| ||
ПОЛЬ БАНЬЯН КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ВТОРОЙ ВОЛНЫ МИФОГЕНЕЗА В КУЛЬТУРЕ США Р.Н. Логвинов Получена: 19.12.2018 Рассмотрена: 13.02.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Процесс генезиса, становления и развития мифа как одной из форм мировоззрения помогает проследить закономерности формирования культуры народа, его систему восприятия тех или иных ценностей и событий. Поскольку в мифологии США имеется довольно сильная привязка к личности культурного героя, особенно важно понимать логику персоналистского мифогенеза. В статье предпринимается попытка показать специфику мифогенеза и эволюцию образа одного из самых известных американских «традиционных» героев – Поля Баньяна. Автор обозначает этапы формирования и закономерности эволюции образа, а также подробно характеризует его специфику как культурного героя. Целью работы автор ставит выявление специфики мифогенеза и эволюции образа Поля Баньяна как одного из основных образов культурных героев в Соединенных Штатах Америки через обнаружение его специфики, с одной стороны, и обозначение и раскрытие этапов формирования и закономерности эволюции образа – с другой. Используя историко-генетический метод и феноменологию, автор выявляет общие механизмы генезиса американского героического мифа как национального варианта мифологии через выявление общего и особенного в образах знаменитого лесоруба и традиционных культурных героев. Выявление внешних и внутренних факторов генезиса мифа, а также использование методологической базы истории, религиоведения и психологии позволяют автору подробно рассмотреть формирование американского героического антропного мифа о Поле Баньяне, вмещающего героику разного типа. В статье рассматриваются основные стадии формирования героического мифа о Поле Баньяне – от спонтанных устных сюжетов, газетных публикаций до развития и массового распространения образа в американской культуре. Вышесказанное позволяет сделать вывод о соответствии Поля Баньяна классическим представлениям о культурном герое, проходящем особый путь становления и при этом имеющем свои особенные характеристики. Автор приходит к заключению, что Поль Баньян, становясь народным героем США, вбирает в себя черты национального идеала. В целом исследование представляет собой подробный анализ специфики образа Поля Баньяна как антропоморфного культурного героя, созданного в рамках мифологии Соединенных Штатов Америки, а также показывает особенности и этапы эволюции образа на протяжении нескольких периодов американской истории. Ключевые слова: Поль Баньян, мифология, Соединенные Штаты Америки, мифогенез, национальная мифология, культура США, культура фронтира, антропный миф, культурный герой. Сведения об авторах:
Родион Николаевич – магистрант историко-политологического факультета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6723-3613, e-mail: logvinov321@mail.ru. Список литературы:
ИСЛАМСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СЕЙРАН АТЕШ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ А.В. Михалева Получена: 26.12.2018 Рассмотрена: 19.02.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье представлены результаты теоретико-содержательной реконструкции концепта «просвещенный ислам» С. Атеш, известной исламской активистки современной Германии, а также дана оценка его значимости в современных условиях. С. Атеш настаивает на обновлении ислама, современной интерпретации его норм с помощью историко-критического подхода, дешариатизации, релятивизации прежних религиозных норм в секулярном обществе. Предложенная статья является одним из первых опытов теоретического осмысления общественно-религиозных взглядов исламских феминисток Германии, и С. Атеш в частности, в зарубежной и российской науке. Полученные выводы важны не только для оценки интеллектуальных ресурсов идеологов современного исламского реформизма на Западе, но и с точки зрения возможных вариантов посредничества между обществом большинства и мусульманским сообществом в целях дальнейшей гармонизации интеграционных процессов в Европе. В итоге делается вывод о том, что применительно к теоретическим наработкам С. Атеш сложно говорить о цельной концепции «просвещенного» ислама. Предложенный концепт во многом является логическим продолжением «евроислама» Б. Тиби, правда, с феминистской корректировкой, большим вниманием к вопросам гендерного равноправия, свободы веры и практики. Он хорошо укладывается в так называемый либеральный исламский дискурс. Многие теоретические выкладки С. Атеш не являются уникальными, а некоторые из блоков с трудом претендуют на логичные, обоснованные и доказательные суждения. Познания С. Атеш в вероучении ислама неглубоки и ограниченны. Ее религиозное сознание эклектично, а религиозная практика далека от классического исламского понимания по причине элементарного незнания ее базовых основ. Отдельные взгляды С. Атеш (институционализация ислама, преподавание религии в школе) претерпели заметную эволюцию в течение последнего десятилетия. Пожалуй, наибольший вклад и значимость ее общественной деятельности связаны не с теоретической, а с практической сферой, с ее активной публичной работой по адаптации ислама к европейским нормам. Делается вывод об утверждении нового типа религиозных лидеров – людей self-made без соответствующего профессионального образования, когда дилетанты становятся пионерами в реформаторском движении при условии их попадания в мейнстрим общественных настроений. Ключевые слова: Сейран Атеш, просвещенный ислам, исламское обновление, либеральный ислам, исламский реформизм, исламский феминизм, модернизация ислама, Германия. Сведения об авторах:
Михалева Альбина Викторовна – кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0075-9714, e-mail: mialba@yandex.ru. Список литературы: 1. Наумкин В.В. Рамки концептуальных подходов к анализу исламского радикализма// Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д. Богатуров. – M.: КомКнига, 2005. – С. 386–410. 2. Ates S. Grosse Reise ins Feuer. Die Geschichte einer deutschen Tuerkin. – Berlin: Rowohlt, 2006. – 252 p. 3. Ates S. Selam, Frau Imamin: wie ich in Berlin eine liberale Moschee gruendete. – Berlin: Ullstein, 2017. (Kindle File Format). – 3132 p. 4. Jacobsen S. Liberal Islam and Migrant Integration with Seyran Ateş 13.04.2018. – URL: https://conatusnews.com/seyran-ates-faith-feminism-law/ (дата обращения: 17.09.2018). 5. Ates S. Der Multikulti-Irrtum. Wie wir in Deutschland besser zusammenleben koennen. – Berlin: Ullstein, 2011 (Kindle File Format). – 4457 p. 6. Oltermann P. Liberal Berlin mosque to stay open despite fatwa from Egypt 25.06.2017. – URL: https://www.theguardian.com/world/2017/jun/25/ibn-rushd-goethe-mosque-berlin-seyran-atesegypt- fatwa-burqa-niqab (accessed 25 August 2018). 7. Kandel J. Was ist Islam? Islam und Islamische Organisationen in Deutschland. 22.12.2004. – URL: http://www.bpb.de/politik/innenpolitik/konfliktstoff-kopftuch/63315/islam-in-deutschland?p=all (accessed 15 December 2018). 8. Imamin Seyran Ates plant liberale Moschee in Wien. 22.08.2018, available at. – URL: https://www.vienna.at/imamin-seyran-ates-plant-liberale-moschee-in-wien/5900014 (accessed 16 December 2018). 9. Liberale Muslimin Ates fuer Schlissung von radikalen Moscheen. 01.12.2017. – URL: https://kurier.at/politik/inland/liberale-muslimin-ates-fuer-schliessung-von-radikalen-moscheen/300. 344.546 (accessed 16 December 2018). 10. Krille H. Die liberale Imamin Seyran Ateș ueber Kopftuch und Kreuz, Soeder und die Maenner der Islamkonferenz. 26.07.2018. – URL: https://www.sonntagsblatt.de/ artikel/glaube/ die-liberale-imamin-seyran-ates-ueber-kopftuch-und-kreuz-soeder-und-die-maenner-der (accessed 16 December 2018). 11. Tibi B. Warum ich kapituliere // Cicero. – 2016. – Juni. – S. 115–116. – URL: https://www.bassamtibi.de/?p=2811 (accessed 15 October 2018). 12. Священный Коран [Электронный ресурс] / пер. Э.Кулиева. – URL: https://quranonline. ru/26/saadi (дата обращения: 11.08.2018). 13. Keller С., Kopp E. Imamin trifft Theologen. "Wo sind die liberalen Muslime, warum tun sie nichts?" 30.09.2018. – URL: https://www.t-online.de/-/id_79772292/tid_pdf_o/vid_84533822/ index (accessed 19 October 2018). 14. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 23.11.2018). 15. Каирская декларация о правах человека в исламе (Каир, 14 мухаррама 1411 года хиджры (5 августа 1990 г.)) [Электронный ресурс]. – URL: www.ciet.org.ua/docs/sbornik/507- 509_3_4_1990.doc 1. (дата обращения: 23.11.2018). ИОСИФ В ЕГИПТЕ: ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ К.В. Прозументик Получена: 20.12.2018 Рассмотрена: 18.02.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена теологической генеалогии экономики и управления Джорджо Агамбена. Цель статьи – раскрыть ключевые положения генеалогического проекта итальянского философа и наметить возможные направления его расширения и углубления. Исходным пунктом рассуждений Агамбена является признание тотальной экономизации всех сторон общественной жизни на Западе. Однако триумф экономики и управления в западной культуре следует рассматривать не как результат развития сферы производства и администрирования, а как итог многовековых теологических споров о божественной ойкономии. Исследование Агамбена выстраивается как критический диалог с политической теологией Карла Шмитта и концепцией секуляризации Макса Вебера. По Агамбену, Шмитт верно усмотрел истоки современных политических категорий в христианской теологии, однако проглядел тему ойкономии, бывшую некогда нервом тринитарных дискуссий и сыгравшую в конечном счете роковую роль в судьбе Запада. Вебер же, при всей его чувствительности к экономической и теологической проблематике, слишком односторонне подошел к трактовке секуляризации, увидев в ней простое «расколдование мира». В свою очередь сам Агамбен, ориентируясь на методы фукианской археологии, теории диалектических образов Беньямина и деконструкции Деррида, стремится рассматривать секуляризацию, скорее, в оптике языка и лингвистики. Для него процесс секуляризации – это сдвиг сигнатуры, то есть смещение или расширение объема теологических понятий до первоначально не свойственных им областей – риторики, естествознания, политики, экономики. Понятая так секуляризация означает, что вытесненное на периферию теологическое содержание категорий скрытым образом продолжает воздействовать на профанную культуру и приводить в движение базовый механизм функционирования западных обществ, который Агамбен именует «биполярной машиной Царства и Правления». Основная задача генеалогии Агамбена как раз и заключается в том, чтобы проследить историю смещения теологических сигнатур таким образом, чтобы на каждом этапе семантической модуляции неизменно обнажалось действие этой «биполярной машины». Для осуществления своего проекта Агамбен привлекает широкий философский и богословский материал – от трактатов классических античных авторов до трудов современных теологов. Однако вне поля его зрения (не исключено, что это намеренный шаг) остается текст Ветхого завета. Между тем именно оттуда, по предположению автора статьи, берут свое начало основные мотивы будущей бинарной теологии Царства и Правления, хранящей в себе «экономику тайны» и «тайну экономики». Ключевые слова: Джорджо Агамбен, теологическая генеалогия, ойкономия, Царство, Правление, Слава, биполярная машина, Мессия, спасение, бездействие, секуляризация. Сведения об авторах:
Прозументик Кирилл Витальевич – старший преподаватель кафедры философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4815-4733, e-mail: kprozumentik@mail.ru. Список литературы:
СТАРООБРЯДЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА Т.Г. Голева Получена: 02.10.2018 Рассмотрена: 04.12.2018 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена изучению истории распространения старообрядчества на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Доминирующей религией на территории округа было и остается православие. Несмотря на устойчивые позиции Русской православной церкви, в XVIII‑XIX веках на рассматриваемой территории появляются приверженцы «старой веры». Специальных исследований о распространении старообрядчества на территории округа в целом ранее не предпринималось, была изучена история лишь отдельных территориальных групп. В статье затрагиваются такие вопросы, как время появления старообрядцев в обозначенной области, их число, места расселения, современное состояние. Статья имеет значение для понимания религиозных явлений и этнокультурных процессов на территории Коми-Пермяцкого округа. Новизна работы заключается в обобщении сведений по истории старообрядцев всего округа, определении общих для данной территории факторов распространения и бытования «старой веры». Обозначенную проблему помогают решить архивные документы, опубликованные данные, периодическая печать, материалы полевых этнографических изысканий. Цель работы – описание основных этапов истории старообрядчества на территории Коми-Пермяцкого округа и определение характерных для каждого из них процессов и тенденций. Методология исследования строится на совокупности исторических и этнологических методов. Основными из них стали: конкретно-исторический и историко-генетический методы, метод ареальных исследований, анализ статистических данных. Результаты исследования показывают, что многие изменения в жизни старообрядцев округа были обусловлены общими политическими и социально-экономическими условиями. До конца XIX века для исследуемой территории были характерны процессы закрепления разных направлений старообрядчества и роста числа их последователей. В начале XX века старообрядцы округа имели хорошие перспективы для развития. События после 1917 года привели к «угасанию» их религиозного течения. Из трех наиболее многочисленных мест расселения старообрядцев только в одном в настоящее время наблюдаются возрожденческие процессы. Несмотря на это, старообрядцы оказали значительное влияние на традиции местного населения. Ключевые слова: Коми-Пермяцкий округ, старообрядчество, единоверие, старообрядческая церковь, коми-пермяки, русские, белокриницкое согласие, религиозная идентичность. Сведения об авторах:
Голева Татьяна Геннадьевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4462-0474, e-mail: golevat@yandex.ru. Список литературы: 1. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края. – Пермь, 2003. – 71 с. 2. Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / сост. П. Ершов. – Пермь, 1911. – 290 с. 3. Власова И.В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1992. – С. 196–201. 4. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – перв. пол. XX в. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 373 с. 5. Четина Е.М. Между чудью и кержаками: религиозно-мифологические традиции Северного Прикамья // XI конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. ИИиА УрО РАН. – М.; Екатеринбург, 2015. – С. 252. 6. Голева Т.Г. Характеристика религиозной культуры лупьинских коми-пермяков // Русский мир: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. [Русское старообрядчество в истории и культуре: прошлое и настоящее» (16 ноября 2010 г., г. Пермь)]. – Пермь, 2010. – С. 212–223. 7. Обозрение Пермского раскола: так называемого «старообрядства» / сост. А.П. [архимандрит Палладий]. – СПб: Типография Духовного журнала «Странник», 1863. 8. ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф. 15. Оп. 1. Д. 462. 9. Материалы по истории старообрядчества // Церковь. – 1910. – № 38. – С. 949–950. 10. Починская И.В. «Дело по ведению следствия о раскольнике Ситникове А….» (М.Е. Салтыков и старообрядцы) // Урал. сб. История. Культура. Религия. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 5. – С. 231–245. 11. Список населенных мест Пермской губернии 1904 года. – Пермь: Издание Пермского губернского земства, 1905. – 526 с. 12. Список населенных мест по сведениям 1869 года. Пермская губерния. – СПб: Типогр. Мин-ва внутр. дел, 1875. – 380 с. 13. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин… [Электронный ресурс]: Именной высочайший Указ. – М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1906. – 24 с. – URL: https://www.prlib.ru/item/711271 (дата обращения: 26.09.2018). 14. Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. – Пермь: Электротипография «Труд», 1914. – 850 с. 15. Материалы по истории старообрядчества // Церковь. – 1909. – № 5. – С. 182–184. 16. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1476. Оп. 1. Д. 256 [Электронный ресурс]. – URL: http://ruvera.ru/lib/archive_episkop/fond_1475 (дата обращения: 16.09.2018). 17. Список населенных мест Пермской губернии. Чердынский уезд. – Пермь: Электротипография Пермского земства, 1909. – 91 с. 18. ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 837. 19. ГАПК. Ф. 199. Оп. 1. Д. 144. 20. Д. Подкина Чердынского уезда, Пермской губ. // Церковь. – 1913. – № 2. – С. 51. 21. Смирнов И.Н. Пермяки: ист.-этногр. очерк // Изв. общ-ва археологии, истории и этнографии при Импер. Казанском ун-те. – Казань, 1891. – Т. IX. – Вып. 2. – 289 с. 22. Власова И.В. К изучению этнографических групп русских (юрлинцы) // Наш край. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1995. – С. 58–65. 23. Бахматов А.А., Моисеева Е.В. Летопись деревень Юрлинского района. Кн. 2. Дубровский сельсовет. – Пермь: Изд-во Богатырев П.Г., 2014. – 372 с. 24. ГАПК. Ф. 36. Оп. 3. Д. 38. 25. ГАПК. Ф. 719. Оп. 11. Д. 276, 296. 26. Гайнский район: страницы истории. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2006. – 432 с. 27. ГАПК. Ф. 95. Оп. 1. Д. 48. 28. Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 г. – Пермь: Тип. Заозерскаго, 1877. – 175 с. 29. Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 г. / сост. Н.Д. Топорков. – Пермь: Тип. Пермской земской управы, 1884. – 214 с. 30. Памятная книжка для духовенства, изданная по случаю 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана Епископа Великопермского, с приложением Адрес-календаря Пермской Епархии на 1896 г. / сост. И. Шестаков. – Пермь, 1896. – 380 с. 31. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: в 89 т. Т. XXXI: Пермская губерния. – СПб., 1904. – 301 с. 32. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 643. 33. Коса. Путеводитель. – Пермь, Изд-во «Маматов», 2014. – 95 с. 34. ГАПК. Ф. 719. Оп. 10. Д. 1928, 1967. 35. ГАПК. Ф. 719. Оп. 11. Д. 461. 36. ПермГАСПИ (Пермский государственный архив социально-политической истории). Ф. 200. Оп. 1, Д. 863. 37. ПермГАСПИ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 374. 38. ГАПК. Ф.р-1204. Оп. 2. Д. 3. 39. ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 18. 40. Четина Е.М., Королева С.Ю. Традиционная обрядность и «ритуальные специалисты» в современном селе // Социо- и психолингвистические исследования. – 2016. – № 4. – С. 137–144. 41. Юрлинский край: Традиционная культура русских / А.А. Бахматов И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2003. – 496 с. 42. Юрлинсалöн ассяма культура [Электронный ресурс] // Вести Кудымкар. – 2014. – URL: http://komi.t7-inform.ru/s/news/20141023121230 (дата обращения: 26.09.2018). 43. ПермГАСПИ. Ф. 1924. Оп. 1. Д. 2079. 44. Михалева А.В. Этноконфессиональная идентичность коми-пермяков Пермского края // Вестн. Перм. науч. центра УрО РАН. – 2016. – № 5. – С. 26–37. ДЕКОНВЕРСИЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОБЫЧНЫХ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН Т.А. Фолиева Получена: 21.12.2018 Рассмотрена: 19.02.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена анализу воспоминаний о деконверсии женщин, которые в 1920–1930-е годы входили в актив Союза воинствующих безбожников. Цель данной статьи – рассмотреть рецепцию деконверсии в 1920-1930-х годах прошлого столетия в воспоминаниях женщин о разрыве с религией. Под деконверсией понимается процесс, противоположный конверсии; это выход из религиозной общины (дезаффилиация); утрата религиозной веры; самостоятельное изменение своего поведения, вызванное трансформацией мировоззрения. Для достижения поставленной цели были проанализированы рассказы женщин-безбожниц об их дезаффилиации с православием, а затем к этим воспоминаниям применен инструментарий Дж. Барбура. Воспоминания являются свидетельствами обыденной жизни простых крестьян и рабочих конца XIX – первой трети ХХ века, Ключевые слова: деконверсия, религиозное обращение, религиозный нарратив, атеизм, дезаффилиация, конверсия, религиозная социализация, секуляризация Сведения об авторах:
Фолиева Татьяна Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религии, Список литературы:
КРУГ ЧТЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИШАНИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА Г.Д. Селянинова Получена: 20.12.2018 Рассмотрена: 04.03.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Актуальность обращения к теме статьи связана с тем, что в наши дни суфизм имеет последователей по всему миру. После глобальных перемен 1980–1990-х годов и отказа от идеологии атеизма в российском обществе также появляются адепты суфизма. Разновидность суфизма (мусульманского мистицизма) – ишанизм – был широко распространен в Волго-Уральском регионе в дореволюционный период и сохранялся вплоть до середины ХХ века. В Пермском регионе репрессии против мусульман, среди которых были последователи ишанизма, были особенно жестокими в 1930-е годы, а в 1948 году были арестованы мусульмане, обвиненные по делу «Антисоветская организация ишанизма». Целью статьи является выявление круга чтения пермских суфиев на основе следственного дела «Антисоветская организация ишанизма» 1948 года. Речь идет о литературе, использовавшейся для молитв и чтения на встречах мюридов Молотовской области (сейчас – Пермский край) в послевоенный период, когда активизировалась религиозная жизнь мусульманского населения. Анализируемая литература была изъята в качестве «вещественных доказательств» по данному делу и обсуждалась в ходе следствия на допросах арестованных мюридов. В результате исследования удалось прийти к заключению, что большое место в домашних библиотеках пермских последователей ишанизма занимали различные молитвенники, а также литература, излагавшая основы мусульманского вероучения, суфийская литература: суфийские молитвы и зикры, практические руководства по целительству. Ключевые слова: суфизм, ишанизм, духовная литература, целительство, Пермский край, молитвы, зикры, ишан, мюрид. Сведения об авторах:
Селянинова Гульсина Дагирьяновна – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9928-7333, e-mail: gsina@mail.ru. Список литературы: 1. Протоколы допросов // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 26393. 2. Протоколы допросов // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 126393. Т.2. 3. Сафиуллина Р.Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа. – Казань: Алма-Лит, 2003. – 211 с. 4. Радченко Д. «Святое письмо» как коллективный текст: динамика жанра; РАНХиГС. – М., 2017. – 27 с. 5. Чокрый Г. Дөрре Гали китабы фарзы гайн бəянында. – СПб., 1903. – 16 с. 6. Мухаметов И.Р. Книга Мухаммеда Челеби «Мухаммадия» в контексте татарско-турецких литературных взаимосвязей: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Казань, 2006. – 26 с. 7. Норик Б.В. Биоблиографический словарь среднеазиатской поэзии (XVI – первая треть XVII в.). – М.: Изд. дом «Марджани», 2011. – 976 c. 8. Ильясова Г.Р. Лингвотекстологические особенности произведений «Сабат аль-гаджизин» Аллаяра Суфи и «Рисала-и Газиза» Т. Ялсыгулова: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Уфа, 2009. – 27 с. 9. Ильясова Г.Р. «Рисала-и Газиза» и «Сабат-ал-гаджизин» как памятники тюрки Урало-Поволжья и Средней Азии // Проблемы востоковедения. – 2010. – № 3. – С. 48–55. 10. Курмансеитова А.Х. Духовная культура ногайцев: от могущественного бия Эдиге до Абдрахмана Умерова// Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему: материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. – Черкесск, 2014. – С. 60–68. 11. Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. – С. 320–331. 12. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального / А.Г. Селезнев [и др.]. – М.: Изд. дом «Марджани», 2009. – 216 с. 13. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. – М.: Мысль, 1970. – 144 с. 14. Резван М.Е. Овеществленное слово: талисманы, обереги, амулеты [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. – URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025231-8/ (дата обращения: 17.12.2019). «НАРОДНОЕ БОГОСЛОВИЕ» В ЦЕРКВИ «СЕМЬЯ БОЖИЯ»: СЮЖЕТЫ, ОБРАЗЫ, МИФЫ С.В. Рязанова Получена: 27.12.2018 Рассмотрена: 29.01.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Центром исследования стала одна из локальных новых религий, возникшая на территории Пермского края и не вышедшая за его пределы как генератор «народного богословия». «Народное богословие» понимается как результат ремифологизации религиозных представлений христианства, неизбежной при трансляции канона в среде верующих. Основными источниками изменений выступает индивидуальная интерпретация, основанная на поиске новых смыслов и определенная невысоким уровнем канонической грамотности. Форма выражения «народного богословия» испытывает влияние мифологического восприятия мира и наследует от него сюжеты и образы. Новая система представлений, значений и ценностей существует только через восприятие отдельного субъекта, соотнесение личного религиозного опыта с каноническими нормами и принципами. Церковь «Семья Божия» рассматривается как один из источников нового «народного богословия» в религиозном пространстве региона. Ее учение имеет две линии развития – теологическую, связанную с пониманием божественного начала, и профетическо-мессианскую. Развитие новой интерпретации христианства происходит параллельно с этапами существования церкви и вызвано организационными и вероучительными изменениями. Всего выделяется четыре фазы развития религиозной организации, три из которых приходятся на время жизни нового пророка, а четвертая длится до настоящего времени и связана с появлением нового лидера церкви. На каждом этапе имела место коррекция основных положений учения, связанная с повышением статуса основателя церкви. Новые богословские положения дополняются набором мифологических элементов, включающих традиционные мифологемы и новые религиозные мифы. Центральным положением новой мифологии становится утверждение исключительности России, Урала и нового сообщества верующих для формирования нового рода людей. Отдельный мифологический проект связан с формированием священной биографии пророка во время его жизни и после смерти. С появлением нового лидера происходит мифологическое обоснование смены руководства. Совокупность сформированных положений превращает «народное богословие» в фольклорное повествование на основе синтеза традиционных и современных мифологем. Ключевые слова: христианство, новые религиозные движения, Прикамье, церковь «Семья Божия», народное богословие, архаический миф, современный миф Сведения об авторах:
Рязанова Светлана Владимировна – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов, профессор кафедры всеобщей истории, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5387-9387, mail: svet-ryazanova@yandex.ru. Список литературы:
«ТРУБИТЕ ТРЕВОГУ»: МИР, ВЛАСТЬ, ВОЙНА В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ИСТИНЫ» МСЦ ЕХБ (2011–2018 ГГ.) А.Л. Глушаев Получена: 16.01.2019 Рассмотрена: 04.03.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуются публикации в периодическом издании Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) «Вестник истины» за 2011–2018 годы. Предметом изучения является конфессиональная интерпретация проблем современности на страницах журнала. На основе анализа текстов выявлено три сюжета: стратегия геттоизации культурной среды МСЦ ЕХБ, отношение церкви к инициативам государства в сфере соблюдения гражданских прав верующих и восприятие военного конфликта на юго-востоке Украины. По мнению автора, на страницах баптистского журнала современный мир представлен как полный опасностей и тревог. Эта версия отношения к миру задает общий вектор религиозной жизни МСЦ ЕХБ – замкнутость внутри церкви. Более того, с точки зрения руководства церковного союза современные государственно-церковные отношения вызывают аналогии с «гонениями» на церковь в советское время. Подтверждается противостояние «церкви и мира». Дополнительным источником социальных страхов и культурного отчуждения верующих является военно-политический конфликт на юго-востоке Украины. Ситуация в общинах Луганской и Донецкой областей представляется тяжелой из-за отъезда членов церкви и драматических последствий гуманитарного кризиса в зоне конфликта. В этих условиях, нормы поведения верующих, обсуждаемых на страницах журнала, необходимо рассматривать в качестве примера адаптивных социальных технологий, призванных вписать «опасные» продукты современной культуры в порядок церковной жизни. Исторические сравнения с опытом советских верующих должны мобилизовать членов церкви и сплотить общины. Однако военный конфликт на юго-востоке Украины показывает примеры разрушения церковного порядка. Усилия верующих направлены на выживание. Кризисные ситуации подвергают серьезному испытанию самоидентичность членов церкви и демонстрируют пределы культурной замкнутости отделенного братства. Ключевые слова: евангельские христиане-баптисты, МСЦ ЕХБ, отделенное братство, Совет церквей ЕХБ, «Вестник истины», евангельские церкви, современный мир, отношения государства и церкви. Сведения об авторах:
Глушаев Алексей Леонидович – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3779-3537, e-mail: perst-ur@mail.ru. Список литературы: 1. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны / пер. с англ. – М., 1995. – 559 с. 2. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с. 3. Программа братства – единство на основе чистоты // Вестник истины. – 2011. – № 1. – С. 24–26. 4. Бокова О.А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков: дис. ... канд. филос. наук. – Изд-во СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. – 198 с. 5. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. – М.: Логос, 2003. – 480 с. 6. Чухонцев В. Н. Трубите тревогу // Вестник истины. – 2017. – № 4. – С. 21–24. 7. «Вестнику истины» 50 лет! // Вестник истины. – 2013. – № 1. – С. 2–3. 8. Никольская Т.К. Протестантский самиздат 1960–1980-х годов в СССР // Вестн. Брян. гос. ун-та. – 2016. – № 1 (27). – С. 64–69. 9. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. – М.: Знание, 1967. – 62 с. 10. Об освящении. Вероучение. Устав МСЦ ЕХБ. – Б. м.: Издание Международного совета церквей ЕХБ; издательство «Христианин», 2006. – 116 с. 11. Азаров Л.М. Запреты // Вестник истины. – 2016. – № 3. – С. 15–17. 12. Ответы на вопросы // Вестник истины. – 2018. – Спецвып. (245). – С. 51–55. 13. Ситковский П.Н. Отдел по работе с детьми // Вестник истины. – 2017. – № 4. – С. 29–31. 14. Отношение членов церкви к власти // Вестник истины. – 2016. – № 4. – С. 14–15. 15. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [Электронный ресурс]: Федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. – URL: https://base.garant.ru/71437484/ (дата обращения: 15.01.2019). 16. Антонюк Н.С. Пасти церковь Господа и Бога (отчетный доклад председателя МСЦ ЕХБ) // Вестник истины. – 2017. – № 4. – С. 3–10. 17. Ефремов Г.С. Канцелярия МСЦ ЕХБ // Вестник истины. – 2017. – № 4. – С. 35–37. 18. Антонюк Н.С. Благоволит Господь к народу Своему (Отчетный доклад председателя МСЦ ЕХБ) // Вестник истины. – 2013. – № 5–6. С. 6–12. 19. Лункин Р. Религиозные конфликты дестабилизируют ситуацию в стране накануне выборов. О ситуации вокруг Дома молитвы ЕХБ в Туле. 14.11.2017 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=486&ELEMENT_ID=7708 (дата обращения: 29.11.2018). 20. «Услышите о войнах и о военных слухах…». О положении верующих на юго-востоке Украины // Вестник истины. – 2015. – № 1. – С. 23–26. 21. Бабенко А.Н. «Вы дайте им есть…» // Вестник истины. – 2016. – № 1. – С. 26–27. 22. Едиными устами славить Бога. Выступления представителей объединений МСЦ ЕХБ // Вестник истины. – 2017. – № 4. – С. 38–42. ПРАВОСЛАВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК ПУНКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СБОРКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗЛОМА А.В. Митрофанова Получена: 21.01.2019 Рассмотрена: 25.02.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья построена на анализе глубинных интервью и данных включенного наблюдения за работой православных и православно-ориентированных социальных инициатив. Цель статьи – оценить эффективность православных проектов на основе их способности изменить систему ценностей общества в сторону гражданской солидарности, социального доверия и взаимовыручки. Выявлено, что религиозное обращение участников и клиентов не является первоочередной задачей социальных проектов. В отличие от благотворительности прошлого, проекты отказываются от моральных оценок, признавая, что поведение человека обусловлено его местом в социальной системе. Стремление помогать людям, помимо богословски обоснованных альтруистических побуждений, обусловлено также поиском эмоциональной отдачи, самопознания и развития личности, подходящего круга общения. Совокупность мотиваций приводит активистов к критическому восприятию современного общества, которое не является солидарным. Автор предполагает, что участие в социальных инициативах обусловлено стремлением восстановить социальные связи, распавшиеся в результате коллапса государства и общества в начале 1990-х годов, воспринимаемого как исторический разлом. Сделан вывод, что плотность социальных отношений вокруг православных проектов нарастает; возникают «пункты сборки» новой социальной конструкции как отправной точки для новых исторических форм. Первым пунктом является сообщество сотрудников и волонтеров, вторым – объединение активистов и клиентов, третьим – воздействие проекта на общество вокруг него. Проект демонстрирует солидарные модели поведения и провоцирует появление новых сообществ, распространяющих сходные ценности. В этом смысле православная социальная работа производит миссионерский эффект, не характерный для предыдущего исторического периода. По отношению к церковным приходам социальные проекты являются альтернативным способом создания сети социальных связей. Ключевые слова: конфессиональная социальная работа, православные социальные проекты, волонтерство, община, солидарность, миссионерство, церковный приход. Сведения об авторах:
Митрофанова Анастасия Владимировна – доктор политических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4123-0550, e-mail: Anastasia-mit@mail.ru. Список литературы:
МИФ О СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ: ПЕРМСКИЙ СЕТЕВОЙ НАРРАТИВ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКУРСИЯ Е.А. Бородина Получена: 24.12.2018 Рассмотрена: 10.03.2019 Опубликована: 29.03.2019
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена вопросам изучения мифологии современного города. Анализируются разные подходы к изучению мифологии, а также концепции и методологические подходы к изучению мифогенеза. Городская мифология выступает как часть антропологии города, текст, открытый для прочтения и создания нового исторического феномена. Городской миф описывает реальность, которая генерирована особым способом обитания людей, модернизированным человеческим сознанием. Он охватывает все новые феномены и помещает их в пространство мифологического истолкования. Городская культура накладывает отпечаток на мифологические тексты, циркулирующие в общественном сознании в рамках повседневного дискурса и исторической перспективы. Возникшие мифологемы изменяются вместе с городским пространством: современный город порождает соответствующий миф и новую историю. Любой культурный феномен становится мифогенератором и формирует специфические мифологемы, определенные особенностями самого города. В качестве объекта исследования выбрана группа в социальной сети VK (Вконтакте), посвященная теме семейного обучения, конструирующая специфический набор мифологем. В качестве методологии использован феноменологический подход. Его преимущества главным образом заключаются в том, что при анализе нарративов данность сознания респондентов рассматривается в неразрывной связи опыта и памяти. Реконфигурация прошлого опыта проявляется в мотивах мифотворчества, позволяя раскрыть структуру мифогенеза. Религиозный компонент, неотъемлемый от современной культуры, главным образом реализуется в идее сплочения единомышленников, его ценностный мотив заключается в реализации особого способа обучения собственных детей и противопоставлении себя тем самым себя основной массе сограждан. Светский же компонент реализуется в этой группе мифологем на уровне общественного сознания, в присутствии разумных объяснений, в опоре на реальные наблюдения, в попытке анализа сложившейся ситуации. Таким образом, перед нами предстает сложный текст, включающий в себя мифологемы не только о семейном обучении (СО), но и об идеальном родительстве и идеальном ребенке как идеальных исторических проектах. Выдвигается предположение, что миф, бытующий в современных условиях, становится многофункциональным, неосознаваемым в таком качестве его конструкторами и трансляторами. Ключевые слова: миф, мифология, город, урбанистическая культура, черты городской культуры, интернет-дискурс, мифогенез. Сведения об авторах:
Бородина Екатерина Александровна – старший преподаватель кафедры культурологии и философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8389-4390, e-mail: Kat-1@yandex.ru. Список литературы:
| ||