| ||
СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ СЕЛО КЛИМОУЦЫ (АВСТРИЯ) В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ С.А. Иникова Получена: 21.12.2021 Рассмотрена: 20.02.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена изучению двух исторических событий, произошедших в старообрядческом селе Климоуцы в Австрийской Буковине в 1870–1880-е годы. Это движение беспоповцев поморского согласия за возвращение в Россию и присоединение их к православной церкви на правах единоверия. Проблема возвращения на историческую Родину всегда актуальна и стоит вне времени, ее изучение дает бесценный и всегда востребованный исторический опыт. В статье выясняются причины возникшего среди беспоповцев движения за реэмиграцию, названные ими условия переселения и встречные условия их приема и поселения в России, выдвинутые российским правительством; отношение чиновников разных ведомств к этому вопросу, прежде всего российского консула в Буковине. Параллельно развивавшееся среди беспоповцев движение за переход в единоверие – явление уникальное для зарубежных старообрядцев. В статье исследуются все его этапы: от зарождения до создания в Климоуцах единоверческого прихода и далее – его судьба в XX – начале XXI века, роль в его возникновении миссионера о. Павла Прусского. В основе статьи преимущественно архивные документы, извлеченные из Российского государственного исторического архива и Архива внешней политики Российской империи. Кроме этого, привлечен полевой материал, собранный автором в с. Климоуцы (Румыния) в 2017 г. Благодаря отсутствию политических требований со стороны беспоповцев и их готовности присоединиться к православной церкви на правах единоверия конфликт между этой группой старообрядцев и российским государством был снят, а вместе с ним убраны все преграды на пути переселенцев на Родину. Причины неудачи, которой завершилась реэмиграция, автор видит в неоправданном затягивании процесса обсуждения и принятия решений российскими чиновниками и в том, что условия для переселения беспоповцев в Россию, утвержденные Комитетом министров, оказались не соответствующими ожиданиям переселенцев. Ключевые слова: старообрядцы-поморцы, реэмиграция, единоверие, Климоуцы, Буковина, Россия, Министерство иностранных дел, консул Кира-Динжан, Павел Прусский Сведения об авторах:
Иникова Светлана Александровна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Список литературы: 1. Сайко М.Н. Возникновение старообрядческих поселений на Буковине (70–80-е годы XVIII–XIX вв.) // Старообрядчество: история, традиции, современность. – М.: Мир Отечества, 1994. – № 1. – С. 31–50. 2. Майоров Р.А. Из истории зарубежного единоверия. Единоверцы селения Майнос // Правда Православия. Ежемесячное издание единоверческой общины храма архангела Михаила. – 2006. – № 3 (40). – С. 7–11. 3. Субботин Н.И. История Белокриницкой иерархии. – М.: Тип. Рис., 1874. – Т. 1. – 516 с. 4. Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии. – М.: Тип. Рис., 1874. – 512 с. 5. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 218. 1869 г. Д. 51. 6. Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае. – Одесса; Измаил; Москва: «СМИЛ». – Археодоксия, 2010. – 527 с. 7. Иникова С.А. Реэмиграционное движение старообрядцев Добруджи в 1860-е гг.: между религией и политикой // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2018. – № 2 (46). – С. 135–144. 8. Иникова С.А. Старообрядцы Добруджи глазами российского дипломата Алексея Кудрявцева // Три века российской этнографии. Вып. 2 / отв. ред. М.М. Керимова, А.А. Сирина. – М.: Наука – Вост. лит., 2020. – С. 49–70. 9. Чащина Л.Ф. Русская революционно-демократическая эмиграция и старообрядчество Юго-Восточной Европы // Социально-экономическая и политическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX в.). – Кишинев, 1980. – С. 196–217. 10. Павел (Леднев) Прусский. Воспоминание об Антонии Шутове [Электронный ресурс] // Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. – М.: Братство св. Петра митр., 1899. – Т. 3. – С. 457–488. – URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Pavel_Prusskij/sobranie-sochinenij-nikolskogo-edinovercheskogo-monastyrja-nastojatelja-arhimandrita-pavla-chast-3/30 (дата обращения 19 декабря 2021). 11. Нильский Н. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1869. – 256 с. 12. Павел Прусский. Описание вторичного моего путешествия к литовским старообрядцам и за границу в 1871 году. – М.: Университетская типография, 1871. – 71 с. 13. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 161/1. V-А2. Оп. 181/2. Д. 1054; 14. Polek J. Lippowaner in der Bukowina. II: Religion und Kirchenwesen. – Czernowitz, 1898. 15. Субботин Н.И. Первые двенадцать лет служения церкви борьбою с расколом (переписка с архим. Павлом за 1867–1879 гг.). – М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1901. – 297 с. 16. Поездка в Белую Криницу и г. Триест в ноябре 1902 года. Б/м, б/г. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА УРАЛЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ А.В. Печерин Получена: 26.01.2022 Рассмотрена: 12.03.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
К лету 1941 года все указывало на то, что Русская православная церковь доживает свои последние если не дни, то месяцы. Два с лишним десятилетия тотальных гонений со стороны находившихся у власти воинствующих безбожников подвели ее буквально «к последней черте». Подавляющее большинство православных храмов было закрыто, разорено, поругано, а то и вовсе снесено до основания. По некоторым данным, на всю огромную территорию от Зауралья до Тихого океана оставались лишь две действующие церкви. Не лучше обстояло дело и с представителями духовенства. Многие тысячи из них за предыдущие годы были либо расстреляны, либо отправлены в лагеря (фактически – на медленную смерть), а оставшиеся на свободе вынуждены были прекратить церковное служение… Но внезапно наступил перелом, обозначенный точной датой – 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, поставившая вопрос о самом дальнейшем существовании нашей страны и ее многонационального народа. В сложившейся ситуации властям поневоле пришлось задуматься о приглушении внутренних разногласий. Борьба с религией была быстро свернута, а в конечном итоге (двумя годами позже) православной церкви и вовсе был предоставлен «режим наибольшего благоприятствования». Духовенство в массе своей заняло патриотическую позицию с первых дней войны, забыв обо всех прошлых обидах и полностью приняв лозунг «Все для фронта, все для победы». Одни его представители достойно сражались в рядах действующей армии, другие самоотверженно трудились в тылу, а находившиеся на церковной службе (таковых вначале было очень мало, но затем их число стало неуклонно расти) повсеместно вели сбор средств в фонд обороны. И их вклад в Победу был по достоинству оценен советской властью; впервые за весь период после 1917 года священнослужители стали получать государственные награды. В данной статье всесторонне отображена деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны в пределах «Большого Урала» (и тяготеющих к нему территорий). Наряду с обобщением материалов ранее вышедших публикаций на основе базы данных Уральского церковно-исторического общества впервые проанализирован состав духовенства, служившего в то время в ряде уральских областей, что, в частности, позволило сделать вывод о его многократном количественном сокращении и резком снижении качественного уровня по сравнению с дореволюционным периодом. Ключевые слова: Русская православная церковь, духовенство, Великая Отечественная война, Урал, сбор средств на оборону Сведения об авторах:
Печерин Андрей Владимирович – кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры Список литературы:
СОХРАНЕНИЕ И УТРАТА ХРИСТИАНСКИХ ИКОН НА ТЕРРИТОРИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА В XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Т.Г. Голева Получена: 20.12.2021 Рассмотрена: 05.03.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена проблеме сохранения / утраты предметов религиозного культа в советское и постсоветское время на территории Коми-Пермяцкого округа. С начала установления советской власти в России наметился курс на разграбление государством церквей, уничтожение культовых предметов. Вместе с тем народ реагировал на эти события по-разному, были попытки спасения как домашних, так и храмовых икон. Данные процессы остаются слабо изученными, так как в исторической науке эта тема долго была под запретом. Актуальность исследования связана с повышением научного интереса к вопросам религиозности, изучению культурных и этнических ценностей. Цель работы – выявление и описание процессов утраты / сохранения икон на территории расселения коми-пермяков на протяжении XX – в начале XXI века. Исследование опирается на методы изучения устной истории, исторической памяти и фольклора. Основными источниками послужили записи бесед с жителями коми-пермяцких поселений и наблюдения автора. В разные годы рассматриваемого периода отмечаются определенные «вызовы», которые становились угрозой для сохранения икон. Среди них – закрытие культовых построек, преследование верующих людей, исключение религиозных предметов из музейных собраний. Среди населения были люди, которые по идеологическим причинам поддерживали акты уничтожения икон, были и защитники, хранители религиозных ценностей. В случаях посягательства власти на образа способом их спасения были кража из мест складирования, укрывание в домах, хозяйственных постройках, в земле. До настоящего времени отмечается частичное сохранение и поддержание народных обычаев, которые связаны с иконами. Большинство традиций способствовало сбережению образов в родовых усадьбах и в семейном кругу. Рассказы о надругательстве над иконами или их спасении известны, как правило, узкому кругу местного сообщества. Для многих текстов характерна лаконичность и фрагментарность изложения происшедших событий. Ключевые слова: Коми-Пермяцкий округ, коми-пермяки, устная история, историческая память, почитание икон, уничтожение икон, спасение религиозных ценностей, народные религиозные традиции Сведения об авторах:
Голева Татьяна Геннадьевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Список литературы: 1. Голева Т.Г. Икона в традиционном быту коми-пермяков // Пермистика XIV: Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками: материалы междунар. симпозиума. – Кудымкар: ОТ и ДО, 2012. – С. 207–212. 2. Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. – М.: Наука, 1989. – С. 3–32. 3. Устная история (oral history): теория и практика: материалы всерос. науч. семинара / науч. ред. Т.К. Щеглова. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007. – 374 с. 4. Abrams L. Oral history theory. – London, New York: Taylor & Francis group, 2010. – 213 p. 5. Чагин Г.Н. Исторические знания народов Урала в XIX – начале XXI века. – Екатеринбург: Сократ, 2011. – 256 с. 6. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2014. – Вып. 2. – С. 106–126. 7. Тишков В.А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская идентичность / под ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. – М.: Изд-во РАН, 2018. – С. 5–11. 8. Фадеева Л.В. Рассказы о поругании святынь в исторической памяти севернорусской деревни (конец XX – начало XX века) // Человек и событие в исторической памяти. – Сыктывкар, 2017. – С. 89–103. 9. Юрчук Л.А., Казаков И.В. Псковские легенды о наказании за разрушение храмов // Славянская культура, истоки, традиции, взаимодействие: XIX Кирилло-Мефодиевские чтения; Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. – М., 2018. – С. 88–91. 10. Дранникова Н.В. Устные рассказы о мезенских храмах как предмет междисциплинарного исследования // Арктика и Север. – 2020. – № 39. – С. 144–159. 11. Любимова Г.В. Иконы в народной религиозной практике сельского населения Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XI. Ч. II: материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН, 2005 г. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. – С. 113–117. 12. Лобанова Л.С., Рассыхаев А.Н. Современная традиция почитания православных икон в с. Нившера Корткеросского р-на Республики Коми // Традиционная культура. – 2017. – 13. Рогов Н.А. Материалы для описания быта Пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. – 1858. – Т. 29, № 4. – Отд. 3. – С. 45–126. 14. Рычков В.В. Государственно-церковные отношения в Коми-Пермяцком национальном округе в период становления Советской власти [Электронный ресурс]: докл. на Свято-Стефановских образовательных чтениях Кудымкарской епархии 2 декабря 2014 года, г. Кудымкар). – URL: http://www.komiprav.ru/files/dokumenty?catoffset=10 (дата обращения: 15.12.2021). 15. Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк // Известия общества археологии, истории и этнографии при Импер. Казан. ун-те. – Т. IX. – Казань, 1891. – 16. Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. – 1874. – № 39. – С. 387–394. 17. С.М.А. Пермяки Ошибского прихода, Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. – 1889. – № 13. – С. 209–220. 18. Архипастырское благословение // Пермские епархиальные ведомости. – 1901. – 19. Жалоба старообрядческого наставника А. Исаева // Государственный архив Пермского края. Ф. 36. Оп. 3. Д. 38. Л. 10–12. 20. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // Живая старина. – 1891. – 21. Голева Т.Г. Религиозные обычаи и представления коми-пермяков: на материалах судебного дела середины XIX века // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Пермь, 2020. – С. 140–146. 22. Чугаева С.В. Человек и Смерть (на материале погребальных и поминальных обрядов коми-пермяков). – М.: Триумф, 2015. – 298 с. 23. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1967. – 47, [51] с. 24. Деревянная скульптура XVII–XIX веков из фондов Пермской галереи: каталог выставки / авт. вступ. статьи и сост. О.М. Власова. – Пермь, 1985. – 17 с.: 15 л. ил. 25. Эйрих О.В. Культурное наследие Гайнских церквей // Музей в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Кудымкар, 2016. – С. 85–88. 26. Наследие Пармы. Каталог к 100-летию Коми-Пермяцкого краеведческого музея 27. Агафонов П.Н. Пермская епархия в 20-е годы XX века // Вехи христианской истории Прикамья: материалы чтений, посвященных 540-летию крещения Перми Великой. – Пермь, 2003. – С. 69–83. 28. Вяткин В.В. Советский тип государственно-церковных отношений. Курс на разрушение церкви (1917–1939 гг.) // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – С. 92–94. 29. Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9004117?marker=7D20K3 (дата обращения: 17.12.2021). ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИКАМЬЯ В ДОКУМЕНТАХ ФОНДА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ С.В. Рязанова Получена: 26.11.2022 Рассмотрена: 31.01.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Предпринята попытка реконструировать религиозную жизнь православного Прикамья в период после Великой Отечественной войны через призму документов, содержащихся в фонде регионального уполномоченного по делам религий. Для анализа информации используется прием исторической критики источников. Реконструкция реалий местного православия производится с учётом политического контекста послевоенного периода, правительственных постановлений того времени и специфики профессии и мировоззрения составлявших документы. Учитываются особенности составления документов для служебного пользования. Основой реконструкции стали ежегодные информационные отчёты, служебные записки и материалы включенных наблюдений в храмах области с 1948 по 1990 год, что позволило проследить динамику количественных изменений участия в культовой практике. Объектом исследования стала официальная обрядовая деятельность в повседневный период и праздничные дни. Основная исследовательская цель статьи заключается в выявлении специфики религиозной жизни локального православного сообщества в условиях влияния атеистической идеологии. Это предполагает установление наиболее популярных форм участия верующих в обрядовой деятельности и стратегий религиозного поведения, позволяющих реализовать веру в условиях прессинга со стороны государства. Для верификации полученных данных были использованы как данные интервью, содержащихся в фонде, так и современные исследовательские материалы автора, характеризующие актуальную ситуацию в православии. Исследование выявило тенденции угасания традиционной ритуальной деятельности на фоне изменения поведения верующих и формирования новых принципов отношения к религии и церкви. Установлены основные факторы, влияющие на трансформацию религиозного поведения Ключевые слова: Прикамье, православие, фонд уполномоченного по делам религий, источники, реконструкция религиозной жизни Сведения об авторах:
Рязанова Светлана Владимировна – доктор философских наук, ведущий Список литературы: 1. Shadrina A.V. Documents on the Activities of Government Administration and Control in the Religious Sphere in the Rostov Region in 1943-1991: the Status and Potential of the Archive Fund // Russkii Arkhiv. – 2017. – Vol. 5 (2). – P. 125–141. 2. Митрохин Н.А. Болезнь под названием «фонд уполномоченного», или Несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3–4 (30). – С. 505–511. 3. Luehrmann S. Religion in Secular Archives. Soviet Atheism and Historical Knowledge. – Oxford University Press, 2015. – 257 p. 4. Копылова О.Н. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви как источник по изучению Русской Церкви во 2-й половине ХХ столетия // Вестник церковной истории. – 2011. – № 3–4 (23–24). – С. 64–92. 5. Злыгостева Ю.Г. Документы национального архива Республики Бурятии по истории государственно-церковных отношений в середине 1940-х – 1980-е гг. // Иркутский историко-экономический ежегодник. – 2011. – С. 389–393. 6. Сердюк М.Б. Документы фондов уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР в государственных архивах Дальнего Востока (1943–1953 гг.) // Отечественные архивы. – 2009. – № 4. – С. 76–83. 7. Сосковец Л.И. Советы по делам религий как проводники государственной политики в отношении церкви // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 312, 8. Федорова М.А. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в Совет по делам религиозных культов при правительстве СССР (1954) // Документ. Архив. История. Современность. – 2005. – Вып. 5. – С. 401–413. 9. Цыремпилова И., Злыгостева Ю. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940-х – 1980-х гг. (на примере Байкальского региона) // Власть. – 2010. – № 10. – С. 47–50. 10. Люрманн С. Что мы можем знать о религиозности советского периода? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3-4 (30). – С. 485–504. 11. Миронова Е.И. Специфика источников государственного происхождения по истории повседневной жизни евангельских христиан-баптистов Центрально-Черноземного региона: между государственным атеизмом и эффективным контролем (1940–1960-е гг.) [Электронный ресурс] // История. – 2017. – Вып. 3 (57). Лаборатория историка: источник и метод. – URL: https://history.jes.su/s207987840001609-8-1/ (дата обращения: 18.10.2021). 12. Глушаев А.Л., Голева А.В. «Подобрать и назначить»: организация института уполномоченного Совета по делам религиозных культов в Молотовской области. 1944–1946 гг. // Культурный код. – 2019. – № 4. – С. 52–66. 13. Безукладников К.А. Отражение жизни Пермской епархии в период «оттепели» в фонде уполномоченного по делам религии П.С. Горбунова // Актуальные вопросы церковной науки. – 2020. – № 1. – С. 79–82. 14. Шуньгина Е. Возвращение Церкви культовых зданий в Ленинградской епархии в послевоенное десятилетие: анализ прошений верующих // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3-4 (30). – С. 204–231. 15. Шлихта Н. «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е – начало 1970-х гг.) // Антропологический форум. – 2014. – № 23. – С. 82–107. 16. Савин А.А., Деннингхаус В. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в брежневскую эпоху // Россия XXI. – 2017. – № 6. – С. 118–141. 17. Белякова Н.А. «Сообщаем о преступлениях против правосудия…»: обращения и жалобы верующих в брежневском СССР // Новейшая история России. – 2018. – № 3 (Т. 8). – С. 640–658. 18. Глушаев А.Л., Рязанова С.В. Верующие Прикамья на перекрестке дискурсов: обращения во власть эпохи ранней оттепели // Шаги-Steps. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 228–243. 19. Марченко А.Н. Епископы пермской епархии эпохи «хрущевских гонений» на Русскую православную церковь (1958–1964 гг.): очерки церковно-государственных отношений; Пермский государственный университет. – Пермь, 2011. – 280 с. 20. Марченко А.Н. Защитник Отечества и Веры Христовой: жизнеописание подвижника православной веры Александра (Толстопятова), архиепископа Молотовского, Пермского и Соликамского. – М.: Астер, 2005. – 152 с. 21. Марченко А. «Хрущевская церковная реформа»: очерки государственно-церковных отношений (1958–1964 гг.) (по материалам архивов Уральского региона); Пермский государственный университет. – Пермь, 2007. – 198 с. 22. Жидкова Е. Антирелигиозная кампания времен «оттепели» в Куйбышевской области [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2008. – № 3 (59). – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2008/3/antireligioznaya-kampaniya-vremen-ottepeli-v-kujbyshevskoj-oblasti.html (дата обращения: 25.11.2021). 23. Кормина Ж. Исполкомы и приходы: религиозная жизнь Псковской области в первую послевоенную пятилетку [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2008. – 24. Хвостова Г. Использование социалистической обрядности для преодоления религиозности населения [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2010. – № 5 (73). – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/5/ispolzovanie-soczialisticheskoj-obryadnosti-dlya-preodoleniya-religioznosti-naseleniya.html (дата обращения: 25.11.2021). 25. Хун У. С иконами и песнями, или Епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3-4 (30). – С. 232-256. 26. Хун У. Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2012. – № 6 (86). – URL: https://magazines.gorky. media/nz/2012/6/sodom-i-gomorra-v-kujbysheve-transformacziya-pravoslavnoj-legendy.html (дата обращения: 25.11.2021). 27. Чумаченко Т.А. Государство и Русская православная церковь в 1958–1964 годах: новая политическая война с религией, Церковью и верующими // Вестник ЧелГУ. – 2014. – 28. Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности россиян. 1989–2012 // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной. Научные труды, воспоминания; Институт социально-политических исследований. – М.: ИСПИ РАН, 2014. – С. 146–168. 29. Яжиньская К. Русская православная церковь как часть государства и общества [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2013. – № 4 (90). – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2013/4/russkaya-pravoslavnaya-czerkov-kak-chast-gosudarstva-i-obshhestva. html (дата обращения: 25.11.2021). 30. Шлихта Н. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950–1960 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3-4 (30). – С. 380–407. 31. Жук С. Религиозные практики, повседневная религиозность и западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское время (1960–1984 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3-4 (30). – С. 349–379. 32. Сибирева О. Православная религиозность в позднем СССР. Пример Шацкого района Рязанской области [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2010. – № 5 (73). – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/5/pravoslavnaya-religioznost-v-pozdnem-sssr.html (дата обращения: 25.11.2021). 33. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения (июль 1954 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://history.org.ua/LiberUA/978-966-02-5213-4/9.pdf (дата обращения: 25.11.2021). 34. Об изменении порядка открытия молитвенных зданий (февраль 1956 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://islamperspectives.org/rpi/items/show/20213 (дата обращения: 25.11.2021). 35. Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах (март 1961 г.) // Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов. – М.: Юридическая литература, 1971. – С. 77–87. 36. Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах // Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов. – М.: Юридическая литература, 1971. – С. 92–100. 37. О внесении дополнений в статью 142 УК РСФСР [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/600869 (дата обращения: 25.11.2021). 38. О применении статьи 142 УК РСФСР [Электронный ресурс]. – URL: http://www.r-komitet.ru/vera/25.htm (дата обращения: 25.11.2021). 39. Справка городского Совета депутатов трудящихся от 24 января 1949 г. // Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 6. Л. 22-29. 40. Рязанова С.В. «Вот люди-то там стоят, а ты не можешь: посещение церкви в современном пермском православном сообществе: монография; Пермский государственный институт культуры. – Пермь, 2018. – С. 76–77. 41. Обращения верующих религиозной общины Всехсвятской Ново-Кладбищенской церкви // ГАПК. Ф. р- 1204. Оп. 3. Д. 118. Л. 31-39. 42. Просьбы верующих поселка Пыскор // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 5. Л. 3. 43.Документы, уставные материалы, обращения (Зырянская церковь, г. Березники) // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 129-130. 44. Письмо уполномоченного Совета П. Горбунова в Пермский областной комитет КПСС // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 5. Л. 1. 45. Жалоба общины верующих Гореновской церкви Троицкого сельсовета Пермско-Сергинского района Молотовской области // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 266. Л. 8-10. 46. Доклад Председателя Совета религий В. А. Куроедова «О современном состоянии религии в СССР и задачах усиления контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах» заявил о полном контроле на Синодом, кадрами священнослужителей на приходах, учебными заведениями и издательской деятельностью Церкви» (1969 г.) // Вестник русского христианского движения (ВРХД). – Париж, 1979. – № 9 (130). – С. 275–344. 47. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. – М.: Маматов, 2011. – 272 с. 48. Королева С.Ю. Чудь с русскими именами: кого поминают на чудских могильниках? (материалы Верхнего Прикамья) // Социо- и психолингвистические исследования. – 2014. – Вып. 2. – С. 156–170. 49. Митрофанова А.В., Рязанова С.В. Работа с травмой: рецепт верующих евангельских церквей // Технологос. – 2021. – № 1. – С. 97–111. DOI: 10.15593/perm.kipf/2021.1.09 50. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. – Berlin, 2004. – Vol. 2. – Р. 229–253. 51. Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв.: Итоги этнографических исследований. – М.: Наука, 2001. – 363 с. 52. Информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1965 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 16. 53. Информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1966 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 19. 54. Информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1980 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 33. 55. Информационно-отчетный доклад за период с 1 июля 1965 г. по 1 января 1956 г. // ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 26. 56. Информация о проведении религиозного праздника «Пасхи» // ГАПК. Ф. р-1025. Оп.2. Д.5. 57. Справка о деятельности религиозных сообществ, находящихся на территории 58. Справка П. С. Горбунова о прошедшем религиозном празднике Пасха и Радонице в церквах г. Перми (1964 г.) // ГАПК. Ф. р-1024. Оп. 2. Д. 5. 59. Информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1963 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 1. 60. Информационная записка о прошедшем религиозном празднике «Пасха» // ГАПК. 61. Информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1964 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 15. 62. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1960 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 10. Л. 22. 63. Рязанова С. В. Региональное православие: логика эволюции (Пермский край) // Вестник СПбГУ. – Сер. 17. – 2015. – Вып. 3. – С. 126–132. 64. Рязанова С.В., Зубарева Е.А. Сакральное пространство православной Перми: человек XXI в. в храме // Социология религии в обществе позднего модерна: сб. ст. – Белгород: 65. Рязанова С.В., Зубарева Е.А. Православный верующий Прикамья: XX–XXI вв. // Научный результат. – 2014. – № 1. – С. 5–16. ИНСТИТУТ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ АН СССР В 1946–1947 ГОДАХ: НЕУДАВШИЙСЯ ПРОЕКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЕМ ИЗ АРХИВА А.И. КЛИБАНОВА) Е.В. Воронцова Получена: 01.02.2022 Рассмотрена: 01.03.2021 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В послевоенный период усилиями В.Д. Бонч-Бруевича и ряда его коллег была предпринята попытка создать на базе музеев истории религии Москвы и Ленинграда новый институт в структуре Академии наук СССР – Институт истории религии. Этот проект так и не удалось реализовать, однако некоторые материалы об этом периоде позволяют по-новому взглянуть на ранний этап становления отечественного религиоведения. Страницы истории Ленинградского музея истории религии достаточно подробно исследованы в публикациях последних лет, в то время как о собятия в Москве известно мало. В качестве основного источника информации об этих событиях мы обращаемся к письмам А.И. Клибанова, написанным из Москвы в Ленинград к супруге Н.В. Ельциной. Письма охватывают период с 30 преля 1946 года по 27 февраля 1948 года. Первая дата – время начала работы над проектом нового Института, последняя дата – повторный арест А.И. Клибанова. Письма были подготовлены к печати (набраны на печатной машинке) и снабжены рукописными комментариями, выполненными рукой А.И. Клибанова. Ученый не успел реализовать план издания своих писем и воспоминаний. В настоящее время эти материалы хранятся в фонде А.И. Клибанова в Архиве РАН. В предисловии к публикации развенчивается миф о А.И. Клибанове как «лжеученом», «волкодаве». Сложная судьба Александра Ильича – научная работа, перемежающаяся лагерными сроками, вынужденная разлука с женой (тоже ученым-биологом) во многом отражают и путь советской науки. Приводимые в публикации фрагменты переписки, помимо собственно истории религиоведения, пестрят деталями послевоенной советской повседневности (карточная система, сложности с пропиской, проблемы с документами у бывших заключенных и, наконец, повторная волна арестов 1948–1949 годов). Публикация писем и комментарии подготовлены Е.В. Воронцовой. Ключевые слова: история религиоведения, В.Д. Бонч-Бруевич, А.И. Клибанов, Академия наук СССР, Музей истории религий, репрессии, история науки, переписка Сведения об авторах:
Воронцова Елена Владимировна – кандидат философских наук, старший преподаватель, Список литературы:
ВОСПРИЯТИЕ ЖЕНСКОГО ЛИДЕРСТВА НЕОХАРИЗМАТИЧЕСКИМИ ЦЕРКВЯМИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ «СЛОВО ЖИЗНИ» Т.М. Крихтова Получена: 31.01.2022 Рассмотрена: 18.04.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Изучение положения женщин в российских неохаризматических церквях актуально для исследования, потому что декларируемые в таких церквях идеи часто не соответствуют реальному положению женщин в общине. Номинально женщина может руководить церковью, но в действительности в российских церквях это происходит очень редко. Чаще всего сложившаяся ситуация объясняется отсутствием у женщин необходимых навыков и качеств характера, что, однако, не мешает им выполнять в церкви другие виды работ и нести личную ответственность за многие процессы, происходящие в церкви. Женщины в церкви поощряются за активность определенные виды деятельности, но при этом подчеркивается, что роль руководителя церкви для них недоступна. Цель статьи – понять причины этого явления на основе аргументов женщин-проповедниц. Для этого мы с помощью контент-анализа и нарративного анализа рассмотрели три модели понимания женского лидерства, созданные одной российской и двумя американскими проповедницами, которые активно используются в церковной риторике церкви «Слово Жизни» и нарративах прихожанок. В этих трех моделях с помощью личных историй и отсылок к библейскому авторитету женщина представляется как потенциально активный деятель, способный участвовать в жизни церкви и управлять многими процессами, но в них же говорится об ограничениях, которые женщина должна принять. Ограничения вызваны разными причинами: необходимость уделять больше внимания семье, чем служению; принципиально иные сферы, в которых женщина должна развиваться; женская природа. Все три модели не противоречат друг другу, однако предполагают разный уровень свободы и ответственности у женщин, по-разному рассматривают наличие у них необходимых способностей и качеств. Нам кажется, что такое положение женщин в церкви связано с тем, что декларируется всеобщее лидерство прихожан, при этом ограничен круг тех, кто принимает стратегически важные решения для общины. Ключевые слова: религия, лидерство, протестантизм, церковь, пастор, религиозное лидерство, гендер, женское священство Сведения об авторах:
Крихтова Татьяна Михайловна – кандидат философских наук, Список литературы:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАНОНОВ В ДИСКУРСЕ МАРГИНАЛЬНОГО ПРАВОСЛАВИЯ А.А. Сычев Получена: 21.12.2021 Рассмотрена: 18.02.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматриваются особенности интерпретации понятия «канон» в маргинальном православном дискурсе. Маргинальное православие понимается автором как совокупность идей и практик, характерных для неинституционализированных движений и групп, декларирующих свою ортодоксальность и обличающих представителей официального православия в отступлении от традиции. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выстраивания внутриконфессионального диалога в ситуации усиления гетерогенности православия в России. Цель статьи – определение роли канонов в конструировании дискурса маргинального православия, для чего выявляются особенности этого дискурса; сравниваются случаи апелляции к канонам в маргинальном и официальном дискурсах; очерчивается специфика понимания канонов в маргинальном православии. Новизна работы обусловлена рассмотрением религиозного пространства современного православия через понятия центра и периферии и их взаимоотношений. В силу недостаточной теоретической разработанности проблемы базовым материалом для исследований дискурса маргинального православия послужили резонансные тексты наиболее известных его представителей первых двух десятилетий XXI века: открытые письма, записи проповедей, интервью, видеовыступления, публицистические статьи и т.д. Официальная и маргинальная версии православия в статье рассмотрены как конкурирующие дискурсивные режимы конструирования истины. На основании контент-анализа, дискурс-анализа и сравнительного анализа, объединенных в рамках герменевтического метода, выявлены основные характеристики дискурса маргинального православия. Демонстрируется, что тексты маргинального православия настолько часто апеллируют к канонам, что фактически весь этот дискурс можно рассматривать как совокупность высказываний по поводу каноничности или неканоничности тех или иных теорий, действий и практик. Результаты исследования показывают, что в маргинальном дискурсе канон трактуется как внеисторическая догма и безусловный запрет, что позволяет активно использовать его в целях дискредитации официального православия и мобилизации сторонников. Раскрываются мифотворческие и идеологические основания апелляции к канонам. Доказывается, что понятие «канон» является организующим для дискурса маргинального православия и без подробного анализа его употребления понять специфику этого дискурса нельзя. Ключевые слова: православие, дискурс, канон, маргинальность, радикализация, протест, акривия, икономия Сведения об авторах:
Сычев Андрей Анатольевич – доктор философских наук, профессор, профессор Список литературы:
ГЕТЕРОТОПИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ГЕТЕРОТОПИИ: СВЯЩЕННИК В ПРОСТРАНСТВЕ БОЛЬНИЦЫ А.В. Пантелеева Получена: 18.11.2021 Рассмотрена: 26.01.2022 Опубликована: 14.06.2022
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена опыту служения больничных священников. В качестве теоретической рамки исследования были выбраны, во-первых, философские представления Автором статьи изучен, описан и проанализирован опыт больничного служения, а также опыт присутствия и взаимодействия в больничном пространстве различных его обитателей, в частности священников и медицинского персонала. В статье представлены результаты полевого исследования, проводившегося в НИИ им. Н.В. Склифосовского в 2018–2019 годы. Исследование проводилось в виде включенного наблюдения, позднее оно было дополнено интервью. Полученные данные позволяют нам описать практики взаимодействия между священником, пациентами и медицинским персоналом больницы. Мы предпринимаем попытку проанализировать специфику больничного пространства, в котором осуществляется это взаимодействие. Особое внимание уделяется пониманию места и значения священника в этом пространстве: мы, с одной стороны, стремимся обнаружить то влияние, которое священник имеет во взаимодействии с остальными обитателями больничного пространства, а с другой стороны, показать влияние, которое он сам испытывает, находясь в этом пространстве. Данные наблюдения позволяют утверждать, что больничное пространство обладает признаками гетеротопии и создает возможности для альтернативного упорядочивания взаимодействия. Эти возможности реализуются священниками, при этом их реализация не зависит от уровня осознанности или осведомленности о них священника. Наблюдения были дополнены интервью, анализ которых позволяет подтвердить наше предположение о ненамеренном переопределении порядка взаимодействия со стороны священника. Кроме того, интервью позволяют расширить понимание больничного пространства, дополнив его деталями из субъективного опыта информантов. Ключевые слова: больничное служение, гетеротопия, православие, священник, больница, религия, здравоохранение, Фуко, символическая власть, дисциплинарная власть Сведения об авторах:
Пантелеева Анна Владимировна – приглашенный исследователь, сотрудник Лаборатории исследования Список литературы:
| ||