ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
Квазиодномерное и трехмерное моделирование газотурбинных двигателей на режимах авторотации А.Б. Агульник, М.В. Рожкова, А.А. Тармаев, Д.А. Боровиков, В.В. Донских Получена: 30.09.2024 Рассмотрена: 13.11.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Возможность повторного запуска двигателя после выключения в полете оказывает существенное влияние на безопасность полетов, а также является одним из сертификационных требований, предъявляемых к пилотируемым воздушным судам. Беспилотные воздушные суда должны иметь возможность осуществить вынужденную посадку в случае невозможности повторного запуска камеры сгорания в полете, например, если при авторотации двигателя невозможно достичь частоты вращения режима малого газа. Выполнение данных требований является обязательным для сертификации летательного аппарата. Подтверждение необходимых характеристик требует проведения сложных и дорогостоящих стендовых и летных испытаний. Предварительная оценка параметров и работоспособности двигателя на режимах запуска и авторотации при использовании математического моделирования позволит снизить количество натурных испытаний, но требует доработки существующих методик расчета и математических моделей. В данной работе выполнено моделирование работы двухконтурного двухвального турбореактивного двигателя на режимах авторотации с использованием поэлементной квазиодномерной математической модели, также представлено численное исследование совместной работы компрессора низкого и высокого давления двигателя на режимах авторотации в 3D-постановке. Характер протекания основных параметров лопаточных машин хорошо согласуется с физическими представлениями о работе газотурбинных двигателей на режимах авторотации. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, осевой компрессор, осевая турбина, частота вращения ротора, характеристики турбомашин, авторотация, вычислительная газовая динамика. Сведения об авторах:
Агульник Алексей Борисович (Москва, Российская Федерация) – доктор технических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой «Теория воздушно-реактивных двигателей», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: agulnik@mai.ru). Рожкова Маргарита Владимировна (Москва, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Теория воздушно-реактивных двигателей», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: rozhkovamv @mai.ru). Тармаев Анатолий Анатольевич (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Теория воздушно-реактивных двигателей», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: tarmaevaa @mai.ru). Боровиков Дмитрий Александрович (Москва, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Метрология, стандартизация и сертификация», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: borovikovda@mai.ru). Донских Виктор Владимирович (Москва, Российская Федерация) – директор «Центра обеспечения информационной безопасности», старший преподаватель кафедры «Авиационно-космическая теплотехника», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, 4, e-mail: vic@mai.ru). Список литературы: 1. Мухамедов, Р.Р. Математические модели ГТД / Р.Р. Мухамедов // Молодежный вестник УГАТУ. – 2014. – № 1 (10). – С. 35–43. Программное обеспечение для формирования облика кольцевого сопла с плоским центральным телом О.В. Арипова, А.А. Киршина, А.Ю. Киршин, А.А. Левихин Получена: 09.10.2024 Рассмотрена: 03.12.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Для достижения максимальной тяги двигательной установки с соплом с центральным телом необходимо учитывать целый ряд термодинамических параметров и геометрических соотношений. В условиях высокой конкуренции в космической отрасли оптимизация проектирования сопел становится критически важной, так как это может значительно повлиять на общую эффективность двигательной установки. Проблемы, возникающие из-за недостаточной эффективности сопел, могут приводить к увеличению затрат на запуск и снижению производительности двигателей, что обостряет необходимость в новых подходах к проектированию. Для сокращения трудозатрат и повышения общей эффективности разработки предлагаются рекомендации по формированию облика сопла с плоским центральным телом. Эти рекомендации, основанные на теоретических исследованиях и опыте практического применения, позволяют значительно увеличить энергоэффективность по тяге и удельному импульсу камеры двигательной установки. В статье представлено детальное описание разработанного алгоритма и программного обеспечения, предназначенного для автоматизированного формирования облика сопла с плоским центральным телом. Программный инструмент предоставляет пользователю возможность формирования геометрии сопла с плоским центральным телом в зависимости от заданных пользователем параметров, что значительно упрощает и ускоряет процесс проектирования и оптимизации. В работе также приведён пример обработки результатов данного программного обеспечения. Полученные данные подтвердили актуальность и значимость проведенного исследования, открыв новые перспективы для дальнейших разработок в области ракетостроения. Таким образом, применение представленных рекомендаций и разработанного программного обеспечения не только повышает эффективность проектирования ракетных двигателей, но и способствует созданию более совершенных и экономичных решений для космических запусков, что является ключевым аспектом для дальнейшего прогресса и инноваций в сфере космических технологий. Ключевые слова: кольцевое сопло, выходное устройство, сопло с центральным телом, ракетный двигатель, тяговые характеристики, расчётная методика, оптимизация конструкции, программное обеспечение, прикладная программа расчёта сопла, личностно-ориентированный подход. Сведения об авторах:
Арипова Ольга Владимировна (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры А1 «Ракетостроение», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (198000, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 1, e-mail: Киршина Алёна Андреевна (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры А8 «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (198000, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 1, e-mail: kirshina_aa@voenmeh.ru). Киршин Антон Юрьевич (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры А8 «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (198000, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 1, e-mail: kirshin_aiu@voenmeh.ru). Левихин Артём Алексеевич (Санкт-Петербург, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой А8 «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (198000, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 1, e-mail: levikhin_aa@voenmeh.ru). Список литературы: 1. Ваулин, С.Д. Жидкостные ракетные двигатели с центральным телом: состояние и перспективы / С.Д. Ваулин, С.Д. Ваулин, К.И. Хажиахметов // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2021. – № 10. – C. 74–83. DOI: 10.18698/0536-1044-2021-10-74-83 Анализ неоднозначных диаграмм нагружения перспективных композитов на основе перекрёстных наблюдений и критического значения кумулятивной энергии акустической эмиссии А.В. Бабушкин, А.В. Бабушкин Получена: 01.11.2024 Рассмотрена: 13.11.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Рассмотрены методики и принципы комплексного анализа для определения или уточнения несущей способности или предела прочности композитов с использованием дополнительных систем регистрации при неоднозначных диаграммах. Проведён анализ и обоснование ограниченной возможности использования в качестве дополнительных средств измерений системы анализа полей перемещений и деформаций Vic-3D и инфракрасной тепловизионной системы FLIR. Обосновано акцентированное применение в качестве наиболее эффективной дополнительной системы наблюдения за процессом деформирования многоканальной системы акустической эмиссии AMSY-6. В результате исследования механического поведения образцов вязаных 3D-углепластиков авиационного назначения по стандартным методикам удалось сформулировать понятие критического значения кумулятивной энергии акустической эмиссии для данной структуры и данного вида нагружения как акустического аналога предела прочности (несущей способности). Вводится уточнение предлагаемой гипотезы для математической конкретизации правой границы критического значения кумулятивной энергии акустической эмиссии. Предлагается алгоритм анализа сигналов акустической эмиссии для определения критического значения кумулятивной энергии от начала нагружения до предполагаемого максимума в случае неоднозначности диаграмм. Алгоритм определения критического значения кумулятивной энергии акустической эмиссии основан на аппроксимации повременной развёртки энергетического параметра полиномиальной функцией, выделении первичного локализованного массива и анализе экстремумов аппроксимации. На основании критического значения кумулятивной энергии разработан алгоритм уточнения предела прочности материала на основе комплексного (перекрёстного) анализа композиционных материалов. Проведён сравнительный анализ значений прочностей (несущих способностей), полученных без применения и с применением гипотезы для перспективных 3D-углепластиков авиационного назначения. Ключевые слова: экспериментальная механика композитов, 3D-углепластики, механические испытания композиционных материалов, неоднозначные диаграммы деформирования, дополнительные средства измерений процесса деформирования, система анализа полей деформаций методом корреляции цифровых изображений, система акустической эмиссии, система тепловизионного сканирования, физический отклик, фундаментальный принцип уточнения механических характеристик. Сведения об авторах:
Бабушкин Андрей Викторович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспериментальная механика конструкционных материалов», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bav651@yandex.ru). Бабушкина Анна Викторовна (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: annvikoz@mail.ru). Список литературы: 1. Технологии и задачи механики композиционных материалов для создания лопатки спрямляющего аппарата авиационного двигателя / А.Н. Аношкин, В.Ю. Зуйко, Г.С. Шипунов, А.А. Третьяков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2014. – № 4. – С. 5–44. DOI: 10.15593/perm.mech/2014.4.01 2. Полимерные композиционные материалы нового поколения на основе связующего ВСЭ-1212 и наполнителей, альтернативных наполнителям фирм Porcher Ind. и Toho Tenax / А.Г. Гуняева, А.И. Сидорина, А.О. Курносов, О.Н. Клименко // Авиационные материалы и технологии. – 2018. – № 3 (52). – C. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26 3. Производство объемно-армированных тканых преформ для изготовления изделий авиационной техники в России и за рубежом / А.А. Евдокимов, К.И. Донецкий, А.И. Сидорина, А.Г. Гуняева // Химические волокна. – 2019. – № 2. – С. 30–33. 4. Influence of the reinforcement scheme on mechanical properties of 2d, 3d polymer composites / P.A. Hilov, A.V. Babushkin, V.E. Wildemann, D.S. Lobanov, O.A. Staroverov, E.M. Strungar, V.A. Krupennikov // IOP Conf. 5. Experimental studies of 3D woven composites interweaving types effect on the mechanical properties of a polymer composite material / E.M. Strungar, E.V. Feklistova, A.V. Babushkin, D.S. Lobanov // Procedia Structural Integrity. – 2019. – Iss. 17. – P. 965–970. DOI: 10.1016/j.prostr.2019.08.128 6. Slovikov, S.V. Nonlinearity of mechanical behavior of 3D-reinforced composites under compression / S.V. Slovikov, A.V. Babushkin, M.D. Gusina // Frattura ed Integrità Strutturale. – 2023. – No. 66. – P. 311–321. DOI: 10.3221/IGF-ESIS.66.19 7. Tensile properties and damage evolution in vascular 3D woven glass/epoxy composites / A.M. Coppola, P.R. Thakre, N.R. Sottos, S.R. White // Composites Part A: Applied Science and Manufacturing. – 2014. – Iss. 59. – P. 9–17. DOI: 10.1016/j.compositesa.2013.12.006 8. Experimental study of shear properties of 3D woven composite using digital image correlation and acoustic emission / E.M. Strungar, A.S. Yankin, E.M. Zubova, A.V. Babushkin, A.N. Dushko // Acta Mechanica Sinica/Lixue Xuebao. – 2020. – Iss. 36, no. 2. – P. 448–459. DOI: 10.1007/s10409-019-00921-7 9. Бабушкин, А.В. Уточнение механических характеристик 3D-армированных углепластиков авиационного назначения при перекрестном наблюдении за процессом деформирования / А.В. Бабушкин, А.В. Бабушкина, И.П. Ожгихин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2023. – № 75. – С. 103–119. DOI: 10.15593/2224-9982/2023.75.09 10. Zhuang, X. Investigation of damage mechanisms in self-reinforced polyethylene composites by acoustic emission / X. Zhuang, X. Yan // Composites Science and Technology. – 2006. – Iss. 66, no. 3. – P. 444–449. DOI: 10.1016/j.compscitech.2005.07.013 11. Матвиенко, Ю.Г. Применение акустической эмиссии и видеорегистрации для мониторинга кинетики повреждений при сжатии композитных образцов / Ю.Г. Матвиенко, И.Е. Васильев, Д.В. Чернов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2021. – Т. 87, № 4. – С. 61–70. DOI: 10.26896/1028-6861-2021-87-4-61-70 12. On the applicability of acoustic emission to identify modes of damage in full-scale composite fuselage structures / J. Awerbuch, F. Jr Leone, D. Ozevin, T.-M. Tan // Journal of Composite Materials. – 2016. – Iss. 50, no. 4. – P. 447–469. DOI: 10.1177/0021998315576379 13. Local strain and damage measurements on a composite with digital image correlation and acoustic emission / C. Flament, M. Salvia, B. Berthel, G. Crosland // Journal of Composite Materials. – 2016. – Iss. 50, no. 14. – P. 1989–1996. DOI: ff10.1177/0021998315597993 14. Study of the filament wound glass/polyester composite damage behavior by acoustic emission data unsupervised learning / H. Boussetta, M. Beyaoui, A. Laksimi, L. Walha, M. Haddar // Applied Acoustics. – 2017. – Iss. 127. – P. 175–183. DOI: 10.1016/j.apacoust.2017.06.004 15. Иванов, В.И. Акустико-эмиссионная диагностика / В.И. Иванов, В.А. Барат. – М.: Спектр, 2017. – 368 с. 16. Влияние размеров и формы технологических вырезов на точность локации источников акустической эмиссии / Ю.Г. Матвиенко, И.Е. Васильев, М.А. Бубнов, Д.В. Чернов // Дефектоскопия. – 2020. – № 2. – С. 3–11. DOI: 10.31857/S0130308220020013 17. Willems, F. Detecting the critical strain of fiber reinforced plastics by means of acoustic emission analysis / F. Willems // 32 European conference on acoustic emission testing (32nd EWGAE), 7–9 September, Prague, Czech Republic. – 2016. – P. 261–270. 18. Static and fatigue characterization of flax fiber reinforced thermoplastic composites by acoustic emission / M. Haggui, A. Mahi El, Z. Jendli, A. Akrout, M. Haddar // Applied Acoustics. – 2019. – Iss. 147. – P. 100–110. DOI: 10.1016/j.apacoust.2018.03.011 19. Acoustic emission monitoring of damage progression in Glass/Epoxy composites during static and fatigue tensile tests / W. Roundia, A.El Mahib, A.El Gharada, J.-L. Rebiereb // Applied Acoustics. – 2018. – Iss. 132. – P. 124–134. DOI: 10.1016/j.apacoust.2017.11.017 20. Cluster analysis of acoustic emission signals and infrared thermography for defect evolution analysis of glass/epoxy composites / Y. Zhang, B. Zhou, F. Yu, Ch. Chen // Infrared Physics & Technology. – 2021. – Iss. 112, no. 103581. DOI: 10.1016/j.infrared.2020.103581 21. Arumugam, V. Damage characterization of stiffened glass-epoxy laminates under tensile loading with acoustic emission monitoring / V. Arumugam, K. Saravanakumar, C. Santulli // Composites Part B: Engineering. – 2018. – Iss. 147. – P. 22–32. DOI: 10.1016/j.compositesb.2018.04.031 22. Полилов, А.Н. Экспериментальная механика композитов / А.Н. Полилов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 376 с. 23. Silversides, I. Acoustic emission monitoring of interlaminar delamination onset in carbon fiber composites / I. Silversides, A. Maslouhi, G. LaPlante // Structural Health Monitoring. – 2013. – Iss. 12, no. 2. – P. 126–140. DOI: 10.1177/1475921712469994 Циклическая долговечность аддитивной нержавеющей стали 316LSI в условиях концентрации напряжений А.В. Ильиных, А.М. Паньков, А.В. Сивцева Получена: 19.11.2024 Рассмотрена: 03.12.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Проведено экспериментальное исследование циклической долговечности нержавеющей стали 316LSi, полученной по технологии аддитивного производства методом проволочно-дуговой наплавки. При наплавке пластины проволокой из 316LSi был использован перспективный метод холодного переноса металла, позволяющий минимизировать разогрев изделий при наплавке. После наплавки пластина была подвергнута процедуре температурной обработки для снятия остаточных напряжений. Из наплавленной пластины были вырезаны образцы в трех разных направлениях по отношению к плоскости наплавляемых слоев для испытаний на малоцикловую усталость при растяжении-сжатии и наличии концентрации напряжений. Для исследования влияния концентрации напряжений на характеристики сопротивления усталости были изготовлены цилиндрические образцы с кольцевой проточкой. Экспериментальные исследования проводились на базе Центра экспериментальной механики Пермского национального исследовательского политехнического университета. Для проведения циклических испытаний использовалась сервогидравлическая испытательная машина MTS Landmark 370.10. По результатам испытаний построены зависимости циклической долговечности от амплитуды прикладываемых напряжений. Проведено сравнение результатов циклических испытаний, полученных на образцах, вырезанных в трех различных направлениях из наплавленной пластины. Показано, что наибольшими характеристиками сопротивления усталости обладают образцы, вырезанные под углом 45 градусов к плоскости наплавки. Для двух из трех ориентаций образцов произведено сопоставление с результатами циклических испытаний на образцах без концентратора других авторов. По результатам сопоставления определены эффективные коэффициенты концентрации напряжений. Произведена оценка анизотропии циклических и статических механических характеристик. Продемонстрировано, что сильнее всего анизотропия механических свойств аддитивной нержавеющей стали 316LSi проявляется в характеристиках сопротивления малоцикловой усталости. Ключевые слова: аддитивное производство, 316LSi, экспериментальное исследование, малоцикловая усталость, циклическая долговечность, растяжение, сдвиг, кручение, концентрация напряжений. Сведения об авторах:
Ильиных Артем Валерьевич (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспериментальная механика и конструкционное материаловедение», старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, е-mail: ilinih@yandex.ru). Паньков Александр Михайлович (Пермь, Российская Федерация) – младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, е-mail: cem.pankov@gmail.com). Сивцева Анастасия Викторовна (Пермь, Российская Федерация) – инженер-исследователь Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, е-mail: cem_sivtseva@mail.ru). Список литературы: 1. Additive manufacturing of heat exchangers in aerospace applications: a review / F. Careri, R.H.U. Khan, C. Todd, M.M. Attallah // Applied Thermal Engineering. – 2023. – Vol. 235, no. 121387. DOI: 10.1016/j.applthermaleng.2023.121387 2. Gardner, L. Metal additive manufacturing in structural engineering–review, advances, opportunities and outlook / L. Gardner // Structures. – 2023. – Vol. 47. – P. 2178–2193. DOI: 10.1016/j.istruc.2022.12.039 3. Design for sustainable additive manufacturing: A review / H. Hegab, N. Khanna, N. Monib, A. Salem // Sustainable Materials and Technologies. – 2023. – Vol. 35, no. e00576. DOI: 10.1016/j.susmat.2023.e00576 4. Khan, N. A systematic review of design for additive manufacturing of aerospace lattice structures: Current trends and future directions / N. Khan, A. Riccio // Progress in Aerospace Sciences. – 2024. – Vol. 149, no. 101021. DOI: 10.1016/j.paerosci.2024.101021 5. Каблов, Е.Н. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 / Е.Н. Каблов // Крылья Родины. – 2019. – № 7–8. – С. 54–58. 6. Перспективы применения аддитивных технологий для создания деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей и прямоточных воздушно-реактивных двигателей / Л.А. Магеррамова, Ю.А. Ножницкий, С.А. Волков, М.Е. Волков, В.Ж. Чепурнов, С.В. Белов, И.С. Вербанов, С.В. Заикин // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2019. – Т. 18, № 3. – С. 81–98. DOI: 10.18287/2541-7533-2019-18-3-81-98 7. Обзор проблем создания сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения в части силовой установки / А.Д. Алендарь, А.И. Ланшин, А.А. Евстигнеев, К.Я. Якубовский, М.В. Силуянова // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 7–28. DOI: 10.18287/2541-7533-2023-22-1-7-28 8. Герасимов, В.В. От монокристаллических неохлаждаемых лопаток к лопаткам турбин с проникающим (транспирационным) охлаждением, изготовленным по аддитивным технологиям (обзор по технологии литья монокристаллических лопаток ГТД) / В.В. Герасимов // Труды ВИАМ. – 2016. – № 10 (46). – С. 1. DOI 10.18577/2307-6046-2016-0-10-1-1. 9. Смоленцев, А.Н. Современные технологические процессы формообразования при обработке проточной части лопаток ГТД / А.Н. Смоленцев, Д.Л. Раков, Р.Ю. Сухоруков // Проблемы машиностроения и автоматизации. – 2023. – № 3. – С. 139–148. DOI 10.52261/02346206_2023_3_139. 10. Yadollahi, A. Additive manufacturing of fatigue resistant materials: Challenges and opportunities / A. Yadollahi, N. Shamsae // International Journal of Fatigue. – 2017. – Vol. 98. – P. 14–31. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2017.01.001 11. An overview of factors affecting high-cycle fatigue of additive manufacturing metals / Ö. Karakas, F.B. Kardes, P. Foti, F. Berto // Fatigue & Fracture of Engineering Materials & Structures. – 2023. – Vol. 46, iss. 5. – P. 1649–1668. DOI: 10.1111/ffe.13967 12. Sanaei, N. Defects in additive manufactured metals and their effect on fatigue performance: A state-of-the-art review / N. Sanaei, A. Fatemi // Progress in Materials Science. – 2017. – Vol. 17, no. 100724. DOI: 10.1016/j.pmatsci.2020.100724 13. Fatigue performance of metal additive manufacturing: a comprehensive overview / H. Javidrad, B. Koc, H. Bayraktar, U. Simsek, K. Gunaydin // Virtual and Physical Prototyping. – 2024. – Vol. 19, iss. 1, no. e2302556. DOI: 10.1080/17452759.2024.2302556 14. Ильиных, А.В. Циклические испытания на кручение алюминиевого сплава АСП35, полученного методом селективного лазерного сплавления / А.В. Ильиных, А.М. Паньков, Е.М. Струнгарь // Актуальные вопросы машиноведения. – 2022. – Т. 11. – С. 254–256. 15. Avanzini, A. Fatigue behavior of additively manufactured stainless steel 316L / A. Avanzini // Materials. – 2022. – Vol. 16, iss. 1, no. 65. DOI: 10.3390/ma16010065 16. Fatigue of additively manufactured 316L stainless steel: The influence of porosity and surface roughness / K. Solberg, S. Guan, N. Razavi, T. Welo, K.C. Chan, F. Berto // Fatigue & Fracture of Engineering Materials & Structures. – 2019. – Vol. 42, iss. 9. – P. 2043–2052. DOI: 10.1111/ffe.13077 17. Fatigue strength of PBF-LB/M and wrought 316L stainless steel: effect of post-treatment and cyclic mean stress / M. Braun, E. Mayer, I. Kryukov, C. Wolf, S. Böhm, A. Taghipour, R.E. Wu, S. Ehlers, S. Sheikhi // Fatigue & Fracture of Engineering Materials & Structures. – 2021. – Vol. 44, iss. 11. – P. 3077–3093. DOI: 10.1111/ffe.13552 18. Rivolta, B. Selective laser melted 316L stainless steel: Influence of surface and inner defects on fatigue behavior / B. Rivolta, R. Gerosa, D. Panzeri // International Journal of Fatigue. – 2023. – Vol. 172, no. 107664. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2023.107664 19. Dastgerdi, J.N. Influence of internal and surface defects on the fatigue performance of additively manufactured stainless steel 316L / J.N. Dastgerdi, O. Jaberi, H. Remes // International Journal of Fatigue. – 2022. – Vol. 163, no. 107025. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2022.107025 20. Orientation effects on the fracture behaviour of additively manufactured stainless steel 316L subjected to high cyclic fatigue / M. Kopec, U.F. Gunputh, W. Macek, Z.L. Kowalewski, P. Wood // Theoretical and Applied Fracture Mechanics. – 2024. – Vol. 130, no. 104287. DOI: 10.1016/j.tafmec.2024.104287 21. Effect of residual stress on fatigue strength of 316L stainless steel produced by laser powder bed fusion process / W.J. Lai, A. Ojha, Z. Li, C. Engler-Pinto, X. Su // Progress in Additive Manufacturing. – 2021. – Vol. 6. – P. 375–383. DOI: 10.1007/s40964-021-00164-8 22. Fatigue and fracture behaviour of laser powder bed fusion stainless steel 316L: Influence of processing parameters / M. Zhang, C.-N. Sun, X. Zhang, P.C. Goh, J. Wei, D. Hardacre, H. Li // Materials Science and Engineering: A. – 2017. – Vol. 703. – P. 251–261. DOI: 10.1016/j.msea.2017.07.071 23. Process-influenced fatigue behavior of AISI 316L manufactured by powder-and wire-based Laser Direct Energy Deposition / B. Blinn, P. Lion, O. Jordan, S. Meiniger, S. Mischliwski, C. Tepper, C. Gläßner, J.C. Aurich, M. Weigold, T. Beck // Materials Science and Engineering: A. – 2021. – Vol. 818, no. 141383. DOI: 10.1016/j.msea.2021.141383 24. Экспериментальное исследование циклической долговечности аддитивного титанового сплава ВТ6 в условиях концентрации напряжений / А.В. Ильиных, А.М. Паньков, А.В. Лыкова, Г.Л. Пермяков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2023. – № 75. – С. 120–132. DOI 10.15593/2224-9982/2023.75.10 25. Fatigue crack initiation and propagation in plain and notched PBF-LB/M, WAAM, and wrought 316L stainless steel specimens / M. Braun, T. Chen, J. Shen, H. Fassmer, B. Klusemann, S. Sheikhi, S. Ehlers, E. Müller, A. Sarmast, J. Schubnell // Materials & Design. – 2024. – Vol. 244, no. 113122. DOI: 10.1016/j.matdes.2024.113122 26. Wang, Y. Constant/variable amplitude multiaxial notch fatigue of additively manufactured AISI 316L / Y. Wang, W. Wang, L. Susmel // International Journal of Fatigue. – 2021. – Vol. 152, no. 106412. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2021.106412 27. Brenne, F. Effect of notches on the deformation behavior and damage evolution of additively manufactured 316L specimens under uniaxial quasi-static and cyclic loading / F. Brenne, T. Niendorf // International Journal of Fatigue. – 2019. – Vol. 127. – P. 175–189. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2019.05.018 28. Solberg, K. Notch-defect interaction in additively manufactured Inconel 718 / K. Solberg, F. Berto // International Journal of Fatigue. – 2019. – Vol. 122. – P. 35–45. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2018.12.021 29. Fatigue lifetime of both plain and notched specimens made of additively manufactured AISI 316L / A. Zanichelli, C. Ronchei, D. Scorza, S. Vantadori // Journal of Materials Research and Technology. – 2022. – Vol. 21. – P. 2532–2546. DOI: 10.1016/j.jmrt.2022.10.068 30. Effects of notch-load interactions on the mechanical performance of 3D printed tool steel 18Ni300 / S. Afkhami, E. Dabiri, K. Lipiäinen, H. Piili, T. Björk // Additive Manufacturing. – 2021. – Vol. 47, no. 102260. DOI: 10.1016/j.addma.2021.102260 31. Fatigue behaviour of notched laser powder bed fusion AlSi10Mg after thermal and mechanical surface post-processing / E. Maleki, S. Bagherifard, N. Razavi, M. Riccio, M. Bandini, A. du Plessis, F. Berto, M. Guagliano // Materials Science and Engineering: A. – 2022. – Vol. 829, no. 142145. DOI: 10.1016/j.msea.2021.142145 32. Nicoletto, G. Smooth and notch fatigue behavior of selectively laser melted Inconel 718 with as-built surfaces / G. Nicoletto // International Journal of Fatigue. – 2019. – Vol. 128, no. 105211. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2019.105211 33. Molaei, R. Notched fatigue of additive manufactured metals under axial and multiaxial loadings, Part I: Effects of surface roughness and HIP and comparisons with their wrought alloys / R. Molaei, A. Fatemi, N. Phan // International Journal of Fatigue. – 2021. – Vol. 143, no. 106003. DOI: 10.1016/j.ijfatigue.2020.106003 34. Microstructure and Properties of the 308LSi Austenitic Steel Produced by Plasma-MIG Deposition Welding with Layer-by-Layer Peening / T. Olshanskaya, D. Trushnikov, A. Dushina, A. Ganeev, A. Polyakov, I. Semenova // Metals. – 2022 – Vol. 12, iss. 1. – Art. 82. – 14 p. DOI: 10.3390/met12010082 35. Structure and Mechanical Properties of AlMg Alloy Workpieces in Multilayer Surfacing with Interlayer Deformation / G.L. Permyakov, D.N. Trushnikov, T.V. Olshanskaya, Y.D. Shchitsyn, M.F. Kartashev, T. Hassel // Russian Engineering Research. – 2022 – Vol. 42, № 10. – P. 1061–1064. 36. Formation of Structure and Properties of Two-Phase Ti-6Al-4V Alloy during Cold Metal Transfer Additive Deposition with Interpass Forging / Y. Shchitsyn, M. Kartashev, E. Krivonosova, T. Olshanskaya, D. Trushnikov // Materials. – 2021 – Vol. 14, Iss. 16, August (II). – Art. 4415. – 18 p. DOI: 10.3390/ma14164415 37. Characteristics of Structure and Properties of Magnesium Alloys during Plasma Additive Deposition / Y.D. Shchitsyn, E.A. Krivonosova, S.D. Neulybin, R.G. Nikulin, T. Hassel, D.N. Trushnikov // Physical Mesomechanics. – 2021 – Vol. 24, № 6. – P. 716–723. 38. Экспериментальное исследование механических свойств при сдвиге и кручении нержавеющей стали 316LSi, полученной методом дуговой наплавки / А.В. Ильиных, А.М. Паньков, Е.М. Струнгарь, Г.Л. Пермяков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2023. – № 74. – С. 96–106. DOI: 10.15593/2224-9982/2023.74.09 39. Tensile and torsion tests of cylindrical specimens of aluminum alloy ASP35 obtained by the SLM method / A.V. Ilinykh, A.M. Pankov, E.M. Strungar, T.V. Tretyakova // Procedia Struct. Integr. – 2023. – № 50. – P. 113–118. DOI: 10.1016/j.prostr.2023.10.029 40. Process-influenced fatigue behavior of AISI 316L manufactured by powder- and wire-based Laser Direct Energy Deposition / B. Blinn, P. Lion, O. Jordan, S. Meiniger, S. Mischliwski, C. Tepper, C. Gläßner, J.C. Aurich, M. Weigold, T. Beck // Materials Science and Engineering: A. – 2021. – Vol. 818. – P. 141383. DOI: 10.1016/j.msea.2021.141383 41. The Influence of Intralayer Porosity and Phase Transition on Corrosion Fatigue of Additively Manufactured 316L Stainless Steel Obtained by Direct Energy Deposition / M. Bassis, T. Ron, A. Leon, A. Kotliar, R. Kotliar, A. Shirizly, E. Aghion // Process. Materials. – 2022. – № 15. – P. 5481. DOI: 10.3390/ma15165481 Опыт проведения автономных испытаний турбин авиационных газотурбинных двигателей М.А. Мураева, А.Ю. Алексеев, О.И. Болдырев, А.Р. Терегулов Получена: 13.09.2024 Рассмотрена: 03.12.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
В работе изложен опыт подготовки, проведения и обработки результатов автономных испытаний турбин авиационных двигателей на стенде ТС-2 Центрального института авиационного моторостроения. Предложены рекомендации по повышению точности оценки коэффициента полезного действия: – при подготовке испытаний турбин (особенности выбора вставных приборов для измерения параметров заторможенного потока; обеспечение угла потока на входе в турбину; выбор режимов испытания с учетом моделирования эксплуатационного диапазона по числам Рейнольдса; учет разницы в диаметральных размерах проточной части и зазорах, вызванной различием в тепловом состоянии деталей на модельных и эксплуатационных режимах); – обработке результатов испытаний (учет окружной и радиальной эпюры параметров заторможенного потока при их усреднении, обоснованный выбор способа усреднения; корректный выбор интервалов времени, в пределах которых турбина работает на стационарном режиме). По экспериментальным исследованиям интенсивность турбулентности, генерируемая стендом ТС-2 на входе в турбину, составила порядка 20 %. Величина интенсивности турбулентности соответствует уровню, генерируемому камерой сгорания или предшествующим узлом, что позволяет не вводить дополнительную поправку на турбулентность при оценке коэффициента полезного действия. Изложенный опыт базируется на автономных испытаниях трех полноразмерных турбин ОКБ «Мотор» ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение», выполненных в 2015–2020 гг. Представленная информация обобщает подходы к автономным испытаниям турбин и интересна в первую очередь сотрудникам подразделений АО ОДК, занимающимся проектированием турбин, и особенно актуальна в рамках направления сохранения знаний, развиваемого в АО ОДК в настоящее время. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, турбина, автономные испытания, стенд ТС-2, коэффициент полезного действия, усреднение параметров, турбулентность, низкие числа Рейнольдса. Сведения об авторах:
Мураева Мария Алексеевна (Уфа, Российская Федерация) – кандидат технических наук, ведущий инженер-конструктор, ОДК-УМПО, (450039, Уфа, ул. Ферина, 2, e-mail: MuraevaMA@umpo.ru). Алексеев Алексей Юрьевич (Уфа, Российская Федерация) – начальник сектора, ОДК-УМПО (450039, Уфа, ул. Ферина, 2, e-mail: AlekseevAYU@umpo.ru). Болдырев Олег Игоревич (Уфа, Российская Федерация) – кандидат технических наук, главный конструктор авиационных двигателей военного назначения ОКБ «Мотор», ОДК-УМПО (450039, Уфа, ул. Ферина, 2, e-mail: BoldyrevOI@umpo.ru). Терегулов Артур Радикович (Уфа, Российская Федерация) – ведущий инженер-конструктор ОДК-УМПО (450039, Уфа, ул. Ферина, 2, e-mail: TeregulovAR@umpo.ru). Список литературы: 1. Испытания авиационных двигателей: учебник / В.А. Григорьев, С.П. Кузнецов, А.С. Гишваров [и др.]; под общ. ред. В.А. Григорьева и А.С. Гишварова. – 3-е изд., испр. – М.: Машиностроение, 2023. – 542 с. 2. Официальный сайт ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Испытания узлов и систем авиационных двигателей [Электронный ресурс]. – URL: https://ciam.ru/experimental-bases/testing-of-units-and-systems-of-aircraft-engines (дата обращения: 13.08.2024). 3. Холщевников, К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин: учебник для студентов вузов / К.В. Холщевников, О.Н. Емин, В.Т. Митрохин. – М.: Машиностроение, 1986. – 432 с. 4. Петунин, А.Н. Методы и техника измерений параметров газового потока (приемники давления и скоростного напора) / А.Н. Петунин. – М.: Машиностроение, 1972. – 332 с. 5. Пешехонов, Н.Ф. Приборы для измерения давления, температуры и направления потока в компрессорах / Н.Ф. Пешехонов. – М.: Оборонгиз, 1962. – 184 с. 6. Непомнящий, А.Д. Разработка методов минимизации потерь в решетках турбин при низких числах Рейнольдса: дис. … канд. техн. наук / А.Д. Непомнящий; МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М., 2021. – 135 с. 7. Кофман, В.М. Определение коэффициента полезного действия турбины ГТД по параметрам неравномерных газовых потоков / В.М. Кофман // Вестник УГАТУ. – 2012. – Т. 16, № 5 (50). – С. 28–40. 8. Кофман, В.М. Методики и опыт определения КПД турбин ГТД по результатам их испытаний на турбинном стенде / В.М. Кофман // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2012. – № 33 – С. 43–65. 9. Кофман, В.М. Исследование влияния температурной неравномерности газового потока в проточной части турбины ГТД на интегральные характеристики и осредненные параметры потока / В.М. Кофман // Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики 10. Roach, P.E. The generation of nearly isotropic turbulence by means of grids / P.E. Roach // International Journal of Heat and Fluid Flow. – 1987. – Vol. 8, № 2. – P. 82–92. 11. Непомнящий, А.Д. О возможности использования высокочастотного зонда давления для измерения турбулентных характеристик потока в турбомашинах / А.Д. Непомнящий // Сб. тез. Междунар. форума Двигателестроения «Научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД-2016)». – М., 2016. – С. 71–72. 12. Шестаков, М.В. Трехмерная структура потока в ближнем следе за цилиндром в щелевом канале / М.В. Шестаков, Д.М. Маркович // Теплофизика и аэромеханика. – 2021. – Т. 28, № 6. – C. 807–812. 13. Stereo-PIV measurements of turbulent characteristics in a quasi two-dimensional jet flow / V.M. Dulin, D.M. Markovich, M.P. Tokarev, M.V. Shestakov // Proceedings of the 5th International Symposium PIV. – 2007. 14. PIV study of large-scale flow organization in slot jets / M.V. Shestakov, D.M. Markovich, M.P. Tokarev [et al.] // International Journal of Heat and Fluid Flow. – 2015. – Vol. 51. – P. 335–352. 15. Шестаков, М.В. Экспериментальное исследование пространственной структуры квазидвумерных турбулентных струй и следов в щелевых каналах: дис. … канд. физ.-мат. наук / М.В. Шестаков; ИТ СО РАН. – Новосибирск, 2021. – 216 с. Влияние конструктивных параметров на механическое поведение прототипа композитной авиационной конструкции с управляемой геометрией П.В. Писарев, Е.Г. Нуреева Получена: 26.11.2024 Рассмотрена: 03.12.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Во время полета лопасти несущего винта вертолета создают существенные колебания и шум в силу изменения действующих на них аэродинамических нагрузок при изменении их азимутального угла. Для снижения возникающих вибраций и шума используют различные методы. Например, с появлением активных материалов была предложена концепция несущего винта с активным закручиванием. Актуаторы, интегрированные в обшивку лопасти несущего винта, создают динамическое закручивание, которое позволяет лопасти автоматически приспосабливаться к изменениям нагрузок в любой момент времени, существенно уменьшающие колебания и шум, а также улучшающие летные характеристики. Настоящая работа посвящена расчету механического поведения прототипа композитной авиационной конструкции с управляемой геометрией с различными конструктивными параметрами. Сформулирована постановка задачи расчёта механического поведения прототипа композитной авиационной конструкции на основе термо-пьезоэлектрической аналогии. Данная аналогия позволяет заменить электроупругие деформации термоиндуцированными. Выполнена верификация разработанной численной модели механического поведения прототипа композитной авиационной конструкции с управляемой геометрией. В рамках верификации проведено численное и экспериментальное исследование механического поведения образца из стеклопластика. Кроме того, при верификации модели выполнен учет влияния клеевой прослойки на деформации образца. Проведено численное исследование влияния конструктивных параметров на характер деформирования прототипа композитной авиационной конструкции с управляемой геометрией. В качестве параметров рассматривались конструкция лонжерона, схема армирования силовой оболочки прототипа. По результатам проведенных численных экспериментов осуществлен выбор конструктивных параметров прототипа композитной авиационной конструкции с управляемой геометрией, позволяющих добиться наибольшего угла закручивания. Результаты настоящего исследования могут быть применены при проектировании конструкций с управляемой геометрией. Ключевые слова: композиционные материалы, управляемая геометрия, прототип композитной авиационной конструкции, термо-пьезоэлектрическая аналогия, численный эксперимент, верификация модели, влияние клеевой прослойки, напряженно-деформированное состояние, конструктивные параметры, угол закручивания. Сведения об авторах:
Писарев Павел Викторович (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pisarev85@live.ru). Нуреева Екатерина Геннадьевна (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: keg.15.09.1997@mail.ru). Список литературы: 1. Вершков, В.А. Численное исследование аэродинамических характеристик шарнирного винта вертолёта в сравнении с экспериментом / В.А. Вершков, Б.С. Крицкий, Р.М. Миргазов // Материалы XXXII Науч.-техн. конф. по аэродинамике, Жуковский, 28–29 октября 2021 г. – Жуковский: Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского, 2021. – С. 41–42. 2. Косушкин, К.Г. Анализ махового движения лопастей соосного несущего винта / К.Г. Косушкин, Б.С. Крицкий, Р.М. Миргазов // Материалы XXXIII Науч.-техн. конф. по аэродинамике: тезисы, Жуковский, 15–16 декабря 2022 г. – Жуковский: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, 2022. – С. 71–72. 3. Крицкий, Б.С. Исследование влияния индивидуального управления по высоким гармоникам на виброперегрузки, вызванные силой тяги несущего винта вертолета / Б.С. Крицкий, Р.М. Миргазов, В.Ч. Лэ // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2016. – Т. 19, № 6. – С. 68–76. 4. Design, Optimization, Testing, Verification, and Validation of the Wingtip Active Trailing Edge / A. Wildschek, S. Storm, M. Herring, D. Drezga, V. Korian, O. Roock // Smart Intelligent Aircraft Structures 5. Haucke, F. Combined Active Separation Control on the Leading Edge and on the Trailing Edge Flap of a Slatless High-Lift Configuration / F. Haucke, M. Bauer, W. Nitsche // New Results in Numerical and Experimental Fluid Mechanics X. – 2016. – Vol. 132. – P. 215–225. DOI: 10.1007/978-3-319-27279-5_19 6. Anoshkin, A.N. Research of the controlled composite blade power shell reinforcement scheme influence on natural frequencies and shapes of vibrations / A.N. Anoshkin, P.V. Pisarev, E.G. Kungurtseva // AIP Conference Proceedings, Tomsk, 05–09 October 2020. – Tomsk, 2020. – P. 020021. DOI: 10.1063/5.0034372 7. Hoffmann, F. Structural modeling and validation of an active twist model rotor blade / F. Hoffmann, R. Keimer, J. Riemenschneider // CEAS Aeronautical Journal. – 2016. – Vol. 7. – P. 43–55. 8. Sensitivity analysis of piezo-driven stepped cantilever beams for simultaneous viscosity and density measurement / C. Zhang, S.H. Siegel, S. Yenuganti, H. Zhang // Smart Materials and Structures. – 2019. – Vol. 28. – P. 6–72. 9. Deraman, A.S. Analysis of Rectangular Flexible Horizontal Piezoelectric Cantilever Beam Base on ANSYS / A.S. Deraman, R. Niirmel, M.R. Mohamad // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – Vol. 917. DOI: 10.1088/1757-899X/917/1/012076 10. Wang, X. Optimal Control of Pretwisted Rotating Thin-Walled Beams via Piezoelectrically Induced Couplings / X. Wang, P. Xia, P. Masarati // AIAA Journal. – 2019. – Vol. 57 (6). DOI: 10.2514/1.J058098 11. Юрлова, Н.А. Численный анализ вынужденных установившихся колебаний электровязкоупругой системы при совместном воздействии механических и электрических нагрузок / Н.А. Юрлова, Д.А. Ошмарин, Н.В. Севодина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2022. – № 4. – С. 67–79. 12. Stress-deformable state research and strength estimation of a composite smart rotor blade with variable geometry / P.V. Pisarev, A.N. Anoshkin, E. Barkanov, E.G. Kungurtseva // AIP Conference Proceedings. – 2021. – Vol. 2371. DOI: 10.1063/5.0059533 13. Matveenko, V.P. An Application of Graphene Composites for Additional Damping of Vibrations of Smart Structures Based on Piezoelectric Elements / V.P. Matveenko, D.A. Oshmarin, N.A. Iurlova // Advanced Structured Materials. – 2022. – Vol. 156. – P. 137–146. 14. Research of the piezo actuator location influence on the twist angle of a model helicopter blade made of polymer composite materials / E. Barkanov, A.N. Anoshkin, P.V. Pisarev, V.A. Ashihmin // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Tomsk, 26–30 November 2018. Vol. 511. – Tomsk: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 12029. DOI: 10.1088/1757-899X/511/1/012029 15. Sicim, M.S. Parametric study of helicopter blade for active twist control incorporating macro fiber composite actuator / M.S. Sicim, D. Demirci, M.O. Kaya // Conference on Smart Materials, Adaptive Structures and Intelligent Systems – 2018. DOI: 10.1115/SMASIS2018-8144 16. Smart Material [Электронный ресурс]. – URL: https://www.smart-material.com/media/Datasheets/ 17. Многопараметрическая оптимизация конструкции лопасти несущего винта вертолета с управляемой геометрией / А.Н. Аношкин, П.В. Писарев, Е.Г. Нуреева, С.Р. Баяндин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. – 2024. – № 3. – С. 5–16. DOI: 10.15593/perm.mech/2024.3.01 Разработка аналитической модели определения расхода воздуха через заслонку системы активного управления радиальными зазорами турбины авиационного двигателя Н.А. Самойленко, С.О. Швалев Получена: 10.09.2024 Рассмотрена: 03.12.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Система активного управления радиальными зазорами является важной частью авиационного двигателя. В настоящее время наибольший интерес вызывают системы динамического типа, способные осуществлять гибкое управление радиальными зазорами в турбине. Для изменения подачи воздуха через данную систему используются регулируемые заслонки. Регулирование осуществляется путем установки заслонки под определенным углом. В данной работе представлена аналитическая модель определения расхода воздуха из наружного контура через систему активного управления радиальными зазорами турбины высокого давления с регулируемой заслонкой. Модель построена на основании ряда газодинамических и гидравлических расчетов. В качестве исходных данных использована зависимость коэффициента сохранения полного давления на входе от расхода через систему активного управления радиальными зазорами, безразмерное давление на выходе из данной системы задано в виде эмпирической зависимости от безразмерного давления за вентилятором. По одномерной гидравлической модели итерационно вычисляется расход через систему управления радиальными зазорами турбины низкого давления до установления давления на входе в систему. Расход через систему управления радиальными зазорами турбины высокого давления с заслонкой определяется по трехмерному газодинамическому расчету. Система управления радиальными зазорами турбины низкого давления не моделируется, а заменяется расходом, определенным по гидравлическому расчету. Серия расчетов повторена для различных углов установки заслонки. По результатам серии расчетов получена зависимость относительного расхода воздуха через заслонку системы управления радиальными зазорами турбины высокого давления от безразмерного давления за вентилятором и угла установки заслонки. Полученная зависимость сопоставлена с экспериментальными данными и может использоваться для вычисления требуемого угла заслонки в динамических системах управления зазорами, основанных на математическом моделировании радиальных зазоров. Ключевые слова: турбина высокого давления, турбина низкого давления, система активного управления зазорами, динамическая система, регулируемая заслонка, радиальные зазоры, аналитическая модель, расход воздуха, гидравлический расчет, вычислительная гидродинамика. Сведения об авторах:
Самойленко Никита Андреевич (Пермь, Российская Федерация) – инженер-конструктор-расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам, ОДК-Авиадвигатель; аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: samoylenko-na@avid.ru). Швалев Сергей Олегович (Пермь, Российская Федерация) – инженер-конструктор-расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам, ОДК-Авиадвигатель; аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: shvalev-so@avid.ru). Список литературы: 1. Иноземцев, А.А. Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических устано-вок / А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин, В.Л. Сандрацкий. – М.: Машиностроение, 2008. (Газотурбинные двигатели). – Т. 2. – 368 с. Разработка технологии производства деталей и сборочных единиц жидкостных ракетных двигателей методом сплавления гранул А.П. Сапожников, А.А. Фролова, А.В. Белокопытов Получена: 13.09.2024 Рассмотрена: 13.11.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Современное производство аэрокосмической техники постоянно стремится к совершенствованию конструкции, повышению качества изделия, материалоемкости продукции и сокращению времени от разработки до выпуска изделия. Для достижения перечисленных целей подходят лазерные аддитивные технологии. Статья посвящена актуальной теме – анализу возможности внедрения аддитивных технологий в процессы изготовления деталей жидкостных ракетных двигателей и других агрегатов изделий аэрокосмической промышленности. В работе рассмотрены особенности изготовления опытных агрегатов методом сплавления гранул отечественного производства и проведено исследование параметров используемых гранул. Оценены механические свойства сплавов Для апробации новой технологии изготовления были выбраны детали и сборочные единицы, изготавливаемые традиционным методом. В процессе оценки особенностей перепроектирования опытных деталей и сборочных единиц представлены детали-аналоги с описанием технологической документации и рекомендациями по конструктивному усовершенствованию и повышению качества. По результатам изготовления опытной партии деталей проведен результат сравнительного анализа коэффициента использования материала и трудоемкости при традиционном и аддитивном производстве. Исследование показало, что разработанная и подтвержденная технология может быть рекомендована к внедрению на предприятиях ракетно-космической отрасли. Ключевые слова: аддитивные технологии, быстрое прототипирование, гранулы, жидкостные ракетные двигатели, технология производства. Сведения об авторах:
Сапожников Артем Павлович (Воронеж, Российская Федерация) – главный специалист по аддитивным технологиям, Конструкторское бюро химавтоматики (394006, Воронеж, ул. Ворошилова, 20, e-mail: info_kb@kbkha.ru). Фролова Анастасия Анатольевна (Воронеж, Российская Федерация) – инженер-технолог 2-й категории, Конструкторское бюро химавтоматики (394006, Воронеж, ул. Ворошилова, 20); ассистент кафедры «Ракетные двигатели», Воронежский государственный технический университет (394006, Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, e-mail: shemyakina9292@gmail.com). Белокопытов Андрей Владимирович (Воронеж, Российская Федерация) – инженер-технолог Список литературы: 1. Sher, D. Launcher`s E-2 rocket engine is officially awesome [Электронный ресурс] / D. Sher // Выбор параметров при проектировании двигателя, турбовентилятора и турбокомпрессора в составе двухконтурного турбореактивного двигателя и двухконтурного турбореактивного двигателя со смешением Н.Б. Симонов, И.А. Кривошеев, К.Е. Рожков Получена: 17.09.2024 Рассмотрена: 13.11.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Рассматриваются особенности выбора основных параметров при проектировании двухконтурного турбореактивного двигателя и двухконтурного турбореактивного двигателя со смешением, турбвентиляторов и турбокомпрессоров газогенератора в их составе. В дополнение к известным методикам предложены новые методы использования обобщенных статистических зависимостей, таких как соотношение диаметральных размеров вентилятора и турбины вентилятора, компрессора низкого давления и турбины низкого давления, компрессора высокого давления и турбины высокого давления с учетом степени реактивности в двигателе, как зависимость взлетной и крейсерской тяги. Предложено оценивать взлетную тягу с учетом лётно-технических характеристик самолета, а расход воздуха на влете с учетом среднестатистических значений лобовой производительности. При оптимизации распределения свободной энергии между контурами двигателя предложено использовать известное соотношение скоростей истечения из раздельных сопел с учетом коэффициента полезного действия второго контура. С учетом этого показано, как выбираются основные параметры двигателя. При выборе основных параметров и проектировании турбовентиляторов и компрессоров в составе двигателя предложены новые методы использования диаграмм Хауэлла, Смита, Ларсена – Миллера и Дышлевского. Предложенные методики позволяют более оперативно и обоснованно выбирать начальные приближения основных параметров двигателей, турбин и компрессоров в их составе для последующей оптимизации с использованием 3DCAD/CAE-моделирования в процессе проектирования и доводки. Ключевые слова: двухконтурный воздушно-реактивный двигатель, раздельные сопла, камера смешения, вентилятор, компрессор, турбина, газогенератор, степень повышения давления. Сведения об авторах:
Симонов Николай Борисович (Уфа, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Авиационные двигатели», Уфимский университет науки и технологий (450000, Уфа, ул. Карла Маркса, 12, корп. 2, e-mail: sventigo@yandex.ru). Кривошеев Игорь Александрович (Уфа, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Авиационные двигатели», Уфимский университет науки и технологий (450000, Уфа, ул. Карла Маркса, 12, корп. 2, e-mail: krivosh777@mail.ru). Рожков Кирилл Евгеньевич (Уфа, Российская Федерация) – доцент кафедры «Авиационная теплотехника и теплоэнергетика», Уфимский университет науки и технологий (450000, Уфа, ул. Карла Маркса, 12, корп. 2, e-mail: rke85@mail.ru). Список литературы: 1. Румянцев, С.В. Системное проектирование авиационного двигателя / С.В. Румянцев, В.А. Сгилев¬ский. – М.: Изд-во МАИ, 1991. – 80 с. Экспериментальные исследования по влиянию подогрева топливного газа на эмиссионные характеристики горения обедненной смеси А.А. Шилова Получена: 01.11.2024 Рассмотрена: 13.11.2024 Опубликована: 25.12.2024 ![]() Аннотация:
Данная работа посвящена экспериментальным исследованиям эмиссии CO и NOx при низкотемпературном горении обедненной смеси с раздельной подачей компонентов. Повышение температуры топливного газа является одним из самых эффективных способов интенсификации перемешивания топливного газа с воздухом не только за счет повышения степени турбулизации смеси, но и за счет увеличения скорости истечения топливного газа из форсуночных отверстий в соответствии с уменьшением его плотности и возрастанием объемного расхода. Приводится описание схемы экспериментального стенда по исследованию характеристик горения с внешним подогревом топливного газа. При проведении экспериментов определялись следующие параметры: давление в камере сгорания; температуры воздуха, топливного газа и продуктов сгорания; эмиссии CO и NOx; массовые расходы воздуха и топливного газа. Анализ существующих методов расчета и полученных экспериментальных данных показал, что эмиссия вредных веществ при низкотемпературном горении обедненных смесей не может быть описана с помощью имеющихся полуэмпирических соотношений, справедливых для высокотемпературного околостехиометрического горения в жаровой трубе газотурбинного двигателя. По результатам экспериментальных исследований получены модифицированные полуэмпирические соотношения для эмиссии CO и NOx при горении обедненных смесей. Показана работоспособность полученных соотношений при подогреве топливного газа до 800 К. Анализ эмиссии вредных веществ при горении обедненных смесей показал, что подогрев топливного газа приводит к уменьшению эмиссии СО, которая уменьшается с увеличением геометрических размеров камеры сгорания. Эмиссия NOx при подогреве топливного газа и при увеличении времени пребывания в камере сгорания увеличивается, но она остается намного меньше по сравнению с высокотемпературным околостехиометрическим горением в жаровой трубе газотурбинного двигателя. Ключевые слова: низкотемпературное горение обедненной смеси, экспериментальные исследования, эмиссия вредных веществ, подогрев топливного газа. Сведения об авторах:
Шилова Алена Алексеевна (Пермь, Российская Федерация) – старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: alyona1203@gmail.com). Список литературы: 1. Massey, J.C. Lean Flame Root Dynamics in a Gas Turbine Model Combustor / J.C. Massey, Z.X. Chen, N. Swaminathan // Combustion Science and Technology. – 2019. – Vol. 191. – P. 1019–1042.
| ||