ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОПРЯЖЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ С УЧЕТОМ ИХ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ М.Ю. Рыжков, А.А. Пыхалов, М.С. Яхненко Получена: 21.06.2023 Рассмотрена: 30.06.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Развитие современной авиационной техники предъявляет особые требования к ее эксплуатационным характеристикам, таким как прочность, жесткость, долговечность, а также ремонтопригодность. Спецификой авиационной техники является использование маложестких деталей, главным образом панелей планера самолета. Чаще всего они соединяются с каркасом конструкции при помощи заклепок и болтов, являющихся концентраторами напряжений. Также нередки случаи повреждения панелей в эксплуатации в зоне крепежных точек, такие как вмятины, забоины, трещины и другие дефекты. Их наличие снижает срок службы всего изделия. В этой связи с точки зрения восстановления работоспособности (ремонта) такого рода сборных конструкций на практике реализуется несколько способов, одним из вариантов которых является использование бужа, представляющего собой специальную соединительную конструкцию втулочного типа. Данная конструкция позволяет малозатратно и эффективно произвести представленный ремонт. Установка бужа традиционно рассматривалась только с точки зрения возможности его запрессовки в обшивку и деталь каркаса. Контролируемым параметром в данном случае являлось контактное усилие, возникающее при установке деталей с натягом. При этом на сегодняшний день отсутствуют достоверные данные по влиянию бужа на статическую и усталостную прочность конструкции в целом. Представленная работа посвящена определению влияния установки бужа на сборную конструкцию. Исследование проводилось при помощи метода конечных элементов и решения задачи теории деформированного твердого тела. В частности, рассмотрено влияние различных параметров (величина натяга, величина живой перемычки, радиуса бужа и др.) на коэффициент концентрации напряжений. На основе численного эксперимента приведены рекомендации по установке бужей. Ключевые слова: механика твердого деформированного тела, контактная задача, буж, усталостная прочность, теоретический коэффициент концентрации напряжений. Сведения об авторах:
Рыжков Михаил Юрьевич (Иркутск, Россия) – инженер-конструктор отдела прочностных расчетов, ПАО «Корпорация “Иркутcк”», аспирант, Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск, 664074, ул. Лермонтова, 84, e-mail: mixa1997ruz@mail.ru). Пыхалов Анатолий Александрович (Иркутск, Россия) – доктор технических наук, профессор, директор учебно-научного центра «Компьютерные технологии инженерного анализа», профессор кафедры «Физика, механика и приборостроение», Иркутский государственный университет путей сообщения; профессор кафедры «Механика и сопротивление материалов», Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск, 664074, ул. Лермонтова, 84, e-mail: pykhalov_aa@mail.ru). Яхненко Михаил Сергеевич (Иркутск, Россия) – кандидат технических наук, инженер-конструктор отдела прочностных расчетов, ПАО «Корпорация “Иркутcк”» (Иркутск, 6640204, ул. Новаторов, 3, e-mail: holtfor@mail.ru). Список литературы:
ПРОЦЕССЫ В ПРЕДПЛАМЕННОЙ ОБЛАСТИ ЧАСТИЦ АЛЮМИНИЯ В КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ СРЕДАХ ПРИ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЯХ А.Ю. Крюков, В.И. Малинин, А.А. Надыров, И.В. Данилов Получена: 27.06.2023 Рассмотрена: 30.06.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проанализированы процессы в зоне диссоциации при горении частиц алюминия в среде «79 % Не + 21 % O2». Обоснована необходимость учёта влияния давления на диссоциацию кислорода для объяснения влияния физических процессов на скорость горения частиц и на размеры частиц оксида, в частности, на условия образования ультрадисперсного оксида в среде «79 % Не + 21 % O2». Расчёты выполнены для условий квазистационарности и сферической симметрии процессов в предпламенной области, для частиц диаметром 220 мкм и давления окружающей среды p = 1–6 МПа в соответствии с результатами экспериментальных работ. Предложено разделение предпламенной области с включением в нее зоны диссоциации. Установлено, что значения концентрации диссоциирующего окислителя на границе пламени при высоком давлении уменьшаются в 10 раз по сравнению с атмосферным, а температура повышается на 15 %. Получены распределения концентраций окислительных компонентов, температуры среды в зависимости от отношения координат R внутренних точек области к текущему радиусу частицы R0, координаты точек границы пламени и концентрация окислителя на них в зависимости от давления среды. Показано, что зона диссоциации лежит в пределах 1,6 £ R/R0 £ 2,9 для горения при давлении p = 6 МПа, и в пределах 2,0 £ R/R0 £ 4,0 при атмосферном давлении. Результаты анализа позволяют предположить, что за счет дальнейшего уменьшения относительной концентрации окислителя в зоне пламени к поверхности частицы окислитель не поступает, что объясняет отсутствие крупнодисперсного оксида при горении частиц алюминия в среде «79 % Не + 21 % O2». Ключевые слова: предпламенная область, условия образования ультрадисперсного оксида, горение частиц алюминия, баланс потоков тепла и окислителя, зона диссоциации, граничные условия, термодинамический анализ, влияние давления, диссоциация кислорода, потоки молекулярного и атомарного кислорода. Сведения об авторах:
Крюков Алексей Юрьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: alexkryukov@list.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Надыров Арсен Альбертович (Пермь, Россия) – студент, кафедра «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: arseseninsin@gmail.com). Данилов Илья Владимирович (Пермь, Россия) – студент, кафедра «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: ilya.dan.2001@mail.ru). Список литературы:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ Г-ОБРАЗНЫХ ФЛАНЦЕВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ Д.Г. Соломонов Получена: 27.07.2023 Рассмотрена: 04.08.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В современной аэрокосмической технике, в том числе в авиационном двигателестроении, широкое применение получают полимерные композиционные материалы. Активное внедрение таких материалов обусловлено сопоставимой с металлами прочностью при значительно меньшей плотности, что особенно важно в аэрокосмической отрасли. Полимерные композиционные материалы используются в ответственных изделиях, которые могут быть подвержены усталостному разрушению. Проектирование изделий из слоистых полимерных композиционных материалов подразумевает возможность выбора укладки слоев, каждая новая комбинация этих слоев требует проведение различных дорогостоящих прочностных исследований, в том числе усталостных испытаний. В статье представлены результаты экспериментального исследования закономерностей теплового поведения По результатам исследований было выявлено два вида разрушений. Основным типом разрушения является расслоение между элементом корпуса и элементом фланца. В некоторых образцах на разных этапах усталостного разрушения появлялись трещины-расслоения в элементе Г-образного фланца. В процессе испытаний было определено, что во время усталостного разрушения на определенных значениях наработки наблюдается стабилизация процесса тепловыделения. Выявлено смещение зоны нагрева в сторону заделки с усталостной наработкой, что говорит о развитии разрушений в этой области. Полученные результаты говорят о том, что зона разогрева образца соответствует положению вершины усталостной трещины и смещается вдоль образца в процессе увеличения расслоения. Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, слоистый углепластик, фланцевое соединение, многоцикловая усталость, накопление повреждений, термография, кривая усталости, экспериментальная механика, термография, усталостное разрушение. Сведения об авторах:
Соломонов Данил Глебович (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: solomonov1198@yandex.ru). Список литературы:
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВОВ ГРАНУЛИРОВАННОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА В РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ Г.А. Доткин, М.Д. Зорин, В.И. Малинин Получена: 02.08.2023 Рассмотрена: 04.08.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Посвящена анализу различных составов гранулированного твердого топлива для использования их в ракетно-прямоточном двигателе. Приведены недостатки существующих видов топлива, таких как порошкообразное металлическое горючее, жидкое топливо, твердое топливо. Выявлены основные преимущества нового типа топлива. Предложена и описана конструктивно-компоновочная схема ракетно-прямоточного двигателя на гранулированном твердом топливе, за основу взята схема ракетного двигателя на гранулированном твердом топливе. Выбраны освоенные и перспективные высокоэнтальпийные компоненты для гранулированного твердого топлива. Проведены термодинамические расчеты их процессов горения в камере сгорания газогенератора и догорания в камере дожигания (варьировались массовые доли компонентов в составе топлива, а также отношение массовых расходов воздуха и топлива). Установлены диапазоны изменения основных параметров как в газогенераторе (температура, плотность топлива, содержание k-фазы), так и всего двигателя в целом (отношение расходов воздуха и топлива, температура догорания, удельный импульс). В ходе анализа результатов термодинамических расчетов составов гранулированного твердого топлива установлен наиболее предпочтительный состав (из освоенных компонентов) и сформулированы критерии эффективности работы ракетно-прямоточного двигателя на гранулированном твердом топливе. В анализе приведены преимущества и недостатки применения перспективных компонентов по отношению к применению освоенных компонентов. Результатом исследования показана возможность использования гранулированного твердого топлива в ракетно-прямоточных двигателях многократного включения-выключения для высотных летательных аппаратов (высота полета более 30 км). Большая высота полета и многоразовое включение-выключение двигателя позволят увеличить его дальность полета и уменьшить количество требуемого топлива. Ключевые слова: реактивный двигатель, гранулированное твердое топливо, ракетно-прямоточный двигатель, термодинамический расчет, газогенератор, камера дожигания, критерии эффективности двигателя, массовая доля k-фазы, удельный импульс, соотношение массовых расходов воздуха и топлива, октоген, азепины. Сведения об авторах:
Доткин Григорий Алексеевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: g.dotkin@gmail.com). Зорин Максим Дмитриевич (Пермь, Россия) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: macy-1998@mail.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Россия) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы:
КОРРЕКЦИЯ РАБОТЫ АВАРИЙНОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА ВЫПУСКА ШАССИ САМОЛЕТА В.А. Целищев, Г.К. Фролов, Д.А. Кудерко, Н.А. Поляков Получена: 05.08.2023 Рассмотрена: 01.09.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Аварийные гидравлические системы непрямого действия с беспроводным управлением, известные также как блоки передачи мощности, получили широкое распространение в системах обеспечения уборки/выпуска шасси пассажирских самолетов. Под непрямым действием подразумевается преобразование гидравлической энергии (мощности) одной из подсистем самолета с помощью гидромотора в механическую энергию для привода насоса и получение гидравлической энергии для управления гидродвигателями, задействованными при аварийной посадке самолета. Сложный характер внешних воздействий на работу гидродвигателей системы уборки/выпуска шасси при аварийной ситуации, неоднозначные характеристики двух независимых контуров гидросистемы самолета, связанных между собой блоком передачи мощности, вынуждают разрабатывать различные устройства коррекции статических и динамических характеристик блока передачи мощности. При разработке корректирующего устройства блока передачи мощности, предназначенного для работы в аварийной ситуации, нецелесообразно применять устройства сложной конструкции. Это вынуждает отказаться от электронных и электромеханических устройств коррекции. Рассмотрен вариант коррекции характеристик аварийного привода выпуска шасси самолета устройством обратной связи по перепаду давлений, используемой для управления мощностью гидромотора блока передачи мощности. На основании новой схемы регулятора блока передачи мощности рассмотрены вопросы функционирования при случайном характере внешних воздействий на гидродвигатели системы уборки/выпуска шасси. Представлена расчетная схема математической модели блока передачи мощности. Предложена математическая модель блока передачи мощности с устройством обратной связи по перепаду давлений. Представлены результаты моделирования новой схемы регулируемого блока передачи мощности. Показано увеличение быстродействия привода системы уборки/выпуска шасси, влияние на работу регулятора конструктивных параметров его устройств. Представлены характеристики регулятора, работа которого основана на принципе чувствительности к нагрузке, возможности использования этого регулятора для оптимизации работы блока передачи мощности, а значит и повышения точности, устойчивости, управляемости всей гидравлической системы летательного аппарата. Ключевые слова: аварийный гидравлический привод, блок передачи мощности, насос, гидромотор, регулятор мощности гидромотора. Сведения об авторах:
Поляков Николай Алексеевич (Москва, Россия) – заместитель директора центра проектирования, Холдинг «Технодинамика» (Москва, 115184, ул. Большая Татарская, 35, стр. 5, e-mail: polyakovna@tdhc.ru). Кудерко Дмитрий Александрович (Москва, Россия) – кандидат технических наук, директор центра проектирования АО «Технодинамика» (Москва, 115184, ул. Большая Татарская, 35, стр. 5, e-mail: dm_kuderko@mail.ru). Фролов Григорий Константинович (Уфа, Россия) – студент кафедры «Прикладная гидромеханика», Уфимский университет науки и технологий (Уфа, 450008, ул. К. Маркса, 12, e-mail: grisha-frolov-00@mail.ru). Целищев Владимир Александрович (Уфа, Россия) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная гидромеханика», Уфимский университет науки и технологий (Уфа, 450008, ул. К. Маркса, 12, e-mail: pgl.ugatu@mail.ru). Список литературы: Watton J. Performance of a power transfer unit for aircraft applications // Proceedings of the JFPS International Symposium on Fluid Power, VL. – 2008. DOI: 10.5739/isfp.2008.155 11. Bahr Khalil M.K., Svoboda J., Bhat R.B. Modeling of swash plate axial piston pumps with conical cylinder blocks // Engineering Journal of Mechanical Design. – 2004. DOI: 10.1115/1.1640363, Corpus ID: 111184657 12. Edge К., Darling J. The pumping dummies of swash plate axial piston pump // Trans. ASME. Jnl. Dyn. Sys., Meas&Control, 1989. – Vol. 111, № 1. – P. 307–312. 13. Kaliafetis P., Costopoulos T. Modeling and Simulation of an Axial Piston Variable Displacement Pump with ressure Control // Mechanical Design and Control Section & Machine Design Laboratory. – 1994. – Partition 42. – Р. 599–612. – National University of Athens, Greece. 14. Manring N.D., Johnson R.E. Modeling and Designing a Variable-Displacement Open-Loop Pump // Journal of Dynamic Systems, Measurement, and Control. –1996. – Vol. 118. – P. 267–272. 15. New Swash Plate Damping Model for Hydraulic Axial Piston Pumps/ X. Zhang, J. Cho, S.S. Nair and N.D. Manring // Journal of Dynamic Systems Measurement and Control. – 2001. – Vol. 123. – P. 463–470. РАДИАЦИОННОЕ ИСКУССТВЕННОЕ ПЛАЗМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ ОКОЛОЗЕМНЫХ ОРБИТ ОТ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА А.Н. Устинов, К.М. Иванов Получена: 17.08.2023 Рассмотрена: 01.09.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Реализация способа плазменной активации аэродинамического торможения «следами атмосферы» может осуществляться с помощью космических аппаратов утилизации орбитального мусора, создаваемых с целью осуществления очистных мероприятий в околоземном пространстве. В данном способе предлагается использовать слабое сопротивление следов атмосферы для торможения искусственно создаваемого плазменного образования большого диаметра, наполняющего и окружающего облако или единичный фрагмент космического мусора. Увеличение аэродинамического сопротивления утилизируемого космического мусора обусловлено на порядки большим миделевым сечением искусственно создаваемого плазменного образования по сравнению с интегральной площадью миделевых сечений совокупности фрагментов космического мусора. Создание плазменного образования обеспечивается с помощью запускаемого с космического аппарата утилизации генератора газопылевой среды. Подвергаясь ионизации под воздействием радиации космического пространства и лазерного облучения, производимого с космических аппаратов утилизации, плазменное образование «сращивает» газопылевое окружение с элементами мусора электростатическими кулоновскими силами. Кроме того, авторами статьи разработан способ осуществления самоионизации искусственного плазменного образования посредством внесения в состав генераторной среды диспергированной пылевой присадки из спонтанно излучающих радионуклидов. Значения сил кулоновского взаимодействия между плазменной средой и поверхностями объектов космического мусора находятся в прямой зависимости от степени ионизации плазмы. Для получения более высокой концентрации ионизованной среды, т.е. высокого значения кулоновского взаимодействия, в её состав вводятся легко ионизирующиеся щелочные и щелочноземельные вещества, имеющие низкий потенциал ионизации. При этом кулоновские электростатические притяжения становятся способными преодолевать рассеивающие усилия аэродинамического воздействия следов атмосферы Земли. Таким образом, искусственное плазменное образование, в состав которого входит космический мусор, сохраняется вплоть до достижения плотных слоев земной атмосферы, где осуществляется его термическая утилизация. Ключевые слова: искусственное плазменное образование, космический аппарат, околоземное космическое пространство, сложная техническая система, собственная внешняя атмосфера, мелкодисперсное образование. Сведения об авторах:
Устинов Александр Николаевич (Санкт-Петербург, Россия) – кандидат технических наук, генеральный директор, ОАО «МЗ “Арсенал”» (Санкт-Петербург, 195009, ул. Комсомола, 1–3, e-mail: Ustinov@mzarsenal.com). Иванов Константин Михайлович (Санкт-Петербург, Россия) – доктор технических наук, профессор, ректор, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург, 195009, ул. 1-я Красноармейская, 1, e-mail: bgtu@voenmeh.ru). Список литературы: 1. Всероссийская конференция с международным участием «Космический мусор. Фундаментальные и практические аспекты угрозы» / Москва ИКИ РАН, 17–19 апреля 2019 г. – 88 с. 2. Вениаминов С.С., Червонова А.М. Космический мусор – угроза человечеству. – М.: ИКИ РАН, НИЦ РКО ФБУ 4 ЦНИИ МО РФ, 2013. – 208 с. 3. European Space Agency: About space debris [Электронный ресурс]. – URL: https://www.esa.int/ 4. National Aeronautics and Space Administration: Space Debris and Human Spacecraft [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nasa.gov/mission_pages/station/news/orbital_debris.html (дата обращения: 16.06.2023). 5. Мозжорин Ю.А., Чекалин С.В. Проблема «космического мусора» // Космос и экология. – М.: Знание, 1991. – С. 5–21. 6. Назаренко А.И. Прогноз на 200 лет, синдром Кесслера [Электронный ресурс]. – URL: http://satmotion.ru/ engine/documents/document85.pdf (дата обращения: 18.06.2023). 7. В.В. Миронов, И.В Усовик. Ретроспектива проблемы космического мусора. Ч. 1. Техногенное засорение космического пространства и средства его контроля [Электронный ресурс]. – URL: https:// 8. Игуминова В.А., Карючина А.Е., Реховская Е.О. Проблема засорения космоса. – Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 14–17. – URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15725/ (дата обращения: 18.06.2023). 9. Теория проектирования сложных технических систем космического базирования / Н.А. Тестоедов, В.Д. Атамасов, В.А. Бабук и др.; под ред. В.Д. Атамасова, Н.А. Тестоедова, А.П. Ковалева. – СПб.: АНО ЛА «Профессионал»; СПб.: ФГУП «КБ “Арсенал” имени М.В. Фрунзе», Балт. гос. техн. ун-т 10. Физика космического пространства. Материалы теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в научно-исследовательском институте ядерной физики имени Д.В. Скобельцына. [Электронный ресурс]. – URL: http://sovet.cosmos.ru/sites/default/files/cospar_r6.pdf (дата обращения: 15.06.2023). 11. А.И. Акишин. Работоспособность космического оборудования при воздействии собственной внешней атмосферы аппарата / Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцина. 12. Атамасов В.Д., Бабук В.А., Немыкин С.А., Романов А.В., Соколов Ю.А., Устинов А.Н. Ядерные орбитальные комплексы. – СПб.: ФГУП «КБ “Арсенал” им. М.В. Фрунзе», 2016. – 800 с. 13. Дж. Хаффнер. Ядерное излучение в космосе. – М.: Атомиздат, 1971. – 320 с. 14. Солнечное затмение по заказу // Техника-молодежи. – 1978. – № 5. – С. 21–23. 15. Освоение космоса [Электронный ресурс]. – URL: http://scorcher.ru/art/science/space/space.php (дата обращения: 15.06.2023). 16. Благовещенская Н.Ф. Геофизические эффекты активных воздействий в околоземном космическом пространстве. – СПб.: Гидрометеоиздат, 2001. – 273 с. 17. Кравцов Ю.А., Орлов Ю.И. Геометрическая оптика неоднородных сред. – М.: Наука, 1979. – 304 с. 18. Эволюция искусственных плазменных неоднородностей в ионосфере Земли / Н.Д. Филипп, В.Н. Ораевский, Н.Ш. Блаунштейн, Ю.Я. Ружин. – Кишинев: Штиинца, 1986. – 246 с. 19. Новые явления в космическом эксперименте по созданию искусственного солнечного затмения при совместном полете космических кораблей «АПОЛЛОН» – «СОЮЗ» / А.Г. Мильковский, В.Д. Атамасов, И.В. Колбасин, А.Н. Устинов, А.М. Калинина // Вестник Московского авиационного института. – 2019. – Т. 26, № 3. – С. 144–151. 20. Г.Ф. Крымский, С.И. Петухов, С.А. Стародубцев, исследования теории космической плазмы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-teorii-kosmicheskoy-plazmy/viewer (дата обращения: 15.06.2023). ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ТРУБЧАТЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ В.А. Ефимик Получена: 23.08.2023 Рассмотрена: 01.09.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
При проектировании и модернизации существующих звукопоглощающих конструкций (ЗПК) авиационного двигателя (АД) из полимерных композиционных материалов актуальной задачей является выявление закономерностей комплексного влияния конструктивных параметров конструкции из полимерных композиционных материалов на свои динамические характеристики на основе проведения расчетно-экспериментальных исследований и разработка эффективных методик установления конструктивных параметров конструкции из полимерных композиционных материалов с учетом предотвращения нежелательных резонансных эффектов. Цель работы состоит в практическом применении разработанной методики выбора конструктивных параметров трубчатых конструкций из полимерных композиционных материалов для обеспечения требуемых динамических характеристик при проектировании с отстройкой от резонанса, используя установленные зависимости влияния конструктивных параметров трубчатой конструкции на собственные частоты колебаний. Для трубчатой панели корпуса вентилятора авиадвигателей семейства ПС-90А разработана расчетная модель, которая учитывает неоднородность конструкции, анизотропию свойств, конструктивно-технологические параметры, условия закрепления, является приемлемой по затратам вычислительных ресурсов и позволяет получать валидированный результат. Проведена ее верификация путем модального анализа натурной конструкции методом лазерной виброметрии. Получены новые зависимости собственных частот и форм колебаний композитной трубчатой конструкции от высоты, степень перфорации оболочек, способа закрепления и преднапряженного состояния, материала и схемы армирования. Разработана расчетно-экспериментальная методика выбора конструктивных параметров трубчатых конструкций из полимерных композиционных материалов по требуемым результирующим характеристикам при проектировании с отстройкой от резонанса и показано практическое применение методики для панели вентилятора 94-05-8927 авиадвигателей семейства ПС-90А. Указаны условия возникновения резонансных явлений по частотам в зависимости от высоты конструкции и режима работы двигателя. Сделан вывод о корректности ранее выбранных проектных параметров панели вентилятора. Ключевые слова: трубчатые конструкции, модальный анализ, лазерная виброметрия, влияние конструктивных параметров на собственные частоты, методика проектирования, проектирование звукопоглощающих конструкций, отстройка от резонанса, конструкции из композитов, авиационный двигатель, расчетная модель. Сведения об авторах:
Ефимик Виктор Александрович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, ассистент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, e-mail: v-efimik@pzmash.perm.ru). Список литературы: 1. Salem H., Boutchicha D., Boudjemai A. Modal analysis of the multi-shaped coupled honeycomb structures used in satellites structural design // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. – 2018. – Vol. 12. – Р. 955–967. 2. Sakar G., Bolat F.Ç. The free vibration analysis of honeycomb sandwich beam using 3D and continuum model // International Journal of Mechanical and Mechatronics Engineering. – 2015. – Vol. 9, № 6. – Р. 1077–1081. 3. Модальный анализ приборной панели космического аппарата / А.И. Сафин, Г.М. Макарьянц, В.Н. Вякин [и др.] // Региональная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию первого полета человека в космос. – 2011. – С. 106–108. 4. Nonlinear free vibration of functionally graded fiber-reinforced composite hexagon honeycomb sandwich cylindrical shells / H. Li, B. Dong, J. Zhao, Z. Zou, S. Zhao, Q. Han, Q. Wang, X. Wang // Engineering structures. – 2022. – Vol. 263. – 12 p. 5. Dynamic behavior of kinetic projectile impact on honeycomb sandwich panels and multi-layer plates / S. Yue, Z. Du, W. Shi, Y. Bai, H. Zou, G. Zheng // Crystals. – 2022. – Vol. 12. – 17 p. 6. Numerical-experimental characterization of honeycomb sandwich panel and numerical modal analysis of implemented delamination / A. Bendada, D. Boutchicha, A. Chouiter, M. Miri // Fratturaed Integrità Strutturale. – 2019. – Vol. 49. – Р. 655–665. 7. Effect of structural dynamic characteristics on fatigue and damage tolerance of aerospace grade composite materials / W. Anwar, M.Z. Khan, A. Israr, Sh. Mehmood, N.A. Anjum // Aerospace Science and Technology. – 2017. – Vol. 64. – Р. 39–51. 8. Kosedag E., Ekici R. Free vibration analysis of foam-core sandwich structures // Journal of Polytechnic. – 2021. – Vol. 24 (1). – Р. 69–74. 9. Jia Lou, Li Ma, Lin-Zhi Wu. Free vibration analysis of simply supported sandwich beams with lattice truss core // Materials Science and Engineering B. – 2012. – Vol. 177. – Р. 1712–1716. 10. Effects of local damage on vibration characteristics of composite pyramidal truss core sandwich structure / Jia Lou, Linzhi Wu, Li Ma, Jian Xiong, Bing Wang // Composites: Part B. – 2014. – Vol. 62. – Р. 73–87. 11. Modal analysis and testing of hexagonal honeycomb plates used for satellite structural design / A. Boudjemai, R. Amri, A. Mankour, H. Salem, M.H. Bouanane, D. Boutchicha // Materials and Design. – 2012. – Vol. 35. – Р. 266–275. 12. Analysis of design parameter influence on the dynamic frequency response of CFFF honeycomb sandwich plate / A. Mankour, A. Boudjemai, R. Amri, H. Salem // Advanced Materials Research. – 2013. – Vol. 682. – Р. 57–64. 13. Maheri M.R., Adams R.D., Hugon J. Vibration damping in sandwich panels // J Mater Sci. – 2008. – Р. 6604–6618. 14. Ефимик В.А., Чекалкин А.А. Моделирование динамического поведения конструкций авиационного двигателя из полимерных композиционных материалов с трубчатым заполнителем // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. – 2023. – № 73. – С. 52–62. 15. Углепластики, стеклопластики, конструкционные свойства, кинетика отверждения, реакционная способность матриц, дифференциальная сканирующая калориметрия, термомеханический анализ, время гелеобразования. Отчет ВИАМ / А.Е. Раскутин и др.; ВИАМ. – М., 2004. – 55 с. 16. Ефимик В.А., Чекалкин А.А., Головкин А.Ю. Идентификация расчетной конечно-элементной модели звукопоглощающей конструкции на основе модального анализа // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. – 2018. – № 54. – С. 26–40. 17. Simulation of rotor system vibrations using experimentally verified super elements / S. Semenov, M. Nikhamkin, N. Sazhenkov, I. Semenova, G. Mekhonoshin // Proc. of the International Mechanical Engineering Congress and Exposition. IMECE 2016, Vol. 9. Mechanics of Solids, Structures and Fluids; NDE, Diagnosis, and Prognosis. Phoenix, Arizona, USA, November 11–17, 2017. – V009T12A016. – 8 p. 18. Бернс В.А., Жуков Е.П., Маринин Д.А. Идентификация диссипативных свойств конструкции по результатам экспериментального модального анализа // Вестник Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Сер. Машиностроение. – 2016. – № 4. – С. 4–23. DOI: 10.18698/0236-3941-2016-4 19. Методика экспериментального модального анализа лопаток и рабочих колес газотурбинных двигателей / А.А. Иноземцев, М.Ш. Нихамкин, Л.В. Воронов, А.Б. Сенкевич, А.Ю. Головкин, Б.П. Болотов // Тяжелое машиностроение. – 2010. – № 11. – С. 2–6. 20. Собственные частоты и формы колебаний полой лопатки вентилятора ГТД / А.А. Иноземцев, М.Ш. Нихамкин, Л.В. Воронов, И.Л. Гладкий, А.Ю. Головкин, Б.П. Болотов // Авиационная промышленность. – 2010. – № 3. – С. 2–6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА В АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ А.Г. Ташкинов Получена: 31.08.2023 Рассмотрена: 01.09.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены вопросы, связанные с выполнением Государственной программы авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. по изготовлению отечественных комплектующих по годам с постепенным переходом самолетов на отечественные двигатели. Раскрыта актуальность обозначенной проблемы, связанная с выявлением факторов, влияющих на срыв сроков по выполнению заказа. Рассмотрены теоретико-методологические положения управления проектами с использованием концепций бережливого, активного производства на предприятии авиадвигателестроения, описана работа по достижению показателей Lean Aerospace Initiative (Бережливой аэрокосмической инициативы), в том числе Pratt & Whitney. С учетом вышеописанных теоретико-методологических положений концепции в работе рассмотрены основные этапы развития прорывной концепции цифрового двойника, выявлены основные преимущества и недостатки. Проведен анализ основных тенденций развития концепции цифрового двойника, обеспечивающих стратегическое управление предприятием. В статье в рамках использования прорывной концепции цифрового двойника представлены примеры зарубежных авиапредприятий Airbus, Bombardier aerospace, Boeing, Rolls Royce, Lockheed Martin Space Systems. Представлены практические примеры на отечественном предприятии реализации основных этапов реализации цифровых технологий АО «ОДК-Авиадвигатель». Пример разработки цифрового двойника на отечественном предприятии ПАО «ОДК-Сатурн». Автором статьи сформулирован вывод о том, что для управления проектами с целью получения синергетического эффекта руководству предприятия необходимо использовать описанные концепции в купе, а не по отдельности, так как, используя их вместе, предприятие при принятии объективных управленческих решений достигает целевых показателей эффективности, снижает временные и денежные затраты на различных этапах жизненного цикла изделий при выпуске авиационной техники с использованием описанных в статье преимуществ современных концепций. Ключевые слова: бережливое, активное производство, производственно-экономическая система, управление проектами, предприятие авиационного двигателестроения, концепция цифрового двойника, факторы. Сведения об авторах:
Ташкинов Алексей Григорьевич (Пермь, Россия) – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29); начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики, Пермский завод «Машиностроитель» (Пермь, 614014, ул. Новозвягинская, 57, e-mail: alekss.perm@gmail.com). Список литературы:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПРИ СДВИГЕ И КРУЧЕНИИ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛИ 316LSI, ПОЛУЧЕННОЙ МЕТОДОМ ДУГОВОЙ НАПЛАВКИ А.В. Ильиных, А.М. Паньков, Е.М. Струнгарь, Г.Л. Пермяков Получена: 30.09.2023 Рассмотрена: 03.10.2023 Опубликована: 16.11.2023
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В работе проведено комплексное экспериментальное исследование механических свойств при сдвиге и кручении нержавеющей стали 316LSi, полученной по технологии аддитивного производства проволочно-дуговой наплавки, в частности, был использован метод холодного переноса металла. Из наплавленной пластины были вырезаны образцы в горизонтальном и вертикальном направлениях по отношению к плоскости наплавляемых слоев для испытаний на сдвиг и кручение. Для построения диаграмм деформирования при квазистатическом нагружении использовались испытательные системы фирмы Instron и метод цифровой корреляции изображений. Показана эволюция полей деформаций на поверхности образцов в испытаниях на сдвиг и кручение. На основе диаграмм деформирования определены упругие, пластические и прочностные свойства нержавеющей стали нержавеющей стали 316LSi. Отмечается, что наибольший статистический разброс в результатах испытаний наблюдается для величины модуля сдвига во всех экспериментах. Произведено сопоставление результатов испытаний на сдвиг и кручение. Показано, что упругие и пластические свойства стали 316LSi значительно отличаются в испытаниях на кручение и их значения зависят от направления вырезки образцов из пластины. Установлено, что при кручении модуль сдвига отличается на 30 %, а предел пропорциональности и условный предел текучести – на 20 % по отношению к наибольшей величине. В испытаниях на сдвиг направление вырезки образцов не значительно сказывается на значениях аналогичных механических свойств. Определенные механические характеристики могут быть использованы для численного моделирования процессов неупругого деформирования элементов конструкций сложной геометрии и оценки качества выбранных режимов аддитивного производства. Ключевые слова: аддитивное производство, нержавеющая сталь, экспериментальное исследование, статические испытания, корреляция цифровых изображений, сдвиг, кручение. Сведения об авторах:
Ильиных Артем Валерьевич (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, доцент кафедры «Экспериментальная механика и конструкционное материаловедение» (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, е-mail: ilinih@yandex.ru). Паньков Александр Михайлович (Пермь, Россия) – младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, е-mail: cem.pankov@gmail.com). Струнгарь Елена Михайловна (Пермь, Россия) – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, доцент кафедры «Экспериментальная механика и конструкционное материаловедение» (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, е-mail: cem.spaskova@mail.ru). Пермяков Глеб Львович (Пермь, Россия) – кандидат технических наук, научный сотрудник лаборатории методов создания и проектирования систем «материал – технология – конструкция», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь, 614990, Комсомольский пр., 29, е-mail: gleb.permyakov@yandex.ru). Список литературы:
| ||