|
ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
|
Анализ изменения теплового состояния лопаток газовой турбины после попадания вулканического пепла в авиационный двигатель А.А. Иноземцев, Д.Д. Попова, А.Н. Саженков, Н.А. Саженков, С. И. Сендюрев Получена: 25.03.2025 Рассмотрена: 07.07.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
При попадании самолета в облако вулканического пепла многочисленные стекловидные отложения пепла на сопловом аппарате первой ступени турбины двигателя приводят к перекрытию отверстий перфорации лопатки и, как следствие, к её дополнительному нагреву. На примере авиационного двигателя ПД-14 представлены результаты численного моделирования теплового состояния охлаждаемой лопатки соплового аппарата первой ступени турбины высокого давления после воздействия вулканического пепла на различных режимах двигателя – крейсерском, номинальном и полетном малом газе. Тепловые расчеты проведены для условий попадания на вход двигателя вулканического пепла с концентрацией согласно нормам европейского агентства безопасности полетов EASA, а также для концентраций, соответствующих критическим условиям одного из самых драматичных полетов в облаке пепла индонезийского вулкана Галунггунг. Расчетами установлено, что для условий попадания вулканического пепла с концентрацией согласно нормам EASA изменение теплового состояния сопловых лопаток турбины ПД-14 носит несущественный характер. При критических условиях запыления перекрытие отверстий перфорации лопатки приводит к значительному увеличению её температуры. Так, на крейсерском режиме работы ПД-14 максимальная температура поверхности сопловой лопатки после запыления ряда отверстий перфорации составляет величину ~ 1110 °С. Локальные температуры на номинальном режиме достигают значений выше 1200 °С, что влечет за собой структурные изменения теплозащитного покрытия. Полученные данные убедительно подтверждают рекомендации международной организации гражданской авиации ICAO о том, что в случае попадания самолета в облако вулканического пепла необходимо немедленно уменьшить тягу маршевых двигателей до малого газа и выйти из облака вулканического пепла. Ключевые слова: авиационный двигатель, турбина, сопловая лопатка, вулканический пепел, аккумуляция пепловых отложений, конвективно-пленочное охлаждение, тепловое состояние лопатки. Сведения об авторах:
Иноземцев Александр Александрович (Пермь, Российская Федерация) – академик РАН, профессор, доктор технических наук, заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93). Попова Диана Дмитриевна (Пермь, Российская Федерация) – инженер отдела турбин, Саженков Алексей Николаевич – кандидат технических наук, помощник управляющего директора – генерального конструктора, АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, Саженков Николай Алексеевич – кандидат технических наук, доцент кафедры «Авиационные двигатели», ПНИПУ (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: nasazhenkov@pstu.ru). Сендюрев Станислав Игоревич – кандидат технических наук, начальник бригады отдела турбин АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: sendyurev@avid.ru). Список литературы: 1. Руководство по облакам вулканического пепла, радиоактивных материалов и токсических химических веществ // International Civil Aviation Organization. – 3-е изд. – 2015. – 210 с. Конструктивные особенности лабиринтных уплотнений быстроходных валов А. Бузид, А.Ф. Сальников Получена: 07.04.2025 Рассмотрена: 26.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
Рассматриваются конструктивные особенности лабиринтных уплотнений, применяемых для уплотнения быстроходных валов энергетических машин, таких как газовые турбины, компрессоры и насосы. Лабиринтные уплотнения являются важным компонентом снижения утечек транспортируемой среды и защиты оборудования от попадания загрязнений. Особое внимание уделено влиянию конструкции уплотнений на их герметичность и долговечность в условиях высоких скоростей вращения и вибрационных нагрузок. Проанализированы различные типы лабиринтных уплотнений, в том числе прямые, зубчатые и сэндвич-конструкции, каждое из которых имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от условий эксплуатации. Описаны геометрические параметры, влияющие на эффективность уплотнений, такие как радиальные зазоры, форма и количество граней, а также использование современных материалов для повышения износостойкости и эрозионной устойчивости. Результаты исследований, показывающие влияние конструктивных решений на снижение утечек при высоких вибрационных нагрузках, представлены без критики. На сегодня нет исследований влияния механических колебаний валов и конструктивных узлов на утечки рабочей среды. Также предложены перспективные пути совершенствования конструкции лабиринтных уплотнений для повышения их эффективности и надежности в сложных условиях эксплуатации с учетом вибраций быстроходного вала. Научная новизна заключается в доработке алгоритмов расчета течения рабочего тела через лабиринтное уплотнение за счет использования полигармонической функции колебания центра вала Ключевые слова: лабиринтные уплотнения, утечка, вибрационные нагрузки, геометрические параметры, радиальные зазоры, число Рейнольдса, методы контроля вибрации. Сведения об авторах:
Бузид Аиccа (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры РКТ и ЭС, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29, e-mail: bouzid.aissa05@gmail.com). Сальников Алексей Федорович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры РКТ и ЭС, Пермский национальный исследовательский технический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29, e-mail: afsalnikov_1@mail.ru). Список литературы: 1. Бенкерт, Х. Коэффициенты, индуцированные потоком лабиринтных уплотнений в роторной динамике / Х. Бенкерт, Дж. Вахтер // Материалы семинара, проведенного в Техасском университете A&M. – Нью-Йорк: NACA CP 2133, 1980. – С. 189–212. Малоцикловая усталость при кручении аддитивного титанового сплава ВТ6, полученного методом холодного переноса металла А.В. Ильиных, А.М. Паньков Получена: 18.03.2025 Рассмотрена: 09.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
Проведено экспериментальное исследование циклической долговечности при кручении титанового сплава ВТ6, полученного аддитивным методом проволочно-дуговой наплавки. При печати элемента конструкции проволокой из ВТ6 был использован перспективный метод холодного переноса металла, позволяющий снизить остаточные напряжения за счет снижения разогрева изделий при изготовлении. После наплавки конструкция вместе с поддерживающей пластиной были подвергнута термическому отжигу для выравнивания структуры и снятия остаточных напряжений. Из пластины были вырезаны образцы в трех разных направлениях по отношению к плоскости печати для испытаний на малоцикловую усталость при кручении. Испытания проводились на базе Центра экспериментальной механики Пермского национального исследовательского политехнического университета. Для проведения циклических испытаний использовались двухосевые испытательные системы фирмы Instron и двухосевые датчики деформаций. Испытания на малоцикловую усталость проводились при симметричном цикле касательных напряжений. По результатам испытаний построены зависимости циклической долговечности от амплитуды касательных напряжений. Для оценки закономерностей механического поведения в процессе испытаний с помощью двухосевого датчика деформаций фиксировались петли гистерезиса. Проведено сравнение результатов циклических испытаний, полученных на образцах, вырезанных в трех различных направлениях из напечатанной пластины. Показано, что наименьшими характеристиками сопротивления усталости при кручении обладают образцы, вырезанные под углом 45° к плоскости наплавки. При других ориентациях образцов долговечность при кручении значительно выше. Произведена оценка анизотропии циклических и статических механических характеристик при кручении аддитивного титанового сплава ВТ6. Продемонстрировано, что сильнее всего анизотропия механических свойств аддитивного титанового сплава ВТ6 проявляется в характеристиках сопротивления малоцикловой усталости при кручении. Ключевые слова: аддитивное производство, титановый сплав, экспериментальное исследование, малоцикловая усталость, циклическая долговечность, кручение. Сведения об авторах:
Ильиных Артем Валерьевич (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспериментальная механика и конструкционное материаловедение», старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, е-mail: ilinih@yandex.ru). Паньков Александр Михайлович (Пермь, Российская Федерация) – младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, е-mail: cem.pankov@gmail.com). Список литературы: 1. Каблов, Е.Н. Материалы нового поколения и цифровые технологии их переработки / 2. Каблов, Е.Н. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 / Е.Н. Каблов // Крылья Родины. – 2019. – № 7–8. – С. 54–58. 3. Перспективы применения аддитивных технологий для создания деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей и прямоточных воздушно-реактивных двигателей / Л.А. Магеррамова [и др.] // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2019. – Т. 18, № 3. – С. 81–98. DOI: 10.18287/2541-7533-2019-18-3-81-98 4. Обзор проблем создания сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения в части силовой установки / А.Д. Алендарь [и др.] // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 7–28. DOI: 10.18287/2541-7533-2023-22-1-7-28 5. Integrated approach to wire arc additive manufacturing (WAAM) optimization: Harnessing the synergy of process parameters and deposition strategies / M.S. Mohd Mansor [et al.] // J Mater Res Technol. – 2024. – Vol. 30 – P. 2478–2499. DOI: 10.1016/j.jmrt.2024.03.170 6. Cold Metal Transfer (CMT) Based Wire and Arc Additive Manufacture (WAAM) System / Chen Xizhang [et al.] // J. Surf. Investig. – 2018. – Vol. 1. – P. 1278–1284. DOI: 10.1134/S102745101901004X 7. Effects of building orientation and heat treatment on fatigue behavior of selective laser melted 17–4 PH stainless steel. / A. Yadollahi [et al.] // Int J Fatigue. – 2017 – Vol. 94. – P. 218–235. 8. Sanaei, N. Defects in Additive Manufactured Metals and Their Effect on Fatigue Performance: A State-of-the-Art Review / N. Sanaei, A. Fatemi // Prog. Mater. Sci. – 2020 – Article 100724. DOI: 10.1016/j.pmatsci.2020.100724 9. Махутов, Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность / Н.А. Махутов – М.: Машиностроение, 1981. – 272 с. 10. Formation of Structure and Properties of Two-Phase Ti-6Al-4V Alloy during Cold Metal Transfer Additive Deposition with Interpass Forging / Y.D. Shchitsyn [et al.] // Materials. – 2021. – Vol. 14, iss. 16, August (II), art. 4415. – 18 p. DOI: 10.3390/ma14164415 11. Characteristics of Structure and Properties of Magnesium Alloys during Plasma Additive Deposition / Y.D. Shchitsyn [et al.] // Physical Mesomechanics. – 2021. – Vol. 24, no 6. – P. 716–723. 12. Характеристики прочности и пластичности ряда металлических сплавов и нержавеющих сталей, созданных проволочно-дуговой наплавкой, в широком диапазоне скоростей деформаций / Ю.В. Баяндин [и др.] // Вестник ПНИПУ. Механика. – 2023. – № 1. – С. 33–45. DOI: 10.15593/perm.mech/2023.1.04 13. Influence of additional static stresses on biaxial low-cycle fatigue of 2024 aluminum alloy / A. Yankin [et al.] // Fracture and Structural Integrity. – 2022. – № 16(62). – Р. 180–193. DOI: 10.3221/IGF-ESIS.62.13 14. Механическое поведение конструкционной стали ЭП517Ш при двухосной малоцикловой усталости в условиях нормальных и повышенных температур / Е.В. Ломакин [и др.] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2019. – № 1. – С. 77–86. DOI: 10.15593/perm.mech/2019.1.07 15. Tensile and torsion tests of cylindrical specimens of aluminum alloy ASP35 obtained by the SLM method / A.V. Ilinykh [et al.] // Procedia Struct. Integr. – 2023. – Vol. 50. – P. 113–118. DOI: 10.1016/j.prostr.2023.10.029 16. Torsional fatigue behavior of wrought and additive manufactured Ti-6Al-4V by powder bed fusion including surface finish effect / A. Fatemi [et al.] // Int. J. Fatigue. – 2017. – Vol. 99. – P. 187–201. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2017.03.002 17. Fatigue strength of severely notched specimens made of Ti–6Al–4V under multiaxial loading. / F. Berto [et al.] // Fatigue Fract Engng Mater Struct. – 2015. – Vol. 38. – P. 503–517. DOI: 10.1111/ffe.12272 18. Экспериментальное исследование механических свойств при сдвиге и кручении нержавеющей стали 316LSi, полученной методом дуговой наплавки / А.В. Ильиных [и др.] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2023. – № 74. – С. 96–106. DOI: 10.15593/2224-9982/2023.74.09 Мониторинг сигналов вибрации авиадвигателя в реальном времени с помощью технологии беспроводной связи Май Синь, Хуэй Цинь, Чжифэн Е, Ао Чжоу Получена: 09.02.2025 Рассмотрена: 05.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
Традиционный способ мониторинга сигналов вибрации авиационных двигателей заключается в использовании датчиков проводной связи для передачи и сбора сигналов на стационарной платформе на земле. Оборудование для сбора сигналов, используемое в технологии проводной связи, имеет различные недостатки, что приводит к невозможности сбора сигналов вибрации, когда тестируемый объект находится в реальных условиях эксплуатации. Основываясь на предыдущих исследованиях, данная исследовательская группа использует схему беспроводной передачи 2.4G для беспроводной передачи сигналов вибрации авиадвигателя на короткие расстояния и схему сотовой связи 4G для беспроводной передачи сигналов вибрации авиадвигателя на большие расстояния. Полученные сигналы отображаются и контролируются с помощью инструмента, разработанного в LabVIEW2022. Разработанный инструмент успешно применяется в инженерной практике обслуживания двигателей, обеспечивая удаленный мониторинг состояния работы двигателя в режиме реального времени, сокращая цикл мониторинга оборудования с почасового до реального времени и значительно облегчая работу инженеров и техников по технической поддержке. Вышеизложенные работы заложили основу для широкого применения данного типа оборудования. В дальнейшем система будет совершенствоваться на основе отзывов пользователей. Ключевые слова: авиадвигатель, вибрационный сигнал, беспроводная связь, мониторинг, анализ данных, обработка сигналов, STFT. Сведения об авторах:
Май Синь (Нанкин, Китайская Народная Республика) – кандидат технических наук, Нанкинский университет воздухоплавания и астронавтов, Колледж энергетики (Китай, 210016, Нанкин, провинция Цзянсу, ул. Юдао, № 29), https://orcid.org/0000-0002-6977-0113. Хуэй Цинь (Нанкин, Китайская Народная Республика) – доктор технических наук, младший научный сотрудник, Харбинский технологический институт, Сучжоуский исследовательский институт (215100, Сучжоу, провинция Цзянсу, Наньгуанду-роуд, № 500). Чжифэн Е (Нанкин, Китайская Народная Республика) – доктор технических наук, профессор, Нанкинский университет воздухоплавания и астронавтов, Колледж энергетики (210016, Нанкин, провинция Цзянсу, ул. Юдао, № 29). Ао Чжоу (Нанкин, Китайская Народная Республика) – кандидат технических наук, Нанкинский университет воздухоплавания и астронавтов, Колледж автоматики (210016, Нанкин, провинция Цзянсу, ул. Юдао, № 29), https://orcid.org/0009-0008-2727-856X. Список литературы: 1. Aircraft engine fan tone noise due to back-pressure distortion caused by a downstream pylon under high-speed conditions / Kusuda Shinya [et al.] // Journal of Sound and Vibration. – 2024. – Vol. 572. Расчет и определение оптимальных параметров композитных обшивок кессона крыла самолета при ограничениях по устойчивости и жесткости при геометрически нелинейном состоянии с учетом установки панелей солнечных батарей О.В. Митрофанов, Л.М. Гавва, М.В. Шкурин Получена: 07.04.2025 Рассмотрена: 05.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
Рассматриваются особенности определения минимальных толщин несущих композитных обшивок кессона крыла самолета с учетом установки панелей солнечных батарей. Особенности проектирования обшивок в данной работе связаны с обеспечением устойчивости, а также статической прочности на различных этапах нагружения при допустимом геометрически нелинейном поведении. Кроме того, в работе учитываются ограничения по амплитуде прогиба тонких обшивок при возможной потере устойчивости при действии сжимающих и касательных потоков. Предлагается рассматривать два уровня нагружения. На первом уровне необходимо обеспечить устойчивость с минимальным запасом, а на втором уровне при геометрически нелинейном поведении обеспечить прогиб, амплитуда которого не должна превосходить некоторого заданного значения. Представленные методики основаны на аналитических решениях геометрически нелинейных задач методом Бубнова – Галеркина и сведены к численным решениям нелинейных уравнений относительно толщины обшивки в зависимости от величины действующего на втором уровне нагружения расчетного потока и заданного значения максимальной амплитуды прогиба. При этом рекомендуемые значения ширины определяются условиями обеспечения устойчивости с минимальным запасом при действии нагрузки первого уровня. Ключевые слова: ортотропный материал, прямоугольные панели, закритическое поведение, ограничение по амплитуде прогиба, сжатие, сдвиг, проектирование композитных обшивок. Сведения об авторах:
Митрофанов Олег Владимирович (Москва, Российская Федерация) – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: oleg1mitrofanov@yandex.ru). Гавва Любовь Михайловна (Москва, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: nio1asp@mail.ru). Шкурин Максим Викторович (Москва, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: m.shkurin@mai.ru). Список литературы: 1. Лисейцев, Н.К. Современное состояние, проблемы и перспективы развития самолетов, использующих солнечную энергию для полета / Н.К. Лисейцев, А.А. Самойловский // Труды МАИ. – 2012. – № 55. – С. 11. Экспериментальное исследование лазерного воспламенения в камере сгорания ГТД А.Г. Саттаров, А.В. Сочнев, Б.Г. Мингазов, Н.В. Давыдов, А.Д. Нугуманов, А.М. Сипатов Получена: 04.03.2025 Рассмотрена: 19.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
В данном исследовании показана возможность применения лазерного излучения для воспламенения газообразной смеси в камере сгорания газотурбинных установок (ГТУ). Традиционные системы зажигании, использующие электрическую искру, имеют ряд недостатков, такие как износ электродов, а также необходимость размещения электродов в зонах, благоприятных для воспламенения. Лазерное воспламенение является перспективной альтернативой, обеспечивающий бесконтактный процесс, что особенно актуально для больших камер сгорания. В отличие от искрового воспламенения, лазерное воспламенение при увеличении давления происходит при меньших энергетических затратах, так как уменьшается пороговое значение требуемой энергии В работе представлена принципиальная схема и устройство лазерной свечи. В рамках исследования были проведены эксперименты на модельной камере сгорания ГТУ с использованием твердотельного импульсного Nd:YAG-лазера. Изучалось влияние частоты следования лазерных импульсов на «пусковые» характеристики модельной камеры. В качестве топлива использовался пропан. По результатам исследования проведено сопоставление характеристик запуска с помощью электрической и лазерной свечи. Установлено, что лазерная свеча позволяет осуществить запуск камеры сгорания на более обедненных смесях газообразного топлива. Было зафиксировано, что увеличение частоты следования лазерных импульсов улучшает пусковые характеристики модельной камеры сгорания, при увеличении частоты с 5 до 20 Гц коэффициент избытка воздуха αΣ увеличился с 4 до 5. Ключевые слова: камера сгорания, газотурбинная установка, розжиг, воспламенение, оптический пробой, лазерная свеча, лазерное излучение. Сведения об авторах:
Саттаров Альберт Габдулбарович (Казань, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (420015, г. Казань, ул. Большая Красная, 55; e-mail: albert5519@mail.ru). Сочнев Александр Владимирович (Казань, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (420015, г. Казань, ул. Большая Красная, 55, e-mail: avsochnev@kai.ru). Мингазов Билал Галавтдинович (Казань, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10, e-mail: BGMingazov@kai.ru). Давыдов Николай Владимирович (Казань, Российская Федерация) – инженер кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10, e-mail: BNVDavydov@kai.ru). Нугуманов Алексей Дамирович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заместитель начальника отдела, Отдел экспериментальных работ по камерам сгорания, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 93, e-mail: nugumanov@avid.ru). Сипатов Алексей Матвеевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, начальник отдела камер сгорания, ОДК-Авиадвигатель (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 93, e-mail: sipatov@avid.ru). Список литературы: 1. Мингазов, Б.Г. Нормальная и турбулентная скорость распространения пламени при сжигании дизельного топлива / Б.Г. Мингазов, А.В. Бакланов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2024. – № 78. – С. 37–46. Прогнозирование величины продольной составляющей шероховатости поверхности при чистовом строчном фрезеровании профиля пера компрессорных лопаток В.И. Свирщёв, С.В. Тарасов, В.В. Мережников Получена: 07.04.2025 Рассмотрена: 30.06.2025 Опубликована: 31.07.2025 Аннотация:
При фрезеровании профиля проточной части лопаток газотурбинного двигателя на многофункциональных станках часто используют технологическую схему поперечного строчного формообразования. Данная схема подразумевает, что лопатку обрабатывают фрезой со сферической рабочей поверхностью, которая совершает вращение и интерполированное осевое перемещение, а лопатка при этом вращается вокруг собственной оси. Требуемые согласно технической документации показатели качества профиля пера лопатки, а именно точность профиля и параметр шероховатости поверхности обеспечиваются путем назначения сочетания управляемых параметров обработки. На сегодняшний день отсутствуют рекомендации по назначению сочетаний управляемых параметров режима фрезерования сложнопрофильных поверхностей, таких как, например, профиль проточной части компрессорных лопаток газотурбинных двигателей. При прохождении фрезой каждой строчки и угла поворота лопатки точность профиля пера и параметр шероховатости будут определяться в зависимости от величины деформации лопатки, которая не должна превышать допуска на его изготовление. При анализе геометрических связей зоны контакта фрезы со сферической рабочей поверхностью и криволинейного профиля проточной части лопатки была получена зависимость, определяющая величину составляющей шероховатости, обусловленной кинематическими особенностями процесса обработки. Нами получена аналитическая математическая модель, которая позволяет отразить влияние технологических условий обработки при фрезеровании профиля пера лопатки компрессорных двигателей, а именно форма инструмента и кинематические особенности его перемещения на величину продольной составляющей шероховатости поверхности, для разработки управляющей программы процесса строчного фрезерования компрессорной лопатки на многофункциональном пятиосевом станке с числовым программным управлением. Ключевые слова: продольная составляющая параметра шероховатости, фрезерование профиля лопатки, эффективный диаметр фрезы, шаг строчки. Сведения об авторах:
Свирщёв Валентин Иванович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Инновационные технологии машиностроения», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: svirshchev_vi@pstu.ru). Тарасов Степан Викторович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: tarasovsv100@mail.ru). Мережников Владислав Владимирович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Инновационные технологии машиностроения», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29, e-mail: merejnikov.v@yandex.ru). Список литературы: 1. Полетаев, В.А. Технология автоматизированного производства лопаток газотурбинных двигателей / В.А. Полетаев. – М.: Машиностроение, 2006. – 255 с.
| ||