при неустановившихся режимах, необходимо для повышения адекватности результатов оценки, используемой в предлагаемой авторами методике. Без изменения существующей технологии проведения периодических испытаний ГТД и теплотехнических испытаний газотурбинной установки (ГТУ) предложен новый алгоритм обработки данных, вычисления значений показателей, позволяющих контролировать накопление отдельных видов дефектов, прогнозировать (с использованием метода фазовых портретов) изменения состояния ГТД и ГТУ по мере увеличения наработки и с учетом этого планировать (индивидуально для каждого конкретного изделия) остановы для проведения регламентных работ, профилактики, ремонта и снятия с эксплуатации. Ключевые слова: газотурбинный привод, газоперекачивающий агрегат, техническое состояние, диагностика, трендовый анализ, оценка состояния, комплексный показатель, характеристики газотурбинного привода, наработка, тренды. Сведения об авторах:
Кривошеев Игорь Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, е-mail: krivosh@sci.ugatu.ac.ru). Рожков Кирилл Евгеньевич (Уфа, Россия) – старший преподаватель кафедры «Авиационная теплотехника и теплоэнергетика» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, е-mail: rke85@mail.ru). Симонов Николай Борисович (Уфа, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, е-mail: sventigo@yandex.ru). Список литературы: 1. Куприк В.В., Балабан Ю.Н., Хотеенков И.А. Способ оценки технического состояния газотурбинного двигателя / ОКБ им. А. Люльки, филиал ПАО «УМПО» // Газотурбинные технологии. – 2016. – июль-август. – С. 32–34. 2. Чичков Б.А. Модели и параметрическая диагностика авиационных двигателей: учеб. пособие / Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации. – М. – Ч. 1. – 2004. – 96 c. Ч. 2. – 2005. – 60 c. 3. Технология эксплуатации, диагностики и ремонта газотурбинных двигателей: учеб. пособие / Ю.С. Елисеев, В.В. Крымов, К.А. Малиновский, В.Г. Попов. – М.: Высш. шк., 2002. – 355 с. 4. Оценка технического состояния авиационных ГТД / Л.П. Лозицкий [и др.]. – М.: Транспорт, 1982. – 167 с. 5. Практическая диагностика авиационных газотурбинных двигателей / под ред. В.Л. Степаненко. – М.: Транспорт, 1985. – 116 c. 6. Шереметьев А.В. Анализ опыта эксплуатации зарубежных газотурбинных двигателей по техническому состоянию // Авиационно-космическая техника и технология. – Харьков, 2003. – Вып. 40/5. – С. 5–9. 7. Курочкин В.Н., Назаренко С.А., Щербак Н.А. Влияние технического обслуживания и ремонтов на ресурс оборудования для переработки масличных культур // Успехи современной науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 83–91. 8. Тарасенко А.В., Кондратьев Ю.В. Оценка технического состояния устройств компенсации реактивной мощности в тяговой сети // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 5, № 10. – 9. Черкез А.Я. Инженерные расчеты газотурбинных двигателей методом малых отклонений. – М.: Машиностроение, 1965. – 354 с. 10. Коняев Е.А. Техническая диагностика ГТД. – Рига: RIO RCAII, 1989. – 63 с. 11. Чуян Р.К. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов: учеб. пособие. – М.: Машиностроение, 1988. – 288 с. 12. Козаченко А.Н. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов. – M.: Нефть и газ, 1999. – 463 с. 13. Krivosheev I.A., Kozhinov D.G., Rozhkov K.E. Сhanges in the engineering products performance during operation // Procedia Engineering. – 2016. – Vol. 150. – Р. 74–80. 14. Кривошеев И.А., Суханов А.В., Симонов Н.Б. Метод диагностики газотурбинных приводов Определение области рабочих параметров прямоточного воздушно-реактивного двигателя на порошкообразном алюминиевом горючем на основе характеристик ракетно-прямоточного двигателя на твердом топливе летательного аппарата «Метеор» Я.Э. Богомолов, В.И. Малинин Получена: 13.07.2017 Рассмотрена: 13.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены два варианта двигателя: ракетно-прямоточный двигатель на твердом топливе (РПДТ) и прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) на порошкообразном металлическом горючем. Для определения областей рабочих параметров ПВРД на порошкообразном алюминиевом горючем (ПАГ) использовались габаритно-массовые характеристики РПДТ летательного аппарата «Метеор». На первом этапе определены параметры торможения воздушного потока для выбранных высот эксплуатации двигателя и значения расходного комплекса. На втором этапе определены значения тягово-импульсных характеристик ПВРД на ПАГ. С опорой на полученные результаты из первого и второго этапов построены области рабочих параметров ПВРД на ПАГ. На третьем этапе доказана стабилизация пламени Ключевые слова: ракетно-прямоточный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели, порошкообразное алюминиевое горючее, тягово-импульсные характеристики, область рабочих параметров. Сведения об авторах:
Богомолов Ярослав Эдуардович (Пермь, Россия) – студент ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bogomolov200@yandex.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические установки» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы: 1. Сорокин В.А. Конструкция и проектирование комбинированных ракетных двигателей на твердом топливе: учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. – 303 с. 2. Обносова Б.В., Сорокин В.А., Ясновский Л.С. Теоретические основы анализа и синтеза комбинированных ракетных двигателей на твердых и пастообразных топливах / под ред. Б.В. Обносова, В.А. Сорокина. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 244 с. 3. Интегральные прямоточные воздушно-реактивные двигатели на твердых топливах. Основы теории и расчет / В.Н. Александров, В.М. Быцкевич, В.К. Верхломов [и др.] / под ред. Л.С. Яновского. – М.: Академкнига, 2006. – 343 с. 4. Орлов Б.В. Основы проектирования ракетно-прямоточных двигателей: учеб. пособие для вузов. – М.: Машиностроение, 1967. – 423 с. 6. Пат. 2410291 Российская Федерация. Сверхзвуковая ракета с двигателем на порошкообразном металлическом горючем / Малинин В.И., Виноградов С.М., Иванов О.М., Гуреев В.В., Марченко А.И.; патентообладатель ОАО «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”». – № 2009141287/11; заявл. 10.11.2009; опубл. 27.01.2011, Бюл. № 3. 7. Пат. 2439358 Российская Федерация. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на порошкообразном металлическом горючем / Малинин В.И., Виноградов С.М., Иванов О.М., Гуреев В.В., Марченко А.И.; патентообладатель ОАО «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”». – № 2009140590/06; заявл. 05.11.2009; опубл. 10.01.2012, Бюл. № 1. 8. Цуцуран В.И., Петрухин Н.В., Гусев С.А. Военно-технический анализ состояния и перспективы развития ракетных топлив: учебник. – М., 1999. – 332 с. 9. Трусов Б.Г. Моделирование химических и фазовых равновесий при высоких температурах: инструкция пользователя Astra 4. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1991. – 69 с. 10. Малинин В.И., Коломин Е.И., Антипин И.С. Воспламенение и горение аэровзвеси алюминия Методика расчета гидросистем гашения и повторного запуска ракетного двигателя твердого топлива А.Б. Бачурин, Е.В. Стрельников, В.А. Целищев Получена: 05.07.2017 Рассмотрена: 05.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Составление любой методики расчета и рационального выбора параметров системы управления двигательной установки включает в себя несколько этапов, одним из которых является переход от математических моделей, представленных в размерном виде, к моделям с использованием безразмерных переменных. Исследование на ЭВМ математической модели комбинированной системы автоматического регулирования в безразмерном виде позволяет получить удовлетворительное с точки зрения лица, принимающего решения, качество переходного процесса путем варьирования параметров регуляторов и выбора диапазона их рациональных значений и соотношений. В статье представлены модели подсистем регулирования давления и количества впрыска жидкого хладагента в камеру сгорания с использованием безразмерных переменных и полученные в ходе проведенного анализа графики переходных процессов системы при использовании эмпирического метода подбора искомых параметров регуляторов. Результатом большого числа машинных экспериментов при целенаправленном поиске удовлетворения системы управления основным критериям качества явилась таблица значений критериев качества системы регулирования. В таблице представлен диапазон параметров исполнительных устройств системы регулирования ракетного двигателя твердого топлива, в котором образуется область автономности качества переходных процессов одного регулятора от качества работы другого регулятора при ранее заданных постоянных исходных параметрах регуляторов. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, жидкий хладагент, подсистема, комбинированная система управления гашением, безразмерные параметры, струйная гидравлическая рулевая машина, регулятор расхода. Сведения об авторах:
Бачурин Александр Борисович (Уфа, Россия) – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Прикладная гидромеханика» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, e-mail: bachurinsasha1987@mail.ru). Стрельников Евгений Владимирович (Уфа, Россия) – аспирант кафедры «Прикладная гидромеханика» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, e-mail: e_strelnikov@mail.ru). Целищев Владимир Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная гидромеханика» Уфимского государственного авиационного технического университета (450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, e-mail: pgl.ugatu@mail.ru). Список литературы:
Анализ параметров наружного противоточного охлаждения камеры сгорания в составе утилизационной энергоустановки А.А. Селиванова, Н.Л. Бачев, Р.В. Бульбович, О.О. Матюнин Получена: 20.07.2017 Рассмотрена: 20.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При разработке утилизационной камеры сгорания (КС) в составе наземных газотурбинных энергоустановок очень важным является вопрос о повышении ресурса их работы. В статье предлагается противоточное наружное охлаждение КС с продольно-оребренной рубашкой охлаждения. В качестве охладителя используется окислитель (воздух), который отбирает тепло от огневой стенки, а затем в подогретом состоянии подается в зоны горения, догорания и разбавления. При оценке температурного режима конструкционного материала конструктора в первую очередь интересует максимальная температура огневой стенки. Местоположение и значение этой температуры определяются характером распределения тепловых потоков по длине КС. В предложенной методике температуры огневой стенки определяются итерационным способом из решения уравнений баланса тепла в разных сечениях огневой стенки с точностью до 1 %. Представлены профили коэффициентов теплообмена в КС и рубашке охлаждения, конвективного, лучистого и суммарного тепловых потоков в КС, температур продуктов сгорания, огневой стенки и охлаждающего воздуха вдоль камеры сгорания. Показаны зависимости температур огневой стенки в зоне горения, догорания и разбавления от коэффициента оребрения охлаждающего тракта. По результатам исследований предлагается использовать в качестве конструкционных материалов недорогие хромоникелевые сплавы типа 12Х18Н10Т и Х21Н5Т. Исследования показали, что применение противоточного наружного охлаждения КС с продольно-оребренной рубашкой в составе наземных газотурбинных установок приводит к значительному снижению максимальной температуры огневой стенки и является эффективным средством для увеличения ресурса работы КС. Ключевые слова: утилизационная камера сгорания, конвективный и лучистый тепловые потоки, баланс тепла, противоточная система охлаждения, оребренная рубашка охлаждения, хромоникелевые стали, температуры газа, огневой стенки и охладителя, коэффициент оребрения. Сведения об авторах:
Селиванова Алена Алексеевна (Пермь, Россия) – студентка ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: alyona1203@gmail.com). Бачев Николай Леонидович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: bnl54@yandex.ru). Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: dekan_akf@pstu.ru). Матюнин Олег Олегович (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: matoleg@gmail.com). Список литературы:
Использование кривых одного отношения для конструирования профиля крыла летательного аппарата в БН-исчислении Е.В. Конопацкий Получена: 16.05.2017 Рассмотрена: 16.05.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлены теоретические основы конструирования замкнутых кривых 3-го порядка как кривых одного отношения, которые предлагается использовать в качестве гипотетического профиля крыла летательного аппарата. Замкнутая дуга кривой 3-го порядка формируется с помощью двух дуг кривых 2-го порядка, вид которых определяется отношением на медиане (инженерный дискриминант), за счет встречного движения текущих точек исходных дуг кривых Ключевые слова: дуга кривой, кривая 2-го порядка, кривая 3-го порядка, профиль крыла, летательный аппарат, порядок гладкости, БН-исчисление, текущий параметр, точечное уравнение, отношение на медиане, геометрическая схема, конструирование кривой, симплекс пространства, кривые одного отношения. Сведения об авторах:
Конопацкий Евгений Викторович (Макеевка, Украина) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Специализированные информационные технологии и системы» Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (286123, Макеевка, ул. Державина, д. 2, e-mail: e.v.konopatskiy@ mail.ru). Список литературы:
Информационное обеспечение проектной деятельности как составляющая подготовки процесса проектирования систем авиационной и ракетно-космической техники И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Г.Г. Шелякина, К.Г. Носов Получена: 31.08.2017 Рассмотрена: 31.08.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Ускоренное развитие систем авиационной и ракетно-космической техники тесно связано с необходимостью повышения качества проектирования. Активно развивающаяся в последнее время проектная деятельность позволяет эффективно способствовать этому процессу. Цель данной статьи – анализ требований к проектно-конструкторской подготовке специалистов аэрокосмического профиля и исследование возможностей внедрения проектной деятельности Ключевые слова: проектно-конструкторская деятельность, геометрографическая подготовка, 3D-модель, электронная модель изделия, практико-ориентированные задания. Сведения об авторах:
Столбова Ирина Дмитриевна (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: stolbova.irina@gmail.com). Александрова Евгения Петровна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, профессор кафедры «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: e_p_aleksandrova@mail.ru). Шелякина Галина Геннадьевна (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: smeg52@mail.ru). Носов Константин Григорьевич (Пермь, Россия) – старший преподаватель кафедры «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: const-r@ya.ru). Список литературы:
Исследование влияния вида акустического сигнала на определение импеданса образцов звукопоглощающих конструкций Е.С. Федотов, О.Ю. Кустов, И.В. Храмцов Получена: 02.08.2017 Рассмотрена: 02.08.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Первичная оценка акустических свойств образцов звукопоглощающих конструкций (ЗПК) авиационных двигателей проводится на акустическом интерферометре c нормальным падением волн. Изучение работы образцов ЗПК В данной работе отражены результаты исследований, посвященных определению импеданса ЗПК с использованием чистого тона в качестве сигнала динамика. Представлены результаты численного моделирования и верификации с физическим экспериментом на чистом тоне. Кроме того, приведены результаты сравнения значений действительной части импеданса образца ЗПК на чистом тоне и белом шуме при одинаковом уровне звукового давления на поверхности образца. Также предложен способ определения уровня звукового давления на поверхности образца ЗПК без использования третьего микрофона. Предложенный способ верифицировался с использованием численного моделирования на основе системы линеаризованных уравнений Навье–Стокса. Полученные результаты могут представлять интерес при проектировании ЗПК для снижения шума вентилятора как одного из доминирующих источников шума авиационного двигателя. Ключевые слова: аэроакустика, авиационный двигатель, звукопоглощающие конструкции, интерферометр, Сведения об авторах:
Федотов Евгений Сергеевич (Пермь, Россия) – инженер лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tesla.prog@rambler.ru). Кустов Олег Юрьевич (Пермь, Россия) – инженер лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: kustovou@ yandex.ru). Храмцов Игорь Валерьевич (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: igorhrs92@mail.ru). Список литературы:
Обзор методов повышения долговечности авиационных зубчатых передач К.В. Кобелева, В.Р. Туктамышев Получена: 10.06.2017 Рассмотрена: 10.06.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлен основной дефект косозубых шестерен, возникающий при работе зубчатой передачи в авиационном редукторе. Процесс износа наблюдается на краевых участках контактных поверхностей. Металлографическое исследование показало наличие вдоль рабочей эвольвенты зубьев шестерни подповерхностные трещины, развитие которых начинается с участков выкрашиваний. Поставлена задача проанализировать причины, влияющие на прочность конструкции косозубой шестерни, и выявить возможности повышения долговечности зубчатой передачи. Выполнен краткий обзор публикаций, посвященных прочностным характеристикам зубчатых передач. В публикациях предложены различные варианты модификаций шестерен, увеличивающие контактные и изгибные напряжения. На примере зубчатых передач Новикова рассмотрено напряженное состояние зубьев в условиях их многопарного зацепления при неравномерном распределении передаваемой нагрузки и напряжений по площадкам контакта, что также характерно и для косозубых шестерен. Приведены результаты статьи о выборе параметров продольной модификации косозубой передачи в авиационном редукторе, в которой дается оценка распределения контактных напряжений по зубу в зависимости от различных видов профильной модификации и представлены способы устранения локальных зон пиковых контактных напряжений. Рассмотрены технологические факторы, влияющие на напряженность зубчатых колес, и химико-термическая обработка. На основании обзора публикаций выбраны методы повышения долговечности косозубой передачи путем моделирования параметров зацепления зубьев. Ключевые слова: косозубая передача, контактное напряжение, изгибное напряжение, моделирование, многопарное зацепление, модификация, нагрузочная способность, долговечность, исходный контур, бочкообразность. Сведения об авторах:
Кобелева Ксения Викторовна (Пермь, Россия) – магистрант кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, е-mail: ksenya988@mail.ru). Туктамышев Виталий Рафаилович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, е-mail: tuktvr@gmail.com). Список литературы:
Использование мирового опыта регулирования газотурбинных двигателей (ГТД) с малоэмиссионной камерой сгорания (МЭКС) по режимам мощности и в климатическом диапазоне при создании МЭКС для ГТД разработки АО «ОДК-Ави А.Д. Нугуманов, А.М. Сипатов, В.А. Назукин Получена: 26.07.2017 Рассмотрена: 26.07.2017 Опубликована: 30.09.2017
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Выполнен анализ мирового опыта регулирования газотурбинных двигателей (ГТД) с малоэмиссионными камерами сгорания, работающими по технологии сжигания «бедных» заранее перемешанных топливовоздушных смесей (Lean Premixed Prevaporized (LPР)), которая считается на сегодняшний день наиболее перспективной для стационарных ГТУ. Разработкой этой технологии за рубежом ведущие фирмы мира занимаются уже более тридцати лет. Переход на эту технологию позволил снизить уровень эмиссии NOx и СО более чем на порядок, доведя эмиссию NOx в лучших образцах малоэмиссионных камер сгорания (МЭКС) ГТУ до 9–15 ppm, что, безусловно, можно считать переворотом в решении экологических проблем. Одним из сложнейших вопросов в данной технологии является поддержание постоянной температуры в зоне горения в широком диапазоне мощности при различных климатических условиях. Рассмотрены основные способы поддержания постоянной температуры в зоне горения применительно к современным ГТД зарубежных фирм, а именно: различные сбросы и перепуски воздуха из/внутри камеры сгорания; многоколлекторная стадийная подача топлива; поворотные лопатки входного направляющего аппарата компрессора. Представленные материалы формируют рекомендации по выбору конструктивных схем регулирования ГТД с МЭКС «бедного» типа. На основании представленного материала выполнен анализ возможности применения основных способов регулирования ГТД разработки АО «ОДК-Авиадвигатель» с МЭКС. Ключевые слова: малоэмиссионная камера сгорания, оксид азота, монооксид углерода, коэффициент избытка воздуха, перепуск воздуха, многоколлекторная подача топлива, поворотный входной направляющий аппарат, газотурбинная установка. Сведения об авторах:
Нугуманов Алексей Дамирович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614000, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), инженер отдела камер сгорания Сипатов Алексей Матвеевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614000, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), начальник отдела камер сгорания АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 93, e-mail: sipatov@avid.ru). Назукин Владислав Алексеевич (Пермь, Россия) – инженер-конструктор-расчетчик отдела камер сгорания АО «ОДК-Авиадвигатель» (614000, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 93, e-mail: v.a.naz@narod.ru), доцент кафедры «Авиационные двигатели» ФГБОУ ВО ПНИПУ (614000, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29). Список литературы:
| ||