| ||
АРХИМАНДРИТ ЗОСИМА: СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ СРЕДЕ А.В. Бушмаков Получена: 10.01.2021 Рассмотрена: 01.03.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассматривается презентация церковного деятеля в России в пореформенный период на примере инородческого миссионера по Красноуфимскому уезду архимандрита Зосимы. Автор пытается реконструировать особенности представления себя окружающим данного деятеля церкви, известного как основатель крупного монастыря и в то же время ставшего героем скандала и осужденного за растление малолетних. В современных исторических и религиоведческих исследованиях, посвященных деятелям русской церкви пореформенного периода, редко используются актуальные культурологические интерпретации. Изучение доступных источников, в первую очередь – архивных документов, сохранившихся в фондах Государственного архива Пермского края, позволило восстановить ряд особенностей презентации Зосимы, направленной как на население уезда, так и на высокопоставленных светских и духовных чиновников. Научная новизна статьи характеризуется введением в оборот новых архивных и музейных источников, обращением к методологии социолога Ирвинга Гофмана для понимания исторического смысла изучаемого явления. На основании примера Зосимы рассматривается широкий круг проблем общества рубежа XIX–ХХ веков. Успех презентации архимандрита Зосимы автор объясняет не столько его личной харизмой и талантами, сколько особенностями религиозной культуры российского общества в пореформенный период. Используя модель православия, предложенную Антонио Грамши, можно увидеть потенциальный спрос на фигуры «святых старцев», к которым могли обратиться за духовной поддержкой и поучением верующие люди, находившиеся не только на первой (народной), но и на средней (книжной) ступени православной религии. Кроме того, успешность презентации Зосимы связана с тем, что центральное место в ней занимал созданный им монастырь, который невозможно отделить от его образа. Сконструированные им образы отвечали ожиданиям народных масс и части образованной публики. Он умел эффектно выбирать «кулисы» и отыгрывать свою роль в конкретный момент времени в соответствии с расставленными декорациями. Ключевые слова: презентация, реконструкция, конструирование реальности, миссионерские монастыри, православная церковь, Россия рубежа Сведения об авторах:
Бушмаков Андрей Валентинович – кандидат исторических наук, доцент, Список литературы: 1. Смолич И.К. Русское монашество, 988–1917; Жизнь и учение старцев: [Путь к совершенной жизни]: Прил. к «Истории Рус. Церкви»: пер. с нем. / Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия». – М., 1997. – 606 с. 2. Надеждина Ю.М. Поиски «идеала» и традиция старчества в русской культуре XIX века // Тр. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. – Т. 184. – С. 349–359. 3. Демидов Д.Н. Монастырское старчество и его влияние на религиозно-нравственную жизнь российского общества конца XVIII – начала XX в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2013. – 26 с. 4. Воронова Е.В. Старчество в русской художественной культуре конца XIX – начала XX в. – Ярославль: Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та, 2006. – 168 с. 5. Денисов А.А. Отечественная историография феномена русского старчества // Вестн. Омск. Православной Духовной семинарии. – 2018. – № 1 (4). – С. 73–77. 6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. – 302 с. 7. Жиркевич А.В. Жизнь во Христе старца Зосимы, в мире Дм. Рашина: (Его биогр.) – Вильна: Рус. почин, 1913. – 318 с. 8. Письмо инородческого миссионера по Красноуфимскому уезду архимандрита Зосимы Пермскому губернатору Д.Г. Арсеньеву от 13 января 1899 г. // ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф.65. Оп.2. Д.871. Л.1-3 об. 9. Письмо инородческого миссионера по Красноуфимскому уезду архимандрита Зосимы Пермскому губернатору Д.Г. Арсеньеву от 19 апреля 1899 г. // ГАПК. Ф.65. Оп.2. Д.871. Л.7-8 об. 10. Отчет о состоянии Боголюбского женского миссионерского общежитийного монастыря» за 1913 год // ГАПК. Ф. 199. Оп.1. Д.29. 11. П.С. Сигов Архимандрит Зосима (воспоминания старого учителя) // ГАПК. Ф.р-926. Оп.1. Д.166. 12. Дело по обвинению архимандрита Зосима в изнасиловании А.П. Горожаниновой и др. // ГАПК. Ф.142. Оп.2. Д.16. 13. Грамши А. Тюремные тетради [Электронный ресурс]. – URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gramshi,tetradi.pdf (дата обращения: 20.12.2020). ЖАЖДА ЧУДА: ДЕРЕВЕНСКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ А.И. Казанков Получена: 10.01.2021 Рассмотрена: 11.02.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена исторической реконструкции духовного опыта священника Федора Александровича Егорова. В качестве источников использованы материалы архивно-следственного дела № 21183, хранящиеся в фонде 643/2 Пермского государственного архива социально-политической истории. Сложность предмета и разрозненность документальных свидетельств предполагают применение феноменологического инструментария и уликовой парадигмы К. Гинзбурга. Формирование личности А.Ф. Егорова начиналось на фоне «эпохи войн и революций», а завершилось примерно в «год великого перелома», чем и обусловлены хронологические рамки исследования. До революции 1917 года он, являясь сыном простого ремесленника, смог сделать карьеру и стать учителем церковно-приходской школы. Ф.А. Егоров стал типичным представителем сельской интеллигенции. В годы Гражданской войны, «отступая с белыми», он оказался в Иркутске. Там ему удалось поступить в университет. Сохранившиеся свидетельства той поры характеризуют Ф.А. Егорова как человека индифферентного к религии или даже атеиста. В 1926 году он пережил обращение в православную веру и стал псаломщиком в одной из церквей Кунгурского района. С этого момента в его духовном опыте фиксируется отчетливо выраженная мистическая составляющая. Новообретенная вера позволяла ему повсюду видеть чудеса, а созерцание чуда укрепляло его в вере. Став священником, Ф.А. Егоров (вместе со своим духовником Н.И. Крыловым) занял непримиримую позицию по отношению к церковной политике митрополита Сергия Страгородского. Его церковное диссидентство и внутренний опыт созерцания чудес в итоге привели его к разделению духовенства на «благодатное» и «безблагодатное». В статье проводится параллель между судьбой священника Ф. Егорова и протоиерея И. Котельникова, о котором автор писал ранее. Ключевые слова: православие, чудо, мистика, история России, ХХ век, интеллигенция, духовенство, Кунгурская епархия Сведения об авторах:
Казанков Александр Игоревич – кандидат философских наук, доцент, Список литературы: 1. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии: пер. с фр. В.А. Мильчиной; предисл. Ж. Ле Гоффа; послесл. А.Я. Гуревича. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 711 с. 2. Гинзбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни // Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история: сб. ст. / пер. с ит. и послесл. C. JI. Козлова. – М.: Новое издательство, 2004. – 348 с. 3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с. 4. Справка из Ботовского сельсовета от 20 октября 1935 г. // ПермГАСПИ (Пермский государственный архив социально-политической истории). Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 44. 5. Протокол допроса обвиняемого Егорова Федора Александровича от 8 октября 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 48–49. 6. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 2003. 7. Дневниковая запись Ф.А. Егорова // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства по делу 21183. Л. 249–249 об. 8. Электронный биографический справочник «За Христа пострадавшие» [Электронный ресурс]. – URL: pstgu.ru›baza-dannykh-za-khrista-postradavshie/ (дата обращения: 21.12.2020). 9. Анкета арестованного Ф.А. Егорова // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 42. 10. Характеристика на Егорова Ф.А. от 26 ноября 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 43 – 43 об. 11. Ефремова У.П. Повышение образовательного уровня педагогов церковно-приходских школ Урала в конце XIX – начале ХХ в. // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 43–49. 12. Протокол допроса свидетеля Егорова П.А. от 28 ноября 1935 г. // ПермГАСПИ. 13. Письмо Ф.А. Егорову от 25 марта 1928 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 250 – 250 об. 14. Протокол допроса обвиняемого Калагирева А.Д. от 22 ноября 1935 года // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 4. Л. 87–90 об. 15. Казанков А.И., Лейбович О.Л. Три жизни Николая Агафонова: трансформации идентичности в эпоху войн и революций // Уральский исторический вестник. – 2020. – № 4 (69). – Л. 109–117. 16. Записка Ф.А. Егорова // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 126. 17. Казанков А. Микроистория несостоявшегося апокалипсиса: деревня Подавиха и ее обитатели в августе – декабре 1932 года // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2018. – Вып. № 1 (36). – С. 275–310. 18. Анкета арестованного Н.И. Крылова // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 34. 19. Протокол допроса обвиняемого Крылова Н.И. от 12 октября 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 4. Л. 1а – 3 об. 20. Шварц Е. Дракон / Шварц Е. Дракон: Пьесы. – Пермь: Кн. изд-во, 1988. – 492 с. 21. Рукопись Егорова Ф.А. о чудесах в заводе Бым. Анкета арестованного Н.И. Крылова // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 154 – 156. 22. Заявление Аркадия (Ершова) в ОСО при НКВД // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. 23. Справка медфельдшера Торсунова от 12 октября 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 102. 24. Видение Антонины Х., записанное Ф.А. Егоровым 26 марта 1927 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 170–172. 25. Видение Антонины Х., записанное Ф.А. Егоровым 17 марта 1927 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 166. 26. Видение Антонины Х., записанное Ф.А. Егоровым 31 августа 1927 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. Л. 172 об. – 174 об. 27. Протокол допроса обвиняемого Крылова Н.И. от 27 октября 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 4. Л. 13–14. 28. Записка Егорова Ф.А. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 212 – 212 об. 29. Протокол допроса обвиняемого Егорова Ф.А. от 9 декабря 1935 г. // ПермГАСПИ. 30. Дневниковая запись Егорова Ф.А. от 6 июля 1929 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Вещественные доказательства. Л. 119 об. – 120 об. 31. Протокол допроса обвиняемого Калагирева А.Д. от 3 декабря 1935 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 4. Л. 91–94. 32. Из дневника Егорова Ф.А. от 18 февраля 1929 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. 33. Из дневника Егорова Ф.А. от 22 февраля 1929 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. 34. Из дневника Егорова Ф.А. от 3 июля 1929 г. // ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. «МОЛЯЩИЕСЯ БЫЛИ ВЕСЬМА ОГОРЧЕНЫ…». К ИТОГАМ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СЕЛЬСКОМ ПРИКАМЬЕ О.Л. Лейбович Получена: 21.01.2021 Рассмотрена: 24.02.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В статье при помощи метода кейс-стади была поставлена задача выявить результаты культурной революции 1930-х годов в повседневном досуговом поведении сельской молодежи. Под культурной революцией в тексте статьи понимается большой советский проект, начатый в 1920-е годы и завершившийся в послевоенное десятилетие формированием советского человека, освоившего большевистский (газетный) язык, необходимые публичные ритуальные практики вместе с символикой советского строя. Антирелигиозная агитация являлась неотъемлемым компонентом культурной революции, фактически ее стержнем. В качестве предмета исторической реконструкции был выбран инцидент в Спасо-Преображенском храме с. Гамово в пасхальные праздники 1953 года. Подвергнут детальному анализу документ с описанием происшедшего, составленный уполномоченным по делам РПЦ по Молотовской области П.С. Горбуновым. Для решения поставленной задачи были привлечены иные ранее не введенные в научный оборот источники: материалы партийных конференций и собраний, информационные справки Управления МГБ по Молотовской области, письма и заявления в обком КПСС. Исходный тезис статьи: в результате культурной революции был сформирован новый тип советского человека, по своим основным признакам соответствующий двум образцам – городскому обывателю, живущему частными интересами, и хулигану из рабочей слободки – нарушителю общественного спокойствия, склонному к насилию. В статье произведена реконструкция событий, происшедших в сельском храме в ночь с 3 на 4 апреля 1953 года: вторжение пьяных молодых людей, их бесчинства на паперти и в церковной ограде, поножовщина, в конце концов, убийство. Предложена гипотеза, позволяющая объяснить их разнузданное поведение тем, что в культуре рабочей (колхозной) молодежи были стерты границы между разными видами пространства. Православный храм и сельский клуб были для них тождественны по своему досуговому значению. Нормы уличной, дворовой культуры распространялись на них в равной степени. При этом статус храма был для них ниже, чем статус клуба. Для молодых людей церковь отождествлялась с чем-то отсталым, скучным, стариковским. Партийные и карательные органы делали все возможное, чтобы отвратить новое поколение от каких-либо форм религиозной жизни. В результате молодые люди либо сторонились православной церкви, либо относились к ней пренебрежительно, либо, в исключительных случаях, бесчинствовали в ее пределах. Ключевые слова: советское общество, культурная революция, антирелигиозные практики, Молотовская область, Спасо-Преображенская церковь, пасхальное празднество в 1953 году, хулиганство, молодежная преступность Сведения об авторах:
Лейбович Олег Леонидович – доктор исторических наук, профессор, почетный Список литературы:
ДЕЛО АНТИСОВЕТСКОЙ БАПТИСТСКОЙ ГРУППЫ В ЩУЧЬЕ-ОЗЕРСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 1937–1938 ГОДОВ А.А. Колдушко Получена: 21.01.2021 Рассмотрена: 24.02.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Массовые репрессивные операции 1930-х годов, безусловно, остаются одной из актуальных тем для исследования. На современном этапе развития исторической науки ключевым направлением является исследование массовых операций 1930-х годов по кулацкой и национальной линиям (польской, немецкой и др.) и локальных особенностей их проведения. В последнее время историки уделяют большое внимание внутренней логике и механизмам осуществления массовых репрессивных акций. Можно сказать, что фокус исследований смещается в микроисторическое поле: к личностям, пострадавшим от репрессий, к небольшим поселениям, в которых наиболее массово происходили аресты. Такой подход позволяет увидеть важные детали и особенности, которых мы не найдем в обобщающих трудах, посвященных массовым операциям 1930-х годов: речь идет об искажении центральных директив на местах, влиянии локальной специфики и проч. Предпринята попытка определить и изучить специфику этноконфессионального аспекта массовых операций на примере дела антисоветской баптистской группы в Щучье-Озерском районе Пермской области. Цель работы состояла в выявлении и анализе направлений репрессивных акций на примере этого дела, изучении роли этнических и конфессиональных факторов в ходе проведения массовых операций в местах компактного проживания немцев. В качестве методологического инструментария исследования использовались как нарративные, так и традиционные аналитические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический. Основными источниками, на которые опиралась автор, стали письменные источники, входящие в состав архивно-следственных дел: анкеты арестованных, протоколы допросов, обвинительные заключения, материалы судебных заседаний и проч. В результате автором было выделено несколько направлений, или сюжетных линий, дела антисоветской баптистской группы в Щучье-Озерском районе Пермской области: шпионская, кулацкая, этническая и конфессиональная; реконструирована внутренняя логика ведения дела, показано, как в результате политической конъюнктуры смещались акценты обвинений, а также влияние стихийных факторов на итог судебного процесса. Ключевые слова: сталинизм, политические репрессии, массовые операции, кулацкая операция, немецкая операция, этнизация, Прикамье, 1930-е годы, репрессии против немцев. Сведения об авторах:
Колдушко Анна Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент, Список литературы:
«ЕВРЕЙСКИЕ МИФЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ЕВРЕИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Н.Н. Александрова Получена: 20.01.2021 Рассмотрена: 24.02.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Рассмотрено формирование и развитие двух исторических мифов в российской иудаике: «хазарского мифа» и «мифа о кенаанитах». Разобраны ключевые труды А.Я. Гаркави, посвященные утверждению «еврейских мифов» в иудаике. Автором выявлены основные предпосылки возникновения данной проблематики в иудаике, определившие интерес к данной теме у родоначальника российской иудаики. Необходимость в рассмотрении «еврейских мифов» в истории Древней Руси продиктована прежде всего актуализацией научного интереса в рамках проблематики начала истории еврейских диаспор на территории Руси. Дискуссии, которые ведутся между историками и исследователями иудаики, уже приобрели характеристику «современного исторического парадокса», когда современные исследователи обращаются к давно забытым гипотезам историков XIX века, с целью дать им новое прочтение в контексте современного исторического процесса в России, когда на первый план выходит национальная история – история конкретного народа в России и его вклада в становление страны. Целью данной статьи является рассмотрение двух форм исторической репрезентации на примере исследований двух еврейских мифов (хазарского мифа и более позднего мифа о кенаанитах). Мы ставим перед собой задачу проанализировать, как оформляется проблематика мифов, какие интерпретации она приобретает в процессе становления и как она разрастается тематически. Теоретическим основанием статьи выступают представления П. Рикера о историографическом процессе. Философ признает строгие методические операции и приемы, однако решающее значение он оставляет за исторической интенциональностью исследователя и мастерством репрезентации исторического нарратива. В заключение делаются выводы о различии форм репрезентации хазарского мифа и мифа о кенаанитах в трудах современных российских исследователей иудаики. Ключевые слова: историческая репрезентация, кенааниты, российское еврейство, иудаика, десять потерянных колен, хазарский миф, исторические мифы. Сведения об авторах:
Александрова Надежда Николаевна – кандидат философских наук, Список литературы:
УВИДЕТЬ «ЦЕРКОВЬ»: ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СНИМКИ КАК ОКНО В ЖИЗНЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН СССР А.Л. Глушаев Получена: 15.01.2021 Рассмотрена: 26.02.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Для многих историков, исследующих религиозную жизнь в Советском Союзе, приоритетными источниками были и остаются документы государственных архивов. Однако значительная часть исторических документов сохраняется непосредственно верующими. Особый интерес представляют кинофотодокументы. В рамках «визуального поворота» в историографии начала 2000-х годов, помимо появления дополнительных источниковедческих ресурсов, открылись новые возможности изучения киноисточников, фотодокументов. Благодаря сформировавшимся методологиям исследования истории повседневности, микроистории, культурной антропологии внимание специалистов-гуманитариев сфокусировалось на символических и языковых системах передачи кино фотографических сообщений, на визуализации этнических, конфессиональных идентичностей или культурных особенностей различных групп населения. Так, обращение к кинофотодокументам, созданным в среде верующих и самими верующими, помогает лучше понять коллективное самовосприятие советских верующих, увидеть способы предъявления себя окружающему миру. Целью настоящей работы является изучение информационных возможностей фотодокументов по истории евангельских христиан-баптистов в СССР 1970-х годов. В качестве основного исторического источника в исследовании использованы две фотографии середины 1970-х годов, хранящиеся в церкви Международного Союза церквей ЕХБ г. Перми. Для реконструкции исторического контекста фотографирования Пермской общины Совета церквей ЕХБ были привлечены архивные документы Государственного архива Пермского края и конфессиональные издания. Атрибуции фотоматериалов способствовали беседы с пресвитером Пермской общины Международного Совета церквей ЕХБ (МСЦ ЕХБ). Ключевые слова: евангельские христиане, баптисты, фотография, визуальные источники, СССР, источниковедение, Совет церквей ЕХБ, Пермская область. Сведения об авторах:
Глушаев Алексей Леонидович – кандидат исторических наук, доцент, Список литературы: 1. Митрохин Н. Болезнь под названием «фонд уполномоченного», или Несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. – № 3–4. – С. 505–511. 2. Листов В.С. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917 – 1920 гг.) // Археографический ежегодник за 1969 год. – М.: Наука, 1971. – С. 54–69. 3. Шмидт С.О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XVI. – Л.: Наука, 1985. – С. 3–24. 4. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. – М.: Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 2005. – 394 с. 5. Бойцова О.Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. – 266 с. 6. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова; ООО «Вариант», ЦСПГИ. – М., 2009. – 448 с. 7. Нарский И. В. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историко-графический роман) / ООО «Энциклопедия». – Челябинск, 2008. – 516 с. 8. Миронова Е. Представления о браке и брачные практики евангельских верующих в Советском Союзе в 1940–1980-е гг. (по материалам евангельских общин христиан-баптистов Центрально-Черноземного региона) // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 131–162. 9. Белякова Н., Френч Э. Л. Богословие приличия: представления евангельских христиан-баптистов о внешнем виде женщин в поздне- и постсоветский период // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 163–193. 10. Крючков Г. К. Великое пробуждение XX века. 1961 – 2006. – Б. м.: Изд-во «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. – 512 с. 11. Страницы истории Пермской церкви ЕХБ. 1913 – 2013. – Б. м.: б. г. – 24 с. 12. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны: пер. 13. Глушаев А.Л. Раскол в баптизме: «инициативники» и «религиозный экстремизм» в интерпретациях советской атеистической литературы 1960–1980-х гг. // Вестник Правосл. Свято-Тихонов. гос. ун-та. – Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2017. – 14. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с. 15. Информационный отчет о работе уполномоченного по делам религиозных культов, 16. Справка. На №212с от 17 октября 1963 г. // ГАПК. Ф. р-1204. Оп.3. Д.6. 17. Отчет аппарата уполномоченного Совета по Пермской области за 1975 год (по сектантам и иудейской религии). 02. 02. 1976 // ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 32. 18. Савин А., Деннингхаус В. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в Брежневскую эпоху // Россия XXI. – 2017. – № 6. – С. 118–141. 19. Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР – оттепель. – М.: Нов. лит. обозр., 2014. – 208 c. 20. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. – М.: Знание, 1967. – 62 с. 21. Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940 – 1980-е гг. Исследование и источники. – М.: Индрик, 2015. – 512 с. 22. Белякова Н., Миронова Е. Женское религиозное лидерство в условиях хрущевской антирелигиозной кампании // Quaestio Rossica. – 2020. – № 3 (Т. 8). – С. 792–806. ОСКОЛКИ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО: ЭВОЛЮЦИЯ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ В.П. Клюева Получена: 17.01.2021 Рассмотрена: 01.03.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Проанализированы советские и современные пятидесятнические практики участия/ неучастия в общественной жизни. Автор отвечает на вопрос, какие изменения претерпели эти практики в пятидесятнической среде и можно ли говорить, что советский опыт по-прежнему оказывает влияние на формирование норм и практик в среде консервативных пятидесятников. Работа написана на эмпирических материалах, собранных в городских и сельских общинах европейской части России, Урала, Сибири и Казахстана в 2010-х годах. Основным методом работы был сбор и анализ биографических нарративных интервью. Собранные нарративы были дополнены документами органов власти (отчеты, информационные записки, аналитические справки региональных уполномоченных по делам религий) из центральных и региональных архивов и эго-документами верующих (свидетельства, воспоминания, письма и заявления). Советские пятидесятники в евангельской среде выделялись особыми религиозными практиками. Им был присущ общественный изоляционизм, большинство общин не регистрировались государством. Подобная ситуация способствовала вариативности существования в советской государственно-конфессиональной системе. Пятидесятники в советское время создали собственное внутреннее пространство со специфичными способами коммуникации, регламентацией общинной жизни, создавая собственные смыслы (не)участия в повседневной жизни светского общества и советских практиках. Они выработали стратегию пассивного участия при прохождении военной службы, имели собственные представления о возможности получения высшего образования. Они имели собственный взгляд на явления общественной и культурной жизни. Несмотря на социальную эксклюзию на идеологическом уровне, пятидесятники были достаточно интегрированы в советскую повседневность. В постсоветский период большинство ограничений перестало существовать и верующие смогли легко адаптироваться к ситуации. При этом они остались в определенных границах взаимодействия с обществом и другими верующими, основанных на теологических и доктринальных принципах. В настоящее время в пятидесятнических церквях по-прежнему сохраняются границы допустимого поведения в повседневной жизни, в том числе опирающиеся на советский опыт. Ключевые слова: пятидесятники, протестантизм, эксклюзия, маргинальность, советские практики, религиозные меньшинства, религиозная повседневность, поздний СССР. Сведения об авторах:
Клюева Вера Павловна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Список литературы: 1. Дьяченко О.В. Пятидесятничество в Беларуси. – Могилев: Изд-во Могилев. гос. ун-та им. А.А. Кулешова, 2003. – 186 с. 2. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. – СПб: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с. 3. Свобода вероисповедания по-советски: тюменская община пятидесятников (христиан веры евангельской) на рубеже 1950–1960-х гг. Документы и материалы / сост., предисл., ком. В. Клюевой. – СПб.: Изд-во Нев. ин-та языка и культуры, 2010. – 184 с. 4. Одинцов М.И. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой…» История Пятидесятнической церкви в России. XIX–XX вв. / Рос. объед. исслед. религии. – СПб., 5. История христиан веры евангельской (пятидесятников) Дальнего Востока России (1920-е – конец 1980-х гг.) / С.М. Дударенок, О.П. Федирко, А.И. Поспелова, Н.В. Потапова, О.П. Островская, А.В. Синичкин. – М.: Терция, 2018. – 464 с. 6. Степанов В. Россия в огне Пятидесятницы: обзор всемирной истории Церкви, история раннего русского пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов (до 1929 г.). – СПб.: Библия для всех, 2020. – 811 с. 7. Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. Т. 3. – Киев: Изд-во христ. миссии «Возрождение», 2003. – 1006 с. 8. Ноздрин М.В. Исторические вехи церкви ОЦХВЕ. Путь веры. – Краснодар: Благовестник, 2020. – 326 с. 9. Егоров С. Евангельские церкви Москвы и Московской области в период с 1945 по 1965 год. / Централизованная религиозная организация «Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников)». – М., 2015. – 415 с. 10. Граждан В.Д. «О «духовных дарах» и их почитателях» // Наука и религия. – 1976. – № 12. – С. 23–26. 11. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. – М.: Наука,1978. – 151 с. 12. Пузин А. О некоторых вопросах политики Советского государства по отношению к религии и церкви и задачах Совета: докл., 1958 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 165. Л. 18. 13. Белякова Н.А., Клюева В.П. «Она привела меня к баптистам, а я ее к пятидесятникам». Специфика коммуникативных практик евангельских общин в позднем СССР» // Диалог со временем. – 2018. – № 62. – С. 294–311. 14. Beliakova N., Kliueva V. “Leadership, communication and conflicts among Evangelicals: Analysis of relations in religious communities in the late USSR” // Canadian Slavonic Papers. Revue Canadienne des Slavistes. – 2019. – Vol. 61, iss. 1. – P. 4–24. 15. Воронаев И. «О Крещении Духом Святым» // Евангелист. – 1928. – № 1. – С. 21–24. 16. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. – Вильнюс – М.: Весть, 1992. – 352 с. 17. Москаленко А.Т. Пятидесятники. – М.: Изд-во полит. лит., 1966. – 224 с. 18. Современное пятидесятничество. Итоги единовременного учета фактически действующих на территории СССР религиозных объединений. 1963 г. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 1424. Л. 99–109. 19. Особенности вероучения и культовой практики секты пятидесятников воронаевского толка (Методическая разработка в помощь лектору). 1976. // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 1595. Л. 2-30. 20. Wanner C. Communities of the Converted: Ukrainians and Global Evangelism. – Ithaca: Cornell University Press, 2007. – 305 p. 21. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР. 1940–1960-е годы: История, теория, практика. – СПб: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге. – Европейский дом, 2008. – 544 с. 22. Воронаев И. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» // Евангелист. – 1928. – № 2. – С. 7–8. 23. Левада Ю.А. «Человек приспособленный» // Сочинения: проблема человека. – М.: 24. Белякова Н.А., Клюева В.П. Честные труженики vs диссиденты: саморепрезентация евангельских христиан в позднем Советском Союзе [Электронный ресурс] // Электрон. науч.-образ. журн. «История». – 2018. – Вып. 7 (71). – URL: http://history.jes.su/s207987840002379-5-1 (дата обращения: 09.12.2020). РОДСТВО В СТРАТЕГИЯХ ОБРЕТЕНИЯ И ОСПАРИВАНИЯ ИСЛАМСКОГО АВТОРИТЕТА (ТЮМЕНСКИЙ СЛУЧАЙ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI ВЕКОВ) М.С. Черепанов Получена: 19.01.2021 Рассмотрена: 01.03.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одной из важных научных тем, в рамках которых изучаются причины и процессы складывания мировоззренческого разнообразия, является исследование авторитета. Ученые описывают специфику и последствия его использования, выявляют факторы обретения, поддержания и утраты в тех или иных социально-исторических условиях. Рассмотрена роль родства в стратегиях обретения и оспаривания исламского авторитета в среде татар-мусульман Тюменской области на рубеже ХХ–ХХI веков. Основными источниками послужили материалы, собранные автором во время полевых исследований 2000-х годов в городах и сельских поселениях Тюменской области. Для сбора материала использовались методы неструктурированного наблюдения и интервью по «мягкому» опроснику. Для его анализа – метод обоснованной теории (grounded theory). Кратко описан процесс умножения позиций исламского авторитета в регионе с конца 1980-х годов. В качестве основных определены: муллы, абыстай, хранители астана, организаторы религиозных обрядов из числа местных жителей, улемы, имамы, исламские политические активисты. Утверждается, что эти позиции представляют собой специфические совокупности свойств, обеспечивающие способность влиять на связи мирян со сверхчувственным миром. Обнаружено, что в среде татар-мусульман Тюменской области родство является одним из таких свойств. Выявлены закономерности усиления/ослабления его влияния в структуре исламского авторитета. В частности, наибольшее значение родство имеет для таких позиций, как мулла, хранитель астана и начинающий имам. Его воздействие усиливается в условиях достаточного числа и ослабевает при нехватке религиозных специалистов в той или иной локальности. Без «знания исламской доктрины, обрядов и арабского языка», «сопричастности к жизни мирян» родственные связи перестают работать в пользу исламского авторитета. Ключевые слова: ислам, родство, авторитет, исламский авторитет, мусульмане, татары, Тюменская область, Сибирь Сведения об авторах:
Черепанов Максим Сергеевич – кандидат политических наук, Список литературы: 1. Асад Т. Идея антропологии ислама // Islamology. – 2017. – № 1. – С. 42–60. 2. Kemper M. Religious Political Technology: Damir Mukhetdinov’s ‘Russian‘ Islam’ // Religion, State & Society. – 2019. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09637494. 2019.1571331 (accessed 18 January 2021). 3. Shahab A. What is Islam? The Importance of Being Islamic. – Princeton and Oxford: Princeton University Press. 2016. – 609 р. 4. Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. – СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в Санкт-Петербурге, 2017. – 148 с. 5. Hunwick J. Secular Power and Religious Authority in Muslim Society: The Case of Songhay // The Journal of African History. – 1996 – Vol. 37, no. 2. – P. 175–194. 6. Robinson F. Crisis of Authority: Crisis of Islam? // Journal of the Royal Asiatic Society. – 2009. – Vol. 19. – No. 3 – P. 339–354. 7. Amin H. British Muslims Navigating Between Individualism and Traditional Authority // Religions. – 2019. – No. 10 (6). – P. 1–15. DOI: 10.3390/rel10060354 8. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. Политические исследования. – 2000. – № 1. – С. 97–107. 9. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. Политические исследования. – 2000. – № 2. – С. 6–18. 10. Бурдье П. Генезис и структура поля религии // Социальное пространство поля и практики / Н.А. Шматко. – М.: Ин-т экспер. социол.; СПб.: Алетейя, 2007. – С. 7–75. 11. Бакиева Г.Т., Квашнин Ю.Н. Тоболо-иртышские татары (историко-этнографические очерки); Институт проблем освоения севера Сибирского отделения Российской академии 12. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, 13. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с. 14. Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах) / под ред. И.Б. Гарифуллина, А.П. Яркова. – Тюмень: Экспресс, 2004. – 173 с. 15. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археол. и этногр. СО РАН, 2004. – 72 с. 16. Итоги Всероссийской переписи населения – 2010. Ч. 3. Т. 1. Национальный состав и гражданство населения в Тюменской области. Тюменская область. Тюменская область (без автономных округов) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Тюмень, 2013. – 175 с. 17. Татары Тюменской области: история и современность / Н.Г. Хайруллина, Р.Х. Насыров, В.С. Ташкалова, З.А. Тычинских. – Тюмень: Вектор бук, 2011. – 310 с. 18. Черепанов М.С. Ритуал «хатым-аш»: опыт и перспективы исследования локального исламского контекста // Вестн. археол., антроп. и этногр. – 2020. – № 4 (51). – С. 228–236. 19. Клюева В.П. Жизнь в атеистическом государстве: мусульманские общины Тюменской области (1940–1960-е гг.) // Вестн. археол., антроп. и этногр. – 2009. – № 10. – С. 117–121. 20. Кабдулвахитов К. По следам тюменских шейхов: историческое расследование. – Тюмень: Типография «Печатник», 2005. – 238 с. 21. Рахимов Р. Институт Астаны // История и культура татар Западной Сибири / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова / Ин-т ист. им. Ш. Марджани АН РТ. – Казань, 2015. – С. 519–532. 22. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. – М.: ИД Марджани, 2009. – 216 с. 23. Бобров И., Черепанов М. Фрагментация религиозной власти в исламе (тюменский случай на рубеже ХХ‑ХХI в.) // Вестн. антроп., археол. и этногр. – 2017. – № 2 (37). – С. 155–162. РАБОТА С КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМОЙ: РЕЦЕПТ ВЕРУЮЩИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ А.В. Митрофанова, С.В. Рязанова Получена: 29.01.2021 Рассмотрена: 01.03.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена моделям сублимации культурной травмы в среде верующих Российской Федерации. Исследовательский интерес был направлен на выработку механизмов определения и прорабатывания транспоколенческого опыта членов различных религиозных общин. Основной исследовательский вопрос основывается на понимании религии как актуального компонента общественной жизни, наделенного компенсирующей функцией. Наличие в нем элементов, способствующих сглаживанию остроты переживаний и оправданию сложившейся ситуации с позиции сотериологии, делает религию эффективным средством поддержки психики индивида. Границы полевых исследований, касающихся религиозных сообществ, включают территорию западного Предуралья (Прикамье) как регион кросснационального и кроссрелигиозного развития. В поле исследовательского внимания были включены члены локальной уммы суннитского толка, евангельские христиане, относящиеся к общинам так называемых «классических» (нерегистрированных) христиан веры евангельской и баптистов, принадлежащих к так называемому «Отделенному братству», отказавшемуся от форм правового сотрудничества с властью. В качестве метода сбора информации было использовано полустандартизированное интервью, допускающее элементы отхода от базового набора вопросов. Принцип отбора респондентов был основан на привлечении верующих, чьи родственники старших поколений пострадали в результате репрессивной политики Советского государства на протяжении всего периода истории. Акцент в ходе интерпретации полученного материала был сделан на вычленении своеобразных технологий религиозного характера, которые приводят к принципиальному изменению как восприятия негативных событий прошлого, так и оценки полученного опыта. Используется разработанное авторами понятие сотериологии травмы как совокупности представлений о том, что любые гонения в отношении религиозной организации играют положительную роль, способствуют духовному совершенствованию и укреплению общины. Выделены три модели сублимации негативного опыта, основанные на конфессиональной аффилиации и определяющие восприятие травмы. Определено воздействие описанных моделей на жизненную позицию верующих по отношению к личной истории. Определены принципы помещения травматического опыта в границы индивидуального мировоззрения через призму религиозных взглядов на мир. Ключевые слова: травма, травматический опыт, гонения, верующие, Прикамье, модели переживания травмы. Сведения об авторах:
Митрофанова Анастасия Владимировна – доктор политических наук, ведущий научный Рязанова Светлана Владимировна – доктор философских наук, ведущий научный Список литературы:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСЛАМСКИЙ ДИСКУРС: АВТОБИОГРАФИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЛИГИОЗНОМ АВТОРИТЕТЕ М.С. Ильин Получена: 23.01.2021 Рассмотрена: 10.03.2021 Опубликована: 15.04.2021
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья построена на дискурсивном анализе автобиографических исламских нарративов, рассказывающих о практиках оспаривания мужского религиозного авторитета женщинами-мусульманками в Афганистане и Ливии в конце XX – начале XXI века. В ходе исследования основное внимание уделяется речевым стратегиям авторов, которые являются инструментом для изменения общественных представлений о праве женщин на интерпретацию религиозных, политических, социальных практик. В качестве базового теоретического концепта предлагается рассмотреть альтернативный исламский дискурс, включающий в себя проблему гендерной идентификации в исламских сообществах. Представлена гипотеза о реализации современных практик оспаривания религиозной власти и авторитета женскими исламскими сообществами не на уровне доктринальных дискуссий, а в социальном, образовательном и культурных контекстах. Основной формат выступлений спикеров-мусульман представлен видеоматериалами, размещенными на открытых интернет-платформах. Рассматриваемые выступления авторов-мусульман, исходят из представления об идеологическом контроле над практикой интерпретации религиозных норм. Искажения в интерпретациях религиозных текстов и практик укоренялись в общественном сознании мусульман посредством традиций. Согласно представленным материалам, ведущую роль в ходе трансформации представлений оказывает институт образования. В рамках данного исследования под трансформацией общественных представлений понимается процесс, направленный на преодоление доминирования группой или отдельными персонами, осознающими свое исходное положение с позиции подчиненных. Особое внимание в статье уделяется представлению о власти как о субъектной позиции акторов и праве на реализацию поведенческих моделей в соответствии с требованиями современности. Ключевые слова: ислам, альтернативный дискурс, религиозный авторитет, религиозные нормы, автобиографический нарратив, гендерные движения, гендерная идеология, поведенческая модель. Сведения об авторах:
Ильин Максим Сергеевич – проектный партнер, Манчестерский институт исследований Список литературы:
| ||