ВЕСТНИК
ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ISSN (Print): 2224-9982 ISSN (Online): 2304-6457 | ||
Численное моделирование способа снижения акустического давления при помощи взаимодействия реактивной струи с потоком воды методом широкополосного шума Р.А. Пешков, О.В. Исправникова Получена: 27.03.2024 Рассмотрена: 29.03.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
В свете прогресса в области аэрокосмической индустрии летательным аппаратам ставятся все более строгие требования относительно уровня шума, что требует разработки эффективных методов его снижения. Прогнозирование уровней акустического шума в большинстве случаев представляет собой сложную задачу, которую можно выявить только в ходе полномасштабного эксперимента. Для сокращения числа экспериментов при исследовании воздействия на множество параметров, изменяющихся в большом диапазоне, можно использовать численное моделирование. Численное моделирование шума имеет высокую актуальность в современном мире, особенно в области аэродинамики и авиации. Это позволяет предсказывать и анализировать шумовые характеристики различных объектов, таких как самолеты, автомобили, вентиляционные системы и др. Такие модели помогают оптимизировать конструкции для снижения шума, улучшения производительности и обеспечения безопасности. Таким образом, численное моделирование шума играет важную роль в различных отраслях и является неотъемлемой частью современных исследований и разработок. В данном исследовании было выяснено, что взаимодействие сверхзвуковой струи с потоком воды является эффективным методом снижения уровня шума. Было проведено моделирование этого процесса с использованием программного пакета ANSYS Fluent. Основные факторы, влияющие на уровень шума, были определены как угол подачи воды, относительное положение коллектора вдоль оси и массовый расход воды. Исследование показало, что наилучшие результаты по снижению шума струи были достигнуты при угле подачи воды 60 градусов и расположении коллектора на расстоянии двух диаметров сопла. Интересно, что варьирование коэффициента массового расхода в пределах исследования практически не оказало влияния на результаты. Это может быть связано с тем, что другие факторы, такие как угол подачи воды и расположение коллектора, имеют более существенное влияние на уровень шума. Таким образом, результаты исследования показывают, что взаимодействие сверхзвуковой струи с потоком воды может быть эффективным методом снижения шума. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение других факторов, которые могут влиять на этот процесс, а также на оптимизацию параметров для достижения еще более значительного снижения шума. Ключевые слова: сверхзвуковая струя, шум, турбулентность, аэроакустика, ANSYS Fluent, активные методы, численное моделирование, многофазные течения, подача воды, массовый расход. Сведения об авторах:
Пешков Руслан Александрович (Челябинск, Российская Федерация) – кандидат технических наук, заведующий научной лабораторией «Ракеты-носители, космические и беспилотные летательные аппараты», Политехнический институт Южно-Уральского государственного университета (454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, ORCID: 0000-0002-2063-2107, SPIN-код РИНЦ 655336, Scopus Author ID 57212526560, Исправникова Олеся Владимировна (Челябинск, Российская Федерация) – инженер-конструктор научной лаборатории «Ракеты-носители, космические и беспилотные летательные аппараты», Политехнический институт Южно-Уральского государственного университета (454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, Author ID: 1174035, SPIN-код 2245-3073, e-mail: ispravnikova.2000@mail.ru). Список литературы: 1. Акимов, Г.А. Научно-педагогическая школа кафедры аэрогазодинамики и динамики полета / Г.А. Акимов; под ред. В.Н. Ускова. – СПб., 2012. – 220 с. 2. Экспериментальное определение акустических нагрузок при пусках РН «Стрела» и расчетное определение режимов экспериментальной отработки выводимых космических аппаратов / П.Я. Носатенко, А.В. Бобров, М.Л. Баранов, А.Н. Шляпников // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2010. – № 2. – С. 112–123. 3. Попов, П.А. Конструктивные мероприятия по снижению акустического давления внутри изделий ракетно-космической техники / П.А. Попов, А.А. Синдюков // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2014. – Т. 43, № 1 – С. 68–79. 4. Васильев, В.А. О классификации компьютерных программ [Электронный ресурс] / В.А. Васильев, М.А. Калмыкова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 2. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/02/20478 (дата обращения: 11.04.2022). 5. Kurbjun, M. Limited investigation of noise suppression by injection of water into exhaust of afteburning jet engine / M. Kurbjun // NASA RM L57L05. – 1958. – P. 1–16. 6. FLUENT 12.0 Theory Guide [Электронный ресурс]. – URL: https://www.afs.enea.it/project/neptunius/docs/fluent/html/th/main_pre.htm (дата обращения: 11.04.2022). 7. Грязев, В.М. Моделирование шума реактивных струй на основе уравнений RANS / В.М. Грязев // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2016. – № 12. – С. 311–321. 8. Norum, T.D. Reduction in multi component jet noise by water injection / T.D. Norum // AIAA Paper. – 2004. – № 2976. 9. Turbulence and noise suppression of a high-speed jet by water injection / A. Krothapalli, L. Venkatakrishnan, L. Lourenco [et al.] // Journal of Fluid Mechanics. – 2003. – Vol. 491, № 2004–2976. – P. 131–159. 10. Sankaran S. Suppression of high mach number rocket jet noise by water injection / S. Sankaran, J.K. Ignatius, R. Ramkumar [et al.] // Journal of Spacecraft and Rocket. – 2009. – Vol. 46, № 26. – P. 1164–1170. Исследование радиационной стойкости углеродного волокна С.В. Бочкарев, В.В. Кудрявцев Получена: 25.04.2024 Рассмотрена: 10.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Исследуются физико-механические свойства углеродного волокна ВМН-4. облученного на ускорителе электронов ЭлТ-1,5А дозами до 10 МГр, которая выбиралась из ряда согласно ГОСТ 9.706-81. Показано, что углеродное волокно обладает высокой радиационной стойкостью до доз 7,0 МГр, а при дозах 1,0–3,0 МГр происходит увеличение прочности, которое обусловлено изменением плотности упаковки молекул за счет увеличения двойных и тройных связей в структуре волокна. Приведены данные рентгенограмм, которые показали, что при облучении уменьшаются межплоскостные расстояния, т.е. происходит аморфизация материала за счет разрыва цепей и нарушения их упаковки. Рассчитан период кристаллической решетки dhkl, который уменьшается с 3,56 (0 МГр) до 3,18 (9 МГр). Приведены исследования структуры волокна методом электронного парамагнитного резонанса, который показал, что с повышением дозы облучения концентрация парамагнитных центров возрастает до 2 МГр, а затем резко падает. Р. Паулик, И. Паулик, Л. Эрдеи исследовалась термостойкость системы на дериватографе с одновременным определением параметров при термографическом анализе. По полученным термоаналитическим кривым были рассчитаны дифференциальные и на их основе интегральные теплоты сгорания, которые показали, что свыше 2 МГр наблюдается частичное радиационное повреждение волокна, приводящее к разрушению образовавшихся в материале двойных и тройных связей. Приведена зависимость максимальной скорости потери массы волокна от дозы облучения, которая резко уменьшается к дозе 2 МГр в 1,5 раза. Ключевые слова: полимерный композиционный материал, углеродное волокно, ускоренные электроны, космическое излучение, прочность, парамагнитный центр, свободные радикалы, рентгеноструктурный анализ, кристаллическая решетка, термографический анализ, дифференциальная теплота, интегральная теплота, корреляционная связь. Сведения об авторах:
Бочкарев Сергей Васильевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Микропроцессорные средства автоматизации», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: bochkarev@msa.pstu.ru). Кудрявцев Владимир Владимирович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: vladim77@yandex.ru). Список литературы:
Экспериментальная отработка процессов и характеристик низкотемпературного твердотопливного газогенератора с большим временем работы П.А. Митрович, В.И. Малинин Получена: 03.05.2024 Рассмотрена: 10.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Статья посвящена экспериментальному исследованию параметров низкотемпературного (температура рабочего тела на выходе составляет 300…700 К) твердотопливного газогенератора с пористым ёмкостным охладителем, работающего 350 с. Объектом исследования является газогенератор с зарядом серийно отработанного твердого топлива массой 5,1 кг и пористым, состоящим из порошкообразного бора (масса 2,9 кг) со средним размером частиц 0,2…0,3 мм. Для расширения температурного диапазона рабочего тела впервые применено разделение потоков на охлаждаемый и неохлаждаемый. Полученные параметры подтверждают волновой процесс теплообмена и хорошо согласуются с теорией. В прогретой зоне за волной теплообмена выявлено протекание экзотермической химической реакции водяного пара с бором, вследствие чего повышается температура внутри пористого емкостного охладителя на 100…350 К по отношению к температуре в камере сгорания газогенератора. Результаты термодинамических расчетов с частичным неравновесием согласуются с экспериментом. Реализация химической реакции не влияет на процесс волнового теплообмена, ослабляет волну конденсации и повышает эффективность работы охладителя. Низкотемпературный твердотопливный газогенератор с пористым рекомендуется для промышленного применения в качестве источника рабочего тела и как источник топлива для создания тяги в силовых установках. Ключевые слова: источник рабочего тела, двигательная установка, твердое газогенераторное топливо, пористый емкостный охладитель, порошкообразный бор, волновой эффект теплообмена. Сведения об авторах:
Митрович Петр Андреевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомолький пр., 29, e-mail: petr.mitrovic@yandex.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомолький пр., 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Список литературы:
Термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины Я.А. Остапюк, Ю.Д. Новикова, А.Ю. Ткаченко, А.А. Алексенцев Получена: 07.05.2024 Рассмотрена: 10.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Приводится термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины. В связи с разрабатываемым в Самарском университете турбогенератором малой мощности для нужд распределенной энергетики была поставлена задача по созданию виртуального стенда испытаний, для определения готовности инфраструктуры и потребных мощностей оборудования для проведения натурных испытаний. В результате CFD-расчета узлов проектируемого турбогенератора были получены напорная характеристика и характеристика коэффициента полезного действия компрессора, которые были экспортированы в среду концептуального проектирования «АСТРА» для дальнейшего расчета термодинамических характеристик рабочего тела с целью проектирования спирального сборника воздуха за компрессором, проектирования подвода воздуха к турбине с помощью ресивера или улитки, проектирования отвода воздуха от турбины, определения рабочих условий элементов стенда, например дисковых затворов, для их корректного подбора. Отсутствие газодинамической связи компрессора с турбиной позволяет получить экспериментальное подтверждение характеристик малоразмерных компрессоров в широком диапазоне режимов работы. Для привода компрессора организуется подача сжатого воздуха в сечение перед турбиной. При этом из-за отсутствия подогрева рабочего тела стоит задача определения параметров воздуха на выходе из турбины, низкие значения температуры которого на некоторых режимах работы могут привести к обледенению элементов стенда и повлиять на качество эксперимента. При решении этой задачи были получены точки на напорных ветках характеристики компрессора, которые были сняты с учетом ограничений на параметры подаваемого на турбину сжатого воздуха, а также определены параметры сжатого воздуха, подаваемого на турбину. Ключевые слова: компрессор, турбина, газодинамически развязанный турбокомпрессор, напорная характеристика компрессора, турбогенератор, рабочий процесс, термодинамический расчет, стенд, виртуальный стенд, среда концептуального проектирования. Сведения об авторах:
Остапюк Ярослав Анатольевич (Самара, Российская Федерация) – научный сотрудник НИЛ-207, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: ostapyuk.tdla@ssau.ru). Новикова Юлия Дмитриевна (Самара, Российская Федерация) – инженер НОЦ ГДИ-209, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: novikova@ssau.ru). Ткаченко Андрей Юрьевич (Самара, Российская Федерация) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов имени В.П. Лукачева», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: tau@ssau.ru). Алексенцев Артем Алексеевич (Самара, Российская Федерация) – лаборант-исследователь НИЛ-207, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: aleksencev.aa@ssau.ru). Список литературы:
Влияние геометрических параметров элементов штырьковых матриц на эффективность охлаждения сопловых лопаток турбины высокого давления Н.А. Овсейчук, Д.А. Попов, С.О. Швалев Получена: 07.05.2024 Рассмотрена: 10.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Одним из методов, способствующих совершенствованию и развитию газотурбинных двигателей, является увеличение эффективности системы охлаждения наиболее нагруженного элемента проточной части турбины высокого давления – сопловой лопатки путем повышения теплообмена в системе. Основной способ интенсификации конвективного теплообмена – установка различных турбулизаторов потока на теплопередающей поверхности. Одной из таких конструкций является штырьковая матрица, которая в сопловой лопатке обычно находится в области выходной кромки. Однако штырьки традиционных форм имеют низкие показатели теплопередачи в канале, что может привести к негативным последствиям при доводке и эксплуатации двигателя. Рассмотрены модификации штырьковых турбулизаторов потока, при помощи которых возможно устранить застойную зону с низким коэффициентом теплоотдачи в области кормовой части штырькового элемента, образующуюся при их обтекании охлаждающим воздухом. По результатам исследования влияния формы и размера штырькового элемента на интенсивность теплообмена выяснено, что наилучшим вариантом формы поперечного сечения штырька является эллипс. При внедрении такого штырька в штырьковую матрицу, интегральная величина коэффициента тепловой эффективности TPF увеличилась более, чем на 7 %, по сравнению с исходным (круглым) вариантом формы штырька. Проведено математическое моделирование сопловой лопатки со штырьковыми элементами матриц исходной и эллипсовидной формы. В результате анализа выяснено, что в модифицированной сопловой лопатке улучшается тепловое состояние в области выходной кромки на внутренней и наружной части пера со снижением температуры на поверхности до 15,3 и 7,3 градусов соответственно при неизменном расходе охлаждающего воздуха. Ключевые слова: газотурбинный двухконтурный двигатель, турбина, турбина высокого давления, сопловая лопатка, охлаждение, теплообмен, вихреобразование, штырьковая матрица, турбулизаторы потока, численное моделирование. Сведения об авторах:
Овсейчук Никита Александрович (Пермь, Российская Федерация) – инженер-конструктор-расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам, ОДК-Авиадвигатель (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: ovseychuk-na@avid.ru). Попов Денис Андреевич (Пермь, Российская Федерация) – инженер-конструктор-расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам, ОДК-Авиадвигатель (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: popov-da@avid.ru). Швалев Сергей Олегович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Авиационные двигатели», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29); инженер-конструктор-расчетчик отдела расчетно-экспериментальных работ по турбинам, ОДК-Авиадвигатель (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: shvalev-so@avid.ru). Список литературы: 1. Иноземцев, А.А. Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок: учебник / А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин, В.Л. Сандрацкий. – М.: Машиностроение, 2008. – Т. 1. – 201 с. 2. Karthik, K. External and Internal Cooling Techniques in a Gas Turbine Blade – An Overview / K. Karthik, S. Srikanth // International Journal of Engineering Research & Technology. – 2021. – № 8. – Р. 85–95. 3. Кривоносова, В.В. Анализ и совершенствование системы охлаждения сопловой лопатки газовой турбины / В.В. Кривоносова, Н.Н. Кортиков // Научно-технические ведомости CПбПУ. Естественные и инженерные науки. – 2018. – № 3. – С. 80–90. 4. Современные системы охлаждения сопловых лопаток высоконагруженных газовых турбин / С.И. Сендюрев, А.С. Тихонов, В.Т. Хайрулин, Н.Ю. Самохвалов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. – 2015. – № 42. – С. 34–46. 5. Han, J.C. Gas turbine heat transfer and cooling technology / J.C. Han, S. Dutta, S. Ekkad. – 2-е изд. – Boca Raton: CRC Press, 2013. – 843 р. 6. Sin, Ch. S. Experimental investigation of internal cooling passages of gas turbine blade with pin-fins and rib-turbulators / Ch.S. Sin; University of Pittsburgh. – Pittsburgh, 2012. – 117 р. 7. Numerical study of a novel curved pin fin for heat transfer enhancement within aeroengine turbine blade / Luo Lei, Yan Han, Du Wei [et al.] // Aerospace Science and Technology. – 2022. – № 123. 8. Разработка и численное исследование штырьковых турбулизаторов потока, размещенных в конфузорно-диффузорных каналах / В.О. Киндра, С.К. Осипов, А.Н. Вегера [и др.] // Труды седьмой российской национальной конференции по теплообмену. – М.: Изд. дом МЭИ, 2018. – С. 364–367. 9. Richard, Dennis The Gas Turbine Handbook / D. Richard. – Morgantown: NETL, 2006. – 447 c. 10. Enhanced thermal performance of a pin-fin cooling channel for gas turbine blade by density-based topology optimization / Yeranee Kirttayoth, Rao Yu, Yang Li, Li Hao // International Journal of Thermal Sciences. – 2022. – № 181. 11. Numerical study of unsteady flow and cooling characteristics of turbine blade cutback trailing edges integrated with pin fins and film holes / Li Yuefeng, Xu Huazhao, Wang Jianhua [et al.] // Aerospace Science and Technology. – 2022. – № 126. 12. Marwan, E. Pin-fin shape and orientation effects on wall heat transfer predictions of gas turbine blade / E. Marwan, Y. Yufeng, Y. Jun // AIP Conference Proceedings. – Surakarta, Indonesia: AIP Publishing, 2019. 13. Lienhard, J.H. A heat transfer textbook / J.H. Lienhard. – 3rd ed. – Cambridge MA: Phlogiston press, 2003. – 749 c. 14. Gee, D.L. Forced convection heat transfer in helically rib-roughened tubes / D.L. Gee, R.L. Webb // Int. J. Heat Mass Transfer. – 1980. – № 23. – Р. 1127–1136. 15. Menter, F.R. Ten Years of Industrial Experience with the SST Turbulence Model / F.R. Menter, R. Langtry, M. Kuntz // Turbulence, Heat and Mass Transfer 4 (CD-ROM Proceedings). Redding, CT: Begell House Inc. – 2003. – Р. 625–632. 16. Варгафтик, Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / Н.Б. Варгафтик. – 2-е изд. – М.: Наука, 1972. – 720 c. Разработка экспериментальной установки критического истечения порошково-газовых смесей Г.А. Доткин, М.Д. Зорин, В.И. Малинин, А.В. Елькин, М.Ю. Храмцов, Р.Д. Губин Получена: 28.05.2024 Рассмотрена: 31.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Посвящена разработке экспериментальной установки критического истечения и проектированию устройства регулирования расхода для исследования процесса подачи порошкового (гранулированного) топлива в камеру сгорания ракетных и прямоточных двигателей. Основные требования к новой экспериментальной установке – обеспечение возможно более полной имитации порошкообразных топлив, безопасность при работе с установкой, простота конструкции и возможность ее модернизации, наличие аппаратно-программного комплекса. На основе поставленных требований спроектированы конструктивно-компоновочные схемы устройства регулирования расхода и экспериментальной установки, пневматическая схема, схема расположения измерительных датчиков, разработана программа испытаний на данной установке. Описан способ измерения и регистрации параметров – измерения записываются с частотой 10 Гц, расчетные величины вычисляются автоматически на основе измерений, для последующей обработки параметры усредняются на определенном временном промежутке. Установка критического истечения порошково-газовых смесей позволит проводить эксперименты по определению дроссельных характеристик (удельных расходов газа и порошка), а также зависимости критического отношения давлений от геометрических характеристик форсунок и давления на входе в форсунку. В отличие от классической газодинамики, где критическое отношение давлений газа не зависит от давления на входе, критическое отношение для порошково-газовой смеси может изменяться при изменении давления на входе. Предполагаемый качественный вид дроссельных характеристик для двухфазной среды «порошок + газ» в зависимости от давления на входе – степенная функция с показателями 0,5 и 1,5 для порошка и газа соответственно, как и экспериментальные зависимости, полученные на установке-прототипе. Количественные результаты могут отличаться по причине отличия физико-механических свойств материалов. Путем построения дроссельных характеристик определяются оптимальные геометрические характеристики форсунки. Ключевые слова: порошковое металлическое горючее, гранулированное топливо, экспериментальная установка, устройство регулирования расхода, критическое истечение, пневматическая схема, критическое отношение давлений, дроссельная характеристика, система подачи, двухфазная среда. Сведения об авторах:
Доткин Григорий Алексеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: g.dotkin@gmail.com). Зорин Максим Дмитриевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: macy-1998@mail.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: malininvi@mail.ru). Елькин Андрей Владимирович (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: elkinav237@gmail.com). Храмцов Михаил Юрьевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: hramtsovm@yandex.ru). Губин Роман Дмитриевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: qwerty.gubin@gmail.com). Список литературы:
Обзор методов и средств измерения эмиссии оксидов азота NOx в газотурбинных технологиях А.Н. Саженков, А.И. Фатыков, И.Б. Мелузова Получена: 29.05.2024 Рассмотрена: 31.05.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлен обзор основных методов и средств прямого измерения оксидов азота NOx (NO+NO2), применяемых в газотурбинном двигателестроении, на предмет их возможного введения в типовую конструкцию турбомашин для непрерывного мониторинга и управления NOx. Установлено, что в авиационном двигателестроении измерение NOx осуществляют главным образом при проведении стендовых испытаний. Во время полета существующие способы измерения эмиссии малопригодны из-за сложности и громоздкости технологического оборудования, высокого уровня внешних воздействующих факторов. Задача контроля и учета выбросов оксидов азота газотурбинных установок в целом успешно решена. В западных странах налажен серийный выпуск и массовое применение газоанализаторов NOx. В РФ промышленные технологии измерения NOx также содержательно развиты и имеют глубокий потенциал. Однако серийно эксплуатируемые системы контроля и учета эмиссии пока сохраняют определенные методологические недостатки, в том числе сложную систему отбора и подготовки проб газов, значительную трудоемкость процесса измерения, высокие эксплуатационные затраты. Поэтому, как показал обзор, в РФ пока нет массового оборудования турбомашин средствами контроля эмиссии NOx. Представляется целесообразным поиск новых способов оценки эмиссии авиационных двигателей и газотурбинных установок для целей непрерывного мониторинга и управления NOx. Ключевые слова: эмиссия, оксиды азота, газотурбинный двигатель, газотурбинная установка, газоанализатор, электрохимический датчик, система отбора проб газа, система контроля, мониторинг, управление, диагностика, нормы на выброс вредных веществ. Сведения об авторах:
Саженков Алексей Николаевич (Пермь, Российская Федерация) – кандидат технических наук, помощник управляющего директора – генерального конструктора, АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: office@avid.ru). Фатыков Альмир Илгизович (Пермь, Российская Федерация) – инженер отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования САУ, АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: alm-fatykov@ya.ru). Мелузова Ирина Борисовна (Пермь, Российская Федерация) – ведущий инженер по измерениям отдела автоматизированных информационно-измерительных систем, АО «ОДК-Авиадвигатель» (614990, Пермь, Комсомольский пр., 93, e-mail: irinameluzova@yandex.ru). Список литературы:
Обзор мировых тенденций в области разработки газотурбинных установок на водородосодержащем топливе И.С. Кузнецов, Д.А. Безбог, Р.В. Бульбович, М.И. Соколовский Получена: 08.06.2024 Рассмотрена: 14.06.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Затронута актуальная проблема экологии в сфере топлива, в частности его сжигания в газотурбинных установках наземного применения. В мире прослеживается тенденция на поиск альтернативных источников энергии, и одним из таких источников может стать водород. Мировые компании, разрабатывающие газотурбинные установки, использующиеся для выработки энергии, перекачки газа или служащие приводом, стремятся применить водород в качестве части топлива для таких установок, а в будущем использовать топливо, состоящее полностью из водорода. Этому процессу способствует ужесточение экологических норм для промышленного сектора, ведь именно он является главным источником вредных выбросов на нашей планете. В первой части статьи приведен обзор мирового топливного рынка и описаны факторы роста потребления энергии человечеством, основные потребители энергии, прогноз роста потребления топлива, недостатки использования традиционных видов топлива, преимущества использования водорода в качестве топлива, а также прогнозирование мирового рынка водородного топлива. В основной части статьи показаны последние разработки мировых лидеров производства промышленных газотурбинных установок, занимающихся разработкой и производством промышленных газовых турбин, использующих водород в качестве топлива или его части. В статье представлены такие компании, как Siemens, Baker Hughes, Kawasaki, General Electric, Man, Mitsubishi и др. Далее представлены основные линейки газовых турбин данных компаний, их рабочие характеристики и процент использования водорода в топливе, также упомянуты их стремления и направления разработки, особенно в сторону увеличения содержания водорода в топливе. Ключевые слова: водород, экология, эмиссия, газовые турбины, мировой рынок топлива, производители, потребление, мощность, тенденции, разработки, прогноз, энергия. Сведения об авторах:
Кузнецов Иван Сергеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический универсистет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Radiofm_2010@mail.ru). Безбог Дмитрий Алексеевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический универсистет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: dmitry.bezbog@gmail.com) Бульбович Роман Васильевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический универсистет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: Bulbovich@pstu.ru). Соколовский Михаил Иванович (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, член-корреспондент РАН, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический универсистет (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: pioneer241@mail.ru). Список литературы:
Разработка математической модели твердотопливной газогенераторной системы для подачи компонентов ракетного топлива П.А. Митрович, В.И. Малинин Получена: 11.06.2024 Рассмотрена: 16.06.2024 Опубликована: 26.07.2024
PDF |
Аннотация |
Сведения об авторах |
Список литературы |
Аннотация:
Представлена математическая модель твердотопливной газогенераторной системы для подачи компонентов ракетного топлива. Источником рабочего тела является инертный газ, предварительно закаченный в баллон-ресивер, и несколько низкотемпературных твердотопливных газогенераторов с пористыми ёмкостными охладителями, срабатывающих последовательно при достижении заданного давления в баллоне. Команду на запуск газогенератора выдает система управления, связанная с сигнализатором давления в баллоне-ресивере. Разработанная модель описывает процессы тепломассообмена в газогенераторной системе и основана на законах сохранения массы (уравнении неразрывности) и энергии, а также уравнении состояния реального газа. Учитываются неидеальность газов, зависимость теплофизических свойств от состава и температуры, а также особенности внутренней баллистики низкотемпературного твердотопливного газогенератора. Получены расчетные зависимости температуры, давления и расхода рабочего тела в различных элементах системы от времени работы (1000 c). При срабатывании газогенератора происходят резкие скачки температуры смеси, давления в баллоне-ресивере и расхода. Данный характер изменения объясняется тем, что время работы газогенератора много меньше времени функционирования газогенераторной системы в целом. Показано, что температура рабочего тела изменяется в диапазоне от 235 до 350 К. Расход газа уменьшается с 14 до 9,5 г/с, что обусловлено ростом температуры и газовой постоянной смеси в баллоне-ресивере. Давление и температура в топливном баке остаются постоянными (погрешность для температуры ± 5 К). Разработанная математическая модель может быть использована для проектирования и оценки массогабаритной эффективности твердотопливных газогенераторных систем подачи компонентов ракетного топлива. Ключевые слова: двигательная установка малой тяги, вытеснительная система подачи, физическое описание, математическое моделирование, уравнение Ван-дер-Ваальса, азот, гелий, продукты сгорания, твердое топливо, теплофизические параметры, газодинамические параметры. Сведения об авторах:
Митрович Петр Андреевич (Пермь, Российская Федерация) – аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомолький пр., 29, e-mail: petr.mitrovic@yandex.ru). Малинин Владимир Игнатьевич (Пермь, Российская Федерация) – доктор технических наук, профессор кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Пермь, Комсомолький пр., 29, Список литературы:
| ||