ВЕСТНИК
ПНИПУ ISSN (Print): 2224-9389 ISSN (Online): 2305-140X | ||
ИНТОЛЕРАНТНЫЙ ДИСКУРС В ОБЩЕЙ ПАРАДИГМЕ ДИСКУРСА Е.Н. Василенко Получена: 14.11.2021 Рассмотрена: 13.12.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрены интолерантный дискурс социальных групп как отдельный тип дискурса, а также соотношение интолерантного дискурса с конфликтным дискурсом и положение интолерантного дискурса в системе дискурсов власти. Установлено, что интолерантный дискурс и конфликтный дискурс находятся в отношениях пересечения и сближаются на основании двух глубинных характеристик, а именно: актуализации стереотипов в сознании участников дискурса и враждебности как основы функционирования данных дискурсов. Областью пересечения интолерантного и конфликтного типов дискурса являются межгрупповые конфликты ценностей, основанные на социальных стереотипах. При этом в сферу конфликтного дискурса попадают и другие типы конфликтов, а в сферу интолерантного дискурса – неконфликтные формы взаимодействия субъектов коммуникации. Интолерантный дискурс рассматривается как сфера реализации враждебного отношения мы-группы к они-группе, что позволяет трактовать его как один из типов дискурса власти. Автор приходит к выводу, что интолерантный дискурс представляет собой тип дискурса власти, репрезентирующий межгрупповой конфликт ценностей и основанный на враждебности как отражении социальных стереотипов в сознании его субъектов. Интолерантный дискурс носит оценочный характер и включает в себя вербальные и невербальные способы манифестации негативного отношения к социальным группам, выделяемым на основании различных, в том числе врожденных или неизменяемых характеристик, таких как происхождение, пол, возраст и др. Вербальной составляющей интолерантного дискурса выступает «язык вражды», который может принимать более мягкие формы, нежели вербальная агрессия. Важнейшей коммуникативной стратегией в рамках интолерантного дискурса признается стратегия дискредитации «чужой» социальной группы. Ключевые слова: интолерантный дискурс, дискурс вражды, враждебный дискурс, дискурс ненависти, социальная группа, социальный стереотип, язык вражды, конфликтный дискурс, дискурс власти. Сведения об авторах:
ВАСИЛЕНКО Екатерина Николаевна e-mail: e.n.vasilenko@gmail.com
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики, Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова (Могилев, Республика Беларусь) Список литературы:
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ОБРАЩЕНИЯ БОРИСА ДЖОНСОНА А.И. Дубских Получена: 30.09.2021 Рассмотрена: 10.11.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуются коммуникативные стратегии и тактики, характерные для выступлений Бориса Джонсона. Материалом исследования послужили обращения британского премьер-министра к нации в связи с ситуацией с COVID-19. Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью изучения стратегий и тактик, используемых в борьбе за власть, в свете повышенного интереса к политическому взаимодействию. Политический дискурс принадлежит к особому виду коммуникации, для которой типичны высокий уровень суггестивного воздействия на массовую аудиторию, сообщение ей необходимых установок, указание нужного поведения и суждения. Каждому политику для реализации своих планов требуется поддержка различных общественно-политических партий, движений и граждан. Завоеванию электората способствует кроме всего прочего грамотное использование коммуникативных стратегий. В статье дается обзор работ, посвященных изучению коммуникативных стратегий и тактик в политическом дискурсе. Цель проведенного исследования заключается в попытке выявления и описания стратегий и тактик в выступлениях Бориса Джонсона, определения их работоспособности и эффективности, а также соотнесения их с языковыми средствами выражения. Объект исследования – агитационная стратегия, стратегия убеждения и солидаризации как средство реализации призывно-побудительной и объединяющей функции политического дискурса. Предмет исследования – тактики реализации вышеназванных стратегий. Количественные результаты, полученные в ходе анализа коммуникативных стратегий в выступлениях Бориса Джонсона, показали, что наиболее частотной является агитационная стратегия, которая эксплицируется тактиками призыва, обещания и скрытого указания. Далее следует стратегия убеждения, реализующаяся в речи с помощью логических доводов и аргументаций. Стратегия солидаризации как средство взаимодействия и объединения с британским народом воплощается в тактиках выражения согласия, создания мы-общности, комплиментарности. Анализ материала показал, что эффективность политического дискурса зависит от выбираемых политиком коммуникативных стратегий и тактик. Ключевые слова: политическая коммуникация, политический дискурс, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, агитационная стратегия, стратегия убеждения, стратегия солидаризации. Сведения об авторах:
ДУБСКИХ Ангелина Ивановна e-mail: lina_masu@mail.ru
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск, Российская Федерация) Список литературы:
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ С.К. Сапиева, Н.Е. Малова, А.Р. Шхумишхова Получена: 13.11.2021 Рассмотрена: 18.12.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Обосновываются важность и актуальность исследования дискурса в целом и литературно-художественного дискурса в частности, освещаются теоретические вопросы осмысления понятия литературно-художественного дискурса в современной лингвистической науке, дается обзор различных научных концепций в области изучения дискурса и текста. В работе анализируются результаты предшествующих исследований дискурса, строятся общенаучные основания описания и исследуется структура дискурса. По итогам анализа научной литературы дается трактовка литературно-художественного дискурса как художественного текста, синтезирующего в себе языковое воплощение самого процесса художественной коммуникации, обусловленной различными внутренними и внешними факторами, а также субъективную оценку реальности писателя. Отмечается, что в центре этой субъективности эксплицитно или чаще имплицитно всегда содержится когнитивно-направленное действие писателя на читательскую аудиторию. В исследовании также определяются специфические черты литературно-художественного дискурса, отличающие его от других типов дискурса, анализируются языковые и когнитивные единицы, составляющие структуру художественного дискурса как репрезентанта культурных кодов писателя и общества в определенном пространственно-временном континууме. Делается вывод о дуалистической природе литературно-художественного дискурса, в котором реализуются как параметры языка, так и параметры мышления и сознания автора, а также выявляется взаимопроникновение различных типов дискурса в составе литературно-художественного дискурса. Теоретическая значимость данной статьи заключается в освещении новых аспектов семиотики дискурса, в расширении представлений о сущности и признаках литературно-художественного дискурса, что представляет собой определенный вклад в дальнейшее развитие теории художественного текста и дискурса. Ключевые слова: текст, дискурс, семиотика дискурса, художественная коммуникация, литературно-художественный дискурс, механизмы текстопостроения. Сведения об авторах:
САПИЕВА Саида Казбековна e-mail: atika16@yandex.ru
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Адыгейский государственный университет (Майкоп, Российская Федерация)
МАЛОВА Надежда Евгеньевна e-mail: malova.nadejda2014@yandex.ru
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Адыгейский государственный университет (Майкоп, Российская Федерация)
ШХУМИШХОВА Асиет Руслановна e-mail: asiyat.sh83@mail.ru
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Адыгейский государственный университет (Майкоп, Российская Федерация) Список литературы:
ИНТОНАЦИОННЫЙ КОНТУР КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО «ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ» КАНОНИЧЕСКИХ ПОВЕЛИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Ю.А. Ненашева, К.Б. Жигалева Получена: 29.11.2021 Рассмотрена: 20.12.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представленная статья посвящена изучению изменений канонических повелительных высказываний в дискурсе. В дискурсе высказывания подвергаются трансформации под воздействием дискурсивных факторов. В результате такой трансформации высказывания приобретают способность выполнять иные или дополнительные к имеющимся коммуникативные функции. Автор статьи определяет такое изменение, как «функциональная гибридизация». В устном дискурсе свидетельствами такого изменения являются фонетические и просодические модификации высказываний. На материале интонационных контуров канонических повелительных высказываний, подвергающихся такому изменению, показаны тенденции изменения просодических характеристик высказываний, свидетельствующие об изменении коммуникативной функции исследуемых канонических повелительных высказываний. Представленное исследование проведено в рамках методологии экспериментального анализа дискурса (ЭАД) с использованием методов корпусного и компьютерного акустического анализа. Материалом исследования послужила устная речь носителей британского варианта английского языка (чтение вслух). Результаты исследования показывают, что в определенных дискурсивных условиях канонические повелительные высказывания характеризуются специфическими изменениями интонационной структуры: выравниванием тонального движения, повышением тонального уровня, увеличением значений среднеслоговой длительности (ССД), повышением значения интенсивности (громкости) говорения. Выявленные изменения интонационной организации высказываний свидетельствуют о «функциональной гибридизации» канонических повелительных высказываний и полной смене/приобретении ими дополнительных коммуникативных характеристик как междометий (первообразных и непервообразных). Статистическая оценка результатов компьютерного анализа показывает, что явление «функциональной гибридизации» характеризуется вероятностью. Данная вероятностная характеристика отражает частотность единиц, с которыми «гибридизируются» канонические повелительные высказывания. Ключевые слова: интонация, просодия, дискурс, функциональная гибридизация, канонические повелительные высказывания, интонационный контур, междометия, экспериментальный анализ дискурса. Сведения об авторах:
НЕНАШЕВА Юлия Александровна e-mail: nenajalex@gmail.com
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск, Российская Федерация) ЖИГАЛЕВА Ксения Борисовна e-mail: kbzhigaleva@gmail.com
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингвокультурологии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Российская Федерация) Список литературы:
ФОРСАЙТ-СЕССИЯ «ПЕРЕВОДЧИК 2040» Н.Н. Гавриленко Получена: 03.11.2021 Рассмотрена: 28.11.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются результаты второй форсайт-сессии «Переводчик 2040», организованной Школой дидактики перевода. В начале форсайт-сессии эксперты рассмотрели прогнозы первой сессии по развитию переводческой отрасли, прошедшей 4 года назад. Они отметили появление всё большего количества программ для поддержки перевода, появление удаленного устного перевода (синхронного и последовательного), рост доверия к автоматизированному переводу, который сейчас активно используется, хотя и остается на рассмотрении вопрос его качества. Были реализованы многие из предложенных на первой форсайт-сессии форматов, технологий, нормативных актов: разработан и утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области перевода», появились различные курсы по коммерческим основам перевода, развивается портал сохранения и передачи исследований в области перевода, созданы Ассоциация преподавателей перевода и Ассоциация переводческих компаний и т.д. На второй сессии были выделены и проанализированы основные тренды развития переводческой отрасли до 2040 года: необходимость соответствия переводческой отрасли целям устойчивого развития, развитие искусственного интеллекта и появление нового функционала переводчика, образ будущего профессии переводчика, изменение номенклатуры популярных языков в переводческой деятельности и др. Самая неприятная угроза, которую обсуждали эксперты форсайт-сессии и искали возможные пути её избежать, это – «исключение человека из коммуникации людей» и «создание принципиально нового интерфейса-робота без человека». Эксперты также высказали ряд идей и предложений о совместных проектах различных переводческих союзов, ассоциаций, компаний, которые помогут выжить и развиваться профессии переводчика, которая будет приобретать междисциплинарный характер, новый функционал, оставаясь связующим звеном в межкультурной и межотраслевой коммуникации. Проведенная сессия показала, что анализ основных трендов развития переводческой отрасли в ближайшее десятилетие обусловливает необходимость введения фактора будущего и в процесс подготовки переводчиков, переосмысления оснований процесса обучения, вектор которых должен быть направлен к будущему, что позволит формировать профессиональную компетентность переводчика, опираясь на прошлое, настоящее и будущее переводческой отрасли. Предвидение возможных изменений в переводческой индустрии и необходимость формирования профессиональной компетентности переводчика у студентов, которые выйдут на рынок труда через 4–6 лет, ставят перед преподавателями вузов новую задачу – научить выпускников адаптироваться к новым условиям. Ключевые слова: форсайт-сессия, прогнозирование, профессия переводчика, тренд, угрозы, возможности, устойчивое развитие образования, профессиональная компетентность. Сведения об авторах:
ГАВРИЛЕНКО Наталия Николаевна e-mail: nngavrilenko@narod.ru Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков Инженерной академии, Российский университет дружбы народов Список литературы:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОК-ПОЭЗИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСНИ "THE MAN WHO WOULD BE KING" IRON MAIDEN) К.А. Клочко, А.Л. Хохряков Получена: 18.10.2021 Рассмотрена: 19.11.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуализация учебного материала, его релевантность окружающему миру и сознанию обучающихся – одна из важнейших задач в современной педагогике. В настоящей статье авторы исследуют дидактический потенциал рок-поэзии на примере композиции группы Iron Maiden «The Man Who Would Be King». Этот потенциал обозначен в связи с культурной и языковой традицией, проводником которой служит рок-текст. Наиболее «серьёзные» жанры, сделавшие ставку на содержание, – рок и хеви-метал обнаруживают общность с мифологией, античной литературой и театром, народной и средневековой традицией, классическим искусством и новейшей историей, способствуя многосторонней интерпретации текста. При этом рок-текст выполняет транслирующую и обучающую функцию в связках «рок-лирик – слушатель», «слушатель – внутренний критик», «учитель – ученик». Обосновывая введение рок-лирики в процесс учебного занятия, с учётом российской и европейской педагогической традиции, авторы проводят анализ текста IronMaiden в формате «глубокого чтения» (close reading). В статье рассматривается план занятия с указанием методических приёмов, рассчитанных на развитие и освоение новых компетенций. Иллюстрацией эффективности предложенной методики служат ответы студентов на поэтапные вопросы, рассчитанные как на понимание текста, так и на повышение коммуникативных навыков. В результате работы авторы приходят к выводу о сложновыполнимости глубокого литературоведческого анализа в рамках отдельного урока. Вместе с тем ответы учеников позволяют выйти на глубинный, архетипический уровень восприятия текста и вычленить систему героев литературного произведения в наиболее широком и доступном для студента понимании, а также активизировать иноязычную речемыслительную деятельность. Ключевые слова: рок-текст, рок-лирика, методика обучения, английский язык, литературная традиция, архетип, Iron Maiden, рок-музыка, рок-поэзия. Сведения об авторах:
КЛОЧКО Константин Александрович e-mail: konstklochko@gmail.com Кандидат филологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Российская Федерация)
ХОХРЯКОВ Андрей Леонидович e-mail: andreipsu@gmail.com Преподаватель кафедры лингвистики и перевода, менеджер по связям с общественностью, управление общественных связей, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Российская Федерация) Список литературы:
РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Н.Г. Егошина Получена: 01.09.2021 Рассмотрена: 05.10.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается вопрос развития креативности и творчества на занятиях по иностранному языку у студентов технических специальностей. Проблема является актуальной на сегодняшний день, так как креативные способности входят в состав универсальных компетенций, формирование которых у будущих специалистов закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. В статье представлены точки зрения разных ученых на понятие креативности. Среди них: идеи Дж. Гилфорда о дивергентном мышлении; взгляды Е.П. Торренса о возникновении креативности в момент ощущения недостатка информации; концепция одаренности Дж. Рензулли, в которой важное место ученый отводит креативности; понятие креативности как интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленской; положение о творческом мышлении как основе креативности С.Л. Рубинштейна. В статье также рассматривается вопрос о соотношении таких понятий, как творчество и креативность в трактовке разных авторов. Одни ученые подчеркивают тесную связь этих понятий (С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, Е.Е. Туник, Сластенин В.А. и др.), другие, напротив, говорят, что эти два явления не идентичны и каждое из них имеет свои особенности (А.И. Столетов, Н.М. Азарова, Л.И. Шишкина и др.). Все исследователи подчеркивают трудности диагностики креативности ввиду многоаспектности этого понятия. Приводятся некоторые данные по диагностике студентов младших курсов инженерных специальностей на предмет выявления их уровня креативности. Полученные результаты показывают, что студенты осознают необходимость мыслить и поступать нестандартно, но на практике это получается далеко не всегда. Автор представляет собственную систему работы по развитию креативности студентов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. В качестве основного критерия для создания системы упражнений автор выбрал коммуникативный подход. В соответствии с ним все упражнения разделены на две большие группы: языковые и речевые (коммуникативные). По степени креативности упражнения делятся на упражнения с опорой в виде текста, рисунка и пр. и на упражнения без опоры; по режиму выполнения они делятся на индивидуальные, групповые и коллективные; по набору инструментов для выполнения упражнения – на традиционные и с применением интернет-сервисов. Практика показывает, что предложенная система упражнений дает хорошие результаты при регулярном использовании. Ключевые слова: креативность, творчество, универсальные компетенции, иностранный язык, система упражнений, интернет-технологии. Сведения об авторах:
ЕГОШИНА Надежда Гермогеновна e-mail: egoshina.nadezhda@mail.ru
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики, Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола, Российская Федерация) Список литературы:
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЮРИСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Е.О. Ускова, Е.А. Путилина, В.С. Устимова Получена: 31.01.2022 Рассмотрена: 31.01.2022 Опубликована: 31.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Профессиональный имидж, будучи неотъемлемой частью профессиональной компетентности и личности успешного специалиста любого профиля, является объектом пристального внимания и исследования специалистов разных сфер, сходящихся во мнении о его положительном, а иногда и решающем значении для эффективного взаимодействия с коллегами, положительного восприятия окружающими, высокой производительности труда, уверенности в себе и многого другого. Понятие «имидж» в целом, и «профессиональный имидж» в частности, вошло в обиход и стало объектом всесторонних исследований не так давно – в 90-е годы ХХ века, и, как показывает анализ разработок в данной области, проблема формирования профессионального имиджа до сих пор не получила полного развития. Традиционно имидж представляется результатом межличностного взаимодействия и определяется многочисленными составляющими и закономерностями. Их совокупность позволяет изучать, кроме прочего, и профессиональный имидж, предполагающий интеграцию личностных, профессиональных, социальных и внешних характеристик специалиста. В статье приведен ретроспективный анализ зарождения, становления и развития понятия «имидж». Рассматривается актуальность формирования положительного профессионального имиджа юриста, продиктованная объективными социокультурными процессами. Приводятся результаты опроса студентов, проведенного с целью выявления их представлений о составляющих имиджа. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены основные составляющие профессионального имиджа юриста и сделаны выводы о недостаточной разработанности моделей и технологий его формирования на сегодняшний день. Выявлен дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании отдельных составляющих профессионального имиджа юриста. Ключевые слова: профессиональный имидж, юрист, иностранный язык, профессионально значимые качества юриста, педагогические технологии. Сведения об авторах:
УСКОВА Елена Олеговна e-mail: uskoelena@yandex.ru
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)
ПУТИЛИНА Евгения Александровна e-mail: evgeniya_blinova@inbox.ru
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)
УСТИМОВА Виктория Сергеевна e-mail: VikaUst@inbox.ru
Бакалавр юридического факультета, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация) Список литературы:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ГОТОВИМ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ Е.Г. Вьюшкина, О.В. Щербакова Получена: 02.10.2021 Рассмотрена: 07.11.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проблема индивидуализации образования в российских вузах, в частности, реализация обучения по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), является одной из самых важных и широко обсуждаемых в педагогической научной литературе. Именно этот аспект реформирования университетского образования в соответствии с Болонской декларацией испытывает наибольшие трудности из-за некоторых требований федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных актов, слабого развития системы выбора базовых и элективных дисциплин. Вынужденный переход на дистанционное обучение во втором семестре 2019/2020 учебного года мобилизовал руководство вузов для решения возникших организационных проблем, а работа в смешанном режиме в 2020/2021 учебном году показала, что существуют разнообразные возможности для реализации индивидуального подхода к построению учебного процесса как с применением технологий дистанционного обучения, так и в традиционной очной форме. Произошедший скачок в использовании ИОТ в практике российских вузов показывает, что для сохранения конкурентоспособности вузам необходимо внедрять и расширять масштабы применения ИОТ в организации учебного процесса. В 2021/2022 учебном году ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (СГЮА) начинает внедрение в учебный процесс ИОТ для обучающихся набора 2021 года. В рамках подготовительного этапа были изучены теоретические основы ИОТ, обобщён существующий опыт использования ИОТ, проведен опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) для выявления отношения к работе в новом формате и готовности создавать и преподавать элективные дисциплины (ЭД) в рамках реализации ИОТ. Анализ результатов опроса показал, что в большинстве своем педагогические работники положительно относятся к внедрению новой формы организации учебного процесса, но параллельно выявил проблемы и опасения, связанные с ИОТ и разработкой ЭД. В статье предлагаются пути преодоления возникших трудностей и намечаются направления дальнейшего исследования. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), элективные дисциплины, вуз, цифровизация образования, цифровое поколение. Сведения об авторах:
ВЬЮШКИНА Елена Григорьевна e-mail: vyushkina@mail.ru
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация) ЩЕРБАКОВА Ольга Васильевна e-mail: olgascherbakowa@yandex.ru
Кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация) Список литературы:
О РОЛИ СИЛЛАБУСА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ) Е.Г. Беляева, В.Ю. Петрова Получена: 08.10.2021 Рассмотрена: 17.11.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрена роль силлабуса в ускорении перехода российского высшего образования к парадигме, ориентированной на студента, путем повышения эффективности коммуникации между студентами и вузовскими преподавателями. В статье содержится краткий обзор русскоязычных статей, посвященных роли и функциям силлабуса в российских вузах. Изложив свое видение сути понятия «силлабус», авторы статьи предлагают вниманию читателей проект силлабуса по английскому языку для академических целей, а также результаты его пилотирования. Данное исследование нацелено на проверку гипотезы о роли силлабуса в системе высшего образования и стремится ответить на вопрос: может ли силлабус сделать коммуникацию с преподавателями более открытой и прозрачной и предоставить необходимую студентам информацию о курсе. Цель данного исследования – определение эффективности силлабуса как документа, информирующего студентов о курсе с использованием метода анонимного опроса. В рамках данного исследования решались следующие задачи: определение степени удовлетворенности студентов курсом и уровня соответствия курса потребностям студентов, а также улучшение текста силлабуса. Результаты проведенного опроса подтвердили гипотезу о том, что в отличие от рабочей программы учебной дисциплины силлабус, обладающий рядом ключевых характеристик, способствует тому, чтобы коммуникация между преподавателями и студентами стала более открытой и прозрачной, а также определению ответственности и правил взаимодействия участников образовательного процесса. Исследование было проведено среди студентов 1-го курса факультета свободных искусств и наук в Санкт-Петербургском государственном университете. Ключевые слова: силлабус, функции силлабуса, рабочая учебная программа учебной дисциплины (РПУД), английский язык для академических целей, языковое образование в вузе, высшее образование в России. Сведения об авторах:
БЕЛЯЕВА Елена Геннадьевна e-mail: e.g.belyaeva@spbu.ru Кандидат педагогических наук, магистр прикладной лингвистики, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литератур, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
ПЕТРОВА Виктория Юрьевна e-mail: J.a.petrova@spbu.ru Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литератур, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация) Список литературы: 1. Гитман М.Б., Гитман Е.К. План‐проспект курса для студентов, или Что такое SYLLABUS // Высшее образование в России. – 2007. – № 10. – С. 43–47. 2. Климинская С.Л. Роль иностранных языков в гуманитарном образовании [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. – 2015. – Т. 7. – № 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/31PVN515.pdf (дата обращения: 17.08.2020). 3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во Русско-Балтийск. информац. центра «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001. – 224 c. 4. Нурманбетова Д.Н., Нефедова Л.В. Методические рекомендации по разработке силлабусов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2011. – 40 с. 5. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского ун-та. – 2016. – № 1. – С. 1–10. 6. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, А.В. Трутанова, М.Н. Гладкова, Ю.Б. Лунева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11–5. – С. 968–970. 7. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6–1. – С. 163–167. 8. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Опыт моделирования силлабуса самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского ун-та. – 2016. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-modelirovaniya-sillabusa-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 17.08.2020). 9. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Силлабус как инструмент регулирования учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского ун-та. 2016. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sillabus-kak-instrument-regulirovaniya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 17.08.2020). 10. Елибаева Р.Д., Щербак А.С. Силлабус учебной дисциплины как инструмент вовлечения студентов в исследовательскую деятельность // Гаудеамус: психол.-пед. журнал. – 2020. – Т. 19. – № 2 (44). – C. 69–75. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44). 11. Тимкина Ю.Ю. Силлабус в организации образовательного процесса // Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 95-лет. высш. сельскохоз. образ. на Урале (Пермь, 13–15 ноября 2013 г.). – Пермь, 2013. – С. 144–150. 12. Караваева Е.М. Обучение экономистов-международников английскому языку для академических целей в рамках программы двойного диплома // Развитие современной системы образования: теория, методология, опыт: сб. ст. – Чебоксары: Среда, 2019. – С. 96–99. 13. Боголепова С.В. Особенности обучения английскому языку для академических целей в российском университете // Гуманитарные исследования: Филология. – 2014. – № 1 (2). – С. 36–39. 14. Антипова А.П. Содержание понятия «английский для академических целей» в контексте обучения иностранному языку в профессиональной сфере на неязыковых факультетах // Вестник МГОУ. – 2015. – №3. – С. 131–139. 15. Раицкая Л.К. Академический английский: содержание курса и методика обучения // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: сб. науч. тр. / под общ. ред. Л.К. Раицкой, С.Н. Курбаковой, Н.М. Мекеко. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – С. 686–694. 16. Asplin Wendy, Jacobe Monica F., Kennedy Alan S. Final Draft Level 4. – CUP, 2016. – 288 p. 17. Bunting John D., Diniz Luciana, Rappen Randi. Grammar and Beyond 4. – CUP, 2013 – 297 p. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ О.В. Прокопюк Получена: 14.09.2021 Рассмотрена: 23.10.2021 Опубликована: 27.01.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время одной из приоритетных целей обучения иностранному языку студентов учреждений высшего образования технического профиля является становление и развитие поликультурной профессиональной языковой личности обучающегося, способной и готовой к осуществлению межкультурной профессиональной коммуникации на иностранном языке. Целью данной статьи является обоснование необходимости выделения частнометодических принципов, которыми необходимо руководствоваться при определении структуры и содержания обучения студентов иноязычной профессионально ориентированной лексике. Данные принципы должны учитывать: специфику структуры поликультурной профессиональной языковой личности, поликодовую и полимодальную природу термина как единицы вербального уровня поликультурной профессиональной языковой личности. В статье анализируется в методическом аспекте структура поликодовой профессиональной языковой личности, включающая: уровень профессионального сознания, вербальный и мотивационно-прагматический уровни. Высказывается мнение о необходимости формирования в сознании студентов технических специальностей внутриуровневых ассоциативных и межуровневых связей единиц вербального уровня поликультурной профессиональной языковой личности с единицами уровня профессионального сознания и мотивационно-прагматического уровня, что будет способствовать гармоничному развитию поликультурной профессиональной личности обучающегося в единстве всех уровней. Выявляются особенности интегрального значения термина и обосновывается необходимость овладения им студентом. Представлен вывод о том, что опора на частнометодические принципы (взаимосвязанного формирования трех уровней поликультурной профессиональной языковой личности, проблемно-исследовательской направленности обучения, учёта структуры интегрального значения термина, опоры на поликодовый текст и визуализации контекстов будущей профессиональной деятельности) позволит создать условия для гармоничного формирования поликультурной профессиональной языковой личности студента, что в дальнейшем обеспечит эффективное участие специалиста в профессиональной коммуникации в поликультурной среде. Ключевые слова: студенты технических специальностей, профессионально ориентированная лексика, поликультурная профессиональная языковая личность, термин, интегральное значение, частнометодические принципы, поликодовые тексты. Сведения об авторах:
ПРОКОПЮК Ольга Васильевна e-mail: olgaprokopiuk@mail.ru Соискатель кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, Минский государственный лингвистический университет (Минск, Беларусь) Список литературы:
| ||