| ||
История церковного старосты В.И. Волокитина, любившего советскую власть – без взаимности Казанков А.И. Получена: 13.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исторический анализ повседневной религиозности западноуральского крестьянства в первой половине ХХ века остается актуальной исследовательской задачей. Особую значимость подобному предмету придает то, что на рубеже 1920–1930-х годов деревня пережила одну из самых масштабных социальных трансформаций, начало которой положила кампания по сплошной коллективизации. Для втянутых в этот процесс крестьян религиозность (и тип повседневной ментальности в целом) оказывалась фактором, который иногда определял характер практических действий и судьбу человека. Задавшись целью реконструировать крестьянскую повседневность давно ушедшей эпохи, исследователь обязательно столкнется с проблемой дефицита аутентичных свидетельств, исходящих из интересующей его среды. В статье рассматриваются методологические и источниковедческие проблемы, связанные с изучением повседневной деревенской жизни в раннесоветскую эпоху. Обосновывается возможность привлечения в качестве источников личного происхождения документов, хранящихся в архивно-следственных делах. На основании заявления в органы НКВД восстановлена повседневная жизнь крестьянина-единоличника В.И. Волокитина с 1917 по 1935 год. Василий Иванович Волокитин, инвалид Первой мировой войны, имевший награды и пенсию за ранение и контузию, принимал участие в установлении советской власти в Прикамье. Его семья подверглась репрессиям в то время, когда Кунгурский и Осинский районы были заняты частями Сибирской армии. Советскую власть он считал своей и усиленно демонстрировал лояльность в заявлении, адресованном оперуполномоченному В.А. Кушкину. Но, будучи религиозным человеком и церковным старостой, В.И. Волокитин избегал вступления в колхоз. Он надеялся на то, что скромное хозяйство единоличника-инвалида не привлечет внимания властей. В итоге его имущество было описано и распродано, а сам он оказался под следствием как участник фиктивной «церковно-монархической организации». Анализ биографии В.И. Волокитина позволяет увидеть характерные паттерны крестьянской ментальности, а также действие механизмов властного принуждения, наблюдаемые «снизу». Ключевые слова: история повседневности, история советской России, уральская деревня, религия, православная церковь, церковный приход, коллективизация, источники личного происхождения, жизненный мир крестьянина. Сведения об авторах:
Казанков Александр Игоревич – кандидат философских наук, доцент, Список литературы:
Церковный староста в период после проведения приходской реформы (1961–1988 гг.). Штрихи к социальному портрету Печерин А.В Получена: 26.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье исследуется изменение социокультурных характеристик института церковных старост на Урале в советский период. Анализируются постановления Поместного собора Православной российской церкви 1917–1918 годов, сформировавшие церковные практики, и те тенденции, которые легли в основу нового приходского устройства. Исследуется влияние Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929) и других современных ему нормативных актов на церковных старост и положение их на приходе. Отмечается тот факт, что гонения на Церковь в тридцатые годы ХХ века сократили группу церковных старост до исторического минимума, однако при этом Большой террор 1937–1938 годов на Урале не коснулся старост в той мере, как духовенства. Особое внимание уделяется изменению роли церковных старост на приходе в результате приходской реформы 1961 года, когда настоятель фактически был отстранен от управления приходом, а староста занял его место. На основании анализа конфликтных ситуаций на приходах из делопроизводственных документов областного уполномоченного по делам Русской православной церкви делается вывод о постепенной секуляризации исследуемой группы, а также о понижении морально-нравственных качеств ее отдельных представителей. Отмечается, что в результате принятия Приходского устава 1961 года на приходах произошло окончательное формирование нового типа старост. Последние перестали зависеть в своей деятельности от священника, по факту являясь подконтрольными лишь светскому законодательству о культах и представителям советской власти. Количество подлинных церковных активистов среди них благодаря действиям властей сократилось, на смену им пришли люди, не отличавшиеся «религиозным фанатизмом». Одной из характерных черт церковных старост стало «обмирщение», характеризовавшееся отсутствием религиозного сознания. Принятие в 1988 году нового Устава об управлении Русской православной церкви способствовало началу преодоления подобных негативных тенденций. Ключевые слова: церковный староста, приходская реформа, Приходской устав 1961 г., социокультурный портрет, церковь на Урале, уполномоченный по делам Русской православной церкви, хрущевские гонения на церковь, законодательство о культах, церковные активисты, Курганская область. Сведения об авторах:
Печерин Андрей Владимирович – кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры Список литературы:
«Спасский остров» в поле сакрального ландшафта и межконфессионального взаимодействия Нижнего Притоболья Лискевич Н.А., Черепанов М.С. Получена: 05.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
На основе анализа полевых материалов авторов 2003‑2004, 2022 годов, опубликованных нарративов и справочных данных сделано описание православного культового памятника «Спасский остров» возле татарской деревни Тарханы (Ярковский район Тюменской области). Статья посвящена выявлению особенностей ритуальных практик и взаимодействия паломников с местными жителями, определению содержания исторической памяти о Спасском острове, освещению его восприятия современным населением, как православными, так мусульманами. По выявленным материалам известно, что с последней четверти XIX века на острове собирались паломники, на третий Спас проводился крестный ход и молебен, самому культовому месту и найденной там иконе приписывалась чудотворная сила. Ритуальные практики продолжались до 1970-х годов и прекратились в связи с воздействием антирелигиозной пропаганды и репрессивными действиями местных властей. Постепенно это место выпало из сакральной ментальной карты новых поколений. Среди жителей окрестных татарских деревень сохраняется память о ранее происходивших на Спасском острове событиях – крестном ходе, проходившей одновременно с ним ярмарке, появлении в Тарханах большого количества людей, которые оставались на несколько дней. Исторические корни сакрализации Спасского острова и проводимых здесь мероприятий были вскрыты в результате археологических раскопок 2020-х годов. Оказалось, что именно на этом месте располагались русский Тарханский острог, где в 1631 году была построена часовня, и татарский городок Тархан-кала, которые стояли на древнем торговом пути. В культурной памяти местного населения в течение веков сохранились мифологические сюжеты, легитимирующие особый статус «Спасского острова», объясняющие его сакральность, чудотворные свойства, что сопровождалось регулярными ритуальными практиками. Для татарского/мусульманского населения Тарханы стали «центром», «мусульманским верхом», вошедшим в коллективную память подтверждением величия их прошлого и как укрепление локальной исламской идентичности демонстрацией гостеприимства в отношении путников и соседей. Ключевые слова: православные, мусульмане, ритуальные практики, сакральный ландшафт, культурная память, чудотворная икона, религиозность, ярмарка. Сведения об авторах:
Лискевич Нина Александровна – старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, Черепанов Максим Сергеевич – независимый исследователь, кандидат политических наук, Список литературы: 1. Ермакова, Е.Е. Почитаемые водные источники в сакральном ландшафте Тюменской области / Е.Е. Ермакова. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. – 352 с. 2. Любимова, Г.В. Религиозные воззрения и обрядовые практики сельского населения Сибири в XX в. / Г.В. Любимова // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. – Т. 2. XX в. / отв. ред. П.К. Дашковский. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 97–119. 3. Панченко, А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России / А.А. Панченко. – СПб.: Алетейя, 1998. – 320 с. 4. Ермакова, Е.Е. Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области / Е.Е. Ермакова // Антропологический форум. – 2010. – № 512. – С. 1–52. 5. Трофимов, А.М. Территориальная идентификация в географии и вернакулярные районы / А.М. Трофимов, М.Д. Шарыгин, Н.Н. Исмагилов // Географический вестник. – 2008. – № 1 (7). – С. 5–12. 6. Калуцков, В.Н. О типах районов в культурной географии / В.Н. Калуцков // Культурная и гуманитарная география. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 3–9. 7. Клюева, В.П. Этнографические полевые исследования в Ярковском и Ялуторовском районах Тюменской области / В.П. Клюева, Н.А. Повод // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2005. – № 6. – С. 313–315. 8. Иванова, А.А. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии) / А.А. Иванова, В.Н. Калуцков, Л.В. Фадеева. – М.: ОГИ, 2009. – 512 с. 9. Носилов, К.Д. По Туре, Тоболу и Исети: из путевых записок / К.Д. Носилов // Лукич. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – С. 137–171. 10. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. – Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913. – 227+89+66 с. 11. Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая) [Электронный ресурс] / Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. – URL: https://sobory.ru/article/ ?object=52170 (дата обращения: 15.01.2024). 12. Тобольский епархиальный адрес-календарь. – Тобольск: Типо-литография А.Г. Калининой, 1884. – 150+94+VI с. 13. Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897 год. – Тобольск: Типография Тобольского Епархиального Братства, 1897. – 260 с. 14. Тутолмин Г., протоиерей. Третья поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Тобольского и Сибирского (с 25 января по 10 февраля 1911 года) / Г. Тутолмин // Тобольские епархиальные ведомости. – 1911. – № 14. – Отдел неофициальный. – С. 294–295. 15. Чемагин, Ф. Епархиальная хроника. Трезвые вести / Ф. Чемагин // Тобольские Епархиальные Ведомости. –1907. – № 9. – Отдел неофициальный. – С. 259–262. 16. Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. – Тобольск: Тип. Тоб. губ. правл., 1884. – VI+408+61 c. 17. Любимова Г.В. Экологические аспекты религиозных воззрений и обрядовых практик сельского населения Сибири (1920-е гг. – начало XXI в.) = Environmental aspects of Religious Beliefs and Ritual Practices of the rural Population of Siberia (the 1920 – beginning of XXI Century) // The Soviet and Post-soviet Review. – 2016. – № 43. – P. 98–138. 18. Селезнев, А.Г. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального / А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, И.В. Белич. – М.: Изд. дом «Марджани», 2009. – 216 с. 19. Рахимов, Р. Институт Астаны / Р. Рахимов // История и культура татар Западной Сибири / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт им. Ш. Марджани АН РТ; «Артифакт», 2015. – С. 519–532. 20. Черепанов, М.С. Ритуал «хатым-аш»: опыт и перспективы исследования локального исламского контекста Тюменской области / М.С. Черепанов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2020. – № 4(51). – С. 228–236. 21. Siddiqui, M. Hospitality and Islam: Welcoming in God's Name / M.Siddiqui. – New Haven, London: Yale University Press, 2015. – 274 p. 22. Тарханский острог XVII−XVIII вв.: направления поиска и начало исследований / В.А. Зах, С.И. Цембалюк, Е.В. Сидорова, В.С. Юдакова // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2021. – № 3 (54). – С. 119–132. 23. Зах, В.А. Тарханский острог XVII‑XVIII вв.: по материалам геофизических и археологических исследований 2020‑2021 гг. / В.А. Зах, Т.Н. Рафикова // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2022. – № 2 (57). – С. 71–84. 24. Алишина, Х.Ч. Исторический ономастикон сибирских татар. / Х.Ч. Алишина. – Тюмень: Печатник, 2016. – 576 с. 25. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Т. 1 / Г.Ф. Миллер. – Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – 693 с. 26. Слобода Царево Городище на Тоболе (1679–1782 гг.) / под ред. Д.Н. Маслюженко, В.В. Менщикова. – Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2015. – 254 с. 27. Резун, Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. – 304 с. 28. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М. М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. – (Studia historica). Суфизм глазами современного пермского мусульманина: от традиции к мифоконструкту Рязанова С.В., Семенов Д.В., Бисеров В.В. Получена: 07.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается один из аспектов функционирования уммы в Прикамье как регионе традиционного проживания мусульман. Объектом исследования стало новое локальное суфийское сообщество, которое сложилось на месте исчезнувшей мистической традиции ишанизма на Урале и в Поволжье. Новая община верующих складывается из представителей как местного ислама, так и внутренних и внешних мигрантов-мусульман, включая в себя так называемых «неэтнических» верующих. Духовное руководство общиной осуществляют приезжающие из-за границы учителя, регулярного религиозного обучения нет. Ключевые слова: современный суфизм, традиции, верующие, религиозная практика, умма Прикамья, суфийские сообщества, неофиты, конфликт религиозных Сведения об авторах:
Рязанова Светлана Владимировна – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5387-9387, e-mail: svet-ryazanova@yandex.ru. Семенов Денис Викторович – преподаватель, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-8479-7044, e-mail: desem2017@gmail.com. Бисеров Вадим Викторович – магистрант кафедры культурологии и философии, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9174-5875, e-mail: permnews@ya.ru. Список литературы: 1. Рязанова, С.В. Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона (на примере Урало-Поволжья) / С.В. Рязанова, А.В. Черных // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2012. – 2. Михалева, А.В. Мусульманская община Перми и Пермской губернии до 1917 г. / 3. Михалева, А.В. Социальный портрет мусульманина 1930-х гг. / А.В. Михалева // Политический альманах Прикамья. – 2003. – Вып. 3. – С. 178–184. 4. Михалева, А.В. Мусульмане Пермской области в 1920-50-е гг. / А.В. Михалева // Политический альманах Прикамья. – 2002. – Вып. 2. – С. 166–174. 5. Михалева, А.В. Положение мусульман в Пермской губернии в дореволюционный период / А.В. Михалева // Политический альманах Прикамья. – 2001. – Вып. 1. – С. 211–214. 6. Воронина, Т.Е. Историческая роль тариката в Дагестане и Чечне / Т.Е. Воронина // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 4 (30). – С. 84–88. 7. Христофоров, В.С. Ишанизм как аналитическая категория в документах Восточного отдела ОГПУ и его подразделений в 1920-е годы / В.С. Христофоров, Ю.Н. Гусева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 9 (443). Философские науки. – Вып. 58. – С. 70–75. 8. Гусева, Ю.Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в ХХ веке: формы, смыслы, значение / Ю.Н. Гусева. – М.: Изд. дом «Медина», 2013. – С. 13–26. 9. Селянинова, Г.Д. В поисках последователей Зайнуллы Расулева: изучение ишанизма в Пермском крае в ХХ в. на основе устных исторических источников / Г.Д. Селянинова // Ислам в современном мире. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 159–170. 10. Юнусова, А.Б. Ислам в Башкортостане / А.Б. Юнусова. – Уфа, 1999. – 352 с. 11. Сызранов, А.В. Суфизм и суфии в нижнем Поволжье / А.В. Сызранов // Восток (Oriens). – 2008. – № 3. – С. 27–38. 12. Семедов, С.А. Сайфулла-кади Башларов – один из ярких представителей суфизма / С.А. Семедов, Р.Р. Фасхутдинов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 5 (451). Философские науки. – Вып. 60. – С. 26–32. 13. Семедов, С.А. Философия Зейнуллы Расулева – «отстаивание» правоверия суфийского учения / С.А. Семедов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – 14. Бустанов, А. Постсекулярный суфизм в России / А. Бустанов // Суфизм после СССР. – М.; СПб.: Марджани, Аль-Макам, 2022. – С. 28–51. 15. Селянинова, Г.Д. Круг чтения последователей ишанизма в Пермском крае в середине XX века / Г.Д. Селянинова // Технологос. – 2019. – № 1. – С. 71–84. 16. Селянинова, Г.Д. «Дело антисоветской организации ишанизма» 1948 года в культурной памяти мусульманского сообщества Пермского края / Г.Д. Селянинова // Технологос. – 2019. – № 3. – С. 84–100. 17. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 320 с. 18. Авилова, Д. Суфийские организации на современном этапе развития России / 19. Хамид, А. Шейх Зайнулла Расулев – последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандия в Волго-Уральском регионе / А. Хамид // Расулев З. Божественные истины; сост., ком. и пер. И.Р. Насырова. – Уфа: Китап, 2008. – С. 155–184. 20. Бабаджанов, Б. Суфизм в постсоветском Узбекистане: вознесенное и отверженное «Золотое наследие» / Б. Бабаджанов // Суфизм после СССР. – М.; СПб.: Марджани, Аль-Макам, 2022. – С. 70–95. 21. Бажан, Т.А. Оппозиционная религиозность в России / Т.А. Бажан. – Красноярск, 2000. – 372 с. 22. Баркер, А.В. Новые религиозные движения: практическое введение / А.В. Баркер. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. – 212 с. 23. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ / Е.Г. Балагушкин. – М.: ИФРАН, 1999. – 244 с. 24. Григулевич, И.Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира / И.Р. Григулевич. – М., 1983. – 303 с. 25. Гуревич, П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы / П.С. Гуревич. – М., 1985. – 64 с. 26. Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): в 2 ч / И.Я. Кантеров. – Владимир, 2006. – 140 с. 27. Клюев, Б.И. Неорелигиозные движения в современной Индии / Б.И. Клюев // Народы Азии и Африки. – 1984. – № 6. – С. 25–34. 28. Матвеев, В. Преданные Кришны – кто они? / В. Матвеев // Наука и религия. –1990. – № 10. – С. 25–28. 29. Митрохин, Л.Н. Религии «нового века» / Л.Н. Митрохин. – М., 1985. – 157 с. 30. Сафронова, Е.С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада / Е.С. Сафронова // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и практики. – М., 1989. – С. 147–166. 31. Ткачева, А.А. «Новые религии» Востока / А.А. Ткачева. – М., 1991. – 214 с. 32. Campbell, B. A Typology of Cults / B. Campbell // Sociological Analysis. – 1978. – 33. Robertson, R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift / R. Robertson // Sociological Analysis. – 1979. – № 40:4. – Р. 297–314. 34. Stone, D. New religious consciousness and personal religious experience / D. Stone // Sociological Analysis. – 1979. – № 39:2. – Р. 123–134. 35. Wilson, B.R. Religious Sects: A Sociological Study / B.R. Wilson. – McGraw-Hill, 1970. – 256 с. 36. Ярлыкапов, А. Суфизм в Ногайской степи: возрождение традиции? Суфизм после СССР / А. Ярлыкапов. – М.; СПб.: Марджани, Аль-Макам, 2022. – С. 140–159. 37. Башарин, П.В. Изучение раннего суфизма в отечественном исламоведении: история и перспективы / П.В. Башарин // Письменные памятники Востока. – 2020. – Т. 17, № 1 (вып. 40). – С. 105–118. 38. Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2015. – 336 с. 39. Трофимова К.П. [Рецензия] // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2023. – № 3-4 (41). – С. 624–640. – Рец. на кн.: Суфизм после СССР / под ред. И. Панкова, 40. Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д. Кныш. – СПб: ДИЛЯ, 2004. – 464 c. 41. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / А. Шиммель; пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Рапопорт. – 2-е изд.; ООО «Садра». – М., 2012. – 536 c. 42. Макаев, Р.С. Проблема методологии исследования истории суфизма / Р.С. Макаев, С.Б. Кожевников // Вестник МГПУ. – 2023. – Сер. «Философские науки». – № 2 (46). – С. 32–46. 43. Абашин, С.Н. Предисловие / С.Н. Абашин, В.О. Бобровников // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе: сб. ст. – М.: Восточная литература, 2003. – 336 с. 44. Кобищанов, Ю.М. Мусульмане России, коренные российские мусульмане и русские-мусульмане / Ю.М. Кобищанов // Мусульмане изменяющейся России. – М., 2002. – С. 61–105. 45. Сафаруллин, Р. Политизация ислама в России: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / Р. Сафаруллин. – URL: http://fairway.h1.ru/2/57_1.html (дата обращения: 20.06.2011). 46. Мнение по поводу роли нового муфтията: Президент Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов об «исламофобском закулисье Кремля» и необходимости объединении вокруг муфтия Равиля Гайнутдина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day=8&month=1&year=2011&id=81750 (дата обращения: 20.06.2011). 47. Межнациональный мир в России под угрозой. В Москве прошла встреча председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина с видными мусульманскими общественными и религиозными деятелями [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act= news&type=archive&day=20&month=1&year=2011&id=81947 (дата обращения: 20.06.2011). 48. Рязанова, С.В. Новый/старый образ человека в городских религиозных общинах нового типа / С.В. Рязанова // Концепт: философия, религия, культура. – 2023. – № 4, Т. 7. – С. 59–75. Изменения в религиозных практиках московских католиков в условиях пандемии Трофимов С.В. Получена: 20.01.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Поставленное в исключительные условия религиозное сообщество оказывается вынужденным вырабатывать новые практики, чтобы приспособиться к возникшим условиям для удовлетворения своих духовных потребностей. Исследовательским вопросом стало выявление изменений в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, произошедших вследствие ограничений пандемии, прежде всего изоляции. С этой целью нами использовались методы качественных интервью с верующими, наблюдение в приходах, анализ материалов социальных сетей. Исследование захватывает три периода – период строгих ограничений, препятствующих посещению храмов (февраль – июнь 2020 года), время, когда ограничения на свободное передвижение по г. Москве были постепенно сняты (хотя, например, определенные ограничения сохранялись для категории пожилых граждан), но оставалась опасность заражения, и сохранялся страх перед посещением публичных мест (июль 2020 – март 2022 года), и период снятия ограничений (2022 – 2023 годы). Исключительная ситуация, связанная с ограничением возможности посещения храмов, невозможностью участвовать в св. мессах, повлияла на развитие новых практик, среди которых мы выделяем просмотр трансляций и записей богослужений и мероприятий, включая пасхальные богослужения, «духовное причастие», ежевечернее онлайн-благословение архиепископа, широкое общение и обсуждение проблем в социальных сетях, а также «вынужденную» организацию верующими пасхального торжества 2020 года в домашних условиях, без возможности приезда в церкви. Непривычную для себя среду трансляций и социальных сетей были вынуждены осваивать пожилые прихожане, для которых именно изоляция оказалась зачастую решающим фактором обращения к новым навыкам дистанционного общения. После снятия ограничений верующие вернулись в приходы на привычные богослужения, однако некоторые приобретенные за время пандемии практики сохранились, хотя и утратили свою интенсивность. Анализируя религиозные практики в контексте медиакоммуникации, мы можем проследить изменения в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, отследить на протяжении периодов ограничений, связанных с пандемией, и выхода из них, устойчивость этих новых практик в условиях, не требующих более строгого применения онлайн-практик. Результатом исследования стало выявление новых практик, позволяющих в дальнейшем изучение трансформации сообщества российских католиков. Ключевые слова: социология религии, религиозные практики, изменения, влияние пандемии, социальные сети, трансляции богослужений, католики, московские приходы. Сведения об авторах:
Трофимов Сергей Викторович – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7362-703X, e-mail: troph@mail.ru. Список литературы: 1. Абаев, М. «Человек медийный» – новая ступень эволюции или приложение к гаджету? Беседа с Еленой Вартановой [Электронный ресурс] / М. Абаев, М. Ежихина // Наука и жизнь. – 2015. – URL: http://www.nkj.ru/open/27523 (дата обращения: 22.02.2024). 2. Вартанова, Е.Л. Современное общество и цифровые медиа: новые форматы взаимоотношений / Е.Л. Вартанова // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9–10 декабря 2021 г.). – М., 2021. – С. 11–15. 3. Джордан, Дж. Цифровая религиозная коммуникация и новый религиозный язык во время социального дистанцирования / Дж. Джордан // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9–10 декабря 2021 г.). – М., 2021. – С. 17. 4. Hjarvard, S. The Mediatization of Society. A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change / S. Hjarvard // Nordicom Review. – 2008. – No. 29(2). – P. 105. 5. Hjarvard, S. Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion // 6. Hoover, S.M. Religion in the Media Age / S.M. Hoover. – London; New York: Routledge, 2006. – P. 21. 7. Hoover, S.M. Practicing Religion in the Age of the Media: Explorations in Media, Religion, and Culture / S.M. Hoover, L.S. Clark. – New York: Columbia University Press, 2002. 8. Sexton, J.S. The Critical Study of Religion and Division in the Age of Covid-19 / J.S. Sexton // International Journal of Public Theology. – 2021. – No. 15(2). – P. 157–176. 9. Didier-Fèvre, C. L’impact du confinement sur les pratiques religieuses: l’expérience d’élèves dans un établissement catholique / C. Didier-Fèvre // L'Information Géographique. – 2023. – No. 87. – P. 95–111. 10. Бадмацыренов, Т.Б. Российский цифровой буддизм: между традицией и новой нормальностью / Т.Б. Бадмацыренов // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9–10 декабря 2021 г.). – М., 2021. – С. 18–19. 11. Островская, Е.А. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram / Е.А. Островская // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – No. 38(2). – С. 263–292. 12. Островская, Е.А. Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры / Е.А. Островская // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9–10 декабря 2021 г.). – М., 2021. – С. 20–25. 13. Островская, Е.А. Цифровизация православных ритуалов и практик: методология и направления исследования / Е.А. Островская // Религия и коммуникация: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 18–20 апреля 2019 г.). – Минск: Ковчег, 2019. – С. 154–162. 14. Островская, Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований / Е.А. Островская // Медиалингвистика. – 2023. – № 10 (4). – С. 598–620. 15. Гришаева, Е.И. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия православных пользователей с интернет-технологиями / Е.И. Гришаева, А.Г. Бусыгин // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – Т. 6, № 1. – С. 3–15. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-1 16. Лученко, К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия / К. Лученко // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2021. – № 39. – С. 39–57. 17. Полуэхтова, И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы [Электронный ресурс] / И.А. Полуэхтова // Медиаскоп. – 2016. – Вып. 4. – URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 22.02.2024). 18. Wang, A.H. Detecting Spam Bots in Online Social Networking Sites: A Machine Learning Approach / A.H. Wang // College of Information Sciences and Technology. – The Pennsylvania State University, 2010. – P. 2–10. 19. Reddy, R.N. Automatic Detection of Fake Proles in Online Social Networks / R.N. Reddy, N. Kumar // Department of Computer Science and Engineering National Institute of Technology Rourkela. – Orissa, India, May, 2012. – P. 10–15. 20. Письмо архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса от 13 марта 2020 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. – URL: https://cathmos.ru/documents/pismo-arhiepiskopa-v-svyazi-s-epidemiej-koronavirusa] (дата обращения: 22.02.2024). 21. Римский Миссал Католической Церкви в России. – М., 2011. 22. Декрет № 41/20 архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса от 23. Письмо архиепископа Павла Пецци об отмене публичных богослужений в Москве и Санкт-Петербурге и ограничении их в других городах от 20 марта 2020 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. – URL: https://cathmos.ru/pismo-arhiepiskopa-ob-otmene-publichnyh-bogosluzhenij-v-moskve-i-sankt-peterburge-i-ogranichenii-ih-v-drugih-gorodah] (дата обращения: 22.02.2024). 24. Сара Кардинал Робер. Вирус, вера и страдания: «Будьте осторожны, чтобы 25. Декрет № 55/22 архиепископа Павла Пецци о порядке богослужений в других мероприятий в связи с изменением эпидемиологической обстановки от 18 марта 2022 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. – URL: https://cathmos.ru/documents/dekret-o-poryadke-bogosluzhenij-i-drugih-meropriyatij-v-svyazi-s-izmeneniem-epidemiologicheskoj-obstanovki/] (дата обращения: 22.02.2024). «Личный миф» в контексте современных рассказов о шаманах Епихина Е.А. Получена: 20.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к архаическим религиозным верованиям и практикам, к числу которых относится шаманизм. Образ современного шамана во многом отличается от этнографических описаний, которые собирались вплоть до середины XX века. Основными информантами всегда выступали сами шаманы. Они рассказывали не только о своем видении мира, религиозной практике, но и об истории своей семьи и своего шаманского становления. В автобиографиях современных шаманов можно обнаружить общие мотивы, из которых складывается образ шамана. В связи с этим автором была определена цель исследования: опираясь на данные полевых работ, проведенных в Бурятии в 2017–2022 годах, определить место автобиографии среди современных шаманских нарративов, для чего необходимо классифицировать современные нарративы о шаманах, концептуализировать понятие «личный шаманский миф» и определить роль самопрезентации в жизни современного шамана. Через маркировку, предложенную Е.С. Новик, нарративы о шаманах были разбиты на три типа: «мифы», «предания» и «былички». Был сделан вывод, что первые два типа достаточно редко упоминаются в рассказах респондентов. Особое внимание автор уделил третьей группе – «былички». К этой группе он отнес автобиографии современных шаманов и отметил в них наличие определенной константной структуры. Эти автобиографические нарративы автор предложил назвать «личным мифом шамана». Далее автор провел параллели с «персональным мифом», взятым из области психологии, и пришел к выводу, что личный миф шамана – это не просто относительно устойчивый нарратив, имеющий периодически повторяющиеся структуры, мотивы и сюжеты, но личностная подвижная ценностно-смысловая система координат, которая создает вектор развития для шамана и способствует его самоидентификации. При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования, а также сравнительный, функциональный, структурный, семантический, диахронный анализ, аналогия, анализ полуструктурированных интервью. Ключевые слова: современный бурятский шаманизм, нарратив, автобиография, персональный миф, личный миф, миф о первом шамане, предания о шаманах, былички о шаманах, традиция, инновация. Сведения об авторах:
Епихина Екатерина Анатольевна – ведущий специалист кафедры социальной работы, Список литературы: 1. Дарханова, А.И. Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период: социальные функции, традиции и новации: дис. … канд. ист. наук / А.И. Дарханова. – Улан-Удэ, 2010. – 237 с. 2. Жуковская, Н.Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. 1 / Н.Л. Жуковская // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2018. – № 5 (39). – С. 97–109. 3. Жуковская, Н.Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. 2 / Н.Л.Жуковская // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2018. – № 6 (40). – С. 15–22 4. Будажапов, З.Ц. Культурно-историческая преемственность традиций шаманизма в Агинском бурятском автономном округе (1991–2001): дис. … канд. ист. наук / З.Ц. Будажапов. – Улан-Удэ, 2001. – 144 с. 5. Дувакин, Е.Н. Сибирские легенды о первых шаманах: мотивный состав и ареальное распределение / Е.Н. Дувакин // Вестник РГГУ. – 2011. – № 9. – С. 178–198. 6. Христофорова, О.Б. Получение дара: рассказы о шаманском становлении у нганасан / О.Б. Христофорова // Arbor mundi. – 2003. – № 10. – С. 100. 7. Новик, Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме / Е.С. Новик. – М: Наука, 1984. – С. 232. 8. Хангалов, М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. / М.Н. Хангалов / под ред. Г.Н. Румянцева; ОАО «Республиканская типография». – Улан-Удэ, 2004. – Т. 1. – С. 297–298. 9. Хангалов, М.Н. Собрание сочинений: в 3 т. / / М.Н. Хангалов / под ред. Г.Н. Румянцева; ОАО «Республиканская типография». – Улан-Удэ, 2004. – Т. 3. – 312 с. 10. Епихина, Е.А. Шаманский нарратив в современной Бурятии / Е.А. Епихина // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». – 11. Ринчинов, О.С. База данных бурятских родословных: основные подходы и реализация [Электронный ресурс] / О.С. Ринчинов, О.С. Ринчинова // Историческая информатика. – 2021. – № 4. – URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=36415 (дата обращения: 20.02.2024). 12. Епихина, Е.А. Жанр видений в современном шаманизме / Е.А. Епихина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2024. – №1. 13. Плужников, Н.В. «Личный миф» в шаманской практике народов Сибири / Н.В. Плужников // Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты: материалы междунар. науч. симпозиума. – Улан-Удэ, 1996. – С. 146–147. 14. Хамфри, К. Постсоветские трансформации в азиатской части России / К. Хамфри. – М.: Наталис, 2010. – С. 367. 15. Шаров, А.С. Онтология персонального мифа жизни / А.С. Шаров // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9 (ч. 2). – С. 445–449. 16. Гипп, К.С. Реконструкция и реинтепретация как феномены постсекулярного бриколажа / К.С. Гипп // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. – 2023. – № 105. – С. 117–130. 17. Купряшина, Н.А. Шаман создает свою биографию или биография создает шамана? / Н.А. Купряшина // Полевые исследования Института этнологии и антропологии, 2005 / 18. Пименова, К.В. «Мои хозяева меня научили…»: семейное наследие и личное знание тувинской шаманки Ховалыгмыы Куулар / К.В. Пименова // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий / отв. ред. В.И. Харитонова. – М.: ИЭА РАН, 2005. – С. 251–279. Исследования религиозности в 1920-е годы Поплавский Р.О. Получена: 05.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Данная статья является второй работой, посвященной истории исследования религиозности в первой половине XX века, и представляет собой попытку восполнить пробел в имеющейся литературе по истории религиоведения. На основе анализа публикаций, посвященных теоретическому осмыслению религии и эмпирическим исследованиям, проведенным в 1920-е годы, автор проводит сравнение с изучением религиозности в первой половине XIX – начале XX века, описанным ранее, выделяет продолжающиеся тенденции и изменения, произошедшие в данной области. Как и на этапе формирования научного подхода к изучению религии, теоретическое осмысление термина «религиозность» в рассматриваемый период продолжается в рамках размежевания с термином «религия». Последняя понимается как нечто объективное, в то время как религиозность трактуется как субъективная характеристика. Это понимание формируется под влиянием этнографических исследований, продемонстрировавших разнообразие религиозного опыта на всей планете, и феноменологического подхода к изучению религии. Эмпирические исследования религиозности в рассматриваемый период продолжаются в рамках статистических, социологических и психологических исследований. Однако на фоне предыдущих лет 1920-е годы выделяются интенсификацией изучения религиозности детей, переосмыслением метода опросника (questionnaire) и активной дискуссией о принципах исследования религиозной жизни человека. Так, к концу десятилетия в американской социологии все чаще звучит мнение о необходимости безоценочного подхода к анализу религиозности. О быстром развитии изучения религиозности и повышении интереса исследователей к этой теме свидетельствуют обзоры более ранних работ, опубликованные в рассматриваемый период. Эти обзоры, с одной стороны, продолжали традицию социологического и психологического анализа религиозности, заложенную в начале XX века. С другой стороны, в связи с недостатком таких работ и в рамках критики имеющихся авторы инициировали дискуссии о методах и принципах научного изучения феномена. Наиболее влиятельной в данной области остается американская школа психологии, а среди публикаций выделяются исследования в сфере образования, детской психологии и религиозной жизни сельских сообществ. Ключевые слова: религиоведение, история религиоведения, религиозность, методы исследования, психология религии, социология религии, психоанализ, этнография. Сведения об авторах:
Поплавский Роман Олегович – младший научный сотрудник Сектора этнологии и социальной антропологии,
Список литературы:
Пастырь или психоаналитик: трансформация сферы религиозного лидерства в начале XX века Рещикова Е.Ю. Получена: 12.02.2024 Рассмотрена: 01.03.2024 Опубликована: 30.05.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье рассматривается трансформация сферы религиозного лидерства под влиянием психоаналитической теории и практики на материале текстов протестантского пастора Оскара Пфистера и профессора-иезуита Йозефа Доната – участников богословской дискуссии, развернувшейся вокруг психоанализа в 30-е годы XX века. Актуальность статьи определяется значением этой полемики вокруг психоаналитических теорий в рамках масштабной трансформации представлений о религиозном лидерстве, происходящей в Новое время. На рубеже XIX – XX веков в общественном представлении начинает господствовать материалистическое представление о человеке, принципы физиологии переносятся на психологические процессы, «движения души» объясняются химическими и физическими закономерностями. В этом контексте психоанализ, исследующий душу «естественнонаучными» и исцеляющий «медицинскими» методами, обретает большую популярность. Церковное душепопечение оказывается критикуемым: священнослужитель «внушает трепет» уже своей должностью, его деятельность ограничена областью религиозно-морального, его ответы предсказуемы и не помогают в решении душевных проблем. Обратиться к врачу или к психоаналитику, как пишет один из участников этой дискуссии, «гораздо менее унизительно»: он нейтрален, объективен, естественнее и человечнее; помощь психоаналитика представляется также более эффективной в решении тех вопросов, которые традиционно находились в ведении священнослужителя. Эта ситуация требует реактуализации церковного душепопечения и выстраивания определенного отношения к психоанализу – в связи с чем в богословской среде появляется палитра реакций на психоаналитическую теорию и метод. Цель статьи – выявить те изменения границ области, подвластной религиозному лидеру, которые происходят в рамках богословской дискуссии о психоанализе и под его влиянием. Работы Оскара Пфистера представляют собой пример рецепции психоанализа, книга Йозефа Доната – пример его критической интерпретации, однако и тот, и другой признают новую антропологию (в широком смысле заданную Фрейдом) и вынуждены вывести душепопечение за пределы узко-очерченной области религиозно-морального. Ключевые слова: душепопечение, психоанализ, протестантизм, католицизм, Оскар Пфистер, Йозеф Донат, Зигмунд Фрейд. Сведения об авторах:
Рещикова Елизавета Юрьевна – младший научный сотрудник Лаборатории исследований Список литературы:
| ||